Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография композитор мокроусов


БИОГРАФИЯ » Композитор Мокроусов Б.А.

Мокроусовы - выходцы из крестьян деревни Красная Горка бывшей Мысовской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне рабочий поселок с тем же названием Володарского района) В доме Юсова, где жили Мокроусовы, стало многолюдно, тесно. И тогда старший кондуктор Александр Степанович Мокроусов, уйдя на пенсию, уезжает с дочерьми Анной и Анастасией на свою родину — в Красную Горку. Став знаменитым композитором, живя в Москве, Борис Андреевич неоднократно навещал свою малую родину. Так, в сентябре 1947 года, когда Б. Мокроусов, А. Фатьянов и Г. Абрамов отправились в Горький с творческими отчетами-концертами, Борис Андреевич посетил Красную Горку — родину своих предков, встречался с друзьями детства и юности.

Учеба в музыкальном техникуме

В 1925 году Борис Мокроусов принимает окончательное решение посвятить себя искусству, без которого, чувствовал, ему не жить. Он приходит поступать в Нижегородский музыкальный техникум. Вот таким упорным в достижении цели оказался и Борис Мокроусов. Поэтому на рабфаке Мокроусов пробыл недолго. Через год его перевели на композиторский факультет консерватории. Вскоре сюда же приехал из Киева Борис Терентьев. С Мокроусовым его связала крепкая дружба на многие годы. Вернуться назад Следующая страница Вы можете смотреть кино онлайн в интернете бесплатно.Бесплатные хаки для dle качайте на сайте по прямым ссылкам.

borismokrousov.ru

Н. Михайловская. БОРИС МОКРОУСОВ. Биография. Первые песни

Борис Андреевич Мокроусов родился 27 февраля 1909 года в Канавине, недалеко от Нижнего Новгорода (ныне Горький).

Это было трудное для России время, когда после революционного взрыва 1905 года наступила полоса жесто­кой реакции. Самым мрачным десятилетием в жизни русского народа назвал Максим Горький этот период. Как и большинству в те годы, нелегко приходилось семье железнодорожного рабочего Андрея Мокроусова — отца будущего композитора. И кто знает, не будь революции, может, и Борис Мокроусов разделил бы участь многих и многих одаренных русских людей, «за­рывших свой талант в землю».

Но пришел Октябрь и по-своему стал писать историю страны, народа, каждого отдельного человека. Перед Борисом Мокроусовым открылись двери школы.

...Школьный учитель полагал, что из мальчика вы­растет художник: Борис хорошо рисовал. Но более властно его увлекло другое искусство — музыка.

В детстве Борис Мокроусов не мог и мечтать о му­зыкальном образовании. Теперь многое изменилось. Все началось с самодеятельного школьного домрово-балалаечного оркестра, участником которого стал Борис. Там он, казалось, довольно легко научился по слуху играть на различных инструментах: сначала на балалайке, за­тем на мандолине, гитаре. Сближению с музыкой в значительной мере способствовало и другое. В первые годы после революции по всей стране создавались рабо­чие клубы — очаги массовой культуры. Народная власть стремилась открыть дорогу к искусству самым широким слоям трудящихся. Появился один из таких клубов — клуб железнодорожников — и в Нижнем Новгороде. Здесь Мокроусов, тринадцатилетний подросток, впервые услышал рояль...

Прошло не так много времени, и вот он уже играет по слуху и на этом инструменте, подбирает понравив­шиеся, где-то услышанные мелодии. Пробует сочинять и свои...

Еще два года спустя Борис Мокроусов начинает ра­ботать в клубе тапером. Была такая профессия во вре­мена немого кино. Шел фильм, а рядом с экраном сидел пианист и играл — иллюстрировал происходящее в кино­картине, музыкой помогая зрителям глубже войти в эмоциональный строй фильма, в его ритм. Но вскоре по­добное общение с музыкой перестает удовлетворять Бориса. Он все яснее понимает, как мало еще знает и умеет. Все отчетливее ощущается стремление заняться любимым делом всерьез.

1925 год... К этому времени Борис Мокроусов заканчивает школу и успевает овладеть специальностью электромонтера; он уже приносит домой получку, пусть скромную, но заработанную своими руками.

И вот шестнадцатилетний юноша смело делает крутой поворот в своей судьбе. Он решает «начать все сна­чала», решает посвятить себя искусству, без которого, чувствует, ему не жить.

