Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Архитектор воронихин биография


Архитектор Воронихин Андрей Никифорович: биография, постройки

Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру.

Семья и детство

А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию.

Призвание

Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы – В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи Троице-Сергиевой лавры в команде с другими московскими мастерами.

Годы учебы

В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель – Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен.

В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок.

Революционная молодость

Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют.

Первые шаги в профессии

В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию.

Становление мастера

Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности.

За проект колоннад для императорской резиденции в Петергофе Воронихин получает звание академика архитектуры. Ранее, в 1797 году, он уже получил звание академика перспективной живописи за цикл городских пейзажей, в том числе за работы «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», «Вид Строгановской дачи», в которых он гармонично сочетал два своих любимых ремесла.

Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора.

Казанский собор

В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. Казанский собор был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Чарльз Камерон. Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован орден Святой Анны и право на получение пенсии из государственной казны.

Горный институт

В 1803 году Воронихин приступает к работе над вторым самым значимым в своей жизни проектом – зданием Горного института. Александр Первый поставил перед архитектором грандиозную задачу – создать сооружение, по которому иностранцы бы судили о величии российского государства. А. Н. Воронихин проектирует здание в любимом греческом стиле, но не прямо копирует античную архитектуру, а создает современное представление о ней. Грандиозный портик с колоннами придает постройке особую значительность и величие. Впечатление усиливают две крупных скульптурных группы «Геркулес и Антей» и «Похищение Прозерпины» русских скульпторов. Русский ампир в этом здании воплотился в своих лучших чертах. Кроме экстерьера Воронихин проектирует внутренне убранство института, придавая огромное значение деталям. Величественное здание с дорическими колоннами гармонично завершило композицию василеостровской набережной и придало виду из Зимнего дворца желаемую масштабность. Оформление выдвинутого портика является одним из самых необычных архитектурных решений своего времени.

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе.

В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для росписи потолков. Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей.

Еще одна значительная работа архитектора – это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обветшало со времен Петра Первого, и владелец дал приказ сохранить внешний облик, но модернизировать интерьеры. Воронихин полностью перепланировал внутренне убранство, разработал интерьеры в стиле ампир и руководил работами по реализации проекта. Однако пожар 1803 года почти полностью уничтожил отделку, а следующую реконструкцию поручили уже другому зодчему.

Частная жизнь

Андрей Воронихин (1759-1814) прожил интересную жизнь, при огромной загруженности на работе он реализовался и в семейной жизни. Еще в 1801 году архитектор женился на дочке английского пастора Мэри Лонд, или Марии Федоровне на русский манер. Она была сначала гувернанткой в доме Строгановых, а затем чертежницей и 10 лет проработала вместе с мастером. Невеста отказалась менять вероисповедание, и для заключения брака Воронихину пришлось собрать немало бумаг. После свадьбы молодые поселились в собственном доме. У пары родилось шесть сыновей, но почти все прожили недолго, на сегодняшний день прямых потомков Воронихина не осталось. Архитектор много и напряженно работал, в свободное время любил заниматься живописью, много читал.

Завершение пути и память

Скончался архитектор 21 февраля 1814 года. Похоронили его на самом престижном кладбище Санкт-Петербурга, в Александро-Невской лавре. На его памятнике потомки изобразили силуэт Казанского собора – главной постройки зодчего.

Лишь немногие здания Воронихина сохранились до наших дней. Но два его главных шедевра до сих пор украшают Петербург. Также сохранились некоторые его интерьеры и множество проектов, которые дают представление о мощи его таланта. Живописные работы Воронихина хранятся в Эрмитаже и Русском музее, а также в собрании Академии художеств.

