Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография джалалутдин коркмасов


140-летию Коркмасова Д.А. посвещается…

Торжественное мероприятие, посвященное 140-летию со дня рождения видного государственного и политического деятеля Дагестана Джалалутдина Асельдеровича Коркмасова, состоялось в Государственном республиканском Русском драматическом театре имени Максима Горького. 

В огромном зале русского драмтеатра, где вспоминали о видном государственном и общественном деятеле 20 века,  нет свободных мест. Видные политические деятели нашей республики, студенты столичных вузов и главный гость – внук Джалалутдина Коркмасова Анатолий Джелал-Эрастович. Выступавшие в этот день подчеркивали многие грани таланта Джалалутдина Коркмасова и желали молодым поколениям быть достойными имени своего великого земляка.

Главная часть концертной программы проходила под классическую музыку. Организаторы, пытались передать всю ту мировую культуру, которую нес в себе «человек эпохи» Джалалутдин Коркмасов.  А в фойе театра мог каждый окунуться  в разные периоды  жизни известного дагестанского политика. Здесь представлены фотографии, документы, книги, изобразительное искусство из фондов музеев, архивов и частных коллекций.

Джалалутдин Коркмасов родился в обеспеченной дворянской семье, получил блестящее образование, окончив один самых престижных в то время вузов –  Сорбонну. Со студенческих лет увлекался революционными идеями.  Многие считают его  блестящим дипломатом. Ведь именно ему Ленин поручил навести дипломатические мосты с зарубежными правительствами. Во многом благодаря его таланту советскую власть признали в мире.

С размахом юбилей выдающего политического деятеля, организатора и дипломата прошел и в родном селе Джалалутдина Коркмасова.  У памятника  первому руководителю Дагестана коркмаскалинцы  танцевали лезгинку,  народный хор  исполнил песню,  дети читали стихи, а старшее поколение  рассказывали уже о самом земляке, прославившим свою родину.

Первый руководитель Дагестана в кратчайшие сроки добился весомых результатов в народном хозяйстве. За свои заслуги перед родиной он первым из дагестанцев был награжден Орденом боевого Красного Знамени, аналогом сегодняшней звезды Героя России.  Как и многих деятелей того времени, Коркмасова репрессировали и позже расстреляли. Посмертно он был реабилитирован в середине 50-х.

Напомним, что Джелал-Эд-Дин Асельдерович Коркмасов по национальности — кумык, потомок древнего рода, выходец из состоятельной семьи потомственных дворян. Фамилия, образованная от кумыкского слова «qorq/kork» — «страх» и отрицательного аффикса «maz/mez», означает «бесстрашный, смелый». «Род Коркмасовых, — пишет П. И. Ковалев, — известен в горах Кавказа своими подвигами и общественными заслугами.»[2] Учился на классическом отделении Ставропольской гимназии. В 1897 году поступил на естественный факультет Московского Университета. После первого года обучения выехал во Францию, где продолжил образование на естественном факультете Сорбоннского Университета, а также в Высшей Парижской Школе социологии и антропологии. С начала 1904 по 1906 год Коркмасов живёт в Дагестане, где ведет частную адвокатскую практику в городе Темир-Хан-Шура. В обостряющихся общественно-политических условиях, вызвавших волнения и ширящееся по всей стране аграрное движение, на фоне издания царского Манифеста, создается Дагестанский «Крестьянский центр» во главе с Коркмасовым. В 1906 году Коркмасов, значительно опередив кандидата Козубского, был избран от Дагестанской Области депутатом в Государственную Думу Российской империи I созыва. «„Крестьянский Центр“, возглавляемый Коркмасовым, — писал об этом периоде П. И. Ковалев, — выступил против специально придуманной для Дагестанской Области „кургузной“ системы земства и на I-ом Губернском съезде объявил бойкот Государственной Думе, отказавшись от посылки своих депутатов.»

[3]https://ru.wikipedia.org/wiki/Коркмасов,_Джелал-эд-Дин_Асельдерович

dagdio.ru

Джелал-Эд-Дин Асельдерович Коркмасов

Биография

По национальности — кумык, потомок древнего рода, выходец из состоятельной семьи потомственных дворян. Фамилия, образованная от кумыкского слова «qorq/kork» — «страх» и отрицательного аффикса «maz/mez», означает «бесстрашный, смелый». «Род Коркмасовых, — пишет П. И. Ковалев, — известен в горах Кавказа своими подвигами и общественными заслугами.». Учился на классическом отделении Ставропольской гимназии. В 1897 году поступил на естественный факультет Московского Университета. После первого года обучения выехал во Францию, где продолжил образование на естественном факультете Сорбоннского Университета, а также в Высшей Парижской Школе социологии и антропологии. С начала 1904 по 1906 год Коркмасов живёт в Дагестане, где ведет частную адвокатскую практику в городе Темир-Хан-Шура. В обостряющихся общественно-политических условиях, вызвавших волнения и ширящееся по всей стране аграрное движение, на фоне издания царского Манифеста, создается Дагестанский «Крестьянский центр» во главе с Коркмасовым. В 1906 году Коркмасов, значительно опередив кандидата Козубского, был избран отДагестанской Области депутатом в Государственную Думу Российской империи I созыва. «Крестьянский Центр», возглавляемый Коркмасовым, — писал об этом периоде П. И. Ковалев, — выступил против специально придуманной для Дагестанской Области „кургузной“ системы земства и на I-ом Губернском съезде объявил бойкот Государственной Думе, отказавшись от посылки своих депутатов.»[3]

«Сказать свободное, сильное слово в защиту угнетенных дагестанцев — пишет о нем П. И. Ковалев, — значит, было обнаружить не только ум, доброту, справедливость, но и неукротимое геройство.»[2]

В июне 1906 года Коркмасов арестовывается и по постановлению Особого Совещания Департамента полицииот 20 августа 1906 года высылается «под гласный надзор» в Олонецкую губернию (город Лодейное Поле). В первых числах февраля 1907 года, получив согласие на замену ссылки эмиграцией, он уезжает в Париж[4], где продолжает обучение в Сорбонне на Факультете Права, юрист. В Париже Коркмасов сблизился с турецкимиполитэмигрантами — младотурками из партии Единение и прогресс.

