Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Алесь адамович биография и творчество


Алесь Адамович (1927–1994)

Человек европейского масштаба

Писатель-гуманист, критик, ученый, киносценарист, публицист, общественный деятель, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук БССР. Он вошел в историю белорусской литературы как автор произведений о войне. Ум и совесть писателя-гуманиста не могли согласиться с предначертанной от начала обреченностью рода человеческого. На самом краю пропасти, в которую по инерции истории уходил свет, он искал слова, способные пробудить людей для активных действий, для упрямого сопротивления судьбе. 

Как говорил о нем Василь Быков, «Алесь Адамович воплощает в себе генофонд нашей горемычной и возвышенной нации».

Творческая биография

Родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Копыльского района Минской области в семье врача. С 1928 семья жила в поселке Глуша на Бобруйщине. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 был связным в партизанском отряде, а потом и бойцом. Эти события не просто оставили след в душе, но и подтолкнули позже к созданию ряда блестящих художественных произведений. Из-под пера писателя вышли: дилогия «Партизаны» («Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой»), «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни» (совместно с Янкой Брылем и Владимиром Колесником), «Каратели», «Блокадная книга» (совместно с Даниилом Граниным).

В 1944 уехал на Алтай, закончил Лениногорский горно-металлургический техникум. После войны вернулся в Беларусь, поступил в Белорусский государственный университет, окончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы имени Янки Купалы, защитил докторскую диссертацию. В 1962-1966 годах жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ имени Михаила Ломоносова. Затем вернулся в Минск и продолжил работу в Институте литературы. 

Жил и работал в Минске с 1967 по 1994 год. Член Союза писателей СССР, Союза журналистов СССР и Союза кинематографистов, в 1980–90-е занимал пост директора Всесоюзного НИИ кинематографии, сопредседателя Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля». В 1993 году подписал «Письмо 42-х». 

26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном Суде России с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда Алесь Адамович умер от второго инфаркта. Похоронен в городском поселке Глуша Бобруйского района Могилевской области. 

Творческое наследие

Его произведения о войне, переведенные на 21 язык, не оставили равнодушным никого в цивилизованном мире. При просмотре художественного фильма «Иди и смотри», поставленного и снятого по мотивам «Хатынской повести» совместно с известным российским кинорежиссером Элемом Климовым, над документальной книгой-исповедью «Я из огненной деревни» были пролиты реки слез    сопереживания и боли.

«Хатынская повесть» – это ответ теоретикам современной литературы, которые утверждали, что «художественная литература невозможна после Освенцимов». Белорусский прозаик, кажется, сознательно вступил в соревнование с историческими документами и воспоминаниями очевидцев, демонстрируя возможности литературного слова передавать накал событий времен войны, невыносимую боль белорусских женщин и детей, которые пережили собственную гибель и стараются отыскать слова, адекватные пережитому ими.

После пришла идея создать документальную книгу народной памяти, и на протяжении 1970–1973 гг. Адамович, Брыль и Колесник объехали с магнитофоном и фотоаппаратом всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, записали более трехсот свидетельств массовых уничтожений людей.

Для Алеся Адамовича война продолжалась и в мирные годы. Война с власть предержащими за правду, за права человека, за открытость информации для народа. Его ненавидели за твердость позиций, светлый ум и правдивость, преследовали за убеждения.

В застойные советские годы он не только комментировал произведения белорусской литературы, но и возвышал их до европейского уровня как философ, который в своих исследованиях не боялся поднимать наиболее острые вопросы.

Задолго до Чернобыльской катастрофы его волновала тема атома. Еще в 1981 году он написал: «На планете нет надписи на какой-то двери: «Запасный выход». Некуда бежать будет в случаях ядерного пожара». Одним из первых на Земле белорусский писатель осознал возможность гибели человечества и бил в колокола.

Трагедию Чернобыля для Беларуси Адамович ставил в «адскую цепочку» с Куропатами и Хатынью. «Виновников Чернобыля надо судить, – писал он. – Ведь если не остановить эту безответственность, эту круговую поруку и большую ложь на всех уровнях, мы не спасемся и от Чернобыля, и от неизбежных новых катастроф». Адамович прекрасно понимал: не будет суда – в сознании людей ничего не изменится. 

В 1987 году Алесь Адамович закончил сценарий «…Имя сей звезде Чернобыль» для художественного фильма, режиссером которого должен был стать знаменитый американец Стэнли Крамер. Сценарий уже был одобрен  кинокомпанией Columbia Pictures. Жаль, что Крамер не смог снимать картину по личным причинам, ведь тогда мог получиться эпохальный фильм, который бы донес до человечества масштаб аварии и беду белорусского народа.

Память 

Уже давно на глушанской земле существует традиция: в день рождения писателя Алеся Адамовича проводить мероприятия в его память. Здесь же, в Глуше, планируется организовать Музей военной летописи «Война под крышами».

belarusfacts.by

«Человек мира» Алесь Адамович

«Войну может остановить только один человек.

 И этот человек – ты».

