Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография леонардо да винчи личная жизнь


Леонардо да Винчи: личная жизнь

О творчестве и научных изысканиях великого представителя эпохи Возрождения в биографии Леонардо да Винчи написано немало трудов. Над его феноменом долгие столетия бились и учёные, и историки, и искусствоведы. Долгое время учёные интересовались исключительно его достоянием как художника, скульптора, изобретателя, анатома. В общем-то, сфер, в которых Леонардо да Винчи проявил себя не только как знаток, но и как первооткрыватель, очень много. В связи с этим очень мало свидетельств в его биографии, относящихся к личной жизни Леонардо да Винчи, которую, надо признать Маэстро очень тщательно скрывал. Все его дневники написаны специально созданным для этого шифрованным письмом, над которым до сих пор бьются учёные.

Тем не менее, на сегодняшний день учёные пришли к некоторым выводам о том, каким был великий художник своего времени. По их мнению, Леонардо да Винчи был незаконнорожденным ребёнком знатного сеньора, что, впрочем, не лишило его ни богатства, ни почестей, сопутствующих людям знатного происхождения. Бытует мнение, что знаменитая Мона Лиза — это портрет матери художника Катерины, с которой он был разлучён в возрасте пяти лет. Достоверно известно, что Леонардо да Винчи не был связан любовными узами ни с одной из барышень современниц. Поэтому учёные подозревают, что художник был человеком с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Возможно, к этому мнению они пришли по аналогии с другими художниками — яркими представителями своего времени, которые предпочитали мужчин женщинам. Для нас это признаки нетрадиционной ориентации, а в то время среди знати и творческих личностей это было более чем обычным явлением. Хотя церковные каноники уже и начали войну с такими отношениями, но, как известно, явление это было очень распространено.

На фото — одна из картин, на которой изображён Салаино

Что же касается самого да Винчи, то его пристрастие к мужскому полу подтверждает и то, что всю жизнь он неизменно был окружён красивыми юношами, которые становились его учениками и натурщиками. Среди них наиболее выделяются Салаино (это прозвище, которое дал ученику сам изобретатель, означающее Дьяволёнок), который был спутником Леонардо да Винчи долгие 30 лет, и Франческо Мельци, который был с Маэстро до самой смерти и унаследовал практически всё достояние последнего. Учитывая явное отвращение Леонардо да Винчи к половым отношениям, высказанное в его дневнике, многие склоняются к мнению, что художника с его любимыми учениками связывали не физические, а платонические отношения.

На фото — портрет Франческо Мельци

Что бы там ни говорили или писали о личной жизни Леонардо да Винчи, нам, современникам, конечно, более ценно его творчество, картины, вышедшие из-под его пера. Тем более, что все сведения, дошедшие до нас из работ историков и учёных, нельзя считать полностью достоверными, ведь почерпнуты они из записей, которые до сих пор до конца расшифровать никому не удаётся. К тому же и записи не сохранились до наших дней полностью. Поэтому всё, что нам известно — это личное мнение и оценка исследователей, которые вполне могут отличаться от реальной картины.  

lichnaya-zhizn.ru

Леонардо да Винчи — самое интересное и загадочное из его жизни

Леонардо да Винчи – одна из самых талантливых и загадочных персон эпохи Возрождения. Творец оставил после себя массу изобретений, картин и тайн, многие из которых остаются не раскрытыми по сей день. Да Винчи называют полиматом, или «универсальным человеком». Ведь он достиг высот практически во всех сферах науки и искусства. В этой статье вы узнаете самое интересное из жизни этого человека.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в поселении Анкиано утосканского города Винчи. Родителями будущего гения стали адвокат Пьеро 25 лет и сирота-крестьянка Катерина 15 лет. Однакоу Леонардо, как и у его отца, не было фамилии: да Винчи значит«из Винчи».

До 3 лет мальчик жил с матерью. Отец вскором времени женился на знатной, но бесплодной даме. В результате 3-летнего Леонардо взяли на воспитание в новую семью, навсегда разлучив с матерью.

Пьер да Винчи дал сыну всестороннее образование и не раз пытался приобщить его к нотариальному делу, но мальчик не проявлял к профессии никакого интереса. Стоит отметить, что в эпоху Возрождения незаконно рожденные дети считались равными законным. Поэтому даже после смерти отца Леонардо помогали многие знатные люди Флоренции и самого городка Винчи.

Мастерская Верроккьо

В 14 лет Леонардо стал подмастерьем в мастерской живописца Андреа дель Верроккьо. Там подросток рисовал, лепил, постигал азы гуманитарных и технических наук. 6 лет спустя Леонардо получил квалификацию мастера и был принят в Гильдию Святого Луки, где продолжил изучать основы рисования и прочие значимые дисциплины.

В историю вошел случай о победе Леонардо над учителем. Работая над полотном «Крещение Христа», Верроккьо попросил Леонардо нарисовать ангела. Ученик создал образ, который был в разы прекраснее всей картины. В итоге пораженный Веррокьо на всю жизнь оставил живопись.

1472–1516

1472–1513 года считаются самыми плодотворными в жизни художника. Ведь именно тогда полимат создал свои известнейшие творения.

В 1476–1481 году у Леонардо да Винчи была личная мастерская во Флоренции. В 1480 художник стал известным и начал получать баснословно дорогие заказы.

1482–1499 года да Винчи провел в Милане. Гений прибыл в город как посланец мира. Глава Милана – герцог Моро – нередко заказывал да Винчи разнообразные изобретения для войн и для забав двора. Кроме того, в Милане Леонардо да Винчи начал вести дневник. Благодаря личным записям, мир узнал о многих открытиях и изобретениях творца, о его увлеченности музыкой.

Из-за вторжения французов в Милан, в 1499 году художник вернулся во Флоренцию. В городе ученый служил герцогу Чезаре Борджиа. По его поручению да Винчи часто бывал в Романье, Тоскане и Умбрии. Там мастерзанимался разведкой и готовил поля для сражений. Ведь Чезаре Борджиа хотел захватить Папскую область. Весь христианский мир считал герцога исчадьем ада, а да Винчи уважал его за упорство и одаренность.

Герцог Чезаре Борджиа

В 1506 Леонардо да Винчи вновь вернулся в Милан, где занимался анатомией и изучением строения органов при поддержке семьи Медичи. В 1512 г. ученый переехал в Рим, где творил под протекцией папы Льва X вплоть до смерти последнего.

В 1516 Леонардо да Винчи стал придворным советником короля Франции Франциска I. Правитель выделил художнику замок Кло-Люсе и дал полную свободу действий. Помимо ежегодной платы в 1000 экю ученый получил поместье с виноградниками. Да Винчи отмечал, что французские годы подарили ему безбедную старость и были наиболее спокойными и счастливыми в жизни.

Смерть и могила

Жизнь Леонардо да Винчи оборвалась 2 мая 1519 года, предположительно от инсульта. Однако признаки болезни проявились задолго до этого. Художник не мог двигать правой рукой из-за частичного паралича уже с 1517, а незадолго до кончины и вовсе потерял способность ходить. Все свое имущество маэстро завещал ученикам.

Первая могила да Винчи была разрушена в ходе гугенотских войн. Останки различных людей перемешали и захоронили в саду. Позже археолог Арсен Уссэ идентифицировал скелет художника по описанию и перенес его в восстановленную могилу на территории замка Амбуаз.

В 2010 году группа ученых намеревалась эксгумировать тело и провести ДНК-экспертизу. Для сравнения планировалось взять материал захороненных родственников художника. Однако владельцы замка Арбуз не допустили эксгумации да Винчи.

Тайны личной жизни

Личная жизнь Леонардо да Винчи держалась им в строжайшей тайне. Все любовные события художник описывал в дневнике при помощи особого шифра. Ученые выдвигают 3 противоположные версии относительно личной жизни гения:

  1. Версия №1. У да Винчи была нетрадиционная ориентация. Так, в 24 года Леонардо и ещё трое парней были вызваны в суд из-за обвинения в содомии. Донос был признан ложным, а обвиняемых оправдали. К потенциальным любовникам да Винчи причисляют его учеников Франческо Мельци и Салаи. Молодые люди имели женственные черты лица и все свободное время проводили с наставником. А Салаи и вовсе стал моделью для полотна «Иоанн Креститель» и предположительно для «Моны Лизы». Салаи
  2. Версия №2. У да Винчи был роман с Чечилией Галлерани, позировавшей для полотна «Дама с Горностаем». В письме женщине художник написал: «Возлюбленная моя богиня…». Однако эта версия считается притянутой за уши и маловероятной. Ведь Чечилия Галлерани была возлюбленной герцога Лодовико Сфорца. Современники подтверждали, что любовь между мастером и дамой оставалась платонической.
  3. Версия № 3. Итальянец был асексуалом и не нуждался в плотских утехах ни с женщинами, ни с мужчинами. Поэтому да Винчи вел жизнь монаха и не продолжил свой род.