После успешного для младотурок переворота в июле 1908 года, целью которого было избавление от режима «zulum» (деспотизм, тирания) и восстановление действия конституции, жил в Стамбуле, где с октября 1909 года по июнь 1910 года издавал на свои средства на русском языке еженедельную иллюстрированную газету «Стамбульские новости» тиражом 1000 экземпляров — первую русскоязычную газету в Османской империи. Всего было издано 33 номера. В Российской империи инициатива Коркмасова была встречена положительно. Российский чрезвычайный и полномочный посол в Османской империи гофмейстер Двора Его Императорского Величества Н. В. Чарыков писал министру иностранных дел А. П. Извольскому:

«По-видимому, Коркмасов умеренных взглядов и человек больших дарований. (…) Я считаю его частную инициативу в журнальном деле предпочтительной казенному почину, и в данном случае думаю, что „Стамбульские новости“ будут способствовать осуществлению нашей общей программы дружественного сближения с Турцией на почве культурных и экономических интересов.»[5][6]

Следующий министр иностранных дел С. Д. Сазонов (бывший Российский посол в Ватикане) в своем письме на имя министра финансов (несколько позже Премьер-министр России) В. Н. Коковцова, характеризуя газету как «новый, высоко достойный орган отечественной печати», ставил вопрос о ее всемерной поддержке и предоставлении ей льгот по беспошлинному ввозу.[7]

«На страницах еженедельника, — отмечает известный питерский ученый-востоковед А. Д. Желтяков, — печатали в русском переводе рассказы, очерки и стихи наиболее выдающиеся деятели культуры. Последние буквально благоволили к Дж. Коркмасову, как большому знатоку и тонкому ценителю культуры. Думается, что в самом наборе этих разнообразных материалов отразился широкий культурный кругозор Дж. Коркмасова, который с малых лет увлекался литературой и еще на школьной скамье читал произведения и древних греков, и французских просветителей, и русских классиков.»[8]

Однако, из-за разногласий с официальным курсом младотурецкого правительства, сохранявшего военную цензуру даже после отмены чрезвычайного положения, введенного при попытке контрреволюционного переворота в 1909 году, редакция газеты «Стамбульские новости» в июне 1910 года прекратила свою деятельность. Коркмасов, который во время пребывания в Стамбуле, помимо журналистской деятельности, содержал на свои личные средства школу и пансион, а также написал (в соавторстве с М. Скоковской) первый русскоязычный «Путеводитель по Константинополю»[9](выдержавший два издания), в начале 1911 года уехал в Париж. В тот же период, он публикует свои статьи на страницах журнала «Türk yurdu» (Турецкий дом), редактируемый известным просветителем и общественным деятелем Юсуфом Акчура. По сведениям Российского Департамента полиции (Особый корпус жандармов в Константинополе), Коркмасов, располагая значительными связями со многими выдающимися людьми и пользовавшийся с их стороны большим уважением и авторитетом, особенно среди известных и влиятельных мусульман, основал в Константинополе свою довольно многочисленную «Социалистическую группу». Он также является одним из основателей Османской Социалистической Партии, созданной на Учредительном съезде, прошедшем в помещении издательства «Hürriyet» (Свобода) 10 сентября 1910 года.

