Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография валентин петрович катаев


Валентин Катаев

Чем хорош и чем неоднозначен триумфатор Венецианского кинофестиваляБорец с преступностью Реджайна Кинг противостоит ультраправому культу Роршаха.1937-1938. Можем повторить!Актриса перепела шлягер «Сумерки»Деми Мур вместе со своими сотрудниками оказывается в ловушке под землей.Нина Касторф выходит на пенсию и решает навестить детей, живущих в столице.Режиссер и сценаристка о работе над своим дебютным фильмом «Люби их всех»Денис Нейманд приступил к съёмкам детектива, посвящённого сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации.Mamba Stories выполнен в screenlife-формате.История о темнокожей матери-одиночке, которая после гибели мужа растит малолетнего сына с суперспособностями.

Page 2
Владимир Фомин  (Орел)  28.01.2019 17:57Вечная Память! >>Владимир Плотников  22.07.2017 01:16Катаев Валентин Петрович (1897-1986) С 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 года в Куйбышеве работало знаменитое Совинформбюро, его сводки разлетались в 23 страны мира. А это 1171 газета, 523 журнала... >>телеман  3.09.2015 12:24Так смешно,как Катаев,в 20-е годы не писал никто!Когда читал его рассказы,просто угорал!Наверное,это он придумал прием,когда на тестировании человек дает вызубренные ответы,но вопросы ему задают... >>Шарп  (Бремен)  1.09.2015 22:01А первыми его наградами были - два Георгиевских креста III и IV ст. и орден Святой Анны IV степени... https://ru.wikipedia.org/wiki/Катаев,_Валентин_Петрович >>Алан Шанаев  (Владикавказ)  28.01.2012 07:14Великий Человек с гениальными работами.Вечная Память Валентин Петрович! >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 7Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Катаев, Валентин Петрович - это... Что такое Катаев, Валентин Петрович?

Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 (28) января 1897(18970128), Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, поэт. Герой Социалистического Труда (1974).

Семья

Пётр Васильевич Катаев с сыновьями Валентином и Евгением. Одесса, 1910

Дед Валентина Катаева по отцу — Василий Алексеевич Катаев (род. 1819) — сын священника. Обучался в Вятской духовной семинарии, затем окончил Московскую духовную академию. С 1846 года работал инспектором в Глазовском духовном училище, был протоиереем Ижевского оружейного завода. В июне 1861 года был переведён в Вятский кафедральный собор[1].

Отец Пётр Васильевич Катаев — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею.

Евгений Петров — младший брат Валентина Катаева

Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы[2].

Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1902—1942; назван в честь матери[3]; фамилию-псевдоним взял по имени отца).

Дочь Катаева вспоминала:

Брат и мать — вот были две главные раны отца, он всю жизнь прожил с этими людьми и ощущал с ними какую-то особую связь. Уже в больнице — кажется, в моё последнее посещение, когда у него уже было воспаление лёгких, — он сказал: «Я повторяю судьбу мамы». Она тоже умерла от воспаления лёгких, почти сразу после родов второго сына[3].

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (урождённой Бреннер, 1913—2009). «Это был изумительный брак»[4], — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева[3], род. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (род. 1938).

Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918—1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) — кинооператор Пётр Катаев (1930—1986) и композитор Илья Катаев (1939—2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).

Биография

Одесса

Одесса. Гостиница «Лондонская», в которой любил останавливаться Валентин Катаев

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкине, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.

«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом»[5] в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент»[6].

Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.

Первая мировая война

Прапорщик Валентин Катаев. Портрет, опубликованный в журнале «Весь мир». 1916

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.

Павел Катаев так описывал рану отца:

…Я неоднократно видел след этого ранения. Две давно уже заживших, но навсегда оставшихся глубокими «вмятины» от влетевшего и вылетевшего осколка в верхней части правого бедра в опасной близости от детородного органа. Рассказывая о своём ранении и показывая его, отец вовсе не драматизировал ситуацию, то есть относился к происшедшему с полным спокойствием, словно бы верил в свою неуязвимость[7].

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.

Ученичество у Бунина

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.

