Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография станислав говорухин


Станислав Сергеевич Говорухин

Станислав Говорухин – актер, продюсер, кинорежиссер, сценарист, создавший фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Асса», «Благословите женщину».

Разноплановый талант Станислава Говорухина признавали все – его поклонники и недоброжелатели. Этот человек проявил себя как выдающийся режиссер, продюсер, сценарист, публицист, актер. Он занимался общественной деятельностью и пейзажной живописью, был интересным политиком, не боявшимся высказывать собственное мнение. Это был деятельный и мудрый человек, который прилюдно называл себя чистокровным пессимистом и лентяем.

Детство и юность

Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березняки Пермского края. Его мать, Прасковья Афанасьевна, работала портнихой. Она одна поднимала двоих детей – дочь Инессу и сына, и никогда не вспоминала об их отце. Однажды бабушка сказала маленькому Славе, что их отец ушел из семьи и спился. Однако эти сведения были недостоверными. Еще до рождения Станислава его родители расстались. Отец будущего режиссера, Сергей Георгиевич, был родом из донских казаков. Его репрессировали, выслали в Сибирь, где он и скончался в 1938 году. Все эти сведения выросшие дети раздобыли самостоятельно уже после смерти матери, отправив запрос в КГБ.

На фото Станислав Говорухин в молодости

Маленькому семейству Говорухиных жилось нелегко, матери приходилось много работать, но денег все равно не хватало. Рано ушедшая из жизни Прасковья Афанасьевна все-таки успела дать обоим детям хорошее образование. Закончив казанский ВУЗ, Станислав в 1958 году получает профессию геолога. Именно в это время он понимает, что ошибся, и поиски полезных ископаемых совсем не привлекают его. Зато ему очень нравится работать на телевизионной студии, которая только что открылась в Казани. Это было время зарождения советского телевидения, и молодой человек с радостью погрузился в интересную работу. Он был автором программ, выполнял обязанности оператора и режиссера. Именно этот период своей жизни режиссер называет самым плодотворным и творческим.

Через три года Станислав решил перебраться в Москву. Толчком для этого послужили тяжелые отношения, сложившиеся с партийными руководителями Казани. Поступив на режиссерский факультет ВГИК, молодой человек заканчивает учебу с красным дипломом. Свою режиссерскую карьеру он мечтает начать в Одессе, ведь именно здесь снимались самые лучшие, по его мнению, фильмы – «Приходите завтра», «Весна на Заречной улице». К тому времени у него уже накопился небольшой опыт – короткометражный фильм «Аптекарша», лента «Контрабанда», «День ангела».

Фильмы

Когда Станислав в 1966 году приезжает в Одессу, ему тотчас же предлагают снять картину об альпинистах. Сценарий картины был очень слабеньким, требовал кардинальной переработки. Кинорежиссер решил сделать ход конем, пригласив на главную роль Владимира Высоцкого. Это был правильный выбор. Говорухин пригласил и композитора Софью Губайдуллину. Через несколько месяцев работы у советских зрителей появилась возможность посмотреть отличный фильм «Вертикаль».

Станислав Говорухин в фильме «Вертикаль»

Эта картина о группе отважных альпинистов, задумавших покорить пик Ор-Тау. Работа принесла невероятную популярность Говорухину и Высоцкому, исполнившему в фильме четыре замечательных песни – «Скалолазку», «Прощание с горами», «Песню о друге», «Вершину». Через три года Говорухин снимает еще один фильм о солдатах-альпинистах, но его «Белый взрыв» не был таким же успешным как «Вертикаль».

«Ветер «Надежды» (1977) — еще одна работа режиссер Говорухина. Это молодежный приключенческий фильм представляет собой увлекательную историю о курсантах морских училищ, отправленных на австралийскую регату. На Одесской киностудии Станислав работал до 1988 года, затем он переехал в Москву, устроился на «Мосфильм». Долгое время Говорухин был главой «Вертикали», одного из подразделений «Мосфильма».

Талантливому режиссеру одинаково хорошо удавались приключенческие фильмы для взрослых и детей. Он снял «Приключения Тома Сойера», фильм «В поисках капитана Гранта», которые до сих пор с удовольствием смотрят подростки. «Пираты ХХ века» (1979) – яркий, красочный, интригующий фильм принес Говорухину бешеную популярность. Многие зрители по нескольку раз приходили в кинотеатр. Однако эта лента совсем не понравилась критикам, что нисколько не огорчало Говорухина. Он хорошо понимал — ему удалось создать хорошую картину. История показала, что этот фильм – на все времена, его с удовольствием смотрят до сих пор.

Станислав Говорухин и Высоцкий на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»

«Место встречи изменить нельзя» (1979) стал настоящим культовым фильмом. Говорухин очень тщательно отнесся к подбору актеров, ему пришлось выдержать нешуточное давление братьев Вайнеров, недовольных кандидатурой Владимира Конкина. Однако присутствие на сцене именно этого актера, на котором настоял Говорухин, сделало фильм достоверным. Такой же настоящей, не схематичной, выглядит противоположная сторона – жулики, воры, бандиты, женщины легкого поведения. Блестящая игра Армена Джигарханяна, Станислава Садальского, Ларисы Удовиченко только подтверждает это.

В фильме «Десять негритят» (1987) талантливый режиссер обращается к жанру детективного триллера. В начале 90-х он выступает как режиссер-документалист, создает ленты «Так жить нельзя», «Великая криминальная революция», «Россия, которую мы потеряли». В конце XX века на экраны выходит фильм «Ворошиловский стрелок». Роль пенсионера-железнодорожника играет легендарный Михаил Ульянов. Этот человек встал на защиту своей юной внучки, изнасилованной местными отморозками. И зритель всей душой сочувствует отважному старику, противостоящему подонкам и продажным «блюстителям закона».

Кадр из фильма «Благословите женщину»

Фильм «Благословите женщину» (2003) также стал очень популярным. На роль главной героини Веры режиссер пригласил студентку театрального института Светлану Ходченкову. Юная красавица с роскошными волосами и с истинно русским лицом очень украсила этот фильм своей талантливой игрой. Верочка – милая, душевная женщина, беззаветно любит своего мужа, майора Ларичева. А тот, сухой и черствый служака, не позволяет ей даже родить ребенка. Ларичев не раскрывает свою душу перед женой. Создается впечатление, что Верочка для него – случайный человек, бесплатная обслуга, не имеющая право на собственную жизнь и чувства.

Светлану Ходченкову зритель еще не раз увидит в фильмах Говорухина, например, в ленте, «Не хлебом единым» (2005). Здесь речь идет о талантливом сельском учителе, который изобрел двуслойные трубы. Ради этого человека Надежда Сергеевна Дроздова, жена министра, оставила своего супруга. Этой паре придется пройти немало испытаний на пути к своему счастью, которые им расставит мстительный и мелочный министр.

В 2007 году выходит лента Говорухина «Артистка», где Евгения Добровольская, выступающая в роли театральной актрисы, твердо намерена устроить свое счастье. Фильм «Пассажирка» (2008) рассказывает о путешествии Веры Кларк, молоденькой вдовы, и ее служанки Аннушки на российском клипере «Смелый». Появление прекрасной дамы сводит с ума морских офицеров, каждый из них надеется на взаимность, однако благоразумная женщина умеет держать назойливых поклонников на расстоянии. Фильм получил премию кинофестиваля «Окно в Европу». В том же году сценарист работает над военной лентой «В июне 41-го», где главную роль сыграл Сергей Безруков.

