Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография игорь валерьевич чкалов


Как сложилась судьба родственников легендарного летчика Валерия Чкалова

На счету Чкалова много и других громких подвигов и рекордов. Среди самых знаменитых случаев — пролет под мостом Невы, который порой называли «воздушным хулиганством».

Валерий Павлович был отчаянным и бесстрашным летчиком-испытателем, сделавшим для развития отечественной авиации невероятно много. Он погиб 15 декабря 1938 года, во время испытаний нового истребителя.

Первым делом — самолеты…

Сталин пожимает руку Чкалову — после его перелета на Дальний Восток. Источник — wikipedia.org Хождение за три небаВ своем новом документальном фильме Валдис Пельш расскажет о беспосадочных перелетах экипажа Валерия Чкалова

Впервые 15-летний Валерий увидел самолет в 1919 году. И его судьба была определена: он решил во что бы то ни стало стать летчиком, и только летчиком. Целеустремленный парень окончил 4 летных школы, постепенно повышая свой уровень. Получив навыки высшего пилотажа, ведения воздушного боя, стрельбы, Чкалов был зачислен в эскадрилью имени Нестерова.

Полеты стали для него смыслом жизни, и увлеченный молодой человек нередко забывал об осторожности. Скоро начали ходить легенды о его воздушном хулиганстве — Чкалов то и дело шел на риск, лихачил, — словом, нарушал дисциплину. В какой-то момент дерзкого летчика уволили из Красной армии и приговорили к одному году заключения.

За талантливого летчика тут же заступились Климент Ворошилов и другие влиятельные лица. В результате Чкалов оказался на свободе. Но после того, как он был восстановлен в звании, Валерий Павлович продолжал испытывать самолеты, по-прежнему лихача в воздухе.

Ну а девушки — потом…

Кадр из фильма «Валерий Чкалов» (1941 г.)

Еще 20-летним юношей Чкалов познакомился со студенткой педагогического института — Ольгой Ореховой. Он сразу понял — это его судьба. Всю жизнь Ольга Эразмовна хранила фотографию Чкалова, на которой летчик написал: «Той, которая может заполнить мою жизнь».

Молодые люди поженились, у них родился сын Игорь, затем дочь Валерия… А младшая дочь — Ольга — появилась на свет, когда ее знаменитого отца уже не было в живых.

Игорь Чкалов

Смертельный таран: как обезумевший от любви и отчаяния советский летчик стал камикадзеПилот, направивший самолет на пятиэтажку, хотел отомстить своей жене и ее родителям.

В свои 9 лет Игорь уже точно знал, кем хочет стать. Конечно, летчиком! В своем стремлении он укрепился после того, как отец взял его с собой в полет. Но Валерий Павлович ему тогда сказал: «Я понимаю, ты мечтаешь летать, быть таким, как я. У тебя может не все получаться, но ты упрямый, будешь пробовать снова и снова. И можешь погибнуть. А нам с мамой ты нужен живым. Я тебя прошу — не летай. Если любишь самолеты — становись авиационным инженером».

Игорь послушался отца. Он окончил Военно-воздушную академию им. Жуковского и всю жизнь отдал работе в авиации. Кроме того, он вырастил двоих сыновей.

Сына знаменитого летчика не стало в 2006 году, в возрасте 78 лет. До последних дней Игорь Валерьевич был уверен, что его отца «убрали», потому что он имел большое влияние на Иосифа Сталина.

Валерия Чкалова

Российские инженеры создали летающее таксиНовый воздушный транспорт может появиться уже к 2020 году и стать перспективной альтернативой наземным средствам передвижения.

Если Игорю было почти 10 лет, когда погиб отец, то Валерии в тот момент едва исполнилось 3 года, поэтому она практически не помнила отца. Но, разумеется, всю жизнь она, как и Игорь, и Ольга, трепетно относилась к памяти отца, много делала для создания музеев его имени.

Валерия Валерьевна стала инженером-физиком, у нее была ученая степень — кандидат наук, она много лет заведовала лабораторией, а затем работала в НИИ. Старшая дочь прославленного летчика внесла большой вклад в науку — на ее счету множество изобретений. Кроме того, Валерия Валерьевна написала не одну книгу о своем отце. В ее семье родилась одна дочь. Скончалась Валерия Валерьевна в 2013 году.

Когда у нее спрашивали, какие черты характера Валерия Чкалова передались его детям и внукам, Валерия Валерьевна отвечала: прямота, открытость, смелость, умение находить с любым человеком общий язык и хорошо чувствовать людей.

Ольга Чкалова

Александр Розенбаум рассказал, как спасал женщину в самолётеМузыкант считает, что на его месте так бы поступил любой уважающий себя медик.

Когда пришла страшная весть о гибели Чкалова, его жена, Ольга Эразмовна, находилась на третьем месяце беременности. Конечно, сохранить младшую дочь и благополучно ее выносить и родить было для безутешной вдовы очень нелегко… В те тяжелые времена ее поддерживала вся семья.

Ольга окончила Московский энергетический институт, стала инженером-электронщиком, кандидатом технических наук. Ее дочь — доктор биологических наук.

Всего у Валерия Чкалова — трое детей, четверо внуков, четверо правнуков, праправнучка.

Кадр из фильма «Чкалов» (2012 г.)

Вдова знаменитого летчика после его смерти так и не вышла замуж. Она не смогла ни забыть, ни разлюбить мужа. Старшая дочь рассказывала, что нашла фотографию отца со свежей надписью маминой рукой: «Милый, как мне не хватает тебя…» — и это уже спустя десятилетия после его трагической гибели.

teleprogramma.pro

Официальный сайт МБУК ЦБС

Мы находимся по адресу:Нижегородская обл., г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС      Постановление Земского собрания      Чкаловского района      Утверждено: Протокол № 8      от 26 декабря 1997 года.

Игорь Валерьевич родился в 1928 году. Сын легендарного летчика, нашего земляка, Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Внес большой вклад по пополнению фонда музея В.П. Чкалова в г. Чкаловске, по патриотическому воспитанию молодежи и населения района на примере героического подвига отца. Игорь Валерьевич оказывал действенную помощь в решении многих социально-экономических проблем района.

     Библиография о Чкалове И.В.

Статьи И.В. Чкалова

1. ЧКАЛОВ, И. «Всю жизнь посвящая Родине» / И. Чкалов, Е. Левит // Мол. гвардия. – 1984. – № 2. – С.130-136. 2. ЧКАЛОВ, И. Зовущий на подвиг // Спорт. жизнь России. – 1984. – № 2. – С.32-33. 3. ЧКАЛОВ, И.В. Игорь Чкалов: об отце Валерии «Мой отец был убит» // Семья. – 1994. – № 16. – С.14-15. 4. ЧКАЛОВ, И.В. На пути к правде: Так рождался летчик // Ленинская смена. – 1991. – 3, 4, 6, 7 апр. 5. ЧКАЛОВ, И.В. «Мой отец – Чкалов»: К 80-летию со дня рождения Героя Советского Союза В.П. Чкалова // Труд. – 1989. – 2 февр. 6. ЧКАЛОВ, И. «Я выполнил наказ отца» // Знамя (Чкаловск). – 2002. – 20 авг. – С.2. 7. ЧКАЛОВ, И.В. «Вас вызывает верховный …» Отрывок из корреспонденции И.В. Чкалова «Особое поручение» // Горьк. рабочий. – 1977. – 17 июня. 8. ЧКАЛОВ, И. Через полюс и время: По маршруту В. Чкалова // Горьк. правда. – 1975. – 21-23 авг.; Горьк. рабочий. – 1975. – 21-23 авг.

