Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Актер нигматуллин биография


Талгат Нигматулин (Talgat Nigmatulin): фильмография, фото, биография. Актер.

Повзрослеть ему пришлось рано: его отец, работавший шахтёром, погиб, когда Талгату не исполнилось и двух лет. Чтобы помочь матери, он работал на сахарном заводе и в обувной мастерской. Несмотря на все его старания, матери всё равно было сложно воспитывать одной двоих сыновей, поэтому Талгата определили в детский дом. Из-за того что над его болезненным видом и кривыми ногами сверстники постоянно подшучивали, он поклялся сам себе, что станет красивым и сильным. Талгат начал заниматься бальными танцами, лёгкой атлетикой, восточными единоборствами. Несмотря на то, что в спорте он добился значительных успехов (стал чемпионом Узбекистана по каратэ), он мечтал о карьере кинорежиссёра.

После окончания школы Талгат Нигматуллин отправился в Москву. Поступить во ВГИК, но не на режиссёрский, а на актёрский факультет, получилось только со второго раза. Сокурсниками его в институте стали Николай Ерёменко-младший, Наталья Белохвостикова, Вадим Спиридонов. В 1971 году, окончив ВГИК, актёр отправился в Ташкент и устроился на киностудию «Узбекфильм». Там он снялся в своих первых фильмах: «Седьмая пуля», «Встречи и расставания», «Сказание о Сиявуше». В свободное от съёмок время он писал и даже готовился выпустить свою первую книгу. По совету одного знакомого кинодраматурга поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, организованные при Госкино СССР. Наиболее известную роль в кино Талгат Нигматуллин исполнил в 1979 году: в боевике «Пираты XX века» он сыграл пирата Салеха. Затем последовали «Провинциальный роман», «Право на выстрел», «Волчья яма», «Приказ: перейти границу».

Так случилось, что фильм «Жизнь и бессмертие Сергея Лазо» стал последним в его карьере. Талантливый актёр скончался 11 февраля 1985 года. Он погиб от рук участников секты, членом которой являлся сам с начала 80-х. Всех виновных в смерти Талгата Нигматуллина приговорили к тюремному заключению.

www.ivi.ru

Как погиб знаменитый советский актер Талгат Нигматуллин

Все мы помним Талгата Нигматуллина по его яркой роли в кинофильме «Пираты ХХ века». Он был талантливым актером и неординарной личностью. Помимо съемок в фильмах этот человек писал рассказы, увлекался карате и восточной философией. Интерес к тайным духовным практикам привел Талгата Нигматуллина в секту, представители которой избили известного актера до смерти. Обстоятельства его гибели, случившейся более 30 лет назад, до сих пор вызывают многочисленные споры и версии.

Талгат Кадырович Нигматуллин (1949-1985 гг.) вырос в Узбекистане. Его отец был шахтером, он погиб, когда сыну не исполнилось еще и двух лет. Мать будущего актера работала директором школы в Ташкенте, она в одиночку растила двоих сыновей. Какое-то время Талгату даже пришлось провести в детском доме. Он переболел рахитом, поэтому в юности стал усиленно заниматься спортом, хотел исправить осанку и внешний вид. Парня серьезно заинтересовали восточные единоборства, в первую очередь, карате. После окончания Московского училища циркового и эстрадного искусства Нигматуллин поступил во ВГИК. Он дебютировал в кино в роли белогвардейца из фильма «Баллада о солдате» (1967 год). Если первые актерские работы Талгата не принесли ему широкой известности, то в последующие годы к нему пришла завидная популярность. Ей поспособствовали роли в фильмах: «Волчья яма», «Пираты ХХ века» и «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

Успешный актер дружил со своим коллегой по цеху – Николаем Еременко, другими известными личностями: писателями, режиссерами, художниками, сценаристами. Казалось, все возможности для дальнейшего творческого роста открыты перед ним.

