Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография булгакова михаила афанасьевича


Михаил Булгаков биография

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940) – русский писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель гениального романа «Мастер и Маргарита».

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев, Корней Чуковский, Александр Блок.

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Вьюга», «Роковые яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина.

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой. Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в драме «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький, Алексей Толстой, А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

«Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

  • В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.
  • Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.
  • Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
  • На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.
  • Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.

После прочтения краткой биографии Булгакова проверьте себя тестом:

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

obrazovaka.ru

Михаил Булгаков - биография, личная жизнь, фото

Михаил Булгаков является русским писателем, драматургом, режиссером и актером. Его произведения стали классикой русской литературы.

Мировую известность ему принес роман «Мастер и Маргарита», который неоднократно экранизировался во многих странах.

Когда Булгаков находился на пике популярности, советская власть запретила ставить в театрах его пьесы, а также публиковать его произведения.

Из данной биографии вы узнаете все самые интересные моменты жизни великого писателя, и, быть может, поймете причину его неослабевающей популярности.

Итак, перед вами биография Михаила Булгакова (интересные факты о Булгакове читайте здесь).

Краткая биография Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве. Кроме него, в семье Булгаковых было еще шестеро детей: 2 мальчика и 4 девочки.

Его отец, Афанасий Иванович, был профессором Киевской духовной академии.

Мать, Варвара Михайловна, какое-то время работала преподавателем в женской гимназии.

Детство и юность

Когда в семье Булгаковых начали один за другим рождаться дети, матери пришлось оставить работу и заняться их воспитанием.

Поскольку Михаил был самым старшим ребенком, ему приходилось часто нянчить братьев и сестер. Это, несомненно, отразилось на формировании личности будущего писателя.

Образование

Когда Булгакову исполнилось 18 лет, он окончил Первую Киевскую гимназию. Следующим учебным заведением в его биографии был Киевский университет, в котором он учился на медицинском факультете.

Стать врачом ему хотелось во многом потому, что эта профессия хорошо оплачивалась.

К слову сказать, в русской литературе до Булгакова был пример выдающегося писателя, который являясь по образованию врачом, всю жизнь с удовольствием занимался медициной: это – Антон Чехов.

Булгаков в юности

После получения диплома Булгаков подал прошение о том, чтобы пройти военную службу на флоте, в качестве врачом.

Однако ему не удалось пройти медкомиссию. В результате он попросил, чтобы его отправили в Красный Крест для работы в больнице.

В разгар Первой мировой войны (1914-1918 гг.), он лечил солдат неподалеку от прифронтовой зоны.

Спустя пару лет он вернулся в Киев, где начал работать венерологом.

Интересно, что в этот период биографии он стал употреблять морфий, который помогал ему избавляться от болей, вызываемых приемом антидифтерийного препарата.

В результате, на протяжении всей последующей жизни Булгаков будет мучительно зависим от этого наркотика.

Творческая деятельность

В начале 20-х годов Михаил Афанасьевич приезжает в Москву. Там он начинает писать разные фельетоны, а в скором времени берется за пьесы.

Позже, он становится театральным режиссером МХАТа и Центрального театра рабочей молодежи.

Первым произведением Булгакова была поэма «Похождения Чичикова», которую он написал в возрасте 31 года. Затем из-под его пера вышло еще несколько рассказов.

В 1924 г., в год смерти Владимира Ленина, был издан его первый роман «Белая гвардия», принесший ему известность. Интересно, что произведение критиковала как советская, так и зарубежная пресса.

Первые называли роман антикоммунистическим, а вторые говорили наоборот, что в нем прослеживается чересчур лояльное отношение к советскому руководству.

На протяжении следующих лет в биографии Булгакова произошло много знаковых событий, связанных с литературой. Ему удалось опубликовать сборник рассказов «Записки юного врача», где основное внимание уделялось медицине.

После этого он пишет фантастическую повесть «Роковые яйца», которая была положительно воспринята критиками и вызвала большой интерес у читателей.

Собачье сердце

В 1925 г. Булгаков публикует книгу «Собачье сердце», в которой мастерски переплетаются идеи «русской революции» и «пробуждение» социального сознания пролетариата.

По мнению литературоведов, повесть Булгакова представляет собой политическую сатиру, где каждый герой является прототипом того или иного политического деятеля.

Мастер и Маргарита

Получив признание и популярность в обществе, Булгаков принялся за написание главного романа в своей биографии – «Мастер и Маргарита».

Он писал его на протяжении 12 лет, вплоть до самой смерти. Интересен факт, что книга была напечатана только в 60-х годах, и то не полностью.

В окончательном виде ее издали в 1990 г., за год до распада СССР.

Стоит заметить, что многие произведения Булгакова были напечатаны лишь после его смерти, поскольку их не пропускала цензура.

Травля Булгакова

К 1930 г. писатель начал подвергаться все большей травле со стороны советских чиновников.

Его книги перестали печатать, а пьесы изымались из репертуаров. Это привело к тому, что Булгаков начал испытывать материальные трудности.

Не выдержав такого давления, в 1930 г. он написал письмо, адресованное Правительству СССР. Он просил, чтобы ему предоставили возможность работать в театре и заниматься писательской деятельностью, либо позволили выехать за рубеж.

В скором времени, Иосиф Сталин лично позвонил Булгакову и посоветовал ему обратиться с просьбой о зачислении во МХАТ.

После этого звонка, Михаил Афанасьевич продолжил работу в театре, а вот об эмиграции не могло идти никакой речи. Ему дважды отказывали в выезде за рубеж.

В 1934 г. Булгаков был принят в Союз писателей СССР. Однако, несмотря на то, что ему позволили работать во МХАТе и вступить в Союз писателей, его произведения по-прежнему были запрещены к публикации.

Театр

Начиная с 1925 г. пьесы Булгакова успешно ставились в театрах столицы. Публика была в восторге от постановок булгаковской «Зойкиной квартиры» и «Бега». Особенно зрителям нравились «Дни Турбиных».

Однако творческие успехи оказались недолгими. Спустя год, советские цензоры пытались запретить «Дни Турбиных», считая спектакль антисоветским.

Тем не менее, сделать это не решились потому, что постановка очень нравилась Сталину. Некоторые биографы приводят данные о том, что вождь народов ходил на спектакль около 15 раз.

В конечном счете, Булгакову все же запретили ставить его пьесы. После запрета, он начал ставить на сцене «Мертвые души» Гоголя и «Пиквикский клуб» Диккенса. В скором времени он покидает театр и решает работать переводчиком.

Личная жизнь

В биографии Булгакова было 3 женщины. Его первой супругой стала Татьяна Лаппа, на которой он женился в 1913 г. Вместе пара прожила 11 лет.

Второй женой была Любовь Белозерская. Она увлекалась литературой и являлась музой для мужа. Однако несмотря на это их брак распался через 6 лет.

Третьей и последний супругой Булгакова была Елена Шиловская. Она стала прототипом Маргариты в его самом известном романе.

По свидетельству родных и близких писателя, именно с этой женщиной ему удалось в полной мере ощутить семейное счастье.

Интересно, что она до конца своих дней являлась хранительницей литературного наследия мужа.

Стоит заметить, что хотя Михаил Афанасьевич был трижды женат, оставить после себя потомства ему так и не удалось.

Смерть

За год до смерти Булгаков закончил писать пьесу «Батум», которая посвящалась Сталину. Накануне премьеры он неожиданно получил телеграмму, в которой говорилось о запрете спектакля.

