Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография юлия воскресенская


Биография Юлии Вознесенской

Вознесенская Юлия Николаевна (1940-2015) – российская писательница и поэтесса православного направления.

Детство

Юлия появилась на свет в Ленинграде 14 сентября 1940 года. Родители сначала хотели назвать её Альбиной, но потом увидели, что малышка постоянно вертится в своей колыбельке, словно юла. Так девочка получила имя Юлия.

Её отец, Николай Тараповский, был потомственным донским казаком, родом из города Россошь. Все положительные и отрицательные качества казачьего характера в полной мере проявились в его дочери. Юлия получилась казачкой до мозга костей. Мама, Ольга Николаевна Лебедева, родилась в Бологом (городок между Ленинградом и Москвой), её родители были земскими врачами.

Отец Юли имел профессию военного инженера, и, когда закончилась война, он остался служить в Восточной Германии в группе советских войск. Здесь же с 1946 по 1948 годы с ним проживала жена и двое детей (у Юли был брат). За это время малыши научились хорошо говорить на немецком языке. Но, когда вернулись в Советский Союз, был один неприятный случай, после которого они быстро забыли свои познания иностранного. Семья жила в Питере, и местная детвора часто играла в прятки во дворе. Юля с братом друг другу подсказывали по-немецки, кто и где прячется. Однако дети это заметили и прозвали их фашистами. После такого инцидента Юля редко разговаривала на этом языке, даже когда жила в Германии.

Начало творческого пути

После школы Юлия стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кино. Потом перевелась в медицинский, но вскоре ушла и оттуда. Стала пробовать себя в журналистике.

В начале 1960-х годов уехала в Мурманск, где устроилась в местную газету корреспондентом. Там в 1965 году впервые было напечатано её стихотворение «Лапландия». А уже со следующего 1966 года её стихи стали появляться в периодических советских изданиях регулярно. Вознесенскую считали многообещающим автором, на её слова даже спела одну песню Эдита Пьеха.

Но вскоре заболел младший сын поэтессы, и семья перебралась в деревню Важины, которая располагалась на самой границе Ленинградской области с Карелией, на берегу реки Свирь. Климат здесь был более здоровым, зимой морозы под сорок градусов, а летом чудная рыбалка. Юлия устроилась преподавать музыку в местной школе, а её супруг заведовал Домом культуры. За это время поэтесса своих стихов не печатала. Вернулась к публикациям, когда выздоровел сын, и семья снова приехала в Ленинград.

Оппозиционная поэзия и ссылки

Шёл 1968 год, войска СССР вторглись в Чехословакию, и Вознесенская посвятила этому событию поэму «Вторжение». После таких стихов поэтессу перестали публиковать в советских журналах и газетах, с этого времени она печаталась только в самиздате. Её вызвали в КГБ, провели беседу и пообещали посадить в случае, если такие стихи повторятся.

Юлия с семьёй проживала в питерской коммунальной квартире по улице Жуковского. Здесь они занимали две комнаты, и в одной из них поэтесса организовала салон под названием «Вторая культура». В 1974 году вышел их первый сборник «Лепта».

В 1975 году молодыми художниками и поэтами «Второй культуры» была организована демонстрация к юбилею восстания декабристов. Зачинщиков вызвали в КГБ, затем последовали обыски и аресты. Множество найденной у Вознесенской антисоветской литературы стало поводом для приговора – пять лет ссылки за «распространение злостных клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».

Вознесенскую увезли в Воркуту, оттуда она совершила побег. Тогда суд заменил ей пять лет ссылки на два с половиной года лагеря неподалёку от озера Байкал. Когда Юлия зашла в камеру и скороговоркой назвала свою статью, умудрённые тюремным опытом уголовницы, вздохнув, сказали: «Значит, за правду…» В уголовном лагере Юля была единственной политической заключённой. Только когда она отсидела половину срока, Вознесенской разрешили свидание с сыновьями.

Высылка из страны

Когда закончился тюремный срок, Юлия вернулась в Ленинград, но ей отказали в прописке. Приближались Летние Олимпийские игры-1980, и перед сотрудниками правоохранительных органов поставили задачу – очистить крупные города от нежелательных антисоветских элементов.

Вознесенскую вызвали в КГБ и предложили покинуть страну. Она отказалась, и тогда на неё стали давить через детей. Одного сына исключили из училища, второго призвали в армию. Опасаясь за их жизнь, Юлия приняла решение уехать.

В 1980 году они эмигрировали в ФРГ. Сначала жили во Франкфурте, Юля трудилась в «Обществе по защите прав человека». В 1984 году уехали в Мюнхен, там Вознесенская работала на радиостанции «Свобода».

