Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Адмирал кузнецов биография


Кузнецов Николай Герасимович. Биография адмирала

Адмирал Кузнецов

Кузнецов Николай Герасимович (рожд. 11 (24) июля 1904 г. — смерть 6 декабря 1974 г.) – Адмирал Флота Советского Союза. 1939 — 1946 гг. – нарком Военно-морского флота СССР, вместе с этим в Великую Отечественную войну (ВОВ) занимал должность главнокомандующего военно-морским флотом.

1948 год – по сфабрикованному обвинению за передачу секретных документов союзникам во время войны, понижен в звании до контр-адмирала. 1951 — 1953 гг. – военно-морской министр. 1953 — 1956 гг. – главнокомандующий ВМФ — заместитель министра обороны СССР, адмирал (1955 г.). 1956 год – понижен до вице-адмирала. 1988 год – восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза (посмертно).

Происхождение. Ранние годы

Родился Николай Кузнецов в селе Медведки Архангельской губернии в семье крестьянина. 1915 год – после смерти отца мальчик жил у дяди в Архангельске, летом возвращался в село помогать матери.

1919 год – в 15-ти летнем возрасте добровольно вступил в Северо-Двинскую военную флотилию. 1926 год – окончил с отличием военно-морское училище и в 1932 году военно-морскую академию. 1919 год – начал службу на флоте матросом Северо-Двинской военной флотилии. 1921–1923 гг. – прошел подготовительную школу для моряков военного флота и подготовительные курсы при Военно-морском училище.

Военная карьера

1926 год – окончил Высшее военно-морское училище.

1932 год – окончил Военно-морскую академию.

1932–1933 гг. – на должности старшего помощника командира крейсера «Красный Кавказ», который в 1933 г. стал одним из лучших кораблей Черноморского флота.

1933 – 1936 гг. – командир крейсера «Червона Украина».

В 1936-1937 гг. – военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании.

1937 год – заместитель командующего Тихоокеанским флотом.

1938 – 1939 гг. — командующий Тихоокеанским флотом.

1939-1946 гг. – Народный комиссар ВМФ СССР, главнокомандующий ВМФ.

Перед началом 2-й мировой войны Кузнецовым была разработана система боевой готовности флотов и флотилий, которая позволила ВМФ встретить начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. во всеоружии. В ходе войны руководил боевыми действиями ВМФ.

1945 год – принимал участие в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, Америки и Англии.

Первая опала

По окончании войны взгляды на развитие флота адмирала Кузнецова и И. В. Сталина разошлись. Чтобы удалить его от дел, было сфабриковано обвинение. 1948 год – на Кузнецова и трех адмиралов – Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и Г. А. Степанова поступил донос. Они обвинялись в незаконной передаче союзникам во время ВОВ секретных документов на парашютную торпеду. По сфабрикованному обвинению Военной коллегией Верховного суда были признанны виновными все четверо. Соратники Николая Герасимовича Кузнецова были приговорены к тюремному заключению, а Кузнецова понизили в звании до контр-адмирала.

1948 год, июнь – Кузнецов заместитель главкома войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.

1950 год, февраль – назначен командующим 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.

1951-1953 гг. – Николай Герасимович министр ВМФ.

1953-1955 гг. – первый заместитель министра обороны СССР – главком ВМС.

Вторая опала

В 1950-е годы довольно четко проявились тенденции принижения роли флота в связи с созданием ядерного оружия. Военные корабли начали пускать на металлолом. Адмирал Кузнецов не соглашался с этим, необходим был предлог для удаления его от дел, и предлог был найден.

1955 год, октябрь – в Севастополе в результате взрыва по невыясненным причинам затонул линкор “Новороссийск”.

1956 год – неугодный Адмирал Флота Советского Союза в очередной раз был понижен в звании до вице-адмирала и уволен в отставку.

Наследие. Смерть

В отставке, Кузнецов Николай Гаврилович энергично взялся за литературную деятельность.

1965 год – книга «Накануне» была готова, но к читателю пришла не сразу. Одна за другой выходили книги воспоминаний адмирала о его службе в Испании и участии в управлении флотом в годы ВОВ: в 1971 году — «Накануне», «На далеком меридиане», «На флотах боевая тревога», в 1975 — «Курсом к победе» и другие.

Основной целью флотоводца явились выводы о прошедшем, из которых следовало извлекать уроки на будущее. Один из немногих мемуаристов флагман затрагивал вопросы стратегии.

Умер Кузнецов Николай Гаврилович 6 декабря 1974 г. в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Восстановление в звании

Выдающийся флотоводец, немало сделавший для победы в Великой Отечественной войне, был восстановлен в воинском звании Адмирала Флота Советского Союза в июле 1988 года (посмертно).

ред. shtorm777.ru

shtorm777.ru

Адмирал флота Николай Герасимович Кузнецов

Адмирал Кузнецов является образцом для всех флотских, он символ равный великим мореплавателям и флотоводцам Ушакову и Нахимову. Он один из первых руководителей советского флота, которому посвятил всю свою жизнь. Несмотря на это Николай Кузнецов был много раз не заслуженно обижен и память его пытались придать забвению. Простой моряк, адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов всегда честно исполнял свой долг.

В 1904 году на Дальнем Востоке вспыхнула война с Японией, в которой Россия лишилась океанского флота. А 11 июля в деревне Медведки Архангельской губернии родился мальчик названный Николаем. С детских лет он отличался редкой способностью увлечь своими идеями окружающих. Николай увлекся морем. В пятнадцать лет, приписав себе два года, ушел добровольцем в Северодвинскую Красную флотилию.

Карьера Николая Кузнецова стремительно пошла вверх. После окончания с отличием военно-морской академии он был назначен командиром крейсера «Червона Украина». Николай Кузнецов внедрил систему боевой готовности корабля и сделал крейсер образцовым. На крейсер «Червона Украина» зачастили высшие руководители государства. Сталин приметил молодого и талантливого моряка.

