Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография всеволод рождественский


Рождественский, Всеволод Александрович - это... Что такое Рождественский, Всеволод Александрович?

Все́волод Алекса́ндрович Рожде́ственский (29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя — 31 августа 1977, Ленинград, СССР) — русский поэт, в начале 1920-х гг. входивший в число «младших» акмеистов.

Биография

Родился 29 марта (10 апреля) 1895 года в Царском Селе. Отец, Александр Васильевич Рождественский (1850—1913), преподавал Закон Божий в Царскосельской гимназии с 1878 по 1907 год. В этой гимназии Всеволод начал учиться.

В 1907 году семья была вынуждена переехать в Санкт-Петербург. Закончив 1-ю петербургскую классическую гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который не окончил из-за начавшейся войны.

Первый сборник стихов — «Гимназические годы» (1914). Входил во второй «Цех поэтов», влиянием поэтики акмеизма отмечены его сборники «Лето» и «Золотое веретено» (оба 1921). Занимался переводами для издательства «Всемирная литература». Рождественский в наибольшей степени разрабатывал «экзотическую» линию акмеизма, восходящую к Гумилёву: его стихи начала 1920-х гг. в изобилии населены путешественниками, пиратами, корсарами, санкюлотами и т. п. В то же время Рождественскому, по мнению критиков, хорошо удавалась и пейзажная лирика, воспевающая (совсем не в акмеистическом духе) мирные радости сельской жизни и безмятежной любви.

Один из немногих младших акмеистов, продолжавший активно печататься в последующие годы: опубликовал около десятка стихотворных сборников (в основном в жанре интимной, городской и пейзажной лирики) и двухтомник избранного (1974). Его стихи, в целом сохранившие неплохую технику, демонстрируют постепенный переход от модернистской поэтики к традиционной, с небольшой долей «разрешённой» историко-географической романтики.

Пережив акмеистский пери­од, Рождественский стал поэтом-конформистом, однако не пропагандистом. Обращение к теме строительства социализма в период первых пяти­леток и в послевоенные годы (главным образом, в Ленин­граде) дополняется в его творчестве лириче­скими литературными портретами поэтов (А. Пушкин, А. Фет, Байрон, Д. Кедрин и др.) и компози­торов (Шопен, Чайковский). Для стихов Рождественского характерно классическое построение, под­час они повествовательны (в том числе — истори­ческие темы); нередко они носят описатель­ный характер — вплоть до чистой «природ­ной лирики». Они легко читаются и не таят в себе никаких неожиданностей.[1]

Рождественский является также автором ряда оперных либретто, песен, стихотворных переводов и двух книг мемуаров, «Страницы жизни» (1962) и «Шкатулка памяти» (1972). Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева».

Участник Великой Отечественной войны (военный корреспондент).

Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги»[2]

Старшая сестра поэта — Ольга Александровна Рождественская (Федотова) (1885—1978).

Всеволод Рождественский умер 31 августа 1977 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.[3][4]

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 29.03.1895 — 1907 — Царское Село, Малая улица, 66.

Творчество

  • Гимназические годы. Стихи юности. — СПб, 1914 г.
  • Лето. Деревенские ямбы. — Издательство «Картонный домик», Петроград, 1921 г.
  • Золотое веретено. — Издательство «Петрополис», Петроград, 1921 г.
  • Большая медведица. Книга лирики. 1922—1926. — Издательство «Academia», Ленинград, 1926 г.
  • Федя-поводырь. — Издательство «Радуга», Ленинград, 1926 г.
  • В лесах Робин Гуда. — Издательство «Радуга», Mосква, 1926 г.
  • Поющая земля. География в стихах. — Издательство «Красная газета», Ленинград, 1929 г.
  • Весенний базар. — Издательство «Радуга», Ленинград, 1929 г.
  • Гранитный сад. Книга лирики. 1925—1928. — Издательство «Прибой», Ленинград, 1929 г.
  • Земное сердце. Книга лирики. 1929—1932. — Издательство писателей в Ленинграде, Ленинград, 1933 г.
  • Родные дороги, 1947
  • Стихотворения, 1956
  • Русские зори, 1962
  • Страницы жизни. Вос­поминания, 1962, 2-е изд. — 1974
  • Читая Пушкина. Статьи, 1962, 2-е изд. — 1966
  • Зо­лотая осень, 1969
  • Шкатулка памяти. Воспо­минания, 1972
  • Добрый день, 1973
  • Жизнь слова, 1977
  • Город на Неве : Стихи о Ленинграде / [Худож. А. И. Векслер]. — Ленинград : Лениздат, 1978.
  • Стихотворения, 1985

Примечания

  • Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М.: 2000.
  • Стихи и автобиография на сайте «Стихия»
  • Его могила на Литераторских мостках

dic.academic.ru

Всеволод Рождественский

Рождественский Всеволод Александрович [29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село, ныне г. Пушкин - 31 августа 1977, Ленинград], русский советский поэт.

Учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета (1914-16). Участник 1-й мировой войны 1914-18 и Гражданской войны 1918-20.

Печатался с 1910. Первый сборник стихов - «Гимназические годы» (1914).

В сборниках «Лето» и «Золотое веретено» (оба - 1921) заметно влияние акмеизма.

В сборниках «Большая Медведица» (1926), «Гранитный сад» (1929), «Земное сердце» (1933) и «Окно в сад» (1939) - новые темы: стройки пятилеток, Ленинград - город революции, деятели русской культуры.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Рождественский - корреспондент военных газет; пишет массовые песни, патриотические стихи (сборники «Голос Родины», 1943, «Ладога», 1945).

Лирика Рождественского 1960-70-х гг. посвящена прошлому и настоящему Ленинграда, красоте северной природы.

Автор мемуарной книги «Страницы жизни» (1962, 2-е изд. 1974), книги «Читая Пушкина» (1962, 2-е изд. 1966), многих оперных либретто и переводов.

Награждён 2 орденами, а также медалями.

Л. К. Куванова

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Всеволод Александрович [р. 29.III(10.IV).1895, Царское Село, ныне г. Пушкин] - русский советский поэт. В 1914 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета; с 3-го курса был мобилизован в армию; участник гражданской войны. Первые стихи опубликовал в журнале «Ученик» в 1910; первый сборник стихов - «Гимназические годы» (1914). Сборники стихов Рождественского «Лето» и «Золотое веретено» (оба 1921) находились в русле влияния акмеистской поэзии. В следующем сборнике стихов «Большая Медведица» (1926) содержатся отклики на революционную действительность, звучат воспоминания о гражданской войне, намечается переход от «вещной конкретности» к конкретности исторической. Пафос революционного преобразования страны выражен в сборнике «Гранитный сад» (1929), хотя на некоторых стихах лежит налёт обобщённой декларативности. В сборнике «Земное сердце» (1933) нашла отражение тема гигантских строек пятилетки. Сборник «Окно в сад» (1939) посвящён в основном исторической тематике, в нём воссозданы портреты выдающихся деятелей русской культуры. Во время Великой Отечественной войны Рождественский - на Волховском и Карельском фронтах, корреспондент военных газет; пишет массовые песни, издаёт сбоники стихов «Голос Родины» (1943), «Ладога» (1945), «Родные дороги» (1947). Послевоенная лирика посвящена возрождению Ленинграда, его прошлому, его строителям-современникам, красоте северной природы. В лирике Рождественского ощутимо влияние русской классической традиции.

Привлечённый А. Блоком в издательство «Всемирная литература», Рождественский с 1918 занимается переводами и редактированием классиков мировой поэзии. Переводит также с языков народов СССР. Опубликовал мемуарную книгу «Страницы жизни» (1962). Автор оперных либретто «Помпадуры» (в соавторстве с А. И. Ивановским, музыка А. Ф. Пащенко) по М. Е. Салтыкову-Щедрину; «Декабристы» (музыка Ю. А. Шапорина); «Бесприданница» (музыка Д. Г. Френкеля) по пьесе А. Н. Островского; «Заря над Двиной» (музыка Ю. С. Мейтуса) по роману Н. Никитина «Северная Аврора».

Соч.: Поющая земля. География в стихах, Л., 1929; Избр. стихи, Л., 1936; Стихотворения. 1920-1955, М., 1956; В дружбе с мечтой. Лирика, Л., 1959; Русские зори. Лирика разных лет. [Предисл. Н. Тихонова], М. - Л., 1962; Читая Пушкина, 2 изд., Л., 1966; Цветы из сада, Л., 1962 (совм. с Н. Верзилиным); Стихи о Ленинграде, Л., 1963; Избранное, М. - Л., 1965.

