Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография булат окуджава


Булат Окуджава - биография, личная жизнь, фото

Булат Окуджава – советский и российский бард, поэт, переводчик, композитор, филолог и киноактер. За свою биографию он сочинил более двухсот песен.

Окуджаву, наряду с Высоцким и Галичем, считают одним из ярчайших представителей жанра авторской песни советской эпохи. В его биографии много интересных событий и фактов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Булата Окуджавы.

Биография Окуджавы

Булат Шалвович Окуджава появился на свет 9 мая 1924 года в Москве. Он родился в семье большевиков, вследствие чего воспитывался в духе коммунистического патриотизма.

Его отец, Шалва Степанович, был партийным деятелем. Мать, Ашхен Степановна, всячески поддерживала мужа и имела такие же политические убеждения.

Детство и юность

Изначально в семье Окуджавы все складывалось хорошо. Глава семейства стремительно поднимался по партийной лестнице, занимая разные ведущие должности.

Но однажды между Окуджавой-старшим и Лаврентием Берией произошел конфликт, который пошатнул его положение в партии.

Вскоре на Окуджаву был совершен ложный донос. Его задержали и приговорили к расстрелу, который был исполнен 4 августа 1937 г. Стоит заметить, что оба брата Шалвы Окуджавы также были расстреляны по ложным обвинениям.

После этого мать с сыном поселилась в одной из московских коммуналок. Женщина прекрасно понимала, что рано или поздно за ней также придут, поскольку она была женой «врага народа». Так и случилось.

Менее чем через год ее арестовали и сослали в лагерь в Караганду, где она пробыла около 9 лет.

После ареста обоих родителей Булат Окуджава жил у родственников в Тбилиси.

Булат Окуджава в молодости

Окончив среднюю школу, он устроился работать токарем. В 1942 г. 18-летний юноша оказался в рядах Красной армии. В эти годы биографии он впервые начал сочинять песни.

Вернувшись домой, Окуджава успешно сдал экзамены в Тбилисский университет на педагогический факультет. После получения диплома в 1950 г. он больше 2-х лет преподавал в деревенской школе.

В этот период биографии он сочинял стихи и прочие произведения.

Литература и музыка

В 1954 г., спустя год после смерти Сталина, Булат Окуджава прочитал свои стихотворения на одном из творческих вечеров. Его произведения получили хорошие отзывы, вследствие чего молодого поэта начали печатать в местной газете.

Булат Окуджава на сцене

В 1956 г. Булат опубликовал поэтический сборник «Лирика». Спустя 5 лет в свет вышла его повесть «Будь здоров, школяр», в которой было немало фрагментов из биографии Окуджавы.

За 40 лет своей творческой деятельности он опубликовал порядка 15 поэтических сборников, в числе которых были «65 песен», «Посвящается вам» и «Зал ожидания».

В период биографии 1970-1990 гг. Окуджава издал десятки прозаических произведений. Кроме этого из-под его пера вышло несколько исторических романов, среди которых были «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» и «Фотограф Жора».

Интересно, что Булат Окуджава также писал и для детей. Наибольшую известность получила сказка «Прелестные приключения», которая была переведена на многие языки.

Стоит заметить, что помимо писательской деятельности Булат Окуджава также переводил стихи с арабского, финского и шведского языков. Кроме этого, до 1961 г. он был редактором издательства «Молодая гвардия», а также руководил отделом поэзии в «Литературной газете».

Однако получив известность и почувствовав уверенность в собственных силах, Окуджава уволился, после чего занимался только творческой деятельностью.

В начале 60-х Окуджава приобрел особенную популярность как бард. Он часто давал концерты, на которых всегда собиралось много людей.

В скором времени он посетил множество советских городов, исполняя собственные песни.

Творчество Булата Окуджавы серьезно повлияло на таких известных артистов, как Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Александр Галич. Его песни знал и пел весь Советский Союз.

Владимир Высоцкий и Булат Окуджава

Наиболее известными композициями барда Окуджавы являются:

  • Возьмемся за руки, друзья;
  • Молитва Франсуа Вийона;
  • Бери шинель, пошли домой;
  • Песня лисы Алисы и кота Базилио;
  • Песенка о несостоявшихся надеждах;
  • Ваше Благородие, госпожа Удача.

Параллельно с этим Булат Шалвович писал песни к кинофильмам. Наибольшую популярность получила песня «Нам нужна победа», прозвучавшая в картине «Белорусский вокзал». Эта композиция сильно полюбилась его соотечественникам, а особенно бывшим фронтовикам.

В целом песни Окуджавы прозвучали в более 70 фильмах.

В конце 60-х годов Окуджава побывал во Франции, где записал пластинку с собственными композициями. После этого он выпустил еще несколько альбомов в СССР.

За свою биографию Окуджава снялся в 8 фильмах, играя как самого себя, так и второстепенных персонажей. Помимо этого он написал сценарии к четырем кинолентам.

Личная жизнь

На протяжении всей жизни Булат Окуджава проявлял большой интерес к слабому полу. Его первой супругой была Галина Смольянинова.

В этом браке у них родилась дочь (умершая в раннем возрасте) и сын Игорь, который позже стал наркоманом и попал в тюрьму.

В 1964 г. Булат и Галина решили расстаться. Спустя год бывшая жена барда умерла от разрыва сердца.

Со временем Окуджава познакомился с физиком Ольгой Арцимович, ставшей позже его женой.

В этом семейном союзе у них родился мальчик Антон, который также стал музыкантом. Этот брак оказался достаточно счастливым.

