Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Берковский виктор семенович биография


Виктор Берковский: биография и творчество

В данном материале вашему вниманию будет представлена биография Виктора Берковского. Этот российский ученый также обрел известность как композитор и бард. При этом он был кандидатом технических наук и профессором. Родился будущий музыкант и ученый в украинском городе Запорожье. Это событие произошло в 1932 году, 13 июля.

Биография

Отец Виктора Берковского был работником металлургического завода «Днепроспецсталь», а звали его Семен Михайлович. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт. В 1942 г. его демобилизовали после того, как он получил тяжелое ранение обеих рук. Этель Викторовна, мать будущего музыканта, работала врачом на заводе.

В песнях Виктора Семеновича Берковского и поэта Дмитрия Сухарева отражены воспоминания музыканта о юных фронтовиках, которые были немногим старше их и отправлялись на передовую прямо из военкомата «с бритыми навечно головами». Эта композиция была названа «Вспомните, ребята» и стала одним из самых пронзительных и известных произведений музыканта.

Детство Виктор провел в родном городе. В период Великой Отечественной войны он жил первое время с матерью, а когда отец вернулся с фронта, и со всей семьей, в нынешнем Новокузнецке, в эвакуации. Там мать мальчика Этель Викторовна, будучи врачом-кардиологом, в госпитале для тяжелораненых заведовала терапевтическим отделением.

Берковский-ученый

В 1950 году Виктор Берковский прошел обучение в средней школе № 50 в городе Запорожье и отправился в Москву получать дальнейшее образование. Сначала он стал студентом Московского автомобильно-дорожный института, но перевелся после первого курса и начал посещать Московский институт стали, который позднее был переименован в МИСиС.

Будущий композитор окончил это учебное заведение в 1955 году и получил специальность «Обработка металлов давлением». Берковский вернулся в Запорожье и стал работником электрометаллургического завода «Днепроспецсталь».

Сначала он был вальцовщиком прокатного стана, после этого последовательно прошел все ступени ремесла металлурга-прокатчика и стал заместителем начальника на техническом отделе завода. В 1962 году Виктор вернулся в Москву. Он решил поступить в аспирантуру МИСиСа и защитил кандидатскую диссертацию. В результате он остался преподавать и работать в этом институте.

Два года провел в Индии, в командировке. Там он в городе Харагпур преподавал в Индийском технологическом институте на металлургическом факультете. Названный город находится неподалеку от Калькутты, куда ученого направили вместе с группой профессоров.

Главным направлением научной работы Виктора стало создание систем управления прокатными станами. Он занимался разработкой программного обеспечения для компьютерных систем, которые ориентированы на расчет параметров процесса прокатки.

Берковский-композитор

В жанре авторской песни Виктор Берковский проявил себя как один из ярчайших представителей этого направления. Практически всю жизнь этот человек наряду с научной и преподавательской работой сочинял музыку. Он является автором музыки для более чем двухсот песен.

Среди них наиболее известными стали следующие композиции: «Гренада», «Ну что с того, что я там был», «Альма-матер», «На далекой Амазонке», «Под музыку Вивальди», «Песня шагом, шагом», «Выезд», «Сороковые роковые», «Лошади в океане», «Две женщины», «Черешневый кларнет», «Контрабандисты», «Спляшем, Пэгги, спляшем!», «Снегопад», «Ночная дорога».

Уже после смерти Виктора Берковского успех обрела песня «Колечко» на стихи Иосифа Александровича Бродского, которая прозвучала в остросюжетном триллере «Исаев» С. Урсуляка. Картина вышла на экраны в 2009 году, а указанную композицию в ней исполнила Полина Агуреева.

Берковский вместе с Сергеем Никитиным создавал музыку к радиоспектаклям, кинофильмам и театральным постановкам. Среди них следует отдельно упомянуть следующие работы: «Мэри Поппинс», «Коньки», «Морские ворота», «Большая докторская сказка». Композитор работал над песнями для детских радиопередач «Будильник».

Виктор исполнял песни вместе с Д. Дихтером и Г. Бочкиной, затем — с Д. Богдановым и Г. Бочкиной. Музыкант входил в число руководителей проекта под названием «Песни нашего века».