Поклонники творчества Талгата Нигматуллина, его друзья и коллеги до сих пор недоумевают: что подвигло успешного артиста на вступление в секту Абая Борубаева и Мирзы Кымбытбаева? Впрочем, на закате советской эпохи многие представители творческой богемы увлекались модными в то время эзотерическими практиками, основанными на философии буддизма. Известный российский журналист и биограф Федор Раззаков в своей книге «Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца», которая была издана в Москве в 2010 году, написал, что восточные духовные практики заинтересовали Талгата Нигматуллина в конце 70-х годов. Актер, серьезно занимавшийся карате и лично делавший все трюки в картине «Пираты ХХ века», доверился шарлатанам. Абай Борубаев – основатель секты – был человеком предприимчивым, эгоистичным и обладал несомненным даром убеждения. Он родился в городе Фрунзе (современное название – Бишкек) Киргизской ССР в обеспеченной и влиятельной семье. Отец Абая долгие годы работал главным редактором республиканского издания. Получив диплом экономиста и немного поработав по комсомольской линии, будущий аферист задумался о более перспективном и выгодном занятии.

Мирза Кымбытбаев – самопровозглашенный экстрасенс и народный целитель из Каракалпакии. Он несколько раз обвинялся в тунеядстве. На жизнь зарабатывал тем, что «лечил» доверчивых граждан с помощью якобы имеющихся у него способностей к биоэнергетике.

В середине 70-х годов эти двое встретились и решили объединить усилия. 33-летний Абай Борубаев взял на себя организационные моменты и популяризацию секты, а 48-летний Мирза Кымбытбаев выступал в роли просветленного духовного учителя, обладающего мистическими знаниями и даром целителя. Свою секту они назвали «Четвертый путь» и продвигали в народ причудливую смесь эзотерики и дзен-буддизма – «новое учение». Дело пошло. К лже-экстрасенсу стали приезжать люди из других городов и республик СССР, ведь благодаря своей предприимчивости и смекалке Борубаев сумел выстроить эффективный бизнес. Он узнавал информацию о людях, прибывших за исцелением или духовным просветлением, а затем Кымбытбаев поражал людей своим «провидением».

Справедливо полагая, что большие деньги можно заработать в Москве, в начале 80-х годов Абай и Мирза отправились в столицу, чтобы привлекать новых адептов. Представителям творческой интеллигенции, находившимся в тот период в духовных поисках, аферисты умело врали. Борубаев выдавал себя за ученого, изучающего экстрасенсорные способности Кымбытбаева. На их удочку попались многие известные писатели, журналисты, художники, артисты.

Как человек эгоистичный и самовлюбленный, Абай придумал ряд ритуалов духовного очищения и просветления, унижающих достоинство учеников. Себя он называл Учителем и требовал от людей, поверивших ему, беспрекословного подчинения. Нигматуллин, как и другие члены секты, просил подаяние на улице, одевшись в рубище, поскольку Борубаев сказал ему, что это поможет личностному росту актера. Секта быстро разрослась, вскоре ее филиалы открылись по всему СССР – в Вильнюсе, Таллинне, Киеве, Риге и других крупных городах. А Талгат настолько увлекся лже-учением аферистов, что посвятил им свой режиссерский дебют – короткометражный фильм «Эхо».

Сын известного актера Саид Дашук-Нигматулин в одном из своих интервью пояснил, что секту его отец вступил, потому что находился в духовных поисках, стремился к познанию высшей истины и искал совершенства.

В начале 1985 года члены вильнюсского филиала решили отделиться от секты, перестав платить взносы «на развитие общего дела», которые шли в карман Абаю и Мирзе. Аферисты собирали деньги с адептов, обещая открыть Институт изучения человека, который якобы раздвинет границы между наукой и экстрасенсорикой. Отказ одного из филиалов мог пагубно отразиться на бизнесе, поэтому Борубаев, Кымбытбаев и несколько их последователей отправились в столицу Литвы. Они собирались наказать отступников. Позвали с собой и Нигматуллина. Абай потребовал от него, чтобы Талгат, занимавшийся карате, участвовал в рэкете. Руководители секты и несколько крепких ребят ходили по домам бывших адептов, угрожая им и требуя денег. Известный актер отказался этим заниматься. Факт неподчинения вывел лже-учителя из себя. Масла в огонь подлила и банальная зависть: за месяц до поездки в Вильнюс вышел очередной номер журнала «Советский экран», на обложке которого красовалась фотография Нигматуллина. Абай тоже хотел славы и признания, его это сильно задело. Решив преподать урок «зарвавшейся и обнаглевшей знаменитости», Борубаев приказал своим последователям избить Талгата. Произошло это вечером 10 февраля 1985 года на квартире литовского художника Андрюса Калинаускаса по адресу: Вильнюс, улица Ленина, дом 49.

