Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография валентина гризодубова


Гризодубова Валентина Степановна. Испытатели-рекордсмены. Герои неба

Cовершила в годы войны около 200 вылетов, включая 132 ночью, около 20 раз пересекала линию фронта, доставляя боеприпасы и продовольствие окруженной 2-й ударной армии и партизанам, вывозя раненых, бомбила врага под Курском, Льговом, Малой Вишерой, станцию Щигры.

Дочь русского конструктора, изобретателя и пилота Степана Васильевича Гризодубова, родилась в Харькове 31 января 1910 г. В раннем детстве поднималась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый самостоятельный полёт на планере в Коктебеле. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Затем была зачислена в консерваторию и одновременно — в Харьковский Центральный аэроклуб. Окончила аэроклуб за три месяца. Длительное время работала лётчиком-инструктором, а в 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи им. М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве, облетав почти всю страну. В 1939 г. назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР и проходила обучение в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

Кем была

В начале войны подполковник Гризодубова возглавляла Московскую авиагруппу особого назначения, Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В апреле 1942 г. сформировала и возглавила чисто мужской 101-й авиаполк на самолетах Ли-2, участвовала в переоборудовании гражданских самолетов в ночные бомбардировщики. Действуя ночами, полк доставлял грузы нашим войскам, бомбил ближний тыл неприятеля, работал в интересах партизан. С 1946 г. полковник Гризодубова в запасе, работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Концерн радиостроения «Вега»), проводя испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и Гражданской авиации.

Чем знаменита

В октябре 1937 г. установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах, а 24–25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта. Первой среди женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

Места сражений

С апреля 1942 по апрель 1944 г. 101-й авиаполк, возглавляемый В.С. Гризодубовой, участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, над Левобережной и Правобережными районами Украины, под Ленинградом.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Весной и летом 1943 г., когда партизаны Украины готовились активизировать боевые действия в тылу врага, полк Гризодубовой доставил в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова и другие сотни тонн военных грузов. С особым напряжением действовал 101-й авиаполк при освобождении Ленинграда и Ленинградской области, за что был удостоен почетного наименования «Красносельский».

Обстоятельства смерти

Скончалась в Москве 28 апреля 1993 г. на 83-м году жизни.

Государственные награды

Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 — 1946 гг. Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Москве, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, пос. Бабино около Дзержинска.

nebo.histrf.ru

Биография

Подробности Категория: Военные Опубликовано: 29.04.2017 09:54 Автор: Роман Просмотров: 1708

Гризодубова Валентина Степановна Родилась: 14 (27) апреля 1909 Умерла: 28 апреля 1993 (84 года)

Валентина Степановна Гризодубова — советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Валентина Гризодубова — дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).

Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий. В 1944 году, согласно одной версии, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а её дело было решено передать в военный трибунал (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Улицы Гризодубовой есть в Москве, Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, Якутске, Грязи (Липецкая область), посёлке Петряевке (Нижегородская область), Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область).

В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Фёдора Викулова.

В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года).

В ГБОУ Школа № 185 в апреле 2014 года открыт музей Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда В. С. Гризодубовой.

В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.

В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.

Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Лётные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.

В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.

В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь экипажа — гранитное крыло, устремлённое в небо.

Украина

Улица и переулок Гризодубовой есть в Мелитополе, также улицы Гризодубовой есть в Снежном, Черкассах, Сумах, Харькове, Кривом Роге, Луцке и Мариуполе.

Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.

Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили — ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.

Семья

Отец — Гризодубов, Степан Васильевич. Мать — Гризодубова (Комаренко) Надежда Андреевна. Супруг — Соколов Виктор Александрович. Сын — Валерий. Звание Героя Советского Союза (2 ноября 1938 года) медаль «Золотая Звезда» № 104; звание Героя Социалистического Труда (6 января 1986 года); два Ордена Ленина (1938, 1986); два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985); орден Октябрьской Революции; орден Трудового Красного Знамени (1936); орден Красной Звезды (1937). Медали, в том числе: медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени; медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Почётный гражданин города Пенза (1965).

biography.su

Гризодубова Валентина Степановна - Советская Летчица

Валентина Гризодубова родилась 31 января 1910 года в городе Харьков, Украина. Ее отец был известным авиаконструктором и изобретателем, и Валентина с детства росла в атмосфере, способствующей увлечению авиацией. Вполне естественным стало для нее поступление в аэроклуб и занятие планерным спортом.

     Пензенский аэроклуб окончила в 1929 году, а затем была принята летчиком-инструктором в Тульскую авиационную школу. Была участником агит-эскадрильи имени М.Горького с 1934 по 1935 года, а с 1936 года стала военным летчиком Советской Армии.

     В 1937 году установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12, а в 1938 году совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета.

     Звание Героя Советского Союза, первой среди женщин, ей присвоили 2 ноября 1938 года. С 1939 года Валентина Степановна назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Гризодубова прошла всю Великую Отечественную войну, совершила более 200 боевых вылетов.

