Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография петра ильича чайковского


Биография Петра Ильича Чайковского

Биография великого композитора Петра Ильича Чайковского полна загадок и поводов для спора. Но его музыка настолько гениальна, что любая недосказанность в хронологии событий кажется сущей мелочью. Главное, что нам — миру — он подарил прекрасные сюиты, концерты, симфонии, оперу «Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Гениям тяжело жить на этом свете. Кто-то тут же может возразить, что и остальным нелегко: тех, «кому на Руси жить хорошо», можно по пальцам перечесть. И по всему выходит, «что ни век, то век железный», и надо бороться за свое счастье. Но, похоже, гении приходят в этот мир совсем не для того, чтобы бороться. Они рождаются затем, чтобы творить нечто особенное, удивительно тонкое и бесспорно великое, больше близкое к небесам, чем к земле. Судьба отмечает их особой меткой, но взамен этого пропуска в Вечность она слишком часто отнимает возможность быть счастливым. Слава и признание, восторги и поклонники, слухи, домыслы и сплетни — всего этого в избытке. Но при этом мало кто умеет прочесть и понять тонкие страницы гениальной души и прислушаться к пронзительно-совершенной мелодии одиночества. Большинство гениев — хрупкие и удивительно четкие натуры, и это слишком часто делает их беззащитными перед смертным миром. И великий композитор — не исключение. Биография Чайковского сумбурна, полна загадок и поводов для спора. Его музыка прекрасна, сильна и бессмертна. Сам Петр Ильич считал, что книги и ноты, написанные великими, гораздо интереснее их самих и что подробности их жизни здесь не важны. Но на самом деле это не так: кто знает, какой была бы музыка Чайковского, если бы его судьба сложилась иначе.

Петя был вторым сыном в семье Чайковских. Он появился на свет 7 мая 1840 года в городе Воткинск, где его отец, Илья Петрович, занимал пост директора сталелитейного завода. Следуя хорошему тону того времени, в семье умели и любили музицировать, и именно мать, Александра Андреевна, познакомила будущего композитора с классической музыкой. Казалось, мальчик создан для карьеры музыканта: эмоциональный, тонко чувствующий, обожающий гармонию и красоту. Но именно этот набор качеств заставил родителей задуматься, нужно ли их сыну заниматься музыкой. Петя рос очень нервным мальчиком, и порой даже незначительное переживание вызывало расстройство, сходное с припадком. Грешили на плохую наследственность: дедушка Чайковского страдал эпилепсией. Из-за хрупкого душевного устройства Петю в семье называли «стеклянным мальчиком» и старались лишний раз не волновать. А когда пришло время задуматься о профессии, не в меру нервного отпрыска Илья Петрович определил в Императорское училище правоведения в Петербурге — то самое, где учились «чижики-пыжики». Впрочем, может быть, темперамент здесь ни при чем — просто отец хотел, чтобы его сыновья получили профессии, достойные высшего сословия, и тем самым прославили род Чайковских, чье дворянство было слишком «молодым» (его пожаловали деду композитора за заслуги перед отечеством). Так Петру Ильичу было назначено стать юристом, и с 1852 по 1859 год он прилежно получал профессию, которая ему в жизни почти не пригодилась. После он совсем недолго прослужил в Министерстве юстиции в невысоком чине титулярного советника.

А что же музыка? Обучаясь в училище правоведения, Чайковский параллельно брал уроки фортепиано и постепенно приобрел славу хорошего пианиста и импровизатора. Он вполне мог пойти по стопам родителей и остаться талантливым музыкантом, который неплохо играет сам и может научить этому других. Но судьба распорядилась иначе. В 1862 году в Петербурге из Музыкальных классов Русского музыкального общества была создана консерватория, и Петр Ильич Чайковский стал одним из первых ее студентов по классу композиции. По совету своего блистательного учителя, Антона Григорьевича Рубинштейна, начинающий композитор оставил государственную службу и полностью посвятил себя музыке.

Муза и демоны

Итак, с «добропорядочной» профессией было покончено. Чайковский погрузился в эфемерный мир музыки, а вслед за этим пришла бедность. Перебиваясь музыкальными уроками, он кое-как зарабатывал себе на жизнь, но этого скудного заработка молодому человеку решительно не хватало. Не имея возможности обзавестись собственным инструментом, он репетировал на нарисованной клавиатуре, чтобы не потерять технику. Первые сочинительские опыты были неплохими, но пока не гениальными. Что касается мнения критиков, то они вообще никакого музыкального будущего Чайковскому не обещали. Увы, но пока поводом для славы был лишь навязчиво-скандальный ореол, который окутывал молодого композитора из-за слухов о его нетрадиционной ориентации. В царской России этот «порок» был уголовно наказуемым, но из-за его распространенности в высшем обществе того времени на него смотрели сквозь пальцы. Чайковский был болезненно застенчив, принимал всякого рода критику близко к сердцу и, может быть, потому честно пытался быть законопослушным гражданином без вредных привычек.

