Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Александр расторгуев дом 2 биография


Александр Расторгуев

Впервые творчество документалиста Александра Расторгуева попало в сетку вещания федеральных каналов после его смерти. Режиссера застрелили во время командировки в Центральноафриканскую Республику, а через несколько дней ТВ-3 показал «Дикий, дикий пляж. Жар нежных». Пронзительная история, критика российского общества, эмоциональный шок как итог просмотра – то, чем отличаются главные ленты Расторгуева, - хорошо знакомы европейскому зрителю.

Режиссер Александр Расторгуев

На зарубежных фестивалях кинодеятель завоевал множество наград, на родине остался без показов за съемку чернухи и безысходности. Но режиссер не собирался отказываться от выбора острых, дискуссионных тем. Последней работой стал документальный фильм о частной военной организации, сбор материала для которого и привел Расторгуева в Африку.

Детство и юность

Будущий режиссер родился в 1971 году в Ростове-на-Дону, дата рождения – 26 июня. Первое высшее образование Расторгуев получил в родном городе, поступив на филфак Ростовского государственного университета. Получив диплом, выпускник пришел работать в телерадиокомпанию «ДОН-ТР».

Александр Расторгуев в молодости

За год работы на телевидении Александр понял, что хочет и дальше развиваться в этом направлении, и подал документы в петербургскую Академию театрального искусства (бывший ЛГИТМиК). Уже со второго курса начал заниматься разработкой идеи своей дебютной картины «До свидания, мальчики», однако параллельно с учебой и творчеством продолжал работать на «ДОН-ТР», где вскоре получил должность режиссера.

Фильмы

Начало карьеры кинорежиссера оказалось нетипичным для последующего творчества. Фильм «До свидания, мальчики» вышел лиричным и сентиментальным. Картину ждал успех: сначала приз за лучший дебют на фестивале документалистов «Россия», затем – Гран-при международного телефорума «Бархатный сезон».

Режиссер Александр Расторгуев

До окончания учебы Расторгуев снял еще четыре ленты, и три из них также удостоены фестивальных наград, а самым титулованным стал фильм «Твой род». В 1999 году эта работа принесла Александру ТЭФИ за лучшую режиссуру, а также четыре приза телефестиваля «Лазурная звезда».

В первой половине «нулевых» Расторгуев создает свои ключевые картины. Режиссер-документалист, президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский выделяет эту четверку фильмов как наиболее важные в творчестве ростовского автора. В 2001-м друг за другом выходят «Гора» и «Мамочки» - ленты, героинями которых становятся женщины, жившие прежде по соседству в одном бараке Ростова-на-Дону, ныне окруженные нищетой и ожидающие появления на свет своих первенцев.

Художник Эльфрида Новицкая и кинорежиссёр Александр Расторгуев

Картина «Гора» названа по прозвищу главной героини Ирины. Как отмечает Манский, ее беременность – история, с одной стороны, «абсолютной безнадеги», с другой – «прелести, красоты рождения и чистоты в полном смраде бытия». Жюри фестиваля «Россия», ранее отметившее дебют Расторгуева, наградило «Гору» спецпризом.

Год спустя режиссер получил главный приз «России», на этот раз - за фильм «Мамочки». Героиня, которой на момент съемок всего 16 лет, растет в неблагополучной семье и беременеет от знакомого парня. Пара хочет жить вместе, юноша готов взять ответственность за семью, но родители молодого человека против того, чтобы он так рано связывал себя обязательствами. Картина также удостоена национальной премии «ЛАВР».

Съемки фильмов Расторгуев пытается совмещать с работой на «ДОН ТР», но руководство телекомпании недовольно постоянным отсутствием режиссера на рабочем месте. В начале «нулевых» Александра увольняют, формальная причина – не вернулся вовремя на работу после командировки на Кавказ, где снимал восьмую картину «Чистый четверг». Позднее возникла версия, что от сотрудника избавились за выбор опасной тематики, касавшейся Чеченской войны и лежавшей вне русла информационной политики российского правительства.

Александр Расторгуев на пресс-конференции

Причина, по которой Расторгуев не вернулся вовремя в Ростов, спасла ему жизнь. Съемочная группа, завершив работу, собиралась сесть в предоставленный вертолет. В последний момент машина понадобилась бойцам, и вылет группы отложили. На глазах Расторгуева и его коллег вертолет, перевозивший военных, поднялся на несколько десятков метров и рухнул на минное поле, окружавшее аэродром.

«И Саша наблюдал, как выжившие люди взрывались на минном поле», - расскажет позднее сайту medusa.io Виталий Манский.

В картине «Чистый четверг» нет ни одного кадра сражения, но, показывая бытовые условия жизни солдат, режиссер передает гнетущую атмосферу войны. Ему удалось создать образ повседневной бессмысленности и ужаса происходящего. За фильм о Чеченской войне Расторгуев получил главный приз международного фестиваля Cinéma du Réel.

