Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Алексей баталов биография


Алексей Владимирович Баталов

Алексей Баталов это лицо целой эпохи. Он был талантливейшим актером и режиссером, мастером художественного слова и имел собственную гражданскую позицию. Он играл людей, отличавшихся чистотой и душевностью, сдержанных и интеллигентных. Все его герои обладали какой-то притягательной внутренней силой и особым светом, согревающим окружающих. Он и сам был такой в жизни – простой, надежный и очень порядочный человек.

Слава к актеру Алексею Баталову пришла после выхода картин «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».

Детство и юность

Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимир, в очень известной актерской семье. Отец Владимир Баталов был известным актером и режиссером, мама Нина Ольшевская тоже была актрисой. Родители познакомились во МХАТе, в котором оба служили. Они часто брали мальчика с собой, поэтому практически все его детство прошло в подсобке МХАТа. В 1933-м родители Алеши разошлись, и Нина Ольшанская снова вышла замуж. Ее избранником стал известный писатель Виктор Ардов, который обращался с мальчиком так же, как и со своими сыновьями. Так у Алексея появилось два брата – в 1937-м родился Михаил и в 1940-м — Борис.

Фото: Алексей Баталов в детстве

С пяти лет Алексей жил с отчимом, которого всегда считал самым близким человеком. Мальчик с мамой поселились у Ардова, но жизнь семьи усложнялась тем, что через стенку от них жила первая жена литератора. Так они прожили несколько лет, а потом сумели купить квартиру, расположенную в доме литераторов, и переехали в новое жилье.

По соседству с ними жили Мандельштамы, и это обстоятельство очень благотворно сказалось на воспитании мальчика. Их окружали лучшие представители интеллигентов страны Советов, деятели отечественной культуры.

Очень часто Ардовы принимали у себя Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, и такая компания очень нравилась маленькому Алеше.

Счастливая детская пора закончилась в 1941-м – грянула война. Баталов с матерью покинули Москву и уехали в эвакуацию в Бугульму. Мама была настоящей театральной актрисой, поэтому даже в эвакуации не сидела сложа руки. Она сумела организовать собственный театр, в котором были задействованы эвакуированные артисты и их дети. В то время Алексею уже было 15, и он оказывал матери посильную помощь в театре, а вскоре оказался на сцене, примерив на себя образы второстепенных героев. Еще в детстве Алексей понял, что театр вошел в его жизнь навсегда, но сомневался, хватит ли у него таланта, чтобы достичь определенного успеха.

Театр

Театральная биография Алексея Баталова началась еще в годы войны. Впервые он оказался на сцене в Бугульме, в театре, организованном его мамой.

Дебют в кино состоялся в 1944-м, когда Алексей с мамой вернулись из эвакуации в Москву. Тогда его вместе с классом пригласили на съемки фильма «Зоя», об известной подпольщице Зое Космодемьянской. В отличие от одноклассников, у Баталова была роль со словами, которые нужно было произнести перед объективом камеры.

После окончания школы, Алексей Баталов поступилв Школу-студию МХАТ, и постигал азы актерского мастерства под руководством С.К.Блинникова и В.Я.Станицына. Решение связать свою жизнь со сценой было очень объяснимым – вся его родня была артистической. Баталов учился легко, ему повезло с педагогами, которых он вспоминал всегда с чувством глубокой благодарности. Не научиться хорошим манерам, когда их ведет сама княгиня Волконская, мог только отъявленный тупица. Диплом об окончании Школы-студии Баталов получил в 1950-м, и сразу был призван в армию.

Срочную службу Алексей Баталов проходил в Центральном театре Советской Армии, на сцену которого он выходил на протяжении трех лет.

В 1953-м Баталов поступил на службу во МХАТ, и оставался верным ему до 1957-го. Алексей Баталов считал театр своей судьбой, родным домом. Наверное потому, что его родители служили во МХАТе, и первые детские впечатления были связаны именно с театральными подмостками. Маленький Алеша не видел другой жизни, поэтому думал, что у взрослых нет другой работы, только здесь.

Дебютом в кино стала картина «Зоя», снятая режиссером Лео Арнштамом в 1944 году. Потом был десятилетний перерыв, и только в 1954-м Баталова пригласили на съемки картины «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица. Баталову досталась роль главного героя. В те годы в кино культивировался образ нового советского человека-рабочего. И Алексей Баталов стоял у истоков создания этого персонажа. Сотрудничество с режиссером Хейфицом продолжилось в 1955-м, когда вышла картина «Дело Румянцева», с Баталовым в главной роли. В 1960-м Алексей засветился в ленте «Дама с собачкой», в 1964-м зрители увидели фильм «День счастья». Героев этих картин объединяет одно – сильный дух и врожденная интеллигентность. Именно в этом образе Баталов смотрелся очень органично, режиссеры увидели большой потенциал молодого актера, и засыпали его интересными предложениями.

В 1956-м Баталову предложили стать Павлом Власовым в картине, снятой по произведению Горького «Мать». В 1957-м кинематографическая биография Баталова пополняется новой ролью в ленте «Летят журавли», которую снял Михаил Калатозов. После выхода этого фильма Алексей Баталов стал неимоверно популярным. Герой Баталова – спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный, именно таким видели советского солдата, благодаря его талантливой игре.

О многогранности таланта актера заговорили после выхода картины «Дама с собачкой», которую зрители увидели в 1960-м. Алексею предстояло сыграть Гурова, и ему пришлось над ней изрядно потрудиться. Эта лента была отмечена многочисленными наградами, и отечественными и международными.

В 1962-м Алексей Баталов стал Дмитрием Гусевым из ленты «Девять дней одного года». Он ученый-физик, который облучился во время своих исследований. Михаилу Ромму и Даниилу Храбровицкому захотелось создать сценарий, рассчитанный на Баталова, но вначале эта идея чуть не потерпела фиаско. Им сообщили о серьезной болезни артиста. В это время у него начались большие проблемы с глазами, и врачи категорически запретили ему находиться под софитами. Но режиссеры не опустили руки, и решили все-таки дать возможность Баталову прочесть сценарий. По почте они отправили его в Симферополь, в глазной центр, где лечился актер. Реакция Баталова была мгновенной – он бросил лечение и первым же рейсом отправился в столицу, чтобы подтвердить свою готовность работать над новым проектом.

Эта картина о буднях физиков, занимающихся ядерными разработками. За основу сюжета частично приняты реально происходившие события. Баталов должен был показать всю серьезность произошедшего, но не в трагедийном контексте, а реалиях времени. Его герой должен быть знающим, мыслящим и интеллигентным человеком, лицом ученого двадцатого века. Алексею Баталову это удалось, и в 1966-м его работа была отмечена Государственной премией РСФСР.

В 60-е годы Алексей Баталов начал режиссерскую деятельность и много времени уделяет радиотеатру. В 70-е он опять возвращается в кинематограф в качестве актера. Режиссеры снова начали использовать Баталова в уже созданном им амплуа.

С 1975-го Алексей Баталов стал преподавателем актерского мастерства во ВГИКе, в 80-м получает звание профессора и должность заведующего кафедрой. Пик славы и всесоюзную любовь артисту довелось испытать в 1980-м, когда прошла премьера картины «Москва слезам не верит».

Его персонаж Гоша-Гога, простой советский слесарь-интеллигент, стал легендой в отечественном кинематографе. Режиссером картины стал Владимир Меньшов, картина получила прославленный «Оскар», а Баталов звание секс-символа советского экрана.