Ученики Воронихина

Русский ампир нашел в творчестве Воронихина наиболее полное воплощение. Его ученики продолжали дело учителя, некоторые в прямом смысле. Так, Андрей Михайлов вместо наставника наблюдал за строительством Казанского собора. В своих авторских постройках Михайлов следует традициям Воронихина. Наиболее удачным его сооружением является церковь Святой Екатерины на Васильевском острове. Простота и элегантность замысла выдержаны в стиле Воронихина. Еще один ученик – Денис Филиппов - остался в истории архитектуры как автор Дома Академии наук на Васильевском острове, который также имеет типичные черты воронихинского ампира. Третий значительный последователь и ученик архитектора – Петр Плавов - известен как создатель Обуховской больницы на Загородном проспекте и лестницы Опекунского совета. Эти проекты также выдержаны в классическом стиле, пропагандируемом Воронихиным.

fb.ru

Великий крепостной. 6 знаменитых проектов архитектора Андрея Воронихина

28 октября 1759 года в семье крепостных графа Александра Строганова родился сын. Из талантливого мальчика со временем вырос гениальный архитектор, ставший одним из основоположников стиля «ампир» в России. Андрею Воронихину принадлежат проекты соборов и дворцов, которые помогли городу на Неве снискать славу одного из самых живописных городов мира. SPB.AIF.RU вспомнил шесть проектов великого мастера. 

Казанский собор

Когда в 1801 году архитектор приступил к строительству собора, ставшего впоследствии одной из самых значительных высот в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект был украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение. Однако даже если Воронихин и обращал внимание на сплетни, то на его работе это никак не сказалось: работы кипели, живописцы Шебуев, Егоров, Иванов и Брюлло рисовали образа, рабочие облицовывали пудожским камнем фасады, а сам архитектор становился одним из самых знаменитых людей в городе.

Удалось ли Воронихину целиком воплотить свой проект в жизни? Едва ли. По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой - с южного фасада, а также получить колокольню и дом для клира. Впрочем, последнему есть любопытное объяснение. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император незамедлительно даёт категорический ответ: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему». Что ж, хозяин-барин, и Воронихин спорить не стал. Колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили обитель на углу Невского проспекта и Казанской улицы.

По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой - с южного фасада. Фото: Commons.wikimedia.org / Antonu

Дворец в Павловске

В начале 1803 года в центральном корпусе Павловского дворца в пламени пожара погибают роскошные интерьеры Виченцо Бренна, а императрица Мария Фёдоровна, помимо забот политического характера, свалившихся на неё со смертью мужа Павла I, получает новую головную боль – реставрационные работы. Впрочем, она мгновенно перепоручает заботы своему придворному зодчему Воронихину и назначает его главным архитектором Павловска. Удивляться выбору не приходится: годом ранее Воронихин работал над интерьерами в Зимнем дворце на половине Марии Федоровны, а также над теми, что располагаются на втором этаже и смотрят на Дворцовую площадь.

Приступив к работам, Воронихин внёс изменения в отделку основных парадных помещений, эскизы для которых он нарисовал собственноручно, проявив свой талант ещё и в таком жанре, как рисование. Перекрытия в Греческом зале он украсил орнаментальной росписью «под купол», в залах Войны и Мира устроил кессонированные своды - художественные «углубления» в потолке. И, наконец, создал так называемый кабинет «Фонарик» - полуротонду со сферическим куполом, которая окнами выходила в благоухающий цветами садик.

Создавая интерьеры Павловского дворца, Воронихин сделал подробный план помещений, в котором расположил будущую мебель, драпировки и красивые детали в виде ламп, люстр и канделябров. Рассматривая наброски, нельзя не отметить, что архитектор был не просто великим зодчим, но и отличным художником, изящные изображения которого демонстрируют высокое мастерство.

Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 года.  Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе

Ещё в далёком 1721 году в идее обустройства Нижнего парка в Петергофе решили придерживаться принципа: каждому дворцу свой каскад. По первоначальному плану павильон «Эрмитаж» с южной стороны должен был украсить одноимённый каскад. Эскиз разработали, пригласив архитектора Николо Микетти, однако идею не осуществили, а к художественному принципу вернулись в конце XVIII века, начав работы по проекту Воронихина.

