Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Актер гриценко биография


Николай Гриценко

Николай Гриценко — талантливый советский актер, каждая работа которого достойна называться шедевром. Киноманы до сих пор помнят роли Николая Олимпиевича в картинах «Человек без паспорта», «Два капитана», «Анна Каренина», «Места тут тихие» и других фильмах, многие из которых актуальны и до сих пор. К сожалению, жизнь Николая Гриценко, несмотря на всенародную любовь, оказалась вовсе не безоблачной.

Детство и юность

Будущий актер родился 24 июля 1912 года на станции Ясиноватая (сейчас это город Ясиноватая на территории Донецкой области). У Николая Гриценко была младшая сестра Лидия. Путь Николая Олимпиевича к славе не был быстрым и прямым: сразу после школы Гриценко поступил в днепропетровский транспортный политехникум, после которого устроился на работу на железную дорогу. Сначала молодой человек освоил профессию техника-смотрителя путей и зданий, затем некоторое время работал конструктором на заводе.

Актер Николай Гриценко

Там же, на заводе, Николай Гриценко впервые сыграл в любительском спектакле и попал под очарование магии сцены. Спустя некоторое время Николай Олимпиевич поступил на рабфак, чтобы профессионально изучить драматическое искусство.

В 1934-м, окончив рабочий факультет, Гриценко продолжил совершенствоваться как актер в киевском драматическом техникуме. Спустя год Николай Олимпиевич понял, что всерьез хочет связать жизнь с театром и кино, и переехал в Москву, справедливо рассудив, что там у него будет гораздо больше шансов реализоваться творчески.

Николай Гриценко в молодости

В 1935-м Гриценко стал студентом театрального училища при МХАТе втором (этот художественный театр, получивший порядковый номер, существовал до 1936 года).

Затем Николай Олимпиевич год провел в театральной школе при Театре Красной армии и в 1937 поступил в легендарную «Щуку» (тогда это было училище при театре имени Евгения Вахтангова). Талантливого студента заметили, и сразу после окончания училища (в 1940-м) Николай Гриценко присоединился к официальной труппе вахтанговского театра.

Театр

Одной из самых ярких театральных работ Николая Гриценко критики называли образ Степана в комедийной постановке «Приезжайте в Звонковое». Также зрителям полюбились шахтер Гаврила (спектакль «Макар Дубрава») и Молоков («На золотом дне» по произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка).

Николай Гриценко в роли князя Мышкина

Немного позднее, в 1958-м, Николаю Олимпиевичу досталась довольно сложная роль князя Мышкина (по роману Федора Достоевского «Идиот»). Образ добродетельного и мягкосердечного Льва Мышкина оказался оживлен на сцене театра.

Театральные критики и зрители пленялись мастерством внутреннего перевоплощения, которым Николай Гриценко владел в совершенстве. Актер проживал жизни своих героев, а не играл их. Возможно, поэтому лицедею удалось покорить сердца тысяч поклонников.

Михаил Ульянов, Николай Гриценко, Юрий Яковлев и Владимир Шлезингер в спектакле «Принцесса Турандот»

Даже актеры других театров нередко приходили «на Гриценко» вместе с режиссерами, чтобы перенять опыт и посмотреть на живую легенду, коей постепенно становился Николай Олимпиевич.

В копилке театральных ролей Николая Гриценко Дон Гуан (сыгранный по мотивам «Маленьких трагедий» Александра Пушкина), Федор Протасов (спектакль «Живой труп» по одноименному произведению Льва Толстого), Мамаев из пьесы Николая Островского и другие не менее яркие и запоминающиеся образы.

Фильмы

Дебют Николая Гриценко в кино состоялся в 1942 году. Это была картина под названием «Машенька», снятая Юлием Райзманом. Роль Николаю Олимпиевичу досталась столь незначительная, что имя актера даже не появилось в финальных титрах. Однако эта работа стала знаковой для Гриценко, подарив первый и очень важный опыт работы перед камерой.

Николай Гриценко в фильме «Места тут тихие»

После первых же съемок Николая Олимпиевича буквально засыпали предложениями. Актер постоянно снимался, не отказываясь ни от главных ролей, ни от второстепенных и эпизодических.

