Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Балерина ирина сапожникова биография


Ирина Сапожникова

У Ирины был не самый простой путь. Не особо выделяясь во время учёбы, она добилась невероятных высот и сейчас является примой одного из самых престижных театров страны. Всем начинающим артистам балета есть чему поучиться у Ирины, ведь её путь — это путь усилий и достижения того, о чём в школе она даже не могла мечтать.

Расскажите, пожалуйста, о вашем пути от школы до статуса примы.

Начала я свой путь с Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева, сейчас его переименовали в колледж. Училище поддерживает старые классические традиции вагановской школы. Педагоги в основном закончили как раз академии в Петербурге или Москве. Но отличия небольшие, и в нашей школе уже сформировался свой стиль и костяк, появилась история.

После окончания училища я шесть лет работала в Башкирском государственном театре оперы и балета. Моя карьера развивалась стремительно — ко второму году работы в театре я прошла весь кордебалет, начала танцевать сольные партии, активно участвовать в различных конкурсах.

И как раз конкурсы дают очень мощный толчок, потому что они тебя полностью меняют. Даже мой педагог Галина Георгиевна Сабирова, которая работала со мной в театре и была мне как вторая мама, недавно призналась, что, выпуская меня из училища, она никогда бы не подумала, что я буду танцевать ведущие партии. Максимум «Щелкунчик» или «Золушка» — то, что подходит мне по внешности и характеру. Но именно из-за конкурсов моя карьера начала стремительно развиваться: мне дали сначала одну ведущую роль, потом вторую, третью и так далее. Какие-то наши примы уходили в декрет, их роли нужно было танцевать. У меня получалось, и меня отмечали. Например, очень серьёзным достижением для меня стала одна из моих любимейших партий — Никии в «Баядерке», хотя я не была уверена, смогу ли я, осилю ли. Очень глубокая и драматичная роль, невероятный, волшебный спектакль… Очень надеюсь, что скоро и у нас во Владивостоке его поставят, и наши дорогие зрители тоже смогут им насладиться.

Потом я услышала, что во Владивостоке открывается новый театр, и рискнула. Это был шаг в неизвестность — я не знала, что здесь будет — но я на него решилась. Первые два года в Приморском театре оперы и балета стали испытанием. Признаюсь, тогда работы было мало, выживать было сложно, держать себя в форме тоже… Всё было сложно. Такой театр был совершенно новым явлением для Владивостока: никто о нём не знал, костюмеры не знали, как застёгивать, гримёры не знали, как гримировать.

Я выжила благодаря своему опыту и убеждениям: я верю, что всё, что происходит в жизни, происходит для чего-то. Я всегда в это верила. Всё происходит так, как нам уготовано. Этот мой переезд научил меня многому: как не сломаться, как не уйти на дно — наоборот, я закалила свой характер, собралась и выжила. Всем нам очень повезло, что здесь решили открыть Приморскую сцену Мариинского театра. Это какое-то совершенно новое событие в мире искусства — филиал Мариинского театра. Вот сейчас, я знаю, и во Владикавказе один открылся, но в любом случае мы первые. После этого всё стало налаживаться: я привыкла к городу, приехали педагоги из Петербурга, что достаточно важно, появился интересный репертуар. И вот я всё ещё здесь.

Есть ли что-то, чего вы не знали, пока учились в школе, а узнали только после окончания?

Достаточно много нюансов. Когда я училась в школе, я не была подающей надежды девочкой, на которую делали ставки. Я просто хотела быть не хуже, чем все. У меня немного мягковатый для балета характер, мне не хватает твёрдости идти в гору. Я даже не думала, что настолько заболею профессией. Я всегда любила танцевать, всегда любила сцену, но никогда не видела себя на сцене Мариинского театра, а сейчас регулярно выступаю там с гастролями. Вот говорят же: «Не бойтесь мечтать — мечты сбываются». Но о таком я даже не мечтала!

В школе у тебя есть педагог. Он с тобой возится, заставляет, выворачивает ноги. Там ещё не у всех есть понимание, зачем всё это. Я, конечно, была прилежной ученицей, но не такой, чтобы постоянно самостоятельно работать над собой. Но мне почему-то всегда везло. И, наверное, самое большое отличие школы от театра в том, что в театре ты никому не нужен, ты принадлежишь сам себе. И очень многие ломаются и выходят из формы. Внезапно над тобой никто не стоит с палкой и не толкает тебя. Не пришел на урок — твои проблемы. Танцевать-то тебе, ломать ноги тоже тебе, если не будешь заниматься. Важно развивать в себе сознательность уже в школе. Это надо не кому-то, а мне. Мне надо беречь свои ноги, своё тело, потому что это — мой хлеб.

Что бы вы могли посоветовать нынешним ученикам?

