Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография иосиф райхельгауз


Иосиф Райхельгауз: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Иосиф Леонидович Райхельгауз родился 12 июня 1947 года в Одессе. В интервью одному известному журналу режиссер рассказал, что был назван в честь деда. В годы войны его мать Фаина Иосифовна работала санитаркой в госпитале в Оренбурге, а отец Леонид Миронович воевал в танковых войсках и дошел до Берлина. У Иосифа Райхельгауза есть также сестра Ольга.

В мирное время мать режиссера работала секретарем-машинисткой, отец занимался грузоперевозками. В школе, где учился Иосиф Леонидович, преподавание велось на украинском языке. Окончив восемь классов, он решил продолжить обучение в школе рабочей молодежи, поскольку ему тяжело давались точные науки. Свою трудовую деятельность начал с профессии электрогазосварщика на автобазе, куда юного Иосифа устроил отец.

Однако будущего режиссера продолжала манить творческая деятельность. Он не упускал возможности поучаствовать в массовке на Одесской киностудии. И по окончании учебы решил поступать в Харьковский театральный институт на специальность «режиссер украинской драмы». Иосиф Райхельгауз успешно прошел вступительные испытания, педагоги заметили его талант. Однако в Министерстве культуры УССР аннулировали результаты экзаменов из-за национального вопроса. Ведь среди зачисленных были трое русских, трое евреев и только один украинец.

Вернувшись в родную Одессу, Иосиф Райхельгауз пошел работать актером в Одесский ТЮЗ. Спустя год отправился покорять Москву, благодаря общим знакомым его приютил писатель Юлий Даниэль. Но вскоре он был арестован за творческую деятельность, порочащую советский строй.

Тогда Иосиф Райхельгауз вновь сменил место жительства, перебравшись в Ленинград. В 1966 году поступил в ЛГИТМиК на режиссерский факультет, но из-за разногласий с педагогом – Борисом Вульфовичем Зоном вновь был отчислен. Устроился рабочим сцены в знаменитый БДТ Товстоногова и параллельно учился в Ленинградском государственном университете на факультете журналистики. В ЛГУ Иосиф Райхельгауз начал ставить спектакли в студенческом театре.

В 1968 году он снова отправляется в Москву, чтобы поступить в ГИТИС на курс Анатолия Эфроса, но в результате учился у Андрея Алексеевича Попова. Дипломный спектакль «Мой бедный Марат» в 1972 году Райхельгауз ставил в Одесском Академическом театре.

На четвертом курсе Иосиф Леонидович проходил практику в Театре Советской армии, где занялся постановкой спектакля «И не сказал ни единого слова» по роману Г. Белля. Его заметила Галина Волчек и предложила стать штатным режиссером театра «Современник».

Первым проектом на новом месте была постановка по мотивам повести К. Симонова «Двадцать дней без войны». На главную роль Райхельгауз пригласил Валентина Гафта. За спектакль «Погода на завтра» в 1973 году был удостоен премии «Московская театральная весна».

В 1977 году вслед за своим педагогом Поповым ушел на должность режиссера-постановщика в Театр имени Станиславского. Поставил спектакль «Автопортрет», который пришелся не по вкусу властям. В результате Райхельгауза уволили из театра, он лишился московской прописки и не мог никуда устроиться на работу. Начались проблемы со здоровьем, режиссер перенес инфаркт.

Его спасло приглашение поработать в Хабаровском драмтеатре. В начале 80-х Иосиф Райхельгауз занялся постановкой спектаклей в разных городах Советского Союза – Одессе, Владимире, Минске, Омске, Липецке.

В 1983-1985 годах работал в Театре на Таганке, но его спектакль «Сцены у фонтана» из-за отъезда Юрия Любимова так и не был выпущен. Тогда Райхельгауз вновь вернулся в «Современник».

27 марта 1989 года представил публике спектакль «Пришел мужчина к женщине». Главные роли исполняли Альберт Филозов и Любовь Полищук. Эта премьера ознаменовала открытие театра «Школа современной пьесы», в котором Иосиф Райхельгауз занял пост художественного руководителя. За тридцатилетнюю историю театра он поставил на его сцене порядка 30-ти спектаклей, вот некоторые из них:

  • «А чой-то ты во фраке?» по А. П. Чехову (1992);
  • «Уходил старик от старухи» С. Злотникова (1994);
  • «Записки русского путешественника» Е. Гришковца (1999);
  • «Борис Акунин. Чайка» (2001);
  • «Русское варенье» Л. Улицкой (2007);
  • «Медведь» Д. Быкова (2011);
  • «Последний ацтек» В. Шендеровича (2014);
  • «Часовщик» И. Зубкова (2015).

Иосиф Райхельгауз также ставил спектакли в США, Израиле, Турции.

