Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография художника шишкина


Иван Шишкин, биография, история жизни, творчество

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Для Шишкина не было лучшего времяпрепровождения чем прогулка в лес или в поле с мольбертом и красками.

Успехи в творческих начинаниях

До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали. После получения столь престижной награды у него выпала возможность отправится за рубеж для улучшения своих навыков. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.

И.И.Шишкин — Вид в окрестностях Дюссельдорфа

Безудержная любовь к родному краю

Несмотря на то что, рисовальщик находился за границей его сердце всегда искало частички родного в чужих краях. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Полуденный художник

Его страсть и любовь к миру флоры и фауны была настолько сильной, что он изучал каждое растение, которое могло расти в местности где он работал. Художнику была важна точность и качество передачи изображения достоверность фактов, которые смогут в полной мере воспроизвести палитру красок и эмоций, которые испытывал живописец. Шишкин не искал легких путей, поэтому выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка, и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.

И.И.Шишкин — Утро в сосновом лесу

Неповторимая точность исполнения

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография.

Рожь. 1878. Холст, масло

Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.

И. И. Шишкин — На севере диком

Интересные факты:

  • Когда Шишкин увидел картину Репина, изображавшую сплав леса, он стал спрашивать у коллеги, из каких пород дерева сооружены плоты. Когда Илья Репин не смог ему толком ответить, он раскритиковал его произведение за не реалистичность, говоря, что бревна некоторых пород набухают и могут пойти ко дну.
  • Художник настолько был очарован родными пейзажами, что даже когда стал знаменитым мастером, искал только те виды для изображения на холсте, которые бы напоминали те, к которым он привык.
  • Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  • Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Награды:

  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro

Шишкин Иван Иванович

(1832-1898) русский художник

Иван Иванович Шишкин был непревзойденным мастером русской пейзажной живописи. Его называли художником русского леса, «человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». Однако его искусство воспринимали по-разному. Некоторые критики называли Шишкина художником-фотографом, подразумевая под этим ограниченность духовного начала в его творчестве.

В конце жизни художник и вовсе испытал недоброжелательное отношение не только к своему искусству, но и к себе лично, что ускорило его кончину. Однако время все расставило по своим местам. Иван Шишкин остался в культурной истории России как великий русский художник, в картинах которого с предельной ясностью выразилась его любовь к жизни, к земле, к людям.

Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».

В доме всем управляла жена Ивана Васильевича, Дарья Романовна, которая поддерживала строгий патриархальный уклад жизни. В этой добропорядочной и культурной семье и воспитывался будущий художник.

Мальчик рос в окружении природы и был очень впечатлительным. Кроме чтения, он с детства больше всего любил рисовать, за что его в доме иногда называли «мазилкой».

Отец хотел дать сыну хорошее образование, нанимал ему частных учителей, определил в мужскую гимназию в Казани. Он собирался направить его по купеческой линии, но, заметив, что Иван не проявляет к этому делу никакого интереса, предоставил ему самому выбирать себе занятие.

В 1852 году Иван отправился в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Еще с юности он избрал себе девиз: «Образование, труд, любовь к занятиям» — и неуклонно следовал ему.

Уже в училище Иван Шишкин окончательно выбрал свой путь в живописи — русский пейзаж и природа во всем ее многообразии. Незадолго до окончания учебы молодой живописец написал одну из самых замечательных своих картин «Иней», которая получила высокую оценку художников.

В январе 1856 года Иван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. В то время в Академии главными мастерами ландшафтной живописи считались Никола Пуссен и Клод Лоррен. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Шишкин стремился к другому. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Впоследствии многие критики отмечали, что Иван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры, изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав... ». Уже в Академии он стал постепенно вырабатывать свою собственную систему живописи, в которой интуитивно стремился утвердить национальное в пейзаже.

В 1857 году Иван Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины — «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». Художник был преисполнен самых радужных надежд на будущее. Его самолюбие было польщено еще и тем, что на летние этюды, которые он проводил в деревне Дубки под Сестрорецком, руководство Академии направило с ним учеников.

Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, поэтому не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. Тем более, что остров славился своей живописной природой. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Тогда же Иван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Они были куплены, и художник получил первые большие деньги.

Все время обучения в Академии, Иван Шишкин получал академические награды, что давало ему право свободного выбора работы на лето. Он еще раз побывал на Валааме, где закончил большую картину «Кукко». Так называлось одно из урочищ на острове. За нее он получил большую золотую медаль, и руководство Академии отправило художника за границу.

