Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Астафьев биография писатель


Виктор Петрович Астафьев

Виктор Астафьев из той когорты писателей, которые не нуждаются в представлении. Достаточно одного его имени, и в памяти всплывают названия его книг, которые были изданы просто баснословными тиражами не только на родине, но и за рубежом. Он стал одним из тех, кого еще при жизни удостоили звания классик.

Писатель и драматург Виктор Астафьев получил звание Героя Социалистического Труда, два раза награжден Государственной премией СССР и три – Государственной премией России, был членом Союза писателей СССР. Автор книг «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты».

Детство и юность

Родился Виктор Астафьев 2 мая 1924 года в деревеньке Овсянка, в Красноярском крае. Маму звали Лидия Потылицина, отца Петр Астафьев. До Виктора в семье родилось две девочки, но они умерли в раннем детстве. Мальчику исполнилось 7, когда отцу дали тюремный срок по статье «вредительство». Мама часто моталась к нему на свидание, для этого ей приходилось каждый раз переплывать Енисей на лодке. В тот роковой день лодка с пассажирами перевернулась, и Лидия больше не выплыла. У нее была длинная коса, которая обвилась вокруг сплавного бона. Тело удалось обнаружить только спустя несколько дней.

Виктор Астафьев в детстве

Пока отец сидел в тюрьме, мальчика забрали родители его мамы – Катерина и Илья Потылицины. Это время стало самым счастливым воспоминанием детства, когда его окружали родные люди, он чувствовал их тепло и заботу. Именно эти годы описаны в произведении «Последний поклон».

После освобождения из тюрьмы Петр Астафьев снова женился и забрал Витю от бабушки и дедушки. Их семья попала под программу раскулачивания и была сослана в Игарку. На тот момент у них родился еще один сын. Виктор помогал отцу, который занимался рыбацким промыслом. К окончанию рыболовецкого сезона отец сильно заболел и оказался в больнице. Мачеха и так не питала нежных чувств к пасынку, а тут и вовсе отказалась его содержать.

Мальчик остался один, жил в каком-то брошенном доме, но в школу продолжал ходить. После очередной хулиганской выходки его отправили в детдом. Там он познакомился с Игнатием Рождественским, учителем литературы. Педагог в то время сам был автором множества стихов, поэтому разглядеть икру Божию в только что поступившем мальчишке смог безошибочно. Именно он помог юному дарованию с публикацией его первого рассказа под названием «Жив». И хоть он был напечатан всего лишь в школьном журнале, но это уже было достижение. Позже автор придумал ему другое название – «Васюткино озеро».

Виктор Астафьев в молодости

Окончив всего 6 классов, Астафьев поступил в ФЗО, получил профессию сцепщика и устроился работать на железную дорогу. Так началась его трудовая биография.

В 1942-м парень принял решение добровольно уйти на фронт. Сразу его направили в Новосибирск, где он обучился автомобильному делу. В 1943 году Виктор попал в действующую армию. Он выполнял обязанности шофера, связиста, артиллерийского разведчика. Получил несколько ранений и контузию. За смелость и решительность, проявленные в годы войны, Астафьев получил Орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией».

Литература

К моменту окончания войны у Астафьева уже была семья, поэтому ему нужно было заботиться о ее материальном благополучии. Он поменял много работ, начинал с чернорабочего, потом пошел в слесари и грузчики. Устроился на мясокомбинат на должность вахтера, потом перешел в мойщики туш. Он брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Жизнь после войны была трудной, иногда просто не было сил после напряженного трудового дня, но Астафьев чувствовал потребность в сочинительстве.

В 1951-м Виктор стал членом литературного кружка. Он присутствовал на собрании, которое так вдохновило его, что буквально за ночь родился рассказ, получивший название «Гражданский человек». И это сочинение впоследствии было переработано и получило новое название – «Сибиряк». Имя Астафьева быстро стало популярным, и его позвали на работу в газету «Чусовский рабочий». За время сотрудничества с этим изданием вышло больше двух десятков его рассказов и невероятное количество очерков.

