Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Актер николай крюков личная жизнь биография дети


Николай Крюков

Николай Николаевич Крюков родился 25 июня (8 июля) 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы устроился рабочим на ленинградский завод «Севкабель». Всерьёз увлекся театром, занимался в самодеятельной студии при заводе, а затем был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра (БДТ). Студию БДТ окончил в 1935 году. Профессиональную актерскую деятельность начал в 1936 году, поступив в театр-студию под руководством режиссёра и драматурга С. Э. Радлова (бывший Молодой театр, с 3 мая 1939 года — Театр имени Ленинградского Совета).

Исполнил заглавную роль в пьесе А. Морова «Карьера Дызмы» по роману Тадеуша Доленги-Мостовича «Карьера Никодима Дызмы» (реж. В. Иогельсен). Критик отмечал: «Роль современного Растиньяка, сильной личности и карьериста Никодима Дызмы играл Николай Крюков и обнаружил интересные данные героя-любовника с отрицательной окраской». Следующая заметная роль Н. Крюкова — Лаэрт в «Гамлете» (1938). В том же году впервые сыграл и в кино — небольшую роль в фильме Леонида Лукова «Морской пост». Ленинградская критика благосклонно приняла молодого актёра. В статье «Режиссёр об учениках» Сергеё Радлов связывал свои надежды и с представителями «младшего поколения театра» Н. Крюковым и другими молодыми актёрами. В ноябре 1940 состоялась премьера «Идеального мужа» Оскара Уайльда с Н. Крюковым в роли дворецкого Фиппса.

Блокадный театр

В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов», но эта картина не была завершена — началась война. Он вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». (Крюков Н. Рукопись. Цит. по, с. 230). 12 октября 1941 года театр показал комедию «Свадебное путешествие» Дыховичного, в роли Кости — Н. Крюков. Через неделю, 17 октября состоялась премьера драмы Лессинга «Эмилия Галотти», в которой Крюков играл роль принца Гектора Гонзаго. Переживая все тяготы блокады, актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал.

Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года — роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар. В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра. «Меня привезли на [Финляндский вокзал] на финских санях, я еле двигался» — рассказывал в своих записках Крюков (Крюков Н. Рукопись. Цит. по, с. 238).

В начале марта театр эвакуировали в Пятигорск. Первый спектакль состоялся 30 апреля 1942 года — показали «Свадебное путешествие». «Искренние симпатии вызывает мягкий, застенчивый Костя в исполнении артиста Крюкова». В июне Радлов возобновил «Идеального мужа», 6 августа состоялась премьера «Гамлета». Фронт был уже совсем близко, но театр оставался в городе — местные власти опасались паники, если театр эвакуируют. Только в ночь на 8-е августа часть актёров, в основном семейных, отправили в Нальчик на попутных военных машинах, а уже 9-го утром в город вошли немцы. Не успевшие эвакуироваться актёры вместе со своим режиссёром С. Э. Радловым и его женой, заведующей литературной частью театра и переводчицей А. Д. Радловой, оказались в оккупации.

Плен

Вскоре при регистрации населения немецкие власти обнаружили оставшихся актёров радловского театра и работавшего в городе одновременно с ним театра оперетты. Крюков вспоминал: «Был приказ о работе. Мы, сколько могли, тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный — нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать…».(Крюков Н. Рукопись. Цит. по, с. 246). Первым открылся театр оперетты под руководством 75-летнего актёра и режиссёра Ф, И. Кремлёвского (фон Эльтермана). Театр Радлова немцы посещали редко — русская драма, да ещё на русском языке их интересовала мало. Зрителями, по большей части, было местное население, так тепло ещё совсем недавно принявшее ленинградцев. Н. Крюков играл прежние роли в восстановленных спектаклях — «Бесприданнице», «Идеальном муже». В конце 1942 года Радлов восстановил «Гамлета» с Крюковым в заглавной роли вместо успевшего эвакуироваться Б. Смирнова. В своих воспоминаниях Н. Крюков писал: «Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу» (Крюков Н. Рукопись. Цит. по, с. 251). Красная Армия вела бои не так далеко и все надеялись на скорейшее освобождение В январе 1943 года район КавМинВод был освобождён, но перед своим отходом из Пятигорска немцы под конвоем отправили актёров в Запорожье. Здесь «Петроградский театр под руководством Радлова» — так теперь назывался коллектив — работал до октября. Фронт приближался. Покидая Запорожье, немцы вывезли актёров в Берлин. Здесь было уже не до работы: бомбёжки союзников, город горел. Труппа распалась. Одни решили уходить на север Франции, другие — Радловы Сергей и Анна, Н. Крюков, Т. Якобсон, Н. Трофимов и др. добрались до городка Ла Фоссет на юге. Чтобы как-то прожить, выступали перед жителями и в лагерях для русских военнопленных. После освобождения Франции союзниками работали в Марселе, где встретились с представителями советского командования. В январе 1945 перебрались в Париж, откуда вскоре Радловых, а затем и оставшихся актёров отправили в Москву, где они были осуждены «за измену родине и сотрудничество с оккупантами». Анна Радлова скончалась в заключении в феврале 1949 года, Сергей Радлов вышел на свободу в 1953, один сезон работал очередным режиссёром в Даугавпилском театре, затем с 1954 года в Театре русской драмы в Риге.