После увольнения из редакции ростовского телевидения Александр устроился в компанию «Вертов», некоторое время сотрудничал с петербургской редакцией НТВ, а в 2003 году запустил свою «Студию Кино».

Фильм Александра Расторгуева «Дикий, дикий пляж. Жар нежных»

В 2005 году вышел девятый документальный фильм ростовского режиссера «Дикий, дикий пляж. Жар нежных». Сюжет состоит из переплетения линий нескольких персонажей, у которых нет денег на «цивилизованный» отдых, и поэтому они приезжают на дикое побережье. Кадр за кадром автор выводит галерею персонажей, которые вместе дают достоверный срез современного общества. Как и предыдущие работы, «Дикий, дикий пляж» завоевал награды российских и зарубежных фестивалей.

В 2010 году Расторгуев поставил творческий эксперимент, результатом которого является фильм «Я тебя люблю». Прошедшие большой кастинг жители Ростова получили в свое распоряжение камеру, на которую снимали фрагменты собственной жизни. В дальнейшем история монтировалась Расторгуевым и его коллегами. Интерес к ленте, которую нельзя в полной мере назвать ни документальной, ни игровой, обеспечил широкий клубный прокат. Продолжение эксперимента – фильм «Я тебя не люблю» вышел спустя два года.

Фильм Александра Расторгуева «Я тебя люблю»

С 2010 года Расторгуев участвовал в проектах российской оппозиции. В том же году режиссер поставил подпись под интернет-обращением, требующим, чтобы Владимир Путин отказался от поста президента. Год спустя вернулся в родной город и участвовал в протестных шествиях, в которых люди настаивали на пересмотре итогов выборов в Госдуму. За участие в несанкционированном мероприятии некоторое время провел под арестом.

События на Болотной площади в 2012 году стали предметом его последнего законченного фильма «Срок. Начало большой истории». Лента, выросшая из интернет-проекта, вышла в 2014 году. Виталий Манский отмечает, что в этой работе глубину, характерную для творчества режиссера, сменяет мозаика.

Трейлер фильма Александра Расторгуева «Срок. Начало большой истории»

К героям фильма - Ксении Собчак, Алексею Навальному и другим - автор относится с иронией, подчеркивая, что от искренности высказываний их удерживает не столько цензура или режим, сколько постоянная оглядка на то, как отреагирует электорат. Манский говорит, что в отличие от них, Расторгуев никогда не работал ради аудитории, и это определяет большую свободу его позиции.

Субъективный, несколько критический взгляд режиссера на противников существующего режима не повлиял на дальнейшие отношения Расторгуева с оппозиционерами. В марте 2018 года радио «Свобода» обратилось к Ксении Собчак с просьбой включить двух сотрудников СМИ в число доверенных лиц.

Александр Расторгуев и Мария Павлова

Корреспондентами оказались Александр Расторгуев и Мария Павлова. Как пояснили представители «Свободы», особый статус должен был позволить Павловой и Расторгуеву вести съемку на избирательных участках в Чечне. Иными правами доверенных лиц журналисты пользоваться не собирались.

Но по прибытии на Кавказ вследствие недопонимания документалисты подписали две сотни пустых бланков для наблюдателей. В результате с помощью такого документа статус общественного ревизора выборов можно было предоставить любому гражданину, а допуск заранее отобранных кандидатов оказался под угрозой срыва. Собчак спешно исключила Павлову и Расторгуева из числа доверенных лиц, а «Свобода» - из собственного штата.

Личная жизнь

Александр Расторгуев был женат, его супругу зовут Евгения. Девушка занималась монтажом некоторых его фильмов. Вместе с женой растил сына. В «Инстаграме» Расторгуев вел собственную страницу.

Александр Расторгуев

На федеральных каналах трудятся несколько полных тезок режиссера. Один из них - шеф-редактор проекта «Дом-2», другой работал в съемочной группе сериала «Закон каменных джунглей».

Смерть

Летом 2018 года кинорежиссер вместе с коллегами Кириллом Радченко и Орханом Джемалем направился в ЦАР. Поездка была нужна для сбора материала к фильму о частных военных компаниях, в которых воюют в том числе русские наемники.

Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко

При этом производством предстоящей ленты должна была заняться организация, связанная с Михаилом Ходорковским. В последний день июля машину, в которой находились трое россиян, нашли расстрелянной, участники съемочной группы погибли.

Похороны Расторгуева состоялись 7 августа 2018 года. Церемонию прощания с ним посетило множество коллег погибшего, в том числе Леонид Парфенов, Петр Верзилов, Алексей Пивоваров и другие. Режиссера похоронили на Троекуровском кладбище.