В 1868 году Санкт-Петербург посетила несравненная Дезире Арто — знаменитая в Европе оперная дива. Петр Ильич так был поражен ее талантом, что не только влюбился в певицу, но немедленно попросил ее руки. Она согласилась, была даже объявлена помолвка. Общество застыло в ожидании, но Чайковский вдруг стал медлить и словно бы сомневался.

И пока он решался сделать шаг в сторону алтаря, его невеста вышла замуж за испанского баритона. Биографы говорят, что все случившееся оказалось только к лучшему — и для Арто, и для Чайковского. Ее карьера была в зените, она хотела блистать, покорять и властвовать.

Он же по-прежнему был беден и болезненно стеснителен — общество, особенно незнакомое, угнетало его. Миру же остались несколько музыкальных произведений, посвященных композитором своей кратковременной музе. Он снова возвращается под вуаль порочных слухов, но его музыкальные успехи вскоре перекрывают их. Кому какое дело до личных пристрастий человека, если он пишет прекрасную музыку, волнующую сердца и души, и сам государь Александр III рукоплещет ему?

Супруг на две недели

И все же спустя почти десять лет после неудачной помолвки Чайковский снова решает жениться. Говорят, что помимо очередной попытки «стать как все» женитьба была продиктована чисто практическими целями: за счет приданого невесты композитор надеялся поправить свое бедственное материальное положение.

Его избранницей стала симпатичная студентка консерватории Антонина Милюкова. По словам композитора, она была в него влюблена и писала ему пылкие письма. И он решил этой «гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким».

Этот странный и трагичный роман начался в мае 1877 года. Чайковскому было 37, его невесте — 28: по меркам того времени она была уже немолода. Венчание состоялось спустя два месяца, в июле того же года, несмотря на то что Петр Ильич честно сказал своей избраннице, что не любит ее. Странно, но Антонину это не смутило, хотя, будучи обычной женщиной, она хотела семейной жизни, светской болтовни и развлечений.

Несмотря на консерваторское образование, классическая музыка ее мало привлекала. Она не знала ни одного сочинения своего супруга, чем дополнительно огорчала и злила его. Словом, на роль прекрасной дамы и музы она не годилась. Через две недели новобрачный просто сбежал из семейного гнездышка и отправился в путешествие по Европе в обществе своего брата, чтобы хоть как-то успокоить сильно расстроенные нервы. Очередная попытка Чайковского «быть как все» закончилась быстро и драматично. В дневнике и в письмах композитор пишет о своей жене горькие слова, признается, что не любит ее и не видит никакого другого выхода из сложившейся ситуации, кроме смерти. Чайковский был верующим человеком и понимал, что самоубийство большой грех, но все же однажды он совершил довольно рискованный поступок. Осенней ночью вошел в уже ледяную Москву-реку и стоял некоторое время по шею в воде в надежде смертельно простудиться. Но этот жест отчаяния не нанес горе-супругу никакого вреда — его время умирать еще не пришло.

С Антониной Чайковский больше не жил. И даже о своем решении оставить ее не пожелал сообщить лично, а попросил это сделать свою сестру Александру. Да, он ужасно страдал от всего случившегося. Но не исключено, что именно личные переживания композитора и подарили миру «Лебединое озеро» и «Евгения Онегина» — оба этих произведения были написаны как раз в год злополучной женитьбы.

Друг по переписке

И все же в жизни Петра Ильича была женщина, которая оставила совершенно особый след в его судьбе и в сердце. Началось все почти случайно и даже несколько по-деловому: Надежда Филаретовна фон Мекк, баронесса, вдова и меценатка, заинтересовалась творчеством композитора Чайковского и заказала ему написать для нее пьесу. Шел 1876 год, маэстро, несмотря на растущую известность, все так же испытывал денежные затруднения и потому согласился выполнить заказ. По окончании работы к весомому гонорару были добавлены слова восхищения и... следующий заказ, что стало началом переписки, которая продлилась почти четырнадцать лет. История нежной дружбы, написанная на почтовой бумаге.

Бумажный роман

В этом странном платоническом союзе было все, чего так не хватало Петру Ильичу в его непростой жизни: долгие доверительные беседы, новые прекрасные произведения, ненавязчивость и тайна. Они знали друг про друга все, но в жизни не встречались, опасаясь разрушить атмосферу приятной грезы, которая окутывала их дружбу.