Иван Шишкин провел за границей больше года, побывал во многих городах Германии, ездил в Чехию, Швейцарию, Голландию, другие страны. Он обошел все самые знаменитые европейские музеи, бывал в мастерских художников и не нашел там ничего для себя поучительного. Лишь искусство голландских и бельгийских художников как-то примирило Шишкина с заграницей. Он и там много работал, выезжал на этюды, хотя чужая природа не особенно его вдохновляла.

Тем не менее, в феврале 1865 года Иван Иванович Шишкин представил на постоянной выставке в Дюссельдорфе три своих рисунка. Они имели успех. В одном из журналов даже появилась статья о молодом русском художнике. В апреле того же года Шишкин снова участвовал в выставке, и его рисунки были восприняты с еще большим энтузиазмом. Художник получил предложение выставить их в Бонне, Аахене и Кельне.

Вскоре Иван Шишкин вернулся на родину. Он получил в Академии художеств свидетельство для занятий «ландшафтной живописью с натуры по разным городам России» и уехал к себе в Елабугу.

Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин близко сошелся с только что организованной Артелью художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским, которая объединила молодых русских художников, отрицавших академизм старой живописной школы. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков.

В это же время в жизни художника произошло и другое важное событие. Он женился на Евгении Александровне Васильевой, и вскоре у них родилась дочь Лидия.

Специально для Ивана Ивановича Шишкина в Академии художеств был создан пейзажный класс, где он начал преподавать. За свою приверженность русской природе его называли «царем леса ».

В 1870 году русские художники создали новое объединение — Товарищество художественных передвижных выставок, идею которого предложил Г. Г. Мясоедов. Иван Шишкин с воодушевлением поддержал это начинание и поставил свою подпись под уставом Товарищества. В следующем году состоялась их первая выставка, на которую он представил свою картину «Вечер». Тогда же он принялся за новую работу «Сосновый бор» для конкурса в Обществе поощрения художеств. Она получила первую премию и была куплена Третьяковым для своей галереи.

В последующие несколько лет жизнь Ивана Шишкина оказалась полной невзгод. Умер отец, а потом и его маленький сын Владимир. Жена болела. Шишкин устал, но продолжал работать. В феврале 1873 года за картину «Лесная глушь» он получил звание профессора. В мае этого же года он подготовил и сам напечатал свой первый альбом офортов.

Однако трагедии продолжали преследовать художника. В 1874 году умерла жена, оставив Ивана Шишкина с двумя детьми — дочерью Лидией и годовалым сыном Константином, который вскоре тоже умер. Тяжелые утраты оказались для Шишкина непосильными. Он запил, долгое время не мог работать, потом занялся фотографией.

В конце концов привычка к труду победила. Иван Иванович Шишкин снова начал писать и на четвертой выставке передвижников в 1875 году представил свои новые картины «Родник в сосновом лесу» и «Первый снег».

Стараясь преодолеть тяжелую депрессию, живописец много бывает в обществе, встречается с друзьями. Он был дружен с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, известным ученым-химиком, в доме которого проходили знаменитые «менделеевские среды». Там бывали многие известные художники, писатели, композиторы. Здесь Иван Шишкин встретил свою будущую жену Ольгу Антоновну Лагоду. Она училась в Академии художеств, но потом ушла оттуда и стала заниматься с Шишкиным.

Осенью 1878 года Иван Шишкин вместе с другими художниками ездил в Париж, на Всемирную выставку. В том же году на передвижной выставке была представлена его картина «Рожь», которая заняла первое место. Все признавали, что она стала крупнейшим событием в художественной жизни России.

Как и многие другие русские художники, Шишкин находился в конфронтации к Академии художеств. Сам он уже давно там не работал. «Это вертеп, в котором гибнет все мало-мальски талантливое, где из учеников развивают канцеляристов», — говорил он. У своих учеников он воспитывал другой взгляд на искусство: «Работайте так, как сердцу захочется, не стесняйте себя этими рецептами. Изучайте живое тело».

Иван Иванович Шишкин был очень требователен к своим ученикам, порой даже резок, но не меньше требовательности он предъявлял и к себе. Его рабочий день начинался с девяти часов утра и заканчивался иногда в два часа ночи. Каждый год художник писал по несколько картин, которые отличались высоким мастерством и удивительным чувством любви к русской природе.