     С марта 1942 года командовала 101-м авиационным полком дальнего действия, позже 31-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком, оказывавшим помощь партизанским отрядам. Находясь с 1946 года в запасе, продолжала активную деятельность: участвовала в исследовательской работе, была начальником летно-испытательного центра, заместителем начальника московского НИИ приборостроения по летной части, была депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.

    Умерла знаменитая летчица Валентина Степановна Гризодубова 28 апреля 1993 года в городе Москва. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

     Полковник, Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда Гризодубова награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями.

ruspekh.ru

Гризодубова Валентина Степановна

Гризодубова Валентина Степановна

(род. в 1910 (или в 1909) г. — ум. в 1993 г.)

Прославленная советская летчица, руководила рекордным беспосадочным перелетом Москва — Дальний Восток.

Все мы сейчас отлично подкованы по части критического отношения к официальной советской истории — той, что многие учили в школе и вузах. Мы знаем истинную человеческую цену революции и Гражданской войне; вряд ли кто-то всерьез может говорить о многочисленных врагах народа в 30-е годы, об успехах советского сельского хозяйства или о свободе коммунистической печати. Да и к разговорам о дешевизне и комфорте в более спокойные — застойные времена многие справедливо относятся с изрядной долей скепсиса. И в одном ряду символов эпохи вместе с вождями и их свитой, председателями, секретарями и наркомами оказались ударники, герои войны, обладатели мировых рекордов. Не стоит сомневаться в том, что многие из этих рекордов — не более чем легенды. Все было не совсем так или совсем не так — и условия создавали для героев соответствующие, и на аварии и неполадки глаза закрывали, и кто-то со своим достижением был «задвинут» и «забыт», чтобы «не путать» советский народ. (Говоря словами харьковских писателей Олди, «герой должен быть один» — в шахте, у станка, на небе, в поле.) Только вот ведь какая штука — многие действительно «совершали» — и летали, и бросались грудью на амбразуру, и возводили в немыслимые сроки огромные заводы, и дрейфовали на льдинах. Не ради Сталина, Молотова, Постышева… Ради себя, ради соотечественников, ради Родины. А Родина — она одна, все остальное многообразие — прилагательные.

Стаханов, Ангелина, Чкалов — советский пантеон 30-х годов. И в нем на видном месте харьковчанка Валентина Степановна Гризодубова, выдающаяся летчица, первая женщина Герой Советского Союза, командир знаменитого экипажа, совершившего на тяжелом самолете рекордный беспосадочный перелет. Гризодубова-Осипенко-Раскова — еще сравнительно недавно эта триада в голове советского человека сидела крепче, чем сейчас Джонсон энд Джонсон. Валентина Степановна не жила после легендарного перелета лишь этим своим подвигом до самой смерти. Гризодубова была одной из самых активных фигур в отечественной авиации, совершила еще немало героических поступков, руководила масштабными проектами. Может быть, поэтому к ней никак нельзя применить столь излюбленный сентиментальными публицистами штамп, как забвение.

Валентина родилась в Харькове… Стоп. Да не знает никто толком, когда она родилась! Во многих справочниках указана дата 31 января 1910 года (по новому стилю). Но сравнительно недавно директор Харьковского музея-квартиры им. Гризодубовых в архиве открыл, возможно, истинную дату появления на свет Валентины Степановны — 27 апреля (по старому стилю) 1909 года. Будем, пожалуй, верить тому, кто специально занимается сохранением памяти семьи Гризодубовых.

Семья, надо сказать, была исключительно примечательная. Да настолько, что отец Валентины Степановны и сам вполне заслуживает отдельного повествования в этой книге. Степан Васильевич Гризодубов, по образованию и месту службы к моменту рождения дочери — инженер-железнодорожник, по праву считается одним из первых российских (и уж точно — первым харьковским) авиаторов. Не имея никаких специальных документов и подготовки, Степан Васильевич увлекся конструированием летательных аппаратов. Раздобыв где-то пленку с записью знаменитого полета самолета братьев Райт, Гризодубов воспроизвел, как мог, конструкцию, сам же занялся изготовлением всех деталей, включая специальный мотор. Он изготовил несколько самолетов, используя для каждой новой модели какие-то детали и узлы от предыдущих. На одной из машин, особенно удачной, харьковский авиатор совершил много полетов, а в один из них взял и двухлетнюю дочь. Фотография летчика с девочкой, прикрепленной к нему ремнями, обошла все российские газеты. Взлет состоялся с Харьковского ипподрома. Большую же часть своих аппаратов Гризодубов конструировал на даче в Липовой Роще. Особенно Гризодубова увлекал планеризм. В этом деле он был признанным авторитетом. Вообще, Степан Васильевич был изобретателем от Бога — он разрабатывал оборудование для шахт, сам собрал аэросани, занимался сельскохозяйственной техникой и очень серьезно — фотографией.