korkmaskala.e-dag.ru

Коркмасов

1 октября 1877 года, в селении Кумторкала (ныне Коркмаскала) в доме Асельдера Коркмасова родился сын, которого назвали Джалалутдин. Мальчик рос в интеллигентной семье по- томственных узденей. Отец Асельдер Мустафаевич Коркмасов был офицером, служил в собственном конвое императора Александра II, далее работал переводчиком при генерал-губернаторе Дагестанской области, после чего оставил службу в звании гвардейского штабс-капитана и занялся хозяйством и воспитанием детей. Дед Джалалутдина мулла Мустафа боролся на стороне имама Шамиля и за непокорность был выслан в Сибирь, где и был расстрелян. Джалалутдин Коркмасов, начав учебу в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, со второго класса переводится на классическое отделение знаменитой Ставропольской гимназии, отличавшейся своими вольнолюбивыми настроениями. Здесь он знакомится с революционными учениями Маркса, Чернышевского, Лассаля… Учеба здесь стала для Коркмасова школой жизни. По окончании гимназии в 1897 году Джалалутдин поступает в Московский университет на факультет естественных наук. Здесь он активно принимает участие в студенческих сообществах. По воспоминаниям П.И. Ковалева, соратника Коркмасова, «частые конфликты с администрацией поставили под сомнение возможность достижения высокой цели. Потянуло за границу, где меньше преград и больше возможностей». В 1898 году, осенью, Дж. Коркмасов уже во Франции, в Париже – одной из самых развитых и культурных столиц мира. Дагестанский парень – слушатель Сорбоннского университета. «Париж ошеломил, закрутил. В Сорбонну, – пишет о нем современник, – вступил со священным трепетом. Не чувствовал под собой ног, выходя на улицу слушателем факультета наук». Отучившись год в Сорбонне, Джалалутдин приезжает на каникулы летом в Дагестан, где в 1899 году развернулось аграрное движение. Во главе движения в Темир-Хан-Шуринском округе стояло его родное село Кумторкала и его дядя Селев. Для Джалалутдина это становится первой школой социальной борьбы. По возвращении в Париж он начинает делать упор на изучение социальных проблем. В 1903 году в связи со смертью матери Коркмасов опять приезжает в Дагестан, где уже принимает непосредственное участие в борьбе крестьян за землю с помещиками. В этой обстановке парень с дагестанским характером и французскими манерами знакомится и сближается с М.Дахадаевым, М.-М.Хизроевым, П.Ковалевым. С целью сплочения крестьянских масс создается «Крестьянский центр». Объединить бедное население вокруг себя – вот задача, которая стояла перед молодым, перспективным парнем. Коркмасов вместе с Дахадаевым объезжают все близлежащие села Темир-Хан-Шуры, организовывая митинги. В выступлениях перед сельчанами призывают прекратить выполнять крепостные повинности, отказываться от выплат податей помещикам. Все свои взгляды Коркмасов и Дахадаев изложили в обращении к народу «Точите кинжалы». Этот исторический документ стал первым воззванием молодых революционеров к горскому населению. «Сказать свободное, сильное слово в защиту угнетенных дагестанцев, – пишет П.Ковалев, – значит, было обнаружить не только ум, доброту, справедливость, но и неукротимое геройство». Естественно идя против власти, Коркмасов, Дахадаев, Ковалев не раз арестовываются и содержатся в Темир-Хан-Шуринской тюрьме. В марте 1906 года, освобожденный под давлением общественности и имея огромную популярность среди местного населения, Коркмасов проходит в I Государственную думу Российской империи. Но уже в мае за ряд антиправительственных выступлений, направлен ных против «ублюдочного земства», он вновь арестовывается и в августе «за вредную политическую деятельность и подстрека тельство населения к неуплате налогов и неподчинение властям» решением «Особого совещания» Департамента полиции на 2 года ссылается в Олонецкую губернию (ныне Республика Карелия). Но и здесь Коркмасов долго не задерживается, ему предоставляется озможность уехать за границу (замена ссылки эмиграцией на время ссылки). В феврале 1907 года Коркмасов приезжает в Париж – центр политической эмиграции. Познакомившись здесь с турецким кружком эмигрантов, он в 1908 году уезжает в Константинополь (ныне Стамбул, Турция). Коркмасов сразу же окунулся в водоворот революционного движения. Под его началом издается книга «Константинополь», он редактирует журнал на русском языке «Стамбульские новости», одним словом, ведется работа по возбуждению интереса к революции на Востоке. К 1911 году отношения Коркмасова с младотурками обостряются, после чего он вынужден уехать опять в Париж, где он остался до 1917 года. 1917 год, год потрясений и разногласий. Новости о революции потянули Коркмасова на родину в Россию. В мае он прибывает в Дагестан и встречается с друзьями по событиям 1905 года. Имея хороший опыт революционной борьбы и интеллектуальные способности, Коркмасов организовывает и становится руководителем дагестанской Социалистической группы. А. Тахо-Годи, один из первых членов этой группы, впоследствии писал: «…все, что делалось для революции, делалось от ее (группы) имени». В начале августа 1917 года Социалистическая группа, действуя через возглавляемый Коркмасовым земельный комитет под лозунгом «Землю тем, кто ее обрабатывает», провела Аграрный съезд. На состоявшихся выборах во Временный областной исполком Коркмасов и его группа одержали победу. На другом фланге политической борьбы буржуазно-помещичий блок выдвигает имама Гоцинского как противовес Социалистической группе. А после победы Октябрьской революции политическая обстановка в Дагестане еще более накалилась. Не останавливаясь на политических баталиях и вооруженных столкновениях, развернувшихся в Дагестане в этот период, отметим выдающиеся заслуги Коркмасова в этой борьбе. Он был первым из дагестанцев, представленных и награжденных за руководство борьбой и одержанными победами в Дагестане орденом Боевого Красного знамени. С 11 апреля 1920 г., став во главе Даг. Ревкома и Даг. Обкома, Коркмасов берется решать территориальные вопросы. При его непосредственном участии были присоединены Хасавюртовский округ, Кизлярский округ, Ногайские и Караногайские земли. 12 февраля 1921 г. Коркмасов вместе с возглавляемой им дагестанской делегацией был принят В.И.Лениным. «Когда наша делегация вошла в кабинет, – вспоминал А. Тахо-Годи, – В.И. Ленин поздоровался с нами за руку, а Коркмасова обнял как знакомого еще по годам эмиграции». Возглавляя правительство Дагестана со дня его создания по 1931 год, Коркмасов проявил себя активным и талантливым организатором осуществления новой экономической политики в Дагестане. 23 декабря 1931 г. Коркмасов был избран заместителем Председателя Совета национальностей ЦИК Союза ССР. Но 30-е годы не заставили себя долго ждать. Повсеместные аресты, обвинения, допросы, расстрелы не обошли стороной и Джалалутдина Коркмасова. 22 июня 1937 года среди ночи в его московскую квартиру пришли работники НКВД, для которых это было обычное дело. Коркмасов ушел спокойно и уверенно, думая, что это ошибка, недоразумение, после которого его вернут домой. В течение трех месяцев бывший дагестанский лидер, первое лицо республики был под стражей. В ночь на 27 сентября появился (по-другому нельзя сказать) признательный протокол допроса Джалалутдина Кокмасова. Дело было передано на заседание выездной Военной коллегии, которое состоялось уже утром того же дня. Все заседание длилось чуть более 10 минут, этого хватило, чтобы вынести «черный приговор», который был исполнен во дворе Бутырской тюрьмы. Не стало человека, который всецело посвящал себя народу, целостности и благополучию Дагестана. Лишь после ХХ съезда партии, когда над страной повеял свежий ветер перемен, Джалалутдин Коркмасов определением № 4н-010230/56 Верховного суда от 4 августа 1956 г. был реабилитирован. Из шестидесяти лет своей жизни более сорока Джалалутдин Асельдерович Коркмасов посвятил просвещению народов Дагестана, борьбе за их права, борьбе с политическими противниками и укреплению дагестанской государственности.

Смело можно сказать: Коркмасов – выдающийся государственный и общественный деятель России и Дагестана.

prodji.ru

Джелалэддин Коркмасов видный общественный и политический деятель Дагестана

ДЖЕЛАЛЭДДИН КОРКМАСОВ - ВИДНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ДАГЕСТАНА

ХАРИСОВА З.Г.

В истории каждого народа имеются политики, значение которых определяется главным образом тем, в какой степени они пробуждают в данном народе самосознание. Такого крупнейшего политика как ДКоркмасов, оставившего след в истории и сознании дагестанских народов, выдвинул период истории Дагестана. Он был драматическим периодом в истории народов России, Дагестана. Первая русская революция, Февральская буржуазно-демократическая революция, Октябрьская революция, гражданская война и развернувшееся государственное социалистическое строительство пробудили к активной социально-политической деятельности миллионы людей в нашей стране.