Тем не менее, в середине 80-х у Булата развились отношения с певицей Натальей Горленко. Он несколько лет сожительствовал с ней, не разрывая при этом отношений с законной супругой.

Смерть

Последние годы жизни Булат Окуджава провел в Париже. Он очень болезненно пережил смерть старшего сына, в связи с чем серьезно подорвал свое здоровье.

Вскоре он заболел гриппом, давшим осложнение на почки. Болезнь прогрессировала, в результате чего доктора были не в силах его спасти.

Булат Шалвович Окуджава умер 12 июня 1997 года в возрасте 73 лет во французском городе Кламар.

Выдающегося русского барда похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Интересно, что за несколько дней до смерти он принял крещение, так как всю жизнь верил в Бога.

Фото Булата Окуджавы

Ниже вы можете посмотреть избранные фото барда Окуджавы.

Если вам понравилась биография Окуджавы – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и интересные факты из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

interesnyefakty.org

Биография Булата Окуджавы

Булат Окуджава  — бард, поэт, литератор и общественный деятель.

Несмотря на военные годы и репрессии, в ходе которых он потерял почти всю семью, он смог прожить яркую и насыщенную событиями жизнь.

Детство и молодые годы

Родился Булат Окуджава в день, который впоследствии вся страна будет отмечать как День Великой Победы — 9 мая в 1924 г. в Москва.

Его родители были уроженцами Тифлиса, в столицу прибыли для прохождения  учебы в Академии коммунизма.

Отец — Шалва Степанович был коренным грузином. Его прадед за 25-летнюю военную службу получил земельный участок в  Кутаиси.

А брат – Владимир Окуджава  прославился как анархист-террорист, покушавшийся на жизнь губернатора Кутаиси.

Мама — Ашхен Степановна, армянка, являлась родственницей известного  в Армении  поэта В. Терьяна.

Булат Окуджава в детстве с матерью

В семье было 8 детей, включая Булата. Отца практически сразу после рождения сына отправили служить на Кавказ в грузинской дивизии.

А мама устроилась на работу в партийный аппарат в Москве.

Родители решили, что учиться Булат должен в их родном городе – Тифлисе. Там он был принят в русскоязычный класс.

Кроме того, уже в детском возрасте у Булата Окуджавы проявился совершенный музыкальный слух.

Параллельно он стал учиться в 2 школах: общеобразовательной и музыкальной. Однако музыкальную школу так и  не смог окончить из-за постоянных переездов семьи.

Его отец, попав в конфликтную ситуацию с Берией, обращается к Орджоникидзе с прошением перевести его на службу в Россию.

Там семья оказалась на Урале, в Нижнем Тагиле. Булат перевелся в школу № 32.

В 1937  г. в семью пришло несчастье. Отец Булата и его дяди с отцовской стороны были арестованы по обвинению в  покушении в 1934 г. на  Орджоникидзе – наркома тяжелой промышленности.

В августе 1937 г. их расстреляли, как сторонников Троцкого. Через полгода после смерти отца, семья возвращается в Москву.

Воспитанием Булата теперь полностью занимались только бабушка и мама.Первое время они жили в коммунальной квартире на Арбате.

Через год, в 1938 г., была арестована мать и сослана  в исправительно-трудовой лагерь – Карлаг. После войны, в 1947 г. была отпущена.

Это  время детьми занималась бабушка – Мария Вартановна. Булат был уже подростком, и чтобы он совсем не отбился от  рук, его отправляют к родственникам в Тбилиси.

Там он сначала учился, а потом пошел работать на завод учеником токаря. В это же время Булат начинает писать свои первые стихи.

В 1941 г. сестра Булата – Ольга Окуджава, к тому времени жена поэта Г. Табидзе, была также расстреляна.

Великая Отечественная Война началась, когда Булату еще не было 18 лет, и он не подлежал призыву.

Тем не менее, он с приятелем постоянно приходил в военкомат с просьбой отправить их на фронт добровольцами.

Вскоре в военкомате сдались под их напором, и  в 1942 г. им было выписано направление в 10-й минометный дивизион.

Военные годы

Перед отправкой на фронт Булат прошел 2-х месячные курсы на Закавказском фронте. Был определен минометчиком в кавалерийский полк 5-го казачьего корпуса.

Однако служил он не долго. Зимой 1942 г. был ранен под Моздоком и отправлен в госпиталь.  Выздоровев, он решил не возвращаться в действующие войска.

Сначала проходил службу в Батуми в запасном стрелковом полку, после  был радистом на Закавказском фронте.

По некоторой информации  тогда он написал стихи для своей первой песни «Нам в холодных теплушках не спалось».

В 1944 г. Булат в звании гвардии рядового покидает армию по состоянию здоровья. После войны Булат в ускоренном режиме получает аттестат о среднем (полном) образовании.

В 1945 г. становится студентом филологического факультета Университета Тбилиси.

В университете все смотрели на него, как на фронтовика, героя войны. Он вызывал уважение и восхищение у своих сокурсников.

Деятельность поэта и литератора

Во время учебы (1946 г.) пишет свою вторую песню  с логичным названием «Старинная студенческая песня».

Однако свои стихи впервые он опубликовал в прифронтовой газете «Боец РККА» под вымышленным именем А. Долженов.

После получения диплома переезжает в Калужскую область. Там Булат Окуджава начинает сотрудничество с газетой «Молодой ленинец».

В 1956 г. выходит его первый сборник стихов «Лирика».

В 1959 г. возвращается в столицу. С этого время он начинает представлять свои песни публике, и приобретает своих первых поклонников

В период с 1956 – 1967 г. Булат Окуджава пишет свои наиболее популярные песни – «Не бродяги, не пропойцы», «На Тверском бульваре», «Московский муравей» и другие.