Послевоенные годы

В 1956 году Н. Крюков принял приглашение Радлова и приехал в Ригу. К этому времени он уже послужил в нескольких провинциальных труппах, сыграл эпизодические роли в фильмах «Корабли штурмуют бастионы» (1953) и «Необыкновенное лето» (1957) и работал в Ленинграде в театре, размещавшемся в здании «Пассажа» (том самом, где с 1936 по 1942 год размещался радловский театр), и позже названном именем В. Ф. Комиссаржевской. В рижском театре был введён на роль Кента в «Короле Лире», играл Гамлета и Лаэрта в «Гамлете», Тибальда в «Ромео и Джульете», Макдуфа в «Макбете», Власа в «Дачниках» и Скроботова во «Врагах» Горького, Передышкина в комедии В. Катаева «Это было в Конске», Мотылькова в «Славе» Гусева и др.

В 1958 году после смерти С. Радлова Н. Крюков вернулся в Ленинград и был принят актёром на киностудию «Ленфильм». Здесь, в 43 года, началась вторая половина его творческой жизни — в кинематографе, гораздо более известная, чем первая. Началась более чем успешно — с роли лётчика Бена Энсли в фильме «Последний дюйм» по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа. Фильм принёс ему широкую известность и премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года. В 60-х годах Н. Крюков сыграл в 30 фильмах, среди которых «Им было девятнадцать» (1960), «Дочь Стратиона» (1964), «Акваланги на дне» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Туманнсть Андромеды» (1967), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968). В 70-х в его творческом активе также около 30 ролей, из которых особенно запомнились «Земля Санникова» (1973), «Бронзовая птица» (1974), «Смерть под парусом» (1976), «В зоне особого внимания» (1977). В 80-е годы с его участием вышли фильмы «Петровка, 38» (1980), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (2 серии, 1980), «Россия молодая» и «Остров сокровищ» (оба в 1982), «Хлеб — имя существительное» (1988). С 1990 по 1992 гг., когда ему было уже за 75, Н. Крюков снялся 10 фильмах: «Палач» (1990), «Белые одежды» (1992), «22 июня, ровно в 4 часа» (1992) и др. У него было немного главных ролей, но благодаря характерной внешности, мастерству перевоплощения и убедительности, создаваемые им образы легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах. И, тем не менее, «тёмное пятно» в биографии, связанное с работой в немецком плену, видимо, сказалось в том, что лишь в 1991 году известный советский актёр, сыгравший около ста ролей в театре и кино, получил звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1960 году Н. Крюков женился (второй брак) на Гуровой Лилии Ивановне (Лии Ионовне Гуровой), актрисе «Ленфильма», с которой прожил 33 года, вплоть до конца своей жизни.

Николай Николаевич Крюков скончался 17 апреля 1993 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На скромном постаменте выбита надпись «Истинно народный».

Фильмография

  • 1938 — Морской пост
  • 1953 — Корабли штурмуют бастионы
  • 1957 — Необыкновенное лето
  • 1958 — Последний дюйм — летчик Бен Эсли
  • 1960 — Им было девятнадцать
  • 1960 — Крепость на колёсах — фон Лютвиц
  • 1960 — Обыкновенная история
  • 1960 — Сильнее урагана
  • 1963 — Мандат
  • 1963 — Трое суток после бессмертия
  • 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — Растегаев, председатель рыболовецкого колхоза
  • 1964 — Дочь Стратиона
  • 1964 — Космический сплав — Григорий Петрович
  • 1965 — Акваланги на дне — полковник погранвойск
  • 1965 — Над нами Южный Крест
  • 1965 — Чистые пруды
  • 1965 — Проверено — мин нет
  • 1966 — Два года над пропастью
  • 1966 — На диком берегу
  • 1966 — По тонкому льду — немецкий шпион полковник Дункель, он же господин Фидлер, он же диверсант Угрюмый
  • 1967 — Туманность Андромеды (часть 1 «Пленники железной звезды») — Эрг Ноор
  • 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака
  • 1968 — Один шанс из тысячи — Двигубский
  • 1969 — Её имя — Весна — доктор
  • 1969 — Король гор и другие — Иван
  • 1970 — Крушение империи
  • 1970 — Посланники вечности
  • 1971 — Город под липами — Мешков
  • 1971 — Пропажа свидетеля — Юрий Степанович
  • 1972 — Идущие за горизонт — Иван Никодимыч Шульманов
  • 1973 — Земля Санникова — морской офицер
  • 1973 — Умные вещи — старик, хозяин «умных вещей»
  • 1973 — А вы любили когда-нибудь? — дедушка с двумя внуками
  • 1974 — Бронзовая птица — кубинский коммунист
  • 1974 — Если хочешь быть счастиливым
  • 1976 — Смерть под парусом — Иен Кейпл
  • 1977 — Нос — чиновник
  • 1978 — В зоне особого внимания — старик-лесничий
  • 1978 — Шествие золотых зверей
  • 1979 — Акванавты — Командор
  • 1980 — Петровка, 38 — Аверьян Прохорович («Прохор»)
  • 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — полковник Себастьян Моран
  • 1981 — Девушка и Гранд
  • 1981 — 20 декабря — генерал Каледин
  • 1982 — Остров сокровищ — пират Том Морган
  • 1982 — Россия молодая — шведский адмирал
  • 1983 — Волчья яма
  • 1983 — Семь часов до гибели — эпизод
  • 1985 — Поклонись до земли
  • 1985 — Гум-гам — академик
  • 1986 — Левша — аглицкий адмирал
  • 1988 — Хлеб — имя существительное
  • 1989 — Этюды о Врубеле
  • 1989 — Несрочная весна — Лукьян
  • 1990 — Убийство на монастырских прудах (тв-сериал: «Адвокат»)
  • 1990 — Палач — дедушка Ольги
  • 1991 — Циники
  • 1992 — Белые одежды — Вонлярлярский
  • 1992 — Он своё получит
  • 1992 — Тайна
  • 1992 — Освящение храма (Триптих)