Каскад выглядел как прямоугольный бассейн с водопадными уступами и с восемью плоскими мраморными чашами, в которые сбегала вода. Для оформления использовали статуи Геркулеса и Флоры, однако через год их заменили на бронзовые фигуры львов, сделанных по моделям скульптора Ивана Прокофьева из-за чего каскад и стали именовать «Львиным». В своём первоначальном блике Каскад, увы, до наших дней не дожил. В 1854—1857 годах по проекту по проекту Андрея Штакеншнейдера бассейн увеличили, установили трёхстороннюю колоннаду из 14 восьмиметровых колонн и разместили между ними 12 чаш с одноструйными фонтанами. Из задумок Воронихина остались только львы с разверстыми пастями, из которых обрушиваются потоки воды.

Во время Великой Отечественной войны каскад серьёзно пострадал; остались лишь цоколь, часть колоннады и повреждённые мраморные чаши. Фото: Commons.wikimedia.org

Шереметьевский дворец на Фонтанке

В 1801 году граф Николай Шереметев возвращается из Москвы и решает прочно обосноваться в Петербурге. К этому моменту во дворце уже вовсю шли строительные работы под началом архитектора Ивана Старова, которого граф всегда привлекал к отделке интерьеров. Однако после женитьбы на своей крепостной Прасковье Ковалёвой, он задумывается о более радикальной смене декораций и привлекает к строительству Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина.

Здание решают отреставрировать в модном в те годы стиле классицизм, а Воронихин приступает к внутренней отделке помещений, уничтожая «Плитошную» и «Китайскую» комнаты, снимая деревянные панели и штофы, и устанавливая новые печи и камины. Стены интерьеров отделывают искусственным мрамором, а в саду строят Манеж.

Нужно отметить, что именно с приездом Николая Шереметева усадьба становится одним из негласных увеселительных мест в столице. Негласных оттого, что хоть хозяин Фонтанного и являлся обер-камергером двора Павла I, его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, (к слову, одна из самых выдающихся певиц того столетия), не являлась его законной женой и едва ли Павел I мог одобрить морганатический брак одного из своих приближённых.

Дворец Шереметевых («Фонтанный дом») является памятником архитектуры Федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Константиновский дворец  

Многострадальный «русский Версаль в Стрельне», которым Пётр I мечтал утереть нос французам, за свою многовековую историю успел и обветшать, и сгореть. Перешёл он в конце XVIII века к цесаревичу Константину Павловичу в удручающе обветшалом состоянии. Современники вспоминали: «на плитовых террасах и помостах укоренились толстые берёзы и осины: в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих печальных мрачных мест или останавливался единственно для вопрошания эха, которое три раза ответствовало из развалин».

Однако новый владелец не стал предаваться печали, а призвал к работам всесильного Воронихина, приказав отреставрировать здание, сохраняя облик дворца, каким он был при жизни Петра I. Таким образом, архитектор оставил неприкосновенными фасады, но видоизменил планировку самого дворца, создав лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк. Неизвестно, какой шедевр зодчества мог родиться из задумок Воронихина, но завершению работ помешал грандиозный пожар 1803 года, который уничтожал отделку большинства помещений. Впоследствии брат Константина император Александр I выделил из бюджета внушительные средства на восстановление дворца, но в 1805 году Воронихина отстранили от работ, а на его место позвали архитектора Луиджи Руска, который поставил конечную точку в работе своих предшественников, трудившихся над Константиновском дворцом на протяжении всего XVIII века, став человеком, отреставрировавшим дворец и придавшим ему законченный вид.

В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента. Фото: Commons.wikimedia.org / Ghirla

Здание Горного института

В январе 1804 года Горное Училище решено преобразовать в Горный кадетский корпус. Для этих целей приглашают Воронихина, который строит комплекс новых зданий, из которых через семь лет вырастает величавый архитектурный ансамбль, украшенный портиком из двенадцати колонн и изваяниями «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины».