Много всего, если честно. Если ты работаешь, честно трудишься, и тебе кажется, что мир несправедлив: тебя куда-то не ставят, не дают ролей позначительнее, нужно верить, что справедливость существует, и мой опыт это доказывает. У меня тоже были ситуации, когда меня не любило руководство. И это нормально, кому-то ты нравишься, кому-то — нет. Но если продолжать упорно трудиться, если есть безумное желание, то обязательно всего добьешься. Конечно, какая-то изюминка, какой-то дар от Бога тоже важен. Но куда важнее — не опускать руки. И однажды окажешься там, где даже не мечтал.

В российских театрах, особенно на Приморской сцене, очень много артистов балета, приехавших из-за границы. Насколько важна именно российская балетная школа, чтобы потом работать в российских театрах?

Очень важна. Русскую школу балета видно сразу. Даже когда приезжаешь на конкурс, можно сразу сказать, у кого русский педагог. Сразу! Это руки, чистота, аккуратность, приверженность канонам. Ты не меняешь всё под себя, как любят делать очень многие молодые ребята, которые накручивают непонятно что, но никакого исторического шарма не сохраняется — Петипа уже не Петипа. Если менять то, что не получается, то какая вообще во мне ценность как в балерине, если я не могу исполнить оригинальную постановку.

У нас очень много иностранцев, и иногда случается, что сразу после приезда их нужно немного «причесать» под русскую школу. И педагогам, конечно, приходится работать с ребятами, чтобы они не выделялись. И это непростая работа, особенно учитывая, что у нас около половины ребят не из России. Иностранцев много чему не учат или учат, но по-другому, и это большой вызов. Но наши педагоги хорошо с этим справляются. По крайней мере, все понимают, что сюда едет много иностранцев. Владивосток же очень далеко, и многие русские боятся сюда ехать. Но я бы этого не боялась. У нас уже репертуар, у нас педагоги, мы во всём придерживаемся канонов Мариинского. Так что я призываю ребят ехать сюда.

Как бы вы оценили соотношение влияния школы и собственных амбиций и желаний? Например, у кого больше шансов на успех: среднего выпускника Московской школы или выпускника какой-нибудь менее известной школы, но который постоянно работает над собой?

Конечно, когда говоришь, что закончил Москву или Питер, это играет большую роль. Начнём с того, что в Академии Вагановой проходной экзамен такой, что туда берут идеальных по пропорциям, смотрят на родителей, размер головы… Все, кто не попадает в Академию, разъезжаются по другим школам. Но я всё же считаю, что если ты достоин и работаешь над собой, ты сможешь устроиться. Необязательно быть из известной школы. Моя школа, пусть и известная, но это не Московская академия или Академия Вагановой. Может быть, в Мариинском театре это и играет роль, но в целом не особо.

Замечали ли вы схожесть людей, закончивших одну школу? Признаки, по которым сразу видно, что человек, допустим, из Пермской школы.

Нет, я считаю, что у хороших артистов есть индивидуальность. Конечно, вагановских видно сразу, ведь туда берут только очень высоких, но даже там сейчас уже не всё так явно. По крайней мере, я сразу не могу сказать, что вот это московская школа, это вагановская, а это пермская. Очень многое зависит от педагога.

Вы уже три раза ездили с гастролями в Мариинский театр. Как вы думаете, Приморский филиал — это относительно самостоятельный театр или всё же чувствуется статус филиала?

Мы, конечно, филиал, но у нас своя история, у нас совершенно другая ситуация. Конечно, какие-то организационные моменты диктуются Мариинским — например, хореография. Да и в Петербурге я уже начала чувствовать себя довольно комфортно: артисты Мариинского театра уже знают нас, шутим между собой, что мы коллеги. Но у нас всё равно очень много нюансов. Мы далеко, у нас не так много людей в труппе, у нас не такая большая аудитория, как в Петербурге. Мы живем немного своей жизнью в своих реалиях. Административный контроль идёт из Петербурга, да, но художественные моменты больше решаются нашими руководителями.

А публика? Она сильно отличается?

Конечно. В Петербурге публика очень холодная. К концу спектакля они, конечно, разогреваются, но они уже столько видели, что стали очень требовательными. Исполнение для них должно быть идеальным. А у нас зрители настолько ждали этого театра, балета и оперы, что они нас, как мне кажется, обожают! У нас почти у каждого есть уже поклонники, которые пишут и спрашивают о выступлениях. И они прямо следят за нашими достижениями, прошлым, спектаклями. Это же так приятно! Когда ты понимаешь, что танцуешь не просто так, что есть отдача, что людям не всё равно!

Например, мне одна девочка подарила календарик. А потом пришли её родители и сказали, что она меня увидела в «Кармен-сюите» и не просто захотела стать балериной, а теперь это цель её жизни!

Я думаю, что не зря здесь появился театр оперы и балета. И я вижу огромный потенциал, особенно в будущем. Не только в театре, но и во Владивостоке. Сравнивая, что было пять лет назад и что есть сейчас, разница просто невероятная. И публика здесь очень тёплая, за что ей большое спасибо!