В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:

…Бунина он называл своим учителем с полным правом — Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, — были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, — помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я — Эста[8], сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая — ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева — дети. Как это у Вали, молодого Вали, — может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки — она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, — сказала Вера Николаевна, — тогда её положат со мной в гроб»[3]. Стихотворение Вал. Катаеву. Журнал «Яблочко», Одесса, апрель 1918

Белое движение

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию с чином подпоручика.

Артиллеристом служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки. Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга (действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву).

До начала отступления войск ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.

Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. Позже родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой[9].

«Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма

К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа. Красные к тому времени заняли Одессу и выздоровевший Катаев подключился к подпольному офицерскому заговору, целью которого была подготовка встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. Это представлялось тем более вероятным поскольку в августе 1919 года Одесса уже была один раз освобождена от красных одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.

С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в разговорах с сыном называл Яков Бельский[10]. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе — тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:

Ведь если я с вами говорю после всего того, что вы натворили, то, значит, у меня пересиливает к вам чувство хорошее, ведь с Карменом я теперь не кланяюсь и не буду кланяться[11].

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года[9].

Харьков

В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей. Снимал квартиру с ним в доме номер 16 на пересечении улиц Девичья и Черноглазовская («Живу в Харькове на углу Девичьей и Черноглазовской — такое невозможно ни в одном другом городе мира». — «Алмазный мой венец»)[12].

Москва

Валентин Катаев. 1920-е годы

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 года начал работать в газете «Гудок», и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н. И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. Иосиф Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.

Член КПСС с 1958 года.

Вторая мировая война

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает»[13]. В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Павел Катаев так описывает эту ситуацию:

Потом мне мама рассказала, как она твёрдо и спокойно поставила в известность папу, что забирает детей и уходит, потому что устала и не желает больше терпеть многодневные загулы, непонятных гостей, пьяные скандалы. — А тебе и не надо никуда уходить, — сказал папа. — Я больше не пью[14].

Журнал «Юность»

Основатель и главный редактор (1955—1961) журнала «Юность».

Письмо двадцати пяти

В 1966 году подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[15].

Рак

В конце жизни перенёс операцию по удалению раковой опухоли:

…Спокойно за свою жизнь, хотя и с нескрываемым восхищением работой хирурга, он рассказывал о тяжёлой операции, которую пережил на пороге старости. Раковую опухоль вырезали, но возникла проблема — хватит ли оставшейся здоровой ткани для того, чтобы шов не разошёлся. Ткани хватило. Отец в лицах передавал разговор двух хирургов, спорящих по его поводу: расползётся шов или не расползётся. И восторгался филигранной работой оперирующего хирурга, решительной и умелой женщины, участницы войны, которая осталась его доброй знакомой до конца жизни[16].

Смерть

Катаев умер 12 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Творчество

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса, 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизация, 1965). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; экранизация, 1937).

Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; экранизация, 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы.

В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969), антисоветская повесть «Уже написан Вертер» (1979 год).

Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.

Поэзия

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Его вдова Эстер Катаева вспоминала:

Он долго продолжал писать стихи и в душе, думаю, считал себя поэтом, — и Асеев, и сам Мандельштам относились к нему именно так[3].

В конце жизни Катаев собрал все свои сохранившиеся стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов[17]. Ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло. «Может быть, он и не очень-то сильно стремился к этому», — заметил по этому поводу его сын и добавил:

Во всяком случае, однажды он высказался в том смысле, что в окружении плеяды сильных поэтов, рождённых в двадцатом веке в России, можно и не заниматься поэзией. Поэтические сборники отец не выпускал, стихотворения не печатал, но поэтом остался[18].

В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века[19].

Драматургия

Отец не считал себя драматургом, хотя количество пьес, написанных им и поставленных в театрах страны и мира хватило бы на судьбу успешного драматического писателя, который кроме создания пьес ничем другим не занимался бы. Судьбы некоторых пьес отца не представляют особого интереса. То есть он сочинял пьесу, предлагал театру, там её ставили, она выдерживала какое-то количество представлений, допустим, сто или двести, после чего благополучно умирала, не оставив после себя заметного следа[20].

Экранизации

…Когда речь зашла об экранизации его произведений, Катаев сказал, что ему понравилась первая экранизация «Белеет парус одинокий» (потом были «Волны Чёрного моря», поставленные по всем четырём его романам). Он сказал, можно экранизировать повесть «Кубик», но для этого нужен Федерико Феллини[6].