Однако в личной жизни Ивана Шишкина опять случилась беда. Вскоре после рождения их дочери неожиданно умерла вторая жена художника О. А. Лагода-Шишкина. Новая утрата потрясла его, но на этот раз художник не стал глушить душевную боль алкоголем и продолжал работать.

Его картина «Кама», отправленная на выставку в Киев, вызвала огромный интерес, к ней совершалось настоящее паломничество, а между покупателями дело доходило до ссоры.

Такой же ажиотаж через некоторое время вызовет другая картина Ивана Шишкина — «Полесье». Она полностью до наших дней не сохранилась. В Киевском музее русского искусства можно увидеть лишь ее правую часть. Другой фрагмент картины хранится в частном собрании. Однако Шишкин позднее повторил ее в меньшем размере для одного из своих почитателей. Она теперь находится в Москве, в частной коллекции.

Мастерство  Ивана Ивановича Шишкина становится общепризнанным. Многие работы художника и, в частности, такие, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», называют жемчужинами русского искусства и подлинными шедеврами.

В 1886 году вышел третий альбом офортов Ивана Шишкина. Несколько листов из него он отправил в Париж, где его офорты назвали «поэмами в рисунках».

На XVII передвижной выставке была представлена новая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», с которой связана любопытная история. Автор писал ее вместе с другим художником — К. Савицким. Тот изображал медведей. Вначале под ней стояли подписи обоих художников, но купивший ее Третьяков, весьма критически относившийся к Савицкому, велел замазать его фамилию. Так эта картина до сих пор экспонируется только с подписью Шишкина.

Художника всегда волновало состояние русского искусства. В последние годы жизни он выступал за реорганизацию Академии художеств, надеясь возродить на ее основе русскую художественную школу. Однако эту идею поддерживали далеко не все художники, в связи с чем его отношения с другими членами Товарищества передвижных выставок осложнились. Те считали реформирование Академии пустым делом и обвинили Шишкина в отступничестве.

В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работ Ивана Шишкина, написанных за сорок лет. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники — Илья Репин, А. Куинджи, В. Маковский. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал метод Ивана Шишкина вредным для живописи.

В конце концов Шишкин не выдержал откровенной враждебности своих бывших друзей и подал в отставку. В 1897 году художнику снова предложили занять место руководителя пейзажной мастерской, но к тому времени он был уже нездоров, часто подводило сердце, и работать приходилось урывками.

В том же году, Иван Иванович Шишкин написал свою последнюю работу — «Корабельная роща», которая имела большой успех.

Ее купил царь, пополнив свою художественную коллекцию еще одной шишкинской картиной. Художник задумал писать новую картину — «Краснолесье», но в марте 1898 года умер прямо перед мольбертом.

Ивана Ивановича Шишкина похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.

biografiivsem.ru

Иван Шишкин - это... Что такое Иван Шишкин?

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель товарищества передвижных художественных выставок.

Биография

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

Затосковав по отечеству, в 1866 вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Творчество

И.Шишкин, К.Савицкий Утро в сосновом лесу

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1880, Русский музей)

Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В 1886 сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.

В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Занимательный жанровый мотив, введённый в картину, во многом способствовал её популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1880—1884 — 5-я линия, 10;
  • 1884 — 08.03.1898 года — доходный дом И. Н. Шмидта — 5-я линия, 30, кв. 3.

Увековечение имени

  • В Липецке есть проезд Шишкина

Галерея работ

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Художник Иван Шишкин биография

Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей, и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Настоящий знаток растительности леса, колоритных форм стволов деревьев, бархатистой листвы, лесные поляны с яркой травой освещенные сквозь деревья солнечными лучами, живописные пеньки заросшие мхом и окруженные различными грибами. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.

Всю эту невиданную доселе красоту художник впервые в русском изобразительном искусстве мастерски смог показать в своих произведениях.

Иван Иванович Шишкин - биография. Художник Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе на берегу реки Камы в Елабуге, что в Вятской губернии в семье небогатого купца. В 12 лет отроду его принимают учиться в первую Казанскую гимназию.

Учеба в гимназии продолжалась не долго, чувствуя свое призвание к изобразительному искусству Иван Шишкин не доучившись в гимназии до 5 класса, покидает ее и поступает уже в Москве на учебу в 1852 году училище живописи, ваяния и зодчества. проучившись в нем до 1856 года, молодого художника принимают в академию художеств в Санкт Петербурге, обучаясь необходимым навыкам у профессора Воробьева С. М..