В 1936 году в Испании поднялся мятеж против республиканского правительства. Германия начала снабжать мятежников оружием. Государство СССР поддержало республику. Николая Кузнецова назначают морским советником по военно-морским вопросам в Испании. Его задачей было обеспечить доставку морем помощи республиканцам. Авиация фашистов бомбила порты, срывая поставки. Николай Кузнецов организовал дежурство истребителей над портом и максимально сократил время разгрузки. Теперь грузы приходили без перебоев. Еще в Испании он убедился в способности авиации наносить мощные удары по кораблям. Готовность флота всегда должна быть высокой.

После 1930 года ведущие морские державы развернули обширное строительство боевых кораблей. СССР тоже приняло решение создать мощный военный флот. В 1939 году Николай Кузнецов был назначен военным комиссаром военно-морского флота, став самым молодым главкомом. Сталинскую строительную программу 1938 года главком ценил как «неприемлемую» для реальных нужд флота. Вождь был захвачен идеей постройки линкоров и тяжелых крейсеров, однако боевой опыт Николая Кузнецова доказывал, что без воздушного прикрытия надводные корабли не могут действовать эффективно.  Главком создал проект авианосца, но Сталин, обычно считавшийся с мнениями специалистов, отложил строительство плавучего аэродрома на 5 лет. Николай Кузнецов чувствовал безнадежность добиться разумного решения.

Для защиты кораблей с воздуха главнокомандующий флотом Николай Кузнецов приступил к созданию береговой авиации. На флотах формировали полки истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев. 

В Европе разбушевалась война. Главком флота сосредоточил силы на создании системы готовности флота к  войне. В 1941 году 14 июня Николай Кузнецов лично доложил Сталину о том, что немецкие суда срочно начали покидать советские порты, следовательно, через 5-7 дней можно было ожидать нападение Германии.

Сталин назвал главкома провокатором сказав, что уже на следующий день выйдет постановление ЦК об опровержении панических слухов о предстоящем нападении.

Миф о внезапном нападении был создан, чтобы оправдать катастрофу 1941 года, но еще 21 июня в 20:00 Сталин отдал приказ Генеральному штабу о приведении войск в полную боевую готовность.

О флоте вспомнили только в 23:00. Николая Кузнецова срочно вызвали в генштаб,  где Тимошенко диктовал Жукову телеграмму в округа. Главкому была брошена фраза: «Сегодня ночью возможно нападение немцев». Николай Кузнецов отдал приказ по телефону о приведении флота в полную боевую готовность. А телеграмма Жукова в приграничные округа была отправлена только в полпервого ночи 22 июня.

Флот готовился к битве на море, но корабли противника не появились. Фашистская авиация начала бомбить наши рейды. 24 июня фашистские войска прорвались к немецкой базе в Лиепае. Гарнизон города и моряки держались пять дней, эсминцы, заблокированные минами в бухте, пришлось взорвать. Угроза нависла над главной базой Балтийского флота. Сухопутные войска начали отступление, а приказа от командования на действия флота не поступало. Николай Кузнецов, не дожидаясь команды, решил лично перевести флот в Кронштадт из Таллинна. Несмотря на большие потери главные силы флота прорвались.

Мощная артиллерия флота стала основным препятствием для штурма Ленинграда. Линия блокады установилась по радиусу дальности стрельбы орудий - 24 километра. За время войны почти 20000 моряков сошли на берег. Возрождалась морская пехота, созданная еще Петром I.  Морскими пехотинцами закрывали бреши на фронте. В лобовых атаках погибали опытные моряки, на обучение которых затрачивались годы.

Еще в первые месяцы войны Николай Кузнецов лично разработал план удара по Вильгельму. В ночь на 8 августа 1941 года 15 бомбардировщиков Балтийского флота взяли курс на Берлин. Это был наш первый успех в войне.

 Советский флот успешно участвовал в операциях великой отечественной войны, что стало возможно, благодаря созданной Николаем Кузнецовым эффективной системы взаимодействия ВМФ с сухопутными войсками. В 1944 году  Николаю Герасимовичу Кузнецову было присвоено звание «адмирал флота». Еще не окончилась война, а главком составил новую судостроительную программу. Как и предвидел Николай Кузнецов - авианосцы превратились в основную силу на море. Этот факт был главным в его новом плане. Во время войны отсутствие специальных судов несло большие потери при высадке десанта, поэтому вторым приоритетным направлением новой программы стали десантные корабли. Но судостроение, не имевшее опыта постройки таких кораблей, ограничилось лишь проектами. Воссозданная адмиралом Кузнецовым морская пехота сегодня элитный род войск, оснащенный десантными кораблями различных классов и тяжелой техникой. Учитывалось в новой программе Кузнецова и качественно новое оружие. Адмирал Кузнецов создал при академии наук СССР секцию разрабатывавшие защиту кораблей от современных видов оружия. Там был также разработан новый тип движителя на основе атома для подводных лодок. Позже был заказан проект боевой атомной подводной лодки. Первую атомную подводную лодку проекта 627 заложили в 1954 году.  В 1957 году она сошла под названием «Ленинский Комсомол».

Николай Кузнецов

Адмирал Кузнецов

В конце 40-х годов стареющий Сталин, опасаясь, что герои войны могут посягнуть на его власть, отстранил от должности маршала Жукова и расстрелял главкома авиации Новика. Громкое дело парашютной торпеды задело Сталина, и он отдал распоряжение о разжаловании Николая Кузнецова до контр-адмирала и направление его для прохождения воинской службы на Тихоокеанский флот. После перевода Кузнецова все проекты судостроения были пущены в ход во вред делу главкома. Так ввиду трудности постройки были урезаны авианосцы. 

В 1951 году в войне с Кореей ВМС США активно использует авианосцы. Советский Союз выступает на стороне северокорейских коммунистов. Нарастает прямая угроза с Америкой. Сталин возвращает к руководству  ВМФ СССР. Во второй раз Николай Кузнецов стал адмиралом флота. Командующий вновь обращается к проекту авианосца, но Сталин все меньше интересуется вооружением армии и флота.