В это же время развивается его деятельность как литератора. Его принимают во Всесоюзный Союз писателей, он активно участвует в деятельности литературной организации «Магистраль».

В 1962 г. устраивается редактором в издательство «Молодая гвардия», чуть позже возглавляет отдел поэзии  в «Литературной газете».

Вскоре его песни начинают звучать с экрана телевизора. В 1970 г. выходит фильм «Белорусский вокзал», где впервые звучит песня, написанная Б. Окуджавой – «Нам нужна одна победа».

Песни на его стихи звучат в других довольно известных кинофильмах – «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка, Катюша».

Булат написал тексты песен более чем для полусотни фильмов.

Популярность Окуджавы как представителя авторской песни стремительно возросла с появлением магнитофонов.

Он был наравне с В.С. Высоцким,  Ю. Визбором, А.А. Галичем. В 1967 г. он уезжает во Францию.

На парижской студии он записывает около 20 песен, которые лягут в основу его первой пластинки «Le Soldat en Papier». Выйдет она в 1968 г. также во Франции.

В это же время в Польше данные песни будут выпущены в исполнении польских певцов. Только композицию «Прощание с Польшей» исполнит сам Булат Окуджава.

Возвращение в столицу России приходится на начало 90-х годов. Булат поселяется в загородном доме.

Он выступает с концертами и в России, и за границей – Германии, США, Канаде и Израиле. Летом 1995 г. в ЮНЕСКО в Париже он дает свой последний концерт.

Кроме того, Булат Окуджава входил в редколлегию газеты «Вечерний клуб», состоял в совете учредителей таких изданий, как «Московские новости», «Общая газета».

Большинство его произведений были изданы на многочисленных языках, и выходили также на русском языке за границей.

Личная жизнь

Первый брак Булат Окуджава заключил в 23 года.  Во время учебы в университете он познакомился с девушкой Галей, которая была немного младше его .

В 1947 г. они сыграли свадьбу, тем более, что к тому времени Булат уже снимал отдельное жилье в коммунальной квартире.

Булат Окуджава с сыном Игорем

По окончании учебы, молодые специалисты  по распределению уезжают в Калугу, где устраиваются на работу в среднюю школу.

Вспоминать об этих годах, Булат не любит. Говорит, что жили они на окраине деревни, и дети его не любили, собственно, как и он  не отвечал им взаимностью.

Однако именно здесь в семье появился первенец – Игорь.

Официально брак продлится до 1965 г, но уже в 1962 г. он встретит свою вторую супругу – Ольгу Арцимович.

С ней он уедет в Ленинград, где в 1964 г. она родит ему еще одного сына, названного в честь отца Булатом.

Несмотря на то, что он жил уже с другой женщиной, Булат постоянно отправлял деньги Галине на содержание Игоря.

Когда он получил квартиру в кооперативном доме писателей, он посчитал своим долгом отдать ее первому сыну и бывшей жене.

Оформив развод с Галиной, он потерял возможность общения с Игорем. Хотя позже, когда умерла его бывшая супруга, он смог забрать к себе мальчика у ее родственников.

Булат Окуджава умер 12.06.1997 г. в Париже в пригородном городке Кламар . Ему было 74 года. Похоронен он в Москве на Ваганьковском кладбище.

(12 оценок, среднее: 3,67 из 5) Загрузка...

star-magazine.ru

Булат Окуджава биография композитора, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн

Булат Окуджава – это знаменитый советский певец, прославившийся, благодаря множеству ярких песен. В его репертуаре значится около двухсот авторских композиций, каждая из которых имеет свою историю и судьбу. Булат Окуджава – это исполнитель, который стал настоящим символом своего времени, одним из самых ярких певцов своего поколения. Именно по этой причине данная биографическая статья, посвященная его жизни и судьбе, представляется настолько интересной. Булат Окуджава появился на свет в столице СССР в семье убежденных коммунистов, выходцев из Грузии и Армении. Отец будущего поэта – грузин Шалва Степанович Окуджава – был известным партийным деятелем. Мама – армянка Ашхен Степановна Налбандян была домохозяйкой. Спустя пару лет после рождения сына родители будущего певца снова вернулись в Тбилиси. Здесь отец Булата Окуджавы начал стремительно карабкаться вверх по партийной лестнице. Он был секретарем Тбилисского горкома, 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии, а также занимал некоторые другие важные должности. Следуя за ним, семья Булата Окуджавы часто переезжала, однако очень скоро карьера Шалвы Степановича трагически прервалась. По ложному доносу, который усугубила также имевшаяся в прошлом ссора с Лаврентием Берией, отец будущего певца был сослан в лагеря, а затем расстрелян. Спасаясь от гонений, мама Булата Окуджавы перевезла сына обратно в Москву, однако впоследствии также угодила в Карагандинский лагерь для жен изменников родины. Вернуться оттуда мужественной женщине довелось только двенадцать лет спустя. Однако это уже совершенно другая история… Что же касается самого Булата Окуджавы, то он после ареста матери вновь отправился к родственникам в Тбилиси. Здесь он учился, а затем работал токарем на заводе. В 1942-м году Окуджава отправился добровольцем на фронт. В советской армии он служил минометчиком и успел поучаствовать во многих кровопролитных сражениях. В 1943-м году он был серьезно ранен под Моздоком, а затем отправлен за линию фронта. Весьма примечательно, что уже в этот период Окуджава написал одну из своих самых первых песен - «Нам в холодных теплушках не спа́лось». После ее написания Булат достаточно долго не брал в руки гитару.