Смерть

Виктор Берковский скончался в Москве 22 июля 2005 года после продолжительной и тяжелой болезни, ему было 74 года. Музыканта похоронили на Николо-Архангельском кладбище. В Запорожье установлена мемориальная доска на доме, в котором в период 1946-1961 годов жил композитор.

www.navolne.life

Официальный сайт Виктора Берковского

По просьбе Юлии и других пользователей сайта выкладываем текст и ноты песни «Колечко» («Пролитую слезу...») на стихи Иосифа Бродского.

Божественной субботы хлебнули мы глоток. От празднеств и работы закрылись на замок...

Подведены итоги Международного Грушинского Интернет-конкурса (полуфинал-2017), посвященного юбилеям Виктора Берковского и Юнны Мориц.

Вот песни Виктора Берковского и их исполнители, прошедшие в финал:

  • Ансамбль Марго (г. Мурманск) — Ночная песня
  • Белякова Ирина (г. Н.Новгород) — Пролитую слезу Автор текста: Иосиф Бродский. Автор музыки: Виктор Берковский
  • Бирина Наталия (г. Н.Новгород) — Колечко Автор текста: Иосиф Бродский, Автор музыки: Виктор Берковский
  • Васильев Андрей (г. Москва) — Бульдог и таксик Автор текста: Хармс Даниил. Автор музыки: Берковский Виктор и Никитин Сергей
  • Дуэт Галина и Сергей Брусницыны (г. Москва) — Чупа Автор текста: Дмитрий Сухарев. Автор музыки: Виктор Берковский
  • Чернышев Александр (г. Новосибирск) — Тишайший снегопад Автор текста: Александр Межиров. Автор музыки: Виктор Берковский

Апрель 2017 г.

Смотрите Обновления сайта:

  • Мирослава и Владимир Асцатуровы
  • Игорь Каримов

вспоминают о Викторе Берковском.

Вечер памяти Виктора Берковского: смотрите и слушайте

«Берковские вечера»-2016

13 июля 2016 года Виктору Берковскому исполнилось бы 84 года. Одиннадцать лет его нет с нами, а мы его помним, чтим его высокие человеческие качества и поем созданные им прекрасные песни.

Каждый год в этот день, при поддержке друзей, проходят «Берковские вечера» на его с Маргаритой даче в Балашихе. Звучат воспоминания друзей и стихи современных поэтов. На сцене поют многие известные барды и музыкальные коллективы. Каждый новый год приносит новые имена авторов и исполнителей, мы всегда рады приветствовать их на этой сцене. В этом году сценарий вечера предусматривал включения в концерт на телевизионном экране выступления Виктора. Его живой голос вносил дополнительную доверительность в атмосферу душевности и тепла этого вечера. Расходиться, как всегда, никто не хотел.

Смотрите фоторепортажи c «Берковских вечеров»-2016 от Юрия Лукина и Олега Асцатурова.

Соавторы и друзья В. Берковский и Ю. Левитанский

Они успели познакомиться и подружиться.

На стихи Юрия Левитанского написаны в разные годы такие песни, как:

  • «Кинематограф»,
  • «Ну что с того, что я там был»,
  • «Дни, недели, много сотен лет»,
  • «Каждый выбирает для себя»,
  • «Я весть о себе не подам»,
  • «Человек, строящий воздушные замки»,
  • «Белая баллада».

Виктор Берковский на Грушинском фестивале 1987 г.

Памяти Виктора Берковского

К 80-летнему юбилею композитора Виктора Берковского ТВ-канал «Подмосковье» показал документальный фильм.

Июль 2012 г.

10 лет без Виктора Берковского

Помним и любим!

День рождения Виктора Берковского

13.07.2015 на даче композитора в подмосковной Балашихе прошла традиционная встреча друзей и почитателей творчества В.С. Берковского.

Музыкальные вечера, ежегодно, в день его рождения проводит с поддержкой друзей его вдова Маргарита Берковская. На зеленой поляне под тентами собираются лучшие исполнители его песен и благодарные слушатели.

Его творчество — пример для новых авторов

Виктор Берковский занимает особое место в авторской песне. Это композитор, обладающий неповторимым лирическим голосом. Простой перечень авторов текстов, к которым сочинял песни Берковский, говорит о высококлассном отборе поэтического материала. В его песнях удивительно сочетаются интеллигентность и народность, а общий гармонический ряд очень качественный. У него почти нет плохих, неудачных песен, что бывает крайне редко. А уж если говорить о «Гренаде» — мало кому удаётся написать такую песню, её одной достаточно, чтобы автора запомнили навсегда.