О перелете через Северный полюс в июне 1975 года по маршруту В.П. Чкалова

9. ЧКАЛОВ, И. «Горжусь своим отцом!» // Соц. индустрия. – 1974. – 2 февр.

Беседа с полковником – инженерных ВВС И.В. Чкаловым.

10. ЧКАЛОВ, И. Слепой полёт // Одоление: Сборник. – Н. Новгород, 1991. – С.85 - 97. 11. ЧКАЛОВ, И.В. Последний полёт: Была ли случайна трагическая гибель В. Чкалова? // Строит. газета. – 1988. – 20 дек. 12. ЧКАЛОВ, И.В. Слепой полет // Ниж. правда. – 1991. – 18 янв. – С.3.

Взгляд полковника И.В. Чкалова на то, что произошло 15 декабря 1938 года.

13. ЧКАЛОВ, И.В. На пути к правде: Так рождался летчик // Ленинская смена. – 1991. – 3,4 6,7 апр. 14. ЧКАЛОВ, И.В. Как и почему погиб Валерий Чкалов – случайность, ошибка, злой умысел? // Смена. – 1990. – № 10. – С. 38-49.

Книги и статьи о Чкалове И.В.

15. ПЕРСИДСКИЙ, В.А. Почетные граждане Чкаловского района // Персидский В.А. Сказание о земле Василевской – Чкаловской. – Н.Новгород: Нижполиграф, 2004. – С. 396.

16. ЮНЫЙ патриот Игорь Чкалов // Комс. правда. – 1941. – 13 авг. – С.3

E-mail: [email protected]

   

Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно, воскресенье с 10.00 до 16.00. Выходной день суббота. (83160) 4-22-62 – Центральная библиотека

(83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека

часы на сайт

www.chkalovsk-zbs.narod.ru

Игорь чкалов: «когда урну с прахом отца закладывали в нишу кремлевской стены, сталин прижал...

Ровно 65 лет назад, 18 декабря 1938 года, Страна Советов прощалась с легендой авиации Валерием Чкаловым, трагически погибшим при испытании нового самолета

Дачу в Серебряном Бору, на которой сегодня проживает сын Валерия Чкалова Игорь Валерьевич с женой и девятилетним сыном, семье знаменитого летчика выделили сразу после его гибели. О деревянной постройке 30-х годов напоминают только внушительные печи, оставленные хозяевами на всякий случай. «Если Чубайс отключит электроэнергию», -- шутит 76-летний полковник в отставке Игорь Чкалов. В остальном все, как в лучших домах. По сути, Серебряный Бор, окаймленный Москва-рекой и каналом, расположен чуть ли не в центре столицы. За дачный участок здесь новые русские готовы выложить чуть ли не миллион долларов.

«Конструктора Туполева Сикорский и Дуглас носили на руках»

-- Волжанину Валерию Чкалову приходилось бывать в Украине?

-- В сентябре 1938 года, -- рассказывает президент Международного мемориального фонда «Чкалов» Игорь Чкалов, -- уже после успешного перелета в Америку через Северный полюс, отца как заядлого любителя мотоспорта пригласили быть главным судьей всесоюзных соревнований, проводившихся в Киеве. Он с огорчением констатировал, что отечественным машинам спортсмены предпочитают всякие «харлеи» и «индианы». И призывал брать пример с летчиков, которые давно отказались от заграничных самолетов. Естественно, отец много выступал перед киевскими учеными, рабочими, студентами и школьниками.

Зная не понаслышке, с каким риском связано достижение высоких скоростей, Валерий Чкалов объехал всю гоночную трассу на Житомирском шоссе, заставляя организаторов отмечать каждый поворот и мостик. На этих соревнованиях было установлено много рекордов, но не произошло ни одного несчастного случая.

-- Что вам запомнилось из рассказов отца о перелете в Америку в 1937 году?

-- После 63 часов беспосадочного полета в США -- по кратчайшему маршруту через Северный полюс -- на подходе к Портленду летчики увидели на аэродроме тысячи людей, машущих руками и шляпами. Чиф-пайлот Чкалов, как потом обращались к нему американцы, решил: «Распотрошат самолет на сувениры! Надо садиться на другом берегу!»

Экипаж АНТ-25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова приземлился на военном аэродроме Ванкувера. Пока «припарковывали» машину, из Портленда по мосту сюда примчались сотни машин. Толпу встречающих еле сдерживала вооруженная охрана. Американцы были уверены, что такой перелет возможен только на моторах известных производителей. Пришлось попросить стремянку, открыть капоты и показать двигатель советского производства. Сконфуженные корреспонденты отчаянно фотографировали эмблему московского завода.

Ничего подобного у американцев еще не было. Неспроста же конструктора АНТ-25 Андрея Николаевича Туполева, прибывшего в Нью-Йорк пароходом, вынесли на пристань на руках. И не кто-нибудь, а русский конструктор, бывший киевлянин Игорь Сикорский, эмигрировавший после революции в Америку, основатель самолетостроительной фирмы Доналд Дуглас и другие светила американской науки и техники.

В летной одежде, предназначенной для полета над полярными льдами и состоящей из двух пар белья (шелкового и шерстяного), шерстяного свитера, кожаных брюк и куртки на гагачьем пуху и собачьих унт, в июне на земле было очень жарко. Руководство аэродрома вместе с полпредом СССР в США Трояновским привлекло к экипировке экипажа представителей местных фирм. Бизнесмены привезли деловые костюмы и портных, чтобы подогнать обновки по фигурам, и попросили разрешения вывесить амуницию русских в витринах своих фешенебельных магазинов для обозрения и рекламы.

Все запасы полетных продуктов Валерий Чкалов распорядился раздать на память. Летчики поразились предлагаемым долларам и попросили добровольца-переводчика объяснить, что это подарки и никаких денег они не возьмут. Естественно, их приняли за чудаков, неделовых людей. Многие сокрушенно покачивали головами, мол, русские упустили возможность разбогатеть на сувенирах.

«Начитавшись рассказов о цинге, Чкалов приказал взять побольше соли»

-- Какой запас продуктов экипаж взял с собой?

-- «Взял» -- не то слово, -- улыбается Игорь Валерьевич. -- В штабе перелета для каждого члена экипажа на сутки полета установили норму по 50 граммов телятины, говядины, ветчины, швейцарского сыра и сливочного масла, 30 -- зернистой икры и 100-граммовой плитке шоколада. Кроме того, лимоны, апельсины, яблоки, горячий чай с лимоном в термосах. Вместе с аварийным месячным запасом концентратов, упакованных в пергаментную бумагу, фольгу и разложенных в прорезиненные мешки, продовольствие весило 115 килограммов, из которых только десятая часть предназначалась для трехдневного полета.