Сталин посчитал, что это не совсем уместно ставить пьесу о нем. Эта новость окончательно подорвала здоровье болеющего Булгакова. Его состояние начало с каждым днем ухудшаться.

У него заметно упало зрение, а вскоре врачи обнаружили гипертонический нефросклероз (болезнь почек). В результате писатель снова начал принимать морфий, чтобы избавиться от постоянных болей.

Находясь в таком тяжелом состоянии, Булгаков диктовал жене последний вариант «Мастера и Маргариты».

Зимой 1942 г. он уже практически не вставал с кровати. Близкие друзья и родные до самой смерти поддерживали его, как физически, так и морально.

Умер Михаил Афанасьевич Булгаков 10 марта 1942 г. в возрасте 48 лет.

Интересен факт, что, на его могиле был установлен камень, который раньше лежал на могиле Николая Гоголя (см. интересные факты о Гоголе).

Если вам понравилась биография Булгакова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и интересные истории из их жизни – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

interesnyefakty.org

Биография Михаила Булгакова

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) – русский писатель и драматург, театральный актёр и режиссёр. Многие его произведения на сегодняшний день относятся к классике русской литературы.

Семья и детские годы

Михаил появился на свет 15 мая 1891 года в городе Киеве. На третий день после рождения его крестили на Подоле в Крестно-Воздвиженской церкви. Крёстной матерью ему стала родная бабушка Анфиса Ивановна Покровская (девичья фамилия Турбина). Его отец, Афанасий Иванович, был преподавателем в Киевской духовной академии, имел учёную степень доцента, позднее профессора.

Мама, Варвара Михайловна, (девичья фамилия Покровская) преподавала в женской гимназии. Родом была из города Карачаева Орловской губернии, отец её служил протоиереем в Казанской соборной церкви. Варвара была женщиной очень энергичной, характер имела волевой, но наряду с этими качествами в ней уживались необыкновенная доброта и тактичность.

В 1890 году Варвара вышла замуж за Афанасия Ивановича и с тех пор занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, которых в семье было семеро. Миша был старшим ребёнком, позже родилось ещё два брата и четыре сестры.

Все дети от матери унаследовали любовь к музыке и чтению. Именно благодаря маме сам Миша стал писателем, младший брат Иван музыкантом-балалаечником, ещё один брат Николай был русским учёным, биологом и доктором философии.

Семья Булгаковых относилась к русской интеллигенции, этакие провинциальные дворяне. Жили они хорошо в плане материального обеспечения, отцовского жалования хватало для того, чтобы многодетная семья существовала безбедно.

В 1902 году случилась трагедия, безвременно ушёл из жизни отец Афанасий Иванович. Его ранняя кончина осложнила положение в семье, но мама Варвара Михайловна так умела вести дом, что смогла выкрутиться и, несмотря на житейские тяготы, дать детям достойное образование.

Учёба

Обучение Миша проходил в Первой Киевской гимназии, которую окончил в 1909 году.

Дальше он продолжил учёбу в Киевском университете, выбрав медицинский факультет. Выбор этот не был случайным, оба его дяди по материнской линии имели профессии медиков и очень хорошо зарабатывали. Дядя Михаил Покровский имел терапевтическую практику в Варшаве, был врачом Патриарха Тихона. Дядя Николай Покровский слыл одним из лучших гинекологов Москвы.

В университете Михаил учился 7 лет. У него была почечная недостаточность, и в связи с этим он освобождался от военной службы. Но Михаил сам писал рапорт, чтобы его послали на флот в должности врача. Медицинская комиссия ответила отказом, тогда он попросился в госпиталь в качестве добровольца Красного Креста.

Осенью 1916 года Михаилу Булгакову был вручён диплом об отличном окончании университета в степени лекаря.

Врачебная практика

В 1914 году началась первая мировая война. Молодой Булгаков, как и миллионы его сверстников, имел надежды на мир и благополучие, но войны разрушают всё, хотя в Киеве её дыхание ощутили не сразу.

После окончания университета Михаил был направлен в полевой госпиталь в Каменец-Подольский, затем в Черновцы. На его глазах происходил прорыв австрийского фронта, русская армия несла колоссальные потери, он видел сотни, тысячи искалеченных человеческих тел и судеб.

В начале осени 1916 года Михаила с фронта отозвали и отправили в Смоленскую губернию, где в селе Никольское он заведовал земской больницей. Он был очень хорошим врачом, в течение года, что проработал он в Никольской больнице, принял около 15 тысяч пациентов, сделал множество успешных операций.

Через год его перевели в Вязьму в городскую больницу на должность заведующего венерическим и инфекционным отделением. Весь этот период врачевания позднее нашёл своё отражение в произведении Михаила «Записки юного врача».

В 1918 году Михаил вернулся в Киев, где занялся частной практикой в качестве врача-венеролога.

Гражданскую войну он прошёл врачом в армии Украинской народной республики, в Красном Кресте, в армии Вооружённых сил Юга России и в Терском казачьем полку. Побывал на Северном Кавказе, в Тифлисе и Батуми, переболел тифом, и в это же время начал писать статьи и печататься в газетах. Он имел возможность эмигрировать, но не сделал этого, придерживаясь твёрдого убеждения, что русский человек должен жить и работать в России.

Москва

Михаил написал в письме своему брату: «Я опоздал ровно на четыре года, я уже давно должен был начать это делать – писать». С медициной он решил завязать окончательно.

В конце 1917 года Булгакову удалось впервые побывать в Москве, он приезжал в гости к своему дяде Николаю Покровскому, с которого потом списал образ своего профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

А осенью 1921 года Михаил решил окончательно обосноваться в Москве. Он устроился в литературный отдел Главполитпросвета на должность секретаря, проработал там два месяца, после чего наступило тяжкое время безработицы. Он начал постепенно печататься в частных газетах, подрабатывал в труппе бродячих актёров. И всё это время продолжал безудержно писать, как будто его прорвало за долгие годы молчания. К весне 1922 года у него уже было написано достаточно фельетонов и рассказов, чтобы начать успешное сотрудничество со столичными издательствами. Его произведения печатали газеты «Рабочий» и «Гудок», журналы:

  • «Красный журнал для всех»;
  • «Медицинский работник»;
  • «Возрождение»;
  • «Россия».

За четыре года газета «Гудок» напечатала более 100 фельетонов, репортажей и очерков Михаила Булгакова. Несколько его произведений даже были опубликованы в газете «Накануне», которая выпускалась в Берлине.

Творчество

В 1923 году Михаил Афанасьевич стал членом Всероссийского Союза писателей.

Первой его книгой, которая была опубликована, стала сатирическая повесть «Похождения Чичикова». Затем последовали:

  • автобиографическое произведение «Записки на манжетах»;
  • «Дьяволиада» (социальная драма);
  • роман «Белая Гвардия» – первое крупное произведение писателя;
  • одна из самых известных книг «Собачье сердце»;
  • «Роковые яйца» (фантастическая повесть).

С 1925 года московские театры ставили спектакли по произведениям Булгакова: «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных», «Багровый остров».

Но к 1930 году произведения Булгакова запретили печатать и сняли все театральные постановки. Это объяснялось тем, что его творчество порочит «идеологическую чистоту» советской культуры и литературы. Писатель набрался смелости и обратился к самому Сталину – либо разрешить ему писать, либо дать шанс на выезд за границу. Вождь ответил ему лично, сказав, что постановки возобновятся, он хоть и считал «Дни Турбиных» «антисоветской штучкой», но сам обожал этот спектакль и посетил его 14 раз.