Последние съемки, в которых участвовал актер Алексей Баталов, прошли в 2006-м. В том году его пригласили в картину «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». После этого он закончил актерскую карьеру и попробовал свои силы в писательском деле. Баталов стал автором сборника мемуаров.

Алексей Баталов стал автором стихов и детских сказок, ему принадлежат многочисленные сценарии к фильмам. Живой интерес он испытывал к живописи. Издательство «Искусство» выпустило в 1984-м книгу Баталова под названием «Судьба и ремесло». Он стал соавтором книги «Легендарная Ордынка», которую выпустили его братья – Михаил и Борис Ардовы.

Алексей Баталов внес неоцененный вклад в культурное наследие страны, и за это удостоен многочисленных правительственных наград.

Режиссура

Режиссерский дебют Баталова состоялся в 1960-м, когда он снял картину «Шинель». В 1966-м он стал автором ленты «Три толстяка», в которой снялся в образе одного из центральных персонажей. В 1972-м выходит третья работа Алексея Баталова – фильм «Игрок», по одноименной повести Ф.Достоевского. Больше Алексей Баталов фильмы не снимал. Отчасти это объясняется переменой места жительства, актер уехал из Ленинграда и поселился в Москве. Баталов считал, что с этим переездом он растерял надежных людей, настоящую команду профессионалов, которые были незаменимыми помощниками. А в столице такую команду сколотить не удалось.

Алексей Баталов увлекся радиопостановками, которые стали настоящей отдушиной в тот период, когда кинематограф переживал не лучшие свои времена К тому же артисту всегда хотелось попробовать себя в искусстве чтения. Он поставил «Казаков», «Героя нашего времени», «Ромео и Джульетту», «Белые ночи». Эти спектакли слушает уже не одно поколение, наслаждаясь прекрасной техникой исполнения и характерностью героев.

В 1974-м в творческой биографии Алексея Баталова появились мультипликационные фильмы, которые он с удовольствием озвучивал.

Личная жизнь

Впервые Алексей Баталов влюбился еще шестнадцатилетним парнем. Его избранницу звали Ирина Ротова, она была его ровесницей. Через 2 года они поженились, и в 1955 году у них родилась дочка Надежда.

В силу занятости, Баталов все меньше времени проводит дома, целиком отдаваясь профессии. Постепенно отношения супругов охладели. В это время он знакомится с циркачкой Гитаной Леонтенко, с которой вместе снимался в картине «Большая семья». В 1958-м он подает на развод с Ириной, и оформляет официальный брак с Гитаной.

Личная жизнь артиста постепенно наладилась. В 1968-м у них родилась дочь Мария, и вот тут у супругов и началась полоса преодоления трудностей. Из-за врачебной ошибки девочка родилась с ДЦП, и родители приложили немало сил, чтобы ее социально адаптировать. Мария сумела закончить сценарный факультет ВГИКа, начала писать сценарии, издала одну книгу и ее даже приняли в Союз писателей.

Дачный конфликт

Алексей Баталов человек не скандальный, но и ему пришлось в жизни столкнуться с судебным разбирательством. Причиной тому стала его собственная дача, расположенная вблизи писательского поселка Переделкино. Баталов уже много лет являлся владельцем дачного участка в кооперативе «Мичуринец», даже сумел осилить строительство небольшого домика, но однажды он узнает, что несколько сотых его участка принадлежат соседу – ювелиру Вадиму Эльгарту. Этот предприимчивый мужчина сумел оформить документы на право собственности, прихватив часть земли, принадлежащей Баталову.

Эльгарт подсуетился и выстроил на этом месте баньку, а Баталов по незнанию подписал ему документ, который, как впоследствии выяснилось, оказался актом на размежевание границ участков. Скорее всего Баталов даже не понял, что он подписывает, а ловкий сосед мог сказать, что это просто автограф.

По документам дача Баталова принадлежит его дочери Марии, так как все полагающиеся документы артист оформил на нее уже давно. Получается, когда он ставил подпись, то владельцем дачи не являлся, и документ можно считать недействительным, но судебные разбирательства продолжались не один год. Баталов даже написал обращение к мэру столицы, с просьбой разобраться в этом процессе.

Препятствием на пути правосудия стал и тот факт, что ювелир тоже не является владельцем дачи, он подарил ее своей дочери, проживающей в США. Естественно, что она не может присутствовать на заседании в России, и процесс длится годами.

Многочисленные поклонники артиста следили за всеми перипетиями этого конфликта, и не теряли надежду, что он разрешится в пользу Баталова. Инцидент дошел до председателя СК России Александра Бастрыкина, но заметных продвижений в деле так и не произошло. В итоге Алексей Баталов воюет один, и даже всесоюзная известность не помогла ему добиться результата. Решение по вопросу отчуждения так и не было вынесено.

Причина смерти

В 2016-м Алексею Баталову исполнилось 88 лет. Его часто мучили головные боли, артист страдал от постоянных головокружений. В январе 2017-го болезнь снова дала о себе знать, Баталов упал и получил перелом шейки бедра на правой ноге. Его госпитализировали, сделали операцию, спустя месяц была проведена еще одна, восстановительная операция. Состояние здоровья понемногу улучшалось, рана начала заживать, но доктора не давали разрешения на выписку домой.

Фото: Могила Алексея Баталова

Баталов так и не вышел из больницы до самой своей смерти, которая случилась 15 июня 2017 года. Накануне к Алексею Баталову позвали священника, который причастил его перед смертью.

Родные, близкие, и просто многочисленные поклонники смогли проститься с великим актером 19 июня. Местом упокоения Алексея Баталова стало Преображенское кладбище.

Избранная фильмография

  • 1944 — Зоя
  • 1955 — Михайло Ломоносов
  • 1957 — Летят журавли
  • 1958 — Дорогой мой человек
  • 1963 — День счастья
  • 1969 — Внимание, черепаха!
  • 1973 — Возврата нет
  • 1979 — Москва слезам не верит
  • 1986 — Зонтик для новобрачных
  • 1991 — Полтергейст-90
  • 2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя

Режиссерские работы

  • 1959 — Шинель
  • 1966 — Три толстяка
  • 1972 — Игрок
Ссылки
  • Чем запомнился актер Алексей Баталов?
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Алексей Баталов – биография актера, фото, личная жизнь, дочь, причина смерти

Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа. Завершив актерскую карьеру, он начал преподавать во ВГИКе, передавая все свои знания новому поколению. Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром. В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей. Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра. В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли. Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего. С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии. Впервые Алексей Баталов появился на киноэкране ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ. В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь. В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова. Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк. Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие. С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова. Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.

Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова, супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову. В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя». Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались. Второй избранницей Баталова стала артистка цирка Гитана Леонтенко. Она работала в цирке с 4 лет и виртуозно исполняла смертельно опасные номера. Актер увидел ее во время циркового представления и без памяти влюбился. Много лет они встречались эпизодически, без взаимных обязательств, пока в 1963 году не сочетались узами брака. Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»). Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество.

В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.

Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2017 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2017 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

  • 5.1

    Москва слезам не верит

    Moskva slezam ne verit

    Роль: Гоша

    драма, мелодрама, комедия

    СССР

    1979

Поделитесь с друзьями и получите подарок

uznayvse.ru

Алексей Баталов

Баталов Алексей Владимирович – кумир целой эпохи, известный и талантливый советский и российский актёр театра и кино, сценарист, педагог, кинорежиссёр, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель и Народный артист.

Детство и юность

Родился Алексей в театральной семье. Родители и почти все родственники работали в Московском художественном академическом театре. Его отец и мать познакомились, когда были ещё очень молодыми. Отец, Баталов Владимир Петрович (1902-1964 годы жизни), был из Москвы, а мать, Ольшевская Нина Антоновна (1908-1991 годы жизни), из Владимира.