Особых слов заслуживают две его песни: «Под музыку Вивальди» (написанная совместно с Сергеем Никитиным) и «С любимыми не расставайтесь», которые иллюстрируют высочайший уровень и своеобразие этого композитора.

По тонкому сочетанию разнообразных гармонических переходов «Под музыку Вивальди» можно сравнить с лучшими песнями «Битлз» — например, со знаменитой «Yesterday». В обеих песнях («Вивальди» и «Yesterday») использован сложный и в то же время естественный переход от мажора к минору. Плавающий, неопределённый, блуждающий мажор–минор, микропереходы между ними, микрогармонии создают активное поле гармонического воздействия; а то, что аккорды по их функциональному положению можно трактовать по-разному (так же, как в «Yesterday», ре минор оборачивается фа мажором), создаёт интригу, лишает заданности восприятие музыки. Многим сегодняшним бардам, всем, работающим в этом жанре, я бы посоветовал внимательнее прислушаться к этой музыке. Она перечёркивает взгляд на авторскую песню как на набор трёх аккордов, — представление, всё ещё не изжившее себя, поскольку до сих пор поддерживается творчеством многих авторов этого жанра. Виктор Берковский — один из тех, кто избежал гармонических клише.

Очень интересна драматургия песни «С любимыми не расставайтесь». После песен Галича это, пожалуй, единственный в своём роде случай, когда в песне заложен сценарий. Этот пример говорит о многогранных возможностях песни вообще и о качестве, которое делает её по-настоящему интересной. Для большинства песен на первом куплете всё уже понятно, и дальше слушать становится неинтересно. А песня Берковского с самого начала наполнена драматическим содержанием. Вообще это стихотворение Кочеткова (которое скорее можно назвать поэмой) — одно из самых трудных для музыки, там столько переходов и изменений, что отразить их крайне трудно, но песня блестяще преодолевает все сложности. Это позволяет говорить о Берковском как о песенном драматурге и выделяет его среди многих бардов — настолько он разнообразен и интригующ, столь много у него неожиданных ходов.

Хочется вообще подчеркнуть, что «композиторская линия» Берковского и Никитина в жанре авторской песни проходит особняком, её отличает высокое качество музыкального искусства. К сожалению, это не стало центральной линией современной авторской песни, которая в целом всё больше приближается к попсе, к эстраде, работая не на повышение, а на понижение уровня культуры общества. Это позволяет расширять аудиторию, так как обеспечивает больший комфорт слушателям, которые, слушая песни, могут получать удовольствие без приложения собственных усилий, — и в этом главное отличие теперешней авторской песни от песен авторов первой волны, родоначальников этого жанра. Окуджава, Н. Матвеева, Галич, Высоцкий, Ким — это, безусловно, «повышающая культура», воспринимать творчество этих авторов не так просто (и даже когда кажется, что легко, там всегда есть проблемы, вызывающие напряжение и заставляющие думать). Творчество Берковского, также ориентированное на более высокие цели, позволяет говорить о нём как о достойном представителе первой волны авторской песни.

Моя оценка Виктора Берковского как композитора этого жанра — высочайшая. Его творчество должно служить примером для новых авторов, которые пишут песни на хорошие стихи.

Владимир Дашкевич, 9 октября 2006 г.

Он был человек-праздник

К Виктору Берковскому я испытываю самые добрые чувства и, прежде всего, чувство благодарности. Дело было не только в его прекрасной музыке, он сам был человек-праздник, полный радости, доброты, верности друзьям.

Я не знаток бардовской песни и не могу судить, был ли Виктор бардом в прямом смысле этого слова. Ведь барды сами сочиняют и тексты, и музыку к ним.

Виктор стихи не писал, но он умел безошибочно точно выбирать у любимых поэтов самое лучшее и дополнял поэзию своими чудными мелодиями. Чтобы решиться на такое соавторство, например, с Бродским, Самойловым, Киплингом, требовалась известная творческая смелость. Но вот что замечательно: Виктор Берковский выбирал только близкие ему по духу стихи и так оттачивал свои мелодии, что ему удавалось открывать нам новые глубины в давно знакомом.