Борис Мокроусов приходит поступать в Нижегород­ский музыкальный техникум. Здесь без особого энтузиазма встретили переростка, не имевшего даже минимальной подготовки, необходимой для поступления в музыкальное учебное заведение. Но нашелся прозор­ливый человек — преподавательница Нина Николаевна Полуэктова, которая почувствовала в юноше что-то глу­боко музыкальное и, поверив в его дарование, взяла в свой класс.

Начались упорные занятия. Прежде всего юноша стремится овладеть игрой на фортепиано. Работает не жалея времени и сил.

Вот как он несколько лет спустя рассказывал об этом своему товарищу по консерватории: «...Я не мог, как все, добросовестно, до конца выучить этюды Черни или другие традиционные и обязательные для начинаю­щих сочинения. Ленился? Какое там! Часами один си­дел в музыкальном классе, играл. Но только играл-то не заданное. Свое играл, то, что просилось само, на­стойчиво рвалось наружу. Играл, понимаешь, ночами. Уборщицу-старушку обманывал. Она, бывало, перед тем, как запереть училище, кричит: «Все ушли? Есть кто?» Молчу. Уйдет — вот мне раздолье. Что играл? Сначала вроде знакомое. У нас на Волге песен богато. Многоголосие... — красота древняя, русская. Потом незаметно на свое переходил...»1 Так рождался композитор.

«Мы тогда только что познакомились, — пишет там же соученик Мокроусова М. Александров. — Белокурый и светлоглазый волжанин показался чем-то очень похо­жим на Сергея Есенина. А может, на есенинские стихи. Таким же он был русским и милым, крепким на вид, и — улыбка открытая...»

Но все это позднее. Пока же Борис Мокроусов пости­гает премудрости музыкального искусства в техникуме, овладевает основами музыкальных наук, продолжает иллюстрировать кинокартины в клубе...

К середине 20-х годов при высших учебных заведе­ниях нашей страны начали открываться рабочие фа­культеты. Туда посылали учиться молодых рабочих, по тем или иным причинам не успевших получить нужного специального образования, но выявивших незаурядные способности к определенному делу.

Послали учиться и Бориса Мокроусова — на рабфак Московской консерватории.

Для занятий в высшем учебном заведении одного таланта было мало. Нужны были еще желание и умение работать, воля к преодолению любых трудностей. Не каждый мог освоить такие сложные дисциплины, как теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музы­кальных форм, история музыки, полифония и другие. Это было дано только наиболее одаренным и упорным. Тем, кто не мыслил себе жизни без любимого искусства, для которых служение музыке было призванием. Таким упорным в достижении цели оказался и Борис Мокроусов.

На рабфаке Мокроусов пробыл недолго. Через год его перевели на композиторский факультет консервато­рии. Вскоре сюда же приехал из Киева Борис Терентьев. С Мокроусовым его связала крепкая дружба на многие годы.

«Он был любознательным, пытливым, — вспоминает о своем друге Борис Михайлович Терентьев2.— Много читал, изучал клавиры и партитуры. Очень любил играть на рояле. Как сейчас вижу его руки на клавиатуре — легкие, мягкие. Было что-то нежное, «женственное» в том, как Борис прикасался к клавишам... Не раз мы бывали вместе в Третьяковке. Борис Мокроусов очень любил все русское — классическую живопись, литературу, поэзию. Любил читать и советских поэтов, но к ним подходил более «потребительски» — критично и придир­чиво отбирая то, что могло послужить основой для его собственного творчества...

Молодой Мокроусов никогда не стоял в стороне от политических событий, — продолжает Б. Терентьев. — Был человеком, способным к анализу происходящего, активным комсомольцем. Не раз выступал в печати со статьями по самым злободневным вопросам советского творчества и быта. В суждениях часто бывал резок. Та­кое впечатление возникало оттого, что Мокроусов всег­да говорил прямо, без обиняков, говорил то, что ду­мает, — правду. А она нередко бывает горькой, особенно тогда, когда речь заходит о творчестве, о том или ином сочинении композитора. Эту откровенность высказыва­ния не всегда верно понимали и принимали. За критику многие товарищи по перу Мокроусова недолюбливали. И, может быть, это делало Бориса Андреевича человеком замкнутым, малообщительным, трудно сходившимся с людьми. Но он не мог иначе. Правдивость была свой­ством его натуры. К тому же в собственном творчестве он, сколько мог, был беспощадно требователен к себе...»