Надежда фон Мекк была добрым ангелом Чайковского: она понимала, что гений очень уязвим в этом мире, и в первую очередь материально. Потому она со временем назначила композитору солидное ежегодное содержание: 6000 рублей (немалые, весьма немалые деньги), это позволило Петру Ильичу оставить службу в консерватории и полностью отдался творчеству. Он посвящал ей великую музыку и поверял душевные переживания, он называл ее милым другом и восторгался ее редкой душевной красотой. Она ничего не требовала для себя лично и даже не позволила написать свое имя в посвящении на партитуре IV симфонии.

Они были похожи на двух жрецов, служивших одному божеству — Музыке: он умел гениально сочинять, она — виртуозно слушать и переживать. Удивительно, но за все время переписки собеседники так и не перешли на «ты». Этот невозможный роман закончился так же внезапно, как и начался. В сентябре 1890-го Надежда Филаретовна вдруг написала своему любимому композитору короткое последнее письмо, в котором говорилось, что далее она поддерживать его не может из-за собственных финансовых затруднений, прощается и просит вспоминать ее хотя бы иногда. И все, больше никаких объяснений. Чайковский, пораженный таким внезапным финалом, пытался удержать эту связь, писал своему «милому другу», но баронесса фон Мекк ему больше не отвечала. Она написала ему еще раз всего однажды, незадолго до своей смерти, но письмо не дошло до адресата. Удивительная, возвышенная, но снова печальная история — очередной акт драмы, имя которой — жизнь гения.

Глоток мертвой воды

Вокруг смерти великого композитора до сих пор очень много шума. Биография Чайковского много раз подвергалась цензуре, и до сих пор каждый по-своему рассказывает или умалчивает ее. Основная «официальная» версия — смерть от холеры, что свирепствовала в Санкт-Петербурге осенью 1893-го. И наиболее серьезные и авторитетные биографы подтверждают эту версию, подвергая сомнению лишь тот факт, что причиной был стакан сырой воды, выпитый в элитном ресторане Лейнера. Это заведение вряд ли могло так легко поставить под удар свою непогрешимую репутацию. Но Петр Ильич мог заразиться смертельной болезнью и раньше, совершенно в другом месте, тем более что вирус холеры не всегда проявляется сразу, и нужен «повод» — упадок сил, нервное истощение и т.д. Незадолго до смерти, 16 октября 1893 года, на суд публики была представлена VI «Патетическая» симфония, в которую, по словам Чайковского, он «вложил всю свою душу». Но публика приняла произведение прохладно, это крайне огорчило композитора. Очередное тяжелое эмоциональное расстройство подкосило здоровье Петра Ильича, холера лишь «добила» его.

Некоторые говорят, что «он умер, потому что хотел умереть, и неважно, отчего это произошло». Более поздней и более скандальной стала версия о самоубийстве. Причем здесь мнения тоже разделились: кто-то вновь винил пресловутый стакан сырой воды, который Чайковский выпил нарочно.

Но есть и те, кто утверждает, что никакой холеры не было. Будто бы композитор, спасая свою репутацию, принял мышьяк. А чтобы прикрыть скандал и грех самоубийства, все свалили на заразу. Снова недомолвки, скандалы и тайны. Много работы для биографов и искателей сенсаций. Впрочем, истинные ценители его великой, трогающей за душу музыки сожалеют лишь о ненаписанных страницах партитур. Сколько бы их еще было — теперь нам уже не узнать.

samoe-samaya.ru

Чайковский Петр Ильич

(1840-1893) русский композитор, дирижер, педагог

Чайковский Петр Ильич является одним из величайших в мире дирижеров и авторов музыкальных произведений. Ему принадлежит авторство более чем 80 различных композиций.

Детские годы

25 апреля 1840 года в одном из городков Вятской губернии, Воткинске, в семье известного инженера Ильи Чайковского родился второй сын – Петр.

Мальчика с детства окружала музыка. Мать исполняла на фортепиано и механическом органе классические произведения, а по вечерам на улицах городка звучали народные песни, отличающиеся особой мелодичностью.

Чайковский Петр Ильич уже в пятилетнем возрасте научился исполнять музыкальные произведения на слух, а еще через несколько лет полностью овладел нотной грамотой.

Услышанные в детстве народные песни оказали большое влияние на стиль большинства музыкальных творений композитора, и он остался верен ему на протяжении всего творческого пути. Биография композитора содержит десятки названий различных произведений.