После ухода Виктора жизнь стала скучнее, очень его недостаёт.

Прекрасно, что выходит эта книга — полное собрание сочинений талантливого композитора. Уверен, что для многих тысяч людей, которые любили и любят песни Берковского, книга будет продолжением его праздника.

Фазиль Искандер, 2006 г.

Page 2

По рыбам, по звёздам

Проносит шаланду:

Три грека в Одессу

Везут контрабанду.

На правом борту,

Что над пропастью вырос:

Янаки, Ставраки,

Папа Сатырос.

А ветер как гикнет,

Как мимо просвищет,

Как двинет барашком

Под звонкое днище,

Чтоб гвозди звенели,

Чтоб мачта гудела:

– Доброе дело!

Хорошее дело!

Ай, греческий парус!

Ай, Чёрное море!

Чёрное море,

Чёрное море!..

Вор на воре!

Двенадцатый час —

Осторожное время.

Три пограничника,

Ветер и темень.

Три пограничника,

Шестеро глаз —

Шестеро глаз

Да моторный баркас...

Три пограничника!

Вор на дозоре!

Бросьте баркас

В басурманское море,

Чтобы вода

Под кормой загудела:

– Доброе дело!

Хорошее дело!

Ай, звёздная полночь!

Ай, Чёрное море!

Чёрное море,

Чёрное море!

Вор на воре!

Вот так бы и мне

В налетающей тьме

Усы раздувать,

Развалясь на корме,

Да видеть звезду

Над бушпритом склонённым,

Да голос ломать

Черноморским жаргоном,

Да слушать сквозь ветер,

Холодный и горький,

Мотора дозорного

Скороговорки!

Иль правильней, может,

Сжимая наган,

За вором следить,

Уходящим в туман...

И вдруг неожиданно

Встретить во тьме

Усатого грека

На чёрной корме...

Так бей же по жилам,

Кидайся в края,

Бездомная молодость,

Ярость моя!

Чтоб звёздами сыпалась

Кровь человечья,

Чтоб выстрелом рваться

Вселенной навстречу,

Чтоб волн запевал

Оголтелый народ,

Чтоб злобная песня

Коверкала рот, —

И петь, задыхаясь,

На страшном просторе:

— Чёрное море,

Чёрное море!..

Ай, звёздная полночь!

Ай, Чёрное море!

Чёрное море,

Чёрное море!

Хорошее море!..

Примечания к тексту.

Стихотворение в песенной версии сокращено.

Авторский комментарий:

«Контрабандисты» были написаны по настоянию моего двоюродного брата Михаила Берковского, который лет пять ко мне приставал, чтобы я сочинил песню на эти стихи. И однажды совсем меня допёк: вот, мол, сколько тебя прошу, а ты!.. Я оправдывался, что ведь не на заказ же пишу... Потом он ушёл, а я начал писать эту песню.

Сегодня я очень благодарен Мише за его настойчивость.

В 1967 г. на семинаре по проблемам авторской песне в Петушках я спел эту песню в общем концерте. В зале присутствовал Александр Галич. На следующее утро, встретив меня на территории пионерлагеря, где всё это происходило, Александр Аркадьевич остановил меня, сказал несколько лестных слов про песню, но при этом заметил, что всё же желательно точно передавать слова поэта, — ведь он много работает над каждым словом, — и не путать «мачту» и «гвозди» (а я спел «мачта звенела» и «гвозди гудели»). Я принял совет с благодарностью и стараюсь внимательно относиться к текстам песен. К сожалению, не всегда это удаётся.

Первым исполнителем этой песни стал квинтет физиков под управлением Сергея Никитина; я помню их концерт в 1968 году «с видеорядом», где «Контрабандисты» звучали на фоне диапозитивного рисунка Александра Климова: там было курчавое море, курчавые контрабандисты, буря и лодка, преодолевающая стихию…

«Контрабандисты» — сложное стихотворение. Мне не удалось в полной мере отразить его в песне. Там ведь всё очень глубоко: сложные переживания поэта в связи с налетевшей революцией. В песне — далеко не всё.

Page 3

По рыбам, по звёздам

Проносит шаланду:

Три грека в Одессу

Везут контрабанду.

