Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Алябьев композитор биография


Александр Александрович Алябьев композитор биография кратко

Александр Алябьев родился в 1787 году в Тобольске. Его отец был губернатором Тобольского округа. Известно, что в 1801 году Александр поступил на службу в Берг-коллегию, ведавшую горнорудной промышленностью. Однако, судя по всему, круг его интересов службой не ограничивался - в 23 года он уже опубликовал свои первые музыкальные произведения.

Потом началась Отечественная война 1812 года, и Алябьев пошел воевать, участвовал в заграничных походах, вместе с Денисом Давыдовым брал Дрезден и Париж, сражался под Лейпцигом, на Рейне. Вернувшись в Петербург, Александр Александрович продолжил военную службу, а также написал известную гусарскую песню «Еще один денек». В 1823 году Алябьев вышел в отставку - с мундиром и полным пансионом. Жил попеременно в обеих столицах, подружился с писателем Михаилом Загоскиным и некоторыми композиторами. И декабристами.

Неприятности начались два года спустя. Именно «сомнительные» знакомства сыграли с Алябьевым злую шутку. Его арестовали по подозрению в убийстве некоего помещика. Следствие не нашло подтверждения его вины, однако Александра Александровича все равно сослали в Сибирь, лишив всех прав и заодно - дворянства.

В 1828 году Алябьева направили в Тобольск. И там он организовал симфонический оркестр казачьей музыки, устраивал всевозможные концерты, написал несколько романсов и различных произведений для оркестра.

В начале 30-х годов XIX века Алябьев оказался на Кавказе, где был регентом Свято-Троицкого собора Ставрополя. Он живо интересовался музыкой народов России, собрал большую коллекцию народных песен.

Алябьев в Рязанцах

В Рязанцах Александр Александрович гостил подолгу у своей сестры. Здесь им были созданы многие романсы. Кстати, знаменитый «Соловей» на стихи А.А. Дельвига:

Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, Где всю ночку пропоешь? Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Кто-то, бедная, как я, Ночь прослушает тебя, Не смыкаючи очей, Утопаючи в слезах? Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

к этому времени уже звучал со сцены Большого театра!

Многие свои произведения в то время он посвящал племяннице - которая, как и ее мать, обладала прекрасным голосом. Вообще, за все время пребывания в Рязанцах, композитором написано несколько десятков различных произведений.

Свадьба Алябьева

20 августа 1840 года в Рязанцах играли свадьбу. Женихом был Александр Александрович Алябьев, невестой - Екатерина Александровна Офросимова. В нее, говорят, он был влюблен еще с юности. Дочь Александра Яковлевича Римского-Корсакова, она жила с родителями на Страстном бульваре. Семья жила «открытым домом», регулярно давала балы, маскарады, зимой устраивала катания на санях. Частыми гостями у них бывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Денис Давыдов. А дом Римских-Корсаковых, говорят, стал прообразом дома Фамусова в «Горе от ума». Гостил там и Алябьев. Но его увлечение Екатериной не успело перерасти ни во что серьезное - тюрьма и ссылка не оставили ему шансов. В 1826 году Екатерина вышла замуж за другого. И вот, почти через 15 лет она овдовела.

Выждав положенное время, Александр Александрович запросил у начальства разрешение на брак. И получил его от губернатора Петровского. И вот, 13 августа, получив разрешение, жених и невеста отправились в Рязанцы. Известно, что 15 августа они отметили день рождения Екатерины, а 20 августа обвенчались в Троицком храме.

Сохранилось письмо Екатерины Александровны, адресованное императору:

«Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».

Отдельно надо сказать о поручителях жениха и невесты. Со стороны Алябьева свидетелями были граф Федор Иванович Толстой («Американец», двоюродный дядя Льва Николаевича Толстого, о котором писатель отзывался как о человеке «преступном и увлекательном»). Будучи другом Дениса Давыдова, он не побоялся бросить вызов и стать свидетелем на свадьбе еще в недавнем прошлом опального композитора. Вторым его поручителем стал брат бывшего сослуживца Алябьева, местный помещик Николай Иванович Иохимсен.

Георгий Ровенский в своей книге «Алябьев в Рязанцах» пишет:

«Свидетелями от невесты были - полковник князь Андрей Николаевич Вяземский, который был в дальнем родстве с другом Алябьева Павлом Андреевичем Вяземским, титулярный советник Иван Петрович Рышков, ставший потом управляющим имениями Екатерины Александровны, и хозяин усадьбы Владимир Михайлович Исленьев. После свадьбы “молодые” прожили в разных местах 11 лет совместного супружества. Полицейский надзор перебрасывал их из города в город. Но они были счастливы».

Скончался Александр Александрович в феврале 1851 года, в доме своей супруги на Новинском бульваре в Москве. Его похоронили в Симоновом монастыре. В память о супруге Екатерина Александровна восстановила заброшенную монастырскую церковь святого Александра и организовала склеп, где был погребен прах композитора. Там же тремя годами позже похоронили и ее саму.

