Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография федора ивановича шаляпина


Шаляпин Федор Иванович - это... Что такое Шаляпин Федор Иванович?

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938) — великий русский оперный певец (бас).

Биография

Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани.

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

портрет работы Б. М. Кустодиева

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх:

В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина 1903 года

Расцвет

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года — на гастролях за границей.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

«Или жить вам, / как живёт Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики — / я первый крикну: / — Обратно катись, / народный артист Республики!»

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ г. Ницца.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор И. Башмаков). 2 февраля 1873 года в церкви Богоявления был крещён Ф. И. Шаляпин.

К сожалению, оставшиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах. Согласно распространённой точки зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, его пение казалось громогласным, ошеломляющим, хотя судя по сохранившимся записям, физически голос Шаляпина не был чересчур большой громкости. Шаляпин выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо рисовал маслом и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1899 год — Колокольная улица, 5;
  • 1901 — конец 1911 года — меблированные комнаты О. Н. Мухиной — Большая Морская улица, 16;
  • конец 1911 — весна 1912 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
  • лето 1912 — осень 1914 года — Никольская площадь, 4, кв. 2;
  • осень 1914 — 22.06.1922 года — Пермская улица, 2, кв. 3.

Книги

  • Страницы моей жизни (совместно с Максимом Горьким)
  • Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах (автобиография)
  • Виктор Петелин «Восхождение, или Жизнь Шаляпина»

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Федор Шаляпин биография кратко

На фото: Шаляпин на портрете работы Б. М. Кустодиева. Этот портрет, писанный в 1918 году, сопроводил певца в эмиграцию.

Шаляпин Фёдор Иванович (1873— 1938), певец.

В начале XX века слава Федора Шаляпина гремела по миру, его исполнительский талант признавали несравненным. А началось все с влюбления в церковное пение, впервые услышанное Шаляпиным в одном из казанских храмов.

Родился Федор Иванович Шаляпин 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего.

Детство прошло на окраинах Казани. Семья жила то в подгородной деревне Ометовой, то в Татарской, то в Суконной слободе. Его отец, Иван Яковлевич, вятский крестьянин по происхождению, служил писарем, мать, Евдокия Михайловна, зарабатывала поденной работой. Жили скудно; пельмени, любимое кушанье Феди, ели однажды в месяц, «после двадцатого», т. е. когда отец приносил жалованье.

Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника. С юных лет обладал уникальными вокальными данными.

Жизнь мальчика складывалась обычным образом, пока в ней не произошло знаменательное событие, о котором сам Федор Иванович впоследствии вспоминал в «мемуаре» «Маска и душа»:

«Катался я как-то зимой на деревянном коньке на площади в Казани. Стояла там великолепная старинная церковь св. Варлаама. Смерз. Хотелось согреться, и с этим мирским намерением я вошел в церковь. Шла вечерня или всенощная. И тут услышал я, как поет хор. В первый раз в жизни я услышал стройный напев, составленный из разных голосов. И пели они не просто в унисон или в терцию, как я пел с моей матерью, а звуки были скомбинированы в отличном гармоническом порядке. (Я бы, конечно, не мог тогда так это понять и объяснить словами, но такое у меня получилось бессловесное впечатление.) Это было для меня изумительно и чудесно. Когда я подошел поближе к клиросу, то я, к моему удивлению, увидел впереди стоящих мальчиков такого же приблизительно возраста, как я сам. Мальчики эти держали перед собой какую-то загадочно разграфленную бумагу и, заглядывая в нее, выводили голосами приятнейшие звуки. Я разинул от удивления рот. Послушал, послушал и задумчивый пошел домой.

Поют ровесники, такие же малыши, как я. Почему бы и мне не петь в хору? Может быть, и я бы мог голосом выводить стройные звуки. Надоел я дома этими звуками до смерти всем, а главным образом матери. У меня был дискант!»

Федор Шаляпин начинал петь в храмах Казани

Первые уроки нотной грамоты дал Шаляпину регент церковного хора, и затем в течение нескольких лет пение в церкви приносило юному певцу небольшой, но стабильный заработок, который он должен был отдавать родителям, «но, разумеется, часть утаивал» и тратил на сласти и походы в балаган. Воспоминания Шаляпина;

«Я наслаждался какое великолепное дело пение! И для себя огромное удовольствие, да и деньги еще платят...»