Образование

Первоначальное образование Чайковского Петра Ильича не было связано с музыкой. После переезда семьи в Петербург мальчика почти сразу отдают в Училище правоведения. На тот момент это было одно из привилегированных учебных заведений в стране.

Возможность заниматься музыкой в этот период ограничивалась для будущего композитора факультативными занятиями. По окончании Училища Чайковский Петр Ильич устроился на службу в Департамент юстиции. Однако очень скоро молодой человек понял, что карьера чиновника и бумажная работа совершенно ему не интересны.

В том же году Чайковский, жизнь которого до этого момента лишь частично была связана с музыкой, решается на серьезный шаг: поступает в Петербургскую консерваторию. Основанное великим музыкантом-общественником и талантливым организатором Антоном Григорьевичем Рубинштейном учебное заведение объединило отличный преподавательский состав. Талантливые и преданные своему делу преподаватели помогли развить способности Чайковского Петра Ильича и создать свой собственный стиль.

1865 год стал еще одной важной датой в биографии Петра Ильича Чайковского, которого наступал период активного творчества. В этом году композитор оканчивает с отличием консерваторию и получает предложение преподавать теорию музыки в консерватории, открытой в Москве.

Чайковский Петр Ильич принимает предложение и переезжает в Москву.

Творческая деятельность

Первые свои произведения Чайковский Петр Ильич написал во время преподавания в консерватории. Не отрываясь от педагогической деятельности, он создал целый ряд выдающихся композиций, принадлежащих к различным жанрам музыки. Первое десятилетие в его биографии, это один из самых плодотворных периодов, Чайковский написал оперу «Опричник», музыку к сказке «Снегурочка», ряд симфоний, Первый струнный квартет. В это же время было создана опера «Ундина». К сожалению, музыкальное произведение так и не было представлено на суд зрителей, однако небольшая его часть сохранилась и известна современникам как «Лебединое озеро».

В 1878 году композитор прекращает свою преподавательскую деятельность и, отказавшись от должности в консерватории, полностью отдает себя творчеству. В конце следующего десятилетия он также пробует себя в роли дирижера. Выступления оркестров под управлением Чайковского Петра Ильича имели большой успех как на родине, так и за рубежом.

Заграничные поездки

Чайковский Петр Ильич свободно владел несколькими иностранными языками и проявлял живой интерес к культуре многих европейских стран. Это основные причины его многочисленных поездок за границу. Биография Чайковского насчитывает множество удачных путешествий за рубеж, во время которых, композитору удалось совместить комфортный отдых, плодотворную работу и успешную гастрольную деятельность.

Во время своих первых путешествий Петру Ильичу удалось побывать в нескольких европейских столицах. Особенно сильно впечатлила композитора Италия. Именно здесь было написано одно из известнейших его произведений – пьеса «Capriccio italien».

В 1891 году композитор отправляется в США. Здесь его ожидает сенсационный успех. Чайковский выступил в качестве дирижера на церемонии открытия известного во всем мире Карнеги-холла.

Личная жизнь

В биографии Петра Чайковского остались некоторые невыясненные моменты, ему приписывали нетрадиционную ориентацию. Даже женитьба на одной из студенток консерватории не смогла стать основанием для прекращения сплетен, ведь совместная жизнь с молодой супругой продлилась всего несколько недель.

Во время пребывания за границей Чайковский Петр Ильич очень тесно общается с одной из обеспеченных ценительниц его творчества. Надежда фон Мекк оказывает не только духовную, но и довольно солидную материальную поддержку. У композитора появляется возможность путешествовать, получать массу новых впечатлений и под их влиянием творить свои лучшие произведения.

Последние дни

16 октября 1893 года впервые на суд слушателя была представлена «Патетическая» симфония. Концерт прошел за девять дней до того, как скончался великий композитор Петр Ильич Чайковский. Его биография является примером преданности любимому делу.

В память о великом таланте, именем композитора названо множество улиц, учебных заведений и концертных залов.

biografiivsem.ru

Петр Ильич Чайковский: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, дирижер, пианист, автор десяти опер и трех балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Его произведения регулярно входят в число самых часто исполняемых во всем мире.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в селе неподалеку от нынешнего города Воткинска в Удмуртии в семье инженера, директора Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского. Предки композитора происходили из казачьего рода Чаек, получивших свое прозвище от вида казачьей лодки. Фамилию Чайковский взял дед Петра Ильича — Петр Федорович, медик и военный, получивший дворянское звание и дослужившийся до поста городничего. Отец композитора после учебы в Петербурге поступил на службу в Департамент горных и соляных дел. Его второй женой и матерью композитора стала 20-летняя Александра Андреевна Ассиер. Прадедом Чайковского по материнской линии был французский скульптор Мишель-Виктор Асье (Michel Victor Acier). Его дед Андрей Михайлович Ассиер в 1800 г. стал гражданином России. 

