Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Александр болотников проповедник биография


Александр Болотников

Подробности Автор: Super User Опубликовано: 09 мая 2013

Интервью с директором Центра «Шалом» (США) Александром Болотниковым

«Борух»: Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своем жизненном пути.

А. Болотников: Я по образованию физик, защищался в начале девяностых на кафедре физики металлов Киевского Государственного университета. Иудаика же была моей страстью и моим хобби. Меня манил таинственный мир Торы, Талмуда и Каббалы, о котором я читал в романах Леона Фейхтвангера. Я посещал все мероприятия, которые проводились под эгидой Израильского посольства и Еврейских Культурных Центров. Когда при университете были открыты курсы иврита, я был первым, среди записавшихся.

В начале девяностых многие религиозные деятели и ученые в России и в Украине начали работать над новыми переводами Библии. В это послеперестроечное время был огромнейший недостаток в специалистах, которые бы знали Библейский Иврит. Так мое хобби стало для меня профессией. Спонсоры Института Перевода Библии направили меня на учебу в США на кафедру Ветхого Завета при Богословской Семинарии университета Эндрюса (учебное заведение церкви христиан Адвентистов Седьмого дня – прим. «Борух»). Так я стал Магистром Богословия и преподавателем библейских языков и Ветхого Завета.

Я понимал, что моя магистерская степень – это только начало пути. Проработав 5 лет в России, я начал искать университет, в котором можно было бы продолжить обучение в докторантуре и изучить историю Ближнего Востока, древние семитские языки и раввинистическую литературу. Единственным учебным заведением, отвечавшим моим запросам, был Объединенный Еврейский Религиозный Колледж-Институт (Hebrew Union College – Jewish Institute of Religion). Это учебное заведение готовит раввинов для прогрессивных иудейских синагог и имеет аспирантуру с докторантурой, где могут обучаться студенты, независимо от их религиозной принадлежности.

После двух лет изучения Аккадского и Шумерского языков и истории Ближнего Востока я понял, что мой интерес лежит в иной плоскости. После перевода на другую кафедру я сел за одну парту с будущими раввинами и затем в течение четырех лет занимался изучением Талмуда и Мидраша, стал кандидатом философских наук со специализацией в иудаике и раввинской литературе.

«Борух»: Как возможно сочетать эти два религиозных, на первый взгляд, несовместимых образования? Не приводит ли это к внутреннему конфликту веры?

А. Болотников: Радикальные элементы, как со стороны иудеев, так и со стороны христиан делали все возможное, чтобы противопоставить христианство иудаизму. Во времена средневековья церковь загоняла евреев в гетто, изгоняла их с насиженных мест и изображала их в виде «детей диавола». На протяжении многих веков среди христиан культивировался образ еврея – отступника и богоубийцы. В своих проповедях Иоанн Златоуст и другие отцы христианства называли синагогу рассадником разврата и прелюбодейства.

С другой стороны в настоящее время, особенно в среде русского еврейства, происходят крайне реакционные процессы. Главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич высказался по этому поводу, заявив, что российскому еврейству навязывается крайне радикальная форма иудаизма, нетипичная для свободомыслящего интеллигентного человека. Опасаясь ассимиляционных процессов, эти ультра-ортодоксальные иудейские группы хотят навязать современному еврею средневековую интерпретацию иудейской традиции, тем самым, загоняя людей обратно в средневековое же гетто.

Однако в современном мире происходят и иные процессы. Все больше и больше раввинов и христианских богословов приходят к убеждению в том, что между иудаизмом и христианством есть гораздо больше точек соприкосновения, нежели противоречий. Так ортодоксальный раввин Ирвин Гринберг в своей книге «Во имя неба и земли» описывает свой опыт переосмысления христианства и обосновывает необходимость постоянного диалога и общения между иудеями и христианами. Он рассказывает о том как, познакомившись с христианами, он увидел в них вместо «антисемитов и язычников», искренних верующих и верных Богу людей.

Будущие раввины, студенты Объединенного Еврейского Религиозного Института, обязаны прослушать хотя бы один курс по Новому Завету. Один из раввинов, преподающий этот курс, как-то сказал, что в Новом Завете нет ни одного высказывания, которое можно было бы расценивать как антисемитское. По его мнению, многие слова Иисуса и его учеников позднее были истолкованы в неверном свете с антисемитским уклоном.

Такое же переосмысление роли значения иудаизма происходит и в христианстве. Мой бывший коллега, преподававший Новый Завет в Заокской Духовной Академии защитил докторскую диссертацию по своему профилю в Кембриджском университете. Прочитав его труд, я был крайне удивлен, что в диссертации, посвященной проблематике Евангелия, большинство первоисточников были взяты из раввинистической литературы.

Сегодня наука новозаветных исследований переживает ренессанс. Многие христианские исследователи приходят к выводу, что правильное понимание Нового Завета не возможно без знаний и правильной оценки иудаизма. Новый Завет был написан людьми, воспитанными в культуре и традициях иудаизма первого века нашей эры. Пренебрежение этим фактом порождает искаженную интерпретацию Нового Завета, которая и является причиной взаимных предрассудков.

В середине шестидесятых годов в Америке выросло поколение Мессианских Еврейских лидеров. Эти люди пришли к христианству в силу своей неудовлетворенности ортодоксальными иудейскими устоями, на которых они были воспитаны. В своих книгах многие из них высказываются весьма отрицательно о раввинах и об иудейских традициях. И это неправильно, потому что как представителям христианства, так и представителям иудаизма, на мой взгляд, следует иметь объективные взгляды. Я убежден, что для христианства и иудаизма пришло время перейти от взаимной критики к взаимному уважению и взаимопониманию.