Тайны в жизни да Винчи

В 1950 г. был предан огласке список Великих магистров Приората Сиона– иерусалимского ордена монахов, основанного в 11 веке. Согласно перечню, Леонардо да Винчи был членом тайной организации.

Ряд исследователей полагает, что художник и вовсе был ее руководителем. Основной задачей группы было восстановить на престоле Франции династию Меровингов – прямых потомков Христа. Еще одной из миссий группы было сохранить в тайне брак Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Историки оспаривают существование Приората и считают участие в нем Леонардо мистификацией. Ученые подчеркивают, что Приорат Сиона был создан в 1950 при участии Пьера Плантара. По их мнению, тогда же были подделаны документы.

Однако мало сохранившихся фактов, может говорить лишь об осторожности монахов ордена и об их желании скрыть свою деятельность. В пользу теории говорит и стиль письма да Винчи. Автор писал слева направо, как бы имитируя еврейское написание.

Тайна Приората легла в основу книги Дэна Брауна «Код да Винчи». На основе произведения в 2006 был снят одноименный фильм. В сюжете говорится о якобы изобретенном да Винчи криптексе – приборе для шифрования.При попытке взломать устройство все написанное растворяется уксусом.

Предсказания Леонардо да Винчи

Одни историки считают Леонардо да Винчи провидцем, другие – путешественником во времени, попавшим в средневековье из будущего. Так, ученые задаются вопросом, как изобретатель мог создать газовую смесь для акваланга без знания биохимии. Однако вопросы вызывают не только изобретения да Винчи, но и его предсказания. Многие пророчества уже сбылись.

Так, Леонардо да Винчи детально описал Гитлера и Сталина, а также предсказал появление:

  • ракет;
  • телефона;
  • скайпа;
  • плееров;
  • электронных денег;
  • кредитов;
  • платной медицины;
  • глобализации и др.

Кроме того, да Винчи нарисовал конец света, изобразив атомный гриб. Среди будущих катаклизмов ученым описаны провалы земной поверхности, активизация вулканов, потоп и приход Антихриста.

Изобретения

Леонардо да Винчи оставил миру массу полезных изобретений, ставших прототипами:

  • парашюта;
  • аэроплана, дельтоплана и вертолета;
  • велосипеда и автомобиля;
  • робота;
  • очков для глаз;
  • телескопа;
  • прожектора;
  • акваланга и скафандра;
  • спасательного круга;
  • военных приспособлений: танка, катапульты, пулемета, мобильных мостов и колесцового замка.

Среди великих изобретений да Винчи отмечают и его «Идеальный город». После пандемии чумы ученый разработал проект Милана с грамотной планировкой и канализацией. Предполагалось разделить город на уровни для высших сословий и торговли, обеспечить постоянный доступ воды в дома.

Кроме того, мастер отверг узкие улочки, являвшиеся рассадником инфекций, и подчеркнул важность широких площадей и дорог. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон.

Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии. Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты. Кроме того, да Винчи точно описал и изобразил позвоночник, щитовидную железу, структуру зубов, строение мышц, расположение внутренних органов. Так, были созданы принципы анатомического рисования.

Гений внес вклад и в становление искусства, разработав технику размытого рисунка и светотень.

Великие картины и их загадки

Леонардо да Винчи оставил после себя множество картин, фресок и рисунков. Однако 6 работ было утеряно, авторство еще 5 оспаривается. В мире наиболее известны 7 творений Леонардо да Винчи:

1. «Маленький набросок долины реки» – первая работа да Винчи. Рисунок реалистичен, аккуратен и выполнен легкими штрихами карандаша. При взгляде на пейзажкажется, что смотришь на него свысокой точки.

Маленький набросок долины реки

2. «Туринский автопортрет». Живописец создал шедевр за 7 лет до своей смерти. Картина ценна тем, что дает миру представление о том, каким был внешне Леонардо да Винчи. Однако некоторые искусствоведы полагают, что это лишь эскиз к «Моне Лизе», сделанный с другого человека.

3. «Витрувианский человек». Рисунок был созданв качестве иллюстрации к книге. Да Винчи запечатлел нагого мужчину в 2 позициях, наложенных друг на друга. Работа одновременно считается достижением искусства и науки. Ведь художник воплотил канонические пропорции тела и золотое сечение. Так, рисунок подчеркивает природную идеальность и математическую пропорциональность человека.

Витрувианский человек

4. «Мадонна Литта». Картина имеет религиозный сюжет: она посвящена Богоматери (Мадонне) и младенцу-Христу. Несмотря на небольшой размер, картина поражает чистотой, глубиной и красотой. Но «Мадонна Литта» также окутана тайнами и вызывает массу вопросов.Почему у младенцав руках птенец? Почему у Богоматери распорото платье в районе груди? Почему картина выполнена в темных тонах?

Мадонна Литта

5. «Поклонение волхвов». Картина была заказана монахами, но из-за переезда в Милан художник так и не завершил работу.На полотне нарисована Мария с новорожденным Иисусом и волхвы. По одной из версий среди мужчин изображен и сам 29-летний Леонардо.

Поклонение волхвов

6-й шедевр – «Тайная вечеря»

«Тайная вечеря» – фреска, запечатлевшая последний ужин Христа. Работа не менее загадочна и таинственна, чем «Мона Лиза». Мистикой окутана история создания полотна. Художник довольно быстро нарисовал портреты всех героев картины.

Однако найти прототипы для Иисуса Христа и Иуды никак не получалось. Как-то да Винчи заметил светлого и одухотворенного юношу в церковном хоре. Молодой человек стал прототипом Христа. Поиски модели для рисунка Иуды затянулись на годы.

Тайная вечеря

Позже да Винчи нашел самого гнусного на его взгляд человека. Прототипом Иуды стал пьяница, обнаруженный в сточной канаве. Уже завершив картину, Да Винчи узнал, что Иуда и Христос были нарисованы им с одного и того же человека.

Среди загадок «Тайной вечери» – и Мария Магдалина. Да Винчи изобразил ее по правую руку от Христа, как законную жену. О браке между Иисусом и Марией Магдалиной говорит и то, что контуры их тел образуют букву M – «Matrimonio» (брак).

7-й шедевр –«Мона Лиза», или «Джоконда»

«Мона Лиза», или «Джоконда» – самая известная и таинственная картина Леонардо да Винчи. По сей день искусствоведы спорят, кто изображен на полотне. Среди популярных версий: Лиза дель Джокондо, Констанца д’Авалос, Пачифика Брандано, Изабелла Арагонская, обычная итальянка, сам да Винчи и даже его ученик Салаи в женском платье.

Мона Лиза и Салаи

В 2005 было доказано, что на картине изображена Лиза Герандини – жена Франческо дель Джокондо. На это указали заметки друга да Винчи Агостино Веспуччи. Так, становятся объяснимыми оба названия: Мона – сокращение от итальянского мадонна, моя госпожа и Джоконда – по фамилии мужа Лизы Герандини.

Мона Лиза

Среди тайн картины – демоническая и одновременно божественная улыбка «Моны Лизы», котораяспособна зачаровать любого. При фокусировке на губах кажется, что они начинают улыбаться больше. Говорят, что люди, которые долго смотрят на эту деталь, сходят с ума.

Компьютерное исследование показало, что улыбка Моны Лизы одновременно выражает счастье, злость, страх и отвращение. Одни ученые убеждены, что эффект вызван отсутствием передних зубов, бровей или беременностью героини. Другие говорят, что улыбка будто ускользает из-за того, что находится в низкочастотном световом диапазоне.

Исследователь Смит-Кеттлевел утверждает, что эффект изменения улыбки связан со случайными шумами в зрительной системе человека.

По-особому написан и взгляд «Моны Лизы». По каким-бы углом вы не смотрели на девушку, создается впечатление, что она смотрит на вас.

Впечатляет и техника написания «Джоконды». Портрет, в том числе глаза и улыбка,представляют собой ряд золотых сечений. Лицо и руки формируют равнобедренный треугольник, а некоторые детали идеально вписываются в золотой прямоугольник.

Тайны картин да Винчи: скрытые послания и смыслы

Картины Леонардо да Винчи окутаны загадками, над которыми бьются сотни ученых со всего мира. В частности, Уго Конти решил применить зеркальный метод. На эту мысль ученого натолкнула проза да Винчи. Дело в том, что автор писал слева направо, и прочесть его рукописи можно лишь с помощью зеркала. Тот же подход Конти применил и к чтению картин.

