Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Александр кайдановский биография личная жизнь


Александр Кайдановский

Нина Касторф выходит на пенсию и решает навестить детей, живущих в столице.Режиссер и сценаристка о работе над своим дебютным фильмом «Люби их всех»Денис Нейманд приступил к съёмкам детектива, посвящённого сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации.Mamba Stories выполнен в screenlife-формате.Первые 13 эпизодов продолжения анимационного сериала будут произведены к апрелю 2020 года.История о темнокожей матери-одиночке, которая после гибели мужа растит малолетнего сына с суперспособностями.30 ноября и 1 декабря в «Приюте комедианта» состоится премьера спектакля Юрия Смекалова «Три товарища?».Документальный фильм о знаменитом футболисте Диего Марадоне.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.

Page 2

По сравнению с литературой или театром киноискусство кажется чуть ли не младенцем. Однако этому младенцу, как известно, перевалило за сто лет.«Мисс Марпл», «Пуаро» , «10 негритят» и кое-что ещёБразильское телешоу, две роли Гарбо и российское доминирование в экранизациях романа ТолстогоЛегендарному актёру сегодня исполнилось бы 70 лет.«Кареглазой» исполнилось 60 лет.Музей кино приглашает на апрельские показы.Картина А. Кайдановского то здесь, то там намекает зрителям на мотивы Франца Кафки и Германа Гессе, Михаила Булгакова и Луиса Бунюэля.Сценариста и режиссера фильма «Спасатель» Сергея Соловьева издавна интересуют «вечные темы» искусства: добро и зло, дружба и предательство, правда и ложь, любовь и ненависть, совесть, долг, красота.

Page 3
HAYK  (Erevan)  24.12.2018 12:57Магическое_грандиозное явление _ Я помню Александра Лейбовича в Ереване 25 июля 1990 г. - на похоронах Сергея Параджанова...Как он плакал,... а когда опускали гроб Параджанова стал рыдать...руки поднимал... >>DEIGHTON  (Sochi)  21.09.2018 22:25Европейский типаж ( редкий в советском кинематографе если не считать прибалтов ) , но он производил впечатление сложного человека , по моему любитель алкоголя и конфликтов. >>Ксения115  20.01.2018 22:47Он был особенный актер, не такой, как все. Гений. Было что-то завораживающее, магнетическое в нем, артисте и мужчине. И вроде не назовешь красавцем, но притягателен и харизматичен до невозможности. Таких... >>нвч по-прежнему  (Красноярск)  23.07.2017 21:44Светлая память таланту! >>Игорь Ермолин  23.07.2017 21:37В памятный день рожденья как не вспомнить такого удивительного актера...он был просто создан для образов людей решительных, устремленных героев эпохи...тонкая игра, честь и благородство дышало в нем.Светлая... >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 115Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Александр Кайдановский: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Знаменитый российский киноактер, заслуженный деятель искусств России, кинорежиссер и сценарист Александр Леонидович Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону в семье инженера. После развода родителей Александр жил с отцом и приемной матерью. Окончив 8 классов средней школы, Александр Кайдановский стал учащимся Днепропетровского сварочного техникума, в котором отучился всего лишь год. Спустя некоторое время он поступил в Ростовское училище искусств, которое он окончил в 1965 году.  Александр Кайдановский учился у Михаила Бушунова, который позже вспоминал об актере: «Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить».

В 1965 году молодой актер приехал покорять Москву. Сначала он поступил во МХАТ, но потом перешел в училище им. Щукина, где и началась его кинематографическая карьера. Будучи студентом второго курса училища, Александр Кайдановский дебютировал в картине Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967), где он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника. В том же году он получил роль в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а в 1968 году – Александр Кайдановский снялся в мелодраме «Первая любовь».

 По окончании училища молодой талантливый актер был принят в труппу Театра имени Вахтангова, но театральная карьера не задалась с самого начала.

Позже он вспоминал: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».

В 1973 году актер принимает решение уйти в армию, так как карьера в театре совершенно не складывалась. С этого момента жизнь Кайдановского резко поменялась. Именно будучи в армии он сыграл в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Образ белогвардейца, созданный гениальным молодым актером, оценили не только театральные критики, но и публика. Затем роли посыпались одна за другой и к концу 70-х годов он стал известным актером. На его счету были роли в картинах: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976). А уже в 1979 году Александр Кайдановский сыграл главную роль всей своей жизни – роль странного и загадочного сталкера в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». После сотрудничества с Тарковским Александр Кайдановский решил снимать кино. Кроме этого, он поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров и его учителем стал сам Андрей Тарковский. Дипломной работой Кайдановского была картина «Простая смерть» (1985), снятая по мотивам произведения Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Затем Кайдановский снял психологическую драму «Гость» по произведениям Борхеса и драму «Жена керосинщика».

В 1992 году Александру Кайдановскому было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств России.

В 1994 году актер и режиссер был приглашен в жюри Каннского кинофестиваля.

Александр Кайдановский был четыре раза женат. Последняя жена – Инна Пиварс. У актера четверо детей: три дочери — Дарья, Зоя, Анна и сын Андрей.

Последние годы актер жил в коммунальной квартире, вместе с женой, котом и собакой. Утром 3 декабря 1995 года Александр Кайдановский скончался от обширного инфаркта, не дожив несколько месяцев до своего пятидесятилетия.

Фильмография

Актерские работы:

  1.  Прибытие поезда, 1995
  2.  Откровения незнакомцу, 1995
  3.  Волшебный охотник, 1995
  4.  Дыхание дьявола, 1993, роль: Дамиан
  5.  Слеза князя тьмы, 1993
  6.  Листопад, 1992
  7.  Новые приключения янки при дворе короля Артура, 1988; роль: сэр Лансэлот
  8.  Хареба и Гоги, 1987
  9.  Десять негритят, 1987; роль: Филипп Ломбард
  10.  Кафедра, 1982
  11.  Извините, пожалуйста, 1982
  12.  Факт, 1981
  13.  Спасатель, 1980
  14.  Рафферти, 1980; роль: Эймс
  15.  Рассказ неизвестного человека, 1980
  16.  Телохранитель, 1979; роль: телохранитель
  17.  Сталкер, 1979; роль: сталкер
  18.  Жизнь Бетховена, 1978; роль: Антон Шиндлер
  19.  Дознание пилота Пиркса, 1978; роль: Том Новак
  20.  Поворот, 1978; роль: доктор
  21.  Кто поедет в Трускавец, 1977
  22.  Огненный мост, 1976
  23.  Мое дело, 1976
  24.  Как важно быть серьезным, 1976; роль: Джон Уортинг
  25.  Золотая речка, 1976; роль: Зимин
  26.  Пропавшая экспедиция, 1975; роль: Зимин
  27.  Под крышами Монмартра, 1975
  28.  Мой дом – театр, 1975
  29.  Бриллианты для диктатуры пролетариата, 1975; роль: Воронцов
  30.  Следую своим курсом, 1974
  31.  Свой среди чужих, чужой среди своих, 1974; роль: Лемке
  32.  Крах инженера Гарина (сериал), 1973
  33.  Дети Ванюшина, 1973
  34.  Четвертый, 1972
  35.  Следствие ведут знатоки (Шантаж), 1972
  36.  Математик и черт, 1972
  37.  Игрок, 1972
  38.  Собака Баскервилей, 1971; роль: Стэплтон
  39.  Пятнадцатая весна, 1971; роль: посыльный
  40.  И был вечер, и было утро, 1971
  41.  Красная площадь, 1970
  42.  Дворянское гнездо, 1969
  43.  Таинственная стена, 1967
  44.  Анна Каренина, 1967