people-archive.ru

Драматическая судьба актёра Николая Крюкова

В 1960-1970-х гг. он был очень востребованным артистом, в его фильмографии более 110 работ, хотя большинство из них – роли второго плана. Зрители запомнили его по фильмам «Последний дюйм», «По тонкому льду», «Туманность Андромеды», «Петровка, 38» и др. Немногие знают о том, что актеру пришлось начинать кинокарьеру заново в 43 года из-за того, что во время войны он выступал в театре на оккупированных территориях, и что о его судьбе можно было бы снять еще один остросюжетный фильм. Заслуженный артист РСФСР Николай Крюков Театром Николай Крюков увлекся еще в юности, когда после школы устроился рабочим на ленинградский завод «Севкабель» и начал заниматься в кружке художественной самодеятельности. В 1935 г., в 20 лет он окончил театральную студию при Большом драматическом театре и был принят в труппу театра-судии под руководством С. Радлова. Его кинодебют состоялся в 1938 г. в фильме «Морской пост». Николай Крюков в фильме *Необыкновенное лето*, 1956 В 1940 г. он начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов», но съемки не были завершены – началась война. Позже Крюков вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». Он выходил на сцену и в блокадном Ленинграде – несмотря на все тяготы военного времени, люди продолжали ходить в театры. Это продолжалось до тех пор, пока актер не попал в больницу, потеряв силы от истощения. В феврале 1942 г. было принято решение об эвакуации театра. Кадр из фильма *Последний дюйм*, 1958 Кадр из фильма *Последний дюйм*, 1958 В Пятигорске спектакли возобновились, но летом 1942 г. в город вошли немцы. Актеров не успели эвакуировать – местные власти опасались, что это может спровоцировать панику в городе, и труппа вместе с режиссером Радловым оказалась в оккупации. Крюков рассказывал: «Был приказ о работе. Мы, сколько могли, тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный – нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать… Население ходило к нам в театр, и спектакли – мы это видели – много значили и для зрителей, и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу». Николай Крюков в фильме *Идущие за горизонт*, 1972 Николай Крюков в фильме *Идущие за горизонт*, 1972 И местное население, и ленинградские актеры не теряли надежды на освобождение – бои велись близко, но перед отступлением из Пятигорска немцы отправили актеров под конвоем в Запорожье, а затем оттуда перевезли в Берлин. Там труппа распалась, Николай Крюков и несколько его коллег перебрались на юг Франции, где продолжали давать спектакли. После освобождения Франции им наконец удалось встретиться с представителями советского командования, и в 1945 г. они вернулись на родину. Кадр из фильма *Земля Санникова*, 1973 Кадр из фильма *Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона*, 1980 В СССР их ждала печальная участь: режиссера и его жену обвинили в измене родине и сотрудничестве с оккупантами и дали 10 лет лагерей. Анна Радлова скончалась в заключении в 1949 г., ее муж в 1953 г. был освобожден и реабилитирован. Николаю Крюкову удалось избежать ареста, но он был лишен права работать в московских и ленинградских театрах. В 40 лет ему пришлось начинать актерскую карьеру практически с нуля – он играл в провинциальных труппах и только после 1953 г. смог вернуться на съемочную площадку. А в 43 года он наконец переехал в Ленинград и был принят на киностудию «Ленфильм». Николай Крюков в фильме *Долгая дорога в дюнах*, 1980-1981 Кадр из фильма *Россия молодая*, 1981-1982 Популярность пришла к нему в зрелом возрасте. В 1958 г. он сыграл летчика в фильме «Последний дюйм», получив премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года. Об этой работе киновед А. Шпагин писал: «Образ из «Последнего дюйма» потом отразился на всего его ролях. Одинокий волк с внутренней интеллигентностью, внутренним трагизмом, со сложной судьбой. Он него исходило ощущение ума, глубины и человеческой значительности. Взгляд Крюкова просвечивал человека насквозь. Коршун. Старый коршун… Все его герои суховаты, потому что понимают, что эмоции могут привести только к чему-то худшему. Этому, безусловно, самого актера научила его судьба…». Николай Крюков в фильме *Остров сокровищ*, 1982 Кадр из фильма *Белые одежды*, 1992 В 1960-х гг. Крюков снялся в 30 фильмах, и после этого картины с его участием выходили ежегодно вплоть до 1990-х гг. И только в 1991 г. актер, сыгравший более 100 ролей в театре и кино, получил звание заслуженного артиста РСФСР. Свою последнюю роль он исполнил в 1992 г, а спустя год Николай Крюков скончался. На постаменте Серафимовского кладбища Санкт-Петербурга была выбита надпись: «Истинно народный». Заслуженный артист РСФСР Николай Крюков