По мотивам многих  своих спектаклей режиссер снял телевизионные фильмы: «Эшелон», «Картина», «1945», «Пришел мужчина к женщине», «Из записок Лопатина», «Два сюжета для мужчин». В 1997 году выпустил цикл передач «Театральная лавочка».

Педагогической деятельностью начал заниматься в 1974 в ГИТИСе, с 2003 года возглавляет там режиссерскую мастерскую. С 2000 года Райхельгауз читает лекции по истории и теории режиссуры в РГГУ. В университете Рочестера (США) в 1994 году читал курс «Драматургия Чехова».

Иосиф Райхельгауз женат на актрисе театра «Современник» Марине Хазовой. Будущая жена была его студенткой. Режиссер признается, что по-настоящему оценил ее, когда попал в больницу после скандального увольнения из Театра имени Станиславского. В отличие от многих, Марина не отвернулась от него и всячески поддерживала. Своей жене Райхельгауз посвятил книгу «Не верю».

У супругов две взрослые дочери – Мария и Александра. Старшая, Мария, работает сценографом. За первую же самостоятельную работу получила премию «Золотая маска». Вторая дочь, Александра, окончила филологический факультет МГУ, выполняет административные функции в «Школе драматического искусства».

Старшая дочь подарила режиссеру внучку Соню. В беседе с журналистом Райхельгауз признался, что хотел бы проводить с ней больше времени, но даже на восьмом десятке по-прежнему пропадает в театре.

  • Заслуженный деятель искусств РФ (1993);
  • Народный артист РФ (1999);
  • Благодарность мэра Москвы (1999, 2004);
  • Орден Дружбы (2007);
  • Орден Почета (2014).

www.kakprosto.ru

Истерика русофоба Райхельгауза:подонок защищает подонка.Из жизни грязи. - БДИТЕЛЬНОСТЬ

Иосиф Райхельгауз.Просто Грязь.

Примечательный эпизод произошёл на вечернем шоу Владимира Соловьёва от 21 февраля. Режиссёр Иосиф Райхельгауз, протестуя против очевидного, решил доказать политологу Дмитрию Куликову силовым методом, что одесский Алексей Гончаренко (известный также под именем Лёшика Скотобазы), – честный и достойный человек.

Вспомним…Миллионы людей внимательно просмотрели видео, снятое бандеровскими выродками сразу после расправы над людьми в одесском Доме профсоюзов 2 мая 2015 года.Миллионы людей слышали  за кадром голос Гончаренко  радостно снимавший обгорелые тела под собственные же восторженные комментарии.

И вот теперь режиссёр Райхельгауз  убеждает не верить своим глазам.

Алексей Гончаренко делает на память фото своей жертвы

В студии Соловьёва с режиссёром пытались вступить в полемику донецкий политолог Владимир Корнилов и его российский коллега Дмитрий Куликов. Основные реплики,где выделялся истошный визг Райхельгауза:

— Гончаренко убийца или пособник!

— Вывсёврётиии!.. Это фейк! Это ложь! Его там не было!

-Да, но Гончаренко снимал стрим в Доме профсоюзов…

— Вывсёврётиии!.. Он туда пришёл позже!

— Но есть видео, где он говорит «мы сожгли сепаратистов»…

— Враньё! Не верю ни единому слову!

— У нас все ходы записаны!

— Вывсёврётиии! Вы тут каждое воскресенье врёте! Вы пропагандисты! Щас как дам в рожу!

Собственно,смотрите видеозапись передачи…Дальнейшие комментарии излишни…

Итак — о нашем подопечном..Официальная биография..

Иосиф Леонидович Райхельгауз (род. 12 июня 1947, Одесса) — советский и российский театральный режиссёр, педагог; народный артист России (1999), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы». Член Общественного совета Российского еврейского конгресса.

Родился и вырос в Одессе. В 1962—1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».

В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность. В 1965—1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.

В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую М.О. Кнебель и А.А. Попова. Одновременно работал в качестве режиссёра в студенческом театре МГУ, в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.

До 1993 года режиссёр — неудачник Райхельгауз был широко известен в узких кругах. «Лауреатом и корифеем» стал только при Ельцине, когда звания заслуженных и народных раздавали за сожжённый при свидетелях партбилет.

Примечательно, что в сентябре 2012 года Иосиф Райхельгауз приезжал в Одессу лично передать молодому «рыгианалу» и зампреду Одесской облрады Гончаренко почётную грамоту от Союза театральных деятелей России.