Режиссерские работы:

  1. Сонглайнс, 1989
  2. Жена керосинщика, 1988
  3. Гость, 1987
  4. Простая смерть, 1985
  5. Сад, 1983

Иона, или художник за работой, 1983

www.vokrug.tv

Наши любимые актеры: Александр Кайдановский

23 июля, исполнилось бы 70 лет советскому и российскому актёру, режиссёру, сценаристу Алекса́ндру Леони́довичу Кайдано́вскому (23 июля 1946, Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР — 3 декабря 1995, Москва, Российская Федерация)

Его отец был инженером, а мама работала режиссером в клубе. Родители Александра развелись, когда ему было одиннадцать лет, и Кайдановский жил сначала с матерью, но после того, как она снова вышла замуж, начал жить с новой семьей отца. Приемная мать Александра Ирена Михайловна рассказывала: «Он был неугомонным, всегда все решал сам и не признавал никакой власти. Он постоянно искал чего-то и от этого брался за многое, пытаясь найти в этом себя». С отцом и его новой супругой мальчик снова не ужился, некоторое время жил у бабушки, и позже провел год в интернате. Окончив школу-семилетку, Кайдановский уехал в 1960 году в Днепропетровск, где начал учиться на электросварщика в сварочном техникуме имени Патона. Спустя год он вернулся в Ростов-на-Дону и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств.