Певал Шаляпин в самых разных казанских храмах — в Богоявленском соборе, где его крестили, в Варваринском на Арском поле, в Спасском монастыре... И, конечно, в Петропавловском соборе. Так что почти все уцелевшие храмы в историческом центре Казани имеют право обзавестись памятной доской: «Здесь пел Шаляпин».

Впоследствии Федор Иванович признавался:

«Лично я, хотя и не человек религиозный в том смысле, как принято это понимать, всегда, приходя в церковь и слыша „Христос воскресе из мертвых“, чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время я не чувствую земли, стою как бы в воздухе...»

Театральные подмостки молодого Федора Шаляпина

Рядом со страстью к пению очень скоро выросла страсть к театру. В двенадцать лет Шаляпин впервые попал на галерку и с этой поры стал, по собственному выражению, «почти невменяемым». А когда в Казань приехала опера, она буквально ошеломила мальчика:

«Необыкновенные люди, необыкновенно наряженные, спрашивая — пели, отвечая — пели, пели, думая, гневаясь, умирая, пели, сидя, стоя, хором, дуэтами и всячески! Изумлял меня тот порядок жизни и страшно нравился мне».

Родители, конечно, не понимали его страсти, а отец время от времени порол своего беспутного отпрыска — особенно, когда тот являлся домой с лицом, вымазанным жженой пробкой (среди других статистов он представлял дикаря в спектакле о Васко да Гаме). Но ни служащим в конторе, ни мастеровым, ни дворником Федор быть не хотел. В семнадцать лет он, прибавив себе два года, поступил хористом в антрепризу «Русская комическая опера и оперетта» С. Я. Семенова-Самарского и вместе с нею уехал в Уфу. Вскоре он уже пел небольшие оперные партии, замещая заболевших артистов.

Первые успехи, первый бенефис (восемьдесят рублей да сверх того подарок от публики — серебряные часы на стальной цепочке)... Юноша чувствовал себя «совершенно счастливым». Но до настоящего успеха было еще далеко.

Через тернии к звёздам

Странствия с опереточными труппами забросили Шаляпина в Тифлис. Он явился сюда «на тормозной площадке товарного вагона», натурально, с двугривенным в кармане.

Первое время в Тифлисе ему пришлось скверно. Работы найти не удавалось, костюм весь обносился, обедать случалось через два дня на третий. Шаляпин вспоминал о том времени:

«Голодать в Тифлисе особенно неприятно и тяжело, потому что здесь все жарят и варят на улицах. Обоняние дразнят разные вкусные запахи. Я приходил в отчаяние, в исступление, готов был просить милостыню, но не решался, и, наконец, задумал покончить с собой...»

К счастью, отчаянное намерение так и осталось намерением. Шаляпин познакомился с певцом и педагогом Д. А. Усатовым, взявшимся бесплатно учить его. Он и учил, и кормил, и воспитывал («Послушайте, Шаляпин, от вас очень дурно пахнет. Вы меня извините, но это нужно знать! Жена моя даст вам белья и носков — приведите себя в порядок!»). А спустя несколько месяцев помог своему ученику заключить первый настоящий оперный контракт и благословил ехать в Москву, снабдив рекомендательными письмами.

«Мне не давали петь...»

Москва на первый раз стала лишь перевалочным пунктом в карьере Шаляпина. Здесь он познакомился с антрепренером М. В. Аентовским и, поступив в его оперную труппу, уехал в Петербург. Спустя год он уже пел на сцене Мариинского театра, где, однако, его дарование не было должным образом оценено. Он вспоминал о своем первом сезоне в качестве артиста Императорских театров:

«Мне не давали петь. Я спел только Руслана и пошабашил... Это очень тревожило меня...»

Казенная сцена разочаровывала казенным отношением. «Мне противно было ходить в театр, — признавался Федор Иванович, — из-за отношения начальства к артистам. Я был уверен, что артист — свободный, независимый человек. А здесь, когда директор являлся за кулисы, артисты вытягивались перед ним, как солдаты, и пожимали снисходительно протянутые им два директорских пальца, слащаво улыбаясь. Раньше я видел такое отношение только в канцеляриях». Завести товарищей между актеров Шаляпину не удавалось, за кулисами он чувствовал себя чужим. «Я вдруг дошел до какого-то распутья... Что-то необходимо было для меня, а что? — я не знал».