В 17 лет она приехала в Москву, где училась мастерству актёра в студии при Художественном театре у самого Станиславского (руководителя курса). В 18 лет она вышла замуж за актёра Владимира Баталова. Всё раннее детство Алёши было связано с театром, до пятилетнего возраста мальчик постоянно там находился. Рос среди декораций, загримированных артистов, кулис, бесконечных репетиций и представлений.

С детских лет Алёша знал, что театр и актёрство является его судьбой. Других вариантов в выборе профессии он даже никогда и не рассматривал. Сцена театра заменяла ему детские площадки и песочницы.

В 30-е годы родители разошлись. В 1933 году мать Алексея вышла замуж, с пяти лет мальчик рос в семье писателя, драматурга, сценариста Ардова Виктора Ефимовича (1900-1976 годы жизни). Отчим заботился об Алёше, как о родном сыне, воспитывал из него высокоморального человека. После развода Алексей общался со своим отцом, так как тот продолжал жить и работать в Москве, сотрудничая со Станиславским.

В Москве семья Ардовых жила в Доме писателей на Ордынке. Постоянными гостями семьи были звёзды кино и великие писатели. Эти встречи с различными литературными деятелями очень повлияли на развитие и формирование Алёши, на его отношение к будущей жизни. Среди частых гостей в их доме были Мандельштам, Зощенко, Пастернак, Бродский и многие другие.

Самым частым гостем была Ахматова Анна Андреевна, которая была подругой матери. Она часто у них гостила, во время её приезда Алёша всегда уступал ей свою комнату. Анна Андреевна на всю жизнь осталась для мальчика примером жизненной стойкости и мужества.

Война, начавшаяся в 1941 году, очень повлияла на формирование новых жизненных взглядов Алексея. Этот период Алёша провёл в эвакуации в Татарии, где его мать создала свой театр, продолжая заниматься любимой работой. Сын помогал матери, играл свои первые небольшие роли в спектаклях. Часто выступали в военных госпиталях для тяжело раненных солдат, которые защищали родину.

Из Москвы Алёша уезжал тринадцатилетним подростком, вернулся юношей, повидавшим, что такое война и горе. В эвакуации Алёша многому научился: рубить дрова, разбираться в печах и многое другое.

После школы Алёша с матерью вернулись в Москву. В городе он окончил школу рабочей молодёжи, а после поступил в Школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени Горького. Алексей всегда считал, что стать артистом ему написано на роду.

Учился молодой человек в мастерской Народных артистов, актёров и театральных режиссёров Блинникова Сергея Капитоновича (1901-1969) и Станицына Виктора Яковлевича (1897-1976), который был дядей Алексея. В вузе старался вести себя скромно.

Несмотря на знаменитую фамилию Алексея и его родственников, к юноше преподаватели предъявляли высокие требования, и он старался им соответствовать. Стремился доказать, что сам чего-то стоит, несмотря на знаменитых родственников-артистов. В 1950 году Алексей окончил театральный вуз, став дипломированным актёром. Его диплом подписала сама жена Чехова, признав талант молодого человека.

Профессиональная деятельность

После окончания Школы-студии МХАТ, Алексея призвали в ряды армии, которую он отслужил работником сцены и актёром в Центральном театре Советской Армии. Там он прошёл срочную службу в течение трёх лет. С 1953 по 1956 год работал в составе труппы во МХАТе, в спектаклях был задействован мало. На тот момент на сцене театра играли девять прямых родственников Алексея. В 1956 году он уволился, занявшись работой на «Ленфильме», где трудился как актёр и режиссёр.

Актёр дебютировал в кино ещё в школьные годы, в 1944 году, снявшись в военно-патриотической драме «Зоя» о партизанке Космодемьянской «Зоя» режиссёра Лео Арнштам. В фильме Алексей сыграл эпизодическую роль – одноклассника Зои и редактора стенгазеты.

Следующий раз актёр снялся только через десять лет, после работы в театре Советской Армии. В 1954 году он сыграл главную роль Алексея Журбина (рабочего-клёпальщика) в драме «Большая семья». Режиссёром кинокартины был Иосиф Хейфиц, с которым он дальше продолжил сотрудничество, снимаясь в его фильмах: «Дело Румянцева» (1955, шофёр-дальнорейсовик Саша Румянцев), «Дорогой мой человек» (1958, врач Устименко Владимир Афанасьевич), «Дама с собачкой» (1960, Дмитрий Гуров), «День счастья» (1963, врач скорой помощи Александр Берёзкин). Во всех фильмах режиссёра артист исполнял яркие главные роли.

Интересные заметки:

Актёр всегда старался тонко и терпеливо раскрывать все свои максимальные возможности как актёра, исполняя роли. Он часто играл героев, которые были интеллигентными и тонкими людьми, со свойственной сдержанностью и внутренней силой духа. Уже первые роли принесли актёру признание среди зрителей. Все трюки в кино всегда выполнял сам, без дублёров (по этой причине периодически травмировался).

Слава пришла к актёру вместе с фильмами «Летят журавли» в 1957 году, роль Бороздина Бориса и «Москва слезам не верит» в 1979 году, роль слесаря из НИИ Георгия.

Эти эмоциональные фильмы произвели фурор среди зрителей, его герои стали гордостью советского кинематографа. Его называли Героем нашего времени. Фильм «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. Картина «Москва слезам не верит» получила высшее мировое признание – премию «Оскар».

Всего Алексей снялся в более чем 30 кинокартинах. В течение всей жизни актёр часто сам отказывался от ролей в кино. Для актёра сниматься в кино было, как идти в разведку. Не каждому он мог довериться. Никогда не изменял себе, стремился быть никому не обязанным.

Всегда придирчиво относился к выбору ролей и долго к ним готовился. Артист по жизни был окружён всенародной любовью зрителей. Среди его многочисленных фильмов были:

  • «Девять дней одного года»;
  • «Три толстяка»;
  • «Чисто английское убийство»;
  • «Звезда пленительного счастья»;
  • «Скорость».

В 60-е годы Алексей увлёкся режиссёрской работой. Снял картины «Шинель», «Три толстяка» (совместная работа), а также «Игрок». Писал сценарии и принимал участие в радиопостановках. Также занимался озвучиванием: с 1974 по 2004 – мультфильмов, с 1985 по 2005 – художественных фильмов, а с 1967 по 1999 документальных картин.

С 1975 года Алексей занялся преподавательской деятельностью, обучая студентов ВГИКа актёрскому мастерству. С 1979 года стал профессором, а в 1989 году – заведующим кафедры актёрского мастерства в театральном вузе. Выпустил семь курсов, на которых был мастером, передавая знания будущим поколениям. Был требовательным педагогом, который обучал своих студентов тому, что роли в кино всегда должны учить и совершенствовать общество.

Артист был высоко оценён высшими и общественными званиями, премиями и наградами. Много лет являлся секретарём Союза писателей, работал в Советском комитете защиты мира, в Фонде мира, Ассоциации «Родина». Был президентом парижского киноклуба «Жар-Птица», был почётным членом благотворительных организаций и членом попечительского совета, несколько лет был президентом кинофестиваля «Московская премьера».

Последней работой, в которой снялся актёр, был фильм-мюзикл «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» (2006, камео) режиссёра Эльдара Рязанова. В январе 2017 года актёр сломал шейку бедра на правой ноге, через месяц ему сделали операцию, но восстановиться ему так и не удалось. Утром 06.06. 2017 года артист скончался во сне. Похоронен актёр на Преображенском кладбище рядом с матерью.

