Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография александра панкратова черного


Александр Панкратов-Черный (Aleksandr Pankratov-Chyornyy): фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер.

Родился 28 июня 1949 года в семье донских и черниговских казаков, сосланных в Алтайский край в 1920-е годы. Детство и юность будущего актера были омрачены трагическими событиями: в 1952-м скончался его отец, позднее от голода погибли двое братьев.

Мать Александра мечтала, чтобы сын выбрал стезю военного, а тот хотел стать клоуном. По окончании школы он поступил в Горьковское театральное училище, до 1971-го работал в Пензенском драматическом театре. В 1976-м Панкратов получил диплом режиссера во ВГИКе. Именно в этот период он добавил к фамилии звучную приставку «Черный», чтобы отличаться от сокурсника-однофамильца.

Актер играл в театральных постановках, но наибольшую популярность ему принес кинематограф: за тридцатилетнюю карьеру он снялся более чем в ста лентах, среди которых «Где находится нофелет?», «Курьер», «Сибириада», «Жестокий романс», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Мастер и Маргарита», «Ржевский против Наполеона», «Остров ненужных людей».

Кроме того, Панкратов-Черный еще в 1960-х писал стихи, затем с головой ушел в театр и кино и вернулся к поэзии лишь через тридцать лет. В 1996-м вышел его первый сборник, а импровизированная молитва «Господи, дай же мне волю» была исполнена Иосифом Кобзоном на открытии восстановленного Храма Христа Спасителя. Литературные критики высоко оценили талант актера: он стал лауреатом художественных премий имени Франца Кафки, имени А.С. Пушкина, «Петрополь».

Панкратов-Черный известен своей социально-политической деятельностью, в 1996-м он участвовал в выборах в Госдуму. Актер – глава фонда «Наше поколение», поддерживающего детей-спортсменов, президент фестиваля «Южные ночи», член совета благотворительной организации «Благомир», председатель попечительского совета фонда имени М.Евдокимова.

Первая жена актера, Вероника Изотова, родила ему сына Эдуарда. Сейчас Панкратов-Черный живет в гражданском браке с Юлией Монаховой, дочерью известного советского кинооператора, воспитывает сына Владимира, который решил пойти по стопам родителей и связать свою жизнь с кинематографом.

Панкратов-Черный успешно выступал в лентах разных жанров, но, по признанию многих критиков, самые удачные его роли – комедийные.

www.ivi.ru

Александр ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ

Александр ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ

А. Панкратов родился 28 июня 1949 года в деревне Конево Алтайского края в бедной крестьянской семье. Его мать Агриппина Яковлевна Токарева была родом из Челябинска, но в 20-е годы их семью сослали на Алтай. Там Агриппина Яковлевна вышла замуж за такого же ссыльного казака Василия Гусева, однако фамилию первого мужа - Панкратова - оставила, именуясь Токаревой-Панкратовой. При этом и детям своим она тоже дала фамилию первого мужа. Почему? Дело в том, что первый ее муж в отличие от второго, казака, не был «запятнан» перед советской властью. Впоследствии ее первый муж уйдет на фронт и погибнет в 1945 году на войне с японцами.

Семья Гусевых-Панкратовых была многодетной, однако во время войны двое детей - Толя и Лида - умерли от голода. В живых осталась дочь, а затем на свет появился и Александр.

Мать Александра всегда мечтала о том, чтобы ее дети получили хорошую и надежную профессию. К примеру, сына она хотела видеть офицером Советской Армии, где и кормежка была казенной, и форма красивая. А сам Александр с детства мечтал посвятить себя литературе или искусству (сначала хотел быть клоуном в цирке, затем драматическим актером).

К литературе Александра с детства приобщила бабушка, которая знала массу разных стихов, сказок и всегда рассказывала их своим внукам. Однако в отличие от сестры, которая просто слушала, Александр все услышанное запоминал наизусть и часто затем декламировал вслух. А в девять лет он уже написал свое первое стихотворение. Потом семья Панкратовых переехала с Алтая в Кемеровскую область, и Александр стал заниматься в студии молодых поэтов, которой руководил друг Александра Твардовского поэт Михаил Александрович Небогатов. Именно он оценил литературные успехи Панкратова и напутствовал его: «Саня, продолжай писать, у тебя это получается».

Что касается любви к драматическому искусству, то она возникла у Александра по причине вполне банальной - после посещения клуба, где пару раз в месяц коневцам демонстрировали кино. Насмотревшись на красивую киношную жизнь, Александр стал мечтать о карьере артиста. И в 1965 году эта мечта сбылась - он поступил в Горьковское театральное училище (курс Н. А. Левко и Т. П. Рождественской).

