Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Андрей платонов писатель биография


Андрей Платонович Платонов

Андрей Платонов – писатель, поэт, публицист. Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве военного корреспондента.

Для всех произведений Андрея Платонова характерен оригинальный язык и самобытная манера повествования. Его повести написаны шероховатыми словами и пронизаны косноязычием. Есть в них место и многочисленным метафорам. Так не писал никто, наверное, именно поэтому его считают наиболее самобытным среди всех литераторов, живших и творивших в первой половине 20-го века. Он прожил недолгую и трудную жизнь, а славу так и не узнал. Она пришла к нему уже после его ухода в мир иной. Лучше всего сказал о нем В.Васильев, который считал, что читатель разминулся с ним при его жизни, чтобы в 60-х открыть для себя труды этого замечательного писателя – Андрея Платонова.

Детство

Родился Андрей Климентов(Платонов- творческий псевдоним) 28 августа 1899 года. Местом его рождения была Ямская слобода, сейчас это Воронеж. Андрей был старшим среди одиннадцати детей Платона Климентова и Марии Лобочихиной. Отец работал слесарем и машинистом паровоза, два раза награждался званием Герой труда. Мама не работала, она занималась домом и детьми.

Андрей Платонов в детстве

Прокормить такое количество членов семьи было достаточно трудно, поэтому отцу приходилось практически все свое время быть на работе. По мере подрастания, дети старались помочь, и вместе с отцом зарабатывали деньги на хлеб насущный.

В семь лет Андрей стал учеником церковно-приходской школы. В 1909-м его записали в обычную школу, где ученики учились всего 4 класса. В тринадцать он уже пошел на работу. Он был старшим из детей, поэтому должен был помогать приносить деньги в семью. В разные годы мальчик обучался разному мастерству, и к 18-ти уже имел опыт работы в нескольких городских мастерских.

Творчество

В 1918-м Климентов стал студентом железнодорожного техникума, но диплом так и не получил. Грянула Гражданская война, и биография парня круто изменилась. Он вступил в Красную Армию, и воевал на стороне большевиков. Писательский талант Андрея проснулся именно под впечатлениями от Октябрьской революции.

В 20-е годы Климентов придумал себе новую фамилию, переделав имя отца, и стал Платоновым. В это время началось его сотрудничество с разными газетами и журналами родного города. Он пробовал себя в разных сферах – писал стихи, прозу, критические статьи и очерки. В 1921-м писатель выпустил свою первую книгу «Электрификация». Более ранние его произведения были достаточно агрессивными.

Платонов «смягчился» в 21-м, после того, как произошли изменения в его личной жизни.

В 1923 году Андрей выпустил сборник своих стихотворений «Голубая глубина». Спустя три года закончил повесть «Епифанские шлюзы». После этого он получил некоторую известность, поселился с семьей в Москве, и с новым вдохновением взялся за работу. В 1927 году он упорно сочиняет и вскоре становится автором двух повестей – «Эфирный тракт» и «Город Градов», а также трех рассказов – «Как зажглась лампа Ильича», «Песчаная учительница», «Ямская слобода».

Андрей Платонов в творческом процессе

Самые интересные и значимые произведения Платонова выходят в конце 30-х. В 1929-м он дописал роман «Чевенгур», спустя год поставил финальную точку в социальной притче «Котлован». Эти произведения так и остались пылиться на его столе, а увидели свет только после его смерти. Платонова и его произведения не жаловали ни власть, ни цензура, частенько он попадал в число опальных литераторов.

После того, как в 1931-м напечатали его произведение «Впрок», писатель узнал, что такое вызвать гнев Вождя народов. Сталин приказал не печатать Платонова ни при каких обстоятельствах.

В 1934-м Платонов почувствовал, что кольцо вокруг него немного разжалось. Коллеги позвали его в Среднюю Азию, и он согласился на эту поездку. После того, как он побывал в Туркмении, Платонов стал автором рассказа «Такыр». И снова безжалостная критика и полное неодобрение его произведений. Иногда Сталину попадались произведения писателя, и во время чтения он на полях книги писал бранные слова, которые относились непосредственно к автору.

Андрей не обращал внимания на недовольство властей, и продолжал писать. В 1936-м он даже сумел опубликовать некоторые из своих произведений. После того, как грянула Великая Отечественная война, Платонов начал писать на военную тематику. В 50-х ему пришлось зарабатывать на жизнь переписыванием народных сказок.

В 1921-м писатель женился на Марии Кашинцевой. Ему исполнился 21 год, но это была первая и настоящая любовь Платонова. Спустя шесть лет он станет автором рассказа «Песчаная учительница», посвященным его любимой Марии. Писателю даже не пришлось выдумывать сюжет, он просто изложил на бумаге некоторые события из личной жизни супруги.

Андрей Платонов с женой Марией Кашинцевой

В 1921-м Кашинцева можно сказать сбежала от Платонова и поселилась в захолустье. Была ли это проверка ее чувств, или девушка хотела проверить Андрея, неизвестно, но она поселилась в деревне, отдаленной от города на 60 км. Платонов навещал ее по нескольку раз в месяц, но пока о женитьбе речь не шла. И только когда Мария сообщила ему о своей беременности, то они немедленно отправились оформлять свои отношения. В 1922-м супруги уже стали родителями сына Платона. Мальчик получил свое имя в честь дедушки.

Вместе с радостью к писателю пришла и беда. Его родная сестра и брат скончались после употребления ядовитых грибов, и это стало большим потрясением для Андрея.

Его душа металась между счастьем от рождения наследника и убивалась горем от потери родных людей. Маме Андрея невестка пришлась не по душе, и они не ладили между собой всю жизнь. Сколько не пытался Платонов их примирить, все его усилия оказывались напрасными.- свекровь и невестка не общались.

Андрей Платонов с женой и ребенком

В 1929-м матери Платонова не стало, и только в 1936-м он напишет рассказ под названием «Третий сын», который посвятит самому дорогому человеку – маме.