Интерес к данному периоду нашей истории не только не ослабевает, но и возрастает на современном этапе, когда мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, как пренебрежительное отношение к прошлому, К тем или иным нациям, народностям, к их национальным политическим деятелям. Тенденциозная, ненаучная трактовка исторических событий мешает объективному изучению истории, не в должной степени раскрывает роль интеллигенции в политических процессах начала ХХ века. А ведь сегодня так актуально мнение М.И.Туган-Барановского: «Чем большую роль в общем строе нашей социальной жизни будут играть интересы народных масс, тем сильнее будет вовлекаться и интеллигенция в сферу этих интересов»!

Мировоззрение дагестанской политической интеллигенции формировалось под влиянием сложных социальноэкономических и политических условий, сложившихся в Дагестане после его присоединения к России, не могло не повлиять на формирование их взглядов проживание в таких городах как Ставрополь, Владикавказ, Петербург, Москва и др.

Мировоззрение революционеров потерпело эволюцию, оно совершенствовалось и изменялось под влиянием революционных событий и идей русской политической интеллигенции.

Джелал-эд-Дин Коркмасов родился 1 октября 1877 года в местности Кумтор-Кала2 в семье почетнейшего узденяЗ Дагестанской области (дворянин), вероисповедования магометанского (метрическое свидетельство № 5043, медицинское свидетельство № 66).

Родители: отец - Асельдер-хаджи (1843 - 27.09.1897 г.) штабс-капитан, служил в главной Императорской квартире -ставка царя, являясь командиром взвода, состоящего из рядовой знати мусульман Прикаспийского края, Лейб-Гвардии Кавказского эскадрона Собственного Конвоя свиты Его Императорского Величества Александра II. Имел ряд наград, в том числе и лично врученную Императором - золотую на Анненской ленте для ношения на шее или в петлице, за доблестную службу в Конвое Его Величества. Затем служил военным переводчиком канцелярии военного генерал-губернатора Дагестана (г. Темир-Хан-Шура), последние годы, оставив службу, проживал в своем родовом селении Кумтор-Кала, занимаясь хозяйством; Мать - Хасайбат-Бике (хаджи) (18...-1903г.). имела первоначальное арабское образование, в замужестве вела хозяйство и занималась воспитанием детей.

Дед по отцу - мулла Мустафа-хаджи, известный мюрид Шамиля, нареченный - Коркмас (Бесстрашный). Дед Коркма-сова по матери (точное имя не сохранилось), сокурсник имама Шамиля5, с которым учился в юношеские годы в Кази-Кумухе у прославленного богослова шейха Джелал-эд-Дина, преподававшего риторику, арабский, грамматику, естество-знание.6

Первоначальное образование Д. Коркмасов получил арабское, затем два класса учился в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, «являющимся первым и до 1897 года единственным средним учебным заведением в Дагестане».7 Дже-лала Коркмасова переводят на классическое отделение Ставропольской мужской гимназии. Материалы свидетельствуют, что Ставропольская гимназия оставалась главным учебным заведением для горских народов, в ней оставалось больше вакансий для дагестанцев, чем в любой другой гимназии, хотя «по национальным, религиозным и другим данным Бакинская губерния стояла ближе к Дагестану, чем Ставропольская»8.

К концу Х1Х века Ставрополь был своего рода перевалочным пунктом, пограничным центром ссыльных из России на Кавказ и с Кавказа в Россию, Сибирь. Здесь они проходили проверку у губернатора города. Некоторым ссыльным удавалось скрыться, в городе оседали и революционеры, создавшие нелегальные кружки, ведущие активную пропаганду против царя, и даже издавали листовки. Руководство гимназии запрещало учащимся выходить из здания, а впоследствии даже закрыло старшие классы. И все же некоторым удавалось выйти, связаться с подпольщиками, брать у них запрещенные книги. Коркмасов много читает, для него эта пора горячих переживаний, жгучей критики и сомнений, поиски разумного миросозерцания, что проявляется в бурных спорах гимназистов по вопросам философии, истории, права, политики. Над всем этим встает дух Михалковского9 - кумира тогдашней молодежи. Народнический кружок уже в те годы сплотил с Кор-кмасовым таких известных общественных и политических деятелей - тогда учеников более младших классов - С. Габие-ва10, М.-м. Хизроева11 и др.

По воспоминаниям С.Габиева, «уже тогда к Коркмасову было безусловное уважение как к руководителю12».

По окончании гимназии «все мысли, все чувства тянулись к науке, к желанию начать с естественных наук, изучения самой природы, их законы»13. В 1897 г. он поступает в Московский университет, однако мысль отвлекается от науки. Стремление помочь горцам-учащимся и его организационная и пропагандистская деятельность в их защиту по улучшению быта и материального положения приводит к конфликтам с администрацией. Создавшееся положение не исключало и ареста. Коркмасов решает продолжить учебу за границей, где меньше преград и больше возможностей.

В 1898 году Коркмасов едет в Париж и поступает на естественный факультет Сорбонны. На родине трех революций Джелал Коркмасов приобщается к европейской культуре. Проучившись три года, Коркмасов вынужден оставить учебу в связи с тяжелым материальным положением и болезнью матери, возвращается на родину.