Сентябрь 2012 г.Райхельгауз вручает премию Гончаренко

О психологической мотивировке поведения биологических объектов, подобных Райхельгаузу (Улицкой,Макаревичу, Зубову, Невзорову и т.д.), о причинах их патологической русофобии, о мотивах, заставляющих их принимать сторону кровавых палачей и убийц на Украине, довольно точно написал Андрей Дмитриев в своей статье:

«Коллективный Райхельгауз — это самое убедительное эстетическое высказывание людей с хорошими лицами.

В соловьевской передаче у этих людей всегда есть свой сектор, где они могут выпустить из себя смрадные неполживые газы. Этот условный «сектор Райхельгауза» похож на бестиарий, где каждой животинке отводится своя аллегорическая функция: блеять, визжать, скакать, бодаться, на худой конец — показывать павианью задницу.

Как только Иосифа и его братьев тычут хорошими лицами в доказательства, уличают во лжи — тут же срабатывает их специфическая «защитная реакция»: «Это всё — распятые мальчики. Это всё — блеф, подлог». Следующий шаг, как правило, — «сплетни в виде версий», «на базаре одна Богословская И. Г. сказала» и т. п. Есть и совсем незамысловатый инструментарий: объявить черное белым, пострадавшего — преступником; доказывать жертве, как он была неправа, попав под раздачу; людей, захвативших административное здание, называть «экскурсантами», а тех, кто это здание освободил от непрошенных гостей, — захватчиками и погромщиками…»

Как передает Depo.Одесса, палач Гончаренко на своей странице в Facebook разместил запись в котором «поблагодарил Одесского режиссера Иосифа Райхельгауза за то, что он заступился за него в российской передаче».

«В очередной раз в передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» вспоминают трагические события 2014 года в Одессе. В очередной раз моя персона не дает им покоя. Спасибо, что среди сборища пораженных путинизмом головного мозга «экспертов» нашелся один незаангажированный человек — уроженец Одессы режиссер Иосиф Райхельгауз, который не побоялся выступить в мою защиту», — написано в сообщении выродка.

И реакция Райхельгауза после эфира в программе Соловьёва на справедливое возмущение людей также весьма показательна:«..Аудитория Первого и Второго каналов – совершенно иная по сравнению с Эхом Москвы или телеканалом Дождь. Кто-то ведь должен высказываться от имени того меньшинства, которое гарантированно проиграет в Поединке у Соловьева, но все-таки будет услышанным. Иначе возникнет иллюзия полного единства мнений, что очень опасно для общества».

Да.Райхельгауз высказывается от имени «меньшинства».К счастью — именно меньшинства.Но именно на этом «меньшинстве» и лежит ответственность за всё мрачное и страшное,что происходило и происходит в истории человечества.Его принцип — ложь,подлость и предательство.Имя этого «меньшинства»,носящего наднациональный характер и не относящегося к какой-либо социальной группе, довольно коротко.Это — ГРЯЗЬ.

Подобное же всегда тянется к подобному.Один из сгустков этой смрадной протоплазмы всегда(зачастую бессознательно) встаёт на защиту другого такого же зловонного ошмётка…

И в завершение — прелюбопытнейший факт.Факт из жизни представителя желаемого быть услышанным яркого представителя вышеупомянутого «меньшинства».Актриса театра и кино Ольга Погодина рассказала в журнале «Караван истории» рассказала о «кадровой политике» «режиссёра» Иосифа Райхельгауза:

«На просмотр пришли человек пятнадцать. Райхельгауз не дал нам ничего сыграть, мужчин тут же отправил восвояси, а девушек выстроил в шеренгу. Мы стояли, словно путаны на Ленинградском шоссе. А он медленно прохаживался мимо и пристально нас рассматривал. Наконец, важно изрек: «Ты, ты и ты, — ткнув пальчиком и в мою сторону, — идите за мной». Мы вошли в его приемную. — Как тебя зовут? — Обратился ко мне Райхельгауз. — Ольга Погодина. — В мой кабинет. Вы двое подождите здесь.

Плотно закрыв дверь, Райхельгауз усадил меня на диван. Сам сел рядом, придвинулся вплотную, положил руку на мое колено.- Ну, что ты мне покажешь? Я отодвинулась и, с трудом преодолевая брезгливость, ответила: — Ничего. — Тогда зачем пришла? — Думала — поступаю в театр. Не ожидала, что попаду в бордель. — Мой театр начинается с этого дивана, — заржал Райхельгауз. — Ну ладно, кончай ломаться, иди ко мне.»

Истинное лицо русофоба.«Борец с режимом»? «Честный и порядочный человек»? «Поборник правды»?

Да нет. Просто ГРЯЗЬ.

bditelnost.info

Иосиф Райхельгауз - режиссер, народный артист России, профессор ГИТИС

Режиссер, народный артист России, профессор Российского университета театрального искусства ( ГИТИС), автор более ста спектаклей, телевизионных художественных и документальных фильмов, теле- и радиопрограмм , книг, статей, инсценировок. Лауреат многих престижных российский и зарубежных театральных премий. Создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы».