Однако после революции в своем стремлении разрушить все «до основания» новые власти снесли и сам монастырь, и некрополь. Лишь в 2009 году рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове организовали символическую могилу композитора и установили над ней памятный крест.

posmotrim.by

Алябьев Александр Александрович

(1787-1851) русский композитор

Алябьев Александр Александрович - один из самых заметных композиторов своего времени. Он происходил из старинного дворянского рода. Отец Александра занимал важный правительственный пост - был президентом Берг-коллегии и главноуправляющим Межевой канцелярией. Александр Алябьев получил прекрасное по тем временам домашнее образование и, как многие юноши его круга, начал учиться в пансионе при Московском университете. Но на этом его образование закончилось, потому что с началом войны 1812 года Александр ушел в армию. Он служил в гусарах и прошел путь от корнета до подполковника. В его послужном списке отмечено: «Будучи употреблен в опасных местах, везде отлично исправлял данные ему поручения».

Александр Алябьев участвовал в крупных сражениях, заслужил славу отважного офицера, а потом попросил, чтобы его откомандировали в партизанский отряд отважного гусара и знаменитого поэта Дениса Давыдова. Партизаны прославились своей храбростью и бесстрашием, на их счету было множество отчаянных вылазок и нападений на французские войска. Однако особой дисциплиной они не отличались. Однажды отряд Давыдова без санкции высшего командования захватил Дрезден. Командира отстранили, вместе с ним в знак протеста уехал и Алябьев.

Вскоре друзья снова стали служить вместе в гусарском полку, командиром которого был назначен Давыдов. Этот полк первым вошел в Париж.

За свои боевые заслуги Александр Александрович Алябьев удостоился множества наград. «Гусарская вольница» пришлась по душе композитору, поэтому после войны он еще долго ходил в военном мундире. За эти годы у него появилось много боевых друзей, среди них будущие декабристы П. Муханов, А. Бестужев-Марлинский, Ф. Глинка. На войне он также сдружился с Грибоедовым.

Первое крупное произведение - комическую оперу «Лунная ночь, или Домовые» - Алябьев написал скорее для себя, чем для публики. Она была поставлена на сцене императорского театра в Петербурге и получила благожелательные отзывы. Правда, опера в репертуаре не удержалась и даже не была издана. Аналогичная судьба постигла и следующее крупное сочинение композитора - водевиль «Путешествующая танцовщица» (1824). Он был забыт после нескольких спектаклей в Москве. Даже помощь друзей - композитора А. Верстовского и переводчика А. Писарева, с которыми Александр Алябьев написал еще две оперы на сюжеты французских водевилей «Хлопотун, или дело мастера боится» (1824) и «Приключения калифа» (1826), - не смогла изменить ситуацию.

В 1825 году в жизни Александра Алябьева произошел нелепый, но трагический случай, который полностью изменил судьбу композитора. Однажды он устроил у себя дома званый ужин для друзей. Все изрядно выпили, потом стали играть в карты. Один из гостей, воронежский помещик Времев, отказался уплатить крупный проигрыш, намекая при этом, что игра была «нечистой». Они с Алябьевым подрались, а через три дня Времев умер. Алябьеву предъявили обвинение в его убийстве. Следствие длилось целых три года, и все это время Алябьев провел в тюрьме, в одиночной камере.

Близкие Алябьева подозревали, что причина этого сурового заключения кроется в дружбе композитора с декабристами. Хотя он сам и не принимал участия в декабристской организации, после декабря 1825 года преступлением считались даже дружеские связи с участниками восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ничего не могли сделать знатные, богатые родственники композитора. Они добились единственного: в камеру Александра Алябьева разрешили поставить фортепьяно, и композитор получил возможность отвлечься от своей горькой участи.

В заточении он писал веселую музыку к водевилям, сочинял балеты, романсы. Тогда-то и был написан знаменитый «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс родился не случайно. В русском фольклоре соловей всегда считался символом воли, свободного полета. Ведь соловьи никогда не поют в клетках, и Алябьев, написав свой романс в сырой полутемной камере, надеялся на благоприятный исход дела.

Однако, несмотря на то, что вина Александра Александровича Алябьева так и не была доказана, его осудили. Композитора лишили дворянства, всех чинов, всех гражданских прав и боевых наград. Он получил предписание жить в сибирских городах, что в буквальном смысле означало ссылку. Кроме того, его предали церковному покаянию на семь с половиной лет.

Алябьев поселился в Тобольске. Там он снова погружается в работу, единственное, что спасает его от отчаяния. Он много сочиняет, организует духовой оркестр, дирижирует, участвует в любительских концертах. В Сибири Александр Алябьев написал такие замечательные романсы, как «Зимняя дорога», «Иртыш», «Два ворона», и другие, которые пересылал друзьям в столицу, поэтому произведения композитора продолжают звучать на концертах в Москве и в Петербурге. Однако на афишах имя Александра Александровича Алябьева не пишут, оно обозначается только инициалами - «А. А. ».

Перенесенные страдания, сырость одиночной камеры, полученные на войне раны - все это сказалось на здоровье композитора, которое становилось все хуже и хуже. Хлопоты родственников увенчались успехом, и Алябьеву разрешили поехать на Кавказ подлечиться.

В 1832 году композитор наконец вырвался из ссылки. Несмотря на болезнь, это был подарок судьбы. Алябьев как одержимый пишет музыку, он записывает грузинские, армянские, азербайджанские мелодии, песни других кавказских народов и выпускает сборник романсов «Кавказский певец». Тогда же он пишет мелодраму «Кавказский пленник» (по произведению А. Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» на сюжет А. Бестужева-Марлинского. Вместе с украинским композитором Максимовичем Алябьев работает над сборником украинских народных песен «Голоса украинских песен», который высоко оценил Н. Гоголь.