В 1903-1906гг. в Дагестане, занимаясь частной адвокатской практикой в г. Темир-Хан-Шуре, Д. Коркмасов ведет активную общественно-политическую деятельность. После январских событий 1905 года политическая ситуация в регионах России обострялось с каждым днем. Особенно в больших масштабах развернулось мощное аграрное движение горцев в Дагестане. Для выработки мероприятий по борьбе с крестьянами, вышедшими из повиновения, губернатор созвал в се-

редине марта 1905 года в г. Темир-Хан-Шуре совещание представителей дворянства и чиновничества. Социал-демократическая организация Темир-Хан-Шуры, куда входил и ДКоркмасов, со своей стороны созвала совещание для обсуждения политического положения в стране. Оно проходило в джума-мечети, при большом стечении крестьян - представителей всех сельских обществ Темир-Хан-Шуринского округа и горожан. Выступавшие Д. Коркмасов и только прибывший из Петербурга студент Института путей сообщения Махач Дахадаев14, очевидец «кровавого воскресенья», горячо обсуждали вопросы революционного движения в России, предлагали крестьянам активнее выступать против царизма, прекратить уплату налогов, прием бумажных денег, игнорировать приказы начальства, захватывать помещичьи земли, для последующего их раздела между бедняками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аграрные вопросы, наиболее актуальные для Дагестана резко активизировали радикально настроенную интеллигенцию, в числе которой лидирующие позиции заняли Д. Коркмасов и Махач Дахадаев, М.-М. Хизроев, Н. Батырмурзаев. Все они приняли деятельное участие в работе Крестьянского центра в Темир-Хан-Шуре, организатором и руководителем которого являлся Коркмасов.

Считая Д. Коркмасова крестьянским вождем, представителем их интересов, носителем их мировоззрения, исследователи определяли, что именно «поэтому его взгляды на революцию страдали мелкобуржуазной ограниченностью, свойственной крестьянству вообще, отсталому и фанатичному крестьянству Дагестана в особенности» 16. В этом усматривался и некий анархический уклон, свойственный крестьянским лидерам в те годы. Так, крестьянским вождем называли и Нестора Махно, правда, он был изначально потенциальным анархистом, занимаясь «вместе с крестьянами вооруженными на-летами»17. В планах Д. Коркмасова тоже была «экспроприация», но не в таком размахе, а прежде всего в последовательных действиях решения аграрного вопроса, в связи с чем Крестьянский центр поддержал земскую компанию, тогда как большевики объявили бойкот выборам в I-ю Государственную Думу. Анализируя действия Крестьянского центра, исследователи определяли непоследовательную позицию руководства Крестьянского центра по отношению к крестьянскому движению. С одной стороны оно призывало к захвату помещичьей земли, отказу от уплаты всех повинностей, вооружению, а с другой - выступало за введение земств в Дагестане, что, в конечном счете, вело к ослаблению крестьянского движения18.

По мнению некоторых исследователей, Крестьянский центр «стал связующим звеном, через которую партия держала связь с трудовыми массами горского крестьянства»19. Подобные утверждения, что организаторы Крестьянского центра проводили политику большевиков, вызывают сомнения. Большевистское внимание в то время было слабым, в основном действовали кружки на предприятиях бондарей, Каспийской мануфактуры, железнодорожных ДЕПО. Меньшевиков на тот период было гораздо больше, неудивительно, что руководство Крестьянским центром было «склонны к меньшивизму»20, усматривались и анархистские уклоны.

Исключительность роли Крестьянского центра заключалось в том, что его лидеры достаточно активно взяли на себя политическую инициативу разрешения аграрного вопроса в Дагестане, хотя при этом не имели четкой программы его осуществления.

Развивающееся революционное движение в Дагестане, вместе с общероссийским в декабре 1905 года подходит к вооруженному восстанию. В эти дни Д. Коркмасов и М. Дахадаев пишут прокламацию «Точите кинжалы», имевшую огромный успех в Дагестане. В выступлениях Д.Коркмасова и М. Дахадаева перед крестьянами округов Дагестанской области говорилось «о бессилии правительства и истощении средств казны», призывалось «не платить податей и захватывать земли, отобранные в казну», «самовольно рубить растущий на них лес» 21.

От этой организации в марте 1906 года, победив на выборах правительственного кандидата Козубского и от партии кадетов Темирханова22, Коркмасов проходит выборщиком в Государственную Думу. Однако, вслед за этим открыто выступает, призывая к бойкоту Думы, и на фоне овации всего населения вызывает бешенство со стороны сравнительно уравновешенного генерал-губернатора Тихонова.

За антиправительственную деятельность Коркмасов неоднократно арестовывается, но за неимением достаточных улик освобождается. Однако 31 мая 1906 года после конференции, вылившейся в яркую демонстрацию, на партийном совещании в Городском саду в Порт-Петровске его арестовывают, а в августе 1906 году за вредную антиправительственную деятельность на 2 года ссылают под гласный надзор полиции в г. Лодейное Поле Олонецкой губернии Архангельской области. Вскоре он обращается к губернатору с просьбой заменить ссылку выдворением из России на тот же срок. Его просьба была удовлетворена, и в 1907 году Коркмасов эмигрировал в Париж.

В Париже Коркмасов посещает лекции в университете, рабочие собрания, работает в библиотеках. Он поступает на факультет социальных наук Сорбонны, совмещает учебу с участием в революционном движении. Близко знакомиться с Жаном Жоресом и Жюлем Гедом, которые к тому времени представляли французскую секцию рабочего интернационала. Партийные лидеры стали близкими друзьями Коркмасова и оказали в свое время влияние на формирование мировоззрения Коркмасова, который вошел в их социалистическую партию.

Во Франции Коркмасов знакомится с младотурками - эмигрантами и лидером Османской социалистической партии Мустафой Субхи, впоследствии создателем коммунистической партии Турции. Передовые революционные идеи младотурков настолько заинтересовали Коркмасова, что он соглашается на приглашение Субхи к сотрудничеству и переезжает в Турцию.

В Константинополе (Стамбуле) Коркмасов совместно с Субхи и другими революционерами ведет энергичную работу по пропаганде и агитации в Турецких социалистических кружках, знакомит их с передовыми идеями и революционным движением в Европе и России, очевидцем и участником которого был и сам.

Общественно-политическая деятельность Д. Коркмасова в Турции проходила переломный период, когда в стране произошла буржуазная революция, направленная против реакционного режима Абдул-Гамида. Коркмасов активно сотрудничает с турецкой партией «Единения и прогресса», организовывает «Школу политических наук», ведет большую работу в «Союзе Черноморских моряков», штаб-квартира, которая находилась в Константинополе, но имела свои филиалы во всех городах морских держав мира, куда пересылалась и социал-демократическая литература24.