Съемки фильма «В стиле jazz»

Фильм «В стиле jazz» (2010) – это история о необычайном обаянии молодого человека, сумевшего вскружить головы трем представительницам одного семейства, маме и двум дочкам. Говорухин не боится экспериментов, в 2013 году он создает картину в стиле нуар. Это фильм «Weekend», детективная история. Через год режиссер становится автором сразу двух лент – «Тайны темной комнаты», «Дневника мамы первоклассника».

В 2015 году Говорухин создает фильм «Конец прекрасной эпохи», где речь идет о командировке ленинградского журналиста в Таллин. Главные роли в картине играли Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов.

Станислав Говорухин сыграл 22 роли в кино. Самые яркие его работы – в фильме «Асса», «Анкор, еще анкор», «9 рота».

У Станислава Говорухина было два официальных брака. Его первой супругой стала Юнона Караева, женщина необыкновенной красоты. Их брак не был долгим, после рождения сына Сергея молодые люди расстались. Отношения Сергея с отцом были натянутыми, сын не простил отцу разрыва с матерью. Сергей стал режиссером, в 2011 году он умер от инсульта.

Станислав Говорухин и его вторая жена Галина Борисовна

Второй супругой знаменитого режиссера стала Галина Борисовна, служившая монтажером Одесской киностудии. Станислав высоко ценил эту женщину, считал ее родственной душой. Галина старалась не замечать частых увлечений своего звездного мужа молоденькими актрисами.

В последние годы музой режиссера была Светлана Ходченкова. Ради этой красавицы Говорухин хотел оставить свою жену. Однако мудрая супруга не дала развода увлекшемуся мужу, зная, что его страсть не бывает долгой. После этого было увлечение Анной Горшковой, Еленой Дудиной, но каждый раз они заканчивались возвращением к Галине.

Причина смерти

Станислав Говорухин скончался в июне 2018 года. Его мучила долгая болезнь, в результате которой у режиссера отняли одно легкое.

Похороны Станислава Говорухина

Прах знаменитого режиссера покоится на Новодевичьем кладбище.

Избранная фильмография

  • 1967 Вертикаль
  • 1969 Белый взрыв
  • 1972 Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
  • 1977 Ветер «Надежды»
  • 1979 Место встречи изменить нельзя
  • 1980 Вторжение
  • 1982 Возвращение Баттерфляй
  • 1985 В поисках капитана Гранта
  • 1987 Асса
  • 1987 Десять негритят
  • 1992 Анкор, ещё анкор!
  • 1994 Подмосковные вечера
  • 1999 Ворошиловский стрелок
  • 2003 Благословите женщину
  • 2005 9 рота
  • 2009 Пассажирка
  • 2010 В стиле jazz
  • 2013 Weekend
  • 2015 Конец прекрасной эпохи
Ссылки
  • Персональный сайт
  • Полная фильмография
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Станислав Говорухин – биография режиссера, фото, личная жизнь, женщины, рост и вес

Станислав Сергеевич Говорухин — народный артист России, одна из самых значимых фигур в отечественной режиссуре, автор десятка гениальных сценариев, а также активный общественно-политический деятель. Станислав Говорухин родился в марте 1936 года в городе Березники Пермской области. Мама, портниха Прасковья Афанасьевна Глазкова, поднимала детей в одиночку, а об отце им никогда не рассказывала. Из-за непосильно тяжелого труда она ушла из жизни, когда ей было всего 52 года. Лишь тогда Станислав со старшей сестрой Инессой сделал запрос в КГБ и узнал, что их отец, донской казак Сергей Георгиевич Говорухин, был репрессирован в 1938 году и расстрелян где-то в Сибири. Хотя Прасковья Афанасьевна умерла рано, она успела дать детям высшее образование: так, Станислав закончил геологический факультет государственного университета в Казани. В 1958 году он выпустился из вуза и около года проработал по специальности, однако вскоре понял, что карьера геолога его не прельщает. 50-е подходили к концу, когда в СССР начали появляться первые телевизионные центры. В 1959 году Станислав устроился в одну из телестудий Казани, где работал следующие два года: был режиссером, оператором, автором, ведущим.

В 1961 году Говорухин уехал в Москву (чему способствовали предельно натянутые отношения с казанским партийным руководством), где поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1964 году состоялся его режиссерский дебют – короткометражный курсовой проект «Аптекарша» по мотивам рассказа Чехова.

Во время учебы у молодого режиссера появилась мечта: уехать в Одессу. Он уже давно был вдохновлен этим приморским городом, хоть и исключительно по произведениям классиков и любимым фильмам: таким как «Весна на Заречной улице», «Жажда», «Приходите завтра». В 1966 году Станислав с отличием закончил ВГИК и вместе с сокурсником Борисом Дуровым отправился в Одессу, где получил предложение снять фильм об альпинистах – сценарий уже имелся, а вот талантливого руководителя найти никак не могли. По словам Говорухина, предложенный ему сценарий был откровенно слабым, и попытки его переделать не спасали ситуацию. Но молодой режиссер, сам увлекавшийся альпинизмом, с энтузиазмом взялся за дело: пригласил Владимира Высоцкого и композитора Софью Губайдуллину, и спустя несколько месяцев страна увидела «Вертикаль» – фильм про группу отважных альпинистов, покоряющих пик Ор-Тау.

Лента принесла успех и Говорухину, и Высоцкому – после премьеры творчество музыканта стало так популярно, что пластинки с его записями появились почти у каждой советской семьи. Именно в «Вертикали» Владимир Семенович исполнил «Песню о друге» и «Вершину», «Прощание с горами» и «Скалолазку» – песни, ставшие гимнами всех отечественных путешественников.

В 1969 году Говорухин стал режиссером картины «Белый взрыв», сюжет которой повествует о подвиге советских солдат-альпинистов в предгорье Кавказа в 1942 году. В съемках принимали участие Сергей Никоненко и Людмила Гурченко, в эпизодической роли снялся Владимир Высоцкий, однако картина не повторила успех «Вертикали», хотя Говорухин очень гордился работой и утверждал, что в будущем фильм непременно оценят по достоинству. К концу 70-х годов на счету Говорухина значилось шесть полнометражных картин. Несмотря на то, что зрители прохладно приняли вышедшую в 1974 году остросюжетную драму «Контрабанда», а приключенческий фильм «Ветер надежды» и вовсе остался без внимания, Станислава по-прежнему воспринимали как подающего надежды режиссера. Точки над «i» Говорухин расставил в 1979 году, сняв телефильм «Место встречи изменить нельзя», в котором приняли участие отлично сработавшийся с режиссером Высоцкий и молодой актер Владимир Конкин. Идея снять криминальную ленту о противостоянии работников МУРа и преступной банды по роману братьев Вайнер витала в стенах Одесской киностудии уже давно. Проект обещал быть масштабным, поэтому и режиссера хотели пригласить соответствующего, «с именем». Сценаристы планировали позвать Алексея Баталова, но тот в это время уже был занят другими съемками. Тогда Высоцкий, хороший знакомый Аркадия и Георгия Вайнер, уговорил дать шанс Говорухину, попутно «выбив» себе главную роль принципиального и категоричного капитана Глеба Жеглова. Сериал стал настоящей сенсацией: захватывающий детективный сюжет ушел на второй план, уступив место идейному конфликту Жеглова и Шарапова, словно представляющих два полюса, два взгляда на мир. После финальных титров зритель надолго погружался в раздумья: заслуживает ли бандит человеческого отношения или непременно «должен сидеть в тюрьме»?