Однако разрешенный срок подошел к концу, и Александр Алябьев был вынужден снова вернуться в ссылку. На этот раз его оставили в Оренбурге. Композитор и здесь много работает. Он записывает башкирские, туркменские, киргизские песни и разрабатывает их мелодии в своих произведениях.

Генерал-губернатором Оренбурга в то время был Василий Алексеевич Перовский, который приходился дядей известному писателю А. К. Толстому. Многие детали его биографии и черты характера легли в основу образа Пьера Безухова, героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Перовский был также известен своими военными заслугами, а во время выступления декабристов он был рядом с царем на Сенатской площади и прикрывал его от пуль. Генерал-губернатор проникся сочувствием к композитору и обратился к Николаю I с просьбой о смягчении его участи. Царь не мог отказать в просьбе такому человеку. Алябьев получил разрешение жить в поместье у родных, но ему запрещалось приезжать в обе столицы.

Перовский этим не ограничился. Он добился у царя, чтобы Александра Александровича Алябьева восстановили в гражданских правах, и взял композитора к себе на службу, причем дал ему предписание по пути в Оренбург заехать в Москву. Так Алябьев снова оказался в столице. Он не спешил с прибытием на место службы, впрочем, Перовский и не торопил его.

Алябьев прожил в Москве нелегально несколько лет. Ему приходилось устраивать постоянные инсценировки, чтобы не докучала полиция. Он разъезжал по городу в дорожном экипаже с привязанным к нему сзади простым сундуком, как будто отправляясь в дальнюю дорогу. Здесь он женился на своей давней пассии Екатерине Александровне Офросимовой, принадлежавшей к знатному роду Римских-Корсаковых. Эта необыкновенно красивая и обаятельная женщина с радостью согласилась стать женой композитора, хотя он был уже немолод, серьезно болен и официально находился в ссылке.

Счастье добавило ему сил. К тому же вскоре успешно разрешились хлопоты родных, жены и друзей, в результате чего композитору было позволено жить в Москве «под надзором полиции», но с тем, чтобы «не показываться на публике». Выполнить это было сложно, поскольку музыка Алябьева исполнялась повсюду и композитор был желанным гостем во всех салонах и на концертах.

В этот период он написал еще несколько произведений и среди них несколько песен на стихи поэта-революционера Н. Огарева - «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож» и другие. Всего за свою жизнь Александр  Алябьев написал 7 опер, 20 водевилей, множество произведений для симфонических и духовых оркестров, ряд камерных ансамблей и фортепьянных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов на стихи П. Вяземского, А. Грибоедова, А. Дельвига, В. Жуковского, Н. Огарева, А. Пушкина, Н. Языкова.

Александра Александровича Алябьева можно считать предшественником русских композиторов-классиков. Впервые в его сочинениях зазвучали темы изгнанничества, одиночества, странничества, неразделенной любви. Многие мотивы его произведений звучали в романсах и сто лет спустя. Классическими образцами романсов стали «Соловей» на стихи А. Дельвига, «Зимняя дорога» и «Я вас любил» на стихи А. Пушкина. Но, конечно, наибольшую известность получил «Соловей». Его распевали повсюду. М. Глинка написал фортепьянные вариации на тему алябьевского «Соловья», а позже венгерский композитор Ференц Лист создал фортепианную транскрипцию романса. Его исполняли величайшие певицы мира в качестве вставного вокального номера в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини. «Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое и не поддающееся критическому анализу, - писал П. И. Чайковский. - Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!!!»

Силы композитора были на исходе, тяжелая болезнь прогрессировала, и в 1851 году Александр Александрович Алябьев умер.

biografiivsem.ru

Биография Александра Алябьева

The-biografii.ru информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах. На The-biografii.ru Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте. The-biografii.ru подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых. Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей. Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на The-biografii.ru. Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности. Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям. А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.

Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

the-biografii.ru

Александр Алябьев — Биография / История

Александр Алябьев — PianoKafe.comрусский композитор

Опера / Романс

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (4 августа 1787, Тобольск — 22 февраля [6 марта] 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822). В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения. Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк — 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк». В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским. В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева. В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений. В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.

Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803—1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), ко­торую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 го­да. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Романсы:
  • На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
  • На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
  • «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
  • «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
  • «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
  • «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
  • «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
  • «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
  • «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),
  • «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
  • «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
Оперы:
  • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
  • Буря (1830-е гг.)
  • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
  • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
  • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
  • Аммалат-Бек (1842-47)
Оперы-водевили:
  • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
  • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
  • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
  • Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
  • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
  • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
  • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
  • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
Балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827) Пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825) Мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?) Кантаты для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы для дух. орк., в том числе увертюры инстр. ансамбли
  • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
  • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
  • фп. квинтет (1815?)
  • соната для скр. и фп. (1834)
  • квартет для 4 флейт
  • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
Пьесы и циклы вариаций для разных инструментов фп. пьесы, в том числе соната, танцы хоры и хор. обработки собств. соч. романсы для голоса с фп. (св. 150) вок. ансамбли обр. нар. песен, в том числе
  • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
  • Азиатские песни (1833-35?)
  • и др.
Музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