Но авиация была главной любовью талантливого инженера. Десятки харьковских мальчишек перебывали в подвале квартиры Гризодубовых на улице Мироносицкой, где пахло бензином, на стенах висели пропеллеры, лежали детали. Любила там бывать и Валя.

Жена Степана Васильевича Надежда Андреевна зарабатывала на жизнь, работая швеей-модисткой. Вероятно, женщиной она была терпеливой и волевой. (Представьте себе, что значит жить с таким «сумасшедшим» человеком, как Степан Васильевич Гризодубов.) Она очень любила музыку, хорошо пела. Надежда Андреевна мечтала о том, что ее дочь будет причастна к высокому искусству. Валентина начала рано заниматься музыкой, окончила музыкальную школу по классу рояля, поступила в консерваторию. Главная советская летчица потом поражала публику своим виртуозным владением инструментом, даже давала частные уроки. Вот только тяга к небу все-таки победила в ней любовь к музыке. Поэтому одновременно с консерваторией она поступает в Харьковский технологический институт.

Конечно, еще до поступления Валя Гризодубова уже очень много знала о самолетах, планерах, летном искусстве. Дочь всячески помогала отцу. Тем более, что после революции и Гражданской войны советская власть стала уделять особое внимание развитию авиации, а Степан Васильевич оказался руководителем местного аэроклуба. Когда Валентине было 14 лет, она вместе с отцом и его учениками поехала в Коктебель на планерный слет. (Среди его участников был и Сергей Королев. Валентина Степановна вспоминает, что тот дернул ее за косу, за что тут же получил по голове — и больно, рука у молодой красивой летчицы уже тогда была тяжелой, недаром девочка некоторое время занималась боксом.) Там Гризодубова совершила самостоятельный полет на планере, после чего твердо заявила, что и дальше хочет летать.

В 1928 году в Харькове открыли летную школу гражданских пилотов Осоавиахима. В первом же наборе была и дочь Степана Васильевича. За три месяца она окончила эту школу со званием пилота. А вот в поступлении в Пензенскую школу летчиков-инструкторов ей отказали — не хотели видеть в качестве инструктора женщину. Пришлось жаловаться, ходить по инстанциям — это умение Гризодубовой очень пригодилось в будущем. Валентина Степановна дошла до Орджоникидзе, личное вмешательство которого открыло перед молодой летчицей двери Пензенской школы. После ее окончания Гризодубова работала инструктором в Туле. Валентина Степановна лично подготовила 86 летчиков, в том числе первого дважды Героя Советского Союза за время Великой Отечественной войны Бориса Сафонова. Мужчины-курсанты быстро забывали о том, что ими занимается женщина. Гризодубова демонстрировала зрелое владение летным искусством, мужество, а не женственность в полете. Например, не раз выбиралась из кабины летящего самолета и стояла на его крыле, доказывая надежность машины.

В 1934 году Гризодубова была зачислена в штат агитэскадрильи им. М. Горького. Здесь она летала на самолете «Орденоносная Работница» (деньги на самолет собирали читательницы главного советского журнала для женщин). Голубой самолет Гризодубовой побывал в агитполетах над самыми отдаленными, глухими уголками Союза. Машина Валентины и ее напарницы — Екатерины Слобоженко всегда содержалась в полном порядке. А женщины-летчицы подбирали летные костюмы под цвет самолета: для белого — белый, для голубого — голубой.

С 1936 года Валентина Степановна уже находилась в рядах Красной Армии. В это время Гризодубова начинает бить рекорды — мода тогда была такая. До своего знаменитого перелета на Дальний Восток, о котором пойдет речь дальше, Валентина Степановна поставила пять мировых рекордах на легкомоторных самолетах конструкции Яковлева. Это были рекорды скорости, высоты и дальности полета. В 1937 году Гризодубова была избрана депутатом Верховного Совета СССР первого созыва, в ее копилке уже были государственные награды: за работу в агитэскадрилье в 1936-м ей был вручен орден Трудового Красного Знамени; за выдающиеся достижения в освоении авиационной техники и установление мировых рекордов В. С. Гризодубова в конце 1937 года была награждена орденом Красной Звезды.

Наконец пришел 1938 год. Перед Гризодубовой была поставлена новая задача — побить рекорд дальности полета на тяжелом самолете. В то время он принадлежал француженке Дюперон — 4360 км. Известный летчик Михаил Громов рассказывает, что, когда его вызвали и спросили, может ли Гризодубова справиться с поставленным заданием, он ответил: «Если кто и может, то она». Началась подготовка к полету. Валентина Степановна сама подыскивала своих спутниц. Одной из них сразу стала талантливый штурман Марина Раскова. С ней Гризодубова уже успела совершить один подвиг — перелет по маршруту Москва-Актюбинск. Раскова же, в свою очередь, летала и без Валентины, участвовала в сверхдальнем перелете Севастополь-Архангельск. В последнем перелете командиром экипажа была Полина Денисовна Осипенко. Она родилась в 1907 году в селе Новоспасском на Днепропетровщине в бедной крестьянской семье. Была в ней девятым ребенком. Работала нянькой, батрачила у помещика, плела лапти… После революции смогла поступить на животноводческие курсы, стала работать птичницей в колхозе. «Нам говорили, — вспоминала она впоследствии, — что курица не летает, потому что она не птица». Но однажды возле села совершил вынужденную посадку самолет. Полину поразило, что в экипаже была женщина. Этот эпизод изменил все ее представления. Полина поехала в Качинск, поступила там в летную школу. В газетах стало появляться ее имя как мастера высотных полетов. 2 июня 1938 года мир облетело известие о беспосадочном полете Полины Осипенко, Веры Ломако и Марины Расковой от Черного к Белому морю.