Фильмография

  • 1997 – «До свидания, мальчики»
  • 1997 – «Черновик»
  • 1998 – «Родина»
  • 2000 – «Век мой»
  • 2000 – «Твой род»
  • 2001 – «Гора»
  • 2001 – «Мамочки»
  • 2003 – «Чистый четверг»
  • 2005 – «Дикий, дикий пляж. Жар нежных»
  • 2008 – «Мальки и мамки»
  • 2010 – «Я тебя люблю»
  • 2012 – «Я тебя не люблю»
  • 2014 – «Срок»
Page 2

Мария Болтнева

Актриса, режиссер, композитор, сценарист

24smi.org

Александр Расторгуев (II)

Чем хорош и чем неоднозначен триумфатор Венецианского кинофестиваляБорец с преступностью Реджайна Кинг противостоит ультраправому культу Роршаха.1937-1938. Можем повторить!Актриса перепела шлягер «Сумерки»Деми Мур вместе со своими сотрудниками оказывается в ловушке под землей.Нина Касторф выходит на пенсию и решает навестить детей, живущих в столице.Режиссер и сценаристка о работе над своим дебютным фильмом «Люби их всех»Денис Нейманд приступил к съёмкам детектива, посвящённого сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации.Mamba Stories выполнен в screenlife-формате.История о темнокожей матери-одиночке, которая после гибели мужа растит малолетнего сына с суперспособностями.

Page 2

В конкурсе российских фильмов победил «Хозяин оленей».Документальные работы погибшего год назад режиссёра покажут ТВ-3 и летний «Пионер».В 30 лет жизнь только начинаетсяЛауреаты были объявлены в рамках церемонии вручения фестиваля «Артдокфест».15 фильмов конкурса и краткий обзор внеконкурсных секцийРежиссер погиб в Центральной Африке, куда отправился снимать документальный фильм.Информацию о гибели режиссера и его коллег подтвердили в МИД.

www.kino-teatr.ru

Александр Расторгуев: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Российский режиссёр-документалист. Александр Расторгуев – победитель премий «Триумф» и «Белый слон», лауреат «Кинотавра-2012».

Биография Александра Расторгуева / Aleksandr Rastorguev

Александр Евгеньевич Расторгуев родился 26 июня 1976 года в Ростове-на-Дону. Учился на филфаке Ростовского государственного университета, а в 1999 году окончил Государственную академию театрального искусства в Санкт-Петербурге.

Будучи режиссером ГТРК «Дон-ТР», Александр Расторгуев принимал участие в съемках скандального фильма «Чистый четверг», за который вся творческая группа картины была уволена. Позже организовал собственную студию «Кино».

В 2007 году Александр Расторгуев снял фильм «Жар нежных. Дикий пляж». Картина принесла ему премии «Триумф» и «Белый слон», а также спецприз МФДК в Амстердаме.

Картина «Я тебя не люблю», снятая в соавторстве с Павлом Костомаровым, стала призером кинофестиваля «Кинотавр-2012».

– О том, что мы номинированы на «Нику» я узнал от журналистов, они стали просить комментариев. Что сказать, видимо, контактами занимаются сотрудники нашего продюсера Александра Ефимовича Роднянского. А вообще же выдвижение в номинанты происходит по инициативе «Ники».

Александр Расторгуев известен своими оппозиционными взглядами. 10 декабря 2011 году в Ростов-на-Дону он был арестован за участие в митингах протеста против фальсификации результатов выборов в Государственную думу.

Фильмография Александра Расторгуева / Aleksandr Rastorguev

Я тебя не люблю (2012) Я тебя люблю (2010) Жар нежных. Дикий пляж (2007) Чистый четверг (2003)

Мамочки (2001)

www.vokrug.tv

За что мы будем помнить режиссера Александра Расторгуева

И какие фильмы документалиста надо посмотреть прямо сейчас

31 июля в Центрально-Африканской Республике убили режиссера-документалиста Александра Расторгуева. Вместе с ним погибли журналист Орхан Джемаль и оператор Кирилл Радченко. Они работали над фильмом про солдат-наемников из российской ЧВК Вагнера. Расторгуев — один из самых известных российских кинодокументалистов нулевых и 2010-х. Он делал фильмы про оппозицию («Срок»), отдыхающих на Черном море («Жар нежных. Дикий, дикий пляж»), бездомных («Гора», «Мальки и мамки»), о жизни солдат в Чечне («Чистый четверг»), Норильске («Норильск от первого лица»). The Village составил список из главных фильмов режиссера и попросил кинокритика Наталью Серебрякову рассказать о нем.

Текст

Наталья Серебрякова

Я познакомилась с Александром Расторгуевым на кинофестивале «Зеркало» два года назад. Мы встретили Александра, гуляя на набережной в Плесе. Это был очень живой человек, полностью захватывающий беседу в свои бразды правления. Энергично жестикулируя, он рассказывал о том, что человечество должно изобрести камеру, подобную шлему, чтобы человек мог снимать силой взгляда. Все это казалось ужасной чушью, но Расторгуев умел убедить и заставить думать о своих словах.