И действительно. Первое, что замечаешь, приехав во Владивосток — это насколько стратегически выгодная позиция у Приморской сцены. Весь город переполнен туристами из Кореи, Китая и Японии. А в этих странах балет пользуется огромным спросом. Поэтому Приморская сцена имеет потенциал служить неким окном для стран Азии в мир русского балета. А это и развитие российского туризма, и развитие самого театра. Ну и, конечно же, сам театр тоже понимает свою позицию, пытаясь адаптироваться под туристический график и давая гастроли сначала в Китае, потом в Корее, а теперь и строя планы по «захвату» Японии. Гастроли, которые пользуются небывалым спросом. Во многом за счёт уникальности некоторых постановок театра и художественного руководителя балетной труппы.

Ваш художественный руководитель, Эльдар Алиев, ставит собственные спектакли, которые пользуются успехом и за рубежом. Как бы Вы оценили его стиль? В чем отличие этих постановок?

Эльдар провёл огромную работу, когда приехал сюда. До него не было практически ничего, а он отличный административный руководитель. Ему нужно, чтобы всё было чётко, чтобы всё работало, как часы. Он, конечно, иногда строг, но я его понимаю. Если бы он был мягок и боялся обидеть, то ничего бы не получилось.

Его спектакли очень живые: в «Щелкунчике» все декорации двигаются, пушки стреляют — он у нас просто волшебный. Главное отличие его постановок в том, что он старается уложить привычную историю в более компактную, при этом не жертвуя сюжетом. Все постановки отлично подходят для нашего театра. И люди их полюбили.

Конечно, мы сейчас готовим и будем ставить новое. Репертуар будет расти, это неизбежно. Этого хотят и зрители, и мы.

А Петербург не против этого?

Я, если честно, не знаю всех нюансов, но, кажется, они не против. Спектакли хорошо продаются. И мы не можем поставить, например, Мариинского «Корсара» — у нас просто недостаточно людей в труппе. А вариант Эльдара очень красивый и достойный. Он, конечно, безумно сложный. Например, в «Корсаре» я иногда даже не успеваю снять пуанты за спектакль, где у меня четыре переодевания в двух актах и четырех картинах. Он любит, чтобы артист был в форме именно за счёт спектаклей. И это здорово.

Автор материала Андрей Аврамчук

Особая благодарность Приморской сцене Мариинского театра за помощь в создании материала.