Гризодубова сомневалась, что столь прославленная летчица согласится лететь вторым пилотом, но Осипенко ответила на «пригласительную» телеграмму немедленным согласием.

Тренировались будущие рекордсменки на Ходынском поле. Не все складывалось гладко. Многие не хотели допустить к подвигу женщин, среди которых была строптивая, а потому имевшая немало недоброжелателей Гризодубова. Так, однажды для тренировочного полета женщинам дали самолет ТБ-3, который был совершенно незнаком никому из членов экипажа. Но Валентина Степановна смело вошла в кабину самолета. Ее муж — летчик Виктор Александрович Соколов — незаметно пробрался в самолет и при посадке отодвинул от пульта руку оторопевшей от неожиданности супруги.

В конце концов был назначен день полета. Экипаж под командованием Гризодубовой должен был совершить беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток на двухмоторном бомбардировщике дальнего действия (ДБ-2) АНТ-37 «Родина» конструкции П. Сухого, работавшего в то время в КБ Туполева. Без нагрузки его дальность полета могла быть примерно 7 тысяч километров. Полетный вес машины свыше 10 тонн, половина из него приходилась на горючее, залитое в крыльевые баки. Экипаж знал, что запасные аэродромы будут предоставлены им только после преодоления отметки «четыре тысячи километров».

В 8 часов 12 минут 24 сентября 1938 года «Родина» взлетела со Щелковского аэродрома. Уже очень скоро летчицы поняли, что речь идет не только о рекорде, речь шла об их жизни. Через 150 километров после взлета самолет вошел в облачность, на подходе к Новосибирску у машины началось обледенение. Гризодубова подняла самолет вверх, на высоте в 6 с половиной тысяч метров началась болтанка, и командир повела машину еще выше — на высоту 7450 метров. Женщины работали при лютом морозе в кислородных масках. За Красноярском перестала работать радиостанция «Родины», карты же Расковой уже вытянуло в люк. Далее лететь приходилось практически «на ощупь». По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, был риск невольно пересечь китайскую границу, и Гризодубова приказала двигаться вопреки плану только вперед, магнитный курс 90 — прямо к Тихому океану. Самолет вынырнул из облаков лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. После этого повернули на юг, курс — 270, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов утра 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь. Горючего оставалось на полчаса полета. Валентина Степановна поняла, что придется садиться в аварийном режиме. При вынужденной посадке без шасси особому риску подвергалась передняя застекленная кабина машины, поэтому командир приказала Марине Расковой (она-то и находилась в этой части кабины) прыгать с парашютом. Так штурман оказалась одна посреди тайги. «Родина» тем временем совершила блестящую посадку прямо на лед небольшого болотца. При этом лишь немного погнулись лопасти винтов. Рекордный перелет продолжался 26 часов 29 минут. Самолет преодолел по прямой 5908 километров.

Страна начала поиски героев. Для этого были мобилизованы 50 самолетов, сотни пеших отрядов. Не обошлось без трагедии. Два поисковых самолета столкнулись в воздухе, погибли в тайге 16 поисковиков. Но все-таки летчиц нашли — это произошло 3 октября в 1 час 30 минут по местному времени. Гризодубову и Осипенко увидели члены экипажа биплана-разведчика Р-5 во главе с М. Сахаровым. В Москву ушло сообщение: «Самолет «Родина» находится в 14 км северо-восточнее Дуки, в 5 км от реки Амгунь». Наутро летчики сбросили на парашютах резиновые сапоги, термосы с горячим какао, шоколад, помидоры и карту района. Еще через сутки на парашютах спрыгнули спортивные комиссары, отвечающие за сохранность барографов — приборов, зафиксировавших беспосадочность полета, а также военврач. К вечеру проводник эвенк Максимов привел поисковый отряд.

Заработала походная радиостанция. Только 5 октября подошла к самолету Марина Раскова. Девять суток она шла по тайге — чем не сюжет для Джека Лондона или Бориса Полевого! Отряд добрался до находившегося относительно недалеко поселка Керби, затем до Комсомольска-на-Амуре и до Хабаровска. В Москву летчицы отправились поездом. Естественно, на всем пути следования в столицу на станциях их встречали толпы людей с цветами и музыкой. «Родину» же увел из тайги зимой Виктор Соколов. Машина находилась на удивление в приличном состоянии.