Последние годы актёр писал мемуары. Никогда не жаловался на жизнь, ведь он прожил яркую, достойную и интересную жизнь. В течение жизни принимал участие в 80 разных проектах. Его планка в кинематографе всегда была очень высока.

Личная жизнь

С детства с противоположным полом всегда был робким. К незнакомкам никогда не смог бы подойти. Его первой женой стала подруга детства Ротова Ирина Константиновна (1928-2007), с которой был знаком с 12 лет. Они были соседями по даче в писательском посёлке на Клязьме. Вместе дружили, общались, бегали в общей компании. Война их на время разлучила.

Первая жена Алексея Баталова

В 16 лет они снова встретились у общего друга и у них вспыхнули взаимные чувства. Девушка была небольшого роста, озорной, с тёмными волосами. В 16 лет они решили пожениться. Родители были в шоке, так как они ещё учились в школе, нигде не работали, и для совместного проживания не было жилья. Официально оформили отношения через два года, в 1948 году.

В 1950 году у них родилась дочь, которую назвали Надеждой. Дочь появилась на свет в период карьерного роста артиста. На семью у Алексея не оставалось времени. Также появлялись постоянно сплетни о романах актёра. При этом Ирина считала актёрскую профессию несерьёзной. В 1953 году они расстались. С дочерью актёр отношений не поддерживал. Надежда окончила вуз по специальности иностранные языки и теперь работает переводчиком. У актёра также от старшей дочери есть внучка Екатерина и правнучка.

Второй женой артиста стала потомственная цирковая артистка Леонтенко Гитана Аркадьевна (1935 года рождения). Она с четырёх лет работала в цирке, выполняя различные опасные номера. Алексей увидел девушку на арене и влюбился. Периодически они несколько лет встречались без обязательств, в 1963 году оформили брак.

Союз был крепким и счастливым, омрачило его только внезапная болезнь только что родившейся дочери Марии (1968). Из-за ошибки врачей девочка родилась с диагнозом детский церебральный паралич. Лечение дочери не помогло, она осталась на всю жизнь инвалидом-колясочником. Гитана ушла с работы и посвятила себя ребёнку. Алексей тоже отгородился от друзей, перестал почти сниматься в кино, посвятив себя жене и дочери.

Несмотря на трудные жизненные обстоятельства, Мария очень талантлива и мужественна. Впоследствии ей удалось выучиться во ВГИКе по специальности сценарист. Стала заниматься благотворительностью, а также членом союза писателей.

В 2003 году была опубликована первая её книга «Сирень верности». В 2007 году по её дипломному сценарию был снят фильм «Дом на английской набережной». На данный момент Мария продолжает заниматься литературными трудами: писать сценарии и детские сказки.

Интересная информация

  • Артист называл себя в последние годы человеком неандертальской эпохи. Считал Сталина убийцей и бандитом, во время его правления было репрессировано много его родственников.
  • Анна Ахматова подарила Алексею его первую машину.
  • В советское время не состоял в партии, так как считал это сборищем убийц и злодеев. Отказывался играть Ленина, читать «Малую Родину» Брежнева по радио. Не стал подписывать письмо о вводе советских войск в Чехословакию.
  • В 2014 году был за воссоединение России и Крыма, так как считал, что это правильно.
  • Актёру по жизни везло на хороших людей. С ним случались какие-то чудеса и невероятные судьбоносные встречи.
  • У Алексея есть два брата: Ардов Михаил Викторович (1937 года рождения), протоирей, писатель и публицист, а также Ардов Борис Викторович (1940-2004), режиссёр, актёр театра и кино.
  • Актёр никогда не работал ради денег, был ограничен в финансовых возможностях. Трудился ради искусства и капитала не нажил. Никогда не пил из-за болезни печени, полученной во время войны.
  • С 13 лет начал курить и делал это до последних дней, несмотря на проблемы с сосудами, от чего у него часто кружилась голова. Начал курить во время войны, чтобы заглушить голод, так делали на то время очень многие.
  • В начале 60-х годов актёр заболел (туберкулёз глаз), ему были противопоказан свет софитов. Лечился в Крыму. Несмотря на эти проблемы всё равно периодически снимался в кино.
  • В последние годы писал книги «Судьба и ремесло» и «Диалоги в антракте», а также мемуары.

Фильмы Алексея Баталова

rustars.tv

Биография Алексея Баталова

Алексей Баталов – известнейший советский актер, кинорежиссер и сценарист, также занимается общественной и преподавательской деятельностью. В 1976 году удостоился звания народного Артиста СССР, а в 1989 стал Героем Социалистического Труда.

Родился будущий актер во Владимире в семье театральных деятелей, поэтому с самого детства жизнь мальчика была связана с искусством.

Детство

Алексей Владимирович Баталов появился на свет 20 ноября 1928 года в городе неподалеку от Московской области под названием Владимир. В 5 лет родители мальчика разошлись и мать Леши, Нина Олышевская, вышла замуж второй раз и переехала вместе с сыном в Москву к новому мужу, знаменитому советскому писателю-сатирику Виктору Ардову.

Алексей Баталов в детстве

Поначалу молодой семье было нелегко: по соседству с их квартирой жила бывшая жена писателя. Прожив несколько лет в таком напряженном состоянии, семья решает купить новую квартиру и переезжает в дом литераторов.

Там мальчик знакомится со многими представителями российской интеллигенции: в свое время их квартиру посещали такие представители российской интеллигенции как Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Фаина Раневская и Анна Ахматова.

В 1941 началась Вторая мировая война, оставившая большой отпечаток на душе тринадцатилетнего Лёши. Его вместе с мамой эвакуировали в небольшой татарский городок Багульма. Там мать, верная своей профессии, организовала театр. Именно на сцене этого театра Леша впервые попробовал себя в качестве актера.

После войны парень вернулся в Москву. Там в 1950 году он выпустился из школы-студии МХАТ и 3 года после ее окончания работал в Центральном Театре Советской Армии. С 1953 года играл на сцене МХАТа, после с 1957 по 1975 работал в киностудии «Ленфильм».

Актерская карьера

В кино Алексей Владимирович дебютировал в 1944 году, получив роль в ленте Лео Арнштама «Зоя». Следующую роль Алексей получил только спустя 10 лет: начинающий киноактер сыграл главного героя в фильме «Большая семья» режиссера Иосифа Хейфица.

Позже Иосиф приглашает Алексея в другие свои кинокартины: Алексей также снимался в кинолентах «Дело Румянцева» 1955 года и «День счастья» 1964. Кинолента Хейфица «Дама с собачкой», в которой Баталов сыграл Гурова, была удостоена множества наград, не только отечественных, но и международных.

В 1956 году актер получил роль в экранизации произведения «Мать» Максима Горького. По-настоящему значимым для артиста стало участие в киноленте «Летят журавли», ставшей впоследствии легендарной. Баталов в роли не вернувшегося с войны солдата очень понравился публике.

Фильм «Девять дней одного года» принес в 1966 году артисту Государственную премию РСФСР. В последующие годы артист увлекся режиссурой и озвучиванием, поэтому не снимался в кино. Только в 70-х актер снова вернулся на экраны.

Тогда Алексей Владимирович снялся в кинокартинах «Бег» 1970 года, «Возврата нет» 1973г., «Звезда пленительного счастья» и «Рикки-Тикки-Тави», снятых в 1975 году.

Вновь влюбить в себя публику Алексею удалось в 1980 году, когда на экран вышел культовый фильм «Москва слезам не верит», в котором артист сыграл слесаря Гошу. Эта картина в 1981 удостоилась «Оскара» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.