Лит.: Оксенов И., Письма о современной поэзии, «Книга и революция», 1921, № 1 (13); Рашковская Авг., Поэзия «Молодых», «Жизнь иск-ва», 1923, № 27; Зенкевич М. А., Обзор стихов, «Новый мир», 1930, № 2; Марголина А., Чужими словами, «Знамя», 1948, № 8; Васильева И., Путь поэта, «Звезда», 1960, № 6; Дитц Вл., Вс. Рождественский. (Лит. портрет), «Нева», 1963, № 7; Амстердам Л., Всеволод Рождественский. Путь поэта, М. - Л., 1965; Тарасенков Ан., Рус. поэты XX века. 1900-1955. Библиография, М., 1966.

Л. К. Куванова

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 6. - М.: Советская энциклопедия, 1971

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Всеволод Александрович [1895-] - современный поэт. Сын преподавателя. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета. Рождественский - один из младших представителей акмеистической поэзии, состоял в «Цехе поэтов». Два первых сборника стихов Рождественского (не считая раннего сборника «Гимназические годы») «Лето» [1921] и «Золотое веретено» [1921] - образец эстетской, камерной, оторванной от мира лирики, объективно выражающей буржуазно-враждебное отношение к пролетарской революции. Стихи Рождественского, отмеченные сильным влиянием Гумилёва, Кузьмина, Ахматовой, в то же время не лишены индивидуальности, выделяются мягкостью, теплотой, эмоциональностью.

В противовес большинству акмеистов, оставшихся во враждебном лагере, Рождественский пошёл по пути сближения с революционной современностью. В книге «Большая медведица» [1926], ещё полной духа старого Петербурга, Рождественский делает первые попытки перейти к революционной тематике. Но как в этой книге, так и в следующей («Гранитный сад», 1929) отображение современности страдает эстетизмом и упрощением явлений социальной жизни. Налёт эстетизма есть и в последней книге Рождественского - «Земное сердце» [1934], центральной темой которой является социалистическое строительство: Днепрострой, Турксиб, советская Армения, работа геолого-разведочных отрядов и т. д. Стихи эти отмечены жизнерадостностью. Рождественский увлечён пафосом борьбы за завоевание новых пространств, за овладение природой. Для Рождественского характерны чёткость ритмического рисунка, отточенность, конкретность образов.

Рождественский известен как один из квалифицированных переводчиков. Ему принадлежат переводы: Т. Готье, Ж. Мореаса, Леконт де Лиля, Соути и Беранже. Рождественскому принадлежит также ряд повестей для юношества.

Библиография: I. Гимназические годы, Стихи юности, СПБ, 1914; Лето, Деревенские ямбы, изд. «Картонный домик», П., 1921; Золотое веретено, изд. «Петрополис», П., 1921; Большая медведица, Книга лирики. 1922-1926, изд. «Academia», Л., 1926; Федя-поводырь, изд. «Радуга», Л., 1926; В лесах Робин Гуда, изд. то же, М.-Л., 1926; Поющая земля, География в стихах, изд. «Красная газета», Л., 1929; Весенний базар, изд. «Радуга», Л., 1929; Гранитный сад, Книга лирики. 1925-1928, изд. «Прибой», Л., 1929; Земное сердце, Книга лирики. 1929-1932, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933. Переводы: Т. Готье, Избранные стихи, П., 1923; Беранже, Полное собрание песен, Ленинград, 1929.

II. Рецензии: на сборники «Лето» и «Золотое веретено» - Павлов М., «Книга и революция», 1922, № 3; на сб. «Большая медведица» - Зенкевич М., «Печать и революция», 1927, № 3; Фроман М., «Звезда», 1927, № 4; Поступальский И., «Новый мир», 1928, № 1; на сб. «Гранитный сад» - Зенкевич М., «Новый мир», 1930, № 2; Пружанский А., «Молодая гвардия», 1929, № 17; Шемшелевич Л., «На литературном посту», 1929, № 21-22; У. Ф., «Книга и революция», 1929, № 15-16; на сб. «Земное сердце» - Мануйлов В., «Литературный современник», 1934, № 1; Мустангова Е., «Литературный критик», 1934, № 2; Оксенов И., «Звезда», 1934, № 1; Его же, «Литературный Ленинград», 1934, № 1, 3 янв.; Н. Т., «Литературная газета», 1934, № 3, 15 янв.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), том I, Москва - Ленинград, 1928.