Первый успех Шаляпина

Тяжелый во всех отношениях сезон 1895—1896 годов кончился, и Шаляпин уехал на выставку в Нижний Новгород в составе труппы С. И. Мамонтова. Мамонтов, имевший исключительный художественный «нюх», сразу оценил Шаляпина и предложил ему бросить Петербург и перейти в Москву, в его собственную труппу, на 7 200 рублей в год — с тем чтобы неустойку Императорскому театру выплатить пополам.

Доверие Мамонтова к Шаляпину было велико:

«Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу».

А вот свидетельство самого Шаляпина:

«Мне никто не мешал, меня не били по рукам, говоря, что я делаю не те жесты. Никто не внушал мне, как делали то или это Петров и Мельников. Как будто цепи спали с души моей».

Значительное влияние на становление Шаляпина-артиста оказали новые знакомства — с художниками, писателями, композиторами, критиками. Они отчасти помогли ему преодолеть недостаточность полученного образования, которую сам певец остро чувствовал. Конечно, в большей степени он играл «чутьем», и оно у него было в действительности гениальным. Но возможно ли недооценивать, например, собеседования с В. О. Ключевским при подготовке партий в «исторических» операх — «Хованщине», «Псковитянке», «Борисе Годунове»?

Без преувеличения, именно мамонтовская Частная опера сделала Шаляпина — Шаляпиным. К нему пришли мастерство, уверенность в своих силах, слава. Но слава, как часто и бывает, не оказала облагораживающего действия на его натуру, напротив — проявила в ней «всячинку», по выражению В. А. Серова. И произошло это изумительно скоро. Константин Коровин вспоминал, как однажды Шаляпин кричал в его мастерской при Врубеле и Серове:

«Вот я делаю полные сборы, а спектакли без моего участия проходят чуть ли не при пустом зале. А что я получаю? Это же несправедливо! А говорят — Мамонтов меня любит! Если любишь, плати. Вот вы Горького не знаете, а он правду говорит: „Тебя эксплуатируют“. Вообще в России не любят платить...»

Когда в 1899 году Мамонтов разорился и был арестован, Шаляпин не пришел его проведать (впрочем, в мемуарах спустя тридцать лет писал о нем благодарно). Эпоха Частной оперы в его жизни кончилась, он вернулся на сцену Императорских театров, но теперь уже сам диктовал условия.

Великий Федор Шаляпин

В это время Федор Шаляпин часто говорил такие фразы:

«Есть богатые люди, почему же я не могу быть богатым человеком?»

«Бесплатно только птички поют».

Страсть к деньгам, гневливая подозрительность, самовластные капризы, вечное актерство — эти черты, все более определявшие шаляпинскую манеру, многих оттолкнули от него. Многие недоброжелали ему, желали его сценического провала. Но когда он начинал петь — «всячинка» забывалась:

«В чем была тайна шаляпинского обаяния? — спрашивал Константин Коровин и сам же себе отвечал: — Соединение музыкальности, искусства пения с чудесным постижением творимого образа».

Действительно, Шаляпин, по собственному признанию, не просто «входил в роль», как это делают все актеры (впрочем, здесь надо заметить, что в «дошаляпинскую эру» оперные певцы не заботились и об этом; главным считалось пение, а не игра), но буквально перевоплощался — в Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля, Дон-Кихота... Шаляпин признавался в дружеском разговоре:

«Я... забываю себя. Вот и все. И владею собой на сцене. Я, конечно, волнуюсь, но слышу музыку, как она льется. Я никогда не смотрю на дирижера, никогда не жду режиссера, чтобы меня выпустил. Я выхожу сам, когда нужно. Мне не нужно указывать, когда нужно вступить. Я сам слышу. Весь оркестр слышу — замечаю, как отстал фагот или альт... Музыку надо чувствовать!.. Когда я пою, то я сам слушаю себя. Хочу, чтобы понравилось самому. И если я себе нравлюсь — значит пел хорошо».

«Дай Бог так-то всякому...»

Бунин вспоминал о Федоре Шаляпине:

«Все считали Шаляпина очень левым, ревели от восторга, когда он пел „Марсельезу“ или „Блоху“, в которой тоже усматривали нечто революционное».