Позже актера можно увидеть в работах «Скорость», «Время отдыха с субботы до понедельника», «Похороны Сталина», «Полтергейст-90». В 2006 актер сыграл самого себя в фильме-мюзикле «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя», посвященному юбилею культового фильма «Карнавальная ночь».

Режиссура

Как режиссер Алексей Владимирович впервые проявил себя в 1960 году, когда взялся за экранизацию повести Гоголя «Шинель». Следующей работой была экранизация книги «Три толстяка». Последней работой Баталова в качестве режиссера была картина «Игрок» по повести Достоевского. Конец режиссерской деятельности сам Алексей объясняет переездом из Санкт-Петербурга в Москву.

Озвучивание

60-х годах актер активно занимался озвучиванием радиоспектаклей: его голосом говорят персонажи спектаклей «Герой нашего времени» Лермонтова, «Ромео и Джулетта» Шекспира, «Белые Ночи» Достоевского, «Казаки» Толстого и «Поединок» Куприна.

Также, начиная с 1974 года, актер озвучил немало мультфильмов. Его голосом говорят персонажи мультфильмов «Загадочная планета», «Ёжик в тумане», «Девочка и дракон», «Крококот», «Приключения пингвинёнка Лоло» и многих других картин.

В 2004 году актер активно сотрудничал с создателями мультипликационного сериала «Гора самоцветов». Там он озвучил серии «Жадная мельничиха» «Как пан конем был», «Как обманули змея», «Лиса-сирота» и «Толкование времени».

В 90-х годах Алексей открывает для себя еще одно занятие и начинает читать текст от автора в художественных фильмах. В 1991 вышел фильм «Верный Руслан», в 1994 появился «Железный занавес», а через год картины «Роковые яйца» и «Первая любовь». Также Баталов читал закадровый текст для документальных фильмов.

Преподавательская и общественная деятельность

С 1975 года артист работает преподавателем во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК) на кафедре актерского мастерства. В 1981 году Баталов получил звание профессора, а с 1989 года был назначен заведующим кафедрой.

Также Алексей Владимирович известен своей активной общественной деятельностью. На протяжении многих лет он являлся членом Советского комитета защиты мира в ассоциации «Родина». В 2007 был выбран президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

На этом посту проработал до 2013 года. Также в Парижском Киноклубе «Жар-Птица» Алексей занимает должность президента.

Личная жизнь

Со своей первой женой Ириной Ротовой Алексей познакомился еще в 16 лет. Молодые полюбили друг друга и уже в столь юном возрасте хотели связать свои отношения узами брака. Однако сделать это они смогли только через 2 года. После свадьбы у молодой семьи родился первенец – дочь Надежда.

Ирина Ротова- первая жена Алексея Баталова

Одновременно с рождением Нади у Алексея начинается взлет актерской карьеры, поэтому Баталов стал перед нелегким выбором. В приоритете для молодого актера была карьера, поэтому Алексей большинство времени проводил на съемочной площадке и на семью у него времени не оставалось. Семья не смогла выдержать этих испытаний и чувства стали угасать.

Затем на съемках картины «Большая семья» актер познакомился с Гитаной Леотенко, цирковой артисткой и цыганкой по национальности. Гитана, которая была на 7 лет младше актера, очень понравилась Баталову. В 1958 Алексей решает развестись с женой, оставляя ей на воспитание трехлетнюю Надежду.

Гитана Леонтенко — вторая жена Баталова 

Отец после развода практически не общался с дочерью, сейчас он также нечасто общается со своим ребенком от первого брака, о чем, как он признался в недавнем интервью, актер очень сожалеет. Также у Баталова есть внучка Екатерина.

После развода актер начал встречаться с Гитаной, и в 1963 году пара решила пожениться. Этот брак оказался очень прочным: супруги до сих пор вместе. Единственное событие, которое омрачает счастливую семейную жизнь – болезнь дочери Марии. Девочка с рождения страдает ДЦП. Из-за этого Гитана полностью посвятила себя ребенку, оставив работу в цирке.

Алексей также отгородился от мира кино и посвящает все свое время жене и ребенку. Несмотря на болезнь, Мария Алексеевна может похвастаться многими достижениями: она состоит в Союзе писателей и пишет сценарии. «Дом на английской набережной» был снят по сценарию Марии.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

star-magazine.ru

Актер Алексей Баталов: биография, фильмография :

Уже скоро будет год, как умер актер, сыгравший Гошу в кинофильме «Москва слезам не верит» и Бориса в картине «Летят журавли». Однако биография Алексея Баталова до сих пор вызывает интерес у тысяч поклонников. Что же известно об этом талантливом человеке, его творческих достижениях и жизни за кадром?

Актер Алексей Баталов: биография и семья звезды

Человек, киногерои которого стали гордостью отечественного кинематографа, появился на свет во Владимире, произошло это в ноябре 1928 года. Из биографии Алексея Баталова следует, что он родился в творческой семье. Детские воспоминания звезды были связаны в основном с МХТ имени А. П. Чехова. Стоит ли удивляться, ведь именно в этом театре на протяжении долгих лет выступали его родители.

Какие известны факты из биографии Баталова Алексея Владимировича? Семью артиста едва ли можно назвать обыкновенной. Владимир Баталов, отец звезды, сумел прославиться как актер и режиссер. Он известен по фильмам «Двое в степи», «На дне», «Бабы», «Ночь в сентябре». Актриса Нина Ольшевская, мать Алексея, запомнилась зрителям по роли сестры Ларисы в фильме «Бесприданница».

Что еще можно рассказать о его семье? Биография Алексея Баталова свидетельствует о том, что его родители развелись, когда он был еще совсем маленьким. Будущему артисту едва исполнилось пять, когда его мать вновь вышла замуж. Отчимом Алексея стал писатель Виктор Ардов. Об этом человеке Баталов всегда отзывался с неизменной теплотой. Отчим много времени уделял пасынку, заботился о нем как о собственном сыне. Нина родила второму мужу двоих детей – Бориса и Михаила. Первый стал актером, а второй прославился в качестве писателя.

Детство

Из биографии Алексея Баталова следует, что его детство прошло в творческой атмосфере. Во-первых, ему часто доводилось бывать за кулисами МХТ имени А. П. Чехова, где работали его родители. Во-вторых, в гостях у Нины Ольшевской и Виктора Ардова постоянно бывали представители творческой элиты. Среди них были звезды отечественного кинематографа, известные писатели. В детстве Алексею довелось пообщаться с Осипом Мандельштамом, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой.

Детство Баталова внезапно закончилось в 1941 году, когда началась война. Вместе с матерью он вынужден был на время перебраться в Бугульму. Там Нина организовала небольшой театр, а сын во всем ей помогал. Именно тогда мальчик всерьез увлекся драматическим искусством, стал исполнять небольшие роли.

Образование

Биография Алексея Баталова свидетельствует о том, что стать актером он решил еще в детстве. Стоит ли удивляться, учитывая, что он вырос в творческой атмосфере. Однако Алексею трудно было поверить в свои силы, какое-то время мальчик сомневался в своем таланте.

Поддержка семьи помогла Баталову преодолеть сомнения. Будущая звезда фильма «Москва слезам не верит» с первой попытки сумел поступить в Школу-студию МХАТ. Диплом этого учебного заведения Алексей получил в 1950 году.