Выяснилось, что персонажи полотен да Винчи взглядами и пальцами указывают на места, к которым нужно приставлять зеркало.

Нехитрый прием открывает скрытые образы и фигуры:

1. На картине «Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» обнаружили целый ряд демонов. По одно из версий, это Дьявол, по другой – ветхозаветный бог Яхве в папской тиаре. Считалось, что этот бог «защищает душу от пороков тела».

Нажмите для увеличения

2. На картине «Иоанн Креститель» – «древо жизни» с индийским божеством. Ряд исследователей считает, что таким образом художник скрыл загадочную картину «Адам и Ева в Раю». О полотне часто упоминали современники да Винчи. Долгое время считалось, что «Адам и Ева» – отдельная картина.

3. На «Моне Лизе»и «Иоанне Крестителе» – голова демона, Дьявола или бога Яхве в шлеме, чем-то похожая на скрытое изображение на полотне «Богоматерь». Этим Конти объясняет тайну взглядов на картинах.

4. На «Мадонне в скалах» («Мадонне в гроте»)изображена Дева Мария, Иисус, Иоанн Креститель и Ангел. Но если поднести к картине зеркало, можно увидеть Бога и ряд библейских персонажей.

5. На картине «Тайная вечеря» обнаруживается скрытый сосуд в руках Иисуса Христа. Исследователи полагают, что это Чаша Грааля. Кроме того, благодаря зеркалу два апостола становятся рыцарями.

6. На картине «Благовещение» скрыты ангельские, а по некоторым версиям инопланетные, образы.

Уго Конти считает, что найти скрытый мистический рисунок можно на каждой картине. Главное, использовать для этого зеркало.

Помимо зеркальных кодов, «Мона Лиза» хранит и тайные послания под слоями краски. Графические дизайнеры заметили, что при повороте полотна на бок становятся заметны образы буйвола, льва, обезьяны и птицы. Да Винчи, таким образом, поведал миру о четырех Сущностях человека.

Интересные факты

Среди интересных фактов о да Винчи можно отметить следующие:

  1. Гений был левшой. Многие ученые объясняют этим особый стиль письма мастера. Да Винчи всегда писал зеркально – слева направо, хотя и умел писать правой рукой.
  2. Творец был не постоянен: он бросал одну работу и перескакивал на другую, так и не возвращаясь к предыдущей. Причем да Винчи переходил на совершенно несвязанные между собой области. Например, с искусства на анатомию, с литературы на инженерное дело.
  3. Да Винчи был талантливым музыкантом и прекрасно играл на лире.
  4. Художник был рьяным вегетарианцем. Он не только не ел животной пищи, но и не носил кожаные и шелковые вещи. Да Винчи называл людей, которые едят мясо, «ходячими кладбищами». Но это не мешало ученому быть распорядителем на придворных пирах и создать новую профессию – «помощника» повара.
  5. Страсть к рисованию у да Винчи не знала границ. Так, мастер часами детально зарисовывал тела повешенных.
  6. По одной из версий, ученый разрабатывал яды без цвета и запаха, а также прослушивающие устройства из стекла для Чезаре Борджиа.

Говорят, что гении рождаются лишь тогда, когда мир готов их принять. Однако Леонардо да Винчи намного опередил свою эпоху. Основная масса его открытий и творений была по достоинству оценена лишь спустя столетия. Да Винчи собственным примером доказал, что человеческий разум не знает границ.

О титане Возрождения писали книги и снимали фильмы, в его честь воздвигали памятники. Именем великого ученого называли минералы, кратеры на Луне и астероиды. А в 1994 году нашли по-настоящему красивый способ увековечить память о гении.

Селекционеры вывели новый сорт исторической розы, получившей название Роза Леонардо да Винчи. Растение цветет непрерывно, не выгорает и не замерзает в холода, подобно памяти об «универсальном человеке».

Роза Леонардо да Винчи

Делитесь статьей с друзьями и подписывайтесь на обновления — вас ждет еще много интересного.

secretofworld.ru

ThePerson: Леонардо Да Винчи, биография, причины известности.

Самый необыкновенный гений во всей истории человечества. За свою историю жизни он сумел заложить фундамент современной ботаники, анатомии, архитектуры, инженерии, при этом не являясь ни одним из них. Полет его мысли опережал время на долгие столетия. Его картины были и остаются уникальны и мистически привлекательными. Он был едва ли не первым последовательным реалистом в живописи. Возможно, его наблюдения за природой и исследования были причиной его невероятной детальности и точности.

Детство

15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском поселке появился на свет величайший художник и деятель науки Леонардо да Винчи. Таинственность охватывала его с первых дней его существования. Являясь внебрачным отпрыском юного юридического представителя Пьеро да Винчи и никому неизвестной крестьянки Катерины. Его отец будучи из знатного рода позже женился повторно на дворянке но брак был бездетный. Через некоторое время огорченный этим он создал новую семью с другой супругой. В последствии всех браков насчитывалось 11 детей в семье Пьеро. В юные годы будущий гений отличался от своих сверстников хорошо сложеным телом, необычайной привлекателностью и жаждущим знаний разумом. Уже тогда было заметно его необычное отношение к миру и восприятие окружающего в другом ракурсе. Он проводил много свободного времени на природе изучая окружающую его среду.

Образование

Несмотря на это образование, полученное им, было весьма поверхностным. Но это не мешало юному дарованию уже к 15 годам освоить пение, игру на лире, рисование и делать большие успехи в математических науках. В отрочестве да Винчи стал подмастерьем у знаменитого в то время художника – Андреа дель Верроккьо. Процесс обучения приносил удовольствие обоим так как их взгляды на жизнь совпадали. Звание мастера живописи было дано ему в 1472 году, еще четыре года после этого он не покидал своего учителя желая завершить все совместные проекты. Однако именно в этот период его жизни у него появилась привычка не доводить работы до конца.

Личная жизнь

Жизнь гения была окружена людьми. Друзья и ученики окружали его на протяжении всего жизненного пути. А вот дела сердечные покрыты занавесом тайны, как и многие аспекты его жизни. Леонардо настолько тщательно скрывал эту часть своей жизни что ходили слухи что он мужеложец. Некоторые верили в его близкую связь с его учениками. Модель для шедевра «Дама с горностаем» так же была любовницей живописца по некоторым теориям. Все же принято считать что он был увлечен природой и наукой настолько что был не заинтересован в отношениях какого либо вида.

Начало творческого пути

В 1481 году молодой Леонардо получил заказ положивший начало его послужному списку «Поклонение волхвов» для жертвенника богомольни близ Флоренции. К сожалению эта работа не дождалась своего завершения, однако он сделал достаточно большой шаг что бы речь о нем пошла как о талантливом новаторе. В этот период он переехал в Милан служить придворным дворянина Людовико Сфорца где он прожил 20 лет. Будучи военным советником, он создает разработки «закрытых повозок» (будущий танк) и многозарядное оружие на оборачивающейся основе (прообраз пулемета). К сожалению инженерно- технические проекты да Винчи опережали мысли времени, в котором он жил, не вызывая доверия у современников. Сфорца не забывал и художественном таланте своего подданного и заказал у него конную статую которая завершения не дождалась и подверглась утилизации. Фреска «Тайная вечеря» была заказана что бы стать украшением стен в богомольне Санта-Мария. Очень скудный опыт и знания в мастерстве фрески привело к экспериментальным составам пытаясь их улучшить. Этот опыт закончился катастрофой, не прошло и двух лет с момента создания картины как краска начала осыпаться, и теперь, это самые известные руины в истории искусства.

Пытаясь понять строение природы, художник делал сотни зарисовок и записей по строению человеческого тела и животных. Эскизы, сделанные при вскрытии, были детально нарисованы. Кости, мышцы, сосуды и вены были изображены сотни тысяч раз. Его работы опережали время на сотни лет до недавнего времени превосходили даже современные пособники по анатомии.

Наука и инженерия

Взгляд его был всегда устремлен в небо, он пытался его постичь. Разрабатывая летательный аппарат, он изучал различные виды птиц и летучих мышей. Сначала он был нацелен на изобретения аппарата с крыльями приводимыми в движение руками человека. Позже начал делать зарисовки напоминающие современные вертолеты и парапланы. Им был изобретен парашют. Так же он был первым кто придумал первую схему подзорной трубы с двумя линзами.