После войны будущий певец поступил в государственный университет Тбилиси. После окончания учебы в 1950-м году он начал работать учителем в сельской школе. В этот период Булат Окуджава часто писал стихи, многие из которых впоследствии были положены на музыку.

В 1954-м году Булат Окуджава присутствовал на встрече с читателями двух известных советских литераторов Владимира Кобликова и Николая Панченко. После окончания творческого вечера он подошел к ним и предложил послушать его стихи. Стихи молодого автора очень понравились признанным литераторам, и уже очень скоро его творчество начали печатать в газете «Молодой ленинец». Ради новой работы в газете он переехал в Калугу, где впоследствии издал свой первый сборник стихов «Лирика» (1956 г.в.). После реабилитации своих родителей в 1955-м году он вступил в КПСС, а уже три года спустя переехал в Москву, где стал работать как автор песен. Несмотря на тот факт, что афиш с объявлениями о его выступлениях нигде не было, концерты Булата Окуджавы всегда проходили при аншлагах. Зрители делились впечатлениями со своими друзьями, а те приводили на выступления уже своих друзей. Таким образом, уже в начале шестидесятых годов Булат Окуджава стал очень популярен. Он исполнял свои песни под гитару, и такой почти интимный формат исполнения песен очень нравился слушателям. Очень скоро композиции «На Тверском бульваре», «Московский муравей», «Сентиментальный марш» и многие-многие другие стали настоящими хитами своего времени.

В 1961-м году в Харькове состоялся первый официальный концерт Булата Окуджавы, который прошел с большим успехом. В скором времени творческие вечера исполнителя прошли и в некоторых других городах СССР.

В 1962-м году композиция Булата Окуджавы впервые прозвучала в кино. Фильм «Цепная реакция» не получил народную популярность, однако его название и по сей день неразрывно связано с творчеством легендарного автора-исполнителя. По-настоящему популярной стала другая композиция поэта, написанная для фильма «Белорусский вокзал». После премьеры песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» звучала из всех магнитофонов страны. Стоит отметить, что и по сей день эта легендарная композиция является одной из самых известных песен автора. Впоследствии Булат Окуджава часто сотрудничал с видными советскими режиссерами, сочинив в общей сложности более восьмидесяти песен для различных кинофильмов.

В восьмидесятые годы с массовым появлением магнитофонов и прочих устройств для воспроизведения музыки, он прочно утвердился в качестве одного из самых известных музыкантов своего времени. Но в первую очередь Окуджаву знали как поэта и прозаика. Его повести и рассказы выходили во многих советских журналах и неизменно пользовались большим успехом.

С развалом СССР Булат Окуджава начал часто гастролировать по европейским странам и прочим государствам Запада. В начале девяностых его концерты состоялись в Польше, Франции, Израиле, США, Канаде, Германии и других странах.

В последние годы своей жизни Булат Окуджава жил в Париже. Там же в 1997-м году он скончался от непродолжительной болезни. Тело поэта было возвращено в Россию и похоронено на Ваганьковском кладбище в Москве.

Булат Шалвович был женат дважды. Первый брак с Галиной Смольяниновой сложился трагично. Их дочь умерла еще в младенчестве, а сын Игорь стал наркоманом, сидел в тюрьме. Второй брак с физиком Ольгой Арцимович сложился более удачно. В этом браке на свет появился сын Антон, который впоследствии стал известным композитором.

По некоторым данным, в жизни Булата Окуджавы был также и еще один яркий роман. Долгое время его гражданской женой была певица Наталья Горленко. С ней известный автор прожил несколько лет.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Поделитесь с друзьями и получите подарок

uznayvse.ru

Окуджава, Булат Шалвович - это... Что такое Окуджава, Булат Шалвович?

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (при рождении назван родителями Дориа́ном, в честь Дориана Грея[1]; 9 мая 1924(19240509), Москва, СССР — 12 июня 1997, Кламар, Франция) — советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта[уточнить] с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем Шалва Степанович стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

Первое место жительства — ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. Он редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» (1993) рассказал о невзгодах своей семьи.

Булат Окуджава в 1944 году

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком.

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи.

В 1954 году, после встречи писателя Владимира Кобликова и поэта Николая Панченко с читателями в Высокиничском районе, Булат подошёл к ним и предложил послушать его стихи. Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».[2]

В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда вступил в КПСС.

В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы. Вечер был организован литературоведом Л. Я. Лившицем, с которым Б.Окуджаву связывали дружеские отношения.

В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «А нам нужна одна победа». Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и А.А. Галичем), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

Первая пластинка с песнями Окуджавы вышла в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня — «Прощание с Польшей» — в нём была в исполнении автора. С середины 70-х годов пластинки Окуджавы выходили и в СССР.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых — песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1961 году Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года — член-учредитель русского ПЕН-центра.

В 1990 году вышел из КПСС.

С 1992 года — член комиссии по помилованиям при Президенте РФ; с 1994 года — член комиссии по Государственным премиям РФ.

Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал».

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Памятник Булату Окуджаве на Арбате

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале.

Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн[3] в память о святом мученике Иоанне Воине[4]. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печорского монастыря [5].

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

Общественная деятельность, политические взгляды

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 ноября 2011.

Вступил в КПСС в 1956 году, как только для этого появилась возможность (были реабилитированы родители). Вышел из КПСС в 1990 году, во время её распада.

Сохранились следующие воспоминания Олега Михайлова о разговоре с Окуджавой, состоявшемся в 1964 году.