В консерватории Борис Мокроусов занимался у видных советских композиторов-педагогов, теоретиков, музыкально-общественных деятелей: Ан. Александрова, В. Белого, Г. Литинского, Н. Мясковского.

В студенческие годы им были написаны Симфоническая сюита (1931), «Пионерская сюита» (1932) и Симфо­ническая поэма (1934), Концерт для тромбона с оркестром (1935), Струнный квартет (1934), Сюита для квартета медных духовых инструментов (1934), Соната для фортепиано (1933). Тогда же он начинает работу над балетом «Блоха», который остался незавершенным. Фрагменты балета в клавире, а также «Антифашистскую симфонию» для хора и большого симфонического орке­стра молодой композитор представляет в качестве дипломной работы. Борис Мокроусов заканчивает кон­серваторию в 1936 году по классу композиции Николая Яковлевича Мясковского.

«В годы учения, — вспоминает Б. Терентьев, — Мокроусов испытывал различные влияния, пробовал си­лы в разных жанрах, овладевал различными стилями музыкального выражения. Был восприимчив ко всему новому, стремился овладеть и модной в те годы мане­рой музыкального письма. Тогда из-под пера Мокроусо­ва появлялась музыка сложная, «запутанная», совсем не соответствующая духу и темпераменту этого человека. Об этом говорят некоторые его инструментальные сочи­нения — квартеты, сонаты. Но вот что замечательно: ни­какие веяния моды не могли свернуть Мокроусова с его собственного пути. Он никогда не смешивал художест­венное творчество со школьными опытами и эксперимен­тами, с работой над освоением композиторской тех­ники...»

После окончания консерватории, начав самостоя­тельный творческий путь, Борис Мокроусов не раз обра­щается к произведениям крупной формы.

В 1938 году появляется первая редакция оперы «Чапай». На протяжении всей жизни композитор неод­нократно возвращался к этому любимому детищу. Соз­давались новые и новые, более совершенные вариан­ты. Оперу о легендарном народном герое ставили Чувашский музыкально-драматический и Московский оперный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Ее слушали в Саратове, Горьком и других городах страны. В многочисленных статьях и рецензиях отмечались достоинства оперы и ее постановок и слабые их стороны.

Среди сочинений Б. Мокроусова — кроме назван­ных— оперетта «Роза ветров» (1947), вокально-симфо­нические произведения: «Ты с нами, Серго!» (1937), бы­лина «Илья Муромец и Идолище поганое» (1944); «Рус­ская увертюра» для симфонического оркестра (1949), сочинения для духового оркестра, фортепианное трио (1948). Мокроусовым написана музыка к ряду радио­постановок; особую популярность завоевала постановка «Поддубенские частушки» по рассказу С. Антонова (1951). Сошли с экрана и стали широко популярными песни Б. Мокроусова к кинофильмам «Свадьба с прида­ным», «Неуловимые мстители». Музыка этого автора звучала во многих драматических спектаклях столичных театров: «Стряпуха» и «Стряпуха замужем» А. Софронова (Театр им. Вахтангова), «Сотворение мира» Н. По­година и «Белые облака» В. Блинова (Малый театр), «Рассвет над Москвой» А. Сурова (Театр им. Ермоло­вой), «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, «Человек с именем» Д. Угрюмова, водевиль «Где эта улица, где этот дом» В. Дыховичного и М. Слободского (Театр сатиры), «Аленушка» Н. Шестакова, «Зайка-зазнайка» С. Михалкова (Московский ТЮЗ) и др.

Но главным, любимейшим жанром композитора ста­новится песня. Созданию ее Мокроусов отдает большую часть времени и творческих сил. В этом жанре он до­стигает наивысших художественных результатов.

...В последние годы жизни композитор страдал тя­желым недугом. Болезнь неотвратимо вела к разруше­нию его личности, к утрате творческого потенциала.

Минуты просветления становились все более редкими. Тогда Борис Андреевич возвращался к работе, мечтал о либретто для новой оперы, хотел написать крупное вокально-симфоническое сочинение. Мечтал об этом даже в больнице, откуда выйти ему было не суждено. 27 марта 1968 года Б. А. Мокроусова не стало...