Одноклассник Кайдановского Владимир Левченко рассказывал: «Мы вместе учились в ростовской школе № 47. Первый год это была мужская школа, а со второго класса к нам привели девочек. Учил нас замечательный человек – наш первый учитель Михаил Алексеевич Решетников… Удивительным фактом является то, что малейших проявлений артистизма у Саши тогда и близко не было. Он, пожалуй, был одним из самых тишайших в классе. Поэтому когда его отец (дядя Леня, как я его тогда называл) сказал, что Саша поступил на театральное отделение, мы были ошеломлены, объясняя себе случившееся неоправданными завышенными оценками сына его отцом – настоящим фанатиком своего ребенка, которого он самоотверженно воспитывал без матери, которая бывала наездами. Отец был, по оценкам моих родителей, выдающимся специалистом в области строительства газопроводов особо точной и надежной сварки (вот откуда техникум Патона). Много лет работал в Иране, где за заслуги был принят и награжден шахом Реза Пехлеви. Он дружил с моим отцом, с которым советовался по вопросам воспитания сына. Нам, самозабвенно игравшим в самодеятельности, было вначале странно наблюдать за карьерой Саши и только позже стало ясно, что гений не подлежит простым оценкам». В училище вспыльчивый характер Александра вскоре привел к конфликту с одним из своих учителей, и заканчивал он свою учебу у другого педагога — Михаила Бушнова, который позже рассказывал: «Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. У нас с Сашей за весь период обучения не произошло ни одного скандала. Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» — необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое. Он был очень эгоцентричным. Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу — я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал». Не прощал он и предательство, навсегда расставаясь с теми, кто обманул его доверие». Позже друг Кайдановского Александр Орехов рассказывал: «Саша был своеобразным камертоном, настроенным так, что различал малейшую фальшь». Окончив театральное училище в 1965 году, Кайдановский стал актером Ростовского драматического театре имени Максима Горького и Театра юного зрителя, и в том же 1965 году Александр Кайдановский переехал в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ. А в конце года перешел в Театральное училище имени Щукина в мастерскую В.К. Львовой и Л.М. Шихматова. В 1966 году начинающий актер женился на Ирине Бычковой, которая впоследствии рассказывала: «Мы жили в ужасных условиях, но все скрадывалось тем невероятным общением, которое было в эти годы. Саша был очень общительным и в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла». Дебют Кайдановского в кино состоялся в 1967 году, когда он учился на втором курсе училища. В иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» Александр сыграл эпизодическую роль научного сотрудника. В том же году он снялся в небольшой роли Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а спустя год – в небольшой роли в мелодраме «Первая любовь». Окончив в 1969 году училище имени Щукина, Кайдановский был принят в труппу театра имени Вахтангова, где молодому актеру сразу хотели предложить роль князя Мышкина в «Идиоте», но сыграть эту роль ему не довелось, так как другой кандидат на эту роль — актер Николай Гриценко никому не собирался ее уступать. И Кайдановскому пришлось довольствоваться в театре ролями второго плана до 1972 года. Александр Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться». После увольнения из театра актеру служил жилплощадью полуподвал. Общую ситуацию осложняло то, что в 1970 году у Кайдановского родилась дочь Дарья. Александр Адабашьян рассказывал: «Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на бывшую дворницкую. Оно было ниже уровня земли: крохотная кухня с косым потолком, потолок образовывала лестница, а в той части, где лестница втыкалась в пол, было что-то вроде чуланчика. Он его с удовольствием открывал, показывал — пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода — и очень смешно описывал жилище, как квартиру в духе Достоевского. А тут же рядом стояла коляска с ребенком и какой-то обогреватель...» Михаил Ульянов советовал Кайдановскому вернуться обратно в Ростов и пытаться устроить там свою жизнь. Но Кайдановский поступил по-своему, он развелся в 1970 году с женой и вступил в гражданский брак с актрисой Валентиной Малявиной. В 1971 году Кайдановский перешел в театр на Малой Бронной, затем перешел во МХАТ, где работал над ролью в спектакле «Осип Мандельштам», но в 1972 году он ушел из МХАТа, и был приглашен в театр имени Гоголя, где проработал всего несколько недель. Одновременно со всеми своим мытарствами по столичным театрам актер успел сняться в большом количестве фильмов — «Драма на охоте», «Красная площадь», «И был вечер, и было утро…», «Спокойный день в конце войны», «Пятнадцатая весна», «Игрок» и «Четвертый». В 1973 году Кайдановский был направлен для прохождения двух лет службы в армии в кавалерийский полк при «Мосфильме», где снялся в фильмах «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина», «Былое и думы» и в киноальманахе «Горизонт № 2». А в 1974 году он сыграл роль, сделавшую его знаменитым — поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». После которой режиссеры начали активно приглашать актера сниматься в новых картинах, и к концу 1970-х годов Кайдановский стал известным актером советского кино. Он снялся в 1975 году в картинах «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пропавшая экспедиция», в 1976 году – в картине «Золотая речка» и других кинофильмах. В 1975 году Кайдановский расстался с Валентиной Малявиной, и женился на актрисе Евгении Симоновой. В 1976 году у них родилась дочь Зоя. В 1979 году Андрей Тарковский пригласил Кайдановского сыграть главную роль в фильме «Сталкер». Многосложный, трагический и загадочный образ Сталкера, сыгранный Кайдановским, стал лучшей ролью в актерской его карьере. Своей феноменальной игрой актер завораживал зрителя магнетизмом, не позволяющим расслабиться и отвести взгляд от экрана. В дальнейшей творческой карьере имя Кайдановского именно из-за роли Сталкера часто было окружено аурой мистики. Леонид Филатов рассказывал об Александре Кайдановском: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером — он, Галкин, Качан и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали...» После съемок в «Сталкере» Александр Кайдановский захотел попробовать свои силы в режиссуре, и поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его учителем стал Тарковский. Однако вскоре Тарковский навсегда покинул родину, и после ликвидации его мастерской Кайдановский перешел в мастерскую Сергея Соловьева. Даже когда Тарковский прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», актера к нему не выпустили, из-за того, что днажды Кайдановский заступаясь за своих знакомых, ударил какого-то чиновника. В 1983 году брак Кайдановского с Евгенией Симоновой распался, и он женился на балерине ГАБТ Наталье Судаковой. В том же году в театральном училище имени Щукина он поставил спектакль «Алиса в стране чудес», который стал его учебной работой на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В 1984 году Кайдановский снял свою вторую курсовую работу — фильм «Иона, или Художник за работой» и завершил учебу на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Дипломной работой Кайдановского стал фильм «Простая смерть», снятый в 1985 году по произведению Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», и режиссеру пришлось защищать свою работу во время приемки Госкомиссией от обвинений в «неслыханном физиологизме». Членам комиссии показалось, что картина переполнена недопустимыми бестактностями и нравственными вольностями, и будь «Простая смерть» снята несколькими годами ранее – скорее всего, фильм был бы положен «на полку». Но в горбачевские времена картину не только не запретили, но даже отправили на кинофестиваль в испанский город Малага, где она была удостоена одного из призов, а Кайдановский был принят режиссером на киностудию «Мосфильм», и в том же 1985 году вновь произошли изменения в личной жизни актера – он вступил в гражданский брак с художником по костюмам Анастасией Крючковой. На «Мосфильме» Кайдановский снял психологическую драму «Гость» по произведениям Борхеса и сюрреалистическую драму «Жена керосинщика». Главное, что объединяло все фильмы, снятые Кайдановским — они были наполнены философскими поисками. «Всю работу по фильму он выполнял сам, — говорила его бывшая супруга Ирина. — Он не мог снимать фильм по чужому сценарию, потому что, прежде чем приступить к работе, он должен был прожить эту историю, и он проживал ее от начала до конца». «Простая смерть» по собственному признанию Кайдановского, избавила его от страха смерти, и практически в каждой режиссерской и сценарной работе Кайдановского были видны мотивы и отголоски «Сталкера». Работая в качестве преподавателя актерского мастерства в Театральном училище имени Щукина на национальном курсе коми, Кайдановский поставил спектакль «Три ножа из страны Вэй» по пьесе Мартинсона. Помимо режиссерской работы Александр продолжал играть в кино. Он снялся в экранизации книги Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», детективе «Десять негритят», польско-французской картине «Ноябрь» и испанской ленте «Дыхание дьявола». Насыщенная творческая жизнь Кайдановского привела к разводу с Крючковой, и в 1989 году он вступил в гражданский брак с Патрицией Донеган, филологом и переводчиком из Великобритании. В том же году Кайдановский в качестве автора сценария и режиссера снял документальный фильм «Маэстро: Сергей Параджанов» для Рижского киновидеоцентра и видеоклип «Монах» для германской рок-группы «Альфавил». Также он