«Борух»: Чем занимается научно-исследовательский центр Шалом, который Вы возглавляете? Сказанное Вами как-то отражается на его деятельности?

А. Болотников: Центр Шалом является научным учреждением церкви Адвентистов Седьмого дня в США и Канаде. Адвентисты верят в незыблемость принципов Божественного Закона, откровения данного Моисею на Синае и твердо убеждены в том, что Писания Ветхого Завета не потеряли свою актуальность для христианина. Есть и еще целый ряд других аспектов учения Адвентистов Седьмого дня, которые базируются не тех же самых основах и предпосылках, которые существуют и в иудаизме. Таким образом, можно видеть, что среди всех христианских деноминаций адвентисты «симпатизируют» иудаизму в целом ряде пунктов вероучения.

Подобные сходства и «симпатии» проявляются на жизненном уровне. Во время религиозных гонений в бывшем СССР евреи часто приходили на помощь адвентистам. Когда из-за соблюдения субботы адвентисты не могли устроиться на работу, евреи были теми руководителями и начальниками, которые понимали проблему и помогали в решении подобных вопросов.

Интересен так же и тот факт, что в России дискриминация против евреев и против субботствующих христиан всегда шли рука об руку. При Иване III христиан, которые приняли решение соблюдать Библейскую Субботу (эти христиане не являлись Адвентистами – прим. «Борух»), сразу же назвали жидовствующими. Антисемитизм является и сегодня излюбленным приемом преследований адвентистов. Несколько лет назад воинствующие молодчики написали на стенах Заокской Духовной Академии в России слова: «Вон отсюда, жидовская секта». Поэтому, несмотря на существующие разногласия, пути адвентистов и евреев очень часто пересекаются.

К сожалению, для некоторых подобные факты являются пугающими. Однако, попытки уйти от реальности и «откреститься» от видимого сходства ни к чему хорошему не приводили. Во II веке н. э. многие христиане, испугавшись того, что Римляне относятся к ним и преследуют так же как иудеев, решили начать праздновать первый день недели вместо «иудейской субботы». Подобный подход для адвентистов никак не приемлем.

Вот почему, научно-исследовательский центр Шалом ставит перед собой две главные задачи: указать христианам на их еврейские корни, тем самым научив их ценить то богатейшее наследие, которым они пользуются; а так же навести мосты дружбы и взаимоуважения между Адвентистами Седьмого дня и евреями, желающими поддержать диалог.

«Борух»: Нужно ли заниматься наведением таких мостов? Может быть самым лучим решением проблемы иудейско-христианских взаимоотношений было бы простое размежевание?

А. Болотников: Действительно, многие раввины, а также служители христианских церквей предлагают решение всех вопросов в виде статус-кво. Вы не трогайте нас, а мы не тронем вас. К сожалению, особенно в современном мире, постройка заборов никогда не решала проблему. Этот мир сегодня слишком взаимозависим, а потому успех любого общества зависит напрямую от качества мостов, наведенных между различными группами этого общества.

«Борух»: Занимается ли ваш центр и церковь Адвентистов Седьмого дня миссионерской работой среди евреев?

А. Болотников: Церковь Адвентистов Седьмого дня существует в более, чем двухстах странах мира. Целью адвентистов является распространение Библейского учения по всему миру для всех народов. А потому мы не занимаемся сегментацией и не пытаемся ограничить доступ к адвентистской вести ни для кого. Согласно декларации прав человека, принятой в ООН, всякий человек имеет полное право выбора, в том числе и в вопросе своих религиозных убеждений.

Я прекрасно понимаю тех представителей еврейских организаций, которые обвиняют некоторые Христианские и Мессианские общины во лжи и заманивании. Хочу заверить ваших читателей, что Церковь Адвентистов Седьмого дня подобной деятельность не занимается.

Согласно установленному порядку, записанному в церковном руководстве Адвентистов Седьмого дня, любой человек, желающий стать членом церкви, должен пройти курс обучения доктринам церкви, и публично перед собранием членов подтвердить свое согласие со всеми пунктами вероучения. Таким образом церковь хочет убедиться в том, что человек принимает решение сознательно, а не под действием уговоров или чувств. Данный подход сходен с традицией, существующей в иудаизме, когда нееврей, желающий обратиться должен был убедить трех раввинов в твердости своих намерений. Адвентисты в отличие от иудеев задают вопросы по поводу согласия с вероучением абсолютно всем, независимо от того родился человек в семье адвентистов или нет.

Адвентисты твердо верят, что Бог дал человеку свободу выбора, а потому последовательно выступают против любых законов в любой стране мира, ограничивающих свободу совести человека и его право выбирать религиозную принадлежность. Многие прогрессивные раввины разделяют подобную точку зрения.

Сегодня также известно много случаев обращения христиан в иудаизм. В городе Днепропетровске (Украина) был даже случай, когда один мусульманин палестинец принял иудаизм.