«Чтобы получить новое кино, нужно вмонтировать камеру в глаз?» — задавался вопросом режиссер в 2009 году в своем манифесте «Кинопробы». Идея вживить камеру в человеческий организм преследовала его давно. Да и сам он был такой уникальный киноорганизм, режиссер, для которого всегда очень важным был акционизм, который перевернул документальный кинематограф в России не только своими фильмами, но и оригинальными проектами.

Гибель Расторгуева, настолько же нелепая, насколько и случайная, сопоставима, наверное, только со смертью великого австрийского документалиста Михаэля Главоггера, заразившегося в той же Африке малярией. Киноистории еще предстоит прояснить, был ли Расторгуев таким же великим, как Главоггер, но уже понятно, что российский кинематограф потерял одного из самых талантливых, самых бескомпромиссных, самых перспективных режиссеров.

«И пить будем! И плясать будем! А смерть придет — умирать будем!»

«Полностью ли умирают?» — «Полностью».

Это цитаты из фильмов Расторгуева, которого всегда очень остро интересовала витальность во всех ее проявлениях. В его картинах («Чистый четверг», «До свидания, мальчики», «Мамочки») как будто существовал хор голосов, поющий о том, что они что-то недополучили от жизни. Бомжиха, которая гуляет по ЗАГСу, как на первом причастии, солдаты на чужбине, пляжники-инвалиды, юноша, выгнанный из родительского дома, парень, застрявший на вокзале. Все эти герои хотят поймать свой последний предзакатный луч солнца, узнать, ради чего они живут, отломить кусок обычного человеческого счастья.

Расторгуев снимал и войну, но категорически не хотел снимать бои. Его война — это передышка между сражениями, молодое тело, не желающее умирать, восхитительное бессмертие в предсмертии

Он предпочитал реальнейшее реальному. Создавая свой проект «Реальность», в котором люди должны были снимать сами себя, он говорил: «У нас есть героиня, которая живет в коммуналке, без детей, у нее трудная финансовая ситуация. Она еще не знает, чем будет заниматься в жизни, но хочет самовыражения, признания. Быть может, люди надеются на быструю популярность, когда приходят к нам, но в то же время не очень в нее верят. Ведь если сегодня о тебе напишут в журнале „Сноб“, не факт, что завтра ты станешь Усмановым». По его словам, у каждого человека в жизни есть одна главная история, проблема только в том, чтобы ее найти и понять: «Бывает так, что человек возвращается из путешествия по Китаю, привозит восемь часов материала, а это оказывается чудовищно скучно. В то же время есть девочка, которая просто снимает разговоры со своим парнем, — и это настоящее кино. Не знаю, почему так получается. Наверное, дело в энергии самовыражения людей, которые и являются сутью истории».

И еще: «Меня однажды попросили принять участие в проекте. Я взял камеру и снимал на протяжении пяти дней. Когда я посмотрел отснятый материал, то понял, что он был самым скучным из всего, что я видел на тот момент».

Александр Расторгуев был самокритичен и требователен к себе, но скучным назвать его было никак нельзя. Он доверял YouTube, но не доверял телевизору. Фоном в его фильмах часто звучало радио. Выросший в провинции на юге России, Расторгуев возвел радио в ранг оракула, который сонно вещает в теплых равнинах о какой-то далекой жизни на передовой. Таким он и останется в нашей памяти — как эхо его невидимого, но всегда слышного героя.

Текст: Лев Левченко

Совместная работа Расторгуева с его постоянным соратником Павлом Костомаровым считается игровым фильмом. Это не совсем так: да, режиссеры сами выбирали героев для своего фильма на кастинге, давали им общие указания, что нужно снять (разговор с отцом, ссору с девушкой), а потом из сотен гигабайт видео долго монтировали полуторачасовую картину. Но в остальном герои-авторы фильма, которым Костомаров и Расторгуев раздали по камере, были предоставлены сами себе. Три ростовских пацана обустраивают свою личную жизнь: у одного — моногамные отношения, второй мечется между двумя возлюбленными, третий предпочитает секс на одну ночь и никогда не дарит девушкам цветы. Они пьют дешевое пиво, ездят на море, философствуют на кухне, накуривают мышей, покупают ворованные машины и жалуются на кризис. В конце всех разметает — кто уедет в Москву, кого заберут в армию. Что такое любовь, они так и не поймут. Отказавшись от операторов, режиссеров и сценаристов в их традиционном понимании, Расторгуев с Костомаровым сделали самый живой портрет молодости в России конца нулевых.