pianokafe.com

Б. Штейнпресс - Биография А.Алябьева

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая работа посвящена биографии замечательного русского композитора Александра Александровича Алябьева. Основные главы книги охватывают сорок лет его жизни — от рождения до ссылки. В них описываются ранние годы жизни композитора, созревание его художественной индивидуальности, участие в Отечественной войне и заграничном походе, последующая офицерская служба и возобновление занятий композицией, интенсивная творческая деятельность для театра и начало расцвета вокальной лирики — наиболее важной области его творчества. В эти годы появились многие его музыкально-сценические произведения, в том числе комическая опера «Лунная ночь, или Домовые» и балет «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты», три струнных квартета, серия фортепианных пьес, ряд популярнейших романсов и песен, и среди них — знаменитый «Соловей». В личной жизни композитора этот период -завершился длительным тюремным заключением, вызванным тяжким и несправедливым обвинением. Выяснение обстоятельств, связанных с судебным процессом, разоблачение легенд, созданных вокруг пресловутой ссоры за карточным столом, реабилитация композитора на основе точных и объективных данных—одна из задач настоящей работы. Дополнением к главной части работы служит публикация писем А. А. Алябьева, относящихся к периоду ссылки и к последним годам его жизни в Москве.

«Страницы из жизни А. А. Алябьева»—это не только жизнеописание, но и творческая биография произведений композитора, главным образом театральных (история создания и постановок оперы, балета, водевилей) и вокальных (данные о сочинении и публикации романсов и песен). Таковы главы и разделы:: «Сочинения 1810-х годов», «Творческая работа Алябьева для театра в Петербурге и Москве в первой половине 20-х годов», «Ранние пушкинские произведения Алябьева», «Творческая работа Алябьева в годы тюремного заключения» (музыка для театра, вокально-симфонические и инструментальные произведения, вокальная лирика и особо — русская песня «Соловей»), а также заключительная глава приложений — «Творческие памятки поздних лет». Истории произведений уделяется много места и в разделах о творческой связи Алябьева с писателями-декабристами, о встречах с Майковыми и др. Выяснение времени создания, исполнения и публикации произведений является одной из необходимых предпосылок для точной периодизации и верной характеристики творчества композитора. Обычно в работах об Алябьеве даются слишком суммарные обзоры его художественного наследия без учета творческой эволюции и без установления различий между произведениями разных периодов. Отсутствие твердой хронологической опоры мешает правильно определить место композитора в общем развитии музыкального искусства.

Новые исследования показывают, что ряд сочинений Алябьева появился значительно раньше, чем это считалось до сих пор. Вообще начало его творческой деятельности -надо отнести к гораздо более раннему периоду. Алябьев стал заниматься композицией и публиковать свои произведения еще до Отечественной войны 1812 года. Он был не только современником М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Н. Верстовского, но и предшественником их.

Алябьев известен прежде всего как автор романсов и песен. Но он является также симфонистом, театральным композитором, мастером камерной, хоровой и военно-оркестровой музыки. Эти области его творчества оставались -в тени на протяжении многих десятилетий и едва упоминались в общих трудах по истории музыки. Лишь с конца 30-х годов нынешнего столетия они начали привлекать внимание музыковедов. После Великой Отечественной войны 1941—1945 годов инструментальная музыка Алябьева стала исполняться в концертах и радиопередачах; впервые напечатан ряд его симфонических, камерных и хоровых партитур, инструментальных дуэтов, переизданы фортепианные пьесы. Усилился интерес и к его вокальным сочинениям (издание сборников избранных романсов, популяризация в концертах и т. п.). Однако богатство романсово-песенного творчества Алябьева далеко еще не освоено ни исполнителями ни исследователями; многие ценные страницы его лирики находятся пока в забвении. Выпущенное фирмой П. И. Юргенсона в 1898 году «Полное собрание романсов и песен для пения с фортепиано» А. Алябьева в четырех частях (томах), содержащих 112 (фактически 113) номеров, не охватывает всего камерного вокального наследия композитора; сюда не вошло около пятидесяти произведений, опубликованных в старинных изданиях, а также большого количества романсов и песен, сохранившихся в рукописях. Первая -— и единственная до сих пор — монография об Алябьеве принадлежит перу Г. Н. Тимофеева. Его книга вышла в свет в 1912 году и отмечена почетным отзывом Академии наук. Этот труд явился важным вкладом в изучение жизни и творчества Алябьева. Однако многие материалы (архив композитора, фонды судебных органов и т. п.) были недоступны биографу; недостаточно были использованы им литературные источники, в частности, периодика. В изложении биографии осталось много «белых пятен», допущены неточности и ошибки.

Для возрождения интереса к творчеству Алябьева большее значение имели высказывания Б. В. Асафьева, назвавшего Алябьева «первым выдающимся русским лириком» (статья в сборнике «Русский романс», 1930). Пренебрежительное отношение предшествующих поколений музыкантов к Алябьеву как к «дилетанту» начало уступать место признанию его роли как крупнейшего из мастеров русского романса доглинкинского периода.

За последние два десятилетия опубликован ряд статей, восполняющих некоторые пробелы в биографии композитора. Алябьеву посвящены отдельные очерки в учебниках по истории русской музыки, написанные М.С. Пекелисом (1940) и Ю. В, Келдышем (1948), а также в диссертации, В. А. Васиной-Гроссман. Большую работу проделали Б. В. Доброхотов и Г. В. Киркор по редактированию и публикации сочинений, оставшихся в рукописях. Однако изучение жизненного пути и художественного наследия Алябьева далеко еще не закончено. Многие периоды жизни и многие стороны деятельности выдающегося русского музыканта—композитора,. пианиста, дирижера, певца, педагога, собирателя народных песен, организатора музыкальной жизни — должны быть заново освещены. При этом крайне необходимо очистить его биографию от массы измышлений, анекдотов, мифов и фактических ошибок, накопившихся за десятилетия, упорно держащихся и множащихся по сию пору.

