Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография скульптор голубкина


Скульптор Анна Семеновна Голубкина: биография, работы

16 декабря 2018

А.С.Голубкина входит в то число крупных представителей плеяды отечественных мастеров рубежа XIX -ХХ вв., творчество которых знаменует собой поворотный этап в развитии русской скульптуры, подлинное возрождение искусства пластики, новые перспективы для дальнейшего развития.

Воспитанная в семье со строгим патриархальным укладом жизни, она сохранила целостность натуры, Голубкина достигла неимоверных вершин мастерства. Простота и чистосердечность, удивительная непосредственность определяли Голубкину как человека и скульптора.

Волошин так писал о Голубкиной: «Все в ней отличает Титаниду, от земли рожденную и ее взгляд испытующий и пронзительный, в котором сочетаются и подозрительность, и доверчивость, и ее речь, неуклюжая крестьянская, но отмечающая все оттенки ее мысли, изумляющая точностью художественных представлений, и соединение в ее лице демонизма с трогательной детскостью, о которой она сама, кажется, не подозревает».

Независимой в суждениях, Голубкиной было жизненно необходимо выявить саму суть. Она ненавидела красивые фразы, повторения избитых истин, за всем этим она чувствует многозначительную внутреннюю пустоту. Эталон чистоты и искренности для художников своего поколения, она в свое время вызывала восхищение.

Скульптор Ефимов был о ней следующего мнения: «Душевная красота и абсолютная правдивость Анны Семеновны были вне всякого человеческого измерения. С ней нельзя было иметь ни одной лживой мысли. Бывало, придешь к ней и невольно начинаешь думать и говорить только о высоком».

Благодаря устремленности к поиску истины, ей удалось постигнуть сложный мир души человека, обнаружить истинную форму выражения. В силу вышеуказанных качеств, Анна Семеновна считается одним из родоначальников в развитии отечественной скульптуры.

К 80м годам XIX века русская скульптура потерпела упадок (академический классицизм). Жизненной правды и подлинной красоты в эти годы были лишены работы отечественных скульпторов.

Работы Голубкиной резко выделялись на общем фоне ученических работ, преподаватели высоко ценили ее талант, возлагали на нее большие надежды. Спустя много лет Коненков вспоминал о том, что ее ученические работы поражали «своей значительностью и небывалой выразительностью лепки». Но в душе скульптора росла неудовлетворенность, уверенность в своих работах.

Утвердить свое видение, свое понимание натуры далось ей с трудом. Для этого потребовались годы упорного труда, учеба в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств, в различных студиях Парижа, потребовались годы побед и поражений.

Одно из значительных ранних произведений Голубкиной «Железный» - тому доказательство. Пластический язык этой работы показывает, чего добивалась Голубкина, с чем была не согласна, с чем боролась. Она выступала против уже изжившей себя школы академического классицизма с его оторванностью от жизни, ложным пафосом, идеализацией. Идейный замысел «Железного» раскрывается не в сюжете, не выделением отдельных черт лица. Голубкина словно взрывает гладкую сухую поверхность формы, характерную для русской скульптуры конца XIX века. Здесь нет детального, четкого изображения отдельных черт лица. Голубкина проникается пониманием характера этого угрюмого сильного человека, она обнажает суровую горькую правду его жизни.

«Железный». 1897 год.

В ранних работах скульптора все еще было много неоправданной резкости пластической формы, недостаточной убедительности. Впереди была трудная борьба, необходимы были не только глубокие познания, но и совершенное владение мастерством. В этом отношении важной была поездка в Париж, где она не раз встречалась с прославленным Роденом. Не имея возможности платить за обучение, ее нельзя считать ученицей Родена – она не работала под его непосредственным руководством. Она пользовалась советами скульптора, приносила ему на суд свои работы, работала под его крылом. Роден дал ей точку опоры, дал уверенность в своих силах, направил работу в определенное русло, помог в становлении собственного творчества.

Занятия с великим скульптором сводились к штудиям человеческого тела, к детальному изучению анатомии. В отличии от аналогичных занятий в московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, отныне в занятиях преобладало творческое начало. Именно на такое обучение делал акцент Роден в занятиях с Голубкиной. Но в Париже Голубкина была не долго, истинно русская по натуре, во Франции она была лишь гостем. Она не могла не вернуться в Россию.

«Идущий человек» - яркий пример претворения заветов Родена в жизнь, скульптура была создана через несколько лет после возвращения скульптора из Парижа. В данной работе происходит не только внимательное исследование натуры, но и свободное, творческое ее истолкование. Изображая идущего человека, прослеживая игру мускулов, движение корпуса, ощущая ритм шага, Голубкина выявляет силу, гибкость, красоту человеческого тела в его неповторимом жизненном проявлении, в своеобразии его характера.

«Идущий». 1903 год.

Восприятие натуры скульптора было взволнованным, пылким, в нем проявляло себя глубокое понимание жизни людей, их страданий. Она относилась к искусству как к одному из видов борьбы за социальную справедливость, борьбы против зла и горя.

Лейтмотив творчество Голубкиной - отражение трагического конфликта между личностью и сковывающему ее враждебными силами реальной действительности. Конфликт этот выражен то открыто, то сдержанно, проникновенно. Голубкина чувствовала насущная потребность отразить драматические события современности, выразить свои глубокие размышления о них.

Она прибегала к широким философским обобщениям, иносказанию, к созданию образов- символов, используя ассоциации с извечными стихийными силами природы. Ею создаются такие произведения, как «Огонь», «Вода», «Волна», «Туман». На некоторых из них лежит печать пессимизма, настроения безысходности, неотвратимости гибели. Возникают образы страдающие, хрупкие. В них либо полная расслабленность, угасание, либо острая боль.

«Огонь». 1900 год.

Вдумчивая, пытливая, остро воспринимающая действительность, Голубкина чувствовала, однако, не только страдания народа, но и его силу, нарастающую волну протеста, надвигающуюся революцию. Тема революции проходит через всё творчество скульптора, она раскрывается Голубкиной то предельно обобщенно, то, напротив, принимает необычайно конкретный характер, находя воплощение в индивидуальных, неповторимых чертах отдельных личностей. Ощущение просыпающийся могучей силой народный есть и в ученических работах, и в «Железном», и в «Идущем», и в таких созданных позже произведениях, как «Раб», «Сидящий», и во многих портретах, и в горельефе, установленном на фасаде Московского Художественного театра.

