Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография каменский василий


Краткая биография Каменского

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) родился в семье управляющего золотыми приисками, раннее детство прошло в пос. Боровское на Урале. Осиротев в пять лет, жил у родственников в Перми, учился в церковноприходском училище. В 1902-1906 работал конторщиком на железной дороге, печатал заметки и стихи в уральских газетах. В 1902 увлекся театром и стал выступать на провинциальной сцене, гастролировал по разным городам России. В 1903 г. попал в труппу В. Мейерхольда и по его совету оставил сцену ради занятий литературой. В 1906 переехал в Петербург и, сдав гимназические экзамены, получил возможность обучаться на сельскохозяйственных курсах. В 1908 пришел в только что открывшийся «журнал литературных дебютов» — «Весна», и так понравился главному редактору Н. Шебуеву, что тот предложил ему место секретаря редакции. Здесь Каменский стал печатать свои незрелые юношеские литературные опыты; здесь же он познакомился с известными столичными писателями и «открыл» В. Хлебникова, впервые напечатав в «Весне» его прозу. Вместе с Хлебниковым, Д. Бурлюком (у которого учился живописи) и E. Гypo участвовал в организации литературной группы «кубофутуристов» и до конца оставался верен этому направлению. Написал пьесу (принятую к постановке одним из петербургских театров), антиурбанистический роман «Землянка» (1910), редактировал коллективные сборники футуристов, где печатал и свои «солнцевейные» стихи, а в феврале 1911 года купил моноплан «Блерио XI» и стал одним из первых русских авиаторов. Учился пилотажу у самого Л. Блерио в Париже, а потом совершал полеты из Гатчины, Перми и на юге; чудом остался жив после катастрофы над польским городом Ченстоховом. Показательные полеты сопровождал чтением лекций; в конце 1911 написал 4-актную пьесу «Жизнь авиаторская». На деньги, заработанные «воздушными» выступлениями, приобрел земельный участок под Пермью на реке Каменка и стал жить в собственной усадьбе, не оставляя при этом занятий литературой, живописью и авиацией. Приехав в 1913 году по приглашению Д. Бурлюка в Москву, познакомился с В. Маяковским и вновь активно включился в движение «будетлян»: читал в Политехническом музее свои стихи и лекцию «Аэропланы и поэзия футуристов»; ездил со своими товарищами в турне по России, печатался во всех коллективных изданиях. С 1914 начинают выходить «железобетонные поэмы» В. Каменского («Танго с коровами», «Константинополь» и др.), представлявшие собой пятиугольные книжки (лист со срезанным углом, расчерченный на неправильные многоугольники, заполненные буквами, целыми и усеченными — «заумными» — словами). Спустя несколько десятилетий такие графические опыты стали называть на Западе «конкретной поэзией». Летом 1915 Каменский окончил свое главное произведение — роман «Стенька Разин», не столько историческое, сколько мифологизированное, стилизованное под фольклор повествование. В 1916-17 жил в Тифлисе, с блеском выступая в цирке: выезжал на арену на белом коне в костюме «Стеньки Разина» и обращался к публике с речью о поэзии и с декламацией стихов. На вырученные деньги издал большую книгу стихов — «Девушки босиком». В 1917 организовал в Москве «Кафе поэтов»; во время революции выпустил «Декрет О заборной литературе, О росписи улиц, О балконах с музыкой, О карнавалах искусств». После революции жил в своей усадьбе на Каменке, но много писал и путешествовал, сочинял темпераментные мемуары — «Путь энтузиаста».

Последние тринадцать лет жизни был парализован, прикован к постели.

slova.org.ru

Василий Васильевич Каменский

Василий Васильевич Каменский (1884—1961)

В одной из автобиографий В. В. Каменского написано, что он родился в каюте камского парохода, капитаном которого был его дед по материнской линии. В другом варианте этот факт несколько уточняется: «Родился в селе Усть-Боровское (ныне северная часть г. Соликамска) на Среднем Урале. Дед ходил по Каме на пароходах капитаном».

Рано оставшись сиротой, В. В. Каменский воспитывался в семье тёти в г. Перми. Всё детство его прошло на Каме. Но муж у тёти умер, и юному Каменскому пришлось идти на службу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1901 году в газете «Пермский край» появилась первая его публикация — статья о народной столовой. Энергия била в нём ключом, требовала выхода. В 1902 году он поступает в театральную группу, едет с ней в Москву, затем Тамбов, Севастополь … Турцию. В это время он знакомится с режиссёром В. Э. Мейерхольдом. Но вскоре В. В. Каменский оставляет сцену и возвращается на Урал, поступает работать на Нижнетагильский завод, но за участие в забастовке (1905 г.) его арестовывают и через несколько месяцев выпускают под надзор полиции. И В. В. Каменский уезжает, вначале в Пермь, затем в Севастополь, Персию. Вернувшись в Россию, он на время останавливается в Петербурге. Здесь поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы. В эти годы он попадает в профессиональную литературную среду. Много пишет, печатается.

В 1910 году к нему приходит увлечение авиацией. Каменский едет в Париж учиться лётному делу, затем в Лондон, в города Италии и возвращение в Петербург. Показательные полёты на собственном аэроплане. Первое падение. Совершает в 1911 г. полёты в Перми, Нижней Курье. В 1912 году, в Варшаве, один из полётов заканчивается катастрофически, аэроплан разбился, пилот получил серьёзные травмы. Летать после этого Каменский перестал, но, живя после этого в Перми, он изобретает и испытывает на Каме аэроход. В 1913 году он сближается с поэтами-футуристами (В. Маяковским, Д. Бурлюком и др.). Ездит с ними по стране, много пишет. 1913—1917 гг. — в творческом плане для поэта это время очень плодотворный период.