Валерий Чкалов азартно спорил с врачом и руководством штаба перелета: «Куда, к черту, столько жратвы? Если сбросить 100 килограммов, зальем бензина на 300 километров пути!» «Без такого минимума вас никто не выпустит, -- возражали отцу. -- Мы и так под вашим напором сползли с 350 килограммов на несчастные 100». -- «Ну вас к свиньям собачьим! -- бурчал Чкалов. -- Да как же вы не понимаете, что садиться на вынужденную мы не собираемся, а в полете можем обойтись чаем да плиткой шоколада». «Вот и хорошо, Валерий Павлович! Будем считать, что список продуктов согласован с экипажем», -- таков был окончательный вердикт штаба.

Позже Егор Байдуков (отец на волжский манер звал его Ягор) вспоминал, что за первые 40 часов полета они ели только раз. Внутри кабины температура была минус восемь градусов, и апельсины, яблоки, питьевая вода оказались совершенно промерзшими.

Не удержался Валерий Павлович и когда речь зашла о комплекте парашютов. «Скажи мне, дорогуша, зачем?» -- сначала спокойно спрашивал он ответственное лицо. -- «Ну, хотя бы показать американцам, что наша парашютная промышленность не хуже». «Значит, политика? Тогда достаточно одного! -- мгновенно сориентировался Чкалов. -- Три брать безыдейно. Потому что первые 10 часов мы идем на небольшой высоте, и, пока соберешься прыгать, уже земля. Потом летим над Баренцевым морем. Прыгнуть-то прыгнешь, но, пока тебя найдут в ледяной воде, окочуришься. Затем следуют полярные льды. Что ты станешь делать тут без оружия, продовольствия и огня? Ну а после двух суток благополучного полета облегченный самолет гарантирует наивысшую надежность, поэтому нечего думать о спасении на парашютах!»

В штабе перелета, выйдя из оцепенения, развели руками: «С этими людьми невозможно ни о чем договориться, вопреки элементарной логике!» Незаметно один из руководителей вышел из комнаты, а вскоре вновь принял участие в продолжении спора. Через пять минут Чкалова попросили к прямому телефону. Звонил нарком оборонной промышленности Михаил Каганович, брат Лазаря Кагановича. «Видали, -- обратился к своим друзьям Егору Байдукову и Саше Белякову возмущенный Чкалов. -- Не успели доругаться, а уже правительственной комиссии известно, что мы не желаем брать парашюты, лишнее продовольствие и ненужное снаряжение».

«Если уж говорить о лишних килограммах, Валерий Павлович, -- продолжало спор начальство, -- ваши личные пять килограммов соли не сыпьте на наши раны!» Отец громко расхохотался и больше не спорил. Действительно, начитавшись рассказов арктических путешественников о трагедии во льдах, в частности, о цинге, он приказал взять побольше соли.

«Отец галантно преподнес Марлен Дитрих букет роз»

-- Правда, что на завершающем этапе перелета командир экипажа пел за штурвалом «Распрягайте, хлопцы, коней»?

-- Во всяком случае, так вспоминал второй пилот Егор Байдуков, -- продолжает Игорь Чкалов. -- Отец любил петь, хорошо танцевал. Как танцор особо отличился на приеме, устроенном Александром Трояновским в советском посольстве в честь экипажа АНТ-25. Вот где впервые русским летчикам пришлось туго: каждый член экипажа пожал более 800 рук при встрече гостей и столько же -- при прощании с ними.

Вот угадайте, что отец привез из Америки? Радиолу и комплект потрясающих пластинок Шаляпина, Чайковского, Штрауса, Бородина. Как-то у нас в гостях был советский поэт Василий Каменский, один из первых русских пилотов, родоначальник слова «самолет» (до этого в употреблении было чужеземное «аэроплан»), друг Владимира Маяковского. Отец поставил пластинку с вальсами Штрауса и сказал: «Вася, полетишь со мной, а я станцую это в воздухе на самолете!»

-- Во время полета АНТ-25 вы были в Москве?

-- Полет проходил 18-20 июня 1937 года. В то время я после окончания второго класса отдыхал в «Артеке», где и узнал о благополучной посадке нашего экипажа. От имени артековцев послали героям приглашение в наш лагерь, но советские летчики почти месяц гостили в США, потом пароходом «Нормандия» добирались через океан во французский Гавр. Оттуда поездом в Париж. На Сен-Лазарском вокзале русский экипаж встречала огромная толпа.

Между прочим, этим же пароходом в Европу прибыла знаменитая Марлен Дитрих. Чувствуя, что летчики невольно помешали пышной встрече известной киноактрисы, отец галантно преподнес ей букет роз.

В августе 1937 года героических летчиков встречали в Москве на Белорусском вокзале. Группу официальных лиц возглавлял первый секретарь Московского горкома партии Никита Хрущев. Мы с мамой первыми подошли к прибывшему поезду. Отец уже стоял в тамбуре и ждал остановки, чтобы спуститься и нас обнять.

Героев Советского Союза Чкалова, Байдукова и Белякова, удостоенных этого звания за беспосадочный полет на Камчатку в 1936 году, наградили орденами Красного Знамени. Кроме этого, премировали каждого 30 тысячами рублей (за эти деньги можно было построить средний танк) и автомобилем зарубежной марки. У нас был американский темно-голубой «Паккард».

«Роковым утром я впервые не сказал отцу «До свидания!»

-- Иосиф Сталин хорошо относился к вашему отцу?

-- В декабре 1937 года состоялись первые выборы Верховного Совета СССР, -- вспоминает Игорь Валерьевич. -- Горьковский избирательный округ единогласно проголосовал за своего земляка Валерия Чкалова. После первой сессии Верховного Совета Сталин пригласил отца к себе и предложил ему переход на партийную и государственную работу. «Летать, летать -- вот единственная моя партийная работа!» -- ответил отец.

Глава государства стал объяснять: «Пойми, ты любимец народа, уважаемый во всем мире человек, а такие люди должны быть в руководстве СССР. Мы тебя планируем вместо Ежова на должность наркома внутренних дел (совмещавшего тогда и пост наркома водного транспорта)». «Наркомом водного транспорта -- еще куда ни шло. -- перебил вождя отец. -- Я же с 13 лет кочегарил на волжских пароходах. Но наркомом внутренних дел?.. »

«Нам надо расчистить ежовщину, с которой мы далеко зашли, -- продолжал Иосиф Сталин. -- Ты сам спасал многих невинных людей. Сколько ты со мной на этой почве ругался? (В книге «Тайный советник вождя» написано, что однажды Чкалов так хлопнул дверью кабинета Сталина, что сидевший в приемной Поскребышев подскочил на стуле. -- Авт. ). Поработаешь два-три года, а дальше мы создадим Наркомат транспорта, куда войдет и авиационный, дадим тебе Берию в помощники… »

Короче говоря, Берия прекрасно понял: при Чкалове ему быстро придет конец. И прислал на 39-й авиационный завод, на котором отец был летчиком-испытателем, нового директора Усачева. Уже через пару месяцев заводская парторганизация подняла вопрос о переводе Усачева как не имеющего никакого отношения к авиации. Тем не менее новый истребитель И-180 конструкции Николая Поликарпова спешно готовился к испытательному полету. В небе Испании наши старые «ишачки» вели неравную борьбу с новейшими «мессершмиттами». Красная Армия ждала новый истребитель.

