Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Балерина павлова биография


Надежда Павлова

Надежда Васильевна, о которой выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер сказал: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве», сегодня живёт в Москве. Она профессор, преподаватель в Российской академии театрального искусства (РАТИ) и балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета. Одну из самых юных народных артистов СССР, получившую это звание в 28 лет (в 1984 году), Павлову называли «Надеждой и Славой русского балета». Но уточним: в паре, блистательной паре с Вячеславом Гордеевым. А парой они были не только на сцене, но и в жизни. Правда, как оказалось, в жизни у них всё сложилось не так прекрасно, как на сцене. Но Надежда Васильевна не любит рассказывать о личном, так что промолчим и мы. Главное, что сейчас у великой балерины всё хорошо и в личной жизни, и в карьере, она давно и счастливо замужем за доктором медицинских наук, профессором Константином Окулевичем. Хотя, сказав своё уникальное слово в балете, Павлова так и не произнесла всё «предложение» целиком. Казалось бы, как можно так говорить о «чудо-девочке», которой при поступлении в 1966 году изумлённые педагоги Пермского хореографического училища дали памятную характеристику: «Если не произойдёт ничего непредвиденного, она станет второй Павловой»! О которой несколько лет спустя великая Майя Плисецкая сказала: «Она слишком хороша», а один из классиков балета XX века французский хореограф Ролан Пети (Roland Petit) – «Надежда Павлова – необыкновенная, выдающаяся балерина». О чудо-девочке из Чебоксар, в 15 лет ставшей лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973-м, завоевавшей Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве (во время подготовки к которому и сложился её дуэт с Гордеевым). В 17-летнем возрасте станцевавшей Жизель и Джульетту. О «национальной гордости» СССР, «первого представителя нового (…) стиля, который мы будем называть „стилем Большого театра 70-х годов“», как написали американские балетные критики после гастролей БТ в 1973 году. А известный импресарио и уже глубокий старик Сол Юрок (Sol Hurok, урождённый Соломон Израилевич Гурков), бывший некогда другом Дягилева, удовлетворённо заметил: «Когда-то я первым привёз в Америку Анну Павлову, теперь я познакомил американцев с Надеждой Павловой. Раз в России есть балерина такого класса, я могу спокойно умереть…» В Большом театре ученица Людмилы Сахаровой занималась в классе Асафа Мессерера и под руководством Марины Семёновой. «Фирменным знаком» Павловой стал её какой-то нереальный, лёгкий шаг – большой батман, напоминавший волшебное мановение. Её партнёрами были все ведущие солисты Большого театра. Надежда блистала в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке», «Спящей красавице», «Шопениане» и многих других. Но так и не сыгранными остались несколько любимых… Как будто улетела та Синяя птица, чью роль Надя сыграла в известном советско-американском фильме. Возможно, виной тому стал развод с суперзвездой Гордеевым, который, собственно, и уговорил её перейти в Большой театр (о чём Наде не забывали напоминать). Возможно, многочисленные гастроли по всему миру и активная общественная деятельность. Или творческая неудовлетворённость, подтолкнувшая к уходу из БТ: «Я ушла, потому что не смогла найти общего языка с Васильевым, когда он возглавил театр». И это не был каприз «национального достояния», приступ «звёздной болезни». Как раз наоборот – единственным «недостатком» гениальной балерины всегда была скромность. Немногословная, начитанная провинциальная девочка с моральными принципами пришла в Большой, с его трудным «характером»… Конечно, детство таких маленьких гениев нельзя назвать беззаботным. Изнурительные занятия, бесконечные репетиции, строгая диета, жестокая дисциплина и деспотизм педагога, из крови, пота и слёз лепящего своё штучное «произведение», не могли не воспитать стойкость к трудностям. Но – не мёртвую хватку для закулисных драк… Кстати, о Большом театре и его не меняющемся с годами дурном «характере». В марте 2011 года у балерины был юбилей – 55 лет. «Если честно, я до последнего момента надеялась, что Большой театр предложит мне провести какой-то юбилейный вечер. Но не то что не предложил, а вообще как бы закрыл мне возможность приходить в театр», – с горечью констатирует Надежда Васильевна.

А вот Запад и сегодня говорит о ней с придыханием. Ведь уйдя из БТ, Павлова не ушла из балета. И не только танцевала, но и проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии, в 28 лет окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа, потом работала художественным руководителем собственного театра. Ей посвящены фильмы и книги, её портреты создавали скульпторы и художники, в том числе Илья Глазунов. Собственно, Надежда Павлова по-прежнему остаётся «Лицом русского балета» – на общем портрете этого великого искусства.