При этом, даже входя в образ незначительного персонажа, выкладывался так, как будто играл главную роль. Удивительно: Николаю Гриценко удавались и комедийные сюжеты, и трагические характеры. Актер с легкостью перевоплощался, заставляя зрителей поверить в то, что происходит на экране.

Николай Гриценко в фильме «Анна Каренина»

Критики и киноманы отмечают роль Александра Каренина в фильме режиссера Александра Зархи «Анна Каренина» по одноименному роману Льва Толстого. Актер и внешне, и по темпераменту идеально вжился в этот образ. Анну сыграла актриса Татьяна Самойлова. Также коллегами Николая Гриценко стали Василий Лановой (сыгравший Вронского), Анастасия Вертинская, Юрий Яковлев.

Удалась Николаю Гриценко и роль в картине для детей «Два капитана» по произведению Вениамина Каверина. Здесь актер сыграл Николая Антоновича Татарина, директора школы. Эту трогательную приключенческую эпопею в шести сериях снял режиссер Евгений Карелов.

Николай Гриценко в фильме «Два капитана»

Вместе с Николаем Гриценко на съемочной площадке работали актеры Борис Токарев, Елена Прудникова, Зинаида Кириенко. Эта картина о чести и честности, смелости и героизме актуальна до сих пор, равно как и одноименный роман.

Также фильмографию Николая Гриценко украшает роль в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны», где актеру достался образ немецкого генерала. И вновь внешность и драматический талант Николая Олимпиевича позволили ему идеально влиться в героя, оживить его.

Николай Гриценко в фильме «Семнадцать мгновений весны»

В этой военной драме Татьяны Лиозновой (по произведению Юлиана Семенова) также сыграли Леонид Броневой, Юрий Визбор, Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев.

Роль Гриценко была довольно короткой, однако и с ней актеру было трудно справиться: в то время Николай Олимпиевич уже был серьезно болен, с трудом запоминал слова роли. Поэтому по всему вагону, в котором происходило действие эпизода, были развешаны подсказки. И даже несмотря на это, Гриценко мастерски сыграл роль, а эпизод этот считается одним из самых сильных в фильме.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Гриценко складывалась не менее ярко, нежели актерская карьера. Первой женой всенародного кумира стала актриса Ирина Бунина. Детей в этом браке не было. Вторая супруга актера также была артисткой. Инна Малиновская — так звали избранницу Николая Олимпиевича — подарила мужу дочь Екатерину.

Николай Гриценко и Ирина Бунина

Николай Гриценко слыл ловеласом и не упускал случая приударить за понравившейся барышней. Романы актера обрастали легендами. Одни из таких отношений — с фотографом Галиной Кмит — оказались серьезными.

Николай Гриценко с дочерью Катей

Якобы Гриценко даже предлагал даме руку и сердце, но законный супруг возлюбленной не давал Галине развод. Немногим позднее Галина Кмит родила сына Дениса. Николай Олимпиевич отказался признать ребенка, опасаясь алиментов. Женщина зарегистрировала родившегося сына на имя мужа, Леонида Кмита. Этого ребенка Николай Гриценко так и не увидел.

Смерть

Финальная страница в биографии Николая Гриценко оказалась трагичной. Актер серьезно болел, из-за рассеянного склероза не мог вспомнить простых вещей. Кроме того, Николай Олимпиевич пристрастился к алкоголю, который только усугублял ситуацию. В конце концов актер оказался в психиатрической больнице, куда его (опять же — по слухам) отправила вторая супруга.

Могила Николая Гриценко

Однажды Гриценко, страдавший из-за провалов в памяти, взял из общественного холодильника чужую еду, за что был избит соседями по палате. Организм актера, подточенный болезнью и алкоголизмом, не выдержал побоев, которые, по сути, и стали причиной его смерти. 8 декабря 1979 года Николай Олимпиевич умер. Могила Николая Гриценко находится на московском Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1942 — «Машенька»
  • 1946 — «Старинный водевиль»
  • 1951 — «Прощай, Америка!»
  • 1953 — «Вихри враждебные»
  • 1959 — «Хождение по мукам»
  • 1961 — «Вольный ветер»
  • 1964 — «Русский лес»
  • 1967 — «Анна Каренина»
  • 1973 — «Земля Санникова»
  • 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
  • 1977 — «Враги»
  • 1978 — «Мятежная баррикада»
  • 1978 — «Ссыльный № 011»
Page 2

24smi.org

Николай Гриценко (Nikolay Gritsenko): фильмография, фото, биография. Актер.