Заслуженный деятель искусств РФ Народный артист РФ Лауреат премии г. Москвы в области культуры и искусства Награжден орденами и медалями за вклад в развитие российской культуры.

Родился в Одессе 12 июня 1947 года.

Творческий путь

В 1965 г. уехал в Ленинград: работал в БДТ имени Горького рабочим сцены, учился в ЛГИТМИКе, институте культуры, Ленинградском университете. Руководил студенческим театром ЛГУ. В 1968 г. поступил в ГИТИС на режиссерский факультет.

По окончании ГИТИСа был приглашен на работу режиссером-постановщиком в театр «Современник», где выпустил ряд спектаклей, отмеченных театральными премиями и высоко оцененных критикой и зрителями. Среди них: «Из записок Лопатина» по К.Симонову, «А по утру они проснулись…» В.Шукшина, «1945» И.Райхельгауза, «Привидения» Г. Ибсена и другие.

Ставил спектакли в театре драмы и комедии на Таганке, Центральном академическом театре Советской Армии, театре им. Пушкина, театре им. Станиславского, театре «Эрмитаж», а также в театрах Омска, Липецка, Минска, Одессы, Хабаровска, Элисты ….

Среди постановок этого периода особой популярностью пользовались «Автопортрет» А.Ремеза, «Сцены у фонтана» С.Злотникова, « И не сказал ни единого слова» Г. Белля, «Предложение» А.Чехова, «Свадьба» М.Зощенко, «Любовь» Л.Петрушевской.

ШСП

В 1989 г. Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания и одним из основателей московского театра «Школа современной пьесы», которым руководит уже более двадцати пяти лет. В разные годы здесь играли Любовь Полищук и Людмила Гурченко, Михаил Глузский, Мария Миронова, Евгений Дворжецкий, сегодня в труппе работают звезды русской сцены Ирина Алферова, Альберт Филозов, Татьяна Васильева, Сергей Юрский, Лев Дуров, Александр Гордон, Татьяна Веденеева, Юрий Чернов и многие другие. Хорошо известны спектакли театра: «Пришел мужчина к женщине», «А чой-то ты во фраке», «Уходил старик от старухи», «Записки русского путешественника», триптих «Чайка» и многие другие.

«Школа современной пьесы» — театр мировых премьер. На его сцене впервые были сыграны драматургические произведения Семена Злотникова, Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Людмилы Улицкой , Дмитрия Быкова и многих современных авторов. Театр неоднократно и успешно гастролировал, участвовал в престижных фестивалях в Германии, Франции, Америке, Израиле, Финляндии, Австралии, Канаде, Южной Корее, Венгрии, Болгарии, Индии и прочих странах ближнего и дальнего зарубежья.

Иосиф Райхельгауз ставит спектакли в крупнейших театрах мира, в том числе: «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальный театр «Габима» (Израиль) и других. Регулярно проводит мастер-классы, театральные сессии, читает лекции в ведущих учебных заведениях за рубежом: Ротчестерском университете (США) , Высшей театральной школе г. Лозанны (Швейцарии), Консерватории г. Марселя (Франция), Тегеранском университете (Иран) ….

ГИТИС

Более десяти лет руководил мастерской артистов театра и кино Всероссийской киноакадеимии – ВГИК. На протяжении многих лет и в настоящее время Иосиф Райхельгауз возглавляет режиссерскую и актерскую мастерские на кафедре режиссуры РУТИ-ГИТИС.

Телевиденье

Иосиф Райхельгауз много работает на телевидении. В разное время на экраны вышли более десяти телевизионных художественных фильмов, отмеченных российскими и международными премиями, среди которых, многократно показанный по центральным каналам фильм «Из записок Лопатина» ( К. Симонов), «Эшелон» ( М. Рощин), «Картина» (В. Славкин), «Пришел мужчина к женщине» ( С. Злотников) …. Иосиф Райхельгауз — автор, режиссер и ведущий телевизионного цикла «Театральная лавочка».

Автор

В разные годы в центральных российских изданиях вышли книги И.Райхельгауза «Не верю»; «Мы попали в запендю»; «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка». Райхельгауз — член редколлегии журнала «Современная драматургия» , автор многочисленных публикаций по вопросам теории режиссуры, технологии актерского мастерства, проблем театральной педагогики и театрального искусства. В настоящее время готовятся к изданию две его новые книги.