Жизненный путь

Захват Милана войсками франции и смена власти принудили художника покинуть город. Возвративший в Флоренцию он около 1503 года дал жизнь творению под названием «Мона Лиза». Пожалуй, величайшему произведению искусства в западноевропейской живописи является именно эта картина. Не смотря на прошедшие столетия остается загадкой чей облик запечатлен на этом полотне и почему Леонардо да Винчи не отдал портрет заказчику и держал его у себя до самой смерти. 1512 год стал причиной многих беспорядков, под натиском папского престола французские войска наконец-то покидают Милан, в связи с чем Леонардо отправляется в Рим. К сожалению его дурная слава рисовальщика, начинающего работу, но не завершающего ее стала камнем преткновения в работе с Папой Львом Х. Возможно причиной художественного «простоя» стало появление на рынке Микеланджело и Рафаэля которые работали намного быстрее. Впрочем, Леонардо не смотря ни на что имел известность гениального творца и Французский монарх Франциск I, будучи его поклонником пригласил гения в свои владения.

Последние годы жизни

Приняв титул «первого художника, инженера и архитектора» он в свои 60 лет занялся отнюдь не картинами, а рукописями. Его мечтой стало опубликовать свои дневники, в которых он описывал свое понимание мира и необычность полета своей мысли. К сожалению, ему это сделать не представилось возможным. В возрасте 67 лет умер человек по праву называвшийся гением. Он был похоронен близ реки Луары на местном кладбище, уничтоженным с течением времени, могила его была утеряна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro

Биография Леонардо да Винчи: информация о жизни ученого и художника

Знаменитый немецкий политик и философ середины и конца девятнадцатого века Фридрих Энгельс писал об эпохе Возрождения множество интересных вещей. К примеру, он сказал, что время «требовало титанов, нуждалось в них и даже породило таковых по страстности, силе натуры и широте мысли». Одним из подобных великих мыслителей и подвижников он считал Леонардо да Винчи. Ведь этот необычный человек был не только живописцем или математиком, конструктором или изобретателем, механиком, инженером или физиком. В нем сошлись все эти таланты, основой которых стал изобразительный. Но кем же он был на самом деле, как протекали его дни и сложилась судьба?

Загадочный Леонардо да Винчи: биография «бесполезного гения»

Если говорить только о живописи, то можно назвать этого видного деятеля подлинным инициатором знаменитого стиля Высокого Возрождения. Он был искусным рисовальщиком, скульптором, видел любой предмет в собственном свете, стал настоящим теоретиком изобразительного мастерства. Но в то же время, имея настолько мощный талант от провидения, он безусловно и непреклонно верил в силу человеческого интеллекта. Искусство было для него не целью, а средством. Способом познания мироздания и его законов, тайн природы, правил гармонии и красоты. Оно помогало ему производить научные изыскания, которые шагнули далеко вперед, намного опередив собственное время.

Практически вся достоверная информация о Леонардо да Винчи почерпнута потомками из сочинения (жизнеописания) итальянского художника середины шестнадцатого века Джорджо Вазари. Именно в его труде имеет место рассказ о «поверженном учителе» Андреа дель Верроккьо, на полотне которого наш герой написал ангела, да так хорошо, что мэтр отбросил кисть и навсегда отказался рисовать картины.

Характеристика деятельности и открытий

Жизнь Леонардо да Винчи нельзя назвать простой. Ко всему, что он знал, умел и понимал, пришлось «доходить» самостоятельно. Он считал человека и его интеллект наиболее совершенным творением природы. В идеале – это гармонично и всесторонне развитая личность, живущая мирскими интересами, причем довольно далекими от того аскетизма, что чествовался во времена средневековья. Художник часто обращался к религиозным сюжетам в своих картинах, но трактовка получалась уже совершенно иной, новой, необычной.

В его персонажах, даже если они изображают божественных существ, легко угадываются простые люди с их прихотями и капризами, достоинствами и недостатками, добродетелями и грехами. Даже самые ранние работы мастера (Madonna Litta, Madonna Benois) в образе святой с дитям прославляют простую женщину, мать, со всеми ее земными и вполне доступными для понимания чувствами. В своих живописных работах да Винчи продолжает следовать именно такому взгляду.

«Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах», как и другие полотна, наполнены настоящей жизнью и человеческими эмоциями, волнениями, чувствами. При этом он никогда не забывал и о композиции, уравновешивая все детали для более гармоничного восприятия. Однако, кроме картин, художник оставил и другое богатое наследие – в одном только «Атлантическом кодексе» (записки Леонардо) более тысячи страниц подробных чертежей, зарисовок, схем механизмов в области термо- и аэродинамики, ботаники, музыки, математики.

Рождение и детство Леонардо

Начало пятнадцатого века было непростым временем для Европы. В основном жить приходилось за счет натурального хозяйства, а знать и аристократия порой сама не гнушалась заниматься ремеслами для повышения собственного уровня доходов. Год рождения Леонардо да Винчи известен точно – 1452-й, да и с числом проблем не возникает – 15 апреля. Произошло это в крохотной деревушке Анкиано, что близ города Винчи, рядом с Флоренцией. Такие точные сведения удалось сохранить для потомков потому, что после появления на свет крохотного малыша его дед, Антонио, сделал запись в своем дневнике. Там он говорил о рождении внука от сына Пьеро и его жены Катерины.

Существует мнение, будто крестьянская девушка была вывезенной турками славянкой, откуда настолько аутентичное имя, а вот отец да Винчи совершенно точно работал нотариусом. Никакой семейной идиллии не было: отец вскоре повторно женился на знатной и богатой девушке, а малыш остался на попечение матушки. Оказалось, что несмотря на положение и состояние, жена папы была бесплодной. В возрасте трех лет мальчишку взяли к ним в дом в качестве наследника.

С ранних лет разлученный с любимой матерью Леонардо всю жизнь старательно воссоздавал ее образ в своих работах. Жить с мачехой ему не пришлось – он воспитывался дедом, который дал ему достойное для того времени образование. Род да Винчи был довольно многочисленен и богат, а низкорожденные дети все равно остаются продолжателями фамилии, потому в судьбу будущего гения более состоятельные родственники внесли и свой посильный вклад.

Становление флорентийского художника

Когда сорванцу Леонардо исполнилось тринадцать, первая мачеха приказала долго жить. Отец снова женился, но вскоре опять схоронил супругу. В итоге он нажил двенадцать детей, кроме первенца, и счастливо «дотянул» до преклонного возраста. Сперва он усиленно пытался приобщить отпрыска к юриспруденции, однако законами общества юноша совершенно не интересовался. Зато он увлекался живописью, а его работы поражали реалистичностью даже в самой простой технике. Тогда через год парня решено было отдать в мастерскую Андреа ди Микеле Чони, больше известного под именем Верроккьо, во Флоренцию.

Там он учился не только рисованию, но и получил доступ к книгам, освоил многие гуманитарные науки, основы механики и инженерного дела. Работа с кожей, гипсом, математика и черчение, рисование и металлургия – все это он изучил охотно и легко. Именно в этой мастерской он получил возможность свести знакомство с такими мэтрами, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Аньоло ди Поло и другими. Уже к 1473 году художник Леонардо да Винчи получил квалификационное свидетельство в Гильдии Святого Луки (Sint-Lucasgilde) и стал настоящим специалистом.

Обзор карьеры Мастера скрытых знаков

После завершения обучения художник остался в мастерской учителя. Существует даже занимательная легенда о том, как Верроккьо перестал рисовать. Виной всему ангел, которого он доверил юному дарованию написать на своем полотне о крещении Иисуса. Тот якобы настолько понравился заслуженному мастеру, что тот забросил кисть далеко и обещал никогда больше ничего не рисовать, сраженный красотой и искусностью ученика. Было это приблизительно в семьдесят втором, а уже к семьдесят седьмому появились «Мадонна с вазой» и «Благовещение».

В 1476 году во Флоренции прогремело неприятное дело, после которого каждый узнал, кто такой Леонардо да Винчи, и вовсе не из-за его талантов. Сам художник и трое его приятелей – молодых живописцев – были привлечены по ложному доносу к ответственности за содомию. Суд вынес оправдательный приговор, но это впоследствии породило массу слухов и сплетен о гомосексуальности или бисексуальности.

По всей видимости, в городе да Винчи имел собственную мастерскую, в которой и работал, так как об этом в историческом материале довольно мало сведений. Зато картин и других работ в 80–99 годах было написано великое множество: «Мадонна в гроте», Витрувианский человек, «Портрет музыканта», «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Битва в Ангиари» и многие другие.

Обзор достижений и осмысление теории рисования

Для наших с вами современников Леонардо да Винчи в первую очередь – художник. Однако его теории и наброски простираются далеко за пределы сферы искусства, затрагивая практически все аспекты человеческой жизни.