Преступники в блестящем исполнении Станислава Садальского, Армена Джиграханяна, Ларисы Удовиченко и ряда других талантливых артистов предстали перед зрителями «во всей красе»: не карикутарные злодеи, а сложные неоднозначные личности. Режиссеру же удалось точно передать напряженную атмосферу, царившую в послевоенной Москве, раздираемой преступными группировками.

Так что к следующей своей работе Говорухин приступил уже будучи признанным мастером детективного жанра. В 1987 году он представил на суд зрителей двухсерийную экранизацию романа Агаты Кристи «Десять негритят» с Владимиром Зельдиным и Александром Кайдановским в главных ролях. Череда таинственных убийств, словно повторяющих слова из детской считалочки, держала зрителей в напряжении до последнего момента.

С особой теплотой Говорухин относился к своим фильмам, снятым по детским книгам: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1985).

По словам режиссера, приступить к созданию этих картин его заставило равнодушное отношение детей к чтению. Выросший на мировой классике детской литературы Говорухин считал настоящей катастрофой подобные пробелы в образовании молодого поколения и изо всех сил старался их заполнить.

В 1988 году Говорухин покинул успевшую стать родной Одесскую киностудию и вернулся в Москву, где стал одним из ведущих режиссеров «Мосфильма». Вскоре жители Советского Союза увидели знаменитого режиссера «лично» – он сыграл криминального авторитета Крымова, любовника героини Татьяны Друбич и антагониста персонажа Сергея Бугаева в фильме «Асса» Сергея Соловьева.

При этом роль не была для режиссера дебютной – за плечами Говорухина уже значилось участие в фильмах «Среди серых камней» и «Возвращение Баттерфляй», однако «Асса» стала своего рода феноменом, фильмом–энциклопедией, изменившим сознание поколения предпостсоветской молодежи, а бандит Крымов стал одним из «звоночков» в преддверии грядущей реальности. Популярности фильму добавили участие группы «Кино» во главе с Виктором Цоем и песня «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова.

После выхода «Ассы» Говорухин-актер стал принимать приглашения от других режиссеров. На его продуктивность в качестве режиссера этот факт не повлиял: успех ждал Станислава с обеих сторон съемочной площадки. В 1990 году он исполнил эпизодическую роль Сергея Попова в драме Леонида Филатова «Сукины дети», а в 1992-м – снялся в картине Петра Тодоровкого «Анкор, еще анкор!» совместно с Валентином Гафтом и Евгением Мироновым. В 1995 году вместе с Кириллом Пироговым и Полиной Кутеповой Говорухин сотрудничал с Григорием Данелия на съемках картины «Орел и решка». В это время «Мосфильм» разросся до внушительного киноконцерна, и Говорухин стал художественным руководителем дочерней киностудии «Вертикаль», под именем которой отныне стали выходить все его режиссерские работы.

В 1999 году вышел еще один признанный шедевр Говорухина – криминальная драма «Ворошиловский стрелок». В центре сюжета оказалась трагедия героя Михаила Ульянова, бывшего железнодорожника, в одиночку воспитывающего единственную внучку Катю. Психологически тяжелый фильм, «без купюр» продемонстрировавший зрителям современные нравы и беззащитность человека в век бездуховности и отсутствия надежд на справедливость, вошел в историю российского кинематографа как провокационная, но, несомненно, выдающаяся картина.

В 2003 году фильмографии Светланы Ходченковой и Александра Балуева пополнились картиной «Благословите женщину», которую снял Станислав Говорухин. На этот раз постановщик обратил внимание на проблему отношений между мужчиной и женщиной: его героями стали военный Ларичев и несовершеннолетняя девушка Вера. Зрителей ждал приятный сюрприз – режиссер появился в одной из сцен в образе командира дивизии. В 2005 году Говорухин снова примерил форму – на этот раз в режиссерском дебюте Федора Бондарчука «9 рота». В фильме снялась вся «молодая гвардия» российского кино, включая Александра Лыкова, Константина Крюкова и Артура Смольянинова; Говорухин же сыграл командира полка в учебной части. В 2006 году Станиславу Говорухину присудили звание Народного артиста России.

В 2015 году, после долго молчания, знаменитый режиссер выпустил новый фильм – драму «Конец прекрасной эпохи» с Иваном Колесниковым и Сергеем Гармашем в главных ролях. Экранизация сатирических рассказов Довлатова познакомила зрителей с приключениями журналиста Андрея Лентулова во времена окончания хрущевской оттепели.

29 марта 2016 года режиссер отпраздновал 80-летний юбилей.

В молодости Говорухин придерживался в какой-то мере оппозиционных взглядов: не вступал в ряды КПСС, а в период перестройки присоединился к Демократической партии России. В августе 1991 года Станислав Сергеевич провел двое суток у стен окруженного танками путчистов Белого дома. Сначала он ликовал, радуясь победе над коммунистическим режимом, но позднее пришел к выводу, что события 21 августа 1991 года по существу оказались поражением, так как показали бессилие, недальновидность и некомпетентность правящих кругов.

Своими взглядами он поделился в документальной трилогии, над которой работал в промежуток с 1990 по 1994 год. В серию вошли фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция».

В 2000 году Борис Ельцин сообщил о своем уходе с поста главы государства. На президентских выборах ЦИК зарегистрировал 12 кандидатов; в список попали, в том числе, Владимир Жириновский, Элла Памфилова, Григорий Явлинский и, неожиданно для многих, Станислав Говорухин. Предвыборная кампания режиссера совпала с выходом его новой драмы «Не хлебом единым», которую многие зрители с возмущением интерпретировали как продолжительный агитационный ролик. Впрочем, фильм не помог – Говорухин набрал менее половины процента голосов. В 2011 году он стал активным участником предвыборной кампании Владимира Путина, а летом 2013 года выступил как один из лидеров Общероссийского народного фронта – общественной организации, созданной Владимиром Путиным. «Я лично не вижу никакого другого лидера, которому я мог бы доверить страну, в которой будут жить мои дети и внуки», – подчеркивал режиссер. Благодаря активной гражданской позиции и выдающимся творческим заслугам Говорухин получил должность председателя Комитета по культуре, а также мандат депутата в Госдуме. Станислав Говорухин был женат дважды. Его первая супруга – актриса Казанского театра Юнона Ильинична Карева. В 1961 году у пары родился сын Сергей, однако вскоре после его рождения семья распалась. В 1966 году Говорухин женился во второй раз; избранницей режиссера стала Галина, сотрудница Одесской киностудии. Станислав Сергеевич никогда не скрывал своего пристрастия к романам с юными актрисами, словно нарочно подбрасывая журналистам повод для обсуждения горячей темы. Например, он открыто признавался в симпатии к Светлане Ходченковой, а позже – к фигуристой красавице Анне Горшковой. В октябре 2011 года в семье Станислава произошла трагедия – в возрасте 50-ти лет скончался его сын, Сергей Говорухин. Режиссер предположил, что причиной смерти сына стало пагубное пристрастие к курению. Станислав Сергеевич Говорухин скончался после продолжительной болезни 14 июня 2018 года в подмосковном санатории Барвиха. Режиссер тяжело болел с декабря 2017 года: ему удалили одно легкое, состояние постепенно становилось критическим. «Он боролся до конца с болезнью, но она его победила», – сообщил на заседании Госдумы спикер Вячеслав Володин.
  • 6.9

    9 рота

    The 9th Company

    Роль: командир полка в учебке

    драма, боевик

    Россия

    2005

uznayvse.ru

Биография Станислава Говорухина, написанная от первого лица. Фотографии из личного архива.

