Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Александр довженко биография на русском


Александр Довженко - украинский кинодраматург, режиссёр: биография, творчество

Довженко Александр Петрович оказал огромное влияние на советский кинематограф. Его именем названа студия производства фильмов. Но он был не только режиссером и драматургом. На его родине, в Украине, он также известен как писатель, поэт и публицист. Пробовал свои силы Довженко и в изобразительном искусстве. Но самого большого успеха добился на ниве кинодраматургии. Он писал пьесы, рассказы и повести в стиле социалистического реализма.

У Александра Довженко была непростая судьба, о которой мы расскажем в этой статье. Обласканный Советской властью, лауреат двух Сталинских премий и народный артист РСФСР, он имел в прошлом опыт борьбы по другую сторону баррикад с красногвардейцами. Об этом факте знали немногие. Зато большинство образованных людей в УССР читали его «опус магнум» – «Зачарованная Десна». А его наиболее эпохальным произведением на ниве кинематографа был фильм «Земля».

Детские годы

Согласно записи в метрической книге Соборно-Троицкой церкви городка Сосница (сейчас это районный центр Черниговской области, Украина), родился Александр Довженко на хуторе Вьюнище 29 августа 1894 года. По новому стилю это соответствует 10 сентября.

Отец и мать были неграмотными крестьянами. Отец будущего режиссера, Петр Семенович, был потомком полтавских чумаков, которые осели в Соснице приблизительно в середине восемнадцатого века. Генеалогические корни рода Довженко можно проследить с 1760-х годов. Известно, что прадед писателя, Тарас Григорьевич, был великолепным рассказчиком. Этот дар унаследовал и маленький Сашко.

Семья владела большим земельным наделом, но жила бедно, поскольку грунт был неплодородным. Из четырнадцати родившихся детей до трудоспособного возраста дожили только трое: сам Сашко, его брат Трифон и сестра Полина. Частые смерти врезались в память режиссеру. «У нас в доме всегда царили похороны и плач», – позже писал он. А о поэтической душе своей матери он говорил: «Она родилась для песен, но всю жизнь проплакала, провожая детей навеки».

Обучение

В начальной школе в Соснице Александр Довженко выказывал отличные результаты и тягу к знаниям. Потому отец решил продолжить обучение сына. Он продал седьмую часть своей земли, чтобы Сашко смог получить образование в начальном училище, а затем в 1911 году поступить в педагогический институт в Глухове. Этот вуз юный Довженко избрал не потому, что хотел стать учителем, а потому, что там давали стипендию в сто двадцать рублей в год. В институте будущий писатель познакомился с украинской литературой, которая в этой русифицированной части империи находилась под запретом. После окончания вуза Довженко направили в Житомир учительствовать.

Писатель и его время

Начало Первой мировой войны Александр Довженко, краткая биография которого описывается в этой статье, воспринял как ура-патриот. Он восторженно забрасывал шедших на войну солдат цветами и лишь через несколько лет стал смотреть на вернувшихся с фронта «со стыдом и тоской». В тот же период Довженко сближается с украинским национально-освободительным движением.

Февральскую революцию 1917 года он также воспринимает очень восторженно. Позднее разочарование в ней он описывает лаконично: «В революцию я вошел не в те двери». Когда грянула гражданская война, Довженко пошел добровольцем в армию УНР, и вместе с Третьим Сердюцким полком штурмовал киевский «Арсенал». Через одиннадцать лет режиссер изобразит эти события в фильме, умолчав, что сам он принимал в них участие со стороны Черных Гайдамаков. С приходом к власти Скоропадского Довженко отступает к Житомиру. Вернувшись в Киев, он становится слушателем Украинской академии искусств.

«Красный» период биографии

Уже в двадцатых годах Александр Довженко разочаровался в национально-буржуазных идеях. Знакомство с писателем Василием Блакытным привело его в мир марксизма. По крайней мере, так писал сам режиссер в своей автобиографии от 1939 года. Он вступил в ряды боротьбистов. Члены этой партии потом влились в КП(б) Украины. Эта политическая принадлежность позволила Довженко занимать видные посты: секретаря Киевского отдела образования, заведующего отделом искусств. Он работал в Полномочном представительстве УССР в Польше (1921) и Торговом представительстве Украинской республики в Германии. Свое пребывание в Берлине художник Довженко использовал для того, чтобы брать уроки у экспрессиониста Вилли Геккеля. В Германии художник-дипломат женился на Варваре Крыловой. Но, как оказалось, бытность боротьбистом была черным клеймом для новой власти. Довженко отзывают в Украину и лишают партбилета.

Мир кино

С 1923 года Довженко поселяется в Харькове – первой столице советской Украины. С помощью В. Блакытного он устраивается карикатуристом в газету «Вести ВУЦВК», а также иллюстрирует книги (в частности, «Голубые эшелоны» Петра Панча). В этот период он тесно сходится с литературным кружком «Гарт», который был ориентирован на кино.

Александр Довженко, фильмы которого найдут почитателей намного позже, не имел ни образования, ни опыта в режиссуре. Тем не менее он начинает работать на кинофабрике в Одессе. Одними из первых его работ были откровенная агитка «Красная Армия» и картина «За лесом».

Пробует себя Довженко и в роли сценариста. На этом поприще он создает пьесу для детей под названием «Вася-реформатор».

На съемках «Ягодки любви» Довженко знакомится с Данилой Демуцким, и этот тандем режиссера с оператором устанавливается на долгие годы. Вместе они создают много интересных лент.

Довженко: фильмография

Первой работой, получившей признание, была «Звенигора». В этой картине 1928 года мастер соединил лирику и сатиру с революционным эпосом. Фильм «Земля» (1930) почти сразу же после выхода был изъят из проката.