Главком Адмирал Флота Н.Г. Кузнецов и командование Северного Флота. 1945 год

Проект главкома снова увяз в согласованиях. Отсутствие авианосцев заставило искать мощное оружие против американских авианосных армад. Так появилась ракета КСС «Стрела» воздушного и наземного базирования. Необходимость срочно поднять ударную силу надводных кораблей привела адмирала Кузнецова к идее установки на них ракет КСС, но «Стрела» оказалась слишком громоздкой для боевых кораблей. Тогда конструкторы разработали автомат, который распрямлял крылья ракет. Таким образом, проблема была решена, а Россия по сей день является лидером в создании противокорабельных ракет.

заседание Потсдамской конференции. Третий справа - Н.Г. Кузнецов. Июль 1945 год

Адмирал Кузнецов увидел в ракетной технике и стратегические возможности. Он предложил установить на дизельные подводные лодки баллистические ракеты наземного базирования «Р-11». 16 сентября 1955 года был произведен первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки. Конструктор Макеев, проводивший работы по этому проекту впоследствии создал целую серию ракет для подводного старта с  дальностью действия от 9000 до 11000 км. После смерти Сталина, который бесконечно откладывал программу главкома, появилась уверенность, что новый флот будет построен.

Николай Герасимович и Вера Николаевна Кузнецовы

Все накопившиеся идеи Николай Кузнецов вкладывал в строительство нового флота. Авианосцы, ракетные крейсеры, океанские подводные лодки, должны были сделать Советский Союз ведущей морской державой. В марте 1954 года главком представил доклад о судостроении, и рассмотрение плана было вновь отложено. Руководителем страны был Никита Хрущев. Он уже тогда решил отказаться от военного флота и сделал ставку на стратегические ракеты. У Николая Герасимовича случился инфаркт от переживаний. Он написал рапорт об отставке, но его не отпускали. Была введена должность первого заместителя главкома, которым стал Горшков. 25 сентября в Севастополе взорвался линкор Новороссийск. Комфлота Горшков лично руководил спасательной операцией. В докладной записке Горшков основную вину возложил на Николая Кузнецова. Адмирал Кузнецов был отстранен от командования, и понижен в звании до вице-адмирала.

Интересный факт. В 1938 году во время жестокого шторма погиб эсминец «Решительный». В разгар репрессий командир, потерявший боевую единицу, автоматически становился врагом народа. Но главнокомандующий Кузнецов отправился лично к Сталину докладывать обстоятельства катастрофы. Главком поручился за командира боевого корабля. Командиром эсминца был Сергей Горшков.

Новый главком Горшков послушно исполнил волю Хрущева. На металл разрезали крейсеры, в том числе уже оснащенные ракетами. Вскоре Горшков развернул строительство атомного ракетного подводного флота. Сергей Горшков был авторитетным и знающим командующим, но уж очень ревниво относился к тому, что было сделано Кузнецовым.

памятник адмиралу Кузнецову во Владивостоке

В 1962 году 22 октября президент Кеннеди заявил о присутствии на Кубе советских ядерных ракет и установил морскую блокаду острова. Хрущеву нечего было послать в Карибское море кроме подводных ракетоносцев. Чтобы обозначить присутствие нашего флота подводным лодкам дают самоубийственный приказ всплывать на виду у американских кораблей.

Оказалось, что сильный надводный флот необходим. Вскоре новые ракетные крейсеры появились в мировом океане. Но в случае войны морская авиация обнаружила и уничтожила бы их раньше, чем крейсеры успели дать ракетный залп. Только авианосцы в состоянии защитить корабли в море.

памятник адмиралу Кузнецову в Севастополе

На спуск первого авианесущего крейсера «Киев» в 1972 году Николая Кузнецова не пригласили. Воплощением мечты великого флотоводца стал тяжелый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 вступивший в строй в 1990 году. Боевой корабль гордо носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Прошло полвека как адмирал Кузнецов разработал программу строительства океанского флота, но ее большая часть по-прежнему засекречена. Специалисты утверждают, что идей, заложенных в этой программе, хватит не на одно десятилетие.

korabley.net

История авианосца «Адмирал Кузнецов» наполнена драматичными событиями

16 лет назад ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» сбежал в российское подданство. И до сих пор детище николаевских корабелов остается флагманом Северного флота. Биография корабля наполнена драматичными событиями.

«В печати появились статьи, в которых утверждается, что ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» накануне референдума «О провозглашении независимости Украины» 1 декабря 1991 года, якобы тайно «сбежал» из Севастополя в Североморск. Одна из статей так и называлась: «Как «Адмирал» из Украины сбежал». Я обсуждал этот вопрос с гарантийными представителями Черноморского завода, которые были в то время на этом крейсере, и они сказали, что уход корабля был плановым, к нему готовились заранее», — пишет Валерий Бабич в своей книге «Город Святого Николая и его авианосцы». Валерий Васильевич Бабич — признанный историк строительства авианесущих крейсеров в Николаеве.

Писать о новейшей истории нашего края — дело неблагодарное. Многие участники авианосной эпопеи до сих пор живы и наблюдают агонию судостроительных гигантов в городе. Недавнее прошлое для ветеранов — открытая рана. Они сами строили эти корабли и не хотят соглашаться с любой частной оценкой своего неповторимого бытия. Должно пройти какое-то время, чтобы холодный рассудок историка восстановил объективную причинно-следственную связь реальных событий.

Полтора десятка лет книги Валерия Бабича были единственным источником по истории строительства наших авианосцев. Однако недавно монополия автора стала разрушаться. В интернете появились сотни форумов, посетители которых делятся своими воспоминаниями о службе на авианосцах. Это и простые матросы, и командиры боевых частей, и адмиралы. Возник своеобразный «народный срез» эмоционального восприятия авианосной эпохи.

Судьба николаевских авианесущих крейсеров печальна. «Минск» и «Киев» сегодня развлекают китайских туристов, а «Варяг» состоит в Поднебесной на военной службе. «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») продан Индии, переименован в «Викрамадитью» и месяц назад с помпой передан принимающей стороне. Только один ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» несет службу в составе Северного флота ВМФ России.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево — место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина — всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав — слепые котята — тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

— «Земляки» — уникальное изобретение. — Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. — На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване — мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» — на самые нижние ярусы — наверх их было не загнать…».

Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

Российская биография «Адмирала Кузнецова»

Российская биография корабля наполнена драматичными событиями. «Краденая вещь» не принесла счастья новому владельцу. Вот неполный послужной список его «несчастий»:

1. В апреле 1995 года «Кузнецов» попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.

2. В декабре 1995-го авианесущий крейсер отправился в Средиземное море. В самом начале похода у него обнаружились серьезные проблемы в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми паровых котлов засолены трубки — матросы вместо дистиллированной воды залили забортную воду. Во время всего похода трубки других котлов регулярно лопались и протекали. Постоянно отказывали испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате «Кузнецов» двигался со средней скоростью в 2-4 узла.

3. В феврале 1996 года при посещении Мальты у «Кузнецова» отказали все котлы (!) и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. Адмирал Валентин Селиванов, который руководил походом на последнем этапе, вспоминал: «…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…

Корму несло на скалы, а мы с матюками и молитвами работали над котлом. В итоге один котел запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам замедлилось. Наконец, ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5 — катастрофа не состоялась. Не знаю, как бы я потом жил, если б угробил «Кузнецова». В общем, привел корабль в Северодвинск, вернулся в Москву и написал рапорт на увольнение».

4. В августе 1998 года при приеме топлива был по ошибке закрыт не тот клапан, и 60 тонн мазута вылились на пост управления стрельбой. Пост вышел из строя. Чуть ранее из-за прорыва трубы на «Кузнецове» оказались затоплены два из четырех зенитных комплексов «Кортик».

5. В октябре 2003-го «Адмирал Кузнецов» отправился после докования в Баренцево море на ходовые испытания, во время которых произошел пожар в главном газоходе.

6. В 2000 году на корабле погиб матрос БЧ-5 от удара током.

7. 17 января 2002-го на «Кузнецове» произошел пожар во время ремонта на рейде Североморска. Погиб старшина 1-й статьи В. Бобылев — отравился угарным газом.

8. 27 августа 2006 года вновь произошел пожар. Два матроса были госпитализированы.

9. 6 января 2009-го на борту «Адмирала Кузнецова» возник еще один пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. По предварительным данным, одной из причин возгорания могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около двух часов. Погиб матрос срочной службы Д. Сычев, который задохнулся от дыма.

Печальная биография авианесущего крейсера привлекла к нему широкое внимание российской общественности и СМИ. Московский инженер Кротов написал министру обороны РФ открытое письмо, в заключение которого выдвинул требование: «Хватит транжирить народные деньги! ТАКР «Кузнецов» неэффективен, опасен в эксплуатации и очень дорог в содержании. Я призываю министра обороны законсервировать этот корабль».

В 2008 году главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил на расширенном заседании правительства о том, что флоту для поддержания боеспособности необходимо шесть авианосцев по цене 5 миллиардов долларов за каждого.

В Николаеве все затаили дыхание, и… напрасно. Через два года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил корреспонденту «Российской газеты»: «… Новые авианосцы в ближайшие годы Россия строить не планирует. Правда, мы заказали соответствующий аванпроект, чтобы понять, как должен выглядеть современный авианосец. Потом Генштаб и командование ВМФ оценят эти предложения. А пока ставка сделана на плавучие аэродромы. Точнее, на закупку во Франции и строительство у нас четырех вертолетоносцев типа «Мистраль». Корабли же, подобные «Адмиралу Кузнецову», они, конечно, не заменят. Но свою лепту в демонстрацию Андреевского флага в Мировом океане внесут».

20 лет российский ВМФ эксплуатирует свой единственный авианесущий крейсер. За все время этот корабль только шесть лет был полноценной единицей российского флота. Остальное время ушло на капитальные ремонты и плановое докование судна.

Расходы на поддержание авианосца в функциональном состоянии велики, и Россия с трудом несет на себе это бремя. У военных появились большие сомнения в целесообразности содержания корабля. Однако Россия терпит, превратив «Кузнецов» в символ могущественного государства. И пока строительство нового авианосца находится на стадии проектирования, приходится, затянув пояса, обслуживать старый корабль. В минобороны РФ склоняются к продаже авианесущего крейсера Китаю.

С военной точки зрения, авианосец не может конкурировать с более современными образцами. С другой стороны, судя по опыту «Варяга», он может серьезно сократить время на разработку китайских авианосцев. Независимые эксперты полагают, что «Кузнецов» небезнадежен, хотя есть некоторые проблемы со взлетом и посадкой самолетов, но по боевым характеристикам он лучше, чем авианосцы облегченного типа и десантные корабли.

В Николаеве за этой ситуацией наблюдают глазами стороннего человека. Авианосное судостроение у нас умерло. Будет ли оно реанимировано? — Неизвестно.

Директор ЧСЗ Юрий Макаров, при котором был создан конвейер по производству авианесущих крейсеров, скептически оценивал перспективу возрождения строительства «повелителей океанов». Незадолго до своей смерти в интервью местному телеканалу он заявил: «Чтобы вновь запустить строительство авианесущих крейсеров, нужно вернуть назад плановую экономику, КПСС, ВЛКСМ, пионеров и октябрятскую звездочку… иначе ничего не будет…».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» николаевской сборки сегодня продолжает выполнять боевые задачи. А Новогодние праздники «Адмирал» провел в Атлантическом океане, выполняя задачи дальних походов…

(Ред. 2016) Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» российского Северного флота отправился к берегам Сирии. Авианосец войдет в состав российской группировки ВМФ в восточной части Средиземного моря.

Эту информации подтвердили в российском Минобороны. Ранее в субботу об отправке «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море сообщили корреспонденты нескольких российских агентств, в том числе непосредственно с базы Северного флота в Североморске.

В авиакрыло «Адмирала Кузнецова» включены корабельные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также палубные истребители четвертого поколения Су-33.

Сергей Гаврилов, журналист, via

published on mirputeshestvij.ru according to the materials russiahousenews.info

Запись История авианосца «Адмирал Кузнецов» наполнена драматичными событиями взята с сайта Мир Путешествий.