Сочинения

См. Список произведений Валентина Катаева

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 — «Растратчики» — Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского
  • 1928 — «Квадратура круга» — Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки
  • 1934 — «Дорога цветов» — Московский Современный театр
  • 1940 — «Домик» — Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским
  • 1940 — «Шёл солдат с фронта» — Театр Вахтангова
  • 1942 — «Синий платочек» — театр (?)
  • 1948 — «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») — Московский академический театр Сатиры
  • 1954 (?) — «Дело было в Конске» («Домик») — Московский академический театр Сатиры
  • 1958 (?) — «Пора любви» — театр Моссовета

Оперный театр

Фильмография

Награды и премии

Оценки творчества и личности Валентина Катаева

Валентин Катаев в Германии

Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»[21]

Хорошо сказала одна поэтесса про Катаева: «Он сделан из конины»… Его не любят за грубый характер[22].

  • Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, назвал главку своей книги «Два Катаева» (2004):

Странным образом в Валентине Петровиче Катаеве сочетались два совершенно разных человека. Один — тонкий, проницательный, глубоко и интересно мыслящий писатель, великолепный мастер художественной прозы, пишущий на редкость выразительным, доходчивым, прозрачным литературным языком. И с ним совмещалась личность совершенно другого толка — разнузданный, бесцеремонно, а то и довольно цинично пренебрегающий общепринятыми правилами приличия самодур[23].

  • Александр Немировский (2005):
С 17—18 лет это был человек с твёрдыми личными убеждениями безрелигиозного гедониста-гуманиста «человеческой-слишком-человеческой» складки. Между тем если подобный человек усердно подслуживает и подмахивает большевистской власти, даже не пытаясь перед собой оправдать это какими бы то ни было соображениями, кроме желания получать паёк посытнее, то репутацию он получает очень определённую. Катаев её и получил[9].

Факты

  • Катаев никогда не водил машину — обычно её водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955—1961), специальный водитель[3]. Позже в роли водителя выступал сын[24].
  • В 2000-е годы, когда вернулся интерес к Катаеву, возникла даже конкуренция за право написания биографии Валентина Катаева в серии ЖЗЛ. По этому поводу Сергей Шаргунов в интервью сказал:
Хотел бы написать ЖЗЛ Катаева. Кажется, по сию пору прелестная и древняя Эстер, его вдова, и бродит переделкинскими тропами… Но мне сказали, что ЖЗЛ его уже пишет жена Дмитрия Быкова[25].

Память

  • На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
  • Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.
  • В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

См. также

Примечания

  1. ↑ Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского Севера: Т. 1. — Киров, 1996. — С. 482.
  2. ↑ Всемирный клуб одесситов. Памяти Валентина Катаева. 2007 год
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 Интервью Эстер Катаевой и Евгении Катаевой Дмитрию Быкову.
  4. ↑ Донцова, Дарья. «Не понимаю, зачем жить с человеком, который тебе изменяет!» Интервью Дарье Завгородней // Комсомольская правда. — 2008. — 21 февраля.
  5. ↑ Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. Т. 1 / Сост. Грин М.; предисл. Мальцева Ю. — М.: Посев, 2004. — С. 150.
  6. ↑ 1 2 Александров, Ростислав. Интервью газете «АиФ в Украине»
  7. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 197.
  8. ↑ Домашнее имя Эстер Катаевой.
  9. ↑ 1 2 3 Могултай. Гражданская война Валентина Катаева // Удел Могултая. — 2005.
  10. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 33—35, 154—155.
  11. ↑ Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. Т. 1 / Сост. Грин М.; предисл. Мальцева Ю. — М.: Посев, 2004. — С. 255.
  12. ↑ Ныне ул. Демченко и ул. Бажанова.
  13. ↑ Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. Т. 2 / Сост. Грин М.; предисл. Мальцева Ю. — М.: Посев, 2005. — С. 386.
  14. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 102—103.
  15. ↑ Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина
  16. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 197—198.
  17. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 59—60.
  18. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 61.
  19. ↑ Комментарий Александра Немировского к посту Евгения Витковского в ЖЖ 5 февраля 2009 года
  20. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 44—45.
  21. ↑ Бунин И. А. Окаянные дни. — Берлин: Петрополис, 1935.
  22. ↑ Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. — Т. 1 / Сост. Грин М.; предисл. Мальцева Ю. — М.: Посев, 2004. — С. 197.
  23. ↑ Ефимов, Борис; Фрадкин, Виктор. О временах и людях. Два Катаева (Валентин Катаев).
  24. ↑ Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — С. 104.
  25. ↑ Шаргунов С. А. Интервью журналу «У книжной полки».