Зато картина «Иван» (1932) сблизила его со Сталиным. Они переписываются, несколько позже режиссер удостаивается аудиенции у диктатора. В 1939 году Довженко по прямой указке Сталина снимает «заказной» фильм «Щорс». За эту ленту режиссер тут же получил высшую премию.

С 1934 года Довженко поселяется в Москве и уделяет много внимания литературному творчеству. В годы Второй мировой войны он снял несколько документальных лент, писал очерки и статьи.

Опала

Близость к власти (особенно к Сталину) имеет и обратную сторону. В 1943 году Довженко написал сценарий для картины «Украина в огне». Однако совершенно неожиданно на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) эта работа была подвергнута шельмованию. Сценарий получил крайне негативный отзыв и Сталина.

В 1944 году режиссер Александр Довженко задумал лирический фильм «Жизнь в цвету». Словно внасмешку, власти требовали у него переделать картину в угоду идеологическим требованиям. Довженко старался как мог. В результате на экраны вышел откровенно слабый фильм под названием «Мичурин», полный пропагандистских шаблонов.

Еще более печальная судьба постигла последнюю работу режиссера. Госзаказ «Прощай, Америка!» был задуман по мотивам произведения перебежчицы из Штатов в СССР Аннабеллы Бюкар. Когда съемки подходили к завершающему этапу, из Кремля пришел приказ прекратить работу над картиной.

Смерть на чужбине

Первый инфаркт Александр Довженко получил еще в ходе создания «Мичурина». Под конец жизни он преподавал в ВГИКе. Он мечтал вернуться в Украину, но власти не давали ему на это разрешения.

Довженко задумал эпохальную работу – написать роман «Золотые ворота». Также у него в творческих планах было написать сценарий картины «Поэма о море». В первый съемочный день этого фильма он скончался от инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

fb.ru

А. П. Довженко - это... Что такое А. П. Довженко?

Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (30 августа (11 сентября) 1894, с. Сосница (Украина) — 25 ноября 1956, Москва), советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950).

Биография

Детство и начало творческой биографии

Александр Петрович Довженко родился 11 (по другим данным — 10) сентября 1894 года в селе Сосница Черниговской губернии (ныне Черниговская область), точнее, на его околице, которую называли Вьюнище. Семья была многодетной даже по тем временам — 14 детей, Из всех детей неграмотного крестьянина Петра Довженко выжило только двое — Александр и его сестра Полина, которая впоследствии стала врачом.

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Александр легко, много читал, да так, что мать временами ругала.[1]

В 1911—1914 годах Александр учится в Глуховском учительском институте (Черниговская губерния). Первая мировая война обходит стороной Александра, его комиссовали из-за больного сердца. В 1917 году переезжает в Киев. [2]

Работал учителем, в системе Наркомпроса Украины. В 1921—1923 годах на дипломатической службе. Получив стипендию, учился живописи в Германии. С 1923 года работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист. Сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ. [3]

В 1926 году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа как режиссёра короткометражная картина «Ягодка любви».

Расцвет и конец карьеры

Александр Довженко впервые заявил о себе, как о интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. [4]

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. [5]

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса[3]. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе[6]. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но, уникальный случай, когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны. [3]

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. [5]

Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе[7]

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих сценариев он так и не успел при жизни реализовать в картины. Супруга Александра Довженко режиссёр Юлия Солнцева уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В Соснице с 1960 года действует мемориальный музей классика кинематографа. В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко. [7] В городе Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летия со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.

Очерк творчества

постер к фильму «Земля»

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса. [3]

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличии от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко:

Сколько уж лет прошло, а все мчатся на меня кони из «Арсенала», я вижу со всей отчетливостью, как выкатывает на сцену пулемет батько Боженко, пляшет в лунную ночь тракторист, лежит под яблоней старый дед, и Мичурин идет сквозь ветер и летящие рыжие листья. Повторяли — не получалось. Фильм Бертолуччи, «Двадцатый век»: старик умирает под яблоней. Сравнение с «Землей» уничтожает фильм, режиссера. У Довженко кадры скреплены страстью. Для того, чтобы потрясать, — надо быть потрясенным. [8]

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал о особенностях творческой манеры режиссёра: [9]

фильм «Земля» — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: «Земля» Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не «биологична», поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические.

Фильмография

Почтовая марка СССР,посвящённая А.Довженко

Режиссёр

Сценарист

  • 1939 — Буковина, земля Украинская
  • 1940 — Освобождение
  • 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Страна родная
  • 1945 — Победа на Правобережной Украине
  • 1959 — Поэма о море (фильм не закончен автором)
  • 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой)
  • 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой)[10]

Интересные факты

Премии и призы

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Довженко, Александр - это... Что такое Довженко, Александр?

Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (30 августа (11 сентября) 1894, с. Сосница (Украина) — 25 ноября 1956, Москва), советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950).

Биография

Детство и начало творческой биографии

Александр Петрович Довженко родился 11 (по другим данным — 10) сентября 1894 года в селе Сосница Черниговской губернии (ныне Черниговская область), точнее, на его околице, которую называли Вьюнище. Семья была многодетной даже по тем временам — 14 детей, Из всех детей неграмотного крестьянина Петра Довженко выжило только двое — Александр и его сестра Полина, которая впоследствии стала врачом.

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Александр легко, много читал, да так, что мать временами ругала.[1]

В 1911—1914 годах Александр учится в Глуховском учительском институте (Черниговская губерния). Первая мировая война обходит стороной Александра, его комиссовали из-за больного сердца. В 1917 году переезжает в Киев. [2]

Работал учителем, в системе Наркомпроса Украины. В 1921—1923 годах на дипломатической службе. Получив стипендию, учился живописи в Германии. С 1923 года работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист. Сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ. [3]

В 1926 году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа как режиссёра короткометражная картина «Ягодка любви».