Очень длинный (существует версия на пять часов) эпос об отдыхе на курортах Краснодарского края. Автограф-сессия Путина, дети, вино, семечки, песок, подсмотренный секс, грязевые ванны. Почти бессвязная, хотя и с пересекающимися иногда героями, картина может отталкивать (а у некоторых даже вызывать ненависть), но что поделать: именно так мы и отдыхаем.

Фильм о том, что происходило в политической жизни России в 2012 году. Костомаров, Расторгуев и присоединившийся к ним журналист Алексей Пивоваров смонтировали «Срок» из тысячи эпизодов одноименного проекта. Митинги на Болотной, инаугурация Путина, суд на Pussy Riot, полет Путина со стерхами, митинги на Сахарова, Путин поет, снова Болотная, обыски у Навального, погромы в Бирюлеве, Путин ловит щуку. Но на первом месте в фильме все равно оказалась история любви: о том, как Ксения Собчак уходила от оппозиционера Ильи Яшина к актеру (и тоже оппозиционеру) Максиму Виторгану.

Дебютный фильм Расторгуева — о быте российских солдат во время войны в Чечне. Режиссер сразу обозначил основную тему — частные, интимные истории на фоне чего-то огромного. Войны как таковой здесь нет, Расторгуева больше волнует то, как солдаты едят, болтают о девушках, моются, стирают форму, слушают радио, маршируют, куда-то, как в «Я тебя люблю», едут. Часть фильма живописно снята на черно-белую пленку. О том, что война — это еще и про смерть, Расторгуев напоминает только в конце, зато как: при помощи жуткой записи радиопереговоров с командой вертолета, попавшего под обстрел.

Последние два года Расторгуев снимал небольшие фильмы для документального проекта «Признаки жизни» на радио «Свобода». Ездил с рэперами Ричем и Хаски в Донбасс, рассказывал о молодых активистах Навального, снимал бойца ДНР, пытавшегося получить в Москве медаль «Доброволец Донбасса». Фильм «Тату на шрамах» — ровно о том, о чем написано в названии: об уфимской татуировщице Жене, которая бесплатно набивает татуировки жертвам домашнего насилия — на шрамах или ожогах.

Деньги родственникам Расторгуева, Джемаля и Радченко можно перевести на карту Сбербанка матери Александра Расторгуева Людмиле Расторгуевой (2202 2006 6976 4142) или на карту ВТБ жене Орхана Джемаля Ирине Гордиенко (4483 4300 1356 1730).

www.the-village.ru

Александр Расторгуев: Герои – мои палачи

Ведущий российский режиссер-документалист. Погиб в Центральноафриканской республике во время съемок документального фильма о ЧВК «Вагнер».

Образование и призвание

Александр Евгеньевич Расторгуев родился 26 июня 1971 года в Ростове-на-Дону. Позже в интервью он с гордостью называл себя земляком Антона Чехова и Михаила Шолохова. И профессию сначала выбрал соответствующую – в 1987 году поступил в Ростовский государственный университет на филологический факультет.

На жизнь он зарабатывал, поступив на местное телевидение, ГТРК «Дон-ТВ». И оказалось, что его судьба – искусство, но не слова, а видео. Он поехал в Санкт-Петербург, в Государственную академию театрального искусства – сейчас вуз называется Российский государственный институт сценических искусств. Профессию режиссера он постигал под руководством Владимира Николаевича Григорьева, работавшего на «Ленфильме».

Никто не мыслил, а он снял

«Он пришел учиться ко мне далеко не мальчиком», - вспоминал потом Владимир Григорьев. Незаконченное высшее и, главное, работа, из-за которой Александру даже пришлось пропустить первую сессию.

«Позвонил мне: «Ну что, Владимир Николаевич, — при этом не робел, не терялся, смелость перед обстоятельствами — его черта, — вы меня уже отчислили?» — «Нет, говорю, Саша, я буду тебя ждать».

Об ожидании Владимир Николаевич не пожалел – как говорил, работы, которые студент привозил из родного города, были «сплошной радостью». К примеру, фильм «Родина» 1994 года Расторгуев снял в манере, которая тогда не приходила никому в голову – поставил камеру на высоту и с одной точки наблюдал через объектив за разрушающимся домом (лента получила специальный приз телефестиваля «Вся Россия»).

«Тогда никто еще не мыслил снимать одним планом — он снял», - вспоминал Григорьев. И, кроме таланта, отметил еще одну черту – абсолютное неумение, точнее говоря, нежелание заботиться о самых элементарных вещах, касающихся быта или карьеры. Расторгуев не считал нужным идти на компромисс. Снимал что хотел и, главное, как хотел.

«Он настоящий художник, по нынешним временам это почти вымирающая порода»,  - говорил о Расторгуеве другой режиссер, театральный. Кирилл Серебренников.

Фолкнер документалистики

Уже первые картины начинающего документалиста Александра Расторгуева привлекла внимание специалистов. Фильм «До свидания, мальчики!» в 1997 году получила приз за лучший дебют фестиваля неигрового кино «Россия» и гран-при международного телевизионного фестиваля «Бархатный сезон».