Отношение Д. Коркмасова к младотурецкой революции высказывалось в издаваемой им еженедельной газете «Стамбульские новости». Это газета была единственным печатным органом на русском языке в Константинополе, с помощью которого читатели России и Европы получали подробное преставление о событиях, происходивших в Турции. Главным редактором был сам Коркмасов, а издателем - профессор университета Ахмед Джавад. Через свой еженедельник Коркма-

сов стремился выразить мнения и настроения турецкой революционной демократии и способствовать распространению в Османской империи идеалов рабочего и социалистического движения.

Большое место в газете было отведено вопросам национальных отношений, почти все важные политические статьи по национальному вопросу писались д. Коркмасовым. В них он исходил из признания того, что «в турецкой империи межнациональные отношения носили антагонистический характер»25. Коркмасов отмечал, что «Турция завоевывает страны с более развитой цивилизацией и сложившимися политическими институтами», а для того, «чтобы удержать их в колониальной зависимости, она всячески развивала военно-феодальную машину»26. Отсюда он выводит военно-феодальный характер политического режима и Государственности в Турции.

Военно-феодальный деспотизм антагонизм между нациями, непрерывные колониальные войны не могли, по его мнению, не сказаться отрицательно на экономике и культуре Турции. Коркмасов выражает уверенность в том, что младотурки используют политический рычаг, т.е. государственную власть «для полной экономической реорганизации Турции», а также для «устранения неравенства и неравноправия наций, как в политической, так и экономической жизни» 27. Оценивая, значение турецкой революции Коркмасов уверен, что «молодая Турция сделала новый шаг вперед по пути своей политической эволюции» 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, наблюдая выводы Коркмасова по событиям в Турции, развивали в нем политическое мышление, который он делился с массами. Но «каковы бы ни были взгляды Коркмасова, в то время не он определял политическое направление еженедельника» 29.

После выхода 33-го номера газета «Стамбульские новости» в июле 1910 года по требованию царских властей была закрыта «за вредную направленность»30. Отметим, что деятельность Коркмасова, как политического публициста, в те годы не ограничивалось «Стамбульскими новостями». Являясь также главным редактором газеты «Товарищ-елдаш» и «Шура-Хюкмети», Д. Коркмасов сотрудничает с социал-демократической прессой, редакторами газет М. Натансона и Натадзе-Горского. На страницах их газет «Утро России», «Современник», а также в немецкой прессе в Константинополе (Стамбуле) регулярно выступает со своими публикациями31.

Политическая обстановка в стране не располагала к стабильной общественно-политической издательской деятельности, тем более к революционной. Впоследствии в слабости национальной буржуазии младотурецкой революции удалось лишь нанести удар абдулгамидовскому режиму, но она не уничтожила феодальных пережитков, не подорвала позиция империализма в Турции, не разрешила ни аграрного, ни рабочего, ни национального вопросов, которые являлись важнейшими вопросами революции. Начало младотурецкого движения было многообещающим, что и привлекло Коркмасо-ва, но он скоро расходится во взглядах с младотурками, а впоследствии происходит самая настоящая конфронтация. Когда младотурки «разогнали социалистическую партию, а Мустафу Субхи арестовали и выслали, у Коркмасова возникли серьезные конфликты с младотурецкими властями»32. В 1912 году отношения его с ними настолько обостряются, что грозят арестом, в результате преследования Коркмасов вынужден был возвратиться во Францию.

Как считают исследователи, в годы своей жизни в Турции Д. Коркмасов не был еще сформировавшимся марксиси-том33, но уже имел стаж и опыт общественно-политической работы.

В Париже Джелал-Эддин Коркмасов поступает на юридический факультет Сорбонского университета. Ведет издательскую, журналистскую работу, практикуется в адвокатской деятельности.

Встречается со старыми знакомыми Ж. Жоресом и Ж. Гедом, сходится с деятелями российской эмиграции - Лениным, Крупской, Луначарским, Ф.Махарадзе, Менжинским и многими другими. Предметом бесед довольно часто выступало обсуждение задач и целей социалистического рабочего движения, аграрных проблем российского крестьянства. Коркмасов «посещает и выступает с лекциями по аграрному вопросу в высшей русской школе в Париже (Свободный парижский университет), где также выступал Ленин, и куда для чтения приглашались видные деятели - обществоведы, историки, писатели, специалисты других отраслей знаний»34.

Началась Первая мировая война. Джелал Эддин Коркмасов вступает в ополчение, когда германские войска подошли к Парижу. Узнав о Февральской революции в России и отречении царя от престола, ДКоркмасов, преодолев большие трудности, через Англию, Швецию приезжает в Петербург, а оттуда в Москву. Изучив ситуацию, в мае 1917 года прибывает в Дагестан.35

Воспользовавшись обстановкой, сложившейся тогда в стране, в мае 1917 года «Коркмасов с Дахадаевым создают Социалистическую группу»36. Дагестанская Социалистическая группа объединяла небольшой круг людей, в нее входили Д. Коркмасов, М. Дахадаев, С. Габиев, М. Хизроев, А. Тахо-Годи37, П. Ковалев, занявшие затем все ключевые посты в Советском правительстве. Признание лидерства Д. Коркмасова и М. Дахадаева в Социалистической группе в те годы было очевидным, они «с революции 1905 года в глазах дагестанцев были олицетворением свободы и уничтожения всех проклятых устоев, вдвойне давивших дагестанцев» 39.

Тахо-Годи писал о социальном составе и политических взглядов членов Социалистической группы: «Анархист Коркмасов, бывший большевик Хизроев, бывший интернационалист Дахадаев, социал-революционер Габиев, «беспартийный» социалист Тахо-Годи и еще несколько человек - вот как будто все явные, официальные «силы» группы» 40.