Расцвет и конец карьеры

Александр Довженко впервые заявил о себе, как о интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. [4]

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. [5]

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса[3]. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе[6]. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но, уникальный случай, когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны. [3]

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. [5]

Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе[7]

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих сценариев он так и не успел при жизни реализовать в картины. Супруга Александра Довженко режиссёр Юлия Солнцева уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В Соснице с 1960 года действует мемориальный музей классика кинематографа. В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко. [7] В городе Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летия со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.

Очерк творчества

постер к фильму «Земля»

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса. [3]

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличии от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко:

Сколько уж лет прошло, а все мчатся на меня кони из «Арсенала», я вижу со всей отчетливостью, как выкатывает на сцену пулемет батько Боженко, пляшет в лунную ночь тракторист, лежит под яблоней старый дед, и Мичурин идет сквозь ветер и летящие рыжие листья. Повторяли — не получалось. Фильм Бертолуччи, «Двадцатый век»: старик умирает под яблоней. Сравнение с «Землей» уничтожает фильм, режиссера. У Довженко кадры скреплены страстью. Для того, чтобы потрясать, — надо быть потрясенным. [8]

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал о особенностях творческой манеры режиссёра: [9]

фильм «Земля» — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: «Земля» Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не «биологична», поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические.

Фильмография

Почтовая марка СССР,посвящённая А.Довженко

Режиссёр

Сценарист

  • 1939 — Буковина, земля Украинская
  • 1940 — Освобождение
  • 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Страна родная
  • 1945 — Победа на Правобережной Украине
  • 1959 — Поэма о море (фильм не закончен автором)
  • 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой)
  • 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой)[10]

Интересные факты

Премии и призы

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Александр Довженко - украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург

Имя Александра Довженко, советского украинского кинорежиссера, талантливого писателя и кинодраматурга известно не только на территории бывшего СССР, но и далеко за его пределами. Творчество этого неординарного человека было многогранным. Он жил в эпоху революционного противостояния, поэтому в своих произведениях он часто поднимал извечную тему уникальной ценности человеческой жизни.

Детские и юношеские годы

Довженко Александр Петрович в автобиографии всегда писал, что он родился 11 сентября 1894 года. Хотя на самом деле это была дата его крещения, а он появился на свет днем ранее. Его родители тогда жили в Черниговской губернии, в селе Вьюница, считавшемся предместьем небольшого городка Сосницы. Надо сказать, что он рос в чрезвычайно бедной семье. Его отец, Петр Семенович, обрабатывал семь десятин неплодородной земли, занимался извозом, а иногда и смолокурением. Несчастья буквально преследовало эту семью: из четырнадцати братьев и сестер в живых остались только Прасковья и Александр.

Довженко сначала учился в местном приходском, а затем и в Сосницком городском училище. Практически все предметы давались легко, но особенно ему нравилось рисовать и читать. Образование необходимо было продолжить, однако для поступления в институт требовались деньги. Несмотря на крайнюю нужду, его отец продал часть земельного участка, и в 1911 году юношу зачисляют в Учительский институт в городе Глухове (Черниговская губерния). После его окончания Александр Довженко получает распределение в Житомирское высшее начальное училище.

В 1914 году грянула Первая мировая, но недавнего выпускника она не коснулась, так как медики определили, что у парня больное сердце. Стоит ли говорить о том, что времена наступали бурные, переломные. Большая часть молодежи стала интересоваться различными патриотическими и революционными лозунгами. Не был исключением и Александр Петрович. Он всерьез увлекся националистической идеей Симона Петлюры, но вскоре жестоко разочаровался в его политике и примкнул к коммунистам.

Перед самой революцией 1917 года он переезжает в Киев для того, чтобы поступить в Коммерческий институт. Одновременно с этим молодой человек записывается на естественный факультет, где становится вольным слушателем. Вскоре открылась и Академия художеств, которую Довженко тоже стал посещать.

Увлечение театром

После победы коммунистов и установления советской власти Александр Довженко остается работать в Киеве в губернском отделе народного образования на должности секретаря. Кроме того, он занимается и множеством других дел, к примеру, организацией профсоюза работников просвещения, руководит отделом искусств, курирует театр им. Шевченко и т. д. Чуть позже его переведут на дипломатическую работу, и он будет служить в Берлине и Варне.

Летом 1923 года Довженко переезжает в Харьков. В это время он работает художником и в основном занимается оформлением книг и обложек всевозможных журналов. Кроме того, он пишет целый ряд статей, посвященных искусству. Примечательно, что его публикации всегда отличались хорошим стилем, были глубоки и своевременны.

Александра Петровича очень заинтересовал считавшийся тогда новаторским театр «Березиль», где он довольно часто бывал за кулисами. Там же он встретился с Лесем Курбасом и под впечатлением от их знакомства чуть ли не стал театральным режиссером.

Первые фильмы Александра Довженко

В середине 1926 года он все же решается круто изменить свою жизнь и едет в Одессу, где начинает изучать кинопроизводство. Первым фильмом Александра Довженко как режиссера стала лента «Ягодка любви». Это была немая черно-белая короткометражная комедия, длительностью всего в 24 минуты. Он снял ее по собственному сценарию в 1926 году на первой кинофабрике ВУФКУ в Одессе. Далее была еще одна комедия под названием «Вася-реформатор». Ее Довженко снимал совместно с Фаустом Лопатинским. Увидеть ее теперь не представляется возможным, так как она считается утерянной.

На следующий год вышла в свет первая полнометражная картина Александра Петровича под названием «Сумка дипкурьера». Можно сказать, что этот фильм для тогда еще начинающего режиссера стал следующей ступенькой в его кинематографической карьере, которая подняла его на новый уровень мастерства. Картина основана на реальных событиях, произошедших в конце февраля 1926 года. Лента повествует о похищении английскими шпионами сумки с документами, принадлежащими советскому дипкурьеру. На постановку этого фильма пригласили Александра Довженко, и этот выбор был неслучайным, потому что он, как никто другой, хорошо знал дипломатическую среду, работая в свое время в Берлине и Варне.