Валентина Гризодубова, как и ее спутницы, была награждена Звездой Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Ее слава, наверное, не уступала славе Валерия Чкалова. Гризодубову принимали в самых верхах, к ней благоволил Сталин. (Хотя Гризодубова редко встречалась с ним лично и впоследствии считала, что он был главной жертвой системы.) У Гризодубовой появился личный автомобиль «Опель-кадет»… В 1939 году она становится руководителем Управления международных воздушных линий. Менее известно, что тогда же в ее ведении оказывается германско-советская авиакомпания «Деурлюф», самолеты которой выполняли в начале Второй мировой войны (когда в отношениях Третьего рейха и СССР наблюдалась, по крайней мере, видимость дружбы и сотрудничества) спецзадания во Франции, Голландии, Англии, Бельгии и, конечно, Польше, которая была занята практически одновременно войсками двух могучих соседей.

Вот здесь стала уже полностью проявляться неуступчивость, честность, настоящая смелость прославленной летчицы. В отличие от многих современников, Гризодубова восприняла свое положение, свою должность депутата за чистую монету, считала своим долгом выступать в защиту несправедливо, по ее мнению, обиженных, арестованных, репрессированных любым другим способом. А таких в то время было ой как много! Еще в Комсомольске сопровождающие героинь лица были шокированы разговором Валентины с матерью. Та прямо в радиоэфире пожаловалась дочери на то, что в Хабаровске арестованы давние друзья Вали — летчики Евгения Лемешонок и Леонид Митюшкин, и Гризодубова в том же эфире пообещала разобраться. Вскоре супруги были освобождены. Когда же Гризодубова объявилась в Москве, ее деятельность только активизировалась. В столицу полетели письма с адресами «Москва, Кремль. Сталину и Гризодубовой», а Валентина как депутат, герой, народная любимица рассылала гневные обращения в Верховный суд и прокуратуру, партийные и советские органы власти, лично обращалась к высокопоставленным чиновникам сталинского аппарата. Эту свою работу она продолжала и после войны, заступалась за лишенных работы, испытывающих гонения летчиков, не раз сталкивалась с самим Лаврентием Берия. Рассказывают, что однажды она сказала всесильному и страшному наркому, что не выйдет из его кабинета, пока своими глазами не увидит в окно, как выводят из помещения НКВД и отправляют домой одного из подчиненных Гризодубовой. В другой раз тот же Берия, отличавшийся, как известно, большой любовью к женщинам, услышал от одной из первых советских красавиц — Гризодубовой: «Если вы не перестанете ко мне приставать, я об этом сообщу Иосифу Виссарионовичу». Только за период с 1948 по 1951 год в личной папке летчицы обнаружено около пяти тысяч ходатайств.

Наиболее известный случай заступничества Гризодубовой — это история с Королевым. Будущий главный конструктор советских космических аппаратов был арестован и отправлен под Магадан на золотые прииски в 1939 году. В одном из своих писем он намекнул матери, откуда можно ждать поддержки, и та отправилась к Гризодубовым. Ее приняла Надежда Андреевна, которая вела немалую часть всей переписки героической дочери. (В Верховном суде уже усмехались, видя очередное ее письмо, говорили: «Опять послание бабушки Гризодубовой!») Вскоре Валентина Степановна и Михаил Громов передали через Поскребышева письмо Сталину, и Королев был переведен в «шарашку». Его мать не знала, как и благодарить семью Гризодубовых, но сама Валентина так и не подружилась со спасенным ею конструктором — в будущем она не смогла простить ему развод с первой женой. В этих вопросах летчица была так же непреклонна, как и отстаивая право на жизнь и работу репрессированных соотечественников. У самой Гризодубовой и Соколова родился сын. Горести не обошли Валентину Степановну — она пережила и родителей, и супруга, и даже сына.

Вскоре после начала войны Гризодубовой было поручено организовать и возглавить авиаполк дальних бомбардировщиков, укомплектовав его недавними гражданскими пилотами. Так появился 101-й авиаполк (впоследствии 31-й гвардейский авиаполк). Летали на самолетах Ли-2. Казалось бы, Гризодубовой уже хватает славы рекордсменки, народной защитницы, руководительницы крупного предприятия, но нет, она проявила себя и на войне. Летчики 101-го полка славно потрудились для Родины, для победы. Самолеты Гризодубовой помогали жителям блокадного Лениграда, но еще более помогали партизанскому движению в Белоруссии и Украине. Дальние бомбардировщики использовались для связи с центрами партизанского движения, передавали грузы — пищу, боеприпасы, подвозили подкрепления, эвакуировали женщин, детей, раненых. (За время войны полк Валентины Степановны вывез на «Большую землю» около четырех тысяч детей.) Гризодубова лично совершила 200 боевых вылетов, из которых 132 — ночных. При этом «сверху» пришел приказ — запретить ей брать в полет парашют. Руководство по определенным причинам очень не хотело, чтобы подполковник Гризодубова [22] попала в руки немцев.