Как драматурга и театрального режиссёра Булгакова восстановили, но книги при его жизни больше не издавали.

С 1929 года и до самой смерти Михаил работал над произведением всей своей жизни – романом «Мастер и Маргарита». Это – бессмертная классика русской литературы. Произведение увидело свет лишь в конце 60-х годов, но сразу же стало триумфом.

Личная жизнь

Будучи студентом университета, Михаил первый раз женился. Его супругой стал Татьяна Лаппа. Её отец управлял в Саратове казённой палатой и сначала очень настороженно отнёсся к отношениям молодых. Семейство Лаппа принадлежало к столбовым дворянам, это родовитые аристократы, высшее чиновничество и совсем другой мир, нежели тот, в котором воспитывался и рос Михаил.

Роман Татьяны и Михаила начался ещё в 1908 году, продолжался пять лет, но в конце концов закончился свадьбой. В 1913 году они обвенчались. Мама Татьяны, приехавшая на венчание, была в ужасе от наряда невесты, не было ни фаты, ни подвенечного платья. Новобрачная была на свадьбе в полотняной юбке и в блузке, которую успела прикупить ей мать.

Со временем родители Татьяны смирились с выбором дочери, отец ежемесячно посылал ей 50 рублей, по тем временам сумма приличная. Таня с Мишей сняли на Андреевском спуске квартиру. В начале ХХ века Киев считался довольно крупным театральным центром, и молодые часто ходили на премьеры. Булгаков великолепно разбирался в музыке, любил посещать концерты, несколько раз ему довелось побывать на выступлениях Шаляпина.

Экономить Булгаков не любил, он мог на последние деньги взять такси, чтобы доехать из театра до дома. На такие поступки он решался без особенных раздумий, его мало волновало, что на завтрашний день нет ни копейки и, быть может, нечего будет кушать, он был человеком порыва. Мать Татьяны, приезжая к ним в гости, часто замечала, что на дочери нет то колечка, то цепочки и понимала, что снова всё заложено в ломбард.

Когда он стал писателем, со своей первой супруги Татьяны Булгаков списал образ Анны Кирилловны в произведении «Морфий».

В 1924 году он познакомился с Белозерской Любовью Евгеньевной, которая недавно вернулась из заграницы. Происхождением она была из старинного княжеского рода, отлично разбиралась в литературе и полностью поддерживала писателя в его творчестве. В 1925 году он развёлся с Татьяной Лаппой и женился на Белозерской.

Прожил он со второй супругой 4 года, в 1929 произошло его знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской. В 1932 году они поженились.

Елена является прототипом Маргариты в самом известном его произведении. Она прожила до 1970 года и была хранительницей литературного наследия писателя.

Смерть

В 1939 году Булгаков начал работу над пьесой «Батум» о великом вожде – товарище Сталине. Когда уже практически всё было готово для постановки, пришёл указ о прекращении репетиций. Это подорвало здоровье писателя, у него резко ухудшилось зрение, обострилась врождённая почечная недостаточность. Для снятия боли Михаил в больших дозах стал принимать морфий. Зимой 1940 года он перестал подниматься с постели, а 10 марта великого писателя и драматурга не стало. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище.

stories-of-success.ru

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков - русский писатель и драматург, автор множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Достаточно назвать такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие книги и пьесы Булгакова были экранизированы.

Детство и юность

Михаил родился в Киеве в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей. Миша был самым старшим ребенком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

Писатель Михаил Булгаков

После окончания гимназии Михаил Булгаков поступает в университет на медицинский факультет. Его выбор оказался связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот нюанс был основополагающим.

Михаил Булгаков в юности

Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме, позднее - в Киеве, в качестве венеролога. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность, сначала как фельетонист, позднее – как драматург и театральный режиссер МХАТа и Центрального театра рабочей молодёжи.

Книги

Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».

Писатель Михаил Булгаков

К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» - в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.

Иллюстрация к книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично Иосиф Сталин и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.

Театр

Еще в 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова - «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия», «Бег», «Багровый остров». Через год министерство хотело запретить постановку «Дней Турбиных» как «антисоветскую штучку», но решено было этого не делать, так как спектакль очень нравился Сталину, который посетил его 14 раз.

Михаил Булгаков и актеры театра

Вскоре пьесы Булгаковы были все же сняты из репертуара всех театров страны и только в 1930-ом году, после личного вмешательства Вождя, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер.

Он ставит гоголевские «Мёртвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы «Александр Пушкин», «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не вышли в свет.

Спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош»

Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош», поставленный по пьесе Булгакова «Мольер» в 1936 году после пятилетней череды отказов. Премьера прошла с громадным успехом, но труппа успела дать всего 7 показов, после чего пьеса была запрещена. После этого Михаил Афанасьевич увольняется из театра и в дальнейшем зарабатывает на жизнь как переводчик.

Личная жизнь

Первой женой великого писателя была Татьяна Лаппа. Их свадьба была более чем бедной – у невесты даже не было фаты, да и жили они затем весьма скромно. Кстати, именно Татьяна стала прототипом для Анны Кирилловны из рассказа «Морфий».

Михаил Булгаков и Татьяна Лаппа

В 1925 году Булгаков познакомился с Любовью Белозёрской, происходившей из старинного рода князей. Она увлекалась литературой и полностью понимала Михаила Афанасьевича как творца. Писатель тут же разводится с Лаппой и женится на Белозерской.

Михаил Булгаков и Любовь Белозёрская

А в 1932 году он встречает Елену Сергеевну Шиловскую, урожденную Нюрнберг. Мужчина бросает вторую супругу и ведет под венец третью. Между прочим, именно Елена выведена в самом знаменитом его романе в образе Маргариты. С третьей женой Булгаков прожил до конца жизни, и именно она приложила титанические усилия, чтобы впоследствии произведения ее любимого человека были опубликованы. Ни с одной из жен у Михаила детей не рождалось.

Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Существует забавная арифметически-мистическая ситуация с супругами Булгакова. Каждая из них имела по три официальных брака, как и он сам. Причем для первой жены Татьяны Михаил был первым супругом, для второй Любови – вторым, а для третьей Елены, соответственно, третьим. Так что мистика у Булгакова присутствует не только в книгах, но и в жизни.

Смерть

В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, в надежде, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции. После этого у Булгакова начало резко ухудшаться здоровье – он стал терять зрение, дала о себе знать и врожденная болезнь почек.

Могила Михаила Булгакова

Михаил Афанасьевич вернулся к употреблению морфия для снятия болевых симптомов. С зимы 1940 года драматург перестал вставать с постели, а 10 марта великого писателя не стало. Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище, а на его могиле по настоянию супруги положен камень, который ранее был установлен на могиле Николая Гоголя.