  • Баруздин С. А. Люди и книги. — М., 1978. — С. 17—27.
  • Брайнина Б. Я. Валентин Катаев: Очерк творчества. — М.: Гослитиздат, 1960.
  • Бунин И. А. Окаянные дни (дневники 1918—1919 гг.)
  • Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. — Т. 1 / Сост. Грин М.; предисл. Мальцева Ю. — М.: Посев, 2004. — 304 с. Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. — Т. 2 / Сост. Грин М.; предисл. Мальцева Ю. — М.: Посев, 2005. — 432 с.
  • Галанов Б. Е. Валентин Катаев: Очерк творчества. — М., 1982.
  • Галанов Б. Е. Валентин Катаев. Размышления о мастере и диалоги с ним. — М., 1989.
  • Галанов Б. Е. Катаев Валентин Петрович // Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. Николаев П. А.; редкол.: Бочаров А. Г., Лазарев Л. И., Михайлов А. Н. и др. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — А. М., 2000. — С. 333—335.
  • Земскова Т. Писатель в нашем доме: Записки тележурналиста. — М., 1985. — С. 19—23, 217—238.
  • Иванова Наталья. Счастливый дар Валентина Катаева // Знамя. — 1999. — № 11.
  • Казак В. Катаев Валентин Петрович // Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — С. 178—179.
  • Карпов В. В. Жили-были писатели в Переделкино…: Очень личные воспоминания. — М., 2002.
  • Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить…: Книга об отце. — М.: Аграф, 2006. — 208 с. — (Серия «Символы времени»). — ISBN 5-7784-0236-8
  • Котова М., Лекманов О. А. В лабиринтах романа-загадки: Комментарий к роману В. П. Катаева «Алмазный мой венец». — М.: Аграф, 2004. — 288 с. — (Серия «Символы времени»). — ISBN 5-7784-0271-6
  • Липкин С. Катаев и Одесса // Знамя. — 1997. — № 1.
  • Литовская М. А. «Вторая реальность» в художественном мире В. П. Катаева // Проблемы взаимовлияния литератур: методология, история, эстетика. — Ставрополь, 1993. — С. 46—48.
  • Литовская М. А. Феникс поёт перед солнцем: феномен Валентина Катаева. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. — 604 с.
  • Луценко Ф. Творчество Валентина Катаева. — Воронеж, 1959.
  • Лущик С. З. Реальный комментарий к повести [Валентина Катаева «Уже написан Вертер»] // Катаев В. П. Уже написан Вертер; Лущик С. З. Реальный комментарий к повести. — Одесса: Оптимум, 1999. — ISBN 966-7144-48-8.
  • Минералова И. Г. Катаев Валентин Петрович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 220—223.
  • Молдавский Дм. Гравитация прозы // Звезда. — 1986. — № 6.
  • Молдавский Дм. Снег и время: Записки литератора. — Л.: Советский писатель, 1989. — С. 241—268.
  • Нагибин Ю. М. Вверх по крутизне. К 75-летию со дня рождения Валентина Катаева // Москва. — 1972. — № 1.
  • Немировский А. М. (Могултай). Гражданская война Валентина Катаева // Удел Могултая. — 2005.
  • Новикова О. И., Новиков Вл. И. Зависть: Перечитывая Валентина Катаева // Новый мир. — 1997. — № 1.
  • Павловский А. И. Катаев Валентин Петрович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь: В 3 т. / Под ред. Скатова Н. Н. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 2: З—О. — С. 168—173.
  • Панкин Б. Д. На грани двух стихий // Новый мир. — 1986. — № 8.
  • Розов В. С. Феномен В. Катаева // Юность. — 1995. — № 6.
  • Сарнов Б. М., Гусев В. И., Гринберг И. [Дискуссия о «Траве забвения» и «Святом колодце»] // Вопросы литературы. — 1968. — № 1.
  • Сарнов Б. М. Величие и падение «мовизма» // Октябрь. — 1995. — № 3.
  • Сидельникова Т. Н. Валентин Катаев: Очерк жизни и творчества. — М.: Советский писатель, 1957. — 246 с.
  • Скорино Л. И. Писатель и его время. Жизнь и творчество В. П. Катаева. — М., 1965.
  • Смирнова В. О детях и для детей. — М., 1967.
  • Супа В. «Мовизм» Валентина Катаева в контексте термина «постмодернизм» // Русский постмодернизм. — Ставрополь, 1999.
  • Шошин В. А. Катаев Валентин Петрович // Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. Ч. I. А-Л / Редкол. Грознова Н. А. и др.; под ред. Скатова Н. Н. — М.: Просвещение, 1998. — С. 604—607.
  • Benedetti, Jean. Stanislavski: His Life and Art: Revised edition (original edition published in 1988) (англ.). — London: Methuen, 1999. — ISBN 0-413-52520-1.
  • Brown, Edward J. Russian Literature Since the Revolution: Revised edition (англ.). — С. 101—102, 341—342.
  • Kiziria, Dodona. Four Demons of Valentin Kataev (англ.) // Slavic Review. — 1985. — 44.4 (Winter). — С. 647—662.
  • Merriam-Webster’s Encyclopedia of Literature (англ.). — 1995. — С. 623
  • Seymour-Smith, Martin. Funk & Wagnalls Guide to Modern World Literature (англ.). — 1973. — С. 951.