Жизнь Панкратова-студента была трудной. Хлебнул он тогда всякого: и бит был неоднократно (несмотря на то, что занимался в училище рукопашным боем, это не всегда выручало - с тех пор у него и ноздри разорваны, проткнуто легкое, на руках и ногах было несколько переломов), и голодал по-настоящему. Общежития у училища не было, стипендия составляла 20 рублей плюс 3 рубля так называемых «квартирных». Обычно студенты складывались по пятерке и снимали одну комнату на четверых. Но Панкратов любил уединение, поэтому снял угол на одного и платил хозяевам 10 рублей в месяц. У него еще оставалось 13 рублей плюс каждую неделю мама присылала ему посылку, где вместе с продуктами (сало, картошка) всегда были 3 рубля. На эти 16 рублей Панкратов тогда и жил. Но однажды мама заболела и не смогла отправить сыну посылку. А тот, естественно, не зная об этом, умудрился потратить свои 13 рублей, надеясь на мамины деньги. Но те в назначенный день не пришли. Не пришли они и в последующие дни, что крайне пагубно сказалось на житье-бытье Панкратова. Все это время он жил впроголодь, в транспорте ездил исключительно «зайцем». Трудно сказать, как бы он прожил оставшиеся до следующей посылки дни, но однажды ему повезло. Ехал он в трамвае и внезапно заметил в Проходе, прямо возле двери, 15-копеечную монету. С трудом сдерживаясь, чтобы не привлечь к себе внимание остальных пассажиров, Панкратов подошел к монетке и наступил на нее. В следующую секунду он намеревался нагнуться и спокойно подобрать ее, однако в его планы внезапно вмешались пассажиры, вошедшие в трамвай на очередной остановке. Они стали отталкивать Панкратова к окну, но он, боясь сойти с монеты, стоял насмерть и на все тычки отвечал не менее болезненными ударами. Так продолжалось несколько минут, и все это время Панкратову никак не удавалось нагнуться, потому что следом за вошедшими пассажирами на него стали напирать те, кто собирался выйти из трамвая. В конце концов, видя, что это может продолжаться бесконечно, Панкратов решил больше не испытывать судьбу и громко произнес: «Граждане, я уронил деньги!». Эта фраза подействовала на людей магически, и все, кто стоял рядом, на несколько секунд расступились. Этого времени Панкратову вполне хватило, чтобы нагнуться и подобрать злополучные 15 копеек.

Молодому читателю трудно себе представить, какую ценность представляли эти 15 копеек в те уже далекие времена. Однако Панкратову хватило их, чтобы в студенческой столовой купить себе стакан чая (3 копейки) и 12 кусков хлеба. И все это он съел там же, на глазах у изумленных студентов.

Между тем наравне с учебой Панкратов немало времени продолжал уделять и поэтическому творчеству. Он посещал поэтическую студию, которой руководил поэт Борис Ефимович Пильник, публиковал стихи в местных печатных изданиях. Одно из этих стихотворений, которое Панкратов приурочил к 50-летию советской власти, едва не стоило ему карьеры. Кто-то из больших начальников усмотрел в стихах явную крамолу, и Панкратова вызвали «на ковер». Там ему дали хороший втык и взяли с него подписку о нераспространении своих стихов. Короче, он тогда легко отделался. Но мать Александра очень испугалась (она ведь всю жизнь боялась, что ее детям придется хлебнуть опалы, как когда-то ей с мужем) и во всех своих письмах стала буквально умолять сына бросить писать стихи. И на какое-то время Панкратов действительно с этим делом «завязал».

Следует отметить, что мать Александра была очень проницательной женщиной. Об этом говорит хотя бы такой случай. Во время учебы в театральном училище Панкратов познакомился с некой женщиной по имени Ирина, но свою связь с нею скрывал от всех, в том числе и от матери. И каково же было его удивление, когда в один из дней от нее пришло письмо, в котором она в частности, писала: «Сыночек, ни о чем тебя не хочу расспрашивать, но ты хоть имя той девушки, с которой встречаешься назови...» Оказывается, мать раскинула карты, и те указали ей что рядом с сыном появилась какая-то женщина. Кстати, Ирина стала затем первой женой Панкратова.

В 1969 году Панкратов окончил театральное училище и уехал в Пензу - играть в труппе местного областного театра драмы. Однако его актерство длилось недолго - через два года его призвали в армию, в Таманскую дивизию. Вернувшись на гражданку, Панкратов решил не возвращаться обратно в театр, а приехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е. Дзигана). Закончил он его в 1976 году, причем со скандалом. Его дипломной работой стал фильм по А. Пушкину «Штрихи к портрету». Однако вместо положенных двух частей по 10 минут каждая Панкратов снял три части. Ректор института обвинил его в умышленном нарушении и пригрозил, что не поставит ему зачет. И тогда за Панкратова заступился Леонид Гайдай, который возглавлял экзаменационную комиссию. Он не побоялся встать со своего места и обратиться к ректору со словами: «Как вам не стыдно! До Панкратова перед вами показывали свои работы другие студенты, у которых были точно такие же нарушения, но вы не сделали им ни одного замечания. Потому что это дети достаточно влиятельных родителей». Ректор ничего не смог возразить Гайдаю и вынужден был поставить Панкратову зачет.

Стоит отметить, что с тех пор у Гайдая с Панкратовым установились дружеские отношения, и мэтр советской комедии часто выручал Александра в тяжелую пору. Например, когда то сидел без работы, он приглашал его на маленькие роли в свои сюжеты, снимаемые для сатирического киножурнала «Фитиль».