Особое место среди произведений на тему революции занимает портрет Карла Маркса. Работа над ним органически входит в круг творческих устремлений художницы, связана с ее поисками воплощения борьбы рабочего класса. Этот портрет был первым изображением Карла Маркса в русском искусстве. В образе, созданным скульптором, отражена страстная натура борца, пытливая мысль неутомимого исследователя. Однако в интерпретации Голубкиной образ Маркса приобретает несколько преувеличенный романтически-взволнованный характер. В нем проступают черты мятежного, неукротимого духа.

«Карл Маркс». 1905 год.

Заказные портреты редки в ее творчестве. Заказчики чаще всего хотели получить изображение, льстившие их самолюбию, это было преградой для художницы – она не хотела чувствовать себя скованной, несвободной. В основном же Голубкина была свободна в выборе своих моделей, ей руководило творческое устремление.

Голубкина достигла величайшего мастерства в работе с глиной. Подобно послушному инструменту, глина в ее руках достигла беспредельное богатство звуков. Трепетные мазки составляют живут ткань образа. Скульптор работает подобно живописцу, лепит форму пастозными мазками. Подобное направление в скульптуре принято называть импрессионизмом.

Будучи одним из наиболее ярких представителей живописных приемов работы, она затем отходит от них. Движение мастера в направлении более сдержанной, более спокойной манере исполнения, в это время намечается переход к обобщенной передаче формы. Возникает большое количество портретов-близнецов в мраморе, например, портретов Сидоровой, Россинской, Бесчастных, а в дереве – Алексея Толстого, Ивана Непомнящего.

Под резцом Голубкиной мрамор то нежный, словно тающий – в передаче женских и детских образов («Марья», портрет Россинской, «Женщина в чепце»), то обнажает свою сокровенную природу, превращаясь в нерушимую каменную скалу («Старая»).

Как при переходе в мрамор, так и при переходе в дерево у Голубкиной происходит, по сути, рождение нового образа. Выполненный в дереве портрет писателя Ремизова, казалось бы, и повторяет все формы, найденные в глине, и в то же время дает им новую жизнь, более насыщенную, страстную. Волошин так отзывался о деревянной скульптуре Голубкиной: «В деревянной скульптуре Голубкина как бы вновь нашла себя». Мастерски воплощен образ рабочего человека в портрете Савинского. В решении образа нет ничего от той напряженности, которая была свойственна дореволюционным работам. В то же время — это произведение типичное для ее творчества. Обращает на себя внимание то, что этот великолепный портрет был воздан всего за два часа. Потрет Савинского – настоящий гимн труду и жизни. Проникновенно раскрыт образ скромного труженика – мастера-формовщика, много лет проработавшего в мастерской художницы, отливавшего ее произведения.

«Портрет Савинского»

Светлым мироощущением рожден и замысел статуи «Березка». Можно говорить только о замысле, так как образ только-только начинал вырисовываться в подготовительных эскизах. Окончательный свой вид он должен был получить в дереве. Голубкина приступила к этой работе, но внезапная смерть оборвала ее. Хрупкая девичья фигурка уподобляется молодому деревцу. Развевающиеся по ветру волосы и складки одежды трепещут подобно молодой нежной листве березки.

«Березка». 1927 год.

Портрет Толстого и «Березка» - последние произведения Голубкиной. Они говорят о неисчерпанных творческих возможностях художника, о ее глубоком, мудром постижении жизни, о высоком мастерстве и незаурядной энергии. Смерть оборвала творчество замечательного русского скульптора.

Один из ярчайших представителей импрессионизма в скульптуре, ее многогранное творчество представляло из себя борьбу за правду в искусстве. Образы, созданные Голубкиной – живое свидетельство эпохи, дающие возможность заглянуть в прошлое, почувствовать его.

Искусствовед Манеева Анна

этоинтересно, интересныефакты, Манеева Анна, биография, история, скульптура, пластика, Роден, русскаяскульптура, Голубкина.

artdoart.com

Анна Голубкина: скульптуры, биография

24 января – 30 марта 2014года в Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Анна Голубкина. К 150-летию со дня рождения» (Лаврушинский переулок, 10, залы 46–48).

Анна Семеновна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске. Роднойгород, большая дружная семья, которая ценила и оберегала ее талант, всегда были близки и нежно любимы ею. Художественные способности будущего скульптора проявились рано.

В детстве она хорошо рисовала и лепила. Скромный достаток семьи заставлял думать о заработке, и двадцатипятилетняя девушка едет в Москву изучать технику обжига посуды и роспись по фарфору. В частной художественной школе на ее выдающуюся одаренность обращает внимание известный скульптор и чуткий педагог С.М.Волнухин. Свое образование Голубкина продолжает в славящемся своими демократическими традициями Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Требовательная к себе, упорно стремится молодая художница добиться жизненной выразительности в своих работах. Ее ученические скульптуры не раз признавались лучшими и выделялись среди работ других учеников. Около года проводит Голубкина в стенах петербургской Академии художеств. Но даже большое уважение к известному скульптору В.А.Беклемишеву не могло примирить ее с академическими принципами обучения. Жажда самостоятельности в творчестве приводит Голубкину в Париж. Три раза приезжала художница во Францию. Наиболее плодотворными были 1897- 1899-е годы, когда она пользовалась советами прославленного мастера О.Родена. В Париже приходит к ней первый заслуженный успех. На выставке Весеннего Салона скульптура «Старость» (1898) привлекла внимание прессы, и художница была удостоена медали.

Свой путь в искусстве Голубкина начала на исходе прошлого века. Обостренное ощущение уходящего старого мира, предчувствие грядущих грозных событий были характерны для мироощущения многих художников. Смело вводит Голубкина в скульптуру тему пробуждающегося народа. «Железный» (1897), «Рабочий» (1900), «Раб» (1909) отличаются большой силой выразительности. Особенно значительна скульптура «Идущий человек» (1903). Уверенная поступь изображенного раскрывает эмоциональное содержание мотива движения, передает целеустремленную волю к борьбе. Энергичная моделировка подчеркивает титаническую мощь форм. Гиперболическая заостренность средств превращает его в поэтический символ будущей революции. Иносказательность пластического образа свойственна и знаменитому горельефу «Волна» (1902), украшающему вход в Московский Художественный театр. Борьба человека и стихии воплощает мятежный дух эпохи.