Сын Андрея и Марии – Платон, рос очень болезненным ребенком. Его постоянно жалели и потакали во всем, а он все больше показывал свой капризный характер и удивлял окружающих неконтролируемым поведением. Парню было всего 15, когда его арестовали и дали 10 лет лагерей. Наказание он отбывал в Норильлаге. В тюрьме он подцепил туберкулез, и только благодаря хлопотам друзей его отца и непосредственному участию Шолохова, его отпустили домой в 1940-м. В 1942-м Платонов устраивает сына в санаторий, но все было напрасно, он умер в январе 1943-го. Зато перед самой его смертью у него родился ребенок, так что Платонов успел стать дедом.

Все личные потери и переживания в точности отражались в произведениях писателя. Его герои проживали на бумаге все то, что в реальности проживал сам Платонов – любовь, болезни, смерть дорогих ему людей. Несмотря на то, что у него появился внук, вместе со смертью сына у него произошел какой-то надлом, как будто не стало в нем внутреннего стержня.

Спустя год, в 1944-м у супругов родилась дочка Мария. Это событие внесло немного радости в угасающую жизнь писателя, потому что он сам в то время уже был неизлечимо болен туберкулезом.

Смерть

В годы войны Платонов служил военкором «Красной звезды». Но он не только строчил свои заметки на страницы газеты, он тоже воевал с оружием в руках, хотя мог спокойно сидеть в тылу и не высовываться на поле боя. В быту он был непритязателен, никогда не требовал к себе повышенного внимания или привилегий. Некоторые источники утверждают, что чахотку писатель подцепил на войне. Наблюдая за бытом солдат, Платонов черпал в этом вдохновение, чтобы писать свои очерки и рассказы, опубликованные потом в «Красной звезде».

Когда сын писателя вернулся тяжело больным, именно он ухаживал за ним на протяжении длительного времени. Поэтому многие придерживаются мнения, что туберкулезом Платонова «наградил» собственный сын.

В 1946-м Платонова демобилизовали по причине серьезной болезни. Вскоре он написал рассказ «Семья Иванова», который напечатали, изменив название на «Возвращение». Критики снова безжалостно прошлись по писателю. Его назвали клеветником советских воинов, и перекрыли доступ ко всем издательствам.

Нужно было как-то жить и содержать семью, поэтому Андрей Глебович начал перерабатывать народные сказки. К этому его сподвигла и дочь Маша, которая любила читать сказки. В 1950-м Платонов завершил работать над историями «Волшебное кольцо» и «Неизвестный цветок». Именно эти произведения стали в 70-х годах основой для создания мультфильмов.

Могила и памятник Андрею Платонову

Андрей Платонов скончался 5 января 1951 года в Москве. Причиной смерти был туберкулез. Местом его упокоения стало Армянское кладбище. В 1952-м не стало и его отца. Супруга писателя прожила еще тридцать лет, и умерла в 1983-м. На протяжении всей своей жизни дочь писателя – Мария, издавала все творческое наследие, которое оставил ей отец.

Слава пришла к Платонову спустя тридцать лет после его смерти. В 80-х его книги начали пользоваться невероятной популярностью. Марии Платоновой не стало в 2005-м, она похоронена на том же кладбище, что и отец.

Книги

  • 1920 — «Чульдик и Епишка»
  • 1921 — «Маркун», брошюра «Электрификация»
  • 1922 — «Голубая глубина»
  • 1926 — «Антисексус», «Родина электричества», повесть «Епифанские шлюзы»
  • 1929 — «Чевенгур»
  • 1929 — «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
  • 1930 — «Котлован», «Шарманка»
  • 1931 — «Впрок», «Высокое напряжение», «14 красных избушек»
  • 1933 — 1936 — «Счастливая Москва»
  • 1934 — «Мусорный ветер», «Ювенильное море», «Джан», «Такыр»
  • 1936 — «Третий сын», «Бессмертие», «Македонский офицер»
  • 1937 — «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро»
  • 1938 — «Июльская гроза»
  • 1939 — «По небу полуночи»
  • 1942 — «Под небесами родины»
  • 1942 — «Одухотворённые люди»
  • 1943 — «Рассказы о Родине»
  • 1943 — «Броня»
  • 1944 — «Волшебное существо»
  • 1945 — «В сторону заката солнца»
  • 1946 — «Семья Иванова»
  • 1947 — «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
  • 1948 — «Ученик лицея»
  • 1950 — «Волшебное кольцо»
  • 1951 — «Ноев ковчег», «Неодушевлённый враг»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Интернет-газета "Культура-Воронежа. рф" — КУЛЬТУРА-ВОРОНЕЖА.РФ: информационный портал Воронежской области — анонсы, новости, фоторепортажи, видео

(к  80-летию  народного  артиста  России)   Талантливейшему режиссёру и актёру Владимиру Валентиновичу Меньшову исполнилось 80! Мимо этого юбилея всенародного любимца наше телевидение пройти не могло. Помешавшееся (в большинстве своём) на антисоветизме иПодробнее…

Российская премьера грандиозного новаторского шоу «Сны Спящей красавицы» (Sleeping Beauty Dreams) состоится осенью 2019 года. Спектакль покажут на сцене «Мариинский-2» в Санкт-Петербурге 14 и 15 сентября, 20 сентября его увидят москвичи вПодробнее…

20-21 сентября состоялась первая  часть мероприятий «Дней Молдовы» в Воронежской области в рамках года Молдовы в России. Делегация Посольства Республики Молдова в Российской Федерации прибыла в Воронеж накануне Дня города, для участияПодробнее…

13 октября известная воронежская певица откроет сезон своего вокального абонемента. Вечер посвящен Нани Брегвадзе, в программе концерта прозвучат романсы и песни из репертуара выдающейся грузинской артистки: «Тбилисо», «Снегопад», «Ах, эта красная рябина»,Подробнее…