Петр был вторым из шести детей в семье Чайковских. У него был старший брат Николай и младшие сестра Александра и братья Ипполит, Анатолий и Модест. 

Мать Петра хорошо играла на фортепиано и пела, в доме звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, что повлияло на становление будущего композитора. В возрасте пяти лет Петр начал учиться играть на фортепиано. 

В 1849 году Чайковские переехали в город Алапаевск на Урале, где отец семейства возглавил местный и Нижнекамский заводы. На следующий год Петр вместе с матерью отправился в Петербург, где его приняли в Императорское училище правоведения. Спустя два года семья воссоединилась в результате назначения Ильи Петровича на пост директора Технологического института. 

Несмотря на то, что родители прочили ему юридическую карьеру, Петр не оставил занятий музыкой. В 16 лет он стал брать уроки у итальянца Луиджи Пиччоли, в 1955 стал учеником Рудольфа и Августа Кюндингеров. В 1954 году, после смерти матери, Петр впервые задумался о создании оперы. 

Музыка Петра Ильича Чайковского 

В 1859 году Петр Ильич Чайковский окончил училище и в чине титулярного советника приступил к работе в Министерстве юстиции. В 1861 году в качестве переводчика Чайковский посетил Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж. Вернувшись, он поступил на отделение композиции в Музыкальные классы РМО, вскоре ставшие Петербургской консерваторией. Некоторое время он совмещал службу с учебой, но затем сделал окончательный выбор, несмотря на неодобрение своей семьи. В то же время он принимал участие в концертах в качестве аккомпаниатора.

В 1865 году Петр Ильич Чайковский окончил консерваторию с большой серебряной медалью и переехал в Москву, где получил место профессора в недавно открытой консерватории. В том же году состоялся его дебют в качестве дирижера. 

В 1866 году Чайковский написал свою первую симфонию и начал работу над оперой «Воевода» — ее премьера состоялась в 1869 году. В 1868 году публикуются его первые критические статьи. С 1871 по 1876 он был штатным музыкальным критиком «Современной летописи». 

В 1873-м — премьера «Снегурочки» Островского на музыку Чайковского в Малом театре в Москве. В 1875-м в Большом поставили оперу Чайковского «Опричник». 

В 1877 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Лебединое озеро».  В 1878 году Чайковский бросил работу в консерватории и уехал за границу. К тому времени его имя уже было известно музыкальному миру, его симфонии исполнялись в США. Спустя год в Москве была поставлена опера «Евгений Онегин», с 1881 года постановка идет в Большом театре.

В 1884 году Чайковскому присуждают за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» премию им. Глинки. 

В 1885 году Чайковский поселился в селе Майданово рядом с Клином, где профинансировал открытие школы. 

В 1888 году Петр Ильич Чайковский дал серию концертов в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, дирижируя собственные произведения. Помимо высоких оценок в прессе, турне принесло ему знакомство с великими современниками — Григом, Штраусом, Малером, Дворжаком, Гуно. Спустя год гастроли продолжились в Кельне, Франкфурте-на-Майне, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне, Париже. В 1891 году Чайковский ездил с концертами в США. 

В 1890 году состоялась премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском театре, Чайковский приступил к сочинению оперы «Пиковая дама». В 1892 году в Петербурге прошли премьеры оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик».

В 1892 году Чайковский стал членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, в 1893-м — почетным доктором Кембриджского университета. 

В 1868 году Петр Ильич познакомился с французской певицей Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и сделал предложение руки и сердца, однако в 1869 году Арто вышла замуж за испанского певца Мариано Падилью-и-Рамоса. 

С 1876 по 1890 год Чайковский состоял в дружбе по переписке с вдовой железнодорожного магната, известным меценатом Надеждой фон Мекк. Хотя лично они никогда не встречались, фон Мекк оказывала композитору моральную и материальную поддержку, что позволило Чайковскому оставить пост в консерватории и сосредоточиться на сочинении музыки. Он посвятил фон Мекк 4-ю симфонию. 

В 1877 году Чайковский неожиданно, поскольку о его нетрадиционной сексуальной ориентации было известно многим, женился на 20-летней выпускнице Консерватории Антонине Милюковой. Брак фактически распался спустя несколько недель, Чайковский уехал за границу, и в дальнейшем супруги жили раздельно. 