Опубликовал: Инга Прознич

mirputeshestvij.mediasole.ru

Адмирал Николай Кузнецов — тернистый путь героя

Николай Кузнецов прошел путь от рядового краснофлотца до адмирала флота Советского Союза. Всю войну руководил флотом огромной страны. Проявил себя выдающимся стратегом и организатором, но дважды попадал в опалу, и его роль в Великой Победе 45-го долго замалчивалась. Через 14 лет после смерти был восстановлен в звании.

Первое плавание

Николай родился в 1904 году, в селе Медведки, находящемся в Архангельской губернии. Отучился три года в приходской школе. В 11 лет мальчик остался без отца, и старший брат забрал его к себе в Архангельск.

Поначалу мальчик работал курьером в портовом управлении, а в 15 лет прибавил себе пару лет и записался в Северодвинскую флотилию. Рядовым краснофлотцем участвовал в гражданской. В 18 лет Кузнецов поступил в военно-морское училище, и как отличник получил право самостоятельно выбрать место службы. Так он впервые оказался на крейсере «Червона Украина»в составе Черноморского флота. Спустя два года Кузнецов поступил в военно-морскую академию, после окончания отказался от командирской должности и ходил на крейсере «Красный Кавказ» в должности старпома. Год спустя принял командование «Червоной Украиной».

Ломая стереотипы

Именно здесь проявился организаторский талант и новаторский подход Кузнецова. Он считал, что воевать надо в любую погоду и с ранней весны выводил крейсер в море. Будущий адмирал разработал и ввел систему боеготовности для одиночных кораблей. Тренировал экипаж для стрельбы на дальней дистанции и при высокой скорости движения судна.

Со временем систему, разработанную Кузнецовым, внедрили во всем флоте. В 1936-37 годах Кузнецов, теперь уже капитан первого ранга, руководил советскими моряками в Испании. После возращения назначен заместителем командующего Тихоокеанским флотом. В работе нередко возникали трудности, из-за массовых репрессий постоянно не хватало руководителей. В конце 1937-го комфлота Киреев был арестован, и командование принял Кузнецов.

В новой должности Кузнецов занялся защитой Дальневосточного побережья от вероятной японской агрессии: строил береговые батареи, усилил авиацию, укреплял границы и усиленно тренировал моряков. В 1938 флот под командованием Кузнецова оказывал поддержку советским войска в боях у озера Хасан.

Изменения в ВМФ

В должности наркома Кузнецов решал вопросы лично со Сталиным. В 1937 году началось строительство флота, сравнимого по мощности и оснащению с флотами Америки и Британии. Времени было мало, промышленных ресурсов еще меньше. Нарком считал, что нужно строить разные виды кораблей, особенно тяжелые с артиллерией, но в итоге было решено строить только легкие корабли.

Строительство двигалось быстрыми темпами, и к началу 1940-го флот насчитывал 900 кораблей, в том числе и подводных лодок. Кузнецов провел учения флотов. Разработал систему боеготовности трех степеней. Он постоянно тренировал состав и проводил учения. По его инициативе была принята директива, определявшая задачи флотов и их взаимодействия с наземными войсками. Кузнецов лично контролировал установку противоминной защиты на кораблях и лодках.

В 1941-м он издал приказ: открывать огонь, если над местом базирования флота будет замечен самолет-разведчик. Когда корабли обстреляли иностранные самолеты, Кузнецова вызвали к Сталину. Он получил выговор и требование отменить приказ. Кузнецов послушался, но подписал новый приказ: если будет замечен разведчик, направлять к нему истребители. Нарком готовил флот к войне и поддерживал его в боеспособном состоянии.

Военное время

Летом 1943 года по приказу Кузнецова на кораблях были усилены боевые дозоры, а 19 июня введена боеготовность №1. На всех кораблях были получены запасы, введены круглосуточные дежурства, запрещены увольнения. За несколько часов до начала войны все корабли флота были приведены в полную боевую готовность. Через три дня они нанесли удар по румынскому порту с запасами немецкого горючего.

Вскоре по предложению Кузнецова была создана защита от немецких магнитных мин. В августе 41-го нарком Кузнецов предложил бомбить Берлин. Операцию проводил под свою ответственность. Бомбардировщики Балтийского флота (остров Эзель) совершили девять налетов и сбросили более 300 бомб на столицу Германии. В августе 41-го 200 судов Балтийского флота с 23 тысячами солдат на борту прорвались в Кронштадт. Их опыт эвакуации солдат позже пригодился в Одессе, а также в Севастополе.

Кузнецов формировал полки для сухопутных операций, его моряки сражались под Сталинградом. Он организовал проход конвоев с поставками от союзников. Флот успешно справлялся с боевыми задачами, оказывал поддержку сухопутным войскам, эвакуировал людей и поставлял товары и грузы. Адмирал флота Кузнецов внимательно изучал военный опыт и имел четкое видение развития флота после войны. Но война закончилась, и пришло время опалы.

Опальный адмирал

Кузнецов был убежден, что, учитывая полученный военный опыт, необходимо строить тяжелые авианосцы. Сталин не соглашался. Вскоре возникли новые разногласия, и Кузнецова после ревизии освободили от должности.

В 1948 году Кузнецова и его троих соратников обвинили по доносу. Кузнецова понизили до контр-адмирала и отправили служить на Дальний Восток. А в 1951 году восстановили министерство ВМС, и Кузнецова вернули на должность Главнокомандующего. Под его руководством началось развитие флота, создан проект первой атомной подлодки, началось строительство ракетно-ядерного флота. В мае 1955 у Кузнецова случился инфаркт, и он ходатайствовал об освобождении от должности. А в конце октября на Севастопольском рейде взорвался линкор «Новороссийск». Кузнецова уволили и понизили в звании без права служить во флоте. Однако Николай Герасимович продолжил служить флоту: писал книги, составил честные и жесткие мемуары, некоторые опубликованы после его смерти в 1974 году.