Борис Андреевич Мокроусов — большой, талантливый русский художник, светлый и чистый лирик — в период взлета и расцвета своего неповторимого дарования создал непреходящие музыкальные ценности, вошедшие в золотой фонд советского песенного творчества.

К содержанию

Одним из событий музыкальной жизни середины 30-х годов, окончательно определившим направление всей творческой работы Мокроусова, было выступление хора им. Пятницкого. Но выступление необычное. В тот вечер молодой композитор Владимир Захаров (неза­долго до этого Захаров стал главным художественным руководителем коллектива, до конца дней связав с ним свою творческую судьбу) знакомил москвичей с програм­мой, открывавшей новую страницу в жизни народного хора, к тому времени достигшего значительных высот художественного мастерства.

Как раз тогда встретился с прославленным коллекти­вом Борис Мокроусов.

Театрализованное представление «У околицы», насы­щенное русскими обрядами, песнями, частушками, потрясло его. Борис Андреевич почувствовал в твор­ческих принципах Захарова что-то очень близкое. Он словно окунулся в родную стихию, ощутил, как интересно может работать с фольклором композитор-профессионал. Так определился путь Мокроусова в искусстве. Выходец из народа, теснейшими узами связанный с его жизнью и его судьбой, Борис Мокроусов был и навсегда остался певцом русской народной души.

И раньше — до окончания консерватории — Мокроусов не раз сочинял песни — пионерские, комсо­мольские. Они мало чем отличались от песен подобного рода, написанных другими авторами. В них преобладали типичные черты жанра. Их исполняли по радио. Но, как и многие песни-близнецы, они проходили незамечен­ными, не приковывая к себе внимания, не «цепляясь» за слух.

В 1936—1937 годах Исаак Дунаевский, крупнейший мастер советской песни, начал составлять сборник новых произведений советских композиторов. Участвовать в сборнике был приглашен и Борис Мокроусов, только что окончивший консерваторию. Тогда и написал он свою первую «мокроусовскую» песню, сразу сделавшую его известным. Называлась эта песня «Милый мой живет в Казани» (на сл. В. Соловьева):

В этой песне проявились черты, которые стали потом характерными для творчества Мокроусова. Прежде всего, это — какая-то особая доверительность высказы­вания, идущего от сердца к сердцу, простота, искрен­ность в выражении чувства, незатейливая, свободно льющаяся мелодия, казалось бы, самый обычный акком­панемент... Но так ли уж все тут просто? Откуда же такой совершенно особый «аромат» песни? Стоит повнимательнее вглядеться в нотную запись, вслушаться в ее живое звучание, как обнаруживаешь поистине тончай­шую работу композиторской мысли.

Песня написана в духе волжских лирических часту­шек. Своеобразно ее мелодическое и ладогармоническое развитие. В ней по-своему преломлена пентатоника — лад, имеющий специфическое, часто подчеркнуто свет­лое звучание. Пентатонические обороты слышны в мело­дии, особенно в конце второй ее фразы. Они ощущаются и в начальных аккордах двух первых тактов. Несколько на первый взгляд малозначительных штрихов оказы­ваются очень важными. Они дают почувствовать душев­ное состояние героини и, вызывая определенный круг ассоциаций, конкретизируют направленность ее мечты. Каждый стихотворный образ, каждое слово становятся весомыми, значимыми для композитора. «Милый мой живет в Казани» — и ладовая сторона музыки вместе с думами героини словно уносит нас к ее любимому, в окружающий его мир (пентатоника наиболее характерна для татарской музыки, а также и для музыки некоторых других народностей, живущих в Поволжье).

Но и сама девушка не остается безликой — получает свою музыкальную характеристику. Уже в первой части песни появляются мелодические обороты, выходящие за рамки пятиступенного лада. Это ласковые, мягкие, ти­пично русские интонации, раскрывающие существенные черты лирического образа героини:

Изошла б слезой горючей, Потеряла бы покой, Если б вдруг не вышел случай

Непредвиденный такой.

Композитору удается объединить выразительные де­тали в органически спаянное целое, подчиненное основ­ной образно-смысловой задаче.

Наконец, еще один очень существенный момент, на­шедший отражение в песне: ее связь со значительными свершениями времени. Важным событием для всей стра­ны, ее общественно-экономической жизни в тот период было сооружение каналов, соединивших Москву-реку с Волгой, а затем с пятью морями нашей Родины. Сколько писалось об этом! К сожалению, не обошлось и без деклараций в искусстве.