Отца не помню, да и он меня, кажется, не видел ни разу. Знаю только, что был он донским казаком. Когда я подрос и научился задавать вопросы, бабушка объяснила: «Мать развелась с ним до твоего рождения. Он был жуткий пьяница. Не задавай ей никаких вопросов, она этого не любит». Я и не задавал. Потом уже, когда стал взрослым, когда умерли и дед, и мама, когда узнал кое-что из отечественной истории и, в частности, об истории ликвидации казачества, меня осенило – как же так? Не сохранилось ни одной фотографии! Все персонажи есть – отца нет. И ещё… бабушка, когда сердилась на меня, бурчала: «У, арестант! Вылитый отец». Нет, нет, что-то тут не так.

Послали мы с сестрой запросы в разные места. Первым пришел ответ из ростовского КГБ: «Говорухин Сергей Георгиевич, 1908 года рождения, осужден особым заседанием НКВД на 3 года концентрационных лагерей за то, что произвел выстрел и бросил камень в окно дома, где проходило заседание деревенской бедноты».

1928 год. Ему на тот момент было всего 20 лет. Дальше веревочка раскрутилась сама собой. Отсидел он свои три года в городе Соликамске, вышел на волю, встретил мою маму, родил мою сестру и меня, а дальше – как и положено, загребли по второму разу. За то, что донской казак. Согласно известному указу Свердлова казачество подлежало ликвидации как класс. Погиб Говорухин Сергей Георгиевич в Сибири году в 38-ом в возрасте 30 лет.

Почему мама скрывала от меня судьбу отца, даже сожгла фотографии? Потому что время было жестокое. Детей репрессированных родителей ждала судьба тяжелая – могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт. Но удалось обмануть компетентные органы. И вот моя мать, портниха, одна выкормила и дала образование обоим своим детям – мы с сестрой окончили Казанский Университет – один из самых старых университетов в стране.

Детство мое было нищее, жили мы в бараках. Не как в песне у Высоцкого: «на 38 комнатов всего одна уборная», а на 9 бараков – одна! Жуткое время.

Но были в моем детстве два совершенно счастливых года, когда мы жили в маленьком городке Тетюши между Казанью и Ульяновском, на высоком берегу Волги. Самые голодные годы были, но я помню их как самые счастливые… Все благодаря Волге: места красивейшие, пароходы, рыбалка. Кинотеатр, похожий на сарай. Я в детстве все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют. Именно там я посмотрел лучшие фильмы.

Сейчас этот сарай превратили в настоящий кинотеатр и назвали моим именем.

www.govoruhin.ru

Станислав Говорухин: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Советский и российский актер, режиссер, сценарист, политический и общественный деятель. Депутат Госдумы РФ (с 1993-го). Народный артист России (2006).

Биография Станислава Говорухина

Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в поселке Березники Свердловской области (позже — территория Пермского края) в семье репрессированного донского казака Сергея Георгиевича Говорухина и портнихи Прасковьи Афанасьевны Глазковой, которые развелись еще до его появления на свет. Рос в компании старшей сестры Инессы. Мать, как могла, в одиночку поднимала детей, обоим дала высшее образование.

Станислав Говорухин о детстве: «Оно было нищее. Жили мы в бараках. Не как в песне у Высоцкого: «на 38 комнатов всего одна уборная», а на девять бараков — одна! Жуткое время. Но были и два совершенно счастливых года, когда мы жили в маленьком городке Тетюши между Казанью и Ульяновском, на высоком берегу Волги. Самые голодные годы были, но я помню их как самые счастливые… Все благодаря Волге: места красивейшие, пароходы, рыбалка. Кинотеатр, похожий на сарай. В детстве я все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют. Именно там я посмотрел лучшие фильмы...»

О том, что за человек был отец и что с ним случилось, ни Станислав, ни его сестра не знали вплоть до 1956 года, когда прошел знаменитый XX съезд КПСС. Все это время мать скрывала от всех, что ее бывший супруг был репрессирован, поскольку опасалась за судьбу семьи.

В 1958-м Станислав окончил геологический факультет Казанского госуниверситета имени В. И. Ульянова-Ленина. В течение года трудился в Средне-Волжском геологоразведочном управлении. После чего по 1961-й был редактором и ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения. Туда Говорухина позвали работать друзья, и он стал одним из ее основателей. По словам Говорухина, то время было самым творческим, приходилось трудиться по ночам и совмещать сразу несколько профессий: быть режиссером, оператором, редактором, ведущим и автором.

В 1967-м Станислав, обосновавшийся с 1961-го в Москве, окончил с отличием режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИКа), отучившись в мастерской Якова Сегеля и представив в качестве дипломной работы фильм «Тетя Катя».

Творческий путь Станислава Говорухина

В период с 1966 по 1988 годы Станислав работает на Одесской студии художественных фильмов. Здесь он снимает свой первый фильм в большом кино с участием Владимира Высоцкого — «Вертикаль», повествущий об альпинистской группе, застрявшей на вершине. Высоцкому и Говорухину будет суждено встретится на съемочной площадке еще раз — в фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979), ставшем по-настоящему культовым. Станислав Сергеевич воспринимал знакомство с Владимиром Высоцким больше чем просто встречу актера с режиссером. Он как-то отметил: «Высоцкий, конечно, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным». Говорухин даже доверял Высоцкому режиссировать некоторые сцены.

Станислав Говорухин: «Он давно подумывал о режиссуре. Хотелось на экране выразить свой взгляд на жизнь. Возможность подвернулась сама собой. Мне нужно было срочно уехать на фестиваль, и я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.  У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был «готов» за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили».

В 1968 году свет увидела картина Говорухина «День ангела» с Иваном Переверзевым, а в 1969 году он выпустил по собственному сценарию военную драму с Сергеем Никоненко, Арменом Джигарханяном и Людмилой Гурченко «Белый взрыв» о подвиге советских солдат-альпинистов. В 1972 году Станислав Сергеевич представил приключенскую картину с Леонидом Куравлевым в главной роли «Жизнь и удивительные приключения Робизона Крузо», в 1974 году — остросюжетный детектив «Контрабанда» с Всеволодом Абдуловым, в 1977 году — ленту о становлении курсантов морского училища «Ветер «Надежды», в которой все песни исполнил Высоцкий.

После выхода легендарной, снискавшей всесоюзную любовь, пятисерийной картины «Место встречи изменить нельзя» (1979), снятой режиссером по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» и повествующей о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы, Говорухин работал над экранизацией самого знаменитого романа американского писателя Марка Твена — «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), где задействовал Федора Стукова, Екатерину Васильеву, Ролана Быкова, Марию Миронову, Владислава Галкина и других актеров. В 1987 году Говорухин срежиссировал двухсерийный детектив по одноименному роману Агаты Кристи «Десять негритят», а спустя два года выпустил военную драму «Брызги шампанского» по повести Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению».

В 1988 году Станислав Говорухин стал инициатором создания международного фестиваля жанрового кино «Золотой Дюк» в Одессе. С 1986 по 1993 годы он работал на «Мосфильме», а затем взял на себя руководство киностудией «Вертикаль» при этом киноконцерне.