Стоять же под дверью синагоги и переманивать к себе людей является грубым нарушением как иудейских, так и христианских этических норм. Однако, мир сегодня невозможно разделить черное и белое. Некоторые ультра-ортодоксальные лидеры хотят поделить людей на евреев и не евреев. Это, на мой взгляд, – миф и вот почему. Такое деление не дает возможности ответить на целый ряд вопросов. Что делать с реальностью смешанных семей и с детьми от смешанных браков, особенно когда евреем является отец? Куда им идти, если они хотят сохранить в своем сердце христианские корни от матери и иудейские традиции отца? Куда могут прийти те христиане, которые симпатизируют Израилю, любят субботу и хотят быть причастными к еврейским корням, но не хотят отказываться от веры в Иисуса? Можно и дальше перечислять категории людей, которые хотят остаться такими, какими они есть; и им не уютно ни в ортодоксальной синагоге, ни в традиционной христианской церкви. Центр Шалом (мир) может помочь найти разумный баланс между двумя традициями иудейской и христианской, баланс, основанный на Священном Писании. И эта его еще одна задача.

 Оригинал интервью с сайта boruh.info

www.advent74.ru

Александр Болотников: «Моя задача — помочь людям стать учениками Иисуса»

В свете предстоящего визита Александра Болотникова в Киев он рассказывает, что такое настоящее ученичество, как сохранить людей в церкви и делится особенностями своего многопланового служения. А. Болотников — магистр богословия, доктор философии, пастор и евангелист, директор научно-исследовательского центра «Шалом».

В предыдущий раз Вы проводили библейскую программу в Киеве в 2001 году и организовали еврейскую адвентистскую общину, которая там существует и сейчас. Каковы Ваши ожидания от библейской программы 2016 года с учетом того, что подобные мероприятия в Украине ко крещениям практически не приводят?

В своей работе я делаю акцент на развитие практики ученичества. Я продолжаю проводить программы в разных точках земного шара, но при этом использую особый подход, о котором хотел бы рассказать. В  Синодальном переводе в 28-й главе Евангелия от Матфея написано: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа». Слово «научите» часто упоминается нами вскользь и до конца не понимается. Обратимся к греческому оригиналу и увидим серьёзные требования: «Идите и делайте себе учеников, а потом крестите».

А что такое «ученичество»? В христианстве как таковом понятия «ученичество» нет. Христианские практики написали много трудов, но до конца никто не разобрался, что такое «ученичество». В Новом Завете, в Евангелиях, к Иисусу постоянно обращались: «Рабби, рабби…» Он взял Себе в ученичество группу людей на три года. И Он не просто взял их, крестил, а потом отправил: они три года ходили с Ним. А до этого они тоже были учениками, у них был другой рабби. Это был двоюродный брат Иисуса — Иоанн, сын Захарии, священник.

Я размышляю о том, как мы должны сегодня, в этой благоприятной обстановке в Украине, взращивать церковь? Я хочу с помощью этой программы научить людей быть учениками Христа. Это моя цель. Я очень надеюсь, что на эту программу придут люди, которые заинтересуются темой.

Я думаю и о том, чт? церковь им предложит дальше, как будет заботиться о них. Ведь для того, чтобы человека вести к заключению завета с Господом, евангелиста на сцене мало. Человеку важно приобрести в церкви семью, и я надеюсь, что наши читатели, члены церкви, поймут это. С 90-х годов изменилось многое, и сегодня, в 2016-м, важно участие церкви на личном уровне.

Я это говорю не как теоретический преподаватель, сидящий в библиотеке, а как пастор-евангелист, практик. Я постоянно езжу по разным странам и городам, у меня есть своя община в Орегоне. Я знаю, насколько трудно привести американца ко Христу. И я очень рад, что мою стратегию поддержала местная конференция.

В чем заключается эта стратегия?

Что мы делаем: мы проводим программу, приводим людей, начинаем общаться с ними. Наша цель — привести их на богослужение. А когда привели на богослужение — что они дальше будут делать? Просто сидеть и слушать из субботы в субботу? Это тоже не пойдёт, ведь надо людей как-то вовлекать. Это в чем-то новая концепция, ведь, согласно Церковному руководству, для того чтобы человек совершал какое-то служение, он должен быть членом церкви.

И вот тут я пошёл в конференцию, в совет в конференции, и сказал: «Братья, у меня такая программа, давайте попробуем. Ко мне приходят люди с определённым христианским опытом, но которые ещё не до конца понимают наши адвентистские доктрины. Я не могу за короткое время их научить, мне нужен как минимум год. Но если я этих людей не задействую, они уйдут. Разрешите». Комитет посидел, выслушал меня и, слава Богу, проголосовал. Теперь мы работаем по такой программе: на определённых служениях у нас задействованы неадвентисты, и это работает. По крайней мере, 90% неадвентистов, которых я задействовал в различных служениях на протяжении двух последних лет существования нашей небольшой общины, уже стали адвентистами.

Вы вовлекаете людей в служение до крещения?

Да, в определённые служения. Я не спешу крестить людей, я спешу их сделать учениками. Я хочу, чтобы они заинтересовались и продолжали посещать церковь. Невозможно сделать человека адвентистом за 30 дней. У нас серьёзное, важное учение, которое нужно преподавать человеку постепенно. Нужно время.

Я сейчас смотрю интересные программы, которые делают в Москве, по воспоминаниям старых адвентистов о том, как раньше организовывались первые общины, как это делалось. Во-первых, первые адвентистские общины организовывались в сёлах. У жителей села был определённый режим: люди работали с весны до осени, а потом всю зиму у них была масса времени для того, чтобы изучать Слово Божье (у них не было телевизора и других развлечений). За зиму в тех условиях конца XIX — начала XX века можно было многому научить людей.

