Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Александр серый режиссер биография


Режиссер Александр Серый

В истории отечественного кино Александр Серый навсегда останется режиссером культовой комедии «Джентльмены удачи». Судьба же самого автора могла бы стать сюжетом настоящей драмы… О нем написано много неправды. Якобы он всегда носил в портфеле топор (вариант — ледоруб), этим самым топором чуть не убил соперника, после чего отсидел восемь (варианты — шесть, пять) лет. И вообще «Джентльменов» снял не он… Возникает образ этакого киношника-неудачника, ревнивца и хулигана, которого Георгий Данелия спас от жизненной безнадеги. Но в жизни все и сложнее, и проще.

Мальчик из профессорской семьи — свободный английский, музыкальное воспитание. После школы поступил в Московский энергетический институт, потом перевелся в авиационный. Работал на заводе, начальником лаборатории в институте, старшим инженером столичного радиоцентра. Именно там судьба свела его с артистами, музыкантами. Поступил на Высшие режиссерские курсы, где считался одним из самых талантливых и перспективных. Но тут вмешалась любовь — та самая, что нечаянно нагрянет. Не влюбиться в кареглазую, со вкусом одетую дочь полковника КГБ, обожавшую веселье, при этом умную и начитанную, было невозможно. Не остановила даже десятилетняя разница в возрасте: Марина еще школу не окончила, когда влюбленные стали жить вместе. Родители были в ужасе, но мешать не стали. В конце концов, невесте скоро исполнится восемнадцать, они пойдут в загс и…

«Подвигом не нашего века» с горькой иронией назвал свой поступок сам Александр Серый. Был ли он патологически ревнив? Кто знает. Но, полюбив по-настоящему, со страхом ждал, что вот-вот все закончится… Гулял с любимой, шутил — и постоянно боялся, что однажды она уйдет. Ему не нравилось, когда на Марину обращали внимание мужчины. А в тот вечер… Какие картины нарисовались в его воспаленном мозгу, когда он ворвался в квартиру их общего приятеля-архитектора?

Марина с приятелем пили чай, на столе лежали женские часики: была у девушки привычка в помещении тут же их снимать. Но Серый решил, что приятель ее соблазнил и часы она просто не успела надеть. Он полез в драку, ударил соперника по голове стулом. Марина в ужасе кричала, а Александр сказал консьержке: «Я убил человека, вызывайте милицию». Соперник выжил, но остался инвалидом. Серый получил три года. Отсидел полтора. Марина его ждала, они поженились. Через год, в 1961-м, родилась дочь Оля.

Но тени прошлого будут преследовать его всю жизнь. Изувеченный им человек ничего не забыл, не простил. Да и возможно ли простить, если ты немощен, а тот, кто виновен в этом, женился на любимой, снимает кино? Однажды в квартире раздался звонок. Александр Иванович открыл дверь — и в его лицо вонзился гарпун. Врачи потом скажут: повезло, мог бы остаться без глаза. Шрам на лице постоянно напоминал Серому о том, что у него есть враг, который жаждет мести. И мишенью может стать дочь.

Он безумно любил Олю, сочинял для нее сказки. Когда подросла, отдал в престижную школу. У его девочки все должно быть самым лучшим: лучшая секция художественной гимнастики, лучшее пианино, лучшие преподаватели. И все это в один миг могло быть уничтожено, развеяно в прах. Даже в десятом классе родители провожали и встречали Олю из школы. Стоило дочери ненадолго задержаться, Серого охватывал ужас. Он постоянно ждал удара из-за угла.

Из колонии писал любимой: «После выхода в свет мне предстоит вкусить все прелести положения негра в Америке. Инженером я не смогу и не хочу быть. Режиссером не дадут…» Ошибся. Коллеги прошлого старались не поминать, Иван Пырьев в шутку прозвал его «наш Отелло». Правда, большой, настоящей работы в кино, о которой так тосковала душа, все же не было. В соавторстве Серый снял шпионский фильм «Выстрел в тумане» — рецензии были в целом неплохие. Позже, тоже в соавторстве, — комедию «Иностранка» со звездами Риной Зеленой, Сергеем Филипповым, Евгением Весником, Зоей Федоровой. Фильм признали неудачным.