«Сумка дипкурьера» имеет довольно презентабельный вид для кинематографической продукции 20-х годов прошлого века. Этот шпионский фильм изобилует хорошо поставленными сценами драк, а также характерными типажами агентов полиции, шпионов и т. д. Кстати, это единственная картина, в которой снялся сам Александр Довженко (он сыграл роль кочегара).

Начало украинской трилогии. Фильм первый: «Звенигора»

В 1928 году на экраны вышла поистине эпическая лента режиссера, состоящая из двенадцати частей. Александр Петрович сумел показать в ней сразу несколько значимых событий, имеющих место в украинской истории: Запорожскую Сечь, гайдамаков, многочисленные польские нашествия, Октябрьскую революцию, беды Гражданской войны и, наконец, утверждение власти большевиков. Фильм был приурочен к 10-летней годовщине Страны советов, а сам режиссер, по утверждению историков, даже назвал его «собственным партбилетом».

В наше время кинокартина «Звенигора» уже не рассматривается как триумфальное строительство доселе невиданного социалистического государства. Она, скорее всего, похожа на воплощение некой мифической Украины, вечность и сила которой, как клад, глубоко скрыты в исторической памяти народа.

Украинская трилогия. Фильм второй: «Арсенал»

Он вышел в 1929 году и принес режиссеру без преувеличения мировую славу. Довженко сам трудился над сценарием к этой киноленте. Фильм «Арсенал» повествовал о восстании рабочих в Киеве. По словам самого Александра Петровича, главная цель постановки этой картины – разгромить украинский шовинизм и национализм, а вместо него возвести на пьедестал рабочий класс, который сумел совершить социальную революцию.

Во время съемок «Арсенала» украинский кинорежиссер знакомится со своей будущей женой – артисткой Юлией Солнцевой, в которую влюбляется буквально с первого взгляда. Как известно, любовь вдохновляет. Довженко позднее писал, что работа над этим фильмом была легкой и радостной, а его душа обрела крылья. Однако самым знаковым для украинского режиссера стал год 1930.

«Земля»

Александр Довженко закончил работу над последним фильмом, вошедшим в так называемую украинскую трилогию. Лента стала поэтическим гимном реорганизации, которая происходила тогда в советских деревнях и селах. Кинофильм рассказывает о жизни коммунистической молодежи накануне коллективизации. Действие разворачивается в одном из украинских сел. Активисты со дня на день ждут прибытия давно обещанной райкомом новой техники, ну а пока агитируют своих односельчан вступать в колхоз. Наконец прибывает трактор, и местный предводитель молодежи Василь садится за его руль. Он начинает перепахивать колхозные наделы, а вместе с ними и межу, разделявшую частное хозяйство от коллективного. С этого момента бывшие добрые односельчане становятся непримиримыми врагами, что приводит к драматическим последствиям.

Фильм «Земля» снимали в большом украинском селе Яреськи, расположившемся на живописном берегу реки Псёл. Вся съемочная группа Александра Довженко состояла из его единомышленников. Большая часть из них была знатоками сельской жизни, поэтому после окончания работы им предложили остаться в Яреськах. Режиссеру же пообещали должность председателя в их вновь организованном колхозе.

Вышедший на экраны фильм «Земля» вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Он получился настолько самобытным, что многие не восприняли его. Поэтому картина была раскритикована в советской прессе за излишний натурализм. Кроме того, в адрес режиссера посыпались обвинения в неправильной оценке политической ситуации, а также в недостаточном раскрытии роли коммунистической партии.

Особенно болезненным для Александра Петровича оказался выход фельетона пролетарского поэта Демьяна Бедного под названием «Философы». В нем он охарактеризовал картину как «контрреволюционную» и «похабную». По словам самого Довженко, ему было стыдно появляться на улицах столицы до такой степени, что он в буквальном смысле за несколько дней постарел и поседел.

Однако за рубежом он получил довольно высокую оценку своему творению. В 1958 году «Земля» вместе с «Матерью» (реж. Пудовкин) и «Броненосцем «Потемкиным» (реж. Эйзенштейн) на Международном кинофестивале, проходившем в Брюсселе, была признана одной из двенадцати наилучших кинолент всех времен и народов.

Переезд в Москву

Тогдашним символом и грандиознейшей стройкой как Украины, так и всего Советского Союза являлся Днепрогэс. Именно это событие и стало местом действия следующего фильма режиссера. Сценарий к нему Александр Довженко написал быстро – всего лишь за двенадцать дней. Съемки начались почти сразу же, и их результатом станет самый спорный фильм в жизни режиссера – «Иван». Картину на Украине приняли столь недоброжелательно, что ее создателю пришлось переехать в Москву.

Однако зарубежные кинематографисты оценили фильм по достоинству, и на Первом международном кинофестивале в Венеции, проходившем в 1932 году, ему оказали восторженный прием. При этом итальянская пресса назвала режиссера «гениальным кинематографистом и художником». Вернувшись в Москву, он поступает на работу в студию «Союзкино», впоследствии переименованную в «Мосфильм».

В 1933 году Довженко решил снять картину о Дальнем Востоке. Сценарий к ней писал совместно с Александром Фадеевым. Заявку на его производство утвердили быстро. Следующие четыре месяца они вместе с Юлией Солнцевой проведут на Дальнем Востоке. Фильм назывался «Аэроград» и повествовал о новом фантастическом городе, возведенном на побережье Тихого океана. Сталин высоко оценил задумку режиссера и в начале 1935 года наградил Александра Петровича орденом Ленина. Говорят, что на встрече кинематографистов с членами Политбюро Сталин намекнул Довженко, что следующий его фильм должен быть об «украинском Чапаеве».