Русская Германия № 11, 2013

Наденька Павлова вошла в историю длинным, легким шагом, казавшимся абсолютно неправдоподобным, всколыхнув умы и сердца людей далеко за пределами балетного круга. В 15 лет она стала обладательницей первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, год спустя, в 1973 году, завоевала Gran Prix II Международного конкурса артистов балета в Москве. Семиклассница, ученица предвыпускного класса победила тех, у кого за плечами были и школа, и опыт нескольких сезонов. Когда, протанцевав в Пермском театре год, она уезжала в Москву, в Большой театр, ее провожал весь город… Через некоторое время Павлова вышла замуж за своего партнера по сцене Вячеслава Гордеева, за один из самых громких «брендов» Большого. В 28 лет Надежда уже получила звание народной артистки СССР. А потом вдруг внезапно исчезла из поля зрения и поклонников, и прессы. Ходили самые разные слухи, но мало кто знал, через какие испытания пришлось пройти этой хрупкой женщине. Долгое время Надежда отказывалась от встреч с журналистами – ее доверенным лицом в общении с прессой стал муж, брак с которым, как выяснилось, и послужил причиной осложнений отношений с балетным миром. Но с корреспондентом «ПЖ» Надежда Павлова согласилась встретиться сама. «Вы меня не узнаете», – сказала она по телефону. Павлова очень требовательна к себе. Надежда Васильевна – все так же невесома, в ней много от хрупкой девочки. Только в лице, наряду с поражавшей некогда сосредоточенностью, удивительным сочетанием открытости, своенравности и смирения, появилось взрослая грусть – след обид и затаенных травм, которые до сих пор остаются ведомы только ей. -Судя по всему, вы не очень любите общаться с журналистами и вообще избегаете публичности? – Я не могу сказать, что я от них бегаю. Просто был довольно длительный период, после ухода из театра, когда я практически не давала интервью. – Но вы решили все-таки отметить свой юбилей. Что вас к этому подтолкнуло? Уж не поздравления ли от президента? – Вы знаете, с телеграммой от президента такая история получилась… Она была отправлена прямо к юбилею, но до меня дошла почти через 2 недели. На следующий день после дня рождения я была в программе «Ночной полет», но не подозревала, что меня Путин поздравил, так что не смогла даже поблагодарить. А дней через 10 мне звонят из ГИТИСа: «Для вас тут телеграммка лежит поздравительная. Не хотите ее забрать?» Я говорю: «Ну перешлите». А потом думаю, ну кто мог для меня в ГИТИС послать телеграмму, я уже год там не работаю. «Да президент, – говорят. – От Владимира Владимировича телеграмма». Я сначала решила, что это шутка. Но оказалось – нет. «Мы оставим у охранников. Вы заберите только». Пришлось ехать и забирать президентскую телеграмму у охраны. За телеграмму кто-то расписался, но никто не позвонил в течение двух недель. Вообще-то, если честно, я до последнего момента надеялась, что Большой театр предложит мне провести какой-то юбилейный вечер. Но не то что не предложил, а вообще как бы закрыл мне возможность приходить в театр. А делать вечер где-нибудь на другой площадке я не видела смысла. Это очень неприятно, и я поняла, что эти страницы я закрываю. Пока. Но я позвонила Коле Анохину, у которого, знаю, есть всегда все координаты (Николай Анохин – один из ведущих балетных продюсеров, в настоящее время директор Нового Имперского Балета, президентом которого является Майя Плисецкая): «Коля, дай телефоны». Он спросил: «Что ты? Как ты?». Я: «Да вот так…» И он предложил: «Давай сделаем!» Пока не хочу говорить что-то конкретное о программе. Но идея есть. Во всяком случае можно рискнуть. Со стороны Анохина же поступила идея открыть балетную школу под моим руководством. Честно говоря, это было для меня несколько неожиданно, но и воодушевило. Он готов оказать поддержку, но нужно писать какие-то письма, просить помещение. А я, наверное, этого не сумею сделать. Просто не знаю, как. – Но юбилейная программа состоится. Она будет показана в Москве, и вас можно будет опять увидеть на сцене? – Вот по поводу Москвы надежд пока очень мало. Нет площадки. Вы сами знаете, что площадку в Москве арендовать трудно – это очень дорого. Но на октябрь уже запланировано турне по многим городам: Санкт-Петербург, Рига, Киев, Вильнюс, Екатеринбург и другим. Будем надеяться, что все получится. – Вы окончили балетмейстерско-репетиторское отделение РАТИ, давали мастер-классы в Финляндии, Германии, Японии, Франции, сами ставите номера как хореограф. – Я серьезно не ставила перед собой задачи работать как хореограф, после того как закончу танцевать. Просто, когда еще танцевала, делала много вечеров. Во время творческого вечера в Перми – я знала, что это мой последний творческий вечер в качестве балерины, танцовщицы, – мне надо было просто как-то закончить вечер, и придумался номер, получилось. Вот так все и началось. Вообще, когда танцовщик становится хореографом, должен произойти какой-то перелом, должно поменяться мышление. Педагог, хореограф не должен оставаться танцовщиком. Это очень важно. Такой тонкий переход, который для непрофессионала практически неуловим. Прежде всего надо определить индивидуальность танцовщика и не строить его под себя. – Вы не работали в качестве педагога в БТ? – В штате – ни одного дня. Это была просто попытка попасть в штат театра, но она не удалась. Видимо, мне надо еще что-то сделать. Я пыталась отойти от балета, заняться чем-нибудь другим, но это оказалось невозможно. – Может быть, стоит просто плюнуть на это? – Можно, наверное. Но просто, как вам сказать… Вот смотришь передачи, интервью с представителями поколения, более старшего, чем я – и все о БТ. У них Большой – как заноза. Я думаю: если у меня то же самое, хорошо это или плохо? Может быть, уже надо научиться оставлять то, что ушло. Начинать что-то новое, либо продолжать в другом качестве. Не знаю, я сама иногда путаюсь. Но обида осталась. – Не вы первая испытываете это чувство. – Это так. Почему мне обидно? Руководство театра не имеет права определять судьбу танцовщика – определять, кому заканчивать танцевать сегодня, а кому завтра – это не их право. Даже те, кто сейчас «на волне», готовы к такому обороту. Цискаридзе, например, видимо, уже чувствует, что ему как известному танцовщику просто не дают дорогу. Я не связана с театром сейчас никакими корпоративными отношениями, но пока стараюсь осторожно говорить о БТ. Может быть, потому, что остается надежда. Хотя, при положении, сложившемся сейчас в театре, при этом руководстве и проводимой политике, наверное, мне надеяться не на что. Там все так сложно, множество подводных течений. Может быть, мне до сих пор не могут простить, что я разбила балетную пару – свою собственную. – Надежда, вы были лицом русского балета… – (Быстро, как заученную фразу и с легкой иронией.) Национальной гордостью. Национальным достоянием. Мне все время это говорили. – Вы были членом ЦК ВЛКСМ, выступали в роли посла мира, политического представителя страны. Эти общественные нагрузки не помешали вам как балерине? – Да нет, конечно. Мы все работали на страну, естественно – за копейки. Я участвовала почти во всех политических мероприятиях (от уровня городских до международных приемов, когда приезжали высокие гости из всех стран – от Америки до Алжира). Но я танцевала, у меня не было чувства, что, вот, я выполняю очень важную миссию. Я работала на театр, понимая, что это нужно. Именно поэтому сейчас, когда все перевернулось, не очень понятно отношение театра. Неприятно все это. Просто сейчас, наверное, никому ничего не надо. Каждый сам за себя. Что касается ЦК ВЛКСМ, особо большими обязанностями меня не загружали, знали, что это бесполезно, я была совсем молоденькая и, кроме танцев, в голове ничего не было вообще. Конечно, я участвовала в съездах, но решение каких-то глобальных проблем я на себя не брала. Но относилась я к этому серьезно, потому что была благодарна той стране. Она дала мне возможность окончить училище. Когда меня отобрали и я поступила в Пермское училище, то год спустя родители поняли, что не смогут оплачивать мое обучение дальше, в течение восьми лет они просто не потянут. Хотя деньги по тем временам требовались не такие уж большие, но нас в семье было восемь детей. И меня хотели забрать после первого года. Тогда через Москву решался вопрос о том, чтобы дальше я училась за государственный счет. Я всегда это помню и всегда благодарна, хоть и нет уже этих людей, нет страны… – Что вы вообще можете сказать о качестве солистов Большого? – Самое главное – уходит традиция, что-то очень важное теряется. Сейчас вот осталось среднее поколение, которое еще выросло на традициях – Цискаридзе, Клевцов, Филин. Что касается женского состава, судить сложнее, по-моему, они сейчас делают карьеру совсем иначе, не будем внедряться. Раньше все-таки была марка Большого театра, ею гордились, собирали людей по всей стране. И в опере сколько было хороших голосов. Делалось все, чтобы все-таки самые лучшие кадры работали на лучшей сцене, а не так, чтобы она подпитывалась только московской школой. Сейчас вот начали привлекать людей из Питера. Но все дело в том, что все равно такого коллектива что-то я сейчас не вижу. Вообще мне кажется, что Большой театр должен быть заинтересован в том, чтобы там работали люди с каким-то творческим багажом, которые, не будем говорить о званиях, но заслужили право работать там, где они провели весь свой творческий путь. Но в этом смысле там вообще какой-то непробиваемый вариант. Какой-то ледниковый период, по-моему, наступил. Или вечный ремонт. Который, говорят, опять остановился. – Всегда считалось, что у вас замечательная творческая судьба – сразу же мощный взлет в юном возрасте. Все ли ваши надежды в балете реализовались? – Вообще ничего не реализовалось! Ну пригласили меня в Большой театр, приглашала и Мариинка, но перевесила Москва. Я приехала, и буквально в первые дни Григорович сказал, что хочет поставить меня в кордебалет. Это минимум три года. Я не согласилась, отсюда начались первые неприятности, естественно. Года два или три я вообще не выезжала из Союза. Но, поскольку я так и не встала в кордебалет, примерно через год мне дали в конце сезона готовить «Щелкунчик». Потом другие спектакли. Но только те, которые уже шли в репертуаре. И так получилось, что в течение всего творческого пути на сцене Большого при руководстве Юрия Николаевича у меня не было своей премьеры. Он дал мне много своих спектаклей, я получила звание, признание. Но одно дело танцевать обычный репертуар после кого-то, и совсем другое – когда ты имеешь ну хоть одну премьеру, поставленную именно на тебя. – Может быть, есть партии, которые вы мечтали станцевать, но не удалось? – Когда приехала в Москву, я очень хотела станцевать «Сильфиду». Но сразу реализовать это не удалось, а когда я отработала 20 лет и вроде бы уже ушла, может быть спустя два года, Юрий Николаевич решил поставить «Сильфиду». Премьеру мне, конечно, не дали, но я все-таки станцевала. Получился такой круг. Долго не давали «Лебединое», потом дали станцевать дневной спектакль. Но все равно я танцевала и на Западе, и по России, и по республикам. Может быть, московская публика мало видела. Вообще-то в балете много спектаклей, которые, может быть, хотелось станцевать. Ясно, что все реализовать невозможно. Но всегда человеку мало, а артисту тем более, всегда чего-то не хватает, что-то недоделал, не станцевал, не домечтал. Обычная история. Но, если подходить к этому спокойно, то, что удалось, то удалось. Мало ли что мне хочется. Другое дело, что театральная политика иногда перевешивает, мешает или уничтожает. У некоторых наоборот. Все зависит, наверное, от характера. Но я такая, какая есть. Поэтому, может быть, у меня так все получилось. – Вы оттанцевали 20 лет, а потом вдруг исчезли. Все думали, может быть, уехала на Запад. Кстати, вас приглашали? – Приглашали, когда я еще работала в театре. Ну тогда очень-очень хорошо за этим смотрели. Но я даже не собиралась, даже не думала уехать. – А потом, когда ушли из БТ? – Я ушла, потому что не смогла найти общего языка с Васильевым, когда он возглавил театр. Ну, а уезжать сразу же какой смысл? У меня семья, работа у мужа. Ради чего? Ради карьеры, что ли? – Вы счастливы в новом браке? (Муж Надежды – Константин Михайлович Павлов, доктор медицинских наук, профессор, психоаналитик). – Когда я встретила человека, который для меня очень важен, я поняла, что семья все-таки важнее, чем карьера. Во всяком случае для меня. Но именно благодаря ему я осталась на сцене и закончила свою карьеру достойно. Я за 10 лет намучалась в первом браке, поэтому, думаю, заслужила, чтобы хотя бы остальное время быть в нормальная состоянии. – Вы однофамильцы? – Когда мы расписались, я еще танцевала, поэтому фамилию менять было неразумно. Хотя я очень хотела это сделать, но он отговорил. А потом мы ездили вместе, и с разными фамилиями в гостиницах возникали трудности. Тем более я балерина, сразу возникали всякие разговоры. И тогда он решил стать Павловым. – Для мужчины это огромная жертва! – С его стороны тем более. Я это ценю, конечно. – Если уж разговор зашел о первом браке. Складывается впечатление, что он носил такой политическо-пиарный характер, то есть вас поженили «сверху». Или это не совсем так? – Да, скорее всего, это именно так и было. Я думаю, что на международном конкурсе, когда мне было 16 лет, видимо, уже решили, что мы будем новой семейной балетной парой. Как Васильев с Максимовой. Большому театру нужна была еще одна звездная пара. Да, скорее всего, искусственно созданная пара. То же говорила о себе Ирина Роднина, многие фигуристы. Зарабатывался престиж страны. Но никто не обращал внимания на человека, он был винтиком. Главное, чтобы механизм работал. – А в результате это вылилось в испытания, которые отразились на всей вашей судьбе? – Когда в семье унижают, на сцене мало результата получается. Мне было 28 лет – самый подъем балетный – когда я разорвала эту пару. Меня, конечно, многие не поняли – ни критики, ни театральная публика, некоторые до сих пор простить этого не могут. На самом деле никто ничего не знает, все чего-то придумывают, за спиной столько слухов до сих пор. На самом-то деле не я виновата. Я элементарно боролась за выживание. Я потом делала попытки наладить творческие контакты с Гордеевым. Приходила к нему в коллектив работать какой-то период, станцевала с ним на его 50-летии его новые номера. Моя совесть чиста. Мы могли продолжать работать. Коллектив, которым он теперь руководит, передали нам, чтобы мы дальше его вели вместе. Но еще до развода он мне сказал, что к коллективу я не имею никакого отношения. – Вы не производите впечатления человека, страдающего «звездной болезнью». И это несмотря на такую раннюю славу.