Работы не стало. Появилась шутка: «У нас в кинематографе и так много серого». Александр Иванович приходил на студию, получал очередной отказ, возвращался домой и ложился на диван лицом к стене — так проходили дни. Содержала семью Марина: в Высшей школе КГБ преподавала будущим разведчикам испанский.

Только через семь лет Георгий Данелия под свою ответственность пробил для Серого постановку «Джентльменов удачи». Сценарий Георгий Николаевич написал в соавторстве с Викторией Токаревой. Художественным руководителем тоже был он. Возможно, именно это породило слухи о том, что и режиссером «Джентльменов» был вовсе не Серый, а именно Данелия. Фильм имел успех: в кинотеатры выстраивались очереди, спекулянты продавали билеты с десятикратной накруткой. Он снял еще два фильма  — «Ты — мне, я — тебе» и «Берегите мужчин!». Из последнего начальство заставило вырезать двести метров пленки, внести 18 поправок. Серый не любил эту картину.

Режиссер часами просиживал в приемных. Доказывал. Писал письма Брежневу, в которых ругал руководителей советского кинематографа. Коллеги стали его сторониться. А он, словно в горячке, обрывал дружбу, рушил связи. Снимавшаяся у него Светлана Светличная заметила: он был похож на загнанного человека. Начальство от его предложений отмахивалось: что за бредовая идея снимать комедию с американцем Джеком Николсоном и музыкой популярных западных ансамблей? Возмущалось: он хочет снять комедию о БАМе — главной стройке эпохи! Серый называл себя «штатным мосфильмовским безработным».

Еще во время съемок «Джентльменов» врачи диагностировали у Серого лейкемию. Следующие 16 лет жизни прошли в борьбе с болезнью. Нервы были на пределе. Он раздражался. Однажды кинул чугунной сковородкой в дочь, сказавшую ему что-то резкое. Она вспоминала: «Сосед, открыв настежь окна, выставил на подоконник акустические колонки. Папа выскакивает из комнаты, возвращается с обрезом и стреляет по грохочущим колонкам. Слава богу, промахнулся».

Он очень хотел жить — ради Марины, Оли. Очень любил свой дом, в котором многое было сделано его руками, например шкаф-купе, редкость для 1970-х. Покупал красивую посуду, импортную мебель, какую-то чудесную плитку для ванной. Знакомые, войдя в дом, застывали от восторга. Собрал роскошную библиотеку: «Каждый интеллигентный человек должен прочитать «Сагу о Форсайтах».

Оля привела жениха. Отцу кавалер не понравился — какой-то хиппи. Не таким представлял он будущего зятя. Узнав, что молодые ждут ребенка, нашел в журнале картинку выдры и мрачно пошутил: «Вот что от этого лохматого родится!» Но когда на свет появилась внучка Варенька, Серый по ночам бегал к ее кроватке — проверял, дышит или нет. Если малышка спала в коляске на лоджии, бледнел от ужаса: а вдруг кто-то с верхнего этажа зацепит ее крюком и вытащит из коляски? Это была абсолютная любовь. И страх потерять.

Он очень хотел жить. Раздобыл книгу по тибетской медицине, посещал целителей, заваривал какие-то травы. Кто-то сказал ему, что от рака помогает черная икра, — друг, работавший в торговом флоте, возил ее трехлитровыми банками. Но сил оставалось все меньше…

16 октября 1987 года Александр Серый был дома. На кухне готовила обед Оля. «Папа, — позвала, — сегодня куриный суп». — «Да-да, — отозвался Александр Иванович, — давно хотел курочки». Спустя минут тридцать дочь заглянула в комнату: отец сидел в кресле, спиной к двери. Что произошло, она поняла, только увидев на полу браунинг… На похоронах Александра Серого были только близкие. Из коллег пришел всего один человек…

Самый известный фильм Александра Серого:

Поделитесь статьей в соцсетях:

life-artists.ru

Александр Серый: за что сидел режиссер «Джентльменов удачи»

Своим успехом теперь уже ставшая легендарной комедия «Джентльмены удачи» обязана не только прекрасной режиссуре в исполнении Александра Серого, но и его горькому опыту. Большинство тюремных выражений, использованных в картине, принадлежат именно ему. Дело в том, что в местах лишения свободы Серый провел без малого 4 года.