  Литература   Одесса   Персоналии   СССР

dic.academic.ru

Катаев Валентин Петрович

(1897-1986) русский поэт, писатель, журналист, мемуарист

Определить место Катаева Валентина Петровича в истории российской словесности не просто. Художественные достоинства его прозы, несомненно, позволяют считать Катаева одним из крупнейших писателей XX века. Вместе с тем постоянная двойственность его политической и жизненной позиции заслоняют сделанное им в литературе.

О себе Валентин Катаев рассказал достаточно подробно во многих своих произведениях. Он родился в Одессе в семье учителя. Отец воспитывал двух сыновей вместе со своей сестрой, поскольку его жена рано умерла. Смерть матери, пережитая в пятилетнем возрасте, отразилась в памяти Катаева как величайшая трагедия. Основное внимание в семье уделялось его младшему брату, будущему писателю Евгению Петрову (писать под одной фамилией братья не стали). Как известно, Евгений стал соавтором Ильи Ильфа, вместе с которым они создали фактически лучшие советские сатирические романы — «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Первое свое стихотворение «Осень» Валентин Катаев опубликовал в 1910 году в газете «Одесский вестник», будучи учеником Одесской гимназии. Во время Первой мировой войны, он ушел вольноопределяющимся на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Тогда же Катаев впервые выступил как журналист, с корреспонденциями и очерками о жизни и быте солдат.

В 1919 году Валентин Петрович Катаев недолгое время участвовал в гражданской войне в частях Красной Армии. Впечатления об этом времени он отразил в автобиографической повести «Записки о гражданской войне» (1924). Вернувшись в Одессу, Катаев начиная с 1919 года заведовал Окнами сатиры в Одесском РОСТА (Российском телеграфном агентстве), а затем в ЮгРОСТА в Харькове.

Особое влияние на формирование его стилевой манеры оказал Бунин, тогда живший в Одессе. Под влиянием знаменитого прозаика, Валентин Катаев начал уделять больше внимания детали, метафоре, его описания стали отличаться особой зрителыюстью.

С 1922 года Валентин Катаев живет в Москве. Он выступает как журналист, писатель-сатирик. С 1923 года становится постоянным сотрудником газеты «Гудок», которая была своеобразной школой мастерства для Михаила Булгакова, И. Ильфа и Юрия Олеши. В это же время, Валентин Катаев окончательно перешел от поэзии к рассказам, хотя писал стихи всю оставшуюся жизнь. Он проявил себя в рассказах как писатель острой социальной проблематики, который умело строит занимательный сюжет, искусно использует юмор. Как и многие авторы тех лет, Катаев отдал дань экспериментам в области формы, создав рассказы «Сэр Генри и черт» (1920) и «Железное кольцо». Любопытен и его опыт в создании комедии: пьеса «Квадратура круга» (1928), построенная по принципу «комедии положений», обошла театры многих стран.