Содержавшиеся в дефектной ведомости самолета 45 недоделок так и не были устранены до испытания 15 декабря. Кроме того, представитель Главного конструктора двигателя запорожского завода Гинзбург написал в полетном листе: «Вылет запрещаю из-за неподготовленности винто-моторной группы» (мотор глох на малых оборотах) -- и принес этот документ Усачеву. Директор отобрал полетный лист со словами: «Не твоего ума, жиденок, дело! Пошел вон!» -- и засунул его в сейф.

-- 15 декабря какого-то предчувствия беды у вас не было?

-- Это была среда, поэтому, как обычно, в восемь утра я ушел в школу. Меня провожала мама. Отец еще спал: зимой полеты начинались в 12 часов -- самое светлое время дня. Я так и не сказал ему «До свидания!» На уроках я почему-то никак не мог сосредоточиться, какие-то посторонние мысли вертелись в голове. Обратив внимание на мое состояние, учительница сказала: «Какой-то ты сегодня не такой!» -- и отпустила меня домой.

Мне очень хотелось, чтобы отец поскорее вернулся с работы. Стоило хлопнуть двери лифта, даже не на нашем этаже, как я выскакивал на лестничную клетку. Где-то в районе трех часов дня хлопнул лифт, и я, открыв дверь, увидел на пороге Аркадия Чапаева, сына легендарного комдива. Мой отец, как говорится, подучивал его летать. «Мама дома? -- спросил меня Аркаша. -- Позови!»

Я пошел за мамой и сразу же почувствовал, что с отцом что-то случилось. Взрослые зашли в кабинет отца, а я, стоя за дверью, услышал: «Ольга Эразмовна, произошла авария, но Валерий Павлович жив, его отвезли в Боткинскую больницу… » «Аркаша, я жена летчика-испытателя, -- еле слышно произнесла мама. -- Говори всю правду!.. » Отцу было всего 34.

Когда в 18. 00 по радио объявили о гибели Героя Советского Союза, депутата Верховного Совета СССР комбрига Валерия Чкалова, мама держалась из последних сил -- она была в положении. Через несколько месяцев родилась моя младшая сестра Оля, Валерии тогда было всего три года.

… Два дня отец лежал в гробу в Колонном зале. Я хотел запомнить его живым, поэтому не поехал на прощание. В ночь на 18 декабря тело кремировали и в последний день в Колонном зале стояла уже урна с прахом. Оттуда мы отправились на Красную площадь. Несмотря на мороз, вся площадь была заполнена народом. После траурного митинга и военного парада, в котором приняла участие и авиация, урну под звуки орудийных залпов заложили в нишу Кремлевской стены. В этот момент Сталин меня прижал к себе и я почувствовал, как мою ледяную щеку обожгли горячие капли. Подняв голову, я увидел, что он плакал навзрыд…

-- Вы склоняетесь к версии об убийстве отца?

-- Его заставили лететь на специально не подготовленной машине, -- считает Игорь Чкалов. -- Да и до этого с Чкаловым не раз происходили непонятные вещи. Например, авария в 1935 году, когда при испытании И-16 на высоте 100 метров мотор предательски застучал и самолет затрясся, как в лихорадке. Отец тут же выключил зажигание, резко задрал нос машины, чтобы успеть спланировать подальше от участка вырубленного леса с бесконечными пнями, посадка на которые привела бы к катастрофе. Не раздумывая, он повернул к хвойному лесу (испытания проводились в Горьком). Рассчитал момент и поставил машину дыбом перед столкновением с вершинами деревьев. Гибкие кроны погасили скорость, но у земли машина неожиданно перевернулась. Подбежавшие к месту аварии колхозники нашли летчика повисшим вниз головой.

Аварийная комиссия установила, что мотор разлетелся из-за повреждения какой-то мелкой деталью. Посторонний предмет мог попасть в цилиндр только через открытый клапан. Очень смахивало на диверсию, совершенную опытной рукой.

Когда же Чкалов баллотировался в депутаты, на него было совершено семь покушений. Восьмое стало роковым. А ведь готовилось еще одно! В ожидании окончания сборки И-180, отец поехал на родину, в Чкаловск (бывшее село Василево-Слобода Горьковской области) -- он не был в отпуске в 1938 году.

Члена Горьковского обкома партии Чкалова пригласили на пленум, где вручили ящик охотничьих патронов. Но поохотиться так и не удалось, потому что отца вызвали на испытания в Москву. Часть патронов он оставил мужу своей сестры Софьи Павловны, часть привез в Москву.

Весной 1939 года тесть Софьи Павловны приехал к нам и как-то, решив поохотиться в Подмосковье, сказал мне: «Дай мне патроны, которые отец привез из Горького!» Буквально через несколько дней он возвратился и чуть ли не трясущимися руками вынул коробку с патронами: «Что ты мне дал?» И рассказал, как брел по опушке, увидел лису и выстрелил. Бац! Осечка. Второй ствол -- бац! Тоже осечка. Охотник опустил ружье и вдруг неожиданно раздались два выстрела. Он положил в коробку отстрелянные гильзы, перезарядил оружие и решил просто выстрелить. Лиса-то уже давно ушла. И опять произошли две осечки.

Обычно в таких случаях охотники переламывают ружье, держа его где-то на уровне груди. Тогда бы подаренные в Горьком патроны выстрелили бы в охотника. Моя мать тут же позвонила Берии. От него прибыл гонец и забрал патроны со словами: «Сообщим! Это очень важно!» Сообщают до сих пор. Значительно позже охранник отца в звании полковника НКВД спросил у нас: «Знаете, откуда привезли патроны на пленум? Из Главного управления внутренних дел Горького и Горьковской области!» Вот какая охота была затеяна на отца.

«Вместо наших дипломатов Рузвельт принял Байдукова и Громова»

-- Такого летчика потеряли на пороге войны…

-- Мало кто знает, что имя Валерия Чкалова сыграло роль в создании антигитлеровской коалиции, -- закуривая, говорит Игорь Валерьевич. -- В начале июля 1941 года Сталин вызвал в Кремль известных Героев Советского Союза участников перелетов в США Георгия Байдукова, Михаила Громова и Андрея Юмашева. Я этот момент очень хорошо помню, потому что наш сосед по лестничной площадке Байдуков перед визитом в Кремль зашел к моей маме: «Сталин вызывает. Потом расскажу!»

Иосиф Виссарионович сказал: «До сих пор не могу представить, как мог погибнуть Чкалов! Сейчас бы Валерий Павлович выполнил мою просьбу. Я же обращаюсь к вам, его соратникам. Немедленно летите к президенту Рузвельту и добейтесь у него приема, потому что он наших дипломатов не принимает (тогда послом в США был Уманский, заместителем -- Громыко). Нам нужна помощь авиационной техникой».