www.lapersonne.com

Ирина Сапожникова: о тысячах пуантов, амбициях и конкуренции

Ирина Сапожникова, став в 2013 году ведущей балериной Приморского театра оперы и балета, сразу завоевала любовь зрителей. Будучи Заслуженной артисткой Республики Башкортостан, выступая в США, она не побоялась перебраться во Владивосток и строить карьеру здесь. Прима-балерина театра рассказала, есть ли конкуренция среди балерин, как приходится добиваться успеха и своих любимых ролях. - Как оказалось, что балет стал вашей профессией? Мечта или что-то другое повлияло на выбор жизненного пути? - Сколько я себя помню, то с самого детства я все время танцевала – дома перед телевизором, в гостях, на новогодних семейных праздниках. И родители, видя это, решили, что раз есть такое желание у ребенка, то это надо развивать, и отдали меня в профессиональный кружок, в котором я стала заниматься с четырех лет. Я из маленького города Оренбургской области, но, слава богу, мне попался талантливый руководитель. Она что-то увидела во мне и старалась, чтобы  я была всюду задействована, давала маленькие сольные кусочки в выступлениях. Потом, когда я подошла к тому критическому возрасту для балета, когда надо было решать – заняться серьезно или оставить это дело, наши родственники, жившие в Уфе, узнали про очень хорошее хореографическое училище в их городе, которое существует уже много лет с хорошими балетными традициями и педагогами. Я прошла вступительные экзамены, меня туда приняли, хотя не могу сказать, что была особо одаренной… мне было очень тяжело в начале. - Был какой-то балет, спектакль который произвел неизгладимое впечатление? - Первое впечатление от балета, который меня тронул, помню очень хорошо – это балет «Жизель», он тогда запал в душу и стал мечтой. Мне было 14 лет, но он показался мне настолько близок, что даже на экзамене по актерскому мастерству я показывала сцену встречи Жизель и Альберта. - Каков критичный возраст для балерины в ее карьере? - Мне кажется, это все индивидуально, у всех разные физические данные от природы. Кому-то очень легко  танцевать до 40 лет, они не чувствуют корявости. В среднем, это 35-38 лет. У кого-то бывает ситуация в жизни, когда человек получает травму и не может больше танцевать. Остается идти в педагоги и отдавать свой опыт и любовь к балету детям, выращивать в них амбиции и желание танцевать. - А сами амбициозны? - Честно, нет. Мне и мой педагог в Уфе говорил: «Тебе не хватает характерности, не хватает бойцовского характера». Когда я езжу на конкурсы, во мне это просыпается, есть спортивный интерес, азарт, запал, хочется быть номер один. Я не могу себе позволить вернуться без медали. И в обычной жизни хотелось бы также, но я не иду по трупам, не расстраиваюсь безумно. Я спокойно смотрю на других артистов, которые танцуют на сцене ведущие партии, и мне это нравится. - Каких ролей Вам хочется? - Помимо Жизели, мне хочется станцевать Джульетту, Манон Леско, поработать в балете «Онегин». Хочется попробовать себя в современной хореографии, но об этом пока остается  мечтать, так как нашему театру необходимо набрать классической основы в репертуаре. - Часто интересуются, спрашивают, что едят балерины, и как они худеют? - Очень часто. Все знают, что балерины едят нормально и едят все. Диеты есть, любая балерина следит за своим питанием, но бывают у нас, конечно, праздники желудка, и мы позволяем себе что-то немыслимое. В отпуске хочешь ты или нет, но набираешь эти несчастные пару килограмм, которые потом сбросить очень тяжело, нужен месяц, чтобы избавиться от них. - В балете есть какие-то приметы, суеверия, как у актеров, у которых, например, если упал сценарий, надо обязательно на нем посидеть? - Я знаю, что многие не фотографируются перед премьерным спектаклем, не дают  интервью - всегда после. Кто-то считает, что фотография забирает энергию. Я перед спектаклем не могу много смеяться, не могу перед выходом растрачивать себя на всех вокруг. У меня такая установка - в день спектакля я сдержанная и коплю эмоции в себе, чтобы потом было что отдать на сцене Когда ты как-то себя растрачиваешь,  ты не готов, несосредоточенный, пустой. Я не могу себе позволить выйти на спектакль и выступить хуже, чем вчера. - Были форс-мажоры во время выступлений или какие-то смешные случаи? Я не падаю на сцене, но бывает, что могу поскользнуться. На конкурсе в Джексене в США в прошлом году с Джозефом Филлипсом мы танцевали адажио. Там был ужасно скользкий пол, я очень боялась поскользнуться. Для танцора скользкий пол – это ад. Я тайком нанесла канифоль на пуанты, хотя на конкурсах этого делать нельзя. Мы великолепно станцевали адажио, пошли на поклон, и там-то я и умудрилась поскользнуться. Джозеф стоял на сцене и ругал меня, как можно было так сделать, да еще и на поклоне, где ты стоишь на двух ногах. - Сколько за все время сношено пуант? - Мне кажется, я израсходовала тысячи пар. Сейчас у нас современный век, есть пластиковые танцевальные туфли, которые служат дольше, чем гипсовые. Скажем, мне на месяц нужно две пары туфель. Они дорогие, делаются точно по ноге, их можно стирать. До 2009 года мы танцевали в пуантах с гипсом, к которым я даже не могу вернуться, потому что это ужасно больно. И в месяц уходило по 6-10 пар. Я знаю, что некоторые балерины, которые танцуют на гипсовых пуантах, только за одно «Лебединое озеро» используют две пары. А этот балет могут показывать и по 20 раз в месяц, особенно на гастролях. - «Лебединое озеро» - это мечта любой балерины, что-то очень особенное? - Это как говорят повара, если ты обучишься французской кухне, то сможешь готовить любую кухню мира, вот так и с «Лебединым озером». Это как ступенька в карьере, после которой балерину можно назвать настоящей балериной. - А какая партия в этом балете Вам ближе, больше нравится - Одетта или Одиллия? - Конечно, черный лебедь. Мы все привыкли, что «Лебединое озеро» - это Ульяна Лопаткина, заслуженная прима-балерина Мариинского театра. Высокая, худая с очень длинными линиями… И когда я готовлю белого лебедя, то очень переживаю, ищу позы, чтобы все было красиво. Одетта – это очень нежный трепетный образ, глубокий. Черный лебедь легче эмоциональней и не менее интересен. В образе Одиллии я раскрываюсь и просто обожаю «черное» па-де-де. - Существует ли конкуренция среди женского балета? - Из-за этих сумасшедших шоу и фильмов наподобие «Черного лебедя», многие думают, что какая-то конкуренция есть, но это все так утрировано. Сильная конкуренция на международных конкурсах, а в обычной театральной жизни ничего подобного нет. Рассказывали, что закрывали кого-то гримерках, чтобы солистка не вышла на сцену, а ее заменила другая, но это такие единичные случаи, что больше кажется отклонением от нормы. Скорее это уже какие-то личностные ненормальности. Опять же… кто не хочет танцевать, тот не конкурирует ни с кем. Это здоровый спортивный интерес, когда ты любишь свою профессию, ты хочешь быть лучше, хочешь танцевать не где-то сзади, а на виду, а то и ведущую партию. Это тобой и движет. Не все зависит от нас. Жизнь такая странная – не всегда бывает правильный момент и удача. Просто я верю: все, что мое, оно у меня будет,  и никто это у меня не отберет. Все, что суждено в карьере станцевать, я станцую.        

primamedia.today

“Серебряный век” Ирины Сапожниковой

Законы современного мира масс-медиа таковы, что пока есть информационный повод, историю о том или ином счастливчике будут тиражировать все издания. Но увы, зачастую интерес, внезапно вспыхнувший по отношению к той или иной фигуре, столь же быстро остывает, и журналисты находят нового героя. Однако, когда “медные трубы” стихают, творческая жизнь отнюдь не останавливается...