– Действительно, журналисты за мной начали ходить, когда мне было 11–12 лет, потому что к концу 1-го года учебы меня уже заметили. Родители не могли мне в этом плане помочь, а педагоги понимали, что это поднимает престиж школы, поэтому не противились тому, что журналисты были рядом. Но что я им могла сказать в 11 лет, когда рядом нет взрослого человека, который мог бы объяснить, что правильно? Поэтому я вела себя интуитивно, как звереныш. И интуитивно понимала, что если отдаться полностью журналистам, то я сразу сломаюсь. Инстинкт самосохранения работал. К тому же у меня было очень жесткое воспитание, вернее обучение. После победы на конкурсе педагоги ко мне были еще более строги, чем к остальным. К сожалению, они не поняли, что я вообще не тот человек, который может окунуться в славу, поэтому перегнули где-то малость. Это я сейчас понимаю, но тогда-то я понять не могла. Было больно. Когда вышла замуж, то там тоже не нашла оазиса, где я могла бы понять себя, с кем-то поговорить, объясниться. И продолжала двигаться так же, пока не нашла человека, с которым могла говорить обо всем.

Беседовала Марина ГОНЧАРОВА Политический журнал

28 августа 2006

Page 2

1980

смотреть онлайн

Зина Лебедева

балерина

Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)

1976

смотреть онлайн Синяя птица | Blue Bird, The (СССР, США)

Синяя Птица

Танцует Надя Павлова (документальный)

Танцуют Надежда Павлова и Ольга Ченчикова (документальный)

Джульетта (документальный)

последнее обновление информации: 18.11.2018

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Page 3

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 4

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 5

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

www.kino-teatr.ru

Анна Павлова балерина

Она была самой Душою Танца.

С любимым ручным лебедем

О балерине Анне Павловой много информации в интернете. Ее биография соткана из легенд. И трудно найти истину. Но может и не надо? Ведь Анна Павлова уже сама является олицетворением легенды. Хочу немного остановиться на биографии Анны Павловой и показать много фото балерины. И не только фото)

 Анна Павлова — биография

Анна Павлова, будущая балерина, родилась зимой 31 января 1881 года в северной столице России. Еще девочкой Аня знала, что станет танцевать. В своей автобиографии она вспоминает что, несмотря на бедность, мама по праздникам старалась баловать дочь. И однажды, когда Нюре было 8 лет, мама пошла с ней в Мариинский театр. С первых же звуков оркестра девочка попала в плен красоты, а после спектакля заявила, что будет танцевать, как сама «спящая красавица» из балета.

Начало творческого пути Анны Павловой

Два года ее не принимали в Императорскую балетную школу (не доросла), но в 10 лет она осуществила свою мечту. Суровый устав школы, железную дисциплину мало кто мог выдержать, но Анна была лучшей ученицей. Трудолюбивой и упорной. После окончания школы девочка попала в Мариинку. Любители балета восхищались ее танцем. Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги, хрупкое телосложение – всё это выделяло ее среди других балерин.

Таких «воздушных» балерин в истории балета еще не было. Эта хрупкость и необычность позволили ей миновать кордебалет (все выпускницы начинали именно с него) и даже получить второстепенные сольные партии. В прессе звучали хвалебные речи и сравнения: «Пламень и пепел», «Чарующая нежность и грация», «Это искристое шампанское и пьянящий воздух », «Павлова точно спорхнула с гравюр 19 века»…

«Умирающий Лебедь»  Анны Павловой

Большая творческая дружба связывала балерину и Михаила Михаиловича Фокина. Михаил Фокин считается основателем романтического балета. Он создал совершенно новый вид спектакля: драматически насыщенный одноактный балет. Его «Лебедь», этот танец о хрупкости счастья, стал визитной карточкой балерины. Танец родился очень быстро — за несколько минут до благотворительного концерта. В первоначальном замысле балерина просто безмятежно плыла по сцене. Ее говорящие руки завораживали.

Но потом Анна взорвала эти 130 секунд танца, окрасив его трагедией гибели. Трепет крыльев — рук производил неизгладимое впечатление на всех. Балерина прикрепила рубиновую брошь на грудь, как символ раны, и этот танец стал называться «Умирающий лебедь».

Сен-Санс, после просмотра спектакля признался Анне: «Именно после того, как увидел Вас в «Лебеде», пришло понимание, что я сочинил очень красивую музыку»

Анна Павлова Видео «Умирающий Лебедь»

Еще один известный спектакль, созданный М. Фокиным именно для Анны Павловой, это стилизация в духе изумительной ожившей гравюры романтизма. Балерина танцевала в этом балете с Вацлавом Нижинским. Ее парящий прыжок, ее полная отдача танцу, поразительные импровизации на ходу сделали этот спектакль незабываемым.

Русская балерина Анна Павлова

Только пять выпускниц того времени получили звание «балерины» и Анна в их числе. Высочайшая одухотворенность и потрясающая пластика сделали ее великой балериной мирового масштаба. Каждый танец был уникален, так как балерина никогда не могла повторить все те «па», которые рождались у нее импульсивно.