написал сценарий и приступил к съемкам документального телефильма «Шаманы из Тувы» для Рижского киновидеоцентра, но картина не была завершена из-за конфликта с заказчиком. С 1990 года Кайдановский возглавил режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которую вел до 1992 года. В декабре 1990 года у Кайдановского случилось несчастье – скончалась его мама. Отец Кайдановского умер в 1970 году. Первой режиссерской работой Кайдановского, снятой им в 1983 году во время учебы на высших режиссерских курсах, стал короткометражный фильм «Сад» по рассказу Борхеса «Сад расходящихся тропок». Это была своеобразная философская и психологическая «ловушка» для героя. «Павильоном» для съемок другой картины Кайдановского под названием «Иона» была выбрана комната в восьмикомнатной коммунальной квартире на улице Воровского, где жил сам Кайдановский. Это было огромное помещение с четырехметровыми потолками и со стенами, специально для съемок выкрашенными в черный цвет. Как ни странно, после съемок Кайдановский вполне комфортно чувствовал себя в столь странном помещении, производившем на посетителей тяжелое впечатление. Дом находился в аварийном состоянии, на кухне потолок подпирала огромная шпала, телефон находился в коридоре, и известному актеру часто приходилось звать к телефону соседей, а также держать включенным в комнате телевизор, чтобы его звук заглушал шум коммунальной квартиры. Позже Инна Пиварс рассказывала: «Он попал в коммуналку после развода с предыдущей женой. Я ведь была четвертой по счету. Обычное стечение обстоятельств. Но Сашу устраивала эта комната. 50 квадратных метров, потолки высоченные, до Арбата рукой подать. Ему все было по душе: и черные стены устраивали – их выкрасили специально для съемок его студенческого фильма, и вечный беспорядок, и толкотня собачки Зины под ногами, и Носферату – любимый кот, обедающий из тарелки хозяина прямо на столе… Однажды, в самом начале нашего романа, я рискнула вымыть окна, которые не мылись, наверное, никогда в жизни – огромнейший эркер, практически черный! Вы представить не сможете, в какое неистовство пришел Саша, как он кричал на меня! «Никто не должен посягать на мужскую свободу!» Он умел абстрагироваться от действительности за дверями своей комнаты – от общей ванной, общего туалета, бесконечного коридора и других семи комнат. Дверь закрывалась – и он погружался в собственный мир – с богатейшей библиотекой, коллекцией классической музыки, любимыми фильмами на кассетах. Смотрел Чаплина – и плакал от восторга перед его искусством. В дверь могла постучаться соседка: «Сегодня ваша очередь убираться!» Но ему было все равно. А я искренне изумлялась, как можно приставать с идиотской уборкой к мировой знаменитости, человеку, снимавшемуся у Тарковского?!» С 1992 года Кайдановский много снимался за границей. Он снялся в Польше в фильме «Ноябрь», в 1993 году снялся в испанском фильме «Дыхание дьявола», в 1994 году снялся в российско-французской картине «Исповедь незнакомцу». В мае того же года он был приглашен в качестве члена жюри на Каннский кинофестиваль, а в ноябре 1994 года у него случился первый инфаркт, но несмотря на плохое состояние здоровья, Кайдановский продолжал вести насыщенный образ жизни. В 1995 году он снялся в венгерской картине «Волшебный стрелок» и в новелле «Свадебный марш» из киноальманаха «Прибытие поезда». Он также готовился к съемкам картины по своему сценарию «Восхождение к Эрхарду», рассказывавшей о противоборстве между любовью к Богу и любовью к человеку, написал много песен и картин. Кайдановский озвучил роль главного героя в анимационном фильме режиссера Александра Петрова «Сон смешного человека» по рассказу Достоевского. Актер в этом анимационном фильме был пронзительно исповедален, повествуя о грехопадении и чудесном спасении персонажа. Кайдановскому также выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке, он получил предложение набрать собственный курс на сценарном факультете ВГИКа и был приглашен в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денев и Клинтом Иствудом. Казалось, что в жизни Александра Кайдановского происходят настоящие перемены к лучшему… Но 18 июля 1995 года у Александра Кайдановского во время вступительных экзаменов во ВГИКе случился второй инфаркт. И даже он не уменьшил творческую активность Кайдановского, который писал в своем дневнике: «Хаос внутри и неразбериха. Деньги на картину не дают. Квартиру ремонтируют четвертый месяц. Одна отрада — молодая и красивая жена». Со своей последней женой — актрисой театра «Ленком» Инной Пиварс, которая была на двадцать лет моложе Кайдановского, он познакомился после просмотра спектакля «Школа для эмигрантов» и предложил ей роль в «Восхождении к Эрхарту». Позже Инна Пиварс рассказывала: «Та картина – «Восхождение к Экхарту» – стоила Саше невероятных нервов, именно в процессе ее подготовки и случились все три инфаркта. А я… Ну что я? Успела окончить ГИТИС, была принята в Ленком. В один прекрасный день получила приглашение на пробы к «самому» Кайдановскому, причем проводились они на квартире у Саши – так я впервые попала в знаменитую коммуналку на Воровского. Он спросил, понравился ли сценарий, а я смутилась и брякнула: «Я с ним спала!» В смысле читала всю ночь… Он засмеялся, и напряжение сразу исчезло. Увидев его, почувствовала, что он мне очень близок, есть в нем что-то родное, что не выразить словами. Хотелось им гордиться, восхищаться. Жизнь за него отдать. Рядом с Сашей я чувствовала себя очень защищенной. Все эти годы без него я не могу опомниться. Думаю, мне уже не доведется встретить человека, который мог бы встать с ним вровень. А другого я полюбить не смогу...» Инна Пиварс и Александр Кайдановский поженились в ноябре 1995 года. Но здоровье актера было подорвано. Однажды Леонид Филатов, у которого случился инсульт, встретился в больнице с Кайдановским после второго инфаркта. Филатов предложил Александру участвовать в подготовке передачи «Чтобы помнили» о Солоницыне. На что Кайдановский мрачно пошутил: «Леня, пойми, ну что это такое: два полутрупа будут делать передачу о полном...» Инна Пиварс рассказывала: «Саша остепенился, успокоился. Странно было бы человеку в 47 лет бросаться на кого-то с кулаками. Так что истории про ночные посиделки в ресторанах, прыжки из окон, резаные вены и прочие «подвиги», рассказываемые после Сашиной смерти некоторыми его друзьями, воспринимались мной как истории про совершенно другого человека. Впрочем, и у нас были душераздирающие пробежки в ночи. Однажды приехал в гости Сергей Курехин из Петербурга, заболтались, дверь приоткрыли, а Носферату шасть из комнаты – и пропал! Саша чуть с ума не сошел. Всю ночь до восьми утра втроем бегали вокруг дома и в окрестностях. Курехин устал, в гостиницу ушел. А мы нашли-таки Носика. Точнее, я нашла – в доме, за мусоропроводом… Гости в нашей коммуналке не переводились: то Гребенщиков, Иоселиани, Говорухин, то безвестные студенты… Саша был образован, интеллигентен – к нему постоянно шли за советом. Пожалуй, единственный человек, которого он мог выставить за дверь с вещами, невзирая на слезы и мольбы, это я. Только сейчас, годы спустя, я могу, как мне кажется, понять причины произошедшего. А тогда обида и шок были невероятными. Саша собрал мои вещи и выставил вон. Это было после второго инфаркта. Он чувствовал себя ужасно. Потребовал, чтобы я забрала его из больницы чуть ли не через день после реанимации. Я понимала, что делать этого нельзя, но Саша и слушать ничего не хотел, рвался работать. А потом вдруг сказал: до свидания! Не потому, что мы поссорились, не потому, что я сделала что-то не так – без объяснений, просто уходи! Может, решил посвятить оставшиеся силы съемкам, он ведь очень переживал, что планы так и остаются нереализованными. А может, решил оградить меня от лишних страданий, пожалел, не хотел, чтобы я видела, как он умирает… Рыдала, но Саша был непреклонен. И тогда уже я сама сказала себе: все, конец, ставлю точку. Я поехала с Ленкомом на гастроли, играла, собрав волю в кулак. Держалась месяц. Но как только вернулась – звонок: «Можно встретиться?» – «Нет!» И опять звонок: «Я не спал всю ночь, рисовал твой портрет…» Когда он пришел в мою комнатку в общежитии Ленкома, я не на шутку испугалась – он был весь черный, не столько от бессонницы, сколько от угля, которым рисовал портрет: я и лимонное дерево в горшке, это мотив из «Экхарта». В тот же день он сделал мне предложение. Правда, я стойко сказала: «Нет!» Но через пару недель мы все равно поженились. А через три недели его не стало. Еще утром в то проклятое 3 декабря он сказал мне: «Я поживу еще лет десять, а может, двадцать. И сына еще родим. С ребенком лучше не тянуть. И вообще, все у нас будет хорошо». Последний третий инфаркт случился с Александром Кайдановским утром 3 декабря 1995 года. Он умер в возрасте 49 лет так же, как и его отец. Драматург Надежда Кожушаная, дружившая с Кайдановским много лет, рассказывала: «У Саши было много жен и женщин. Саша никогда не рассказывал о своих женщинах. Все, что я знаю о Сашиных женщинах, я знаю от его женщин. Ни одна из Сашиных женщин не сказала о Саше страшного или отвратного. Значит, все его женщины были настоящими. Какая редкость: мужчина, который не разбалтывает своих женщин. Саша — редкость. Ну и зачем он умер?» «Мне кажется, его до сих пор еще не оценили так, как он того стоит», — сказала директор киноклуба «АРС» Светлана Новикова. А на вопрос, кем же все-таки был Александр Кайдановский, жена Ирина ответила так: «Саша не любил, когда его подводили под определение или с кем-то сравнивали — он был неповторим, в этом и заключается его тайна». Александр Кайдановский был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. — Господи! Ну, почему ты помогаешь этому кретину, а не мне? ©