Первая книга Виктора Астафьева увидела свет в 1953-м. Она была сборником его рассказов, которые он объединил названием «До будущей весны». В 1955 году Виктор выпустил еще одну книгу – «Огоньки», состоящую из рассказов для детей. Астафьев и дальше продолжат писать для юных читателей. В 1956-м напечатали «Васюткино озеро», спустя год вышла книга «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958-м – «Теплый дождь».

В 1958-м Астафьев стал автором своего первого романа, вышедшего под названием «Тают снега». Тогда же его приняли в Союз писателей СССР. В 1959-м он по направлению отбыл в столицу, где поступил на курсы литераторов, которые проводились в Литературном институте. В 50-е годы произведениями Астафьева зачитывалась вся страна. В те годы он стал автором повестей «Перевал», «Стародуб», «Звездопад».

В 1962-м семья Астафьевых переселилась в Пермь. Это время стало началом создания миниатюр, которые издавались в самых разных журналах. Они получили название «затеси», а в 1972-м вышла книга под таким же названием. Его истории очень близки советскому человеку, они о войне, о жизни и патриотизме.

В 1967-м писатель представил на суд читателей свое новое детище – повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Задумка родилась у него давно, но ее абсолютно не хотели брать в печать, множество текста не прошло цензурную проверку, и просто было удалено. В 1989-м Астафьев снова вернулся к этому произведению и начал восстанавливать его первозданный вид.

Виктор Астафьев в творческом процессе

В 1975-м Виктор получил Государственную премию РСФСР. Этой высокой награды он удостоился за ряд своих работ – «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка».

Спустя год, в 1976-м Виктор Астафьев издал свою самую известную книгу – «Царь-рыба». Цензура снова принялась вносить свои коррективы, и отредактировала ее так, что довела автора до сердечного приступа. Он даже оказался в больнице и долго отходил от этого стресса. Виктор больше не стал переделывать свою повесть, хотя именно благодаря ей удостоился Государственной премии СССР.

В 1991 году писатель приступил к написанию книги «Прокляты и убиты». Читатели увидели ее только спустя три года, в 1994-м, и отреагировали неординарно. Некоторые высказывали свои критические замечания, некоторые поражались смелостью Астафьева, и все были поражены правдой, отраженной на страницах этого произведения. Виктор задел очень актуальную тему для наших соотечественников – репрессии в военное время, которые почувствовали на себе очень многие. Он смело и открыто написал об их бессмысленности. В том же году Астафьев удостоился Государственной премии РФ.

Свою единственную жену Марию Корякину Виктор встретил во время войны. Она работала в госпитале медсестрой. После победы молодые люди расписались и поселились в городе Чусовой, недалеко от Перми. Мария вслед за мужем тоже взялась за перо.

Виктор Астафьев с женой Марией Корякиной

Весной 1947-го они стал родителями первенца – дочери Лидии, но в возрасте 6-ти месяцев девочка умерла. Причиной стала диспепсия. Виктор считал виноватыми в случившемся докторов, а Мария была уверена, что это произошло по вине мужа. В то время он зарабатывал очень мало, и не смог обеспечить семью самым необходимым. В 1948-м в семье снова родилась дочка, ее назвали Ириной. В 1950-м Виктор забрал супругу из роддома с новорожденным сыном Андреем.

Супруги были разными людьми. Виктор имел талант, и его произведения рождались от необходимости поделиться увиденным, донести до читателя что-то важное, им двигало веление сердца. Мария начала писать, чтобы как-то достойно выглядеть на фоне знаменитого мужа.

Виктор Астафьев был видным мужчиной, в нем чувствовалась стать. Такие всегда нравились женщинам, и он не стал исключением. В его личной жизни были романы на стороне, и даже две дочери от других отношений. Мария об этом ничего не знала, она и так изводила его своей ревностью. Она считала, что он больше любит свои книги, чем ее и детей.