Политическая позиция

Иосиф Райхельгауз занимает активную общественно-политическую позицию. Он регулярно выступает в СМИ, участвует в дискуссиях и телевизионных программах. Является членом Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

Путешественник

Иосиф Райхельгауз – путешественник. Много лет он участвует в экстремальных экспедициях на автомототранспорте, снегоходах, и гидроциклах в трудно проходимые районы Земли. На его счету путешествия по Южной Америке, Мексике, Новой Зеландии, Узбекистану, зимнему Байкалу, Юго-Восточной Азии, Монголии, Китаю…. Результатом каждой экспедиции становятся документальные повести и фильмы из цикла «Прогулки по бездорожью».

neglinka29.ru

Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман стр.13 - 7Дней.ру

Жена Марина Хазова была моей студенткой Фото: из архива И. Райхельгауза

Когда требовалось что-то доходчиво объяснить, Люба пользовалась ненормативной лексикой. Мы уже стали популярными, у нас брали интервью. Я попросил: «Ты известная артистка, лицо театра, не ругайся матом!» Она пообещала. Шла тяжелая репетиция «Фрака». К Любе зашла подружка Лариса Удовиченко. В перерыве артисты спустились в зал, Лариса стала рассказывать байку про «Мосфильм», и у нее проскочило несколько нецензурных выражений. Люба ее остановила: «Лариса, не ругайся матом, Райхельгауз за это ужасно...» И употребила крепкое словцо, которое в переводе на литературный язык означает «заниматься любовью».

Я любил Любу, по праву считал ее одним из основателей нашего театра. Когда в «Школу современной пьесы» пришли Владимир Качан и Эммануил Виторган, возникла идея второго состава спектакля «А чой-то ты во фраке?». Стал искать им партнершу, кто-то подсказал, что без дела сидит Гурченко: в начале девяностых она практически не снималась. Людмила Марковна долго заучивала мою фамилию, потом расспрашивала, что за театр «Школа современной пьесы», наконец пришла на встречу.

Поначалу Гурченко обрадовалась, что в спектакле присутствуют опера и балет, потому что она танцует и поет. Но выяснилось: требуется совсем не то, что она умеет. И тогда Людмила Марковна начала заниматься с педагогом по классическому вокалу, с балетмейстером, разучивать фокусы с Терезой Дуровой. Вкалывала всерьез. Как-то на репетиции сломала ногу, ей наложили гипс. Но на другой день пришла в театр и продолжила репетировать вокальные и драматические сцены. А как только гипс сняли, вышла на сцену.

Единственное, чего Людмила Марковна не могла понять: как получилось, что она не в первом составе? Зачем нужна какая-то Полищук? Тем не менее спектакль мы выпустили в двух составах, так и возили по гастролям. На Чеховском фестивале в Ялте «Фрак» сначала сыграла Полищук, на другой день — Гурченко. В Севастополе история повторилась. После спектакля Людмила Марковна отвела меня в сторонку.

— Иосиф Леонидович, нужно поговорить. Я заметила, что в Ялте гастроли открывала Полищук и в Севастополе тоже. Получается, что мы не в очередь играем, а она артистка первого состава?

— Да, она первого.

— Значит, я — второго?

— Да.

— Я никогда не была артисткой второго состава! И не буду. Либо мы играем спектакль в очередь, либо возвращаемся в Москву и расстаемся.

— Значит, расстаемся...

Мне было очень тяжело это говорить. Возможно, совершил ошибку. Но в тот момент не мог поступить иначе: номером один для меня была Люба. Вскоре Гурченко заметил Андрей Житинкин, и ее театральная карьера пошла в гору. Несколько раз мы пересекались на съемках телепередач, Людмила Марковна либо холодно здоровалась, либо делала вид, что меня не замечает. Я ее понимаю: тоже нелегко забываю обиды. Жаль, что она не прижилась в нашем театре, это я виноват.

С Полищук тоже пришлось расстаться. Причина была банальна: она предпочла зарабатывать деньги, стала играть в антрепризном спектакле. На мое недоумение отвечала: «Там я после одного спектакля купила кожаную куртку, а здесь должна пахать на нее месяц». У нас не было конфликта. Просто я — за театр-дом. И долгие годы Полищук жила в этом доме. Когда у нее появились боли в позвоночнике, мы увеличили антракты, во время которых она лежала на кушетке из фанеры, которую сколотили монтировщики. Как-то я предложил ей и Филозову сыграть спектакль «Уходил старик от старухи». Люба отказалась: «Не хочу быть старой». Так и не стала.

7days.ru

Райхельгауз, Иосиф Леонидович - это... Что такое Райхельгауз, Иосиф Леонидович?

Ио́сиф Леони́дович Райхельга́уз (род. 12 июня 1947, Одесса) — советский и российский театральный режиссёр, педагог; Народный артист России (2000), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), Создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы»[1].

Биография

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе; в 1962—1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность»[2].