Литература православного жанра

Вознесенская пробовалась в разных жанрах, пока окончательно не нашла себя в православном фэнтези.

Она была довольно известным поэтом в Германии, из-под её пера выходили и детективы, а по произведению «Женский декамерон» была поставлена пьеса в Испании, показанная позднее по телевидению. Особенной популярностью пользовались её книги «Письма о любви» и «Звезда Чернобыль».

Жанр православного фэнтези проявился у Вознесенской уже в конце 1990-х годов. После смерти мужа Юлия уехала во Францию, где три года жила в Леснинской женской обители. Она была трудницей, работала в саду и на кухне. Здесь познакомилась с игуменьей Афанасией, которая благословила писательницу на произведение нового жанра.

В 2001 году Юлия Николаевна сочинила свою первую повесть-притчу «Мои посмертные приключения» и после этого полностью отказалась от стихов, они стали ей безразличны. Православную прозу считала более важным видом творчества.

Многие читатели после её книг говорят, что ничего лучше в жизни не встречали:

  • «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»;
  • «Паломничество Ланселота»;
  • «Юлианна, или Опасные игры»;
  • «Жила-была старушка в зелёных башмаках»;
  • «Утоли мои печали»;
  • «Благодарю за любовь»;
  • «Нечаянная радость, или Раб Божий Владлен и другие истории»;
  • «Сто дней до потопа»;
  • «Эдесское чудо».

Она создавала свои произведения и всегда молилась, чтобы они принесли людям Веру, Надежду и Любовь. В 2003 году на конкурсе «Православная книга России» Вознесенская удостоилась звания «Лучшего автора года». В 2013 году главный редактор издательства Московской Патриархии отец Владимир вручил писательнице грамоту и серебряную медаль «За заслуги» от Международного благотворительного фонда «Семья – Единение – Отечество».

Вознесенская навсегда осталась настоящей русской патриоткой, глубоко поддерживала политику Владимира Путина. Иногда шутила по этому поводу: «Если бы мне раньше сказали, что буду поддерживать офицера КГБ, не поверила бы. Но Путин – державник, а России сейчас это очень нужно».

Её очень волновали последние события на Украине. Она всегда считала, что это часть Российской империи, причём главная, ведь именно с Киева начиналась Русь. К канцлеру Германии Меркель и всему Евросоюзу Вознесенская относилась скептически, называла это образование искусственным.

Работа в интернете

Несмотря на преклонный возраст, Юлия Николаевна с интернетом была на «ты». Она работала на многих проектах, с 2008 года была модератором на форумах сайтов «Pobedish.ru», «Memoriam.ru», «Пережить. ру». На эти форумы обращаются люди, пережившие горе и потерю родных. А психологи с волонтёрами находят для них слова поддержки, оказывают помощь. У Вознесенской был свой ник «Агния Львовна», под которым она оставила более двух тысяч постов. Будучи сама смертельно больной, писательница помогала страдающим людям обрести утерянную надежду и научиться улыбаться вновь.

На сайтах Юлию Николаевну все уважали, к ней обращались и посетители форумов, измученные горем, и модераторы, неизвестно где каждый день набиравшиеся мужества, чтобы выслушивать и утешать людей. Вознесенская обладала уникальным даром, могла разглядеть и понять ситуацию, дать тактичный и грамотный совет. Она знала всех постоянных посетителей форума, для каждого находила терпение, сострадание и доброе слово.

Этим сайтам она отдавала уйму времени. Такой вид служения людям стал проявлением ещё одной грани её таланта. В последние месяцы жизни, когда тяжёлая болезнь и химиотерапия одолевали писательницу, она переживала о том, что не может часто появляться на форумах, у неё просто не было на это сил. Удивительный человек, она ни грамма не жалела себя, а всеми силами стремилась успеть оказать помощь другим.

Юлия Николаевна говорила, что эти сайты и то, что происходит на форумах, для неё гораздо важнее написанных книг и их тиражей. Помощь, которую «бабушка Агния Львовна» оказывала людям, она назвала делом всей своей жизни.

Личная жизнь

Юлия дважды выходила замуж. Вознесенская – это фамилия, доставшаяся ей от первого супруга. После развода она не стала её менять из-за благозвучности. Фамилия её второго мужа – Окулов. В этом браке Юля родила двоих сыновей – Артура и Андрея.

Она была строгой матерью. Да и как ещё могла воспитывать своих детей настоящая казачка? Жёстко, могла отшлёпать мокрой тряпкой. Разные применяла методы, когда мальчишки были совсем маленькими, за проказы и шалости сажала их на высокий шкаф и говорила: «Сидите, пока не поумнеете». Прыгать им оттуда было страшно, так и сидели, обдумывая своё поведение.