Николай родился 11 июля 1912 года в местечке Ясиноватая в Донецкой области. Его отец, Олимпий Гриценко, был человеком практичным, разносторонним и ответственным в вопросах воспитания детей. Помимо приобретения основного ремесла, способного в будущем прокормить детей, он желал привить им более творческие навыки. С этой целью отец отправил Николая и его младшую сестру Лилию на обучение в Макеевскую музыкальную школу. Предварительно дети брали уроки игры на скрипке у частного преподавателя. Ничего, кроме общего широкого кругозора, музыкальная школа не принесла - ни брат, ни сестра не воспылали любовью к этому искусству. Прежде, чем осознать истинное призвание, Николай успел получить техническое образование и попробовать себя на таких практических работах, как техник-десятник и техник-смотритель, конструктор на металлургическом заводе. Во время службы на последнем месте Гриценко стал учеником музыкально-драматического рабфака, на сцене любительского театра которого переиграл во всех возможных постановках. В 1934 году он принял решение посвятить себя актерской профессии. Для продолжения обучения Николай оставил свой маленький город и переехал в Киев. В период 1934-35 годов Гриценко являлся студентом Киевского драматического техникума, созданного при Музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко. После окончания обучения он поступил в училище при Московском Художественном театре втором, после чего перешел в театральную школу при Центральном театре Красной Армии. Следующим этапом стало поступление в Театральный институт имени Бориса Щукина. В 1940 году сразу после выпускных экзаменов Гриценко получил приглашение присоединиться к труппе Московского академического драматического театра имени Е. Б. Вахтангова. С первых появлений на сцене актерская игра Николая характеризовалась неподражаемым разнообразием воплощаемых образов. Он обладал уникальной способностью даже один и тот же образ подвергать постоянным трансформациям и новым прочтениям. Самые скучные и заурядные персонажи, сыгранные Гриценко, были способны вызвать к себе неподдельный интерес со стороны зрителей. Первыми крупными театральными работами Николая стали роли в пьесах «Приезжайте в Звонковое» и «Когда поют жаворонки». В 1941 году началась Великая Отечественная война. Гриценко не поехал на гастроли с театром. Вместо этого он переехал в Архангельск, где поступил на командирские курсы. Но на фронт актер так и не попал, так как вскоре получил первое приглашение на работу в кинематографе. В 1942 году режиссер Юлий Райзман выбрал Николая на роль Коли в своей мелодраме «Машенька». Впоследствии Гриценко исполнил порядка пятидесяти киноролей. Одной из своих наиболее удачных и любимых работ он считал образ Алексея Александровича Каренина в драматической экранизации Александра Зархи «Анна Каренина», где его партнерами стали Татьяна Самойлова и Василий Лановой. Актер был несколько раз женат. Со временем из-за участившихся проблем со здоровьем и сокращения числа предложений о работе Николай все больше увлекался спиртными напитками. В возрасте шестидесяти семи лет он был помещен в психиатрическую больницу, где скончался в результате сердечного приступа. Николай Гриценко был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

www.ivi.ru

Заурядный гений Николай Гриценко

Великого актёра убили в психушке за кражу еды

Великого актёра убили в психушке за кражу еды

Николая ГРИЦЕНКО называли гением еще при жизни. На спектакли с его участием стояли часами. К сожалению, в кино ему так и не удалось сыграть ту единственную роль, которая делает артиста поистине народным: своего Штирлица, Чапаева или Шерлока Холмса. Но даже самый маленький эпизод он превращал в шедевр. Фашистский генерал в «Семнадцати мгновениях весны», надменный Каренин в «Анне Карениной», заговорщик Сперанский в «Адьютанте его превосходительства», а также бароны, солдаты, гусары и шпионы удавались ему одинаково блестяще.