Мокроусов также касается этой темы; собственно, ей и посвящена песня «Милый мой живет в Казани». Но примечательно, как решает тему композитор. Большую общественную проблему Мокроусову удается перенести в личный план. Композитор дает нам почувствовать, как сказывается общее дело на частных судьбах людей. Элементы юмора, бытовизмы, вводимые с большим тактом, лишь усиливают человечность художественного высказывания, приближают его к простым людям:

Нас тоска не доконала, Доконали мы тоску. Вдоль по Волге, по каналу Ходит милый мой в Москву! Нам любовь теперь — не горе! Солнце спрячется едва, Мы встречаемся у моря

Возле шлюза номер два.

Песня завоевала огромную популярность, стала подлинно народной. Успех окрылил композитора, еще боль­ше утвердил его в том, что путь в искусстве им выбран верный.

К содержанию

В статье «Песни советского народа» В. Соловьев-Седой, отмечая своеобразие и искренность песенного творчества Мокроусова, его неповторимый мелодический дар, проникновенность, глубокую лиричность и убедительность музыкальной образности, подчеркнул еще одну существенную черту его песенного таланта: «...Чувство музыкальной драматургии несомненно присуще этому талантливому композитору»4.

Наиболее отчетливо и полно чуткое ощущение музы­кальной драматургии, принцип сквозного образно-музы­кального развития выявились в песнях, которые можно назвать песнями-сказами, песнями-балладами.

Мокроусов часто обращался к народным поэтическим текстам и музыкальным напевам, однако его обработки никогда не ограничивались простой гармонизацией народных мелодий.

К работе с фольклором Мокроусов подходил глубоко творчески. Отталкиваясь от первоисточника — образа, мысли, попевки, — Борис Андреевич свободно развивал их, преломляя сквозь призму своей творческой индивиду­альности, своего видения и живого ощущения не только самого народно-песенного мелоса, но и той среды рус­ской жизни, которой именно эти образцы фольклора были рождены.

Мокроусов не считал себя привязанным к «букве» песни, к ее напевам. Даже народные тексты в общей ра­боте с поэтом над песней подвергались при необходи­мости профессиональной шлифовке, уточнению. Так же свободно композитор обобщал и интонации различных песенных пластов, стремясь к одному — как можно глубже и полнее раскрыть и развить сущность народ­ной образности, народного интонирования.

По стилистике и интонационным истокам песни-баллады не одинаковы. Вот, например, «Возвращение» (на сл. Л. Ошанина). В этом сочинении выражены думы сына, возвращающегося с войны, о матери, об отчем доме. Он вспоминает о том, как уходил в походной шинели, пытается представить себе, как, печалясь и страдая в одиночестве, мать ждала его и как они встретятся. По форме, складу мелодии, по фактуре, по характеру выра­женных в нем чувств это сочинение ближе всего русской песенно-романсной лирике.

Наиболее интересны и самобытны песни-сказы иного плана, во всех своих элементах тесно связанные с народ­ной основой. Это прежде всего «У колодезя» и «Из-под камушка». В них сконцентрировались и отчетливо (особенно полно — в балладе «Из-под камушка») выяви­лись принципы подхода к фольклорному первоисточни­ку, характерные для Мокроусова.

«У колодезя» — полный горечи рассказ про то,

Как наехали да злые вороги, полонили тут да красну девицу, полонили тут да увели с собой,

увели с собой в чужую сторону.

По своему складу музыка этого сочинения близка напевам русских старинных сказов и былин:

Народный сказ «Из-под камушка» повествует о том, как «ревнивый муж вел жену топить», как просила она: «Не топи меня рано поутру, а топи меня поздно вечером, когда детушки спать улягутся...» «...А старшая дочь не спала всю ночь, не спала всю ночь, все выслуши­вала...» Утром она старается выпытать у отца, где мать, не верит его ответам и проклинает злодея.

Баллада Мокроусова «Из-под камушка» — развер­нутая драматизированная музыкальная картина. В сквозном развитии чередуются различные эпизоды — образные характеристики жены-матери, отца и дочери, меняющиеся в зависимости от душевного состояния героев.

Сдержанны, неспешно повествовательны начальные такты баллады. В музыкальных фразах, характеризу­ющих девушку, которая еще не ведает своей судьбы, слышатся интонации спокойно-светлых лирических девичьих песен.