Снимался в фильмах:

Таинственная стена (1967)… Некто Анна Каренина (1967)… Жюль Ландо Первая любовь (1968) Красная площадь (1970) Спокойный день в конце войны (1970) И был вечер, и было утро… (1971) Игрок (1972) Пятнадцатая весна (1972) Четвертый (1972) Следствие ведут знатоки ТВ-сериал эпизод «Шантаж» (1972) Дети Ванюшина (1973) Горизонт 2: Математик и Черт (1973) Крах инженера Гарина (1973)… Вольф Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)… поручик Лемке Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975) Мой дом — театр (1975) Пропавшая экспедиция (1975)… Зимин Под крышами Монмартра (1975) Как важно быть серьезным (1975) Следую своим курсом (1975) Золотая речка (1976)… Зимин Огненный мост (1976) Мое дело (1976) Кто поедет в Трускавец (1977) Это было в Коканде (1977) Жизнь Бетховена (1978) Поворот (1978) Дознание пилота Пиркса (1979) Сталкер (1979)… Сталкер Телохранитель (1979) Рассказ неизвестного человека (1980) Рафферти (1980) Спасатель (1980) И с вами снова я… (1981) Факт (1981) Извините, пожалуйста (1982) Кафедра (1982) Братья (1983) к/м Десять негритят (1987) Хареба и Гоги (1987) Новые приключения янки при дворе короля Артура (1988)… Мерлин Ноябрь — Листопад (1993) El aliento del diablo (Дыхание дьявола) (1993) Buvos vadasz (Волшебный охотник) (1994) Исповедь незнакомцу (1994) Прибытие поезда (1995) новелла «Свадебный марш» Сны Сталкера (1998) документальный фильм

Поставил фильмы:

Сад (1983) к/м Иона (1984) Простая смерть (1985) Гость (1987) Жена керосинщика (1988) Маэстро (1992-93)

Написал сценарии к фильмам:

Простая смерть (1985) Гость (1987) Жена керосинщика (1988)

Маэстро (1992-93)

back-in-ussr.com

Александр Кайдановский

Биография

Биография Александра Кайдановского

Детство Александра Кайдановского

Родной город Саши - Ростов-на-Дону. Папа был инженером, мама в театральной студии работала режиссёром-постановщиком детских спектаклей. У мальчика был свободолюбивый и достаточно непростой характер. После развода родителей в 1960-ом он сначала жил с мамой, но позже ушёл к отцу. После восьмого класса Александр решил стать сварщиком, уехал в Днепропетровск и там поступил в техникум. Очень скоро он вернулся назад, так как понял, что эта профессия его совершенно не интересует.

Далее Саша стал одним из студентов театрального училища, однако из-за вспыльчивого характера и ссоры с режиссёром, перешёл на курс М. Бушнова. Тот смог совладать с будущим актёром, так как видел в нём неординарную личность. По его воспоминаниям, за всё время обучения с Александром у них не было ссор. Это училище Саша окончил в 1965-ом.

Актер Александр Кайдановский известен как Сталкер

Полученное образование ему казалось недостаточным, поэтому он поехал в столицу, чтобы поступить во МХАТ, но проучился там не более месяца. Снова характер помешал ему задержаться на одном месте, он перевёлся в училище имени Щукина, попав на курс Б. Захавы.

Начало карьеры актера Александра Кайдановского

Ещё на втором курсе Александр на сцене сыграл роль Гамлета, причём блестяще справился с ней. С одной стороны, его трактовка роли понравилась не всем критикам, но с другой, в студенте был виден талант, интеллектуальность игры.

В том же 1967-ом Саша дебютировал в кино. Кинофильм назывался «Таинственная стена». Его роль была незначительной. Актёр появился там в образе научного сотрудника. Вскоре он снялся у Александра Зархи. Это была роль Жюли Ландо в кинофильме «Анна Каренина». Ещё через год молодого актёра можно было видеть в «Первой любви», где он появился в небольшой роли.

Работа Александра Кайдановского в театре

Александр Кайдановский

Получив диплом, Александр устроился в театр Вахтангова. Планировалось, что ему отдадут роль князя Мышкина, которую в то время играл Николай Гриценко. В общем-то, его для этого и приняли в труппу. Однако Гриценко вовсе не собирался прощаться с этой ролью и делал всё, что только от него зависело, чтобы Мышкин остался «при нём». В результате, Кайдановскому доставались лишь небольшие, ничего не значащие роли, часто без слов. Почти три года актёр надеялся на какие-то изменения, но напрасно. Он просто уволился и перешёл во МХАТ, какое-то время играл в постановках Театра на Малой Бронной. В тот период роли в кино предлагали редко, да и те были совсем незначительными.

Лучшие роли Александра Кайдановского

В 1973-ем году, когда многим казалось, что из него ничего не получится, что возможно, ему стоит сменить профессию, актёр ушёл в армию. Службу он проходил при «Мосфильме» в кавалерийском полку. Именно тогда-то его и пригласили на роль поручика Лемке в «Своём среди чужих, чужом среди своих».Совершенно неповторимым получился созданный им образ. Позже многие режиссёры пытались повторить его в своих работах.

В семидесятых Александра начали чаще снимать. Тогда он сыграл в кинокартинах «Золотая речка», «Мой дело», «Пропавшая экспедиция», «Жизнь Бетховена» и др.

Отдельно надо сказать о кинофильме «Сталкер», который снял Андрей Тарковский. Он не ошибся, пригласив на главную роль Кайдановского. Он сумел создать многогранный образ героя. Зритель, словно заворожённый, следил за игрой актёра. Невозможно было оторваться от экрана, создавалось впечатление, что от него исходит некий магнетизм. Именно о нём как об актёре говорили «необъяснимый», «неземной», «сложный».

Режиссёр Кайдановский

После роли в «Сталкере», в актёре произошли немалые изменения, он почувствовал, что сам мог бы снимать, что у него есть, что сказать зрителю. На исполняемые им самим роли он начал смотреть как режиссёр.

Богатырёв и Кайдановский

Высшие режиссёрские курсы стали местом, где Кайдановский решил обучаться. Его руководителем должен был стать Тарковский, однако тот уехал на съёмки за рубеж и остался там. В результате его учителем стал С. Соловьёв.