Н. Реформатская

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

pitzmann.ru

Рождественский Всеволод Александрович

Всеволод Рождественский родился на рубеже двух веков ранней весной 1895 года. Его родной город назывался тогда Царское Село, сегодня он носит имя знаменитого лицеиста и великого поэта. Раннее детство Всеволода прошло в небольшой квартире преподавателей из местной гимназии. Обстановка в городе была овеяна романтикой. Скорее всего, именно поэтому мальчик рос в обстановке благоговения и любви к Пушкину. Не меньше уважали в семействе Рождественских и Н. Некрасова. Мать Всеволода часто пела старинные народные песни, а также романсы А. Гурилева и А. Варламова. Старшие брат и сестра Рождественского с увлечением читали Н. Чернышевского, А. Герцена, изучали и искренне любили революционные песни 1905 года.

Впервые Рождественский погрузился в литературную деятельность еще в гимназии. Всеволод с интересом читал западноевропейскую литературу, с удовольствием изучал поэтическое наследие прошлых веков и был восхищен античной культурой. Директором гимназии в это время служил добрый друг семьи Рождественских, отличный знаток античной древности И. Анненский, который обучал гимназистов латинскому синтаксису, строгой простоте и изяществу античной поэзии. Не менее страстно, чем Пушкина, в юношеские годы Рождественский любил Катулла, Овидия, строгий величественный пафос античной трагедии.

Николаевская гимназия оставила в его памяти «только просторные, необычайно чистые коридоры», но в основном Рождественскому на занятиях было скучно. С большей охотой и небывалым воодушевлением он посещал самодеятельные спектакли в городском училище, а также родной Николаевской гимназии. Когда опускался занавес, Рождественский еще долго оставался под впечатлением, пытаясь вспомнить и изобразить сцену из той либо иной постановки. Он заворожено наблюдал за репетициями знаменитейших пьес, которые И. Анненский ставил в рекреационном зале Николаевской гимназии. Древняя Греция манила Рождественского, его восхищали строгие хитоны античных мудрецов и блещущие на солнце латы римских солдат, велеречивые речи мифологических Богов. Театр встал перед ним в строгости божественных очертаний, на классических котурнах, во всевозможных масках настоящего античного быта. Точное соблюдение всех классицистических правил тщательно контролировал сам Анненский.

В третьем гимназическом классе Рождественскому легко далось постижение латыни, которое поначалу он признал за «кропотливое и довольно нудное», однако впоследствии «мерное и плавное звучание» латинской фразы стало для него привлекательней, чем все игры в гимназическом дворе училища. Эта любовь дала Рождественскому силы перевести немало сочинений из Овидиевых «Посланий» или же «Метаморфоз». В юности поэт знал только две больших дороги, которые влекли его сначала вместе, затем немного отклоняясь друг от друга. Это были Пушкин и античность.

В 1907 году семейство Рождественских покинуло Царское село. Для Всеволода это стало неприятным жизненным моментом. Отец семейства был переведен на службу в церковь в Петербурге. Согласно семейной легенде, протоиерей Александр Васильевич Рождественский, отец Всеволода, отслужил в церкви при гимназии панихиду «убиенному лейт. П.П. Шмидту» в 1905 году. Город Царское село навсегда остался для поэта самым родным, впоследствии он считал его источником своих поэтических сил. В своей лирике он тосковал и одновременно превозносил Царское село до небывалых высот.

В новом для себя городе Петербурге Рождественский учился в седьмой, а потом в первой гимназии, увлекался чтением различной литературы и театром, понемногу возобновил литературные труды. Латынь в это время Всеволод изучал вместе с В. Янчевецким (писателем В. Яном, который впоследствии напишет романы о Батые и Чингисхане), также он принимал участие в выпуске гимназического журнала «Ученик». В этом издании появились самые ранние опусы Рождественского. Под впечатлением от грандиозных успехов товарища одноклассники издали на собственные средства книгу его стихов, которая получила название «Гимназические годы». После окончания учебы поэт посчитал сборник собственных стихов «постыдным» и даже стеснялся своего авторства.