  • Вероятно, кроме живописи, мастер увлекался еще и скульптурой. Исследователь университета Перуджи Карло Сиси утверждает, что отысканная им терракотовая голова лошади принадлежит именно руке этого великого человека. Однако работал он медленно, и никогда не считал рисование основным занятием, делом своей жизни.
  • Леонардо сам идентифицировал себя как механика и инженера, конструктора и разработчика, генератора новых идей.
  • Он сделал множество набросков и написал колоссальное количество заметок на тему анатомии и строения людей и животных, хотя при жизни никогда свои работы ввиду опасений обвинения в колдовстве. Он занимался вскрытием трупов и точным документированием строения организмов, что стало мощной основой в медицине для потомков.

Ему приписывают также первую разработку парашюта, танка и велосипеда, роботов, разнообразных катапульт и прожекторов. Считается, что двухлинзовый телескоп тоже придумал именно он. Он серьезно относился к теории в любом деле, не исключая и рисования. Да Винчи полагал, что тот, кто пытается применить практику без познания, «подобны моряку без компаса и штурвала». Потому он занялся созданием теории живописи, ведя свой дневник, куда регулярно заносил заметки о перспективе, цветосочетании, скульптуре, пропорциональности. Записей этих сохранилось более ста книжек. Повествование в них густо перемежается анекдотами, философскими отступлениями, баснями и крылатыми изречениями.

Последователи Леонардо

Многие художники эпохи Возрождения испытали сильное влияние гения этого великого человека. Некоторые на самом деле были его учениками, другие просто перенимали его неповторимый стиль максимальной естественности, игры светотени, реалистичности и объемности образов. Потому ломбардских живописцев того времени стали называть леонардески (leonardesco, leonardeschi), как и картины, что написаны в подобной «леонардовской» манере: полуулыбка, смягченные линии смуфато, миндалеподобные глаза, мягкие вьющиеся локоны). Можно отметить несколько наиболее известных имен.

  • Андреа Соларио.
  • Джованни Антонио Больтраффио.
  • Бернардино Луини.
  • Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци.
  • Чезаре да Сесто.

В свои лучшие годы Леонардо да Винчи старательно заносил советы и рекомендации последователям в специальные блокноты. Прославленный мэтр считал, что настоящий живописец должен сперва овладеть в совершенстве перспективой, подружиться с ней, познать истинную форму предметов, которые собирается перенести на холст. Следующим этапом он предлагал копировать уже созданные великими картины, и только после этого приступать к чему-то своему, индивидуальному и неповторимому. Однако мастер предостерегает от «слепого копирования»: стоящий за мольбертом не должен стать зеркалом для окружающего мира, но пропускать его сквозь себя, словно призма.

Интересные факты о скрытых посланиях картин

Поклонники конспирологических учений утверждают, что да Винчи не просто переносил на холст то, что видел вокруг, а «выписывал» послания для потомков. Насколько все это правда, доподлинно неизвестно, но разные гипотезы, связанные с этим фактом, выглядят правдоподобно.

  • Главная загадка – «Мона Лиза», улыбке которой посвящены многотомные научные труды. Совсем недавно обнаружилось, что в глазах девушки на картине под микроскопом можно обнаружить цифры и символы.
  • «Тайная вечеря» — еще одно полотно, полное загадок, словно ящик Пандоры бедами. Музыкант и композитор Джованни Мария Пала отыскал на нем (в положениях рук и ломтей хлеба) завершенное музыкальное произведение. Ватиканский историк Сабрина Сфорца Галиция думает, что в картине есть предсказание потопа и даже настоящего конца света в четвертом тысячелетии.
  • «Мадонна со святым Джованнино» представляет собой изображение девы Марии с младенцем Иисусом на руках, а также архангелом за спиной. Однако по странной случайности или задумке автора над левым плечом женщины парит поразительный дискообразный предмет, напоминающий неопознанный летающий объект (НЛО).
  • Диковинное полотно «Иоанн Креститель» с полностью «глухим» фоном (необычно для картин тех времен), заставляет зрителя сконцентрироваться на главной фигуре. Многие считают направленный вверх палец, полутени и странную, даже слегка зловещую улыбку персонажа указанием на далеко не самые смиренные мысли.

Таких нюансов и секретов в каждой работе Леонардо можно отыскать десятки, а порой даже и сотни. Скорее всего, их загадка так и останется для нас неразгаданной. Следует учитывать, что всем этим картинам уже более пяти сотен лет, потому тайные знаки потихоньку «тают», и вскоре от них мало что останется.

Изобретения и плодотворное изучение наук

Знать всего лишь живопись этого человека мало, ученый  да Винчи оказался не менее основателен и проницателен. Правда, мало изобретений мастера нашли применение в реальном мире при его жизни.

  • Единственное практическое изобретение – специальный механизм для пистолета под названием колесцовый замок. Он имел заводной механизм, наподобие часового, а конструкция оказалась такой удачной, что применялась еще в середине девятнадцатого века.
  • Он придумал перчатки вместо рукавиц для латников, что позволяло им стрелять из пистолета.
  • Мастер много и настойчиво работал с изобретением летательных аппаратов разнообразных конструкций. Считается, что прототип аэроплана и вертолета принадлежит именно да Винчи.
  • Художнику приписывают изобретение первого робота – механизм, «одетый» в рыцарские доспехи. Говорят, он умел вставать, садиться, двигать руками, ногами и шеей.
  • В течение всей жизни Леонардо занимался исследованиями строения тела человека, а также животных, делал вскрытия и зарисовки, но опубликовать свои наработки не имел возможности – за это было легко «загреметь» на костер.

В 85-м году пятнадцатого столетия, сразу же по завершении вспышки ужасной эпидемии бубонной чумы в Милане, Леонардо представил завершенный проект «идеального», по его мнению, города. На схеме было продумано все до мелочей, от расположения улиц до стоковой канализации, что позволило бы уберечь людей от возможных проблем в будущем. В Норвегии недавно выстроили мост, который полностью соответствует тому, что дошел до нас в чертежах мастера. Он оказался настолько продуманным, что поразил даже инженеров двадцать первого столетия.

Письменное наследие Леонардо

Кроме изобразительного и изобретательского таланта, великий творец обладал еще и литературным даром. Дошли до потомков его записки в разобранном, хаотичном виде. Он писал левой рукой, потому почерк разобрать трудно, а ввиду давнего времени некоторые части текстов утрачены навсегда. После кончины художника его последователь Франческо Мельци выбрал из них то, что касалось живописи, и оставил сочинение Trattato della pittura.

Он имел хороший легкий слог, но литератором в полном смысле себя никогда не считал. В те времена сочинители писали в основном на латыни, а Леонардо вынес итальянский язык на суд общественности. Это был язык знати и интеллигенции, без изысков и прикрас, зато четкий, понятный и доступный для каждого. До наших дней дошло также около семи тысяч страниц рукописного дневника великого художника и ученого. Правда, находятся они в разных коллекциях, а некоторые их владельцы до начала двадцатого века даже не осознавали, какой клад имеют в своих руках.

Личная жизнь мыслителя и художника

О работах мастера известно много, хотя и они окутаны ореолом тайн и загадок, а вот о его семейной жизни, наоборот, практически нет сведений. Женат он никогда не был, по крайней мере, ни в одной церковной книге того времени нет ни единого упоминания об этом. Связей с женщинами в исторических сводках тоже не обнаружено, да и сам ученый никогда об этом ничего не писал. Однако поговаривали, что он был влюблен в фаворитку миланского герцога Людовико Сфорца – Чечилию Галлерани, выписанную им в полотне «Дама с горностаем». Это была опасная связь, если она имела место, то понятно, почему да Винчи скрывал ее – за это можно было поплатиться головой.

Ходили слухи о гомосексуальных склонностях художника, якобы он любил мальчиков и проводил с ними все свое время. К примеру, называли имя ученика Джана Джакомо Капротти да Орено, более известного как Салаи. Однако никаких доказательств тому нет, только судебный процесс в юности, который вынес оправдательный приговор. Возможно, именно с него писалась знаменитая «Джоконда» и томный «Иоанн», больше похожий на греческого сатира. Существует версия, что Леонардо не имел совершенно никаких отношений с противоположным полом, потому так и остался девственником до самой смерти.