Библиография

  • 1922 - «Похождения Чичикова»
  • 1923 - «Записки юного врача»
  • 1923 - «Дьяволиада»
  • 1923 - «Записки на манжетах»
  • 1924 - «Белая гвардия»
  • 1924 - «Роковые яйца»
  • 1925 - «Собачье сердце»
  • 1925 - «Зойкина квартира»
  • 1928 - «Бег»
  • 1929 - «Тайному другу»
  • 1929 - «Кабала святош»
  • 1929-1940 - «Мастер и Маргарита»
  • 1933 - «Жизнь господина де Мольера»
  • 1936 - «Иван Васильевич»
  • 1937 - «Театральный роман»
Page 2
писательница, журналистка, преподаватель Дарья Калинина писательница Галина Куликова писательница Марина Крамер писательница Мария Метлицкая писательница Кара Хантер писательница Ольга Валентеева писатель Джо Хилл поэт, дипломат Пабло Неруда писательница, психолог Юлия Шилова писатель Кен Фоллетт писательница Джоди Пиколт писательница Тесс Герритсен писатель Джон Вердон писатель, изобретатель, мотогонщик Андрей Величко писатель, певец, оратор-мотиватор Джо Витале писатель Джон Кехо писательница Наталья Щерба юрист, писатель, общественный деятель, сценарист Чингиз Абдуллаев писатель, критик Эдогава Рампо писатель Сергей Тармашев

24smi.org

Михаил Афанасьевич Булгаков - биография

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель.Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года, в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.Когда Михаилу было 16 лет, от болезни почек умер отец. Тем не менее будущее еще не отменено, Булгаков становится студентом медицинского факультета Киевского университета. «Профессия врача казалась мне блестящей», — скажет он позже, объясняя свой выбор. Возможные аргументы в пользу медицины: независимость будущей деятельности (частная практика), интерес к «устройству человека», равно как и возможность ему помочь. Далее — первая женитьба, для того времени чрезмерно ранняя. Михаил, студент-второкурсник, вопреки воле матери женится на юной Татьяне Лаппа, только что окончившей гимназию.

Юный врач Михаил Булгаков

Учеба Булгакова в университете была прервана досрочно. Шла мировая война, весной 1916 года «ратником второго ополчения» Михаил выпущен из университета (диплом был получен позже) и добровольно отправился работать в один из киевских госпиталей. Раненые, страдающие люди стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», — написал он через несколько лет на страницах «Белой гвардии». Осенью 1916 года доктор Булгаков получил первое назначение — в маленькую земскую больницу в Смоленской губернии.Выбор, связанный с постоянной напряженностью морального поля, на фоне слома рутинного течения жизни, экстремальной повседневности формировал будущего писателя. Для него характерно стремление к позитивному, действенному знанию — серьезность размышлений над атеистическим миросозерцанием «естественника», с одной стороны, — и верой в высшее начало, с другой. Важно и еще одно: врачебная практика не оставляла места деконструктивным умонастроениям. Возможно, именно поэтому Булгакова не коснулись модернистские веяния начала века.Каждодневная хирургическая практика недавнего студента, работавшего в военно-полевых госпиталях, затем — бесценный опыт сельского врача, вынужденного в одиночку справляться с многочисленными и неожиданными болезнями, спасая человеческие жизни. Необходимость принятия самостоятельных решений, ответственность. Да еще и нечастый дар блестящего врача-диагноста. В дальнейшем Михаил Афанасьевич проявил себя и как диагност социальный. Очевидно, насколько проницательным оказался писатель в неутешительном прогнозе развития общественных процессов в стране.

На переломе

Пока вчерашний студент взрослел, превращаясь в решительного и опытного земского врача, в России начались события, на много десятилетий вперед определившие ее судьбу. Отречение царя, февральские дни, наконец — октябрьский переворот 1917 года. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его... Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось видеть все воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве... тупые и зверские лица... Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок... видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел, и понял окончательно, что произошло» (из письма Михаила Булгакова 31 декабря 1917 года сестре Надежде).В марте 1918 года Булгаков вернулся в Киев. Через город прокатываются волны белогвардейцев, петлюровцев, немцев, большевиков, националистов гетмана Павла Петровича Скоропадского, вновь большевиков. Каждая власть проводит мобилизацию, и врачи необходимы всем, кто держит в руках ружье. Мобилизовали и Булгакова. В качестве военного врача вместе с отступающей Добровольческой армией он отправляется на Северный Кавказ. То, что Булгаков остался в России, было лишь следствием стечения обстоятельств, а не свободным выбором: он лежал в тифозной горячке, когда белая армия и сочувствующие ей покидали страну. Позже Т. Н. Лаппа свидетельствовала, что Булгаков не раз пенял ей на то, что она не вывезла его, больного, из России.По выздоровлении Михаил Булгаков оставил медицину и начал сотрудничать с газетами. Одна из первых его публицистических статей называется «Грядущие перспективы». Автор, не скрывающий приверженности белой идее, пророчит долгое отставание России от Запада. Первые драматургические опыты появились во Владикавказе: одноактная юмореска «Самооборона», «Парижские коммунары», драма «Братья Турбины» и «Сыновья муллы». Все они шли на сцене Владикавказского театра. Но автор относился к ним как к вынужденным обстоятельствами шагам. «Сыновей муллы» автор оценит так: их «писали втроем: я, помощник поверенного и голодуха. В 1921, в его начале...». О вещи, более продуманной («Братья Турбины»), с горечью расскажет брату: «Когда меня вызвали после второго акта, я выходил со смутным чувством... Смутно глядел на загримированные лица актеров, на гремящий зал. И думал: «а ведь это моя мечта исполнилась... но как уродливо: вместо московской сцены сцена провинциальная, вместо драмы об Алеше Турбине, которую я лелеял, наспех сделанная, незрелая вещь...».

Переезд Булгакова в Москву

Возможно, смена профессии диктовалась и обстоятельствами: недавний военный врач белой армии жил в городе, где установлена власть большевиков. Вскоре Булгаков переехал в Москву, куда со всех концов страны стекались литераторы. В столице создавались многочисленные литературные кружки, открывались частные издательства, работали книжные лавки. В голодной и холодной Москве 1921 года Булгаков настойчиво овладевал новой профессией: писал в «Гудке», сотрудничал с берлинской редакцией «Накануне», посещал творческие кружки, заводил литературные знакомства. К вынужденной работе в газете относится, как к деятельности постылой и бессмысленной. Но надо и зарабатывать на жизнь. «... Я зажил тройной жизнью», — писал Михаил Афанасьевич Булгаков в неоконченной повести «Тайному другу» (1929), родившейся как письмо к третьей жене писателя — Елене Сергеевне Шиловской. В очерках, печатавшихся в «Накануне», Булгаков иронизировал над официальными лозунгами и газетными штампами. «Я человек обыкновенный, рожденный ползать», — аттестовал себя рассказчик в фельетоне «Сорок сороков». А в очерке «Москва краснокаменная» описывал кокарду на околыше форменной фуражки: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли, во всяком случае не серп и молот».В «Накануне» вышли в свет «Необыкновенные приключения доктора» (1922) и «Записки на манжетах» (1922-1923). В «Необыкновенных приключениях доктора» описания сменяющих друг друга властей и армий даны автором с нескрываемым чувством неприязни. Дело доходит до крамольной мысли о разумности дезертирства. Герой «Приключений...» не принимает ни белую идею, ни красную идею. От произведения к произведению крепло мужество писателя, посмевшего осудить оба воюющих лагеря.Михаил Булгаков осваивал новый материал, требующий и иных форм отображения: Москва начала 1920-х годов, характерные черты нового быта, неизвестные ранее типы. Ценой мобилизации душевных и физических сил (в Москве жилищный кризис, и писатель жил в комнате коммунальной квартиры, которую позже опишет в рассказах «Самогонный быт», с грязью, пьяными дебошами и невозможностью уединения), Булгаков опубликовал две сатирические повести: «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), написал «Собачье сердце» (1925). Рассказ о болевых точках современного дня у него выливается в фантастические формы.