В 1914 году Рождественский стал победителем гимназического конкурсв со своим стихотворением, которое он посвятил «Медному Всаднику», и получил в подарок собрание произведений Пушкина. Окрыленный успехами, он в этом же году без труда поступил на историко-филологический факультет университета в Петербурге. В период учебы юный студент тяготел к «Пушкинскому семинару», которым в университете руководил профессор С.А. Венгеров, в обязательном порядке посещал литературные собрания, вечера и кружки.

Студенчество в предреволюционную пору делилось на две группы: аристократическую и демократическую. Рождественский с благоволением относился к демократическому лагерю, приверженцы которого носили синие косоворотки с тужурками и искренне презирали «белоподкладочников» в парадных сюртуках. Конечно же, только на одной одежде различия между группами не заканчивались. Проблемы «прогнившей царской системы» студенты видели не хуже видных политических деятелей, поэтому всей душой предчувствовали надвигающиеся перемены. Тем не менее учеба на филологическом факультете шла своим чередом, в академическом русле. Поэты писали стихи, собирались на собрания в частные квартиры, разбирали существующие школы и течения, которые возникали постоянно. Рождественский в среде самых популярных поэтов современности выделял Блока за силу его «поэтического голоса». Он был кумиром не только Всеволода, но и всех студентов университета.

В осенние месяцы 1916 года Рождественский по «общестуденческому призыву» с третьего курса попал в царскую армию. Здесь от него требовали сдачи экзамена на первый офицерский чин. Перед свержением самодержавия поэт надел погоны прапорщика инженерных войск. Это было тяжелое, но вместе с тем удивительное время трепетных надежд, жизни на волоске, подвигов за новую страну. После Октябрьского переворота армия для Рожественского представляла собой жалкое зрелище, поэтому поэт стремился вернуться в родные стены университета. Альма-матер встретила Рождественского холодными, пустыми помещениями, лишь кое-где малочисленные группки студентов собирались на занятия в ледяных аудиториях. Вся студенческая жизнь, как говорил сам поэт, проходила уже вне университетских стен.

В период с 1919 по 1921 год Рождественский по собственной воле служил красноармейцем, плавал на тральщике, который искал мины в реках и заливах. В 1920 году он возвратился в Петроград, гже жил в легендарной коммуне литераторов — «Доме искусств». Поэт сблизился с М. Горьким, и именно рекомендация писателя помогла Всеволоду вступить в коммуну. Дружба с Горьким началась в 1916 году, вплоть до 1918 года он в качестве репетитора посещал дом Горького, жившего в то время на Кронверкском проспекте. В 1924 году Рождественский вернулся в университет и через пару лет окончил учебу.

В 1921–1926 годы Всеволод Александрович очень много писал. Совмещая учебу с написанием лирических произведений, Рождественский очень скоро опубликовал три книги со стихотворениями: «Золотое Веретено», «Лето», «Большая Медведица». Он сотрудничал с литературными печатными изданиями, заводил множество знакомств с литераторами-современниками. В 1920 году Рождественский поступил на работу в Петроградский Союз поэтов в должности секретаря. Отныне он мог работать вместе с горячо любимым кумиром современности Александром Блоком, который в это время был председателем Союза.

Рождественский продолжал дружить с Горьким. Тот в свою очередь всячески старался наставлять коллегу по литературному делу. В 1921 году писатель привлек Всеволода Александровича к сотрудничеству с издательством «Всемирная литература». Рождественский продемонстрировал свои умения как поэт–переводчик с французского, немецкого и немного английского языка. Это была первоклассная переводческая школа для поэта.

Во «Всемирной литературе» Рождественский сблизился со своим давнишним знакомым Н. Гумилевым. Именно он смог привлечь поэта к участию во 2-м «Цехе поэтов». С С. Есениным Рождественский познакомился еще в 1915 году. Когда произошел трагический случай со всеми любимым новокрестьянским поэтом Есениным, Рождественский был в числе тех, кому суждено было первыми войти в номер гостиницы, где погиб поэт.

С 1927 года Рождественский часто уезжал в Коктебель, в дом к М. Волошину. Именно сюда в начале двадцатого столетия стала съезжаться литературная богема. В Крыму жили А. Толстой, А. Белый, В. Инбер, К. Петров–Водкин и еще многие знаменитые люди искусства.

Жизненный опыт поэта отразился в его стихотворениях. Стихи писались и в военной обстановке, но, как отмечал сам Рождественский, носили немного отвлеченный, книжный характер. Однако в лирике неотъемлемо присутствовала романтическая приподнятость как лирических образов, так и поэтического языка. Она соотносилась с общим настроением подъема, который охватил советскую страну в тот момент, когда она наконец-таки стала «советской».