А один раз, устав от того, что сыновья постоянно дерутся между собой, Юлия нарисовала в детской комнате два ряда небольших кружочков – один для Артура, второй для Андрея. Она сказала детям: «После каждого очередного скандала я зачеркну кружок того, кто виновен. Чей ряд кончится первым, того я сдам в детдом». Мальчишки тогда не знали, что мама как раз собралась поменять обои в их комнате и через две недели содрала их со всеми кружочками, но своей воспитательной цели она достигла.

Сын Андрей вспоминал, когда он ещё не ходил в школу, они с семьёй отдыхали на море. Гуляя по скалам, набрели на очень крутой утёс. Нужно было обойти его по узенькой тропинке, с которой виднелся обрыв. Малыш остановился от страха, а мама сказала: «Если будешь бояться, то точно упадёшь, так что смотри прямо и смело иди вперёд».

Вот такие методы воспитания были у писательницы Вознесенской.

Жизненные увлечения и хобби

Юлия Николаевна очень любила природу и была заядлым садоводом. В земле она могла копошиться часами, высаживала какие-то новые растения, обустраивала альпийские горки, изучала лечение травами. Могла уйти на полдня в лес и собирать грибы, обожала варить варенье из садовых и лесных ягод.

Любила Вознесенская и кулинарию. На кухне тоже в полной мере проявлялась её творческая натура. Однажды на день рождения сына она приобрела тетерева и изысканно его приготовила. Мальчишки-друзья были в восторге, а сынок Андрюша потом ещё нашёл применение птичьим перьям – приделал их на «рыцарский шлем».

А один раз она ждала гостей, но шёл Великий пост, и ей пришлось целый день колдовать у плиты, чтобы придумать вкусные, роскошные и при этом постные угощения. Когда гости были сыты и довольны, писательница крайне удивила их сообщением о том, что все блюда на столе без мяса и яиц. Но такие кулинарные шедевры Вознесенская творила, только когда у неё было настроение. Сыновья помнят, если маме было некогда, она говорила: «Иди и поищи в холодильнике что-нибудь».

Писательница всегда быстро сходилась с людьми и сразу доверялась им. Но некоторые злоупотребляли таким доверием. Если Вознесенская чувствовала, что её предали, то навсегда вычёркивала этих людей из своего круга общения. К счастью, такие случаи происходили редко.

Как только у Юлии Николаевны появлялись лишние деньги, она тратила их на благотворительность. Когда её книги уже издавались большими тиражами, знакомые упрекали Вознесенскую, что она никак не купит себе дом. А писательница на эти деньги кормила старушек. Собственного жилья у неё так и не было до самой смерти, жила всё время на съёмных квартирах.

Болезнь и смерть

Когда Вознесенской медики диагностировали рак, она хотела скрыть это от родных, чтобы не расстраивать. Но рано или поздно правда всё равно открывается. После трёх сделанных операций и начавшихся метастаз скрывать диагноз уже было бесполезно.

Писательница знала о приближающейся смерти, и у неё хватило духу тщательно к ней подготовиться. На берлинском православном кладбище в Тегеле она выкупила для себя место, составила завещание, заказала надгробный крест. Её последней земной поэзией стала эпитафия самой себе. 20 февраля 2015 года Вознесенская ушла из жизни.

stories-of-success.ru

Вознесенская Юлия. Жизненный путь писательницы :

Писательница Вознесенская Юлия – это наш современник, но при изучении ее биографии становится непонятно, как смогла эта хрупкая женщина прожить такую насыщенную событиями и трудностями жизнь? Такой вопрос кажется вполне законным, но человек верующий понимает: только с Божией помощью.

Что только не пережила Вознесенская: ссылку, женскую колонию, пришлось быть выдворенной из страны, жить на чужбине, заболеть раком и чудом вылечиться, трудиться в Леснинском монастыре, похоронить мужа и все же уйти из жизни от раковой болезни. В 2015 году она скончалась, но при этом тщательно готовилась к смерти. Сама подготовила себе место на кладбище и попросила сделать надгробную надпись: «Слава Богу за все!»

Биография

Родилась Юлия 14 сентября в 1940 году, в городе Ленинграде. Родители думали назвать девочку Альбиной, но увидев, как она вертится в колыбели, решили назвать Юлией, как юлу. Отец писательницы был донским казаком, в полном смысле этого слова, и его бесстрашие унаследовала и дочь.

Поступала она в театральный институт, но ей что-то не понравилось, и она перевелась на медицинский факультет, однако покинула и это место. Затем пробовала себя в качестве журналистки и в начале шестидесятых годов работала корреспондентом в Мурманске.