По информации писателя Федора Раззакова, в избиении участвовали: сам Абай, титулованный московский тренер-каратист Владимир Пестрецов и двое его учеников. Актер не сопротивлялся, он думал, что Учитель остановит своих последователей, убедившись в его покорности. Но этого не произошло. Сектанты вошли в раж.

Обеспокоенные шумом, соседи художника А.В. Калинаускаса ночью вызвали милицию, но потерявшего сознание Талгата преступники спрятали в ванной, а хозяйка квартиры сказала сотрудникам органов, что они просто отмечают защиту диссертации ее мужа в компании друзей. Милиция уехала. А избиение актера продолжилось. Он уже не мог сопротивляться. Утром 11 февраля сектанты поняли, что перестарались. Они вызвали скорую помощь, а врачам сказали, что Нигматуллина кто-то сильно избил на улице, и он с трудом добрался до квартиры знакомых. Но медики им не поверили, ведь в подъезде не нашлось ни одной капли крови. А на теле Талгата они насчитали 119 повреждений, из которых 22 удара были нанесены в голову.

Сын покойного Саид Дашук-Нигматулин утверждает, что его отец умер в машине скорой помощи по пути в больницу.

Страшная смерть актера вызвала множество слухов, гипотез, предположений. Одни журналисты утверждали, что Абай и Мирза создали секту по указке ЦРУ, а другие думали, что в деле замешаны наркотики. Милиция быстро определила виновных. Вскоре состоялся суд над аферистами и сектантами. Борубаев получил 14 лет лишения свободы, а Кымбытбаев – 10 лет. Остальные преступники были приговорены к меньшим срокам заключения. Абай умер в 1988 году в тюрьме от туберкулеза, а Мирза отсидел свое и вышел на свободу. В 2006 году он скончался от цирроза печени.

Изувеченный труп Талгата был кремирован в Каунасе. Прах актера похоронен на ташкентском кладбище «Чилонзор Ота».

russian7.ru

Как погиб знаменитый советский актер Талгат Нигматуллин

Все мы помним Талгата Нигматуллина по его яркой роли в кинофильме «Пираты ХХ века». Он был талантливым актером и неординарной личностью. Помимо съемок в фильмах этот человек писал рассказы, увлекался карате и восточной философией. Интерес к тайным духовным практикам привел Талгата Нигматуллина в секту, представители которой избили известного актера до смерти. Обстоятельства его гибели, случившейся более 30 лет назад, до сих пор вызывают многочисленные споры и версии.

Талгат Кадырович Нигматуллин (1949-1985 гг.) вырос в Узбекистане. Его отец был шахтером, он погиб, когда сыну не исполнилось еще и двух лет. Мать будущего актера работала директором школы в Ташкенте, она в одиночку растила двоих сыновей. Какое-то время Талгату даже пришлось провести в детском доме. Он переболел рахитом, поэтому в юности стал усиленно заниматься спортом, хотел исправить осанку и внешний вид. Парня серьезно заинтересовали восточные единоборства, в первую очередь, карате. После окончания Московского училища циркового и эстрадного искусства Нигматуллин поступил во ВГИК. Он дебютировал в кино в роли белогвардейца из фильма «Баллада о солдате» (1967 год). Если первые актерские работы Талгата не принесли ему широкой известности, то в последующие годы к нему пришла завидная популярность. Ей поспособствовали роли в фильмах: «Волчья яма», «Пираты ХХ века» и «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

Успешный актер дружил со своим коллегой по цеху – Николаем Еременко, другими известными личностями: писателями, режиссерами, художниками, сценаристами. Казалось, все возможности для дальнейшего творческого роста открыты перед ним.

Поклонники творчества Талгата Нигматуллина, его друзья и коллеги до сих пор недоумевают: что подвигло успешного артиста на вступление в секту Абая Борубаева и Мирзы Кымбытбаева? Впрочем, на закате советской эпохи многие представители творческой богемы увлекались модными в то время эзотерическими практиками, основанными на философии буддизма. Известный российский журналист и биограф Федор Раззаков в своей книге «Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца», которая была издана в Москве в 2010 году, написал, что восточные духовные практики заинтересовали Талгата Нигматуллина в конце 70-х годов. Актер, серьезно занимавшийся карате и лично делавший все трюки в картине «Пираты ХХ века», доверился шарлатанам. Абай Борубаев – основатель секты – был человеком предприимчивым, эгоистичным и обладал несомненным даром убеждения. Он родился в городе Фрунзе (современное название – Бишкек) Киргизской ССР в обеспеченной и влиятельной семье. Отец Абая долгие годы работал главным редактором республиканского издания. Получив диплом экономиста и немного поработав по комсомольской линии, будущий аферист задумался о более перспективном и выгодном занятии.