«Роковые яйца»

В Советской республике случился куриный мор («Роковые яйца»). Правительству необходимо восстановить «куриное поголовье», и оно обращается к профессору Персикову, открывшему «красный луч», под действием которого живые существа не только мгновенно достигают колоссальных размеров, но и становятся необычайно агрессивны в борьбе за существование. Намеки на происходящее в Советской России на редкость прозрачны и бесстрашны. Невежественный директор куриного совхоза Рокк, к которому по ошибке попадают выписанные из-за границы для профессорских опытов яйца змей и страусов, с помощью «красного луча» выводит из них полчища гигантских животных. Гиганты идут на Москву. Столицу спасает лишь счастливая случайность: на нее обрушиваются небывалые морозы. В финале повести озверевшие толпы громят лабораторию профессора, и его открытие гибнет вместе с ним. Точность социального диагноза, предложенного Булгаковым, была по достоинству оценена насторожившейся критикой, писавшей, что из повести совершенно ясно, что «большевики совершенно негодны для творческой мирной работы, хотя способны хорошо организовать военные победы и охрану своего железного порядка».

«Собачье сердце»

Следующая вещь, «Собачье сердце» (1925 год), уже не была пропущена в печать и была напечатана в России лишь в годы перестройки, в 1987 году. Ее фразы и формулы незамедлительно вошли в устную речь интеллигентного человека: «разруха не в клозетах, а в головах», «семь комнат каждый умеет занимать», позже к ним прибавится и «осетрина второй свежести», и «чего не хватишься, ничего у вас нет», «правду говорить легко и приятно».Главный герой повести, профессор Преображенский, проводя медицинский эксперимент, пересаживает орган погибшего в пьяной драке «пролетария» Чугункина бродячему псу. Неожиданно для хирурга пес превращается в человека, и этот человек — точное повторение погибшего люмпена. Если Шарик, как называл пса профессор, добр, неглуп и благодарен новому хозяину за приют, то чудом оживший Чугункин воинственно невежественен, вульгарен и нагл. Убедившись в этом, профессор осуществляет обратную операцию, и в его уютной квартире вновь появляется добродушный пес.Рискованный хирургический эксперимент профессора — намек на «смелый социальный эксперимент», происходящий в России. Булгаков не склонен видеть в «народе» идеальное существо. Он уверен, что лишь трудный и долгий путь просвещения масс, путь эволюции, а не революции может привести к реальному улучшению жизни страны.

«Белая гвардия»

Не отпускает Михаила Афанасьевича Булгакова и пережитое в годы Гражданской войны. В 1925 году в журнале «Россия» появилась первая часть «Белой гвардии». В эти месяцы у писателя новый роман, и, оставляя Татьяну Лаппу, он посвящает «Белую гвардию» Любови Евгеньевне Белосельской-Белозерской, ставшей его второй женой. Булгаков избирает писательскую стезю в кардинально изменившихся условиях, когда многие уверены в том, что традиции великой русской литературы 19 века безнадежно устарели, никому более не интересны.Булгаков пишет демонстративно «старомодную» вещь: «Белая гвардия» открывается эпиграфом из пушкинской «Капитанской дочки», она открыто продолжает традиции семейного романа Толстого. В «Белой гвардии», как и в «Войне и мире», мысль семейная тесно связана с историей России. В центре романа — распавшаяся семья, жившая в Киеве в «доме белого генерала», на Андреевском спуске во время братоубийственной войны на Украине. Главными героями романа были врач Алексей Турбин, его брат Николка и сестра, очаровательная рыжая Елена, и их «нежные, старинные» друзья детства. Уже в первой фразе, открывающей «Белую гвардию»: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй», — Булгаков вводит две точки отсчета, две системы ценностей, будто «оглядывающихся» друг на друга. Это дает возможность писателю точнее оценить смысл происходящего, увидеть современные события глазами беспристрастного историка.Еще в 1923 году на страницах дневника, носящего красноречивое название «Под пятой», Михаил Булгаков писал: «Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем». Мощное вхождение Булгакова в литературу, о котором Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) в частном письме сказал, что его «можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого», пройдет мимо широкой читающей публики. И хотя рождение большого русского писателя состоялось, его мало кто заметил.

«Дни Турбиных»

Вскоре журнал «Россия» закрылся, роман остался недопечатанным. Однако его герои продолжали тревожить сознание писателя. Булгаков начинает сочинять пьесу по мотивам «Белой гвардии». Процесс этот замечательно описан на страницах поздних «Записок покойника» (1936-1937) в строчках о «волшебной коробочке», распахивающейся вечерами в воображении писателя.В лучших театрах тех лет — острый репертуарный кризис. МХАТ в поисках новой драматургии обращается к прозаикам, в том числе, к Булгакову. Булгаковская пьеса «Дни Турбиных», написанная по следам «Белой гвардии» становится «второй «Чайкой» Художественного театра, а нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский назвал ее «первой политической пьесой советского театра». Премьера, состоявшаяся 5 октября 1926, сделала Булгакова знаменитым. Каждый спектакль — аншлаг. История, рассказанная драматургом, потрясала зрителей своей жизненной правдой гибельных событий, которые многие из них совсем недавно переживали. На волне оглушительного успеха спектакля журнал «Медицинский работник» опубликовал цикл рассказов, который позже будет назван «Записками юного врача» (1925-1926). Эти печатные строчки оказались последними, которые Булгакову суждено было увидеть при жизни. Еще одним следствием мхатовской премьеры стал хлынувший поток журнальных и газетных статей, наконец-то заметивших и Булгакова-прозаика. Но официальная критика заклеймила творчество писателя как реакционное, утверждавшее буржуазные ценности.Образы белых офицеров, которые Булгаков безбоязненно вывел на сцену лучшего театра страны, на фоне нового зрителя, нового быта, обретали расширительное значение интеллигенции, неважно, военной ли, гражданской. В пьесу входили чеховские мотивы, мхатовские «Турбины» соотносились с «Тремя сестрами» и выпадали из актуального контекста плакатной, агитационной драматургии 1920-х годов. Спектакль, встреченный в штыки официальной критикой, вскоре был снят, но в 1932 году был восстановлен волей Сталина, лично смотревшего его более полутора десятка раз (до сих пор его отношение к самому Булгакову остается загадкой).

Драматургия Михаила Булгакова

С этого времени и до конца жизни М.А. Булгаков уже не оставлял драматургию. Помимо полутора десятка пьес, опыт внутритеатрального быта приведет к рождению неоконченного романа «Записки покойника» (впервые был напечатан в СССР в 1965 году под названием «Театральный роман»). Главный герой, начинающий писатель Максудов, служащий в газете «Пароходство» и сочиняющий пьесу по мотивам собственного романа, нескрываемо биографичен. Пьеса пишется Максудовым для Независимого театра, которым руководят две легендарные личности — Иван Васильевич и Аристарх Платонович. Отсыл к Художественному театру и двум крупнейшим русским театральным режиссерам 20 века, Константину Станиславскому и Немировичу-Данченко, легко узнаваем. Роман исполнен любви и восхищения людьми театра, но и сатирически описывает и сложные характеры тех, кто творит театральное волшебство, и внутритеатральные перипетии ведущего театра страны.