Вознесенская Юлия именно на Севере написала стихи «Лапландия». Затем печатались и другие ее стихотворения, а на слова одного из них даже сложили песню, исполняемую Эдитой Пьехой.

Первый брак Юлии Вознесенской оказался коротким, от мужа она унаследовала только звучную фамилию. Девичьей фамилией Юлии была Тараповская. Второй муж – Окулов, у них родилось двое мальчиков, и из-за болезни младшего сына они решили переехать жить в деревню на границе с Карелией. Там супруги устроились на работу, муж стал заведовать Домом культуры, а Юлия Николаевна стала учительницей в музыкальной школе.

Долго они там не прожили, так как местная власть стала завидовать авторитету приезжих и решила их изжить из села. К тому времени здоровье младшего сына поправилось, и они уехали.

Диссидентка

Вознесенская продолжала печататься в газетах и журналах, пока не написала поэму «Вторжение», где описывала вторжение советских войск в Чехословакию. Власти КГБ вызвали поэтессу к себе и грозились посадить. Но Вознесенская Юлия не боялась говорить правду, в 1973 году, в возрасте 33 лет, она приняла Святое крещение, но не прекращала антисоветской деятельности.

В 1975 году участвовала в демонстрациях художников-нонконформистов. В этом же году ее осудили на пять лет ссылки за то, что она проводила антисоветскую пропаганду. Ее друзья, которых тоже сослали, решили покаяться на суде, и тогда бесстрашная Вознесенская решила бежать, но прийти на судебный процесс только потому, чтобы из зала суда выкрикнуть: «Не кайтесь – не поможет!» Но ее поймали до суда и вместо пяти лет ссылки назначили два года лагеря.

Юлия Николаевна не любила вспоминать про эти тяжелые времена, но известно по ее письмам, что многим заключенным она читала стихи и рассказывала притчи из Евангелия.

Отбыв наказание, Юлия Вознесенская приехала в свой родной Ленинград, где ее отказывались прописывать. Накануне Олимпийских игр 1980 года из столицы и городов, в которых проводились игры, высылали всех «неудобных» властям людей. В их числе оказалась и Юлия Николаевна с семьей.

В эмиграции

Первое время семья Окуловых прожила в Вене, затем Вознесенская Юлия попросила политического убежища в ФРГ. Как и на родине, Юлия Николаевна продолжала активно трудиться. Хотя она сознательно крестилась и горячо верила в Бога, но не была воцерковленным человеком.

В эмиграции она попала сразу в церковную среду. Здесь она познакомилась с такими людьми, как Серафим Роуз, Иоанн Шаховский, Иосиф Муньсон. В одном интервью Вознесенская говорила, что на западе много истинно верующих людей, особенно она любила потомков первой и второй иммиграции за их веру и преданность России и за настоящую христианскую веру.

Живя во Франкфурте-на-Майне, писательница занималась тем, что работала в организации по правам человека, а в Мюнхене долгое время работала редактором на радио «Свобода».

Леснинская обитель

Похоронив мужа, Юлия Вознесенская уходит в Леснинскую Свято-Богородичную обитель, находящуюся во Франции, в провинции Нормандия. Ей захотелось уединения и покоя, она уже долгое время ничего не писала.

Там Вознесенская встретилась и подружилась с насельницей обители матушкой Афанасией, которая и рассказала о своих переживаниях во время клинической смерти. Эти переживания и воплотились в роман. Юлия Вознесенская «Мои посмертные приключения» написала в девяностые годы, но сейчас, пожалуй, нет ни одного воцерковленного человека, который не прочел эту книгу.

Православное фэнтези

Став глубоко верующим человеком, Юлия Николаевна посвятила последние годы своей жизни православной литературе, благодаря ей в обиход вошел такой термин, как православное фэнтези. Большей частью Юлия Вознесенская книги свои посвящает детям. Помимо «Посмертных приключений», она пишет «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». Эта книга о последних временах, когда будет царствовать антихрист. И хотя и понимаешь, что это всего лишь выдумка, но герои ее так реалистичны, а последние времена описаны так правдиво, что многие читатели после этого становятся верующими и принимают крещение.

В одной статье нельзя описать всю жизнь этой удивительной женщины, которая так просто и тактично помогала многим людям своим словом и не только. В последние годы жизни, уже сама больная раком, своим ободряющим словом на сайтах «Мемориум» (где она была модератором) спасала от уныния и депрессии многих женщин и мужчин, потерявших своих самых близких людей.