Да и сам артист не прочь был попозировать в косоворотке и картузе и щегольнуть паспортом, в котором-де он записан крестьянином. Между тем от народа «суконной слободы» он отвык за годы «несуконной» жизни, а крестьян так и вовсе не понимал и остерегался. Коровин вспоминал:

«Шаляпин побаивался мужиков. Идя ко мне в Охотино из своего имения, он никогда не проходил деревней. Старался обходить задворками. Когда доводилось ему беседовать с крестьянами, говорил: „Послушай, миляга, ну что, как уродило? Да, труды ваши трудные“. Мужички русские отвечали хитро: „Что, Федор Иваныч, неча пенять, живем ничего. А вот винца-то в праздник не хватает...“ Шаляпин делал вид, что не понимает намека, и на винцо не давал».

Шаляпин революции он «не принял»

Революции он «не принял», как писали, словно бы соболезнуя, в советских биографиях о каком бы то ни было выдающемся — настолько, чтоб нельзя было вовсе не писать, — эмигранте. Да и не мог принять — со своим простодушным стяжательством, привычкой после бани съесть два фунта икры с калачами, неуменьем жить «в поклоне». Ведь прежде-то поклониться требовалось лишь иной раз, а теперь изволь во все дни расшаркиваться перед «победившим пролетариатом» с его уязвленным взглядом сквозь прицел: «Царю пел, а нам не хочешь?»

Словом, Шаляпин оказался в положении многих. До октября 1917-го либеральничали почти все — кто искренне, кто от несварения, кто по привычке ворчать. А после октября оказалось вдруг, что вышло как-то не так, как нужно... В 1922 году Народный артист Республики (дали-таки в 1918-м) уехал гастролировать за границу и с тех пор в советскую Россию не возвращался. Весной 1938 года он умер в Париже от лейкоза. Последний раз он выступал на публике в июне 1937 года, и это был трагический концерт: великого певца спасало только отточенное исполнительское мастерство, совершенное интонирование, дар жеста. Шаляпинского голоса уже не было.

Бунин вспоминал, как незадолго до смерти Шаляпина они вместе переслушивали записанные им пластинки, и тот «слушал самого себя со слезами на глазах, бормоча:

— Неплохо пел! Дай Бог так-то всякому!

Выдающиеся личности Казани

posmotrim.by

Биография Федора Ивановича Шаляпина

Федор Иванович Шаляпин, выдающийся русский оперный певец, родился 1 (13) февраля 1873 года в семье мелкого чиновника уездной земской управы Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина, выходца из древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Дав сыну начальное образование, отец устраивал его писцом в различные государственные учреждения, однако ни в одном из них Федор не удержался. Карьера чиновника совсем его не привлекала. Обладая прекрасным дискантом, юный Шаляпин был певчим в местной церкви, а позже – в архиерейском хоре в Спасском монастыре.

БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН - МОЛОДЫЕ ГОДЫ

Творческая биография Шаляпина начинается в 1889 году, когда будущий великий певец получил должность статиста в драматической группе В. Б. Серебрякова. 29 марта 1890 года Шаляпин впервые вышел на сцену с партией Зарецкого в опере «Евгений Онегин», которую ставило Казанское общество любителей сценического искусства. До сентября 1890 года Шаляпин был хористом опереточной группы Серебрякова. Переехав из Казани в Уфу в конце 1890 года, Шаляпин поступает хористом в труппу, которой руководил С.Я. Семенов-Самарский. Творческая биография певца могла бы не сложится, если бы в это время ему не пришлось заменить неожиданно заболевшего солиста и исполнить главную партию в опере Манюшко «Галька». После этого молодому исполнителю стали доверять различные оперные партии. В это время он исполняет партию Фердинандо в «Трубадуре», а так же партию Неизвестного в опере «Аскольдова могила» Верстовского. Ему предложили место в уфимском земстве, однако Шаляпин предпочел присоединиться к малороссийской труппе под руководством Дергача, которая как раз в это время прибыла в Уфу на гастроли. Вместе с этой труппой он посещает Тифлис, где его биография оперного исполнителя испытывает новый качественный виток. Именно здесь у исполнителя появилась возможность заняться профессиональным развитием под руководством учителя пения, в прошлом известного оперного певца Д. А. Усатова. Усатов принял самое живое участие в судьбе Шаляпина, давая ему уроки вокального мастерства, бесплатные, ввиду отсутствия средств у молодого исполнителя. Кроме того, Усатов дал возможность Шаляпину показать себя в роли оперного исполнителя и занять место в Тифлисском оперном театре. Так Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену. Всю свою жизнь Федор Иванович хранил самые теплые воспоминания о своем первом учителе, называя его своим единственным педагогом.

БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН – ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ.

