Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография намгар лхасаранова


Певица Намгар рассказала о своем творческом и семейном союзе

Фото: личный архив Намгар

Пожалуй, самая гастролирующая команда из Бурятии - уникальный музыкальный коллектив «Намгар». Они продвигают бурятскую культуру в России и далеко за ее пределами. 

Участники таких громких фестивалей этнической музыки - Mission folk festival (Норвегия), Tonic jazz festival (Сеул, Корея), Riddu-Riddu (Норвегия) и многие другие. Недавно группа «Намгар» приехала в Бурятию и выступила на фестивале «Голос кочевников». Музыканты представили свою программу, спели дуэтом с Бадма-Хандой Аюшеевой, встретились с друзьями и  поклонниками. Нам удалось встретиться с солисткой Намгар Лхасарановой, с музыкантами группы Евгением и Тимуром Золотаревыми и задать несколько вопросов о музыке, о любви и гастрольной жизни. Встреча прошла в уютном обновленном зале ресторана «Чингисхан» в Улан-Удэ. 

- Намгар, расскажите, пожалуйста, откуда вы родом? 

- Я родилась в деревне Кункур Агинского района  на берегу прекрасной и легендарной реки Онон. Там мы купались, проводили много времени. Моя родина окутана легендами и сказаниями. Если вы отправитесь туда, то обязательно посетите места Баатар хада, Тогоон шулуун, Сэрэг нарhан. 

- Евгений и Намгар, вы уже столько лет вместе не только как творческий союз, но и союз любящих сердец в жизни. Поделитесь историей вашего знакомства? 

Евгений Золотарев: Это было давно, тогда я работал в творческом коллективе «Селенга» при Бурятской государственной филармонии. А Намгар только приехала по распределению в Улан-Удэ после окончания музыкального училища. Нас отправили на гастроли в Усть-Орду. 

Намгар: И там я смотрю, сидит симпатичный парень в модных очках. В конце вечера он подходит и говорит: «Пойдем на танцы?». Сказал, что встретимся через 30 минут. Я побежала прихорашиваться, ждала его, а Женя просто забыл про меня! (Смеется.) А потом мы с ним и Анатолием Бутухановым, Еленой Антоновой создали музыкальный коллектив  «Тэнгэри». Такой вот и случился «служебный роман». 

- В каком году вы переехали в Москву? 

Евгений Золотарев: В 1997 году. Тогда Намгар поступила в эстрадно-джазовый колледж им. Гнесиных на вокальное отделение. Я переехал вместе с ней и сначала не занимался творчеством. 

Намгар: В тот момент у нас произошла судьбоносная встреча с Артуром Пилявиным (советский и российский поэт, композитор, музыкант, аранжировщик и продюсер. - Прим. авт.). Он родом из Иркутска, учился во ВСГАКИ. При первой встрече он сказал мне: «Намгар, почему ты поешь эстрадные песни? У тебя же народный голос». Артур Пилявин имел колоссальный опыт в российском шоу-бизнесе. Творческий, безмерно открытый, приятный человек. Вместе с Артуром мы участвовали в шоу Александра Гордона «Хмурое утро» на канале М1 и в «Реальной музыке на ОРТ» Дмитрия Диброва, на радио «Серебряный дождь», «Р1» и на радио «Маяк» в передаче Андрея Макаревича. К сожалению, Андрей Пилявин умер в 2002 году. 

- Кто сейчас входит в состав группы «Намгар»? 

Намгар: Состав команды «Намгар» - это Евгений Золотарев, он играет на чанзе, бас-гитаре, иногда на суух-хууре, это барабанщик Алексей Баев (известный музыкант, который сейчас работает с Ольгой Кормухиной, ранее работал с Валерией, Анитой Цой. - Прим. авт.), это Геннадий Лаврентьев (морин-хуур), Тимур Золотарев (гитара). 

- Какие песни в вашем репертуаре? Только этника? 

Намгар: Мы исполняем бурятские народные песни. Хочу сказать о проекте  с норвежским музыкантом Ole Jørn Myklebust. Мы познакомились с ним в 2010 году на фестивале в Канаде. Он работал с известной этнической звездой из Норвегии Mari Boine Persen. Также в проекте участвовала поэтесса Галина Раднаева. В таком коллективе наша музыка заиграла по-новому. 

- Расскажите о фестивалях этнической музыки, которые проходят в мире? 

Намгар: Конкуренция в мире большая. На такие мероприятия  приглашают   не только музыкантов, которые исполняют этническую музыку, но и джазовых музыкантов. Большой тур был в Японии в ноябре 2016 года, были в Токио, Хиросиме. После концерта обязательно проводится автограф-сессия. Японцы очень благодарные зрители. Считаю, что это потрясающая страна и там проживают «космические» люди.  В Корее был хороший фестиваль Tonic jazz festival. В этом году участвовали в рамках проведения международной выставки EXPO-2017 в Казахстане, в грандиозном фестивале современной этнической музыки The Spirit of Astana. Также были на фестивалях  в  Башкирии, Санкт-Петербурге, Архангельске, Москве. И сейчас участвовали в «Голосе кочевников» в Бурятии. 

- Вопрос вашему сыну Тимуру, который является гитаристом группы. Был ли у тебя выбор другой профессии, кроме музыканта? 