Голубкиной выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. Она была тесно связана с революционным движением. С юности воспитанная в атмосфере революционных настроений, она в студенческие годы посещала социал-демократические кружки, хранила нелегальную литературу, распространяла прокламации, ухаживала за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания, подверглась аресту. По заказу Московского комитета РСДРП, в 1905 году Голубкина создает вдохновенный портрет К.Маркса.

По складу характера Голубкина была мужественным, волевым и бескорыстным человеком твердых жизненных убеждений, чутко отзывалась на страдания и несправедливость. Она была бесконечно добра, и доброта ее всегда несла действенную помощь.

Голубкина принимала живое участие в человеческих судьбах, она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска. И когда в 1914 году в Музее изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С.Пушкина) открылась первая персональная выставка художницы, то все полученные от продажи скульптур деньги она передала в пользу раненых солдат, а сама бедствовала.

Искреннее сочувствие к человеку, интерес к его внутренней жизни определяют главную черту творчества Голубкиной. Портретный жанр занимает центральное место в ее наследии. В любой модели, будь то простой человек из народа или глубоко интеллектуальная творческая личность, она всегда выявляет духовную сущность, подчеркивает силу человеческого духа. Значителен и величав П.С.Голубкин, дед скульптора (1897), скорбен и мудр «Иван Непомнящий» (1908), надежду и веру выражает «Человек» (1910). При точности социальной характеристики, Голубкина избегает обыденности. Зорко вглядываясь в конкретного человека, она поднимает образ над повседневностью, выявляет самое существенное в личности. Многозначна психологическая экспрессия портретов, ибо она раскрывает сложное духовное состояние модели. Строгость классической красоты лица женщины из народа («Марья», 1906) смягчена задумчивостью взгляда. Мягкая моделировка белого мрамора передает внутреннюю озаренность. Наполнена драматическим контрастом пластика мраморного бюста Л.И.Сидоровой, в лице которой одновременно читаются гордость и ирония, доброта и горечь. Живописная трактовка формы в портрете из мрамора Т.В.Рос-синской (1913) выражает эмоциональность напряженного восприятия мира подростком.

Голубкиной было свойственно тонкое чувство материала - мрамора, дерева, глины, их выразительных возможностей, декоративных качеств. Но самым любимым материалом была глина, послушно передававшая каждое легкое прикосновение пальцев, позволяющая работать быстро, сохраняющая свежесть впечатления от натуры. Пластическая живописность скульптурной формы в глине обладает непосредственностью этюда. В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал - «Огонь» (1900), «Кочка» (1904), «Земля» (1904), «Кустики» (1908). Двухфигурная композиция «Огонь» задумана для камина. Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой. Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь «Несколько слов о ремесле скульптора «.

Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников - формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом - оптимизм, радостное принятие жизни, во втором - вдумчивость, глубина переживаний. В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями - «Березкой» и портретом Л.Н.Толстого.

Хрупкая фигура стоящей девушки - поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом.

Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н.Толстой (1911), А.Ремизов (1911). Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки.

«Березка» и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина.

Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура..

Сто памятных дат. Художественный календарь. М. 1988.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

  • Facebook
Download SocComments v1.3

Tags:

Последние материалы в этом разделе:

  • Карл Гун: картины, биография художника

    Творчество Карла Гуна (1830—1877) Крамской Иван Николаевич. Портрет К.Ф.Гуна. 1878 В 1863 году в русской ху...

    2019-06-24

  • Ян Сиберехтс: картины, биография

    Ян Сиберехтс (1627—1700) Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших...

    2019-06-17

  • Ван Донген: картины, биография художника фовиста

    Кес  Ван Донген (1877—1968) Кес (Корнелис) Ван Донген, сын голландского пивовара, приехал в Париж в 1...

    2019-02-10

  • Клод Лоррен: картины, биография

    Творчество Клода Лоррена (1600—1682) «В Дрездене, в галерее есть картина Клода Лоррена, по каталогу �...

    2018-11-21

  • Ян Ливенс: картины, биография

    Творчество Яна Ливенса (1607—1674) Автопортрет «Двое юношей (Рембрандт и Ливенс), уроженцы Лейдена, �...

    2018-11-02

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Анна Семеновна Голубкина скульптор

Скульптор Анна Семеновна Голубкина в Зарайске родилась, выросла и ушла из жизни, она автор, в частности, горельефа «Волна» на фасаде МХАТа и первого в России скульптурного портрета Карла Маркса.

Дед Анны Голубкиной в свое время был крепостным, но скопил деньги и купил себе вольную. Отец девочки рано умер, и она осталась вместе матерью, братьями и сестрами.

Первые двадцать пять лет ее жизни прошли, по сути, на огороде. Грамоте Анну Семеновну выучил церковный дьячок. Местный учитель рисования заметил в ней талант и долго уговаривал ехать учиться в Москву. Там Голубкину ждали Классы изящных искусств, Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Потом — несколько месяцев в Петербургской Академии художеств. Одним из преподавателей Анны был будущий ректор этого учебного заведения — В. А. Беклемишев. В него Голубкина влюбилась безответно с первого взгляда, что стоило ей серьезного нервного заболевания.

Учившийся вместе с Голубкиной С.Т. Коненков вспоминал: «В мастерской между античных слепков, строгая и величавая, она выглядела, как мифическая древняя пророчица-сивилла».

Продолжила учебу Анна Голубкина в Париже, ее учителем там был сам Огюст Роден, высоко оценивший дарование молодой женщины. Впрочем, ценили ее и на родине. Ее произведения не раз удостаивались комплиментов от Александра Бенуа, бывшего не только известным художником, но и признанным мэтром художественной критики.

В родной Зарайск Голубкина приезжала часто — навещала родную семью, лечила душевные раны, искала вдоховение.

Когда в начале XX века Зарайск превратился в место ссылки неблагонадежных молодых людей, многие из них собирались в доме известного скульптора, где ночи напролет вели разговоры о судьбах России.

После революции Анна Семеновна Голубкина вошла в Комиссию по охране памятников и Комиссию по борьбе с беспризорностью. Приводила бездомных детей к себе в мастерскую, кормила их и оставляла ночевать. И не изменила этой привычке даже после того, как сироты ограбили ее.