Октябрьскую революцию В. В. Каменский встречает восторженно, вступает в Красную Армию. Каменский стал одним из организаторов Союза поэтов. В 20-е годы он пишет свои наиболее значимые произведения, в том числе и прозу: «27 приключений Хорста Джойс», «Путь энтузиаста», «Лето на Каменке», поэму «Емельян Пугачёв», сборники стихов «Его-моя биография великого футуриста», значительно дорабатывает и переиздаёт поэму «Степан Разин».

Но начиная со второй половины 30-х гг. В. В. Каменский уже не создал ни одного нового значительного произведения. Пришла болезнь, а затем вынужденная неподвижность. Умер В. В. Каменский в Москве. На его могиле установлен памятник с надписью «Василий Каменский. Поэт. Авиатор».

www.allsoch.ru

Стихи: Василий Каменский: Василий Каменский: Биография

Василий Васильевич Каменский (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе, по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми — 11 ноября 1961, Москва) — русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.

Биография

Каменский родился в семье смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; в пять лет потерял родителей и воспитывался в семье тёти, муж которой служил управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908-го года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пу­ти побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». Некоторое время жил в своей собственной усадьбе под Пермью, но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского — в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 — поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 — в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».

В 1930-х годах писал мемуары.

19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прослав­ляет природу, мир первоначального, стихий­ного, богата неологизмами, игрой слов и зву­ковыми параллелями, образующими струк­туру стиха. «Стенька Разин» (написанный в 1914-15) — не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин — гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное — Стенька Разин» (1918).

Ввел в обиход стойкое новое значение слову самолёт.

Награды * Орден Трудового Красного Знамени * Орден «Знак Почёта» * Медали

Произведения * Землянка (1910, повесть) * Танго с коровами (1914, сборник стихов) * Девушки босиком (1916, сборник стихов) * Стенька Разин (1916, роман) — в 1918 издан под названием «Степан Разин» * Звучаль веснеянки, 1918 (стихи) * Сердце народное — Стенька Разин, 1918 * Стенька Разин. Пьеса, 1919 * Семья Грибушиных. Сценарий к фильму, 1923 * 27 приключений Харта Джойса. Роман, 1928 * Емельян Пугачёв. Поэма, 1931 * Иван Болотников. Поэма, 1934 * Уральские поэмы (1934, сборник) * Три поэмы, 1935 * Родина счастья, 1937 * Жизнь с Маяковским. Воспоминания, 1940

Издания * Избранное, 1958 * Стихотворения и поэмы. Вступительная статья Н. Л. Степанова. — М.; Л., 1966. * Лето на Каменке: Избранная проза. — Пермь, 1961. * Стихи, 1977 * Жить чудесно!, Пермь, 1984

Память

Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми.

В селе Троица в Пермском районе Пермского края в доме, где в 1932—1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В. В. Каменского.

Самые популярные произведения

Девушки босикомВасилий Каменский — живой памятникСолнцень-ЯрценьПисьмо домой

ouc.ru

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАМЕНСКИЙ

Это Я — Футурист-песнебоец И пилот-авиатор…

В. Каменский

      Василий Каменский родился в апреле 1884 г. Местом рождения будущего поэта считается поселок Боровское на границе нынешних Пермской и Свердловской областей. Но на самом деле Каменский появился на свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед, Гавриил Серебренников. Василий почти не помнил своих родителей, умерших когда ему еще не было и пяти лет. Воспитывался мальчик у сестры матери. Он посещал приходскую школу, а затем городское двухклассное училище. В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи. По семейным обстоятельствам Василию пришлось оставить учебу. Он устроился на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1902 г. на гастроли в Пермь приехала театральная группа В. Никулина. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера. Несмотря на все уговоры родных и друзей, он бросил службу и поступил в труппу, взяв псевдоним «Васильковский». Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе. Последовав его совету, Каменский уехал на родину. Он снова устроился работать на железную дорогу. Каменский сблизился с марксистами и в 1905 г., когда началась забастовка железнодорожников, был избран в стачечный комитет, а затем в декабре этого же года отправлен в тюрьму неподалеку от Нижней Туры. Выйдя на свободу в мае 1906 г., Василий снова пустился в странствие: из Перми — в Севастополь, оттуда — в Персию, а затем в Петербург. Оказавшись в столице, он экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы. На курсах Василий начал заниматься живописью и уже через несколько лет принимал участие в выставках. В 1909 г., например, на выставке «Импрессионисты» была представлена его картина «Березы», написанная в технике пуантилизма. Тем не менее профессиональным художником Каменский не стал.

В литературные круги Каменский вошел благодаря известному журналисту Н. Шибуеву, который в 1908 г. задумал создать литературный альманах «Весна», где публиковались бы произведения начинающих авторов. Осенью 1908 г. Каменский стал соредактором журнала «Весна», в котором печатались Л. Рейснер, Н. Асеев, Игорь Северянин, А. Аверченко и многие другие. Работая в журнале, молодой поэт познакомился со многими маститыми литераторами — А. Блоком, А. Ремизовым, Ф. Сологубом, А. Куприным. Велимир Хлебников своей первой публикацией был обязан Каменскому.