Когда читаешь эти письма-послания, на душе становится легко и ясно, и нет страха смерти, и вспоминаешь главный лозунг писательницы: «Слава Богу за все!»

www.syl.ru

Юлия Вознесенская – письма о жизни и смерти

Юлия Вознесенская  известна многим как автор популярных православных книг: «Мои посмертные приключения»,  «Приключения с макаронами» и других. Но о том, что она в течение нескольких лет была модератором форума сайта Memoriam.ru, знают далеко не все. На этом форуме она была для всех, переживших горе, доброй и ласковой, мудрой и утешительной бабушкой Агнией Львовной (под таким псевдонимом она писала). Она старалась поддержать горюющих тёплым словом, давала практические советы  о молитве, о том, как правильно себя настроить, не впасть в отчаяние. Правмир собрал некоторые комментарии  Юлии Николаевны с этого форума, которые, конечно, обращены были к конкретным людям, но могут быть полезны и интересны всем.

Юлия Вознесенская – советский и российский прозаик, поэт, опирающийся на православие. В этой статье Вы сможете прочитать её письма.

Юлия Вознесенская

Матери, потерявшей сына

Такое горе – это как страшная болезнь, прошивающая насквозь всю жизнь. И нельзя ни на минуту по-настоящему забыть. Знаю, переживала… Но есть еще наиважнейшая “параллельная реальность”, в которой сынок ваш более жив, чем был на земле, где ему доступно и открыто многое, о чем мы, оставшиеся, даже не догадываемся, “и на ум не всходило”, по слову апостола, и где вы обязательно встретитесь с Костей. Вы можете грустно улыбнуться, но вот вам маленькое утешение: теперь вам умирать будет совсем не страшно, потому что вы будете знать: “Я иду к сыну!” У меня была близкая старшая подруга, которая потеряла двух сыновей, так она поражала меня тем, что не могла дождаться смерти: “Раз уже все равно дела мои на земле закончены, так побыстрее бы ТУДА… Так хочется поскорей обнять моих мальчишек!” И она прямо светилась при мысли о встрече… Ну как, улыбнулись?

Почему уходят лучшие?

Все уходят, Анфисочка, все до одного человека на земле. И хорошие, и плохие, всякие. Бессмертных людей нет. Бессмертны только наши души. И душа вашего мужа тоже бессмертна.А впечатление, что уходят лучшие, складывается потому, что на этот форум приходят лишь те, у кого болит душа по ушедшим, кто знал настоящую к ним любовь. Циничным и равнодушным здесь места нет, да они сюда и не рвутся. К нам только хорошие, нежные, любящие души слетаются. И вы такая.

Крепитесь, милая, ради доченьки крепитесь.

“Агния Львовна”. Такой Юлию Вознесенскую знали на сайте Memoriam.ru

Прощание перед смертью

Мало кто из уходящих прощается конкретными словами и осознанно, что-то мешает им это сделать. И это не страх смерти, что-то совсем другое. Может быть, они не хотят огорчать самых близких. У меня вот недавно подруга уходила, так она мне всякие последние поручения отдавала, говорила, в чем ее похоронить, и тайно от всех прощальный подарок сделала, роскошный альбом с трогательной надписью, но попросила его пока оставить среди других альбомов, а взять уже после ее смерти. И никто не догадывался, какие мы с ней разговоры вели. А вот дочь ее и внуки до сих пор уверены, что она боялась смерти и совсем не догадывалась о ней. Она же просто не хотела детей пугать и обременять…

Я же вообще даже не начинаю таких разговоров с детьми, потому что они сразу в панику впадают и начинают голосить, что я непременно должна выздороветь, что у нас в семье полно долгожителей и т.д. Ага, и жить мне надо до 100 лет, вот еще радость какая! Больше я с ними на эту тему и не заговариваю. Возможно, что и ваш муж не хотел вас тревожить лишними разговорами. Кто знает… Потом спросите, дорогая.

Шрам останется

Дорогая Светочка, попробую вам сказать нечто в утешение. Знаете, пройдет время, боль будет утихать, рана заживет и зарубцуется, сынок будет уже вспоминаться не каждый час и даже не каждый день, но шрам от горя останется навсегда… Но пройдут еще годы, вы состаритесь, и вот в один прекрасный миг – воистину прекрасный! – вы вдруг получите как бы извещение о том, что скоро состоится ваша встреча с сыночком, что он любит и помнит вас, что встреча будет радостной… И, в отличие от многих и многих других людей, умирать вам будет совсем не страшно: вы будете улыбаться, думая о смерти и о том, что случится сразу же за нею – о счастливой встрече с сыном… Надо только набраться терпения на оставшуюся жизнь.

Поверьте мне, и, возможно, это вас чуточку утешит.