Но сейчас мы работаем в городах. Люди живут в совершенно другом режиме, а мы пытаемся использовать методы, которыми пользовались наши прапрадеды XIX века. Вот это наша проблема. В Америке точно такая же ситуация: церкви очень трудно перестроиться на современные условия.

Я заинтересован, чтобы работающий, нормальный человек мог узнать о Боге. Здесь нужны определенные методы. Я думаю, что при правильном, квалифицированном подходе у нас эксперимент получился. И не только у нас. Например, в Миннеаполисе (Миннесота) сейчас приняла крещение женщина, которая ходила в церковь года два, и ее вовлекали в служения. Это тоже адвентистская еврейская община «Шалом». Пастор Валерий Ручко сообщил, что эта женщина приняла крещение, и этому предшествовал долгий процесс. Я два года периодически посещаю эту общину. И вот эта женщина задала мне один вопрос, потом другой, в общем, она приняла крещение. И у нас это постоянные опыты. То есть люди постепенно «сживаются» с церковью.

Поэтому моя задача — помочь привлечь людей, чтобы они захотели быть учениками. И если дальше развития не происходит, то мой приезд будет «холостым выстрелом».

Дайте, пожалуйста, определение «ученичества», как Вы его понимаете.

Ученичество — это процесс постоянного образования в Священном Писании. Библейское ученичество было основано священником, книжником Ездрой. И это был образовательный процесс, с помощью которого Ездра вовлекал людей несвященнического рода. Это уникальная вещь, потому что в Торе не было концепции ученичества.

В Торе говорится о том, как священник, левит приходит, рассказывает по городам и весям о Торе. Всё, никакого ученичества. А вот Ездра начинает его вводить после вавилонского пленения, после того, как еврейский народ увидел проблему со священничеством. Потому что основная проблема священничества заключалась в том, что ты родился в этом. Хочешь — не хочешь, нравится — не нравится, — ты родился, у тебя нет выбора. Ты идёшь по стопам отца, Бог тебя на то поставил, твоё колено. Очень часто так получалось, что попадали в священники абсолютно некомпетентные люди. Это стало меняться после вавилонского пленения. Язычество, уход Израиля в идолопоклонство было следствием провала священнической системы.

Ездра допустил к изучению Писания людей без рода, без племени, так запустился этот процесс. Ездра был практически первым раввином. И дальше существовал этот принцип: каждый человек, который был учёным в Священном Писании, собирал себе учеников, образовывались школы.

Прототипом таких школ в Библии, в Танахе, были пророческие школы. Их основывали пророки. А здесь даже не пророк, здесь это перешло в образование в области Библии на постоянной основе. Соответственно, мы серьёзно изучаем Священное Писание на постоянной основе, а не только на каких-то разовых мероприятиях, где зачастую используется одна и та же модель программ. Вот это то, что является ученичеством. И крещение — это этап, который приходит в процессе ученичества.

У некоторых, к сожалению, сложился стереотип: «Зачем нам нужно изучать богословие? Нам нужна практика». А какая практика без Библии? Как, не зная Библию, начинать что-то воплощать в практику? Практика, конечно, нужна. Вот как раз это крещение, заключение завета с Богом, и есть результатом того, что человеку что-то, наконец, западает в разум и в сердце. Но чтобы запало, нужен постоянный процесс обучения — ученичество.

Чем занимался пастор Болотников эти 15 лет? Что произошло в его жизни?

Я получал образование в Америке: учился в двух учебных заведениях. Я получил докторскую степень в области иудаики и истории библейской интерпретации. Я не очень быстро закончил свою докторскую диссертацию, потому что всё оставшееся время занимался именно служением в Центре «Шалом». Также я совмещал с этим евангельскую деятельность, радио- и телевизионную деятельность, образовательную деятельность.

Сегодня у нас в Центре «Шалом» действует магистерская программа, уникальная магистерская программа при сотрудничестве с Заокской духовной академией. Это программа «Магистр миссиологии» со специализацией в иудейско-христианских отношениях.

Моё еврейское служение в Америке тоже получает серьёзную поддержку с постсоветского пространства. Бог помогает нам основывать на территории Америки разные общины, и не только еврейские. Была основана русскоязычная община в Чикаго, я был пастором русской общины в Нью-Йорке, была основана в Нью-Йорке еврейская община.

Сейчас я нахожусь в Орегонской конференции, непосредственно в городе Ванкувере, штат Вашингтон. Я руковожу общиной «Бейт шалом балевав», что в переводе «Дом мира в сердце». В данный момент мы проводим евангельскую программу. Кстати говоря, сейчас Дни трепета, и у нас всегда весной, на Песах, и осенью, в Дни трепета, проводятся евангельские программы.

Вы открыли свой канал в Youtube, ведете англоязычную общину и выступаете с переводом перед немецкоязычными слушателями. Чем отличается западная и русскоязычная аудитории Ваших лекций? Чем отличается Ваша подача информации в этих случаях?

У меня совершенно разные подходы к англоязычной и к русскоязычной аудиториям, немного отличается подход к немецкоязычной аудитории. Но здесь я выступаю с переводом, у меня англоязычная, русскоязычная и украиноязычная аудитории.

Конечно же, через канал «Надежда», через канал «Надія», через «Три ангела» мы сделали несколько сотен программ, документальных фильмов. Вот сейчас программа «Тайны древних пророков» идет по каналу «Надежда» и по каналу «Надія». Они выкладываются в Youtube. Это большая аудитория.