В марте 1910 г. был издан поэтический сборник «Садок судей», где наряду с произведениями Давида и Николая Бурлюков, Елены Гуро и Велимира Хлебникова были опубликованы стихи Каменского, написанные летом 1909 г. В 1911 г. Каменский решил, что должен стать летчиком. Подружившись с известным авиатором Владимиром Лебедевым, Василий с его помощью приобрел аэроплан «блерио». А пока самолет доставляли в Россию, поэт побывал в Берлине, Вене, Париже и Риме. Сдав в Варшаве экзамен на звание пилота, он совершал в различных городах показательные полеты. 29 мая 1912 г. в польском городе Ченстохове на глазах у многочисленных зрителей самолет упал в болото. Газеты сообщили о гибели талантливого поэта и бесстрашного летчика. Но Каменский выжил, хотя и получил многочисленные тяжелые травмы. Но аэроплан восстановлению не подлежал. Василий снова, в который уже раз, сменил род деятельности: приобрел под Пермью участок земли и основал хутор Каменку, попробовав себя в качестве архитектора и строителя. Кроме того, он сконструировал аэроход — род глиссера, способный передвигаться по воде и по снегу. Летом 1913 г. строительство в Каменке было завершено, а осенью поэт отправился в Москву, где состоялось его знакомство с Маяковским, следствием которого явилось турне футуристов по России. В нем приняли участие Каменский, Маяковский, Хлебников и братья Бурлюки.

В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; тогда же вышел поэтический сборник Каменского «Танго с коровами», в следующем году — поэма «Стенька Разин» (которую в 1919 г. поэт переработал в пьесу, а в 1928-м — в роман «Степан Разин»), в 1916-м — сборник «Девушки босиком».

Революцию Каменский принял восторженно, надеясь, что новый общественный строй откроет перед футуристами неограниченный простор для творческого самовыражения. В 1917 г. он написал свой знаменитый «Декрет о заборной литературе…», который в первые дни советской власти был расклеен на заборах по всей Москве. После революции у Каменского пропало желание эпатировать читателя, его стихи стали простыми и искренними. Каменский искренне верил, что живет в самой счастливой и передовой стране. Ему не пришлось наступать на горло собственной песне. Он завоевал себе видное место на советском Парнасе (в 1933, когда отмечался двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности поэта, один из камских пароходов был назван его именем). Поэмы «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934), «Встречи с миром» (1934), роман «Пушкин и Дантес» (1922), роман в стихах «Могущество», посвященный советским летчикам (1938), и другие произведения Каменский писал совершенно искренне. Он преклонялся перед Пушкиным, восхищался отважными летчиками, был предан революции и советской стране, и дух русского бунта был близок его свободолюбивой натуре. В 1918 г. вышел поэтический сборник Каменского «Звучаль веснянки». Тогда же Василий попробовал себя в качестве киноактера, снявшись в фильме «Не для денег родившийся». Его кипучая натура находила выход в активной общественной деятельности: в 1918 г. он был избран в Московский совет рабочих и солдатских депутатов; выступил организатором Союза поэтов, просуществовавшего до 1929 г., и стал его первым председателем. В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где, вспомнив былое, поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся в Россию. С 1924 г. пермской газете «Звезда» было напечатано множество его очерков и рассказов, посвященных уральской деревне. В 1931 г. были изданы мемуары Каменского «Путь энтузиаста». В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал Каменку со всем имуществом в собственность колхоза, а сам перебрался в пустовавший дом в селе Троице. В 1940 г. вышла его книга «Жизнь с Маяковским». В начале 40-х поэт начал работу над поэмой «Ермак Тимофеевич», которую закончил в 1947-м. Он не старел душой, но годы брали свое. В 1944 г. в тбилисской больнице ему ампутировали ногу, через год — вторую. Речь, произнесенная 14 апреля 1948 г. в Москве на вечере, посвященном памяти Маяковского, была последним публичным выступлением поэта: спустя пять дней Василия Васильевича сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться. В начале 1950-х гг. он с женой и старшим сыном переехал на Юг, а в 1956 г. Каменские вернулись в Москву: поэт не хотел сдаваться; мысль о превращении в инвалида, доживающего свой век, была для него невыносима. Каменский несколько оправился от удара: у него действовали руки, он мог сидеть — значит, жизнь продолжалась. Супруга поэта, Валентина Николаевна, и трое его сыновей, Василий, Алексей и Глеб, делали все, чтобы он не чувствовал себя оторванным от жизни.

11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище. Дом Каменского в Троице передан Троицкой сельской библиотеке, в нем создан музей поэта.

См. также:

Василий Каменский «Славождь»

СТИХИ

Вода вечерняя Развесенье Скука старой девы Звенидень Чурлю-журль Улетан Я Крестьянская Великое — простое Сердце детское Девушки босиком Циа-цинть Степан Разин Золоторозсыпьювиночь Рекачкачайка Вызов авиатора Моя молитва Из Симеиза в Алупку Василий Каменский — живой памятник Маяковский

С крутого берега смотрю Вечернюю зарю, И сердцу весело внимать Лучей прощальных ласку, И хочется скорей поймать Ночей весенних сказку. Тиха вода и стройно лес Затих завороженный, И берег отраженный Уносит в мир чудес. И ветер заплетающий Узоры кружев верб — На синеве сияющий

Золоторогий серп.

Развеснились весны ясные На весенних весенях — Взголубились крылья майные Заискрились мысли тайные Загорелись незагасные На росистых зеленях. Зазвенело сердце зовами Поцелуями бирюзовыми — Пролегла дорога дальняя Лучистая Пречистая. Стая Хрустальных ангелов Пронеслась в вышине. Уронила Весточку-веточку

Мне.

Затянулось небо парусиной. Сеет долгий дождик. Пахнет мокрой псиной. Нудно. Ох, как одиноко-нудно. Серо, бесконечно серо. Чав-чав… чав-чав… Чав-чав… чав-чав… Чавкают часы. Я сижу давно-всегда одна У привычного истертого окна. На другом окошке дремлет, Одинокая, как я, Сука старая моя. Сука — «Скука». Так всю жизнь мы просидели У привычных окон. Все чего-то ждали, ждали. Не дождались. Постарели. Так всю жизнь мы просмотрели: Каждый день шел дождик… Так же нудно, нудно, нудно. Чавкали часы. Вот и завтра это небо Затянется парусиной. И опять запахнет старой Мокрой псиной.