Тимур: Вообще я окончил московский вуз по специализации  «социология» и музыкальный колледж по специализации «эстрадный вокал». Родители не хотели, чтобы я стал музыкантом, но музыка меня притянула. В группе играю на гитаре, но в скором времени мечтаю научиться играть на морин-хууре. 

Намгар: Я  была категорически против того, чтобы он стал музыкантом, но Евгений как отец сказал свое веское слово. Сейчас я очень горда и довольна. Он у нас решает все административные вопросы. Он отлично говорит на английском языке, все заграничные концерты ведет Тимур. Общение с организаторами всевозможных фестивалей тоже проходит через него. 

- Ты говоришь на бурятском языке? 

Тимур: Да, говорю. 

- Какую музыку слушаешь? 

Тимур: Зарубежную музыку, рок 80-х годов. 

- Какая поездка тебе запомнилась? 

Тимур: Самая первая. В 2011 году мы поехали на фестиваль русской культуры «Русская масленица» в Лондоне, это было на Трафальгарской площади. Помню, что я очень волновался и тщательно готовился. 

- Какие курьезы случались на гастролях? 

Тимур: Никогда не забуду, как я забыл в аэропорту дорогостоящее музыкальное оборудование.  Мы поняли, что его нет, когда уже были в гостинице. Я поехал с переводчицей в аэропорт.  Обратились в  полицию, у всех спрашивали, не видели ли наш багаж. Через некоторое время подошла женщина и спросила: не ищем ли мы чемонданчик?  Когда мы ответили, что ищем, она дала нам телефон человека, который нам его вернет за вознаграждение. 

- Вам удается отдохнуть на Байкале? Как вы относитесь к экологической ситуации на священном озере? 

Намгар: Байкал для нас святое место. Нас с детства учили не сорить, с уважением относиться к Байкалу. Когда приезжаю, вижу, что на берегу курят, пьют. Это вне моего понимания. Все грязно, везде пластиковые пакеты. Ведь в агинских бурятских  деревнях очень чисто. В одной деревне видела, как дети с помощью палок собирали вдоль дороги мусор. 

- Как вам кухня в ресторане «Чингисхан»? 

Намгар: Я очень рада за своего коллегу Чингиса Раднаева (совладелец заведения. – Прим. авт.). Он не только развивает бурятскую культуру, но и популяризирует бурятские традиции, национальную кухню. Нам очень понравились суп «Хар шул», хушууры, бурятский чай. 

- Спасибо за интересное интервью! Творческих успехов и вдохновения!

Читать далее

www.infpol.ru

Намгар Лхасаранова: «Сделаем настоящий шаманский альбом!» :: Частный Корреспондент

Я играю на ятаге. Ятага — струнный щипковый инструмент — у нас в Бурятии зазвучала в 70-е. Инструмент китайского происхождения, согласно преданию, изобретённый императором древности Фу-си.

В переводе с бурятского «Намгар» означает «белое облако». Так же, как облака, светлы и легки песни Намгар Лхасарановой, бурятской звезды, которая двадцать лет поёт для российской и международной аудитории и, сохраняя традиции своего народа, знакомит нас с удивительным миром древних кочевых племён.

— Намгар, откуда у вашего мужа Евгения Золотарёва такое доскональное знание бурятской песенной культуры?— Так он же целый год со мной чабанил! Мы с Женей познакомились в филармонии Улан-Удэ, где он на бас-гитаре играл, а я после музыкального училища пришла как вокалистка в состав государственного эстрадно-хореографического ансамбля «Селенга».

А потом он ко мне в деревню приехал, расположенную за сто километров от районного центра, просить моей руки у моих родителей. (Мои папа с мамой — чабаны из деревни Кункур на границе, где встречаются Россия, Монголия и Китай.)

Алексей Айги — музыкант многогранный. Скрипач-виртуоз, руководитель собственного ансамбля, успешный кинокомпозитор, обладатель множества профессиональных наград. Музыку, которую он сочиняет, принято называть минималистской, а его самого сравнивать с корифеями этого направления — с Филипом Глассом (сопоставление автору льстит) или Майклом Найманом (такого сближения он не принимает). Как музыка взаимодействует с пространством? Как архаика оборачивается авангардом? Как композитору живётся во Франции? Почему у минималиста мало друзей?

Алексей Айги: «Я не умею писать в стол»

Остался на год со мной чабанить. Вот и получилось полное соприкосновение с бурятской культурой! И сейчас он великолепно играет на чанзе.

Мне кажется, мы великолепно друг друга дополняем как музыканты. Я типичная агинская восточная бурятка: очень люблю традиционную бурятскую музыку. А Евгений имеет европейское музыкальное мышление. И наш союз помогает создавать неординарный взгляд на бурятский фольклор.

Наши записи слушают как в Европе, так и у нас в бурятской глубинке. Помимо «Ридду-Ридду» мы выступали на многих международных фестивалях.

В прошлом году также дважды выступали в США: на легендарном GlobalFest и в престижном вашингтонском Kennedy Сentre. Вдобавок у нас ещё были летние туры в Канаде.

…Что касается музыки, то в основном её мы создаём на основе народных мотивов. Слушаем архивные записи Радиокомитета Бурятии, тункинские, иркутские, агинские песни. Иногда берём на себя смелость и обрабатываем песни других авторов.

