Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Актер сергей столяров биография


Сергей Столяров

Сергей Столяров — выдающийся актер, игра которого до сих пор восхищает зрителей и кинокритиков. Сергей Дмитриевич удостоился звания народного артиста РСФСР, а также стал лауреатом Сталинской премии. Однако главной наградой актер всегда считал признание зрителей.

Детство и юность

Биография будущего актера началась в небольшой деревне под названием Беззубово, что под Тулой. Сергей Столяров родился 1 ноября 1911 года. В семье Столяровых росли пятеро детей. С самого детства мальчику пришлось нелегко: отец Сергея Дмитриевича погиб на войне в 1914 году. Семья сильно нуждалась, поэтому маленький Сергей отправился на заработки, едва ему исполнилось пять лет: мальчик пас коров зажиточного соседа.

Актер Сергей Столяров

В 1919 году началась масштабная продразверстка. И без того небогатая семья лишилась запасов на зиму, военные забрали все подчистую. Тогда бабушка Сергея отправила мальчика с четырьмя братьями в Ташкент — в городе было больше возможностей заработать хотя бы на кусок хлеба. Но в Ташкент Сергей не попал. По дороге мальчик заразился тифом и остался в больнице Курска. Братья отправились дальше.

Когда Сергей Столяров поправился, добросердечные врачи и медсестры отправили мальчика в детский дом. Там-то Сергей и познакомился со сценой: один из воспитателей организовал любительский детский театр.

Сергей Столяров в молодости

Мечты о карьере актера манили Сергея, однако суровое время диктовало другие условия. После детского дома Сергей Столяров отправился учиться в московское ремесленное училище, где выбрал специальность машиниста и слесаря.

Окончив учебу, Сергей Дмитриевич устроился работать в железнодорожное депо. Однако мечту о сцене молодой человек не оставил, посвятив свободное время занятиям в театральной студии. Вскоре молодое дарование заметили и пригласили присоединиться к труппе Театра Красной Армии.

Фильмы

Первая роль в кино досталась Сергею Столярову в 1935-м. Молодой человек сыграл летчика в фильме «Аэроград». Эта картина хотя и не принесла актеру славы и известности, но сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе Столярова. Сергея Дмитриевича заметил режиссер Григорий Александров и сразу же пригласил талантливого актера на роль в фильме «Цирк».

Сергей Столяров в фильме «Аэроград»

Работа над картиной шла без малого два года. В 1937 году «Цирк» вышел на экраны. Сергей Столяров сыграл главную роль в этом фильме. Зрители восприняли картину с восторгом, а актер стал для кинолюбителей символом истинной мужественности и благородства. Редкие фото Сергея Столярова старались достать все поклонники кинематографа.

Детская мечта Сергея Дмитриевича воплотилась в жизнь, однако счастье актера оказалось омрачено. Сергей Столяров категорически отказался присутствовать на премьерном показе картины, подарившей ему всенародную любовь. Дело в том, что незадолго до этого был расстрелян талантливый оператор Владимир Нильсен. Поводом для казни послужило анонимное донесение. Сыграла роль и «неблагозвучная» фамилия мужчины — в те времена любая мелочь могла стать поводом для обвинения в государственной измене.

Сергей Столяров в фильме «Цирк»

Столяров был шокирован произошедшим и не захотел получать награду правительства. Премьера «Цирка» прошла без главного героя. Спустя некоторое время картина отправилась на всемирный фестиваль киноискусства, в столицу Франции, однако туда уже Столярова не пригласили.

Примечательно, что на том же фестивале впервые была представлена знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Фигуру и лицо рабочего Мухина лепила с Сергея Столярова. Эта скульптура до сих пор является эмблемой «Мосфильма», узнаваемой даже людьми, далекими от мира кино.

Сергей Столяров стал прототипом для скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

В 1943 году Сергея Столярова стали приглашать на роли в детских фильмах. Первым вышел «Кощей Бессмертный», несколькими годами позже появились картины «Садко» и «Илья Муромец». Коллеги Сергея Дмитриевича позже будут вспоминать, что сначала актер боялся выглядеть смешно в образах сказочных героев, однако вскоре буквально сжился со своими персонажами и вновь показал высокий уровень актерского мастерства.

Сергей Столяров в фильме «Садко»

Популярность актера в те годы оказалась феноменальной, Сергея Столярова узнавали на улице, а экранные герои артиста становились кумирами и примером для подражания. На Венецианском кинофестивале картина «Илья Муромец» завоевала первый приз. Однако главного героя снова не оказалось на вручении: на этот раз правительство просто не выпустило лицедея из страны, посчитав неблагонадежным.

Сергей Столяров в фильме «Илья Муромец»

Талант Сергея Столярова проявился не только на экране: актер начал работу над собственным сценарием, посвященным Дмитрию Донскому. Однако закончить начатое Сергею Дмитриевичу помешала болезнь.