В 1990-м вышла нашумевшая документально-публицистическая лента Говорухина «Так жить нельзя», повествующая о кризисном состоянии советского общества и и завоевавшая премию дирекции фестиваля на МКФ в Монреале, а также три статуэтки «Ника» (лучший документальный фильм, лучший режиссер и лучший сценарий). Эта картина стала первой в говорухинской трилогии о России — далее были фильмы «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция», где постановщик выразил свое разочарование происходящими в стране событиями. Примерно в этот период Станислав Говорухин начал свои шаги в большую политику. К художественному игровому кино режиссер вернулся в 1999-м. Тогда он во время «политических каникул» успел снять криминальную драму с Михаилом Ульяновым в главной роли «Ворошиловский стрелок», удостоившуюся ряда кинематографических наград.

В 2003 году Станислав Сергеевич выпустил успешную драму «Благословите женщину» с участием Светланы Ходченковой, Инны Чуриковой, Александра Балуева и Ирины Купченко. В 2005 году в очередной драматической истории Говорухина — «Не хлебом единым» — молодая актриса Светлана Ходченкова вновь исполнила титульную роль. Компанию ей теперь составили Михаил Елисеев, Виктор Сухоруков, Алексей Петренко, Валентина Березуцкая, Александр Розенбаум и Евгений Гришковец. В 2007 году режиссер, умеющий удивительным образом снимать советское кино в несоветских условиях и понятно рассказывать о чувствах и поступках хороших людей, поставил комедию «Артистка», завоевавшую «Золотого орла» в трех номинациях, а также премию «Ника». В своей картине Станислав Сергеевич задействовал Евгению Добровольскую, Юрия Степанова, Марию Аронову, Дмитрия Певцова, Александра Абдулова, Ирину Скобцеву, Федора Бондарчука, Михаила Ефремова и Светлану Немоляеву.

Спустя год прошла премьера приключенческой мелодрамы Говорухина «Пассажирка», получившей Гран-при фестиваля в Выборге, а также главные призы ряда других киносмотров. На сей раз главную роль исполнила Анна Горшкова. По признанию режиссера, эту картину он замыслил снять еще 40 лет назад.

Станислав Говорухин: «В своих тогдашних грезах рисовал, что главную женскую роль сыграет Марина Влади. Мы тогда очень дружили с ней и Володей Высоцким, они часто приходили в наш дом. А вот на роль служанки собирался пригласить никому в ту пору не известную Наталью Гундареву. Но! Госкино моим замыслом не впечатлилось. Пришлось забыть о картине на 40 лет».

В картине по пьесе Ксении Степанычевой «В стиле Jazz» (2010) Говорухин рассказал запутанную любовную историю с помощью польского актера Михала Жебровского, а также отечественных артисток Ольги Красько, Аглаи Шиловской и Елены Яковлевой. Фильму вручили «Золотую ладью» в конкурсе «Выборгский счет» 18-го фестиваля «Окно в Европу» и другие награды.

Станислав Говорухин (из интревью за 2011 год): «Когда вы делаете любой фестиваль, в Москве, Ленинграде, Челябинске, Благовещенске, там сидит совершенно другая публика. Постарше, образованная, читавшая книжки. Она сильно отличается от публики, сидящей в кинотеатрах по всей стране. А там в основном молодежь, 20% из нее нормальная, грамотная, а 60% — абсолютные… Таких целые стада бродят по России. Молодых людей, даже не подозревающих о том, что есть духовные радости, живущих на уровне тупого биологического прозябания. Вся катастрофа — в публике. Мы ее такой воспитали за 20 лет на американском кинокорме. Теперь уже их дети сидят в кинотеатрах, смотрят эту дурь, сами снимают эти фильмы».

В 2013 году на фестивале «Кинотавр» фильмом открытия смотра стал криминальный детектив Говорухина Weekend, снятый в черно-белых тонах, с участием Максима Матвеева, Вячеслава Чепурченко, Виктора Сухорукова, Екатерины Гусевой, Александра Домогарова, Марины Орловой. Зрители отреагировали на картину не совсем так, как предугадывал режиссер, — они смеялись на сеансах. Из-за этого раздосадованный постановщик даже заявил, что у него полностью пропало желание снимать кино.

Станислав Говорухин: «Люди смеялись. Я не предполагал такой реакции. Показал фильм в трех аудиториях, случайных, чтобы посмотреть, как будут принимать. В том числе на «Кинотавре» — реакция везде одинаковая. Когда я впервые услышал смех в зале, меня это удивило и обидело. Неожиданная реакция публики».

Все же Говорухин вернулся к режиссуре, представив в 2015 году черно-белую трагикомедию по мотивам сборника рассказов Сергея Довлатова «Компромисс» — «Конец прекрасной эпохи». Картина, где кинематографист задействовал Ивана Колесникова, Сергея Гармаша, Федора Добронравова, Дмитрия Астрахана и Светлану Ходченкову, стала фильмом открытия 26-го фестиваля «Кинотавр» и получила теплые отзывы критиков, а также кинонаграды.

Летом 2017 года Станислав Сергеевич на творческой встрече в Ижевске заявил, что планирует покинуть большое кино, поскольку свой лучший фильм он уже снял.

Станислав Говорухин: «Считаю, что «Конец прекрасной эпохи» — моя лучшая картина. Более того, я решил больше вообще ничего не снимать, потому что мне кажется, что лучше уже не сделать».

В историю отечественного кино Станислав Говорухин вошел не только как режиссер, сценарист, продюсер, но и как актер. В 1969 году в своей драме «Белый взрыв» он исполнил роль немецкого офицера. В 1983 году сыграл генерала-майора в «Комбатах» и судью в исторической драме Киры Муратовой «Среди серых камней». Одной из примечательных актерских работ Станислава оказалась его партия в фильме Сергея Соловьева «Асса», где он предстал в образе влиятельного человека, «папика» Крымова.

В 1990 году его коллегами по съемочной площадке в трагикомедии Леонида Филатова стали Владимир Ильин, Лариса Удовиченко, Александр Абдулов, Евгений Евстигнеев, Лия Ахеджакова, Владимир Самойлов, Елена Цыплакова, Татьяна Кравченко и Сергей Маковецкий. Говорухин снимался в картине «Анкор, еще анкор!» (1992) Петра Тодоровского, комедии Георгия Данелии «Орел и решка» (1995). В пяти частях детективной истории «Женская логика» (2001–2005) с Алисой Фрейндлих артист, состоявшийся к этому времени и как политик, сыграл главную роль — Андрея Стрельцова.

В 2005 году в нашумевшем боевике режиссера Федора Бондарчука «9 рота» Говорухин перевоплотился в командира полка, а в 2008 году в снятой им «Пассажирке» сыграл русского консула. В 2010 году зрители увидели кинематографиста в образе генерала в комедийном фильме о приключениях семьи Голубевых с Кристиной Орбакайте, Гошей Куценко, Лией Ахеджаковой и Владимиром Меньшовым «Любовь-морковь — 3». В 2018 году Говорухин присоединился к актерскому составу масштабной исторической киносаги от режиссера Алексея Андрианова «Годунов».

Политическая деятельность Станислава Говорухина

Еще в 1985 году Станислав Говорухин включился  в политическую жизнь страны как публицист — его статьи печатались в газетах «Советская культура» и «Литературная газета». Он выпустил документальную трилогию: картины «Так жить нельзя» (1990), «Россия, которую мы потеряли» (1992) и «Великая криминальная революция» (1994). Именно после выхода в прокат фильма «Так жить нельзя» (документальный рассказ о советской действительности в начале перестройки: нищета, разруха и кризис государственной системы), ради просмотра которого люди выстраивались в очередь, Говорухин окончательно пришел в политику.