— Бурятия славится и своими буддистскими традициями, и шаманскими практиками… Как это отразилось на вашем мировоззрении?— Буддизм и шаманизм издавна живут дружно. Мне кажется, что без своих глубоких корней человек пуст. Хожу в буддийский дацан (буддийский монастырь-университет у российских бурят), молитву читаю…

Сейчас у нас больше дацанов, чем при советской власти. Радуюсь, что восстанавливаются народные традиции не только в Бурятии, но и по всей России.

Являюсь поклонницей представительниц русской народной песенной культуры — Юлианы Светличной, Анжелы Манукян (группа «Волга»), Инны Желанной.

Нам с Женей нравится и тувинская музыка, и йойки, и арабские мелодии. Вся та музыка, которая называется «корневая». И неважно, какой народности она принадлежит.

— Скажите, а кто из отечественных современных музыкантов и композиторов вам близок?— Российский композитор, скрипач, руководитель ансамбля «4'33» Алексей Айги. Очень довольна союзом с ним.

Знакомый музыкант посоветовал Алексею наш коллектив. В конце 2006 года какое-то время мы стали работать над музыкой газаровского фильма «Сыщик Путилин» (2007 год) по роману «Князь ветра» Л. Юзефовича. После этого работали вместе над саундтреком к фильму И. Соловова «Старшая жена».

Я и на концертах Айги с удовольствием выступаю. У него совершенно замечательная музыка, кроме того, Алексей обладает крайне редким европейским пониманием восточной музыки.

— Намгар, известно, что вы являетесь представителем «Ридду-Ридду», крайне авторитетного международного музыкального фестиваля. Как началось ваше с ним сотрудничество? — Меня впервые пригласили на фестиваль в Норвегию в конце 90-х… Последние шесть лет я там представляю Россию. С удовольствием это делаю, поскольку уникален сам фестиваль — фестиваль саамских народов Севера.

Робер Лепаж, Сильви Гиллем, Рассел Малифант в «Эоннагате»; балеты Мерса Каннингема; «Трилогия очков» Эммы Данте; Мария Пахес в «Автопортрете», Пере Аркильюе в «Первой любви» по Беккету; «Золушка» Мэтью Боурна, «Смола и перья» Матюрена Болза. Фамилия Лепажа вызывает, и справедливо, священный трепет у московской театральной публики. Притом что из пяти постановок, которые Лепаж показывал в Москве, всего две (целых две) связаны с настоящим потрясением: «Обратная сторона луны» четыре года назад и позапрошлогодний «Липсинк», — но зато уж это были потрясения на всю оставшуюся жизнь.

Трансвеститы имени Чехова

Наверняка вы знаете, что саамы — особая народность, живущая на севере Норвегии, Швеции и России, где их около двух тысяч человек. Живут они в основном в районе Кольского полуострова — в Мурманской области.

Для оргкомитета фестиваля важно, чтобы из России приезжали разные музыканты, в первую очередь представляющие коренные народы Севера, а потом уже и другие фольклорные группы.

Горжусь тем, что на фестивале была замечена замечательная группа «Ва-та-га» из Петрозаводска, которая с помощью акустики и электроакустики исполняет поморские, заонежские, казачьи песни в собственной аранжировке.

У них при этом удивительный подбор инструментов: контрабас, гитара, флейта, йохикко, жалейка, калюка, пила, вологодский гудок и — ударная установка!

Из Карелии в этот раз вообще было много групп. Мы коллективы и из Коми приглашали — скажем, Национальный музыкально-драматический театр республики.

— Вот и у вас в Бурятии проходит фестиваль — «Голос кочевников»… — Он проводится второй год. Потенциал большой. Министерство культуры республики его поддерживает. Раньше в Бурятии такого рода фестивалей почти не было.

Фестиваль уже стал одним из ярких событий в культурной жизни Республики Бурятии и вызвал большой общественный резонанс. Мы уже во второй раз предложили на нём гастроли норвежской группы «Аджигас».

Они исполняют йойки, традиционное песнопение саамов. Это свободная, во многом импровизационная манера пения. Как правило, певец исполняет «йойку» от другого лица. Это может быть и человек, и животное.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем репертуаре и альбомах. — По молодости и наивности у нас был в основном джазовый репертуар. Теперь считаю, что джаз отменно поют только чёрные. Элла Фицджеральд, к примеру. И что правильно звучит лишь корневое пение.

Сейчас вместе с музыкантами я выступаю в нескольких московских клубах: в «Китайском лётчике», в China Town, в клубе «Дом» — и на больших площадках: в ЦДХ, в Театральном зале Дома музыки.

Пою, как правило, этнику. Меня в неё продюсер Артур Пилявин (лидер культовых групп «Квартал» и «Семён Магнит») привёл. Он нас услышал в 2000-м. Я тогда пела эстрадные песни — в Гнесинском музыкальном училище училась. Он мне и сказал: «Зачем поёшь эстраду? Пой этнические вещи. У тебя же народный голос!»

И в 2001 году мы создали группу. Артур бескорыстно нам помогал — предоставлял студию, репетиционную базу, организовывал концерты, знакомства… И с лейблом Sketis Music помог.

К сожалению, Артур Пилявин трагически погиб в 2002 году. Его памяти мы записали наш первый альбом «Хатар» («Танец») в октябре 2003 года. Альбом был создан для того, чтобы познакомить бурятскую молодёжь с аутентичной культурой.