Мирза Кымбытбаев – самопровозглашенный экстрасенс и народный целитель из Каракалпакии. Он несколько раз обвинялся в тунеядстве. На жизнь зарабатывал тем, что «лечил» доверчивых граждан с помощью якобы имеющихся у него способностей к биоэнергетике.

В середине 70-х годов эти двое встретились и решили объединить усилия. 33-летний Абай Борубаев взял на себя организационные моменты и популяризацию секты, а 48-летний Мирза Кымбытбаев выступал в роли просветленного духовного учителя, обладающего мистическими знаниями и даром целителя. Свою секту они назвали «Четвертый путь» и продвигали в народ причудливую смесь эзотерики и дзен-буддизма – «новое учение». Дело пошло. К лже-экстрасенсу стали приезжать люди из других городов и республик СССР, ведь благодаря своей предприимчивости и смекалке Борубаев сумел выстроить эффективный бизнес. Он узнавал информацию о людях, прибывших за исцелением или духовным просветлением, а затем Кымбытбаев поражал людей своим «провидением».

Справедливо полагая, что большие деньги можно заработать в Москве, в начале 80-х годов Абай и Мирза отправились в столицу, чтобы привлекать новых адептов. Представителям творческой интеллигенции, находившимся в тот период в духовных поисках, аферисты умело врали. Борубаев выдавал себя за ученого, изучающего экстрасенсорные способности Кымбытбаева. На их удочку попались многие известные писатели, журналисты, художники, артисты.

Как человек эгоистичный и самовлюбленный, Абай придумал ряд ритуалов духовного очищения и просветления, унижающих достоинство учеников. Себя он называл Учителем и требовал от людей, поверивших ему, беспрекословного подчинения. Нигматуллин, как и другие члены секты, просил подаяние на улице, одевшись в рубище, поскольку Борубаев сказал ему, что это поможет личностному росту актера. Секта быстро разрослась, вскоре ее филиалы открылись по всему СССР – в Вильнюсе, Таллинне, Киеве, Риге и других крупных городах. А Талгат настолько увлекся лже-учением аферистов, что посвятил им свой режиссерский дебют – короткометражный фильм «Эхо».

Сын известного актера Саид Дашук-Нигматулин в одном из своих интервью пояснил, что секту его отец вступил, потому что находился в духовных поисках, стремился к познанию высшей истины и искал совершенства.

В начале 1985 года члены вильнюсского филиала решили отделиться от секты, перестав платить взносы «на развитие общего дела», которые шли в карман Абаю и Мирзе. Аферисты собирали деньги с адептов, обещая открыть Институт изучения человека, который якобы раздвинет границы между наукой и экстрасенсорикой. Отказ одного из филиалов мог пагубно отразиться на бизнесе, поэтому Борубаев, Кымбытбаев и несколько их последователей отправились в столицу Литвы. Они собирались наказать отступников. Позвали с собой и Нигматуллина. Абай потребовал от него, чтобы Талгат, занимавшийся карате, участвовал в рэкете. Руководители секты и несколько крепких ребят ходили по домам бывших адептов, угрожая им и требуя денег. Известный актер отказался этим заниматься. Факт неподчинения вывел лже-учителя из себя. Масла в огонь подлила и банальная зависть: за месяц до поездки в Вильнюс вышел очередной номер журнала «Советский экран», на обложке которого красовалась фотография Нигматуллина. Абай тоже хотел славы и признания, его это сильно задело. Решив преподать урок «зарвавшейся и обнаглевшей знаменитости», Борубаев приказал своим последователям избить Талгата. Произошло это вечером 10 февраля 1985 года на квартире литовского художника Андрюса Калинаускаса по адресу: Вильнюс, улица Ленина, дом 49.