В помощь Воронихину, который в то время был занят строительством Казанского собора, назначили архитектора Александра Штауберта, работавшего в Петербурге над «народными» учреждениями: гимназиями, тюрьмами и больницами. Он же помогал Воронихину строить Домовой Храм преподобного Макария Египетского для того же Горного университета. Новый храм перестроили в стиле высокого классицизма и освятили в апреле 1810 года.

Говоря о Горном институте, нужно добавить, что работая над новым зданием, Воронихин включил в план стены первых домов, в которых начинало свою деятельность Горное училище. Часть первого здания можно увидеть и сейчас, для этого нужно лишь зайти во двор института.

В настоящее время Санкт-Петербургский горный университет представляет собой один из ведущих в своей области научно-образовательных центров России. Фото: Commons.wikimedia.org / Szczebrzeszynski

До конца своих дней Воронихин работал в области прикладного искусства, преподавал в Академии художеств и, живя в доме на Васильевском острове, пожалованном ему за профессорскую деятельность, работал над последним проектом, откликавшемся на события войны с Наполеоном: храмом-памятником и триумфальной колонной из трофейных французских пушек. Увы, чертежи так и остались чертежами - в феврале 1814 года Андрей Никифорович скончался. Похоронили великого зодчего на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установили памятник в виде колонны, ствол которой пересекает рустовка с высеченном на ней барельефом с изображением Казанского собора.

spb.aif.ru

Архитектор Андрей Воронихин, 1759-1814

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале в селе Новое Усолье. Отец будущего архитектора был крепостным крестьянином у графа Строганова, которому принадлежали обширнейшие владения в Сибири и на Урале. Строгановы по-хозяйски заботились о развитии в своих владениях не только полезных и выгодных ремесел, но и художественных промыслов. В истории русского искусства прочно утвердились такие понятия, как «строгановская школа живописи», «строгановское шитье». Не случайно одно из крупнейших в России художественных училищ в XIX веке, открытое по инициативе С. Г. Строганова, именовалось Строгановским. Устраивали они школы и у себя на Урале. По всей вероятности, в одной из таких школ учился и маленький Андрей. Он рано был взят от семьи и приобщался к «начальным правилам» искусства в школе иконописного мастерства. Еще мальчиком он сделал из глины модель церкви. Это было первое проявление его склонности к архитектуре. Самых смышленых и способных отроков отправляли для продолжения учебы в Нижний Новгород, Москву и Петербург. Юный Воронихин попал в Москву, где на него обратил внимание В. И. Баженов — центральная фигура художественной жизни древней русской столицы в конце 70-х гг. XVIII века. Москве нужны были строители, и их подготовкой занимались крупнейшие московские архитекторы Баженов и Казаков. И вскоре в документах того времени Андрей Воронихин упоминается среди непосредственных помощников Баженова. Вернувшийся из-за границы в 1779 г. граф А. С. Строганов узнал об успехах юноши и распорядился перевести его к себе в Петербург. Его поселили во дворце графа на Невском проспекте, и юноша стал постоянным спутником сына графа Павла. Вместе с Павлом Строгановым Воронихин путешествовал по России. Граф считал знакомство с родной страной обязательным пунктом в программе образования и воспитания сына. За несколько лет молодой граф Строганов и Воронихин объехали практически всю страну. В 1786 г., когда Воронихину было 26 лет, граф А. С. Строганов подписал «вольную» своему крепостному. В том же году, уже свободным человеком, Андрей Воронихин вместе с Павлом Строгновым выехал за границу. Главной целью поездки было продолжение образования молодого графа. Через Германию и Францию их путь лежал в Швейцарию. В 1789 г. молодые люди приехали в Париж. Для Воронихина Париж стал тем городом, где ему удалось настолько пополнить свои специальные знания, что он окончательно утвердился в своем призвании. По возвращении из-за границы граф Строганов поручает молодому архитектору перестройку внутренних помещений своего дворца на Невском проспекте, что свидетельствует о полном доверии графа к молодому и никому не известному архитектору. После этого Строганов дал Воронихину еще один заказ — строительство паркового павильона в загородных владениях графа в Новой деревне. 1801 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина. Летом он впервые исполнил проект, предназначенный не для семейства Строгановых. Это был проект петергофских колоннад у «Ковша Самсона», впоследствии названных «Воронихинскими». В это время в Петергофе были начаты обширные работы по обновлению комплекса сооружений в районе Большого каскада, не ремонтировавшихся со времен Петра I. Еще до исполнения этой работы в марте 1800 г. Воронихин был принят в Академию художеств преподавателем архитектурного класса, а в ноябре по решению совета Академии ему было присвоено звание архитектора. В это время архитектору было уже сорок лет.