«Зойкина квартира»

Почти одновременно с «Днями Турбиных» Булгаков написал трагифарс «Зойкина квартира» (1926). Сюжет пьесы был весьма актуален для тех лет. Предприимчивая Зойка Пельц пытается скопить денег на покупку заграничных виз для себя и своего любовника, организуя подпольный бордель в собственной квартире. В пьесе запечатлен резкий слом социальной реальности, выраженный в смене языковых форм. Граф Обольянинов отказывается понять, что такое «бывший граф»: «Куда же я делся? Вот же я, стою перед вами». Он с демонстративным простодушием не принимает не столько «новые слова», сколько новые ценности. Блистательное хамелеонство обаятельного проходимца Аметистова, администратора в зойкином «ателье» составляет разительный контраст не умеющему применяться к обстоятельствам графу. В контрапункте двух центральных образов, Аметистова и графа Обольянинова, проступает глубинная тема пьесы: тема исторической памяти, невозможности забвения прошлого.

«Багровый остров»

За «Зойкиной квартирой» последовал направленный против цензуры драматический памфлет «Багровый остров» (1927). Пьесу поставил российский режиссер, народный артист России Александр Яковлевич Таиров на сцене Камерного театра, но она продержалась совсем недолго. Сюжет «Багрового острова» с восстанием туземцев и «мировой революцией» в финале, обнажено пародиен. Булгаковский памфлет воспроизводил типичные и характерные ситуации: пьеса о восстании туземцев репетируется режиссером-приспособленцем, с готовностью переделывающим финал в угоду всесильному Савве Лукичу (которого в спектакле делали похожим на известного цензора В. Блюма).Казалось бы, удача сопутствовала Булгакову: на «Дни Турбиных» во МХАТе невозможно было попасть, «Зойкина квартира» кормила коллектив театра имени Евгения Вахтангова, и лишь по этой причине ее вынуждена была терпеть цензура; о смелости «Багрового острова» восхищенно писала зарубежная печать. В театральном сезоне 1927-1928 Булгаков — самый модный и преуспевающий драматург. Но время Булгакова-драматурга обрывается столь же резко, как и прозаика. Следующая пьеса Булгакова «Бег» (1928), на сцену уже не вышла.Если «Зойкина квартира» рассказывала о тех, кто остался в России, то «Бег» — о судьбах тех, кто ее покинул. Белый генерал Хлудов (у него был реальный прототип — генерал Я. А. Слащов), во имя высокой цели — спасения России — пошедший на казни в тылу и оттого теряющий рассудок; лихой генерал Чарнота, с одинаковой готовностью бросающийся в атаку и на фронте, и за карточным столом; мягкий и лиричный, как Пьеро, университетский приват-доцент Голубков, спасающий любимую женщину Серафиму, бывшую жену бывшего министра, — все они очерчены драматургом с психологической глубиной.Верный заветам классической русской литературы 19 века, Булгаков не окарикатуривает своих героев. Несмотря на то что персонажи совсем не рисовались людьми идеальными, они вызывали сочувствие, а ведь среди них было немало недавних белогвардейцев. Никто из ее героев не рвался обратно на родину, чтобы «принять участие в построении социализма в СССР», — как советовал окончить пьесу Сталин. Вопрос о постановке «Бега» четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро. Второго появления белого офицерства на сцене власти не допустили. Так как писатель к советам вождя не прислушался, пьеса впервые была поставлена только в 1957 году и не на столичных подмостках, а в Сталинграде.1929 год — год сталинского «великого перелома», ломал судьбы не только крестьянству, но и любым еще сохранившимся в стране «единоличникам». В это время со сцены были сняты все пьесы Булгакова. В отчаянии Булгаков 28 марта 1930 года направил письмо правительству, в котором говорилось о «глубоком скептицизме в отношении революционного процесса», происходящего в отсталой России, и признается, что «попыток сочинить коммунистическую пьесу даже не производил». В конце письма, исполненного подлинно гражданского мужества, была настоятельная просьба: или отпустить за границу, или дать работу, иначе «нищета, улица и гибель».Его новая пьеса называлась «Кабала святош» (1929). В центре ее коллизия: художник и власть. Пьеса о Мольере и его неверном покровителе Людовике XIV прожита писателем изнутри. Высоко ценящий искусство Мольера король лишает тем не менее покровительства драматурга, осмелившегося высмеять в комедии «Тартюф» членов религиозной организации «Общество святых даров». Пьеса (под названием «Мольер») в течение шести лет репетировалась МХАТом и в начале 1936 года вышла на подмостки, чтобы после семи представлений быть снятой с репертуара. Более ни одной из своих пьес Булгаков на сцене театра не увидел.Результатом же обращения к правительству стало превращение свободного литератора в служащего МХАТа (за границу писателя не выпустили, несмотря на то что в это же время был разрешен отъезд другому писателю-диссиденту Евгению Ивановичу Замятину). Булгаков был принят во МХАТ на должность ассистента режиссера, ассистировал в постановке по собственной инсценировке гоголевских «Мертвых душ». Ночами же сочиняет «роман о дьяволе» (так первоначально видел роман Михаила Булгаков о «Мастере и Маргарите»). Тогда же появилась и надпись на полях рукописи: «Дописать прежде, чем умереть». Роман уже тогда осознавался автором как главное дело его жизни.В 1931 году Булгаковым была закончена утопия «Адам и Ева», пьеса о будущей газовой войне, в результате которой в погибшем Ленинграде в живых осталась лишь горстка людей: фанатичный коммунист Адам Красовский, чья жена, Ева, уходит к ученому Ефросимову, сумевшему создать аппарат, облучение которым спасает от гибели; беллетрист-конъюнктурщик Пончик-Непобеда, создатель романа «Красные зеленя»; обаятельный хулиган Маркизов, поглощающий книги подобно гоголевскому Петрушке. Библейские реминисценции, рискованное утверждение Ефросимова о том, что все теории стоят одна другой, а также пацифистские мотивы пьесы привели к тому, что «Адам и Ева» также не была поставлена при жизни писателя.В середине 1930-х годов Булгаков написал еще драму «Последние дни» (1935), пьесу о Пушкине без Пушкина, комедию «Иван Васильевич» (1934-1936) о грозном царе и дураке-управдоме, из-за ошибки в работе машины времени поменявшимися веками; утопию «Блаженство» (1934) о стерильном и зловещем будущем с железно распланированными желаниями людей; наконец, инсценировку сервантесовского «Дон-Кихота» (1938), превратившуюся под пером Булгакова в самостоятельную пьесу.Михаил Булгаков выбрал труднейший путь: путь личности, твердо очерчивающей границы собственного, индивидуального бытия, стремлений, планов и не намеренной покорно следовать навязываемым извне правилам и канонам. В 1930-е годы драматургия Булгакова так же неприемлема для цензуры, как и ранее — его проза. В тоталитарной России темы и сюжеты драматурга, его мысли и его герои невозможны. «За семь последних лет я сделал 16 вещей, и все они погибли, кроме одной, и та была инсценировка Гоголя! Наивно было бы думать, что пойдет 17-я или 18-я», — пишет Булгаков 5 октября 1937 года Викентию Викентьевичу Вересаеву.