Звени, Солнце! Копья светлые мечи, лей на Землю жизнедатные лучи. Звени, знойный, краснощекий, ясный-ясный день! Звенидень! Звенидень! Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля! Побегу я на веселые поля. Звени, знойный, черноземный, полный-полный день. Звенидень! Звенидень! Сердце, радуйся и, пояс, развяжись! Эй, душа моя, пошире распахнись! Звени, знойный, кумачовый, Яркий-яркий день. Звенидень! Звенидень! Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна, Я хочу напиться счастья допьяна. Звени, знойный, разудалый, Пьяный, долгий день! Звенидень! Звенидень!

Звенит и смеется, Солнится, весело льется Дикий лесной журчеек. Своевольный мальчишка Чурлю-журль. Звенит и смеется. И эхо живое несется Далеко в зеленой тиши Корнистой глуши: Чурлю-журль, Чурлю-журль! Звенит и смеется: «Отчего никто не проснется И не побежит со мной Далеко, далеко… Вот далеко!» Чурлю-журль, Чурлю-журль! Звенит и смеется, Песню несет свою. Льется. И не видит: лесная Белинка Низко нагнулась над ним. И не слышит лесная цветинка Песню отцветную, поет и зовет… Все зовет еще: «Чурлю-журль… А чурлю-журль?..»

В разлетинности летайно Над Грустинией летан Я летайность совершаю В залетайный стан Раскрыленность укрыляя Раскаленный метеор Моя песня крыловая Незамолчный гул — мотор Дух летивый Лбом обветренным Лет летисто крыл встречать Перелетностью крылисто В небе на орлов кричать Эйт! дорогу! С вниманием ястреба-тетеревятника С улыбкой облака следить Как два медведя-стервятника Косолапят в берлогу Выев вымя коровы и осердие Где искать на земле милосердия Летокеан, Летокеан. В летинных крылованиях Ядрено взмахи дрогнуты Шеи — змеи красных лебедей В отражениях изогнуты Пусть — долины — живот Горы — груди земли Окрыленные нас укрылят корабли Станем мы небовать, крыловать А на нелюдей звонко плевать.

Излучистая Лучистая Чистая Истая Стая Тая Ая Я

КРЕСТЬЯНСКАЯ
В. Маяковскому

Дай бог здоровья себе да коням! Я научу тебя землю пахать. Знай, брат, держись, как мы погоним. И недосуг нам будет издыхать. Чего схватился за поясницу? Ишь ты — лентяй — ядрено ешь, — Тебе бы к девкам на колесницу Вертеться, леший, на потешь. Дай бог здоровья себе да коням! Я те заставлю пни выворачивать. Мы с тобой силы зря не оброним, Станем кулаками тын заколачивать, Чего когтями скребешь затылок? Разминай-ко силы проворнее, Да сделай веселым рыжее рыло. Хватайся — ловись — жми задорнее. Дай бог здоровья себе да коням! Мы на работе загрызем хоть кого! Мы не сгорим, на воде не утонем, Станем — два быка — вво!

ВЕЛИКОЕ — ПРОСТОЕ
И.Е. Репину.

Это когда я встречался с Вами за чаем

На поляне рыжий ржет жеребенок, И колоколят колокола, А я заблудился, Поэт-ребенок Приехал к морю в Куоккала. На море вышел — утро святое, Волны сияли — звали играть, Море такое было простое, Даль ласкала, как будто мать. И засмеялся, и странно сердцу Было поверить в весну зимой. Я наугад открыл какую-то дверцу И веселый пошел домой. А вечером совсем нечаянно Встретил простого старика, — За столиком сидел он чайным, И запомнилась у стакана его рука. Все было просто — нестерпимо, И в простоте великолепен, Сидел Илья Ефимович великий Репин. На поляне рыжий ржет жеребенок И колоколят колокола. Я стал ясный ребенок, Благословенный в Куоккала.

1915 (?)

СЕРДЦЕ ДЕТСКОЕ
Н. Балиеву — для юности

И расцвела Моя жизнь молодецкая Утром ветром по лугам. А мое сердце — Сердце детское — не пристало

К берегам.

Песни птиц Да крылья белые Раскрылились по лесам, Вольные полеты смелые

Приучили к небесам.

С гор сосновых Даль лучистую Я душой ловлю, Нагибаю ветку, чистую

Девушку люблю.

И не знаю, где кончаются Алые денечки, И не верю, что встречаются

Кочки да пенечки.

Жизнь одна — Одна дороженька — Доля молодецкая. Не осудит Ясный боженька Мое сердце детское.

1916

ДЕВУШКИ БОСИКОМ
Алисе Коонен

Девушки босиком — Это стихи мои,

Стаи стихийные.

На плечах с золотыми кувшинами Это черкешенки В долине Дарьяльской

На камнях у Терека.

Девушки босиком — Деревенские за водой с расписными Ведрами — коромыслами На берегу Волги

(А мимо идет пароход).

Девушки босиком — На сборе риса загарные, Напевно-изгибные индианки С глазами тигриц,

С движеньями первоцветных растений.

Девушки босиком — Стихи мои перезвучальные От сердца к сердцу. Девушки босиком — Грустинницы солнцевстальные, Проснувшиеся утром Для любви и

Трепетных прикосновений.

Девушки босиком — О, поэтические возможности — Как северное сияние — Венчающие

Ночи моего одиночества.