3 октября Театр драмы имени А.Кольцова открывает новый, 233-й сезон. Первым спектаклем, показанным в этом театральном году на Большой сцене, станет уже полюбившаяся воронежскому зрителю постановка «Итальянский брак» по пьесе Эдуардо деПодробнее…

В период с 20 по 21 сентября 2019 года, делегация Посольства Республики Молдова в Российской Федерации, во главе с Cоветником Посольства Евгений Кистол посетит с рабочим визитом город Воронеж.  В контексте, планируетсяПодробнее…

Отличная новость для всех, кто любит рисовать! Воронежский океанариум приглашает Вас принять участие в конкурсе художественных работ «ОКЕАНиЯ», который проходит в рамках фестиваля «Град талантов» в номинации «Декоративно-прикладное творчество». К участию вПодробнее…

(Шукшин  и  Никоненко.  Штрихи  к  портретам) Воронежский киноклуб «Слово» им. Владимира Шуваева, отмечая День кино и недавний 90-летний юбилей Василия Макаровича Шукшина, свой первый вечер нового сезона посвятил фильму актёра и режиссёраПодробнее…

14 и 15 сентября в Центральном городском парке («Динамо») пройдет грандиозная  книжная ярмарка «Книжная обитель», составная честь  масштабного фестиваля «Русское лето».  «Книжная обитель» это: — 50 издательств России; — издательские цены; —Подробнее…

В конце августа исполнилось 85 лет со дня рождения замечательного актёра Анатолия Алексеевича Солоницына, ушедшего из жизни в 1982 году. Судьба Солоницына и творчество стали частью нашего искусства, нашей истории… Среди егоПодробнее…

(к 85-летию со дня рождения Эдуарда Хиля) Он появился на эстраде в начале 60-х годов и очень скоро стал одним из самых и любимых исполнителей. Уникальный голос, умение двигаться на сцене, потрясающееПодробнее…

Памяти Татьяны Игнатьевны Перминовой… Наверняка никто из нас не задумывался о том, почему, согласно времени и моде, одежда наша видоизменяется, а исконно русская рубаха-косоворотка остается в своем первозданном виде. Думаю, что иПодробнее…

xn----7sbbhpgxivjatewnc5m.xn--p1ai

Андрей Платонов. Подробная биография

Андрей Платонович Платонов родился 20 июля (1 августа) 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских. В начале 20-х гг. сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов.

Учился в церковно-приходской школе, затем в горном училище. С пятнадцати лет начал работать. Ещё подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Работал в редакции газет «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», в журнале «Железный путь». Рассказы и статьи Платонова публикуются и в московских журналах «Кузница», «Красная нива». Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924). В 1921 году опубликовал стихи в сборнике воронежских поэтов. В том же году выходит первая публицистическая книга Платонова – «Электрофикация», в 1922 (в Краснодаре) – книга стихов «Голубая глубина». В 1923-1926 гг. Платонов работает мелиоратором и руководит работами по электрификации сельского хозяйства. В 1927 году переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В 1928 году появились ещё две книги Платонова – «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». С 1926 года Платонов работает над большим романом о революции «Чевенгур».

С 1928 года активно сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». Для Платонова- поэта, публициста, прозаика – характерно сложное, нередко трагически-напряженное восприятие противостояния человека и природы, человека и других людей.

Платонов был одержим идеей преобразования жизни с помощью науки и техники вплоть до воскрешения мертвых (герои «Котлована» именно в этой перспективе оценивают сохранение тела Ленина, Вощев собирает в мешок останки прежних людей с той же целью). Выступал со стихами и публицистикой в пролеткультовском духе. Но утопизм в сознании Платонова рано и парадоксально соединился с антиутопизмом. Он заявил, что люди, преобразующие жизнь, сами меняются слишком медленно и это создает почву для «социалистической трагедии».

В 1926 А. Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов», в 1929 – рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар», в 1931 – повесть «Впрок». Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру Платонова. Его почти перестают печатать. Несмотря на это писатель продолжает много работать. Пишет рассказ «Мусорный ветер», повести «Котлован», «Ювенильное море», пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1936 году Платонов начинает сотрудничать в журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» (под псевдонимами Ф. Человеков, А. Фирсов и др.). Здесь публикуются его критические статьи (в т.ч. «Пушкин – наш товарищ», «Пушкин и Горький»), рецензии и два рассказа - «Бессмертие» и «Фро». В 1937 году выходит книга «Река Потудань». В этом произведении, как и в рассказе «Мусорный ветер», сказалась склонность Платонова к натуралистическим подробностям и ирреальным ситуациям.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов в качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда» находится на фронтах Отечественной войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отдельными сборниками. В 1946 году в «Новом мире» появляется рассказ «Семья Иванова», который был объявлен В.В. Ермиловым «клеветническим». В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Андрея Платонова 5 января 1951 года осталось большое рукописное наследие.

В творчестве Платонова происходит необычное соединение трагизма и ернически сниженного изображения. Сложный синтетический художественный метод писателя обладает признаками экспрессионизма. Его произведения относят также к поставангардизму, являющемуся реакцией на авангардизм с его социальным оптимизмом и верой в безграничные возможности разума: мир Платонова бывает одновременно комичен и страшен, подчеркнуто иррационален. Платоновский стиль, особенно в конце 20-х – первой половине 30-х гг., нарочито изломан, сочетает несочетаемые в литературной речи слова и выражения, что порождает новые, как правило парадоксальные, оттенки их смысла.

Биография

Произведения

  • Корова
  • Неизвестный цветок
  • Юшка

Критика

Ключевые слова: Андрей Платонов,биография Андрея Платонова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 века,русские писатели 20 века,жизнь и творчество Андрея Платонова

md-eksperiment.org

Платонов Андрей Платонович - Российский Писатель

Российский писатель. Поэт. Публицист. Драматург. Сценарист. Военный корреспондент.