В письмах мужу Валентина Степановна жаловалась, что ее людям поручают самую тяжелую, самую опасную работу, ее офицеров переманивают в другие части. Все-таки многим не давала покоя женщина-командир. Тем более, что под ее руководством находился полностью мужской полк («300 мужчин и одна женщина» — так в шутку называли это формирование). Но не так-то легко было увести из полка летчиков — мужчины быстро проникались самым глубоким уважением к своему командиру, называли ее «матушкой». «Матушка» умела не только защитить своих подопечных от произвола властей, могла и матом обложить, и продемонстрировать чудеса смелости. Однажды она лично спасла из огня летчиков горевшего самолета, в то время как офицеры соседней эскадрильи боялись подойти к машине, ожидая взрыва. Один из летчиков все же сгорел. Валентина Степановна обошла по очереди всех «соседей» и каждому в лицо произнесла «трус, мерзавец». Состоялся суд офицерской чести над обидевшей летчиков Гризодубовой. Судья спросил у нее, как она оскорбляла своих «боевых товарищей». Гризодубова прошлась вдоль ряда «истцов» и еще раз произнесла те же слова, после чего сказала: «Как офицер, я бы оскорблять вас не стала, а вызвала бы на дуэль. Считайте, что я вас оскорбила как женщина, поэтому предлагаю застрелиться самим».

В 1945 году Гризодубова была награждена орденом Отечественной войны I степени. Еще до окончания боевых действий она возглавила Антифашистский комитет советских женщин, кроме того, была введена в состав Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских преступлений на оккупированных территориях. Повела она себя так же жестко, как и обычно, — лично добивалась самых суровых мер для пособников немцев, в том числе для тех, кто сожительствовал с германскими солдатами.

После войны Валентине Степановне предлагали взять авиадивизию, но она ответила, что в мирное время хочет заниматься мирной работой. Впрочем, доставшаяся ей работа мирной была лишь относительно. Гризодубова стала заместителем по летной части директора НИИ-17, в котором велись основные работы по техническому совершенствованию советской авиации. В руках Валентины Гризодубовой оказалось все, что касается летных испытаний. Кроме того, она активно работала над испытанием радиолокационного оборудования (панорамных радиолокаторов, затем станций перехвата и прицеливания и т. д.). На этом своем посту Валентина Степановна оставалась до 1963 года. После этого возглавила созданный по ее же инициативе уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр, где испытывалась новейшая авиационная электроника. Естественно, об этой работе бывшей «сталинской орлицы» пресса особенно не распространялась. В 1972 году Гризодубова вернулась в Московский НИИ приборостроения (так в 1967 году стал называться упомянутый НИИ-17).

В 1986 году Валентина Степановна Гризодубова стала Героем Социалистического Труда. Через семь лет — 28 апреля 1993 года она умерла в Москве от внутреннего кровоизлияния, связанного с открывшейся язвой желудка. Похоронена она на Новодевичьем кладбище.

Многие города бывшего Советского Союза хранят память о выдающейся советской женщине. Ее имя, например, в списках почетных жителей Пензы, во Владивостоке и других городах есть улицы ее имени. В Москве на Кутузовском проспекте перед зданием МНИИП установлен памятник знаменитой летчице. В Харькове в квартире Гризодубовых в начале 70-х годов был открыт музей истории авиации. В 1986 году дом объявили историческим памятником, в 1992-м квартира превратилась в аэрокосмический музей, и, наконец, в 1999 году городские власти дали добро на создание мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых. В 2004 году перед Дворцом культуры Харьковского электромеханического завода был установлен памятный камень в честь Валентины Гризодубовой, на этом месте будет сооружен памятник, на который объявлен сбор средств.

Следующая глава

info.wikireading.ru

«В 32 года Валентина Гризодубова командовала мужским авиаполком. Слушались ее беспрекословно...

20 лет назад ушла из жизни знаменитая летчица, первая женщина, ставшая Героем Советского Союза

В начале прошлого века техник-электромеханик харьковских паровозоремонтных мастерских Степан Гризодубов увидел в кинохронике полет братьев Райт — творцов одного из первых в мире самолетов. И сам загорелся мечтой построить собственный аэроплан. Летательные аппараты в то время были большей редкостью, чем нынче космические корабли. Чтобы лучше разглядеть конструкцию американских авиаторов, Степан Васильевич купил у киномехаников местного синематографа несколько кадров, запечатлевших полеты американцев.

Когда самолет был построен, конструктор усадил в него, привязав к сиденью, свою двухлетнюю дочь, и они поднялись в небо. Вряд ли Степан Васильевич тогда думал, что через годы увидит дочку в киножурналах, рассказывающих о ее рекордных перелетах и опасных ночных рейсах в тыл врага.

«Чтобы жениться на простой украинке, Степан Гризодубов скрыл свое дворянское происхождение»

Легендарная летчица покоряла не только небо, но и мужские сердца. За сильный волевой характер ее уважали даже руководители советского правительства. О воздушных приключениях и земной жизни Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда Валентины Гризодубовой корреспондент «ФАКТОВ» побеседовал с директором Харьковского музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталием Власко.