Стремительная карьера и личное счастье

В общем-то карьера Александра Серого поначалу складывалась довольно неплохо. Правда, сперва он решил посвятить свою жизнь авиации. Он окончил Московский авиационный институт и даже несколько лет отработал инженером. Однако вскоре Серый понял, что его настоящим призванием все-таки является кинематограф. В конце 1950-х годов он получил режиссерское образование и практически сразу был принят на «Мосфильм». Да и на личном фронте у новоиспеченного режиссера все ладилось. Он полюбил девушку по имени Марина, и та отвечала ему взаимностью. Впоследствии она стала женой Серого, но прежде им обоим довелось перенести немало испытаний. А всему виной оказалась патологическая ревность, которая мучила как самого Александра Ивановича, так и Марину. Кроме того, из-за ревности Серого чуть не поплатился жизнью еще один человек.

Роковой удар

Неизвестно, что на самом деле связывало Марину Акопову и некоего молодого архитектора, но Александр Серый не раз замечал их вместе. Режиссер страдал, но не позволял себе распускать руки. Однажды Серый вызвал соперника на разговор. Однако беседы не получилось. Между мужчинами завязалась драка. В какой-то момент Александр ударил архитектора по голове. Врачи буквально вытащили пострадавшего с того света, но несостоявшийся ухажер до конца своих дней остался инвалидом. За причинение тяжкого вреда здоровью, как рассказывал другой известный режиссер Георгий Данелия, Александра Серого приговорили к 8 годам лишения свободы. Серому повезло: он оказался на свободе, отбыв всего половину назначенного срока. Тогда единственным радостным событием в его жизни стала женитьба на Марине. Ничего другого: ни работы, ни средств к существованию у Серого не было. Бывшему однокурснику помог Георгий Данелия. Кстати, именно благодаря дружбе режиссеров на свет и появилась комедия «Джентльмены удачи».

Месть архитектора и самоубийство режиссера

Но история с архитектором на этом не закончилась. Как-то раз домой к Александру Серому пришел неизвестный визитер и, ни слова не говоря, прямо стоя в дверях, выстрелил в хозяина из гарпуна. К счастью, Серый отделался лишь шрамом на щеке. Как предполагали близкие режиссера, стрелком, скорее всего, был тот самый архитектор, которого в свое время Александр Иванович чуть не убил. Впрочем, избежав гибели от рук бывшего соперника, Серый все равно ушел из жизни отнюдь не в силу естественных причин. Во время работы над все теми же «Джентльменами» Александр Иванович почувствовал себя плохо. Вердикт медиков оказался неутешительным. Несколько лет режиссер страдал от онкологического заболевания, прежде чем решился на отчаянный шаг. В октябре 1987 года Серому стало хуже. Не выдержав мучений, он покончил с собой.

Сообщение Александр Серый: за что сидел режиссер «Джентльменов удачи» появились сначала на Умная.

Читать ещё •••

Что стало в США с девушкой из «Ивана Васильевича»

Другое , Александр Серый , Георгий Данелия , МАИ

kino.rambler.ru

Дочь режиссера Александра Серого раскрыла семейную тайну - 7Дней.ру

Page 2
Александр Серый — режиссер-постановщик комедии «Джентльмены удачи » Фото: из личного архива О. Серой

Дочь режиссера Александра Серого Ольга рассказывает о непростой судьбе своего отца.

...Еще ребенком я нутром ощущала, что между выстрелом в отца, его страхом за мою жизнь и странной встречей с незнакомцем есть связь. Понимала: от меня скрывают какую-то тайну...

Мой отец поставил легендарных «Джентльменов удачи». Там есть эпизод, где герой Евгения Леонова спрашивает девочку на лыжах: «Где тут лодочная станция?» Эта девочка — я. Бывают актеры одной роли, а папа стал режиссером одного фильма. Но зато какого!