Николай ГРИЦЕНКО похоронен на самом престижном погосте СССР - Новодевичьем. Фото: m-necropol.narod.ru

Москва, 1963 год. На сцене Вахтанговского театра идет культовый спектакль «Турандот» - в зале яблоку негде упасть. Здесь же и режиссер - Рубен Симонов. Он напряженно наблюдает за Николаем Гриценко, исполняющим роль Тартальи. Перед представлением Симонов попенял любимцу публики: «Николай, мы уже 10 спектаклей сыграли, а вы все один и тот же текст произносите. В «Турандот» нужно импровизировать!» И вот Гриценко вальяжно выходит на первый план: по сценарию, Тарталья  знакомит  всех артистов с залом. Показывает на юного Василия Ланового в облике принца Калафа и выдает:

Семен Михайлович Буденный...

Василь Семеныч Лановой...

Один рожден для жизни конной,

Другой для жизни половой!

Скандал был грандиозный. «Я запрещаю вам импровизировать, слышите?!» - орал красный от гнева Симонов на безмятежного Гриценко... «Мне кажется, что он сам иногда удивлялся, куда его выносило собственное подсознание», - со смехом вспоминал о великом партнере Лановой.

К/ф «Хождение по мукам» - с Руфиной НИФОНТОВОЙ

Мать не узнала

Бывший техник из Днепропетровска, неожиданно воспылавший любовью к актерской профессии, восхищал даже коллег. На премьеру спектакля «На золотом дне», в котором Николай Олимпиевич играл бывшего золотопромышленника, он пригласил свою мать.  После первого акта она  растерянно спросила: «А когда появится Коля?» Женщина не узнала родного сына!

Но вне сцены блистательный лицедей  бывал невыносим. Его называли «заезженной пластинкой»  - актер не умел выражать свои мысли, на собраниях говорил долго и путано. Если ему наступали на ногу, он мог устроить настоящий скандал, кричал, что его в театре третируют. 

«Человеческая индивидуальность Гриценко  была  необычна и противоречива, - рассказывал Владимир  Этуш . -  Он  всегда хорошо одевался, был  красив и в  то  же время имел отрицательное обаяние. В быту казался очень заурядным. Будучи недостаточно образованным, он обладал какой-то среднемещанской психологией». 

У Гриценко была огромная библиотека. Но книжки он подбирал... по цветовой гамме.  «Слава, посоветуй, какого цвета здесь еще не хватает», - спросил он как-то Вячеслава Шалевича, который пришел к нему в гости. Тот в шутку посоветовал: «Купи Майн Рида, он фиолетовый». Николай Олимпиевич так и сделал...

К/ф «Большая семья» - с Еленой ДОБРОНРАВОВОЙ

Испугался алиментов

О скупости гения ходили легенды. «Он распорядился, чтобы ему переводили зарплату в сберкассу, - рассказала «Экспресс газете» его бывшая гражданская жена Галина Кмит. - Таким образом, у него в кармане всегда лежало ровно столько денег, чтобы хватало выпить. Но не более. И если его мама, Фаина Васильевна, с которой мы жили вместе, просила купить электрическую лампочку, он говорил: «Не на что!» Лампочки и все нужное по дому покупала я».

Кмит подтверждает ненависть Гриценко к печатному слову: «Все сценарии, которые присылали Николаю, я читала ему вслух. «Нашего ребенка буду заворачивать в газеты, чтобы ему не передалась твоя ненависть к чтению!» - в шутку говорила я ему».

Планы Галины так и не сбылись: их общего сына Дениса великий вахтанговец так и не признал. «Я просила Гриценко дать ребенку отцовскую фамилию и предложила подписать любые бумаги с отказом от алиментов, - вспоминает Галина.  - Однако Коля посоветовался с адвокатом, а тот подсказал ему, что я в любое время могу передумать и с него взыщут алименты».

У Гриценко был еще один ребенок - дочка Катя от жены Инны Малиновской, которая к богеме никакого отношения не имела.

Катю, по слухам, он искренне любил. Но отношения с Кмит окончательно разрушили эту семью. А вообще любвеобильный  Николай был женат несчетное количество раз. Среди его «половинок»  встречались инженеры, архитекторы, врачи... Но по-настоящему он был подавлен, лишь когда его бросила Ирина Бунина, украинская актриса, известная зрителям по фильму «Вечный зов». Она уехала от него в Ригу. Жить с гением, которого Бунина искренне боготворила, было очень нелегко...