На правом борту,

Что над пропастью вырос:

Янаки, Ставраки,

Папа Сатырос.

А ветер как гикнет,

Как мимо просвищет,

Как двинет барашком

Под звонкое днище,

Чтоб гвозди звенели,

Чтоб мачта гудела:

– Доброе дело!

Хорошее дело!

Ай, греческий парус!

Ай, Чёрное море!

Чёрное море,

Чёрное море!..

Вор на воре!

Двенадцатый час —

Осторожное время.

Три пограничника,

Ветер и темень.

Три пограничника,

Шестеро глаз —

Шестеро глаз

Да моторный баркас...

Три пограничника!

Вор на дозоре!

Бросьте баркас

В басурманское море,

Чтобы вода

Под кормой загудела:

– Доброе дело!

Хорошее дело!

Ай, звёздная полночь!

Ай, Чёрное море!

Чёрное море,

Чёрное море!

Вор на воре!

Вот так бы и мне

В налетающей тьме

Усы раздувать,

Развалясь на корме,

Да видеть звезду

Над бушпритом склонённым,

Да голос ломать

Черноморским жаргоном,

Да слушать сквозь ветер,

Холодный и горький,

Мотора дозорного

Скороговорки!

Иль правильней, может,

Сжимая наган,

За вором следить,

Уходящим в туман...

И вдруг неожиданно

Встретить во тьме

Усатого грека

На чёрной корме...

Так бей же по жилам,

Кидайся в края,

Бездомная молодость,

Ярость моя!

Чтоб звёздами сыпалась

Кровь человечья,

Чтоб выстрелом рваться

Вселенной навстречу,

Чтоб волн запевал

Оголтелый народ,

Чтоб злобная песня

Коверкала рот, —

И петь, задыхаясь,

На страшном просторе:

— Чёрное море,

Чёрное море!..

Ай, звёздная полночь!

Ай, Чёрное море!

Чёрное море,

Чёрное море!

Хорошее море!..

Примечания к тексту.

Стихотворение в песенной версии сокращено.

Авторский комментарий:

«Контрабандисты» были написаны по настоянию моего двоюродного брата Михаила Берковского, который лет пять ко мне приставал, чтобы я сочинил песню на эти стихи. И однажды совсем меня допёк: вот, мол, сколько тебя прошу, а ты!.. Я оправдывался, что ведь не на заказ же пишу... Потом он ушёл, а я начал писать эту песню.

Сегодня я очень благодарен Мише за его настойчивость.

В 1967 г. на семинаре по проблемам авторской песне в Петушках я спел эту песню в общем концерте. В зале присутствовал Александр Галич. На следующее утро, встретив меня на территории пионерлагеря, где всё это происходило, Александр Аркадьевич остановил меня, сказал несколько лестных слов про песню, но при этом заметил, что всё же желательно точно передавать слова поэта, — ведь он много работает над каждым словом, — и не путать «мачту» и «гвозди» (а я спел «мачта звенела» и «гвозди гудели»). Я принял совет с благодарностью и стараюсь внимательно относиться к текстам песен. К сожалению, не всегда это удаётся.

Первым исполнителем этой песни стал квинтет физиков под управлением Сергея Никитина; я помню их концерт в 1968 году «с видеорядом», где «Контрабандисты» звучали на фоне диапозитивного рисунка Александра Климова: там было курчавое море, курчавые контрабандисты, буря и лодка, преодолевающая стихию…

«Контрабандисты» — сложное стихотворение. Мне не удалось в полной мере отразить его в песне. Там ведь всё очень глубоко: сложные переживания поэта в связи с налетевшей революцией. В песне — далеко не всё.

www.vberkovsky.ru

Виктор Берковский: биография и творчество :

В данном материале вашему вниманию будет представлена биография Виктора Берковского. Этот российский ученый также обрел известность как композитор и бард. При этом он был кандидатом технических наук и профессором. Родился будущий музыкант и ученый в украинском городе Запорожье. Это событие произошло в 1932 году, 13 июля.

Биография

Отец Виктора Берковского был работником металлургического завода «Днепроспецсталь», а звали его Семен Михайлович. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт. В 1942 г. его демобилизовали после того, как он получил тяжелое ранение обеих рук. Этель Викторовна, мать будущего музыканта, работала врачом на заводе.