showbizzz.net

Николай Крюков: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Советский киноактер, мастер дубляжа.

Николай Николаевич Крюков родился в 1915 году в небольшом селе Замытье Тверской губернии. После школы работал на одном из ленинградских заводов, после ролей в театральном кружке которого осознал, что хочет стать профессиональным актером.  В 1935 окончил студию БДТ и начал играть в театре, а в 1940 снялся в своем первом фильме «Политрук Колыванов», который не был выпущен из-за начала войны.

После окончания войны Крюков много снимался в кино: сыграл в таких известных фильмах как «Последний дюйм», «Дочь Стратиона», вместе с Василием Ливановым и Виталием Соломиным снимался в телесериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

Николай Крюков Фильмография

  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе (сериал, 2000)
  • Тайна (1992)
  •  Год хорошего ребенка (1991
  • Несрочная весна (ТВ, 1989)
  •  Левша (1986)
  • Волчья яма (1983)
  • Россия молодая (сериал, 1981 – 1982)
  • Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка (ТВ, 1980),
  • Долгая дорога в дюнах (сериал, 1980 – 1981)
  • Бронзовая птица (мини-сериал, 1974)
  • Земля Санникова (1973)
  • Земля Санникова (1973)
  • Обыкновенная история (1960)
  • Последний дюйм (1958)

www.vokrug.tv

Крюков, Николай Николаевич (актёр) - это... Что такое Крюков, Николай Николаевич (актёр)?

Никола́й Никола́евич Крю́ков (25 июня (8 июля) 1915, Тверская губерния — 17 апреля 1993, Санкт-Петербург) — советский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1991)[1].

Николай Николаевич Крюков родился 25 июня (8 июля) 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы устроился рабочим на ленинградский завод «Севкабель». Всерьёз увлекся театром, занимался в самодеятельной студии при заводе, а затем был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра (БДТ). Студию БДТ окончил в 1935 году. Профессиональную актерскую деятельность начал в 1936 году, поступив в театр-студию под руководством режиссёра и драматурга С. Э. Радлова (бывший Молодой театр, с 3 мая 1939 года — Театр имени Ленинградского Совета).

Исполнил заглавную роль в пьесе А. Морова «Карьера Дызмы» по роману Тадеуша Доленги-Мостовича «Карьера Никодима Дызмы» (реж. В. Иогельсен). Критик отмечал: «Роль современного Растиньяка, сильной личности и карьериста Никодима Дызмы играл Николай Крюков и обнаружил интересные данные героя-любовника с отрицательной окраской»[2]. Следующая заметная роль Н. Крюкова — Лаэрт в «Гамлете» (1938)[3]. В том же году впервые сыграл и в кино — небольшую роль в фильме Леонида Лукова «Морской пост». Ленинградская критика благосклонно приняла молодого актёра. В статье «Режиссёр об учениках»[4] Сергей Радлов связывал свои надежды и с представителями «младшего поколения театра» Н. Крюковым и другими молодыми актёрами.

Н. Крюков в роли Лаэрта («Гамлет», 1938)

В ноябре 1940 состоялась премьера «Идеального мужа» Оскара Уайльда с Н. Крюковым в роли дворецкого Фиппса[5].

Блокадный театр

В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов», но эта картина не была завершена — началась война. Он вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». (Крюков Н. Рукопись. Цит. по[6], с. 230). 12 октября 1941 года театр показал комедию «Свадебное путешествие» Дыховичного, в роли Кости — Н. Крюков. Через неделю, 17 октября состоялась премьера драмы Лессинга «Эмилия Галотти», в которой Крюков играл роль принца Гектора Гонзаго. Переживая все тяготы блокады, актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал.

Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года — роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар. В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра. «Меня привезли на [Финляндский вокзал] на финских санях, я еле двигался» — рассказывал в своих записках Крюков (Крюков Н. Рукопись. Цит. по[6], с. 238).

В начале марта театр эвакуировали в Пятигорск. Первый спектакль состоялся 30 апреля 1942 года — показали «Свадебное путешествие». «Искренние симпатии вызывает мягкий, застенчивый Костя в исполнении артиста Крюкова»[7]. В июне Радлов возобновил «Идеального мужа»[8], 6 августа состоялась премьера «Гамлета». Фронт был уже совсем близко, но театр оставался в городе — местные власти опасались паники, если театр эвакуируют. Только в ночь на 8-е августа часть актёров, в основном семейных, отправили в Нальчик на попутных военных машинах, а уже 9-го утром в город вошли немцы. Не успевшие эвакуироваться актёры вместе со своим режиссёром С. Э. Радловым и его женой, заведующей литературной частью театра и переводчицей А. Д. Радловой, оказались в оккупации.