В 2010 году громко заявила о себе балерина Ирина Сапожникова. Ее искрометный дебют в премьерном спектакле Рината Абушахманова “Марионетка” на музыку Игоря Стравинского на открытии Международного фестиваля имени Рудольфа Нуреева произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все только и говорили о многообещающей, потрясающе сценичной и грамотной молодой балерине. Ирина уверенно стала набирать мастерство и популярность. Заслужив похвалы самого Юрия Григоровича на его же конкурсе “Молодой балет мира”, Сапожникова одну за другой собирала награды на престижных смотрах танцовщиков: в Сочи, Стамбуле, Донецке, Красноярске... И вот уже год, как про нее почти ничего не слышно. А год был насыщенным! И начался он с дебютов. ...Ирина Сапожникова впервые готовилась к спектаклю “Лебединое озеро” на музыку Петра Ильича Чайковского. Все его знают очень хорошо, оттого, быть может, дается он труднее остальных. Здесь важно не только выучить порядок движений, нужно создать два совершенно противоположных образа - нежной, трепетной принцессы Одетты и обольстительной, коварной Одиллии. А буквально за несколько недель до долгожданной премьеры травму получила одна из ведущих балерин. Театральный сезон в разгаре, балетные спектакли идут через день, билеты проданы... В том числе на балет Александра Глазунова “Раймонда”. А единственная исполнительница роли заглавной героини внезапно заболевает. Нужно либо заменять спектакль, либо просто отменять. В этой непростой ситуации художественное руководство предлагает Ирине подменить коллегу. Не в правилах Сапожниковой пасовать перед трудностями. Казалось бы, что тут такого... Но она никогда до этого не танцевала Раймонду! Ирина, выручая родной театр, за четыре (!) дня подготовила партию. Конечно, срок совершенно невероятный. Ирина сама понимает: времени катастрофически мало для вдумчивого осознания и проживания образа. Но тогда самым важным было спасти спектакль - не подвести коллег и не разочаровать зрителей. Спектакль получился волшебным, и в зале даже никто ни о чем не догадался. Одетту-Одиллию Ирина тоже станцевала. Даже раньше намеченной даты - за неделю до объявленного дебюта. Зато третий дебют ушедшего года балерина готовила со всей тщательностью и творческим азартом. Еще в прошлом январе вся труппа полностью погрузилась в репетиции балета Адольфа Адана “Корсар”. Спектакль ставил сам Юрий Григорович. Мастер периодически приезжал в Уфу, отслеживая степень подготовки нового проекта, и сразу определился с исполнителями главных ролей. Вспомнил Ирину, ее выступление на своем конкурсе и решил, что она должна танцевать премьеру. И она станцевала! Это был поистине звездный час Ирины Сапожниковой. Спектакль стал грандиозным событием и триумфально открыл XVIII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Медора Ирины то дразнила в витиеватых вариациях, то завораживала тридцатью двумя фуэте в знаменитом па-де-де, пленяла нежностью и неуловимостью в адажио и поистине царила в легендарной картине “Оживленный сад”. Лето - пора отдыха и затишья. Но, вернувшись из отпуска, театральный люд узнал, что Сапожникова привезла очередную серебряную награду теперь уже из Италии. С известного Международного конкурса артистов балета “Premio Roma”. Да, участвовать в творческих состязаниях Ирина не перестала. Как признается балерина, это не только прекрасная возможность блеснуть балетной техникой. Такие поездки помогают держать себя в форме в более широком смысле, сохранять адреналин в крови, азарт, жажду новых творческих свершений. А еще такие поездки - шанс обзавестись полезными связями, узнать и прочувствовать, чем живет и дышит мировое балетное сообщество. Неудивительно, что в октябре 2012-го Международный союз деятелей хореографии порекомендовал нашу Ирину Сапожникову для участия в серии Гала-концертов молодых талантливых танцовщиков в Марокко. Именно в этой стране с 21 октября по 1 ноября проходили “Дни культуры России”. Представления артистов балета стали украшением насыщенной программы российской делегации. Вместе с Ириной выступили солисты ведущих театров России: Михайловского из Санкт-Петербурга, Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, театра “Русский Балет” Вячеслава Гордеева, театров оперы и балета из Казани и Йошкар-Олы. Молодые танцовщики - победители многих балетных состязаний - давно знакомы, теплые дружеские отношения в жизни обернулись на сцене крепким партнерством. Из Марокко наша героиня отправилась в столицу Татарстана, где поддержала Давида Залеева - талантливого и многообещающего танцовщика, временно оставшегося без партнерши. В двух спектаклях “Спящей красавицы” пара станцевала па-де-де Принцессы Флорины и Голубой птицы. Едва смолкли аплодисменты, Ирина отправилась в Санкт-Петербург. Там уже собирались артисты - участники нового проекта танцовщика и продюсера Руслана Нуртдинова “Звезды мирового балета”. Его первые проекты “Шедевры Мирового Балета” и уже нашумевший “Черный лебедь” прошли с большим успехом в более чем семидесяти городах России, в странах Европы, Гонконге и ЮАР. Напомним: год назад он представил проект под названием “Черный лебедь” - уникальный синтез классического и современного танца, оперного пения и поэтического искусства. А вот новый проект посвящен исключительно балету, но состав участников - интернациональный. Российскому зрителю предложили встречу с интересными, талантливыми танцовщиками из разных стран мира: США, Бразилии, Аргентины, Украины, ЮАР. Единственная русская балерина - Ирина Сапожникова. Целый месяц проект путешествовал по России, от Ханты-Мансийска до Краснодара. Многочасовые переезды в автобусах, напряженный график выступлений - все трудности кочевого образа жизни искупало счастье общения с единомышленниками. Партнером Ирины стал солист театра “Американский балет” Джозеф Филипс. Его еще называют “золотой мальчик США”: из всех пяти балетных состязаний он вышел обладателем золотых медалей. Ирина вспоминает, как они долго веселились, узнав, что “золотой мальчик” танцевал с “серебряной балериной”. - Этот тур был сложным, но он мне многое дал, - поделилась Ирина. - Давно уже устоялось мнение, что артисты балета - фанаты своей профессии. Нас так воспитывали. Но когда я увидела, как работают эти танцовщики, я поняла, кто такие настоящие фанаты. Они репетируют везде, где есть возможность, - в гостинице, в поезде... Джозеф, например, каждое свое выступление записывал на видео, чтобы потом разглядеть все ошибки и неточности. Вообще, одна из больших трудностей турне - отсутствие педагога-репетитора. Сложно быть объективным к себе, нам необходим взгляд со стороны. Конечно, по возможности я всегда старалась связаться с моим педагогом Галиной Георгиевной Сабировой, рассказать ей все, что-то показать. Так не хватало ее острого глаза и советов! В середине декабря у Ирины прошла еще одна премьера “Лебединого озера”. На сей раз в астраханском театре оперы и балета. Балетмейстер Константин Уральский пригласил танцовщицу из Уфы на партию Одиллии в своей редакции легендарного балета. А сейчас наша путешественница за океаном. И 5 января она выступила в очередном интересном проекте во Флориде (США). Кстати, уфимские зрители смогут увидеть Ирину Сапожникову 27 января, в воскресенье, в балете “Щелкунчик”. У балерины много планов на новый год. Ближайшие - партия Китри в балете Людвига Минкуса “Дон Кихот”. Она мечтает станцевать и Джульетту, и Жизель... А еще впереди большая, полная трудностей, а оттого такая желанная работа над новой постановкой Юрия Григоровича “Спартак”.