Личная жизнь

Личная жизнь Сергея Столярова сложилась счастливо. Жена актера, Ольга Дмитриевна Константинова, также была актрисой, хотя и не настолько успешной.

Сергей Столяров с женой и сыном

Пара воспитывала сына Кирилла. Сергей Дмитриевич оказался примерным семьянином, детдомовское детство научило мужчину ценить домашний уют.

Смерть

В 1968 году Сергей Столяров стал жаловаться на ухудшение самочувствия. У актера начали опухать ноги, начала мучить одышка. Некоторое время Сергей Дмитриевич отмахивался от предложений обратиться к врачу, списывая все на возраст. Однако вскоре мужчина почувствовал себя совсем плохо. Диагноз врачей оказался неутешительным: актеру диагностировали рак. Онкологию позже назовут и причиной смерти Сергея Дмитриевича.

Могила Сергея Столярова

До последнего дня Сергей Столяров работал над собственным сценарием, но закончить работу не успел. В 1969 году актеру прислали бумаги о присвоении звания народного артиста. Сын Сергея Дмитриевича позже будет вспоминать, что отец, уже не встававший с больничной койки, лишь махнул на конверт рукой. Спустя несколько дней, 9 декабря 1969-го, Сергея Столярова не стало.

Актера похоронили на московском Ваганьковском кладбище. Могила Сергея Дмитриевича расположена рядом с последним приютом Владимира Высоцкого, Владислава Листьева, Инги Артамоновой. Творческое же наследие актера будет жить вечно в сердцах поклонников.

Фильмография

  • 1967 - «Туманность Андромеды»
  • 1966 - «Спроси свое сердце»
  • 1965 - «Они не пройдут»
  • 1960 - «Им было девятнадцать»
  • 1957 - «Повесть о первой любви»
  • 1956 - «Илья Муромец»
  • 1952 - «Садко»
  • 1946 - «Старинный водевиль»
  • 1944 - «Иван Грозный»
  • 1944 - «Кощей Бессмертный»
  • 1939 - «Василиса Прекрасная»
  • 1939 - «Моряки»
  • 1936 - «Цирк»
  • 1935 - «Космический рейс»
  • 1935 - «Любовь и ненависть»
Page 2

24smi.org

Сергей Дмитриевич Столяров

Имя актера Сергея Столярова больше знакомо зрителям старшего поколения. Фильмы с его участием навсегда вошли в историю отечественного кинематографа. Он носил звание Народный артист РСФСР и получил Сталинскую премию. Но не это считал главным достижением своей жизни, ему важно было знать, что его знают и любят зрители.

Звездная слава артиста Сергея Столярова началась с картины «Цирк», в которой он сыграл ключевой образ.

Детство и юность

Родился Сергей Столяров в небольшом селе Беззубово недалеко от Тулы. Метрику с его датой рождения потеряли, поэтому он сам считал своим днем рождения 1 ноября 1911 года. Намного позже, уже в 21-м веке усилиями его семьи удалось разыскать записи в церковных книгах, где записано, что правильной датой нужно считать 4 июля по старому календарю или 17 июля по новому.

На фото Сергей Столяров в молодости

Семья мальчика была многодетной, в ней подрастали пятеро детишек. Отец семейства работал лесником, но погиб в Первую мировую. Материальное положение было очень тяжелым, детям пришлось работать с ранних лет. Сережа начал трудиться в пять лет, он подрядился к богатому соседу пасти его коров.

В 1919-м их семья попала под продразверстку, и осталась на зиму без продуктов питания. По настоянию бабушки все братья отправились в Ташкент, где можно было разжиться хоть какой-то едой. Однако до Ташкента Сергей не доехал, в поезде он «подцепил» тиф и попал в одну из курских больниц. Братья не могли дожидаться, пока он выздоровеет, и поехали дальше.

После выписки из больницы Сергею некуда было податься, поэтому врачи похлопотали и его взяли в детский дом.

Мальчик учился с удовольствием, но больше всего ему понравилось репетировать в детском любительском театре, организованном воспитателями.

У Столярова появилась мечта связать свою жизнь с искусством, но у него не было для этого никакой возможности. Нужно было выбирать профессию, которая сможет его прокормить. Сергей решил ехать в Москву, и продолжить обучение в ремесленном училище. После окончания учебы он мог работать слесарем и машинистом.

Трудовая биография Сергея Столярова началась в железнодорожном депо. Но он понимал, что очень хочет на сцену, поэтому старался не пропустить ни одной репетиции в театральной студии, которую вел Алексей Дикий. Его задействовали в нескольких постановках, именно после этого Сергей получил приглашение от Театра Красной Армии и вошел в его труппу.