Плен

Вскоре при регистрации населения немецкие власти обнаружили оставшихся актёров радловского театра и работавшего в городе одновременно с ним театра оперетты. Крюков вспоминал: «Был приказ о работе. Мы, сколько могли, тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный — нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать…».(Крюков Н. Рукопись. Цит. по[6], с. 246).

Первым открылся театр оперетты под руководством 75-летнего актёра и режиссёра Ф, И. Кремлёвского (фон Эльтермана). Театр Радлова немцы посещали редко — русская драма, да ещё на русском языке их интересовала мало. Зрителями, по большей части, было местное население, так тепло ещё совсем недавно принявшее ленинградцев. Н. Крюков играл прежние роли в восстановленных спектаклях — «Бесприданнице», «Идеальном муже». В конце 1942 года Радлов восстановил «Гамлета» с Крюковым в заглавной роли вместо успевшего эвакуироваться Б. Смирнова.

В своих воспоминаниях Н. Крюков писал: «Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу» (Крюков Н. Рукопись. Цит. по[6], с. 251). Красная Армия вела бои не так далеко и все надеялись на скорейшее освобождение В январе 1943 года район КавМинВод был освобождён, но перед своим отходом из Пятигорска немцы под конвоем отправили актёров в Запорожье. Здесь «Петроградский театр под руководством Радлова» — так теперь назывался коллектив — работал до октября. Фронт приближался. Покидая Запорожье, немцы вывезли актёров в Берлин. Здесь было уже не до работы: бомбёжки союзников, город горел. Труппа распалась. Одни решили уходить на север Франции, другие — Радловы Сергей и Анна, Н. Крюков, Т. Якобсон, Н. Трофимов и др. добрались до городка Ла Фоссет на юге. Чтобы как-то прожить, выступали перед жителями и в лагерях для русских военнопленных. После освобождения Франции союзниками работали в Марселе, где встретились с представителями советского командования. В январе 1945 перебрались в Париж, откуда вскоре Радловых, а затем и оставшихся актёров отправили в Москву, где они были осуждены «за измену родине и сотрудничество с оккупантами». Анна Радлова скончалась в заключении в 1949, Сергей Радлов вышел на свободу в 1953 и был реабилитирован.

Послевоенные годы

В 1956 году Н. Крюков принял приглашение Радлова и приехал в Ригу. К этому времени он уже послужил в нескольких провинциальных труппах, сыграл эпизодические роли в фильмах «Корабли штурмуют бастионы» (1953) и «Необыкновенное лето» (1957) и работал в Ленинграде в театре, размещавшемся в здании «Пассажа» (том самом, где с 1936 по 1942 год размещался радловский театр), и позже названном именем В. Ф. Комиссаржевской. В рижском театре был введён на роль Кента в «Короле Лире», играл Гамлета и Лаэрта в «Гамлете», Тибальда в «Ромео и Джульете», Макдуфа в «Макбете», Власа в «Дачниках» и Скроботова во «Врагах» Горького, Передышкина в комедии В. Катаева «Это было в Конске», Мотылькова в «Славе» Гусева и др.

В 1958 году после смерти С. Радлова Н. Крюков вернулся в Ленинград и был принят актёром на киностудию «Ленфильм». Здесь, в 43 года, началась вторая половина его творческой жизни — в кинематографе, гораздо более известная, чем первая. Началась более чем успешно — с роли лётчика Бена Энсли в фильме «Последний дюйм» по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа. Фильм принёс ему широкую известность и премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года. В 60-х годах Н. Крюков сыграл в 30 фильмах, среди которых «Им было девятнадцать» (1960), «Дочь Стратиона» (1964), «Акваланги на дне» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Туманность Андромеды» (1967), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968). В 70-х в его творческом активе также около 30 ролей, из которых особенно запомнились «Земля Санникова» (1973), «Бронзовая птица» (1974), «Смерть под парусом» (1976), «В зоне особого внимания» (1977). В 1980-е годы с его участием вышли фильмы «Петровка, 38» (1980), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (2 серии, 1980), «Россия молодая» и «Остров сокровищ» (оба в 1982), «Хлеб — имя существительное» (1988). С 1990 по 1992 гг., когда ему было уже за 75, Н. Крюков снялся 10 фильмах: «Палач» (1990), «Белые одежды» (1992), «22 июня, ровно в 4 часа» (1992) и др. У него было немного главных ролей, но благодаря характерной внешности, мастерству перевоплощения и убедительности, создаваемые им образы легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах. И, тем не менее, «тёмное пятно» в биографии, связанное с работой в немецком плену, видимо, сказалось в том, что лишь в 1991 году известный советский актёр, сыгравший около ста ролей в театре и кино, получил звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1960 году Н. Крюков женился (второй брак) на Гуровой Лилии Ивановне (Лии Ионовне Гуровой), актрисе «Ленфильма», с которой прожил 33 года, вплоть до конца своей жизни.