Горевание

Горевание – это и есть самая настоящая болезнь. Что раненый человек, что больной – это одно и то же, иногда рана вызывает болезнь, а иногда от болезни возникают пролежни, раны и т.п. Прижмет, накатит – надо плакать, хоть в голос и на всю улицу, вставать на колени и молиться со слезами, чтобы облегчить боль, а прошло – можно идти печь пирожки для семьи или просто лечь поспать. Вы правильно заметили сходство горевания с тяжкой болезнью, я вот не углядела. Теперь буду пользоваться этим сравнением, спасибо, дорогая!

Юлия Вознесенская

Слезы о праведнике

Виола, примите мои искренние соболезнования: какой необыкновенно красивый человек ушел из жизни, и какую же чудесную и праведную жизнь он прожил! Хотя и тяжелую, уж этого не отнимешь. Да будут ему его страдания во искупление его немногих грехов.

А теперь я вас поругаю. Ну, можно ли так скорбеть о человеке, удостоенном истинно христианской кончины? Это же просто житие и житийная смерть праведника! Да и возраст у вашего любимого дедули для современного старичка самый нормальный – 77 лет, еще и при его-то нагрузках-перегрузках. Он сейчас у Господа, со святыми за ручку здоровается, с ангелами и архангелами знакомится – а вы рыдать и скорбеть?! Это вместо того, чтобы радоваться за него и в простоте душевной только радовать его молитвами и добрыми делами в его память. Не надо его огорчать, дорогая. Почаще ему улыбайтесь и продолжайте молиться, в монастыри на поминовение посылайте денежку, хотя бы и небольшую, в храмах на канун кладите приношения за дедушку…

Если слез не осталось…

У воспитанных людей в горе считается приличным сдерживать себя, а не “выдавливать слезы”. Вы еще “плакальщицу” наймите…

У горя, как у моря, разная погода бывает – бывает шторм, бывает штиль, а бывает небольшое естественное волнение. Хорошо лишь то, что идет от души и слегка подправляется самоконтролем и хорошими манерами.

Потом узнаем

Мы – не марионетки. И не роботы послушные. Мы – дети у Господа Бога. Полный смысл и причину происшедшего мы поймем только тогда, когда уже сами окажемся ТАМ. Так заболевший ребенок не понимает, зачем его забирают у мамы и увозят в больницу на операцию. Или во время войны – в эвакуацию. Потом мы узнаем, что, зачем и почему. Но здесь и сейчас, конечно, нам в тысячу раз легче согласиться на собственную мучительную гибель, чем на самую легкую смерть своего ребенка. А вдруг, останься он земле, ему пришлось бы годами лежать в параличе или месяцами умирать от рака? А мы думаем: “раньше времени ушел”.

Но оглянитесь вокруг – сколько совсем маленьких детей уходят “раньше времени”, а еще большее число детей убивают родители: отец решает – мать идет на аборт. Миллионы неродившихся детей погибают неоплаканными… За них и помолиться-то некому.

Праздник без любимого

Как пережить праздник без любимого мужа? А так, будто он смотрит в это время на вас с небес: делайте так, чтобы не оскорбить его неуместным весельем и не огорчить столь же неуместным горем среди радующейся семьи. Сделайте все, чтобы дочери и внучке было хорошо и весело, а сами тихо порадуйтесь за них. И если муж увидит вас – пусть ему будет за вас спокойно.

Одинаковые и разные

Черные дни – они почти у всех одинаковы, потому что когда вокруг черно, то особенно ничего, кроме черноты, и не разглядишь.

А вот яркие дни, счастливые дни – они у всех разноцветные и разные.

Юлия Вознесенская

Можно ли навредить плачем?

Почитайте замечательные русские “Плачи”, записанные нашими фольклористами. Как вы думаете, для чего народные поэтессы-плакальщицы их складывали? Для того,  чтобы развязать нервный и шоковый узел в груди тех, кого постигло несчастье – и те получили облегчение в слезах. “Поплачь – легче станет!” – это правильный народный рецепт, а выдумки о том, что плач вредит тем, кто у Бога – это глупость и предрассудок. Истеричность и окамененное нечувствие мешает молитве и общению с ушедшими, а не святой плач с молитвой. Плач растворяет скорбь и очищает сердце. Не слезами мы огорчаем наших ушедших близких, а своим застреванием в скорби, истерическим и нездоровым к ней отношением, когда мы начинаем уже упиваться своим горем, не решаемся отказаться от него ни на минуточку, готовы сами себя растерзать за невольную улыбку.

Осколок каменной соли

Представьте себе, что ваша боль – это осколок каменной соли, помещенный в ваше сердце, а молитва – это святая вода. Как только солевой ком начинает жечь вам сердце – растворяйте его водой молитвы. Капля по капле – и постепенно молитва растворит солевой ком, и он вытечет из сердца слезами, перестанет жечь его. Заполняйте сердце молитвой при каждом болевом ожоге, изживайте из сердца горечь и соль. Не сразу, но постепенно это у вас получится, и останется светлая печаль, останется одна любовь – без боли.

