Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Балерина белецкая биография


История личной жизни балерины Галины Белецкой

Галина Уланова является известной балериной, которая смогла за много лет стать легендой советской сцены. Балериной все восхищались, ей подражали, и поэтому уже столько лет ее имя вспоминают в российском балете.

Детство и семья Галины Белецкой

Галина появилась на свет 26 декабря 1909 года в Санкт-Петербурге. Отец ее — Сергей Уланов являлся известным в РСФСР балетным режиссером. Мама – Мария Романова была педагогом хореографического училища. Еще с самого рождения судьба балерины была ей предначертана и поэтому все ее успехи являлись весьма грандиозными.

Творчество Галины Белецкой

Свою карьеру балерина начала еще в 9 лет. В 1918 она стала студенткой Петроградского хореографического училища, поначалу она занималась под руководством своей мамы, а уже потом — балерины Агриппины Вагановой. Через 10 лет девушка закончила училище. Балет ее получил хорошие оценки от критиков и педагогов. Получив диплом, Галину приняли на работу в театр оперы и балета.

Галина Белецкая и балет

После своего первого выступления на балетной сцене Белецкая привлекла к себе большое внимание многих критиков, а также зрителей. Уже в 19 лет, она получила первую роль в постановке «Лебединое озеро».

После этого, Галина много исполнила разных ролей. Самой яркой ролью стала роль Джульетты, с тех пор она стала настоящей звездой. Она стала очень популярна, но эта популярность имела и обратную сторону.

Галина Белецкая и Большой театр

После завершения войны ее отправили в Москву, где Галина начала выступать в Большом театре. Со временем балерина рассказала, что за ее переезд отвечали известные партийные деятели. Компенсацией за такое решение стали звания и награды артистки. ей было присвоено звание Заслуженной и Народной артистки РСФСР. Кроме того, среди наград у нее был орден трудового красного знамени, орден «Знак почета», четыре Ордена Ленина и многие другие.

В 1942-м году Галина работала в Алма-Ате в театре оперы и балета. В 1945-м году она танцевала на сцене в Вене, а спустя пару лет она выступала в Стокгольме и Лондоне, Софии и Париже. Ее ждали и очень любили во всех городах.

Также она танцевала во многих других городах. Ее многие называли символом российского и советского балета. Уже при жизни в Стокгольме ей установили памятник. Постоянные гастроли не помешали ей сделать карьеру в Большом театре. В Москве ее могли видеть с 1944-го по 1960-й год.

Жизнь балерины после окончания карьеры

После завершения своей карьеры балерины Галина пошла работать педагогом. За все время своей работы она занималась с такими танцовщицами, как: Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Нина Семизорова и прочие. Многие ученики ее смогла сделать прекрасную карьеру в российском балете.

Много раз Белецкая участвовала в фестивалях и конкурсах, как в качестве педагога, так и в жюри. Помимо этого, она снималась в фильмах, многие из них документальные.

Скончалась балерина в 1998 году 21 марта. Смерть Галины была неожиданной для всех, поскольку она не выглядела болезненной или дряхлой. Ее могила расположена на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Галины Белецкой

Известная всем балерина трижды была замужем, все супруги являлись известными деятелями искусства. Она состояла в отношениях с актером Иваном Берсеневым, режиссером Юрием Завадским, художником Вадимом Рындиным.

Невзирая на то, что у балерины было очень много любовных связей, завести детей ей так и не удалось. Кроме того, она ни чем не увлекалась кроме балета. Она любила ухаживать за животными, а еще много гулять. До последней минуты балерина имела хорошую физическую форму.

therussiantimes.com

Трудно любить бескультурную балерину

На экраны вышла картина Валерия Тодоровского «Большой», повествующая о судьбе девочки из народа, сумевшей стать примой Большого балета. Сам путь, которым идёт Тодоровский, начисто избегая любых социальных проблем и делая темой своих фильмов музыку и любовь (точнее, девушек и любовь), кажется мне совершенно верным. Не я ли ратовала за реанимацию стилистики «Музыкальной истории»? (Это фильм с тенором Лемешевым 1940 года.) Но вот беда: не удалось полюбить главную героиню. А для фильмов такого плана это катастрофа!