Театр

Театр прочно вошел в жизнь Баталова еще тогда, когда он проживал в Бугульме. Вскоре после окончания Школы-студии МХАТ Алексей влился в творческий коллектив Театра Советской армии. На его сцене артист выступал в течение трех лет, а затем перед ним распахнул свои двери МХТ имени А. П. Чехова, в котором много лет проработали его родители. В этом театре, тем не менее, Баталов также не задержался. В свободное плавание артист ушел уже в 1957 году.

Первые роли в кино

Из биографии Алексея Владимировича Баталова следует, что впервые он оказался на съемочной площадке еще в школьные годы. В 1944 году на зрительский суд была представлена картина «Зоя» Лео Арнштама. Фильм рассказывает о трагической судьбе знаменитой советской партизанки.

Следующий фильм с участием Баталова увидел свет лишь десять лет спустя. Артист исполнил роль Алексея Журбина в драме «Большая семья» Иосифа Хейфица. Фильм повествует о трех поколениях семьи потомственных судостроителей. В жизни Алексея, одного из ее представителей, наступает черная полоса. Молодой человек рвет связь с семьей, теряет работу, от него уходит любимая девушка. Однако он не опускает руки и начинает бороться за свое счастье.

Далее Алексей исполнил небольшую роль в исторической драме «Михайло Ломоносов», воплотил образ ключевого персонажа в драме «Мать». Затем Иосиф Хейфиц позвал Баталова в свой новый фильм. В картине «Дело Румянцева» артист блестяще сыграл шофера-дальнобойщика Сашу. Он создал образ интеллигентного, сильного духом человека, в котором и полюбился режиссерам. Актеру стали наперебой предлагать роли.

От безызвестности к славе

Биография Баталова Алексея Владимировича свидетельствует о том, что вкус настоящей славы он ощутил благодаря картине «Летят журавли» Михаила Калазотова. Можно с уверенностью утверждать, что именно эта лента превратила его в звезду советского кино.

Фильм, увидевший свет в 1957 году, рассказывает историю простых людей, чью жизнь перевернула война. Кто-то смог с честью выдержать испытание, а кому-то это не удалось. В центре внимания оказываются отношения парня и девушки, которые были разлучены войной навсегда. В этой картине Баталову удалось создать удивительный образ солдата, которому не суждено было вернуться с фронта. Интеллигентный, мужественный, спокойный и слегка ироничный – таков его персонаж.

Возможность закрепить успех Алексею подарила экранизация «Дама с собачкой». Сюжет фильма позаимствован из одноименного произведения Антона Павловича Чехова. Актеру нелегко далась роль Гурова. Ему пришлось приложить неимоверные усилия для того, чтобы привнести в этот образ что-то новое и интересное. Большое количество наград, которые завоевала лента, свидетельствует о том, что Баталов все сделал правильно.

«Девять дней одного года»

«Девять дней одного года» – еще один фильм, входящий в золотой фонд советского кинематографа, в котором сыграл артист. Из биографии Алексея Баталова известно, что создатели картины изначально хотели видеть именно его в главной роли. Когда работа над сценарием подошла к концу, стало известно о тяжелой болезни звезды. Свет софитов был противопоказан Баталову из-за проблем с глазами.

Создатели картины не отказались от своей идеи. Они отправили Алексею, на тот момент находившемуся в клинике, сценарий. Материал настолько понравился артисту, что тот моментально изъявил согласие участвовать в съемках. Проблемы со здоровьем не стали для Баталова препятствием.

Фильм «Девять дней одного года» рассказывает о работе физиков-ядерщиков. Вымысел тонко перекликается с реальными событиями. Баталову удалось создать образ ученого, представителя элиты 20-го века, человека мысли. Эта роль принесла ему Государственную премию РСФСР.

«Москва слезам не верит»

Биография актера Алексея Баталова свидетельствует о том, что одним из главных его достижений является роль Гоши в фильме «Москва слезам не верит». Удивительно, но многие сначала удивлялись тому, что такая яркая фигура в отечественном кинематографе собирается сниматься в мелодраме, которая на первый взгляд кажется заурядной.

Известно, что режиссер Владимир Меньшов в течение долгого времени не мог найти человека, способного создать образ Гоши. Действительно, нелегко было сыграть простого слесаря, который легко и непринужденно знакомится с женщиной в общественном транспорте. Владимир Меньшов в конце концов счел, что никто не справится с этой задачей лучше Баталова. Конечно же, мэтр оказался прав.

Драма «Москва слезам не верит» имела невероятный успех. Фильм Владимира Меньшова посмотрели миллионы зрителей. Его моментально разобрали на цитаты, что уже свидетельствует о народной любви. Интересно, что картина произвела фурор не только в нашей стране, но и за ее пределами. Драма, рассказывающая историю провинциалки, сумевшей сначала покорить Москву, а затем и встретить свою любовь, завоевала престижную премию «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».

Режиссура

Не только в качестве актера сумел заявить о себе Алексей Баталов, биография и личная жизнь которого рассматриваются в статье. Он также добился определенных успехов в роли режиссера. Впервые артист решился сесть в режиссерское кресло в 1959 году. Баталов представил на суд зрителей драму «Шинель», сюжет которой позаимствован из одноименной повести Николая Гоголя. Одинокий человек превращается в заложника мечты о вещи, обладание которой, как ему кажется, полностью изменит его жизнь.

В 1966 году Алексей Владимирович снял фильм-сказку «Три толстяка». Эта история до сих пор заставляет замирать у экранов не только детей, но и их родителей. В картине, повествующей о борьбе трудового народа против тиранов, Баталов также сыграл одну из ключевых ролей.

Третий и, к сожалению, последний фильм режиссера увидел свет в 1972 году. Речь идет о драме «Игрок», которая стала экранизацией одноименного произведения Федора Михайловича Достоевского. В центре внимания зрителей является история генерала Загорянского – человека, страдающего болезненным пристрастием к азартным играм. Герой вынужден был заложить свое имущество ради того, чтобы рассчитаться с многочисленными кредиторами. Он вынужден ждать кончины богатой тетушки, которая должна оставить ему большое наследство. Генерал не сомневается в том, что эти деньги изменят его жизнь к лучшему.

Больше Баталов в режиссерское кресло не садился. Звезда объяснял это тем, что в результате переезда из Ленинграда в столицу он лишился своей команды. Собрать новый коллектив ему так и не удалось.

Озвучка, радиоспектакли

Биография артиста Алексея Баталова свидетельствует о том, что он также увлекался озвучиванием мультфильмов. Это хобби появилось у звезды еще в 1974 году. Удивительный голос исполнителя роли Гоши можно услышать во многих мультфильмах. «Ежик в тумане», «Загадочная планета», «Ключи от времени», «Лягушка-путешественница», «Приключения пингвиненка Лоло» – лишь некоторые из них.

Также Алексей Владимирович увлекался созданием радиоспектаклей. «Ромео и Джульетта», «Герой нашего времени», «Белые ночи», «Казаки», «Поединок» – все его известные творения перечислить сложно.

Первый брак

Поклонников интересуют не только творческие достижения Алексея Баталова. Биография, личная жизнь, жена, дети – люди хотят знать все об известном артисте, к сожалению, уже покинувшем этот мир. Первая любовь звезды фильма «Москва слезам не верит» – Ирина Ротова. С ней Алексей познакомился в возрасте 16 лет, влюбился в нее с первого взгляда.

Два года спустя молодые люди сыграли свадьбу. Вскоре после вступления в брак Алексей и Ирина стали родителями. У них родилась девочка, которой дали имя Надежда. Однако союз Баталова и Ротовой долго не продержался. Отношения мужа и жены стали портиться, когда карьера Алексея пошла в гору. Артист стал все больше времени проводить на съемочной площадке. Он редко появлялся дома, что, конечно же, не нравилось его второй половине.