Публика по достоинству оценила партии Мельника из «Русалки» и Тонио из «Паяцев», которые в это время исполнял Шаляпин. Однако талант Шаляпина требовал иного масштаба, и в 1894 году, после года работы в тифлисском театре, он решает перебраться в Москву. Однако в Большой театр, вопреки ожиданиям певца, его не взяли, и с оперной труппой Петросьяна он переезжает в Петербург, где в 1895 году становится исполнителем Мариинского театра. После года работы на вторых ролях Шаляпину доверяют главную партию Мельника в «Русалке», и эта работа подарила ему благосклонность публики и обрел широкую известность. Летом 1896 года его карьера оперного исполнителя снова переходит на новый уровень – его приглашают выступить в труппе известного миллионера и мецената Саввы Мамонтова, который как раз начал воплощать свой творческий замысел – создание чисто русского оперного театра. Мамонтов уговорил Шаляпина перейти из театра в его труппу, и именно здесь дарование Шаляпина получает возможность раскрыться в полную свою силу. Нужно сказать, что Мамонтову удалось собрать в своей труппе действительно талантливых и неравнодушных к общему делу людей – дирижировал оркестром Рахманинов, художниками были Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов, режиссером вместе с самим Мамонтовым — Лентовский; вместе с Шаляпиным на сцене пели Рожанский, Цветков, Ростовцев, Забела. Именно здесь Шаляпин исполнил партии, сделавшие его по настоящему знаменитым и почитаемым оперным исполнителем. В сезоне 1896 – 1897 года он пел партию Сусанина в опере Глинки, Ивана Грозного в «Псковитянке», в 1897 – 1898 годах – партию Досифая в «Хованщине» и Варяжского гостя в «Садко», в следующем сезоне – Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарт и Сальери». Вершиной этого периода творческой биографии Шаляпина было исполнение партии Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Эта роль подняла его на пьедестал первого оперного певца Российской империи. Этот период жизни Шаляпина был успешным не только в творческом, но и в личном плане – в 1896 году он женился на одной из артисток театра Мамонтова, танцовщице Иоле Тарнаги. У них было шестеро детей, один из них умер в 4-х летнем возрасте. В 1899 году Шаляпин возвращается на государственную сцену, вызвав ликование многочисленных поклонников. Благодаря Шаляпину, Большой театр ввел в свой репертуар оперы, которые до сих пор считались недостойными императорского театра. Сейчас здесь наравне с классическими европейскими произведениями ставились «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Псковитянка» и другие оперы, главные партии в которых пел Шаляпин. В этот период растет слава Шаляпина за границами Российской империи. В 1900 году он впервые исполняет партию Мефистофеля в итальянском оперном театре La Scala и это выступление становится шагом к обретению мировой известности. Отныне каждый год Шаляпин будет отправляться заграницу на гастроли, которые из коммерческих соображений, были безусловно более привлекательными, чем работа в государственном театре. В 1907 году Шаляпин пел в Париже в рамках «Русских сезонов за границей», которые организовывал Дягилев. Можно говорить о том, что именно благодаря Шаляпину оперы русских композиторов, в особенности Мусоргского, стали достоянием мировой культуры и неотъемлемой частью классического репертуара европейских театров. Однако сам Шаляпин активно исполняет партии в произведениях европейских композиторов, многие из которые были написаны специально для него. В это время в личной жизни Шаляпина происходят изменения. Он сближается с Марией Валентиновной Петцольд, и фактически заводит вторую семью. Официально свои отношения Федор Иванович и Мария Валентиновна оформили только в 1927 году. У них родилось трое дочерей – Марфа, Мария и Дасия. С началом Первой мировой войны зарубежные гастроли Шаляпина прекращаются и до 1920 года он не выезжает из России, выступая в частных труппах Зимина и Аксарина, а с 1918 года – на сцене Мариинского театра и часто давая бесплатные концерты для раненных на полях сражений. Революцию 1918 года Шаляпин принял очень благожелательно, продолжал выступать, несмотря на разруху и всеобщий кризис. В том же 1918 году Совнарком постановил присвоить Федору Ивановичу Шаляпину звание народного артиста. В 1920 году Шаляпин вновь стал ездить на гастроли в страны Европы, все реже и реже на короткое время возвращаясь в Россию. В 1922 году он в последний раз исполнил на сцене Мариинского театра партию Бориса Годунова и навсегда покинул Россию.