На английскую аудиторию я работаю немножко по-другому. Мы сделали серию программ «Back to Our Roots» («К нашим корням»). Я её сделал не один, вместе с моими помощниками: Алексом Шаcлером и Рейчел Хайман. Есть записи моих лекций.

У нас есть английский вэб-сайт, на котором выкладываются записи всех наших программ. Разница заключается в том, что для англоязычной аудитории мне нужен кто-то из коренных жителей, как «мостик», иначе трудно выйти на американскую аудиторию с сильным русским акцентом. Такой вот интересный парень, непонятно откуда взявшийся, — для многих американцев это немножечко не привлекательно, скажу прямо. Да и вообще, работа с американской аудиторией — серьёзный вызов для меня, потому что уровень образованности, уровень начитанности и уровень знаний у американцев во много раз ниже.

Я пытался сравнивать Ваши русскоязычные записи и англоязычные. У меня сложилось впечатление, что, может, это Вам кажется, что Вы жуёте, но Вы гораздо больше заботитесь о некоем документальном основании сказанного, то есть Вы больше подаёте визуального материала, ссылаетесь на источники.

Нет, американцам я прожевываю многие вещи. Если Вы возьмете мою научную деятельность на английском языке и мои статьи на сайте «Борух», то мне на английском языке, когда я что-то серьёзное хочу опубликовать, нужно следовать определённым правилам и стандартам, указывать ссылки на источники. Американская наука предъявляет очень высокие требования к ссылочному материалу, но средняя американская публика многие вещи не понимает.

Существует гораздо больший разрыв между университетской элитой и средним человеком?

Да. А вот русскоязычная публика находится посредине. Я могу сослаться на что-то вкратце, о чем люди знают. В нашей системе требования к диссертации по библиографии, по сноскам, по ссылкам намного ниже, чем в американской. Хотя сейчас это меняется, и наша постсоветская публика, может быть, лет через десять станет, как американская, использовать серьёзные западные стандарты. Но в целом публика может стать невежественной, как американская. Это печально, и интернет вкладывает в это огромный процент.

Чего Вы не понимаете в Библии?

Если бы я заявил, что всё понимаю в Библии, то жить было бы скучно. Мне еще столько нужно изучать!

Я приведу вам пример. У меня есть хороший знакомый, друг. Это пастор, который работает в соседней адвентистской американской церкви. Мы туда ходим по утрам. В моей общине богослужение в пятницу вечером и в субботу после обеда, а по утрам мы ходим туда.

Мы с ним ведём диалог на серьёзные библейские темы, в частности, по 11-й главе Даниила. Он мне показал свою проповедь по 12-й главе на тему 1290 дней, 1335 дней. Мы начали вести дискуссию на эту тему, потому что он знает, где найти проблему: 538 год, 508 год. Там написано «мерзость запустения».

Допустим, мерзость запустения на крыле храма, 9-я глава Даниила, — это разрушение Храма. Кстати, один мой хороший друг провел исследование. Существует теория, что это буквальные дни. Я не очень её уважаю, но она есть. У меня не было времени заниматься её опровержением или подтверждением. Мне не очень она нравится, я не знаю, имеет ли она право на жизнь или не имеет. Для этого нужно исследование, а я скажу так: я не занимался глубоким научным исследованием книги Даниила, потому что этим занимается в университете Эндрюса каждый второй диссертант по Ветхому Завету, об этом много уже написали.

Вот потому я ожидаю, кто когда-нибудь кто-то серьёзно займется 11-й главой. Может, кто-то и занимается, я не знаю. Когда я пошёл в свои иудейские университеты, я занимался законами книги Второзаконие, этикой. Сейчас я занимаюсь книгой Деяния Апостолов, Павлом. Это тоже серьёзные вопросы. Послания римлянам, галатам, коринфянам — это то, что у меня в процессе, в проработке.

Просто физически во всём специализироваться невозможно, да я и не пытаюсь. Когда я вижу учёного, который знает и отвечает на любой библейский вопрос, по всем вопросам специалист, а на самом деле он доктор в области зоологи, но не богословия, я имею основания сомневаться в его исторических познаниях. У нас в Украине есть серьёзный специалист Пётр Котляров, он намного квалифицированнее расскажет о той же теме масонов, нежели доктор Вайс.

На сегодняшний день 11-я глава Даниила — это предмет серьёзного исследования именно в области истории ранних веков, со второго по шестой век. Эту историю нужно очень серьезно исследовать, а также первоисточники. Это непочатый край работы, эта работа не сделана.

Что самое трудное в Вашем служении?

Найти хороших учеников, которые посвящены Богу, сбалансированы и будут совершать работу. Очень трудно найти таких людей.

Бывает ли у Вас свободное время, и с кем Вы его проводите?

С семьёй, с семьёй, с семьёй. Но свободного времени у меня, к сожалению, очень мало.

Вопросы — Максим Балаклицкий

www.asd.in.ua

Интервью с Александром Болотниковым

Интервью с Александром Болотниковым, руководителем учебного центра «Шалом», США, Флорида. Основная цель центра - помощь в организации еврейско-адвентистского диалога общинам АСД на территории США

Почему адвентисты сегодня поднимают вопрос о диалоге с еврейскими общинами?