В 1926 году с рассказа «Родион Жуков», Валентин Катаев начинает создавать свою знаменитую тетралогию, позже получившую название «Волны Черного моря». Сюда вошли повести «Белеет парус одинокий» (1936), по которой в 1937 году был снят одноименный фильм, «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960—1961) и «За власть Советов!», или «Катакомбы» (первый вариант вышел в 1948 году, а второй — в 1951 году).

Повести «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи» вошли в круг чтения школьников благодаря занимательному сюжету, блестящему воспроизведению психологии ребенка, простому и доступному языку.

Первая повесть целиком построена на впечатлениях детства, хотя ее героя и нельзя назвать автобиографическим персонажем. В ней рассказывается о событиях жизни ребенка и в то же время о революции 1905 года. Здесь впервые проявилась зрительная вещественность прозы Катаева, умение насытить повествование множеством ярких деталей, создать запоминающиеся образы того времени, которое писатель отражает в своем произведении.

Валентин Петрович Катаев последовательно проводит своего героя через различные ступени социального, нравственного и физического развития. Герой повести возвращается в свое прошлое во время поездки в родные места вместе с внуком.

События первых пятилеток отражены в романе-хронике «Время, вперед!», в названии которого писатель использовал строки из стихотворения В. Маяковского. Основной сюжет романа достаточно традиционен для тех лет. В центре произведения — установление нового рекорда на строительстве металлургического комбината в городе Магнитогорске.

В начале сороковых годов, Валентин Катаев начинает публиковать свои сказки. В 1940 году вышли такие его произведения, как «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» и «Голубок». В 1945 году писатель опубликовал еще две сказки — «Жемчужинка» и «Пень». Это простые истории, в которых ставятся важные философские проблемы — о добре и зле, о гордости, честности, лени. Используя форму диалога и яркие, конкретные ситуации, писатель приходит к очень важным выводам, понятным даже ребенку.

Во время Отечественной войны, Катаев был корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». Впечатления того времени нашли отражение в его повести «Сын полка» (1945), за которую он в 1946 году получил Сталинскую премию. Героем повести стал мальчик-сирота, которому полк заменил погибших родителей. Новизна в передаче темы войны сказалась в том, что она дается Катаевым через восприятие ребенка. Он не пишет о сражениях, а в спокойной повествовательной манере рассказывает о суровых буднях войны и о трудной судьбе подростка. Повесть стала в один ряд с поэмой Константина Симонова «Сын артиллериста», где также была затронута тема «дети на войне».

С конца 60-х годов, Валентин Катаев выступает как мемуарист. Он рассказывает свою жизнь, восстанавливая прошлые события, поэтому сюжет первых произведений практически совпадает со временем их создания. И лишь потом писатель обращается к своему детству, а затем и к молодости. В 1967 году выходит «Трава забвения», а в 1980—1981 годах — «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и «Юношеский роман».

Объясняя свою творческую манеру, Валентин Катаев говорил о создании нового стиля, который он называл мовизмом. Своеобразная литературная игра, которую предлагает писатель, выражается в создании произведения, где действие движется единым потоком. Формально оно не разделено на главы, а состоит из небольших фрагментов, каждый из которых практически имеет свою тему. Они даже разделены графически, пробелами. Соединение яркого описания со смысловой емкостью слова, особая зрительность и образность изображаемого, метафорическая точность образов являются отличительными особенностями воспоминаний Катаева.

Особое место в его биографии занимает общественная деятельность. С 1946 по 1954 год он входил в редколлегию журнала «Новый мир». В 1955 году становится основателем, а до 1962 года и главным редактором журнала «Юность», открывшего многих талантливых молодых прозаиков, которые вошли в литературу как «шестидесятники». Среди них были такие известные писатели, как В. Аксенов и А. Гладилин.