Виктор Астафьев в молодости с женой и детьми

Несколько раз он собирал чемодан и уходил навсегда, но спустя время возвращался обратно. Их союз длился 57 лет. В 1984-м не стало их дочери Ирины, которую сразил сердечный приступ. У нее осталось двое детей – Витя и Полина, которых взяли на воспитание Виктор и Мария Астафьевы.

Смерть

В апреле 2001-го у Астафьева случился инсульт. Он был госпитализирован, но после двух недель лечения выписан домой. Писатель почти оправился, мог самостоятельно читать прессу. Но той же осенью случилось резкое ухудшение самочувствия Астафьева, и он снова оказался в больнице. Врачи поставили ему диагноз – заболевание сердечных сосудов. За неделю до смерти Виктор полностью ослеп. Его не стало 29 ноября 2001 года.

Местом его упокоения стало кладбище в родной Овсянке. Спустя год там появился музей Астафьевых.

Могила Виктора Астафьева

В 2009-м Виктору Астафьеву посмертно дали премию Александра Солженицына, в размере 25 тысяч долларов. Диплом и деньги получила вдова. Марии Астафьевой не стало в 2011-м, она пережила любимого супруга на десять лет.

Романы

  • «До будущей весны»
  • «Тают снега»
  • «Прокляты и убиты»

Повести

  • Перевал»
  • «Стародуб»
  • «Звездопад»«Кража»
  • «Где-то гремит война»
  • «Последний поклон»
  • «Слякотная осень»
  • «Царь-рыба»
  • «Ловля пескарей в Грузии»
  • «Печальный детектив»
  • «Так хочется жить»
  • «Обертон»
  • «Фотография, на которой меня нет»
  • «Из тихого света»
  • «Весёлый солдат»
  • «Васюткино озеро»
  • «Стрижонок Скрип»
  • «Зачем я убил коростеля?»
  • «Бабушка с малиной»
  • «Гуси в полынье»
  • «Без приюта»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Виктор Астафьев, биография, история жизни, произведения

Родился в простой рабочей семье. В семь лет остался без родителей. Отец был осужден «за вредительство». Мать утонула в реке Енисей. Воспитанием Вити некоторое время занималась бабушка – Катерина Петровна. Она стала его ангелом-хранителем. Бабушка замечала сочинительские способности мальчика, его безграничную фантазию и называла его «врушей». Это был светлый и счастливый период в детстве В. Астафьева, который он описал в автобиографической повести «Последний поклон».

В 1936 г. отец серьезно заболел, мачеха не заботилась о пасынке. Мальчик чувствовал себя брошенным и стал бродяжничать. В 1937 г. его отправили в детский дом.

В интернате учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе литературные способности и помог развить их. Сочинение о любимом озере, написанное Астафьевым, было напечатано в школьном журнале. Оно легло в основу первого рассказа «Васюткино озеро». И.Рождественский писал о детских и подростковых годах В. Астафьева: «…был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».

Родители

Отец – Петр Павлович Астафьев

Мать – Лидия Ильинична Потылицына

Дедушка (по матери) – Илья Евграфович

Бабушка (по матери) – Екатерина Петровна

Образование

Начальное шестилетнее образование получил в г. Игарка, где жил с отцом и мачехой. Учился в школе-интернате. В Красноярске окончил школу фабрично-заводского обучения. Работал на железнодорожной станции составителем поездов.

Литературного образования В. Астафьев не получил. Но в течение жизни повышал свой профессионализм, обучаясь на московских Высших литературных курсах. Виктор Астафьев считается писателем-самоучкой.

Семья

Жена – Корякина Мария Семеновна

С будущей женой В. Астафьев познакомился на фронте в 1943 году. Она была медсестрой. Вместе пережили все тяготы военной жизни. Поженились после войны, в 1945 году, и не расставались 57 лет.