По информации писателя Федора Раззакова, в избиении участвовали: сам Абай, титулованный московский тренер-каратист Владимир Пестрецов и двое его учеников. Актер не сопротивлялся, он думал, что Учитель остановит своих последователей, убедившись в его покорности. Но этого не произошло. Сектанты вошли в раж.

Обеспокоенные шумом, соседи художника А.В. Калинаускаса ночью вызвали милицию, но потерявшего сознание Талгата преступники спрятали в ванной, а хозяйка квартиры сказала сотрудникам органов, что они просто отмечают защиту диссертации ее мужа в компании друзей. Милиция уехала. А избиение актера продолжилось. Он уже не мог сопротивляться. Утром 11 февраля сектанты поняли, что перестарались. Они вызвали скорую помощь, а врачам сказали, что Нигматуллина кто-то сильно избил на улице, и он с трудом добрался до квартиры знакомых. Но медики им не поверили, ведь в подъезде не нашлось ни одной капли крови. А на теле Талгата они насчитали 119 повреждений, из которых 22 удара были нанесены в голову.

Сын покойного Саид Дашук-Нигматулин утверждает, что его отец умер в машине скорой помощи по пути в больницу.

Страшная смерть актера вызвала множество слухов, гипотез, предположений. Одни журналисты утверждали, что Абай и Мирза создали секту по указке ЦРУ, а другие думали, что в деле замешаны наркотики. Милиция быстро определила виновных. Вскоре состоялся суд над аферистами и сектантами. Борубаев получил 14 лет лишения свободы, а Кымбытбаев – 10 лет. Остальные преступники были приговорены к меньшим срокам заключения. Абай умер в 1988 году в тюрьме от туберкулеза, а Мирза отсидел свое и вышел на свободу. В 2006 году он скончался от цирроза печени.

Изувеченный труп Талгата был кремирован в Каунасе. Прах актера похоронен на ташкентском кладбище «Чилонзор Ота».

app.russian7.ru

НИГМАТУЛИН ТАЛГАТ

НИГМАТУЛИН ТАЛГАТ (актер кино: «Баллада о комиссаре» (1968), «Ночь на 14-й параллели» (1972), «Седьмая пуля» (1973), «Провинциальный роман» (1977), «У кромки поля» (1978), «Пираты ХХ века» (1980), «Приключения Тома Сойера», «Право на выстрел» (оба – 1982), «Приказ: перейти границу» (1983), «Один и без оружия», «Волчья яма» (оба – 1984), «Сергей Лазо» (т/ф, 1985) и др.; убит 13 февраля 1985 года на 36-м году жизни).

Еще в конце 70-х Нигматулин всерьез заинтересовался идеями дзе-буддизма. На этой почве он познакомился с 33-летним Абаем Борубаевым из Каракалпакии. Этот весьма неординарный молодой человек, отец которого возглавлял областную газету, имел влиятельные связи в Средней Азии. Получив диплом экономиста, Абай некоторое время руководил комсомольской организацией на одном из промышленных комбинатов. Но лавры комсомольского вожака его явно не прельщали, и Абай «ушел в народ», став в прямом смысле странником. В конце 70-х он попадает в город Бируни, где во время праздника на мусульманском кладбище в Султан-Баба Абай познакомился с 48-летним Мирзой Кымбатбаевым, который к тому времени имел стойкую славу среди местных жителей как народный целитель, в научных кругах обычно именуемый словом «экстрасенс». Способности Мирзы настолько поразили Абая, что он предложил ему съездить в Москву и продемонстрировать свои умения столичной богеме. Мирза согласился.

В 1980 году они приехали в Москву, где их принимали весьма знатные люди: писатели, ученые, общественные деятели различных рангов. Один из известных писателей сопроводил Мирзу письмом, в котором, в частности, говорилось: «Кымбатбаев Мирза… наделен необычными способностями, накладывающими свой отпечаток на весь образ его жизни. Известно, что за последнее время такого рода способности, проявляющиеся в нетрадиционных способах лечения при помощи биотоков, телепатии, телекинезе и пр., становятся предметом пристального научного внимания. Кымбатбаев Мирза относится к числу людей, обладающих уникальными способностями, наблюдение за которыми может много дать для развития современной науки о законах человеческой психики. Молодой ученый Борубаев Абай установил с ним взаимодействие и ведет записи научного характера. Просим оказать содействие этой работе».