Второй альбом — Nomad («Кочевник») — мы записали в 2008 году под впечатлением скандинавской музыки: у нас с Женей (супругом) появилось желание сделать сочетание народной музыки пусть даже с барабаном, с современными элементами.

Альбом представляет собой микс старинной бурятской музыки — протяжные песни хоринских бурят, иркутский ёхор, тункинские песни — и жёстких живых современных звуков и ритмов. Такой стиль называется world music.

— Эти альбомы ценятся приверженцами стиля этно ещё и благодаря работе вашего земляка — известного скульптора, художника и ювелира Даши Намдакова, оформившего их. — Да. Очень благодарна Даши за сотрудничество и помощь. Он и эскизы костюмов мне сделал. Благо, как и я, он теперь живёт в Москве.

Даши провидчески изобразил мне тотемное животное рода моего отца, хоринских бурят, — изюбря. Теперь его символ — в изображении Даши — украшает мой концертный костюм.

— Во время выступления в культурном центре «Белые облака» вы исполняли и монгольские песни… — Все буряты знают монгольские песни, и многие монголы любят и поют бурятские песни. Бурят-монгольские племена составляли этническо-языковое единство с монголами. Мы часть монгольского народа.

Монгольские песни в нашем репертуаре демонстрируют моё стремление показать всё разнообразие и красоту бурятской и монгольской песенных культур.

Ещё мне нравятся бурятские хороводные песни — ёхор. Этот круговой ритуальный танец исполнялся в шаманских обрядах (тайлганах).

Особое место в репертуаре занимают протяжные старинные песни, как «Жаворонок» и «Сиротка верблюжонок».

Помимо песен восточных бурят, с удовольствием исполняю песни западных. Поначалу они мне с трудом давались: там же звукоизвлечение другое.

Если для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, то в западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъёмные лады. Их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики.

— Расскажите, пожалуйста, об инструментах, на которых вы с Евгением играете. — Чанза, или шанза, на которой играет Евгений, — струнный щипковый инструмент. Внешне выглядит как очень длинная шейка с большими колками, соединённая с плоским овальным корпусом-резонатором, обтянутым змеиной кожей.

Три или четыре шёлковые или жильные струны (строй кварто-квинтовый) издают звук своеобразного тембра — дребезжащий, шуршащий, чуть стучащий. В Монголии похожий инструмент называется чанз.

Я играю на ятаге. Ятага — струнный щипковый инструмент — у нас в Бурятии зазвучала в 70-е годы прошлого столетия. А вообще этот инструмент китайского происхождения, согласно преданию, он изобретён императором древности Фу-си.

В дальнейшем монголы внесли довольно значительные изменения в его конструкцию. Известны аналогичные инструменты у других народов — калмыцкая ятага, тувинский чадаган, хакасский чатхан.

Ещё у нас в группе из народных инструментов есть морин-хуур (монгольский — морин-хуур, бурятский — моринхур, буквально «инструмент с лошадиной головой») — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренней Монголии) и в России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае).

Морин-хуур — это двухструнный смычковый музыкальный инструмент монголов. Название морин-хуура состоит из монгольских слов: мо-рин — лошадь и хуур — струна, голос.

По решению ЮНЕСКО морин-хуур как монгольский национальный инструмент и исполняемая на нём музыка были внесены в Список Всемирного культурного наследия. Играет на нём у нас Дмитрий Аюров, очень талантливый музыкант.

— Каковы дальнейшие планы группы «Намгар»?— Планируем в 2012 году завершить новый альбом. Хочется сделать мягкий звук, не такой жёсткий, как в «Номаде». Может быть, даже акустический. Сделаем настоящий шаманский альбом!

Беседовала Юлия Горячева

ОТПРАВИТЬ:       

Статьи по теме:

www.chaskor.ru

Лхасаранова Намгар

История шахматнасчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы   распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия. Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников. Превращение шахмат в международный вид спорта С ХVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность. Первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне. В 1837 году шахматный журнал появился в Великобритании, в 1846 — в Германии. В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-го) и турниры (с 1851-го). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. В последствии это звание оспорил Пол Морфи(США), выигравший в1858 годуматч со счётом +7-2=2, однако после ухода в1859 годуМорфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в1866 годуВильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём». Первымчемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот жеВильгельм Стейниц, победивИоганна Цукертортав первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Единственным механизмом, способным принудить чемпиона играть с претендентом, было общественное мнение: если сильный, по общему признанию, шахматист долгое время не мог добиться права на матч с чемпионом, это рассматривалось как признак трусости чемпиона и он, спасая лицо, оказывался вынужден принять вызов. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу. Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использоватьконтроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson) были изобретены специальныешахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». Благодаря введению контроля времени возникли специальные формы шахматных турниров с сильно укороченным лимитом времени: «быстрые шахматы» с лимитом порядка 30 минут на игру каждому игроку и «блиц» — 5-10 минут. Впрочем, широкое распространение они получили гораздо позже. Шахматы в XX веке В конце XIX — начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была созданаМеждународная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад. До 1948 годасохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До1921 годачемпионом оставалсяЭмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по1927 —Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 —Александр Алехин (в 1935 годуАлехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в1937в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году). После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ.Первый официальный чемпионат мира по шахматамбыл проведён в1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили взональные турниры, победители зональных соревнований выходили вмежзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие вкандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграласоветская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городеСССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и дораспада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад). В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию —ПША, и сыграли матч под её эгидой. Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматныйрейтингпосле Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом — Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в2000 годуи отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004. До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов. Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре — матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» — контроль времени с добавлением после каждого хода. Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием —компьютерные шахматыдостигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 — с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеруDeep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баздебютовитаблицы малофигурных окончанийещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практикиоткладывания партий. Сократилось иотводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях — даже до 100 минут) на 40 ходов. Современное состояние и перспективы После объединительного матча Крамник — Топалов в 2006 годувосстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира сталВладимир Крамник(Россия), выигравший этот матч. До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд, победивший вчемпионате мира 2007 года. В2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. В 2010 годупроведён очередной матч, в котором приняли участие Ананд иВеселин Топалов; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 годупроведён матч, в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В2013 годуАнанд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену, досрочно победившему вматчесо счётом 6½:3½. Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира. Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. 