Вспоминая об этой комедии, журналисты широкими мазками нарисовали и портрет Александра Серого: безумный ревнивец, за попытку убийства соперника отсидел в тюрьме, потом заболел раком крови, шестнадцать лет боролся за жизнь и в итоге застрелился.

Писали, что автором знаменитых «Джентльменов удачи» его можно назвать только с натяжкой: эту постановку пробил для друга автор сценария Георгий Данелия, он же практически все сделал за него на съемочной площадке...

Отца нет уже двадцать шесть лет. И вот я решилась по осколкам своих и чужих воспоминаний, по записям в его дневнике собрать, будто пазл, папину жизнь. Ради того, чтобы понять поступки отца. Хочу прежде всего себе ответить на вопрос: каким же он был на самом деле?

Мама мечтала о сыне. А папа хотел именно дочку. Он боготворил жену Марину, кареглазую, темноволосую, с трогательными ямочками на щеках.

И тут родилась я — почти точная ее копия! Неудивительно, что папа обожал меня. Мои первые воспоминания связаны именно с ним. Они согреты папиным теплом. Я и сейчас почти физически его ощущаю. Едва отец появлялся рядом, становилось радостно и интересно. «Как поживает наш медвежонок-лежебока?» — спрашивал он. И мы тут же начинали придумывать веселые истории про забавного медвежонка. Потом героем сказок был непоседливый заяц, его сменили другие зверушки...

В том счастливом раннем детстве папа казался огромным, всемогущим, самым сильным, добрым и веселым. Мои беззаботные денечки кончились в шесть лет. Отец решил отправить меня в школу раньше почти на год. И очень этим гордился. Школу выбрал непростую — имени Поленова, с углубленным изучением французского.

Не будь папа таким вспыльчивым, не случилась бы драка, сломавшая ему жизнь Фото: из личного архива О. Серой

Находилась она на Старом Арбате, а мы жили на Новослободской. Но папа и слышать не хотел о переводе. Ведь Поленовская считалась престижной, в ней учились дети высокопоставленных чиновников, сотрудников ООН. А я чувствовала себя в классе неуютно: все ребята старше, только двух подружек завела. Однако на мои жалобы папа не обращал внимания. У него были свои представления о том, что для дочери хорошо, а что плохо.

Отец придерживался популярной в те годы теории: ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно. И считал нужным развивать не те качества, которыми я была наделена от природы, а наоборот, отсутствовавшие во мне. Например спорт и я — понятия абсолютно несовместимые. Но он упорно пытался научить меня езде на велосипеде. Не вышло. Сам папа тоже был не очень спортивным.

Две его гантели всегда лежали в углу стенного шкафа. Их доставали раз в год, когда готовили пасху — использовали в качестве гнета.

После фиаско с велосипедом меня по блату устроили в секцию художественной гимнастики для юных спортсменов, подающих надежды. Вспоминаю это как кошмар: дети легко делают мостик, садятся на шпагат, а я не могу даже просто наклонившись достать руками пол! Неудивительно, что надо мной смеялись. Плакала, умоляла не водить в секцию. Но отец долго стоял на своем, пока, наконец, не понял, что гимнастки из дочки не получится.

С шестилетнего возраста меня загрузили еще и музыкой. Папа и тут подошел к делу основательно: купил лучшее по тем временам пианино Petroff и нанял преподавателя.

7days.ru

Серый, Александр Иванович - это... Что такое Серый, Александр Иванович?

Алекса́ндр Ива́нович Се́рый (1927—1987) — советский, российский кинорежиссёр и сценарист.

Биография

Родился 27 октября 1927 года в Рамони (ныне Воронежская область).

Переехав в Москву, в 1944—1947 годах, учился в МЭИ, затем — в МАИ. После окончания МАИ в 1951 году Александр Серый работал инженером на заводе, начальником лаборатории в МАИ, старшим инженером Московского радиоцентра. В 1958 году он окончил Высшие режиссёрские курсы при киностудии «Мосфильм», где учился вместе с Г. Н. Данелия. С 1958 года — ассистент режиссёра, затем режиссёр киностудии «Мосфильм».

В том же году, за драку с неким архитектором, к которому он приревновал свою девушку, Александр Серый был осуждён на 8 лет. На свободу вышел раньше срока и снял в соавторстве два фильма.

«Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». (Георгий Данелия).

После освобождения он сумел получить возможность для работы, дебютировав как постановщик в 1963 году фильмом «Выстрел в тумане». Однако снимал он не один, а совместно с А. А. Бобровским. Также совместной работой, на этот раз с К. И. Жуком, стала лента «Иностранка» (1965). Самостоятельно поставить фильм ему дали только несколько лет спустя.

В соавторстве с писательницей В. С. Токаревой и Данелия обработал сценарий В. И. Ежова (известного по сценарию «Белого солнца пустыни») для фильма «Джентльмены удачи». Знаменитые жаргонные фразы добавил в фильм сам Александр Серый — пригодился тюремный опыт. И концепция, и главные действующие лица, и актёрский состав неоднократно менялись. Сюжет о том, как лейтенант милиции добрым словом перевоспитывает группу уголовников, превратился в историю «Джентльменов удачи». Из-за обилия тюремной лексики Госкино долго не выпускало фильм на экраны. «Джентльменов удачи» посмотрел глава МВД Н. А. Щёлоков и хохотал до слёз, как вспоминают очевидцы. Но, как однажды Е. П. Леонову сказал другой чиновник, запретивший фильм «Тридцать три», «одно дело, когда смотришь фильм как человек и совсем иное — как генерал!» И вполне возможно, что киноплёнка осталась бы лежать на полках архива до конца восьмидесятых, если бы фильм не показали генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу.

По настоянию Георгия Данелия, который по придуманному Серым сюжету написал сценарий, «неблагонадёжного» режиссёра утвердили постановщиком фильма «Джентльмены удачи». Фильм, в котором снимались Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и многие другие известные актёры, вышел на экраны страны в 1971 году — причём разрешение на прокат картине дал лично Брежнев после просмотра у себя на даче; генсек оценил меткий юмор и заметил, что весь этот жаргон знает каждый мальчишка. Фильм вышел на экраны и имел невероятный успех. В последующие годы режиссёр поставил ещё две комедийные ленты — «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Берегите мужчин!» (1982), однако они оказались менее удачными, чем «Джентльмены удачи».

Александр Серый намеревался снять продолжение этого фильма, но не сумел реализовать свои творческие планы: ещё во время съемок «Джентльменов» у него обнаружили тяжелую болезнь — лейкемию. Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже, и 16 октября 1987 года он застрелился[1]. Александр Серый не дожил до своего 60-летия всего нескольких дней. Похоронен в Подмосковье в районе реки Клязьма на Мамонтовском кладбище.

Семья

Женился на Акоповой Марине Сергеевне 3 декабря 1960 года, 12 декабря 1961 года родилась дочь Ольга, 15 августа 1983 года — внучка Варвара, 12 марта 1998 года — внучка Вера.

Фильмография

Примечания

  • Александр Серый  (англ.) на сайте Internet Movie Database

dic.academic.ru

Почему «Джентльмены удачи» так и не спасли Александра Серого от неудачи?

Его судьба мало чем отличалась от судеб сверстников. И самое главное — она уберегла его от попадания на поля сражений, ведь к 1945 году, когда Саше было уже 17, на фронт перестали брать 17-летних пацанов…

К тому времени, когда над Москвой гремели майские победные салюты, Александр заканчивал первый курс московского энергетического института. И ему казалось, что выбрал профессию раз и навсегда. Но жизнь распорядилась по-другому: учиться ему понравилось, и парень из МЭИ прямиком направился в МАИ, знаменитый авиационный институт, который окончил в 1951 году.

По выпуску из вуза молодого радиоинженера распределили на один из московских заводов, где он тоже долго не задержался — позвали из родного МАИ, предложив ему возглавить одну из лабораторий. Работа нравилась, но «охота к перемене мест» сказалась опять: Серого «переманили» в Московский радиоцентр, инженером.