Тревожное предчувствие горя ясно ощутимо в эпизо­де, рассказывающем о том, как муж вел на смерть жену. Трагическим взрывом звучит в кульминации ее мольба о пощаде. И вот уже далеко разносящийся над равниной вечерний колокольный звон возвещает о ее гибели.

Музыкальные фразы-характеристики отца приобретают зловещее звучание, в них чувствуется связь с образами русских сказок, нашедшими претворение в му­зыке Римского-Корсакова. Интересная деталь: когда отец хочет оправдаться перед детьми, задобрить их обе­щаниями, звучит тема тревожных материнских пред­чувствий, обличая его лживость (передать этот тонкий нюанс — особая задача исполнителя).

Наконец, еще один круг интонаций использован в эпизодах дочери, допрашивающей отца о судьбе матери. В ее причитаниях слышится просьба, тревога, жалоба, боль. Эта баллада — впечатляющая музыкальная карти­на, воссоздающая некоторые черты быта и нравов старой России.

В песнях-сказах, при всем их различии, есть общее: все они основаны на последовательном развитии сюжета, пронизаны повествовательной интонацией. Содержание большинства из них драматично и поднимается порой до истинной трагедийности.

К содержанию

Источник: сборник «Мастера советской песни». М., 1977

www.norma40.ru

Борис Мокроусов

Сценарист и продюсер нового комедийного сериала «Триада» о сексуальности, феминизме, изменах и «Изменах»Сара Хайленд получает приглашение на 15 свадеб за один год.Стивен Зейлян адаптирует для канала Showtime серию романов Патриции Хайсмит.4 октября выберут лучшие работы студентов сценарной школы.Следователь Генпрокуратуры Иван Оганесян вышел на след серийного убийцы.Актёр сыграет Никки Барнса в криминальной биографической ленте Netflix «Совет».Продолжение истории молодого талантливого врача с синдромом саванта Фредди Хаймора.28 сентября, 19:30, DisneyНеординарный дебют инвестора Дмитрия Фальковича

Page 2
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.Будем очень признательны за помощь.

Кино-Театр.РУ рекомендует

Page 3
Карпов я  1.04.2019 08:57К выводу прихожу, что самые задушевные песни делают самые замкнутые и суровые люди. Не выпускают птицу счастья из своей клетки - темницы! >>Александр Владимирович  (Херсон)  24.03.2016 15:41Замечательный самобытный русский композитор. На редкость задушевные мелодии. Жаль, что так мало пожил. >>Ник . Кузнецов  (Москва)  13.09.2013 18:48Чуть-чуть помню дядю Борю . Частенько приходил к моему отцу побухать. Простите за правду. Что было - то было. >>кузьмина ольга михайловна  (Ржев)  17.01.2013 20:07Дорогие мои! Очень попрошу помочь. В 30- хх гг. ХХ в. Мокроусов бывал в Калининской обл. г. Ржеве. Нет ли где в его воспоминаниях этого факта,пожалуйста, подскажите. ОК >>O.N.Z  (Володарск)  6.04.2012 13:25Подскажите, остались ли потомки или родственники у Бориса Андреевича? >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 10Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Борис Мокроусов

Сценарист и продюсер нового комедийного сериала «Триада» о сексуальности, феминизме, изменах и «Изменах»Сара Хайленд получает приглашение на 15 свадеб за один год.Стивен Зейлян адаптирует для канала Showtime серию романов Патриции Хайсмит.4 октября выберут лучшие работы студентов сценарной школы.Следователь Генпрокуратуры Иван Оганесян вышел на след серийного убийцы.Актёр сыграет Никки Барнса в криминальной биографической ленте Netflix «Совет».Продолжение истории молодого талантливого врача с синдромом саванта Фредди Хаймора.28 сентября, 19:30, DisneyНеординарный дебют инвестора Дмитрия Фальковича