К деньгам Голубкина относилась... странно. Как только они у нее появлялись — раздавала нуждающимся. Сама жила, перебиваясь с хлеба на воду и получив в результате язву желудка. Выгодные заказы находить не умела, а за свои работы «заламывала» порой такие цены, что даже попечитель Третьяковской галереи И. Грабарь отказывался их приобретать: «Просто несчастье эта босяцкая гордость», — сетовал он. Как следствие, многие работы скульптора после выставок отправлялись в подвалы и со временем были безвозвратно утрачены. Голубкина могла легко отказаться от ваяния скульптуры, если модель, пусть даже очень известная личность (как, например, Федор Шаляпин), ей была чем-то не по душе.

Как-то, когда ей уже было за шестьдесят, она решила сама передвинуть тяжелую глыбу, выбранную для создания скульптурного портрета Льва Толстого. Поступок оказался роковым — у Голубкиной открылось кровотечение, и через несколько дней ее не стало. Случилось это в сентябре 1927 года.

Выдающиеся личности Зарайска.

posmotrim.by

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

Подробности Категория: Русское изобразительное искусство и архитектура на стыке XIX и XX веков Опубликовано 23.07.2018 16:18 Просмотров: 533

Скульптурный портрет, как и живописный, призван запечатлеть образ конкретного человека с его неповторимыми личными чертами и внутренним миром.

Обычно создают портреты выдающихся людей, чтобы увековечить их славу, но и портрет никому не известного человека всегда интересен и сам по себе, и теми художественными приёмами, которыми пользовался скульптор или живописец при его создании.Любой портрет всегда отражает своё время, поэтому мы погружаемся в историю, когда узнаём о жизни или деятельности тех людей, образ которых предстал перед нами в портрете. «Хороший бюст равносилен целой биографии», - писал великий скульптор Огюст Роден. Критики ещё при жизни Голубкиной отмечали, что её искусство «обрело почти портретное сходство с эпохой».А. Голубкина в скульптуре считается одним из самых выдающихся отечественных портретистов. Она была и первой русской женщиной скульптором.

Творчество А.С. Голубкиной относится к первой половине XX в., она стала одним из первых скульпторов, создавших в своих произведениях образ людей труда. Ей было близко импрессионистическое мировосприятие, в созданных ею скульптурных портретах можно почувствовать её личный духовный склад. 

Скульптурные работы А.С. Голубкиной

А. Голубкина «Старость» (1898).

Для этой скульптуры Голубкина использовала позу «Мыслителя» Родена.

Огюст Роден «Мыслитель» (1880-1882). Бронза. Высота 181 см. Музей Родена (Париж)Летом 1895 г. Голубкина посещала в Париже частную Академию Коларосси, а в 1897 г. стала ассистенткой Огюста Родена, выполняя некоторые детали его скульптур. Аллегорическая фигура Родена «Мыслитель» олицетворяет образ творца или просто человека, который воспринимает жизнь во всей сложности и противоречивости и пытается осмыслить её.Похожие чувства вызывает и фигура Голубкиной, созданная под влиянием Родена. Приходит время, когда человеку необходимо осознать свою жизнь и его место в ней. Часто таким временем является старость. Погружённая в размышления пожилая женщина становится мыслителем. Голубкина подчеркнула своё понимание старости: старость не столько разрушение, сколько естественный закономерный итог всей человеческой жизни».

А. Голубкина. Рельеф «Пловец» (1903, гипс тонированный). 2,5 х 2,7 м. Фасад Московского Художественного театра (Москва)Данная работа не является портретом, но это первая крупная работа скульптора, поэтому мы скажем несколько слов об этом рельефе. Работа выполнена по заказу Саввы Морозова с одобрения Станиславского. Созданный скульптурный образ отражал направление в творческих поисках Художественного театра: поднимающаяся волна, борющийся с ней человек и летящий над ним буревестник.

Общий вид входа в театрВ дальнейшем Голубкина продолжала эту образную концепцию: жизнь человеческого духа в его сложном взаимоотношении с окружающим миром, борьба светлых порывов и его темных начал.

При дневном свете создаётся ощущение движения волн, вспученности пены на их поверхности. Это впечатление создаётся благодаря особым приёмам лепки, свойственных скульптору: порывистых, стремительных.

А. Голубкина. Портрет М.Ю. Лермонтова (1900). Гипс тонированный. 63 х 59 х 4 смПортрет вылеплен из пластичного гипса, и в облике писателя зритель видит ту особую нервность, которая была ему присуща. Это впечатление усиливают и следы страстных пальцев автора на застывшей мягкой поверхности.Голубкина лепила свои портреты из глины, т.к это был самый податливый материал. А когда переводила их в дерево или камень, то и эти материалы становились податливыми в её руках.

А. Голубкина создала целую галерею образов философов и писателей Серебряного века: Вячеслава Иванова, Владимира Эрна, Алексея Толстого. Все эти работы выполнены в динамической пластической форме, с изображением «пропорций духа».

А. Голубкина. Портрет А.Н. Толстого (1911)Бюст Алексея Николаевича Толстого – один из лучших портретов скульптора. Голубкина воссоздала образ ещё сравнительно молодого в те годы писателя. В нём виден внутренний интеллект, а также его чувство собственного достоинства и высокая самооценка. Лицо холёное, веки полуопущены. Скульптура вырезана из дерева.А.В. Бакушинский отмечал: «...Дерево помогает Голубкиной найти новый скульптурный язык – простой, островыразительный и сильный. Особенно убедительно сказываются следствия поворота к подлинному материалу при сопоставлении голубкинских эскизов и этюдов в глине с законченными в дереве произведениями. Это – решительный скачок к новому качеству. Импрессионистическая аморфность, недосказанность, иногда чрезмерно подчёркнутая эмоциональность – всё это замещается ясностью, пластической завершённостью формы, реализмом, объективностью формы Таковы, например, голубкинские портреты писателей А. Ремизова и А. Толстого».

Портреты других интеллектуалов: Андрея Белого, Вячеслава Иванова и Алексея Ремизова.

А. Голубкина. Портрет Вячеслава Иванова (1914). БронзаВячеслав Иванов у Голубкиной – лукавый философ, творивший из своей жизни миф. Поэт на портрете схож с тем образом, который он описал в стихотворении «Подстерегателю», посвященному Велимиру Хлебникову:

Измерить верно, взвесить правоХочу сердца – и в вязкий взорЯ погружаю взор, лукаво

Стеля, как невод, разговор.