Став режиссёром, он не мог снимать по чужим сценариям. Для него было важно пережить самому снимаемую историю, пропустить через себя, прочувствовать, поэтому сценарии писались им самим.

Кинофильм «Простая смерть» был его выпускной работой. Современные критики отзываются о картине, как об аскетичной и красивой, пронизанной мистикой. Однако в то время «Простую смерть» пришлось отстаивать, так как фильм обвинили в «чрезмерном физиологизме». Это был 1985-ый год, шли горбачёвские времена, скорее всего, только поэтому картину и одобрили. На кинофестивале в Испании она получила приз. Вскоре Кайдановский выпустил кинокартины «Жена керосинщика» и «Гость».

Александр Леонидович не только снимал, он и снимался. В те годы он появился в картине «Десять негритят», «Дыхание дьявола», «Ноябрь».

Последние фильмы Александра Кайдановского

Последние десять лет режиссёр практически не снимал, считая девяностые годы – временем «дурного» кино. Он предпочитал совсем не снимать, чем снимать плохие фильмы. Александр Леонидович писал пьесы и сценарии, на Высших курсах вёл сценарную мастерскую, ставил спектакли.

«Восхождение к Эрхарду» - кинокартина, которую он не успел закончить.

Смерть Александра Кайдановского

В возрасте сорока девяти лет актёр умер. У него один за другим произошли инфаркты, последним стал третий инфаркт. Это произошло в Москве, в его квартире.

Личная жизнь Александра Кайдановского

Кайдановский впервые женился ещё в Ростове. Его женой была Ирина Бычкова. Они прожили девять нелёгких лет. В браке родилась дочь Дарья.

Евгения Симонова стала второй женой актёра, она тоже была актрисой. Этот брак продержался пять лет. У них появилась дочь Зоя, которая, как и её родители стала актрисой.

Актер Александр Кайдановский был женат четыре раза

Наталия Судакова была третьей женой актёра. У них есть совместный сын Андрей.

За несколько дней до смерти состоялась четвёртая по счёту свадьба актёра, его избранницей оказалась начинающая актриса Инна Пиварс, которой было всего двадцать три года.

В 1998-ом вышел фильм, рассказывающий о творчестве Кайдановского. Его название - «Сны Сталкера». В скором времени после этого о нём было снято немало фильмов и передач.

Леонид Филатов, который много лет дружил с Кайдановским, снял о нём одну из глав цикла «Чтобы помнили».

Актёр прекрасно рисовал, сохранились его автопортреты. Он сочинял песни, исполняя их под гитару.

Незадолго до смерти Кайдановский получил отдельную квартиру. До этого он много лет жил в коммунальной квартире.

В 1995-ом Кайдановский был в жюри кинофестиваля, проводимого в Каннах. Вместе с ним членами жюри были Клин Иствуд и Катрин Денев.

Написать новый отзыв

kinotime.org

Сталкер: загадка жизни и смерти Александра Кайдановского

23 июля, сего года, ему бы исполнилось 70 лет... Немного позднее, но считаю должным отметить это явление.

Он был магической личностью, с рождения помеченной знаком катастрофы

Эпитеты «загадочный», «сложный», «необъяснимый» подходят к нему как ни к кому другому. Кайдановский – самый неоднозначный актер в отечественном кинематографе. Удивительно, как в одном и том же человеке умещались эстет-философ, завораживающие сложностью душевных порывов и… заурядный дебошир-пьяница.

В духе Достоевского

Александр Кайдановский родился в 1946 году в Ростове-на-Дону. После школы поступил в Днепропетровский сварочный техникум, однако вскоре году ушел оттуда, и был принят в Ростовское училище искусств.

В 1965 Саша приехал в Москву, где удивительно легко поступил в самую «блатную» в стране Школу-студию МХАТ и… стал единственным, кто, не проучившись и месяца, ушел из нее сам! «Не могу. Портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя...» Он перешел в театральное училище имени Щукина. Но здесь ему показалось скучно. «Подыхаю с тоски», – чуть ли не каждый день неслось с Москвы-реки на тихий Дон, к любимой девушке Ирине. В 1966 году они поженились, и Ирина перебралась к мужу в Москву. Дебют Кайдановского в кино состоялся на втором курсе училища – в фильме «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника.

Александру нравилась столичная жизнь: чтение стихов и вино ночи напролет. Юный провинциал завидовал родословным своих друзей-мажоров. Это уже потом он стал эстетом, циником и любимцем женщин, а тогда!.. В одном ботинке вместо шнурка – грязный бинт, в другом – кисея от портьеры, втихаря срезанная в гостях. Они с женой жили в помещении бывшей дворницкой: ниже уровня земли, крохотная кухня с косым потолком, который образовывала лестница, а в той части, где лестница упиралась в пол, было что-то вроде чуланчика. В комнате стояла коляска с ребенком и старый обогреватель.

Будущая знаменитость открывал чулан и демонстрировал гостям – пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода. Он гордо именовал свое жилище «квартирой в духе Достоевского». Дверь в дом была постоянно открыта для друзей. По ночам, как правило, не спали, а пели под гитару и спорили о литературе. Обнаружив под утро, что выпивки не хватает, уходили за добавкой. Иногда Александр возвращался лишь сутки спустя и, ничего не объясняя, заваливался спать. Ирина терпела, ей казалось, что общество таких «интересных и образованных людей» необходимо мужу. А муж оставлял в ресторанах все свои гонорары.

В эти годы Кайдановский получил судимость. Инцидент произошел в ресторане: Александру надо было освежиться, но, видимо, он не туда забрел. В итоге попал в котельную; толком ничего не соображая, кого-то за что-то ударил. А человек оказался ветераном войны… Был суд. Статья 205, «хулиганство». По тем временам могли дать на полную катушку. Но на суд приехал Михаил Ульянов, сказал пару слов, и Кайдановскому дали два года условно.

Красавица и чудовище

В те дни никто не верил в Кайдановского как в актера. Михаил Ульянов даже советовал ему вернуться обратно в Ростов и устроиться там в местный театр. Но молодой актер поступил по-своему – в 1973 году ушел в армию. Местом службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль – поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

После выхода фильма на экран Кайдановский «проснулся звездой». Страна, уставшая от правильных советских персонажей, полюбила его героя с первого взгляда. От такого оглушительного успеха «крыша» просто не могла не съехать. Придя в ресторан, он садился за столик – с жуткой щетиной, пьяный, но в ослепительно белом костюме и читал вслух стихи Арсения Тарковского… Когда ему делали замечание, бросался в драку. Его стали узнавать, у него начали появляться пассии. Сначала их было немного, и Александр рассказывал о них жене. Но постепенно, встречая Ирину с дочкой после очередного их возвращения из Ростова, он с каждым разом радовался им все меньше и меньше. В то время в их доме на правах закадычной подруги семьи появилась красавица-актриса Валентина Малявина.