«Мастер и Маргарита»

Но «нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий», — это слова самого Булгакова (из письма к Сталину 30 мая 1931 года). И настоящий писатель Михаил Булгаков продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю посмертную мировую славу.Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя. Позже в роман вошла женщина, ставшая его третьей женой — Елена Сергеевна Шиловская (их знакомство состоялось в 1929 году, брак оформлен осенью 1932 года). Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества.История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Безродный.События совершались на глазах множества людей и тем не менее остались не понятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе дано восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и верность, адекватность описания Мастером и настоящего. Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным», роман Булгакова может быть назван, по общеизвестному определению, энциклопедией советской жизни. Быт и нравы новой России, человеческие типы и характерные поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, — все это развернуто перед читателем с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней.Михаил Булгаков строит «Мастера и Маргариту» как «роман в романе». Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годах, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. Связывает же оба сюжета современный и исторический автор романа о Понтии Пилате Мастер.В годы, когда общегосударственная точка зрения на происходящее утверждалась как «единственно верная», Булгаков выступил с подчеркнуто субъективным взглядом на события мировой истории, противопоставив членов «писательского коллектива» (МАССОЛИТа) одинокому творцу. Не случайно литые «древние главы» романа, рассказывающие историю гибели Иешуа, вводятся писателем как истина, открывшаяся отдельному человеку, как личное постижение Мастера.В романе проявился свойственный писателю глубокий интерес к вопросам веры, религиозного либо атеистического мировоззрения. Связанный происхождением с семьей священнослужителей, хотя и в ее «ученом», книжном изводе (отец Михаила не «батюшка», а ученый клирик), на протяжение жизни Булгаков серьезно размышлял над проблемой отношения к религии, в тридцатые годы ставшей закрытой для публичного обсуждения. В «Мастере и Маргарите» Булгаков на первый план выдвигает творческую личность в трагическом 20 веке, утверждая вслед за Пушкиным самостояние человека, его историческую ответственность.

Булгаков-художник

На выработку читателем собственного отношения к происходящему направлены все художественные особенности творчества Булгакова. Почти всякая вещь писателя начинается с загадки, которая призвана разрушить прежнюю ясность. Так, в «Мастере и Маргарите» Булгаков намеренно дает персонажам нетрадиционные имена: сатане — Воланда, Иерусалиму — Ершалаим, вечного противника дьявола он называет не Иисусом, а Иешуа Га-Ноцри. Читатель должен самостоятельно, без опоры на общеизвестное, проникнуть в суть происходящего и будто бы заново пережить в сознании центральные эпизоды мировой истории человечества: суд Пилата, смерть и воскресение Иисуса.В произведениях Булгакова время настоящего, сиюминутного обязательно соотнесено со временем «большой» истории человечества, «синим коридором тысячелетий». В «Мастере и Маргарите» прием развернут на всем пространстве текста. Тем самым актуальные сиюминутные ценности советского времени ставятся под сомнение, обнаруживают свою явную преходящесть и сомнительность.Для Михаила Булгакова характерна еще одна особенность: его герой, будь то в прозе или в драме, возвращается автором к истокам судьбы. И Мольер еще не знает масштаба своего гения («Кабала святош»), и поэзию Пушкина («Последние дни») принято считать слабее Бенедиктовской, и даже Иешуа странствует, боясь боли, не чувствует себя всемогущим и бессмертным. Суд истории еще не совершен. Время разворачивается, принося с собой возможности перемен. Вероятно, именно эта черта булгаковской поэтики сделала невозможной постановку «Батума» (1939), написанного как драма не о всесильном властителе, а об одном из многих, чья судьба еще не приняла окончательных очертаний. Наконец, в произведениях Булгакова встречаются лишь два варианта финалов: либо вещь оканчивается гибелью главного героя, либо финал остается открытым. Писатель предлагает модель мира, в которой существует бесчисленное количество возможностей. И право выбора поступка остается за действующим лицом. Тем самым автор помогает читателю ощутить себя созидателем собственной судьбы. А из множества отдельных судеб слагается и жизнь страны. Идея свободного и исторически ответственного человека, «лепящего» настоящее и будущее по своему образу и подобию, предложенная писателем Булгаковым, — драгоценный завет всей его творческой жизни.

«Батум»

«Батум» стал последней пьесой Михаила Афанасьевича Булгакова (первоначально она носила название «Пастырь»). Театры готовились к 60-летию Сталина. Учитывая месяцы, необходимые для проведения через цензуру особо ответственной вещи, а также для репетиций, поиск авторов к юбилею начался еще в 1937 году. После настоятельных просьб дирекции МХАТа над пьесой о вожде начал работать Булгаков. Отказ от лестного заказа был опасен. Но Булгаков и тут идет нетрадиционным путем: пишет не о всесильном вожде, как авторы прочих юбилейных сочинений, а рассказывает о юности Джугашвили, начиная пьесу с его изгнания из семинарии. Затем проводит героя через унижения, тюрьму и ссылку, т. е. превращает диктатора в обычного драматического персонажа, обходится с биографией вождя как с материалом, подлежащим свободному творческому претворению. Ознакомившись с пьесой, Сталин запретил ее постановку.Спустя несколько недель после известия о запрещении «Батума», осенью 1939 года у Булгакова открывается внезапная слепота: симптом той же болезни почек, от которой умер его отец. Воля смертельно больного писателя лишь отодвигает смерть, наступившую через полгода. Почти все, сделанное писателем, еще более четверти века ждало своего часа в рабочем столе: роман «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» и «Жизнь господина де Мольера» (1933), а также ни разу не напечатанные при жизни писателя 16 пьес. После опубликования «закатного романа» Булгаков войдет в число художников, определивших творчеством лицо 20 века. Так сбудется пророчество Воланда, обращенное к Мастеру: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

В 1966 году в журнале «Москва» впервые с купюрами началась публикация романа «Мастер и Маргарита». Это произошло благодаря титаническим усилиям вдовы писателя Е. С. Булгаковой и действенной поддержке Константина Михайловича Симонова. И с тех пор началось триумфальное шествие романа. В 1973 году на Родине писателя появилось первое полное издание романа, в середине 1980-х годов роман увидел свет за рубежом, где его выпустило американское издательство «Ардис». И только в 1980-е годы наконец-то в России одно за другим стали появляться произведения выдающегося русского писателя.

masterimargo.ru

Биография

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в семье Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907), преподавателя Киевской духовной академии, за несколько недель до смерти ставшего ординарным профессором кафедры истории западных вероисповеданий. Булгаковы - провинциальная дворянская интеллигентная семья. Отцовского жалованья хватало многодетной семье (у старшего, Михаила, было двое братьев и четыре сестры) для безбедного существования. Положение несколько осложнилось после безвременной кончины Афанасия Ивановича. Но все же ранняя смерть отца и связанные с ней житейские тяготы не помешали будущему писателю получить хорошее образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания в гимназии был высокий, занятия вели порой даже университетские профессора.

В семье Булгаковых главную роль в воспитании детей играла мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская (1870-1922), дочь протоирея Казанской соборной церкви в городе Карачаеве Орловской губернии. Женщина энергичная, с волевым характером и в то же время необыкновенно тактичная и добрая, она, что называется, вела дом. От матери Михаил Булгаков унаследовал любовь к музыке и книгам.

В 1909 году Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1913 году будущий врач женился на Т.Н.Лаппа, дочери управляющего Саратовской казенной палатой. Семейство Лаппа, столбовые дворяне, - это уже другой мир, мир родовитой аристократии, высшего чиновничества, где и достаток выше и образ жизни несколько иной, чем у Булгаковых. Родители молодых настороженно относились к их роману, завершившемуся браком лишь через пять лет после знакомства, но потом смирились. Булгаков и Татьяна Николаевна сняли квартиру на Андреевском спуске; жили скромно. Киев в начале века был крупным театральным центром, и молодые супруги часто посещали театральные премьеры. Булгаков, любивший и понимавший музыку, несколько раз слушал Шаляпина, приезжавшего на гастроли.