Фильмы

Кинематографический дебют Сергея Столярова состоялся в 1935 году. Ему доверили роль летчика в картине «Аэроград». После выхода ее на экраны, Столяров не стал известным и популярным актером, но это был первый шаг в удивительный мир кинематографа, который раскрыл перед ним большие возможности. Сергей попал в поле зрения режиссера Григория Александрова, и вскоре тот позвал его на съемочную площадку картины «Цирк».

Сергей Столяров в фильме «Цирк»

В этой ленте ему досталась роль главного героя, съемки длились на протяжении двух лет. На суд зрителей «Цирк» был представлен в 1937-м, и буквально в первые дни после проката Столяров оказался на вершине славы. На него смотрели, как на воплощение мужества и благородства, его фото пытались раздобыть все любители кино.

Слава и почет пришли к артисту одновременно, но счастье омрачилось одним событием. Незадолго до премьеры расстреляли оператора Владимира Нильсена, которого арестовали по ложному обвинению. Ему припомнили и его «несоветскую» фамилию, и это послужило отягчающим обстоятельством при вынесении приговора. Столяров выразил протест против решения суда, и отказался не только прийти на премьеру картины «Цирк», но и получить правительственную награду. Через некоторое время ленту представили на всемирном фестивале киноискусств в Париже, но Столярова в числе приглашенных не оказалось.

Во время работы этого фестиваля скульптор Вера Мухина представила свою новую работу, получившую название «Рабочий и колхозница». Так вот, прообразом ее рабочего послужил именно Столяров. Этот монумент стал впоследствии эмблемой киностудии «Мосфильм», и его знает практически весь мир.

Сергей Столяров в фильме «Садко»

В 1943-м артист впервые снялся в детском кино. Его первой работой стала лента «Кощей Бессмертный», спустя несколько лет на экраны вышли сказки «Садко» и «Илья Муромец». После серьезных работ в кинематографе Столярову поначалу было неуютно в образах сказочных героев, он боялся показаться смешным и нелепым, но сумел органично вжиться в их роли и проявить себя совсем с другой стороны.

Столяров приобрел просто феноменальную популярность, он уже не мог спокойно пройти по улице, его узнавали везде. Лента «Илья Муромец» была представлена на фестивале в Венеции и стала обладателем первого приза. Но Сергей Столяров на этом празднике кинематографии отсутствовал – руководство страны отказало ему в выезде за границу, потому что за ним уже давно закрепилось звание неблагонадежного.

Кроме актерского таланта в Столярове проснулся и талант сценариста. Он решил написать собственный сценарий о Дмитрии Донском, но он так и остался неоконченным – Столярова подкосила болезнь.

Свою жену Ольгу Константинову Сергей встретил в театре. Ее предками были богатые купцы, девушка окончила студию Юрия Завадского и тоже была актрисой. Правда ее карьера сложилась не так успешно, как у ее звездного мужа, но это обстоятельство нисколько не омрачало их брак. Влюбленные поженились в 1934 году, а спустя три года у них родился сын, которого родители назвали Кириллом. Он пошел по стопам родителей и тоже стал актером. Женился, и в 1962 году у него родился сын Сергей, названный так в честь своего знаменитого деда. Внук Столярова тоже продолжил актерскую династию, и кроме того выучился на режиссера телевидения. К сожалению, Кирилла Столярова уже нет в живых, он скончался в 2012 году.

Сергей Столяров с женой Ольгой Константиновой

Личная жизнь Сергея Столярова сложилась счастливо, он очень любил свою семью, дорожил семейным уютом, которого ему так не хватало в его детдомовском детстве.

Смерть

Первые признаки ухудшения здоровья Сергей Столяров почувствовал в 1968 году. У него сильно опухали ноги, он задыхался при ходьбе. Но как и все мужчины, даже не хотел слушать о визите к врачу. Артист говорил, что это возраст дает о себе знать, но совсем скоро ему стало намного хуже. Вердикт докторов прозвучал, как приговор – у Столярова обнаружили злокачественную опухоль, лимфосаркому, которая и привела к летальному исходу.

Могила Сергея Столярова

Он продолжал работать над созданием сценария собственного фильма до последней минуты своей жизни, однако он так и остался неоконченным. В 1969-м ему прислали уведомление о присвоении ему звания Народный артист СССР, но Столяров даже не взял в руки заветный конверт. Он умер 9 декабря 1969 года, буквально через несколько дней после присвоения ему почетного звания.

Местом упокоения Сергея Столярова стало Ваганьковское кладбище, рядом с другими знаменитыми людьми – Владимиром Высоцким, Ингой Артамоновой, Владиславом Листьевым.

Артист умер, но его картины остались жить в памяти благодарных поклонников.

Избранная фильмография

  • 1935 — Космический рейс
  • 1936 — Цирк
  • 1938 — Руслан и Людмила
  • 1939 — Моряки
  • 1944 — Кащей Бессмертный
  • 1947 — Голубые дороги
  • 1950 — Далеко от Москвы
  • 1952 — Садко
  • 1956 — Илья Муромец
  • 1957 — Лично известен
  • 1959 — Человек меняет кожу
  • 1967 — Туманность Андромеды
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Сергей Столяров (Sergey Stolyarov): фильмография, фото, биография. Актер.