Все девушки босиком — Все на свете — Все возлюбленные невесты мои.

1916

Циа-цинц-цвилью-ций — Цвилью-ций-ций-тюрль-ю — День-деньской по березнику звонкому Как у божиих райских дверей Или как у источника радостей, Слышны пташек лесных голоса. Цвилью-ций-ций-тюрль-ю! Сквозь густых зеленистых кудрей Голубеют глаза-небеса. Я лежу на траве. Ничего не таю, Ничего я не знаю — не ведаю. Только знаю свое — тоже песни пою, Сердце-душу земле отдаю, Тоже радуюсь, прыгаю, бегаю. Циа-цинц-цвилью-ций. Над моей головой Пролетел друг летающий мой. «Эй, куда?» И ответа не жду я — пою. Солнце алмазными лентами Грудь мою жжет. Доброе солнце меня бережет.

1917

СТЕПАН РАЗИН
(Отрывок из романа)

Эй, вставайте — подымайте паруса, Собирайтесь в даль окружную, Раздувайте ветром звонким голоса, Зачинайте песню дружную. Да за вёсла, братцы вольные, Ну, соколики сокольные, Знай отчаливай. Раскачивай. И эххх-нна. Барманзай.

Б-зззз-

Сарынь на кичку, Ядреный лапоть Пошел шататься по берегам. Сарынь на кичку. Казань — Саратов. В дружину дружную На перекличку, На лихо лишнее врагам. Сарынь на кичку. Бочонок с брагой Мы разопьем У трех костров. И на приволье волжском вагой Зарядим пир У островов. Сарынь на кичку. Ядреный лапоть — Чеши затылок у перса-пса. Зачнем с низовья Хватать, царапать И шкуру драть — Парчу с купца. Сарынь на кичку. Кистень за пояс. В башке зудит Разгул до дна. Свисти — глуши, Зевай — раздайся! Слепая стерва — не попадайся. Вввва-а!

Золоторозсыпьювиночь.

Рекачкачайка.

Какофонию душ Ффррррррр Моторов симфонию Это Я — это Я — Футурист-песнебоец И пилот-авиатор Василий Каменский Эластичным пропеллером Взметнул в облака Кинув там за визит Дряблой смерти-кокотке Из жалости сшитое Танговое манто и Чулки С панталонами.

Господи Меня помилуй И прости. Я летал на аероплане. Теперь в канаве Хочу крапивой Расти. Аминь.

ИЗ СИМЕИЗА В АЛУПКУ
М.В. Ильинской

Из Симеиза с поляны Кипарисовой Я люблю пешком гулять в Алупку Чтоб на даче утренне ирисовой На балконе встретить

Снежную голубку.

Я — Поэт. Но с нею незнаком я. И она боится — странная — людей. Ах она не знает Что во мне таится

Стая трепетная лебедей.

И она не знает Что рожден я В горах уральских среди озер И что я — нечаянно прославленный

Самый отчаянный фантазер.

Я только — Возле. Я только — Мимо. Я около Истины И любви. Мне все — чудесно Что все — творимо Что все — любимо В любой крови.

ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ – ЖИВОЙ ПАМЯТНИК

Комитрагический моей души вой Разливен будто на Каме пикник Долго ли буду стоять я — Живой

Из ядрёного мяса Памятник.

Пожалуйста — Громче смотрите Во все колокола и глаза — Это я — ваш покоритель (Пожал в уста) Воспевающий жизни против и за. А вы — эй публика — только Капут Пригвождали на чугунные памятники. Сегодня иное — Живой гляжу на толпу —

Я нарочно приехал с Каменки.

Довольно обманывать Великих Поэтов Чья жизнь пчелы многотрудней — Творящих тропическое лето Там — где вы стынете от стужи будней. Пора возносить песнебойцев При жизни на пьедестал — Пускай таланты еще утроятся

Чтобы каждый чудом стал.

Я верю — когда будем покойниками Вы удивитесь Святой нашей скромности — А теперь обзываете футуроразбойниками Гениальных Детей Современности. Чтить и славить привыкли вы мертвых Оскорбляя академьями памятниками — С галками. А живых нас — Истинных, Вольных и Гордых

Готовы измолотить скалками.

Какая вы публика — злая да каменная Не согретая огнем футуризма Ведь пророк — один пламенный я Обожгу до идей Анархизма. Какая вы публика — странная да шершавая Знаю что Высотой вам наскучу — На аероплане взнесенный в Варшаве я Часто видел внизу муравьиную кучу. И никому не было дела До футуриста-летчика Толпа на базарах — в аллее Галдела Или на юбилее Заводчика. Разве нужна гениальность наживам — Бакалейно-коммерческим клубам. Вот почему перед вами Живым

Я стою одиноким Колумбом.

Вся Судьба моя — Призрак на миг — Как звено пролетающей Птицы — Пусть Василью Каменскому Памятник Только Любимой приснится.

Радиотелеграфный столб гудящий, Встолбленный на материке, Опасный — динамитный ящик,

Пятипудовка — в пятерике.

И он же — девушка расстроенная Перед объяснением с женихом, И нервноликая, и гибкостройная,

Воспетая в любви стихом.

Или капризный вдруг ребенок, Сын современности — сверх-неврастеник, И жружий — ржущий жеребенок,

Когад в кармане много денег.

И он — Поэт, и Принц, и Нищий, Колумб, Острило, и Апаш, Кто в Бунте Духа смысла ищет — Владимир Маяковский наш.

silverage.ru

Мемория. Василий Каменский - ПОЛИТ.РУ

29 апреля 1884 года родился поэт-футурист и художник Василий Каменский.