Обнаружился в недрах той или иной нации самородок (певец, танцовщик, музыкант и так далее). Рванул за мечтой. Встретил своего Учителя. И вот после драматических перипетий – настоящий бешеный Успех! Изменяется и наш герой, он уже не тот простак, что был, – он полноправный участник Большой культуры... Таких фильмов в истории кино немало. Все они так или иначе напоминают метаморфозу «Пигмалиона» Шоу: на входе немытая косноязычная цветочница, на выходе – изысканный плод привитой Учителем культуры. В общем, «Приходите завтра» (название знаменитой советской картины про Фросю Бурлакову), приходите сегодня – чудесное преображение возможно всегда.

Но героиня фильма «Большой» Юлия Ольшанская, гопница из Шахтинска, развлекавшая корявыми танцами уличную толпу, пока её подельники обчищали карманы, так и осталась гопницей. Её роль поделена надвое – девочку играет Е. Самуйлина, девушку – М. Симонова. Внешнего сходства мало, а внутреннего – достаточно: всё та же вульгарная плебейская речь, тот же убогий словарный запас (ты чё, офигеть, пошли вы на...), те же мимика и пластика из подворотни. И – ни единой приметы окультуривания! Огромный же талант героини, о котором нам твердят всю картину, остаётся на словах, его надо принимать на веру.

Героиня вроде бы встречается с Учителем – это педагог Академии Галина Михайловна (Алиса Фрейндлих). Выбор актрисы такого калибра, конечно, предопределяет яркость отпечатка – Фрейндлих сильными мазками рисует портрет женщины даже не с характером, а с норовом, насмешливой, резкой, властной и бесконечно обаятельной. Но она больна, у неё начинается старческая деменция. И мы с острым сочувствием наблюдаем, как угасает разум в светлых и умных глазах, как масштабный человек-труженик мужественно борется с распадом личности.

Такое впечатление, что актриса значительную часть реплик придумала сама, вообще-то роль как следует не прописана и оборвана. Галина Михайловна тихо скончалась во второй трети картины, прямо в танцклассе, после того как её любимая ученица не явилась на выпускной спектакль, где должна была танцевать главную партию. Это мания у Тодоровского – «убивать» Алису Фрейндлих. В фильме «Подмосковные вечера», где она играет пожилую писательницу, её прикончила тоже молодая особа, не дав вовремя таблетки... Лучше бы роли побольше и повнятней писали для великой актрисы!

То есть встреча грандиозной культуры прошлого с девочкой из современной подворотни закончилась победой подворотни. Культура обломала об неё зубы. Юлия Ольшанская притащила под сень Большого театра все привычки юности. Она свирепо ругается. Пьёт вино и коньяк из горла. Генеральную репетицию выпускного спектакля она чуть не пропустила, потому что пошла в постель с парнем, случайно встреченным в электричке. Своё участие в выпускном продала за деньги мамаше соперницы (деньги пошли родительской семье в Шахтинске, но никакой острой нужды в этом не было). Невольно начинаешь болеть не за распущенную Юлию, а за её подругу – соперницу Карину (пикантная А. Исаева).

Но главный кошмар впереди. В Большой приезжает знаменитый французский танцовщик Антуан Дюваль (спасибо, не Жан Дюбуа). Карьера его клонится к закату, он бродит по театру, встречает нашу Юлию и идёт с ней на улицы Москвы пить коньяк из горла. И вот персонажи подходят к общественной скамейке. И балерина Большого театра садится на спинку скамьи, взгромоздив свои копыта сорокового размера на сиденье... Вы меня простите, я человек из Петербурга. Я такую шпану по городу шугаю много лет с риском для жизни. Для меня с сочувствием к героине всё кончено.

Чтобы оправдать упорного, не поддающегося никакому окультуриванию гопника, нужна какая-то иная мера обаяния, выдающийся талант. Но такого актёрского открытия в фильме Тодоровского не произошло. Много раз получалось у него творить чудеса с актёрами, а на этот раз не получилось.