Андрей Платонов родился 1 сентября 1899 года в городе Воронеж. Мальчик вырос в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Парень учился в церковно - приходской школе, затем в городской. С четырнадцати лет начинает изучать рабочие профессии, такие, как: слесарь, литейщик, помощник машиниста паровоза. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях.

     Первой пробой пера стали юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина». С 1918 по 1921 год Платонов активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

     Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами. В годы войны Платонов являлся фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

     В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей. Андрей Платонович пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности. Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову оказалось не дано.

     Умер Андрей Платонов 5 января 1951 года  в Москве от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря. Похоронен на Армянском кладбище.

Произведения

1920 - рассказ «Чульдик и Епишка»1921 - рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»1922 - книга стихов «Голубая глубина»1926 - рассказы «Антисексус», «Родина электричества», повесть «Епифанские шлюзы»1927 - повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»1928 - повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком)1929 - роман «Чевенгур» (в первой редакции - «Строители страны», 1927)1929 - рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»1930 - повесть «Котлован», «Шарманка» (пьеса)1931 - бедняцкая хроника «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»1933 - 1936 - «Счастливая Москва» (роман не окончен)1934 - повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»1936 - рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (незаверш.)1937 - рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна)1938 - рассказ «Июльская гроза»1939 - рассказ «По небу полуночи»1942 - «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе1942 - «Одухотворенные люди» (сборник рассказов)1943 - «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)1943 - «Броня» (сборник рассказов)1944 - пьеса «Волшебное существо»1945 - сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»1946 - рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)1947 - книги «Финист - Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»1948 - пьеса «Ученик лицея»1950 - «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок)1951 - «Ноев ковчег» (незавершенная пьеса-мистерия)

«Неодушевленный враг», рассказ.

Прижизненные издания

Платонов А. П. Электрификация: (Общие понятия). - Воронеж: 1921. - 16 с.Платонов А. П. Голубая глубина: книга стихов. / Предисл.: М. Ю. - Краснодар: изд. «Буревестник», 1922. - 93, с.Платонов А. П. Епифанские шлюзы. - М.: Молодая гвардия, 1927. - 289 с.Платонов А. П. Луговые мастера. - М.: Молодая гвардия, 1928. - 16 с.: ил. в 2 краски. (Молодой деревне) Платонов А. П. Сокровенный человек. - М.: Молодая гвардия, 1928. - 226 c.Платонов А. П. Происхождение мастера. - М.: Федерация, 1929. - 52 с. Платонов А. П. Река Потудань. / худ. Г. Вильфарт. - М.: Советский писатель, 1937. - 175 c. [Типо-лит. им. Воровского]Платонов А. П. Июльская гроза: Рассказ. / рис. И. Кузнецова. - М.-Л., Детиздат, 1940. - 24 с.Платонов А. П. Одухотворенные люди. - М.: Молодая гвардия, 1942. - 26 с. (Герои Отечественной войны)Платонов А. П. Под небесами Родины. - Уфа: Башгосиздат, 1942. - 64 с.Платонов А. П. Бессмертный подвиг моряков: Фильченко, Одинцов, Паршин, Цибулько, Красносельский». - М., Военмориздат, 1943. - 52 с.; ил. (Моряки - Герои Советского Союза)Платонов А. П. Броня. - М., Военмориздат, 1943. - 104 с. (Фронтовая библиотека краснофлотца)Платонов А. П. Одухотворенные люди. - Магадан: Советская Колыма, 1943Платонов А. П. Рассказы о Родине. - М., Гослитиздат, 1943. - 92 c.Платонов А. П. В сторону заката солнца: Рассказы. - М., Советский писатель, 1945. - 100 c.Платонов А. П. Солдатское сердце. / рис. А. Щербакова. - М., Детгиз, 1946. - 63 c.; ил.Платонов А. П. Финист - ясный сокол: Русская народная сказка. / пересказал А. Платонов. Рис. И. Кузнецова. - М.: Мин-во местной промышленности РСФСР, 1948. - 28 с.

Платонов А. П. Волшебное кольцо: Русские сказки. / пересказал А. Платонов. Под общей редакцией М. Шолохова. // рис. И. Кузнецова. М.: Детгиз, 1950. - 126 c

Собрания сочинений

Платонов А. П. «Собрание сочинений в трех томах». - М.: Советская Россия, 1984-1985.Платонов А. П. «Избранные произведения в двух томах». - М.: Художественная литература, 1978Платонов А. П. «Собрание сочинений В 5 томах». / Сост. В. А. Чалмаева. - М.: Информпечать, 1998. Платонов А. П. «Сочинения. Том I»: 1918-1927, Книга 1: Рассказы. Стихотворения. - Научное издание. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 644 с. Платонов А. П. «Сочинения. Том I»: 1918-1927, Книга 2: Статьи. - Научное издание. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 510 с.Платонов А. П. «Сочинения. Том II»: 1918-1927: Повести, рассказы, сценарии, статьи. - Научное издание. - М.: ИМЛИ РАН, 2016. - 870 с.Платонов А. П. «Собрание сочинений в восьми томах» / Сост. Н. В. Корниенко. - М.: Время, 2009-2011.

Платонов А. П. «Малое собрание сочинений». - Санкт-Петербург: АЗБУКА, 2014. - 670 с. 