Д. Коркмасов в достаточной степени испытывал влияние П.Кропоткина41, внимательно изучал его концепцию анархического коммунизма, сам «стал анархокоммунистом»42, что видно по содержанию аграрной программы Социалистической группы, главным составителем которой и был. Основные положения аграрной программы сводились конфискацию бывших царских и бекских земель для передачи народу безвозмездно. Механизм «экспроприации» выработан не был, за исключением положения, устанавливающего, что «земли, купленные некоторыми лицами у беков, передать дагестанскому народу как собственность, откупив по себестоимости»43. Коркмасов считал, что «решение земельного вопроса должно быть отложено до созыва Учредительного собрания»44.

На окружном съезде социалистов-революционеров (Владикавказ, октябрь 1917г.), в список кандидатов в члены Учредительного собрания от темир-хан-шуринской организации социал-демократов и социалистов-революционеров был включен Д. Коркмасов.

По аграрному вопросу между Социалистической группой и «Джамиатул Исламией»45 шла упорная борьба, которую поддерживали большевики, хотя и критиковали соцгруппу за ее неустойчивость. Вот, что писал А. Тахо-Годи: «...Коркмасов был наиболее левый в группе, за что его ненавидели беки и духовенство, называли «кешишем» - социалистическим попом.

Особенно обозлились на него, когда он на одном собрании...заявил: хотят или не хотят муллы, земельный и женский вопросы революция решит по-своему.. Настоянию Коркмасова было обязано ускорение практического решения земельного вопроса» 46.

Коркмасов придавал большое значение укреплению союза рабочего класса с горским крестьянством. З0 декабря 1917 года под руководством Коркмасова состоялось собрание с целью объединения рабочих и крестьян, в результате образовался Союз рабочих и земледельцев Дагестана. Почетным председателем Союза, объединившего 9 тысяч человек, был избран Дж. Коркмасов.

Позиции большевизма Коркмасов и лидеры Социалистической группы усматривают в утилитаристской формуле «благо народа», на чем сходятся и активно сотрудничают с властью Советов за революционные преобразования в Дагестане. Так, в январе 1918 года осознавая, что сил у социалистов и большевик5ов недостаточно для отражения отрядов духовного предводителя контрреволюционных сил Н.Гоцинского47, Коркмасов и Хизроев едут к Бакинским большевикам, где договариваются о совместных действиях, срывая определенные планы противника. Авторитет Д. Коркмасова в те годы подтверждается тем, что при создании в мае 1918 года Областного военно-революционного комитета избирается его председателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце июля 1918г. был созван первый областной съезд Советов для обсуждения военного положения. Съезд Советов избирает Областной исполком Советов рабочих, земледельческих, крестьянских и красноармейских депутатов, куда вошли ДКоркмасов, У. Буйнакский48, М. Дахадаев, З. Батырмурзаев49, Г. Саидов50, Г. Далгат51 и др. На съезде вырабатываются меры по формированию Красной Армии для защиты Советской власти.

С вторжением в Дагестан вооруженных сил английского ставленника Лазаря Бичерахова52 в сентябре 1918 года Советская власть в Дагестане пала. Коркмасов с составом областного ВРК проводит работу чрезвычайно сложных условиях подполья. После изгнания бичераховцев по просьбам и обращениям Горского правительства53 в Дагестан вступили турецкие войска, но в связи с поражением австро-германской коалиции в первой мировой войне, вынуждены были покинуть территорию, вскоре занятую британцами, приглашенными теми же правителями. Коркмасов разоблачает лицемерную позицию «независимых» правителей на страницах революционной прессы.

В феврале 1919 года на первой конференции большевиков Дагестана в с.Кумтор-Кала был избран Дагестанский обком РКП(б) во главе с У.Буйнакским. Обсудив вопрос о «Социалистической группе», конференция объявила ее распущенной, одновременно вынося решение о приеме отдельных ее членов в ряды партии большевиков в индивидуальном по-рядке54, Д. Коркмасов со многими другими представителями Соцгруппы вступил в большевистскую партию.

Военный совет во главе с Коркмасовым ведет борьбу с деникинцами, захватившими власть в Дагестане, для чего важно было заручиться поддержкой духовенства, которому внимал горский люд. Лидеру штаба по руководству восстанием Коркмасову удается привлечь на сторону советской власти шейха Дагестана А.-Х. Акушинского55, осознавшего необходимость объединения усилий мусульманского духовенства и революционной интеллигенции в борьбе против оккупации деникинскими войсками территории Дагестана56.

После выдворения белогвардейцев за пределы Дагестана важное значение приобрели вопросы государственного строительства. Об автономии Дагестана не было единого мнения, намечались тенденции к независимости. Наиболее активно идею независимости отстаивал Коркмасов, видя будущее республики шире пределов Автономии. Политиком поезда «Советский Кавказ» еще весной 1920 года телеграфировал в ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК: «Дагоблревком мечтает о полном отделении примеру Азербайджана»57.

На чрезвычайном съезде народов Дагестана (13 ноября 1920г.) как и в последующие годы «Коркмасов называл Дагестан в основном не автономной, а советской социалистической республикой58». Д. Коркмасов видел независимость республики в ее истинном содержании. Анатолий Коркмасов59 потому называет своего предка «ревностным адептом национальной государственностибО», что на протяжении всей своей деятельности в Дагестане Коркмасов отстаивал суверенные права республики. Это видно по его докладным запискам в центр, в частности об уходе из подчинения Югвостбю-ро ЦК и подчинении Дагестана Центру как наиболее крупной республики, игравшей ведущую роль на Северном Кавказе. В этом отношении особо важное значение имела его докладная записка от 9 июля 1924 года «Проблемы горских народов» 61. Его убеждения в том, что народы Дагестана сами завоевали у себя Советскую власть и добровольно вошли в состав России и СССР, служило, видимо, основанием для такой ориентации.