Голубкина не соглашалась брать даже очень выгодные заказы, если не могла увлечься внутренним миром героев своих портретов. Многие из них созданы по ее собственному порыву и совершенно безвозмездно.

А. Голубкина. Портрет А.М. Ремизова (1911). Бюст. Дерево тонированное. 70,5 × 55 × 34 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В чертах лица писателя А.М. Ремизова скульптор передала душевный надлом, драму. Закругленное движение складок широкой одежды как будто стремится укрыть и приглушить внутренний разлад. Ремизова отличало чрезвычайно яркое и образное восприятие мира. В портрете Ремизова вполне определённо выражены его смятение, мятежность, страстность, отчаяние, колоссальная напряжённость мысли, стремление найти истину.

А. Голубкина. Портрет Андрея Белого (1907)Стремительная, внутренне подвижная натура поэта А. Белого выражена динамичной пластической формой. Она точно передает образ поэта-символиста, подчинившего свой дух увлекающей стихии и как бы растворяющегося в ней.

А. Голубкина. Портрет В.Ф. Эрна (1914). Бюст. Дерево тонированное. 63 × 53 × 39 смВ.Ф. Эрн – русский философ. Урождённый Арефьев. Фамилию «Эрн» получил после усыновления отчимом.

А. Голубкина. Портрет М. Волошина. Камея, кость. Музей-мастерская А. Голубкиной (Москва)Последней работой Голубкиной был портрет Л.Н. Толстого, явившийся истинным шедевром мастера. Преждевременная смерть не позволила Голубкиной завершить портрет великого писателя, но даже неоконченный, он производит глубочайшее впечатление, в нём явственно ощущаются «могучий талант скульптора, её взволнованная душа, уверенная сильная рука, вызывающие к жизни образ гениального писателя». В Толстом художница видела гения, титана, охваченного целиком и полностью непокорной стихией мысли.

А. Голубкина. Портрет Льва Николаевича Толстого (1927). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Со Львом Николаевичем Толстым Голубкина встречалась в 1903 г.: она посетила писателя в Хамовниках по приглашению дочери писателя Татьяны Львовны Толстой. Но отношения писателя и скульптора не сложились, т.к. Голубкина резко отрицательно отозвалась о его религиозно-философском учении. Второй встречи по этой причине не произошло. Но о писателе она отзывалась так: «Толстой широк, как море...».

Скульптор создала образ писателя-философа, обладающего сильной внутренней энергетикой, и это выражено живописной манерой лепки, позволяющей передать ощущение движения, игры светотеней, что помогло показать сложность внутреннего состояния Льва Толстого. Ради этого отдельные черты внешности писателя гиберболизированы, но сделано это сознательно. Голубкина считала, что скульптору нужна «смелость не подчиняться неверным по сущности духа пропорциям и отношениям. Выявление идеи сущности (портретируемого) посредством воссоздания главного во всей полноте и игнорирование деталей реальной повседневности, конечно, не есть ложь, а высший реализм».

Анна Семёновна Голубкина (1864-1927)

Творчество талантливого скульптора А.С. Голубкиной относится к яркому явлению в русском искусстве конца XIX-начала XX в. Она была художником своего времени. Её искусство одухотворенно, иногда страстно и болезненно, но всегда наполнено глубоким содержанием и демократично.Голубкина – настоящий мастер психологического скульптурного портрета. Её работы отличает удивительная пластическая выразительность. Ее отличительный прием – светотеневая моделировка, с помощью которой она добивалась особой динамики и эмоциональности образа. Ее излюбленный материал – податливая глина. Но она умела использовать специфические особенности каждого материала: мрамору оставляла традиционную гладкость и холодок, дереву – следы резца, обнажающие его природу, бронзе – её пластическую изменчивость.А.С. Голубкина была замечательным педагогом. Известна ее книга «Ремесло скульптора», предназначенная молодым скульпторам.

Всеобщее признание творчество Голубкиной получило в 1915 г., после персональной выставки.

Из биографии

Анна Семеновна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область), в большой дружной семье. В семье ценили её талант, а она ценила свою семью и всегда при малейшей возможности стремилась в родной город, где получала понимание, поддержку и душевное тепло.Художественные способности у девочки проявились рано. В детстве она хорошо рисовала и лепила. В возрасте 25 лет Голубкина уехала в Москву для изучения техники обжига посуды и росписи по фарфору. В частной художественной школе на её одаренность обратил внимание известный скульптор и педагог С.М. Волнухин.Продолжила учёбу девушка в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Её ученические скульптуры часто признавались лучшими. Училась она и в Академии художеств у В.А. Беклемишева – около года, но академические принципы обучения не удовлетворяли её.

Трижды она приезжала во Францию, чтобы совершенствовать своё мастерство у признанных мастеров. В 1897-1899 гг. училась у О. Родена. В Париже приходит к ней первый заслуженный успех. На выставке Весеннего Салона скульптура «Старость» (1898) привлекла внимание прессы, и художница была удостоена медали.

В Париже она также пережила тяжёлую личную драму, которая повлияла на всю её дальнейшую жизнь.Голубкина была свидетельницей и участницей революций.

Её творчество началось с импрессионизма и символизма, но в конце жизни она пришла к реализму. Её творческое наследие довольно велико.

А. Голубкина в своей мастерскойЛюбовь к литературе она пронесла через всю свою жизнь, поэтому её творчество представлено портретами М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Островского, А. Толстого, А. Белого, М. Волошина, В. Иванова, А. Ремизова, литератора В. Черткова... Со многими из них скульптор была знакома лично. Есть у неё скульптуры литературных персонажей: горьковской старухи Изергиль, Городничего, Земляники из комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.В 1922-1923-х гг. художница выполнила камею с портретом-шаржем на М. Волошина. Волошин так отзывался о её творчестве: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого...»

В последние годы она часто возвращалась на родину. Умерла в Зарайске, где была похоронена на городском кладбище.

ency.info

Неизвестная Голубкина. Камеи

Номер журнала: 

#2 2012 (35)

Несмотря на неиссякаемый исследовательский интерес к творчеству Анны Семеновны Голубкиной, крупнейшего русского скульптора рубежа XIX—XX веков, знание о нем далеко от исчерпанности.