Работа над картиной «Щорс»

Фильм, работа над которым началась с того, что вся съемочная группа бросилась собирать материалы, касающиеся биографии этого партийного деятеля и военачальника времен Гражданской войны, начали снимать в середине 1938 года. Сценарий будущей картины об «украинском Чапаеве», а именно так называли Николая Щорса, был написан самим Довженко за одиннадцать месяцев. Фильм снимали на Киевской киностудии, а главную роль исполнял Евгений Самойлов.

Позднее режиссер писал, что в эту ленту он вложил все свои накопленные знания и опыт кинематографиста. После ее выхода на экраны весной 1939 года как зрители, так и критики были единодушны в своих оценках – картина, бесспорно, представляет собой большую художественную ценность. И вправду, в те времена она имела по-настоящему оглушительный успех. Недаром свою первую Сталинскую премию Довженко получил в 1941 году именно за картину «Щорс».

Фильм сделан в жанре украинского революционного эпоса. Главная сцена в нем – гибель легендарного полководца. Когда лента была уже практически готова, выяснилось, что официальная версия гибели Щорса под Коростенем в 1919 году не что иное, как выдумка. Скорее всего, он был убит людьми из его же ближайшего окружения, но концовку фильма переделывать не стали.

Документальные ленты

Александр Довженко, биография и творчество которого были тесно связаны с игровым кино, осенью 1939 года оделся в военную форму и вместе с Красной армией, двинувшейся завоевывать западные земли Белоруссии и Украины, отправился на фронт вместе с киносъемочной группой. Учитывая политическую обстановку того времени, в своем документальном фильме «Освобождение», вышедшем в 1940 году, он не мог рассказать всего того, что узнал и увидел в этом походе.

Когда началась война с фашистской Германией, Довженко попросился на фронт. С 1942 года он в звании полковника отправляется на передовую, где пишет рассказы и статьи. В следующем году режиссер выпускает документальную ленту «Битва за нашу советскую Украину». Она вызвала большое одобрение не только в СССР, но и в странах союзнического толка, таких как США и Канада. В 1945 году вышел еще один фильм «Победа на Правобережной Украине» с использованием вражеской хроники и новыми приемами монтажа.

Летом 1943 года Александр Петрович трудится над киноповестью «Украина в огне». В ней автор сожалеет, что его родная земля была сдана на разграбление гитлеровским войскам, и что освободители забыли о своей вине перед украинским народом. Стоит ли говорить о том, что произведение очень не понравилось Сталину. Он даже запретил печатать, а также использовать его для постановки фильма. Это распоряжение стало страшным ударом для именитого режиссера.

Последние годы жизни

Цветная картина «Мичурин» (1949) далась режиссеру очень тяжело. Первоначальный ее вариант пришлось несколько раз переделывать, так как обнаружилось, что в фильме недостаточно четко просматривается роль коммунистической партии. Печальная участь постигла и следующие проекты Александра Петровича - «Прощай, Америка» и «Открытие Антарктиды».

Так как Довженко обладал уникальным писательским даром, несколько послевоенных лет он будет работать над своим главным произведением под названием «Золотые ворота». Кроме того, он еще создаст прекрасную лирическую повесть «Зачарованная Десна».

Несмотря на прогрессирующую болезнь сердца, он продолжал упорно трудиться. В 1951 году он побывает на строительстве Каховской ГЭС. Оно настолько поразило художника, что он решил снять об этом фильм. Однако Александр Петрович так и не успел поставить картину «Поэма о море». Он умер 25 октября 1956 года. Начатую им работу завершала его жена Юлия Солнцева. В его честь была переименована Киевская студия художественных фильмов. Сейчас это киностудия Александра Довженко.

www.syl.ru

Довженко Александр Петрович

(1894-1956) советский кинорежиссер

Довженко Александр Петрович родился в небольшом поселке Сосницы в Черниговской губернии. Там же он получил начальное образование, окончив с похвальным листом церковно-приходскую школу. Затем был принят в Глуховский учительский институт, по окончании которого в 1914 году становится народным учителем. Он преподавал физику, естествознание, географию, историю и даже гимнастику.

Однако Александр Довженко сам чувствовал, что знаний ему не хватает, и в 1917 году добился перевода в Киев. Одновременно с работой он начинает учиться в Киевском коммерческом институте и брать частные уроки рисования.

Но закончить образование Довженко не успел, поскольку в 1917 году после революционных событий был призван в армию и направлен в дивизию, которой командовал Николай Щорс. Целых три года будущий кинорежиссер провел на фронтах гражданской войны, а потом вернулся к прежней профессии учителя. Но снова ненадолго. Вскоре он уезжает в Германию, а затем в Польшу в составе украинской дипломатической миссии. Во время работы в Берлине, Александр Довженко возобновил занятия живописью.

После возвращения домой в 1923 году он переезжает в Харьков и начинает работать художником-иллюстратором в газете «Вести». В 1926 году Александр меняет свою профессию и вновь переезжает, на этот раз в Одессу, где начинает работать на киностудии.

Первой его пробой в кино становится легкая развлекательная комедия «Ягодка любви» (1926). Но уже в 1927 году Довженко выпускает свою вторую полнометражную картину — «Сумка дипкурьера», в которой впервые участвует и как актер.

В 1928 году он снимает фильм «Звенигора», а в следующем, 1929 году — знаменитую картину «Арсенал». В ней рассказывалось о восстании рабочих киевского завода. Картина привлекла всеобщее внимание филигранной операторской и режиссерской работой и сразу же была поставлена в один ряд с только что вышедшим фильмом С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»».

В 1930 году на экраны нашей страны и многих других стран мира выходит картина Александра Довженко «Земля». Это была поэтическая и философская лента, в которой воспевался тяжелый крестьянский труд. Снятые крупные планом детали — руки трудящегося человека — явились отражением глубокого уважения художника к повседневному труду.