Когда жить слишком тяжело…

Все могилки, все подходы к ним сейчас снегом замело… Но счастливы наши умершие – за них остались молитвенники на земле.

Ника, мне тут недавно рассказали одну историю, которую захотелось пересказать вам – а заодно и другим. Женщина-инвалид, с детства в коляске, пыталась покончить с собой и оказалась в коме. И вот то ли ей снилось, то ли привиделось, то ли и вправду это было, но оказалась она в таком месте, где собрались только что умершие самоубийцы, но не все, а только те, кто, уже умирая, успел пожалеть и раскаяться. И вот будто между ними прошел некто Светлый, медленно ступая и вглядываясь в каждого из них. А самоубийцы все упали на колени и просили: “Верни меня, верни! Я все исправлю, хоть калекой верни – я буду все терпеть до конца!” И вот этот Светлый сказал: “Ты… Вот ты и ты… И ты тоже… Идите за мной! А остальные – ждите Страшного суда. И благо вам, если на земле остались те, кто может за вас молиться!” И после этого она очнулась. Осталась жить, теперь уже не в коляске, а в постели, двигаются только руки, но крестилась и живет с Богом.

Чтобы молитва не ушла во время болезни

Вы сейчас не знаете, где и с кем вы будете жить, если вам, не дай Бог, придется переживать терминальную болезнь. Да ведь и медсестры и врачи тоже страдают от тяжелых и капризных больных. Но зато как все любят и лелеют больных смиренных и кротких, улыбчивых и благодарных даже сквозь боль и муки! Давайте молиться, чтобы нам во время болезни Господь послал дар все терпеть и за все благодарить. А это и вправду Божий дар.

И главное тут – научиться молиться так, чтобы молитва не ушла и во время болезни. Молящемуся гораздо легче переносить боль и скорбь, уж поверьте: я годами наблюдала болящих монахов – вот у кого никакого бунта и возмущения не было и в помине! Моя духовная мать-монахиня умирала от рака, я за ней ухаживала – это был настоящий ангел!

Гордому трудно болеть

Гордому и энергичному от природы человеку очень трудно и тяжело болеть. Он не умеет обрести и в болезни кротость и смирение, необходимые для того, чтобы терпеть не только боль, но и свою зависимость от близких. А слова: “Я тебе мешаю и отнимаю у тебя силы” – это просто девиз таких людей. Для многих больных хоспис даже предпочтительней умирания дома именно потому, что они не хотят быть в тягость своим родным.

Мне сие знакомо не понаслышке, а по собственному восьмилетнему опыту ухода за тяжелобольной престарелой матерью. Тоже человек был сильный и властный, этакая мать-командирша, все мужчины семьи у нее под каблучком были. Бывали у нее и мечты о старческом приюте, и призывы смерти, но мне повезло, я нашла, прямо скажу, блестящий аргумент: “Муся, а что бы ты делала, если бы вот так болела моя бабушка, твоя мама? Ты бы, конечно, побежала сразу в приют ее сдавать, как только бы она туда попросилась, да?” – “Ну что ты за глупости говоришь! Я же ее любила!” – “Ну, так с чего ты решила, что я тебя отдам каким-то приютским теткам? Ни за что не отдам! И больше не смеши меня”. Ну, как-то эта идейка на время и покидала нашу седую головку. Притом, учтите, что мама моя была верующим человеком, а это очень меняет дело – верующие люди почти никогда не кончают с собой, как бы тяжко им не было. И кстати, о мелькающей у вас мысли о том, что вы что-то там не додали, что-то не досмотрели. Оставьте ваши глупости! Что умели, что было по силам – то вы и сделали. Вы не могли одна заменить штат медицинского персонала, как это происходит, например, в тех же хосписах. Уверена, что мамочка у вас ни в грязи, ни в голоде не оставалась. Так что больше уж эту-то тему и не поднимайте.

И еще, дорогая моя, вы, думая о случившемся, как-то забываете о том, что мама ваша болела болезнью, которая тяжелейшим образом влияла на психику с самого начала: один только диагноз “рак” – это страшный удар по психике. Добавьте сюда бесконечную боль, сильнейшие лекарственные залпы по всему организму – впору самому светлому разуму помутиться и помешаться на желании покончить с собой. Да что там отдельный разум одного больного, когда страна за страной принимают закон о разрешении эвтаназии для тяжело и неизлечимо больных! Это уже коллективное сумасшествие какое-то. Но ведь эта дикая идея вызрела не на пустом месте, а на материале десятков тысяч самоубийств, подобных вашему случаю, и на еще большем количестве суицидных попыток и высказанных стремлений.