Не получился и Большой театр как сказка – распался на ряд прелестных картинок дорогого ремонта. К действительности Большого фильм отношения не имеет (ну да, у нас при живом Григоровиче какой-то Антуан Дюваль будет партии распределять!), но и до блистающей мечты не дотягивает. О чём мечтать? О том, что тупенькая плебейка с победоносным «а ты чё, на…» на устах нацепит балетную пачку и торжественно выйдет лебедем аккурат напротив царской ложи?

Ролей второго плана совсем мало, останавливает внимание, конечно, Валентина Теличкина (директор Академии), эдакая королева инерции, всегда служащая богу «как бы чего не вышло». И Александр Домогаров в роли спившегося танцора-репетитора Юлии (роли интеллигентных алкоголиков что-то в последнее время льнут к Домогарову). Промелькнула в эпизоде трогательная Яна Сексте (душевная стриптизёрша). А так что-то пустовато в фильме. Хотя в таких картинах (я их в шутку называю «чистая хурма») главное – качество отделки, баланс ценностей тоже надо соблюдать. Слишком уж парадоксально – сочетать лицо героини с изысканной музыкой академического композитора Павла Карманова, тут надо что-то из «русского шансона» было давать.

И, создавая фильм о явлениях культуры, хорошо бы верить в эту самую культуру, в её преображающую силу. Или хотя бы доверять старым добрым шаблонам: приехал самородок из провинции, встретил Учителя...

Подворотня и так нас окружает, ещё её и воспевать? Не лишнее ли? Кроме того, на это дело есть Василий Сигарев, а при чём тут был бы Валерий Тодоровский?

Итак, хоккей перемололи, космос перемололи, Большой перемололи, что ещё осталось от Советов? Скоро мешочек-то опустеет.

Автор: Татьяна Москвина

zen.yandex.ru

Фильм Валерия Тодоровского «Большой» не избежал балетной фальши

Спеша на репетицию, артистка взбегает по зрительской лестнице. В жизни так не бывает – зато это красиво

kinopoisk.ru

А ноги-то не те. В финале «Большого», когда главная героиня показывает выдающийся прыжок, ее снимают со спины, но видно, что это другая актриса – та, что играет соперницу-подругу. И понятно почему. У нее более балетная фигура, длиннее ноги, для красивого прыжка лучше взять ее. А подмену заметит не всякий. Фильм Тодоровского вообще не для тех, кто насмотрен в балете. Скорее он рассчитан на тех, для кого Большой – миф. И чьи там ноги, совершенно не важно.

По сюжету это сказка про Золушку из провинции, попавшую в Московскую государственную академию хореографии, где она соревнуется со столичной штучкой из богатой семьи. Обе метят в примы, это признают и педагоги, и товарищи по классу. В начале фильма есть сцена, где героини, выпив бутылку вина, крутят на спор фуэте, кого быстрей укачает, а все остальные делают ставки – на Ольху или на Карину. Не сдается никто – обе бегут в туалет одновременно. Золушку-Ольховскую играет Маргарита Симонова, балерина из Вильнюса, танцующая в Варшаве, но фактурно очень подходящая для типажа провинциалки с характером. Надменную Карину – Анна Исаева, выпускница МГАХ, чья холодная красота кажется воплощением среднестатистических представлений о том, как должна выглядеть эталонная балерина. Дружба-соперничество героинь с детских лет (когда их играют Екатерина Самуйлина и Анастасия Плотникова) до выпускной премьеры «Спящей красавицы» – первая сюжетная линия. Вторая – отношения Золушки с феей, педагогом Белецкой (Алиса Фрейндлих), которая видит в своенравной ученице юную себя. Строго говоря, фей в фильме две, Белецкая и Потоцкий (Александр Домогаров) – опустившийся балетный артист из Золушкиного шахтерского городка, который и отправляет девочку в Москву, разглядев в ней талант. Но роль Фрейндлих, конечно, крупнее, бенефиснее, она прописана подробнее, занимает в сюжете значительный кусок и сидит на актрисе идеально. Некоторое время эта линия вообще кажется главной, но потом провисает, как и другие, прочерченные пунктирней (например, история с приглашенной французской этуалью в исполнении Николя Ле Риша из парижской Гранд-опера).