Точная дата рождения Сергея Столярова неизвестна, т.к. метрика с этой информацией была утеряна. Столяров сам выбрал первое ноября в качестве даты своего рождения. Отец мальчика погиб на фронте в годы Первой мировой войны. Во время гражданской войны Сергей решил перебраться в Ташкент, однако в пути заболел тифом. После болезни был отправлен в детский дом в Курсе. Именно там Сергей Столяров впервые познакомился с театром и «заболел» им. После детского дома Сергей переехал в Москву, отучился в училище, освоив профессию машиниста и слесаря. Устроился работать на железную дорогу, в свободное время посещал театрально-литературную мастерскую Алексея Дикого.

После окончания в 1931 году актерского факультета Театральной школы Пролеткульта Столяров был принят в труппу МХАТа. В этом театре он играл с 1932 по 1934 гг. Из МХАТа молодой актер перешел в Центральный театр Красной Армии, который покинул в 1940 году. До 1942 года Сергей Столяров играл на сцене театра им. Моссовета. С 1944 году работал в театре-студии киноактера.

В 1935 году Столяров дебютировал в кино, получил роль в картине «Любовь и ненависть». В этом же году он сыграл летчика Владимира в фильме «Аэроград». После этой роли актер был приглашен в музыкальную комедию «Цирк», участие в данной картине прославило Сергея Столярова на весь Советский Союз. Образ актера был использован Верой Мухиной при создании скульптуры «Рабочий и колхозница».

Среди других киноработ Столярова можно отметить следующие: сказки «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Садко», «Илья Муромец», фильмы ««Туманность Андромеды»», «Тайна двух океанов».

www.ivi.ru

Сергей Столяров: биография, фото и роли актера :

Как часто бывает, что артист, играющий благородного героя, в реальной жизни оказывается еще тем мерзавцем... Совсем не таким был Столяров Сергей - актер, воплотивший на экране многих сказочных персонажей. В свое время для миллионов зрителей он стал живым воплощением благородства и смелости. А меж тем судьба его не часто баловала, однако, несмотря на все трудности, выпавшие на его долю, он сумел до конца остаться столь же достойным человеком.

Семья и детские годы Сергея Столярова

Родился будущий Садко в 1911 г. в деревне Беззубово Тульской губернии. Его родителями были Дмитрий Иванович и Наталья Ивановна Столяровы. Кроме юного Сережи у родителей было еще четверо детей.

Семейство будущего актера было небогатым, однако трудолюбивым. С началом Первой мировой войны на военную службу был призван один состоятельный крестьянин из Беззубово. Не желая идти воевать, он предложил отдать свою избу со всем добром тому, кто отправится на войну вместо него. Чтобы обеспечить семью, Дмитрий Иванович Столяров согласился на это предложение и отправился на фронт, откуда уже не вернулся домой.

Благодаря «подарку» богатого односельчанина Столяровы еще некоторое время после гибели главы семьи жили в достатке. Но с началом революции и приходом к власти коммунистов семья оказалась на грани голодной смерти. Дело в том, что завистливые односельчане донесли на Наталью Ивановну, и в рамках раскулачивания у семьи отобрали в буквальном смысле абсолютно все, оставив умирать с голоду.

Чтобы спасти детей, Сергея с братом (как самых старших) мать отправила «зайцами» в Ташкент, где в то время было лучше с продовольствием.

Курский детский дом

Однако до заветного хлебного города Сергей Столяров так и не добрался. По дороге мальчик заразился тифом. Когда его состояние стало очень тяжелым, брат со спутниками сошли в Курске и подбросили его под двери местной больницы, а сами поехали дальше. Так поступить им пришлось, поскольку в то время, если у больного были хоть какие-то родственники, его не клали в больницу, а отправляли домой.

Несмотря на тяжелое состояние, благодаря сильному организму и заботе врачей парню удалось победить болезнь. Однако позже ему пришлось еще какое-то время жить в больнице, пока его не распределили в местный детский дом.

Сергею Столярову пришлось на своем опыте испытать, как непросто жить без семьи в приюте, к тому же в голодные годы Гражданской войны. К счастью для него, один из воспитателей организовал в детском доме драматический кружок. Для голодных, фактически голых обитателей этого места постановка спектаклей стала единственной отрадой, а Сергей Столяров благодаря участию в кружке навсегда полюбил театр.

От машиниста до артиста

Когда мальчишка подрос, его отправили учиться в Москву. Он выбрал себе профессию машиниста и поступил в Первое ремесленное училище. В те годы водить поезд было очень престижным занятием, особенно для беспризорника из крестьянской семьи.