Неизученным, но, несомненно, уникальным и неординарным художественным явлением в деятельности Голубкиной, тяготевшей к работе в монументальной форме, являются камеи из морской раковины и слоновой кости. Уже первые попытки определить количество миниатюр, вырезанных в разные годы, и осмыслить их место в творчестве мастера, позволили заключить, что камеи представляют собой параллельное направление рядом с хорошо известным станковым искусством скульптора.

Последние исследования показали, что Голубкина начала заниматься камеями не в 1920-х годах, как традиционно считали, а значительно раньше. В 20-е годы скульптор лишь продолжает совершенствовать мастерство в косторезной мастерской преподавателя ВХУТЕМАСа Софьи Бобровой. В этой мастерской скульптор освоила технику работы с бормашиной, что, безусловно, расширило технические возможности резьбы по кости и позволило начать эксперименты с новым для художницы материалом — морской раковиной. Вместе с Голубкиной в мастерской Софьи Бобровой в начале 1920-х обучались камейному ремеслу и две ученицы Анны Семеновны — Юлия Кун и Татьяна Иванова1.

Разнообразие палитры материалов и техник, используемых Голубкиной в малых формах, широта художественного замысла, поражающая новизной буквально в каждом произведении, свидетельствуют о высочайшей творческой свободе мастера. Примечательно, что и в морской раковине, и в слоновой кости Голубкина работает прежде всего как скульптор. Иногда мощный темперамент ваятеля проступает сквозь плавность и мелодичность форм миниатюрных творений, безошибочно выдавая авторский стиль и руку творца.

Слоновую кость, вероятно, можно отнести к любимым материалам художницы. Возможно, в какой-то степени кость компенсировала частые перерывы в работе (по причинам материального характера) с самым излюбленным материалом, хоть и мало похожим на кость по своим техническим характеристикам, но также восхищающим своей чистотой и белизной, — с царственным мрамором. Известны 18 камей из слоновой кости. Безусловно, их было гораздо больше. В какие же годы они были выполнены?

Оказалось, что сами произведения могут многое рассказать, повернуть наши размышления в нужное русло. Так, из общего числа камей особенно выделяются три — «Митя», «Борзые» и «М.А. Волошин. Шарж» (все три — 1910-е (?), Государственная Третьяковская галерея). Мы предполагаем, что они были вырезаны художницей значительно раньше тех, что она выполнила после знакомства с Бобровой. В них обращает на себя внимание большая, чем в других камеях, высота рельефа, несколько тяжеловатая моделировка формы. Характер работы инструментом напоминает манеру резьбы по дереву. Очевидно, что первые две являются вариантами произведений: в мраморе «Митя» и в известняке «Собаки» (обе — 1913, Государственная Третьяковская галерея). Причем печальная тема преждевременной кончины маленького племянника Мити звучит не только в одноименной мраморной скульптуре, но и в известняковом рельефе «Мать и ребенок» (1913, Государственная Третьяковская галерея), а также в гипсовой маске с образом Мити и рисунках с изображением этого мальчика (все — после 1913, Государственная Третьяковская галерея). Три борзые с камеи, корреспондирующиеся с персонажами вышеназванной рельефной композиции «Собаки», известны как собаки Натальи Кусевицкой. Она жила в Глазовском переулке по соседству с мастерской Голубкиной и брала в 1912—1913 годах у Анны Семеновны уроки скульптурного мастерства.

Особенности стиля и манеры мастера, переплетения художественных мотивов в этих произведениях неизбежно наводят на мысль, что камеи «Митя» и «Борзые» неразрывно связаны с конкретными историями, являются вариантами родственных тематически произведений и выполнены в близком с ними временном пространстве, то есть в начале 1910-х годов.

В этот же период, по нашему мнению, могла быть вырезана камея с портретом М.А. Волошина. Теплые дружеские отношения связывали скульптора и писателя со времени их знакомства в Париже и продолжились в годы ученичества Голубкиной у Огюста Родена. В 1911 году Волошин написал статью о скульпторе. В ней впервые полно и глубоко анализировалось творчество Голубкиной, давалась оценка ее новаторской пластики. Статья была опубликована в журнале «Аполлон»2 за несколько лет до первой персональной выставки Анны Семеновны, которая открылась в Музее изящных искусств в 1914 году.

Камея с изображением Максимилиана Волошина (1910-е (?), Государственная Третьяковская галерея), безусловно, не замышлялась для коммерческой цели, как и камея «Митя», и, скорее всего, предназначалась для подарка автору статьи. В названии портрета имеется указание на типологическое определение портрета - «шарж», что обычно вводит современного зрителя в недоумение. Оно не совпадает с общепринятым, хотя и не совсем верным вектором восприятия наследия скульптора, имеющего трагический оттенок. Однако даже среди камей есть еще одна с очевидным намеком на шаржирование портретируемого. Это миниатюра на трехслойной морской раковине «Портрет В.В. Трофимова» (1920—1923, Государственная Третьяковская галерея), изображающая знакомого Голубкиной с притаившимся котом. Следует отметить, что художница недолюбливала котов, но неоднократно их изображала, можно сказать, в разных ипостасях. Трофимовский кот смотрит прямо на зрителя широко раскрытыми глазами. На руках хозяина он кажется пушистой уютной кошечкой, но, несомненно, мастер намекает на истинный характер этого свободолюбивого существа, готового в любой момент нарушить иллюзию спокойствия и гармонии.

Если гротесковая шаржированность в портрете Василия Васильевича Трофимова очевидна и понятна, то в волошинском образе без знания контекста и традиции изображения писателя как им самим, так и его современниками обойтись трудно. В связи с этим следует вспомнить, что Волошин - один из самых часто изображаемых персонажей не только Серебряного века, но и более позднего периода. В иконографии писателя известны как минимум два типа — «старорусский», в котором Волошин ассоциировался с персонажами пьес Н.А. Островского или напоминал либо протодьякона, либо кучера, и античный, к которому сам он склонялся больше, чем к первому.

В ранних графических автопортретах Волошина, выполненных до 1910 года, античный образ только предчувствовался, и изображения тех лет чаще напоминали шаржи. Не исключено, что такое художественное видение пришлось Голубкиной по душе, и она вырезала в начале 1910-х годов свой вариант, некоторым образом перекликающийся, например, с ликом пляшущего Волошина (рисунок-автопортрет, около 19033). Если бы художница размышляла над этим произведением в 1920-е годы, когда коктебельский мыслитель прочно ассоциировался у современников с античным или библейским образом, возможно, она выбрала бы для реализации замысла не кость, а многоцветную раковину, которая больше перекликается с многочисленными акварельными изображениями поэта, популярными в то время.