В 1914 году разразилась первая мировая война, разрушив надежды Булгакова и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее, хотя дыхание войны в Киеве в полной мере почувствовалось далеко не сразу. Сам Булгаков после окончания университета работал в полевом госпитале сначала в Каменец-Подольском, потом в Черновцах. Это было время прорыва австрийского фронта армиями генерала Брусилова в мае-июне 1916 года. Русские войска несли большие потери, Булгаков видел страдания сотен, тысяч искалеченных людей.

В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Сычевский уезд Смоленской губернии, а осенью 1917 года он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением городской земской больницы в Вязьме. Этот период жизни нашел отражение в «Записках юного врача» (1926).Документы, в частности удостоверение, выданное Булгакову земской управой, свидетельствуют, что он был хорошим врачом, за год работы в Никольской больнице принял более 15 тысяч больных и успешно произвел многие хирургические операции.

Февральская революция нарушила привычный миропорядок, внесла зримые перемены и в жизнь молодого врача. Через несколько месяцев после Октябрьской революции Булгаков был освобожден от военной службы (он числился ратником ополчения II разряда и работал земским врачом как военнообязанный) и вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны.

Во Владикавказе в самом конце 1919-го или в начале 1920 года Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал сотрудничать в местных газетах, навсегда, по его собственным словам, бросив занятие медициной. Первый рассказ был создан осенью 1919-го. Зимой 1919-1920 гг. Булгаков пишет несколько рассказов и фельетонов, один из которых («Дань восхищения»), опубликованный в феврале в одной из северокавказских газет, частично сохранился в булгаковском архиве. Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Когда он выздоровел в начале весны 1920 года, город уже заняли части Красной Армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома. Для Первого советского театра Владикавказа, для осетинской и ингушской театральных групп он написал пьесы. Вообще же пьесы владикавказского периода были прежде всего агитками-однодневками, писались для того, чтобы заработать насущный кусок хлеба, и подлинное мастерство Булгакова-драматурга в них еще не раскрылось.

В мае 1921 года успешная постановка «Сыновей муллы» дала автору пьесы достаточную сумму денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис, где он рассчитывал на более благоприятные условия для литературно-драматической деятельности. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах», так же как перипетии булгаковской биографии времен гражданской войны отразились в романе «Белая гвардия» и рассказах «Необыкновенные приключения доктора» и «В ночь на 3-е число».

В Тифлисе, а потом в Батуми у Булгакова была реальная возможность эмигрировать. Но он уже тогда сознавал, что русский писатель должен жить и писать в России. Он принимает решение остановиться в Москве, куда, после короткой остановки в Киеве, он прибыл в сентябре 1921 года.

Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжкие месяцы безработицы. Писатель пытается сотрудничать в частных газетах, возникших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших, поступил даже в труппу бродячих актеров. Переходный период от военного коммунизма к нэпу оказался в жизни страны едва ли не более тяжелым, чем сама эпоха военного коммунизма. Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. Упрочилось и материальное положение Булгакова. С весны 1922 года он стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов, а также в берлинской газете «Накануне».

В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь нэпа» - нувориши-нэпманы («Триллионер», «Чаша жизни»), но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, некомпетентные совслужащие и другие. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло.

В повести «Роковые яйца», созданной в 1924 году, Булгаков перенес действие в воображаемое будущее - в 1928 год, когда результаты новой экономической политики уже привели к резкому подъему уровня жизни народа. Великое открытие профессора Персикова, могущее принести благо всему человечеству, оборачивается трагедией, оказавшись в руках полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа. Не случайно в булгаковских повестях 20-х годов талантливые герои терпят неудачу. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества принять новые гуманистические принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям, в «Собачьем сердце» та же проблема рассматривается на уровне личности, причем выясняется, что нравственно сознание трудящегося еще далеко не соответствует требованиям, предъявляемым новым строем. В этом же 1924 году второй женой Булгакова становится Любовь Евгеньевна Белозерская.

Булгаков с первых дней литературной деятельности испытывал гонения со стороны «неистовых ревнителей» РАППа, оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В своих наиболее значительных пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», созданных в 1925-1928 гг., Булгаков запечатлел поворот к принятию революции той части интеллигенции, которая первоначально отнеслась к ней настороженно или прямо боролась против нее. Здесь драматург показал самое начало процесса, весьма скоро приведшего к образованию «новой интеллигенции».

В 1929 году нападки критики на Булгакова достигли апогея. Со сцены были сняты все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый Остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира». После того как Главрепертком не рекомендовал к постановке новую булгаковскую пьесу «Мольер», драматург 28 марта 1930 года написал большое письмо правительству. Как и в написанном в сентябре 1929 года письме на имя секретаря ЦИК СССР, Булгаков указывал, что полное запрещение его произведений в СССР делает невозможным поддерживать даже простое физическое существование и потому просил разрешить ему выезд за границу. Письмо возымело действие: 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба писателя о назначении его во МХАТ режиссером-ассистентом (В 1936 году из-за конфликта с руководством театра после снятия «Мольера» Булгаков ушел из Художественного театра в Большой на должность либреттиста). В 1932 году были возобновлены «Дни Турбиных» и там же, во МХАТе, поставлена булгаковская инсценировка «Мертвых душ». Теперь Булгакову до конца жизни уже не придется думать о куске хлеба. Однако после 1927 года на Родине писатель не увидел в печати ни единой своей строчки.

Единственный раз в письме 1931 года Булгаков просил Сталина о личной встрече. Потом, как видно осознав бесполезность этого, писатель обращался к нему лишь с конкретными жалобами на произвол бюрократов и нередко с просьбами за других. Так, в 1925 году Булгаков совместно с Анной Ахматовой подготовил письмо к Сталину в защиту ее арестованных мужа и сына. В 1938 году он обратился в тот же адрес с просьбой о смягчении участи своего сосланного друга драматурга Николая Эрдмана. Подобное обращение в то время со стороны писателя, имевшего репутацию «полуопального», было делом рискованным. Этот поступок - яркое свидетельство гражданского мужества Булгакова.

После разговора со Сталиным Булгаков получил средства к существованию и возможность творить - но не мог при жизни сделать свои творения всеобщим достоянием. После того как в 1933 году окончилась неудачей попытка издать в серии «ЖЗЛ» его роман «Жизнь господина де Мольера», Булгаков до самой смерти, последовавшей 10 марта 1940 года, более не пытался публиковать свои произведения. Делом жизни для него стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет, причем последние полтора года - уже смертельно больным писателем, сознававшим, что напечатанным роман увидеть уже не удастся. Но Булгаков верил, что придет время, когда созданное им будет необходимо соотечественникам... Создав свое великое произведение - «Мастера и Маргариту», где декларируемый идеал одновременно оказывается и небесно недосягаемым и реальным до осязаемости, Булгаков дал новый импульс движению русской литературы в ее поисках нравственной истины.

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.

Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е.С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Page 2
Page 3
Page 4
Page 5
Page 6
Page 7
Page 8
Page 9
Page 10
Page 11
Page 12
Page 13
Page 14
Page 15
Page 16
Page 17
Page 18
Page 19
Page 20
Page 21
Page 22
Page 23
Page 24
Page 25
Page 26

bulgakov.velchel.ru


Смотрите также