Между тем первая самостоятельная работа Панкратова-Режиссера появилась на свет в 1979 году - это был фильм «Взрослый сын», который через год был удостоен специального приза на кинофестивале в Душанбе. Главные роли в нем сыграли молодые актеры Ольга Гудкова и Евгений Леонов-Гладышев. Кстати, вскоре после этого фильма к фамилии Панкратов появилась приставка - Черный. Получилось это следующим образом. На пленуме Союза кинематографистов, посвященном работе с молодежью, его участники стали обсуждать режиссерскую работу Панкратова, и один из них, профессор ВГИКа Илья Вениаминович Вайсель, заметил: «Я имею в виду не белого Панкратова, а черного...» (Речь шла еще об одном режиссере, который носил то же имя и ту же фамилию - Александр Панкратов, но был блондином). С тех пор Александр Панкратов стал официально именоваться еще и Черным.

В том же году состоялся и актерский дебют Панкратова в кино. Он сыграл небольшую роль (Сашка) в фильме Андрона Михалкова-Кончаловского «Сибириада».

Что касается личной жизни Панкратова, то она была не менее бурной, чем творческая. Успев развестись с несколькими женами, он к моменту своего режиссерского дебюта влюбился в очередной раз. Причем на этот раз в дочь известного кинематографиста Юлию. Однако отец девушки счел этот факт возмутительным (мол, какой-то провинциал хочет сделать себе карьеру, женившись на его дочери) и запретил Панкратову переступать порог их дома. Обиженный Панкратов на несколько дней скрылся из города. Но история на этом не закончилась. Юля пренебрегла запретом своего отца и сбежала из дома к любимому. Вскоре После этого они поженились. В самом начале 80-х у них родился сын Владимир.

В 1982 году на широкий экран вышла очередная работа режиссера Панкратова - трагикомедия «Похождения графа Невзорова» по одноименной повести А. Толстого. А через два года огромный зрительский успех пришел к Панкратову-актеру, сыгравшему одну из главных ролей - Степана - в картине Карена Шахназарова «Мы из джаза».

А. Панкратов-Черный вспоминает: «Когда Карен Шахназаров писал вместе с Александром Бородянским сценарий «Мы из джаза», то делился со мной своими замыслами, а я высказывал какие-то соображения по поводу образа Степана. И вдруг у Карена возникла рискованная идея попробовать меня в этой роли.

Утверждение на роль оказалось для меня ошеломляющей неожиданностью...»

В фильме было много музыки и песен, одну из которых -«Чемоданчик» - должен был исполнять герой Панкратова. Однако во время съемок ему никак не удавалось точно попасть в артикуляцию звучавшей за кадром фонограммы (песню исполнял оператор картины Владимир Шевцик). В конце концов звукооператор картины Инна Зеленцова не выдержала и предложила: «Панкратов, тебе обязательно нужно выпить!» И она оказалась права. Когда актер опрокинул в себя пару рюмок водки результат превзошел все ожидания, и эпизод удалось записать с первого же захода.

Премьера фильма в Доме кино запомнилась Панкратову не только с радостной стороны. Что же произошло? Фильм закончился поздно вечером, но расходиться по домам после такого события никому из создателей фильма не хотелось. Было решено пойти к одному из приятелей Панкратова. Но прежде чем ехать, приятеля следовало предупредить о приезде гостей по телефону. И Панкратов побежал на другую сторону улицы к телефону-автомату. Но в этот момент рядом проезжала милицейская машина, на переднем сиденье которой сидел капитан, явно бывший подшофе. Не вылезая из машины, он закричал на всю улицу актеру: «Эй, ты, в очках, иди сюда!» Панкратова, естественно, возмутило столь беспардонное обращение, и он ответил: «А что ты мне тычешь?» Судя по всему, милиционеры, которых было несколько человек, только этого и ждали, потому что в следующую секунду они вылезли из машины и, сопровождая свои действия отборной бранью, скрутили Панкратова и затолкали его в «воронок». И самое обидное было в том, что свой пиджак с документами актер перед этим набросил на плечи жены: вечер был прохладный. Поэтому, когда его доставили в милицию, утверждения о том, что он актер, не произвели на стражей порядка никакого впечатления. «Знаем мы таких актеров», - звучало ему в ответ, и на Панкратова стал оформляться протокол за оказание сопротивления при проверке документов. Актеру грозил крупный штраф и «телега» на работу. Но в этот момент в отделение приехал один из приятелей актера, который вместе с ним был в Доме кино. Он и подтвердил подлинность слов задержанного и буквально вызволил друга из беды.

Но вернемся к творческим делам Александра Панкратова.

После работы в картине «Мы из джаза» он стал одним из любимых актеров режиссера Шахназарова и тот снял его и в двух последующих своих картинах: «Зимний вечер в Гаграх» (1985, 12,7 млн. зрителей) и «Курьер» (1987, 6-е место в прокате - 31,9 млн. зрителей).