Page 2
Карпов я  1.04.2019 08:57К выводу прихожу, что самые задушевные песни делают самые замкнутые и суровые люди. Не выпускают птицу счастья из своей клетки - темницы! >>Александр Владимирович  (Херсон)  24.03.2016 15:41Замечательный самобытный русский композитор. На редкость задушевные мелодии. Жаль, что так мало пожил. >>Ник . Кузнецов  (Москва)  13.09.2013 18:48Чуть-чуть помню дядю Борю . Частенько приходил к моему отцу побухать. Простите за правду. Что было - то было. >>кузьмина ольга михайловна  (Ржев)  17.01.2013 20:07Дорогие мои! Очень попрошу помочь. В 30- хх гг. ХХ в. Мокроусов бывал в Калининской обл. г. Ржеве. Нет ли где в его воспоминаниях этого факта,пожалуйста, подскажите. ОК >>O.N.Z  (Володарск)  6.04.2012 13:25Подскажите, остались ли потомки или родственники у Бориса Андреевича? >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 10Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Жизнь и творчество советского композитора Бориса Мокроусова

Кто такой?

Борис Андреевич Мокроусов (1909—1968) — выдающийся советский композитор. Его музыку можно услышать в фильме «Неуловимые мстители», а также во фронтовой песне, которую регулярно поют на концертах, посвященных Великой Победе – песня «Огонек». Правда музыку Борис Мокроусов лишь обработал и придал ей то звучание, которое существует и по сей день. Но, благодаря огромному таланту композитора, она каждый год перерождается и никогда не теряет своей актуальности.

II

Где учился Мокроусов?

Еще с детства, чувствуя свое призвание, Мокроусов поступил в Нижегородский музыкальный техникум. Пошел туда Борис против воли родителей. Мокроусов всю свою жизнь оставался благодарен замечательному преподавателю — Нине Полуэктовой. В свои приезды в Горький он непременно навещал ее.

Об этом рассказала сестра композитора — Александра Мокроусова: «Когда он учился в Москве, он часто приезжал в Горький. Во время этих приездов он обязательно заходил к своим друзьям. Мы жили тогда в железнодорожных корпусах напротив Канавинского рынка. Часто приезжал он к своему педагогу Нине Николаевне Полуэктовой. Она уже тогда была больна, но заходил он к ней каждый раз…”

Борис Мокроусов написал музыку к песне “Осенние листья”

III

Военный или композитор?

В 1939 году Бориса Мокроусова на сравнительно непродолжительное время призывают в Красную Армию. Перед отправкой на службу он съездил в Горький повидаться с родителями. А служить ему пришлось в образцово-показательном оркестре наркомата обороны, где он проводил учебно-воспитательную и творческую работу с молодыми музыкантами.

Солдатская тема проходит через все творчество Мокроусова. Уже в первые годы войны появляется «Песня защитников Москвы» (слова А. Суркова), «Четыре моряка» (слова М. Исаковского), «Ходят Соколы» (слова А. Софронова) и многие, многие другие. Борис Мокроусов пишет о пехоте, о летчиках и связистах, пишет о флоте, о героических подвигах.  Его песни находили отклик в сердцах советских людей.

Музыка к песне “Огонек”

IV

С чего начался его самостоятельный творческий путь?

В 1938 году появляется первая редакция оперы «Чапай». На протяжении всей жизни, композитор неоднократно возвращался к этому любимому детищу. Создавались новые и новые, более совершенные варианты.

Оперу о легендарном народном герое ставили Чувашский музыкально-драматический и Московский оперный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Ее слушали в Саратове, Горьком и других городах страны. В многочисленных статьях и рецензиях отмечались достоинства оперы и ее постановок и слабые их стороны.

«Музыка оперы создавалась многие годы. Еще в 30-х годах мы бывали у Б. Мокроусова и слушали первые музыкальные наброски будущего большого сочинения. Тогда замысел композитора казался нам неосуществимым. Мы не могли представить себе, как это Чапаев будет петь арии. Но прошли годы упорных трудов, и мы все очень порадовались за композитора», – такой отзыв об опере оставили участники гражданской войны.

Среди зрителей спектакля были и участники грозных событий гражданской войны, родственники самого легендарного полководца и его верного комиссара Дмитрия Фурманова.

V

Какие песни принесли популярность Мокроусову?

Наибольшую популярность принесли композитору созданные им песни. В 1940-е – 1960-е годы Б. Мокроусовым были написаны десятки песен, многие из которых стали советской песенной классикой.

Это «Одинокая гармонь», «Сормовская лирическая», «Костры горят далекие», «Лучше нету того цвету», «Песенка фронтовых шоферов», «Песня защитников Москвы», «Море шумит», «Вьется вдаль тропа лесная», «Назначай поскорее свидание», «Милый мой живет в Казани» и, конечно же, «Огонек».