Личное дело

Василий Васильевич Каменский (1884 – 1961) родился на шедшем по Каме пароходе, возле города Сарапул. Отец его был смотрителем золотых приисков. Детство его прошло в селе Боровском Пермской губернии. В возрасте четырех лет лишился родителей и воспитывался в семье родственников матери. «Все детство прошло в доме на камской пристани среди пароходов, барж, лодок, крючников, матросов, водоливов, капитанов и бесконечных куч грузового товара», – вспоминал он.

В семь лет поступил в церковную школу, затем стал учиться в Пермском городском училище. С одиннадцати лет начал писать стихи «о сиротской доле, о горестях человеческих, о несчастных. Сам писал, сам читал, сам ревел». В 1900 году Василий Каменский начал работать конторщиком на железной дороге, в свободное время сидел в железнодорожной библиотеке, запоем читал книги и мечтал стать писателем. В это время Каменский стал посещать нелегальные социалистические кружки. В газете «Пермский край» он печатает заметки и стихи. Увлекшись театром, он покинул Пермь и отправился в Москву, чтобы стать актером. Скитался по всей России, работая в различных театральных труппах. В 1903 году в городе Николаев Каменский встретился с Всеволодом Мейерхольдом, который взял его в свою труппу, но потом посоветовал бросить сцену и заняться литературным творчеством.

После этого Каменский вернулся в Пермь, вновь начал работать на железной дороге. В 1904 году его стихи опубликовала екатеринбургская газета «Урал». Он снова примкнул к революционному движению, занимался агитацией, читал стихи перед рабочими. В 1905 году избран делегатом Первого съезда Желдорсоюза. Стал председателем забастовочного комитета на станции Нижний Тагил. Был арестован после подавления забастовки. Сидел в одиночной камере Николаевской тюрьмы Верхотурского уезда, участвовал в голодовке протеста. По болезни летом 1906 года был выпущен под подписку о невыезде. Уехал из России через Севастополь, побывал в Турции и Иране.

Вернувшись в Россию, сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы в Петербурге. Он продолжал писать стихи, а также занялся живописью. В 1908 году стал секретарем литературного журнала «Весна», где познакомился с Александром Куприным, Леонидом Андреевым, Демьяном Бедным, Ларисой Рейснер, Игорем Северянином, Александром Блоком, Федором Сологубом, Валерием Брюсовым и «навеки подружился» с Давидом Бурлюком и Велимиром Хлебниковым. Бурлюк становится учителем Каменского в живописи. Стихи и рассказы Каменского печатает не только «Весна», но и ряд литературных альманахов, а его картины демонстрируются на модернистских выставках, включая. В 1910 году футуристическая поэтическая группа «Гилея» (Каменский, Бурлюк, Хлебников и Елена Гуро) выпускают первый поэтический сборник – «Садок судей».

В 1911 году Василий Каменский отправляется за границу, чтобы освоить профессию пилота. Он учился в Германии и Франции. Затем приобрел собственный аэроплан и практиковался на Гатчинском аэродроме, а также под Пермью. Сдал экзамен в Варшаве на международный диплом пилота-авиатора. Выступал с лекциями и демонстрацией полетов в разных городах.

В том же году выходит роман Каменского «Земляника», куда были включены его стихи из сборника «Садок судей». В 1912 году стал одним из авторов «Пощечины общественному вкусу» – манифеста русских футуристов. В 1913 – 1914 годах вместе с Маяковским и Бурлюком участвовал в знаменитой поездке футуристов по России. Их выступления, часто сопровождавшиеся скандалами, прошли в Харькове, Симферополе, Керчи, Одессе, Кишиневе, Николаеве, Киеве, Минске, Казани, Пензе, Ростове-на-Дону, Саратове, Тифлисе и Баку. Затем Каменский отправился в основанный им вместе с двоюродным братом хутор на реке Каменка недалеко от Перми. Там он занимался сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей, а также завершил поэму «Стенька Разин», пьесу «Здесь славят разум», «Поэму о Хатсу», писал стихи и рисовал. В последующие годы его стихи появлялись в коллективных сборниках футуристов, а также в его авторском сборнике «Танго с коровами». В 1914 – 1915 году жил в поселке Куоккала, был частым гостем в репинских «Пенатах».

В 1915 – 1916 году выступал с лекциями и чтением стихов в различных городах страны, в петербургском литературном кафе «Бродячая собака». Во время революции оказался в Москве и вместе с другими футуристами активно поддержал власть большевиков. Выступал в «Кафе поэтов» вместе с Маяковским, Бурлюком и Есениным. В 1918 году стал депутатом Моссовета и первым председателем Всероссийского союза поэтов. Был культработником в Красной армии. В 1919 году попал в плен и оказался в тюрьме в Ялте, освобожден оттуда после взятия города красными. Много выступал с лекциями от Мурманска до Кавказа и Дальнего Востока. Сотрудничал с ЛЕФом. Написал пьесу на основе своей поэмы о Разине и несколько других пьес, они были поставлены в ряде театров.

Свой хутор Каменка Василий Каменский передал колхозу, но не покидал надолго родной Пермский край, в течение почти двадцати лет с весны до поздней осени жил в селе Троица под Пермью. Зимой жил в Москве, в Тбилиси или в Перми. С 1930-х годов тяжело болел тромбофлебитом, перенес две ампутации ног, в 1948 году после инсульта потерял способность двигаться. Владея одной левой рукой писал пейзажи.

Умер Василий Каменский в Москве 11 ноября 1961 года.