Вскоре два самолета-амфибии «Каталина» взлетели с Химкинского водохранилища и краем Ледовитого океана через Аляску прилетели в Сан-Франциско, в бухту Золотые Ворота. На следующий день военным самолетом летчиков доставили в Вашингтон. Президент США принял их в Овальном кабинете, как и в 1937 году, и выразил соболезнование в связи с гибелью Чкалова. Узнав причину экстренного прибытия, сказал: «Завтра решим все вопросы. Будем с вами вместе против гитлеровского фашизма!»

На следующий день Франклин Рузвельт собрал всех, кого надо. Среди приглашенных был и его друг, с которым они служили еще на флоте, Аверелл Гарриман. Ему было поручено срочно лететь к Сталину и уточнить, чем еще США могут помочь Советскому Союзу. Так была основана антигитлеровская коалиция, к которой присоединилась Англия и другие страны. А в годы войны Гарриман стал послом США в Москве.

После войны Иван Кожедуб мне рассказывал… Кстати, он летал на самолете Лавочкина, на борту которого было написано «Валерий Чкалов». Так вот, в куртках сбитых немецких летчиков находили портреты Валерия Чкалова, на опыте которого они, как выяснялось на допросах, учились летать и воевать.

-- Спустя 30 лет после окончания войны американцы открыли монумент в честь героического перелета 1937 года…

-- На открытие памятника в Ванкувер в качестве почетных гостей были приглашены Георгий Байдуков, Александр Беляков и я, тогда полковник-инженер ВВС. Впервые Ил-62 прошел по маршруту Чкалова. Но не до конца, потому что канадцы не дали пролета над своей территорией. В отместку за то, что СССР в свое время не разрешил премьер-министру Канады прилететь к Брежневу таким же кратчайшим путем.

Всего за 4 часа 26 минут добрались до Северного полюса, а в 1937-м на АНТ-25 пробивались сюда целые сутки. Вместе с экипажем Аэрофлота и пассажирами на высоте 10 тысяч метров подняли бокалы шампанского за полюс и самый короткий маршрут в США. Участники исторического перелета, улыбаясь, вспоминали, как им приходилось экономить кислород и из боковой форточки кабины вручную счищать корочку льда на переднем стекле, а из-за вышедших из строя на магнитном полюсе приборов ориентироваться по солнечному указателю курса, проще говоря, по тени от обычного гвоздя, установленного на капоте мотора…

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

fakty.ua

Завещание Чкалова

В честь Чкалова названы планета, остров, мыс, две горы в Антарктиде, город, улицы, рестораны, кинотеатры, летные школы, минерал “чкаловит”, установлены памятники выдающемуся летчику-испытателю, созданы мемориалы… Но главные хранители памяти о Чкалове — его потомки: дети, внуки, правнуки… Валерий Павлович мечтал иметь шестерых детей. Но родились трое. В январе 28-го — Игорь, Валерия — в мае 35-го, Ольга — через семь месяцев после гибели отца. Ольга Эразмовна, жена летчика, умерла в 1997 году на 96-м году жизни… А полгода назад родилась праправнучка летчика Ксюша. Интервью с сыном Чкалова Игорем Валерьевичем и дочерью Валерией Валерьевной. Рядом с нами за столом делает математику девятилетний внук Валерия Чкалова Саша. Сын Игоря Валерьевича. Мальчишка — вылитый дед. — Когда вырастешь, в летчики пойдешь? — Нет. Я еще не решил, кем стану. А вот Игорь в этом же возрасте мечтал о небе… И.В. — В 37-м году отец впервые взял меня, девятилетнего мальчишку, с собой в кабину самолета. Я хорошо запомнил тот день: мы летели на открытие канала Москва-Волга, взлетели из Химок, конечно, у меня горели глаза от восторга, от восхищения. Отец мне сказал: «Ты, конечно же, хочешь стать летчиком. Но я категорически против. Ты будешь стремиться быть таким, как я. У тебя это может не получиться. Но ты ведь не сломаешься, не свернешь с пути. Этот путь очень опасный. Ты можешь разбиться, а мне ты нужен живым. Лучше будь авиационным инженером». Завещание отца было исполнено. Игорь стал авиационным инженером. — Фамилия отца, наверное, не раз помогала вам в жизни? И.В. — Вы ошибаетесь — чаще мешала. Меня дважды исключали из партии, одиннадцать раз представляли к званию генерала, но я так и остался полковником. Хотя почти 15 лет проработал на генеральской должности. В 58 лет я ушел на пенсию. Дело все в том, что у меня характер чкаловский. И я всегда говорил правду людям в глаза невзирая на чины и звания. В.В. — А мне было только три годика, когда не стало папы. Поэтому его живого я не запомнила. После папиной гибели мама повесила портреты папы на стены его кабинета. Поэтому дух отца постоянно присутствовал в нашей семье. А кроме того, все то, что они с отцом закладывали в воспитание своих детей, мама продолжила развивать в нас.

«Той, которая может заполнить мою жизнь»

И.В. — Отец окончил четыре летные школы: Егорьевскую теоретическую, Борисоглебскую и Серпуховскую. Затем еще и в Москве учился. В 1924 году отца — ему было всего двадцать лет — направили в 1-ю Краснознаменную эскадрилью, в Ленинград. Над летчиками шефствовали студентки пединститута. На новогоднем балу Чкалов и познакомился с моей будущей мамой — Ольгой Эразмовной Ореховой. Она в тот вечер пела на сцене, а отец, когда она закончила выступление, собрался с духом и подошел к ней. В тот вечер он предложил проводить ее до дома, и она согласилась. Они встречались почти два года, прежде чем поженились. А в 1927 году по просьбе своего отца Павла Григорьевича, церковного старосты в слободе Василёво, Валерий Павлович договорился с батюшкой одной ленинградской церкви и ночью привел Ольгу Эразмовну сюда венчаться. Для офицера Красной армии это был довольно смелый поступок. В.В. — Когда они познакомились, отец подарил маме свою фотографию с надписью: «Той, которая может заполнить мою жизнь». Маму и отца связывало очень крепкое, настоящее чувство любви. Ольга Эразмовна прожила 96 лет и после гибели Валерия Павловича, оставшись вдовой в 37 лет, так и не вышла больше замуж. Несколько лет назад я перебирала фотографии отца и нашла одну, где он в военной форме стоит. На обратной стороне была свежая надпись, сделанная маминой рукой: «Милый! Как мне тебя не хватает!» А ведь прошел уже не один десяток лет, как его похоронили. Отца заменить было невозможно, второго такого не было. Он относился к женщинам с повышенным уважением. Например, он говорил маме: «Никогда не ходи сзади меня, как будто мы наскучившие друг другу муж с женой». В последние годы, когда Валерий Павлович уже имел машину с персональным водителем, он всегда останавливался у трамвайной остановки, если, конечно, никуда не спешил, и подвозил женщин с детьми туда, куда им нужно было. «Он так низко летал, что коровы переставали доиться» Три раза Чкалова сажали в тюрьму. «Воздушный хулиган», как его называли, любил поэкспериментировать в полете. Самый известный его трюк — пролет под мостом Невы. Кстати, сохранилась статья Чкалова «Как я летал под мостами». Значит, не один раз все-таки. — Отец, конечно, был отважным и рискованным человеком, но это был расчетливый риск, — «защищает» отца Валерия Валерьевна. — Потом в годы войны то же самое повторил летчик Рожнов — уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом. И этим сохранил жизнь себе и экипажу. «Хулиганом» Чкалов пробыл недолго — до встречи со Сталиным в 1935 году. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе. За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны. А о том самом «хулиганском» пролете под мостом авианачальники позже отзывались так: «Чкалов доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах». Он так низко летал на бреющем полете, что коровы переставали доиться, оглушенные ревом моторов. Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов. Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой. Ворошилов представил: «Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов». Сталин сказал: «Мы разберемся, кто такой Чкалов!» «Товарищ Чкалов, а почему вы при испытании новых самолетов не пользуетесь парашютом?» — спросил Сталин. Чкалов ответил: «Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача — их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога». Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: «Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины!» — Конечно, для отца это были очень значимые слова, — добавляет Игорь Валерьевич. — Он пришел домой, обнял нас с мамой и гордо так говорит: «Лелик (так он называл маму), слышала бы ты, что сейчас мне сказал Сталин!..»