Он поселился в Париже, активно и успешно гастролировал в странах Европы и в Америке, пел в составе Русской труппы, организованной в Париже князем Церетели, а в 1932 году снялся в звуковом фильме «Дон Кихот», который стал заметным явлением в мире кино. Однако здоровье великого исполнителя пошатнулось, и в 1938 году Федор Иванович Шаляпин скончался от лейкемии на руках своей жены, Марии Валентиновны.

Смотрите все портреты здесь

© Биография Федора Ивановича Шаляпина.

г. Москва

т. 8-903-900-52-75

[email protected]

г. Санкт-Петербург

т. 8-903-930-54-70

[email protected]

г. Екатеринбург

т. 8-903-930-54-70

[email protected]

г. Новосибирск

т. (383) 263-52-75

[email protected]

-Казань

-Краснодар

-Красноярск

-Нижний Новгород

-Пермь

-Ростов-на-Дону

-Челябинск

т. 8-903-900-52-75

[email protected]

dostavka-portretov.ru

Биография Федора Ивановича Шаляпина

Федор Иванович Шаляпин, выдающийся русский оперный певец, родился 1 (13) февраля 1873 года в семье мелкого чиновника уездной земской управы Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина, выходца из древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Дав сыну начальное образование, отец устраивал его писцом в различные государственные учреждения, однако ни в одном из них Федор не удержался. Карьера чиновника совсем его не привлекала. Обладая прекрасным дискантом, юный Шаляпин был певчим в местной церкви, а позже – в архиерейском хоре в Спасском монастыре.

БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН - МОЛОДЫЕ ГОДЫ

Творческая биография Шаляпина начинается в 1889 году, когда будущий великий певец получил должность статиста в драматической группе В. Б. Серебрякова. 29 марта 1890 года Шаляпин впервые вышел на сцену с партией Зарецкого в опере «Евгений Онегин», которую ставило Казанское общество любителей сценического искусства. До сентября 1890 года Шаляпин был хористом опереточной группы Серебрякова. Переехав из Казани в Уфу в конце 1890 года, Шаляпин поступает хористом в труппу, которой руководил С.Я. Семенов-Самарский. Творческая биография певца могла бы не сложится, если бы в это время ему не пришлось заменить неожиданно заболевшего солиста и исполнить главную партию в опере Манюшко «Галька». После этого молодому исполнителю стали доверять различные оперные партии. В это время он исполняет партию Фердинандо в «Трубадуре», а так же партию Неизвестного в опере «Аскольдова могила» Верстовского. Ему предложили место в уфимском земстве, однако Шаляпин предпочел присоединиться к малороссийской труппе под руководством Дергача, которая как раз в это время прибыла в Уфу на гастроли. Вместе с этой труппой он посещает Тифлис, где его биография оперного исполнителя испытывает новый качественный виток. Именно здесь у исполнителя появилась возможность заняться профессиональным развитием под руководством учителя пения, в прошлом известного оперного певца Д. А. Усатова. Усатов принял самое живое участие в судьбе Шаляпина, давая ему уроки вокального мастерства, бесплатные, ввиду отсутствия средств у молодого исполнителя. Кроме того, Усатов дал возможность Шаляпину показать себя в роли оперного исполнителя и занять место в Тифлисском оперном театре. Так Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену. Всю свою жизнь Федор Иванович хранил самые теплые воспоминания о своем первом учителе, называя его своим единственным педагогом.

БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН – ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ.