А. Адамович

3 сентября 1927 года родился Алесь (Александр Михайлович) Адамович — прозаик, критик, литературовед, публицист, общественный деятель.

Преклоняюсь и безмерно уважаю этого человека за его творчество и жизнь, которые слились для меня в единое понятие – подвиг! И жизнь, и творчество он посвятил одной цели – «Воевать с войной!»

Поэтому так актуально звучат слова Л.И. Лазарева из очерка о творчестве А. М. Адамовича «Когда воюет народ»: «Вовсе непраздное любопытство, как иногда считают, вызывает у большинства читателей интерес к биографии писателя: они ищут жизненные истоки понравившейся книги, стараются понять, что из пережитого автором и как «отстоялось словом», их, естественно, привлекают взаимоотношения внутри вечного для искусства «треугольника»: жизнь — художник — книга». Штрихи биографии. Участник Великой Отечественной войны, в возрасте 15 лет ушел в партизанский отряд; в 1950 г. окончил филологический факультет Белорусского государственного университета; доктор филологических наук (1963), профессор; в 1964 г. окончил Высшие сценарные курсы (мастерская Е. Габриловича); с 1954 г. работал в Институте литературы имени Янки Купала; в конце 60-х годов читал курс белорусской литературы в МГУ, был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо против писателей А. Синявского и Ю. Даниеля; с 1962 по 1964 гг. преподавал белорусскую литературу на кафедре литературы народов СССР в МГУ; с 1980 г. — член-корреспондент Белорусской Академии наук.

В ночь, когда взорвался реактор на Чернобыльской АЭС, Адамович летел на самолете на юг, в санаторий Железноводска. Стал искать возможность разрушить стену секретности вокруг Чернобыля, опрашивал ученых-физиков, медиков Минска и Москвы о возможных последствиях катастрофы. После этого написал письмо М. С. Горбачеву, тогдашнему генсеку КПСС, чтобы донести до него и мировой общественности истинные масштабы бедствия, постигшего Беларусь. Появилась реальная возможность влиять на ход событий. Белорусское партийное руководство вместо того чтоб использовать должным образом интеллектуальный потенциал и организаторские способности Алеся Адамовича, организовало в печати обструкцию, обвинив его в пацифизме, паникерстве, святотатстве и кликушестве. В итоге он был вынужден покинуть Минск и переехать на работу в Москву, где осенью 1987 года был избран директором Всесоюзного НИИ киноискусства.

С 1989 по 1992 гг. — сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля», с 1989 по 1994 гг. — сопредседатель общества «Мемориал».

Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1976, «Хатынская повесть»), лауреат литературной премии Министерства обороны СССР; награжден орденами Трудового Красного Знамени (1987) и «Знак Почета» (1977); золотой медалью им. А. Фадеева (1983, «Блокадная книга»); медалью «Партизан Отечественной войны» II степени (1946); орденом Отечественной войны II степени (1985); в октябре 1993 г. подписал заявление 43 литераторов в поддержку Президента Ельцина, 1 ноября был включен в Комиссию по правам человека при Президенте РФ.

Литературную деятельность начал в 1948 г. Автор многих романов, повестей, таких как «Партизаны», «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», «Хатынская повесть» сценариев «Иди и смотри», «Я из огненной деревни», «Каратели, или Жизнеописание гипербореев», «Блокадная книга» (совм. с Д. Граниным) и др. В 1983 г. издано Собрание сочинений в 4-х томах. Произведения Адамовича переведены на 21 язык.

И все это всего за неполных 67 лет!

Все это говорит о том, что Алесь Адамович был незаурядным человеком.

Люди с памятью и совестью должны напомнить, особенно молодому поколению, об Алесе Адамовиче. И молодые могут спросить: «А каким он был?»

Вспоминает Василь Быков: «Адамович обладал удивительно нежной, застенчиво-деликатной душой, может, боясь в том признаться самому себе. Но он был человеком без расчёта, без перестраховки и, казалось, без чувства страха и боли. Всю жизнь его снедала великая тревога за человечество, над которым роковой глыбой нависал то фашизм, то коммунизм, одинаково отвратительные для его свободолюбивой натуры».

Друживший с писателем не одно десятилетие Лазарь Ильич Лазарев: «Улыбка - иногда ироническая, а гораздо чаще застенчивая, девичий румянец на щеках, вежливость и деликатность - на тех, кто впервые с ним сталкивался, Адамович производил впечатление человека мягкого, покладистого. Таким он и был. Но я не знал человека более твердого и неуступчивого в принципиальных вопросах. И более бесстрашного. Мне кажется, бесстрашие вообще было главным свойством его личности. Наверное, истоком бесстрашия была партизанская юность - и шестнадцати не исполнилось, когда ушел в партизанский отряд. Но это тот очень редкий случай (разве не встречались каждому из нас и вовсе не в порядке исключения люди, не праздновавшие труса на фронте, а в мирной жизни смертельно боявшиеся директора, партбюро, кадровиков, приходившие в ужас от свободной мысли, свободного слова), когда человеку - таким и был Адамович - было дано самого разного вида бесстрашие…» (Записки пожилого человека, с. 60 -63).