После окончания учебы, отработав положенный срок в депо Киевской железной дороги, Сергей Столяров решил попытать счастья и подал документы на поступление в театральную студию Алексея Дикого. Из 500 кандидатов лишь двоих приняли на учебу. Столяров был одним из этих счастливцев.

После студии начинающий артист продолжил учебу в Театральной школе Пролеткульта, а после ее окончания был приглашен на работу во МХАТ. Здесь талант двадцатилетнего Столярова оценили и часто давали ему роли в постановках. Хотя они и были небольшими, но для юноши это было счастьем - играть на одной сцене с настоящими театральными звездами.

После 2 лет во МХАТе Сергей Столяров (фото - ниже) перешел в Центральный академический театр Российской армии, а в начале 40-х гг. служил в Театре имени Моссовета. В 1944 г. артист сменил еще одно место работы и стал работать в Театре-студии киноактера, где и остался до конца своих дней.

Первые роли в кино

Помимо таланта и приятного голоса, Столяров обладал еще и весьма красивой внешностью. Поэтому неудивительно, что вскоре его пригласили сниматься в кино.

Первые две картины с его участием («Космический рейс» и «Любовь и ненависть») ничего особенного собою не представляли, более того, в первой из них имя артиста даже не указали в титрах.

Зато благодаря им на Сергея Столярова обратил внимание мэтр украинского кино – Александр Довженко. Он пригласил актера сыграть одного из главных героев в ленте «Аэроград». Роль благородного летчика Владимира Глушака прославила молодого артиста. Кроме того, благодаря ей Сергей Столяров без проб получил главную роль в кинокомедии «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.

Как кинолента «Цирк» поставила на артисте клеймо «неблагонадежный»

В те годы сниматься у Григория Александрова, тем более в главной роли, было невероятной удачей. Ведь его кинокомедии любил сам Сталин, что сулило огромное количество наград и материальных благ. Однако Сергею Столярову «Цирк» не принес всего этого, несмотря на всенародную любовь.

Дело в том, что перед премьерой артист узнал, что на афише указаны имена всего нескольких актеров, работа остальной съемочной группы осталась за кадром. Это было сделано Григорьевым нарочно, чтобы ограничить количество претендентов-конкурентов на престижные премии, которые сулил этот кинофильм. В качестве протеста Столяров отказался идти на премьеру, что в те годы было делом неслыханным.

За своевольный поступок актера уволили из «Мосфильма», а в его личном деле появилась запись о неблагонадежности, а также запрет на выезд на зарубежные гастроли.

Возможно, поступок Столярова имел бы и более серьезные для него последствия, ведь на дворе были 30-е гг., но благодаря роли Мартынова в «Цирке» артист стал идеалом советского мужчины нового поколения, на которого начала равняться вся страна. А когда создательница легендарной композиции «Рабочий и колхозница» Вера Мухина придала рабочему черты именно Сергея Столярова, он превратился в легенду.

Герой народных былин и сказок

После скандала с комедией Григорьева найти работу во взрослом кино артисту было непросто. Поэтому он согласился сыграть витязя Руслана в экранизации сказочной поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Амплуа славянского героя-богатыря после этой картины навсегда закрепилось за артистом. А когда великий советский сказочник Александр Роу снял его в «Василисе Прекрасной», для всей страны стал воплощением былинного героя из народа Сергей Столяров. Фильмы-сказки с его участием стали регулярно выходить на экраны и невероятно полюбились зрителям. После «Василисы Прекрасной» артист сыграл в еще одной картине Роу – «Кащее Бессмертном».

Хотя роли Ивана и Никиты Кожемяки превратили и без того известного артиста в культового, самому Сергею Дмитриевичу был тесно в рамках одного и того же образа. Пытаясь выйти за эти рамки, он больше никогда не снимался у Роу.

С началом Великой Отечественной войны артист ушел в ополчение. Но вскоре его вернули назад и вместе с семьей эвакуировали в Казахстан. Находясь в тылу, артист не переставал заботиться о своей стране. Он организовал сбор средств на покупку танка. Для этого Столяров поставил спектакль «Русские люди», с которым гастролировал по стране. Купленный на эти деньги танк был назван в честь спектакля, а за этот поступок был удостоен личной благодарности от Сталина Сергей Столяров.

Актер (биография его после истории с танком ставилась в пример всем деятелям культуры), овеянный славой, с окончанием войны вернулся в Москву. Чтобы сменить амплуа, следующим своим героем он выбрал ловкого пройдоху Фаддея из «Старинного водевиля». Эта роль, как и сама лента, была хорошее встречена публикой.

В последующие годы артист играл в картинах, рассказывающих о современности. А за кинофильм «Далеко от Москвы» он был удостоен Сталинской премии I степени.

Сергей Столяров: биография после премьеры «Садко»

Как не пытался актер перестать для всех быть персонажем сказок, зрители все равно не переставали видеть в нем былинного героя. Поэтому в 1952 г. он согласился сыграть легендарного гусляра Садко в одноименной сказке Александра Птушко.