Помимо перечисленных фильмов, Панкратов немало снимался и в других. Назову лишь некоторые из них: «Шанс», «Действуй по обстановке», «И вот пришел Бумбо», «Жестокий романс», «Первая Конная» - 1985, «Батальоны просят огня» (ТВ), «Знай наших!», «Битва за Москву» - 1986, «Повод», (ТВ), «Нужные люди» (ТВ), «Я тебя ненавижу» (ТВ) - 1987, «Где находится нофелет?», «Забытая мелодия для флейты» - 1988, «За кем замужем певица?», «Происшествие в Утиноозерске», «Артистка из Грибова» (ТВ), «Белая кость», «Часовщик и курица» - 1989, «Перед рассветом», «За прекрасных дам!», «Десять лет без права переписки» - 1990.

А. Панкратов-Черный вспоминает: «В фильме Владимира Наумова «Десять лет без права переписки» я играл инвалида войны, одноногого человека, который ходит на протезе. И Наумов снял одну сцену, когда перед сном я отстегиваю протез, так что действительно создается впечатление: у меня нет левой ноги. Отстегнул - и стою одноногий. Работающие на «Мосфильме» девочки, когда вышел материал, подходят ко мне и говорят с таким большим сочувствием: «Александр Васильевич, а мы-то все думаем, почему вы после «Зимнего вечера в Гаграх» больше не танцуете ни в одном фильме чечетку...». Мол, вы, оказывается, ногу-то потеряли. Они поверили. Для меня сначала это признание было страшно, а потом я долго-долго смеялся...»

Между тем в 1991 году Панкратов едва не потерял не только ноги, но и жизнь. Причем эта история выглядит поистине мистической. Расскажем обо всем по-порядку.

Примерно за три года до описываемых событий судьба занесла Панкратова в Ялту, где снимался очередной фильм с его Участием. Там же с гастролями находился певец Игорь Тальков. Однажды они оказались за одним столиком в баре местной гостиницы и коротали время в неторопливой беседе. И тут к ним за столик сел известный астролог Павел Глоба. Учитывая повышенный интерес, который всегда вызывает у людей астрология, нетрудно догадаться на какую тему заговорили актер и певец с появлением Глобы - об астрологии. Слово за слово, но вскоре Тальков стал подтрунивать над Глобой: мол, дурите народ! Глоба, естественно, обиделся и попросил Талькова назвать дату своего рождения, а также показать ладонь. Когда певец выполнил эту просьбу, астролог мрачно сообщил, что Тальков погибнет через несколько лет не своей смертью при большом стечении народа. Тут уже настала очередь Панкратова смеяться, он тоже относился к астрологии с некоторой долей сарказма. Тогда Глоба взял и его ладонь и выдал не менее мрачный прогноз: «Знаки Зодиака у вас с Тальковым разные, а погибнете вы в один день и один час». Панкратов в ответ только отмахнулся: «Типун тебе на язык!»

С тех пор прошло три года, и все участники той беседы давно забыли о мрачных предсказаниях астролога. А зря. Поздним вечером 6 октября 1991 года Панкратов возвращался в ялтинскую гостиницу со съемочной площадки фильма «Официант с золотым подносом». Он сидел на заднем сиденье автомобиля «БМВ» и мирно дремал. Когда до гостиницы оставалось ровно половина пути, «БМВ» внезапно подрезали неизвестно откуда вынырнувшие «Жигули», и иномарка на полной скорости врезалась сначала в легковушку, затем в бордюр и, наконец, в росший на тротуаре кипарис. В результате этой аварии Панкратов получил тяжелые травмы: ему пробило голову, были сломаны 9 ребер. В тот же день его доставили в местную больницу. А утром следующего дня, включив телевизор, он узнал, что накануне вечером во Дворце спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге был смертельно ранен выстрелом в упор Игорь Тальков. Предсказание Глобы сбылось, правда наполовину. Позднее другая известная предсказательница - Джуна объяснит Панкратову, что от неминуемой гибели его спасло сильное биополе, которого у Талькова, видимо, не было.

Между тем в жизни Панкратова это была чуть ли не единственная страшная история. В основном же с его именем в киношных кругах связана масса смешных и анекдотических ситуаций. Например такая.

Однажды вместе с приятелем он зашел в ресторан Дома кино, чтобы перекусить. Столик им накрывала хорошая знакомая - официантка Лариса Ивановна. Зная о том, что она легко относится к разного рода розыгрышам, Панкратов с товарищем решили ее разыграть. Они положили в гурийскую капусту два красных презерватива и, подозвав официантку, устроили небольшой скандал: мол, что это у вас в блюдах попадается? Лариса Ивановна понесла находку к шеф-повару, а тот внезапно рассмеялся: «Это же совершенно новые презервативы, видимо, их сами посетители и подбросили». Лариса Ивановна затаила на Панкратова обиду и стала ждать случая, чтобы достойно ему отомстить. И вскоре эта возможность ей представилась...