Драматургия «Большого» выглядит так, словно бы затевалась с размахом на сериал, но потом авторам пришлось утрамбовывать сюжет, сокращая целые серии до отдельных сцен. В итоге получился не цельный полнометражный фильм, а скорее дайджест многосерийного телепроекта – в этом формате «Большой», вероятно, смотрелся бы органичней. Тем более что интерес тут в подробностях даже не закулисной, а школьной жизни такого специфического заведения, как академия хореографии. Где ходит легенда, что девственность можно потерять от растяжки. А выросшая грудь переводит балерину в костюмерши.

Коллеги классика

В фильме звучит главным образом музыка Чайковского, но не только: несколько оригинальных композиций написали Павел Карманов и Анна Друбич. И опытный минималист, и его младшая коллега сработали более чем удачно: написанные ими эпизоды отличаются приятным саундом. Прозрачно и ритмично сыгранные артистами из оркестра «Персимфанс», они не уступают страницам классика ни качеством дансантности, ни объемом пафоса, при этом напоминая, что героини фильма все-таки современные молодые люди.

Но если смотреть «Большой» балетными глазами, то приходится в очередной раз признать, что в кино балет упорно не приживается. Совсем не в силу своей эфемерности – витальность его обитателей способна обогатить не один сценарий. Но мало у кого хватает энтузиазма прорваться сквозь его условность и кастовую закрытость, за два века подвергшиеся минимальной модернизации. Над «Большим» явно трудилась масса консультантов: слух не режет неправильное употребление терминов, глаз – самодеятельные тела. Морщат мелкие детали, когда выпускница прямо с порога балетной академии попадает в прима-балерины (даже выдающиеся таланты, такие как Наталья Осипова или Ольга Смирнова, исполняя главные партии, ждали этого статуса не один год), а Большой театр оказывается обладателем единственной исполнительницы главной партии в «Лебедином озере», хотя во все времена талантов в нем достаточно на десяток Одетт – Одиллий.

Парадоксально, но балетная фальшь в «Большом» возникает именно потому, что авторы стремились сделать его максимально профессиональным. На роли главной героини и ее соперницы они выбрали профессиональных танцовщиц. Но киновыразительность и выразительность пластики – понятия разного рода. Роли достались актрисам, в балете профессиональных вершин не достигшим. Им веришь, пока они находятся вне репетиционных залов и сцены. Но как только они начинают танцевать (собственно, танцевальная часть ролей дублирована минимально), становится очевидно: это – не Большой.

В прокате с 11 мая

www.vedomosti.ru

"Большой" в Большом. Новый фильм Валерия Тодоровского.

Previous Entry | Next Entry

starkino   Перед премьерой фильм «Большой» в одноименном театре увидела на ФБ несколько откликов коллег. Критикуют. У меня несколько другое мнение. «Большой» Тодоровского – хорошее коммерческое кино.  Это «Москва слезам не верит» 38 лет спустя, которая прошла вместе со страной (сначала одной, потом другой) колдобистый путь, наполнилась разочарованием прожитого времени и еще большим, чем в 1979 году, желанием, чтобы хотя бы в кино была надежда на happy end. Открытый финал фильма Тодоровского: молодая балерина Юлия Ольшанская (в реальности солистка варшавского Teatr Wielki Маргарита Симонова), которая неожиданно получила свой шанс, стоп-кадром задерживается в прыжке и тает в белизне экрана – последняя попытка избежать реальной развязки, которую так упорно навязывает нам окружающая жизнь.Алиса Френдлих и Маргарита СимоноваВ «Большом» у В. Тодоровского такая же неотчетливость прошлого, как в фильме В. Меньшова. Там знаком единственным знаком 1950-х было чтение стихов у памятника Маяковскому. Здесь – знак 1990-х – стриптиз-клубы. В обоих случаях - история «Золушки», вера в реальность которой поистрепалась в последнее время. Есть социальная тема и печальный пейзаж современного российского классового общества, границы которого почти непреодолимы, и все, помещенные судьбой в нижний «шахтинский» (так называется городок, откуда родом героиня) отсек, оказываются «невыездными».Конечно, правы те, кто говорит, что в сценарии есть искусственные крепления, своевольное метание между прошлым и настоящим, опора на стереотипы…, но все-таки, приятно начинать список того, что есть: с роли великой актрисы – Алисы Френдлих (в фильме - балетный педагог - в настоящем и легендарная балерина Галина Белецкая - в прошлом).Есть неожиданный А. Домогаров (в роли подержанного танцора Владимира Потоцкого) и ожиданная Теличкина. Есть молодой актерский состав и чудесная гимнастка Екатерина Самуйлина (в роли главной героини Юлии Ольшанской в детстве).Екатерина СамуйлинаЕсть узнаваемое в «тайной недоброжелательности» театральное закулисье, с иронической подробностью рассмотренное оператором С. Михальчуком.. Есть мысль о красоте, которая, как сорняк, обязательно прорастет сквозь асфальт нашей пошлой жизни и искусстве, как единственном спасении.В названии опущено существительное, а поэтому, о чем идет речь, может трактоваться сообразно желаниям зрителя – Большой театр ли, балет ли, стиль ли, прыжок ли, режиссер ли… Да мало ли что бывает в нашем мире – «большим»…Короче, на сегодняшний день «зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей…» - в прошлом, и даже «в области балета» уже французы, а не местные, выбирают тех, кому танцевать на сцене Большого.И еще короче: «Идите в театр и умрите в нем», наверное, это лучше, чем заниматься этим «в окопах «Сталинграда».