Экранизации произведений

«Айна» (1931) - художественный фильм. Режиссер - Николай Тихонов, сценарист: М. Смирнова по теме Андрея Платонова «Песчаная учительница».«Фро» (1964) - по мотивам одноименного рассказа.«Родина электричества» (1967/1987) - художественный фильм по мотивам одноименного рассказа Андрея Платонова. Режиссер Лариса Шепитько.«Рабыня» (1968) - художественный фильм Булата Мансурова по мотивам рассказа «Такыр».«Возвращение» (1968) - телеспектакль в постановке Академического театра им. Евгения Вахтангова.«Житейское дело» (СССР, 1976 год, Ленфильм) - состоит из трех новелл, объединенных темой войны. «Житейское дело» (1 новелла), Мелодрама, поставленная по одноименному рассказу Андрея Платонова.«Три брата» (1981)- итальянский фильм по мотивам рассказа «Третий сын», действие перенесено в Италию.«Домой!» (1982) - художественный фильм по мотивам рассказа «Возвращение».«Возлюбленные Марии» (1984) - фильм по мотивам «Реки Потудань», сюжет перенесенный в США.«Одинокий голос человека» (1987) - художественный фильм (киностудия «Ленфильм», 1987 год) Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера».«Иван великий» (1987) - по мотивам военных рассказов.«Маркун» (1989) - короткометражный фильм. Главную роль исполнил Иван Охлобыстин«Корова» (1989) - мультфильм Александра Петрова по одноименному рассказу.«Возвращение» (1997) - телеспектакль-чтение Авшарова Ю. М.«Опять надо жить» (1999) - художественный фильм по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек».«Случайный взгляд» (2005) - по мотивам повести «Котлован».«Отец» (2007) - художественный фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение».«Никита» (2011) - художественный фильм по мотивам рассказа «Никита». Режиссер Марат Никитин.

«Юшка» (2017) - художественный фильм по мотивам рассказа «Юшка». Режиссер - Юлия Горбачевская.

Жена - Мария Кашинцева.

Сын - Платон.Дочь - Мария.

ruspekh.ru

Андрей Платонов

Андрей Платонович Платонов родился в Ямской Слободе на окраине Воронежа 28 августа (хотя его день рождения традиционно отмечался 1 сентября) 1899 года.

Его отец, слесарь железнодорожных мастерских Платон Фирсович Климентов, был довольно известным в городе лицом, о нём как о талантливом изобретателе-самоучке не раз писали местные газеты. Мать, Лобочихина Мария Васильевна, простая, глубоко верующая женщина, сумела передать сыну христианское мироощущение. Андрей был старшим из одиннадцати детей. Учился в церковно-приходской школе и городском училище. С 14 лет начал работать — рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Литературные наклонности обнаружились у него довольно рано — с 12 лет сочинял стихи. После революции, в 1918, поступил в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение. Воодушевлённый новыми идеями времени, участвовал в дискуссиях Коммунистического союза журналистов, публиковал статьи, рассказы, стихи в воронежских газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Железный путь» и др.).

В 1919 как рядовой стрелок железнодорожного отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор», участвовал в Гражданской войне, получив боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро.

В 1920 в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей, где Платонов представлял Воронежскую писательскую организацию. На съезде проводилось анкетирование. Ответы Платонова дают представление о нём, как о честном (не сочиняющем себе «революционное прошлое», как другие) и довольно уверенном в своих силах молодом писателе: «Участвовали ли в революционном движении, где и когда?» — «Нет»; «Подвергались ли репрессиям до Октябрьской революции?..» — «Нет»; «Какие препятствия мешали или мешают вашему литературному развитию?» — «Низшее образование, неимение свободного времени»; «Какие писатели оказали на вас наибольшее влияние?» — «Никакие»; «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?» — «Никаким, имею своё».

Андрей Платонов короткое время был кандидатом в члены РКП(б), но за критику «официальных революционеров» в фельетоне «Душа человека — неприличное животное» в 1921 был исключён как «шаткий и неустойчивый элемент». В этом же году вышла его первая книга (брошюра) «Электрификация», а в следующем году в Краснодаре — сборник стихов «Голубая глубина».

На какое-то время Платонов оставляет литературный труд и полностью отдаётся практической работе по специальности (пролетарский писатель, по его мнению, обязан был иметь профессию, а творить — «в свободные выходные часы»). В 1921–1922 он состоит председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии, а с 1923 по 1926 в Воронежском губземуправлении работает губернским мелиоратором, заведующим работами по электрификации сельского хозяйства. Из сохранившегося удостоверения, выданного Платонову, известно, что «под его непосредственным административно-техническим руководством... построено 763 пруда... 315 шахтных колодцев... 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин... построены 3 сельские электрические силовые установки». Это были не насильственные трудовые подвиги, а последовательная материализация взглядов Платонова, которые он изложил ещё в «Российской колымаге»: «Борьба с голодом, борьба за жизнь революции сводится к борьбе с засухой. Средство победить её есть. И это средство единственно: гидрофикация, то есть сооружение систем искусственного орошения полей с культурными растениями. Революция превращается в борьбу с природой». Позже, как человек технически образованный и одарённый (имеющий десятки патентов на свои изобретения), он увидит экологическую опасность такой «борьбы».

В 1926 на Всероссийском съезде мелиораторов Платонов был избран в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал с семьёй в Москву. К тому времени он был женат на Маше Кашинцевой. С ней он познакомился в 1920 в Воронежском отделении пролетписателей, где она служила. «Вечная Мария», она стала музой писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни.

Работа в ЦК Союза сельского хозяйства не заладилась. «Отчасти в этом повинна страсть к размышлению и писательству», – признавался в письме Платонов. Около трёх месяцев он работал в Тамбове заведующим подотделом мелиорации. За это время написаны цикл повестей на русские исторические темы, фантастическая повесть «Эфирный тракт» (1927), повесть «Епифанские шлюзы» (о Петровских преобразованиях в России) и первая редакция «Города Градова» (сатирическое осмысление новой государственной философии).