Завершение жизни Леонардо да Винчи

В 16-м мастер принял приглашение от короля Франции Франциска I и стал его придворным живописцем, архитектором, другом, собеседником, инженером и механиком. Правитель поселил его в своем любимом дворце Кло-Люсе, где вырос сам. Тут он уже почти ничего не писал, а занимался организацией приемов и празднеств. Позже у него отказала правая рука, но, к счастью, он был амбидекстром и одинаково умело владел и левой тоже. Состояние его постоянно усугублялось, а весь третий год он уже пролежал в постели, опекаемый слугами.

Двадцать третьего апреля 1519-го года было составлено завещание, а уже второго мая мастер скончался. Он прожил долгие и насыщенные событиями и свершениями шестьдесят восемь лет, оставив после себя грандиозное наследие. Говорят, что умер он на руках своего близкого приятеля короля, но подтверждений этому нет. Похоронили его неподалеку — в замке Амбуаз, где и сегодня стоит надгробная плита с эпитафией.

В память о великом энциклопедисте

Международный астрономический союз (IAU) в тридцать пятом году двадцатого века назвал именем мастера кратер на видимой стороне Луны, а также астероид (3000) Леонардо. Существует минерал, носящий имя давинчит, открытый российскими учеными в начале двадцать первого столетия. Писатели и поэты неоднократно обращались к его личности, к примеру, «Синьор да В.» американки Кит Рид описывает жизнь мастера в публицистической манере.

Разработчики компьютерных игр тоже не остались в стороне, и Леонардо является одним из персонажей знаменитой саги Assassin’s Creed, а именно: второй части и Brotherhood. В мультфильме о черепашках-ниндзя один из зеленых персонажей тоже гордо носит его имя. В 2013 году на экраны вышел сериал под названием «Демоны Да Винчи», главную роль в котором сыграл Том Райли. Также есть огромное количество документальных лент, посвященных этому великому человеку и его работам, которые стоит посмотреть каждому.

perstni.com

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – это ученый, инженер мыслитель. Но многим он известен как художник, автор таких полотен как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Тайная вечеря». Сохранилось тринадцать работ художника, его авторству приписывают еще восемь, несколько работ утрачены. Безусловно, его вклад в искусство значим: он первый размыл контуры рисунка, показал, каким может быть рассеянный свет и дымка. Искусство итальянского Возрождения получило толчок в своем развитии и плеяду гениальных художников, среди которых Микеланджело и Рафаэль.

Леонардо прожил долгую жизнь при дворе и имел влиятельных покровителей. Однако сам себя он назвал ученым. Хотя на протяжении жизни его представляли по-разному, даже музыкантом. После смерти он оставил двум своим ученикам картины и рукописи.

Семьи у него никогда не было, а истории сохранила лишь незначительные акты о его романах. Причем скандальных: со своими учениками и иногда – натурщицами. В общем, вокруг его имени всегда было много тайн и слухов. И даже через пятьсот лет спустя человечество продолжает разгадывать тайные знаки, которые провидец скрыл не только в своих картинах, но и манускриптах, посвященных научным и исследовательским трудам.

Он родился по большой любви и незаконной связи в 1452 году близ Флоренции. Его отец Пьеро был из знатного рода, а мать Катерина – крестьянкой. В то время подобный мезальянс существовать не мог. Отец вскоре нашел себе ровню. Детей у пары не было, поэтому в возрасте трех лет Леонардо забрал отец, решив, что сможет дать ребенку хорошее воспитание и образование.

Через десять лет мачеха умерла, а еще через год 14-летний Леонардо покинул отчий дом, чтобы изучать науки и работать подмастерьем у Андреа дель Верроккьо. У него была известная мастерская во Флоренции, где он выполнял заказы по скульптуре и редко по живописи для дома правящего клана Медичи.

Историки не исключают, что для бронзовой скульптуры Давид ему позировал его ученик Леонардо: кудряшки, высоко поднятая голова и взгляд победителя. Анатомию, моделирование человеческого тела было интересно Леонардо с тех самых пор и до кона жизни. Позже он посвятит этому направлению не одну свою работу, создав самый известный рисунок «Витрувианский человек» для иллюстрации книги ученого-энциклопедиста Витрувия. Идеальные пропорции – вот что искал Леонардо, заразившись идеей своего гениального учителя. Его скульптуры и сейчас составляют «золотой фонд» эпохи Возрождения.

В самостоятельную жизнь учеников выпускали через шесть лет. Пока он учился, его отец нашел новую мачеху своему первенцу. Всего у Пьеро было четыре брака и дюжина детей, из которых только его незаконнорожденный сын стал одним из величайших умов. Пьеро умер в возрасте 77 лет, когда его сын уже перешагнул полувековой рубеж, и им уже была создана «Мона Лиза».

О судьбе матери он ничего не знал долгих сорок лет, но многие исследователи жизни Леонардо да Винчи склонны утверждать, что ее образ он пытался воплотить не раз на своих полотнах. То, что она была красавицей, брошенной любимым и отданной замуж за нелюбимого – об этом сведения есть. Есть также данные о том, что она старалась видеться с сыном, приходила и подолгу смотрела, как он гуляет. Леонардо узнал, что Катерина его мать, будучи взрослым.

В возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера. К этому времени он успел поработать над «Благовещением» с другими учениками и выполнить поручение учителя написать ангела для масштабного полотна «Крещение Христа», ставшей ступенькой в большое искусство. Такая помощь была обычной практикой. Талантливый ученик выполнил заказ, однако учитель был шокирован до такой степени, что признал превосходство Леонардо и забросил кисть в дальний угол до конца своих дней.

Леонардо мог часами писать, не отрываясь на еду, отдых или другие дела. Так вспоминал о мастере его ученик, который будет сопровождать его до конца. Франческо Мельци станет и его наследником. Они познакомятся, когда ему будет 15, а Леонардо 26 лет. В это время он открыл собственную мастерскую и вскоре получил большой заказ от монахов. Картина «Поклонение волхвов» так и осталась не дописанной, но в ней автор, якобы, изобразил сам себя. Справа, в углу, повернув голову, стоит кудрявый юноша. Он смотрит не в центр, где восседает Мария с малышом, и куда обращены взоры всех изображенных людей, словно единственный видит что-то вдалеке. Он начал ее писать в 1481 году, но вскоре отбыл в Милан и уже к ней не возвратился.

В Ватикане еще одна работа этого года - также не оконченная: «Святой Иероним», которую постигла печальная судьба. После смерти живописца, ее разрезали пополам, а нижнюю часть использовали как столешницу. Обнаружил ее в лавке один из кардиналов совершенно случайно через 150 лет, а папа римский ее выкупил за 2,5 млн франков.

Отвлек от этих работ Леонардо еще один заказ: сам Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, знаток искусства и меценат, попросил его съездить в Милан якобы с миротворческой миссией. В те времена регионы Италии конфликтовали, виной тому была неспокойная Венеция.

Зная любовь герцога Лодовика Моро к музыке, Леонардо сделал ему в качестве подарка лиру, нижнюю деку которой украшал серебряный щит в форме головы лошади. Он и сам исполнил на ней кантату, это был любимый инструмент Леонардо, на котором он виртуозно играл. Художественное дополнение было не только украшением, оно еще усиливало звук. Кантата, исполненная флорентийцем, превозносила герцога и династию Сфорца, а больше всего регента Моро. Кроме того, положила начало дружбы между знатью и Леонардо. Известно, что он написал портреты обеих фавориток герцога: Чечилия изображена на картине «Дама с горностаем» (это животное есть на гербе Сфорца), а Лукреция позировала ему для портрета «Прекрасной Ферроньеры». Кстати, первый портрет хранится в Польше – единственный из четырех женских портретов, написанных да Винчи.

Тогда же начата работа над заказом герцога по созданию памятника Сфорца на коне. Первоначальный глиняный вариант был поврежден, когда французы захватили Милан, и правителям пришлось его покинуть. Так что до бронзового исполнения так дело и дошло.

Миланский период для 30-летнего Леонардо был плодотворным. Он был очень хорош собой, остроумен, интересен, поэтому не удивительно, что историки приписывают ему роман с одной из любовниц герцога. Платонический он был или вполне реальный - это еще одна тайна великого да Винчи, о личной жизни которого практически не сохранилось документальных данных. Некоторые его считали гомосексуалистом, но многие – девственником.

В ту первую поездку в Милан Леонардо привез с собой не только лиру, но и письмо с предложением услуг по военной части. Он пишет, что владеет несколькими уникальными рецептами против врагов. Например, знает, как потопить корабль и построить спингарды - орудия для разрушения стен. Инженерный талант пришелся по вкусу и Моро зачислил его в штат герцогских инженеров. Леонардо рьяно взялся за дело: он принялся укреплять и украшать фасад замка, проектировать ходы и дверь, которая закрывается с помощью противовеса.