Николай Николаевич Крюков скончался 17 апреля 1993 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На скромном постаменте выбита надпись «Истинно народный».

Фильмография

  • 1938 — Морской пост
  • 1939 — Четвертый перископ — матрос
  • 1953 — Корабли штурмуют бастионы
  • 1957 — Необыкновенное лето — председатель «революционной военной тройки»
  • 1958 — Последний дюйм — летчик Бен Эсли
  • 1960 — Им было девятнадцать — подполковник Семён Трофимович Лепко
  • 1960 — Крепость на колёсах — Вальтер фон Лютвиц
  • 1960 — Обыкновенная история — Гаргантон
  • 1960 — Сильнее урагана — капитан Белоус
  • 1960 — Кроткая — полковник
  • 1961 — Поднятая целина — Тит Бородин
  • 1962 — Закон Антарктиды — барон де Жеверен
  • 1962 — Порожний рейс — летчик Волков
  • 1963 — Мандат — батька Хмель
  • 1963 — Трое суток после бессмертия — Захар Петрович Прохоров
  • 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — Растегаев, председатель рыболовецкого колхоза
  • 1964 — Дочь Стратиона — Иван Тимофеевич Стратион
  • 1964 — Космический сплав — Григорий Петрович
  • 1965 — Акваланги на дне — полковник погранвойск
  • 1965 — Двадцать шесть бакинских комиссаров — английский консул
  • 1965 — Над нами Южный Крест — Николай Петрович
  • 1965 — Чистые пруды — майор Лев Матвеевич Ржанов
  • 1965 — Хочу верить — Семчук Семён Григорьевич
  • 1965 — Проверено — мин нет
  • 1966 — Два года над пропастью — Симонов
  • 1966 — На диком берегу
  • 1966 — По тонкому льду — немецкий шпион полковник Дункель, он же господин Фидлер, он же диверсант Угрюмый
  • 1967 — Туманность Андромеды (часть 1 «Пленники железной звезды») — Эрг Ноор
  • 1967 — Сильные духом
  • 1967 — Запомним этот день
  • 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — Виктор Гюго
  • 1968 — Один шанс из тысячи — Двигубский
  • 1969 — Её имя — Весна — доктор
  • 1969 — Король гор и другие — Иван
  • 1969 — Та самая ночь — Стожар
  • 1969 — Ночь перед рассветом — полковник
  • 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях
  • 1970 — И был вечер, и было утро… — офицер
  • 1970 — Крушение империи
  • 1970 — Посланники вечности
  • 1971 — Город под липами — Мешков
  • 1971 — Разрешите взлет!
  • 1971 — Пропажа свидетеля — Юрий Степанович
  • 1972 — Длинная дорога в короткий день
  • 1972 — Идущие за горизонт — Иван Никодимыч Шульманов
  • 1973 — Земля Санникова — морской офицер
  • 1973 — Облака
  • 1973 — Умные вещи — хозяин «умных вещей»
  • 1973 — А вы любили когда-нибудь? — дедушка с двумя внуками
  • 1974 — Бронзовая птица — кубинский коммунист
  • 1973 — Парашюты на деревьях — Август Шиллят
  • 1974 — В то далекое лето — Рудольф
  • 1974 — Если хочешь быть счастиливым
  • 1975 — Это было в Межгорье — Синявин
  • 1975 — Одиннадцать надежд — тренер Лапшин
  • 1976 — Смерть под парусом — Иен Кейпл
  • 1977 — Нос — чиновник
  • 1977 — Ждите меня, острова!
  • 1978 — В зоне особого внимания — старик-лесничий
  • 1978 — Шествие золотых зверей — Степан Митрофанович Проворов, директор музея
  • 1979 — Акванавты — Командор
  • 1979 — Незнакомка — Старик
  • 1980 — Петровка, 38 — Аверьян Прохорович («Прохор»)
  • 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — полковник Себастьян Моран
  • 1981 — Девушка и Гранд — Иван Никонович, директор ипподрома
  • 1981 — Две строчки мелким шрифтом — социалист в кафе
  • 1981 — Долгая дорога в дюнах — Петр Никодимыч Ефимов
  • 1981 — 20 декабря — генерал Каледин
  • 1981 — Остров сокровищ — пират Том Морган
  • 1982 — Формула памяти — старик
  • 1982 — Пространство для маневра — член комиссии
  • 1982 — Россия молодая — шведский адмирал Ярл Юленшерна
  • 1983 — Волчья яма — Николай Афанасьевич Тимофеев, генерал милиции
  • 1983 — Семь часов до гибели
  • 1983 — Жизнь Берлиоза (фильм) — король Ганновера
  • 1984 — Деревья на асфальте — Никита Семенович Горецкий
  • 1985 — Поклонись до земли
  • 1985 — Гум-гам — академик
  • 1985 — Софья Ковалевская
  • 1986 — Левша — аглицкий адмирал
  • 1986 — Анна Павлова
  • 1987 — Серебряные струны — камергер Филиппов
  • 1987 — Сабля без ножен
  • 1987 — На исходе ночи
  • 1988 — Хлеб — имя существительное — отец Ивана Полетаева
  • 1989 — Этюды о Врубеле
  • 1989 — Несрочная весна — Лукьян Степаныч
  • 1990 — Убийство на монастырских прудах (тв-сериал: «Адвокат»)
  • 1990 — Палач — дедушка Ольги
  • 1991 — Циники
  • 1991 — Прости нас, мачеха Россия — Иван Иванович Рожнов, старый большевик
  • 1991 — Год хорошего ребенка (фильм)
  • 1992 — Белые одежды — Вонлярлярский
  • 1992 — Он своё получит — мистер Форрест
  • 1992 — Тайна
  • 1992 — Освящение храма (Триптих)
  • 1992 — 22 июня, ровно в 4 часа… — отец Брагина Фёдор