В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность[2]. В 1965—1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета[2], где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ[1].

В Москве

В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую М. О. Кнебель и А. А. Попова[2]. Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ, в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.

По окончании ГИТИСа в 1973 году Райхельгауз был принят на должность режиссёра-постановщика в Московский театр «Современник». Первым успехом стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который Иосиф Райхельгауз был удостоен премии «Московская театральная весна»; среди поставленных в театре спектаклей — «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А по утру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы — И. Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена[1]. С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.

С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека», но в 1978 году от занимаемой должности был свобождён из-за отсутствия московской прописки.

С 1979 года — режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). В течение 1980—1982 годов ставил спектакли в разных городах: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и др.[1]. В 1983—1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке, поставил спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где работал до 1989 года.

«Школа современной пьесы»

В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. С 1989 года является художественным руководителем театра, на сцене которого поставил более 20 спектаклей[1].

Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина[1].

Рейхельгауз является автоом книг «Не верю», «Мы попали в запендю», «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка», членом редколлегии журнала «Современная драматургия»[1].

В 1993 году режиссёру было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации»; с 2000 года — Народный артист России.

Педагогическая деятельность

С 1976 года Иосиф Райхельгауз преподавал мастерство актёра в ГИТИТС им. Луначарского, с 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года — профессор.

Спектакли

Тетр «Современник»

«Школа современной пьесы»

Награды и премии

  • 2004 год — премия города Москвы в области литературы и искусства за спектакль «Город» по пьесе Евгения Гришковца

Премия «Московская театральная весна»

Премия Московского комсомола

  • 1975 год — «Из записок Лопатина»

Примечания

Московский театр «Школа современной пьесы»

dic.academic.ru

Сын еврейских колхозников // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Иосифа Райхельгауза по праву можно назвать одной из ключевых фигур современного русского театра. В 1989 году Райхельгауз, к слову, коренной одессит, создал в Москве театр нового типа, получивший название «Школа современной пьесы». «Спектакли, которые идут в нашем театре, — уникальны: здесь только мировые премьеры и спектакли “одноразового использования”», — с гордостью говорит режиссер. О своих увлечениях, о родном городе, об отношении к жизни и к искусству режиссер рассказал в интервью корреспонденту Jewish.ru.

— Иосиф Леонидович, интересовались ли вы историей своей семьи? Из каких мест родом ваши предки?

— Конечно! Интересовался, что это за странная фамилия такая — Райхельгауз, и откуда она взялась. Мои родители родом из Одесской области, они жили в еврейском колхозе, организованном незадолго до начала войны. Одно время мой дед был там председателем. Я его застал (он дожил до девяноста с лишним лет) и часто спрашивал у него, кто мы и откуда. Он рассказывал, что следы нашей семьи теряются где-то в Финляндии. На территории России мои предки жили в местечке под названием Ефингарь. Я нашел информацию о нем в Интернете и выяснилось, что оттуда происходит много людей по фамилии Райхельгауз. Я никогда не встречал своих однофамильцев — только родственников. Много лет назад, когда я только окончил ГИТИС и начал работать в театре «Современник», к нам пришел молодой человек и на служебном входе показал паспорт, в котором было написано: Леонид Райхельгауз. Он оказался студентом архитектурного факультета Ленинградской академии художеств, но сам был родом из Омска. Тогда я вспомнил, как дед рассказывал, что трех его братьев (всего их было шестеро) за какую-то провинность выслали в Сибирь. Кто-то из них попал в Омск. Таким образом выяснилось, что Леня — мой семиюродный брат. Я бы очень хотел узнать историю семьи подробнее. Моя мама до сих пор жива, ей 84 года, но помнит, к сожалению, не так много.

— Ваш отец воевал?

— Да, мой отец (его уже нет в живых) прошел всю войну, он был танкистом. Его пиджак, который я естественно храню как главную реликвию семьи, увешан огромным количеством орденов и медалей. Папа часто рассказывал мне о том, как расписался на Рейхстаге. Сколько раз я там бывал — ничего не находил, но в мае этого года мы с сестрой зашли в зал заседаний Бундестага, и оказалось, что в коридорах зала сохранились, как в Германии это называют, «граффити русских солдат». Среди них мы нашли фамилию отца — узнали его почерк. Он был не просто фронтовиком — он был настоящим героем — с наградами за взятие Варшавы, Праги, Берлина и других столиц. Более того, он был прекрасным мотоциклистом, мастером спорта, а также чемпионом Вооруженных Сил СССР. Мамины родители погибли в годы войны в эшелоне. Эта история легла в основу моего фильма «Эшелон». Мама, студентка медицинского училища, и ее 12-летняя сестра остались сиротами. Мама до конца войны работала санитаркой в госпитале. Классическая и до банальности знаковая биография...