Мемориальная доска. Адмирал флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов

Сейчас страна помнит и почитает героя: его именем названы улицы в нескольких городах, учреждена медаль «Адмирал Кузнецов», воздвигнуты памятники и установлены мемориальные доски. А в 2004 на флоте отмечали столетие со дня рождения Николая Герасимовича.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

zen.yandex.ru

"Адмирал Кузнецов" (авианосец): характеристики. Где сейчас авианосец "Адмирал Кузнецов"? :

Доктрина отечественного ВМФ такова, что практически не предусматривает использования авианесущих кораблей. Причин тому множество, но одной из основных являются огромные финансовые издержки на содержание таких судов. Во время СССР на пути их создания были сделаны первые шаги, но единственным кораблем этого класса в нашей стране является «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот имеет достаточно сложную и интересную историю создания и эксплуатации.

Наверняка не каждый знает, что всего в СССР было построено пять авианесущих крейсеров. Куда же пропали четыре других корабля? Мы ответим на эти вопросы, а также обсудим основные технические характеристики корабля «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот начали проектировать незадолго до развала Советского Союза (вместе с другими аналогичными кораблями).

Основные сведения

Начало работ по проекту датируется 1978 годом. За конструкторскую деятельность отвечало Ленинградское ПКБ. Сперва инженеры предложили военным специалистам проект 1143, предусматривающий постройку тяжелого авианесущего крейсера. В основу были положены давние работы по крейсеру 1160 с ядерной силовой установкой.

Имеются следующие проекты, реализованные в виде построенных кораблей или существовавшие в виде макетов и эскизов:

  • Эскиз 1160, предусматривающий закладку авианосца, водоизмещение которого составляло бы 80 000 тонн.
  • Тип 1153. Водоизмещение этого авианосца должно было составлять 70 00 тонн, проект предусматривал мощное вооружение корабля (помимо самой авиационной группы). Нет построенных и заложенных кораблей.
  • Проект, на принятии которого настаивал Минсудпром. Как и в первом случае, водоизмещение должно было составлять 80 000 тонн. Предусматривалось, что на борту будет базироваться не менее 70 единиц самолетов и боевых вертолетов.
  • Проект 1143 М. Планировалось, что на вооружении корабля будут сверхзвуковые самолеты вертикального взлета Як-41. Третий авианосец типа 1143 – 1143.3. Закладка корабля была произведена в 1975 году. На вооружение он был принят через семь лет, но уже в 1993 году его списали и разрезали на металлом. Причина – «экономическая нецелесообразность эксплуатации».
  • Тип 1143 А. Схож с кораблями проекта 1143М, но предусматривалось увеличенное водоизмещение. Это четвертый авианосец, построенный в СССР. Закладка произведена в 1978 году, в состав флота официально вошел в 1982-м. В 2004 году было заключено соглашение об аренде корабля индийским ВМФ, производилась его модернизация под их нужды. В состав ВМС Индии вошел три года назад, в 2012 году.
  • Тяжелый авианосец проекта 1143.5. Как нетрудно догадаться, это очередная модернизация типа 1143. Пятый и последний построенный авианесущий корабль.

Так где «Кузнецов»?

Именно последний корабль и есть «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот поручением Совета Министров начал разрабатываться в конце 1978 года.

Это был проект 1143.5. Окончательный технический проект судна был готов к середине 1980 года. Первоначально предполагалось, что строительство нового корабля будет полностью завершено к 1990 году. Закладка была произведена на стапелях Николаевского судостроительного завода. Но не так просто появился «Адмирал Кузнецов». Авианосец перед своим «рождением на свет» прошел через многие преграды, так как сроки его строительства и ввода в строй постоянно отодвигались.

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

Новые задержки

В начале весенних месяцев 1981 года Николаевский судостроительный завод получает долгожданный заказ на строительство нового крейсера. Но уже осенью в многострадальный проект снова были внесены значительные изменения: водоизмещение корабля требовалось увеличить сразу на 10 тысяч тонн. В результате современное значение этого показателя составляет 67 тысяч тонн. Кроме прочего, конструкторы сочли необходимым добавить в эскизы следующие нововведения:

  • На борт судна необходимо было установить ПКР «Гранит».
  • Необходимость увеличения авиационной группировки сразу до 50 единиц.
  • Самое важное – самолеты нужно было запускать без использования катапульты, простым трамплинным методом. Это не только удешевляло стоимость конструкции, но и значительно продлевало технический ресурс крейсера.

Окончательная модель авианосца «Адмирал Кузнецов» была готова только в 1982 году. Заложили его в сентябре того же года на Николаевских верфях, изначально присвоив имя «Рига» и номер (по заводскому каталогу) 105. Всего через два месяца корабль переименовывают, после чего он превращается в «Леонида Брежнева». Уже в декабре полным ходом шел монтаж первого конструктивного блока. Вообще, это был первый крейсер в истории советского судостроения, который целиком состоял из блоков (24 штуки).

Длина каждого составляла порядка 32 метров, высота равнялась 13 метрам. Вес каждого элемента порой доходил до 1,7 тысяч тонн. К слову говоря, все надстройки огромного корабля также выполнены по блочной схеме. Но не только этим уникален «Адмирал Кузнецов». Авианосец, характеристики которого мы описываем в данной статье, при нормальной работе снабжающих заводов мог бы быть построен за три-четыре года, что для кораблей такого класса – абсолютный рекорд.

Увы, но неспешная работа заводов в несколько раз затормозила его ввод в состав Советского Флота.

Монтаж бортовых систем

Заказ всех силовых и энергетических установок был сделан на 1983-1984 года. Заводы подвели: они сильно отступили от графика, в результате чего для монтажа двигателей и турбин пришлось частично разбирать корпус и в некоторых участках снимать верхнюю палубу. Французы со спутника-шпиона впервые запечатлели корабль в 1984 году. В то время его готовность уже составляла не менее 20%.

Со стапелей крейсер спустили в конце 1985 года. Вес корпуса и смонтированных на то время систем не превышал 32 тысяч тонн. Специалисты оценивали готовность авианосца на 38,5%.