Гастролировать за границей Анна Павлова стала с 1908 года . Мировую известность она получила в Париже, став главной участницей и любимицей публики всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Танцовщик дягилевской труппы, известный Сергей Лифарь, вспоминал, что «увидел откровение неба …», «никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации…»

Говорили, что всё, к чему прикасалась балерина, принимало черты изысканности.

Анне Павловой очень скоро захотелось свободного полета и она в 1909 году самостоятельно поставила спектакль. Этим спектаклем стала «Ночь» Рубинштейна. Монолог о страсти, о безумной любви публика встретила овацией. В 1910 году балерина ушла из Мариинского театра и создала свою труппу. Помимо своих спектаклей она включила в репертуар балеты Глазунова и Чайковского. Гастроли проходили с триумфом. Она поставила перед собой цель, чтобы весь мир узнал о русском балете, возможно поэтому балерина попадала в такие уголки мира, куда еще никогда не ступала «ножка в пуантах».

Портрет Анны Павловой в виде Музы. В. Штемберг, 1909 г

В Индии преклоняли перед ней колени и осыпали лепестками лотоса, считая божеством танца, (ведь она заставляла делать «па» даже слонов)

Мексиканцы в знак восхищения бросали к ее ногам сомбреро, в Австралии придумали роскошный десерт торт Павлова, сам монарх Испании слал ей букеты, в Голландии вывели нежнейшие белые тюльпаны и назвали сорт «Анна Павлова». Именно труппа Анны Павловой явила миру русский балет В ее танце был огонь жизни, трепет, изящество и вдохновение. Она жила в танце.

Характер балерины

Характер у балерины был очень непростой. Много слухов, порой противоречивых… Одни говорят, что она была капризной донельзя и экзальтированной, эмоции ее переливались через край, она могла довести дирижеров до нервного срыва, топать ногами, гневаться на партнеров и держать всю труппу в ежовых рукавицах.

Другие утверждали, что она — внимательная и добрая, она опекала всех членов своей труппы и лично могла нанести йодную сетку на ноги танцовщиц. Но труппа ее обожала и трогательно оберегала ее, как любимого ребенка.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Анна Павлова шла по жизни с Виктором Дандре, потомком старинного французского рода. Его отличала выдержка, хладнокровие, но самое главное, большая любовь к балерине, он мог выдерживать любые причуды своей возлюбленной. Но жизнь влюбленных все равно была бурной. Они ссорились, мирились, расставались. В 1910 году Дандре бежал из Петербурга, так как его обвинили в растрате средств. Анна помогла его вызволить и содействовала побегу за границу, оттуда он уже не вернулся в Россию. Она заплатила огромную сумму. Возможно еще и поэтому она не щадила себя, контракты были кабальными, гастроли бесконечными и напряженными. За 22 года постоянных гастролей балерина дала почти 9 тысяч спектаклей. Иногда в год ей не хватало двух тысяч пар пуантов, которые ей изготовлял итальянский мастер.

После ее смерти Виктор Дандре написал книгу, строки которой полны нежности и боли от утраты любимой. Перепады настроения Анны он объяснял ее сильным эмоциональным напряжением и прощал ей всё.

Виктор Дандре был известным импресарио своего времени. Он организовывал настоящие фотосессии балерины. В окрестностях Лондона был куплен увитый плющом дом с озером и, конечно же с лебедями,

здесь Анна часто позировала для журналов.

 

Балерина очень любила животных,

 

ее домашние собачки были постоянно с ней даже на гастролях,

а любимая птичка спала на ее груди под пуховым одеялом. Анна даже на гастролях выбирала дом, окруженный садом, и любила ухаживать за цветами.

by © Bettmann/CORBIS

Анна Павлова умела создавать на сцене эфемерные создания, которые могли парить в воздухе. Танцу она отдала всю свою душу. Это было необычно и это потрясало.

Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурою, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Искусство, считала она, несет только прекрасное и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Она забывалась в танце.

Во время гастролей Павлова простудилась и заболела плевритом. Балерина отказалась от операции, ведь ей предстоял спектакль. Болезнь оказалась смертельной. В ночь на 23 января 1931 года за 7 дней до своего пятидесятилетия балерина ушла. По красивой легенде ее последними словами были «Приготовьте мой костюм Лебедя». Она готовилась к очередному выходу на сцену…

Цитаты Анны Павловой

«Для жены муж словно для танца — музыка.»

Настоящий актер обязан знать все о любви, и если нужно — уметь жить без нее.

Истинная актриса должна уметь приносить себя в жертву искусству. Она, подобно монахине, не имеет право жить так,

как желают вести жизнь большинство женщин.

Когда я быларебенком и гуляла среди сосен, я думала, что счастье — это успех. Как я ошибалась! Счастье — это маленький мотылек, чарующий всего на миг и тут же улетающий прочь.

Успех состоит не в аплодисментах зала, а в том радостном удовлетворении, которое испытываешь от того, что приближаешься к совершенству.

Вы будете не артисткой, а роботом до тех пор, пока не научитесь чувствовать.

Если Вы преследуете одну и ту же цель, Вы обязательно откроете тайну успеха.

Видео «Умирающий Лебедь» в исполнении лучших балерин 20 века

Изумительное видео «Умирающий Лебедь» в исполнении М. Плисецкой. Посмотрите обязательно! Несколько волшебных минут.

А это «Лебедь» в исполнении Г. Улановой. У каждого Лебедя своя жизнь..)

nasati.ru

Анна Павлова - величайшая русская балерина

Основательница русского балета, танцовщица, которую знал весь мир. Она говорила языком балета. Анна Павлова могла заставить полюбить танец даже того, кто не понимал и не считал балет искусством.Аня увидела свет в посёлке под северной столицей. Санкт-Петербург покорить было непросто. С самого рождения вся биография девочки была направлена на то, чтобы Аня боролась. Выжила будущая звезда балета благодаря своей бабушке. Недоношенную девочку выпаивали молоком козы в течение года: почти отсутствовал иммунитет, болезни сменяли одна другую. Версий о происхождении Анны Павловой было несколько. Каждый верит той, которая ему больше всего нравится. По всем вариантам, мать танцовщицы была из бедной семьи. Отцом её считали банкира или служилого человека с Востока, который соблазнил, а потом бросил мать Анны. Факт её увлечения восточной культурой танца свидетельствовали о правоте того, что её отец – солдат Матвей. Но учёбу в школе балета оплачивал банкир Поляков. С восьми лет Анна решила стать балериной, когда посмотрела «Спящую красавицу». В театральное училище она смогла поступить в десятилетнем возрасте. Учёба давалась нелегко: длительные занятия, диета, дисциплина. Девочка твёрдо верила, что ей биографией уготовано стать настоящей балериной. Училище было окончено на «отлично».Анну определили в императорский театр, но для службы на таком театральном уровне не хватало опыта и мастерства. Балерина берёт уроки у самых именитых преподавателей и добивается для себя главных партий. На сцене Мариинского театра Павлова протанцевала десять лет. Для примы создавали спектакли, появились приглашения из-за границы.

Всемирную славу ей принёс Париж. Танцовщица пожелала создать свою танцевальную труппу, для которой режиссёр Фокин продолжал ставить балеты. В России в 1914 году у знаменитой балерины был последний концерт, затем последовал с билетом в один конец переезд в Англию. Многие любили Анну, но особенно близко знакома Павлова была с музой С.Есенина Айседорой Дункан.