Василий Каменский

Чем знаменит

Один из ярких поэтов русского футуризма. Для его стихов характерен необычный язык, порой переходящий в заумь, обилие неологизмов. «Обладал редким даром писать стихи так, как будто до него никто их не писал: самые заумные строчки звучали у него естественным ликованием» (М. Л. Гаспаров). Часто обращался к темам крестьянского бунта прошлого (произведения о Разине, Пугачеве, Болотникове), видя в нем стихийное проявление творческой силы народы. «Певец былинных богатырей, и сам богатырь, задорный по нраву, но добрый и чуткий к людям», – писал о Каменском Сергей Городецкий.

О чем надо знать

Одно из самых интересных направлений в творчестве Василия Каменского – его эксперименты по сочетанию текстового и визуального компонентов в поэзии («железобетонные поэмы» и «стихокартины»). Они составляли сборники «Танго с коровами» и «Нагой среди одетых» (оба 1914, второй совместно с Андреем Кравцовым) и были представлены на выставке «№ 4» в Москве в том же году. Железобетонные поэмы были напечатаны на пятиугольных листах (страница со срезанным верхним левым углом), расчерченных на многоугольники неправильной формы. В каждом из многоугольников находилось слово, несколько слов, фраза, слог или одна буква. Взгляд читателя, перемещаясь по многоугольникам в непредсказуемом порядке, сам создавал текст. Использовал Каменский и более простые формы визуальной поэзии. Стихотворение «Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве» из сборника «Танго с коровами» следовало читать по строчкам снизу вверх, причем постепенно уменьшалась как длинна строчек, так и высота букв, чтобы передать увиденный с земли взлет аэроплана.

Прямая речь

Жить чудесно! Подумай: Утром рано с песнями Тебя разбудят птицы — О, не жалей недовиденного сна — И вытащат взглянуть На розовое солнечное утро. Радуйся! Оно для тебя! Свежими глазами Взгляни на луг, взгляни! Огни! Блестят огни! Как радужно! легко. Туманом розовым Вздохни. Ещё вздохни, Взгляни на кроткие слезинки Детей — цветов. Ты — эти слёзы назови: Росинки-радостинки! И улыбнись им ясным Утренним приветом. Радуйся! они для тебя.

«Жить чудесно», 1909

Звени. Солнце! Копья светлые мечи, лей на Землю жизнедатные лучи. Звени, знойный, краснощекий, ясный, ясный день! Звенидень! Звенидень! Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля! Побегу я на веселые поля. Звени, знойный, черноземный, полный-полный день. Звенидень! Звенидень! Сердце, радуйся, и пояс, развяжись! Эй, душа моя, пошире распахнись! Звени знойный, кумачовый, яркий-яркий день. Звенидень! Звенидень! Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна, лучезарная, бегучая волна. Звени, знойный, разудалый, русский алый день. Звенидень! Звенидень!

«Русский звенидень», 1910

Звенит и смеется, Солнится, весело льется Дикий лесной журчеек, Своевольный мальчишка: Чурлю-журль, Чурлю-журль. Звенит и смеется, И эхо живое несется Далеко в зеленой тиши! Корнистой глуши: Чурлю-журль, Чурлю-журль. Звенит и смеется. Отчего никто не проснется И не побежит со мной Далеко в разгулье: Чурлю-журль, Чурлю-журль. Смеется и солнится, С гор несет песню И не видит, лесная лесника Низко нагнулась над ним. И не слышит цветника Песню ответную, Еще зовно зовет: Чурлю-журль, А чурлю-журль.

«Чурлю-журль», 1910

Какофонию душ Ффррррррр Моторов симфонию Это Я — это Я — Футурист-песнебоец И пилот-авиатор Василий Каменский Эластичным пропеллером Взметнул в облака Кинув там за визит Дряблой смерти-кокотке Из жалости сшитое Танговое манто и Чулки С панталонами.

«Вызов авиатора», 1916

Поэт мудрец и авиатор — Помещик лектор и мужик — Я весь — изысканный оратор —

Я весь — последний модный шик.

Звенит, как сонная аорта, Мой наркотический лиризм — Я от деревни до курорта Провозглашаю футуризм.

«Моя карьера», 1916

На утроутесе устья Камы Серебропарчовой — Чья разделится отчаянная голова? А стой и слушай: Это я в рубахе кумачовой Распеваю песни, засучив рукава. На четыре вольностороны. Чаятся чайки. Воронятся вороны. Солнится солнце. Заятся зайки. По воде на солнцепути Веселится душа И разгульнодень Деннится невтерпеж. Смотри и смей, За поясом кистень Из Жигулей. За голенищем нож — Ржавое наследство Стеньки Разина.

«Наследство ржавое», 1917

Весь Париж развернулся пестрой скатертью. Перед полетом выпил стакан коньяку на случай более легкого расставанья с жизненной суетой, выпил и сам авиатор. Полет оказался пьянее: мне совершенно вскружило голову, и я – кажется – заорал во всю глотку от наплыва энтузиазма. Было жутко-ново до божественности ощущенья, до ясности райских галлюцинаций, до сумасшедшей красоты. Воспоминание Василия Каменского о полете на аэроплане