Дальше награды и на российском, и на международном уровне только множились. Росло и признание со стороны коллег по цеху. Кому-то манера Расторгуева нравилась, кому-то нет. Сходились все на том, что это – талант и один из ведущих документалистов России. Если не ведущий.

«Я посмотрел фильм «Чистый четверг», который потряс меня», - захлебывался от восторга кинорежиссер Александр Сокуров. - Мне страшно представить себе, что если бы «Сеанс» (журнал о кино, - прим. редакции) не настоял, я мог бы его не увидеть. И не увидел бы, потому что у нас все великолепно устроено для совершеннейшей изоляции людей, делающих настоящее искусство».

«Я посмотрел картину «Дикий, дикий пляж» (в титрах написано «Жар нежных») и тут же потащил ее своим студентам. Этот фильм открыл мне подлинную картину того мира, в котором я, Сергей Соловьев, живу. Я даже не могу сравнить его автора ни с одним из режиссеров документального или игрового кино. А вот, допустим, с писателем Фолкнером мне его сравнить не трудно», - признавался другой режиссер с мировым именем, Сергей Соловьев.

«Счастливая неожиданность. Какая-то беззаконная комета в нашем беззвездном пространстве. Я таких документалистов больше не знаю. Пишет камерой. Открытие в каждом эпизоде, в каждом человеческом лице, в каждом сюжетном повороте», - вторил коллегам Алексей Герман.

Нравился Александр Расторгуев, конечно, не всем. Но не замечать его тем, кто в принципе интересовался отечественным документальным кино, было невозможно.

Сам Расторгуев, не соотнося свою жизнь с модой и общим руслом, без документалистики себя не мыслил и считал, что пришло время дать камеру героям.

«Документальный, документирующий процесс сейчас нужен человечеству для выживания», - говорил он.

Талант и (не)поклонники

За картину «Чистый четверг», которую многие считают лучшим фильмом о чеченской войне, Александр Расторгуев получил главный приз Международного жюри фестиваля документального кино в Париже Cinéma du Réel – и уведомление об увольнении с работы.

Руководству студии «Дон-ТВ» не понравилась поездка в Чечню, и они потребовали, чтобы сотрудник срочно вернулся. Съемочная группа даже договорилась о вылете вертолетом, но в последний момент их не взяли на борт из-за перегруза. На глазах у Расторгуева и его коллег вертолет, поднявшись на высоту 50 метров, рухнул на минное поле вокруг аэропорта.

А дома Расторгуева уволили за прогул. Без работы он не остался – в 2001 году он поступил на студию «Вертов», а в 2003-м основал собственную «Студию Кино». И продолжал снимать фильмы.

Парадокс Расторгуева

Одним из самых значительных фильмов Расторгуева стал «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», вышедший на экраны в 2007 году.

Как рассказывал потом президент фестиваля «Артдокфест», режиссер Виталий Манский, полная версия фильма длилась 5 часов 40 минут, и сокращал картину Александр с великим трудом, через силу.

Полуторачасовую «классическую» версию Манский смонтировал сам – автор это делать категорически отказался. Именно эта версия получила специальный приз жюри международного кинофестиваля в Амстердаме – одного из крупнейших в мире. Этот же фильм собрал несколько отечественных наград, в том числе премию «Триумф».

«Дикий, дикий пляж» — настоящий эпос русского бытия, абсолютная вершина документального кинематографа. Если бы Расторгуев снял только эту картину, этого было бы более чем достаточно для того, чтобы о нем говорить как о гении», - считает Манский.

Между тем, работы Расторгуева приносили ему славу, но не деньги. Он не становился ни богаче, ни счастливее. Как полагают друзья, и не смог бы.

«Парадокс Расторгуева: он по определению не может быть счастливым и успешным. И не сможет. Это и залог мощи его художественных высказываний, и причина его хронического профессионального и социального неблагополучия, - отмечал все тот же Виталий Манский.

Летописный монолит времени

Сделав несколько картин в классической манере, Расторгуев начал поиск новых форматов, которые, как он считал, больше бы соответствовали современным реалиям.

«Мне кажется, сейчас кино как законченная форма высказывания избыточна. Это какая-то старушечья форма. Делать кино – это старушечье занятие. Нужно искать новый носитель. Мы сейчас придумали твиттер-сериал, это прекрасная новая форма», - делился он с журналистами.

Новая манера нравилась отнюдь не всем. Расторгуева это не смущало, он с годами не становился менее бескомпромиссным. О нем говорили, что он оппозиционен любой системе просто по своей природе – так что путь в оппозицию был предопределен.