В биографии балерины, казалось, личная жизнь не была предусмотрена. Она всегда отводила ей второе место. Но всё же она существовала. Когда Анна, выйдя из театра, приезжает во Францию, в неё влюбляется ценитель балета. Её поклонник Виктор Дандре был красивым, умным и достаточно богатым молодым человеком. Он помог снять приличное жильё и вложил деньги в танцевальный класс. Деньги, которыми он так смело распоряжался, были казёнными и они иссякли. Молодым влюблённым нельзя было пожениться из классовых соображений. Они перестали встречаться, но однажды, когда Дандре попал под суд из-за растраты, именно Павлова спасла от тюрьмы и банкротства Виктора, заплатив за него. От Павловой потребовалось заключить контракт, по которому она обязана была танцевать ежедневно по два раза в день. Молодые люди поженились, даже обвенчались в православной церкви Парижа. Муж боготворил свою жену всю их совместную жизнь. Павловой удалось создать свою балетную труппу. Она сама ездила на гастроли и вскоре рассчиталась со всеми долгами и неустойками. Семья вздохнула свободно и стала жить в Лондоне. Супруг был прекрасным продюсером. В 1913 году Павлова даёт концерты в двух столицах России. В возрасте сорока девяти лет балерина умерла от воспаления лёгких. Балет всегда был традиционным искусством танца, но первыми изменили его и возвысили хореограф Фокин и Анна Павлова. Они много экспериментировали вместе, смело меняя классический балет с его заученными надоевшими всем штампами. А в спектакле про умирающего лебедя балерина вложила столько души, что сам композитор Камиль Сен-Санс, когда увидел произведение на сцене, не узнал свою музыку и был восхищён. После зарубежных гастролей балерина резко разрывает контракт с Мариинским театром, выплачивая большую неустойку. Павлова переезжает в Париж, участвует в проекте «Русские сезоны», добиваясь огромных успехов. Ей рукоплещет Россия, вся Европа, Соединённые Штаты Америки, Бразилия, Чили, Аргентина, Австралия и Страны Азии. Ещё в молодости Павловой захотелось что-то изменить в балете. Она предложила короткую пышную юбку заменить длинной и облегающей одеждой. Всем понравилось, что теперь в соответствии с характером спектакля, можно варьировать костюмы танцовщиц. Классические каноны были нарушены, но балету это пошло только на пользу. Ноги в длинных туниках закрыты, а это мешает увидеть ноги балерины. И здесь Павлова нашла выход: лёгкость и грациозность в танце появилась за счёт высоких подбросов партнёрш в танце. Анна Павлова не только первооткрыватель многих деталей в балете, её партии танцевали многие, но добиться такого же мастерства смогли добиться не все.

Автор биографии: Natsh

Actionteaser.ru - тизерная реклама

biography-life.ru

Надежда Павлова

Уникальные способности Надежды Павловой, а в первую очередь её неимоверный шаг, стали для балерины пропуском на сцену Большого театра. Благодаря таланту и небывалой работоспособности девушка в юном возрасте обратила на себя внимание мировой балетной общественности. Талант балерины увидел весь мир, но она предпочла тихую семейную жизнь и женское счастье, ни разу не пожалев о собственном решении.

Детство и юность

Биография будущей великой балерины Надежды Павловой началась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Родители девочки никак не связаны с искусством: папа трудился рентгенотехником, а мама – воспитателем в детском саду. Надежда родилась в многодетной семье, в которой родители делали все, чтобы обеспечить детям хорошую жизнь и дать каждому образование.

Надежда Павлова в детстве

Неизвестно, как сложилось бы будущее, не будь у неё врождённых способностей к танцам. По достижении требуемого возраста (7 лет) родители отдали её в хореографический кружок при Доме пионеров. Это и стало для Надежды первым шагом на пути к мировой славе.

Девочка старательно тренировалась, и уже через 3 года учебы её заметила комиссия Пермского хореографического училища, которая ездила по городам в поисках талантливых детей. Распознав в юной Надежде все необходимые данные, ей предложили продолжить обучение в Перми. Родители хоть и опасались за дочь, не стали препятствовать развитию.

Людмила Сахарова и Надежда Павлова

Преподавателем юной балерины стала Сахарова Людмила Павловна, под руководством которой Надежда провела со 2-го по выпускной класс. Техника обучения преподавательницы сочетала опыт московской и ленинградской школ балета. Немногим удавалось сработаться с Сахаровой, но она обладала нужными преподавательскими качествами, поэтому Надежда сделала всё, чтобы наладить контакт.

Балет

С самого начала учебы Павлова исполняла первые партии, не переставая удивлять способностями до самого выпуска. Надежда активно участвовала в концертах, где воплощала образы, созданные специально для неё Муратом Газиевым. Девушка блистала и в детских ролях на подмостках Пермского театра.

Балерина Надежда Павлова в молодости

В 70-х годах Павлова шагнула вверх по карьерной лестнице, отправившись на гастроли в Москву. Конечно же, одаренную Надежду заметили и здесь. Слава пришла к балерине в возрасте 15 лет, когда она стала лауреаткой Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. После этого знаменательного события имя девушки гремело по Советскому союзу и за рубежом. Она упорно трудилась, гастролируя по городам СССР, Америки, Японии, Европы и Китая.

По окончании учёбы балерина стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Сразу после выпуска несовершеннолетняя девушка мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты. Но там Надежда служила недолго, ведь её пригласили сразу 2 театра страны: Большой и Мариинский.

Надежда Павлова в балете «Лебединое озеро»

Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Павлова прилежно училась, но, даже достигнув значительных высот, стремилась добиться большего.

Среди партнёров Надежды числятся невероятные танцовщики Большого театра, такие как Вячеслав Гордеев, с которым она долгое время танцевала в дуэте, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев в балете «Жизель»

Поскольку Павлова много тренировалась, это позволило ей осваивать одну партию за другой. Отдельного внимания заслужила интерпретация роли Джульетты и сцена безумия Жизели. Сочетание экспрессивности и утончённости в игре балерины поражало каждого зрителя.

Творческие данные Надежды оценили как поклонники и критики, так и власти: она стала самой юной балериной, получавшей звание Народной артистки СССР. Девушку превозносила зарубежная пресса, восхищаясь её пластикой и энергетикой, а в родной стране упоминаний было меньше. Но каждый спектакль с участием танцовщицы становился значимым событием.

Надежда Павлова и Николай Цискаридзе в балете «Шопениана»

Окончив учебу в ГИТИСе, Надежда Васильевна приступила к преподаванию. Она вела мастер-классы в странах Европы и Ближнего Востока. Два года, с 1992 по 1994, женщина занимала пост художественного руководителя Театра балета Надежды Павловой, а в 1995-м стала руководителем Ренессанс-балета.

В 2001 году Павлова завершила карьеру исполнительницы творческим вечером на сцене Пермского театра, где начинала творческий путь. В возрасте 53 лет стала профессором Российской академии театрального искусства.

Личная жизнь

У балерин того времени личная жизнь часто отсутствовала. Не стала исключением и Надежда Павлова, которая отдала себя балету. В отличие от артисток театра, балерины уходят со сцены рано, поэтому важен каждый год. Родить ребенка в то время – значило бы забыть о карьере навсегда.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев

Любовные отношения Надежды не складывались так гладко, как сценическая карьера. История знакомства Павловой с первым мужем началась со служебного романа. Молодых людей свел балет: Вячеслава Гордеева и Надежду Васильевну ставили в пару, так как кому-то из них предстояло представлять Советский Союз на международном конкурсе. Дуэт репетировал вместе год, и впоследствии это творческое слияние переросло в брак.

Свадьбу праздновали в «Метрополе», что позволить себе могли далеко не все, но популярность молодых людей сыграла не последнюю роль. На торжество пригласили много гостей, в том числе политических деятелей и элиту Москвы. Невеста имела непревзойдённый вид: Надежда предпочла театральное платье и фату.

Свадьба Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева

Однако большой любви между супругами не было, Павлова избегала громких слов в адрес первого мужа. Для неё этот союз был только «звёздным дуэтом», который зрителям приятно наблюдать на сцене. У Надежды и Вячеслава разнились взгляды на будущее: он хотел детей, а она жила балетом.

Гордеев постоянно напоминал балерине, что она достигла вершин только благодаря ему. Павлова понимала, что обязана мужу, но слышать изо дня в день подобные высказывания ей было больно, что привело к затяжной депрессии.