На протяжении десятков лет популяризовалось «главенствующая роль центральных государственных органов власти и партийных структур в процессе создания и развития национальных автономий»62. С центра фактически решалась и дальнейшая судьба республики. В то время Коркмасов, как впрочем, и другие политические деятели республики, не могли не знать, что сворачивание идеи независимости и суверенитета присутствует в достаточной мере в сознании некоторых кремлевских политиков. А. Коркмасов доказательно предлагает письмо Сталина Ленину от 22 сентября 1922 года, где говорится, что «поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно признавая слова независимость за чистую монету, и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республикбЗ». Подобная «игра» чужда Коркмасову, он видит республику правовую, верит в ее будущее, говорит о контроле соблюдения конституционных принципов, будучи Председателем Конституционной комиссии, выработавшей первую конституцию ДССР, принимает участие и в разработке проекта Конституции Дагестана 1925г.

12 февраля 1921г. в составе дагестанской делегации Д. Коркмасов был у В.И. Ленина, который обнял Коркмасова как старого знакомого.64 Коркмасов изложил текущие нужды дагестанцев, поделился с планами развития республики в области орошения, разведки недр края.

Коркмасов уполномочен правительством РСФСР, совместно с наркомом иностранных дел Г. Чичериным, к ведению переговоров (Московская конференция) и подписания первого равноправного договора между РСФСР и Турцией (Кремль 16 марта 1921г.).

Коркмасов неоднократно выполнял дипломатические миссии от имени правительства РСФСР и СССР. В частности, в 1923 году в условиях дипломатической блокады СССР со стороны западных стран в качестве посла по особым поручениям вел переговоры с итальянским и французским правительством о признании СССР. При этом Коркмасов затрагивает и другие делегированные ему Кремлем вопросы экономико-политического направления. Обсуждая эти вопросы в общесоюзном масштабе, он, в частности, коснется возможности обеспечения через Кавказ.

По поручению фракции ЦК ВКП(б) возглавлял комиссию по руководству Первого съезда тюркских народов СССР в Баку (1926г.), был сопредседателем этого съезда.

Член ВЦИК и ЦИК Союза ССР всех созывов, член ВЦИК РСФСР, делегат ряда съездов партии и советов, входил в состав их президиумов.

Награжден орденами Красного знамени (Боевого и Трудового) и орденом иностранного государства. Публицист, журналист, дипломат. Свободно владел и писал более чем на 10 иностранных языках, включая древнегреческий и латынь, а так же арабский, тюркский и персидский. Владел рядом дагестанских языков, в частности помимо своего родного кумыкского языка, знал даргинский и аварский.

В то время, как и многие партийные лидеры в стране, Коркмасов не избежал ошибок, допущенных им в проведении сплошной коллективизации в горах. Ставился вопрос так: или горцы должны вступить в колхоз, или же они будут переселены на плоскость. В результате подобных ошибочных действий имели место антиколхозные выступления, что дало основание для изыскания уязвимых мест в репутации Коркмасова. Так, XI Дагестанская областная партконференция резко раскритиковала председателя Совнаркома республики Д. Коркмасова за его «нечеткую» формулировку в оценке правого и «левого уклонов», за его «недооценку правой опасности»65. В декабре 1931 года Д. Коркмасов был освобожден от должности Председателя Совета Народных Комиссаров Дагестана. Формальным основанием послужило «выдача» по указанию Д. Коркмасова Xунзахской религиозной общине халата, принадлежавшего мусульманскому святому. Особая опасность такого шага, как указывалось при рассмотрении вопроса на бюро дагестанского Обкома партии и комиссии ЦК ВКП(б), усматривалась в передаче халата в момент обострения классовой борьбы, что привело повышению авторитета мусульманского духовенства. Это было расценено как политическая ошибка66. Не миновал Коркмасов и «группировщины», имевшей место в конце 20-х и начале 30-х годов между С. Габиевым с одной стороны, и Н. Самурским67, с другой. В группу Коркмасова входили: Далгат М.68, Астемиров Б.69, Булач Т.70, Тахо-Годи А., Мамедбеков К.71, П. Ковалев, Алиев И.72.

Д. Коркмасов «фактически был освобожден от должности председателя Совнаркома ДАССР»73 и переведен в Москву. С декабря 1931г.- зам секретаря Совета национальностей ЦИК Союза ССР с кураторством над всеми учеными и высшими учебными заведениями издательской деятельностью и культовыми вопросами в СССР, член Ученого Совета и бюджетной комиссии ЦИК СССР. Практически Коркмасова сорвали с места, отдалив от политической деятельности республике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В те годы уже пустила ростки истерия доносительства. В стране начались репрессии. Прежние обвинения сыграли свою роль. 25 июня 1937 года первым из бывших и тогдашних руководителей Дагестана пострадал ДКоркмасов. Он был арестован в Москве, в своей квартире в правительственном Доме на Набережной. После пыток у Д. Коркмасова выбили «признание» о существовании контрреволюционной организации, «заставили назвать и мнимых сообщников» 74. Военная коллегия Верховного суда СССР от 27 сентября 1937 г. приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу, как врага народа. В то же день приговор был приведен в исполнение в Бутырской тюрьме. Прах Коркмасова покоится в могиле «невостребованных прахов 1937 г.» на территории Донского монастыря, расположенного в центре Москвы. В настоящее время - Мемориал жертвам политических репрессий. Жена Коркмасова - Наталья Дмитриевна Пацхверия - грузинка по национальности, отказавшаяся признать вину мужа, была сослана в Воркуту на восемь лет, где и умерла в самом конце срока пребывания в лагере. Единственный их наследник - Эраст тоже был репрессирован. Все они реабилитированы в 1956 году за отсутствием состава преступления.

Так трагически оборвалось жизнь видного общественно-политического и государственного деятеля Дагестана Джела-лутдина Коркмасова.

Всему судья - время. Долгие годы после смерти имя и деятельность Джелалутдина Коркмасова были преданы забвению. Только с начала 90-х годов XX века начался объективный анализ деятельности и политического наследия этого выдающегося государственного деятеля, яркого представителя дагестанской политической интеллигенции первой трети XX века.

Примечания к тексту статьи

7. Туган-Барановский М.И. Интеллигенция и социализм/ Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. М., 1993.-С.224.

8. Кумтор-Кала - центральное селение, входившее в Темир-)

cyberleninka.ru


Смотрите также