… Вспоминаю, как в 1964 году небольшая группа молодых писателей приехала из Москвы в тогдашний Куйбышев. Гвоздём программы был, конечно, Булат Окуджава и его песни. Я в ту пору чуть не боготворил его (впрочем, многие песни ностальгически люблю и по сию пору). Как-то после очередного концерта за ужином я рассказал о моём (ныне покойном) друге Дмитрии Ляликове. Он, в частности, говорил, что когда на Кавказе узнали, что будто бы Сталин убил Кирова, то начали лучше относиться к Сталину. Слишком много зла натворил в тех краях «мальчик из Уржума». И услышал от Окуджавы: — Этого человека надо расстрелять! Я был поражен: — Но почему же? И Окуджава тихо, но непреклонно ответил:

— С Кировым работала моя мама…

(«Литературная газета», 7—13 августа 2002 года)

К Сталину Окуджава относился определённо отрицательно. Вот фрагмент его стихотворения, написанного в 1981 году:

Ну что, генералиссимус прекрасный? Твои клешни сегодня безопасны -- опасен силуэт твой с низким лбом. Я счета не веду былым потерям, но, пусть в своем возмездьи и умерен,

я не прощаю, помня о былом.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

— Булат Шалвович, вы смотрели по телевизору, как 4 октября обстреливали Белый дом? — И всю ночь смотрел. — У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?

— Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это — заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать — всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!

— А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию…

— Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества — да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас — большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью… Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы — дикая страна.

— Президент на встрече с писателями (и это показывали по телевизору) оборонил такую фразу: «Жалко, что не пришел Окуджава»…

— Да, а я должен был прийти, но застрял в потоке машин и на час опоздал… Мы с ним были знакомы еще в самом начале перестройки — шапочно, конечно, но несколько раз встречались. Приятно, что президент меня помнит.

— Булат Шалвович, а за какой блок вы отдаете свой голос на выборах?

— Я голосую за «Выбор России».

Вскоре это интервью было процитировано в газете «Подмосковье» — с серьёзными купюрами, искажающими смысл высказываний. Были, в частности, пропущены слова о выводе Хасбулатова и других под конвоем, и получалось, что интервьюируемый наслаждался фактом выстрелов. Ссылаясь уже на эту перепечатку, противники поэта неоднократно устраивали ему обструкцию. Сам же Окуджава прокомментировал своё интервью так: «В газете „Подмосковные известия“ я высказывался против Хасбулатова, Макашова, Руцкого, которых не приемлю. Но не против простых людей».

Когда на последнем концерте в ЮНЕСКО 23 июня 1995 года его спросили о ситуации в Чечне, он ответил так:

«Сама по себе война в Чечне — страшное совершенно явление, которое будет помниться много, много десятилетий, если не столетий. Тем более, я думаю, знаете — этот маленький народ, в котором нет даже миллиона — допустим, он даже очень-очень самовлюбленный и очень сложный, — все-таки надо считаться с национальной психологией… Тем более — такого маленького народа. (аплодисменты) А его в прошлом веке в течение 50 лет уничтожали… В этом веке в 44-м году выслали весь народ на гибель. И сейчас опять уничтожают. Ну что такое? — Неужели российская власть не может самоутвердиться другим способом? Неужели для этого нужно убивать своих же сограждан ?» (цитата по расшифровке фонограммы концерта, изданной впоследствии на 2х CD под названием «Когда опустеет Париж»)

Вскоре М. Федотов в своей статье исказил высказывание Окуджавы, приписав ему, в частности, свои собственные мысли. Это искаженное высказывание впоследствии широко цитировалось как принадлежащее Окуджаве.

В своём интервью «Новой Газете»[когда?] высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов:

Мало кто думает о том, что немцы сами помогли Советскому Союзу себя победить: представьте себе, они бы не расстреливали, а собирали колхозников и говорили им — мы пришли, чтобы освободить вас от ига. Выбирайте себе форму правления. Хотите колхоз — пожалуйста, колхоз. Хотите единоличное хозяйство — пожалуйста. На заводах то же самое — делайте свою жизнь. Если бы они превратили наши лозунги в дело, они могли бы выиграть войну. У них была, конечно, жуткая ошибка с пропагандой. Своей исключительной жестокостью они спровоцировали народный гнев. … Но системы у нас похожи. Абсолютно две одинаковые системы схлестнулись. Они поступали точно так же, как поступали бы и мы. И в этом их ошибка. Просто наша страна оказалась мощнее, темнее и терпеливее.

Семья и окружение

Отец — Шалва Степанович Окуджава, партийный советский деятель (репрессирован в 1937 году). Булат Шалвович был женат дважды. Первая жена — Галина Васильевна Смольянинова (1926—1965)[6], с ней он развёлся в 1964 году, умерла от сердечного приступа. Сын от первого брака Игорь Окуджава (1954—1997), отсидел в тюрьме, принимал наркотики.[7] Дочь от первого брака умерла. Вторая жена — Ольга Владимировна Окуджава (д. Арцимович), по образованию физик, племянница Льва Арцимовича. Сын — Булат (Антон) Булатович Окуджава (род. 1965)[8], музыкант, композитор.

В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко (род. 10 июня 1955[7]), с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве.

В круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.

Признание и награды

Память

Памятник на могиле Окуджавы. Ваганьковское кладбище.

Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы

Музей находится в Московской области, в Ленинском районе, п/о Мичуринец, пос. писателей «Переделкино», ул. Довженко, 11, основан — 22 августа 1998 года, открыт — 31 октября 1999 года.