На позиции девушка провожала бойца.

Темной ночью простилася на ступеньках крыльца.

И пока за туманами видеть мог паренек,

На окошке на девичьем все горел огонек.

В 1948 г. его песни «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки», «О родной земле» и «Одинокая гармонь» были отмечены Сталинской премией СССР.

Написал музыку к фильму “Неуловимые мстители”

VI

Какую память о Борисе Мокроусове хранит Нижний Новгород?

Имя выдающегося композитора носит улица в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Также на улице Алексеевской 15 в здании, где раньше располагался Нижегородский музыкальный техникум, в котором учился Борис Мокроусов, висит мемориальная доска. Она была открыта в День города в 2000 году.

В прошлом году «Нижегородский губернский оркестр» к 795 – летию города Нижнего Новгорода записал альбом, который был собран из песен о нижегородской земле разных времен. Этот альбом также подарил новое звучание песни «Сормовская лирическая», которую исполнил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

ИРИНА КОРОТИНА

www.ili-nnov.ru

Борис Андреевич Мокроусов: краткая биография

Нижний Новгород изначально формировался как центр торговой, производственной и коммерческой деятельности. Бурлила здесь и культурная жизнь. Борис Андреевич Мокроусов появился на свет 27 февраля 1909 года в семье рабочего. Родители на тот момент проживали в небольшом поселке близ Нижнего. Отец работал на железной дороге. Мать занималась домашним хозяйством. Будущий композитор был старшим ребенком в семье. По сложившейся традиции, ему приходилось присматривать за младшими братьями и сестрами.

Борис демонстрировал творческие способности. Он хорошо рисовал. Самостоятельно освоил игру на гитаре, балалайке и мандолине. В школе Мокроусов учился неплохо, но предпочтение отдавал музыкальным урокам. В тот хронологический период по всей стране создавались клубы для рабочих и крестьян. В этих учреждениях «кухаркины дети» приобщались к сокровищам искусства и культуры. И в Нижнем Новгороде открылся клуб железнодорожников. В 13 лет Мокроусов услышал, как звучит рояль, который с этого момента стал его любимым музыкальным инструментом.  

Уже через два года он подрабатывал тапером в одной из хореографических студий. Интересно отметить, что Борис работал электромонтером, а музыкой заниматься в свободное от работы время. Когда парню исполнилось 16 лет, он поступил в музыкальный техникум. Надо сказать, что его приняли неохотно, поскольку поступающий считался переростком. Через некоторое время Мокроусова, как отличника, направили на рабфак Московской консерватории. Здесь он упорно занимался и перешел на композиторский факультет.

В 1936 году Мокроусов получил диплом и продолжил занятия творчеством. Интересно отметить, что дипломной работой композитора была «Антифашистская симфония». Когда началась война, молодой композитор не стал прятаться и попросился служить на Черноморском флоте. Даже в условиях боевых действий он не забывал заниматься музыкой. В 1942 году он написал «Песню защитников Москвы», а спустя еще несколько месяцев «Заветный камень». По признанию современников, «Заветный камень» стола настоящим гимном сопротивления фашистам.

В 1948 году за песни «Одинокая гармонь», «О родной земле», «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки» Борис Мокроусов получил Сталинскую премию. Поскольку он был человеком широкой души, денежный эквивалент премии «ушел» на угощение друзей и даже малознакомых людей. В следующее десятилетие Мокроусов много работал и радовал советских людей новыми песнями «Сормовская лирическая», «Осенние листья», «Мы с тобою не дружили» и далее по списку. Без малейшего преувеличения можно сказать, что мелодии и слова этих песен знала вся страна.

Популярная ныне песня «Вологда» было написано еще в середине 50-х годов. Однако широкую известность она получила только в 1976 году, когда ее исполнил ансамбль «Песняры». Мелодии Мокроусова звучат и сегодня, в кино на театральной сцене и телевидении. О своей личной жизни композитор распространяться не любил. В свободное от работы время он дружил с коллегой по цеху Алексеем Фатьяновым. Известно, что Мокроусов был дважды женат. В браке со второй женой Марьяной выросли два сына. Борис Андреевич Мокроусов скончался в марте 1968 года от сердечной недостаточности.

Источники:

www.kakprosto.ru


Смотрите также