-----------------------------------------------------------------------------------

P.S. Не знаю, как кому, а мне было интересно, и я не сомневаюсь, что у фильма будет зрительский успех. А я пошла спать.Режиссер после премьеры.Фото с банкета.
Tags:

starkino.livejournal.com

Дочь шахтера: фильм Тодоровского о Большом без стекла в пуантах и кислоты в лицо

Хотя новость о том, что Валерий Тодоровский снимает драму о жизни Большого театра, появилась почти три года назад, когда перед кино еще настойчиво не ставились патриотические задачи, «Большой» идеально вписался в текущий тренд прославления лучшего, чем может или могла гордиться Россия. А именно космосом и балетом, в которых мы были впереди планеты всей. Про космос нам только что показали «Время первых», видимо, пришел черед балета.

Трудно представить более подходящего для такой темы режиссера, чем Валерий Тодоровский. Он один из лучших российских киностилистов (в хорошем смысле) и едва ли не единственный наш режиссер, кто умеет снимать, страшно сказать, элегантно. Тем более жалко, что снимает он крайне редко и медленно: последний его полнометражный фильм «Стиляги» вышел аж девять лет назад, а со времени предыдущего проекта — сериала «Оттепель» — прошло четыре года. Тем обиднее, что «Большой» оказался почти по‑советски осторожным в отношении своего заглавного героя.

Большой еще в СССР называли змеиным клубком. Жуткие истории о подброшенном в пуанты стекле и закулисных интригах за главные партии только подтверждались в последние годы: в 2013-м художественному руководителю балетной труппы Большого Сергею Филину плеснули кислотой в лицо, а в 2015-м вышел документальный фильм Ника Рида и Марка Франкетти «Большой Вавилон» с интервью с реальными участниками ежедневной драмы, которой является работа в труппе главного театра страны.

Тем больше потрясает удивительная травоядность картины Тодоровского и отсутствие в ней реального конфликта. Это, конечно, не полное отсутствие драмы, а неточно сформулированная ее суть. Не совсем понятно, отчего так страдает Юля Ольшанская, девочка из города Шахтинска (отец — шахтер, мать — фасовщица), когда она вечно пытается сбежать из Большого. В карьерном пути героини Маргариты Симоновой нет ничего специфически «балетного» — так могла бы быть рассказана история любой провинциалки, покоряющей Москву, модели или ткачихи. Ближе к финалу есть сцена, в которой брат Юли говорит, что тоже хочет за ней переехать, а она его отговаривает: «Великих в Москву вагонами привозят». Это говорит девушка, которую взяли в главную балетную академию страны по знакомству даже не с первого семестра, бесплатно учили и с первых же уроков вели на партии примы, потому что чудаковатая и страдающая болезнью Альцгеймера преподавательница Галина Михайловна Белецкая (Алиса Фрейндлих) увидела ее потенциал. Майя Плисецкая бы обзавидовалась. При этом выглядит и одевается Юля так, будто ей в лучшем случае место в бурлеске, а не среди великих прим одного из главных театров мира.