После успеха этой картины, Александр Довженко снимает фильмы «Иван» (1932) и «Аэрограф» (1935). Они посвящены важнейшим событиям современности — строительству Днепрогэса и города Комсомольска. Особенностью творчества Довженко стало то, что все исторические события, которые происходили на его глазах, он отражал через образы фольклора.

Используя понятные широкому зрителю представления народной культуры, он смог рассказать о глубоких психологических изменениях в связи со строительством нового общества. Россия резко и стремительно превращалась из аграрной страны в мощную индустриальную державу. Эти изменения Довженко и пытался передать, изображая динамику человеческих чувств.

Режиссер впервые применил сочетание крупных и мелких планов, монтаж игровых и документальных эпизодов. Все эти находки позволили превратить его следующую работу — полнометражную картину «Щорс» — в яркий документ времени. Впервые появился интересный, зрелищный фильм-биография. Он же явился и личным свидетельством, поскольку Довженко передал в нем свои собственные впечатления и переживания времен гражданской войны. В картине ярко раскрылся его талант как мастера романтического кинематографа.

После успеха «Щорса», Александр Петрович Довженко перешел к исторической теме: начал писать сценарий фильма о запорожских казаках, а затем стал готовиться к съемкам фильма «Тарас Бульба» по повести Николая Гоголя. Однако его работе помешала война.

Александр Довженко ушел на фронт, чтобы вновь стать свидетелем и летописцем важнейших событий в истории своей страны. В годы войны он снял два документальных фильма — «Битва за Советскую Украину» и «Победа на Правобережной Украине». В них Довженко выступает не только как режиссер, но и как оператор. Он создает яркий, динамичный рассказ о всенародной борьбе с врагом и после выхода на экраны этих картин получает боевую награду — орден Боевого Красного Знамени.

В это время, Александр Петрович Довженко начинает преподавать во ВГИКе. Из его мастерской вышли многие талантливые режиссеры, например Джемма Фирсова и Элем Климов.

После войны он успел снять только один фильм — «Мичурин», который вышел на экраны в 1949 году. Режиссер скоропостижно умер, не успев начать съемки своей следующей картины — «Поэма о море», которую считал главным делом своей жизни. В ней он хотел рассказать о преобразовании природы и об ответственности людей за происходящее вокруг них. Таким был и сам художник — он внимательно всматривался в окружавший его мир и стремился стать его летописцем.

После смерти Александра Довженко работу над фильмом завершила его жена Юлия Солнцева, в прошлом выдающаяся актриса немого кино, известная по фильмам «Аэлита», «Папиросница из Моссельпрома».

Позже Солнцева осуществила постановку еще двух картин по сценариям, написанным Довженко, сняв фильм «Повесть пламенных лет» и философскую ленту «Зачарованная Десна». В последней картине она поэтично и ярко рассказала о детстве и юности Александра Петровича Довженко.

biografiivsem.ru

Довженко Александр Петрович

Другие известные кинорежиссеры

ДНИ И СНЫ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО

Юбилеи великих покойников похожи на праздники, на самом же деле, они нелегкое испытание для ныне живущих. Многим кажется, что они величают кумира нации, а по правде, только и делают, что свидетельствуют о себе и о собственных, зачастую блеклых временах. Об этом Роман Балаян некогда снял отличную картину «Храни меня, мой талисман». И верно, от участников торжеств редко услышишь новое слово о личности юбиляра, обычно все тонет в ворохе дежурных славословий.

Как дань поминально-благодарственному ритуалу это, наверное, справедливо, но не более того. Ибо культуру все же не стоит путать с ее отцом — культом, а художественные идеалы — с политическими идолами, как и фактическую правду с ее полукровкой — мифом. Вот и нынешнее 110-летие Александра Довженко — гениального творца эры «культов» — станет, полагаю, настоящим экзаменом для современного украинского киноведения: способно ли оно уже постичь во всей полноте и сложности судьбу классика или по обыкновению готово удовольствоваться формальным изъявлением слепого поклонения.

ПРАВДА О МИНОТАВРЕ

В 1989 году, на праздновании 95-летия со дня рождения Довженко, показалось — свершилось: наконец-то образ выдающегося мастера будет освобожден от гнета идеологических предрассудков, которые и его самого при жизни томили. В Киеве тогда собрались ученые-довженковеды разных взглядов со всего мира и много и толково говорили, в частности, и о трагической раздвоенности личности режиссера.

Но через пять лет все вернулось на круги своя: к идеологически угодливому мифотворчеству. Разве что на новый лад. В президиуме научного симпозиума возвышался один из воистину «гомерических» биографов Довженко — автор смелой гипотезы о том, как в будущего украинского поэта экрана стрелял будущий русский прозаик Михаил Булгаков. И как бы равняясь на этот авторитет, многие докладчики зачисляли, к примеру, Довженко в правоверные христиане, хотя сам Александр Петрович не только не раз говорил, что с 15 лет ни в какого бога не верует, но и многажды подтвердил это своим творчеством. Или на волне все того же ангажированного фантазирования безответный юбиляр записывался в яростные антикоммунисты и националисты-подпольщики: дескать, на манер Штирлица, всю жизнь проработал в тылу врага.

А один из «довженковедов» предложил даже сформировать в каждом украинском селе по казачьей сотне, вроде той, которой в юности командовал будущий гений советского кино. Тогда, якобы, и возродится в Украине истинная национальная культура. Помню, в такие моменты остро хотелось увидеть классика восставшим из мертвых для ответной реплики. И лучше — в образе Щорса, с которым он себя во многом идентифицировал. Ведь словесно и экранно Довженко воспевал именно и только коммунистическую идею, а упрек Сталина в «буржуазном национализме» воспринял с глубокой личной обидой, пережив подлинную психологическую травму. «Если правда, что ни одно сказанное слово не проходит бесследно, то тем более не пройдет никогда все то, при чем мы присутствовали», — написал как-то Довженко. Истинно так.