После событий 1991 года он был избран в Государственную думу Российской Федерации. В 2000 году баллотировался на пост президента России. Известна его фраза того периода: «режиссура — это то же самое, что и политика».

Станислав Говорухин: «Я не был ни в КПСС, нигде. Ну а потом политика — это что, быть обязательно в партии, что ли? Я, например, до того как попал в Думу в 1993 году, занимался политикой гораздо активнее, чем сейчас. Документальный фильм «Так жить нельзя», на который ночами стояли очереди по всей России, — это же политика. А вот то, чем я занимаюсь сейчас в Государственной думе, — это уже не политика. Это лоббирование интересов отрасли».

В 2005-м Говорухин перешел из левопатриотической оппозиции на сторону президента Путина и вступил в партию «Единая Россия». В 2007-м режиссера вновь избрали в Госдуму. В 2012-м его назначили главой предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах. Весной 2014 года кинодеятель в числе первых 86 человек подписал открытое обращение деятелей культуры РФ в поддержку политики главы российского государства на Украине и в Крыму.

Говорухин, глава Комитета по культуре российского парламента, в 2013 году был избран на пять лет сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта.

Станислав Говорухин: «Когда человек чувствует, что его личное участие в политике может принести какую-то хоть маленькую, но ощутимую пользу гражданам, тогда вот он туда и идет. Обычно принято говорить, что политика — грязное дело. С одной стороны, грязное. С другой — можно назвать множество людей в истории, которые совершенно бескорыстно служили людям, работая в парламенте или вообще в какой-нибудь области политики. Например, Петр Столыпин или Шарль де Голль, Рузвельт, Ганди или, скажем, Александр Исаевич Солженицын, который очень много времени уделял не литературе, а публицистике, то есть политике, или Андрей Сахаров».

В 1961 году Говорухин женился на актрисе Юноне Ильиничне Каревой, впоследствии работавшей театральным педагогом и получившей звания заслуженной артистки Республики Татарстан, заслуженного деятеля искусств РФ. В 1961 году у пары родился сын Сергей Говорухин — кинорежиссер, сценарист, продюсер и писатель. Он подарил отцу двух внуков, Станислава и Василия, и внучку Варвару.

В 1976 году супругой кинематографиста стала монтажер «Одесской киностудии» Галина Борисовна Говорухина. Ее мужу, снискавшему славу дамского угодника, пресса в свое время приписывала множество романов с молодыми актрисами, включая Светлану Ходченкову, Анну Горшкову, Елену Дудину и др.

13 июня 2018 года в ряде СМИ появилась информация о резком ухудшении здоровья и госпитализации Станислава Говорухина, более того, некоторые издания распространили сообщения о кончине знаменитого режиссера и председателя Комитета Госдумы РФ по культуре. Однако пресс-секретарь кинодеятеля Мария Шоппо опровергла эти слухи. В свою очередь занимающая должность первого зама Говорухина в Комитете Госдумы по культуре актриса Елена Драпеко пояснила РИА «Новости», что Станислав Сергеевич не в больнице, а в санатории, и его физическое состояние «не до такой степени тяжелое, чтобы говорить о госпитализации».

Утром 14 июня 2018 года Станислав Говорухин скончался на 83-м году жизни. О смерти режиссера рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, пояснивший, что Станислава Сергеевича не стало в 10:37 в санатории «Барвиха». Режиссер умер после тяжелой и продолжительной болезни. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

Станислав Говорухин — почетный член Российской академии художеств (РАХ).

С середины 1990-х годов Говорухин увлекается живописью. Он начинал с карандашных набросков, сделанных на бесчисленных кинозаседаниях, а после перешел к пейзажам, написанным маслом. Так, персональные выставки живописных работ кинематографиста проходили в 1998 году в Доме кино, в 2006 году — в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств на Пречистенке, в 2011 году — в Киеве.

Говорухин возглавляет благотворительный фонд соцзащиты ветеранов кинематографа и студентов киношколы «Киноцентр».

В молодости увлекался альпинизмом. Во время съемок Говорухин сам выполнял опасные трюки, без дублеров.

Режиссер курит трубку. Среди его увлечений — чтение книг, игра в рулетку, шахматы и бильярд.

Награды и достижения Станислава Говорухина

1986 — почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР» 1991 — лауреат IV российской кинематографической премии «Ника» в трех категориях: «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа» (документальный фильм «Так жить нельзя») 1995 — звание «Почетный гражданин города-курорта Железноводска» 2005 — приз президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» в рамках XII Международного кинофестиваля «Лістапад» в Минске; приз зрительских симпатий (Гран-при) на XII международном кинофестивале «Лістапад» (фильм «Не хлебом единым»); главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в городе Выборге (фильм «Не хлебом единым») 2006 — почетное звание «Народный артист Российской Федерации» — за большие заслуги в области искусства 2007 — главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XV фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Артистка») 2008 — гран-при «Гранатовый браслет» (приз-символ) и приз зрительских симпатий имени Клары Лучко XIV российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине (фильм «Артистка»); главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XVI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Пассажирка»); приз зрительских симпатий (Гран-при) на XV международном кинофестивале «Лістапад» в Минске (фильм «Пассажирка») 2009 — почетный член Российской академии художеств 2010 — специальная премия «Мастер» на Ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос»; приз «Классик отечественного кинематографа» на первом международном кинофестивале стран Арктики «Северное сияние» в Мурманске; приз «Золотая ладья» за первое место в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XVIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге (фильм «В стиле Jazz») 2011 — приз «Живая легенда российского кино» фестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге 2013 — приз «Золотая ладья» за второе место в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XXI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге (фильм Weekend) 2014 — специальный приз президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» в рамках XXI международного кинофестиваля «Лістапад» в Минске 2015 — почетный приз «За вклад в отечественный кинематограф» XIII кинопремии «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и наук России 2016 — орден «За заслуги перед Отечеством» I степени; лауреат XIV кинопремии «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и наук России в категории «Лучшая режиссерская работа» (фильм «Конец прекрасной эпохи»); лауреат XXIX российской национальной кинематографической премии «Ника» в категории «Лучшая режиссерская работа» (фильм «Конец прекрасной эпохи»); орден преподобного Сергия Радонежского II степени