После столь лестных отзывов именитых людей дела Абая и Мирзы пошли в гору. Феноменальные способности Мирзы, например, изучала лаборатория в Фурманном переулке в Москве. У них стали появляться ученики во многих городах Советского Союза. Конечной же целью Мирзы и Абая было открытие так называемого Института изучения человека.

Между тем, контакты Нигматулина с Абаем и Мирзой объяснялись большей частью желанием Талгата глубже познать идеи духовно-психических контактов между людьми, заглянуть за край обычного человеческого сознания. Связи человека с Космосом были тогда весьма популярны в творческой среде, и каждый, кто хоть как-то мог объяснить это, привлекал к себе внимание. А Мирза и Абай были отнюдь не самыми бесталанными толкователями подобных идей.

К тому же не удовлетворенный своими духовными поисками на съемочной площадке, где чаще всего ему приходилось играть прямолинейные роли бандитов или суперменов, Нигматулин задумал попробовать себя в режиссуре и снял десятиминутный фильм о Мирзе и Абае под названием «Эхо».

В начале 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили отколоться. Среди них были В. Мураускас, бывший режиссер Вильнюсского русского драмтеатра, А. Каленаускас. В целях выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Затем он вызвал своих сподвижников: кандидата исторических наук, бывшего сотрудника академического института, инструктора по карате 40-летнего В. Пестрецова и двух его учеников. Прибыв в Вильнюс в феврале 1985 года, они остановились на квартире художника Андрюса на улице Ленина, дом 49.

Отсюда пошли по адресам, требуя объяснений их «предательских» действий. У одного «отступника» они отобрали 200 рублей, у другого – джинсы, третьему поломали мебель.

После нескольких дней пребывания в Вильнюсе Абай решил пригласить к себе и Мирзу с Нигматулиным. Талгат в те дни собирался выехать в Кишинев, досниматься в многосерийном фильме «Сергей Лазо», а заодно и показать свой 10-минутный фильм про Абая и Мирзу. Но отложил поездку в Кишинев на несколько дней и приехал в Вильнюс. Как оказалось, на свою погибель.

Нигматулин пытался как-то успокоить своих разгоряченных товарищей, но те его не слушали. Более того, стали и его называть предателем. Во время посещения квартиры одного из «раскольников» Абай и его ученики устроили в доме драку. Нигматулин был единственным, кто не бил хозяина дома. Когда все они вышли на улицу, жена хозяина квартиры решила разъединить Нигматулина с его товарищами, схватила с его головы шапку и убежала. Нигматулин пошел ее искать и разминулся с Абаем. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Абая, который давно завидовал славе Нигматулина. Когда за месяц до этого в журнале «Советский экран» вышла большая статья про актера, а на обложке красовался его портрет, Абай был вне себя от ревности. Но тогда он сдержался. Теперь же вся его ревность и злость на актера вышла наружу.

Когда Абай с со своими учениками вернулся на квартиру на улице Ленина, Нигматулин был уже там. Не снимая пальто, Абай прошел в комнату и, указав на Талгата, приказал: «Бейте этого предателя». «Обкуренные» ученики (в секте весьма широкое хождение имели наркотики) набросились на артиста. Удары сыпались один за другим. «За что?» – успел только спросить он, прикрываясь руками. Бьющих было трое, и Нигматулин, чемпион Узбекистана по карате, мог бы легко разделаться с ними без посторонней помощи. Но приказ отдал его учитель, ослушаться которого Нигматулин не смел. Он думал, все это продлится недолго, учитель одернет своих учеников, как только увидит, что Нигматулин смирился. Однако конца побоищу видно не было. Вошедшие во вкус истязатели наносили удары все сильнее и изощреннее. Бил Нигматулина и его учитель – Абай. Как рассказал на суде один из истязателей: «Талгат лежал на полу, не защищался. Абай разбежался и ударил. Как по мячу. Будто пробил пенальти. И тут все поняли – все. Это убийство!..»