Пожалуй, ни одна из композиторских биографий не подвергалась таким невероятным искажениям, как биография Алябьева. Неверные сведения о композиторе, неправильные даты (начиная от года рождения — с разницей на пятнадцать лет!—и кончая годом смерти) попадаются даже в новейших трудах, например, в работах об А. С. Грибоедове, Л. Н. Толстом, А. Н. Радищеве писателях-декабристах. Для иллюстрации приведем следующий пример: в комментариях к одной из публикаций в таком солидном и тщательно подготовленном научном издании, как «Литературное наследство» (вып. 59, изд. 1954), на странице 212 сообщается, что полковник А. Н. Алябьев (композитор) был осужден Государственным Советом в 1825 году — три ошибки в одной фразе (неверно указаны год, чин, инициалы)! Грубые ошибки, касающиеся фактов творческой биографии композитора, содержатся сплошь и рядом в специальной музыковедческой литературе. Все это заставляет больше, чем хотелось бы, останавливаться на разборе и опровержении ложных сообщений, бездоказательных утверждений и неточностей, вносить разъяснения и поправка Выполнение данной задачи особенно важно в тех случаях, когда та или иная унаследованная по традиции и с трудом изживаемая легенда, либо родившаяся в недавнее время и выданная за правду фантазия, создает превратное представление об общественном и моральном облике композитора или вносит путаницу в историю его творческого развития.

Нередко для выяснения факта, обнаружения новых моментов в биографии приходится привлекать материал, имеющий косвенное отношение к теме исследования. Иногда, например, оказывается необходимым определить срок пребывания 'в полку сослуживца композитора, точное местопребывание родственника или приятеля, годы жизни лица, которому посвящено произведение, чтобы найти отправной пункт для прослеживания личных связей композитора, уточнения хронологии его сочинений, установления его местонахождения в данный период и т. д. Опыт показывает, что без учета так называемых деталей, к которым столь пренебрежительно относятся иные музыкальные критики, подчас терпят провал самые глубокомысленные, но беспочвенные «обобщения» и «творческие концепции». Широкому освещению музыкально-исторической темы могут помочь материалы, заимствованные из общеисторических, литературоведческих, театроведческих и т. п. источников. Автор настоящей работы стремился использовать подобные материалы при изучении эпохи, в которую жил Алябьев, и для характеристики лиц, с которыми композитор встречался. Значительную ценность для историка музыки имеют такие труды, как книга М. В. Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» (хотя нельзя не отметить в данной книге некоторых неточностей, касающихся именно А. А. Алябьева). Вместе с тем, изучение связей композитора с литераторами, актерами и другими мастерами искусства

дает новый материал и для биографий этих деятелей культуры.

В книге «Страницы из жизни А. А. Алябьева» большое внимание уделено ближайшему окружению музыканта, его общению, с представителями, декабристского движения, масонства, гусарской и литературных содружеств, любительских музыкально-театральных кружков, артистического мира, с товарищами г по композиторской профессии, с сотрудниками по творческой работе, с друзьями и приятелями. Излагаемые в этом плане факты должны помочь воссоздать обстановку жизни и. деятельности Алябьева, определить взаимоотношения его с различными общественными и художественными кругами, оттенить некоторые стороны его натуры. В главах, специально посвященных связям Алябьева с отдельными лицами, изложение не замыкается в хронологические рамки основной части книги (до ссылки композитора), но распространяется и на последующие годы его жизни.

В личной жизни Александра Александровича большую роль играли семейные связи. Композитор провел детство и юность в семье. Позднее, по выходе в отставку, он жил в Москве в одной квартире с сестрой Екатериной, которая приехала к нему и в ссылку — Сибирь, а затем на Кавказ. Получив частичную амнистию, он поселился, в имении сестры Натальи; все сестры, брат Василий и их семьи принимали близкое участие в его судьбе. На литературные тексты брата Александр Александрович написал ряд музыкальных сочинений. Для представления об обстановке, в которой с детства развивался Алябьев, важны сведения о его родителях—о принадлежности матери к роду Новиковых, просветительской деятельности отца в Сибири, его интересе к музыке и театру, его отношении к А. Н. Радищеву и тобольским ссыльным. Обрисовать достаточно полно и правдиво облик А. В. Алябьева необходимо в особенности потому, что и в прежней и в современной литературе встречаются отзывы, резко расходящиеся в оценке его личности.