Эта картина снискала фантастическую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами. Интересно, что из-за успеха ленты власти вынуждены были снять со Столярова статут невыездного, который он получил после скандала с «Цирком». Таким образом, артист объездил с «Садко» весь мир, а также единственный на тот момент среди всех советских артистов был внесен в список особо выдающихся деятелей культуры по версии журнала Cinema. Печально, но на родине артиста не отметили никак за его звездную роль.

Через 4 года Птушко снова пригласил Столярова сниматься в роли Алеши Поповича в «Илье Муромце».

Новые проекты артиста и его последние годы

После «Ильи Муромца» Сергей Дмитриевич сыграл еще несколько довольно интересных ролей в картинах «Тайна двух океанов», «Повесть о первой любви» и «Туманность Андромеды», которая стала его последней актерской работой на экране.

В последние годы артист получил «зеленый свет» на съемки кинофильма «Когда расходится туман» по своему сценарию. Однако закончить его так и не успел. Дело в том, что в конце 60-х у него обнаружили лимфосаркому, и полный сил и планов артист стал угасать. Умер всенародный любимец на руках сына Кирилла в больнице в декабре 1969 г.

Могила Столярова находится на Ваганьковском кладбище.

Константинова Ольга – жена Сергея Столярова

На протяжении всей своей актерской карьеры Столяров пользовался огромным успехом у женщин. При этом ловеласом никогда не был Сергей Столяров. Личная жизнь его, хотя и интересовала многих, но, с точки зрения желтой прессы, была весьма скучной. Никаких скандалов и закулисных романов в ней не было.

Еще во время работы во МХАТе актер познакомился с очаровательной молодой актрисой Ольгой Борисовной Константиновой. Вскоре влюбленные расписались, а через 3 года у них родился сын Кирилл. Несмотря на то что Сергей Дмитриевич в сыне души не чаял, из-за постоянных разъездов воспитанием малыша занималась мать Ольги Константиновой. Но как только у артиста появлялась возможность – он проводил время с семьей и очень ценил ее.

Когда Кирилл подрос, он тоже стал артистом, причем весьма успешным, хотя до славы отца ему было очень далеко. У них с Сергеем Дмитриевичем на протяжении всей жизни сохранились удивительно близкие отношения, и поэтому своего сына Кирилл назвал в честь отца – Сергеем. Также у него есть дочка Екатерина. Умер Кирилл Столяров в 2012 г. и похоронен рядом с отцом.

Занимательные факты

  • Из-за того, что Сергей Столяров попал в детский дом в довольно юном возрасте, не имея документов, он точно не знал даты своего рождения, поэтому всегда праздновал его 1 ноября. Однако биографам артиста спустя годы удалось найти запись в церковной книге его родной деревни и выяснить, что он родился 17 июля.
  • При поступлении в студию Алексея Дикого будущий артист читал монолог Павла из пьесы Максима Горького «Мать».
  • Картина «Цирк» из-за развенчания культа Сталина была переделана и переозвучена. Большинство артистов еще раз озвучили самих себя. Однако Сергей Дмитриевич не мог принять участие в этом, поэтому его героя озвучил сын Кирилл.
  • После выхода «Цирка» артиста разыскала его родная мать, а также единственный оставшийся в живых брат Роман.
  • Через 11 лет после смерти артиста на соседнем с ним участке был похоронен Владимир Высоцкий.

www.syl.ru

СТОЛЯРОВ СЕРГЕЙ

СТОЛЯРОВ СЕРГЕЙ (актер театра, кино: «Цирк» (1936), «Руслан и Людмила» (1939), «Василиса Прекрасная» (1940), «Гибель „Орла“ (1941), „Кащей Бессмертный“ (1945), „Голубые дороги“ (1948), „Далеко от Москвы“ (1950), „Садко“ (1953), „Илья Муромец“ (1956), „Тайна двух океанов“ (1957), „Туманность Андромеды“ (1968) и др.; скончался 9 декабря 1969 года на 59-м году жизни).

Незадолго до смерти Столярова вынудили уйти из Театра киноактера, где он проработал много лет (повод: якобы малая занятость актера). Эта несправедливость сильно подорвала здоровье актера.