Но главное дело всей его жизни было впереди. Им явилось строительство Казанского собора. Икону Казанской божьей матери перевезли из Москвы в Петербург по приказу Петра I. Русские самодержцы почитали ее своей семейной реликвией, считалось, что она способствовала восшествию на престол династии Романовых. Для иконы архитектором Земцовым была построена небольшая церковь, но скоро она перестала отвечать статусу святыни.

Вскоре после вступления на престол император Павел I решил, что иконе Казанской богоматери не пристало более находиться в скромной церкви. По мнению императора, икона, благословляющая царствующий дом, должна пребывать в величественном соборе, способном сравниться с лучшими творениями мирового зодчества. Постройка величественного и грандиозного храма в русской столице должна была восприниматься за границей как свидетельство могущества России, ее уверенности в своих силах. По мнению императора, новая Казанская церковь должна быть подобной главному храму католиков — собору святого Петра.

Для выполнения этой непростой задачи был объявлен конкурс, на который свои проекты представили П. Гонзаго, Ч. Камерон и Тома де Томон, но президент Академии художеств граф Строганов, рекомендовавший Воронихина императору, был уверен в своем выборе.

Павлу I понравился проект Воронихина. Следует приказ: строительство должно быть закончено в три года. Строительной комиссии были отпущены большие средства. На территории строительства снесли все деревянные строения. На Воронихина ложатся тяжелые заботы. Архитектор официально не причислен к строительной комиссии: ее члены — люди в высоких чинах — дают понять бывшему крепостному, где его место. Однако именно Воронихин сразу же становится подлинным руководителем стройки. Круг дел, которыми он занимался, был необычайно широк. Казанский собор был заложен в 1801 г., когда приближался столетний юбилей новой русской столицы. Вследствие перерывов и отсрочек строительство затянулось на десять лет. В день освящения Казанского собора, 15 сентября 1811г., по Невскому проспекту церемониальным маршем прошли войска петербургского гарнизона, вся площадь была заполнена народом. Процессия священнослужителей с иконой Казанской богоматери обошла вокруг здания и скрылась внутри храма. Икону поместили в резной иконостас, созданный по рисунку Воронихина, и здание нового собора огласилось звуками торжественного хора.

Архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора получил свое завершение уже в 30-х гг. XIX века, когда 25 декабря 1837 г. состоялось открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, поставленных перед боковыми портиками наружной колоннады собора. Бронзовые фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Б. И. Орловского, а гранитные пьедесталы сделаны по проекту архитектора Стасова. Эти монументы окончательно закрепили за Казанским собором роль памятника русской воинской славы. А в северном приделе храма под гранитной плитой находится могила выдающегося русского полководца фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Казанский собор стал одним из центральных сооружений главной магистрали города, а чугунную решетку, окружающую небольшой сквер перед его западным фасадом, называют «лебединой песней» архитектора. Несмотря на огромную занятость на строительстве Казанского собора, с 1803 г. и до конца своих дней архитектор не переставал работать в Павловске, где создал Розовый павильон, несколько хозяйственных построек, павильонов, мостов и беседок. Он был занят также интерьерными работами в самом дворце. Произведения, созданные зодчим в этом пригороде Петербурга, стали подлинным украшением романтического Павловска. В 1806 г. Воронихин получил заказ на проектирование нескольких фонтанов, которые предполагалось создать вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Но из всех задуманных им композиций была осуществлена только одна — на склоне Пулковской горы. С 1806 по 1811 г. архитектор построил еще одно значимое для Петербурга сооружение, которое может служить достойным символом архитектуры города. Это здание Горного института. Замысел зодчего органично вписал его в панораму невских берегов. Имя Воронихина связывают с еще некоторыми известными постройками в Петербурге, такими, как дом Лаваль на Английской набережной, дом министра уделов на Дворцовой набережной, домовая церковь в особняке Голицыных на набережной Фонтанки и некоторые другие. А. Н. Воронихину удалось построить сравнительно немного, да и судьба оказалась немилостива к его сооружениям. Изменились интерьеры Строгановского дворца, исчезла с лица земли Строгановская дача, были перестроены воронихинские колоннады в Петергофе, на месте дома министра уделов был возведен Ново-Михайловский дворец, во время Великой Отечественной войны погиб Розовый павильон (сейчас он восстановлен). Лишь Казанский собор и Горный институт дошли до нас в первоначальном виде. Но даже и одного из этих зданий хватило для того, чтобы имя Андрея Никифоровича Воронихина навсегда вошло в историю русской и мировой архитектуры.

Архитектор умер в 1814 г. На фоне побед русских войск над наполеоновской Францией его смерть была практически никем не замечена.

spbpeterhof.ru

ВОРОНИХИН АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ

0 комментариев

Русский архитектор, академик. Один из представителей классицизма в отечественной архитектуре, автор проектов зданий Казанского собора и Горного института в Санкт-Петербурге.

Андрей Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Отец будущего архитектора был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. По другой версии, он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова, приходившегося двоюродным братом графу. Документальных подтверждений этой версии нет, потомки архитектора опровергают данное предположение.

В юности Воронихин обучался живописи у иконописца Гаврилы Юшкова. В 1777 году граф Строганов отправил его в Москву на учебу. Здесь он в течение двух лет изучал живопись и архитектуру. По некоторым данным в этот период он обучался у Матвея Казакова и Василия Баженова. В 1779 году Воронихин переехал в Петербург, где, поселившись во дворце Строганова, продолжил изучать живопись и архитектуру.

В 1785 году граф дает Воронихину вольную. В том же году архитектор вместе с сыном графа и его учителем Шарлем-Жибером Роммом совершили путешествие по России, а в 1786 году отправились в европейский вояж. За четыре года они посетили Францию, Германию и Швейцарию, где Воронихин продолжил обучение. В 1790 году Ромм решает остаться в революционной Франции, а Воронихин вместе с Павлом Строгановым возвращается в Петербург.

С этого времени 30-летний Воронихин начинает профессионально заниматься архитектурой. В 1791 году он обновляет интерьеры Строгановского дворца, заменив барочные формы Растрелли строгим классическим стилем. В 1795-1796 годах он аналогичным образом перестраивает Строгановскую дачу, а также усадебный дом Строгановых в деревне Городне. В 1797 году ему присваивают звание академика перспективной живописи. В 1800 году за проект колоннад в Петергофе он получает звание академика архитектуры.

В 1801 году Воронихин приступил к постройке самого известного своего здания – Казанского собора в Петербурге. Строительство продолжалось на протяжении 10 лет, по его итогам архитектор был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени. Параллельно с этим Воронихин занимается постройкой здания Горного института. После окончания строительства собора Воронихин сосредотачивается на преподавании, до самой смерти в 1814 году, он ведет архитектурный класс в Академии художеств.

Умер архитектор 5 марта 1814 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

Памятник Воронихину установлен в Александровском парке Санкт-Петербурга.

А.Н. Воронихин. Строгановская дача. Санкт-Петербург. 1795-1796 гг.

А.Н. Воронихин. Казанский собор. Санкт-Петербург. 1801-1811 гг.

А.Н. Воронихин. Горный институт. Санкт-Петербург. 1806-1811 гг.