Знакомство с творческой интеллигенцией, постоянные «капустники», где Саша стал настоящим заводилой, заставили его пересмотреть свои взгляды на жизнь. И когда ему в сотый, тысячный раз повторили: «Санька, да в тебе настоящий режиссер умирает. Иди на режиссерские курсы!» — Серый попробовал, сдал документы для поступления на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм». Режиссер Александр Серый в 1982 г.Фото: Источник

Его приняли, учеба началась. Правда, вскоре Саше стало не до занятий: он смертельно влюбился. Свадьбу планировали на 1959 год, когда «невеста подрастет». Но однажды, когда будущие молодожены в ресторане отмечали диплом об окончании курсов, к возлюбленной Серого начал «клеиться» какой-то интеллигент из «золотой молодежи», модный архитектор.

Вначале Саша воспринимал это как глупую шутку, но парень оказался очень настойчив. Так как он годился новоиспеченному режиссеру в младшие братья, Серый попытался поговорить с ним вначале по-братски. Не получилось. И тогда Александр использовал любимый трюк Штирлица в борьбе с Холтофом — огрел навязчивого ухажера бутылкой по голове. Силу удара не рассчитал — архитектор на всю жизнь остался инвалидом…

А дальше состоялся суд, самый гуманный в мире. Серого приговорили к пяти годам лишения свободы, причем свой срок он отмотал от звонка до звонка. К счастью, его возлюбленная, из-за которой и разгорелся весь этот сыр-бор, оказалась девушкой честной, она дождалась «сидельца», и после его освобождения они сразу же поженились, а спустя некоторое время у них родилась дочь.

И на «Мосфильме» от Саши не отвернулись, доверили ему съемки документальных фильмов. А Серого тянуло на «настоящее» кино. И спустя пять лет он в соавторстве с Анатолием Бобровским снял фильм «Выстрел в тумане»: о непростой судьбе молодого ученого, первая работа которого произвела мировую сенсацию. После чего он попал в поле зрения иностранной разведки. И теперь задача советских чекистов — уберечь его от контактов с зарубежными разведчиками…

Фильм не остался незамеченным, но и особых дивидендов не принес. Прошло еще долгих семь лет — до тех пор, пока Александру Серому не предложили снять фильм о приключениях трех беглецов из «зоны». Вернее, как предложили? Когда-то на режиссерских курсах Серый подружился с талантливым Георгием Данелия, который где-то раздобыл сценарий Валентина Ежова (между прочим, сценариста фильма «Белое солнце пустыни») и в соавторстве с Викторией Токаревой переписал его под актера Евгения Леонова, справедливо полагая, что дядя Женя способен вытащить фильм любого режиссера.

Но душой-то на съемочной площадке был все равно Серый! Вот где пригодился его тюремный опыт! Все эти ставшие популярными фразы — «Пасть порву, моргалы выколю!», «Чувиха — герла» и другие — превратились в цитатник, с которым молодежь 70-х практически не расставалась.

Надо сказать, что не все было так гладко. Если по сценарию главное действующее лицо фильма — лейтенант милиции, добрым словом перевоспитывающий матерых уголовников, то на выходе лейтенант превратился в заведующего детским садом. И с актерским составом повозиться пришлось немало: на роль одного из уголовников пробовались Юрий Никулин и Андрей Миронов, Василия Алибабаевича должен был играть Фрунзик Мкртчян, и т. д. Но кто теперь об этом вспомнит?

И прокатная судьба складывалась нелегко. «Джентльменов удачи» посмотрел глава МВД Николай Щёлоков и хохотал до слез, но из-за обилия тюремного жаргона фильм решили отправить на полку. И тут молва о потрясающей комедии дошла до Леонида Ильича Брежнева. Ему на дачу фильм привез зять — генерал Чурбанов, который и стал «консультантом» для Генсека.

Забавно, что когда Серый пришел обсудить будущий фильм с уже назначенным консультантом МВД — Ильей Голобородько, тогда первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений, тот порекомендовал режиссеру… отправиться на зону. Мол, нужно вам, человеку творческому, поехать лично похлебать недельку-другую тюремную баланду. Серый скромно умолчал о некоторых фактах своей биографии и уехал на полмесяца в зону неподалеку от Горького. Правда, все это время тихо просидел в гостинице…

К сожалению, для Александра фильм «Джентльмены удачи» стал его творческой вершиной. Вышедшая спустя пять лет комедия «Ты — мне, я — тебе», тоже по-своему смешная, не стала такой же популярной и несколько разочаровала режиссера. Еще менее заметной стала комедия «Берегите мужчин». Она вышла на экраны в 1982 году.