Конечно в академии Шишкину не очень нравились образовательные темы и молодой художник в свободное время довольствовался написанием натурных этюдов в окрестностях Петербурга, иногда он ездил писать этюды на остров Валаам. Все это очень помогало Шишкину развивать способности молодого мастера, познавая в карандашных рисунках формы ветвей деревьев, кустарников с листвою в последствии воспроизведенных в этюды.

За карандашные рисунки в окрестностях Петербурга его наградили двумя малыми серебряными медалями а позже уже в 1859 году Иван Шишкин заслуженно получает малую золотую медаль за красивый пейзаж в окрестностях Петербурга. Окрыленный своими успехами Шишкин упорно много работ, раскрывая в себе большие познания, очарованный местами на Валааме и Кукко он создает работы, за которые в 1860 году награждается уже большой золотой медалью и заслуживает пенсионерскую поездку за границу.

В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика.

Также за границей он мастерски рисует рисунки пером и заслуживает большое внимание иностранцев, которые были очень удивлены и шокированы невиданным доселе талантом рисовальщика Шишкина. Часть этих рисунков были помещены в музее Дюссельдорфа на уровне с работами знаменитых художников Европы. Но Шишкин тосковал по родине и по русским местам, он понимал, что русский пейзаж невозможно писать за границей и он в 1865 году возвращается в Россию.

В России художник снова вливается в художественные круги, посещает выставки и артели художников. Плотно работает с рисунками и этюдами, создает к 1867 году шикарное произведение картина Рубка леса, Шишкин точно подмечая особенности русского пейзажа создает еще ряд работ в 1869 г картина При закате, живя в усадьбе Братцево он создает прекрасный летний пейзаж Полдень. Окрестности Москвы.

1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского. войдя пожизненно в состав учредителей передвижных выставок художников не согласных с академическими устоями того времени.

Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. У работы было очень много положительных отзывов.

В 1877 году Иван Шишкин женится на художнице Ольге Антонова Лагода, их красивый дом очень посещаем его коллегами и друзьями, где были застолья и гулянки.

В 1883 Шишкин написал картину с большим и шикарным дубом в долине, картина была названа Среди долины ровныя.

В 1884 году очень воздушный пейзаж с обширной панорамой названная художником Лесные дали.

1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца.

В 1889 году Иван Шишкин создает одно из самыхярчайших своих полотен это картина

Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных.

В 90-е годы художник создает ряд картин, некоторые из них, красиво переданная глушь леса в окрестностях Ораниенбаума В лесу графини Мордвиновой. Петергоф.

Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П.П. Кончаловского одинокая заснеженная сосна возвышаясь стоит на фоне лунной ночи.

В 1898 году художник пишет свое новое произведение Корабельная роща, можно сказать это финальная работа мастера, в которой продемонстрирован весь накопленный по жизни талант и мастерство великого художника. Шишкин, как и его коллега Крамской умер, как художник, прямо за мольбертом при написании своей новой очередной картины случилось это в марте 1898 года, он оставил своим потомкам свое очень богатое наследие.

'

Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.

Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.

По картинам Шишкина учатся многие художники пейзажисты, многие люди всегда зачарованы его работами. Репродукции его знаменитых пейзажей знает каждый ребенок. Конечно не обходится дело и без критиков и некоторых критически настроенных современных художников явно упирающих против фотореализма художника, но это все от лукавого или исходит от незнания творчества великого мастера и не неумения создать, что либо близко подобное.

www.art-portrets.ru

Иван Иванович Шишкин. Биография и творчество.

(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Но чтобы написать эту кажущуюся простоту, от художника требовался как сильный темперамент, тек и виртуозное владение техникой живописи. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А.Н. Мокрицкого (бывшего ученика А.Г.Венецианова). Потом он поступает в Петербургскую Академию художеств, где продолжает обучение у пейзажиста С.М.Воробьева. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1860).В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Но успевает посетить и Францию, и Чехию, и Бельгию, и Голландию. Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Зато он лучше начинает понимать себя, четко осознает свою силу и свой собственный творческий путь.Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин вступает в дружеские творческие отношения с Артелью художников. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И.Н.Крамского. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. В окрестностях Москвы»(1869). Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора.Его называли «царем леса». И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Это была ювелирная работа. Так писались и «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), и «Лесная глушь» (1872), и «Лесные дали» (1884).«Лесные дали» - эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали.Шишкин работал много, ежедневно и тщательно. Часто писал с натуры.Во второй половине 1880-х годов в работах Шишкина стали появляться новые оттенки. Он больше уделял внимания общей атмосфере картины, искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем»(1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу»(1889), «Дождь в дубовом лесу»(1891).Последняя картина художника – «Корабельная роща». Ее иногда называют картиной-завещанием. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Лесной пейзаж кажется необъятным. Шишкин сдержан и величественен. Его картина поет. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа.Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям.

Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года.

Корабельная роща

Рожь

Утро в сосновом лесу

www.art-paysage.ru

Шишкин - биография, картины

Картины Шишкина, печать на холсте

Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях.

Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Именно поэтому творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы, именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.

Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Его отец был купцом, культурным человеком. Отец был первым, у кого Ваня нашёл поддержку в своих стремлениях к искусству. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Уже в этот период Шишкин внёс новшество в пейзажный жанр – этюдный подход к предмету изображения, натурное освоение природы. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии.

В течение двух лет художник набирался знаний в Швейцарии, в Германии. Откуда вернулся высоким профессионалом, стал профессором (руководитель пейзажного класса) и членом Товарищества передвижников. Здесь он выпестовал свой взгляд на творчество и определил тематику будущих произведений. Жизнь на чужбине обострила его чувство Родины.

Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Шишкин не облагораживал природу. Природа – сама благородство. Именно она может облагородить человека, как прямо, так и посредством воспроизведения её в искусстве. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Сосны придают картине величественное звучание. А рожь наполняет всё полотно золотистыми отливами и только в середине разгибается, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами. И рожь, и сосны, и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.

Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Над землёй летают ласточки. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. Быть грозе. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы.

«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца; и влажный покров земли; и сочная листва кустарников; и дыхание сиреневого тумана. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.

Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Внушительные дубы достойны восхищения. Художник одушевляет деревья. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.

Поклонники Шишкина с восторгом отзывались о его умении писать разные породы деревьев. Он действительно писал не дерево, а его породу. В противоположность могучим дубам Шишкин пишет ели, хвойные леса. Шишкинские сосны стали классическим образом русского леса. Иван Иванович воспроизводит истинно прекрасное в природе. Красота природы для него – это сама её жизнь, её могучие силы, её спокойное величие, например, «ЛЕСНАЯ ЧАЩА» (1894), «ЗИМА В ЛЕСУ (ИНЕЙ)» (1877, Киевский музей русского искусства) – одна из немногих картин, где показан сырой промёрзший лес, - «РУЧЕЙ В ЛЕСУ (НА КОСОГОРЕ)» (1880, Киевский музей русского искусства). Шишкин придал лесному пейзажу небывалый дотоле размах, вдохнул в него чисто русскую эпическую широту. Художник много и подолгу работал прямо в лесу. Его картины создавались на основе десятков этюдов с натуры и зарисовок. Буквально тысячи подготовительных этюдов и карандашных зарисовок оставил нам этот неутомимый исследователь природы. Это тщательное штудирование натуры отражалось во всех пейзажах Шишкина точной детализацией всех составляющих частей. По пейзажам мастер можно путешествовать, рассматривать травинки, ягодки, колоски в поле, деревья, ручьи.

В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. Облик этот был многолик. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина.

«КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА» (1898) не просто извещает об огромных деревьях, но подразумевает человеческую деятельность, способность стройных сосен быть корабельным материалом. А дерево олицетворяет характер человека. На деревья как бы перенесены свойства людей. Картина поэтизирует особенности народного сознания и природы. Это последняя работа живописца. Он в конце жизни вернулся к образам своей молодости. Образ величественного леса – мощного творения природы – волновал его в течение всей жизни.

Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы.

«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Вертикали пересекаются косыми линиями. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. Задний фон мрачен. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами.

Противоположна по сюжету другая картина художника «СЕСТРОРЕЦКИЙ БОР» (1887). Здесь не чаща, а солнечный свет, пробивающийся сквозь сосны и греющий землю. И снова главные действующие лица в пейзажах Шишкина деревья. В духе своего времени художник поэтизирует их, называя по начальным строкам стихотворения: «Среди долины ровныя…», «На севере диком…».

«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ …» (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Человек Шишкина прикреплён к земле. Природа выражает музыку человеческой души. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи, и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.

В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть уносила любимых женщин. У него умерли сыновья. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.

Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой. В мастерской Шишкина работал его ученик Григорий Гуркин. Услышав неестественно громкий вздох, он выглянул из-за холста и увидел учителя, медленно сползающего на бок. Так описывает смерть Ивана Ивановича его племянница. Но живо творчество мастера, в котором звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией.

agniart.ru


Смотрите также