— А Ольга Эразмовна как относилась к летным экспериментам мужа?

И.В. — Она была женой летчика-испытателя. Этим многое сказано. Мама никогда не пыталась его в чем-то переубедить или отговорить. Она была ему другом и помощником. И отец это очень ценил. Однажды на торжественном приеме в Кремле, где они были вместе, Сталин поднял тост за Ольгу Эразмовну. А Валерий Павлович добавил: «Всему, чего я достиг в жизни, я обязан моей очаровательной, милой жене, моему верному другу и самому близкому человеку». «Случись это позже, его, может, и спасли бы» — Игорь Валерьевич, когда погиб отец, вы были уже достаточно взрослым мальчиком, каким вам запомнился день гибели Чкалова? И.В. — 15 декабря 1938 года я ушел в школу рано, а отец еще спал — ему на аэродром надо было к 11 ехать. Ушел и с ним не попрощался. В школе я был какой-то рассеянный, что-то меня тревожило, а что — понять не мог. Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть — не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик. Он жил в нашем доме. Я его у лифта встретил. Спрашивает: «Мама дома?» — «Произошло несчастье, авария, — сказал Аркадий маме. — Но вы не переживайте — он живой, с ним все нормально». Мама ответила: «Знаешь, дорогой Аркаша, я жена летчика-испытателя и всегда ко всему готова. Говори правду, разбился?» Я не поехал смотреть его в гробу… Был только на Красной площади после кремации, когда его хоронили. Я стоял рядом со Сталиным. Он прижал меня к себе, я поднял голову и увидел на его лице слезы… При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но, как потом выяснилось, они были законтрены. Он отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и головой Чкалов ударился о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было… Ударом перебило мозжечок. Валерий Павлович был жив еще два часа. И.В. — Мы с сестрами и мамой все эти десятилетия пытались узнать правду о гибели отца. И узнали, когда со многих документов сняли гриф «секретно». Мы узнали, что «добро» на полет дал директор авиазавода Усачев, назначенный на эту должность за год до трагедии и не имевший к авиации никакого отношения. Как выяснилось, пришел он из НКВД и был тайным агентом Берии. Комиссия по расследованию катастрофы насчитала 48(!) недоработок и дефектов в испытываемом самолете И-180. Более того, многие части, в том числе крылья, были макетами, не приспособленными для испытания в воздухе. После гибели Чкалова многие писали и говорили, что все происшедшее — случайное совпадение обстоятельств. Но я не верю в случайности… В. Чкалов и А. Анисимов. 1931 В.В. — Я очень много времени провела в архивах тех лет — все они уже рассекречены — изучала обстоятельства гибели отца. Прежде всего бросается в глаза факт очень активного участия НКВД в испытании этого самолета. Их представители присутствовали на всех этапах доработки и испытаний. При этом некоторые документы из архивов исчезли. В частности, в сопроводительном письме комиссии по расследованию катастрофы говорится, что они отправляют вместе с актом 33 фотографии с места катастрофы. Их нигде нет. Ни в одном из архивов. Как нет и показаний одного из свидетелей. А если документы изъяты, значит, кто-то очень не хотел, чтобы их увидели. А. Н. Туполев, А. В. Беляков, В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков. 1936 И.В. — Странно закончилась и жизнь тех, кто был признан виновным в гибели отца. На следующий день после катастрофы неизвестные сбросили с электрички ведущего инженера по проекту И-180 Лазарева. Начальник главка авиапромышленности Беляйкин отсидел пять лет, а когда вышел на свободу, был убит через сутки… В 1962 году я был в Боткинской больнице, куда в свое время привезли отца, навещал там приятеля. И так получилось — познакомился с главврачом. Тогда, в 38-м, он, работая дежурным врачом, принимал отца. «Если бы техника и возможности, — сказал он мне, — были такие же, как сегодня, может быть, мы и спасли бы вашего отца».

Подарки из Америки

— После легендарного перелета в июне 1937-го на американский континент Валерий Чкалов стал известен всему миру. Что рассказывал Валерий Павлович о том, как встречали советских летчиков в США? И.В.- Они должны были приземлиться в Портленде, но, когда увидели тысячи людей, встречающих их, отец решил искать другое место посадки: «Иначе нас постигнет участь Линдберга», — сказал он. (Американский летчик Чарлз Линдберг совершил первый перелет через Атлантику из США во Францию. Встречающая толпа растащила весь самолет по винтику, а самого летчика оставила в трусах — всю одежду разорвали на сувениры. В итоге они приземлились на небольшом военном аэродроме Ванкувера. Начальником этого гарнизона был генерал Дж. Маршалл, ставший впоследствии госсекретарем Соединенных Штатов. Так вот, впервые его имя стало известно Америке и миру благодаря посадке нашего экипажа в его «владениях». Сам генерал позже в этом признавался. Сейчас в Ванкувере стоит бюст Чкалова, и к нему, кстати, приезжают американские молодожены, как у нас к Вечному огню. Отец рассказывал, что, когда наших летчиков пригласили в Белый дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом со своим инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому.

— А правда, что из Америки ваш отец привез полные сумки подарков?

И.В. — Да. Но привез не барахло, а набор пластинок: Шаляпина, Чайковского, Бородина, Штрауса…

— А вам лично что досталось?

И.В. — Машинку мне привез и часы. Мои первые в жизни настоящие часы на цепочке. В.В. — А мне привез платьице. Просто роскошное по тем временам. В нем меня даже сфотографировали для семейного альбома. Еще привез кукол — с фарфоровыми лицами и закрывающимися глазами, елочные игрушки, радиолу. Маме — духи. Тогда эти подарки были сказочными.