К/ф «Анна Каренина» - с Татьяной САМОЙЛОВОЙ

Последний поклон

Настоящей семьей для Гриценко был театр. И смерть учителя и благодетеля Рубена Симонова оказалась настоящим ударом.  «Жизнь кончилась!» - сказал он у гроба мастера. Видимо, имея в виду свою актерскую жизнь...

Ролей становилось все меньше, пил Николай все больше. Начал терять память. Мало кто знает, что на съемках «Семнадцати мгновений весны» во время сцены в поезде с Тихоновым - Штирлицем и Гриценко - генералом  все купе было оклеено бумажками с текстом. Николай Олимпиевич просто читал с листа, что не помешало ему создать один из ярчайших образов в картине.

В конце жизни болезнь сосудов, усугубленная пристрастием к спиртному, практически разрушила его личность. Последняя жена Гриценко, бывшая вдвое моложе его, во время очередного нервного припадка вызвала «скорую». Так великий актер попал в психиатрическую больницу.

Конец его был ужасен. Как не без содрогания рассказывала «Экспресс газете» Галина Кмит, полуголодный артист украл из холодильника чужую еду. Больные избили его так жестоко, что вскоре Николай Олимпиевич скончался. Ему было 67 лет.

Говорят, что 8 декабря 1979 года, в день смерти Гриценко, на сцене Вахтанговского театра появился белый голубь. В конце спектакля он вылетел к рампе, ничуть не боясь других актеров, и начал кланяться...

Сериал «Семнадцать мгновений весны» - с Вячеславом ТИХОНОВЫМ

www.eg.ru

Гриценко, Николай Олимпиевич - это... Что такое Гриценко, Николай Олимпиевич?

Никола́й Оли́мпиевич Грице́нко (1912—1979) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1964)[1]. Лауреат Сталинской премии первой степени (1952).

Биография

Николай Гриценко родился 11 (24) июля 1912 на станции Ясиноватая, (ныне город в Донецкой области Украины).

В 1934 году окончил музыкально-драматический рабфак в Макеевке, где работал конструктором на металлургическом заводе. В 1934—1935 годах учился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте им. Н. В. Лысенко, в 1935—1936 — в училище при МХТ-II, в 1936—1937 — в театральной школе при ЦТКА[2].

В 1940 году окончил училище при МАДТ имени Е. Б. Вахтангова (ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина) и был принят в труппу театра.

Скончался в Москве 8 декабря 1979 года (в психиатрической больнице)[3]. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья и личная жизнь

Интересные факты

Когда Николай Гриценко готовился к роли Алексея Александровича Каренина в фильме А. Зархи «Анна Каренина», актер никак не мог «нащупать образ». Ему не хватало какой-то характерной внешней «изюминки». Гриценко обратился за помощью к Евгению Веснику (известному «коллекционеру походок»). И Весник «подарил» Гриценко гениальную походку «иноходца» — левая рука движется вместе с левой ногой, а правая — вместе с правой. (Именно так и ходит Каренин, в исполнении Николая Гриценко.)