ivchess.com

Солонеба | Namgar: белое облако счастья

Оригинальное и грамотное сочетание ингредиентов рождает кулинарный шедевр. Схожую аналогию можно с легкостью провести и по отношению к музыке. Потому что удачное слияние разных музыкальных культур способно создать гениальное звуковое блюдо, экзотическое и пикантное. Именно такой сногсшибательный коктейль получился у бурятской исполнительницы Намгар Лхасарановой и группы Namgar, когда они объединились с норвежским джазовым трубачом Уле Йорном Миклбюстом и молодым финским гитаристом, поэтом и певцом Нилласом Холмбергом из Лапландии, чтобы выступить на норвежском фестивале Riddu Riđđu в 2013 году.

Уле Йорн Миклбюст © photo by Andreas Ulvo

Свой совместный проект музыканты окрестили Nordic Namgar. Миклбюст сделал интересные аранжировки к нескольким народным песням, но большую часть музыки написал сам. А вот тексты для композиций были использованы старинные, бурятские. Группа произвела настоящий фурор на фестивале, а весной 2014-го вышел в свет концертный альбом Nordic Namgar, запечатлевший выступление в аудиоформате.

Самым ярким лучиком этого проекта, простершегося от фьордов до сибирских степей, конечно, является Намгар Лхасаранова. В зарубежной прессе ее иногда называют «монгольской Бьорк». Но при всем уважении к исландской певице, это, пожалуй, не слишком удачное сравнение. Даже не так. Творчество Намгар и вовсе не нуждается в сравнениях, просто потому, что оно самобытно и уникально. Певица потрясающе владеет своим вокалом. Звучание ее завораживающего голоса пробирает до дрожи, а эмоциональный настрой композиций слушатели безошибочно улавливают, совершенно не понимая языка. Пение Намгар – это настоящее музыкальное волшебство, уходящее корнями в эпоху древних шаманских обрядов. Она исполняет старинные бурятские песни кочевников, танцевальные хороводные песни, лирические обрядовые композиции, степные протяжные песни и эпические музыкальные сказания о легендарных героях, сказочных красавицах и бескрайних степных просторах, раскинувшихся под бездонным голубым небом Сибири.

Намгар Лхасаранова © фото Натальи Улановой

Намгар, чье красивое тибетское имя означает «белое облако», родилась и выросла в маленькой деревушке Кункур близ пересечения границ Монголии, Бурятии и Китая. Бурятские племена Хори, к потомкам которых она принадлежит, исторически были сторонниками Чингисхана. Их песни и танцы восходят к славным временам монгольской империи. Будучи с XVII века отделены друг от друга политическими границами, буряты и монголы до сей поры имеют много общих традиций. Но некоторые жанры, танцевальные мелодии и песни, которые вымерли в частях монгольского мира, по-прежнему живы на бурятской стороне.

В детстве Намгар частенько приходилось пасти овец. А разъезжая на лошади по просторам пастбищ, она всегда пела. Любовь к мелодиям, с которыми познакомили ее бабушка и отец, желание поддерживать традиции, могущие просто исчезнуть, заставляли ее крепко держаться за музыкальные обычаи своего народа.

После школы Намгар поехала поступать в музыкальное училище им. П.И.Чайковского в Улан-Удэ. Так сложилось, что экзамены на вокальное отделение она провалила, но зато поступила на факультет бурятских народных инструментов, где освоила нотную грамоту и научилась игре на ятаге, струнном щипковом инструменте китайского происхождения. Согласно преданию он изобретён императором древности Фу-си.

Стремление не только сохранить народные традиции, но и познакомить с ними аудиторию, со временем привело ее на сцены международных фестивалей по всему миру, где еще со средины 1980-х артистка начала выступать с бурятским традиционным репертуаром. В то время она пела в составе государственного эстрадно-хореографического ансамбля «Селенга» и в местном масштабе родной Бурятии уже была известной эстрадной певицей. Именно здесь Намгар познакомилась со своим будущим мужем Евгением Золотаревым, игравшем в ансамбле на бас-гитаре. Впоследствии Евгений с большим удовольствием выступал вместе с женой на зарубежных фолк-фестивалях, научившись играть на чанзе (бурятский струнный щипковый инструмент). В конце 1990-х певица поступила в эстрадно-джазовый колледж имени Гнесиных, и семья перебралась в Москву.