Смерть Петра Ильича Чайковского 

Осенью 1893 года Петру Ильичу в ресторане на Невском подали некипяченую холодную воду. Это стало причиной страшного заболевания — холеры, от которой Чайковский скоропостижно скончался спустя несколько дней, 25 октября 1893 года, в квартире своего брата Модеста. 

Похороны композитора были оплачены Александром III, на отпевании в Казанском соборе присутствовали принц Ольденбургский и Великий князь Константин Константинович. Петр Ильич Чайковский похоронен в Александро-Невской лавре. 

В 1895 году в Клину был открыт Дом-музей Чайковского. Также музеи композитора были созданы в Воткинске и Алапаевске.

В наше время одним из самых престижных исполнительских конкурсов является Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится в Москве с 1958 года раз в четыре года. 

В честь композитора назван город Чайковский в Пермском крае, улицы во многих городах бывшего СССР, кратер на Меркурии. Имя Чайковского носит Московская государственная консерватория. 

www.vokrug.tv

Петр Чайковский — краткая биография

Чайковский Пётр Ильич (30.07.1840 — 6.11.1893) — великий русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог, музыкальный журналист.

Детство

Чайковский рос в многодетной, интеллигентной семье. Его отец, Илья Петрович Чайковский, был выдающимся инженером, а мать, Александра Андреевна Ассиер, была простой домохозяйкой и занималась своими детьми. У Петра были старший брат Николай, сестра Александра, младшие братья Ипполит, Анатолий и Модест. Семья не была богатой, но в детях с детства воспитали любовь к музыке: мать каждый вечер играла на фортепиано и пела. В 1849 году семья уезжает из Воткинска в Алапаевск, а в следующем году — в Санкт-Петербург.

Образование

В 1852 году Чайковский поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. Там и начались серьёзные занятия музыкой, которую в этом учебном заведении преподавали факультативно. Он занимался у таких мастеров своего дела, как Луиджи Пиччоли и Рудольф Кюндингер.

Начало творческого пути

После окончания училища Чайковский стал титулярным советником и работал в Министерстве юстиции. Однако музыкальная муза не давала-таки ему спать спокойно, и в 1861 году Пётр Ильич поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в следующем году были преобразованы в Петербургскую консерваторию. Курс консерватории талантливый студент закончил с большой серебряной медалью.

После этого он уехал в Москву, где ему предложили работать в консерватории. Здесь он впервые попробовал себя как литературный критик, завёл знакомство с композиторами «Могучей кучки» и создал своё первое программное произведение ― увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».

70-е годы ― взлёт творчества и выход в свет невероятно красивых шедевров, покоривших весь мир: музыка к драме Островского «Снегурочка», Вторая и Третья симфонии, балет «Лебединое озеро» и другие. Работал в это время музыкальным критиком в «Русских ведомостях».

В конце 70-х Чайковский уехал за границу, откуда поддерживал тёплые связи через переписку с баронессой Надеждой фон Мекк, которая была в него беззаветно влюблена.

По возвращении в Россию Чайковский вновь активно занялся музыкально-общественной деятельностью. Он был директором Московского отделения РМО, выступал в качестве дирижёра не только в России, но и за рубежом. В 1891 году Чайковский сенсационно выступил с концертами в Нью-Йорке, Балтиморе, Филадельфии.

Личная жизнь

В Москве, в конце 60-х, Пётр Ильич знакомится с интересной французской певицей Дезире Арто, которой посвятил многие свои музыкальные произведения. Они даже планировали пожениться, но Дезире неожиданно вышла замуж за другого.

В своё время ходило очень много слухов по поводу нетрадиционной ориентации великого композитора. Женой его была Антонина Милюкова, но брак был во многом только на бумаге: супруги уже через несколько недель после свадьбы разъехались и жили отдельно, хотя официально так и не развелись.

Рядом с его именем часто упоминаются Сергей Киреев, Иосиф Котек, Владимир Шиловский — его товарищи по училищу, лейб-гусар Пётр Мещёрский, поэт Алексей Апухтин, виолончелист Анатолий Брандуков, племянник Чайковского Владимир Давыдов, итальянский уличный певец Витторио Силоти.

По одной из версий у Чайковского был пылкий роман с молодым человеком, который был племянником графа Стенбок-Фермора, политического деятеля и очень близкого друга Александра III. Сторонники этой версии даже утверждают, что Чайковского вынудили покончить жизнь самоубийством именно из-за этой связи, а медицинское заключение после его смерти было сфальсифицировано.