Сам Адамович однажды сказал, что Моисей был забывчив: Господь дал ему 11 заповедей, а он запомнил лишь десять. Одиннадцатая звучит так: «Не бойся!».

К выбранной миссии – воевать против войны – писатель отнесся очень серьезно. Он долго и тщательно обдумывал метод и призвание какой-то особой «сверхлитературы», которая подобно крику ужаса должна остановить уже занесенный над человечеством страшный ядерный меч, только ей это по силам. Он понимал, что обычные литературные приемы не достойны кощунственных военных преступлений, пришло время прозы документальной, надо собирать показания свидетелей, которые страшнее, чем может выдумать любое воображение.

Вот так родилась его идея, новая документальная проза – магнитофонная литература.

Не было компьютеров, не было диктофонов. Адамович, Брыль, Колесник, авторы повести «Я из огненной деревни…», обходили деревни пешком, таская за собой тяжеленую технику, а позже используя радиорепортеры. Адамович не раз рассказывал о том, как его отговаривали друзья. Что, мол, в этой черной работе может быть привлекательного для большого писателя? «Чем проще человек, чем бесхитростнее, тем больше помнит, что почувствовал, что подумал…», – говорил Адамович.

Предельно сохраняя как самую дорогую драгоценность просторечия, писатели не разъясняли диалекты. Сердце прочитает…

В одном из выступлений Адамович проницательно заметил: «Толстой в «Войне и мире» рассказал, как просто умирали люди на войне, в «Тихом Доне», вобравшем кровавый опыт первой мировой и гражданской войн, изображается, как безобразно просто погибали люди, последняя наша война заставила литературу говорить о том, как безобразно просто убивали люди. В этом пафос и книги «Я из огненной деревни», и «Хатынской повести», и «Карателей». И, наверное, самое страшное в «Карателях» - вполне обыкновенные люди (не садисты, без патологических отклонений в психике), оказавшиеся в силу разных обстоятельств, нередко не по своей воле, в особой эсэсовской карательной команде Дирлевангера, начинают относиться к убийству, уничтожению безоружных мирных жителей как к обыденной, рутинной работе.

Алесь Адамович пережил партизанский опыт подростком и никогда не избавился от ужаса, который тогда поселился в его душе.

Прикосновение к военной теме, пережитому было просто мучительно для автора, сомневающемуся в способности ярко, достоверно передать звуки, запахи, биения сердца войны, как живого существа. Поэтому после первой своей автобиографической дилогии «Война под крышами», он не прикасался к теме еще шесть лет. А «Хатынскую повесть» писал в три приема – начал в 1965, продолжил в 1968 и закончил только в 1971! Она действительно и писалась мучительно, и, несмотря на свой сравнительно незначительный объем, читается очень не сразу и очень тяжело – от нее пахнет дымом и порохом, а еще смертью. Её не даром называют книгой-памятником, она вобрала в себя не только память народную, но и его благородный гнев.

31 год назад на экраны вышел фильм «Иди и смотри» по «Хатынской повести» Алеся Адамовича. Лента получила Гран-при Московского международного кинофестиваля и с триумфом прошла в мировом прокате. Только в СССР её посмотрели десятки миллионов человек. За рубежом фильм показался настолько шокирующим, что во время сеансов у кинотеатров дежурили кареты «скорой помощи», увозя слишком впечатлительных зрителей.

«Иди и смотри» стал последним фильмом Элема Климова. И, уверены многие, самым сильным. «Я считаю его лучшим у Климова, – признаётся режиссёр Карен Шахназаров. – Сегодня его почти не показывают, а именно сегодня нужно показывать. Чтобы помнить, что могло бы быть сотворено с Россией». «Климов сделал картину, которая не будет забыта», – говорит режиссёр Александр Сокуров. – Когда я смотрел “Иди и смотри”, думал: всё, это сделано на пределе возможностей человека, дальше уже нет пути. Неслучайно он стал последним фильмом Климова».

Первоначальное название (имевшее, кстати, более глубокий смысл: убейте Гитлера в себе!) «сохранилось» в потрясающих финальных кадрах: исстрадавшийся, едва не потерявший рассудок мальчик Флёра исступлённо стреляет, стреляет в портреты фюрера, которые, словно на экране, всплывают на растёкшейся на земле луже. И замирает, дрожа, с винтовкой в руке над фото младенца, сидящего на коленях у молодой матери…

Климов объяснял своё решение так: «Наш герой мог сломаться, сойти с ума, мог стать жёстким, возненавидеть весь свет, вызвериться. Адамович мне рассказывал, что в одном партизанском отряде был мальчик лет двенадцати, который умолял, чтобы осуждённых на смерть немцев отдавали ему. Ему отдавали. Он их не расстреливал, а рубил головы на пеньке. В результате партизаны его так возненавидели, что сами же и пристрелили. Но заповедь «Не убий» нельзя преступать. Ни за что не убий – иначе как ты потом будешь жить? Однако с этой заповедью многие-многие когда-то разминулись…». (М. Мурзина. «Содрать коросту с оплывших жиром душ»)