В 2010-м подпись Расторгуева появилась под обращением «Путин должен уйти», в 2011-м режиссера задержали в ходе митингов, которые после выборов в Государственную думу проходили по всей России. Их участники подозревали власть в фальсификации результатов, что позволило «Единой России» получить подавляющее большинство в парламенте.

Подписал Расторгуев и письмо КиноСоюза в поддержку Украины «Мы с вами», созданное в марте 2014 года.

Но главным его делом в этот период стал фильм «Срок», посвященный оппозиционному движению, «белоленточникам» и протестам на Болотной. Соавторами Расторгуева стали Павел Костомаров и Алексей Пивоваров.

«Картина — безусловно, летописный монолит времени, которое, кроме как в «Сроке», нигде не зафиксировано», - отметил Виталий Манский.

Мои палачи

В одном из интервью на вопрос, предает ли режиссер своих героев, Расторгуев ответил – нет. Он раб на их галерах и может только взбунтоваться. И тогда либо попадет на другиегалеры, или же «ему отрубят руку и он станет писать рыцарские романы».

И там же добавил на вопрос о том, кто для него герои. «Они – мои палачи».

Героями очередного фильма должны были стать российские наемники из ЧВК «Вагнер». Журналистское расследование об их возможном присутствии предполагалось провести в Центральноафриканской республике. Там сейчас идет гражданская война, и правительство контролирует около 20 процентов территории страны.

МИД наличие российских наемников за рубежом категорически отрицает. По инорфмации ведомства, сейчас в ЦАР официально работают пять военных и 170 гражданских инструкторов, которые прибыли в страну по приглашению президента.

Некоторые считают, что Расторгуев оказался в ЦАР чуть ли не случайно – найти финансирование для фильмов было все сложнее, а на фильм про ЧВК Вагнер деньги давали. И вообще должен был ехать другой режиссер, и Расторгуев согласился в последний момент. Однако в любом случае он знал, куда едет и зачем.

В ЦАР они выехали втроем – Александр Расторгуев, журналист Орхан Джемаль и оператор Кирилл Радченко.

30 июля 2018 года съемочную группу расстреляли неизвестные в 18 километрах от блок-поста национальной армии ЦАР. Выживший в ходе нападения водитель рассказал, что нападавшие говорили не на национальном языке и не на французском, но у него создалось впечатление, что журналисты нападавших хорошо понимали.

Первоначально появились сообщения, что перед смертью журналистов допрашивали, однако следов пыток на телах врачи не нашли. Есть версия, что их хотели ограбить, однако многие в нее не верят.

Убийцы забрали аппаратуру и деньги и оставили одежду, а также жесткие диски и флешки.

Власти ЦАР подозревают в нападении повстанцев из мусульманской группировки «Селека».

Расследование обстоятельств гибели съемочной группы в ЦАР расследуют власти этой страны и России, а также полиция ООН.

www.infox.ru

Александр Расторгуев снимет «Я тебя НЕ люблю»

Его называют одним из самых неполиткорректных российских режиссёров. В его лентах герои такие, какие они в реальности – периодически выпивают, с матом выясняют отношения, слушают низкопробную музыку, дерутся, фальшиво поют под караоке. Но немало критиков называют эти фильмы «очень горьким кино, поднимающим серьёзные вопросы – что такое любовь, российский национальный характер».

Одна из последних лент Расторгуева «Дикий, дикий пляж» собрала немало отечественных кинематографических премий – «Белый слон», «Триумф», «Лавровая ветвь». Её показали на фестивалях по всей Европе, дали спецприз международного фестиваля документального кино в Амстердаме. Недавний фильм «Я тебя люблю» (его ростовчанин снял вместе с московским документалистом Павлом Костомаровым) номинирован на премию «Ника». Этот фильм любопытен уже тем, что это эксперимент. Половина видеоматериала снята… не съёмочной группой, а жителями Ростова.

- В школах, в институтах, по радио мы позвали всех желающих. Пришли полторы тысячи человек, - вспоминает Расторгуев.

Из них было отобрано 50. Авторы купили самые простенькие видеокамеры, раздали их людям. И они фиксировали на видео свою жизнь.

- Единственное, о чём мы попросили, - снимать не всё подряд, но чтобы камертоном было что-то, что можно описать фразой «я тебя люблю». Причём поначалу не подразумевалось, что это будет кино о любви между пацанами и девчонками. Если б человек снял откровенную историю о том, как он любит деньги, мы бы её взяли. Но самыми интересными оказались съёмки, связанные с отношениями между мужчиной и женщиной.

В конце концов в фильм попали видеоматериалы семи ростовчан, три парня стали главными героями. Ещё часть материала снимали уже сами авторы, они же добавили и некоторые игровые эпизоды – просили людей сыграть, скажем, ссору.

- Но это было нужно просто для того, чтобы сделать повествование последовательным и понятным для зрителей.      