Во время первых пятилеток поэт странствовал по стране, Рождественскому довелось стать свидетелем грандиозного созидательного труда страны, которая начала, по мнению поэта, оживать. В 1930-е годы Рождественский участвовал в поездках литераторов по восточным республикам СССР. Поэт впервые перевел на родной язык казахского классического поэта А. Кунанбаева, М. Ауэзова и некоторых других. В 1936 году один за другим увидели свет несколько сборников лирики, а затем опубликовали фундаментальное издание — том стихотворений «Избранное».

Когда наступила Великая Отечественная война, Рождественский пошел во фронтовые корреспонденты, все время сотрудничая с армейскими изданиями. Поэт принимал участие в боях, видел смерть на Волховском, Ленинградском, Карельском фронтах, за что был награжден медалями. Этот этап поэт называл едва ли не самым значительным периодом жизненного пути. Своими глазами Рождественский видел прорыв ленинградской блокады, как освобождали Новгород, подвиги при форсировании реки Свирь. В конце войны Всеволод Александрович смотрел на победные салюты прямо у стен Кремля.

В военные годы Рождественский издал три сборника стихов, один из которых рабочие типографии набирали зимой 1943 года в холодном и голодном блокадном Ленинграде — это была книга «Голос Родины». Начатую на фронте работу над «Страницами жизни», мемуарным трудом, Рождественскому удалось завершить только после окончания ВОВ. В ней поэт тепло отзывается о «больших» людях, которых имел честь встречать: о Блоке, Горьком, Толстом, Есенине, Маяковском.

За годы войны поэт проникается благоговением перед природой северного края. В юности его лирика повествовала лишь о знойном солнце в кавказских горах и теплом южном море. После увиденных карельских лесов, озер Ладоги, Онего, волховских краев Рождественский в своих стихах начинает восторгаться полями, тихими березовыми рощами, студеными лесными озерами.

Послевоенные годы дали Рождественскому возможность заниматься тихой и спокойной литературной деятельностью. Он писал стихи, прозаические сочинения, воспоминания, исследовал вопросы творчества Пушкина, сочинил либретто к опере Ю. Шапорина «Декабристы», «Заря над Двиной» Ю. Мейтуса, «Бесприданница» Д. Френкеля, много занимался переводческой деятельностью. Будучи членом редколлегии изданий «Звезда» и «Нева», поэт продолжал постоянно публиковаться. За свою бурную, долгую и счастливую, как он сам говорил, жизнь Рождественский подарил народу более десяти стихотворных книг. В последние годы жизни он завершал работу над исследовательским трудом о Пушкине и находился на финальной стадии подготовки сборника «Психея». Именно он стал последним в творчестве Рождественского и вышел только после кончины поэта и писателя. Всеволод Александрович Рождественский умер в Ленинграде 31 августа 1977 года.

Материал взят с сайта Библиотека Русской Поэзии

Ознакомиться с творчеством Рождественского Всеволода

liricon.ru

Рождественский Всеволод Александрович — Биография

Все́волод Алекса́ндрович Рожде́ственский (29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя — 31 августа 1977, Ленинград, СССР) — русский поэт, в начале 1920-х гг. входивший в число «младших» акмеистов.

Родился 29 марта (10 апреля) 1895 года в Царском Селе. Отец, Александр Васильевич Рождественский (1850—1913), преподавал Закон Божий в Царскосельской гимназии с 1878 по 1907 год. В этой гимназии Всеволод начал учиться.

В 1907 году семья была вынуждена переехать в Санкт-Петербург. Закончив 1-ю петербургскую классическую гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который не окончил из-за начавшейся войны.

Первый сборник стихов — «Гимназические годы» (1914). Входил во второй «Цех поэтов», влиянием поэтики акмеизма отмечены его сборники «Лето» и «Золотое веретено» (оба 1921). Занимался переводами для издательства «Всемирная литература». Рождественский в наибольшей степени разрабатывал «экзотическую» линию акмеизма, восходящую к Гумилёву: его стихи начала 1920-х гг. в изобилии населены путешественниками, пиратами, корсарами, санкюлотами и т. п. В то же время Рождественскому, по мнению критиков, хорошо удавалась и пейзажная лирика, воспевающая (совсем не в акмеистическом духе) мирные радости сельской жизни и безмятежной любви.