В тот день у Панкратова была премьера нового фильма. Естественно, он пришел в ресторан Дома кино, чтобы заказать банкет. Лариса Ивановна, как положено, приняла у него заказ, а в конце приписала некую сумму. «Это что?» - удивился Панкратов. «А это, Саша, сюрприз тебе», - лукаво улыбаясь, ответила официантка. Видимо, выяснять подробности у Панкратова не было времени, поэтому он пропустил фразу официантки мимо ушей.

В назначенный час Панкратов явился в ресторан за час до банкета, чтобы лично проверить убранство столов. Все было в порядке, и он с удовольствием потирал руки, предвкушая предстоящее веселье. И тут к нему подошла Лариса Ивановна. «Саша, подними, пожалуйста, салфетки на столах». Панкратов удивился, но просьбу официантки выполнил. И получил легкий шок - под каждым колпачком-салфеткой лежал презерватив, изготовленный на Ваковском заводе резиновых изделий. Именно сумма, потраченная официанткой на их приобретение, и была проставлена особой строкой в панкратовском заказе. Будучи человеком веселым, актер по достоинству оценил этот «сюрприз».

Еще одна история, на этот раз криминального толка, произошла с Панкратовым в 1997 году. Однажды он вернулся домой и застал свою супругу Юлию в слезах. «Чей шестисотый «Мерседес» ты разбил на днях?» - спросила его супруга с порога. Панкратов в ответ недоуменно пожал плечами, так как никаких «Мерседесов», ни шестисотых, ни каких либо других он не разбивал. И тогда супруга поведала ему, что час назад к ним домой звонили несколько солидных людей, которые утверждали, что отдали немалые суммы на ремонт «Мерседеса-600», который якобы разбил Панкратов. Пришлось актеру проводить собственное расследование этой странной истории.

Как оказалось, все звонившие попали в сети ловкого мошенника из Днепропетровска, который, представляясь близким другом Панкратова, вытягивал из бизнесменов деньги. Причем делал это так виртуозно, что за несколько дней умудрился собрать 125 тысяч долларов. К счастью, скрыться с этими деньгами он не успел и был вовремя задержан. И хотя с этим аферистом Панкратов даже не был знаком, совесть не позволила ему оставить это неприятное происшествие без последствий. В один из дней актер пригласил всех пострадавших бизнесменов в ресторан, где заказал в их честь банкет.

Несмотря на кризис, охвативший в 90-е годы российский кинематограф, творческая карьера Панкратова-Черного складывается удачно. Он по-прежнему много снимается, причем в самых разных ролях. К примеру, в картине Ивана Соловова «Караван смерти» (1991) он сыграл необычную для себя роль - супермена-пограничника прапорщика Марьина, в одиночку противостоящего банде афганских моджахедов. Фильм настолько понравился зрителям, что они потребовали продолжения, которое вскоре должно увидеть свет. Стоит отметить любопытную деталь: узнав из интервью актера, что в новом фильме его герой будет убивать врагов тросточками, заключенные одной из российских колоний специально смастерили восемь таких тростей и подарили их актеру. (Панкратов очень часто наведывается в российские «зоны» с шефскими выступлениями, за что коллеги в шутку прозвали его «актером в законе».)

Из других фильмов, в которых актер снялся в 90-е годы, назову следующие: «Наутилус», «Бабник», «Испанская актриса для русского министра» - 1990, «Отель «Эдем», «Кикс», «Небеса обетованные», «Очарованные пришельцы», «Русские братья» - 1991, «Новый Одеон», «Устрицы из Лозанны», «Официант с золотым подносом», «Ребенок к ноябрю», «Заложники дьявола», «Воздушные пираты» - 1992, «Альфонс», «Личная жизнь королевы», «Трам-тарарам, или Бухты-барахты», «Охламон», «Зефир в шоколаде», «Запах осени» - 1994, «Импотент» - 1995, «Аферы, музыка, любовь» - 1997 и др.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Панкратов-Чёрный, Александр Васильевич - это... Что такое Панкратов-Чёрный, Александр Васильевич?

Алекса́ндр Васи́льевич Панкра́тов-Чёрный (настоящая фамилия Панкра́тов); род. 28 июня 1949(19490628) в селе Конево Алтайского края — советский и российский актёр и режиссёр, поэт, Народный артист России (2009)[1].

Биография

Происходит из семьи сосланных в 1920-е годы казаков (по материнской линии — из донских, по отцовской — из черниговских). Мать — Агриппина Яковлевна Панкратова, отец — Василий Трофимович Гузев. Отец воевал в Великой Отечественной войне, умер в 1952 году, оставив жену с четырьмя детьми. Двое из них умерли от голода, в живых остался только Александр и его сестра Зинаида[источник не указан 243 дня]. В детстве он мечтал о клоунаде, а его мать — о карьере военного.

В 1968 году А. В. Панкратов окончил Горьковское театральное училище. В 1968—1971 годах работал актёром в Пензенском драматическом театре. В 1976 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа мастерскую Е. Л. Дзигана. Приставку к фамилии «заработал» для того, чтобы отличаться от другого Александра Панкратова, учившегося с ним на одном курсе.