В камеях портреты занимают особое место, как и во всем творчестве скульптора. Одни являются единичными изображениями, как портрет Волошина, другие продолжают линию размышления мастера, начатую ранее, — таков портрет философа и поэта Серебряного века Вячеслава Иванова на морской раковине (1920-е, Государственная Третьяковская галерея). Он был вырезан уже после окончания работы над портретом-маской и скульптурным образом Вяч. Иванова (в котором современники Голубкиной увидели «бетховенскую мощь») (оба — 1914, Государственная Третьяковская галерея). Одновременно с портретами знаменитых людей эпохи Голубкина создавала на миниатюрах образы родственников, друзей или просто знакомых. Иногда в женской головке вдруг начинает узнаваться профиль Н. Гиацинтовой, известный по рельефному медальону 1900 года (Государственная Третьяковская галерея), или лики сестер Алексеевых — актрисы Нины и танцовщицы Людмилы, с которыми художница была дружна на протяжении всей жизни.

В сюжетных и многофигурных композициях встречаются и еще более неожиданные портретные сходства. Так, например, имеется несколько вариантов изображения на морской раковине мальчика на птице (лебеде или орле) то в образе Ганимеда («Мальчик на крыльях орла», 1920-е, Дом-музей А.С. Голубкиной в Зарайске), то в образе героя народных сказок («Мальчик на лебеде», 1920-е, частное собрание), в которых мальчик напоминает маленького племянника художницы Митю. В камее «Фауст и Маргарита» (1920-е, частное собрание) прототипами Маргариты стали, на наш взгляд, сразу две ученицы Голубкиной — Зинаида Клобукова и Татьяна Иванова. Свое восхищение юностью и чистотой скульптор передала утонченным рисунком силуэта, нежной живописной игрой медово-охристых оттенков морской раковины.

Камеи Голубкиной правильнее воспринимать не как обособленное увлечение художницы, а в контексте всего ее творчества. Эта идея была воплощена на выставке «Анна Голубкина. Искусство камеи», состоявшейся в Музее-мастерской скульптора А.С. Голубкиной4 зимой 2011—2012. Впервые музейные камеи и камеи из частных собраний презентовались в окружении рельефов, скульптур и графических работ мастера. На выставке отчетливо выявился аспект, которому ранее не уделялось серьезного внимания, — это новаторская и экспериментальная направленность камерной деятельности скульптора, проявившаяся в особенностях работы с костью и раковиной. Голубкина умело сочетала классические способы обработки материала и смелые авторские находки как в технике, так и в выборе тем и трактовке образов.

Для мастера любая форма — будь то портретная камея, миниатюра с пейзажем или многофигурная композиция — это прорыв творческой мысли, концентрация волевых усилий, требующихся при создании больших скульптур. Не случайно многие камеи обладают свойствами монументальных произведений, выдерживая значительное увеличение изображений, не теряя выразительности обобщенных форм. В то же время изображения сохраняют качества, свойственные миниатюре, приглашая любоваться, вглядываться, размышлять. Такова даже самая маленькая камея «Сеятель» (1920-е, Государственная Третьяковская галерея), размер которой чуть превышает один сантиметр. Она как бы просится в руки, намекая на существование потайного смысла, который может открыться лишь при заинтересованном и внимательном рассматривании.

Казалось бы, что нового можно открыть в теме сеятеля, популярной на протяжении многих веков, особенно после прославившихся произведений Ван Гога (например, «Сеятель», июнь 1888, Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло; или «Сеятель», ноябрь 1888, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), после изображения на золотом червонце, первой монете РСФСР (1923), рисунок которой был выполнен по модели скульптуры И.Д. Шадра (1922, Музей современной истории России, Москва). Что побуждало скульптора к поиску изысканной миниатюрной формы в хрупкой морской раковине? Скорее, в символическом изображении сеятеля на камее Голубкиной, ритмика и пластика движений которого завораживает своей гармонией, следует распознавать образ Христа-сеятеля. Христологическая тема волновала мастера в 1910-е годы и воплотилась в ряде произведений, крупнейшим из которых является «Тайная вечеря» (1911, Государственная Третьяковская галерея). Она нашла свое продолжение в миниатюре начала 1920-х годов, но не в теме страстного цикла, а в другой — также центральной в христианской истории, свидетельствующей о неизбежном возрождении после смерти.

Изображение Христа-сеятеля Голубкиной не является каноническим для православной иконографии. Оно по-своему как бы продолжает художественные искания К.П. Петрова-Водкина в монументальной мозаике с одноименным названием, выполненной им в 1915 году для мавзолея Эрлангеров на Введенском (Немецком) кладбище5 в Москве. В мягком, тающем образе сеятеля скульптор развивает традиции, присущие искусству античной и древневосточной камеи. Интересно отметить, что в творчестве Ван Гога тема «сеятеля» предшествует теме «жнеца», а у Голубкиной эта оппозиционная пара, соотносящаяся с понятиями «жизнь— смерть», «начало—конец», получила противоположный вектор развития. Еще в годы обучения в МУЖВЗ она исполнила рельеф «Жатва смерти» (1892— 1893, местонахождение неизвестно), чем привела в замешательство и сокурсников, и преподавателей; в первое же десятилетие самостоятельного творчества тема старости и конца жизненного пути была ею пережита, осмыслена и воплощена в скульптуре. А к 1920-м годам, несмотря на проблемы со здоровьем и трудности материального характера, художница обретает душевное равновесие, получает новый мощный творческий импульс. Голубкинская пластика этого периода тяготеет к классической завершенности и ясности, одновременно убедительно демонстрируя неординарность художественных форм и средств выразительности. Современники Анны Семеновны вспоминали, что в последние годы жизни, перед преждевременной кончиной в 1927 году, все заметили «...значительный сдвиг в более светлую сторону в ее настроениях. Она не тосковала больше, как прежде, была настроена деятельно и энергично. Один замысел за другим волновал ее»6.

Не исключено, что секрет такого возрождения отчасти кроется в новом обращении художницы в тяжелые для нее годы начала 1920-х к мелкой пластике, в освоении новых способов работы по слоновой кости и в «преодолении» неожиданного для нее материала — морской раковины, из которой в течение нескольких лет были вырезаны более 40 камей.