Юные годы композитора прошли в Москве. Они приходятся на период, непосредственно предшествовавший Отечественной войне 1812 года. Как раз этот период менее всего освещен в музыкально-исторической литературе. Труды по истории русской музыкальной культуры XVIII века не доходят до него. Труды же по истории русской музыки XIX века начинаются обычно с послевоенного времени или даже с 1825 года и во всяком случае не выделяют «и этого периода, ни музыкальной культуры Москвы. Отсюда возникла задача — собрать сведения о различных сторонах музыкальной жизни Москвы в первый период пребывания Алябьева в древней русской столице. Аналогичная задача была выдвинута и в отношении сведений, характеризующих впечатления русских воинов за границей во время похода 1813—1814 годов. Следующий далее раздел дает общее представление о национальном подъеме, вызванном Отечественной войной. Он непосредственно предваряет описание творческой деятельности композитора и характеристику его окружения. Дальнейшая задача—анализ творчества—должна быть решена в последующих -музыковедческих трудах. * Все документы, впервые публикуемые в книге, даются по новой орфографии, но с сохранением характерных особенностей написания и пунктуации. В цитатах из печатных и архивных материалов все пропуски текста обозначаются точками, заключенными в прямые скобки. Источники выделены в особое приложение; в книге нет прямых ссылок на них. Авторы цитируемых или упоминаемых материалов, а по мере надобности также названия и даты приводятся по ходу изложения в основном тексте работы. Более же подробные библиографические указания, с обозначением выходных данных издания, страниц и т. п., помещены в «Источниках», где все материалы сгруппированы по тематическому признаку в пределах каждой главы и каждого раздела. В необходимых случаях названия печатных и архивных источников сопровождаются примечаниями, определяющими их принадлежность к тому или иному факту или цитате. В разделах, относящихся к музыкально-театральным работам Алябьева, название учреждения обозначает место хранения партитуры или либретто. В начале каждого раздела источников указаны соответствующие ему страницы основного текста. В целях экономии места источники, многократно упоминаемые, а также слова, часто повторяющиеся в библиографии, обозначены сокращенно (см. перечень условных сокращений). Кроме того, в оглавлении при названии каждого раздела книги указаны также страницы соответствующего раздела «Источников». Основная литература об Алябьеве дана отдельно, в хронологическом порядке. Письма и документы Алябьева, приводимые в книге, а также музыкальные произведения композитора, упоминаемые в ней, перечислены в специальных указателях. В качестве нотного приложения к книге помещены некоторые неизвестные или забытые романсы Алябьева, относящиеся к раннему периоду его творчества (четыре романса на слова В. А. Жуковского), либо связанные с именами поэтов-декабристов (Н. Н. Оржицкого, Ф. Н. Глинки), либо, наконец, служащие творческой памяткой отношений Алябьева с современными ему композиторами (элегия для сборника М. И. Глинки).

Глава I. Семья. Глава II. Первые двадцать пять лет жизни в гражданском Сведения о раннем детстве, о службе ведомстве и о юношеских развлечениях Общее и музыкальное образование. Начало творческого пути Музыкальные впечатления раннего московского периода.

Глава III

Алябьев в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813—1814 годов

Глава IV

Возвращение к музыкальной деятельности

Музыкальные впечатления военных лет В обстановке национального подъема. Возобновление занятий музыкой Сочинения 1810-х годов. Завершение военной карьеры

Глава V Дружеские связи офицера и музыканта Алябьева Постановка вопроса. Факты и домыслы Творческие связи Алябьева с писателями-декабристами. Однополчанин Н. Н. Оржицкий. Сотрудничество с П. А. Мухановым и Ф. Н. Глинкой. Встречи с А. А. Бестужевым. Возможное знакомство с В. К. Кюхельбекером. Вопрос о масонах. Генерал И. М. Бороздин и другие Гусарская вольница. Денис Давыдов. «Рыцари лики с любви, свободы и вина» (Пушкин) Общение с участниками «Зеленой лампы». Н. В. Всеволожский, П. Б. Мансуров, Ш. Ф. Юрьев. Вопрос о знакомстве с А. С. Пушкиным А. А. Алябьев и А. С. Грибоедов. Братья Д. Н. и С. Н. Бегичевы. Н. А. Шатилов

Алябьев и грибоедовекая Москва. А. А. Тучков, Г. А. Римский-Корсаков, Н. И. Толстой, А. М. Исленьев.

Глава VI Творческая работа Алябьева для театра в Петербурге и Москве в первой половине 20-х годов Театральный дебют Алябьева. Опера-водевиль «Новая шалость, или Театральное сражение» (текст Ы. И, Хмельницкого, музыка А. А, Алябьева, Л. В, Маурера и А. Н. Верстовокого). «Лунная ночь, или Домовые», комическая опера в двух действиях с хорами (либретто П. А. Муханова и П. Арапова) Музыка к комедиям-водевилям М. Н. Загоскина и П. И. Арапова. Музыка к операм-водевилям А. И. Писарева «Торжество муз»

Глава VII

Театрально-музыкальное окружению Алябьева первой половины 20-х годов Театральные деятели — драматурги А. А. Шаховской, А, А. Майков, Ф. Ф. Кокошжин, М. Н. Загоскин, композитор А, Н. Верстовский. Художник Н. А. Майков Певцы П. А. Булахов, Н. В. Репина, Н. В. Лавров, Д. М. Лаврова, А. О. Бантышев Дирижеры-композиторы Л. В. Маурер, К, А. Капое, Ф, Е, Шольц, Н. Е. Кубишта Актеры М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, В. И. Рязанцев, А. М. и А, Т. Сабуровы Любительские спектакли. Семья Всеволожских, И. И. Хмельницкий, П, Н, Арапоп, А. И. Писарев, А. А, Вашилов и другие

Благотворительные концерты. Музыкальные салоны. Зинаида Волконская, братья Михаил и Матвей Висльгорские, Владимир Одоевский

Глава VIII. Ранние пушкинские произведения Алябьева «Кавказский пленник». «Черкесская песня». «Слеза»

Глава IX. Судебный процесс Февральское происшествие 1825 года в представлении современников и в памяти потомков Обстоятельства дела, его реальные и мнимые участники и жертвы, свидетели обвинения и организаторы следствия

Три года преследований

Глава X. Творческая работа Алябьева в годы тюремного заключения Театральная музыка. Балет «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты». Вокально-симфонические произведения ( Русская песня «Соловей» а) Предыстория б) Хронологическая загадка. в) Дельвиг и его «Русская мелодия» г) 1825 или 1826 год?. д) Популярность е) Дополнение. Произведения Алябьева на тексты Дельвига Начало расцвета вокальной лирики Алябьева Некоторые сведения об инструментальных сочинениях Алябьева тюремных лет

«Прощание с соловьем».

ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Годы ссылки в письмах композитора Тобольск Пятигорск. Оренбург. Богородский уезд. Полулегальная командировка в Москву. Коломна 2. Творческие памятки поздних лет Романс Грибоедова — Верстовокого и Грибоедова —Алябьева. Элегия Алябьева для сборника М. И. Глинки

Романс Алябьева для сборника А. С. Даргомыжского и запись в нотном альбоме.

ИСТОЧНИКИ Перечень условных сокращений Источники к главам 1-Х Источники к приложениям.

Литература об А. А. Алябьеве

УКАЗАТЕЛИ Письма и документы А. А. Алябьева. Произведения А. А. Алябьева, упоминаемые в книге Список иллюстраций

Указатель гимен.

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. А. АЛЯБЬЕВ. РОМАНСЫ. Четыре романса на слова В. А. Жуковского Юлия. Голос с того света Воспоминание Путешественник Верность до гроба Прощание гусара. Слова Н. Н. Оржицкого. Тоска больной Нины. Слова Ф. Н. Глинки.

«Где ты, прелестный край». Элегия

Скачать книгу

ale07.ru

Алябьев Александр Александрович

Алябьев Александр Александрович (1787-1851), русский композитор, пианист, дирижёр.

Алябьев - один из самых заметных композиторов своего времени. Он происходил из старинного дворянского рода. Отец Александра занимал важный правительственный пост - был президентом Берг-коллегии и главноуправляющим Межевой канцелярией. Алябьев получил прекрасное по тем временам домашнее образование и, как многие юноши его круга, начал учиться в пансионе при Московском университете. Но на этом его образование закончилось, потому что с началом войны 1812 года Александр ушел в армию. Он служил в гусарах и прошел путь от корнета до подполковника. В его послужном списке отмечено: «Будучи употреблен в опасных местах, везде отлично исправлял данные ему поручения».

Алябьев участвовал в крупных сражениях, заслужил славу отважного офицера, а потом попросил, чтобы его откомандировали в партизанский отряд отважного гусара и знаменитого поэта Дениса Давыдова. Партизаны прославились своей храбростью и бесстрашием, на их счету было множество отчаянных вылазок и нападений на французские войска. Однако особой дисциплиной они не отличались. Однажды отряд Давыдова без санкции высшего командования захватил Дрезден. Командира отстранили, вместе с ним в знак протеста уехал и Алябьев.

Вскоре друзья снова стали служить вместе в гусарском полку, командиром которого был назначен Давыдов. Этот полк первым вошел в Париж.

За свои боевые заслуги Алябьев удостоился множества наград. «Гусарская вольница» пришлась по душе композитору, поэтому после войны он еще долго ходил в военном мундире. За эти годы у него появилось много боевых друзей, среди них будущие декабристы П. Муханов, А. Бестужев-Марлинский, Ф. Глинка. На войне он также сдружился с Грибоедовым.

Первое крупное произведение - комическую оперу «Лунная ночь, или Домовые» - Алябьев написал скорее для себя, чем для публики. Она была поставлена на сцене императорского театра в Петербурге и получила благожелательные отзывы. Правда, опера в репертуаре не удержалась и даже не была издана. Аналогичная судьба постигла и следующее крупное сочинение композитора - водевиль «Путешествующая танцовщица» (1824). Он был забыт после нескольких спектаклей в Москве. Даже помощь друзей - композитора А. Верстовского и переводчика А. Писарева, с которыми Алябьев написал еще две оперы на сюжеты французских водевилей «Хлопотун, или дело мастера боится» (1824) и «Приключения калифа» (1826),- не смогла изменить ситуацию.

В 1825 году в жизни Алябьева произошел нелепый, но трагический случай, который полностью изменил судьбу композитора. Однажды он устроил у себя дома званый ужин для друзей. Все изрядно выпили, потом стали играть в карты. Один из гостей, воронежский помещик Времев, отказался уплатить крупный проигрыш, намекая при этом, что игра была «нечистой». Они с Алябьевым подрались, а через три дня Времев умер. Алябьеву предъявили обвинение в его убийстве. Следствие длилось целых три года, и все это время Алябьев провел в тюрьме, в одиночной камере.

Близкие Алябьева подозревали, что причина этого сурового заключения кроется в дружбе композитора с декабристами. Хотя он сам и не принимал участия в декабристской организации, после декабря 1825 года преступлением считались даже дружеские связи с участниками восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ничего не могли сделать знатные, богатые родственники композитора. Они добились единственного: в камеру Алябьева разрешили поставить фортепьяно, и композитор получил возможность отвлечься от своей горькой участи.

В заточении он писал веселую музыку к водевилям, сочинял балеты, романсы. Тогда-то и был написан знаменитый «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс родился не случайно. В русском фольклоре соловей всегда считался символом воли, свободного полета. Ведь соловьи никогда не поют в клетках, и Алябьев, написав свой романс в сырой полутемной камере, надеялся на благоприятный исход дела.