Надежда Павлова в 2018 году

Решение проблем пришло неожиданно. Однажды, за несколько дней до серьезной постановки, Надежда почувствовала боль на месте старой травмы. Коллега посоветовал обратиться в клинику, что балерина и сделала. Войдя в кабинет к врачу, артистка застыла, увидев его. Это была любовь с первого взгляда, танцовщица почувствовала родственную душу.

Бурный роман требовал смены жизненных устоев. Развод удалось получить быстро, но отдельный период на балерину сыпались анонимные письма с осуждениями.

Надежда Павлова и Константин Окулевич

Первый брак просуществовал 10 лет, поклонники считали Надежду и Вячеслава образцовой семьей. Внезапный разрыв в 1986 году стал неожиданностью, ведь паре прочили скорое рождение детей. Позднее в интервью балерина признавалась, что между ней и первым супругом и не было чувств.

Надежда Павлова вышла замуж во второй раз, выбрав семью, пусть даже и без детей, но с любимым мужчиной Константином Окулевичем. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу. После второго замужества артистка обрела гармонию с собой.

Надежда Павлова сейчас

Сейчас балерина счастлива во втором браке и живет с мужем в Москве. С 2013 года Надежда занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.

Надежда Павлова в передаче «Наедине со всеми»

Весной 2017 года Надежда Павлова посетила программу «Наедине со всеми», где поделилась с Юлией Меньшовой и зрителями событиями из насыщенной творческой жизни.

Постановки

Пермский театр оперы и балета:

  • 1972 — «Коппелия» (Сванильда)
  • 1972 — «Жизель» (Жизель)
  • 1972 — «Ромео и Джульетта» (Джульетта)

Большой театр:

  • 1975 — «Щелкунчик» (Маша)
  • 1976 — «Любовью за любовь» (Геро)
  • 1976 — «Дон Кихот» (Китри)
  • 1977 — «Спартак» (Фригия)
  • 1977 — «Спящая красавица» (Принцесса Аврора)
  • 1978 — «Икар» (Эола)
  • 1982 — «Спящая красавица» (Принцесса Флорина)
  • 1986 — «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
  • 1989 — «Каменный цветок» (Катерина)
  • 1992 — «Баядерка» (Никия)
  • 1993 — «Па де катр» (Люсиль Гран)

Московский городской балет В. Смирнова-Голованова:

  • 1992 — «Кармен-сюита» (Кармен)

В труппе С. Власова:

  • 1986/87 — «Синяя борода» (Флоретта)
Page 2
Результатов: артист балета, балетмейстер Эрик Брун балерина Анастасия Винокур танцовщица, хореограф Полина Глен артист балета, актер, заслуженный артист Татарстана Олег Ивенко балерина Анна Павлова балерина, балетмейстер, актриса Наталия Макарова актриса, танцовщица, хореограф, заслуженная артистка РСФСР Татьяна Лейбель танцовщица, хореограф Татьяна Сиятвинда артист балета, актёр, балетмейстер, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев артистка балета, балетный педагог, профессор Марина Семенова танцовщик, хореограф, балетмейстер, народный артист СССР Вячеслав Гордеев балерина, Народная артистка России Ульяна Лопаткина балерина, педагог, народная артистка СССР Надежда Павлова танцовщик, модель, актер Назар Грабар балерина, актриса, режиссер Анна Плисецкая балерина Наталья Осипова балерина, педагог Наталия Бессмертнова артист балета, актер Сергей Полунин артист балета, балетмейстер, хореограф, народный артист СССР Игорь Моисеев балерина Анна Тихомирова

24smi.org

Надежда Павлова: биография, фото, личная жизнь и интересные факты :

Легенда балета, пленница Терпсихоры – это все Надежда Павлова - балерина, о которой ее первые педагоги из Перми говорили, что появилась вторая Павлова, если ничего не случится, конечно. Ее жизнь в балете трудно, но блестяще состоялась. Летая над сценой легким, полным воздуха шагом, казавшимся нереально огромным, Надежда Павлова, фотография это демонстрирует, поражала всех, кому посчастливилось попасть на ее спектакль.

Детство, переходящее в юность

Восьмой, младший ребенок в семье рентгенотехника Василия Петровича и воспитательницы детского сада Марии Ильиничны Павловых из Чебоксар родился 15.05.1956 года. Дочку назвали говорящим именем Надежда. Родители пока не знали, что их Надежда станет надеждой, восходящей, а потом блистающей звездой русского балета. В 7 лет она пошла в Дом пионеров и записалась в танцевальный кружок. Чуть позже папа с мамой обратили внимание, что их дочка очень похудела. Они разволновались и отвели ее к врачу. Тут все и разъяснилось: она села на диету. Питание девочки родители начали контролировать. Когда Наде было десять лет, то в поисках талантливых детей приехала комиссия из Перми. Ее сразу пригласили учиться в Пермское хореографическое училище. На экзаменах Надежда Павлова всех изумила своими природными профессиональными качествами. Начались занятия. Во втором классе у Нади появился строгий педагог Людмила Павловна Сахарова. Она внесла в классические занятия новые веяния времени – спортивно-театральный танец. Отрабатывалось все до самой последней мелочи. Все движения должны быть идеальными: крепкая пальцевая техника, уверенное вращение, апломб и даже акробатика. Длительные тренинги, полное подчинение азартному педагогу, кроме высокой техники, обернулись и другой стороной – психической неустойчивостью. Уже со второго класса Надежда Павлова выступает на концертах с номерами, которые ставили специально для нее: «Девочка и эхо», «Озорница», «Маленькая балерина» и, конечно, участвует во всех детских партиях Пермского театра: Кукла в «Коппелии», Амурчик в «Дон Кихоте» и Красная шапочка в «Спящей красавице». В 14 лет, еще даже не выпускницу, ее замечают критики на гастролях в Москве, отмечая наряду с техникой взрослое внутреннее наполнение исполнения. Не закончив училища в 1973 году, Надежда Павлова получает Гран-при II Международного конкурса артистов балета. В скобках скажем, что после этого Гран-при получили только трое танцовщиков. Во время подготовки к нему она знакомится с Вячеславом Гордеевым, который работает в Большом театре с 1968 года.

Переезд в столицу

После года работы в Перми Павлову приглашают в Большой театр. Ее уговорил Гордеев, который всегда напоминал ей, чем Надя ему обязана. Она занимается в классе Асафа Мессерера и роли репетирует с Мариной Семеновой, обретая большой классический стиль и глубокий драматизм. В эти годы складывается ее творческий союз с Гордеевым, который на 10 лет старше Павловой. Скромной, молчаливой, начитанной провинциальной девочке было сложно работать в Большом театре, в котором, как во всяком театре, плелись сложные интриги. Долгое время блистала, будучи солисткой, в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке», «Шопениане», «Спящей красавице» – в лучших из возможных ролей Надежда Павлова. Балерина имела фирменный знак – гранд батман и невероятно легкое отведение ноги в сторону с возращением назад. Широта и размах движения, это доказано актрисой, прекрасны, хотя до нее техника ставилась под сомнение. В ее исполнении становятся естественными условные движения классического танца. По ее собственным словам, танцовщица воспринимала жизнь через движение, а слово было вторичным. Павлова очень благодарна всем педагогам, которые с ней занимались. Но особенно запомнились все уроки Марины Тимофеевны Семеновой. С ней каждое движение становилось небольшим спектаклем. Это полностью совпадало с мировосприятием танцовщицы, для которой руки и ноги должны двигаться согласованно, а не по отдельности, сами по себе.

Сложная профессиональная жизнь балерины

Надежда Павлова – балерина, личная жизнь которой складывалась весьма непросто. Истоки следует искать в детстве. Но она не любит о нем вспоминать. В семье, где было слишком много детей, девочка не получила тепла и ласки. Когда ее взяли учиться в Пермь, то родители были обрадованы. Они направили десятилетнюю дочку туда одну. Поздравительные открытки по праздникам – вот и все общение. Они все отвыкли от дочери и сестры. Когда Надю знал весь мир, сестра пришла на спектакль и после него, не заходя к Наде, сразу ушла. Ни одного теплого слова, ни одного объятия. Стойкой лишь до определенного времени была Надежда Павлова.