Смерть

Скончался Чайковский в Петербурге от холеры 6 ноября 1893 года. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Основные достижения Чайковского

  • Пётр Ильич по праву считается одним из самых великих композиторов во всемирной истории музыки. Он является автором 80 сочинений, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты, другие талантливые произведения для фортепиано, симфонии, сюиты, программная симфоническая музыка, балеты — всё это занимает важное место в мировой музыкальной культуре.
  • Чайковскому принадлежит создание целого музыкального языка, органически связанного с широкой и буйной народной стихией и бытом современной ему эпохи.
  • Его произведения поистине новаторские в мире музыки: он создал новый тип оперы с лирическими сценами, а в балете сделал музыку ведущим компонентом.
  • 1840 год — рождение
  • 1849 год — переезд в Алапаевск
  • 1850 год — переезд в Петербург
  • 1852–1959 года — учёба в Санкт-Петербургском училище правоведения
  • 1959 год — чин титулярного советника, работа в Министерстве юстиции
  • 1861 год — поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества
  • 1862 год — преобразование Музыкальных классов в Петербургскую консерваторию
  • 1865 год — закончил консерваторию, работал в Московской консерватории
  • 1868 год — первые критические статьи, знакомство с Дезире Арто
  • 1869 год — увертюра «Ромео и Джульетта»
  • 1872–1876 года — работа музыкальным критиком в «Русских ведомостях»
  • 1876 год — «Славянский марш»
  • 1877 год — свадьба с Антониной Милюковой, балет «Лебединое озеро»
  • 1878 год — уехал жить за границу, опера «Евгений Онегин»
  • 1880 год — торжественная увертюра «1812 год»
  • 1883 год — опера «Мазепа»
  • 1885 год — пост директора Московского отделения РМО, симфония «Манфред», опера «Черевички»
  • 1887 год — опера «Чародейка»
  • 1889 год — балет «Спящая красавица»
  • 1890 год — опера «Пиковая дама»
  • 1891 год — концертные выступления в США, опера «Иоланта»
  • 1892 год — балет «Щелкунчик»
  • 1893 год — смерть

Интересные факты из жизни Чайковского

  • Младшие братья Петра Ильича, Анатолий и Модест, были братьями-близнецами.
  • Когда Пётр Ильич покинул выгодное, такое тёплое место в Министерстве юстиции, все его родственники были несколько ошарашены и досадно удивлены. Благодаря дневникам Чайковского, до нас дошли слова его дяди, который после поступления в консерваторию отругал племянника: «Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
  • Если человек умирал от холеры, весь его дом подвергался соответствующей обработке, на похороны допускались только избранные, но с обязательным соблюдением всех мер предосторожности: хоронили в закрытом гробу. С Чайковским такого не случилось, и это удивляло многих его биографов: дом не был подвергнут необходимой обработке, а людей, пришедших попрощаться с великим композитором, было огромное количество. И тело было открыто для доступа: каждый мог подойти и попрощаться с покойным, поцеловав его в лоб, что многие и делали. Всё это наводит на мысль о том, что причиной смерти Чайковского всё-таки была далеко не холера.

biografix.ru

Чайковский Пётр Ильич — Биография

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля 1840, Воткинский завод, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Происхождение

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.

Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695—1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время.

Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей.

Илья Петрович, отец композитора, был десятым ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство.

В 1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Молодость

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

Музыкальная деятельность

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65.

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.

В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким». Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877). В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.

В мае 1881 года обратился с просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне постепенно погашался причитающейся мне из дирекции Императорских театров поспектакльной платой». Просьба была адресована императору Александру III, но само письмо было направлено обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву — ввиду того, что последний был «единственный из приближённых к Государю сановников, которому я имею честь быть лично известным». Чайковский пояснял причину своего обращения следующим образом: «Сумма эта освободила бы меня от долгов (сделанных по необходимости как моей собственной, так и некоторых моих близких) и возвратила бы мне тот душевный мир, которого жаждет душа моя.» По докладу обер-прокурора, император переслал Победоносцеву для Чайковского 3 тысячи рублей в безвозвратное пособие. Чайковский благодарил императора и Победоносцева; последнему, в частности, писал: « Я глубоко тронут той формой, в которой выразилось внимание Государя к моей просьбе. словами так трудно выразить то чувство умиления и любви, которое возбуждает во мне Государь.»

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Сексуальная жизнь

Несмотря на факт (неудачной) женитьбы, Чайковский был ярко выраженным гомосексуалом (как и его брат Модест). В семье Чайковского считали, что первый гомосексуальный опыт Чайковский пережил в училище, в 13-летнем возрасте со своим однокашником, будущим поэтом А. Н. Апухтиным (сам Апухтин тогда уже был в связи с классным наставником).