За годы своей карьеры Namgar стал культовым коллективом среди поклонников этнической музыки. Его знают и любят не только в Бурятии и Монголии, но и во всем мире. Рождением группы Namgar музыканты во многом обязаны основателю культовой команды «Квартал» Артуру Пилявину. Именно он надоумил певицу и ее мужа создать коллектив с полноценным народным звучанием. Имя вокалистки идеально подошло в качестве названия для новоиспеченной группы. Кроме Намгар (вокал, ятаг, варган) и Евгения (чанза), в команду вошли двое монгольских музыкантов: Ж. Урантугс (ятаг, вокал) и А. Хишигтогтох (моринхур, вокал). Иногда на концертах к Namgar присоединялся московский дизайнер Юрий Балашов с шумовым инструментом собственного изобретения корягой, а временами он играл еще на тибетской поющей чаше и на перкуссии. Впоследствии состав группы неоднократно менялся. Постоянными участниками оставались только Намгар и Евгений.

Namgar начали выступать в московских клубах с марта 2001 года. Посещая зарубежные фестивали, певица не могла не заметить жгучего интереса тамошней публики к этнической музыке. У обитателей столицы народный репертуар тоже вызывал массу энтузиазма, в то время как бурятская эстрада совершенно не привлекала москвичей. Очень скоро в музыкальных изданиях стали появляться одобрительные отзывы о новом коллективе. В июле группа дебютировала на уже знакомой для исполнительницы сцене норвежского фестиваля Riddu Riđđu. В том же году был выпущен сборник, посвящённый 10-летию этого музыкального праздника, куда вошла одна из композиций Намгар образца 1999 года.

По настоянию Пилявина, взявшего на себя обязанности продюсера, группа, не теряя времени, приступила к работе над дебютным диском. К концу 2001-го запись была готова, а в июле следующего года талантливый и энергичный продюсер погиб в авто­мобильной катастрофе. Альбом, названный «Хатар» («Танец») и посвященный Артуру Пилявину, вышел в свет только в октябре 2003-го усилиями лейбла Sketis Music. Полные энтузиазма молодые люди из Москвы, основавшие студию, сделали возможным релиз диска, потому что были убеждены, что эта музыка просто фантастическая. Эскиз для обложки альбома нарисовал талантливый бурятский художник Даши Намдаков. Выход диска привлек более широкий интерес публики и организаторов престижных международных этнических фестивалей. Намгар и раньше была желанной гостьей на подобного рода мероприятиях, а теперь в составе группы стала и вовсе нарасхват. Музыканты объездили буквально весь мир, побывав в Монголии, Китае, Малайзии, Узбекистане, Казахстане, Франции, Германии, Норвегии, Голландии, США, Канаде и других странах.

Второй альбом группы Nomad («Кочевник») стал полем для экспериментов по слиянию бурятской музыки с современными музыкальными стилями. Обложку к альбому тоже нарисовал Даши Макдаков. В записи композиций приняли участие такие музыканты, как Сергей Клевенский, Игорь Джавад-Заде, Алексей Аштаев и другие.

Работа над следующим альбомом Namgar, озаглавленным The Dawn of the Foremothers («Рассвет Праматерей»), проходила уже за рубежом, в немецком городе Ганновер на HORUS Studio. Продюсером диска выступил Маркус Ройтер, а в состав международной команды музыкантов, помогавших в записи, вошли Бенни Шафер, Тобиас Ребер, Алекс Энтони Фэйд, Влад Оборонко и Энхджаргал Дандарванчиг. В этой работе группе удалось показать всю красоту древней сибирской музыки, поместив ее в оправу звучания современных инструментов и новейших технологий работы со звуком.

В свое время, желая пополнить свой репертуар, отыскав неизвестные народные композиции, которые в силу разных причин оказались забыты, Намгар провела немало времени в архиве бурятского гостелерадио, в фонотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Она искренне надеялась найти и воскресить к жизни песни, которые могут бесследно исчезнуть, рассыпавшись в прах на пыльных полках архивных помещений. Поиски не всегда проходили гладко. Где-то ей просто отказывали в допуске, а иногда, видя острую заинтересованность, пытались содрать баснословную сумму за перезапись аудиоматериалов. Это грустно, когда банальная жажда наживы убивает шанс сохранить частички уникального музыкального наследия.

За годы своей карьеры Namgar стал культовым коллективом среди поклонников этнической музыки. Его знают и любят не только в Бурятии и Монголии, но и во всем мире. Немаловажной стороной творчества группы, привлекающей внимание публики и прессы, являются яркие сценические костюмы. Эскизы к ним обычно придумывает сама Намгар, раскрывая еще одну сторону своего многогранного таланта. В сочетании с великолепной музыкой стилизованные бурятские наряды и оригинальные головные уборы певицы добавляют визуальной экзотики выступлениям команды. Уникальность группы состоит еще и в абсолютной ее непредсказуемости: сегодня участники коллектива могут объединиться со скандинавами в электронно-акустический проект, завтра – выступать с сольными программами, а послезавтра – сыграть в расширенном составе (с мощной ритмической основой, электрогитарными рифами и вкраплениями скрипичных соло) настоящий трансовый рок. Наверное, в подобных трансформациях, как и в самой музыке Namgar, присутствует чистой воды шаманство и магия.