С 1927 Платонов окончательно поселяется в Москве, и следующие два года, пожалуй, можно назвать самыми благополучными в его писательской судьбе, чему немало посодействовал Г. Литвин-Молотов. Член Воронежского губкома и редколлегии воронежских «Известий» (он и привлёк молодого Платонова к работе в местных газетах), Литвин-Молотов затем возглавил издательство «Буревестник» в Краснодаре (где вышел платоновский сборник стихов), а с середины 1920-х стал главным редактором издательства «Молодая гвардия» в Москве. Именно там были изданы два первых сборника рассказов и повестей Платонова. Сохранилось несколько писем, в которых Литвин-Молотов разбирает произведения Платонова (в рукописях) и обнаруживает хороший литературный вкус, хотя и пытается удержать писателя в берегах здравого смысла (учитывать цензуру).

В это время Андрей Платонов создаёт новую редакцию «Города Градова», цикл повестей: «Сокровенный человек» (попытка осмысления Гражданской войны и новых социальных отношений глазами «природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны» (из которой вырастет роман «Чевенгур»). Сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», выпускает сборники: «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929).

Московская литературная жизнь воодушевила сатирическое перо Платонова на несколько пародий: «Фабрика литературы» (написанная для журнала «Октябрь», но опубликованная там лишь в 1991), «Московское общество потребителей литературы. МОПЛ», «Антисексус» (диалог с ЛЕФом, Маяковским, Шкловским и др.).

1929 был назван «годом великого перелома» — шло раскулачивание деревни. Перелом произошёл и в литературной судьбе писателя — критики РАППа разгромили его рассказы «Че-Че-О», «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» (статьи В. Стрельниковой «Разоблачители социализма» и Л. Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах»). «Усомнившийся Макар» был прочитан и самим Сталиным, который, в отличие от следующих вождей, читал всё мало-мальски заметное, — он не одобрил идеологическую двусмысленность и анархичность рассказа. В глазах литературных функционеров это приравнивалось к приговору. Немедленно был рассыпан набор доведённого до вёрстки романа «Чевенгур». Платонов искал заступничества у Горького. Алексей Максимович, высоко ценивший его как художника, но понимавший ситуационную «неуместность» провидческого «Чевенгура», осторожно писал ему, прочтя рукопись: «Человек Вы — талантливый, это бесспорно... Но, при неоспоримых достоинствах работы Вашей, я не думаю, что её напечатают, издадут. Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего «духа». Хотели Вы этого или нет, — но Вы придали освещению действительности характер лирико-сатирический, что, разумеется, неприемлемо для нашей цензуры».

Осенью этого же года Андрей Платонов по заданию Наркомата земледелия много ездит по совхозам и колхозам Средней России. Впечатления от увиденного складываются в сюжет повести «Котлован», над которой он начинает работать. «Сюжет не нов, повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, подтверждает, что от первого впечатления писатель не отступил, рассказав об «апокалипсисе коллективизации» на «апокалиптическом» языке. «Котлован» и пьеса «Шарманка», завершённые в 1930, при жизни Платонова опубликованы не были. Вышедшая в 1931 в журнале «Красная новь» повесть-хроника «Впрок» только поддала жару в критическую топку, которая «переплавила» немало писателей и то же попыталась сделать с Платоновым. Повесть назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии. Андрей Платонович вынужден был направить письма в центральные газеты с признанием своих ошибок, но ответов не получил, как не получил ответа и на своё письмо к Горькому, в котором писал: «Это письмо я Вам пишу не для того, чтобы жаловаться, — мне жаловаться не на что... я хочу сказать Вам, что я не классовый враг, и сколько бы я ни выстрадал в результате своих ошибок, вроде «Впрока», я классовым врагом стать не могу и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс — это моя родина, и моё будущее связано с пролетариатом... быть отвергнутым своим классом и быть внутренне всё же с ним — это гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым... и отойти в сторону».

Наступившая изоляция не заставила Андрея Платонова бросить перо. Он пишет народную трагедию «14 Красных Избушек» — о голоде в русской провинции, к которому привёл «великий перелом». Командировки от Наркомата земледелия по колхозам и совхозам Поволжья и Северного Кавказа дали писателю материал для повести «Ювенильное море» (1932).

С 1931 по 1935 Платонов работал старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте по производству мер и весов. В 1934 вместе с группой писателей побывал в Туркмении. По следам этой поездки написаны повесть «Джан», рассказ «Такыр», статьи «О первой социалистической трагедии» и др. При жизни писателя опубликован лишь «Такыр».

Следующая книга рассказов (после 1929) вышла в тревожном 1937 — «Река Потудань», куда вошли такие классические произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире». Парадоксально, но именно это время тщательного отслеживания неблагонадёжных спровоцировало появление первого и единственного при жизни писателя монографического исследования его творчества. Им стала большая обличительная статья А. Гурвича «Андрей Платонов» в журнале «Красная новь». Прослеживая творческую эволюцию писателя, Гурвич определил, что основой художественной системы Платонова является «религиозное душеустройство». По сути верно, но на фоне «безбожной пятилетки» это было политическим доносом. Платонов ответил Гурвичу в «Литературной газете» 20 декабря 1937 статьёй «Возражение без самозащиты».

Задуманная Платоновым книга, вослед Радищеву, «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» значилась в планах издательства «Советский писатель» на 1938. Писатель проехал по маршрутам Радищева и Пушкина, собрал материал, но книга не вышла. В 1938 его пятнадцатилетний сын Тоша (Платон) по навету был арестован и осуждён по статье 58/10 — «за антисоветскую агитацию». Освободили его лишь в 1941 благодаря хлопотам М. Шолохова (в то время депутата Верховного Совета СССР), который дружил с Платоновыми. Из заключения Тоша вернулся со злой чахоткой и через два года умер. Это горе Платонов не изжил до конца своих дней.

До начала Великой Отечественной войны Андрей Платонов сотрудничает с журналами «Литературный критик» и «Литературное обозрение», пишет книги «Размышления читателя» и «Николай Островский». Набор «Размышлений» под ударами критики был рассыпан, а рукопись «Островского» затребовал ЦК ВКП(б), где она и сгинула. Платонов вынужден был зарабатывать на жизнь книгами для детей. В издательстве детской литературы вышла книга «Июльская гроза», пьесы же, написанные для Центрального детского театра — «Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» — при жизни писателя так и не увидели сцены.