Сохранились чертежи, где архитектурная и инженерная мысль Леонарда говорит о прекрасном знании фортификации, его передовых идеях в области оборонного дела.

Помимо этих забот, он был привлечен к строительству Миланского собора, вокруг которого шли противостояния немецких и итальянских мастеров. Наброски того времени показывают, каким упорством работал да Винчи над решением задачи размещения куполов. Он даже успел получить гонорар за проект, но продолжил многовековое строительство готического Дуомо другой флорентийский архитектор.

Тем не менее среди рисунков, оставленных Леонардо, есть несколько, посвященных архитектуре церквей и соборов, эскизы укреплений фундаментов и устойчивости декоративных элементов. А по просьбе герцога он начал писать «Трактат о живописи», чтобы подвести черту под их спором – что важнее из всех искусств.

Но этот труд стал гораздо шире, хотя как другие его проекты. Всего им написано тринадцать произведений об искусстве. К нему он относился с точным научным подходом: те же наблюдения, исследования, опыты. Он многое читал, изучал, чтобы привнести новое в технику живописи.

Он пишет «Мадонну в гроте» и «Портрет музыканта», приступает к работе над фреской «Тайная вечеря». Эта масштабная работа будет с ним почти три года. Он закончит ее к 46-ти годам. Всего при дворе миланского герцога он проведет семнадцать лет, изредка покидая его по делам в другие города.

Параллельно он ведет инженерную деятельность. В его рукописях появляются исследования, рисунки и чертежи, посвященные авиации. Он изобретал механизм, напоминающий вертолет и прообраз будущего современного парашюта.

Во Флоренции он не был долгое время. Он вернулся домой вслед за своей славой. Но здесь все изменилось, ушел Лоренцо Медичи, новые правители были далеки от искусства, больших заказов он не получал.

Единственным значимым предложением от представителей церкви стала картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем», над которой он будет трудиться 10 лет. Он также предлагал властям проект канала Флоренция-Пиза, но правители этих городов все время враждовали, и инженерный талант Леонардо оказался не у дел.

Зато в Романье, регионе Италии, где новый правитель – молодой герцог Чезаре Борджиа пытался объединить мелкие феодальные земли в одно государство, его знания наук пригодилось. Он с удовольствием откликнулся на приглашение герцога. Задача соединить городок Чезену каналом с Адриатическим портом. Однако жизнь там была очень беспокойной из-за военных конфликтов и покушений на герцога. Леонардо оставил проект и отбыл в Константинополь строить мост.

Он писал властям Турции, предлагая свои разнообразные услуги, и вот получил приглашение. Турецкая история также оказалась короткой: он оставил свои расчеты и поехал во Флоренцию, где все же решили прокладывать канал. Гидравлическое сооружение от Флоренции до Пизы детально расписан в «Атлантическом кодексе». Он со знанием дела подходит к мелочам, расчетам, изучает строение земли и думает об укреплении.

Но и живопись не бросает. В этот раз ужасы войны он отразил в полотне «Битва при Ангиари». Фреска не сохранилась.

К этому периоду относится создание самой загадочной его работы: портрета Моны Лизы. До сих пор остается неизвестным, кто эта женщина и в чем ее тайна. С этой работой он едет во Флоренцию, и только через некоторое время пишет фон картины. Никогда художник с ней не расставался, и существует множество версий такой заботы, в общем-то не свойственной Леонардо.

Следующие семь лет, с лета 1506 года он проведет в Милане по приглашению французского наместника. Город находится под его управлением, некогда могущественный клан Сфорца был частично уничтожен, кто-то выжил, спасаясь бегством. В этот период умирает его отец, дела призывают отправиться во Флоренцию, где его ждут несколько неприятных месяцев. Похороны омрачены склоками в семье, из-за отсутствия завещания. Раздел имущества произошел негласно между сводными братьями и сестрами, не учитывающими в этом деле Леонардо. Старший сын, да еще и незаконнорожденный не входил в их планы. Вскоре умер и дядя Франческо, оставив и завещание, и долю наследства для племянника. Братья пошли на крайние меры, пытаясь подделать документ. Так что без суда не обошлось. Кстати, процесс он выиграл, и биться было за что: в собственности отца было несколько земельных участков, капитал и недвижимость.

Но на братьев обиду долго не стал таить: перед смертью, он оставил им свои сбережения. Деньги он не считал чем-то ценным, в отличие от картин и рукописей – это безусловное богатство, и оно семье не досталось.

В 1509 году он приступил к строительству шлюза, который бы защитил Милан от паводков. Но его не завершили, сославшись на отсутствие финансирования.

Многие полезные инженерные так и остались лишь на бумаге, впрочем, как и десяток не воплощенных в мрамор и бронзу скульптур. В виде эскизов остался последний крупный проект скульптуры, над которой работал Леонардо в 60-летнем возрасте: статуя маршала Тривульцио на коне. На этот раз помешали обстоятельства: Милан захватили французы, которые удерживали власть в городе больше года. Возвращение Сфорцев не сулило да Винчи ничего хорошего, он попал в опалу, как человек, состоявший у французов на службе. Поэтому он был рад приглашению в Рим, где к власти пришел новый папа из рода Медичей, всегда благоволивших к гению. Но и там ему ставили палки в колеса. Леонардо оставил запись, как ему не давали вести анатомические исследования, которыми он увлечен последние несколько лет. В его адрес потоком шли доносы на то, то он работает с трупами, видели в этом не здоровый интерес. Между тем, он оставил после себя исследования, детально изучив строение всех мышц человеческого тела, что было востребовано не только скульпторами, но и медиками.

В Лувре находится и последняя художественная работа мастера - «Иоанн Креститель», написанная им в Риме. Он наделся получить работу для росписи Сикстинской капеллы, но ее отдали более молодым коллегам. В спину пожилому творцу уже дышали Микеладжело, Рафаэль и многие другие талантливые художники.

Когда король Франции предложил заманчивые условия для деятельности и жизни, то Леонардо сразу же согласился. В 63 года здоровье пошаливало, а на родине никто не ждал. Со своим учеником, с которым он не расставался почти 30 лет, он отправился в свое последнее путешествие.

Приняли его с почестями, дали титул «первого живописца и архитектора» при короле. Предоставили хоромы в замке, доход в размере семисот золотых экю в год.  Из окна спальни он видел удивительный замок покровителя и сделал рисунок. Туристы его могут видеть среди некоторых вещей, обстановки, в которой умирал творец.

У него плохо двигалась рука, последний год он практически не вставал с кровати. Он умер на 68-м году жизни в спокойной обстановке, в заботе и внимании учеников.

Его наследник Франческо Мельци всю свою жизнь хранил картины и гору рукописей на самые разные темы, из которых сохранилась только треть.

qoon.ru

Леонардо да Винчи

Скульптор и живописец. Архитектор и инженер. Ученый и изобретатель. Музыкант и философ. Кажется, нет ни единой области в науке, технике и искусстве, где бы он не преуспел и не показал себя истинным гением. Величайший человек эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.

В 1452 году неподалеку от Флоренции, 15 апреля родился мальчик, которого назвали Леонардо. Его отец, сеньор Пьеро да Винчи, был совсем не беден и имел собственную нотариальную контору, как и четыре поколения его предков. За долгую и плодотворную жизнь отец Леонардо был официально женат четырежды и приходился отцом двум дочерям и десятку сыновей. Однако Леонардо родился вне брака, и о его матери мало что известно. Чаще всего биографии упоминают молодую крестьянку Катерину, но и это не есть факт… Леонардо воспитывался вместе с законными детьми своего отца и был признан им, но до четырех лет вместе с матерью жил в деревне Анхиана. Потом отец забрал его в свою семью и дал мальчику возможность учиться, как и прочим детям. Леонардо быстро научился читать, писать, хорошо усвоил латынь и математику.

Леонардо был левшой. Именно этот признак впоследствии был использован им для опознавания изобретений Леонардо – он писал наоборот, справа налево, выписывая буквы в зеркальном изображении. Поэтому его тексты легко читать при помощи зеркала. Но письма и некоторые рукописи да Винчи написаны в традиционной манере. Из своего имения отец Леонардо переехал во Флоренцию в возрасте тридцати лет, чтобы открыть там свое дело. Он взял с собой Леонардо, но по законам того времени бастарду были закрыты пути для обучения на врача или юриста, а потому Пьеро да Винчи отдал сына в обучение художнику. Художники не принадлежали к элите, а считались практически ремесленниками, хотя по своему статусу находились несколько выше портных. К этому надо добавить, что Флоренция относилась к художникам гораздо с большим почтением, чем другие города Европы.