В песнях Виктора Семеновича Берковского и поэта Дмитрия Сухарева отражены воспоминания музыканта о юных фронтовиках, которые были немногим старше их и отправлялись на передовую прямо из военкомата «с бритыми навечно головами». Эта композиция была названа «Вспомните, ребята» и стала одним из самых пронзительных и известных произведений музыканта.

Детство Виктор провел в родном городе. В период Великой Отечественной войны он жил первое время с матерью, а когда отец вернулся с фронта, и со всей семьей, в нынешнем Новокузнецке, в эвакуации. Там мать мальчика Этель Викторовна, будучи врачом-кардиологом, в госпитале для тяжелораненых заведовала терапевтическим отделением.

Берковский-ученый

В 1950 году Виктор Берковский прошел обучение в средней школе № 50 в городе Запорожье и отправился в Москву получать дальнейшее образование. Сначала он стал студентом Московского автомобильно-дорожный института, но перевелся после первого курса и начал посещать Московский институт стали, который позднее был переименован в МИСиС.

Будущий композитор окончил это учебное заведение в 1955 году и получил специальность «Обработка металлов давлением». Берковский вернулся в Запорожье и стал работником электрометаллургического завода «Днепроспецсталь».

Сначала он был вальцовщиком прокатного стана, после этого последовательно прошел все ступени ремесла металлурга-прокатчика и стал заместителем начальника на техническом отделе завода. В 1962 году Виктор вернулся в Москву. Он решил поступить в аспирантуру МИСиСа и защитил кандидатскую диссертацию. В результате он остался преподавать и работать в этом институте.

Два года провел в Индии, в командировке. Там он в городе Харагпур преподавал в Индийском технологическом институте на металлургическом факультете. Названный город находится неподалеку от Калькутты, куда ученого направили вместе с группой профессоров.

Главным направлением научной работы Виктора стало создание систем управления прокатными станами. Он занимался разработкой программного обеспечения для компьютерных систем, которые ориентированы на расчет параметров процесса прокатки.

Берковский-композитор

В жанре авторской песни Виктор Берковский проявил себя как один из ярчайших представителей этого направления. Практически всю жизнь этот человек наряду с научной и преподавательской работой сочинял музыку. Он является автором музыки для более чем двухсот песен.

Среди них наиболее известными стали следующие композиции: «Гренада», «Ну что с того, что я там был», «Альма-матер», «На далекой Амазонке», «Под музыку Вивальди», «Песня шагом, шагом», «Выезд», «Сороковые роковые», «Лошади в океане», «Две женщины», «Черешневый кларнет», «Контрабандисты», «Спляшем, Пэгги, спляшем!», «Снегопад», «Ночная дорога».

Уже после смерти Виктора Берковского успех обрела песня «Колечко» на стихи Иосифа Александровича Бродского, которая прозвучала в остросюжетном триллере «Исаев» С. Урсуляка. Картина вышла на экраны в 2009 году, а указанную композицию в ней исполнила Полина Агуреева.

Берковский вместе с Сергеем Никитиным создавал музыку к радиоспектаклям, кинофильмам и театральным постановкам. Среди них следует отдельно упомянуть следующие работы: «Мэри Поппинс», «Коньки», «Морские ворота», «Большая докторская сказка». Композитор работал над песнями для детских радиопередач «Будильник».

Виктор исполнял песни вместе с Д. Дихтером и Г. Бочкиной, затем — с Д. Богдановым и Г. Бочкиной. Музыкант входил в число руководителей проекта под названием «Песни нашего века».

Смерть

Виктор Берковский скончался в Москве 22 июля 2005 года после продолжительной и тяжелой болезни, ему было 74 года. Музыканта похоронили на Николо-Архангельском кладбище. В Запорожье установлена мемориальная доска на доме, в котором в период 1946-1961 годов жил композитор.

www.syl.ru

Берковский, Виктор Семёнович - это... Что такое Берковский, Виктор Семёнович?

Ви́ктор Семёнович Берко́вский (13 июля 1932, Запорожье — 22 июля 2005, Москва) — советский и российский учёный, композитор, бард. Кандидат технических наук, профессор.