Дети: дочери – Лидия и Ирина, сын – Андрей. Первая дочь умерла в младенчестве. Вторая дочь умерла скоропостижно в 1987 г., оставив маленьких внуков Витю и Полю. Внуков в дальнейшем воспитывали бабушка Мария и дедушка Витя.

Деятельность

В 1942 году В.Астафьев добровольно ушел на фронт. Был простым рядовым солдатом. В 1943 году награжден медалью «За отвагу». В бою под сильным артиллерийским огнем четыре раза восстанавливал телефонную связь.

В послевоенные годы оказался в г. Чусовой Пермского края. Там посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». Однажды в порыве вдохновения за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Так началась его литературная работа в газете. В конце 50-х годов вышла первая книжка рассказов для детей. Начали печататься очерки и рассказы в альманахах, журналах. В 1954 году была издана любимая повесть писателя – «Пастух и пастушка». Этот период был отмечен как расцвет лирической прозы в творчестве В. Астафьева и началом его широкой известности и популярности.

В 60-е годы семья Астафьева переехала в г. Пермь, позднее в г. Вологду. Эти годы были особенно плодотворны для писателя. К 1965 году сложился цикл «Затеси» — лирические миниатюры, раздумья о жизни, которые объединены одной мыслью автора — «убедить читателя слышать боль каждого». Пишутся повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Последний поклон».

В 70-е годы писатель все чаще обращается к воспоминаниям детства. Публикует рассказы «Пир после победы», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Гори, гори ясно» и др. Начинает работу над повестью «Зрячий посох». В этот период В. Астафьевым созданы яркие произведения: повести «Ода русскому огороду» и «Царь-рыба».

Уникальность повести «Царь-рыба» потрясла критиков того времени глубиной поставленных в произведении проблем экологии. В 1973 году журнал «Наш современник» начинает публикацию отдельных рассказов и глав из «Царь-рыбы», но с большими ограничениями в тексте. Жесткая цензура искажала первоначальный замысел автора, что огорчало В. Астафьева. Писатель отложил повесть в дальний ящик на много лет. Лишь в 1977 году «Царь-рыба» публикуется издательством «Молодая гвардия» в полной редакции автора.

В 1980 году В. Астафьев решил вернуться в родные края в г. Красноярск.

В 80-е и 90-е годы, находясь в милых сердцу местах, В. Астафьев творил с великим энтузиазмом. Создано множество новых рассказов о детских годах: «Стряпухина радость», «Пеструха», «Заберега» и др. Продолжается работа над повестью «Зрячий посох», опубликованной впервые в 1988 году и отмеченной Государственной премией СССР в 1991 году.

Пишутся главы повести о детстве «Последний поклон», и в двух книгах она выходит к читателю в издательстве «Современник». В 1989 году повесть, дополненная новыми главами, печатается в издательстве «Молодая гвардия» в трех книгах.

В 1985 – 1989 гг. осуществляется замысел романа «Печальный детектив» и таких рассказов, как «Медвежья кровь», «Жизнь прожить», «Слепой рыбак», «Улыбка волчицы» и многих других.

В 1991 – 19994 гг. идет работа над романом «Прокляты и убиты». Этот роман, показывающий бессмысленную жестокость репрессивной системы военного времени, вызывает бурный эмоциональный всплеск у читателей. Смелость и реалистичность В. Астафьева удивляет общество, но и в то же время признает его правдивость. За роман писатель получает заслуженную награду – Государственную премию России в 1994 г.

В 1997 – 1998 гг. появляется издание Собрания сочинений В. Астафьева в 15 томах.