Адвентизм во многом обязан иудейской культуре. Никакой адвентист не может быть до конца адвентистом, если не понимает сути библейских праздников. С другой стороны мы хотим протянуть руку еврейской общине. Мы хотим вести диалог, мы хотим учиться и иметь конструктивный разговор о вечных истинах с теми людьми, с тем народом, с той культурой, из которой адвентизм заимствовал некоторые свои идеи.

Сохранило ли христианство какие-либо ценности иудаизма?

До второго века нашей эры христианство не было отдельной религией, - в Риме на неё смотрели как на партию внутри иудаизма, наподобие фарисеев, саддукеев, зелотов или ессеев. Римская юридическая система относила всех последователей Иисуса из Назарета к иудеям. Когда в 135 году произошла трагедия, рабби Акива назвал Бар Кохбу Мессией, и восстание против Рима захлебнулось, император Андриан очень сильно разгневался на евреев. Под его гонения попали все группы иудаизма, включая и христиан. Тогда, к большому сожалению, среди греческой части движения последователей Иисуса стали появляться тенденции отделять себя от иудеев. Начали вспоминаться преследования со стороны священников в Иерусалиме, да и само распятие Иисуса стало приписываться еврейскому народу. Первым христианским антисемитом можно назвать Юстина Мученика, который очень гневно и злобно отзывался о евреях. Именно он предложил изменить субботу на воскресенье. Его поддержал Игнатий Антиохийский, основатель и духовный вдохновитель православного богословия. Греческая философия стала проникать во все сферы христианской церкви и стала довлеть над истолкованием Библии. Постепенно христианство начало оязычиваться, и апогеем этого процесса стало принятие теологии блаженного Августина, согласно которой христианская церковь заменила собой Израиль. В результате этого пути христианства и иудаизма разошлись. Я вижу в адвентизме попытку вернуться к этому единению.

В своё время Александр Мень высказал идею, что христианство развило и усилило некоторые стороны иудаизма, на которые сам иудаизм не обращал внимания. Как, по-вашему, что нового внесло христианство в понимание Бога?

Александр Мень, даже высказывая подобные идеи, всё-таки исповедовал православную идеологию, - теологию Замещения. В своей книге «Таинство и образ» он говорит, что православие переняло лучшие формы еврейской литургии. Однако всё-таки кое в чём он был прав. Сегодня, после Холокоста, многие религиозные иудеи, такие как Эли Визель, стали задавать вопрос: А где же Бог? Есть ли Он на самом деле? Интересуем ли мы Его? Споры о близости Бога к человеку возникали и раньше. В частности, в Новом Завете можно заметить, как Иисус критикует представления о том, что Бог создал мир, дал Тору и «удалился» от дел. Такие взгляды в раввинистическом иудаизме вылились, прежде всего, в отрицание чудес. Иудаизм называет имя только одного чудотворца - рабби Ханина Бен Доса, который мог исцелять, наступать на змей, после чего они умирали. Но мудрецы, передавая эту Агаду, с большой осторожностью относятся к его действиям, говоря: не слишком ли много он на себя берёт? Система раввинистического иудаизма сделала Бога очень трансцендентным. Творец настолько удалён, что Его уже не интересуют личные проблемы человека. А имманентность Бога ограничена только рамками Торы. Поэтому существует множество историй в Мидрашах и Агаде, в которых Бог предстаёт просто раввином и учителем, и другие мудрецы выигрывают у Него талмудические споры.Христианство расставило акценты по-иному. В христианстве Мессия является, прежде всего, олицетворением имманентного Бога. Иными словами, учение Иисуса о Боге переставило иудаизм с ног на голову. Если в иудаизме Бога интересуют только наши дискуссии на темы Священного Писания, но никак не личные нужды, то Иисус принёс картину другого Бога: Бога - Творца, который посчитал у человека на голове все волосы.

Т.е. Бог - это Тот, Кто желает общаться с нами, с каждым человеком лично, Он не оставляет нас?

Да. Но в последнее время в иудаизме мало кто затрагивает имманентную сторону Бога. Слабость ортодоксального иудаизма в том, что он всё-таки выродился в религию, а не в веру. В синагогу приходит человек, молится Барух ата… Благословен Ты, воскрешающий мёртвых… Но на самом деле для него эти слова пустой звук, и он не верит в воскресение мёртвых.То, что происходит в синагоге, не является молитвой. Это литургия. Она не была задумана молитвой. Этим меня отталкивало ортодоксальное служение, где большую часть времени люди молча читают книгу. Молитва - это что-то личное. Когда я впервые стал спорить с Богом, тогда я понял, что такое молитва.Среди иудеев, пожалуй, самыми набожными являются хасиды. Для них действительно есть реально Живой и Существующий Бог. Однако же хасидизм воспринимает Бога опосредованно через ребе.

А если продолжить эту тему… Есть ли разница для Бога, с кем Он общается? Например, считается, что еврей обретает в субботу дополнительную душу.