Валентина АЙШПОР. НА СНИМКАХ: Ирина Сапожникова - Медора в балете “Корсар” (с Ильнуром Гайфуллиным) и Никия (“Баядерка”).

Фото Олега МЕНЬКОВА.

30 сентября в Уфе состоялся грандиозный концерт, впервые за долгое время в столице республики прозвучало монументальное сочинение великого итальянского композитора Джузеппе Верди – Реквием для солистов, 01.10.2019 Министерство культуры 30 сентября в Уфе состоялся грандиозный концерт, впервые за долгое время в столице республики прозвучало монументальное сочинение великого итальянского композитора Джузеппе Верди – Реквием для солистов, 01.10.2019 Культурный мир Башкортостана Фото: Олег Яровиков УФА, 30 сен 2019. /ИА «Башинформ»/. 29 сентября в Башкортостане стартовал масштабный социокультурный благотворительный фестиваль «Система Fest». 30.09.2019 Башинформ

Здесь можно было найти развлечения на любой вкус. Сотрудники музея проводили для жителей и гостей столицы экскурсии по выставочным залам, рассказывая об истории создания картин и экспозиций. 30.09.2019 ГТРК Башкортостан Лирическую драму по повести Народного поэта Башкортостана Мустая Карима на уфимской сцене поставил режиссер Зиннур Сулейманов. 30.09.2019 ГТРК Башкортостан По инициативе представителей Росгвардии при финансовой поддержке Администрации Белебеевского района руководством родной для меня школы было принято судьбоносное решение – «Музею быть!». 30.09.2019 Росгвардия Исконное, искреннее. Песни, танцы, обряды, передающиеся из поколения в поколение, не стертые еще глобализацией, спасенные в глубинке. 30.09.2019 ГТРК Башкортостан Сегодня в кинотеатре «Родина» чествовали ветеранов, пожилых людей, которые отдали служению Республике Башкортостан всю свою жизнь и внесли огромный вклад в развитие Кировского района города Уфы. 30.09.2019 Администрация городского округа Уфа 28 и 29 сентября в Башкирском государственном театре кукол при аншлаге прошли гастроли Московского театра мимики и жеста – единственного в России стационарного профессионального театра глухих актёров. 30.09.2019 Администрация городского округа Уфа

ufa.bezformata.com

ГОСНОВОСТИ.РФ › Юбилей прима-балерины Ирины Сапожниковой отметят на Приморской сцене Мариинского театра

Минкультуры РФ

Минкультуры Дата Апр 26, 2019

В начале мая юбилею ведущей исполнительницы балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Ирины Сапожниковой будут посвящены спектакль «Жизель» и творческая встреча с участием звезды мирового балета, премьера Мариинского театра Владимира Шклярова.