Фрейндлих, конечно, переигрывает здесь всех. «Большой» делится на две примерно равные части. Первая посвящена годам в академии, вторая — собственно дебюту в театре. То есть Большой здесь скорее мечта, чем ежедневная рутина или место работы. Благодаря Фрейндлих первую половину фильма даже можно назвать комической: ее Белецкая, глядя на новеньких, бурчит: «Понабрали по объявлению. Дуры безымянные. Умереть не с кем», — и когда нужно решать вопросы, идет прямиком в Кремль, к людям во власти, с которыми когда-то спала. Юлия же Ольшанская теряет девственность с первым попавшимся парнем из электрички, как будто подтверждая слова своей наставницы: Большой измельчал, а вместе с ним и работающие в нем люди.

Вторая часть уходит в мелодраму и совсем все запутывает. Из Франции приезжает новый худрук Антуан Дюваль (Николя Ле Риш) — стареющий неудачник, использующий свои заграничные командировки для измен жене с молодыми амбициозными балеринами. Тут фильм совсем скатывается в дешевый мусор, в «Черного лебедя» для бедных. Как учил Юлю наставник из Шахтинска, другой опустившийся танцовщик Потоцкий (Александр Домогаров): «Шампанское не пей, только коньяк», восходящая звезда пьет коньяк бутылками, причем исключительно из горла.

К финалу фильм совсем теряет мысль, которую вроде бы пытался проговорить в начале. Хотел ли Валерий Тодоровский показать разрушенную жизнь провинциалки, которая поняла, что ошиблась с выбором профессии? Нет, хотя Юля время от времени непрофессионально взбрыкивает и сбегает из театра, именно когда она нужна на прогоне, но каждый раз обреченно возвращается. Может быть, это фильм о жестокости профессии? Нет, максимум, на что способны соперничающие балерины, это быстро перекинуться парой колкостей перед выходом на сцену. Никаких стекол в пуантах и интриг, никакой, слава тебе господи, кислоты в лицо. Может, все-таки это история великой дружбы, которую разрушила сцена? Вроде нет, тема отношений будущих соперниц Юли и Карины показана вскользь, никакой тоски по потерянному раю здесь не видно. Разрушенный преданностью работе великий роман? Его тоже нет: парень из электрички быстро исчезает из кадра. Иногда кажется, что фильм состоит из случайных сюжетных линий, которые никак не выстроятся в историю. Главной героине плохо, она мается, но непонятно чем. Возможно, она смутно начинает осознавать то, что ей твердила в детстве Белецкая: балет измельчал, больших личностей нет и не предвидится, а работа балерины — одно физическое упражнение до пенсии (не то чтобы Юля тянется, например, к книгам — совсем нет, скорее к бутылке). Как будто за почти три года съемок фильм и сам выдохся, перегорел или, если хотите, расползся. «Выбери того, для кого ты танцуешь», — учит Юлю французский мэтр. Кажется, Тодоровский его не послушался.

bazaar.ru

Рецензия «Большой»

Вышедший в казахстанский прокат фильм Валерия Тодоровского «Большой» - хрестоматийный пример того, как авторы умело манипулируют зрителем, прикрывая темой искусства и звучанием великой классической музыки немало любопытных «мин» замедленного действия.

Балерина Юлия Ольшанская отрабатывает упражнения и вспоминает детство. Тогда педагог по балету из некоего города Шахтинска Владимир Потоцкий, на вид бомжеватого вида алкоголик, привез ее в Москву поступать в хореографическую академию. Через своего учителя Галину Михайловну Белецкую ему удается пристроить Юлю. В награду она ему выдает деньги на пиво и обратный билет, просит успокоить мать. Галина с первых секунд в Академии проявила дерзкий нрав, и это понравилось Галине Михайловне, хоть она и пыталась быть с ней строгой. В группе с Юлей по таланту могла сравниться только Карина Курникова. Белецкая всюду защищает Ольшанскую, пока не начинает страдать от симптомов кратковременной потери памяти.