Интересные факты

  • В. Астафьев и его жена Мария Семеновна совершенно по-разному смотрели на жизнь. Он обожал деревенскую жизнь, а она – нет. Он творил прозу из своей души, а она из чувства самоутверждения. Он любил выпить, и был неравнодушен к другим женщинам, она не понимала этого и ревновала. Она хотела его преданности семье, а он уходил из нее. Он возвращался, а она прощала, потому что преданно любила.
  • в 2004 г. на автотрассе «Красноярск-Абакан», вблизи пос. Слизнево Красноярского края на смотровой площадке у реки Енисей на вершине утеса возведена скульптура могучего осетра. Называют этот памятник «Царь-рыба» в честь одноименной повести В.Астафьева.
  • В. Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси»— своеобразные короткие рассказы.
  • в 2009 году принято решение о посмертном вручении В. Астафьеву премии Александра Солженицына. Событие происходило в Москве в библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Премия составила 25 тысяч долларов. Литературный критик Павел Басинский заявил, что диплом и деньги передадут вдове писателя на «Астафьевских чтениях» к 85-летию В. Астафьева. Интересна формулировка премии: «Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Прискорбный факт из жизни писателя

В 2001 году В. Астафьев серьезно заболел, много времени провел в больницах г. Красноярска. Требовались немалые деньги на лечение за границей. Друзья и товарищи писателя обратились за помощью в Красноярский Краевой Совет Депутатов. В ответ получили отказ о выделении денежных средств и несправедливые обвинения в адрес писателя в предательстве и искажении российской истории в его произведениях.  Все это ухудшило самочувствие В.Астафьева. Писатель скончался 29 ноября 2001 г.

Известные высказывания о Викторе Астафьеве

«Он пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (В. Курбатов)

«Не найти такого яркого, ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формирует её, учат ценить абсолютные ценности». (В.М. Ярошевская)

«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной». (А.Кондратович)

Причина известности Виктора Астафьева

В произведениях В. Астафьева отчетливо слышалась глобальность проблем общества и человечества в целом. Правдиво и реалистично отражались события военного времени. Литературное изложение писателя брало за душу простых людей и даже критиков.

Награды в области литературы

1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка»

1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба»

1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох»

1994 г. – премия «Триумф»

1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты»

1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда Тепфера за совокупность литературных заслуг

2009 г. – премия Александра Солженицына /посмертно/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro

Виктор Астафьев

Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком.

Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдоминтернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», – напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение под названием «Жив!», напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, – напишет спустя годы В. П. Астафьев. – Дитя, по выражению деда Павла, «не рожено, не прошено, папой с мамой брошено», тоже куда-то девалось, точнее – откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры».

Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает в ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал – они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.

Осенью 1945 года В.П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой – рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину, город Чусовой на западном Урале. По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, дежурным по вокзалу станции Чусовой, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, – время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года – сын Андрей.

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек»; впоследствии он переработает его в рассказ «Сибиряк». В этом же году Астафьев перешел на должность литературного работника газеты. За четыре года работы в газете «Чусовской рабочий» он написал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов. В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов – «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он издает еще две книги для детей, печатает очерки и рассказы в альманахах и периодике.

С апреля 1957 года Астафьев — спецкор Пермского областного радио.

В 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.

Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести «Перевал» и «Стародуб», повесть «Звездопад», написанная на одном дыхании всего за несколько дней, приносят ему широкую известность.

В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду.

60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть «Кража», новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон». В 1968 году повесть «Последний поклон» выходит в Перми отдельной книгой.

Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» — «любимое свое детище». А осуществил свой замысел почти через 15 лет — в три дня, «совершенно обалделый и счастливый», написав «черновик в сто двадцать страниц» и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале «Наш современник» в 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры.

В 1975 году за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» В.П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.

К 1965 году начал складываться цикл затесей – лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» выходят отдельной книгой в издательстве «Советский писатель». К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба», жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности, даже в тех главах повести, где очевиден вымысел. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.

Публикация глав «Царь-рыбы» в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы «Норильцы», опубликовал ее в 1990 году под названием «Не хватает сердца». Полностью «Царь-рыба» была опубликована только в 1993 году.