Несмотря на то, что Валентин Петрович Катаев практически находился в оппозиции к общепринятой линии социалистического реализма, поскольку поддержал эксперимент в области формы и ввел в литературу ненормативную лексику, он все-таки продолжал оставаться на партийной точке зрения. В 1958 году Катаев вступил в партию и не только сохранял лояльность партийной позиции, но и поддерживал все официальные решения. Так, он подписал, в частности, письмо против Александра Солженицына. Поэтому некоторые писатели, жившие в Переделкине, например Вениамин Каверин, завидев Катаева, переходили на другую сторону улицы, считая его если не предателем, то возможным доносчиком. Они также не могли простить ему участие в травле Бориса Пастернака.

Так что Валентина Петровича Катаева прежде всего следует считать человеком своего времени, который никогда не шел против течения и приспосабливался к обстоятельствам. Хотя порой он выражал свой субъективный взгляд на происходящее, как, например, сделал это в произведениях «Святой колодец» (1965) и «Алмазный мой венец» (1978), где доминирует именно авторская точка зрения на литературный процесс.

biografiivsem.ru

Катаев Валентин Петрович: биография, карьера, личная жизнь

Валентин Петрович Катаев появился на свет в 1897 году в Одессе. Он вышел из самой обычной семьи. Отец будущего писателя, Петр Васильевич, был тесно связан с православием – он преподавал в епархиальном училище. За плечами отца была не только духовная семинария, но и историко-филологический факультет Новороссийского университета.

Мама Валентина Петровича происходила из семьи генерала. Катаев воспитывался в очень культурной семье, где царили любовь и взаимное уважение. Любовь к родителям отразилась и в творчестве писателя: впоследствии главному герою своей повести «Белеет парус одинокий» Катаев дал имя отца и фамилию матери.

Мама Валентина не дожила до совершеннолетия своих детей: еще в молодости она умерла от воспаления легких. Заботы о воспитании двух ребятишек легли на плечи сестры матери.

Отец всеми силами стремился развить у сыновей интерес к чтению. В семье была внушительная библиотека. В распоряжении Катаева имелись книги самых разных жанров.

Младший брат Катаева, Евгений, был одаренным мальчиком. Впоследствии он активно занимался литературной деятельностью под псевдонимом Петров. Он известен читателям как соавтор двух бессмертных произведений: «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев».

Наставниками Валентина Катаева в области литературы стали И.А. Бунин и А.М. Федоров, с которыми он успел познакомиться еще до начала империалистической войны. Вскоре круг знакомств писателя расширился: в него вошли Эдуард Багрицкий и Юрий Олеша.

В годы Первой мировой воны Катаев служил прапорщиком, в 1917 году был серьезно ранен на Румынском фронте и даже получил отравление газами. За службу Катаев был награжден Георгиевским крестом и орденом Святой Анны. Более того, Катаеву был пожалован дворянский титул. Правда, он не мог передать его по наследству.

Писатель был женат дважды. Первая его жена умерла от воспаления легких. Второй супругой Катаева стала Эстер Бреннер. В этом браке в 1936 году родились дочь Катаева – Евгения, а через два года – сын Павел.

С юности Валентин Катаев был очарован классической литературой.

Свое первое стихотворение «Осень» Катаев создал в 1910 году Его опубликовал «Одесский вестник». Интерес, проявленный читателями к его стихотворению, подогрел стремление Катаева к творчеству. За два года он написал еще два с половиной десятка замечательных стихов.

В 1912 году Валентин попробовал себя в ином жанре: из-под его пера стали выходить юмористические рассказы. Одновременно с этим появились объемные книги: «Пробуждение» и «Темная личность».

Катаев занимался творчеством даже в годы войны. Его очерки и рассказы повествуют о тяготах армейских будней. Военная судьба в 1918 году занесла Катаева в ряды войск гетмана Скоропадского. После этого писатель успел послужить Добровольческой армии. Довелось ему сражаться и против петлюровцев. В 1920 году писатель чуть не сошел в могилу от тифа. Поправиться он смог только благодаря заботам родных.

В 1921 году, работая совместно с Юрием Олешей в одном из издательств Харькова, Катаев решает, что пришло время завоевывать столичную публику. Он плодотворно трудится в газете «Гудок», где регулярно появляются его юмористические и сатирические статьи.