Второй брак

Свою вторую жену Алексей Владимирович Баталов, биография и личная жизнь которого рассматриваются в статье, встретил на съемочной площадке. Это произошло во время работы над картиной «Большая семья». С циркачкой Гитаной Леонтенко Баталов познакомился еще тогда, когда состоял в браке. Молодая цыганка произвела на артиста неизгладимое впечатление. Интерес оказался взаимным.

В 1958 году стало известно о разводе Баталова с Ириной Ротовой. В течение нескольких лет актер встречался с Гитаной, а затем сделал ей предложение, которое она приняла. Второй брак оказался счастливым в отличие от первого. Леонтенко также родила артисту дочь, девочку назвали Марией.

Дочери

Какие еще известны факты из биографии Алексея Баталова? Дети знаменитого артиста – это две его дочери Надежда и Мария. Надежда – старшая, она родилась в 1950 году. Когда Алексей развелся со своей первой женой Ириной Ротовой, он практически утратил связь и с дочерью от первого брака. Отношения между ними так и не наладились, Баталов виделся с Надеждой очень редко. В интервью он неоднократно упоминал о том, что у его старшей дочери своя жизнь, частью которой он не является. Алексей признавал, что оказался плохим отцом для нее. Известно, что Надежда Баталова не пошла по отцовским стопам. Она выбрала профессию, которая не имеет отношения к миру кинематографа.

Мария, вторая дочь Алексея, появилась на свет в 1968 году. С самого рождения она страдает детским церебральным параличом. Когда стало известно о болезни девочки, ее мать Гитана вынуждена была оставить успешную карьеру и посвятить себя заботе о ребенке. Баталов также приложил все усилия для того, чтобы дочь стала полноценным членом общества. Старания супругов оправдали себя. Мария сумела окончить сценарный факультет ВГИКа, ее приняли в Союз писателей. Дочь Алексея пишет сценарии, один из них даже был экранизирован. Также она активно занимается благотворительностью. Известно, что и сам Баталов помогал детям, страдающим церебральным параличом.

Смерть

О чем еще свидетельствует биография Алексея Владимировича Баталова? Годы жизни звезды отечественного кино – 1928-2017. В январе 2017 года исполнитель роли Гоши оказался на больничной койке. В одну из столичных клиник актер попал в результате перелома шейки бедра. В течение нескольких месяцев он оставался под наблюдением врачей. Доктора настаивали на том, чтобы он бросил курить, однако Алексей не прислушался к этой рекомендации.

В июне 2017 года Баталов покинул этот мир. Сердце талантливого актера остановилось, когда он спал. Алексею Владимировичу было 88 лет. Известие о его кончине опечалило тысячи людей. Этот человек совершил огромный вклад в развитие отечественного кинематографа, о чем свидетельствует биография Алексея Баталова. Личная жизнь звезды также сложилась удачно.

www.syl.ru

Алексей Баталов — биография, личная жизнь, дети (фото)

Алексей Баталов – известная личность советского времени. Прочитав нашу статью, вы ознакомитесь с его биографией, личной жизнью, детьми (фото). Это будет интересное путешествие!

Среди созвездия советских артистов Алексей Баталов запомнился публике своим мужественным образом. Его талантливые труды в качестве сценариста, актера, художника, автора эпистолярного жанра и режиссера стали примерами для молодых последователей. Помимо звания гениального артиста, Баталов приобрел репутацию талантливого преподавателя. Таким способом он реализовал свою потребность передавать свои знания и опыт новому поколению.

Алексей Баталов в молодости: фото

Детские годы Алексея Баталова

Родился известный актер в городе Владимире 20 ноября 1928 года. Его родители принадлежали к творческой интеллигенции и работали во МХАТе. Это обусловило особый трепет героя перед всем, что касалось театра. Среди родственников были и другие творческие люди. Известными актерами того времени были брат отца Николай и его супруга О. Андровская. Когда Алексей был еще ребенком, его родители – В. Баталов и Н. Ольшевская развелись, а трехлетний мальчик остался с матерью. Вскоре его мама надела кольцо во второй раз. Отчимом Алексея стал труженик эпистолярного жанра В. Ардов.

Сам Баталов тепло упоминает о новом муже матери. Отчим относился к пасынку, как к кровному ребенку и воспитывал из него высокоморальную личность.

Семья Алексея Баталова

На биографию Алексей Баталова повлияла личная жизнь мамы и дети на многочисленных фото, приходящиеся Алексею братьями.

Культурный рост ребенка обеспечили многочисленные именитые гости родителей: Анна Ахматова, Илья Ильф, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Евгений Петров. В архиве семьи можно найти немало фотографических свидетельств общения будущего великого актера с богемой того времени.

Алексей Баталов и Евгений Леонов

Детство актера сложно назвать безоблачным, но пришедшая в 1941 году война, заставила мальчика повзрослеть окончательно. Алексей с матерью был перевезен в Бугульму. И здесь театральный дух не покинул семейство. Мать актера создала свой мини-театр. В свои 14 лет мальчик с удовольствием помогал матери в организационных делах, а со временем ему стали доверять эпизодические роли. Так началось становление Баталова, как актера.

Профессиональное становление и образование Алексея Баталова

Благодаря популярности биография и личная жизнь Баталова Алексея Владимировича заинтересовали широкую общественность. Но когда-то он был просто ребенком, волею случая родившимся и выросшим в окружении известных артистов и писателей. Профессия Алексея предопределилась сама собой. Возвышенность представителей ближайшего круга людей не являлась гарантией таланта, но мальчику повезло и в нем горела заветная искра с младенчества.

После войны герой возвратился в столицу, где окончил школу. Он продолжил учебу во МХАТе и по окончании на протяжении трех лет состоял в театре Советской Армии. Первая роль досталась Алексею Владимировичу в 1944 году. Тогда он появился на телевизионном экране, еще будучи учеником. Он принял участие в киноленте Лео Арнштама «Зоя». Сюжет повествовал о судьбе известной героини войны Космодемьянской.

Алексей Баталов закончил МХАТ

Дальше биография и личная жизнь Алексея Баталова не развиваются столь стремительно. Следующую роль пришлось ждать целое десятилетие. Покинув Армейский театр, Баталов поучаствовал в работе И. Хейфица «Большая семья». Здесь он предстал перед зрителем в роли рабочего. Впоследствии режиссер приглашает героя на роли еще в нескольких своих фильмах. Судя по фильмографии актера, это сотрудничество можно считать продуктивным.

Кадры из фильма «Большая семья»

В 1957 году в прокат вышла драматическая кинокартина «Летят журавли». Ее появление на Канском фестивале вызвало бурю положительных комментариев. Результатом стала первая премия и Золотая пальмовая ветвь. Партнершей Баталова по фильму стала Татьяна Самойлова. Военная мелодрама сделала Баталова звездой кино того времени и значительно увеличила армию его поклонников.

Кадры из фильма «Летят журавли»

В образе Гурова из творения А.П.Чехова «Дама с собачкой» Баталов был великолепен. Кинолента снискала похвалы самых известных критиков того времени и удостоилась массы наград. Эта экранизация повести была признана наиболее удачной.

Алексей Баталов: личная жизнь актера

Личная жизнь и первая жена, как и биография Алексея Баталова, интересуют широкую публику. Брак актера случился в 16 лет. Столь ранняя женитьба послужила причиной недолговечности брака. Невестой героя стала дочь живописца Константина Ротова, знакомая Баталову с детских лет. Алексей Владимирович считает, что причиной брака стала не любовь, а детская привязанность и дружба, проверенная годами. Кроме того, актер, наделенный природной стеснительностью, редко общался с противоположным полом. Ирина стала исключением. Так в личной жизни актера Алексея Баталова появилась жена в столь юном возрасте.