— Ваши родители не имели никакого отношения к искусству. Когда вы решили связать свою жизнь с театром?

— Все очень просто — я довольно рано стал понимать, что мне хочется что-то делать: сочинять, строить дом, быть капитаном корабля, играть на музыкальных инструментах, а еще лучше — дирижировать. В первом классе я вообще хотел стать писателем! У меня счастливейшая и замечательная жизнь. Я атеист, хоть и понимаю, что существуют величайшие законы бытия, познать которые невозможно ни с помощью Талмуда, ни с помощью Библии или Корана. Б-г внутри меня, и я несу ответственность за самого себя. Естественно, я не сумасшедший и понимаю, что в любой момент могу попасть под машину или провалиться в пропасть... Более того, со мной это бывало, ведь я занимаюсь гонками и пару раз оказывался на краю гибели. Тем не менее, в том, что зависит от меня, виновен только я.

— По-вашему, каждый человек — кузнец своего счастья?

— Совершенно верно! Я убежден, что каждый человек достоин своей работы, своих детей, как ни странно — своих родителей, творчества, долголетия и так далее. Каждый раз, когда я начинаю жаловаться, я говорю себе: «Как тебе не стыдно, ведь все это — ты». Если ты руководишь хорошим театром — это твоя заслуга, если плохим — это твой провал. Надо сказать, все, что я нафантазировал себе в детстве — все материализовалось. Как-то раз в Париже я увидел один потрясающий театр и подумал, как было бы хорошо приехать туда на гастроли. Это был театр Пьера Кардена, с которым я никогда не был знаком и даже не знал, жив ли он. Что вы думаете — через два года мы приехали туда с гастролями! Таких примеров у меня очень много. Когда мне было 16 лет, я написал своему другу-артисту расписку, в которой говорилось, что лет через десять, когда я буду режиссером одного из известных московских театров, я приглашу его на работу. Через десять лет так и произошло: я, будучи режиссером «Современника», пригласил его работать к нам в театр. Я рассказываю об этом не потому, что я такой талантливый и замечательный, просто профессия накладывает на человека большой отпечаток. Общаясь с человеком, я начинаю воспринимать его как персонаж, пытаюсь разобраться, в чем его интерес и чего он хочет, в чем его страх, удовольствие.

— Значит вы психолог?

— Режиссура — это и есть практическая психология!

— Иосиф Леонидович, я знаю, что вы еще и преподаете. Как вам работается со студентами? Вы строгий педагог?

— Я занимаюсь этим уже много лет и думаю, что я — квалифицированный преподаватель. Я преподавал в ВГИКЕ, РГГУ, вел курс по теории драмы и мастерству актера в Рочестерском университете в США. Веду мастер-классы, летние школы во многих зарубежных учебных заведениях.

— Когда же вы все успеваете?

— Успеваю много, но, во-первых, я пользуюсь техникой, а, во-вторых, мало сплю. К тому же, у меня квалифицированные помощники, которым я очень доверяю. В ГИТИСе я веду две мастерские — актерскую и режиссерскую. В этом мне помогают очень сильные педагоги. В театре у меня есть ассистенты по всем направлениям: по труппе, по зарубежной деятельности, по постановочной части, по СМИ и так далее.

— Вы эмоциональный человек?

— К сожалению, я ужасно эмоциональный... Бывает такое, что вдруг мне кажется, что меня все бросили, никто не любит. Здесь, как говорится, меня можно брать голыми руками.

— Иосиф Леонидович, есть ли что-то такое, чем вам бы непременно хотелось заняться?

— А чем хочется — тем и занимаюсь! Я очень люблю фотографировать и увлекаюсь этим всю жизнь. Недавно мне сообщили, что мои фотографии войдут в альбом работ лучших фотографов России, чем я был совершенно потрясен. Я всегда хотел писать книги — я пишу, хотел преподавать — преподаю, хотел ставить спектакли — поставил уже больше ста. Сейчас у меня новое увлечение — мне нравится снимать документальные фильмы о путешествиях. Я делаю все, что хочется! Хочу строить дома — и строю. Раньше я делал это своими руками: клал кирпичи, строгал доски. Сейчас больше выступаю в роли соавтора проекта, участвую в обсуждении каких-то инженерных решений. Я многим бы хотел заняться и много чего люблю делать. У меня есть замечательный зимний сад. Часто привожу из разных уголков мира какие-нибудь удивительные растения. С тех пор как меня стали выпускать из страны, а произошло это в 90-х годах, куда бы я ни поехал, везде ищу барахолки. Не антикварные магазины, а именно блошиные рынки. Привожу оттуда огромное количество всякой «дряни»: что-то отдаю, что-то меняю, привожу в порядок, реставрирую. Дома это все уже не помещается.