Снимался во многих кинофильмах 1980-х и 1990-х годов. Был участником телепередач «Белый попугай», «Колесо истории». Приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

Принимал участие в выборах в Госдуму, в связи с чем был оклеветан журналистами. Выиграл дело в Верховном суде.

Известен также как поэт. Первые стихи стал писать в 1960-е годы, но занятия поэзией возобновил только в 1990-е годы. В 1996 году вышел в свет первый сборник его стихов. Его молитва «Господи, дай же мне волю» была утверждена Синодом РПЦ МП для открытия Храма Христа Спасителя и исполнена И. Кобзоном. В 2009 году Александр Панкратов-Чёрный получил литературную премию «Петрополь». Имеет также премии имени Пушкина, имени Франца Кафки[источник не указан 243 дня] и премию Ксении Блаженной.

Член союза писателей России. Президент фестиваля искусств «Южные ночи». Профессор, вице-президент Академии безопасности, обороны и правопорядка, член Совета благотворительной организации «Благомир». Президент детского спортивного фонда «Наше поколение». С 2006 года председатель попечительского совета межрегионального общественного фонда (МОФ) имени Михаила Евдокимова.

Семья

Первая жена актриса Вероника Изотова, дочь актера Эдуарда Изотова. Живёт в гражданском браке с Юлией Монаховой, дочерью советского кинооператора Владимира Монахова. У них есть сын Владимир Панкратов (1980 г.р.), артист.

Награды и призы

  • Заслуженный артист России (1997)[2]
  • Народный артист Российской Федерации (7 июля 2009 года) — за большие заслуги в области кинематографического искусства[3]
  • Орден Дружбы (Южная Осетия, 13 декабря 2008 года) — за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией, а также за большой личный вклад в оказание помощи народу Южной Осетии по преодолению последствий вооруженной агрессии Грузии в августе 2008 года[4]
  • Народный артист Южной Осетии (13 декабря 2008 года) — за большие заслуги в развитии сценического искусства, а также за значимый личный вклад в укрепление отношений дружбы и сотрудничества между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией[5]
  • Приз за лучшую мужскую роль в комедии, снятой на кинопленке, за роль в фильме «Продаётся дача» — VI Российский фестиваль «Улыбнись, Россия!» (2005 год).

Фильмография

Актёрские работы

На сцене Северодвинского драмтеатра в спектакле «Заложники любви», 2009 год

Роли в театре и антрепризах

Продюсерская компания ТеатрДом
  • «Любовь не картошка, не выбросишь в окошко». С. Лобозеров. Режиссёр: А. Максимов. Роль Тимофея.
  • «Надоело бояться». Пьеса Киры Крейлис-Петровой. Режиссёр: В. Туманов. Роль Сан-Саныча.

Режиссёрские работы

Интересные факты

Александр Панкратов-Чёрный пытает счастья в качестве одномандатника. Этот актёр, известный ещё и своими литературными экзерсисами (стихи, мемуары, зарисовки), в сознании большинства зрителей прочно ассоциируется с ранним Шахназаровым и зрелым Эйрамджаном, в чьих комедиях он сыграл свои лучшие роли. В некотором смысле гипотетическое появление Панкратова-Чёрного в Думе — зеркало происходящих в стране перемен: артист, с редкой убедительностью создающий в кино образ то похотливого идиота, то не в меру болтливого провинциала, звезда кассовых, но безнадежно пошлых лент, не сыгравший ни одной сколько-нибудь выбивающейся из этого ряда роли, — вполне достоин сменить несколько уже поднадоевшего Вольфовича, да и надо ж кому-то заработать, кроме ЛДПР!

Примечания

dic.academic.ru

Актер Александр Панкратов-Черный: биография, фото, личная жизнь и интересные факты

Александр Панкратов-Черный, биография которого отразила и послевоенное время, и годы перестройки, и время нынешнее, стал одним из тех людей, на персонажей которых хочется смотреть постоянно. Да, большинство зрителей знают его по комедийным ролям. Но и в картинах серьезных, как, например, в «Острове ненужных людей», он сыграл не менее талантливо. Так какой же он - актер Александр Панкратов-Черный? Биография его - это вполне логичное сочетание процесса съемок и романов в личной жизни. Узнаем о любимом артисте больше подробностей.

Трудное детство

Прежде чем стать таким веселым, улыбчивым и, казалось бы, абсолютно неунывающим человеком, маленький Саша пережил очень много трудностей, горя и лишений. В самом начале его жизненного пути было голодное детство. Ведь мальчик родился после войны в довольно бедной семье, в которой, кроме него, было еще трое деток. Его отец - Василий Гузев - вернулся с фронта живым, но он многократно был ранен. Именно эти ранения и не дали ему прожить долго. Когда Саше было чуть более трех лет, папа ушел из жизни.

Так мама - Агриппина Панкратова - осталась одна с четырьмя малышами. Для многодетной семьи наступили очень тяжелые дни. Из-за того, что не хватало денег на продукты, умерли двое деток. Оставшиеся двое старались, как могли, подбадривать маму и помогали всем, чем могли.