В следующем году изменения вновь затронули «Адмирал Кузнецов» (авианосец). Конструктор проекта 1143.5 изменился, им стал П. Соколов. Уже к середине 1987 года корабль в третий раз переименовывают. На сей раз это ТАКР «Тбилиси». Готовность приближалась к 57%. К тому времени крейсер мог быть закончен приблизительно на 71%, но из-за поставщиков оборудования проект неоднократно грубо стопорился. Только к концу 1989 года готовность стала достигать 70%.

Стоимость корабля в те годы оценивалась в 720 миллионов рублей, причем удорожание на 200 миллионов было вызвано как раз-таки промедлениями поставщиков. В ответ на это снова поменяли главного конструктора, которым на сей раз стал Л. Белов. Корабль был закончен приблизительно на 80%. На судне к тому времени все же было смонтировано более половины всего радиоэлектронного оборудования, причем большую часть смогли поставить только к 1989 году (а запланирована поставка была на 1984 год).

Первый выход в море

Первый выход в море датируется 20 октября 1989 года. Он был официально разрешен и одобрен всеми участниками проекта. В принципе, к тому времени корабль наконец-то был полностью готов, но еще не была поставлена авиационная группа. Поход длился чуть дольше одного месяца. Когда же была произведена первая посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов»? Произошло это первого ноября 1989 года. Самолет Су-27 К первым приступил к испытаниям. Сразу после его посадки с палубы ушел МиГ-29 К, с которым также не возникло никаких проблем.

Все вооружение и радиотехнические системы были смонтированы только в 1990 году. Но все равно готовность крейсера достигает 87%. Весной и летом того же года начали проводить ходовые испытания корабля. Наконец, в октябре того же года судно приобретает свое окончательное название. Теперь это тот самый авианосец России «Адмирал Кузнецов».

Только за первый этап испытаний крейсер своим ходом преодолел более 16 тысяч морских миль, с его палубы почти 500 раз взлетали самолеты. Ни одна посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов» не закончилась ЧП, что для впервые испытываемых судов - просто великолепный показатель!

Первые испытания были закончены в конце 1990 года. Вплоть до 1992 года проходил заключительный этап Государственной приемки (в составе Черноморского флота), после чего корабль-авианосец «Адмирал Кузнецов» включается в состав Северного Флота.

Основные сведения по конструкции корабля

Как мы уже и говорили, корабль состоит ровно из 24 блоков, каждый из которых весит порядка 1,5 тысяч тонн. Корпус изготавливался методом сварки, имеет сразу семь палуб и две огромные платформы. Чтобы поднимать детали такого размера и массы, советским инженерам пришлось использовать финские краны «Кане», каждый из которых мог поднимать на необходимую высоту до 900 тонн. Особенность корабля состоит еще и в том, что весь его корпус покрыт специальным покрытием, которое эффективно поглощает сигнал вражеских радаров.

Кстати, о недавней модернизации, которую прошел авианосец «Адмирал Кузнецов». Последние новости говорят о том, что данный состав был существенно улучшен, так что способность огромного корабля буквально «растворяться» на морских просторах стала еще более впечатляющей.

Прочие цифры

Если (весьма условно) поделить корабль на среднестатистические этажи жилого дома, то их количество будет равно 27. Вообще внутри крейсера находится сразу 3857 помещений, которые выполняют самые разные функции. Стоит отметить, что только кают (которые делятся на четыре класса) здесь 387 штук, 134 матросских кубрика, шесть огромных столовых, полсотни прекрасно оборудованных душевых для личного состава. Таким образом, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» является самым настоящим плавучим городом! Его автономность – полтора месяца.

Может показаться, что этого мало. Но это до тех пор, пока не узнаешь количество экипажа и летного состава. Личного состава на борту – более 1.5 тысяч человек. Летчиков – 626 человек. Только представьте себе трудоемкость обеспечения едой и питьем более чем двух тысяч людей полтора месяца в открытом море! Так что авианосец «Адмирал Кузнецов», размеры которого действительно могут поразить воображение, и в самом деле монументален.

Всего при постройке корабля инженеры использовали более четырех тысяч (!) километров кабеля, 12 тысяч километров труб для циркуляции жидкостей самого разного назначения. Площадь сквозной палубы равна 14 000 м². Заканчивается она трамплином, уклон которого равен 14,3 градусам в наиболее крутой его части. Трамплин в самой высокой точке на 28 метров возвышается над водой. Максимальная скорость движения – 32 узла. В экономичном режиме корабль разгоняется до 16 узлов.

Палуба и взлетно-посадочные полосы

На кромках палубы и самом носовом трамплине установлены специальные обтекатели. Самолеты на взлетно-посадочную палубу крейсера доставляются при помощи подъемников, грузоподъемность которых составляет 40 тонн у каждого. Доставка авиационных единиц производится на корму и на нос. Ширина палубы равняется 67 метрам. Общая длина авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 304,5 метра.

Глубина осадки гигантского крейсера – 10,5 метров.

Непосредственно для посадки предназначается участок палубы длиной 250 метров, шириной 26 метров. Располагается он с уклоном в семь градусов. Для покрытия этого участка учеными в свое время был разработан специальный состав «Омега», который предотвращает скольжение и защищает материал палубы от экстремально высоких температур. Для участков, с которых производится взлет и посадка «вертикалок» Як-41, используются жаростойкие плиты АК-9ФМ.

Общее количество пусковых полос – две, причем они сходятся в наивысшей точке трамплина, который вообще отличает от прочих кораблей аналогичного класса авианосец «Адмирал Кузнецов». Звезда, расположенная на его форштевне, подчеркивает величественные и грозные черты огромного крейсера.

По левому борту идет запасная взлетная полоса, длина которой составляет уже 180 метров. Чтобы защитить обслуживающий персонал, по всей палубе смонтированы дефлекторы, оснащенные мощными системами охлаждения. Чтобы обеспечить безопасную посадку летных единиц, используют аэрофинишеры «Светлана-2». На случай ЧП имеется установка (аварийный барьер) с «говорящим» названием «Надежда». За посадку самолетов отвечает система телеметрии и управления «Луна-3».