Смежные статьи

Награды

  • Орден Св. Анны 2-й степени

Литература

  • Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. Л., 1963.
  • Коничев К.И. Повесть о Федоте Шубине. Повесть о Воронихине. Л., 1973.
  • Кузнецов С.О. Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории. СПб., 2008.
  • Кузнецов С.О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгановых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика С.-Петербурга. СПб., 2006.
  • Кузнецов С.О. Строгоновский дворец: архитектурная история. СПб., 2015.
  • Кузнецов С.О. Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике. СПб., 2012.
  • Кузнецов С.О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. М.-СПб., 2012.
  • Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. Л., 1971.
  • Панов В.А. Архитектор А. Н. Воронихин. М., 1937.
  • Шуйский В.К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века. СПб., 1998.

w.histrf.ru

Андрей Никифорович Воронихин - выдающийся русский архитектор

Андрей Воронихин — фигура в истории отечественной архитектуре знаковая, без каких бы то ни было скидок эпохальная.

Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 году в селе Новое Усолье Пермской губернии, вотчине Строгановых, в семье крепостных. Поговаривали, что он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова и девицы-вогулки Марфы Чероевой, выданной позже замуж за служившего у барона дворецким Никифора Воронихина. Предположение это ничем не доказано, но, тем не менее, имеет место быть и неизменно озвучивается в материалах, посвященных судьбе архитектора.

Счастливый билет Андрея Воронихина

Мальчиком Андрей Воронихин поступил в обучение к местному иконописцу Гавриле Юшкову, одному из последних мастеров некогда знаменитой строгановской школы. В 1777 году мы уже обнаруживаем его в Москве, среди учеников В. И. Баженова и М.Ф. Казакова.

В 1779 году Андрей Воронихин отправился в Петербург, в распоряжение графа Александра Сергеевича Строганова (тот приходился барону Александру Николаевичу Строганову двоюродным братом), которому суждено было сыграть важнейшую роль в судьбе самородка. Живя в его дворце на Невском проспекте, крепостной художник пользовался всеми правами домочадца и абсолютным доверием своего хозяина, даровавшего в 1785 году Воронихину вольную — аккурат перед тем, как отправить его вместе со своим сыном Павлом (Павел Строганов был тринадцатью годами моложе Андрея Никифоровича, но между ними сложилась преданная дружба) и его ученым гувернером Жильбером Роммом в путешествие по югу России.

В 1786 году «триумвират» пустился в новое путешествие — на этот раз по Европе; оно продлилось четыре года. В Париж они попали в 1789 году, к началу революции. Павел Строганов (под именем Поля Очера) и Ромм стали яростными якобинцами.

Русский революционер по указу разгневанной Екатерины II, узнавшей о его «проделках», в 1790 году был вызван в Россию. Вместе с ним, разумеется, вернулся и Воронихин. Для Андрея Никифоровича парижское «сидение» оказалось по-настоящему судьбоносным — революционные вихри его занимали мало, он с головой погрузился в изучение современной архитектуры, окончательно определившись в своем жизненном кредо: он будет архитектором!

Андрей Воронихин - мастер самоучка

В Россию в 1790 году приехал сложившийся зодчий — и это при том, что никакого систематического образования Воронихин не получил, так и оставшись гениальным самоучкой.

Вскоре ему представился случай применить свои знания на практике — сгорел великолепный Строгановский дворец в Петербурге. Александр Сергеевич Строганов поручил переустроить погибшие в огне интерьеры именно Воронихину. На все слова о неопытности последнего граф отвечал: «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!» И тот справился, возродив внутреннее убранство в стиле классицизма.

В 1797 году ему было присуждено звание академика перспективной живописи, архитектором он был «признан» в 1800 году, а профессором архитектуры в Академии художеств стал в 1802 году, когда уже строился спроектированный им Казанский собор.

Андрей Воронихин архитектура

Казанский собор в Санкт-Петербурге — лучшая и самая известная работа Воронихина, в ней он показал себя непревзойденным мастером позднего классицизма, создав одно из самых запоминающихся зданий Петербурга, один из символов города.