Примечания

  1. ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 мая 1991 г. «О присвоении почетного звания „Заслуженный артист РСФСР“ артистам кино»
  2. ↑ Авлов Г. «Бесприданница» в Театре им. Ленсовета = // Искусство и жизнь. — Л., 1940. — № 3. — С. 22-23.
  3. ↑ Бродянский Борис «В жестоком мире…». «Гамлет» в театре п/р С. Э. Радлова // Искусство и жизнь. — Л., 1938. — № 6. — С. 34 - 36.
  4. ↑ Радлов С. Э. Режиссёр об учениках // Искусство и жизнь. — Л., 1940. — № 1. — С. 20-22.
  5. ↑ Немеровская О. «Идеальный муж» в Театре имени Ленинградского Совета // Искусство и жизнь. — 1940. — № 12. — С. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 4 Золотницкий Д. И. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. — СПб: Росс. ин-т истории искусств, 1999. — 347 с.
  7. ↑ Осовцов С. «Свадебное путешествие» в Театре имени Ленсовета // Пятигорская правда. — 1942. — № 109, 10 мая. — С. 2.
  8. ↑ Антонова Н. «Идеальный муж» // Пятигорская правда. — 1942. — № 141, 17 июня.. — С. 2.

dic.academic.ru

МИР ТВ | Истинно народный Николай Крюков

© Елена Андреева, «МИР 24» Мир кино вспоминает советского актера, заслуженного артиста РСФСР Николая Крюкова.

Он родился ровно 100 лет назад, в Тверской губернии. И хоть решил связать свою жизнь с техническими науками и работой на предприятии «Севкабель», тяга к прекрасному не ослабевала в нем ни на минуту. Возможно, это и стало причиной зачисления в студию при Большом драматическом театре в Ленинграде.

Отучившись, Николай Николаевич поступает на службу в этот театр. Ему достаются ведущие роли, его принимает и любит публика, его известность выходит за рамки Ленинграда. Именно тогда Крюкову открывается кинематограф. 

Первой работой в полном метре стали съемки в картине Владимира Гончукова «Морской пост» (1938), затем – в фильме «Политрук Колыванов»(1940). Последняя лента так и не была закончена. Однако сам Крюков всегда с трепетом относился к этой ленте, каждый раз отмечал ее в своих творческих отчетах.

Жизнь разделилась на «до» и «после»

Успешную карьеру ломает война. Великая Отечественная не только на несколько лет вытеснила кино из жизни актера, но и полностью изменила судьбу Крюкова.

С началом войны театр Радлова, в котором служил Крюков, не успевает эвакуироваться. Так, актер остается в блокадном Ленинграде. В тяжелых условиях он играет в постановках «Свадебное путешествие», «Эмилия Галотти».

Последним в осажденном Ленинграде для Крюкова стал выход на сцену в образе Кости из «Свадебного путешествия». Своего положительного и жизнерадостного героя Крюков играл практически полностью обессиленным от дистрофии. Актер был отправлен в больницу. В марте 1942 года было решено эвакуировать артистов. Труппу перевезли в Пятигорск.

Пятигорские спектакли

Первый спектакль – «Свадебное путешествие» - труппа дала 30 апреля 1942 года. В Пятигорске возобновили показ «Идеального мужа», поставили «Гамлета». Однако война наступала. Фронт был совсем близко к городу, приняли решение эвакуировать в Нальчик часть артистов.

8  августа часть актеров (в основном тех, у кого были семьи) удалось вывезти из Пятигорска, а утром 9-го числа в город вошли немцы. Актеры оказались в оккупации. Оккупанты провели регистрацию населения. Артистам было приказано продолжать работать. Сами немцы редко ходили на представления, их мало интересовало русское искусство, чего нельзя сказать о местных жителях. Они с удовольствием посещали театральные постановки.

Красная Армия приближалась, немцы, уходя из Запорожья, увезли с собой и актеров. Так, труппа попала в Берлин. Артистам удалось уехать в Париж. Оттуда артистов переправили в Москву. В Союзе их встретили холодно, осудили за измену родине, припомнили и сотрудничество с оккупантами.

Послевоенная реальность

Крюкову удалось избежать заключения, но его не принимали на работу ни в театры Москвы, ни Ленинграда. Николай Николаевич уезжает на службу в провинцию. На его счету – работа в Тбилиси, Ростове-на-Дону, Твери.  В это же время он играет эпизодические роли в фильмах «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Необыкновенное лето» (1957).