В 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства – рождаются новые главы к «Последнему поклону». Повесть о детстве — уже в двух книгах — выходит в 1978 году в издательстве «Современник».

С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им написаны роман «Печальный детектив» и множество рассказов. Главный герой романа, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений.

В 1989 году за выдающуюся писательскую деятельность В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю.

Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве – рождаются новые главы «Последнего поклона», и в 1989 году он выходит в издательстве «Молодая гвардия» уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы — «Забубенная головушка» и «Вечерние раздумья». «Животворящий свет детства» потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда.

На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне — роман «Прокляты и убиты»: часть первая «Чертова яма» (1990-1992) и часть вторая «Плацдарм» (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику. В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-1945 годов. Должна была появиться и третья часть романа, однако в 2000 году автор заявил о прекращении работы над книгой.

В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф». В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 годах пишет — тоже «военную» — повесть «Обертон», в 1997 году он завершает повесть «Веселый солдат», начатую в 1987 году, — война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат — это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

У Астафьева было издано три прижизненных собрания сочинений в трех, шести и пятнадцати томах. Последнее, с подробными комментариями автора к каждому тому, вышло в 1997-1998 годах в Красноярске.

Умер Астафьев 29 ноября 2001 года в селе Овсянка, похоронен там же.

Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.

Непосредственное отношение к фантастике в творчестве Астафьева имеют только отдельные главы «Царь-рыбы», притча «Ельчик-бельчик» и рассказы «Наваждение», «Первый комиссар», «Светопреставление» и «Ночь космонавта».

fantlab.ru

Писатель Виктор Астафьев – биография

Виктор Петрович Астафьев увековечил свое имя в истории как писатель, драматург. Он стал писателем таких знаменитых произведений, как «Царь-рыба», «Сибиряк», «Перевал», «Васюткино озеро» и др.

Родился мальчик в деревне Овсянка. Дата рождения В. П. Астафьева – 1 мая 1924 года – это были времена раскулачивания крестьян. Его прадеда со всей семьей сослали в Сибирь, по дороге в которую он скончался. Витя чудом спасся, так как прадед поселил правнука в другом месте.

События, которые происходили в те времена, наложили сильный отпечаток на творчестве Астафьева. Родители мальчика вынуждены были усиленно работать, в семье Виктора Астафьева было 3 детей, но двое из них умерли во младенчестве. Мать и отец работали в колхозе.

На мельнице, где работал отец Виктора, произошла авария, в которой был обвинен Петр Астафьев. Во времена социализма за порчу имущества отправляли в ссылку, так же поступили с отцом мальчика, он был арестован и сослан на стройку Беломоро-Балтийского канала.

После ареста отца матери пришлось буквально выживать с ребенком, но вскоре случилось страшной несчастье. Мама Виктора Астафьева утонула, переправляясь на лодке по Енисею. Вся эта боль от утраты и потери самых близких людей впоследствии выльется в его рассказах.

Жить мальчику приходилось в старом доме, пока его не оформили в интернат. Виктор Астафьев остался один, родных, увы, не было. Рос мальчик задиристым и хулиганистым ребенком, плохо учился, был на время исключен из школы за плохое поведение. Сбегал из детдома, и скитался как бездомный по улицам.

Когда В.П.Астафьев окончил школу, он пошел работать на железную дорогу, но наступает трагическое время, время Великой отечественной войны, и Астафьев идет на фронт.

Удивительные метаморфозы происходят с парнем, на фронте он показывает героическую выдержку, становится ярым патриотом своей страны. В одном из боя он получил тяжелое ранение. Был удостоен орденом красной звезды, и многочисленными наградами, среди которой была «За отвагу».

1945 году Астафьев пришел с фронта, переселился на Урал. Работать ему приходилось много, Виктор хватался за любую возможность начиная от подсобного рабочего кончая учителем. Чуть позже он встретил свою будущую жену, в браке с Марией у них родилось 3 дочери.