Личная жизнь не заладилась в училище. Обучение было по-казарменному жестким. Детства не было. Все подчинялось танцам. Вставали в 7:00, затем изнуряющие занятия, потом репетиции. Строжайшая диета. Куклы, игры во дворе, прятки – всего этого дети были лишены. В дополнение Надежда Павлова, (дети училища также не были исключением) была постоянно унижена. На них за каждую ошибку кричали, называли уродами и бездарностями. «Педагог» в любой момент мог сильно ударить ногой. Таким экзекуциям подвергалась и молоденькая Надежда Павлова (балерина). Дети из ее класса плакали очень часто, но никто и думал их утешать. Когда девочка завоевала Гран-при, педагоги стали (чтобы не загордилась) относиться еще хуже и жестче. А призы у нее попросту забрали. Многие пытались сломать танцовщицу по имени Надежда Павлова. Балерина, личная жизнь которой в браке складывалась негладко, тяжело дыша, выбегала после аллегро за кулисы. С нее полотенцами промокали пот, и она вновь выпархивала к зрителям с лучезарной улыбкой. Потом все повторялось. Балерина выкладывалась не только физически, но эмоционально, что не менее трудно. Поэтому в балете так мало звезд - не каждый выдерживал столь напряженную жизнь.

«Звездный» брак

Творческий союз двух звезд - Гордеева и Павловой, перерос в семейную жизнь. Они сыграли свадьбу в «Метрополе», где собралось невероятное количество гостей.

В паре Гордеев-Павлова роль лидера захватил Гордеев, прекрасный танцовщик, но слабый семьянин. Они много танцевали вместе, но Гордеев ломал жену под себя и ему это почти удалось. Пришлось даже посещать известного опытного психотерапевта. Надя не болела «звездной» болезнью, а, наоборот, была зажата и спрятана под маской. Ее она надевала на каждый спектакль, когда надо было прожить на сцене другую жизнь. Там она была принцессой. А в быту не так просто стать простой, милой женщиной, когда рядом король, который тоже не вышел из роли. В быту продолжался типичный конфликт «Моцарта и Сальери». В квартире был танцкласс. Она непрерывно танцевала и стала ощущать себя машиной. К тому же друзья Вячеслава, навещавшие их, всегда подчеркивали, что Надя всем обязана мужу. Все это Надя переносила с трудом, и к врачу она попала в глубокой депрессии. Доктор ее «вытащил», окружил заботой, в результате чего женщина развелась с Гордеевым и стала спокойно жить рядом с любящим, заботливым и понимающим мужем, Константином Михайловичем Окулевичем. Это произошло в 1980 году. Можно спросить, как сейчас живет Надежда Павлова (балерина)? Личная жизнь, дети - есть ли все это у нее? К сожалению, наследники у нее не появились. Она была обручена со сценой и танцами.

Кто повлиял на Н. Павлову

Люди балета, пытавшиеся изменить ее как личность, очень повредили хрупкому организму. Только доктор, человек по-своему творческий, ибо врачевание – это искусство, помог балерине найти себя, поверить в свои силы и возможности. Мудрый и добрый, он вникает во все ее проблемы, не оставляя их без внимания. Все тяжелые моменты переживаются совместно. Немало забот своей супруги он решал весьма оригинально, и в целом она получила желанное чувство свободы.

Уникальные технические возможности Павловой

Рецензенты не могли достаточно внятно объяснить, в чем заключалась притягательность образов, созданных балериной. Она была невероятно популярна. Об этом говорили длинные очереди у касс театра, писали статьи критики. Подшивки газет того времени только подтверждают вышесказанное. Конечно, Павлова открыла новые профессиональные возможности: невероятно большой и грациозный па де ша (вид прыжка), невообразимо легкий павловский шаг, которые и сейчас не все могут сделать, но не только этим все объяснялось.

Образы на сцене

В первые годы, начиная с 1975 по 1980 гг., Павлова проявляла удивительную работоспособность. За пять сезонов она подготовила 10 ведущих партий. Это были Маша («Щелкунчик»), Геро («Любовью за любовь»), Ширин («Легенда о любви»), Фригия («Спартак»), Китри («Дон Кихот»), Аврора («Спящая красавица), Эола («Икар»), Джульетта, Солистка («Эти чарующие звуки»), Валентина («Ангара). Для нее в 81-м году А. Петров создал партию Принцессы («Деревянный принц» Б. Бартока). А. Мессерер представлял, как могла бы выглядеть Павлова в роли Жанны д´Арк. Хореограф А. Петров вспоминает, что понял, как надо проводить репетиции, глядя, как исполняет Павлова Джульетту и Жизель. Такому тонкому, закрытому и деликатному человеку, как она надо ставить партии утонченные, с контрастами выразительных ярких и лирических, нежных сцен. В 1984 году, в 28 лет Павловой присвоили звание народной артистки СССР. Она продолжала свои творческие искания. Не ограничиваясь только классическим репертуаром, она пошла вперед, исполняя «Сонату № 5» Бетховена и «Вариации» на тему Доницетти. Павлова на сцене ошеломляла изяществом, потрясала нежностью, непревзойденной музыкальностью и неподражаемой хрупкостью. В 1986 году она танцует партию Флоретты в «Синей бороде» М. Фокина в постановке Власова, а в 1992 г. – Никии в «Баядерке», в 1996 г. – Сильфиду в одноименном балете. В сорок пять лет Надежда Павлова выходит на пенсию. По обычным меркам – рано. Примадонны танцуют и позже, но Надежда Васильевна ушла, чтобы вернуться в другом качестве.

Исчезновение

В 2000 году рассталась с Большим театром Надежда Павлова. Балерина, биография которой продолжилась работой за границей, объездила полмира, побывав во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Спустя годы она дала интервью. Женщина в нем не раскрылась полностью, поскольку это не соответствует ее характеру, но через 13 лет после ухода со сцены она возвращается в балет педагогом-репетитором и рассказывает о своей работе. Вначале балерина является художественным руководителем Театра балета Надежды Павловой, затем – Ренессанс-балета. С 2013 года она вновь работает в Большом, но только в качестве балетмейстера-репетитора балетной труппы этого театра. Ей очень интересно раскрыть в своем ученике именно индивидуальность, а не сделать из него вторую Н. Павлову. Для этого, она считает, надо меньше навязывать. Ученик должен найти собственную интонацию, свой жест и шаг. Через танец, по ее мнению, раскрывается душа. У каждого она различна. Надо помочь по-доброму взрастить зерно его личности. Эту задачу как педагог ставит пред собой Н. Павлова.

Взаимоотношения с Рудольфом Нуриевым

Надежда Павлова познакомилась с гением танца на гастролях в Вене в далекие 70-е годы. Тогда он дал банкет в честь артистов Большого театра. В 91-м году гений дирижировал в Казани, когда Н. Павлова исполняла Жизель. После этого он приехал в Москву и жил в ее доме. Они с супругом радушно приняли артиста. В гостях мужчина сбросил привычную маску, расслабился и стал самим собой. Уехав в Петербург, он снова стал играть роль «Нуриева» – человека без страха и упрека, равнодушного к любой опасности.

Интересные факты

  • Портреты Надежды Павловой в разные годы писали Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков. Имеются также скульптурные работы Игоря Васильева и Любови Лондон.
  • О ней сняты фильмы. Ее танцы живут на кинопленке в фильме «Асаф Мессерер» (1981), «Дочери отчизны»(1976). Имеется телевизионная версия балета «Дон Кихот», фильм-балет «Поэмы» (музыка Ф. Листа, 1981), документальный фильм «Поклон учителю», а также «Танцует Надя Павлова» (1973), «Джульетта» (1974), «Дуэт молодых»(1977), «Надежда Павлова» (1992). Балерина снялась в советско-американском фильме «Синяя птица», а также в детективе «Сицилианская защита».
  • Надеждой Павловой восхищался Николай Цискаридзе до такой степени, что с большой охотой пошел в балет. Он увидел ее впервые в «Жизели», и в реальной жизни на сцене она стала его первой Жизелью. На представленной фотографии мы видим Н. Павлову и Н. Цискаридзе в «Сильфиде».