Рассказывает К. Столяров: «В 1968 году у отца внезапно начала опухать нога, и поначалу он не придал этому особого значения. Он никогда до этого не болел. Как раз тогда ему удалось наконец „пробить“ разрешение на съемки собственного фильма. Много нервов для этого пришлось потратить. Мы вместе поехали выбирать натуру, и тут болезнь спутала все его планы. У него обнаружили рак, лимфосаркому. Как тогда сказали врачи, „болезнь от огорчения“. Отца положили в Кремлевку, а мной овладела навязчивая идея: я же должен отдать отцу долг! И вот Бог мне подсказал: писать сценарий о Дмитрии Донском! Отца всегда интересовал тот период истории, он загорелся, много работал. И этим продлил себе жизнь на год. Однажды его пригласили на какой-то юбилей, и он пришел на него в белом свитере, красивый, как всегда. Все знали, что он обречен, но сам отец не показывал виду, что ему плохо…

Отец лежал в раковом корпусе, вместе с Марком Бернесом, Полиной Жемчужиной – женой Молотова, Александром Твардовским. Они уходили к овражку, жгли там костерок, вели беседы. Я их навещал, приносил им книги Солженицына «Раковый корпус». Они умерли все по очереди…

В 1969 году, незадолго до его смерти, я принес в больницу документы о присвоении отцу звания народного артиста. Он только махнул рукой: оставь, мол, это, положи там куда-нибудь. А 9 декабря 1969 года он умер. У меня на руках. Я обычно ходил в больницу часам к одиннадцати-двенадцати. В тот день была скверная погода: снег, холод. Может, потому и примчался раньше. За некоторое время до моего прихода отец брился и поранил губу. А организм уже не сопротивлялся. Пришла медсестра, дежурно спросила: «Ну как себя чувствуем?» Увидела кровь, решила прижечь ранку и что-то замешкалась. Отец говорит: «Видишь, человеку тяжело, возьми лампу и посвети». Когда я поднес лампу, то увидел, что медсестра плачет. И тут отец произнес: «Ну что ты не можешь помочь человеку, видишь, ей трудно!» Ей трудно… Через несколько минут он умер. Потом я попросил скульптора Славу Клыкова сделать отцу памятник. Славе нужен был двухметровый белый камень: он считал, что отец был русским, светлым человеком, поэтому ничего лучше мячковского камня не придумать. Я перевернул всю Москву – не нашел. И тут мне сказали, что в одном переулке ломают часовенку. Схватил такси и, не поверите, приехал… к себе домой, туда, где всю жизнь жила наша семья, к Покровскому собору.

Вот от той разобранной часовенки и стоит на могиле отца камень…»

С. Столяров похоронен на Ваганьковском кладбище, напротив от входа. Рядом с ним на этом участке нашли свой последний приют артист Владимир Высоцкий, тележурналист Владислав Листьев, спортсмены Инга Артамонова и Отари Квантришвили. Всех их, таких разных, объединила земля Ваганьковского кладбища.

Буквально через несколько дней после смерти С. Столяров был удостоен звания народного артиста РСФСР. Фильм, сценарий которого он написал незадолго до смерти, вышел на экраны страны в 1972 году. Он назывался «Когда расходится туман».

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Сергей Столяров: биография и творчество

Сергей Столяров – известный советский актер, знакомый зрителю по фильмам «Василиса Прекрасная», «Тайна двух океанов», «Садко», «Цирк», «Руслан и Людмила».

Годы голодные

Точная дата рождения артиста неизвестна по причине утери метрики. Актер Сергей Столяров, уроженец села Беззубово Тульской области, самостоятельно выбрал дату рождения – 1 ноября 1911 года. Много лет спустя информация все-таки была найдена, и оказалось, что артист появился на свет по старому стилю 4 июля. Семья Сергея, состоящая из трех братьев и сестренки, была бедная, но дружная. Сергей практически не помнил своего отца - Дмитрия Столярова, работавшего лесником.

В 1914 году, во время Первой мировой войны, глава семьи пошел воевать вместо одного зажиточного крестьянина в обмен на избу, корову и лошадь. Обещанное его семья получила, а вот самого Дмитрия практически сразу убили на фронте. Во время Октябрьской революции все полученное было конфисковано, и Столяровы опять зажили в нужде и нищете. Наступивший в селе голод подтолкнул мать отправить своих старших детей в «хлебный» Ташкент.

Так начались скитания Сергея по России, объятой пламенем войны. До Ташкента мальчик так и не доехал, потому что заболел тифом. Братья вынуждены были оставить его, 8-летнего, в Курске, на пороге больницы, после чего пропали бесследно в водовороте происходящих вокруг событий. Сергей выздоровел и был определен в курский детский дом, где впервые познакомился с театром. Вместе с несколькими детдомовскими детьми он участвовал в драмкружке, где ставились пьесы из истории Французской революции.

В конце 20-х годов юноша окончил в Москве Первое ремесленное училище и некоторое время работал на Киевской железной дороге машинистом паровоза. Параллельно занимался в театральной студии для рабочих, которую при Доме ученых организовал актер Алексей Дикий.

В 1931 году окончил актерский факультет Театральной школы Пролеткульта. После этого работал во МХАТе (1932-1934 гг.), Центральном театре Красной Армии (1934-1938 гг.), Театре имени Моссовета (1940-1942 гг.), Театре-студии киноактера (с 1944 г.).

Удачно складывалась не только творческая, но и личная жизнь актера. В театре Сергей встретил свою будущую жену – молодую актрису Ольгу Константинову. В 1934 году они поженились.