Один из немногих младших акмеистов, продолжавший активно печататься в последующие годы: опубликовал около десятка стихотворных сборников (в основном в жанре интимной, городской и пейзажной лирики) и двухтомник избранного (1974). Его стихи, в целом сохранившие неплохую технику, демонстрируют постепенный переход от модернистской поэтики к традиционной, с небольшой долей «разрешённой» историко-географической романтики.

Пережив акмеистский пери­од, Рождественский стал поэтом-конформистом, однако не пропагандистом. Обращение к теме строительства социализма в период первых пяти­леток и в послевоенные годы (главным образом, в Ленин­граде) дополняется в его творчестве лириче­скими литературными портретами поэтов (А. Пушкин, А. Фет, Байрон, Д. Кедрин и др.) и компози­торов (Шопен, Чайковский). Для стихов Рождественского характерно классическое построение, под­час они повествовательны (в том числе — истори­ческие темы); нередко они носят описатель­ный характер — вплоть до чистой «природ­ной лирики». Они легко читаются и не таят в себе никаких неожиданностей.

Рождественский является также автором ряда оперных либретто, песен, стихотворных переводов и двух книг мемуаров, «Страницы жизни» (1962) и «Шкатулка памяти» (1972). Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева».

Участник Великой Отечественной войны (военный корреспондент).

Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги»

Старшая сестра поэта — Ольга Александровна Рождественская (Федотова) (1885—1978).

Всеволод Рождественский умер 31 августа 1977 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

pomnipro.ru

Всеволод Рождественский

2 июля 1918, Полтава - 3 марта 1985, Киев Композитор. Заслуженный деятель искусств УССР (1970). Обучался в 1937—1939 в Харьковской консерватории по классу композиции С.С.Богатырева, в 1939—1941—в Киевской консерватории по классу композиции Л.Н.Ревуцкого.

В годы Великой Отечественной войны в Сов. Армии, рук. самодеятельных хоров и оркестров. С 1945 зав. муз. частью и гл. дирижер Киевского драм. т-ра им. И. Франко. Соч.: балет Праздник урожая (совм. с И. Виленским, 1948); муз. комедии — Песни о верной любви (Киев, 1947), Солнечной дорогой (Харьков, 1948), За двумя зайцами (Киев, 1954), Пламенное сердце (1957), Черевички (по Н. Гоголю, совм. с А. Радченко, 1967); для хора (солистов) и симф. орк. — кантаты: Славен будь, певец народа (памяти Н. Гоголя, сл. Т. Масенко, 1952), Кантата (сл. нар., 1968—1973), Ода матерям (сл. Н. Сома, 1968), Юмореска (сл. С. Олейника, 1975); для симф. орк. — Танцевальная сюита (1970); для симф. и дух. орк. — Украинская танцевальная поэма (1945—1947); для скр. и симф. орк. — Концерт (1947—1952); для дух. орк. — 7 маршей; для орк. нар. инстр. — сюиты: I (1949), II (1950); струн. квартеты — I (1940), II (памяти Т.Шевченко, 1965); для валторны и ф-п. — Романс (1952); для ф-п. — 5 прелюдий и экспромт (1935—1940); для гобоя — Концертная пьеса (1971); хоры на сл. сов. поэтов, в т. ч. Величальная (сл. Л. Дмитерко, 1970); для голоса и ф-п. — Фронтовые лирические песни на сл. И.Уткина, С.Щипачева, А.Малышко, В.Рубина (1941—1945), Баллада о Днепре (1952); для эстp. opк. — Украинская рапсодия (1944); для трубы и эстр. оpк. — Концертный вальс (1943); для 2 ксилофонов и эстр. оpк. — Галоп (1945); эстр. песни; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

последнее обновление информации: 23.11.17

Page 2

фильмография

Рождественский Всеволод Петрович

Композитор

Две семьи | Дві сім'ї (фильм-спектакль) Для домашнего очага | Для домашнього вогнища Бесталанная | Безталанна (фильм-спектакль) Сто тысяч | Сто тисяч (фильм-спектакль)

последнее обновление информации: 23.11.2017

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.Будем очень признательны за помощь.

Кино-Театр.РУ рекомендует

www.kino-teatr.ru


Смотрите также