  • А еще Надежда увлекается верховой ездой.

Самое сложное – воспитать из себя балерину. С Надей было относительно просто - она жила танцем и всю жизнь без остатка посвятила балету. Ее любимым композитором был и остается П. И. Чайковский. Балерина любит простой среднерусский пейзаж, его ширь и простор. Не склонная к метафизике, эта женщина мир воспринимает по большей части интуитивно - у нее поразительно развита интуиция. Астрологи объясняют это качество, а также женственность тем, как сошлись звезды во время ее рождения. На этом мы заканчиваем описание жизни танцовщицы, которая навсегда вошла в историю балета и чье имя – Надежда Павлова. Биография ее доказала, что балет очень деспотичен. Он пленит человека целиком.

www.syl.ru

Анна Павлова, биография, история жизни, факты.

Родилась одна из величайших актрис балета Анна Павлова в 1881 году в Петербурге. Существуют две версии относительно того, кто был ее отцом. Первая из них гласит о солдате-караиме по имени  Матвей Павлов (настоящее имя  Шабетай Шамаш). Косвенно подтверждает этот факт и место рождения Анны — госпиталь лейб-гвардии Преображенского полка, где служил Матвей. Вторая версия повествует о неком банкире еврейского происхождения, в доме которого мать Анны – Любовь Федоровна — служила гувернанткой. Якобы именно он приходится отцом девочки. Документальных подтверждений данному факту нет, а потому эта информация используется скорее в качестве легенды.

Зарождение огромной любви

Впервые побывать на балетном представлении маленькой Ане удалось в возрасте восьми лет. Тогда на сцене Мариинского театра, который через много лет станет для нее родным, шло представление «Спящая красавица». Анна с первых минут поняла, — быть балериной – ее призвание. С тех самых пор в доме только и было разговоров что о танцах, хореографии и грации легких, как пушинки, балерин. Мать, видя огромное стремление дочери, отвела ее в балетную школу. В возрасте 10 лет Анна стала ученицей престижного  Императорского театрального училища. Девочка демонстрировала неплохие успехи, и еще будучи ученицей, не раз выходила на сцену «мариинки». В 1899 году Павлова успешно сдала выпускные экзамены и была зачислена в состав труппы Мариинского театра.

Изначально, конечно, Анне доставались небольшие и «невыразительные» роли, — начинающая актриса, что говорить. Но с каждым годом мастерство юной красавицы оттачивалось, и уже в 1903 году ей доверили главную роль – она сыграла Жизель в одноименной постановке. Ей удалось поразить всех не только грациозностью и красотой исполнения каждого движения, но и глубиной понимания образа ее героини. Готовясь к роли, Павлова буквально сутками не покидала студию, а ее негласным наставником стал Мариус Петипа, к которому она обращалась за советами для более детальной проработки образа.

Далее были главные роли во многих постановках, среди которых «Дон Кихот», «Корсар» и другие. В 1906 году, в возрасте 25-ти лет, Павлова была удостоена звания балерины Императорской сцены, что говорило о том, что отныне она – ведущая танцовщица.

Одним из самых плодотворных творческих союзов Павловой можно выделить работу с Михаилом Фокиным, учившимся на курс старше. От других балетмейстеров его отличал нетрадиционный взгляд на балет, он в свое время не стал отделять танец от пантомимы, а его целью было введение в постановку импровизации. Импровизация, по его мнению, вполне могла стать основой балетного искусства, избавив зрителя от необходимости наблюдать исполнение готовых форм, связок и комбинаций.

В одной из первых постановок Фокина — «Виноградная лоза» — он танцевал  па-де-де с Анной. И постановка в целом, и работа танцоров, вызвали самые положительные эмоции и отзывы, а также были отмечены выдающимися деятелями, в том числе и Мариусом Петипа.  Павлова участвовала и в последующих постановках Фокина, таких как «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды» и других. Особое внимание привлекла поставленная Фокиным специально для Павловой миниатюра «Лебедь». Исполненная на благотворительном вечере в Мариинском театре, она поразила многих до глубины души и уже совсем скоро стала одним из символов русского балета XX века.

Гастроли

Впервые оказаться за границей Павловой посчастливилось в 1097 году в составе небольшой труппы. Они колесили по европейским городам, первым из которых оказался Стокгольм. В 1909 году Анна Павлова приняла участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а спустя некоторое время уже блистала на премьерах постановок «Сильфида» и «Клеопатра». В том же 1909 году впервые Павлова сочинила собственную лирическую миниатюру, продолжив делать это и в дальнейшем. Время, проведенное в зарубежных командировках, способствовало становлению Павловой как самостоятельного балетмейстера, в дальнейшем ее жанр будет назван Юрием Беляевым как «хореографическая мелодекламация». Со своими танцовщиками и музыкантами Павлова объездила весь мир: Индия, Северная и Южная Америка, Филиппины и Европа – ей везде рукоплескали стоя, приклоняясь перед ее талантом.

У талантливой и привлекательной Анны с самого начала ее деятельности было огромное количество поклонников. Возвращаясь со сцены в гримерку, изо дня в день она находила десятки шикарнейших букетов, и в каждом из них по записке- с предложением провести вместе вечер. Гордая и непокорная, Анна один за другим отправляла их в мусорную корзину. И лишь перед одним букетом она устоять не смогла – это были цветы от Виктора Дандре.

Дандре был аристократом – выходец из дворянского рода, интеллигент, знавший несколько языков и великолепно разбирающийся в искусстве. Юная балерина была сражена. Тогда же молодой человек взял покровительство над балериной, что в то время было очень даже модно среди представителей богемы. Только если Анна уже представляла дальнейшую совместную жизнь с Виктором, день ото дня влюбляясь в него все сильнее, то он не торопился звать ее под венец. Он снял для балерины апартаменты, обеспечивал лучшими контрактами и дарил невероятные подарки, но о женитьбе речи не шло. И тогда она просто ушла – собрав всю волю в кулак, Анна покинула квартиру снятую ей как содержанке. Она с удвоенной силой приступила к работе – тренировалась, ставила представления, гастролировала. Но даже это не спасло ее – даже находясь  в Париже, она все еще продолжала думать о нем.

В это же время, в Питере, Дандре ожидали большие неприятности – его обвинили в финансовых махинациях, взятках и аферах, не забыв упомянуть при этом и Анну, которая якобы и уехала заграницу, дабы не быть причастной к темным делишкам покровителя. Вскоре Виктор появился на пороге лондонского отеля, в котором остановилась труппа Анны. И она не смогла устоять – Дандре был прощен, влюбленные снова были вместе.

В то время Павлова уже покончила с Дягилевым и подписала контракт с агентством «Браффл». По окончанию контракта с лондонским агентством, Анна занялась организацией деятельности собственной группы, в чем ей неплохо помог ее возлюбленный – предпринимательская хватка Виктора пригодилась мягкой Анне как никогда. Ради Виктора, которому навсегда был заказан въезд на Родину, Анна отказалась от жизни в столь горячо любимом Питере — пара обосновалась в Лондоне. Последний визит великой балерины на родину припал на 1914 год – тогда она вместе со своей группой выступала с гастролями в Москве и Питере.

Не стало Анны Павловой январским днем 1931 года – актриса скончалась вследствие перенесенной пневмонии в Гааге (Нидерланды), так и не побывав больше на родине.

Интересные факты

  • Среди многочисленных поклонников Анны Павловой был сам Чарли Чаплин. Однажды он сказал балерине «Мы похожи с вами, Анна! Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…».
  • Анна вела активную благотворительную деятельность. Во времена Первой мировой войны, куда бы она не приезжала с гастролями, в любом городе она давала представление в пользу Красного Креста. По окончанию войны балерина часть денег, вырученных с представлений, отправляла на Родину – для возобновления учебных заведений.
  • Анна безумно любила животных, а еще больше — птиц . В ее поместье даже жил настоящий лебедь, звали которого Жак. Многие ошибочно думают, что именно он вдохновил артистку на такое чувственное исполнение «Умирающего лебедя», однако это не так – Жак появился гораздо позже всемирно известного выступления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro


Смотрите также