А спустя пять лет, 19 октября 1987 года, буквально за неделю до своего 60-летия, Серый решил свести счеты с жизнью. К сожалению, в этот самый момент никого из родных, близких и знакомых рядом с Александром Ивановичем не оказалось…

shkolazhizni.ru

Александр Серый

Александр Иванович Серый (1927—1987) — советский кинорежиссёр и сценарист.

Биография

Родился 27 октября 1927 года в Рамони (ныне Воронежская область).

Переехав в Москву, в 1944—1947 годах учился в МЭИ, затем — в МАИ. После окончания МАИ в 1951 году Александр Серый работал инженером на заводе, начальником лаборатории в МАИ, старшим инженером Московского радиоцентра. В 1958 году он окончил Высшие режиссёрские курсы при киностудии «Мосфильм», где учился вместе с Г. Н. Данелией. С 1958 года — ассистент режиссёра, затем режиссёр киностудии «Мосфильм».

В том же году Александр Серый был осуждён на 8 лет за драку с неким архитектором, к которому он приревновал свою девушку. На свободу вышел раньше срока и снял в соавторстве два фильма.

«Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». (Георгий Данелия).

После освобождения он сумел получить возможность для работы, дебютировав в 1963 году как постановщик фильма «Выстрел в тумане». Однако снимал он не один, а совместно с А. А. Бобровским. Также совместной работой, на этот раз с К. И. Жуком, стала лента «Иностранка» (1965). Самостоятельно поставить фильм ему дали только несколько лет спустя.

В соавторстве с писательницей В. С. Токаревой и Данелией обработал сценарий В. И. Ежова (известного по сценарию «Белого солнца пустыни») для фильма «Джентльмены удачи». Знаменитые жаргонные фразы добавил в фильм сам Александр Серый — пригодился тюремный опыт. И концепция, и главные действующие лица, и актёрский состав неоднократно менялись. Сюжет о том, как лейтенант милиции добрым словом перевоспитывает группу уголовников, превратился в историю «Джентльменов удачи». Из-за обилия тюремной лексики Госкино долго не выпускало фильм на экраны. «Джентльменов удачи» посмотрел глава МВД Н. А. Щёлоков и хохотал до слёз, как вспоминают очевидцы. Но, как однажды Е. П. Леонову сказал другой чиновник, запретивший фильм «Тридцать три», «одно дело, когда смотришь фильм как человек, и совсем иное — как генерал!» И вполне возможно, что киноплёнка осталась бы лежать на полках архива до конца восьмидесятых, если бы фильм не показали генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу.

По настоянию Георгия Данелии, который по придуманному Серым сюжету написал сценарий, «неблагонадёжного» режиссёра утвердили постановщиком фильма «Джентльмены удачи». Фильм, в котором снимались Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и многие другие известные актёры, вышел на экраны страны в 1971 году, причём разрешение на прокат картины дал лично Брежнев после просмотра у себя на даче; генсек оценил меткий юмор и заметил, что весь этот жаргон знает каждый мальчишка. Фильм имел невероятный успех. В последующие годы режиссёр поставил ещё две комедийные ленты — «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Берегите мужчин!» (1982), однако они оказались менее удачными, чем «Джентльмены удачи».

Александр Серый намеревался снять продолжение этого фильма, но не сумел реализовать свои творческие планы: ещё во время съемок «Джентльменов» у него обнаружили тяжелую болезнь — лейкемию. Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже, и 16 октября 1987 года, за несколько дней до своего 60-летия, он застрелился. Александр Серый похоронен в Подмосковье в районе реки Клязьма на Мамонтовском кладбище.

Семья
  • Женился на Акоповой Марине Сергеевне 3 декабря 1960 года.
  • Дочь Ольга (12.12.1961 — 06.09.2015). Погибла во время пожара в собственной квартире.
  • 15 августа 1983 года — внучка Варвара.
  • 12 марта 1998 года — внучка Вера.

nekropole.info


Смотрите также