«Для любви порой достаточно малого» 

- Вот вы утверждаете, что в своих фильмах, в том же «Я тебя люблю», ставите женщину на пьедестал, показываете, что она смысл жизни мужчины. Но одновременно обвиняете женщин в том, что порой они «ломают» мужчин, «складывают мужчин, как носовые платки, себе в карман»…

- Знаете, работая над «Я тебя люблю», мы увидели: даже у таких дерзких, брутальных, каких-то рэперообразных парней, как наши герои, зависимость от юбки – от женщины, её любви, огромна.

 Но, да, российские женщины внутренне сильнее мужчин, они более волевые, осмысленные. Это обусловлено исторически. В Великую Отечественную войну страна потеряла миллионы своих мужиков. Ещё были репрессии, было и есть мужское пьянство. И единственным стержнем, выдержавшим всё это, были русские бабы. Сила заложена и в современных женщинах. И я против лишь одного: когда женщина злоупотребляет этой силой, становится властной, нетерпимой. Ведь часто бывает как? Женщина подавляет мужика, а потом полжизни живёт в недовольстве тем, что он тряпка. Потом он умирает уже физически, и бабушки доживают в одиночестве, нередко продолжая поминать недобрым словом своих благоверных. Всё сказанное, разумеется, никак не извиняет инфантильность многих российских мужчин, перекладывающих тяготы на плечи женщин. 

- Правда ли, что вы решили сделать продолжение «Я тебя люблю»?

- Мы уже его делаем, это будет фильм «Я тебя НЕ люблю». Он станет женским ответом на первый - мужской фильм.

- Может, вопрос нескромный, но вы сами нашли свою любовь?

- Я женат давно и много раз (смеётся). А если серьезно, я действительно был женат не однажды - не скажу, сколько раз. Но мой нынешний брак длится уже достаточно давно. Знаете, в молодости, когда я учился на филфаке Ростовского университета, у нас были ночные квартирные посиделки, поездки в Танаис… Мы занимались «расширением пространства при поиске своих людей» – таких, которые думают, как и ты, смотрят те же фильмы… А с годами тусовки стали всё малочисленнее. Я понял: твоих людей в мире всегда мало. Это мои друзья, моя жена и те, кому раз в год пишешь эсэмэску, но кто тоже твой друг. Достаточно ли одной эсэмэски в год для поддержания дружбы? Порой этого достаточно даже для большой любви. Для любви иногда хватает даже меньшего: просто знать, что этот человек есть в этом мире.

Формула счастья

- Фильм «Дикий, дикий пляж» вам заказал телеканал ТНТ просто как фильм о своеобразном русском отдыхе – люди приезжают дикарями на Чёрное море, живут в палатках. Но критики заявили, что это фильм про наш национальный характер…

- Отчасти «Пляж» - о нашей задавленности властью и одновременно её обожествлении нами же. И речь не только о госвласти, но и обо всех проявлениях давления - жена давит на мужа, родители – на детей, хозяин пляжа - на всех отдыхающих.

            Впрочем, моей задачей не было осуждать. Документальное кино вообще занимается только одним – оно оправдывает людей. Потому что оно позволяет разглядеть человека и понять мотивы его поведения. Например, в «Пляже» есть такой эпизод. Мы снимали фильм в год трагедии в Беслане. Хорошо помню: 5 сентября был объявлен траур. И ровно в 12 часов ночи, когда закончился траур, во всех кафе на этом пляже зажёгся свет. Люди начали отчаянно отдыхать, плясать, радоваться жизни. С одной стороны, это безнравственно. С другой, вот представьте: люди вырвались на море на неделю, и у них впереди год трудной жизни…

- Удалось ли вам разбогатеть на ваших фильмах?

- Пока не разбогател, но рассчитываю, жизнь-то длинная (улыбается). А если серьёзно, я назанимал для производства фильма денег столько, что мне эти долги не один год раздавать. Да и раздать смогу, только если удачно сложится судьба фильмов. На полноценное жильё пока не заработал. Живу с родителями – у них частный дом, рядом небольшой участок земли. Мы с женой пытаемся строить там свой дом. Вы не услышите от меня пафоса осуждения стяжательства. Как сказал кто-то из великих, деньги – это одна из форм энергии, поэтому люди будут тянуться к ним. Но моя формула счастья совсем иная. Я считаю, счастье – это когда ты живёшь в ладу с самим собой и не делаешь несчастными других людей.

Досье.

  Александр Расторгуев родился в 1971 году. Окончил филфак Ростовского госуниверситета и Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Работал в редакции молодёжных программ телеканала Дон-ТР и в петербургской редакции телеканала «НТВ». В 2001 году основал в Ростове студию «Кино». Автор документальных фильмов «Твой род», «Мамочки», «Чистый четверг», «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», «Я тебя люблю» и др. Женат. Имеет сына.

Смотрите также:

rostov.aif.ru


Смотрите также