Итак, мы имеем главную героиню, у которой намечается непростой путь к вершинам балета, ее строгую наставницу и подружек-однокурсниц, с которыми рано или поздно придется конкурировать. Перед режиссером и сценаристами открылся большой простор для маневра. Здесь даже под «Черного лебедя» Даррена Аронофски закосить можно, «закрасив» новый продукт психологическими подробностями. Да и мультфильм «Балерина» с его наивной историей для маленьких девочек выглядел вполне себе ориентиром. Однако Валерий Тодоровский захотел объять необъятное, и в фильме «Большой» взял ото всюду понемногу. Хотели как лучше, получилось как всегда.

Главной проблемой картины является своеобразное отношение авторов к построению драматургии. Постоянные флэшбэки, прыжки во времени, вместо того, чтобы плавно подводить к кульминации, наоборот, разбивают любые попытки натянуть нерв до предела и выстрадать кульминацию. Уход на некоторые эпизоды случается в тот момент, когда информация из них уже не нужна и воспринималась из-за этого как лишняя. Порой сложно понять, в какое время в очередной раз перенес действие монтажер, и кто все эти люди на экране.

Вторым весомым минусом стало четкое обозначение конфликта фильма. Сложно навскидку определить, кто главный противник Юли на время фильма. Добрая Карина, строгая, но справедливая Галина Михайловна, родная мать или главная героиня в одиночку сражается против всего мира? Варианты все неверные. Потому что эта история об этакой пассивной принцессе, которой все дается не вопреки, а благодаря. Абсолютные везунчики, в принципе, мало кому нравятся, и даже в сказках нужно чего-то добиться самостоятельно. Сама Юля же совершает за весь фильм единственный поступок, да и тот оказывается отрицательным. И она выглядит безразличной к самому искусству, ей словно не важно, какую партию танцевать – Аврору, Офелию или стоять в массовке. Авторы фильма грешат смешением акцентов на техническую сторону балета, забывая, что он славен не только выученными движениями и позициями.

Не полностью раскрыта тема закулисной жизни балерин в академии и в театре. Хотя именно на это режиссер делал ставку. Да, звучат горькие признания, полезные советы, показаны занятия и развлечения юных балерин. Но все это выдержано в таком светлом духе, будто раза 3 прошло проверку на цензуру, сохранившую упоминания лишь о тех проблемах, про которые давно известно и говорится на самых верхах.

Авторы фильма, видимо, не особо переживали из-за драматургических дыр. Потому что знали, какой волшебной силой обладает великое искусство. В фильме снялись 70 артистов балета, не считая большинства исполнителей главных ролей – профессиональных танцовщиков. Говорят, что каждый должен заниматься своим делом, ни к солистке Варшавского оперного театра Маргарите Симоновой, ни к Анне Исаевой, ни к знаменитому хореографу Николя Ле Рошу претензий в плане актерской игры не было. По сути, они в какой-то мере играли самих себя, то исполняя сложнейшие балетные элементы, то в рамках предоставленных сценаристом возможностей рассуждали о жизни людей искусства, смеясь над собой или окружающими.

Отдельных аплодисментов заслуживает девочка Екатерина Самуйлина, которая отыграла, харизматичную и интересную в плане характера реинкарнацию Юлии. Как всегда, неподражаема Алиса Фрейндлих, только непонятно, почему вместо бывшей балерины в кадре периодически мелькала изрядно постаревшая Людмила Прокофьевна из «Служебного романа». Столь занятное возвращение выглядит мило, но в таком случае стоило в графу жанр дописать, что «Большой» - это трагикомедия.

На выходе мы имеем волшебную сказку, которая подойдет взрослым, застрявшим в детстве либо желающим просто насладиться красивыми профессионально исполненными балетными номерами из балетов «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», самой шедевральной музыкой Петра Чайковского. Фильм «Большой» при всем желании не угонится за лучшими кинолентами о жизни артистов оперы и балета, но как минимум один раз позволит прожить 2 с лишним часа как в сказке.

В кино ходил Альберт Ахметов

Расписание картины Валерия Тодоровского «Большой» доступно в афише кинотеатров.

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Большой» компанию «Меломан» и кинотеатр Kinopark 11 IMAX.

brod.kz


Смотрите также