Памятники Окуджаве

Основная статья: Памятники Окуджаве в Москве

  • 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
  • 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур — Георгий Франгулян.
  • Международный фестиваль Булата Окуджавы
  • Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
  • Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
  • Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы, города Израиля

В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы[9], лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и др.

Творческое наследие

Опубликованные произведения

Сборники
  • «Март великодушный» (1967),
  • «Арбат, мой Арбат» (1976),
  • «Стихотворения» (1984),
  • «Избранное» (1989),
  • «Посвящается вам» (1988),
  • «Милости судьбы» (1993),
  • «Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996),
  • «Чаепитие на Арбате» (1996),
  • Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары. — Краков: Польское муз. изд-во, 1970. — 64 с.
  • Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В. Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ардис, т. 1 1980, т. 2 1986.
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А. Колмановским с участием автора). — М.: Музыка, 1989. — 224 с.
Исторические романы
  • «Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях — «Глоток свободы»)
  • «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1970)
  • «Путешествие дилетантов» (1976—1978)
  • «Свидание с Бонапартом» (1983)
  • «Упразднённый театр» (1993)

Киносценарии

  • «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965);
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967);
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).

Фильмография

Игровые фильмы
  • 1961 — «Горизонт», Ленфильм — текст песен
  • 1962 — «Цепная реакция», Мосфильм — первое появление на экране
  • 1963 — «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М. Горького
  • 1967 — «Женя, Женечка и „катюша“», Ленфильм (соавтор сценария, эпизодическая роль)
  • 1970 — «Белорусский вокзал», Мосфильм — автор песни «Нам нужна одна победа» (Десятый наш десантный батальон…) из к/ф «Белорусский вокзал»
  • 1970 — «Белое солнце пустыни» — текст песни «Ваше благородие, госпожа удача»
  • 1973 — «Кортик», Беларусьфильм — тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала»)
  • 1974 — «Бронзовая птица», Беларусьфильм — текст песни «Ты гори, гори, мой костер»
  • 1975 — «Приключения Буратино», Беларусьфильм — тексты части песен
  • 1977 — «Аты-баты, шли солдаты», Киностудия им. А. П. Довженко — песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 — «Ключ без права передачи», Ленфильм
  • 1982 — «Покровские ворота», Мосфильм — песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
  • 1985 — «Законный брак», Мосфильм
  • 1986 — «Храни меня, мой талисман», Киностудия им. А. П. Довженко
Документальные фильмы
  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
  • «Мои современники», Ленфильм, 1984
  • «Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992

Дискография

Грампластинки
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8[10]
  • Диск (Париж, фирма Le Chant du Mond в 1968)
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
  • Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
  • Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
  • Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
  • Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
  • Диск песен. («Балкантон», Болгаpия, 1985. ВТК 3804).
  • Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии гpамзаписи и фоногpаммы кинофильмов 1969—1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
  • Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
  • Булат Окуджава. Песенка, коpоткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
  • Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия[11]
Кассеты
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969—1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005
Компакт-диски
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969—1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
  • Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Библиография

  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-001-0. М.: Булат, 2004
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 2 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-003-7. М.: Булат, 2005
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 3 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-005-3. М.: Булат, 2006
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 4 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-98557-009-0. М.: Булат, 2007
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 5 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-001-6. М.: Булат, 2008
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 8 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-012-2. М.: Булат, 2011, 544 с. мл, 1000 экз.
  • Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала.» — ISBN 978-5-98557-010-6. М.: Булат, 2008
  • Быков, Д. Л. Булат Окуджава. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 784 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»). — ISBN 978-5-235-03255-2 (отрывки см. здесь и здесь)
  • Tumanov, Vladimir. Listening to Okudzhava: Twenty-Three Aural Comprehension Exercises in Russian. Newburyport MA: Focus Publishing R. Pullins & Company [accompanied by audio CD]. 1996. 2nd. Ed: 2000.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Биография Булата Окуджавы

Родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле. Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

После ХХ съезда мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету». В 1961 году К.Паустовский повесть писателя «Будь здоров, школяр» включил в альманах «Тарусские страницы». Но официальная критика эту повесть за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне не приняла, правда, в 1965 году В.Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название — «Женя, Женечка и Катюша». Тогда же, в 1961 — 1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи». В середине и конце 1960-х годов писатель не раз бравировал своей независимостью, подписывал письма в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского, печатался за границей. Однако все эти поступки, как правило, сходили ему с рук. Может, потому, что, когда надо, он умел каяться, в частности, в ноябре 1972 года напечатав покаянное заявление в «Литгазете». Правда, сам Окуджава уже в 1998 году эту историю интерпретировал по-другому. По его версии, в 1971 году партком Московской писательской организации исключил Окуджаву из партии по требованию одного из секретарей горкома КПСС за частые публикации на Западе и за предисловие какого-то эмигранта, обругавшего нашу партию. Целый год Окуджаву никто не издавал, а поскольку кормить семью надо было, он по совету В.Максимова принёс в «Литгазету» к А.Чаковскому письмо общего характера. После чего Окуджаву тут же восстановили в партии и вновь стали повсюду публиковать. В конце 1960-х годов обратился к истории. Сначала Окуджава сочинил пьесу «Глоток свободы» о Михаиле Бестужеве. Потом появился роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле. Декабристы привели Окуджаву к Льву Толстому, который в своё время намеревался создать о декабристах роман. Собирая о Толстом материалы, Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. В результате родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова», названная автором авантюристическим романом с подлинными фактами. И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Но все эти сочинения вызвали у критиков неоднозначные оценки. Сергей Плеханов, к примеру, считал, что Окуджава занялся XIX веком лишь потому, что тривиальность и литературщину легче скрыть за мишурным блеском исторической экзотики. Самого Окуджаву буквально взбесила статья В.Бунина в 1979 году в журнале «Москва», не оставившая камня на камне от романа «Путешествия дилетантов». Окуджава в публичных выступлениях утверждал, будто статью «писал не Бунин, а целая бригада. Он только дал своё имя. Это не литературно-критическая статья, а политический донос, написанный по заданию редакции «Москвы». Позже Окуджава добавил, что бунинская статья — «это не критика, а политический бандитизм», цель которого — якобы перевести гнев высокого начальства с романа Пикуля «У последней черты» на Окуджаву.

Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»

К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал «расстрельное» письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови. В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен. В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Если верить «Комсомольской правде» (2 сентября 2004 года), на рубеже 1970 — 1980 годов музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) — за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. 

www.bokudjava.ru

Булат Окуджава - биография и факты из жизни

С именем Булата Окуджавы связано множество легенд. Ничего удивительного, ведь такие личности появляются в поэтическом и музыкальном мире нечасто и заслуженно становятся легендарными.

Его стихи разобраны на цитаты, песни стали знаковыми и символичными для эпохи шестидесятников, а сам Булат Шалвович был ярчайшим представителем своего поколения.

Незавидное детство

Так уж сложилось в природе, что судьба талантливых людей полна личных трагедий, борьбы, поисков, скитаний и прочих невзгод. Наверное, только испытавший и переживший многое человек может создавать произведения на века. Только тогда они наполнены истинным смыслом, глубоки и содержательны, проникают в души и находят там отклик. Такой была и судьба Булата Окуджавы.

Его жизнь совпала с эпохой перемен, глобальность и последствия которых могли понять и оценить лишь немногие. Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Его родители приехали в столицу для учебы по партийной линии. Отец Булата был грузином, а мать армянкой. При этом сына они назвали Дорианом в честь известного литературного героя.

с отцом

Через два года вся семья вернулась в столицу Грузии, где Шалва Степанович продвигался по партийной лестнице. Тогда же у него произошел конфликт с Лаврентием Берией, после которого отец Булата Окуджавы попросил направить его на работу в Россию. Так семья оказалась в Нижнем Тагиле.

Гром грянул (как и для многих семей того кровавого периода советской истории) в 1937 году, когда Шалву Степановича арестовали по ложному доносу о его якобы контрреволюционной троцкистской работе. Дальше были приговор и расстрел. Та же участь постигла и родных братьев отца. В 1939 году была арестована и мать Окуджавы – Ашхен Степановна. Сначала ее отправили в лагеря Карагандинской области, а через десять лет приговорили к вечному поселению на просторах необъятного Красноярского края. Булата с братом Виктором перевезла в Москву бабушка, а потом забрала к себе на воспитание тетя из Тбилиси.

Первые успехи

В Грузии Булат Окуджава окончил школу, работал на заводе учеником токаря и с нетерпением ждал совершеннолетия, чтобы отправиться на фронт. В августе 1942 года его направили в минометный дивизион, в составе которого он участвовал в боях, а в 1943 году был ранен под Моздоком. Окуджаву демобилизовали и отправили в тыл. Он сдал экстерном экзамены, получил среднее образование и поступил на филфак Тбилисского университета.

После окончания вуза Булат Окуджава отправился работать обычным учителем русского языка и литературы в самое заурядное калужское село. Дома после работы он пробовал писать стихи, хотя относился к своему увлечению совершенно несерьезно, но со временем поэтический слог Булата становился все ярче и уверенней. Некоторые его стихи даже стали публиковать в газете, а после смерти Сталина в 1953 году ему предложили возглавить отдел пропаганды в областной газете. Именно там, в Калуге, у Окуджавы вышла в свет первая небольшая книжечка стихотворений.

Творческих конкурентов в провинциальном городе у молодого поэта не было, поэтому от первых успехов у него кружилась голова. Позже Булат Шалвович говорил, что стихи его были в основном подражательные, но осознание собственного успеха на литературном поприще придавало ему сил двигаться вперед.

Бард Булат Окуджава

В 1956 году после знаменитого XX съезда КПСС родители Окуджавы бели реабилитированы. Сам Булат даже вступил в партию, а в 1959 году переехал в Москву. Там он познакомился с молодыми поэтами – Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским и другими. Тогда же он впервые взял в руки гитару (парадоксально, но музыкального образования Окуджава не имел и даже не знал нотной грамоты) и стал аккомпанировать своим стихам. Так началось его бардовское творчество, а вернее он стал одним из родоначальников авторской песни.

Когда у него за плечами было уже несколько таких песен, Булата стали приглашать друзья и простые знакомые к себе в гости исполнить эти авторские песни. Если в доме был магнитофон, пение Окуджавы обязательно записывали. Таким способом Москва быстро познакомилась с его творчеством.

Он продолжал работать в газетах, писать стихи и пробовать себя в других литературных жанрах. Его повесть «Будь здоров, школяр» Константин Паустовский включил в литературный альманах, а режиссер Владимир Мотыль позже снял фильм по этому произведению – «Женя, Женечка и “катюша”».

Булат Шалвович стал популярным в узких кругах людей понимающих и мыслящих. В тот период времени он написал песни «Полночный троллейбус», «Не бродяги, не пропойцы», «Сентиментальный марш», «Песня о Леньке Королеве» и другие.

Первый вечер авторской песни Булата прошел в Харькове в 1961 году, а уже в следующем году в фильме «Цепная реакция» он исполнил песню «Полночный троллейбус».