Публика по достоинству оценила партии Мельника из «Русалки» и Тонио из «Паяцев», которые в это время исполнял Шаляпин. Однако талант Шаляпина требовал иного масштаба, и в 1894 году, после года работы в тифлисском театре, он решает перебраться в Москву. Однако в Большой театр, вопреки ожиданиям певца, его не взяли, и с оперной труппой Петросьяна он переезжает в Петербург, где в 1895 году становится исполнителем Мариинского театра. После года работы на вторых ролях Шаляпину доверяют главную партию Мельника в «Русалке», и эта работа подарила ему благосклонность публики и обрел широкую известность. Летом 1896 года его карьера оперного исполнителя снова переходит на новый уровень – его приглашают выступить в труппе известного миллионера и мецената Саввы Мамонтова, который как раз начал воплощать свой творческий замысел – создание чисто русского оперного театра. Мамонтов уговорил Шаляпина перейти из театра в его труппу, и именно здесь дарование Шаляпина получает возможность раскрыться в полную свою силу. Нужно сказать, что Мамонтову удалось собрать в своей труппе действительно талантливых и неравнодушных к общему делу людей – дирижировал оркестром Рахманинов, художниками были Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов, режиссером вместе с самим Мамонтовым — Лентовский; вместе с Шаляпиным на сцене пели Рожанский, Цветков, Ростовцев, Забела. Именно здесь Шаляпин исполнил партии, сделавшие его по настоящему знаменитым и почитаемым оперным исполнителем. В сезоне 1896 – 1897 года он пел партию Сусанина в опере Глинки, Ивана Грозного в «Псковитянке», в 1897 – 1898 годах – партию Досифая в «Хованщине» и Варяжского гостя в «Садко», в следующем сезоне – Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарт и Сальери». Вершиной этого периода творческой биографии Шаляпина было исполнение партии Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Эта роль подняла его на пьедестал первого оперного певца Российской империи. Этот период жизни Шаляпина был успешным не только в творческом, но и в личном плане – в 1896 году он женился на одной из артисток театра Мамонтова, танцовщице Иоле Тарнаги. У них было шестеро детей, один из них умер в 4-х летнем возрасте. В 1899 году Шаляпин возвращается на государственную сцену, вызвав ликование многочисленных поклонников. Благодаря Шаляпину, Большой театр ввел в свой репертуар оперы, которые до сих пор считались недостойными императорского театра. Сейчас здесь наравне с классическими европейскими произведениями ставились «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Псковитянка» и другие оперы, главные партии в которых пел Шаляпин. В этот период растет слава Шаляпина за границами Российской империи. В 1900 году он впервые исполняет партию Мефистофеля в итальянском оперном театре La Scala и это выступление становится шагом к обретению мировой известности. Отныне каждый год Шаляпин будет отправляться заграницу на гастроли, которые из коммерческих соображений, были безусловно более привлекательными, чем работа в государственном театре. В 1907 году Шаляпин пел в Париже в рамках «Русских сезонов за границей», которые организовывал Дягилев. Можно говорить о том, что именно благодаря Шаляпину оперы русских композиторов, в особенности Мусоргского, стали достоянием мировой культуры и неотъемлемой частью классического репертуара европейских театров. Однако сам Шаляпин активно исполняет партии в произведениях европейских композиторов, многие из которые были написаны специально для него. В это время в личной жизни Шаляпина происходят изменения. Он сближается с Марией Валентиновной Петцольд, и фактически заводит вторую семью. Официально свои отношения Федор Иванович и Мария Валентиновна оформили только в 1927 году. У них родилось трое дочерей – Марфа, Мария и Дасия. С началом Первой мировой войны зарубежные гастроли Шаляпина прекращаются и до 1920 года он не выезжает из России, выступая в частных труппах Зимина и Аксарина, а с 1918 года – на сцене Мариинского театра и часто давая бесплатные концерты для раненных на полях сражений. Революцию 1918 года Шаляпин принял очень благожелательно, продолжал выступать, несмотря на разруху и всеобщий кризис. В том же 1918 году Совнарком постановил присвоить Федору Ивановичу Шаляпину звание народного артиста. В 1920 году Шаляпин вновь стал ездить на гастроли в страны Европы, все реже и реже на короткое время возвращаясь в Россию. В 1922 году он в последний раз исполнил на сцене Мариинского театра партию Бориса Годунова и навсегда покинул Россию.

Он поселился в Париже, активно и успешно гастролировал в странах Европы и в Америке, пел в составе Русской труппы, организованной в Париже князем Церетели, а в 1932 году снялся в звуковом фильме «Дон Кихот», который стал заметным явлением в мире кино. Однако здоровье великого исполнителя пошатнулось, и в 1938 году Федор Иванович Шаляпин скончался от лейкемии на руках своей жены, Марии Валентиновны.

Смотрите все портреты здесь

© Биография Федора Ивановича Шаляпина.

г. Москва

т. 8-903-900-52-75

[email protected]

г. Санкт-Петербург

т. 8-903-930-54-70

[email protected]

г. Екатеринбург

т. 8-903-930-54-70

[email protected]

г. Новосибирск

т. (383) 263-52-75

[email protected]

-Казань

-Краснодар

-Красноярск

-Нижний Новгород

-Пермь

-Ростов-на-Дону

-Челябинск

т. 8-903-900-52-75

[email protected]

www.vseportrety.ru


Смотрите также