Первые успехи в мире киноиндустрии

В 1934 году молодой артист Столяров Сергей попал во внимание Александра Довженко, который пригласил его в свой фильм «Аэроград» на роль летчика. Это и было дебютом Сергея Столярова в кино, причем очень удачным. Статного красавца, сразу понравившегося зрителю, не могли не заметить режиссеры. Сам Григорий Александров в 1936 году без всяких проб пригласил Сергея на главную роль в кинокартину «Цирк», ставшую звездным стартом талантливого актера. Лицо Столярова усмехалось с огромных рекламных плакатов, часто мелькало в журналах и газетах. Именно это обстоятельство помогло Сергею встретиться с матерью и братом, узнавшими его после 18-летней разлуки. В 1937 году Сергей Столяров стал отцом. На свет появился Кирилл, впоследствии, как и отец, выбравший актерский путь.

Сергей Столяров – актер, биография которого по сегодняшний день вызывает пристальный интерес почитателей его таланта; он был все время востребован, активно снимался, на экраны один за другим выходили фильмы с его участием: «Василиса Прекрасная», «Руслан и Людмила», «Кащей Бессмертный».

Военный период жизни Столярова

После начала Великой Отечественной войны актер не смог остаться в стороне и записался добровольцем на фронт. Однако его, как и остальных коллег, отозвали, мотивируя принятое решение производственной необходимостью.

Осенью 1941 года Столяров с семьей и с «Мосфильмом» переезжали в Алма-Ату. По дороге в этот город имел место неприятный случай: были похищены все продуктовые карточки, что по тем временам обрекало человека на голодную смерть. Тогда Столяров, охотник по натуре, взял винтовку на киностудии и ушел в горы. Возвратился он через сутки с добычей – горным козлом впечатляющих размеров. Мяса хватило надолго, часть добычи даже была продана на ближайшем рынке, а часть выменяна у К. Симонова на новую пьесу «Русские люди», со временем поставленную Столяровым на сцене местного театра. Все средства от постановки актер направил в фонд обороны на танк, названный в честь спектакля «Русские люди». За этот поступок сам Сталин отблагодарил Столярова телеграммой, которую прислал в Алма-Ату.

Несмотря на свою узнаваемость и известность, Сергей Столяров жил достаточно скромно, не имея ни дачи, ни машины. Друзья его тоже относились к числу простых людей, не имевших отношения к миру искусства. Из актеров дружбу, продолжавшуюся всю жизнь, водил только с Борисом Бабочкиным.

К слову, Сергей Столяров являлся прообразом рабочего в известной скульптуре советских времен «Рабочий и колхозница». Именно с него лепила Мухина свое творение, хотя Столяров ей даже не позировал.

В зените славы

В 1953 году на экраны вышел фильм с участием Сергея Столярова «Садко», получивший на Венецианском фестивале первую премию. Так актер, которого на этот фестиваль не командировали по чисто идеологическим соображениям, приобрел еще и международную известность. Французский журнал «Синема» через год включил Столярова – единственного представителя Советского Союза - в список ярких актеров мирового кинематографа, среди которых были Гарольд Ллойд, Чарли Чаплин, Роберт Тейлор, Бастер Китон. Сам актер к этому относился с некоторой долей юмора, считая, что в этом списке должен быть не он, а такие мэтры, как Симонов, Черкасов, Бабочкин.

50-е годы ознаменовались выходом еще двух кинокартин. Это были «Тайна двух океанов» и «Илья Муромец», вошедший в Книгу рекордов Гиннесса за количественный показатель массовки (1100 лошадей и 106 000 солдат-статистов).

В 60-е годы карьера киноактера пошла несколько на спад; на экраны страны с участием Столярова вышли лишь две картины: «Человек меняет кожу» и «Туманность Андромеды», ставшая последней в его актерской судьбе. Здоровье Столярова подорвал скандал, связанный с обвинением последнего в недостаточном участии в театральных постановках. За это он и его супруга были уволены из театра.

Честный, открытый, искренний

В конце 60-х Сергей Столяров согласовал съемки фильма по своему сценарию «Когда расходится туман». Но не смог осуществить задуманное по причине обострения злокачественной опухоли, в связи с чем вынужден был лечь в больницу. Не стало талантливого актера 9 декабря 1969 года. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

Сергей Столяров, воплощавший на экране по-настоящему мужественных, честных и искренних людей, был таким и в жизни. И люди чувствовали это. Имел место даже такой случай. Как-то на Покровке Сергей Столяров встретил мальчишку, который, узнав знаменитого актера, с ходу начал читать басню Крылова. Мальчик сказал, что очень хочет стать артистом, и своим искренним юношеским стремлением буквально заразил актера, навсегда запомнившего эту встречу. Мальчик этот был Валентином Гафтом.

fb.ru


Смотрите также