С этой позиции, думаю, и следует рассматривать его судьбу в истории ХХ века. Он всегда был искренен. Интересно, что даже опубликованные в середине 90-х доносы сексотов НКВД на Довженко принесли мало новых сведений о его взглядах. В своих дневниках и письмах он высказывал, по сути, те же идеи, что и в кулуарных откровениях. И был он не только плоть от плоти своего времени, но и соавтором многих мифов той эпохи. Таков уж был его врожденный дар, идеально пришедшийся впору тем далеко не идеальным временам. И пусть ни медь фанфар, ни фимиам славословий не помешают нам увидеть свершения, ошибки и драмы той судьбы.

ДЕТСТВО НАИЗНАНКУ

«Я был очень мечтательным мальчиком, — писал Довженко в «Автобиографии» 1939 года. — Мечтательность и воображение были столь сильными, что порой жизнь, казалось, существовала в двух борющихся аспектах — реальном и воображаемом, но казавшимся как бы осуществленным». И позже режиссер не утратил эту способность верить в собственную выдумку и щедро черпал образы из воспоминаний детства. Например, знаменитый ночной танец Василя из «Земли» подсмотрен юным Сашком: так возвращался как-то под утро домой его односельчанин. Реальность, но не сырая, а художественно преображенная — вот ключ не только к стилю, но и к самой судьбе режиссера. Он называл это новомодной в 20-е годы метафорой Виктора Шкловского «поэтичность». На самом деле, сие — родовая примета романтизма. 

«Я не скрываю перед вами, что, находясь в искусстве кинематографа в лагере поэтическом, я всегда вношу в свои картины какую-то долю личного, долю семейной хроники. Скажем, в «Щорсе» я где-то воображаю себя, в «Земле» умирает мой дед и т. д.», — писал уже зрелый мастер в 1948 году. Тогда Довженко вынашивал, подобно многим крупным художникам, свой «Амаркорд» — автобиографическое кинополотно о детстве, об истоках собственного творческого дара. «Зачарованная Десна», судя по литературной первооснове, должна была стать идиллической панорамой той поры: благообразный, похожий на бога Дед; добрый и мудрый труженик — отец; покой и радость семейных уз...

Между тем в реальности все было совсем не так, о чем свидетельствовал сам режиссер:

«Далекi літа дитячі виринають з тьми часу, і багато дечого з’ясовується в справжній своїй суті — і батьківські запої, і лайка, і бійки, тяжкий увесь отой нелад, ота відсутність святої тиші, що позначало нашу хату, і смуток, і темне відьомство, і прокльони дітей, і много іншого зла, яким мов притавровані були мої батьки і дід... Дід був ледачий, прости йому господи, і багато лиха вніс він у нашу родину своїм ледарством і безглуздим пияцтвом... Батько, нині небіжчик, не раз кидався майже в нестямі на матір з сокирою чи ножем...»

Теперь понятно, что уход из села — в город, из хлеборобов — в интеллигенты, из мирных обывателей — в воины революции, из художников — в кинематографисты — все это было материализацией характерных для Довженко побегов от одиозного «реального аспекта» к желанному «поэтическому». Первый представал грубым, жестоким, тупым и смертоносным, тогда как второй давал блаженную иллюзию власти над ходом событий, ощущение высочайшей самоценности и надежду на личное бессмертие. Кинематограф стал для Довженко совершенной «фабрикой» по производству идеалов. Осталось научиться по-настоящему забывать прошлое.

Симптоматично, что, покинув в юности отчий дом, Довженко нечасто и преимущественно вынужденно будет появляться в Соснице. Не зря он и на экране передоверит «роль» родного села «дублеру» — селу Яреськи. Хотя в мечтах своих снов, фильмов и дневников он будет летать именно в родные пенаты, к дорогим родичам. Таким, какими они никогда не были.

СЕДОЙ ЮНОША

Юность принесла новый шоковый опыт, требующий переработки в мечты, позже воплощенные в «поэтическом» целлулоиде кинолент: кровавые бои гражданской войны в составе петлюровских войск, поражение, советский концлагерь и скорая политическая реинкарнация уже в большевистской ипостаси. В фактических деталях это еще не вполне проясненный период жизни Довженко, однако неоспоримо: эти годы, 1917—19, оставили неизгладимый след в душе будущего гения кино. «При мне можно убить человека, и я не моргну глазом. Убивали и меня раза три-четыре, и я тоже не моргал», — пишет в письме к любимой девушке в 1928 году начинающий 33-летний кинематографист Сашко Довженко. Здесь же, в переписке с Еленой Черновой, можно встретить и другие прозрачные намеки на тяжкий опыт Довженко-солдата, не раз рисковавшего жизнью и убивавшего врагов. Мотив безжалостной казни «за идею» возникнет в Довженковых «Арсенале» и «Аэрограде», причем в одиозной с нынешней точки зрения трактовке — как апология уничтожения врага.

Следует ли патетические сцены этих казней понимать как реминисценции реального личного опыта в порядке «поэтической» сублимации былого личного греха — Бог весть. Но многие пассажи из писем к возлюбленной весьма красноречивы. «Эх, Олеся, много видел и много отчаянных вещей знаю, и ко многому привык относиться философски. Иногда и мне бывает, правда, страшно... Восемь дней рыскал я с кавалерией по полям и лесам Киевщины. Приехал в Киев, посмотрел в зеркало, и мне стало так тяжело, так страшно и противно... Лицо темно-коричневое, потрескавшееся и белые виски. Мне сразу показалось, что мне пятьдесят... Велел выбрить мне виски… Стыдно мне, страшная вещь стыд... Жаловаться больше не буду никому, ах, я мальчик с поседевшими висками... Я должен переступить еще через многое в моей жизни тяжелое и бесконечно мучительное». И обобщающая и одновременно пророческая в устах Довженко сентенция: «Надо только пореже оглядываться назад. Сзади, Олеся, никогда не всходит Солнце. Это Вы запомните».