Война застала Платонова в Москве. Юрий Нагибин вспоминает: «...К нам зашёл Андрей Платонович. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: «Андрей Платонович, что же будет?» Он посмотрел так удивлённо: «А что?.. Россия победит» — «Но как?! – воскликнула мама. – Немцы уже в предместьях Москвы!» Платонов пожал плечами: «Как? Я не знаю, как. Пузом!»

С 1942 и до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине», «Броня» (обе — 1943), «В сторону заката солнца» (1945).

Вернувшись в мирную жизнь, он снова оказался в положении литературного изгоя: цензура зарубила книгу «Вся жизнь», опубликованный рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») — о том, что война калечит человека не только физически, но и нравственно — критика объявила клеветой на солдата-героя, Центральный детский театр не принял пьесу о Пушкине «Ученик Лицея»...

В последние годы жизни, тяжело больной (прогрессирующий туберкулёз), Платонов зарабатывал на хлеб переложением народных сказок. Материально его поддерживали Шолохов и Фадеев, который когда-то «по должности» обрушивался на «Усомнившегося Макара». Шолохов помог и с изданием книг сказок «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки» (обе — 1947), «Волшебное кольцо» (1950). Жил Платонов во флигеле Литературного института имени М. Горького. Кто-то из литераторов, увидев, как он метёт двор под своими окнами, запустил легенду, будто он работает дворником.

Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один из самых значительных писателей XX века главные свои произведения — роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — не увидел опубликованными. Когда в хрущёвские шестидесятые робко стали появляться первые платоновские книги, в каждом интеллигентском доме красный угол занимал портрет Хемингуэя, который в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей.

В 1951 Андрей Платонов ушёл из жизни. Похоронен он в Москве на Армянском кладбище рядом с сыном.

Фантастическое в творчестве автора

Ряд произведений Андрея Платонова традиционно относят к научной фантастике, включая в различные жанровые антологии.

Прежде всего, это рассказы «Сатана мысли» (написанный в 1922 г.) и «Лунная бомба» (1926) и повесть «Эфирный тракт» (1926-1927), составляющие согласно замыслу автора единый цикл.

Герои этих произведений – фанатичные учёные и изобретатели, ставящие перед собой задачи планетарного масштаба. «Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку». Инженер Крейцкопф, создаёт снаряд, способный долететь до Луны — «лунную бомбу» — и становится первым человеком, познавшим её тайны. Инженер Вогулов изобретает невероятной силы источник энергии — ультрасвет – и меняет рельеф Земли, срывая горы и засыпая моря. Герои «Эфирного тракта» Фаддей Попов, Исаак Матиссен, Михаил Кирпичников совершают грандиозные научные открытия, которые доводит до завершения Егор Кирпичников, изобретая способ размножения материи, позволяющий выращивать металлы и уголь «как скотоводы разводят свиней» посредством «искусственного кормления и выращивания электронов».

Грядущее преображение мира силами человеческого духа и разума с использованием новых знаний также является темой таких рассказов Платонова как «Маркун» (1921), «Жажда нищего» (1921), «Приключения Баклажанова» (1922), «В звёздной пустыне» (1921), «Рассказ о многих интересных вещах» (1923), повести «Ювенильное море» (1932). «Моя машина – пасть, в которой может исчезнуть вся вселенная в мгновение, принять в ней новый образ, который ещё и ещё раз я пропущу через спирали мотора» — такими категориями рассуждает герой рассказа «Маркун».

Фантастические мотивы можно отыскать и в других произведениях Андрея Платонова.

Рассказы «Ерик» (1921), «Тютень, Витютень и Протегален» (1922) — своеобразная лубочно-сказочная фантастика.

Рассказ «Война» (1927) изображает будущее, в котором идеи Великой Октябрьской социалистической революции распространяются на весь мир.

Рассказ-памфлет «Антисексус» (1925-1926), написанный в форме отзывов знаменитостей на неожиданное изобретение учёных, словно бы перекликается с апокрифом Станислава Лема «Сексотрясение» из «Библиотеки XXI века».

В рассказе «Мусорный ветер» (1934) используется приём фантастической метаморфозы, вызывающий аллюзии с известным рассказом Франца Кафки «Превращение».

Главные произведения Платонова – роман «Чевенгур» (1929) и повесть «Котлован» (1930) — современная литературная критика определяет как социальные антиутопии, а его пьесы — «Дураки на периферии» (1928), «Шарманка» (1930) — ставят в один ряд с работами создателей театра абсурда Ионеско и Беккета.

Многие произведения Платонова содержат элементы фантасмагории, достаточно вспомнить медведя-молотобойца из повести «Котлован», принимавшего активное участие в раскулачивании.

Наконец, нельзя не вспомнить и о блистательной работе Платонова по литературной обработке народных башкирских и русских сказок.

Но, говоря о фантастическом в творчестве Платонова, нельзя ограничиваться чисто формальными признаками. Всё его творчество в той или иной степени окрашено мироощущением автора, которого куда в большей степени можно назвать фантастом – провидцем будущего, нежели многих современных авторов, которые используют элементы фантастики лишь для придания модного антуража своим произведениям.