Фильмография Станислава Говорухина

  • Актер
  • 2018 Годунов (сериал)
  • 2010 Любовь-морковь — 3 (генерал)
  • 2008 Пассажирка (русский консул)
  • 2007 Репортеры (мини-сериал) (гость)
  • 2006 Темный инстинкт
  • 2006 Женская логика 5 (Андрей Стрельцов)
  • 2005 Не хлебом единым (министр)
  • 2005 9 рота (комполка в учебке)
  • 2004 Женская логика 4 (Андрей Стрельцов)
  • 2003 Радости и печали маленького лорда (граф)
  • 2003 Женская логика 3 (Андрей Стрельцов)
  • 2003 Благословите женщину (комдив)
  • 2002 Женская логика 2 (Андрей Стрельцов)
  • 2001 Женская логика (мини-сериал) (Андрей Сергеевич Стрельцов)
  • 1996 Милый друг давно забытых лет… (Михаил Петрович)
  • 1995 Орел и решка (Зосима Петрович, руководитель «Газпрома»)
  • 1992 Ка-ка-ду (главарь)
  • 1992 Анкор, еще анкор (комдив)
  • 1991 И возвращается ветер… (Сергей Герасимов)
  • 1990 Сукины дети (Сергей Сергеевич)
  • 1989 Двойная экспозиция (Герман Андреевич)
  • 1987 Асса (Андрей Валентинович Крымов)
  • 1983 Среди серых камней (Отец)
  • 1983 Комбаты (генерал-майор)
  • 1982 Возвращение Баттерфляй (Михаил Павлык, журналист)
  • 1978 Маршал революции (Александр Павлович Кутепов)
  • 1969 Белый взрыв (немецкий офицер)
  • Режиссер
  • 2015 Конец прекрасной эпохи
  • 2013 Weekend
  • 1974 Контрабанда
  • 1972 Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
  • 1969 Белый взрыв
  • 1968 День ангела
  • 1966 Вертикаль
  • 1964 Аптекарша (короткометражный)
  • Сценарист
  • 2018 На Париж
  • 1999 Ворошиловский стрелок
  • 1995 Черная вуаль
  • 1994 Подмосковные вечера
  • 1994 Великая криминальная революция (документальный)
  • 1992 Россия, которую мы потеряли (документальный)
  • 1990 Так жить нельзя (документальный)
  • 1989 Брызги шампанского
  • 1987 Десять негритят
  • 1977 Ветер «Надежды»
  • 1974 Контрабанда
  • 1969 Белый взрыв
  • Продюсер
  • 2016 Сдается дом со всеми неудобствами
  • 2015 Конец прекрасной эпохи
  • 2014 Тайна темной комнаты
  • 2014 Дневник мамы первоклассника
  • 2013 Weekend
  • 2010 В стиле Jazz
  • 2008 Пассажирка
  • Каскадер
  • 1966 Вертикаль

www.vokrug.tv

Станислав Говорухин - биография, личная жизнь, википедия, национальность причина смерти, болезнь, фото, чем болен, сколько лет

Советский и российский актер, режиссер, сценарист, политический и общественный деятель. Депутат Госдумы РФ (с 1993-го). Народный артист России (2006).

Детство Станислава Говорухина

Режиссер Станислав Сергеевич родился 29 марта 1936 года в Свердловской области.

Отец, Сергей Геориевич, донской казак. Мать, Прасковья Афанасьевна, занималась пошивом одежды и одна воспитывала детей. Ребята никогда не видели своего отца. По рассказам бабушки, он бросил семью и спился. Для того чтобы содержать сына Станислава и его сестру, Инессу, матери приходилось много работать. Тяжелая жизнь отразилась на здоровье женщины, и она рано умерла. При жизни ей удалось поставить детей на ноги и дать обоим детям высшее образование.

Станислав Говорухин о своем детстве: «Детство мое было нищее, жили мы в бараках. Не как в песне у Высоцкого: «на 38 комнатов всего одна уборная», а на девять бараков — одна! Жуткое время».

После смерти матери Станислав со своей сестрой отправили запрос в КГБ и узнали, что их отец, Сергей Георгиевич Говорухин, был репрессирован согласно директиве Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова «О расказачивании», и в 1938 году то ли умер, то ли его расстреляли. Мать знала об этом, но старалась скрывать правду от людей, боясь за жизнь детей.

После школы Говорухин поступил на геологический факультет Казанского университета и какое-то время после выпуска работал по специальности. Однако спустя год понял, что геология – это не то, чему он хотел бы посвятить всю свою жизнь.

Творческий путь Станислава Говорухина

В то время советское телевидение находилось на стадии становления. В столице Татарстана начали появляться первые телестудии, и Говорухин  решил попробовать себя в этой области.  Первое время он работал ассистентом режиссера на местном телевидении, куда его позвали знакомые.

Сам режиссер, вспоминая то время, рассказывал, что оно было самым творческим в его жизни - работать приходилось круглыми сутками и выполнять сразу несколько ролей: от редактора до ведущего. Параллельно Говорухин писал экспрессивные статьи в газетах «Советская Татария» и «Горьковский рабочий». Но после хрущевской оттепели решил оставить публицистскую деятельность. Вернулся к журналистике лишь во времена перестройки.

Новый поворот в его жизни случился с переездом в Москву, где он сразу же поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в мастерскую советского сценариста Якова Сегеля. В 1967 году он окончил вуз с красным дипломом, представив в качестве выпускной работы короткометражный фильм «Тётя Катя».

Молодой кинорежиссер мечтал жить и работать в Одессе, несмотря на то, что не был знаком с городом лично. На Одесской киностудии были сняты любимые фильмы будущего мэтра. После окончания университета уже дипломированный специалист отправился в город своей мечты и приступил к съемкам фильма об альпинистах. По воспоминаниям Говорухина сценарий фильма был сыроват, но он с энтузиазмом взялся за работу. На главную роль Станислав Сергеевич пригласил Владимира Высоцкого, а через несколько месяцев зрители могли оценить фильм «Вертикаль», повествующий о непростом восхождении группы альпинистов на непокоренную кавказскую гору.  

Успех Станислава Говорухина

Известность пришла к Станиславу Сергеевичу в конце 70-х годов, когда он представил зрителю сразу несколько своих киноработ. Среди них картина «Белый взрыв» с Людмилой Гурченко и Арменом Джигарханяном в главных ролях.

В 1977 году режиссер презентовал зрителям первым молодежный приключенческий фильм «Ветер Надежды» о курсантах морских училищ, пересекающих моря и океаны на учебном паруснике «Надежда». Все песни в картине были исполнены Владимиром Высоцким.

В 1979 году на экраны вышел сериал-сенсация «Место встречи изменить нельзя», в съемках которого снова принял участие Владимир Высоцкий. Пятисерийный фильм, повествующий о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы, принес Говорухину самую большую популярность. Не обошлось и без критики: некоторые эпизоды, не прошедшие цензуру, были вырезаны и не сохранились до нашего времени.

Сам Станислав Сергеевич считал  работу с Владимиром Высоцким чем-то большим, чем просто сотрудничество на площадке: «Высоцкий, конечно же, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным».

Кинорежиссер с трепетом относился к детским кинокартинам. На «Приключениях Тома Сойера» (1981) и  «В поисках капитана Гранта» (1985) выросло не одно поколение. Таким образом, по словам режиссера, он пытался восполнить недостаток знаний молодого поколения.

Проработав более 22 лет на Одесской киностудии, Станислав Говорухин возвратился в российскую столицу и начал работать главным режиссером на «Мосфильме». Освоив детективный жанр, Станислав Говорухин снял двухсерийную картину в 1987 году по произведению гениальной английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят», который до сих пор считается лучшей экранизацией романа. Картина получила награду за «воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».

В 1987 году Говорухин выступил за создание первого международного фестиваля под названием «Золотой Дюк». Мероприятие проводили четыре года подряд с 1988 года в Одессе. Уже после них появились «Кинотавр» и «Ника».

К этому времени «Мосфильм» развивался настолько стремительно, что Говорухин стал во главе киноконцерна «Вертикаль». Именно под этим именем выходили его последующие работы.

В 1990-х Говорухин начал снимать документальные ленты. Первой работой в этом жанре стала картина «Так жить нельзя», рассказывающая о кризисном состоянии общества того времени. После нее вышли работы «Россия, которую мы потеряли» (1992) и «Великая криминальная революция» (1993), где режиссер отразил свое разочарование событиями, которые происходили в стране. Прошлый век Говорухин закрыл картиной «Ворошиловский стрелок» (1999), повествующий о мести мужчины за насилие над своей внучкой. Картина была удостоена ряда кинонаград, а реплики главного героя были разобраны на цитаты.