Действительно, быть в те времена видным художником, пройти искушение хорошо оплачиваемым конформизмом и не погибнуть — от своей ли или от палаческой руки, значит, иметь недюжинную волю к жизни, уметь через многое переступать, многое забывать и никогда не оглядываться назад. Снова-таки верно: впереди в судьбе Довженко всходило Солнце. В виде исключительного положения в советской художественной элите 30-х — начала 40-х годов. Но также — в образе единственной настоящей и до гробовой доски возлюбленной. Волею судеб ее звали символично: Юлия Солнцева. Одного только не предусмотрел Поэт: адресуя плоды своих высоких мечтаний в астральные сферы, но решительно не замечая там высших сил не от мира сего, не мудрено угодить к вполне земному, хоть и очень высокому начальству.

ЦЕЛУЯ ВОЖДЕЙ

После жесткой критики фильма «Иван» (1932) Александр Довженко, как известно, обратился с письменной просьбой о помощи к Сталину — и был поддержан. В середине 30-х годов — второе письмо вождю о содействии в связи со съемками «Аэрограда» (1935). И еще более теплый отклик «солнцеподобного»: Довженко был лично принят вождем во главе с чуть ли не всем политбюро. Съемки получили режим особого благоприятствования. Следующая картина, «Щорс» (1939), делалась уже по прямому заказу Сталина, который даже принял участие в некоторых творческих решениях (например, указал режиссеру на необходимость использовать народные песни и прислал постановщику патефон с набором пластинок). Они вообще стали часто встречаться. Состоялось нечто вроде договора о разделе и взаимоподдержке их поэтической и политической сфер. То был роковой договор.

Довженковы мечты вполне добровольно и осознанно стали управляемы свыше. А плоды воображения получили не только патрона и заказчика, но даже некоего богоподобного абсолютного Адресата. В одном из набросков «вожди» напрямую ассоциированы с небесной силой («Портрети Сталіна, і Молотова, і Будьонного, і св. Георгія були по всій Україні на місці богів»). Интересно, что, описывая впечатления от «вождей» в своих дневниках 40-х годов, Довженко порой очевидным образом самоотождествляется с ними. Свое одиночество в толпе бездарей, чуждость окружающим, тоску по человеческому теплу («ізольований і самотній, я мучуся в критицизмі і в боязні за долю народу») он тут же буквально распространяет и на державных властителей:

«Бідний Сталін, як йому важко нещасному, в оточенні цих холодних партачів, і лакиз, і дилетантів». Или: «Мені до болі в серці жалько Сталіна. Погано й тяжко йому було в Тегерані... Він окремий. Він чужий. До нього нема щирого ставлення. Він один... Рузвельт навіть одвернувся від нього, покривившись... Трудно було Сталіну у цим товаристві». А вот аналогичное описание впечатлений от Хрущева: «Розмова з Микитою Сергійовичем про колгоспи, про бідність... Ясність його критичного розуму і державний підхід до всіх рішуче питань надзвичайний, але він одинокий. Його оточення слабке і малоініціативне».

Наконец, случилось практически невероятное для простого смертного обстоятельство: политическое руководство вошло в контакт с Поэтом в самой сокровенной области — вожди явились в его сны.

«Приснився дивний сон, два рази: неначе Ленін мене обнімав і цілував. Цілував мене в лоб, в очі і говорив якісь хороші слова. І я повний подяки і високого хвилювання зворушений до краю. Цілував його щоки і очі і дякував дорогій безцінній людині. Так і прокинувся. Потім сон повторився. Очевидно, буде мені трудно...» Кстати, если в Довженков сон влазит, к примеру, Хрущев, режиссера начинают угнетать столь же мрачные предчувствия. Увы, сны Поэта, действительно, оказались вещими. Ничего хорошего они не предвещали. Божий дар художника к концу его жизни оказался буквально вытоптан властью. Что и засвидетельствовали и фильмы, и дневниковые признания последних лет жизни режиссера: «Мышление образами стало покидать меня...»

ЭКЗЕРЦИЗМ ИЛИ ЭКСГУМАЦИЯ?

«Часом я думаю, коли хто-небудь прочитав оцю сумну мою журливу і скорботну книгу, щоб він подумав про мене? А й справді, як мало радості й мажору. Таким, видно, народився я, або ж кругом сліпці, чи, може, прикидаються бадьорими?» — записал как-то Довженко в дневнике, а нам, его потомкам, уж решать, как отнестись к этой трагической и великой доле. Один путь — все тот же «поэтический»: проигнорировать любые сложности в жизни этой великой личности. Другой — своего рода «изгнание бесов» из довженковой биографии и творческого наследия, где — ради собственного будущего — нужно назвать все вещи своими именами.

А совсем уж напоследок — два слова о философии почитания мертвых. Появились публикации о предстоящем перенесении праха Александра Довженко (якобы по его завещанию) из Москвы в Украину. Во-первых, формального такого завещания никогда не было. Были опять-таки образно-поэтические строки, которые у режиссера, как мы знаем, соотносились с реальностью весьма опосредованно. Во-вторых, не в области организационно-ритуальной, а сфере исключительно духовной, думаю, можно отдать дань уважения классику.

Скажем, неплохо бы просто наладить систематическое, научное, а не завирально-мифотворческое довженковедение. А еще лучше создать наконец Довженко памятник в его же излюбленном материале: в виде достойного по уровню и честного по концепции игрового фильма. Наконец, третье: как можно посмертно разлучать Довженко с прахом его преданной сотрудницы, любимой жены и душеприказчицы? Не по-людски как-то получится. На сей счет воли Довженковой точно нет и быть не могло.

Все-таки великим знатоком и суровым критиком некоторых черт национального характера был Александр Петрович: наш «иван» снова не туда бьет...

tunnel.ru


Смотрите также