Отец отдал Леонардо в хорошие руки. Андреа дель Верроккьо являлся одним из лучших художников школы живописи Тосканы. Он занимался не только живописью и скульптурой, но и ювелирными работами, литьем бронзы, а также считался непревзойденным устроителем праздников. С 1467 по 1472 год Леонардо проходил обучение, и художественный талант его был признан и публикой Флоренции, и самим учителем. Для художника это было выдающееся достижение – признание в двадцать лет. Когда Верроккьо получил большой заказ – картина «Крещение Христа», как и всякий большой художник, он выписывал лишь центральную фигуру и разрабатывал общий план картины, а второстепенные детали писали его ученики. Здесь Леонардо и нарушил традиции живописи – применил новые для того времени масляные краски. Так как остальные использовали краски темперные (вода, яичный желток, немного виноградного уксуса и цветные пигменты), то на фоне тусклых работ других учеников ангел, нарисованный Леонардо, воистину засиял, словно святой. Легенда гласит, что Верроккьо, увидев работу своего ученика, патетически воскликнул, что превзойден – и лишь Леонардо достоин будет теперь писать лица.

Но Леонардо работал не только масляными красками. Он освоил многие техники нанесения рисунков, включая серебряный карандаш, карандаш итальянский, рисунки пером. В 1472 году ученичество Леонардо заканчивается с принятием его в гильдию живописцев Святого Луки. Но он остается в доме учителя и помогает ему во всех делах – не как старший подмастерье, а как равный равному. Лишь четыре года спустя Леонардо открывает собственную мастерскую, но долго проработать спокойно ему не дали – в официальные органы поступает донос с обвинениями художника в содомии, и его арестовывают. Однако у дознавателей не было фактов, подтверждающих обвинения Леонардо и трех его друзей в преступлении, которое во Флоренции каралось сожжением у позорного столба. Но покинуть тюрьму просто так было достаточно сложно, и арестованных освободили лишь после основательной порки. Историки считают, что столь демократичный приговор суда был связан с тем, что среди обвиняемых оказался наследник одного из видных вельмож города.

Несмотря на практически отмененное обвинение в содомии, на репутации Леонардо остается пятно, которое далеко не красит его. Особенно невзлюбили молодого художника чопорные и безапелляционные правители Флоренции – Медичи. Леонардо уже подумывал о переезде в другое место, когда ему почти сказочно повезло – он получил приглашение ко двору миланского герцога Лодовико Сфорца устроителем придворных торжеств. Характер у герцога даже для тех времен был далеко не сахар – он отличался деспотичным нравом и далеко не пользовался любовью итальянцев. Именно Леонардо сделал праздники герцога знаменитыми не только на всю Италию, но и известными в Европе, – оригинальные маски, яркие костюмы чередовались с запоминающимися механическими чудесами и даже музыкальными фонтанами. При этом человек, прославивший герцога, получал за свою работу денег куда меньше, чем придворный шут-карлик. Мало того – на Леонардо взвалили работы по гидротехническому обеспечению замка, обязанности архитектора и военного инженера. Но при столь плотном графике Леонардо успевал работать для души одновременно в нескольких направлениях техники и науки. Изобретения не волновали герцога Сфорцу, и понятно, что Леонардо получал деньги лишь за то, что нравилось герцогу и превозносило его.

В 1484 году на Милан пал мор. Чума свирепствовала в городе целый год, и за это время умерло более пятидесяти тысяч жителей. Понимая, что причина столь повальной смертности от инфекции кроется в слишком густом заселении города, Леонардо предлагает герцогу возвести новый город. Архитектор видел этот город состоящим из десяти районов, в каждом из которых должно было проживать около тридцати тысяч человек. Уже тогда Леонардо предусмотрел ширину улиц не менее высоты холки лошади (в средневековых городах некоторые улицы были шириной менее метра) для поступления свежего воздуха при ветре с любой стороны. Естественно, что в каждом районе предлагалось провести канализацию и обеспечить доставкой воды. Герцог отверг проект, но через несколько веков в Лондоне Государственный совет подтвердил предложенную Леонардо да Винчи ширину улиц и в дальнейшем следовал именно такой планировке.

Вместо постройки города Сфорца поручил художнику создать Миланскую Академию художеств. Леонардо полностью разработал учебный процесс в Академии, составил планы и трактаты о преподавании живописи, тенях и свете, передаче в рисунке движения, о перспективе и о пропорциях тела человека. Миланская Академия стала основой Ломбардской школы – школы Леонардо да Винчи.

В 1459 году Леонардо да Винчи получает заказ от герцога Милана на картину для трапезной монастыря доминиканцев Санта Мария дель Грацие. Леонардо со своими учениками приступает к работе над полотном «Тайная вечеря». Этот и другие шедевры Леонардо да Винчи заняли достойное место в современных музеях мира. Некоторые почитатели искусства великого флорентийца даже утверждают, что сам Лувр – резиденция французских королей прославился лишь благодаря картине Леонардо «Джоконда».

Не только скульптор и художник, но выдающийся инженер и ученый, Леонардо обогатил науку и искусство своего времени. Он считал, что любое техническое решение вполне можно подсмотреть у природы и с огромным вниманием изучал растения, насекомых. Это дало ему возможность настолько опередить свое время, что его изобретения подтверждались или вновь «открывались» через многие сотни лет. Парашют, подводная лодка, десятки летательных аппаратов и даже прокатный стан – все это предвосхитило даже потребности человечества того времени. В искусстве Леонардо настолько тонко разработал перспективу и нанесение слоев краски для ее передачи, что ученые до сих пор изучают полотна живописца и находят все новые и новые эффекты его работ. Совсем недавно французские исследователи заявили, что в зрачках его Джоконды при большом увеличении ясно различимы цифры – но их значение никому неведомо. Удивительно, но Леонардо да Винчи при изучении свойств и устройства глаз высказал совершенно верную догадку о бинокулярности зрения животных и человека.

После падения герцога Сфорцы Леонардо был вынужден покинуть Милан, так как его начали преследовать за исследования в области анатомии и «колдовскую деятельность» – в какой-то мере герцог все же покрывал не совсем принятые в тем времена работы гения. Начались скитания по городам страны. Нигде в Италии Леонардо не мог найти не только места для работы, но и зачастую обычного постоянного пристанища. На фоне всех этих проблем, словно манна небесная, выглядело предложение французского короля Франциско I занять должность живописца при его дворе. Леонардо не раздумывает ни секунды и принимает предложение. С 1517 года он работает во Франции и окружен почитанием и признанием его способностей и заслуг. Хотя для придворного мира Франции это скорее внешняя сторона – а за спиной Леонардо придворные злословили о личной жизни неженатого живописца (многие картины Леонардо унаследовал его ученик Джакомо Капротти – и этого гению не простили) и плели обычные интриги.

Леонардо да Винчи было жаль тратить время на сон, и он спал ровно столько, сколько мог себе позволить. К тому же он практически никогда не ел мясо и отказывался от мясных блюд даже на королевских пирах. Некоторые его современники утверждают, что при прекрасном телосложении Леонардо в весьма почтенном возрасте имел огромную физическую силу, великолепно танцевал, слыл опытным фехтовальщиком и наездником. Надо сказать, что Леонардо был практиком более, чем теоретиком, и даже в математике его интересовали лишь те формулы и законы, которые можно воплотить в видимые машины и предметы. Собственно, больше всего он занимался законами пропорций и геометрией. Леонардо был первым, кто вплотную подошел к пониманию и определению коэффициента трения скольжения, создал уникальные работы по гидравлике и сопротивлению материалов. Но и это было не все. Анатомия, акустика, аэронавтика, ботаника, астрономия, картография, геология, планировка городов, оптика и механика, военное и гражданское строительство – все это не просто интересовало великого да Винчи. В этих сферах он создал уникальнейшие изобретения и чертежи, которые начинают понимать лишь сейчас.

Понятно, что больше всего широкому кругу людей известны его художественные работы – рисунки, фрески, скульптуры. Но ведь кроме этого Леонардо да Винчи сделал сотни анатомических рисунков, которые стали основой обучения врачей в средневековой Европе, и оставил около десяти тысяч листов научных рукописей. Леонардо работал слишком активно для своего возраста. И, вполне возможно, это значительно сократило его век. Он умер во Франции, в замке Клу, 2 мая 1519 года.

Леонардо был столь велик, что современные искатели неведомого объявили его пришельцем из будущего. Кто знает… Его работы становились понятны лишь через несколько сотен лет, а многие, как считают эксперты, предстоит понять лишь нашим потомкам.

people-archive.ru


Смотрите также