В начале 21-го века Говорухин снял несколько работ – мелодраму «Благословите женщину» (2003) со Светланой Ходченковой в главной роли, а также драму «Не хлебом единым» (2005).  После этой картины он выступил в качестве сценариста и режиссера в  шести кинокартинах. Последней работой Говорухина стал фильм «Конец прекрасной эпохи» (2015), черно-белый филь, снятый по мотивам сборника рассказов Сергея Довлатова «Компромисс» о командировке советского журналиста из Ленинграда в Таллин.  Фильм открыл 26-й фестиваль «Кинотавр», получил теплые отзывы критиков и был отмечен рядом кинонаград.

Выступая на творческой встрече в Ижевске, он объявил, что покидает кинематограф: «Считаю, что «Конец прекрасной эпохи» - моя лучшая картина. Более того, я решил больше вообще ничего не снимать, потому что мне кажется, что лучше уже не сделать».

Станислав Говорухин скончался 14 июня 2018 года в санатории Барвиха после продолжительной болезни, где он находился с марта. До этого он перенес операцию в Израиле.  За несколько дней до смерти режиссер был госпитализирован в Центральную клиническую больницу в тяжелом состоянии.

Политика

В 90-е года Говорухин занялся политикой – его волновали проблемы, имеющиеся в советском государстве. В 1991 году Говорухин провел несколько суток у стен Белого дома, окруженного танками путчистов.  Его радость быстро сменилась разочарованием. По его мнению, события 21 августа 1991 года были поражением, продемонстрировавшим некомпетентность правящей верхушки.

В 1993 году был избран депутатом Госдумы от Демократической партии России. На думских выборах создал «Блок Станислава Говорухина». После октябрьских событий 1993 года Говорухин постепенно перешёл на сторону левопатриотической оппозиции. После этого он оказывал поддержку лидеру коммунистов Геннадию Зюганову во втором туре президентских выборов.

После ухода Бориса Ельцина с поста президента в 2000 году Говорухин был одним из 12 кандидатов в президенты. Предвыборная кампания кинорежиссера совпала с выходом фильма «Не хлебом единым», которую граждане расценили как затянувшийся агитационный ролик. По итогам голосования Говорухину не удалось набрать и половины процента голосов избирателей.

В 2005 году Говорухин из оппозиции перешел на сторону правящей партии и стал членом «Единой России», а в 2011 году он принимал активное участие в предвыборной кампании Владимира Путина.

«Я лично не вижу никакого другого лидера, которому я мог бы доверить страну, в которой будут жить мои дети и внуки», – подчеркивал режиссер.

Помимо этого, Говорухин являлся депутатом Госдумы I-IV созывов, в Госдуме VI созыва был председателем ГД по культуре.

Столь непостоянная политическая позиция вызывала бурю критики в адрес режиссера.

Личная жизнь

Первая жена режиссера - Юнона Карева, с которой он познакомился в Казани. Первая супруга – актриса Казанского театра. В 1961 году у пары родился сын Сергей. Молодые люди недолго прожили в совместном браке и в скором времени развелись. Сергей пошел по стопам отца и стал режиссером. С отцом Сергей почти не контактировал – не могу простить ему уход из семьи. В 2011 году сын Говорухина скончался после перенесенного инсульта.

В 1966 году Станислав Сергеевич женился на своей коллеге Галине. Они познакомили на Одесской киностудии, где Галина было монтажером. Вторая супруга Говорухина прощала ему многочисленные измены и романы с молодыми актрисами. Так, в прессу попадали совместные фото Говорухина и Светланы Ходченковой. Тогда дело чуть не дошло до развода.

Также было известно о романе режиссера с 27-летней актрисой Анной Горшковой, исполнившей главную роль в фильме «Пассажирка».

После этого на месте Горшковой оказалась 22-летняя актриса Елена Дудина. Пара вместе появлялась на светских мероприятиях. Однако через какое-то время у Говорухина появился соперник в виде 28-летнего актера Анатолия Руденко, что разочаровало Станислава Сергеевича и он вернулся к своей законной супруге Галине.

www.infox.ru

Станислав Говорухин

Острые высказывания Станислава Говорухина: о жизни, кино и музах

Михалков, Боярская, Безруков и другие скорбят по Табакову

Станислав Говорухин решил не снимать новые фильмы

Говорухин заявил, что хочет, чтобы его фильмы воровали пираты

Ходченкова, Михалковы, Безрукова и другие на премьере «Экипажа»

Кожевникова, Бондарчук, Пересильд на вручении премии «Ника»

Кожевникова и двойник Ди Каприо: гости и призеры «Золотого орла»

Бондарчук, Цыганов и другие номинанты премии «Золотой орел»

Данелия ответил Говорухину по поводу кражи памятника Леонову

Премьера: Ходченкова представила новый фильм Говорухина

Кобзон стал самым богатым «звездным» депутатом в 2014 году

«Золотой орел 2015»: звезды кино и лучшие фильмы премии

Создатели «Бригады» снимут фильм о присоединении Крыма

Говорухина обидели зрители «Кинотавра»

Брижит Бардо — 85: роскошные кадры и лучшие роли кинодивы

Лазарев расчувствовался в студии шоу Кудрявцевой

Гвинет Пэлтроу с мужем, Джессика Лэнг и другие на премьере

Звезда «Шерлока» сыграет мелкого мошенника в новом сериале

Чехова и Скулкина снимаются в реалити-шоу «Модель XL»

74-летнюю Миррен по-царски вынесли на премьеру в Лондоне

Безрукова, Шаляпин, Оболдина на премьере нового «Подкидыша»

Лобода впервые высказалась о победе дочери Алсу в «Голосе. Дети»

Звезда «Сватов» рассказал о съемках седьмого сезона

Киану Ривз поддержал сестру-продюсера на премьере ее фильма

Кошкина, Мороз, Батрутдинов на премьере сериала ТНТ

Кит Харингтон до сих пор не посмотрел финал «Игры престолов»

Николас Кейдж сыграет искателя трюфелей в фильме «Свинья»

Стало известно, кто заменит Чака Норриса в новом «Крутом Уокере»

Боярская и Безруков появятся в новом сезоне «Оптимистов»

Мартиросян стал ведущим нового шоу на «Первом канале»

Ходченкова и Петров представили совместный фильм

Снигирь и Ефремов снимаются в сериале Богомолова: первые кадры

Кристина Асмус рассказала о съемках в эротических сценах

Розанова, Шпица, Брик с дочкой: все звезды фестиваля сериалов

Пересильд, Исакова и Хабенский вместе снимаются в новом фильме

Триумф «Игры престолов», слезы, овации: как прошла «Эмми 2019»

СМИ: назван новый герой шоу «Холостяк»

«Друзьям» 25 лет: посмотрите, как изменились звезды сериала

Вилкова с косой, Шон Бин — живой: киноновости недели

Шэрон Стоун и Рене Зеллвегер на премьере «Джуди»

Питт, Лив Тайлер с отцом и другие на премьере «К звездам»

Юлия Пересильд озвучила собаку-космонавта: кадры из студии

60-летний Шон Бин устал «умирать» в кино

К 85-летию Софи Лорен: 100 кадров с великой дивой

kino.mail.ru


Смотрите также