  1. Подробнее см.: Капранова И.А. Камеи работы А.С. Голубкиной. История создания и бытования // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы: Сборник статей. Вып. 13. М., 2010. С. 307—324.
  2. Волошин М. А.С. Голубкина // Аполлон. 1911. № 6. С. 5—12.
  3. Рисунок опубликован в 1990 году без указания местонахождения. См.: Купченко В., Давыдов З. Автопортреты Максимилиана Волошина // Литературная учеба. Кн. 4. Июль—август. М., 1990. С. 168.
  4. В настоящее время Отдел исследования творчества скульптора А.С. Голубкиной Государственной Третьяковской галереи.
  5. Несомненно, скульптору было известно это новаторское произведение К.П. Петрова-Водкина. В 1912 году Голубкина выполнила мраморный рельеф с изображением Христа для надгробия семьи Феттер, которое было установлено после 1914 года в центральной части того же кладбища недалеко от надгробия Эрлангеров.
  6. А.С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983. С. 252.

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

Скульптуры Анны Голубкиной в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию из 35 произведений к юбилею А. С. Голубкиной, первой русской женщины-скульптора

ГТГ, 23 января — 30 марта 2014 Москва, Лаврушинский пер., 10, залы 46–48

К юбилею Анны Семёновны Голубкиной (1864–1927), первой русской женщины-скульптора, творчество которой стало символом расцвета пластического искусства России первой трети XX века, Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию ее произведений. Работы мастера, традиционно представленные в залах в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, будут дополнены экспонатами из фондов Галереи и одного из ее научных отделов — Музея-мастерской А. С. Голубкиной.

Экспозиция А. С. Голубкиной в Лаврушинском переулке продолжает залы скульптуры и живописи эпохи Серебряного века. Произведения мастера демонстрируются в диалоге с полотнами П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, М. С. Сарьяна и В. Э. Борисова-Мусатова, с которыми она неоднократно вместе выставлялась. Такое сопоставление произведений подчеркивает близость художественных поисков скульпторов и живописцев этого периода.

В своем творчестве Анна Голубкина руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: «нужно все забыть, все отдать». Приехав в Москву из Зарайска, она начала профессиональное образование в возрасте 25 лет в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста, продолжила обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Императорской Академии художеств в Петербурге. Но методика преподавания академической школы не совпадала с ожиданиями Голубкиной.

Стремление оказаться в центре художественной жизни Европы побудило ее совершить несколько поездок в Париж. Здесь она познакомилась с Огюстом Роденом (1840–1917) и посещала его мастерскую в 1896–1897 годах. Общение со знаменитым скульптором и его советы помогли Голубкиной осознать собственный путь в искусстве: «Вы… лучший из художников… дали мне возможность быть свободной…» Пересечения творчества этих мастеров рассматривались на выставке «Встреча через столетие: Роден. Голубкина. Клодель» в Третьяковской галерее в 2004 году.

От Родена Голубкина восприняла принципы построения художественной формы, научилась свойственному ему методу активной разработки поверхности и светотеневой моделировки, что привело ее к импрессионизму в скульптуре. Подробно этот период ее творчества представлен в обновленной экспозиции Музея-мастерской А. С. Голубкиной. Интерес к символизму проявился в ее искусстве метафоричностью, вниманием к непроявленным формам, обращением к пантеистическим мотивам. Пройдя через увлечение другими стилевыми направлениями, Голубкина вернулась к импрессионизму в своих последних больших работах — «Березка» и «Портрет Л. Н. Толстого» (обе — 1927, бронза).

В экспозицию вошло около 35 скульптур. Первый зал встречает посетителей одним из самых значительных произведений Голубкиной в дереве — каминной парой кариатид (1911). Выбирая этот материал, скульптор переходит от античного мотива к праисторическому, меняя семантику образа.

Идея внутреннего напряжения, прочитываемая в фигурных композициях, также стала основной темой портретов Голубкиной. В центральном зале экспозиции собраны образы философов и писателей Серебряного века: В. И. Иванова, В. Ф. Эрна, А. Н. Толстого. Произведения показывают интерес автора к изображению индивидуальных «пропорций духа», сокровенных движений души. Стремительная, внутренне подвижная натура поэта А. Белого (1907, гипс) выражена столь же динамичной пластической формой с активной выразительной фактурой поверхности. Иначе решен портрет писателя А. М. Ремизова (1911, дерево): в его чертах скульптор передала душевный надлом, драму. Закругленное движение складок широкой одежды как будто стремится укрыть и приглушить внутренний разлад.

Темой третьего зала экспозиции стал круг жизни, движение времени. Ее центром является недавно отреставрированная скульптура «Старость» (1898, тонированный гипс), впервые демонстрировавшаяся на Весеннем салоне в Париже в 1899. Нежный образ ребенка в работе «Девочка. Манька» (после 1904, мрамор, гипс) возникает из необработанного блока рубленого мрамора. В бюсте «Старая» (1908, тонированный мрамор), пользуясь стилизацией «под Египет», Голубкина трактует камень как косную материю, заключающую в себе не только старое лицо, но саму человеческую жизнь. В вазе «Туман», по определению самой Голубкиной, раскрывается тема четырех возрастов. Сравнение вариантов в гипсе (1899) и мраморе (около 1908) позволяет наблюдать, как мастер работает с разным материалом для достижения поставленных художественных задач.

Искусство Голубкиной, которое, как отмечала прижизненная критика, «обрело почти портретное сходство с эпохой», было высоко оценено уже в начале XX века. В 1914 в Музее изящных искусств в Москве (ныне — ГМИИ им. А. С Пушкина) ее работы составили первую в истории России монографическую выставку скульптуры. Именно с произведений Голубкиной в Третьяковской галерее с середины 1900-х годов началось систематическое собирание коллекции современной скульптуры.

Расширенная экспозиция в залах Галереи в Лаврушинском переулке станет частью программы празднования юбилея скульптора. 28 января, в день рождения Голубкиной, состоится торжественное открытие выставки в ее Доме-музее в Зарайске, в церемонии примут участие научные сотрудники Третьяковской галереи. В Музее-мастерской А. С. Голубкиной в Большом Лёвшинском переулке подготовлена новая экспозиция. 5 февраля в Третьяковской галерее состоится круглый стол, посвященный творчеству Голубкиной.

Источник: пресс-релиз ГТГ

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

artinvestment.ru


Смотрите также