В 1956 году он принимает приглашение Радлова -  уезжает работать в Ригу. За два года, проведенных здесь, он стал популярным и востребованным театральным артистом. В 1958 скончался Радлов, Крюков вернулся в Ленинград.

Другая жизнь Крюкова

Так, в 43 года, началась вторая творческая жизнь Крюкова, только уже в кино. Артиста приглашают на работу в «Ленфильм». Роль летчика Бена в «Последнем дюйме» принесла Николаю Крюкову небывалую популярность и премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль.

За 1960-е годы Николай Николаевич сыграл в 30 картинах. Среди них и эпизодические роли, и главные. В этот период у него произошли перемены и в личной жизни: Крюков женился на актрисе Лилии Гуровой. Они прожили в браке 33 года, вплоть до самой смерти Николая Николаевича.

Следующее десятилетие также стало плодотворным – более 30 ролей. 80-е принесли ему известность благодаря съемкам в фильмах «Петровка, 38», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (2 серии, 1980), «Россия молодая» и «Остров сокровищ» (оба в 1982), «Хлеб — имя существительное» (1988). Крюкову было за 75, он продолжал сниматься. За два последних года жизни он снялся в 10 картинах.

Однако немецкий плен всегда был «пятном» на репутации актера. Возможно, это и стало причиной того, что только в 1991 году Николаю Крюкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Актера не стало в 1993 году, он скончался на 77 году жизни. На Серафимовском кладбище, где покоится артист, на скромном постаменте нанесена надпись: «Истинно народный».

Фильмография:

  • Морской пост
  • Корабли штурмуют бастионы
  • Необыкновенное лето
  • Последний дюйм
  • Крепость на колесах
  • Закон Антарктиды
  • Два года над пропастью
  • Туманность Андромеды
  • Земля Санникова
  • В то далекое лето
  • Петровка, 38
  • Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
  • Долгая дорога в дюнах
  • Белые надежды
  • Тайна и др.

mirtv.ru

Крюков, Николай Николаевич (актёр), биография, начало творческой деятельности, блокадный театр

имяНиколай Крюков
имя при рожденииНиколай Николаевич Крюков
дата рождения25.06.1915 (8.07)
место рожденияТверская губерния, Российская империя
дата смерти17.4.1993
место смертиСанкт-Петербург
профессияактёр
годы активности1936—1992
imdb_id0473054

Никола́й Никола́евич Крю́ков (25 июня (8 июля) 1915, Тверская губерния — 17 апреля 1993, Санкт-Петербург) — советский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1991).

Биография

Начало творческой деятельности

Николай Николаевич Крюков родился 25 июня (8 июля) 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы устроился рабочим на ленинградский завод «Севкабель». Всерьёз увлекся театром, занимался в самодеятельной студии при заводе, а затем был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра (БДТ). Студию БДТ окончил в 1935 году. Профессиональную актерскую деятельность начал в 1936 году, поступив в театр-студию под руководством режиссёра и драматурга С. Э. Радлова (бывший Молодой театр, с 3 мая 1939 года — Театр имени Ленинградского Совета).

Исполнил заглавную роль в пьесе А. Морова «Карьера Дызмы» по роману Тадеуша Доленги-Мостовича «Карьера Никодима Дызмы» (реж. В. Иогельсен). Критик отмечал: «Роль современного Растиньяка, сильной личности и карьериста Никодима Дызмы играл Николай Крюков и обнаружил интересные данные героя-любовника с отрицательной окраской». Следующая заметная роль Н. Крюкова — Лаэрт в «Гамлете» (1938). В том же году впервые сыграл и в кино — небольшую роль в фильме Леонида Лукова «Морской пост». Ленинградская критика благосклонно приняла молодого актёра. В статье «Режиссёр об учениках» Сергей Радлов связывал свои надежды и с представителями «младшего поколения театра» Н. Крюковым и другими молодыми актёрами. В ноябре 1940 состоялась премьера «Идеального мужа» Оскара Уайльда с Н. Крюковым в роли дворецкого Фиппса.

Ты, крылатая песня, лети! Поёт Валентина Серова, замечательная актриса советского и российского кино. редкое видео rare video video HD Слава героям народного...

Все видео

  • Понравилось 0
  • Не понравилось 0
  • Не по теме
  • Не работает

Блокадный театр

В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов», но эта картина не была завершена — началась война. Он вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». (Крюков Н. Рукопись. Цит. по , с. 230). 12 октября 1941 года театр показал комедию «Свадебное путешествие» Дыховичного, в роли Кости — Н. Крюков. Через неделю, 17 октября состоялась премьера драмы Лессинга «Эмилия Галотти», в которой Крюков играл роль принца Гектора Гонзаго. Переживая все тяготы блокады, актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал.

Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года — роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар. В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра. «Меня привезли на [Финляндский вокзал] на финских санях, я еле двигался» — рассказывал в своих записках Крюков (Крюков Н. Рукопись. Цит. по, с. 238).

www.cultin.ru


Смотрите также