Избиение Нигматулина продолжалось с двух часов ночи до десяти утра с небольшими перерывами. Соседи, которые слышали крики убийц и стоны жертвы, несколько раз звонили и стучали в дверь квартиры художника, требуя прекратить безобразие. Когда это не помогло, вызвали милицию. Наряд прибыл оперативно и застал в квартире разгоряченных молодых людей. На вопрос: «Что здесь происходит?» – хозяйка ответила, что отмечается защита диссертации ее мужа. Милиционеры обошли квартиру и ничего подозрительного не обнаружили. Между тем, Нигматулин заперся в ванной и молчал, надеясь в дальнейшем на снисхождение своего учителя. Пробыв в доме еще несколько минут, милиционеры уехали. А избиение возобновилось с новой силой. В итоге от этих побоев Талгат Нигматулин скончался. Его предсмертная агония длилась около часа.

Поняв, что произошло непоправимое, хозяева квартиры бросились заметать следы: замыли все кровавые пятна на полу и обоях. Пытались они оживить и Нигматулина, делая ему искусственное дыхание и прямой массаж сердца. Но все было напрасно: Нигматулин хотя и был еще жив, но на все попытки привести его в сознание не реагировал. Тогда хозяева позвонили своему знакомому доктору, надеясь, что, быть может, он поможет. Но и тот лишь развел руками. И предложил вызвать «Скорую помощь».

В 13 часов 22 минуты на Вильнюсскую станцию «Скорой помощи» поступило сообщение о том, что на улице Ленина умер человек. Прибывшие по вызову врачи констатировали смерть от множественных побоев. У Т. Нигматулина на теле обнаружили 119 повреждений, из них 22 – в области головы. У пострадавшего были сломаны четыре ребра с правой стороны груди, сломан нос, произошло кровоизлияние под мягкую оболочку мозга и желудочка с последующим развитием травматического шока. Хозяйка квартиры объяснила все просто: знакомого на улице избили хулиганы, он с трудом добрался до их дома и здесь скончался. Преступники еще лелеяли надежду, что все для них обойдется. Но даже врач, выслушавший эту версию, тут же в ней усомнился: ведь в подъезде не было ни единой капли крови. Всех вскоре арестовали.

Чуть позднее, во времена гласности, пресса достаточно подробно освещала это преступление. Можно сказать, оно имело большой общественный резонанс и вызвало массу кривотолков. Кое-кто из пишущих пытался повернуть это дело в выгодное для себя русло, наклеив на преступников ярлык вражеских лазутчиков. Так, к примеру, поступил В. Стрелков в журнале «Человек и закон», заявивший буквально следующее: «Именно секретным службам империализма подыгрывают Мирзабай, Абай и многие другие, выдающие себя за экстрасенсов, телепатов, занимающихся ворожбой и знахарством и готовящих плодотворную почву для посева на ней ЦРУ и другими империалистическими спецслужбами ядовитых злаков антикоммунизма и антисоветизма, мистики и мракобесия».

Когда весть о гибели популярного киноактера распространилась по стране, большинство людей терзал только один вопрос: почему Нигматулин не сопротивлялся. Ведь он был профессиональным каратистом и вполне мог за себя постоять. Но вместо этого предпочел умереть. Ссылки на то, что актер находился в плену своего обожания руководителя секты, казались слишком невероятными. Может быть, дело было в чем-то другом? Знаменитый рукопашник Тадеуш Касьянов (он снимался с Нигматулиным в «Пиратах ХХ века» – играл боцмана) высказал следующую версию. Цитирую:

«Талгат умер из-за наркотиков. Когда снимался фильм „Пираты ХХ века“, его брат получил за наркотики лет 12. Поэтому Талгат постоянно отсылал ему деньги, а потом и сам присел на наркотики. А убили его в Вильнюсе за то, что он не рассчитался. Убивали его чемпион Москвы по карате и еще трое отморозков. Талгат сидел обкуренный в кресле, а они его по голове ногами долбили… Так он по-дурацки погиб…»

Суд над убийцами состоялся через год после трагедии. Он не стал искать в элементарной уголовщине политического подтекста и воздал каждому по заслугам. Абай Борубаев получил 15 лет тюрьмы строгого режима; Мирза Кымбатбаев – 12 лет; Владимир Пестрецов – 13 лет. Получили свое и остальные участники преступления. В адрес правления Союза писателей СССР, влиятельные члены которого в свое время весьма лестно характеризовали Мирзу и Абая, суд вынес частное определение.

Похоронили Т. Нигматулина в Ташкенте.

Следующая глава

biography.wikireading.ru


Смотрите также