Исполнитель: Nordic Namgar Альбом: Live at Riddu Riđđu Лейбл: Finito Bacalao Records Дата релиза: 28 апреля 2014

Акустический концерт Namgar в Музее имени Н.К. Рериха (2014)

soloneba.com

О.П.Лешев. «Хусэл»

...Он говорит: «Намгар, зачем тебе эстраду петь? У тебя народный голос. Пой народные песни». Говорил, чтобы мы сами делали музыку. А я же привыкла к эстраде — учишь песню, которую написал композитор... А чтобы самим музыкально развиваться, такого же не было. [6]

Так в январе 2001 года возник фольклорный коллектив «Намгар» (своим названием он также обязан А.Пилявину). В него вошли: Намгар (вокал), Евгений (чанза), Ж.Урантугс (ятаг, вокал) и А.Хишигтогтох (морин-хуур, вокал); последние двое — из Монголии. Административно-директорская ноша с первого дня легла на плечи Евгения. Через два месяца «Намгар» начала выступать в московских клубах. И для широкой публики, и для музыкальной тусовки бурятская этника оказалась интереснее эстрады. В музыкальных изданиях появились одобрительные отзывы о новом коллективе. В июле группа дебютировала на знакомой для певицы сцене «Riddu Riđđu». (В настоящее Евгений и Намгар — официальные представители фестиваля в России, где они ищут и отбирают для него исполнителей).

По настоянию неугомонного А.Пилявина группа не мешкая приступила к записи диска. «Должен получиться минималистичный авангард, основанный на традициях бурятско-монгольской музыки», — говорил он. Артур словно предчувствовал, что нужно спешить. К концу 2001 года запись была готова, а в июле следующего года талантливый и энергичный продюсер погиб в авто­мобильной катастрофе.

Мы его глубоко уважаем, часто вспоминаем с благодарностью и думаем, что нам его бог послал. Благодаря Артуру Пилявину появился наш музыкальный коллектив. Он помогал и поддерживал бескорыстно, только ради красивой бурятской музыки. Тот короткий промежуток нашего счастливого общения был полон концертов, репетиций, телевизионных съёмок, знакомств с интересными людьми... Самое главное — он незаметно посеял в нас веру в себя. И то, что мы до сих пор играем бурятскую музыку и выпустили два альбома, — во многом заслуга Арика Пилявина. Именно у него в группе «Семён Магнит» мы впервые услышали World Music и обрели мечту [хусэл! — О.П.Л.] играть такую музыку.

Альбом, названный «Хатар» («Танец») и посвященный Артуру Пилявину, вышел в свет только в 2003 году.

«Что мне больше всего нравится в этом альбоме, так это обложка, выполненная Даши и Доржимой Намдаковыми», — пошутила Намгар четыре года спустя. [8]. Мы ещё вернёмся к этим людям в нашем рассказе, а сейчас лишь отметим, что их работа, размещённая на обложке альбома, называется «Хусэл».

С выходом диска музыканты смогли претендовать на большее внимание со стороны публики и организаторов авторитетных международных фолк-фестивалей. И последние не заставили себя ждать: к настоящему времени живое пение Намгар слышали в Монголии, Китае, Малайзии, Узбекистане, Казахстане, Франции, Германии, Норвегии, Голландии, США, Канаде... 

www.bukvitsa.com

Намгар Лхасаранова: «Иногда хочется все бросить и уехать в наши степи»