Гомосексуальные эфебофилические наклонности Чайковского были хорошо известны современникам. Еще в 1862 г. Чайковский в компании друзей-правоведов, включая Апухтина, попал в какой-то гомосексуальный скандал в петербургском ресторане «Шотан», в результате которого они, по выражению Модеста Чайковского, «были ославлены на весь город в качестве бугров ».

В письме брату Модесту от 29.08.1878 г. он отмечает соответствующий намек в фельетоне о нравах Консерватории, появившемся в «Новом Времени», и с сокрушением пишет: «Моя бугрская репутация падает на всю Консерваторию, и оттого мне еще стыднее, еще тяжелее».

Впоследствии А. В. Амфитеатров, пытавшийся разобраться в этом вопросе, опрашивая близких к Чайковскому людей, пришел выводу, что Чайковскому был свойственен «гомосексуализм духовный, идеальный, платонический эфебизм. Вечно окруженный молодыми друзьями, он вечно же нежно возился с ними, привязываясь к ним и привязывая их к себе любовью, более страстною, чем дружеская или родственная. Один из таких платонических эфебов Чайковского в Тифлисе даже застрелился с горя, когда друг-композитор покинул город. Друзей-юношей и отроков мы при Чайковском можем насчитать много, любовницы — ни одной». Письма Чайковского, прежде всего Модесту, содержат откровенные признания. Так, в письме брату (4.05.1877) он признается в жгучей ревности к своему ученику, 22-летнему скрипачу Иосифу (Эдуарду-Иосифу) Котеку, из-за того что у последнего разгорелся роман с певицей Зинаидой Эйбоженко. При этом, в письме Модесту от 19.01. 1877 г. Чайковский, исповедуясь в своей влюбленности в Котека, вместе с тем подчеркивает, что не хочет выходить за пределы чисто платонических отношений.

Сильной гомосексуальной привязанностью последних лет Чайковского считается его племянник Владимир (Боб) Давыдов, которому Чайковский посвятил Шестую симфонию, которого он сделал сонаследником и которому передал право на отчисления доходов за сценическое исполнение своих сочинений. В последние годы жизни Чайковского он сам, Модест, Боб и молодой Владимир Аргутинский-Долгоруков («Арго») составляли тесный кружок, в шутку прозвавший себя «четвертой сюитой». Однако Чайковский не ограничивался людьми своего круга: как явствует из дневника, на протяжении всего 1886 г. он состоял в связи с извозчиком по имени Иван. Ряд исследователей считает гомосексуальными также отношения Чайковского со своими слугами, братьями Михаилом и Алексеем («Ленькой») Софроновыми, которым он также писал нежные письма. В дневниках Чайковского за время его пребывания в Клину можно найти многочисленные записи эротического характера о крестьянских детях, которых он, по выражению Александра Познанского «развращал подарками», однако, по мнению Познанского, эротизм Чайковского в отношении их носил платонический, «эстетически-умозрительный» характер и был далек от желания физического обладания.

Исследовавший письма Чайковского В. С. Соколов отмечает, что в 70-е годы Чайковский страдал от своих сексуальных наклонностей и пытался бороться с ними («Если есть малейшая возможность, старайся не быть бугром. Это весьма грустно» — пишет он например Модесту в 1870 г.; «Бугроманство и педагогия не могут ужиться» — констатирует в 1876-м); однако в последнее десятилетие его жизни, как отмечает В. С. Соколов, «было найдено счастливое душевное равновесие — после бесплодных попыток борьбы со своей природой». «…после истории с женитьбой, я наконец начинаю понимать, что ничего нет бесплоднее, как хотеть быть не тем, чем я есть по своей природе» — пишет Чайковский брату Анатолию 13/25 февраля 1878 г.

Н.Н.Берберова отмечает, что «тайна» Чайковского стала широко известна после 1923 г., когда был опубликован дневник композитора конца 80-х гг., переведенный на европейские языки; это совпало с пересмотром взглядов на гомосексуальность в европейском обществе.

Смерть

Вечером 31 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе по холере, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил.

Утром 1 ноября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября) 1893 года; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Слух о самоубийстве

После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве» якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н.Н.Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, при чем считает, что их распространяло потомство Н.А.Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В.Н.Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (т.е. Н.Н.Римской-Корсаковой и ее сестры певицы А.Н.Молас) за провал их матримониальных планов в отношении Чайковского. В 1980-х гг. легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А.А.Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища, во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.

Н.Н.Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифософским (сыном хирурга) в апреле 1889 г.

pomnipro.ru


Смотрите также