Ирина Ротова — первая жена Алексея Баталова

У Алексея Баталова и Ирины Ротовой родилась дочка Надежда. Навалившаяся популярность и стремительный карьерный рост не позволяли мужу и отцу проводить достаточно времени дома. Как следствие, через 3 года состоялся вполне предсказуемый развод. Алексей Баталов и его дочь не общаются, что ясно из биографии, описаний личной жизни и его фото в публичном доступе. Сам артист откровенно признает, что считает себя ужасным отцом для Надежды, что и послужило причиной прохладных отношений с бывшей семьей. Несколько лет назад появились публикации о том, что все свое имущество актер завещал жене и младшей дочери. На возмущенные замечания Алексей Владимирович ответил тем, что у Надежды своя жизнь и что он в ней не участвует. Встречи со старшей дочерью – это редкость, происходят они не чаще раза в год.

Вторая жена Баталова была цирковой наездницей с 4-х лет. Гитана Леонтенко поразила актера виртуозным исполнением номера. После продолжительного периода мимолетных встреч влюбленные решили сочетаться браком, что и произошло в 1963 году. Таким образом, в биографии и личной жизни Алексея Баталова появились еще дети.

Гитана завершила свою карьеру и полностью ушла в заботу о ребенке. Вскоре и сам отец сократил круг своего общения и старался все свободное время проводить с семьей.

Гитана Леонтенко — вторая жена Алексея Баталова

Повышенная забота о младшей дочери принесла результаты. Она смогла стать полноценным членом общества. Сам Алексей Баталов является почетным членом правления организации, помогающей инвалидам с ДЦП. Мария Алексеевна активно участвует в жизни детей-инвалидов, что стало в личной жизни и биографии Алексея Баталова важным фактом. Поскольку это свидетельствует о том, что все его усилия не пропали даром. Мария выучилась во ВГИКе на сценариста, написала книгу, создала сценарий, по которому был снят фильм. После чего она стала членом Союза писателей.

Вехи в карьере актера

Многогранность личности Алексея Баталова не давала ему удержаться в рамках одной профессии. В начале 60-х годов успешный актер решил попробовать себя в роли режиссера. В его список вошли:

  • 1959 год – «Шинель»;
  • 1966 год – «Три толстяка»;
  • 1972 год – «Игрок».

Наиболее яркой и запоминающейся была кинолента «Три толстяка». В ней герой выступил в качестве актера и режиссера одновременно. Создатель с предельным вниманием отнесся к репликам актеров. Кроме того, фильм насыщен трюками, выполненными без страховочного оборудования. Баталов предстал перед зрителями в образе канатоходца. Он сам выполнил очень опасный трюк, чем привел окружающих в восторг.

Кадры из фильма «Три толстяка»

Отдельную нишу в карьере героя занимают радиопостановки. Его голосом озвучены известные радиоспектакли: «Герой нашего времени», «Казаки», «Ромео и Джульетта» и прочие. В 1974 году Баталов увлекся озвучиванием мультипликации. Теперь его баритоном заговорили герои мультфильмов «Лягушка-путешественница», «Ежик в тумане», «Ключи времени».

Преподавательская деятельность известного актера берет начало с 1975 года. Он начал работать во ВГИКе, а в 1980 году удостоился звания профессора. В этот период он был главой кафедры ВУЗа. Также Баталов продолжительный период был худ. руководителем факультета актерского мастерства этого учебного заведения.

Алексей Баталов в 1980 году удостоился звания профессора во ВГИКе

Кинофильм «Москва слезам не верит», снятый в 1979 году, стал триумфом героя. Реплики персонажей превратились в крылатые фразы. Никто не ожидал такого успеха от среднестатистической мелодрамы, которых в то время было очень много на экранах. Владимир Меньшов, будучи режиссером картины, тщательно прослушивал актеров и выбирал главного героя с особым пристрастием. Из многочисленных соискателей всем критериям соответствовал лишь Баталов. Роль слесаря, беззастенчиво знакомящегося в электричке с понравившейся женщиной, пришлась к лицу актеру. Его характер и привычки слились с образом Гоши, который сумел влюбить в себя дам всего Союза. Любой перекос в интонации или мимике сделали бы из открытого работяги обыкновенного хама. Кинокартина снова покорила зарубежную публику и через 35 лет получила премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». На этом этапе в гениальности картины уже никто не сомневался.

Кадры из фильма «Москва слезам не верит»

Вскоре карьера Баталова в кино потеряла свою насыщенность. Он полностью отдался преподаванию и озвучиванию мультипликационных фильмов. Из поздних его работ в качестве актера можно назвать киноленты:

  • «Скорость»;
  • «Полтергейст-90»;
  • «Зонтик для новобрачных».

Достижения, награды, признание…

Конечно, биография, личная жизнь и фото детей Алексея Баталова вызывают огромный интерес публики. Но его заслуги в основной деятельности все же выходят на первый план.

Алексей Владимирович стал почетным представителем благотворительного фонда, созданного для заботы о детях, больных церебральным параличом. Также он находится в составе попечительского совета Марфо-Мариинского общества на благотворительных началах.

Алексей Баталов создал благотворительный фонд для больных детей

Баталов долго занимал должность секретаря руководящего органа Союза Кинематографистов. Он был членом Комитета по защите мира и тому подобных фондов и ассоциаций. На протяжении 6-ти лет актер находился на должности руководителя Академии «Ника».

Сейчас Баталов создает сценарии, стихотворения и сказки. Его увлечением до сих пор является живопись. Первая книга Баталова «Судьба и ремесло» увидела свет в 1984 году. Кроме этого, он написал книгу «Диалоги в антракте», стал автором главы в издании «Легендарная Ордынка».

Первая книга Баталова «Судьба и ремесло»

Участие этого человека в культурной жизни общества оценено огромным количеством всевозможных наград. Среди них Гос. премия РСФСР, премией Ленинского комсомола.

Алексей Баталов является Народным артистом СССР и Героем Социалистического труда. Он награжден Госпремией СССР и Госпремией Российской Федерации. В коллекции артиста 2 ленинских ордена, Славянский орден культуры «Кирилла и Мефодия», орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени; премии «Юнона», «Кинотавра», Президента Российской Федерации и многое другое. Также наградами отмечена его благотворительная и литературная деятельность.

20 ноября актеру исполнится 89 лет. Биография Алексея Баталова, его личная жизнь и фото и сейчас интересны зрителям.

С 1991 года он не принял ни одного приглашения быть задействованным в кино, объяснив это тем, что он не чувствует ни одного из предложенных ему героев. В этом году на долю Баталова выпали новые испытания: он сломал шейку бедра. Проведенные операции позволили восстановить функции костей. Для полного выздоровления врачи рекомендуют актеру отказаться от курения и поберечь сосуды.

А. В. Баталов попал в больницу с переломом шейки бедра

Но он по-прежнему остается открытым и светлым человеком, чрезвычайно похожим на каждого из своих героев. Он глубоко убежден, что каждый персонаж должен учить людей высокоморальным принципам жизни.

Эти качества сделали Баталова одним из любимейших актеров страны. Сейчас он погружен в написание своих мемуаров, которые будут занимательными для истинных поклонников такого яркого и неординарного таланта.

Материал подготовлен редакцией сайта diwis.ru

diwis.ru


Смотрите также