Служба живучести

Для хранения большей части авиагруппы служит специальный защитный ангар длиной 153 метра, шириной 26 метров. Высота этого служебного помещения равняется 7,2 метрам. В ангаре размещается примерно 70% всех летных единиц корабля. Кроме того, в нем же располагаются пожарные машины и аварийные тягачи. Самолеты из ангара выводятся в полуавтоматическом режиме, по палубе же их ведут тягачи. Весь ангар разделен четырьмя специальными «шторами», которые смонтированы в целях повышения противопожарной безопасности.

Для повышения «живучести» корабля его внутренние перегородки выполнены по схеме бутерброда - с чередованием слоев стали и стеклопластика. Предел текучести металла, который использован для строительства перегородок - 60 кгс/мм². Все цистерны автозаправщиков, помещений и транспорта для подвоза боеприпасов защищены слоем брони.

«Кузнецов» уникален еще и тем, что на нем (впервые в истории отечественного кораблестроения) использована подводная комбинированная защита. Ее глубина составляет порядка пяти метров. Корабль может выдержать затопление сразу пяти смежных отсеков, общая длина которых составляет приблизительно 60 метров.

«Сводки с фронтов»

Кстати, а где сейчас находится знаменитый авианосец «Адмирал Кузнецов»? Новости сообщают, что в настоящее время корабль и его команда находятся в Североморске, вернувшись из долгого учебного похода по Северной Атлантике и Средиземноморью. В его ходе самолеты и вертолеты палубного звена неоднократно отрабатывали приемы воздушного боя и превентивного перехвата целей.

Вот где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов». Следует учесть, что в любое время он может сняться со стоянки и в очередной раз уйти в дальний поход.

www.syl.ru

Кузнецов Николай Герасимович

Советский военно-морской деятель, Адмирал Флота СССР (1955), Герой Советского Союза (1945).

Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1904 года в семье Герасима Федоровича Кузнецова (1861-1915), крестьянина деревни Медведки Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии (ныне в Котласском районе Архангельской области). С 1917 года Н. Г. Кузнецов работал рассыльным в Архангельском порту. В 1919 году в возрасте 15 лет вступил в Северодвинскую флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым (ошибочный 1902 год рождения до сих пор встречается в некоторых справочниках). В 1921-1922 годах был строевым Архангельского флотского экипажа.

C 1922 года Н. Г. Кузнецов служил в Петрограде, в 1923-1926 годах учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, которое окончил с отличием. Служил на крейсере «Червона Украина» Черноморского флота, занимал должности командира батареи, командир роты, старшего вахтенного начальника.

В 1929-1932 годах Н. Г. Кузнецов являлся слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932-1933 годах был старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ». С ноября 1933 по август 1936 командовал крейсером «Червона Украина».

В августе 1936 года Н. Г. Кузнецов был командирован в Испанию, где принял участие в Гражданской войне 1936-1938 годов (был военно-морским атташе и военно-морским советником правительства Испанской Республики под псевдонимом Николас Лепанто). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал прием транспортов из СССР. За деятельность в Испании был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

С августа 1937 года Н. Г. Кузнецов занимал должности заместителя командующего, а с января 1938 по март 1939 года - командующего Тихоокеанским флотом. Под его командованием силы флота поддерживали действия сухопутных войск во время боев у озера Хасан.

В марте 1939 года Н. Г. Кузнецов был переведен в Москву на должность заместителя наркома ВМФ СССР. На этом посту ему удалось внести большой вклад в укрепление флота перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Под руководством Н. Г. Кузнецова был проведен ряд крупных учений. Он лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала.

Во время Великой Отечественной войны Н. Г. Кузнецов был председателем Главного военного совета ВМФ и главнокомандующим ВМФ. Он оперативно и энергично руководил флотом, координируя его действия с операциями прочих вооруженных сил. Адмирал являлся членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. В 1944 году Н. Г. Кузнецову было присвоено воинское звание адмирал флота. 25 мая 1945 года это звание было приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. В 1945 году Н. Г. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году наркомат ВМФ СССР был упразднен, ВМФ был включен в состав объединенного Министерства Вооруженных Сил СССР. Н. Г. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМС - заместителем министра Вооруженных Сил СССР. В январе 1947 года вследствие разногласий с И. В. Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ адмирал был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.

12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов был предан Суду чести Министерства Вооруженных Сил СССР по обвинению в том, что в 1942-1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести признал их виновными. В феврале 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Н. Г. Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала. Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения. В 1948-1950 годах контр-адмирал Н. Г. Кузнецов занимал должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. С февраля 1950 года он командовал 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В январе 1951 года ему было присвоено воинское звание вице-адмирала. В 1951-1953 годах Н. Г. Кузнецов вновь возглавлял флот как Военно-морской министр СССР. В мае 1953 года судимость с него была снята и звание адмирала флота возвращено. В 1953-1955 годах Н. Г. Кузнецов был 1-м заместителем министра обороны СССР - Главнокомандующим ВМФ. В марте 1955 года его звание было переименовано в «Адмирал Флота СССР», а ему была вручена Маршальская Звезда. В этот период флотоводец уделял большое внимание вопросам технологического перевооружения флота, в частности, развитию авианосцев. Он участвовал в подготовке и выполнении государственной программы строительства атомного и ракетного флота СССР.

Напряженные отношения адмирала с министром обороны СССР Г. К. Жуковым негативно повлияли на его дальнейшую службу. В декабре 1955 года Н. Г. Кузнецов под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» был снят с должности. 17 февраля 1956 года флотоводец был понижен в звании до вице-адмирала и уволен в отставку с формулировкой «без права работать во флоте». В отставке им был создан ряд произведений мемуарной литературы, обладающих большой исторической ценностью.

Н. Г. Кузнецов был членом ВКП (б) с 1925 года. В 1939-1955 одах входил в состав ЦК партии. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го, 2-го и 4-го созывов.

Среди наград Н. Г. Кузнецова - четыре ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, два ордена Ушакова 1-й степени, орден Знак Почета, а также ряд иностранных орденов.

Н. Г. Кузнецов скончался в Москве 6 декабря 1974 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

26 июля 1988 года Н. Г. Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота СССР.

www.bankgorodov.ru


Смотрите также