Чкалов в домашнем халате

И.В. — Когда отца пригласили работать в Москву, мы поселились в коммуналке на Ленинградском проспекте. А после легендарного перелета на Дальний Восток, перед полетом в Америку, нам дали большую квартиру на Земляном Валу. После гибели отца эта улица носила его имя. А сейчас это снова Земляной Вал. Нашими соседями были Георгий Филиппович Байдуков, композитор Прокофьев, писатель Маршак, художники Кукрыниксы. Сейчас там живет моя сестра Валерия с мужем, и она постаралась сохранить в квартире все так, как было при отце. — Каким он был в быту? И.В. — Он был очень семейным человеком и, естественно, чем мог помогал матери. А в свободное время чаще всего читал. В.В. — Чаще всего просто не было необходимости чем-то помогать по дому. В квартире жила мамина мачеха, мамина сестра из Ленинграда, была домработница — было кому с бытом управляться. А так, конечно, он все мог делать. Отец был очень хозяйственным и домашним. Даже в переписке с мамой он все время пишет, что надо позаботиться об этом или о том. И из командировок всегда привозил мешки с картошкой или еще с какими-то продуктами. Вещи привозил — маме и всей семье. И еще папа излучал колоссальную положительную энергию. Мама так говорила: «Когда он входил в дом, то все начинало оживать, крутиться и вертеться». Если отдыхали на даче, то утром он зачастую будил всех, окатив холодной водой из ведра. Начиналась беготня, смех, движение. Многие люди очень любили его общество, заряжались от него, поэтому гости у нас в доме были постоянно…

— Валерий Павлович, говорят, не против был выпить, закусить...

И.В. — А почему нет?! Из спиртного предпочитал водку, а из закуски — пельмени, которые частенько помогал лепить, и уху. В.В.- Мама рассказывала, что он даже летом, в жару, просил ее приготовить ему пельмени. Так их любил. Еще любил выпить чаю с маминым фирменным лимонным пирогом.

«Отец не сдался бы в плен»

И.В. — Отец очень хорошо разбирался в людях, мог безошибочно разглядеть плохие и хорошие стороны в человеке. Сталин, уговаривая его возглавить НКВД, сказал: «Ты, Валерий Павлович, справишься с этой должностью. У тебя есть дар — видеть насквозь человека. Ты вспомни, сколько людей ты спас от тюрьмы и расстрела и сколько мы на этой почве ругались». Отцу действительно приходилось, пользуясь своим авторитетом, ходить на прием к Иосифу Виссарионовичу и просить за кого-то. Рассказывают о случае, когда, выходя из кабинета Сталина, Чкалов так хлопнул дверью, что советник вождя в приемной подпрыгнул на кресле. И все же отец смог убедить Сталина дать ему отсрочку от предлагаемой должности и закончить испытания нового самолета.

— Правда, что последние месяцы жизни Валерий Павлович держал под подушкой револьвер? Чего он опасался?

И.В. — Он больше года не расставался с пистолетом. Видимо, были на то причины. Ведь на него покушались семь раз — нападали на улице с ножом, пытались подстроить катастрофу поезда, когда он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Разное было. Он не любил обсуждать в семье вопросы политики. Поэтому мы многое из того, что его беспокоило, чего он опасался, уже никогда не узнаем. В.В. — Отец вообще боялся того времени. Многое из того, что происходило, ему казалось непонятным и необъяснимым. Это ведь был 37-й год. Техника конструктора Туполева ставит один рекорд за другим, и вроде бы конструктор в фаворе, но неожиданно для всех Туполева в 37-м арестовывают. Директора 21-го Горьковского завода, где отец испытывал самолеты, тоже сажают. Арестовывают журналиста — друга Чкалова. Вся эта цепь событий заставляет отца насторожиться.

— Но пистолет вряд ли спас бы от ареста...

В.В. — Я не думаю, что отец, как говорили во время войны, сдался бы в плен. Не думаю, что он остался бы жить, если бы его арестовали.

Справка

Чкалов Валерий Павлович, летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1904 в слободе Василёво (ныне город Чкаловск Нижегородской области). Учился на токаря в Череповецком ремесленном училище. В 1918-1919 годах работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе. В армии с 1919-го. До 1921-го — слесарь по ремонту и сборке самолетов. В 1922-м окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923-м — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, в 1924-м — Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С 1928-го — в запасе. В 1928-1930 годах — летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба ОДВФ. С 1930-го — вновь в армии. В 1930-1933 годах — летчик-испытатель НИИ ВВС. С 1933-го — летчик-испытатель авиазавода № 39 и ОКБ Н.Н. Поликарпова (на Центральном аэродроме). Чкалов испытал свыше 70 типов самолетов (И-15, И-16, И-180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». 20-22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 (второй пилот — Г.Ф. Байдуков, штурман — А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет протяженностью 9374 км из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-на-Камчатске и далее на остров Удд (ныне остров Чкалов). Звание Героя Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм. На аэродроме в Сан-Франциско. А. В. Беляков, Г. Ф. Байдуков, В. П. Чкалов, советский полпред А. В. Трояновский. 1937 18-20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 (второй пилот — Г.Ф. Байдуков, штурман — А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

В 1937-м избран депутатом Верховного Совета СССР. Жил в Москве. Погиб 15 декабря 1938 года при испытании самолета И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н. Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16.

back-in-ussr.com

Чего боялся перед смертью знаменитый Валерий Чкалов

Родственники до сих пор не верят, что его гибель была случайной

79 лет назад, 15 декабря 1938 года, при испытаниях нового истребителя «И-108» погиб Герой Советского Союза, легендарный летчик, совершивший первый перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, Валерий Чкалов. Смерть комбрига была настолько загадочной, что после смерти Сталина Хрущев назначил повторную комиссию по расследованию причин катастрофы. Многие уверены, что Валерию Павловичу «помогли» уйти из жизни.

Сталинский сокол

О летчике-новаторе Советский Союз узнал 20 июля 1936 года. Тогда командир экипажа Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили 56-часовой перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский с посадкой на острове Удд (сейчас остров Чкалова) в Охотском море. Десятого августа трех героев на подмосковном аэродроме рядом с городом Щелково (сейчас это военный аэродром Чкаловский) трех героев приехал встречать лично Иосиф Сталин.

10 августа 1936 года. Сталин, Ворошилов и Каганович встречают героев Чкалова и Белякова. wikimedia

Через год этот же экипаж совершил беспосадочный полет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер. На этот раз длительность полета составила 63 часа 16 минут. После этого Чкалов стал известен на весь мир.

Существует такая легенда, что русские летчики возвращались из Америки домой на теплоходе, на котором присутствовала и кинодива Марлен Дитрих. Пассажиры, высадившись во французском порту, пересели на поезд и отправились в Париж. Там, на перроне, столпилось огромное количество народа с цветами. Дитрих полагала, что это поклонники встречают ее, но, когда букет вручили Чкалову, она растерялась. После этого случая и поползли слухи о романе русского летчика с немецкой актрисой. Однако родственники Валерия Павловича уверены, что об этом не могло быть и речи.

К 1937 году популярность Чкалова была невообразимой. Сразу от нескольких областей его кандидатуру выдвинули в депутаты. Но по приказу ЦК ВКП(б) летчик снял свою кандидатуру во всех округах, кроме Горьковского. Говорят, что, став депутатом, он каждую неделю встречался со Сталиным. Они были друг с другом на «ты», и вождь безмерно доверял комбригу, что не нравилось окружению генсека.

Занимавшиеся расследованием гибели Чкалова приводят еще два факта его биографии, которые могли «подписать» ему смертельный приговор.