К ней по-разному относились коллеги и друзья, но в одном все сходились безусловно: Валя была очень хороша собой. Принцесса из «Короля-оленя», медсестра Маша из «Иванова детства»... Поражали ее глаза – два синих, глубоких омута.

Она осыпала его супругу Ирину комплиментами, говорила: «Какая ты счастливая! Чем помочь? Сходить за молоком?..» Закончилось тем, что однажды, когда ей не хотели открывать дверь, она попросту… влезла в окно! Ирина, не выдержав перипетий любовного треугольника, подала на развод и уехала с дочерью в Ростов. После чего уже сам Кайдановский не стал выпускать Малявину из своей квартиры, закрывая дверь на ключ. Поэтому однажды зимой она вышла на балкон и перелезла через соседние перила. Александр искал ее на земле, разбившуюся насмерть; а она в это время в теплой соседской компании пила вино. Валя переживала, что старше его на целых пять лет. А Саша недоумевал: «Дура ты, какая разница, если я тебя хочу?!» Когда она вскрыла себе вены, он хохотал, не верил; после, когда вся комната была уже в крови, отвез в больницу. Роман длился 6 лет и завершился ничем. «Меня бы уже не было, если бы я остался с ней», – говорил потом актер друзьям. Много лет спустя, после смерти Александра, Малявина призналась, что Саша хотел детей, и она не раз беременела, но не говорила ему об этом – просто ходила к врачу…

В 1983-м году, когда Валентину Малявину обвинили в том, что она зарезала своего молодого возлюбленного, актера Стаса Жданько, Кайдановский выступил на суде свидетелем: «Она не виновата. Они просто Достоевского начитались». Но Малявину все равно посадили на 9 лет. Когда она освободилась, первым, кто ее встретил, был Кайдановский.

Черная комната

После болезненного разрыва с Малявиной Кайдановский женился на актрисе Евгении Симоновой. Он был трогательно-внимательным по отношению к ней и изо всех сил старался стать хорошим семьянином. Даже пытался самостоятельно готовить, чтобы беременная жена не слишком переутомлялась. Друзья вздохнули с облегчением: наконец-то! Родилась вторая дочь. Но чувствовалось, что это счастье ненадолго.

В 1979-м Александр сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала вершиной его творчества. После этого его и начали называть самым загадочным актером отечественного кино. А он жаловался близким: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера». Он перестал сниматься, продал машину, квартиру, развелся с Симоновой и подался в режиссеры.

Последней женой Кайдановского была актриса Инна Пиварс. Многие не приняли приглашения на его последнюю свадьбу со словами: «На следующую уж точно заскочим!» Александр же, напротив, отнесся к своему выбору неожиданно серьезно. Надел фрак, нацепил черную бабочку. Но ни одной фотографии в загсе не получилось – пленка оказалась засвечена. Инна и Александр прожили вместе всего… три недели. Хотя официально так и не развелись до самой его смерти.

Последние годы Кайдановский обитал в коммуналке на улице Воровского. Он занимал огромную комнату с четырехметровым потолком и лепными ангелами на нем. До этого в ней снимали какой-то фильм, и стены были выкрашены в черный цвет. Перекрашивать их актер не стал. Так и жил с черными. Однажды в гости зашел Параджанов, по обыкновению с многочисленной и шумной свитой. Внимательно осмотревшись вокруг, он изрек иронично-философски: «Хорошая комната, в ней ты и должен умереть»...

Незадолго до смерти Александр снялся в испанском фильме «Дыхание дьявола», где сыграл глухонемого. И за два месяца съемок получил 140 тысяч долларов. Он расплачивался пластиковой карточкой, щедро угощал друзей, купил квартиру в Москве. А остальные деньги отнес на «Мосфильм» и начал съемки своей картины, о которой так мечтал. Но… все деньги через три недели бесследно исчезли! Куда и как, объяснить не мог никто: растаяли, как дым. У Александра случился третий и последний инфаркт. Из коммуналки он так и не выехал.

На кладбище пришли сразу два священника, католический и православный. Оказалось, что Кайдановский недавно выбрал себе в духовные отцы католика. Поэтому долго спорили, по каким канонам его теперь следует отпевать. На церемонии погребения было сделано множество фотографий, но внезапно пошел снег, и огромные хлопья испортили снимки, словно пленку снова засветили…

Не прошло и девяти дней со дня его смерти, как Инна ввезла вещи мужа в новую двухкомнатную квартиру, став его официальной вдовой. Свою маленькую квартиру она продала и из этих денег расплатилась со всеми наследниками, отдав по пять тысяч долларов каждому.

Источник: http://www.km.ru/stil/2012/11/13/persony-i-sobytiya-v-mire-k...

Чтобы помнили Фильмы Кайдановский Юбилей Длиннопост

pikabu.ru

Сталкер: загадка жизни и смерти Александра Кайдановского

Он был магической личностью, с рождения помеченной знаком катастрофы

Эпитеты «загадочный», «сложный», «необъяснимый» подходят к нему как ни к кому другому. Кайдановский – самый неоднозначный актер в отечественном кинематографе. Удивительно, как в одном и том же человеке умещались эстет-философ, завораживающие сложностью душевных порывов и… заурядный дебошир-пьяница.

В духе Достоевского

Александр Кайдановский родился в 1946 году в Ростове-на-Дону. После школы поступил в Днепропетровский сварочный техникум, однако вскоре году ушел оттуда, и был принят в Ростовское училище искусств.

В 1965 Саша приехал в Москву, где удивительно легко поступил в самую «блатную» в стране Школу-студию МХАТ и… стал единственным, кто, не проучившись и месяца, ушел из нее сам! «Не могу. Портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя...» Он перешел в театральное училище имени Щукина. Но здесь ему показалось скучно. «Подыхаю с тоски», – чуть ли не каждый день неслось с Москвы-реки на тихий Дон, к любимой девушке Ирине. В 1966 году они поженились, и Ирина перебралась к мужу в Москву. Дебют Кайдановского в кино состоялся на втором курсе училища – в фильме «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника.

Александр Кайдановский

Александру нравилась столичная жизнь: чтение стихов и вино ночи напролет. Юный провинциал завидовал родословным своих друзей-мажоров. Это уже потом он стал эстетом, циником и любимцем женщин, а тогда!.. В одном ботинке вместо шнурка – грязный бинт, в другом – кисея от портьеры, втихаря срезанная в гостях. Они с женой жили в помещении бывшей дворницкой: ниже уровня земли, крохотная кухня с косым потолком, который образовывала лестница, а в той части, где лестница упиралась в пол, было что-то вроде чуланчика. В комнате стояла коляска с ребенком и старый обогреватель.