Чтобы хоть немного отвлекаться от тяжких мыслей, маленький Александр Панкратов-Черный (биография его в детские годы - настоящий пример мужества и решимости выжить в то достаточно нелегкое время) убегал на улицу и устраивал для соседей настоящие представления. Ему нравилось веселить людей. Саша был уверен, что надежду на счастливое будущее может дать только улыбка. Он всем говорил, что когда вырастет, обязательно станет именно клоуном и посвятит свою жизнь улыбке. А вот мама думала совершенно иначе: она очень надеялась на то, что ее сын сделает карьеру военного. В то время это было очень престижно, да и голодным бы он не остался благодаря гособеспечению.

Учеба и псевдоним

Будущий актер Александр Панкратов-Черный, биография, годы жизни которого интересуют поклонников его таланта, с детства был непокорным. После окончания восьмого класса он уехал в Нижний Новгород, чтобы стать студентом театрального училища. Паренек очень надеялся самостоятельно прожить, но стипендия была слишком мала. Если бы не мамины посылки, которые она посылала сыну каждую неделю (небольшой кусочек сала и несколько картофелинок), Саша вряд ли бы долго продержался в чужом городе. После окончания училища он несколько лет проработал в драмтеатре Пензы, но в семидесятых уволился и уехал в Москву.

В столице он поступает во ВГИК на режиссерское отделение. Правда, режиссировать фильмы он начал уже в зрелом возрасте, а пока наслаждался волшебной атмосферой жизни богемы - как киношной, так и театральной.

Именно в стенах знаменитого ВГИКа он и «прикрепил» к своей фамилии вторую часть. А все потому, что на курсе с ним учился его полный тезка. И для того чтобы различать двоих пареньков, однокурсники могли уточнить: «Саша Панкратов какой - Черный?», указывая на знойную внешность молодого брюнета. Александру прозвище понравилось и он добавил его к своей фамилии.

Джаз-банд в жизни актера

Как артист Александр Панкратов-Черный, биография которого вызывает подлинный интерес почитателей его таланта, состоялся через два года после окончания ВГИКа. Шел год 1978-й. Андрей Кончаловский снимал свою знаменитую «Сибириаду». Он и пригласил начинающего актера на роль Сашки. Его заметили. Но популярность пришла к нему позже, в 1983-м, когда на экраны вышел фильм «Мы из джаза».

Между прочим, Александр Панкратов-Черный, биография которого в киношном мире не всегда складывалась столь успешно, как ему хотелось, не сразу был утвержден на роль Степана. До него пробы проходили Николай Еременко и Леонид Ярмольник. Но молодой режиссер Карен Шахназаров остановил свой выбор на не очень тогда известном, но очень органичном актере - герое этой статьи. Как показало время, это было правильным решением. Александр прекрасно вписался в команду, состоящую из Игоря Скляра, Петра Щербакова и Николая Аверюшкина. Между прочим, он совершенно не умел играть на банджо, поэтому приходилось брать уроки прямо на съемочной площадке. Кстати, потом многие - даже профессионалы - не могли разобраться, где он играет сам, а где только щиплет струны инструмента. К тому же актер научился бить чечетку, что ему пригодилось в еще одном фильме...

Продолжение истории

Это была одна из легенд советского кинематографа - картина «Зимний вечер в Гаграх». И здесь режиссером выступил Шахназаров, который говорил, что это было логичным продолжением его предыдущего фильма о джаз-банде.

По сюжету к главному герою ленты Алексею Беглову (его сыграл Евгений Евстигнеев), который еще в пятидесятых был настоящей звездой - танцором-чечеточником, а теперь о нем все забыли, обращается молодой человек Аркадий Грачев (герой нашей статьи). Он просит мастера чечетки научить и его. Оказывается, что у Аркадия нет ни чувства ритма, ни хороших физических данных. Нет у него и «куража», без которого не стоит начинать любое творческое дело. Но Беглов так хочет хоть на мгновение окунуться в свою молодость, что он соглашается научить парня «бить чечетку».

Его киношные работы

Панкратов-Черный Александр Васильевич, биография которого до сих пор представляет огромный интерес для поклонников его таланта, снялся в нескольких десятках фильмов. В его кинокопилке была драма «Жестокий романс», мелодрама «Забытая мелодия для флейты» и другие.

Следующий виток его популярности произошел в 1987 году, когда вышла интересная комедия «Где находится нофелет?». Причем, играя дамского угодника и ловеласа, он сумел реализовать на съемках как комический, так и драматический талант.

В сложные девяностые его снова можно было увидеть на экранах в новых работах, которых насчитывается около тридцати. Это были «Ширли-мырли», «Импотент», «Небеса обетованные» и много других.

В новом веке актер начал играть другие, не менее качественные роли. Но теперь его персонажами были, например, спортивные тренеры или отставные офицеры. Как раз такого офицера он и сыграл в «Острове ненужных людей». На склоне лет его персонаж - пьяница Альберт Быков - оказался ненужным своей семье, которая и отправила его в круиз в один конец.