Экипаж Байдуков-Чкалов-Беляков с послом СССР в США Трояновским (в центре) после приема у президента США Рузвельта. 28 июня 1938 год. wikimedia

На брудершафт с вождем

В 1937 году начались массовые репрессии, которые коснулись и близких знакомых Чкалова. Был задержан авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, расстрелян один из лучших друзей летчика первый секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев, арестовали руководителя горьковского авиазавода Евгения Мирошникова, журналиста Ефима Бабушкина. И за всех Чкалов ходил просить, доказывал их невиновность. Говорят, что после одного из таких разговоров летчик вышел из кабинета Сталина и так хлопнул дверью, что у сидящего в приемной посетителя с коленей слетела папка с документами. Такого своеволия вождь не любил.

Другая история связана с одним из кремлевских приемов, на котором Чкалов подошел к Сталину и, подав ему рюмку водки, предложил выпить на брудершафт. Иосиф Виссарионович лишь пригубил напиток. Он не любил таких душевных порывов, тем более при подчиненных.

Валерий Чкалов. wikimedia

Существует еще одна версия по которой было решено «устранить» Чкалова. Ее выдвинул в своем романе «Отчаяние» Юлиан Семенов. Ходили слухи, что Сталин якобы симпатизировал супруге наркома внутренних дел Николая Ежова Евгении. Но она предпочла общаться с Валерием Чкаловым. И когда Сталин узнал об этом, то летчик чуть ли ни через неделю разбился.

Но на тот момент (катастрофа случилась 15 декабря 1938 года) Евгении Ежовой уже не было в живых. Женщина покончила с собой 21 ноября. К тому же Чкалов безумно любил свою супругу Ольгу. Из всех командировок он отправлял жене нежные письма. К тому же они были не просто женаты: Валерий и Ольга обвенчались в 1927 году. Ольга Эразмовна прожила до 97 лет. Она не захотела больше выходить замуж и не заводила романов. Своим детям она говорила, что так и не встретила человека, достойного их отца.

Своевременная пропажа

15 декабря 1938 года народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Берия лично сообщил о гибели Чкалова Генеральному секретарю ЦК ВКП (б) Иосифу Сталину, председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову, народному комиссару обороны Клименту Ворошилову и народному комиссару путей сообщения Лазарю Кагановичу.

«Сегодня в 12 часов 58 минут скоростной истребитель И-180 конструкции Поликарпова, пилотируемый Чкаловым, пошел в первый проверочный полет» - писал Берия в своем письме. - Примерно через 10 минут после подъема в воздух самолет потерпел аварию. Погиб тов. Чкалов. Он был привезен в Боткинскую больницу уже мертвым. Самолет разбит. При падении он упал в мусор дровяного склада Мосжилгорстроя».

Актер Владимир Белокуров, сыгравший летчика в картине 1941 года «Валерий Чкалов», общался с семьей героя всю свою жизнь. Кадр из фильма

До глубокой ночи работала комиссия, допрашивая всех причастных к этому полету, начиная с главного конструктора Николая Поликарпова и директора самолетостроительного завода 156 Усачева и заканчивая уборщиками и бухгалтерами. Были арестованы 60 человек, большинство из которых больше никогда не вернулись домой. Но на допросах не присутствовали два очень важных свидетеля: ведущий инженер по испытаниям Лазарев и бортмеханик Куракин. Именно эти двое могли бы объяснить комиссии: почему к испытаниям был допущен самолет, который больше походил на макет.

Однако у Лазарева странным образом в тот день поднялась высокая температура, и его якобы отвезли в больницу. А на следующий день стало известно, что инженера выбросили из электрички. Мужчина разбился насмерть. Бортмеханик вообще бесследно исчез, и его судьба осталась неизвестной.

Почему именно эти двое являлись ключевыми свидетелями? Дело в том, что они могли бы объяснить почему на испытуемом истребителе стояли нелетные крылья. Доказательства этого нашла в архивах дочь летчика Валерия Валерьевна Чкалова. В своей книге она привела документ: «…Изготовленные крылья на заказе «318» могут быть допущены в полет с ограничением перегрузок… Для замены их надлежит изготовлять крылья 318Д, как летные…».

Под заказом «318» проходил истребитель «И-180». Поликарпов требовал, чтобы во время первого полета не убирали шасси и не превышали скорость. Убрав шасси, истребитель увеличил бы лобовое сопротивление самолета и дотянул бы до аэродрома, а не рухнул на мусорную гору. Но шасси было закреплено.

К тому же вылет самолета запретил представитель запорожского авиамоторного завода, который собирал мотор для «И-180». Авиаинженер Евгений Гинзбург обнаружил, что с их мотора была снята левая бензиновая помпа, хотя по инструкции их было две! Гинзбург интересовался насчет этого у Лазарева, того самого инженера, которого выбросили из электропоезда.

В 2012 году Евгений Дятлов сыграл летчика-героя в сериале «Чкалов». Кадр из сериала

Тайные страхи

Как рассказывал в своих воспоминаниях Гинзбург, Лазарев лишь произнес, что это была вынужденная мера. Вообще ситуация с самолетом складывалась очень странная. Пробную проверку истребителя задумали 12 декабря. Но Берия сообщил партийному руководству о том, что машина не доделана (было обнаружено около 48 изъянов) и что испытания могут привести к гибели летчика. Полет отменили. Но только 12 декабря.

Необъяснимо и поведение руководителя авиазавода Усачева, который, несмотря на все рекомендации НКВД и письма Берии, на свой страх и риск допустил истребитель к испытаниям. И это в 1938 году, когда вольно мыслить боялись даже на собственной кухне.

Тогда комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за «...отказа мотора в результате его переохлаждения…». 15 декабря был мороз около 25 градусов. На самолете не были установлены жалюзи, которые регулируют охлаждение мотора. Существует версия, что жалюзи были срезаны. Об этом мог бы рассказать бортмеханик Куракин, но он очень кстати бесследно исчез.

Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем на отдыхе, 1936 год.Фото Маозжухина / Фотохроника ТАСС

Дети Валерия Чкалова – Игорь, Валерия и Ольга, родившаяся через 7 месяцев после гибели отца, – считали, что катастрофа была спланированным убийством. И не случись она, Валерий Павлович все равно бы погиб. Например, это могло бы произойти на охоте.

Как рассказывали родственники летчика, в ноябре 38-го Чкалов взял отпуск, чтобы отправится к себе на родину под Нижний Новгород (тогда Горький) и поохотиться. И там ему подарили пачку патронов. Но Чкалова вызвали из отпуска на испытания «И-180», и подарком он воспользоваться не успел. А патроны потом отдали кому-то из родственников. И позднее выяснилось, что они были с самовзрывателем.

Брат мужа сестры Чкалова пошел на охоту, увидел лису. Выстрелил – осечка, второй – снова осечка. В недоумении мужчина опустил ружье, и вдруг прозвучали выстрелы. От гибели его спасло то, что он не стал переламывать ружье. Иначе получил бы выстрел прямо в лицо.

Супруга Чкалова Ольга Эразмовна рассказывала детям, что в последние месяцы своей жизни Валерий Павлович спал с пистолетом под подушкой. Но чего боялся летчик-герой, так и останется загадкой.

Валерий Чкалов с женой и сыном, 1937 год. Фото ИТАР-ТАСС

www.eg.ru


Смотрите также