«Блокадная книга» – следующее потрясение для читателей. На издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет. Впервые часть её была напечатана с купюрами в 1977 году в журнале «Новый мир», а в Ленинграде книга вышла только в 1984 году после смены партийного руководства города и переезда Г. Романова в Москву. «Блокадная книга» — суровая книга правды о блокадном Ленинграде. Ее страницы — ожившие воспоминания блокадников о муках и страданиях в осажденном городе, о голоде, смерти и жажде жизни. Героизм и мужество, слава и бессмертие ленинградцев, выстоявших в нечеловеческих условиях и защитивших свое достоинство, свой город, спустя полвека поражают умы и сердца людей, живущих на Земле. «Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений», — писал Д. Гранин. Читать книгу тяжело, но хотелось бы, чтобы это сделал каждый...

«Блокадная книга» заканчивается такими словами:

«…Мы завершили свою долгую работу со странным чувством, все с тем же неотступным вопросом: зачем, ради чего оживили мы этих давно ушедших людей, их давние муки и боль? Мы много раз отвечали себе на этот вопрос и до конца все же не знали ответа, но в одном мы утвердились: это надо было сделать. Все это было, и живущие люди должны об этом знать».

«Последняя пастораль» – первая в мире повесть о Чернобыле и ядерной войне и, пожалуй, самая поэтичная, самая лучшая… Стоит под горой ядерного взрыва женщина с животом в целый земной шар и верит, что Сын родится!..

Не буду перечислять все книги А. Адамовича, все они глубоки и значительны, как и его поступки. Это книги не для каждодневного чтения. Возможно не каждый прочтет их сразу на одном дыхании, но прочесть надо. Поэтому совершенно согласна с В. Аверьяновым с его идеей, звучащей в названии статьи «Убей Гитлера! Сделайте детям прививку от фашизма» книгами А. Адамовича! (http://maxpark.com/community/politic/content/3184260)

Все, что делал в жизни А. М. Адамович, было масштабно и значимо. Он видел, чувствовал, проживал самые болезненные страницы нашей истории настолько глубоко и пронзительно, что становился уже не просто литератором и публицистом, а человеком, про которого принято говорить «совесть нации».

Если вас гложет сомнения в актуальности творчества А. Адамовича и его заветов нам, посмотрите сегодня внимательно «Новости». Что происходит в Украине, Сирии других районах мира?

Советуем прочитать о писателе:

Быков Д. Один. Сто ночей с читателем. 2017 или лекция - https://tvrain.ru/lite/teleshow/sto_lektsij_s_dmitriem_bykovym/hatynskaya_povest-431855/

Конецкий В. У каждого был свой спаситель // Дружба народов. 1980. №5;

Шубин Л. Боль и память // Литературное обозрение. 1982. №12;

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

Терновский А.В. Книги о войне и мире // литература в школе. 1985. №2;

Лисовский И. Дыхание зверя // Литературное обозрение. 1939. №7;

Гранин Д. Послесловие к недописанной части исповеди А. Адамовича «Сидели мы на крыше...» // Дружба народов. 1995. №1;

Гранин Д. Друг мой Алесь. Из воспоминаний об А. Адамовиче // Вопросы литературы 1995. Вып.1;

Лазарев Л. Без страха и упрека: Вспоминая и перечитывая А. Адамовича // Знамя. 1995. №6:

Давыдов Ю.В. Нежность // Дружба народов. 1996. №3;

Перуанская В. Вспоминая Алеся Адамовича, и не только его... // Вопросы литературы. 1997. №6.

vokrugknig.blogspot.com

Алесь Адамович - биография, список книг, отзывы читателей

Алесь Михайлович Адамович дата рождения: 3 сентября 1927 г. место рождения: деревня Конюхи Слуцкого района Минской области дата смерти: 26 января 1994 г. жанры: советская литература , книги о войне

Родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Слуцкого района Минской области в семье врачей. Во время Великой Отечественной войны воевал в партизанском отряде. Учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950), аспирантуру (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (1964).

В 1954—1962 и 1967—1987 работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (с 1976 — заведующий сектором). В 1962—1966 преподавал в МГУ, был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского. В 1987—1994 — директор Всесоюзного НИИ кинематографии. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда он умер от второго инфаркта. Похоронен в городском посёлке Глуша Бобруйского района Могилевской области.

Блокадная книга •

...а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта, да и многими иными сокровищами культуры... что кто–то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей?

Блокадная книга •

Цепко держалась иллюзия ... что-скоро каким-то чудесным образом «все станет на место». Психологическое состояние неожиданности растянулось на месяцы. Хотя, казалось бы, это состояние моментальное.Неожиданность — длилась.

Блокадная книга •

...стоило человеку получить чуть больше тепла, света, как чувства его с невероятной остротой начинали воспринимать простые радости: солнце, небо, краски.

Блокадная книга •

Человек никогда не удовлетворяется настоящим. Ему надо еще хоть самое мизерное улучшение, что-то новое в будущем.