Признание и награды

Творчество

Роли в театре

Фильмография

  1. 1942 — Машенька — Коля
  2. 1946 — Старинный водевиль —Антон Петрович Фадеев
  3. 1950 — Кавалер Золотой Звезды — Алексей Степанович Артомашов, председатель колхоза
  4. 1950 — Прощай, Америка! — Арманд Хауорд, начальник отдела информации американского посольства
  5. 1953 — Вихри враждебные — Шредер
  6. 1953 — Крыса на подносе
  7. 1953 — Судьба Марины — Терентий Тихонович
  8. 1954 — Большая семья — Вениамин Семёнович, заведующий клубом
  9. 1954 — Шведская спичка — Псеков
  10. 1955 — Дорога — Капитан госбезопасности
  11. 1957 — Сёстры — Вадим Петрович Рощин
  12. 1958 — Восемнадцатый год — Вадим Петрович Рощин
  13. 1959 — Хмурое утро — Вадим Петрович Рощин
  14. 1961 — Барьер неизвестности — Вадим Семёнович Лагин, зам. главного конструктора
  15. 1961 — Вольный ветер — Георг Стан
  16. 1963 — Понедельник — день тяжёлый — Стряпков
  17. 1963 — Русский лес — Грацианский
  18. 1964 — Мать и мачеха — Федор Антонович Журбенко
  19. 1965 — Человек без паспорта — Петр Епифанович Измайлов, агент иностранной разведки
  20. 1966 — Два года над пропастью — полковник Миллер
  21. 1967 — Анна Каренина — Алексей Александрович Каренин
  22. 1967 — Места тут тихие — Савелий Петрович Фисюк
  23. 1968 — Журавушка — Василий Куприяныч Маркелов
  24. 1969 — Адъютант его превосходительства — Викентий Павлович Сперанский
  25. 1969 — Семейное счастье (новелла «Нервы») — Дмитрий Осипович Ваксин
  26. 1969 — Развязка — Александр Петрович Терехов
  27. 1969 — Я, Франциск Скорина — барон Рейхенберг
  28. 1970 — Счастье Анны — Лычков
  29. 1971 — На всякого мудреца довольно простоты
  30. 1971 — Принцесса Турандот — Тарталья
  31. 1973 — Докер
  32. 1973 — Земля Санникова — Трифон Степанович Перфильев
  33. 1973 — Семнадцать мгновений весны — Немецкий генерал в поезде
  34. 1973 — Таланты и поклонники — князь Ираклий Саратоныч Дулебов
  35. 1973 — Человек в штатском — барон фон Остенфельзен
  36. 1973 — Чёрный принц — Ананий Дмитриевич Мытников
  37. 1976 — В горах моё сердце — Джаспер Мак-Грегор
  38. 1976 — Два капитана — Николай Антонович Татаринов
  39. 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Фридрих Дорнброк
  40. 1976 — Мартин Иден — Хидингботтом, муж Гертруды
  41. 1976 — Преступление («Нетерпимость», фильм первый), («Обман», фильм второй)
  42. 1976 — Стажёр
  43. 1977 — Враги
  44. 1978 — Мятежная баррикада
  45. 1978 — Отец Сергий — Генерал
  46. 1978 — Ссыльный № 011

Примечания

dic.academic.ru

Николай Гриценко (Как они умерли)

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
   

   В последние годы если о нем и вспоминают, то в основном из-за «жареных» фактов его биографии: отказа от сына и смерти в психиатрической больнице. Как будто только этим и славен величайший актер Николай Гриценко, которого все — коллеги, критики, зрители — еще при жизни называли гением.

Тайна гениальности

   Николай Олимпиевич Гриценко — скоморох и лицедей, то есть актер в самом высоком и единственно правильном понимании этого слова. По мнению его коллег по Театру имени Вахтангова, не было роли, которая не далась бы Гриценко — от высочайшей трагедии (князь Мышкин в «Идиоте», Федор Протасов в «Живом трупе») до искрометной комедии и даже гротеска (Мамаев в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», Тарталья в «Принцессе Турандот»). Его способность перевоплощаться, меняться в соответствии с образом озадачивала даже самых близких. Однажды на спектакль «На золотом дне» пришла его матушка, в середине спектакля она заволновалась: «Где же Коля? Почему его нет?» Она не узнала на сцене родного сына! Судя по отзывам в прессе, на гастролях в Греции потрясенная публика так и не поверила, что потешного толстяка Тарталью, мечущегося Протасова и праведника Мышкина сыграл один и тот же актер. Казалось, Гриценко не вживался в роль, как это обычно делают актеры, начиная новую работу, а впускал внутрь себя другого человека. Этот человек начинал жить по собственным законам и разумению, а актер лишь транслировал его волю. И только после этого переселения Гриценко начинал лепить внешние черты своего героя. Владимир Этуш рассказывал, что Николай Олимпиевич поначалу использовал много грима и деталей костюма, но постепенно отказывался от всего, по его мнению, лишнего, оставляя главное. И при этом минимуме становился неузнаваемым!    На спектакли Гриценко всегда приходил за четверть часа до начала, гримировался на скорую руку и… играл с блеском. Однажды главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов вспылил: велел любимому актеру, как и всем остальным, приходить загодя, гримироваться, настраиваться… Гриценко не посмел ослушаться, пришел за час до звонка, тщательно загримировался и — первый раз в жизни провалил спектакль. Видимо, тот человек — его герой, который еще до появления Гриценко в театре уже начал свою жизнь внутри актера — устал ждать, когда же поднимут занавес…