Это одна из серьёзных проблем, которые затрагиваются и в иудаизме, и в христианстве. Действительно традиционный ортодоксальный взгляд иудаизма заключается в том, что Бог «лицеприятен», что Тора дана только евреям, и заповеди только для них. Для остальных народов существуют ноахитовы заповеди, их всего семь. Однако давайте помнить, что это не единственная точка зрения в иудаизме. Иудаизм говорит и о необходимости прозелитизма, о том, что Бог определил израильский народ, чтобы приводить прозелитов. И прозелитам ни в коем случае нельзя напоминать, что они некогда принадлежали другой нации. К сожалению, сегодня всё зависит от того, насколько раввин понимает этот вопрос. Прогрессивный иудаизм очень хорошо воспринимает прозелитизм. Но это, пожалуй, единственное движение, которое их принимает. Христианство чётко поставило точки над «i»: «во Христе нет ни иудея, ни еллина, ни раба, ни свободного». Т.е согласно теологии Павла, всякий, кто приходит и принимает Единого Бога во имя Иисуса, становится усыновлённым сыном Авраама. И таким образом стирается граница между иудеем и елином.Что же касается дополнительных благословений, то Тора однозначно повелевает о субботе, что в субботу ни ты, ни пришелец не должны работать. Пришельцы - эта категория людей, которая заинтересовалась словом Живого Бога и делает шаги в Его познании. Жителей земли Израиля делились на три группы: бней Израэль, геры (пришельцы), нехрим (иноплеменники). Переход между нехрим и герами начинался с субботы. Это говорит о том, что в Торе было чётко установлено равенство всех народов перед соблюдением субботнего дня.

Как по-вашему, роль еврейского народа, как хранителя Торы остаётся актуальной до сих пор, или Всевышний как то изменил Свои планы в связи с появлением христианства?

Я думаю, что сохранение Торы остаётся единственной задачей, которая выделяет сегодня еврейский народ. Сегодня многие христиане стремятся обучаться в еврейских учебных заведениях, понимая, что еврейская традиция поможет им глубже познать Священное Писание. Тот факт, что сохранением Ветхого Завета в Средние века мы обязаны еврейскому народу, я думаю, уже ясно показывает, что имел в виду апостол Павел, когда писал: «Какое преимущество быть иудеем? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Б-жие». Рим.3:1,2Раввинистический иудаизм во втором веке попытался сохранить фарисейские традиции настолько скрупулёзно и детально, насколько вообще это можно было сделать. Какое значение имеет это для нас? Без понимания иудейской культуры первого века в принципе невозможно понять Новый Завет, не смотря на то, что он написан на греческом языке. Изучая Новый Завет можно двигаться в двух направлениях: или углубляться в еврейскую традицию первого века, или рассматривать культуру языка Нового Завета. Но язык Нового Завета - это койно, искусственный язык. Уже в третьем - четвертом веках у многих отцов церкви появилась тенденция истолковать стихи, написанные на греческом койно, в свете греческой философии. Именно этот путь привёл к возникновению и развитию католицизма и православия. Если бы церковь продолжала помнить и обращаться к своим еврейским корням и традиции, описанной в Ветхом Завете, я думаю, никогда бы не произошло изменения субботы на воскресенье. И никогда бы в церкви не было икон и других языческих символов.Получив магистерскую степень в области Ветхого Завета и библейских языков в Университете им. Эндрюса, я понял, что мне чего-то не хватает в моём познании Библии. Прежде всего, мне хотелось понять первоисточники библейских комментариев. В адвентистском богословии исследование Ветхого Завета как и Нового очень сильно развито. Поэтому я имел много проблем, особенно связанных с посланиями Павла, и вопросы, на которые не было ответов. Господь распорядился так, что я попал в еврейский религиозный институт. Я пошёл туда изучать Ветхий Завет. Однако, осваивая иудейскую литературу, раннюю и более позднюю, я обнаружил, что не намного углубил своё понимание Ветхого Завета. Но на Новый Завет я посмотрел совсем по-другому.

Не чувствуете ли вы в христианской церкви к себе какого то особого отношения в связи с вашим еврейским происхождением?

Я посетил многие церкви. И всякий раз в какой-нибудь евангелической церкви, баптистской или пятидесятнической, узнавая, что я еврей, люди восхищались и говорили, что я «избранный». Мне становилось неловко. Я чувствовал, что в таком выделении есть что-то неправильное. В адвентистской церкви меня никто не выделял, как «избранного». И я чувствовал себя здесь свободно. Впоследствии мои знания иудейской культуры были востребованы церковью, и я благодарен за это Господу.

jesuslove.ru

Александр Болотников - Занимательная библеистика

Цикл телепередач «Занимательная библеистика» - сложные понятия богословия библейской экзегетики - простым языком. Видео записано в Славянском Общественном центре Северо-Западного Побережья США во время прямого эфира одноимённой радиопередачи

1 16 июня, 2016

Программа с экспертом в области иудаизма и христианства известным писателем и документалистом Александром Болотникова об уникальной выставке, посвященной истории библейского текста и библейских переводов.

2 19 июня, 2016

Сложные понятия богословия и библейской экзегетики простым языком. Эксперт в области иудаизма и христианства, известный писатель и документалист Александр Болотников об имени Бога, Притчах Иисуса Христа

3 19 сентября , 2016

Духовное образование, богословское образование. Сложные понятия богословия и библейской экзегетики простым языком. Эксперт в области иудаизма и христианства, известный писатель и документалист Александр Болотников.

4 28 сентября, 2016

Духовное образование, богословское образование. Обучение в Ванкуверском филиале Научного Центра Шалом, получение степени Бакалавра Религии. Эксперт в области иудаизма и христианства, известный писатель и документалист Александр Болотников.