• Все цитаты Алесь Адамович →

Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

readly.ru

Адамович, Алесь - это... Что такое Адамович, Алесь?

Алекса́ндр (Але́сь) Миха́йлович Адамо́вич (белор. Аляксандр (Алесь) Міхайлавіч Адамовіч; 3 сентября 1927, деревня Конюхи, Копыльский район, Минская область — 26 января 1994, Москва) — русский и белорусский советский писатель, сценарист, литературовед, доктор филологических наук (1962), профессор (1971), член-корреспондент АН БССР (1980).[1]

Биография

Родился в семье врачей 3 сентября 1927 года. Мать во время Великой Отечественной войны, спасая сына от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения. Во время оккупации воевал в партизанском отряде.

Учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950)[1], аспирантуру (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров (1964).

В 1954—1962 и 1967—1987 работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (с 1976 — заведующий сектором). Доктор филологических наук (1962). В 1962—1966 преподавал в МГУ, был отстранён от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского. В 1987—1994 — директор Всесоюзного НИИ кинематографии[2].

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном Суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда он умер от второго инфаркта. Похоронен в городском посёлке Глуша Бобруйского района Могилёвской области.

Произведения

Печатался как критик (с 1953), прозаик (с 1960) и публицист. Произведения Адамовича переведены на 21 язык.

Художественная проза

  • «Партизаны», роман-дилогия (часть 1 — «Война под крышами», 1960; часть 2 — «Сыновья уходят в бой», 1963)
  • «Последний отпуск» (1969), повесть из жизни советской научной интеллигенции
  • «Я из огненной деревни» (1977; совместно с Я. Брылем и В. Колесником), повесть
  • «Хатынская повесть» (1971)
  • «Каратели, или Жизнеописание гипербореев» (1980), повесть
  • «Блокадная книга» (1977—1981; совместно с Д. Граниным). На издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет. Впервые часть её была напечатана с купюрами в 1977 году в журнале «Новый мир», а в Ленинграде книга вышла только в 1984 году после смены партийного руководства города и переезда Г.Романова в Москву.
  • «Последняя пастораль» (1987), антивоенная лирико-драматическая повесть-предостережение

Сценарист

Литературоведческие книги

  • «Путь к мастерству. Становление художественного стиля К. Чорного» (Минск, 1958; на белорусском языке)
  • «Культура творчества» (1959)
  • «Становление жанра. Белорусский роман» (1960)
  • «Масштабность прозы» (1972)
  • «Горизонты белорусской прозы» (1974)
  • «Издали и вблизи» (1976)
  • «Литература, мы и время» (1979)
  • «Ничего важнее. Современные проблемы военной прозы» (М.: «Сов. писатель», 1985; Минск: «Наука и техника», 1987)
  • «Выбери — жизнь» Литературная критика, публицистика. (Минск: «Мастацкая літаратура», 1986)
  • «Литература и проблемы века» (М.: «Знание», 1986)
  • «Додумывать до конца. Литература и тревоги века» (М.: «Сов. писатель», 1988)
  • «Отвоевались!» Статьи, выступления. (М.: «Молодая гвардия», 1990)

Сборники произведений

  • Избранные произведения. В 2 тт. (Минск, 1977)
  • «Vixi (Я прожил)» Повести, воспоминания, размышления. (М.: «Материк», 1994)
  • Собрание сочинений в 4 тт. (Минск, 1981—1983)
  • «Прожито» Автобиографические рассказы, повесть. (М.: «Слово», 2001)

Неоднократно печатался в «Литературной газете», газете «Московские новости», журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Грани».

Общественная деятельность

Творческие союзы:

Заместитель председателя Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО (1987).

Входил в редколлегии журналов «Неман», «Феникс — ХХ», общественный редсовета альманаха «Детектив и политика».

Общественно-политическая деятельность

В 1989—1991 — народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу.

Активно поддерживал создание Белорусского народного фронта[3] и его инициативы[4].

Был сопредседателем общественного совета историко-просветительного общества «Мемориал» (с 1989), членом бюро клуба «Московская трибуна» (с 1989), членом Координационного совета движения «Апрель» (с 1990).

В 1989—1992 — Сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля».

Подписал «Письмо 42-х».

Награды

Премии
  • Премия Министерства обороны СССР (1974, за «Хатынскую повесть»)
  • Государственной премии БССР им. Якуба Коласа (1976, за «Хатынскую повесть»)
  • Премия журнала «Дружба народов» (1972)
  • Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1983, за «Блокадную книгу»)
  • «За честь и мужество таланта» (1997; посмертно).