 Наша землячка, уроженка с.Кункур, известная певица Намгар Лхасаранова дала интервью информационному агентству «Байкал-Daily» Предлагаем нашим читателям его сокращенный вариант. - Намгар, Ваш насыщенный гастрольный график известен - города России и зарубежье. Где бурятскую традиционную музыку встречают особенно тепло? - Да, у нас много гастролей в разных странах и по России. К сожалению, больше концертов мы даем за пределами нашей страны. Но меня очень радует тот момент, что с каждым годом у нас в стране появляется большой интерес к народной традиционной музыке, развивается фестивальное движение, которое воспитывает вкус у зрителя к живому звуку, качеству звучания и красоте традиционного народного пения, зрители начинают отличать живой звук от фонограммы...  - Можете сказать, как выглядит Ваша публика?   - Если говорить про западную аудиторию, то приходит к нам на концерт совершенно разношерстная публика. Мы выступали перед духоборами в Канаде, коренными индейцами в Алианайте (это северная часть Канады,- прим.авт.), многотысячной аудиторией в Ванкувере, была огромная молодежная аудитория до 25 лет на фестивале Шамбала (также в Канаде), солидная публика в Кеннеди центре (Вашингтон) и так далее. Много разных слушателей, но всегда всех объединяет одинаковое восприятие нашей традиционной музыки – все отмечают красивую мелодичность бурятского звучания.  - А в Бурятии Вас лучше принимают? - На Родине выступать всегда очень волнительно и даже сложнее. Я много получаю благодарственных писем от земляков из Бурятии, и это для меня самая важная оценка нашего творчества, мы им очень благодарны за их поддержку. Конечно, также, думаю, много людей, которые не принимают нашу музыку, но и им я тоже благодарна, они заставляют всегда критически оценивать свой труд и не дают расслабиться.  - Какую Вы музыку не исполняете, но слушаете?  - Я пою только традиционную бурятскую музыку, вы знаете (улыбается,- прим. авт.). Но слушаю разное. Для меня важный критерий – красивое исполнение и звучание. То, что за душу берет. Люблю слушать классическую музыку. Люблю слушать совершенно разную музыку, например из последних это были Питер Габриэль, гр. «Earth, Wind & Fire».  - Ваша группа играет традиционную музыку. Но почему не пишутся современные красивые тексты на бурятском языке? Или сейчас нет хороших поэтов?  - Раньше, когда я исполняла эстрадные песни, мы сотрудничали с Ларисой Санжиевой. А в традиционной музыке у нас есть огромный архивный материал красивейшего текста, еще никем не освоенный. Поэтому, думаю, пока в этом нет необходимости. - Вы рассказали о вашем проекте с норвежскими музыкантами. А в Бурятии что-нибудь планируете?  - Мы всегда с большой радостью отзываемся на все мероприятия и проекты, которые предлагаются нам в Бурятии. Например, с театром «Байкал» планировался в прошлом году долгожданный совместный проект песен бурятских композиторов. Но, увы, он не состоялся в прошлом году, хотя мы очень надеялись и провели большую часть года в ожидании. Возможно, это удастся осуществить в этом году.   - Многие известные артисты мечтают о своей школе. А вы не задумывались о «Школе Нам-гар»?   - Нет, у меня на сегодняшний день нет таких планов. Мне интереснее давать на своих концертах небольшие мастер-классы желающим.  - Слышала, что вы дружите с Даши Намдаковым, и он даже делал вам эскиз костюма. А его сестра изготовила для вас головной убор...  - Да, он сделал эскиз на тот, ставший уже знаменитым, костюм, а головной убор был изготовлен его сестрой Доржимой Намдаковой. Эти дары стали напутствием для меня. Еще одним важным подарком от Даши стали обложки для наших двух альбомов «Хатар» (2003) и «Nomad» (2009). Обложка является презентацией и очень важной составляющей альбома. Я дорожу дружбой с Даши и желаю ему еще больших успехов в его творчестве. Даши - удивительный человек, он очень открытый, доброжелательный. С ним очень легко в общении и мы с ним родом из одного края - с Забайкальского. Каких бы вершин он не достиг, всегда остается открытым, желающим помогать. Такое редко встречается.  - Намгар - ваше настоящее имя? - О, это мое настоящее имя. В детстве никого больше в моем окружении не было с таким именем. Постоянно думала: ну, надо же, никогда у нас в Агинске этого имени не слышала. Потом выяснилось, что это тибетское имя, причем мужское. В Монголии много мужчин с таким именем. Один монах сказал мне, что оно переводится как «белое облако». Недавно я смотрела в интернете, около 20 девочек уже с этим именем (смеется,- прим. авт.).   - Мы впервые общаемся лично, и первое, что приходит в голову - вы лучезарна. Скажите, откуда это у вас? - Спасибо, очень приятно (смеется,- прим. авт.). Я стараюсь принимать свои ошибки, как жизненный опыт, который меня готовит к следующему этапу в жизни. С годами легче смотреть на мир с позитивом и оптимизмом. Привыкла воспринимать все с благодарностью. И хорошее, и плохое нас делает мудрее, дарит нам бесценный жизненный опыт, и существует всегда такая закономерность, что после трудностей всегда жизнь радует или благодарит щедро радостью и удачей. Трудностям нужно даже радоваться! Если они постучались в дверь, значит, ты правильно идешь (смеется, - прим. авт.) Мы с Женей (супругом - прим. авт.) в этом отношении очень друг с другом похожи.  - Сколько вы вместе?  - Вот как раз со времен нашей работы в бурятской филармонии. Знакомы мы с 1987 года, уже больше 25 лет вместе. - А он понимает бурятскую речь? - Понимает, хотя я его никогда не учила бурятскому языку. Мы в семье говорим по-бурятски.  - Чем у вас сейчас сын занимается? Сколько ему уже?  - Тимуру 21. Он поступил на социолога-политолога по своему выбору после окончания школы. А в процессе уже учебы решил, что хотел бы еще заниматься музыкой. Поэтому, он поступил еще в музыкальное училище и сейчас учится одновременно в двух учебных заведениях.  - Скажите, Вы, будучи здесь, замечаете, как с годами меняется наш город и Бурятия в целом?   - Да, конечно. Не только приезжая в Улан-Удэ, мы всегда душой и сердцем с нашей Бурятией, где бы ни были, мы следим за событиями на родине и стараемся всегда быть в курсе, что происходит.  Мой родной край - Агинское, село Кункур, где я родилась, моя колыбель... Мы при первой возможности ездим в родные края, где бескрайние просторы, степи, где я всегда чувствую духов, хозяев нашей земли. Они дают мне энергию, поддерживают, смотрят за мной, охраняют и оберегают. Я всегда мысленно с моим родным домом.  - Каково после этого жить в душной московской квартире? Вы в Москве уже больше десяти лет.  - Да, с 1997 года. Вы правы, жить в Москве, в квартире, мы не любим. Но скоро мы, наконец, планируем перебраться за город. Будем жить на земле, исполнится наша мечта. Иногда хочется все бросить и уехать в наши степи. Поставить юрту в степи и жить у нас в Кункуре. Поэтому очень важно для нас, время от времени навещать родные края. На все приглашения и предложения поработать дома мы всегда с радостью отзываемся. Приехать домой - для нас всегда самое желанное событие. И для меня, и для Жени.

  М.ИГУМНОВА, Г. Улан-Удэ.

www.aginsk-pravda.ru


Смотрите также