*В 1938 году Валентина Гризодубова (в центре) вместе с Полиной Осипенко (слева) и Мариной Расковой совершили на самолете «Родина» легендарный беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток

— Друг и биограф Валентины Гризодубовой военный летчик-испытатель Мстислав Листов называет Валентину Степановну русской героиней. Но родилась-то она в Харькове. Значит, у нее могут быть украинские корни?

— Предки летчицы по отцовской линии — выходцы из Курской губернии, — рассказывает Виталий Власко.— В конце XVIII столетия переехали на Харьковщину. Мужчины были, как правило, священниками. Один из них много лет служил полицейским начальником в Сумах, второй — чиновником канцелярии уездного предводителя дворянства. Обоим император пожаловал дворянское звание. Дворянин не имел права жениться на девушке-простолюдинке без разрешения царя. А Степан Гризодубов полюбил простую украинку Надежду Комаренко. И записался в метрической книге просто как почетный гражданин Харькова. В советское время это спасло его дочь от крупных неприятностей.

Кстати, родной брат ее матери Владимир Комаренко был известным в Харькове музыкантом, основал первую в городе детскую музыкальную школу. В годы войны он спас от уничтожения библиотеку нот местной консерватории. Уже после освобождения харьковчане поделились сохранившейся нотной партитурой с киевскими коллегами. Ведь столичная консерватория была разгромлена.

Валентина Степановна была очень образованной и музыкальной женщиной. Прекрасно пела, играла на фортепиано, училась на отделении вокала Харьковской консерватории. И все же заложенная еще в раннем детстве страсть к небу оказалась сильнее.

— Но ведь летая с дочерью на своем первом самолете, отец рисковал ее жизнью!

— Ну что делать, если ребенка не с кем оставить, а летать хочется. (Ее мама — модистка, уходя к заказчикам на дом, часто оставляла Валюшу с отцом.) Вот таким отчаянным человеком был Степан Гризодубов. Двигатели, в отличие от многих конструкторов тех лет, Степан Васильевич тоже конструировал сам. Впоследствии увлекся планеризмом. И Валя, будучи школьницей, начала летать на планерах.

Во время Первой мировой войны Гризодубова призвали в армию. Узнав, что он — авиаконструктор, начальство направило его в Гатчинскую школу военных летчиков. После окончания учебы его оставили там преподавателем.

А в 1919 году, когда из Украины были изгнаны немцы, Клим Ворошилов — командующий Первой конной армией красных — назначил Степана Васильевича начальником ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Коннице была нужна поддержка с воздуха. Впоследствии на базе тех мастерских вырос Харьковский авиазавод, где строились истребители Поликарпова, затем — большие гражданские самолеты Туполева, а сейчас — Антонова.

«За похабные анекдоты Валентина выгнала Чкалова из машины»

— После Гражданской войны Степан Гризодубов вместе с дочерью участвовал в знаменитых слетах в Коктебеле на горе Клементьева, — продолжает Виталий Власко, — куда приезжали со своими планерами Сергей Королев, Сергей Ильюшин, Олег Антонов и другие знаменитые в будущем конструкторы и летчики.

А вот начальник «Укрвоздухпути» Василий Юнгмейстер — прекрасный летчик, герой Гражданской войны — планеров не признавал. Он считал, что любой самолет должен летать только с двигателем. Из-за конфликта с ним Гризодубов ушел из авиамастерских и долгие годы работал инженером в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, где создавал контрольно-диспетчерскую аппаратуру для разных отраслей промышленности, а также сконструировал три типа аэросаней. В годы войны эти ревущие машины с десантниками, вздымавшие воздушной струей от винтов тучи снега, приводили в трепет фашистов. Немцы думали, что русские создали новые быстроходные танки.

— Страшили врага и самолеты, которые водила в бой дочь конструктора...

— Да, на одном из юбилейных вечеров Валентины Степановны маршал авиации Евгений Савицкий показывал трофейный немецкий плакат с изображением Гризодубовой на фоне горящих немецких городов с надписью: «Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города!..» За ее голову была назначена крупная сумма. Самое интересное, что Валентина Степановна командовала мужским авиаполком дальней авиации. Мужчины слушались ее беспрекословно и называли матушкой. Хотя строгой, но справедливой «матушке» было всего 32 года.

Однажды, еще до войны, Валентина Степановна ехала на своем автомобиле «Опель Кадет» с правительственного приема вместе с Валерием Чкаловым и другим известным авиатором, тоже Героем Советского Союза штурманом Иваном Спириным. Подвыпивший Чкалов начал рассказывать скабрезные анекдоты. Гризодубова не терпела сальностей. Она приказала водителю остановиться и выгнала славных героев из машины под проливной дождь.