Одновременно со строительством Казанского собора зодчий воплощал в жизнь еще несколько фундаментальных проектов; в 1800-е годы он оказался одним из самых востребованных русских архитекторов. Много работал Воронихин для семейства Строгановых, с 1803 года реставрировал после пожара дворец в Павловске, где жила вдовствующая императрица Мария Федоровна, причем выполнял дизайн не только интерьеров, но и мебели,осветительных приборов, ваз и пр., создавая единый художественный образ.

К наиболее известным творениям Воронихина — не считая Казанского собора — относится комплекс Горного института на Васильевском острове, совершенный с точки зрения композиции памятник начала XIX века. К работе над этим зданием Андрей Никифорович приступил в 1806 году, следуя личному указанию императора Александра I: «Чтобы из боковых окон Зимнего дворца его было видно и чтобы при смотрении с Невы на здание слагалось у иностранцев представление о величии столичной архитектуры». В сущности, в этой монументальной постройке архитектор воплотил свое представление об античном храме. Представление вполне творческое, ни о каких копиях здесь речи не идет.

Воронихин в жизни

В личной жизни Воронихин отличался редкой скромностью и отзывчивостью. Печать «низкого» происхождения, отпугивавшая от него поверхностных людей, не помешала ему приобрести всестороннюю образованность и развить в себе такт, потребный в той сфере общества, в которой он вращался. Семья архитектора (а женат он был на чертежнице Мэри Лонд, дочери английского пастора) являлась едва ли не первым в нашем отечестве образчиком трудовой интеллигентной семьи.

Скончался Воронихин в 1814 году и был похоронен с почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

posmotrim.by

Краткая биография Андрея Воронихина

Воронихин Андрей Никифорович (1759—1814), архитектор.

Родился 28 октября 1759 г. в селе Новое Усолье (ныне в Пермской области) в семье крепостного, принадлежавшего графу А. С. Строганову. С 1777 г. жил в Москве, где учился живописи, здесь же увлёкся архитектурой.

Вскоре художник был вызван Строгановым в Петербург, а в 1786 г. получил вольную и в конце 80— 90-х гг. XVIII в. вместе с сыном Строганова путешествовал по России и совершил поездку в Швейцарию и Францию.

Не имея базового архитектурного образования, Воронихин благодаря исключительным природным способностям и трудолюбию к началу 90-х гг. вполне сложился как архитектор. Его работы этих лет связаны с заказами Строгановых и их родственников (дворец Строгановых на Невском проспекте, Строгановская дача на Чёрной речке и др.).

В 1800 г. Воронихин выполнил проект галерей вокруг фонтана «Самсон» в Петергофском парке и принял участие в реконструкции фонтанов Большого грота. За проект галерей он был официально признан Академией художеств архитектором. Решающим этапом в жизни зодчего стало создание Казанского собора (1801—1811 гг.) в Петербурге. Новаторский характер проекта, новое понимание градостроительных задач, новая трактовка декоративной скульптуры в архитектурных сооружениях имели большое значение для дальнейшего развития всей русской архитектуры XIX в. Работы по возведению собора занимали Воронихина до конца жизни, но завершённой постройку он так и не увидел.

Наряду с собором в начале века зодчий проектировал и строил ещё много, в том числе здание Горного института (1806—1808 гг.). Ряд его работ украсили пригороды Петербурга, особенно Павловск (мост через речку Славянку и Розовый павильон, отделка кабинета «Фонарь» в Павловском дворце).

В последние месяцы жизни (скончался 5 марта 1814 г. в Петербурге) Воронихин трудился над двумя крупными проектами, которые так и не были воплощены: храм-памятник и монумент в честь победы над Наполеоном I. Кроме того, Воронихин вёл большую педагогическую работу в Академии художеств; сделал массу рисунков для Императорского стекольного завода в Петербурге и для гранильных фабрик.

citaty.su


Смотрите также