Будущая знаменитость открывал чулан и демонстрировал гостям – пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода. Он гордо именовал свое жилище «квартирой в духе Достоевского». Дверь в дом была постоянно открыта для друзей. По ночам, как правило, не спали, а пели под гитару и спорили о литературе. Обнаружив под утро, что выпивки не хватает, уходили за добавкой. Иногда Александр возвращался лишь сутки спустя и, ничего не объясняя, заваливался спать. Ирина терпела, ей казалось, что общество таких «интересных и образованных людей» необходимо мужу. А муж оставлял в ресторанах все свои гонорары.

В эти годы Кайдановский получил судимость. Инцидент произошел в ресторане: Александру надо было освежиться, но, видимо, он не туда забрел. В итоге попал в котельную; толком ничего не соображая, кого-то за что-то ударил. А человек оказался ветераном войны… Был суд. Статья 205, «хулиганство». По тем временам могли дать на полную катушку. Но на суд приехал Михаил Ульянов, сказал пару слов, и Кайдановскому дали два года условно.

Александр Кайдановский

Красавица и чудовище

В те дни никто не верил в Кайдановского как в актера. Михаил Ульянов даже советовал ему вернуться обратно в Ростов и устроиться там в местный театр. Но молодой актер поступил по-своему – в 1973 году ушел в армию. Местом службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль – поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

После выхода фильма на экран Кайдановский «проснулся звездой». Страна, уставшая от правильных советских персонажей, полюбила его героя с первого взгляда. От такого оглушительного успеха «крыша» просто не могла не съехать. Придя в ресторан, он садился за столик – с жуткой щетиной, пьяный, но в ослепительно белом костюме и читал вслух стихи Арсения Тарковского… Когда ему делали замечание, бросался в драку. Его стали узнавать, у него начали появляться пассии. Сначала их было немного, и Александр рассказывал о них жене. Но постепенно, встречая Ирину с дочкой после очередного их возвращения из Ростова, он с каждым разом радовался им все меньше и меньше. В то время в их доме на правах закадычной подруги семьи появилась красавица-актриса Валентина Малявина.

К ней по-разному относились коллеги и друзья, но в одном все сходились безусловно: Валя была очень хороша собой. Принцесса из «Короля-оленя», медсестра Маша из «Иванова детства»... Поражали ее глаза – два синих, глубоких омута.

Она осыпала его супругу Ирину комплиментами, говорила: «Какая ты счастливая! Чем помочь? Сходить за молоком?..» Закончилось тем, что однажды, когда ей не хотели открывать дверь, она попросту… влезла в окно! Ирина, не выдержав перипетий любовного треугольника, подала на развод и уехала с дочерью в Ростов. После чего уже сам Кайдановский не стал выпускать Малявину из своей квартиры, закрывая дверь на ключ. Поэтому однажды зимой она вышла на балкон и перелезла через соседние перила. Александр искал ее на земле, разбившуюся насмерть; а она в это время в теплой соседской компании пила вино. Валя переживала, что старше его на целых пять лет. А Саша недоумевал: «Дура ты, какая разница, если я тебя хочу?!» Когда она вскрыла себе вены, он хохотал, не верил; после, когда вся комната была уже в крови, отвез в больницу. Роман длился 6 лет и завершился ничем. «Меня бы уже не было, если бы я остался с ней», – говорил потом актер друзьям. Много лет спустя, после смерти Александра, Малявина призналась, что Саша хотел детей, и она не раз беременела, но не говорила ему об этом – просто ходила к врачу…

В 1983-м году, когда Валентину Малявину обвинили в том, что она зарезала своего молодого возлюбленного, актера Стаса Жданько, Кайдановский выступил на суде свидетелем: «Она не виновата. Они просто Достоевского начитались». Но Малявину все равно посадили на 9 лет. Когда она освободилась, первым, кто ее встретил, был Кайдановский.

Александр Кайдановский

Черная комната

После болезненного разрыва с Малявиной Кайдановский женился на актрисе Евгении Симоновой. Он был трогательно-внимательным по отношению к ней и изо всех сил старался стать хорошим семьянином. Даже пытался самостоятельно готовить, чтобы беременная жена не слишком переутомлялась. Друзья вздохнули с облегчением: наконец-то! Родилась вторая дочь. Но чувствовалось, что это счастье ненадолго.

В 1979-м Александр сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала вершиной его творчества. После этого его и начали называть самым загадочным актером отечественного кино. А он жаловался близким: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера». Он перестал сниматься, продал машину, квартиру, развелся с Симоновой и подался в режиссеры.

Последней женой Кайдановского была актриса Инна Пиварс. Многие не приняли приглашения на его последнюю свадьбу со словами: «На следующую уж точно заскочим!» Александр же, напротив, отнесся к своему выбору неожиданно серьезно. Надел фрак, нацепил черную бабочку. Но ни одной фотографии в загсе не получилось – пленка оказалась засвечена. Инна и Александр прожили вместе всего… три недели. Хотя официально так и не развелись до самой его смерти.

Последние годы Кайдановский обитал в коммуналке на улице Воровского. Он занимал огромную комнату с четырехметровым потолком и лепными ангелами на нем. До этого в ней снимали какой-то фильм, и стены были выкрашены в черный цвет. Перекрашивать их актер не стал. Так и жил с черными. Однажды в гости зашел Параджанов, по обыкновению с многочисленной и шумной свитой. Внимательно осмотревшись вокруг, он изрек иронично-философски: «Хорошая комната, в ней ты и должен умереть»...

Александр Кайдановский

Незадолго до смерти Александр снялся в испанском фильме «Дыхание дьявола», где сыграл глухонемого. И за два месяца съемок получил 140 тысяч долларов. Он расплачивался пластиковой карточкой, щедро угощал друзей, купил квартиру в Москве. А остальные деньги отнес на «Мосфильм» и начал съемки своей картины, о которой так мечтал. Но… все деньги через три недели бесследно исчезли! Куда и как, объяснить не мог никто: растаяли, как дым. У Александра случился третий и последний инфаркт. Из коммуналки он так и не выехал.

На кладбище пришли сразу два священника, католический и православный. Оказалось, что Кайдановский недавно выбрал себе в духовные отцы католика. Поэтому долго спорили, по каким канонам его теперь следует отпевать. На церемонии погребения было сделано множество фотографий, но внезапно пошел снег, и огромные хлопья испортили снимки, словно пленку снова засветили…

Не прошло и девяти дней со дня его смерти, как Инна ввезла вещи мужа в новую двухкомнатную квартиру, став его официальной вдовой. Свою маленькую квартиру она продала и из этих денег расплатилась со всеми наследниками, отдав по пять тысяч долларов каждому.

Фото с сайта kino-teatr.ru

www.km.ru


Смотрите также