5 Дсятина в Библии

6 Десятина в церкви7 О Елене Уайт8 Что написано в Библии о троицеКачество: Full HD, HDВидео: MPEG-4 H-264 AVC, 1920х1080, 1280х720, 2500 Kbps, 29.97 fpsЗвук: AAC, 128 Kbps, 44.1 KHz, 2 channels MP3: 128 Kbps • Жалоба • Как здесь скачивать

Ведущий - Доктор богословия, эксперт по вопросам иудаизма и христианства, кандидат философских

25.02.16 Проповеди » Онлайн-проповеди » Александр Болотников

Курс лекций проводит доктор богословия, эксперт по вопросам иудаизма и христианства, кандидат

03.04.14 Аудиопроповеди » Онлайн-проповеди » Александр Болотников

Александр Болотников - эксперт по вопросам иудаизма и христианства, кондидат филосовских наук,

20.10.11 Аудиокниги » Александр Болотников

jesuslove.ru

Болотников Александр Анатольевич - Депутат Сахалинской Областной Думы

Депутат Сахалинской областной Думы VII созыва.Член Всероссийской политической партии «Единая Россия».Заместитель председателя комитета Сахалинской областной Думы по социальной политике.Член комитетов Сахалинской областной Думы: по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению; по экономическому развитию; по спорту, туризму и экологии.

Александр Болотников родился 14 марта 1959 года в селе Онор, Сахалинская область. Имеет два высших образования: окончил Тихоокеанский государственный университет по специальности «инженер-технолог» и Дальневосточный институт управления по специальности «политолог».

     Трудовую деятельность молодой человек начинал слесарем в Онорском лесном хозяйстве. Далее работал секретарем Смирныховского районного комитета комсомола, инструктором Смирныховского райкома коммунистической партии, начальником лесопункта, руководил производственно-техническим отделом, а затем стал главным инженером Онорского леспромхоза.

     В 1997 году Болотников избран депутатом Смирныховского районного собрания, а через год стал его председателем на освобожденной основе.

     В октябре 2000 года Александр Анатольевич избран депутатом Сахалинской областной Думы III созыва. Работал в постоянных комиссиях по экономической политике и промышленности, по депутатской этике, информационной политике, культуре и делам общественных объединений.

     Через четыре года вновь избран депутатом Сахалинской областной Думы IV созыва. Возглавлял комитет по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению, входил в состав  депутатского объединения «Социальная ответственность».

     Далее в 2008 году избиратели в третий раз оказали доверие Александру Анатольевичу избрав его депутатом Сахалинской областной Думы V созыва. Работал заместителем председателя комитета по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению, а также членом двух постоянных комитетов: по бюджету и налогам, по экономическому развитию.

     В 2009 году Болотников прошел профессиональную переподготовка в Сахалинском государственном университете на право на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

     На выборах в октябре 2012 года Александр Анатольевич вновь одержал победу и в четвертый раз стал депутатом законодательного органа власти VI созыва. Являлся членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», заместителем председателя постоянного комитета экономической политике. Член постоянного комитета по бюджету и налогам.

     В 2015 году поддержал и возглавил проект «Знамя победителей» Молодежного Парламентского цента Сахалинской областной думы.

     В сентябре 2017 годы Александр Анатольевич Болотников снова избран депутатом Сахалинской областной Думы VII созыва. Занимает должность заместителя председателя постоянного комитета Сахалинской областной Думы по социальной политике. Работает в постоянных комиссиях по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению; по экономическому развитию; по спорту, туризму и молодежной политике; по экологии и природопользованию.

Почетная грамота администрации Сахалинской области, 2009,

Благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2009,

Почетная грамота Сахалинской областной Думы, 2009;

Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2013,

Ценный подарок Правительства Сахалинской области, 2014;

Почетная грамота Сахалинской области, 2014.

ruspekh.ru

Александр Болотников - Проповеди HD

Ведущий - Доктор богословия, эксперт по вопросам иудаизма и христианства, кандидат философских наук, директор научно-исследовательского центра «Шалом» (США), писатель и документалист Александр Болотников. Здесь выкладываются его одиночные проповеди в HD разрешении, не вошедшие в другие публикации нашего сайта.

Содержание:

 Показать / Скрыть текст1. Самые надежные доказательства (Заокск)2. Праздники еврейские или Господние Левит 23 гл.3. Воскрес ли Христос на Пасху4. Можно ли праздновать Божий суд5. Как правильно читать Послание Павла к Римлянам Часть 16. Как правильно читать Послание Павла к Римлянам Часть 27. Корей, Дафан и Аверон8. Пасха наша Христос9. Писание или молитва (Скайдом) 10. Поклонение в Духе11. Прощенный грешник12. Что говорит Библия об употреблении вина13. К какой деноминации я принадлежу

14. Как скоро придет Христос

Качество: HDВидео: MPEG-4 H-264 AVC, 1280х720, 1920х1080, 1500 Kbps, 29.97 fpsЗвук: AAC, 128 Kbps, 48.0 KHz, 2 channels • Жалоба • Как здесь скачивать

Курс лекций проводит доктор богословия, эксперт по вопросам иудаизма и христианства, кандидат

03.04.14 Аудиопроповеди » Онлайн-проповеди » Александр Болотников

Ведущий - Доктор богословия; Эксперт по вопросам иудаизма и христианства; Кандидат философских

11.09.13 Аудиопроповеди » Онлайн-проповеди » Александр Болотников

Ведущий - Доктор богословия, эксперт по вопросам иудаизма и христианства, кандидат философских

11.07.11 Проповеди » Александр Болотников

jesuslove.ru


Смотрите также