— Автору этих строк сама Валентина Степановна в 80-е годы прошлого столетия рассказывала, что главком ВВС Новиков иногда приказывал ей отправляться бомбить противника на тихоходных транспортных «Дугласах» днем, без прикрытия истребителей. Так он мстил Гризодубовой за то, что в 30-е годы она отказалась взять его, уже в то время комбрига, в свой экипаж, — летчиком-то он был не ахти каким.

— Да, храбрая была женщина. Не боялась даже Лаврентия Берии. В годы сталинских репрессий спасла от расстрела и лагерей многих летчиков и инженеров. Берии однажды сказала в его кабинете: пока не увижу в окно, что такой-то вышел из Лубянки на улицу, не уйду из вашего кабинета. И Лаврентий Павлович сдался! Когда НКВД отправило на Колыму Сергея Королева, Валентина Степановна вместе с другим знаменитым летчиком — Михаилом Громовым — не один месяц добивалась перевода Королева в Москву, в туполевское КБ, которое тоже работало за решеткой, но условия там были лучше. Все это время у нее дома жила мама Сергея Павловича. Хотя помогать «врагам народа» и их родственникам было очень рискованно.

«Муж Гризодубовой — военный летчик-испытатель — ушел из дому из-за упреков тещи»

После войны гвардии полковнику Гризодубовой предложили командовать авиадивизией. Она отказалась: «Ни одного дня в мирное время я в армии находиться не буду». И добилась создания уникального НИИ, где создавалась и испытывалась новейшая авиационная электроника — закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации.

— Валентина Степановна помнила, как тяжело пришлось им с Полиной Осипенко (тоже нашей землячкой — из города Бердянска, который, кстати, одно время даже назывался городом Осипенко) и штурманом Мариной Расковой совершать свой рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина» конструкции Павла Сухого...

— За неделю до полета (а это был 1938 год) НКВД арестовало инженера-связиста, готовившего Раскову к полету. Новый инженер забыл дать им коды радиосвязи. Марина Раскова открыла астролюк, чтобы сориентироваться по звездам. В этот момент у нее выдуло полетные карты! Штурманская кабина заморозилась, отказало оборудование. Гризодубовой пришлось вести самолет по магнитному компасу. Хорошо, что через окно в облаках они увидели море и вернулись на материк, где сели на замерзшее болото. Поскольку посадка производилась на брюхо и штурману в передней стеклянной кабине оставаться было рискованно, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с парашютом.

Посадка прошла благополучно. Самолет практически не пострадал, только слегка погнулись законцовки винтов (позже из Москвы прилетел с ремонтниками муж Гризодубовой — летчик-испытатель, командир полка Головного летно-испытательного центра ВВС Виктор Соколов. Он перегнал «Родину» в Москву).

Через девять суток самолет и двух членов экипажа нашли десантники поисково-спасательного отряда, которым командовал лейтенант, впоследствии житель Киева Алексей Олянишин. А на следующий день добрела к своим и Марина Раскова. Она очень рисковала. В тайге водились медведи и тигры. Марина потеряла в болоте теплую обувь, обессилела.

Но перед этим Валентине и Полине пришлось пережить другой ужас. Они обрадовались, увидев в небе два тяжелых бомбардировщика ТБ-3, а также транспортный «Дуглас». Неожиданно «Дуглас» ударился крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика, вспыхнул и стал падать. Перевернулся и повалился в тайгу и огромный четырехмоторный ТБ. От него отделились несколько точек — десантники, которые успели выпрыгнуть, и те, кого выбросило из кабины. Спастись на парашютах удалось немногим. В той катастрофе погибли 16 десантников, а также Герой Советского Союза Александр Бряндинский — штурман экипажа известного летчика Владимира Коккинаки, за два месяца до этого совершившего рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на бомбардировщике конструкции Сергея Ильюшина. Очевидно, все внимание летчиков было приковано к земле, к поиску самолета Гризодубовой, и в воздухе они не заметили опасного сближения друг с другом.

Эту трагедию сама Валентина Степановна оценивала как следствие вопиющей недисциплинированности и воздушного хулиганства одного из пилотов, а также бездумности некоторых командиров-авиаторов. «Дуглас», на котором прилетел из Москвы Бряндинский, по ее мнению, вообще не должен был там появляться. Командующему ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдиву Сорокину тоже было запрещено лететь в район поисков. Они злоупотребили служебным положением. «Это позор! — сказала с присущей ей прямотой Валентина Гризодубова. — Три бабы сумели пролететь считай вслепую, в скверных погодных условиях, почти через всю страну. А эти устроили в небе цирк... Ладно, не хочу говорить о погибших плохо...»

Прожив большую интересную жизнь, прославленная летчица умерла в 83 года от открывшейся язвы желудка.

— Как сложилась ее семейная жизнь?

— К сожалению, не так, как летная биография. В 1936 году у Валентины Гризодубовой и Виктора Соколова родился сын Юра. Нянчить его из Харькова приехала бабушка. По некоторым сведениям, теща доконала зятя упреками: «Моя дочь — Герой Советского Союза, а ты...» Тот собрал чемодан и ушел.

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

fakty.ua


Смотрите также