— Вы родились и выросли в Одессе. Как часто удается выбираться на родину?

— В Одессе я бываю часто. Несколько лет назад власти города подарили мне квартиру. Предыдущий мэр Одессы, которого я очень уважаю, Эдуард Иосифович Гурвиц, очень много сделал для города: перенес памятник Потемкину, восстановил памятник Екатерине, привел в порядок весь центр. Он и решил собирать в городе всех разъехавшихся одесситов путем выдачи квартир и приглашений на всевозможные фестивали. Кстати, этим летом под эгидой городских властей произошло событие, которого мы ждали 20 лет — наш театр сыграл в Одессе грандиозные гастроли. Более того, власти города предложили мне стать художественным руководителем театра, на что я им ответил своим предложением — сделать лучший в мире театр. На это нужны деньги, энергия, огромное желание, а получилось так, что предыдущая администрация выступила с предложением, на которое я откликнулся, а новая — молчит. Одесса — город, который дал миру огромное количество замечательных писателей, композиторов, режиссеров, актеров, художников — а себе не взял ничего. На сегодняшний день одесское театральное искусство находится в жутком упадке. Мне очень обидно, и я бы хотел сделать все, что от меня зависит, чтобы эту ситуацию изменить. Я даже придумал проект уникального, который играл бы только одесскую программу. Дело в желании — деньги найдутся.

— Используете ли вы в своих постановках одесские мотивы?

— В «Школе современной пьесы» я ставлю только то, что написано здесь и сейчас. У меня в Одессе есть товарищ — замечательный драматург Александр Мардань. Лет семь назад я первым поставил его пьесу в Одесском русском театре. Сегодня он — один из самых репертуарных драматургов Украины и России, лауреат бесконечных премий. Даже в драматургии я все равно связан с Одессой. Если говорить о каких-то буквальных проявлениях, то в спектаклях проявляюсь я сам, а я — порождение своих родителей и своего города. Если бы я вырос не в Одессе, я бы по другому видел мир, разговаривал, относился к событиям своей и чужой жизни. Одесса меня, конечно же, сформировала.

— По какому принципу вы отбираете авторов?

— Я каждый день читаю пьесы и выбираю те, которые имеют отношение к моей жизни, и мне есть, что по этому поводу сочинить. Я должен понимать, зачем человек купит билет, придет в зрительный зал и сядет на то место, где я сижу и говорю артистам, что нужно оставить, а что — исправить. Я формирую для него некое зрелище, структуру и опыт, в котором он будет участвовать. Читаю, например, очередную пьесу Жени Гришковца, рассказывающую о том, как человек хочет купить себе дом. Все просто — он хочет купить себе дом, ходит и одалживает по друзьям деньги. Я понимаю, что зал будет откликаться, и не ошибаюсь — этот спектакль с интересом смотрят люди богатые и не очень, те, кто купил себе уже не один дом, и те, кто никогда не смогут купить себе жилье.

— В сентябре этого года в «Школе современной пьесы» начались репетиции пьесы по произведению журналиста Дмитрия Быкова. Расскажите, что это будет за спектакль?

— Дмитрий Быков — не просто журналист, а крупный российский писатель! Пьеса называется «Медведь», это политический памфлет о российской национальной идее (медведь — символ правящей партии). Это история о том, как у одного человека в ванной самозародился медведь. Он сначала хочет от него избавиться, но приходят государственные люди и поздравляют его, начинают осыпать всякими благами — ведь у него дома зародилась национальная идея в виде медведя.

— Спектакли по произведениям каких современных авторов можно увидеть в «Школе современной пьесы»?

— Семена Злотникова, Людмилы Улицкой, Евгения Гришковца, Бориса Акунина и многих других. Есть пьесы как совсем молодых авторов, так и признанных классиков. Спектакли, которые идут в нашем театре, — уникальны. В нашем репертуаре только мировые премьеры и спектакли «одноразового использования». Недавно я выпустил премьеру спектакля, который мне самому очень нравится. Он называется «Русское горе» и поставлен по пьесе Грибоедова «Горе от ума». Сергей Никитин написал к нему замечательную музыку, Вадим Жук — комментарии к Грибоедову. Играют в основном молодые артисты — выпускники моей мастерской, а также нынешние студенты. Я решил, что если есть спектакль «Русское горе», то должно быть и «Еврейское счастье»: ведь это, по сути, — одно и то же. После «Медведя» я начну его репетировать. Это будет некая фантазия, игра на тему еврейских анекдотов. Я никогда не занимался еврейской темой, а сейчас захотелось, ведь еврейские анекдоты — это трагифарс, смесь трагического и смешного.

jewish.ru


Смотрите также