Девять фактов о Василии Каменском

  • Когда Василий Каменский во время своих театральных скитаний оказался в Николаеве, ему было негде ночевать и он остановился у приятеля, работавшего в похоронном бюро, правда, спать ему приходилось в гробу.
  • Василий Каменский ввел в обиход слово «самолет» вместо иностранного «аэроплан». Ранее слово «самолет» существовало в русском языке, но обозначало другие объекты, например, самодвижущийся ткацкий челнок или паром, приводимый в движение течением реки.
  • Каменскому принадлежит формула: «Футуризм – праздник бракосочетания слов».
  • Каменский написал эссе «Аэро-пророчество», где утверждал, что через 200 лет «каждый человек со дня рождения будет иметь свой аэроплан как органическую необходимость», а через 500 лет аэропланы исчезнут, и все люди переродятся в «человеко-птиц» с «большими белыми крыльями», мир станет подобен «птичьему раю», в песнях «человеко-птицы прославят земную счастливую жизнь и смысл бытия».
  • Когда Василий Каменский читал в 1913 году в Харькове стихи о Степане Разине, полиция составила протокол «о восхвалении атамана разбойников» и взяла с Каменского подписку в том, что он не будет более читать эти стихи на публичных выступлениях.
  • 27 февраля 1918 года в Большой аудитории Политехнического музея, на знаменитых выборах «короля поэтов» Василий Каменский занял третье место после Игоря Северянина и Владимира Маяковского.
  • В 1912 году в Ченстохове во время полета в грозу аэроплан Каменского разбился, а сам летчик получил серьезные травмы. В местных газетах даже были опубликованы его некрологи.
  • Пьеса Каменского «Пушкин и Дантес» 1925 года особенно возмутила критиков, так как по воле автора в ней Пушкин убил Дантеса.
  • Сейчас в селе Троица Пермского края действует дом-музей Василия Каменского.
  • Алексей Васильевич Каменский, сын поэта, стал известным художником-нонконформистом.

Материалы о Василии Каменском Статья о Василии Каменском в русской Википедии Василий Каменский в библиотеке ImWerden Василий Каменский «Его — моя биография великого футуриста» (1918) Очерк Е. Л. Желтовой о Каменском-авиаторе

polit.ru

Каменский Василий Васильевич — Биография

Василий Васильевич Каменский (17 (29) апреля 1884, на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом, — 11 ноября 1961, Москва) — русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.

Каменский родился в семье Василия Филипповича Каменского, смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Он появился на свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед по матери — Евстолии Гаврииловны — Гавриил Серебренников. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; когда ему еще не было и пяти лет он потерял родителей и воспитывался в семье тётки Александры Трущовой, сестры матери, муж которой — Григорий Семенович Трущов — служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пу­ти побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». После авиакатастрофы в Ченстохове 29 апреля 1912 года, он жил на построенном в сорока километрах от Перми хуторе Каменка, но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений. В 1916 жил в с. Кичкилейка под Пензой, написал здесь несколько стихотворений, работал над поэмой «Степан Разин», вместе с инженерами А. Яковлевым и К. Цеге занимался здесь усовершенствованием своего аэроплана и проектированием аэросаней.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского — в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 — поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 — в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».

В 1930-х годах писал мемуары, изданные в 1968 году.

С конца 1930-х годов тяжело болел (тромбофлебит, ампутация обеих ног). 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.

В 1913 году Каменский покинул Урал и на некоторое время переехал в Москву. Дружил с Маяковским и другими литераторами. Позже снова вернулся на Урал. Писал стихи и поэмы футуристического направления, позже написал мемуары «Путь энтузиаста».

Не все знают, но именно он, Василий Каменский, впервые ввел в обиход столь привычное нам сегодня слово «самолет». До Каменского летательные аппараты называли лишь «аэропланами».

Память о нашем земляке – поэте и авиаторе - увековечили в старинном селе Троица, в котором тот жил с 1932 по 1951 годы. Там создали мемориальный дом-музей В.В. Каменского. Кстати, это единственный литературный музей в Пермском крае.

Музей был открыт в 1974 году – к 90-летнию со дня рождения В.В. Каменского. Создателями этого оплота культуры стали друг Каменского, журналист и писатель Савватий Гинцбург и старший сын поэта Василий Васильевич Каменский.

Посетители дома-музея Каменского узнают о жизни и творчестве этого неординарного человека.

На первом этаже здания раньше была гостиная и комнаты семьи поэта. Сейчас здесь – экспозиция, рассказывающая о жизненном и творческом пути Василия Каменского. На втором этаже был его кабинет, сейчас воссозданный заново. В нем множество диковинных вещей.

Туристы увидят мемориальные предметы, макеты, документы, книги и т.д. Всего – около 800 единиц хранения.

Интересно и само здание музея – прекрасный образец дачной архитектуры конца XIX – начала XX веков. Здание музея представляет собой деревянный дом 1904 года постройки с двухэтажным пристроем 1930-х годов. Причем проект этого пристроя выполнен самим Каменским. По форме дом напоминает пароход. Крыльцо – словно корма, балконы – палуба, на крыше – смотровая площадка с мачтой и флагштоком. Дом обильно украшен росписью, резьбой и другими украшениями. Дом Каменского – памятник истории и культуры Пермского края.

Адрес музея В.В. Каменского: Пермский край, Пермский район, село Троица, ул. Советская, 18. Телефон: (342) 212-66-81, 296-00-18.

Музей работает ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме воскресенья и понедельника.

Также в Троице сохранился дом управляющего лесной дачей князей Голицыных (именно им до революции принадлежали эти земли).

Кстати, память о В.В. Каменском увековечена еще и в этнографическом музее реки Чусовой, который также можно посетить во время этой поездки выходного дня.

Как доехать до музея Каменского в селе Троица?

На автомобиле от Перми около 50 километров через Новые Ляды, Сылву до села Троица.

Можно доехать и на общественном транспорте. С автовокзала города Перми до села Троица ходят рейсовые автобусы.

Павел РАСПОПОВ

Автор фотографий - Ольга ГАВРИЛОВА

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прослав­ляет природу, мир первоначального, стихий­ного, богата неологизмами, игрой слов и зву­ковыми параллелями, образующими струк­туру стиха. «Стенька Разин» (написанный в 1914-15) — не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин — гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное — Стенька Разин» (1918).

— Вольфганг Казак

pomnipro.ru


Смотрите также