3 мая в 17.00 в Большом зале — фантастический балет Адольфа Адана «Жизель» с Ириной Сапожниковой в главной партии. Этот балет произвел большое впечатление на артистку в юности. «Он тогда запал в душу и стал мечтой. Мне было 14 лет, но он показался мне настолько близок, что даже на экзамене по актерскому мастерству я показывала сцену встречи Жизели и Альберта», — поделилась балерина в одном из интервью. В партии Графа Альберта выйдет Владимир Шкляров.

4 мая в 16.00 в Малом зале театра состоится открытая творческая встреча Ирины Сапожниковой. Ее участником также станет Владимир Шкляров, а в качестве ведущего выступит главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев. Вход на встречу свободный, предварительная регистрация обязательна (заявку отправлять на [email protected]). Ирина Сапожникова окончила Башкирское хореографическое училище имени Нуреева и с 2007 по 2013 год работала в труппе Башкирского государственного театра оперы и балета. В 2013 году была удостоена звания «Заслуженная артистка Республики Башкортостан». Выступала с гастролями в Бразилии, Португалии, Франции, Таиланде, Китае, Мексике, Италии, Германии, Чехии, Латвии и Финляндии.

Во Владивостоке артистка продолжила свою творческую деятельность с момента открытия оперного театра в 2013 году, сразу став ведущей исполнительницей главных партий: Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Жизели и Мирты в «Жизели», Жар-птицы в одноименном балете, Феи Драже в «Щелкунчике», Медоры в «Корсаре». Неоспоримым успехом на Приморской сцене Мариинского театра стали исполнения артисткой партий Авроры в «Спящей красавице» и Кармен в «Кармен-сюите». В составе балетной труппы театра Ирина Сапожникова принимала участие в гастролях в Харбине (Китай), Сеуле (Южная Корея), неоднократно выступала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Эта публикация на сайте Минкультуры

культурановости Минкультуры

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный заниматься вопросами культуры и искусства.

В фокусе

gov-news.ru

Нуреевские танцы

Один из предшествующих фестивалей открывался балетом-ораторией «Прометей» о смельчаке, решившем противостоять Зевсу, дирижировал сам композитор Рустэм Сабитов. Недавно он стал художественным руководителем театра.

В программе фестиваля не найти случайных акцентов — сплошь балеты, что танцевал Нуреев. В «Дон Кихоте» он бил рекорды виртуозности, в «Лебедином озере» — транслировал трагическое одиночество души, а в «Баядерке» почувствовал такую витальную силу, что не посмел вопреки привычке поменять ни одного па. Майскими днями 2012-го в этих спектаклях танцевали гости из Большого, Мариинского, зарубежных трупп, в том числе и воспитанники местной школы, разлетевшиеся по свету. Театр, конечно, проповедует классику, но готов и к экспериментам (два фестивальных гала тому подтверждение) — это тоже по-нуреевски. Он принимал новации даже в шокирующих форматах, и ревнители абсолютных ценностей пугались, когда Нуреев устраивал «проветривание» Парижской оперы, цитадели академизма.

Традиционно фестиваль открывали премьерой — своего «Корсара» представил Юрий Григорович. К слову, это пятый балет маэстро в Башкирском театре. В печальный день 1993 года, когда до Уфы долетела весть о смерти великого земляка, Григорович молниеносно придумал нуреевское посвящение фестивалю.

«Корсар» — балет о том, как флибустьер Конрад похищал свою возлюбленную Медору, — редактировали много и часто. В результате остался пазл классических танцев, остальное придумал хореограф, сделав действие ярким и понятным. Григорович сохранил в «Корсаре» старинный аромат большого стиля: здесь и корабль морских разбойников, и трюки сложных дуэтов (кстати, па-де-де из «Корсара» принесло Нурееву известность на балетном конкурсе 1958 года в Москве), и многолюдный восточный базар, где от обилия красок и персонажей рябит в глазах. Премьеру доверили юным: Ирина Сапожникова — харизматичная балерина с ураганным вращением — танцевала гречанку Медору, Ильнур Гайфуллин в роли Конрада в залихватском порыве юности отстаивал любовь и жестко расправлялся со злобным предателем Бирбанто, которого лихо и темпераментно танцевал Андрей Брынцев. Даже самому неопытному зрителю передавался азарт уморительной актерской игры Рината Абушахманова в роли старого сладострастника Сеид-паши и Арслана Зубайдуллина — алчного торговца невольницами Ланкедема. В «Корсаре» есть парад классических танцев под названием «Оживленный сад» — крепкий орешек для артисток.