Примечания

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Азадовский Р. Адамович Алесь Михайлович // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. — Т. I. — СПб.., Сеанс, 2001.
  • Биография и фильмография в «Энциклопедии отечественного кино».  (Проверено 26 октября 2010).
  • Биография и публикации в «Журнальном зале».  (Проверено 26 октября 2010).
  • Биография.  (Проверено 26 октября 2010).
  • Алесь Адамович в базе данных «История белорусской науки в лицах» Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН Беларуси.  (Проверено 19 сентября 2012).

dic.academic.ru

Биографии

Член-корреспондент АН БССР (1980), доктор филологических наук (1962), профессор (1971). Член Союза писателей СССР с1957 . Член Союза журналистов СССР с 1967. Член Союза кинематографистов СССР с 1977. Лауреат Государственной премии БССР им. Якуба Коласа (1976), премии Министерства обороны СССР (1974) — за книгу «Хатынская повесть». Писал прозу, научные и критические статьи, публицистику — на белорусском и русском языках. Родился в семье служащих З сентября 1927 года (паспортная дата). А на самом деле —3 августа 1926 года: мать в войну, спасая сына от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения. Родился в деревне Конюхи, Копыльского района, Минской области. «Самое таинственное, легендарное место в моей биографии — эти самые Конюхи, в них я родился… Я ничего из конюховской жизни не помню…» Учась на врача, его отец — Адамович Михаил Иосифович (1902 года рождения, деревня Рачень Слуцкого района) в студенческие каникулы подрабатывал в Копыльском Доме отдыха. После же окончания медицинского факультета Белорусского государственного университета, (поступил туда в 1923 году), был направлен в 1928 году на постоянную работу в поселок Глуша (Бобруйский район, Могилевская область). Переехал туда вместе с женой — Анной Митрофановной (1904 года рождения, деревня Заболотье Любанского района, в 1935-1936 гг. окончила Могилевсую фармацевтическую школу) и сыновьями: Евгением (1924 года рождения, в будущем - врач) и Александром. «А настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь — рабочий поселок Глуша. Советское уточнение: стеклозавод «Коминтерн». В 1930 году деда Алеся Адамовича, Митрофана Фомича Тычино, «раскулачили» и выслали вместе с женой и тремя детьми (из семи) в далекую и холодную Якутию. Это сказалось на судьбе всех остальных детей М.Ф.Тычины. Матери Алеся Адамовича власти без конца напоминали, что она — «дочь кулака». Дед Митрофан остался навек в якутской земле, остальные члены его семьи вернулись в Беларусь. Эти события отозвались во многих произведениях А.Адамовича. В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги и, особенно А.Пушкина, много раз перечитывал «Войну и мир» Л.Толстого. Наибольшим «мужским» авторитетом для него тогда были отец и дядя Антон (брат матери Антон Митрофанович — учитель математики). Михаил Иосифович Адамович добился строительства больницы в поселке Глуша, которой он заведовал. «Радиус авторитета сельского врача», по словам Алеся Адамовича, заслуженно охватывал не только поселок, но и все окрестности. С января 1940 года находился на военной службе. С первых дней войны он — на фронте, был терапевтом ХІІІ армии (командующий армией — Н.П.Пухов), дослужился до подполковника медицинской службы. В 1940—1941 годы. Алесь учился в Березках на Хотимщине (Могилевской области), где учительствовал его дядя Антон, который «гранил» его характер и знания. Вернулся в Глушу в день, когда началась война с Германией, а для его матери, старшего брата Евгения и его самого — «война под крышами». Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения. В начале 1943 года она с сыновьями «пошла в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. Алесь, идя в партизаны, буханку хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на однотомник Пушкина. Некоторое время выполнял хозяйственные работы в лагере, позже участвовал в боях в Бобруйском и Октябрьском районах, видел смерть в лицо. В конце 1943 года часть отряда соединилась с Советской Армией, перешла линию фронта. В начале 1944 года по командировке Центрального штаба партизанского движения был направлен в город Лениногорск на Алтае, где в эвакуации жила его родная тетя. Учился в Лениногорском горно-металургическом техникуме и одновременно работал. И День Победы он встретил там. Вернувшись в 1945 году в Глушу, он экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил на филологический факультет Белорусского государственного университета. Окончив в 1950 году университет, поступил в аспирантуру. С 1948 года начал писать роман «Сыновья уходят в бой». 25 ноября неожиданно умер отец. Михаил Иосифович поехал на грузовике к роженице, а машина испортилась, тогда пошел пешком через ночь, вьюгу, простудился, вернулся домой с высокой температурой, случился инсульт. Смерть отца сильно потрясла его. В 1950 году выступил в печати как критик. Объектом были: проблемы романного жанра, творческого стиля, художественной индивидуальности. С первых публикаций выявился бойцовский темперамент, широта кругозора, чуткость к правде, воевал с вульгарно-социологическими шаблонами, эстетической глухотой критики. Нажил на критическом поле немало врагов: на смену «сталинским кадрам» шли молодые, такие ж защитники литературного провинциализма, которые для достижения «победы» не брезговали сотрудничеством с карательными органами. 