С 50-х годов его местом работы стала газетная редакция, где впоследствии был первый раз опубликован его один из первых рассказов. В 53 году произошло одно из приятных событий в жизни писателя, была напечатана его книга»До будущей весны», а в 58 год знаменуется вступлением Виктора Астафьева в Союз Писателей и выходом в свет знаменитого «Тают снега».

После этих событий Виктор Петрович решает учиться в институте курсах литературы, во времена учебы он написал такие известные повести как «Перевал», «Звездопад».

После взлета в литературных кругах, семья принимает решение переехать в Пермь, где они проживут 7 лет, затем Астафьевы переезжают в Вологду.

После последнего переезда в творческой карьеры Астафьева отмечается пик, в 60-е года было написано рекордное количество произведений, которые получили любовь и признание читателей. Они отражали его воспоминания из детства, родные пейзажи, события той поры.

В 1965 году писателей углубляется еще больше в свои мысли и воспоминания, этот период в творчестве критики называли лирическим. Именно тогда выходят цикл затесей.

73 года также стал знаменательным в жизни писателя, печатаются рассказы «Царь-рыба». Издавались они в «Современнике» кусками, часто терялись целые части произведения. Писатель бросит корпение над циклами и никогда больше не возвращался к ним. В 1978 году этот цикл рассказов становится тем произведением, за которое Астафьев награжден Государственной премией СССР.

После этих событий Виктор прибывает на Урал, где проживет до конца своих дней. Там рождаются рассказы, «Медвежья кровь», «Печальный детектив» и другие. Здесь была начата, но не закончена книга «Прокляты и убиты», посвященная самому тяжелому и трудному периоду всей страны — войне.

Астафьев не очень любил военную тему, но те произведения, которые были написаны о войне, поражают своим патриотизмом и великой любовью к своей родине.

В 2001 году после тяжелейших инсультов, Виктор Павлович Астафьев ушел из жизни. Он оставил после себя великую память в виде книг, где белой строчкой читается жизненный путь писателя, тяжелый и суровый.

Астафьев не боялся колких тем о подростках, о тяжести войны, рассказывал о прелестях деревенской жизни, о боли потерь родных, о слезах всех матерей, о говорящей правда, которую все боялись. Его книги известны не только в России, но и за рубежом.

Похоронили писателя в его родных местах, недалеко от деревни, где он родился и провел свое детство.

kreditnyi-zaym.ru

Виктор Астафьев - это... Что такое Виктор Астафьев?

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния — 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) — советский и русский писатель.

Книги Астафьева переведены на многие языки.

Биография

Детство

Овсянка — родное село писателя

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен.

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область.

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.

Памятник писателю возле автодороги Красноярск—Абакан

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

Один из авторов статьи «Рагу из синей птицы», опубликованной 11 апреля 1982 в газете «Комсомольская правда». Тема статьи - критика рок-музыки.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).

Обвинения в антисемитизме

В документах, воспоминаниях и письмах нередко упоминается об антисемитизме Астафьева. Получила резонанс быстро прервавшаяся переписка Астафьева с историком Натаном Эйдельманом, в которой Астафьев в антисемитской манере отвечал на критику Эйдельмана (см. http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/p_letters.txt).

Творчество

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский

Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена».

Романы

  • «До будущей весны» (1953)
  • «Тают снега» (1958)
  • «Прокляты и убиты» (1995)

Повести

  • «Перевал»
  • «Стародуб»
  • «Звездопад» (1960—1972)
  • «Кража» (1966)
  • «Где-то гремит война» (1967)
  • «Последний поклон» (1968)
  • «Царь-рыба» (1976)
  • «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
  • «Печальный детектив» (1987)
  • «Так хочется жить» (1995)
  • «Обертон» (1995—1996)
  • «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
  • «Весёлый солдат» (1998)

Современная пастораль

  • «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
  • Людочка

Пьесы

Издания сочинений

  • Звездопад. Москва, 1962.
  • Кража. Где-то гремит война. Повести. Москва, 1968.
  • Синие сумерки. Рассказы. Москва, 1968.