А 2005-й принес ему, пожалуй, одну из лучших работ в его творческой биографии - Степана Лиходеева в «Мастере и Маргарите» (режиссер Владимир Бортко). Работал он и в качестве режиссера, выпустив семейную драму «Взрослый сын», комедию «Система «Ниппель» и трагикомедию о похождениях графа Невзорова.

Александр Панкратов-Черный, биография которого - причудливое хитросплетение житейских романов и замечательных киноработ, недавно оказался втянут в скандал. Его бывшая подруга, проживающая в Нижнем Новгороде, с помощью центральных телеканалов пыталась выяснить с ним отношения.

Много лет назад у них начался роман, но после выпуска из театрального училища они разъехались. Спустя два года девушка написала Александру письмо, в котором сообщала, что родила от него дочь и что им нужна материальная поддержка. Актер поверил. На протяжении нескольких лет он помогал деньгами, а когда бывшей подруге надо было решить квартирный вопрос, помог и в этом. Спустя много лет она приехала к нему в Москву с новыми просьбами. Но Александр на тот момент уже знал, что ребенок не от него, и потребовал сделать тест ДНК.

О личном...

О своих официальных браках Александр Панкратов-Черный, биография, личная жизнь которого и сейчас интересует обывателей, рассказал недавно. Впервые он женился в 18 лет. Его избранницей была Татьяна Губарева, оперная певица. Но так случилось, что по распределению они оказались в разных городах, что сильно охладило их чувства. Влюбленные решили разойтись.

Второй раз Александр пошел в ЗАГС с Вероникой Изотовой. У молодых людей был очень страстный яркий роман. Актеру казалось, что уж этот брак будет на всю жизнь. Но и они развелись, прожив вместе меньше года.

Теперь он уже не спешил жениться официально. Его третьей большой и настоящей любовью оказалась киновед Юлия Монахова. Ей удалось покорить сердце красавца-брюнета с первого взгляда. В 1980-м у них родился сын Володя, но и после этого Александр официально не женился. Правда, счастливы супруги по сей день.

В апреле этого года актера положили в больницу с достаточно серьезным диагнозом, следствием которого могла быть полная неподвижность. Но операция прошла успешно. Теперь Александру Васильевичу требуется время для полного выздоровления и восстановления сил.

fb.ru

Александр Панкратов-Черный (28.06.1949): биография, фильмография, новости, статьи, интервью, фото, награды

Актер, режиcсер и продюсер Александр Панкратов-Черный родился в поселке Конево, Алтайский край, СССР (Россия) 28 июня 1949 в бедной многодетной семье. О том насколько тяжело пришлось Александру, красноречиво говорит тот факт, что его сестра и брат погибли от голода. В 1952 году ушел из жизни отец Александра. Ждать помощи было не от кого.

Впрочем, Александр и не ждал. С детства привыкший рассчитывать только лишь на себя, он сразу же по окончанию школы-семилетки поступил в Горьковское театральное училище. [читать далее]

Актерский факультет Горьковского театрального училища Александр окончил в 1969 году, после чего в течение нескольких лет работал в Пензенском драматическом театре в качестве актера. После решил попробовать себя в качестве режиссера, поступив с этой целью на режиссерский факультет ВГИКа. Именно во время обучения в мастерской Ефима Дзигана, Александр Панкратов приобрел приставку к фамилии «Черный».

Первая известность пришла к актеру вместе с ролью в картине «Сибириада» А. Михалкова-Кончаловского. А в середине восьмидесятых, вместе с ролями в картинах «Мы из джаза» (1983) и «Зимний вечер в Гаграх» (1985) пришла и всесоюзная известность. С тех пор карьера актера резко пошла в гору, в течение последующих двадцати лет он сыграл более шестидесяти ролей в кино и на телевидении.

В числе наиболее известных проектов с участием Александра: «Где находится Нофелет?» (1987), «Забытая мелодия для флейты» (1988), «За прекрасных дам!» (1989), «Бабник» (1990), «Небеса обетованные» (1991), «Ширли - Мырли» (1995), «Импотент» (1996), «Мастер и Маргарита» (сериал) (2005).

В 1979 году Панкратов-Черный дебютировал в качестве режиссера с драмой «Взрослый сын», однако ни эта режиссерская работа Александра, ни три последующие («Похождение графа Невзорова» (1982), «Салон красоты» (1985), «Система «Ниппель» (1990)), сколько-нибудь заметного успеха у зрителя не имели.

Стоит заметить, что одной лишь только работой в кино интересы и таланты Александра не ограничиваются. Панкратов-Черный неплохо поет, учится играть на музыкальных инструментах и со школьной скамьи пишет стихи. Член Союза писателей России. Автор сборника стихов «Шаги к стихам» (1999).

Проживает Александр вместе со своей второй женой Юлией Монаховой, которая помогает актеру во всем, в том числе и в вопросах, связанных с работой. Дочь Светлана от первого брака (жена Ирина Семиклетова), сын Владимир от второго.

www.kinonews.ru


Смотрите также