1954 год. После защиты диссертации: «Язык романа «Третье поколение» и индивидуальный литературно-художественный стиль Кузьмы Чорного» — (написал за три летние месяцы 1953 года, т.к. все годы аспирантуры работал над романом) стал преподавателем белорусской литературы на филологическом факультете БГУ, а затем перешел на работу научным сотрудником в Институт литературы имени  Янки Купалы  АН БССР, где работал (с перерывом) три десятилетия (с 1976 года — заведующий сектором взаимосвязей литератур). Писал про то, что казалось актуальным для белорусской литературы (становление жанра белорусской литературы; Кузьма Чорный и Федор Достоевский; творчество Максима Горецкого и классическая традиция; военная и деревенская проза на литературной планете и т.д.). Опубликованные научные работы всегда вызывали широкий общественный резонанс, почти все были переведены на русскиий язык и изданы в Москве. Весной 1954 года родилась дочь Наталья. Жена — Вера Семеновна Адамович (в девичестве — Медведева), 1929 года рождения, филолог. В 1958 году из печати вышла первая книга, литературоведческое исследование «Путь к мастерству: Становление художественного стиля Кузьмы Чорного». 1959 год. Увидел свет сборник литературно-критических статей «Культура творчества». Эти книги имели богатую прессу. «Я кинулся в критику, весь, со всеми мыслями и эмоциями. И литературная критика, могу засвидетельствовать, способна стать твоей страстью, но пока ты веришь, что это «не буря в стакане воды», а по-настоящему общественное дело». 1960 год. Публикует в журнале «Дружба народов» романа «Война под крышами». Позже отметил: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», то это потому, что прежде эту книгу мать написала собственной жизнью». 1961 год. Вышла из печати монография «Белорусский роман» на основе которой была защищена докторская диссертация. Защищал ее в 1962 году в Киеве, в Институте литературы имени Т.Г.Шевченки: в Минске «влиятельные» литераторы грозились не допустить защиты. Так началось «вытеснение» Адамовича за пределы Беларуси. 1963 год. Публикует в журнале «Дружба народов» вторую часть романа-дилогии «Сыновья уходят в бой». На основе этих произведений написан киносценарий двух серийного фильма «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» (режиссер Виктор Туров, автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий, киностудия «Беларусьфильм»,1970 г.). С декабря 1962-1964 годы учился на Высших сценарных курсах в Москве. Одновременно преподавал белорусскую литературу в Московском государственном университете (1964-1966 годы ), откуда в 1966 году был вынужден уйти за отказ подписать письмо, осуждающее Андрея Синявского и Юлия Даниэля, московских литераторов-дисседентов, которых судили за «антисоветскую деятельность». Был вынужден покинуть Москву и вернуться в Минск. Более полугода был безработным: не брали ни в БГУ, куда приглашал ректор А.Н.Севченко, ни в Академию наук. Помог Андрей Макаенок, обратившийся к секретарю ЦК КПБ П.Машерову. Был принят на работу в Институт литературы имени Янки Купалы в качестве старшего научного сотрудника. Принимал активное участие в работе «реформаторского» V съезда белорусских писателей, где состоялась острая стычка «шестидесятников» с «неосталинистами». В 1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа «Асия»), в которой попробовал выйти за границы автобиографизма. 1968 год. Написал сценарий документального фильма «Хатынь, 5 километров» (режиссер И. Коловский), с которого начался новый этап в подходе прозаика к военной теме: на смену героизации пришла трагедийность. 1969 год. В «Дружбе народов» опубликована повесть «Последний отпуск». А также напечатал серию статей «Широта писательского мира» о творчестве Кузьмы Чорного в контексте мировой литературы, чем вызвал негативную реакцию со стороны местных псевдопатриотов и ортодоксальных марксистов. 1970 год. Дописал «Хатынскую повесть» (журнал «Дружба народов»). Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель переживал: «Выявил, поднял, показал одну только крупицу правды, каплю с того, что увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной, хатынской памяти остался, там же, неслышимый, невидимый миру». Пришла мысль о документальной книге. 1970-1973 годы. Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником объехали с магнитофоном всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, опросили и записали более трехсот свидетелей военной трагедии, рассказы которых и легли в основу документальной книги «Я из огненной деревни». 1975 год. Книга «Я из огненной деревни…» вышла отдельным изданием. Переведенная на многие иностранные языки, стала литературным бестселлером на Западе. В журнале «Полымя» опубликовал серию литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Врата сокровищницы своей отворяю…» — своеобразный роман-эссе. По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссер Б.Луценко). По мотивам книги «Я из огненной деревни…» режиссер Виктор Дашук (по сценарию А.Адамовича) снял серию документальных фильмов, композитор Л.Шлег написала реквием «Помните», Новосибирский театр драмы сделал инсценировку. С апреля 1975 года начал записывать ленинградских блокадников. Соавтор - ленинградский писатель Даниил Гранин. В 1979 году выходит первая часть «Блокадной книги». 