   Увы, высочайшую оценку его театральных работ мы, сегодняшние, можем принять только на веру, но работы в кино, к счастью, доступны нам и сейчас: Алексей Александрович Каренин в «Анне Карениной» Александра Зархи, Вадим Рощин в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» Григория Рошаля, Николай Антонович Татаринов в «Двух капитанах» Владимира Венгерова, директор клуба в «Большой семье» Иосифа Хейфица, Сперанский в «Адъютанте его превосходительства» Евгения Ташкова, немецкий офицер в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой. Все эти роли сыграны с той высочайшей степенью убедительности, которая по силам только Богом избранным актерам.

Каким он парнем был

   Таким же, каким и актером, — сложным и непредсказуемым. Вот только в обыденной жизни эти его качества уже не выглядели несомненными достоинствами, а импровизации, так высоко ценимые на сцене, воспринимались окружающими как выходки, чаще грубые и некрасивые. Расхожее утверждение, что талантливые люди талантливы во всем, в случае с Николаем Гриценко разбивалось в прах. Вне ролей, без кулис и софитов, исчезали щедрость таланта, широта натуры, благородство и интеллект. По воспоминаниям знавших его людей, он был крайне нелюбознателен и необразован, даже туповат, становился смешным и жалким, когда пытался рассуждать о чем-то серьезном. К печатному слову испытывал прямо-таки органическое отвращение, по причине чего книг не читал и даже сценарии и пьесы просил читать ему вслух тех женщин, которые в то время оказывались рядом. Преображался, только когда рассказывал о своих любовных похождениях, до которых был большой охотник.    Его обвиняли в коварстве. Рассказывали случай, когда в 1969 году на роль князя Мышкина попытались ввести молодого актера Александра Кайдановского. Уже серьезно больной Гриценко был так испуган, что роль может достаться мальчишке, что после нескольких удачно проведенных интриг успешно устранил соперника и приходил на спектакли, мужественно превозмогая недуги. Хотя, с другой стороны, можно ли судить актера за то, что он боролся за свою роль, мысли о которой не покидали его до самого конца? Врачи психиатрической больницы, где великий актер провел свои последние дни, рассказывали, что за день до кончины они услышали неожиданное признание: «Я только теперь понял, как надо играть Мышкина».    А еще он был чрезвычайно скуп — ровно настолько, насколько щедро расходовал себя в работе. В скупости и коварстве упрекала Гриценко и его гражданская жена Галина Кмит, самая известная советская женщина-фотохудожник. На момент их знакомства она была замужем за актером Леонидом Кмитом, сыгравшим Петьку в легендарном «Чапаеве». И Галина, и Николай были приглашены на премьеру «Судьбы человека» Сергея Бондарчука, банкет после премьеры закончился около четырех часов утра, они вышли вместе — и уже больше не расставались. Гриценко привез Галину в квартиру своей матери, там они и поселились.

   Пылкую любовь несколько омрачал отказ Кмита дать развод, что не позволяло Галине и Николаю узаконить отношения. А вскоре выяснилось, что женщина беременна. Новость не обрадовала Гриценко, но Галина обещала дать Николаю нотариально заверенный отказ от алиментов, если он официально признает ребенка. Тот согласился, но, посоветовавшись с адвокатом, дал задний ход — по закону Галина могла в любой момент аннулировать свой отказ. «Ты хочешь меня разорить!» — упрекал еще недавно любимую женщину Гриценко, после чего той ничего не оставалось, как покинуть квартиру, так и не ставшую ее домом. Когда родился Денис, Леонид Кмит, все это время помогавший бывшей жене, тайком взял свидетельство о рождении малыша и зарегистрировал его на свое имя. Николай Гриценко не интересовался судьбой сына и даже ни разу его не видел.