В 1938 году Катаев стал свидетелем ареста Осипа Мандельштама. Впоследствии он оказывал материальную помощь семье оклеветанного поэта.

С началом Великой Отечественной войны Катаев становится военным корреспондентом. Он пишет множество очерков и статей. В это непростое время Катаев создает одно из самых своих известных произведений – «Отче наш». А перед самой победой читатели познакомились с повестью «Сын полка», за которую автор получил Государственную премию.

После войны Катаев поддался пагубной страсти: из-за проблем с алкоголем он был на грани развода с любимой женой. Но в какой-то момент он осознал приближение катастрофы и дал себе зарок никогда не прикасаться к рюмке.

В 1955 году Катаев возглавил журнал «Юность», пробыв его главным редактором до 1961 года.

За годы своей творческой деятельности Валентин Катаев подарил читателям более сотни великолепных произведений.

Сердце писателя остановилось 12 апреля 1986 года. Последние годы он боролся с тяжелым заболеванием: у него был обнаружен рак. Катаев похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Валентин Катаев - замечательный мастер художественной прозы. Его произведения были очень популярны среди советской молодежи. Широкую известность автору принесли повести «Белеет парус одинокий» и «Сын полка».

Содержание статьи

  • Краткая биография
  • Творческая карьера писателя
  • Личная жизнь

Валентин Петрович Катаев, отец которого был преподавателем епархиального училища в Одессе, начинал как поэт, он писал и публиковал свои стихи еще в раннем возрасте. Как вспоминает Валентин Петрович, сочинять он стал уже в 9 лет и считал, что родился писателем. Первое стихотворение под названием «Осень» было напечатано в 1910 году в газете «Одесский вестник». А в 1912 году в этом же издании были опубликованы его первые небольшие юмористические рассказы.

Гимназию Катаев не закончил. В 1915 году решил стать добровольцем и ушел воевать. Службу он начал рядовым и вскоре был произведен в прапорщики. Он был ранен во время битвы в Первой мировой войне, а в 1919-20 годах во время Гражданской войны служил в Советской Красной Армии. Вернувшись в Одессу, он работал журналистом и писал короткие рассказы, а в 1922 году переехал в Москву и начал трудиться в газете «Гудок» и журнале «Крокодил».

Повесть Катаева «Растратчики» (1926 г.) принесла первый значительный успех автору. Это фантасмагорическая история о двух авантюристах, написанная в гоголевской традиции и посвященная борьбе с мещанством. Его комическая пьеса «Квадратура круга» (1928 г.) является примером острой социальной сатиры. «Белеет парус одинокий» (1936 г.) - повесть о двух одесских мальчишках, которые оказываются в водовороте событий революции 1905 года. «Время, вперед!» (1932 г.) - рассказ о рабочих, пытающихся построить огромный сталелитейный завод в рекордные сроки. Детская книга Катаева «Сын полка» (1945 г.) принесла писателю огромную популярность.

В 1950-х и 60-х годах Катаев работал главным редактором журнала «Юность» и открыл страницы издания для самых перспективных и талантливых молодых литераторов, в том числе Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Длительный список его произведений продолжал расти, и в 1966 году литературный журнал «Новый мир» напечатал повесть «Святый колодец», замечательную лирико-философскую историю. Затем вышли в свет:

  • «Трава забвения»;
  • «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»;
  • «Алмазный мой венец»;
  • «Сухой Лиман» и другие работы писателя.

Безграничное воображение, чувственность и оригинальность Катаева сделали его одним из самых выдающихся советских писателей, но его репутация в постсоветской России остается двусмысленной. Он был победителем Сталинской премии и награжден званием Героя Социалистического Труда. Эти награды, а также его членство в Коммунистической партии тесно связали его с советским правительством. Но он также проявлял свою независимость, поддерживая молодых писателей и являясь автором собсвенной экспериментальной прозы.

У Валентина Катаева было два брака. О первой супруге писателя ничего не известно. А вот со своей второй женой Эстер Давыдовной писатель прожил до конца своих дней. В семье появились на свет дочь Евгения и сын Павел. Кстати, маленькая Женечка стала прототипом главных героинь сказок Катаева «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик».

www.kakprosto.ru


Смотрите также