Биография

Виктор Семёнович родился 13 июля 1932 года на Украине, в городе Запорожье. Детство прошло в родном городе. Во время Великой Отечественной войны жил с семьёй в эвакуации в г. Сталинске (ныне Новокузнецк), где его мать, врач-кардиолог, заведовала терапевтическим отделением в госпитале для тяжелораненых. Отец воевал и вернулся домой после тяжёлого ранения.

Берковский-учёный

В 1950 г. Берковский оканчивает среднюю школу и уезжает учиться в Москву. Поступает сначала в Московский автомобильно-дорожный институт, но после первого курса переводится в Московский институт стали (позднее переименованный в Институт стали и сплавов, МИСиС). Заканчивает МИСиС в 1955 г. по специальности «Обработка металлов давлением». Возвращается в Запорожье, работает на электрометаллургическом заводе «Днепроспецсталь» — сначала на рабочей должности вальцовщика прокатного стана, затем последовательно проходя все ступени профессии металлурга-прокатчика вплоть до заместителя начальника технического отдела завода.

В 1962 г. Берковский вернулся в Москву. Поступил в аспирантуру МИСиС а, а в 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию, после чего остался работать и преподавать в этом институте. Два года (1970—1972) провёл в командировке в Индии, где преподавал на металлургическом факультете Индийского технологического института в городе Кхарагпур, недалеко от Калькутты, куда он был направлен в составе небольшой группы профессоров.

Главные направления научной работы Берковского — разработка теоретических основ и программного обеспечения компьютерных систем для расчёта технологических параметров процесса сортовой прокатки и создание автоматизированных систем для управления режимом прокатки прокатных станов. Под его руководством защищено 14 кандидатских диссертаций. Им опубликовано более 120 научных трудов, множество учебных пособий и статей в научных журналах, в том числе:

— учебник «Теория пластической деформации и обработка металлов давлением» (в соавторстве с В. А. Мастеровым), выдержавшим три издания (1969, 1976, 1989); — книга «Калибровки сортовых станов заводов Главспецстали» в 3 томах (1972, в соавторстве).

За заслуги в области образования он удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Берковский-композитор

Практически всю жизнь наряду с преподавательской и научной работой Виктор Берковский сочинял музыку, являясь одним из ярчайших представителей жанра авторской песни. Его перу принадлежит более 200 песен, наиболее известные — «Гренада» (стихи М. Светлова), «Песня шагом, шагом» (стихи Н. Матвеевой), «Ну что с того, что я там был» (стихи Ю. Левитанского), «Сороковые роковые», «Выезд» (стихи Д. Самойлова), «Лошади в океане» (стихи Б. Слуцкого), «Вспомните, ребята!», «Песенка про собачку Тябу», «Альма-матер», «Две женщины» (стихи Д. Сухарева), «Контрабандисты» (стихи Э. Багрицкого), «На далёкой Амазонке» (музыка совместно с М. Синельниковым, стихи Р. Киплинга в переводе С. Маршака), «Черешневый кларнет» (стихи Б. Окуджавы), «Спляшем, Пэгги, спляшем!» (шотландские песни в переводе И. Токмаковой), «Под музыку Вивальди» (музыка совместно с С. Никитиным, стихи А. Величанского), «Снегопад» (стихи Ю. Мориц).

В соавторстве с Сергеем Никитиным Берковский пишет музыку к театральным спектаклям, кинофильмам и радиоспектаклям, вот некоторые из них: «Мэри Поппинс» (Театр имени Ермоловой, 1975), «Коньки» (Центральный детский театр, 1975), «Морские ворота» (песни на стихи Ю. Визбора; Рижская киностудия, 1974), «Большая докторская сказка» (радиоспектакль по сказке К. Чапека, 1977), «Али-Баба и 40 песен персидского базара» (музыкальный спектакль, сценарий В. Смехова, 1979, поставлен во многих театрах России, Украины и Казахстана); песни к детским радиопередачам «Будильник» (на стихи В. Левина и Д. Хармса, 1978). Исполнял песни с Г. Бочкиной и Д. Дихтером, затем Г. Бочкиной и Д. Богдановым.

Был одним из руководителей проекта «Песни нашего века» (1998).

Скончался 22 июля 2005 года в Москве. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

Мемориальная доска на доме, где жил В.С.Берковский

В Запорожье на доме, где с 1946 по 1961 год жил композитор, установлена мемориальная доска.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также