1977 год. Вышло Собрание сочинений в 2-х томах. 1979 год 22 мая. После тяжелой болезни умирает мать Алеся Адамовича. Умерла «на Миколу» весеннего, когда цвели сады. Незадолго перед этим сам писатель перенес язвенное кровотечение. Его спас счастливый случай и мать: он пришел навестить ее в больницу и сам был срочно госпитализирован. 1981 год. Опубликовал роман «Каратели». Новый взгляд на концепцию военной литературы изложен в книгах «О современной военной прозе» (1981), «Война и деревня в современной литературе» (1982) и «Ничего важнее» (1985), в которой «Ну так делайте сверхлитературу!» - призвал писателей Алесь Адамович. 1982 год. Участвует в работе Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в составе белорусской делегации. В те годы много ездил по миру, принимая участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях, где выступал с докладами, давал многочисленные интервью. Публицистика того времени собрана в книгах «Выбери — жизнь!» (1986), «Литература и проблемы века» (1986), «Додумывать до конца» (1988). 1981-1983 годы. Вышло Собрание сочинений в 4-х томах. 1984 год. Съемки кинофильма «Иди и смотри», поставленного по сценарию А.Адамовича (в основе сценария лежат «Хатынская повесть» и «Каратели», в соавторстве с кинорежиссером Элемом Климовым), проходили в Беларуси. А. Адамович принимал в них активное участие, присутствовал на съемочной площадке. (Этот фильм — и под первоначальным названием «Убейте Гитлера! «А.Адамович и Э.Климов пытались поставить до этого почти семь лет, после того, как в 1977 г. работа над фильмом была остановлена Госкино). 1985 год. Кинофильм «Иди и смотри», получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира, получив огромный резонанс. 1986 год. В ночь, когда взорвался реактор на Чернобыльской АЭС, Адамович летел на самолете на юг, в санаторий Железноводска. Стал искать возможность разрушить стену секретности вокруг Чернобыля, опрашивал ученых-физиков, медиков Минска и Москвы о возможных последствиях катастрофы. После этого написал письмо М.С.Горбачеву, тогдашнему генсеку КПСС, чтобы донести до него и мировой общественности истинные масштабы бедствия, постигшего Беларусь. Появилась реальная возможность влиять на ход событий. Белорусское партийное руководство вместо того чтоб использовать должным образом интеллектуальный потенциал и организаторские способности Алеся Адамовича, организовало в печати обструкцию, обвинив его в пацифизме, паникерстве, святотатстве и кликушестве. В итоге он был вынужден покинуть Минск и переехать на работу в Москву, где осенью 1987 года был избран директором Всесоюзного НИИ киноискусства. Закончил повесть-антиутопию «Последняя пастораль» («Новый мир», 1987 г.). Был председателем жюри короткометражного кино на XV Московском международном кинофестивале (1987, июль). Вышла книга рассказов и эссе «Моление о будущем». 1988 год. Появилась возможность опубликовать главу романа «Каратели» — «Дублер» ( «Дружба народов», 1988, №11), над которой работал несколько лет. 1989 год. Стал народным депутатом СССР, активно использовал трибуну съездов для выступлений за перестройку, демократизацию и гласность. Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах «Отвоевались!» (1990), «Мы - шестидесятники».(1991). 1991год. В дни августовского путча в Москве находился в рядах защитников Белого дома. Эти события отразил в публицистическо-мемуарном эссе «Спасибо, хунта!» (напечатан в журнале «Беларусь», 1992, №9-11, на белорусском языке, затем, доработанный, в журнале «Неман», 1994, №9, отдельной главой документальной повести «Путешествие из Минска в Москву и обратно»). 21 декабря перенес тяжелый инфаркт миокарда. 1992 год. Находясь в клинике, а затем в подмосковном санатории, спешил закончить творческие планы, замыслы. Окончил повести: «Венера, или Как я был крепостником», напечатана в журнале «Неман» № 6,7, а в журнале «Знамя» №12 — «Немой». 1993 год. В №1 журнала «Неман» напечатал эссе «Самолечение от коммунизма». Закончил и опубликовал автобиографическую повесть «Vixi»(Прожито) - журнал «Дружба народов» №10 (сокращенный вариант), «Полымя» №11 (на белорусском языке). Дополненный автором текст этой повести напечатан в журнале «Неман», 1994, №1. 1994 год. На православные Коляды и старый Новый год приехал в Минск. Участвовал в работе Сойма БНФ. Собирал дома гостей: родню, близких друзей. Ездил в Глушу, побывал на могилах брата (его старший брат умер 7 мая 1992 года) и родителей. На кладбище указал место рядом с могилой брата, где завещал себя похоронить. Отдал в редакцию журнала «Неман» документальную повесть «Путешествие из Минска в Москву и обратно», напечатана в № 8,9 того же года. 26 января выступал в Верховном суде Российской Федерации с речью в защиту имущественных прав Союза писателей, Международного Литфонда, в поддержку неделимости собственности писателей бывшего СССР, вернулся на свое место в зале, спросил у соседа, как он выступил, после чего случился второй, последний инфаркт.

Похоронен в Глуше 30 января 1994 года, недалеко от могил родителей, бабушки, рядом с братом.

Page 2
ГлавнаяОбразованиеБиографииАдамович А. Прислать биографию
  • Алесь (Александр Михайлович) Адамович

mcvouo.ru


Смотрите также