Однако, несмотря на то, что вина Алябьева так и не была доказана, его осудили. Композитора лишили дворянства, всех чинов, всех гражданских прав и боевых наград. Он получил предписание жить в сибирских городах, что в буквальном смысле означало ссылку. Кроме того, его предали церковному покаянию на семь с половиной лет.

Алябьев поселился в Тобольске. Там он снова погружается в работу, единственное, что спасает его от отчаяния. Он много сочиняет, организует духовой оркестр, дирижирует, участвует в любительских концертах. В Сибири Алябьев написал такие замечательные романсы, как «Зимняя дорога», «Иртыш», «Два ворона», и другие, которые пересылал друзьям в столицу, поэтому произведения композитора продолжают звучать на концертах в Москве и в Петербурге. Однако на афишах имя Алябьева не пишут, оно обозначается только инициалами - «А. А.».

Перенесенные страдания, сырость одиночной камеры, полученные на войне раны - все это сказалось на здоровье композитора, которое становилось все хуже и хуже. Хлопоты родственников увенчались успехом, и Алябьеву разрешили поехать на Кавказ подлечиться.

В 1832 году композитор, наконец, вырвался из ссылки. Несмотря на болезнь, это был подарок судьбы. Алябьев как одержимый пишет музыку, он записывает грузинские, армянские, азербайджанские мелодии, песни других кавказских народов и выпускает сборник романсов «Кавказский певец». Тогда же он пишет мелодраму «Кавказский пленник» (по произведению А. Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» на сюжет А. Бестужева-Марлинского. Вместе с украинским композитором Максимовичем Алябьев работает над сборником украинских народных песен «Голоса украинских песен», который высоко оценил Н. Гоголь.

Однако разрешенный срок подошел к концу, и Алябьев был вынужден снова вернуться в ссылку. На этот раз его оставили в Оренбурге. Композитор и здесь много работает. Он записывает башкирские, туркменские, киргизские песни и разрабатывает их мелодии в своих произведениях.

Генерал-губернатором Оренбурга в то время был Василий Алексеевич Перовский, который приходился дядей известному писателю А. К. Толстому. Многие детали его биографии и черты характера лег ли в основу образа Пьера Безухова, героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Перовский был также известен своими военными заслугами, а во время выступления декабристов он был рядом с царем на Сенатской площади и прикрывал его от пуль. Генерал- губернатор проникся сочувствием к композитору и обратился к Николаю I с просьбой о смягчении его участи. Царь не мог отказать в просьбе такому человеку. Алябьев получил разрешение жить в поместье у родных, но ему запрещалось приезжать в обе столицы.

Перовский этим не ограничился. Он добился у царя, чтобы Алябьева восстановили в гражданских правах, и взял композитора к себе на службу, причем дал ему предписание по пути в Оренбург заехать в Москву. Так Алябьев снова оказался в столице. Он не спешил с прибытием на место службы, впрочем, Перовский и не торопил его.

Алябьев прожил в Москве нелегально несколько лет. Ему приходилось устраивать постоянные инсценировки, чтобы не докучала полиция. Он разъезжал по городу в дорожном экипаже с привязанным к нему сзади простым сундуком, как будто отправляясь в дальнюю дорогу. Здесь он женился на своей давней пассии Екатерине Александровне Офросимовой, принадлежавшей к знатному роду Римских-Корсаковых. Эта необыкновенно красивая и обаятельная женщина с радостью согласилась стать женой композитора, хотя он был уже немолод, серьезно болен и официально находился в ссылке.

Счастье добавило ему сил. К тому же вскоре успешно разрешились хлопоты родных, жены и друзей, в результате чего композитору было позволено жить в Москве «Под надзором полиции», но с тем, чтобы «Не показываться на публике». Выполнить это было сложно, поскольку музыка Алябьева исполнялась повсюду, и композитор был желанным гостем во всех салонах и на концертах.

В этот период он написал еще несколько произведений и среди них несколько песен на стихи поэта-революционера Н. Огарева – «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож» и другие. Всего за свою жизнь Алябьев написал 7 опер, 20 водевилей, множество произведений для симфонических и духовых оркестров, ряд камерных ансамблей и фортепьянных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов на стихи П. Вяземского, А. Грибоедова, А. Дельвига, В. Жуковского, Н. Огарева, А. Пушкина, Н. Языкова.

Алябьева можно считать предшественником русских композиторов-классиков. Впервые в его сочинениях зазвучали темы изгнанничества, одиночества, странничества, неразделенной любви. Многие мотивы его произведений звучали в романсах и сто лет спустя. Классическими образцами романсов стали «Соловей» на стихи А. Дельвига, «Зимняя дорога» и «Я вас любил» на стихи А. Пушкина. Но, конечно, наибольшую известность получил «Соловей». Его распевали повсюду. М. Глинка написал фортепьянные вариации на тему алябьевского «Соловья», а позже венгерский композитор Ференц Лист создал фортепианную транскрипцию романса.

Его исполняли величайшие певицы мира в качестве вставного вокального номера в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини. «Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое и не поддающееся критическому анализу, - писал П. И. Чайковский.- Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!!!»

Силы композитора были на исходе, тяжелая болезнь прогрессировала, и в 1851 году Алябьев умер.

music-fantasy.ru


Смотрите также