Глядя на молодой и красивый кордебалет, нельзя не вспомнить о том, что уфимская школа — заслуга Шамиля Терегулова. В 60-е годы Леонид Якобсон настойчиво приглашал его в Ленинград, но он избрал иной путь — уфимский балет. Сегодня его заветы хранит Леонора Куватова — худрук Башкирского хореографического училища имени Нуреева. Выпускница Вагановского училища была партнершей своего одноклассника Миши Барышникова, ее не хотели отпускать из Ленинграда, и она помнит наказы учителей: «Леонора, не потеряй школу». Не потеряла: благородный танец кордебалета с чистыми позициями и мягкими руками — ее заслуга. Так же преданно служит родному балету прима-балерина Елена Фомина — воспитанница Вагановского училища. Еще танцует (вот обещанное в начале исключение), но уже преподает. Второго премьерного «Корсара» она провела вместе со своим учеником Рустамом Исхаковым.

На титульную роль в «Жизели» пригласили приму Михайловского театра Сабину Яппарову. Петербурженка вернулась домой: в Уфе она окончила балетную школу, на Нуреевском танцевала с одноклассником Ильдаром Маняповым. Свои партии легкая и невесомая балерина и танцовщик благородных манер вели с обжигающей достоверностью. Условный балет, где так легко укрыться за штампами, превратился в драматический спектакль с психологически понятной и трогающей душу историей об обманутой пейзанке, сохранившей любовь наперекор смерти. Важны в этой истории и два борца за справедливость: Ганс с его крестьянской прямотой и Мирта — мстительная хозяйка потустороннего мира (отличные работы Рината Абушахманова и Анастасии Крючковой). Кордебалет оказался на высоте и в «Жизели» — когда белоснежные ряды виллис скользили в горестных арабесках, зал взрывался аплодисментами.

portal-kultura.ru

Ирина Сапожникова: «Не думала, что мне так скоро посчастливится танцевать Кармен»

16 ноября на Приморской сцене Мариинского театра состоялась премьера одноактного балета «Кармен-сюита», сообщает PRIMPRESS. Легендарную постановку кубинского хореографа Альберто Алонсо перенесли с петербургской сцены.

Артисты Приморской сцены Мариинки уже танцевали этот балет вместе со звездами мировой величины. Менее месяца назад, 2 ноября, главную партию, Кармен, исполнила блистательная Диана Вишнева. Впервые же приморская публика увидела «Кармен-сюиту» с Екатериной Кондауровой в образе Кармен во время I Международного дальневосточного фестиваля «Мариинский». Теперь в роли гордой цыганки — ведущая солистка Приморской сцены Мариинского театра Ирина Сапожникова.

«Не думала, что мне так скоро посчастливится танцевать Кармен. Эмоционально ее образ очень сложный. Кармен — свободная женщина, которая не хочет никому принадлежать, она играет мужчинами. Это очень откровенный балет, требующий большой уверенности в себе. Пришлось много поработать, чтобы игра и флирт на сцене выглядели естественно», — поделилась Ирина.

Готовясь к премьере, балерина пересмотрела в Интернете все ролики с разными исполнительницами партии Кармен. По словам Ирины Сапожниковой, Майя Плисецкая — пример для всех танцовщиц, которые исполняют эту партию. Именно для нее создавалась «Кармен-сюита» в 1967 году, и образ, созданный великой балериной, до сих пор остается одним из самых впечатляющих.

«Мне особенно нравится, что в танце Майи Михайловны совершенно нет пошлости. Ее Кармен не какая-то распущенная женщина. В ее героине видны свободолюбие, сила, однако чувствуется и внутренний стержень», — добавила балерина.

Безусловное достоинство спектакля — совершенно удивительная музыка: популярнейшие фрагменты из оперы Жоржа Бизе «Кармен» в оригинальной оркестровке известного советского композитора Родиона Щедрина, мужа Плисецкой. Яркое и запоминающееся музыкальное сопровождение в совокупности с современной хореографией Альберто Алонсо, совместившего классические элементы с латиноамериканскими танцами, создали неповторимое произведение искусства.

Путь «Кармен-сюиты» на сцену в свое время был непростой. Образ Кармен, вызывающе эротичный для 60-х годов СССР, вызвал широкий резонанс. Только благодаря усилиям Майи Плисецкой постановка увидела свет. Однако вместе с уходом выдающейся балерины со сцены на многие годы ушла из России и «Кармен-сюита». Только в 2000-е годы постановку возобновили, и Майя Михайловна лично наставляла новых солистов.

Теперь знаменитый балет, наполненный страстями, исполняют артисты приморской труппы Мариинки.

«Сегодня я танцую с Сергеем Уманцем. Мы с ним очень много вместе работаем, и у нас хорошее взаимопонимание. Для Сергея сегодня тоже премьера, он идеально подходит для роли Хозе. В партии Тореро — Илья Миронов, который уже танцевал в «Кармен-сюите» с самой Дианой Вишневой. Для балерины очень важны партнеры. Мои партнеры — прекрасные артисты, я очень рада с ними работать», — поделилась Ирина Сапожникова.

Ближайшие спектакли «Кармен-сюиты» на Приморской сцене Мариинского театра состоятся 30 ноября, 17 и 18 декабря.

primpress.ru


Смотрите также