Память

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Виктор Астафьев. Подробная биография

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в крестьянской семье.

Отец — Пётр Павлович Астафьев. Мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931. Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После окончания 6-го класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942, работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.

После демобилизации в 1945 вместе с женой — впоследствии писательницей М.С. Корякиной — поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.

В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьев очень рано.

С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий»; публиковался в пермских газетах «Звезда», «Молодая гвардия», альманахе «Прикамье», журнал «Урал», «Знамя», «Молодая гвардия», «Смена». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953, за ним последовали книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958).

В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега», написанный в традициях беллетристики 1950-х.

С 1958 Астафьев — член СП СССР; в 1959-1961 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести «Старо-дуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Посвященная Леониду Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека».

Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях — «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 1930-е и в не менее жуткие 1940-е. Все эти герои, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 1960-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража».

Герой повести — Толя Мазов — из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Сцены детдомовской, «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг, неожиданно объединяющихся в сочувствии и доброте.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А. Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Творчество Астафьева в 1960-е было причислено критикой к т.н. «деревенской прозе», в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Впервые в творчестве писателя появляется тема войны. Любовный сюжет (лейтенант Костяев — Люся) был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных.

Еще в самом начале 1970-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. Наиболее противоречивые отклики критики были посвящены жанру и композиции повести. Кольцевая композиция повести казалась жесткой, излишне рационалистической. Выдержанные в стиле народных плачей и причитаний «увертюра» и «финал» произведения, по мнению некоторых исследователей, «не совсем сопрягаются с сюжетно-конфликтной основой повести». Критиковали эту яркую, ставшую классической повесть Астафьева и за «бытовизм», и за «пацифизм», и за пасторальность, за «дегероизацию», за «романтического» «невоенного» героя, умирающего от любви.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972) — своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей.

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-1978) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 1930-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность — «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и честность. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1974, рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» — повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» — о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 1930-х.

Близкой к содержанию «Последнего поклона» оказалась повесть «Царь-рыба» (1976), имеющая подзаголовок «Повествование в рассказах». Сюжет этого произведения связан с путешествием автора-рассказчика по родным местам в Сибири.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986), «Людочки» (1989), заключительных глав «Последнего поклона» (1992) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека.

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимается публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979, о Сибири, куда вернулся в 1980, составили сборники «Древнее, вечное...» (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985).

В 1988 опубликована книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова. По своим рассказам Астафьев создает драмы «Черемуха» (1977), «Прости меня» (1979), пишет киносценарий «Не убий» (1981).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992; Ч.2. 1994) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьев резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

В 1995 опубликована повесть Астафьева «Так хочется жить» о причудливой фронтовой судьбе и послевоенной жизни простого русского солдата Коляши Хахалина, а позднее повести «Обертон» (1996) и «Веселый солдат» (1998). Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. «Спасибо еще Всевышнему,— говорил Астафьев в одном из последних интервью, что память моя милосердна, в обычной жизни многое тяжелое и страшное стирается» (Литературная Россия. 2000. №4).

Виктор Астафьев скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.

После смерти Астафьева в журнал «Урал» (2004. №5) публикуются его «Автобиография» (2000), рассказ «Глухая просека», статья «Прощаюсь...», вариант статьи «Нет, алмазы на дороге не валяются» и др.

Биография

Произведения

  • Васюткино озеро
  • Конь с розовой гривой
  • Ясным ли днём

Критика

Ключевые слова: Виктор Астафьев,биография Виктора Астафьева,скачать биографию Виктора Астафьева,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Виктора Астафьева

md-eksperiment.org


Смотрите также