Версии без доказательств

   Все описанные выше события — версия Галины Васильевны Кмит. Однако репутация самой Галины, женщины, безусловно, красивой и талантливой, дает немало поводов усомниться в достоверности ее трактовки. А именно: по слухам, отцом ее старшей дочери Ирины является вовсе не законный муж Леонид Кмит, а писатель Лазарь Лагин, автор «Старика Хоттабыча». Галина этот слух опровергает, но откуда он взялся? Вскоре после смерти Кмита Галина Васильевна дала интервью, в котором назвала бывшего мужа «обаятельным жлобом». Однажды она отбила у своей падчерицы Инны, дочери Кмита от первого брака, поклонника-иностранца, из-за чего Инна чуть не покончила с собой. После Кмита Галина еще несколько раз выходила замуж, и всякий раз неудачно. Кто теперь знает, что было между Галиной и Николаем на самом деле?..    Оскорбленная Кмит предрекала, что за отречение от ребенка Гриценко будет жестоко наказан. Ее предсказание сбылось, хотя, опять же, кто знает, за что расплачивался народный артист СССР, на излете жизни оказавшийся в психушке? Туда его определила последняя молодая жена. То ли она действительно его обобрала и решила избавиться таким способом от сильно пьющего старика, то ли это беспорядочная жизнь, неумеренные дозы алкоголя и неугасающая страсть к лицедейству привели его к безумию. В больнице он украл из холодильника чужие продукты, за что был жестоко избит товарищами по несчастью, после чего умер.

   Так, странно и некрасиво, закончился путь гениального артиста, опровергшего утверждение Пушкина о том, что гений и злодейство — две вещи несовместные. Оказывается, совместные — они превращают жизнь их носителя в настоящий ад, но прославляют его имя в веках.

Новая неделя Ольга Лобанова ФИЛЬМОГРАФИЯ 1942 МАШЕНЬКА {купить DVD} {купить VHS} 1950 КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ {купить DVD} {купить DVD} {купить VHS} 1951 ПРОЩАЙ, АМЕРИКА! 1951 НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ {купить VHS} 1953 ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ {купить DVD} 1953 СУДЬБА МАРИНЫ {купить DVD} 1954 БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ {купить DVD} {купить VHS} 1954 ШВЕДСКАЯ СПИЧКА {купить VHS} 1955 ДОРОГА 1957 СЕСТРЫ 1958 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД 1959 ХМУРОЕ УТРО 1961 БАРЬЕР НЕИЗВЕСТНОСТИ 1961 ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР {купить VHS} 1963 ПОНЕДЕЛЬНИК — ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ 1963 РУССКИЙ ЛЕС 1964 МАТЬ И МАЧЕХА {купить VHS} 1965 ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПАСПОРТА 1966 ДВА ГОДА НАД ПРОПАСТЬЮ 1967 АННА КАРЕНИНА {купить DVD} {купить DVD} {купить DVD} {купить VHS} {купить VHS} 1967 МЕСТА ТУТ ТИХИЕ 1968 ЖУРАВУШКА {купить DVD} {купить VHS} 1969 АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА {купить DVD} {купить VHS} 1969 НЕРВЫ (киноальманах «Семейное счастье») 1969 РАЗВЯЗКА 1970 СЧАСТЬЕ АННЫ 1971 НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ 1973 ДОКЕР 1973 ЗЕМЛЯ САННИКОВА {купить VHS} 1973 СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ {купить VHS} 1973 ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ 1973 ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ 1973 ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ {купить DVD} 1976 ДВА КАПИТАНА {купить DVD} {купить DVD} {купить VHS} {купить VHS} 1976 ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ФЕРДИНАНДА ЛЮСА 1976 ПРЕСТУПЛЕНИЕ («Нетерпимость», фильм 1) 1976 ПРЕСТУПЛЕНИЕ («Обман», фильм 2) 1976 СТАЖЕР 1977 ВРАГИ 1978 МЯТЕЖНАЯ БАРРИКАДА 1978 ОТЕЦ СЕРГИЙ {купить VHS} {купить VHS} 1978 ССЫЛЬНЫЙ 011

 

www.kulichki.com


Смотрите также