Фантастическая составляющяя в прозе Андрея Платонова, влияние на его творчество идей и теорий Константина Циолковского, Александра Богданова, Николая Фёдорова, Владимира Вернадского – это тема для глубокого исследования, далеко выходящего за рамки задач библиографического описания, поэтому ограничусь цитированием самого Андрея Платонова:

«Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души... Невозможное — граница нашего мира с другим. Все научные теории, атомы, ионы, электроны, гипотезы, — всякие законы — вовсе не реальные вещи, а отношения человеческого организма ко Вселенной в момент познающей деятельности...» (из письма к жене)

«До сих пор человечество только и хотело ясного понимания, горячего ощущения той вольной пламенной силы, которая творит и творит и разрушает вселенные. Человек — соучастник этой силы, и его душа есть тот же огонь, каким зажжено солнце, и в душе человека такие и ещё большие пространства, какие лежат в межзвёздных пустынях. Человек хочет понять себя, чтобы освободиться от ложных понятий греха и долга, возможного и невозможного, правды и лжи, вреда и выгоды и т.д. Когда поймёт человек себя, он поймёт всё и будет навсегда свободен. Все стены падут перед ним, и он наконец воскреснет, ибо настоящей жизни ещё нет.» (из эссе «О любви»)

fantlab.ru

Платонов Андрей Платонович

(настоящая фамилия — Климентов)

(1899-1951) русский писатель

Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории литературы. К их числу и относится Андрей Платонов.

Он родился в большой многодетной семье. Отец Андрея работал слесарем, а потом помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей был старшим ребенком в семье, и у него было еще девять братьев и сестер. Поэтому после окончания начальной школы мальчику пришлось идти «в люди», работать, чтобы помогать кормить семью.

Так с четырнадцати лет он и начал работать, сначала подсобным рабочим, а потом приобрел специальности слесаря-литейщика и помощника машиниста.

После революции Андрей Платонов оказался в Красной армии. Причем записался он туда добровольно. Для восемнадцатилетнего юноши это был естественный поступок, поскольку в те годы он еще не мог разобраться в том, что происходит вокруг него, и просто подчинялся обстоятельствам.

Там же, в армии, он впервые и начал писать, публикуя свои стихи и небольшие очерки в различных небольших газетах. После демобилизации Андрей Платонов решил осуществить свою давнюю мечту и поступил в Воронежский политехнический институт, однако своих литературных занятий не оставил. Он публикует свои материалы в местных газетах, выступает на литературно-журналистских собраниях. В это время в его творчестве преобладают идеальные герои, которых революция пробуждает к активной созидательной жизни. Позже эти настроения сохранятся только в виде отдельных воспоминаний, уступив место чувству горького разочарования.

После окончания института Андрей Платонов мечтал полностью посвятить себя литературе, однако жизнь заставила его изменить планы. Надо было заботиться о семье, поэтому писать приходилось урывками. В течение нескольких лет он работает губернским мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам и помогает налаживать хозяйство. Эту беспокойную жизнь он и отражает в своих рассказах, написанных в то время.

Сильным потрясением для молодого инженера была засуха 1925 года. Андрей Платонов много размышлял о ее трагических последствиях и тогда впервые осознал, что как писатель он может принести не меньше пользы в деле преобразования жизни, чем в качестве специалиста.

В 1926 году Платонов Андрей Платонович приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов «Епифанские шлюзы», который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М. Горького. Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма.

Постепенно, под влиянием трагических событий коллективизации, Андрей Платонов расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы. В повести «Епифанские шлюзы», которая и дала название сборнику, он впервые показывает, что бездуховный труд может привести к трагедии.

Но наиболее резко этот внутренний конфликт проявился в рассказах Андрея Платонова конца двадцатых годов и в последнем крупном произведении — романе-хронике «Впрок», который вышел в свет еще при жизни автора. Он был опубликован в 1931 году и сразу же вызвал резко отрицательные оценки критиков.

Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе — проповеди гуманизма. Поэтому другой роман Платонова, «Чевенгур», написанный в 1927—1928 годах, где он также критически рассматривал существующую концепцию строительства социализма и ее пагубное воздействие на культуру, вообще запретили публиковать.

Своеобразным зачинщиком развернутой против Андрея Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей. С этого времени в печати появлялись только небольшие рецензии и критические статьи Платонова.

В тридцатые годы многие писатели, которые по тем или иным соображениям не могли говорить о том, что их действительно волновало, обращаются к условным формам — сказке, фантастике, драматургии.

Андрей Платонов наряду с К. Паустовским начинает писать сказки и становится известен своими обработками сюжетов мирового фольклора. Эти произведения не запрещались, поэтому к своим переработкам классических авторов Платонов иногда присоединял оригинальные произведения.

В 1933 году в составе группы писателей Платонов совершил большое путешествие по Туркестану. В результате этой поездки появилась его фантастическая повесть «Джан», главный герой которой — идеалист. Он одержим коммунистической идеей переустройства мира и пытается навязать свои идеи окружающим.

Условность ситуации помогла писателю в скрытой форме передать свое отрицательное отношение к этим идеям. К повести «Джан» примыкает и большой роман Андрея Платонова «Ювенильное море», в котором с горькой иронией писатель показывает нелепость столь популярных в тридцатые годы проектов преобразования пустыни.

С начала Великой Отечественной войны, Андрей Платонович Платонов находится на фронте в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Он печатает рассказы в различных фронтовых газетах, иногда появляются и небольшие сборнички его фронтовых очерков. Но когда в дом Платоновых приходит беда — погибает на фронте единственный сын, писатель снова испытывает горькое разочарование в жизни. Это настроение Андрея Платонова отражено в его рассказе «Семья Иванова».

После войны писатель снова оказывается вычеркнутым из большой литературы. Ему негде и не на что жить, поэтому он устраивается во флигеле Литературного института и работает дворником. Правда, и в эти тяжелые годы в его жизни иногда случались радостные события, каким стало рождение долгожданной дочери. Впоследствии она станет хранительницей архива своего отца и основным публикатором его рукописей. Однако сам писатель к тому времени уже был тяжело болен. Зимой 1951 года он умер от туберкулеза.

Основные произведения Андрея Платоновича Платонова были опубликованы в России только после 1988 года. С этого времени и начинается подлинное вхождение этого самобытного писателя в русскую литературу.

biografiivsem.ru


Смотрите также