Противодействие системы

Вскоре творчеством Булата Окуджавы заинтересовались в «компетентных органах», слишком непривычны для многих оказались его песни под гитару. О нем стали печатать в газетах заказные фельетоны, значит его стихи не оставляли равнодушными никого. Негодование, раздражение, неприятие – это тоже реакция на Окуджаву, главное, что не было безразличия.

Сам Булат переживал этот период сложно, метался в поисках правильного решения, но понимал, что именно теперь он на правильном пути и делает что-то незаурядное, интересное, волнующее, что наталкивается на волну противодействия системы. Тогда он осознал, что искусство требует массы терпения и выдержки, только так время расставит все по своим местам, оставив в памяти людей самые сильные творческие работы, а слабые уберет на задний план истории.

Взялись за Булата и в Союзе писателей СССР. Песни его беспощадно критиковали, считая, что такое искусство не подобает советской героической молодежи, не отображает ее идеалов, стремлений, чаяний. Набросилась критика и на его романы «Бедный Авросимов» и «Похождения Шипова», а вот интеллигенция наоборот проявила к ним неподдельный интерес. Но именно членство в Союзе писателей позволило ему напечатать несколько книг своих стихов. Его песни начали исполнять некоторые другие певцы (их было не много, потому что часто художественный совет не пропускал в массы недоступные его пониманию музыкальные произведения).

Впрочем, сам автор этого почему-то не любил, как не любил он и выступлений перед большой аудиторией. Он был камерным певцом, ему достаточно было зала на 200 мест, в котором он смог бы видеть глаза каждого зрителя, пришедшего его послушать. Иногда он жаловался, что на гастролях в разных городах к нему на концерт приходили ничего не понимающие в его творчестве чиновники с женами, от чего ему становилось неловко.

Ваше благородие Булат Окуджава

Многих в то время раздражала непубличность Булата Окуджавы, у него отсутствовали признаки звездной болезни, он не гнался за славой. Несмотря на членство в КПСС Булат Шалвович не испытывал эйфории от деятельности партии, позволял себе некоторое вольнодумство, однако не высказывался слишком критично в адрес верхушки. Он никогда не был в рядах диссидентов, хотя вся семья его натерпелась горя от советской власти. Чиновники его недолюбливали, но вполне вероятно, что тайком слушали его песни, как и в случае с Владимиром Высоцким. Своей порядочностью он как бы бросал вызов существующему строю, никогда не прогибался под систему, а мог бы работать на эстраде, получать приличные гонорары, писать песни под заказ, сценарии для кинофильмов.

с первой женой Галиной

Звездный час Булата Окуджавы пробил, когда на экраны вышла лента «Белорусский вокзал», в которой прозвучал его пронзительный марш «Нам нужна одна победа». Эту так называемую окопную песню предложил включить в киноленту сценарист Вадим Трунин. Окуджава представил композицию на суд режиссера Андрея Смирнова и композитора Альфреда Шнитке. Реакция двух мастеров кардинально отличалась – Смирнову мелодия совсем не понравилась, а Шнитке услышал в напеве Окуджавы будущий кинохит военной тематики. Шнитке написал оркестровую версию этого марша и настоял, чтобы на пластинке, которая вышла после фильма, авторство музыки было закреплено за Булатом Шалвовичем.

«И не забудь про меня»

После такого признания Окуджаву разрешили отпускать на гастроли за рубеж. Там у него начали выходить пластинки, а потом он стал пробовать силы в прозаических произведениях. Так началась белая полоса его литературной жизни, когда он мог публиковать то, что писал. Увидели свет пять его исторических романов, несколько сборников стихов, он создал сценарии к четырем кинофильмам, выпустил несколько пластинок с новыми песнями. Это позволяло Булату Окуджаве чувствовать себя счастливым, пройдя годы испытаний, сохранив человечность, принципиальность, чувство собственного достоинства, а его голосу с хрипотцой стать одним из символов ушедшей эпохи.

со второй женой Ольгой

Песни «Ваше благородие, госпожа удача» (из фильма «Белое солнце пустыни»), «Бери шинель, пошли домой» (из фильма «Аты-баты шли солдаты»), композиции из фильмов «Покровские ворота», «Кортик», «Соломенная шляпка», «Приключения Буратино» и других сделали Булата Окуджаву всенародным любимцем. Но первые его пластинки на родине появились только в середине 1970-х годов, хотя до этого были выпущены в Польше и Франции.

Во время заграничных гастролей ему часто предлагали навсегда остаться в европейских странах, но он любил Москву и не мыслил своей жизни в другом городе или за пределами той страны, в которой жили его предки. Лишь однажды он решился остаться во Франции, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье. Там он и умер в военном госпитале в пригороде Парижа 12 июня 1997 года после гриппа.

Его боготворили, завидовали и ненавидели. Это типичная ситуация для выдающегося человека, коим был Булат Окуджава. Время всех рассудило и (как он сам говорил) сохранило для людей лучшие его произведения. Он сумел завладеть сердцами нескольких поколений и многим давал надежду своей молитвенной поэзией.

с Натальей Горленко

ФАКТЫ

Знаменитую песню «Молитва Франсуа Вийона» Окуджава посвятил своей первой жене Галине, которую он оставил ради другой женщины. Галина умерла от рака, и Булат винил себя в ее болезни.

***

На своей даче, которая теперь стала музеем, Булат Окуджава коллекционировал колокольчики. Они занимали весь потолок комнаты. Начало коллекции положила поэтесса Белла Ахмадулина, привезя из далекой страны изысканный колокольчик. С тех пор все гости периодически приносили Булату Шалвовичу именно эти звенящие предметы.

vmiremusiki.ru


Смотрите также