Это вы умница, нормальный человек, вы понимаете, что произошло нечто ужасное. Да, это так и есть. Но расскажите вы свою историю среднему европейцу – он вас не поймет, пожмет плечами и скажет, что мама ваша осуществила свое право уйти от болезни таким способом. Это вот и называется современным цивилизованным и гуманным подходом, а также правами человека в полном их объеме.

Слава Богу, что мы-то еще храним верность христианской цивилизации. Отсюда и ваши страдания, милая. Да, произошло ужасное событие. Но к вам оно имеет только одно отношение – право и обязанность вымаливать душу вашей мамы. И никак не вина!

А еще скажу вам, что мы не знаем пределов Божьего милосердия в отношении страдальцев, не выдержавших мучений терминальной болезни и покончивших с собой в помрачении от зашкаливающей боли. Давайте уповать на то, что у Господа имеются какие-то исключения на этот случай. В общем, перед вами выбор, моя хорошая. Либо вы продолжаете сокрушаться своей несуществующей виной и разрушать ею свою психику и свое здоровье, которым, кстати сказать, и без того досталось выше головы. Либо вы отставляете это в сторону и занимаетесь тем, что действительно важно для вашей мамы – постоянной и неустанной молитвой о спасении души вашей бедной мамы. И здесь, конечно, без Церкви – ну просто никак! Поэтому присоединяюсь ко всем, кто вас напутствует и благословляет на исповедь. Помоги вам Господь!

Юлия Вознесенская

Вещи покойного

Фепка, родная моя! Что же вы бессмертную душу пытаетесь из вечности притащить в ванную комнату к зубной щетке, в спальню – к брюкам? Брак – дело двойное, физическое и духовное: физическая сторона ушла, но духовная – осталась. И пытаться удержать физическую связь невозможно и не нужно. Это уж прямо спиритизм какой-то, простите! Вы же умница, вы сами наверняка понимаете, что супруг ваш сейчас живет только духовной жизнью – а вы его к “материальным ценностям” пытаетесь притянуть. Он не в них, он гораздо, гораздо выше этого! И ваша связь с ним не в бедных этих тряпочках – а в вашей высокой душе, в молитве, в духе.

По большому счету, конечно, весь этот фетишизм не имеет особого значения, но вот что душу ослабляет – так это уж точно. Потому и советуют мудрые люди оставлять на память об ушедших фотографии, письма, т.е. то, в чем есть часть души, но никак не их белье и расчески. Простите меня, моя хорошая и не сердитесь, а обдумайте – правильно ли вы поступаете, подменяя духовное материальным?

Счастье не прошло

Наверное, Оленька, вы очень хороший человек и сделали в жизни много добра, принесли много света, потому что вы очень счастливая женщина. Да-да, я не оговорилась! У вас была большая любовь и долгий счастливый брак. Сейчас вам больно и очень горько, но это горе – оно как болезнь и оно пройдет. А прежнее счастье – оно останется с вами навечно. Вы и старушкой станете, а будете улыбаться, говоря своим внукам: “У нас была очень счастливая жизнь с вашим дедушкой!”

А еще ваше счастье в том, что вы каждый день несете свет и тепло в небесный дом вашего мужа – своими молитвами.

И это уже – его счастье. Не всем это дано после смерти – верная молитвенная память на земле, молитвенное служение оставшегося супруга.

Пошли вам Господь утешение в скорби и побольше радости в этой жизни! Ну и здоровья, конечно.

Кого бы спросить?

Вот, Оленька, вы и нашли ответ – больше читайте православной литературы, и тогда сами разберетесь во многих сложных вопросах. А для решения самых важных и сложных лучше обращаться не к случайным тётенькам в черном халатике, пусть они и за свечным ящикам стоят, а к специально для этого призванным пастырям – к священникам. Много ли вы задали, к примеру, вопросов нашему форумскому батюшке?

И кстати, на будущее: настоящая монахиня никогда не станет вам сама отвечать на духовные вопросы, а смиренно отошлет вас к священнику. И только очень опытная, чаще всего старая монахиня решится поделиться с вами своим личным духовным опытом и познаниями, да и то после длительного знакомства. По крайней мере, со мной всегда было именно так. Более того, если какая-то женщина в монастыре или в храме лезет к вам с поучениями, можете сразу улепетывать от нее со спокойной совестью – это наверняка “самозваная учительша”.

Что же касается опекаемых вами старушек, то наблюдения ваши верны и справедливы: страшно, ох как тяжело, тоскливо и страшно умирать тем старушкам, которые и старость свою не употребили для подготовки к Переходу, а просидели перед телевизором да провели в мелких житейских хлопотах. И я таких встречала. В зрелых годах они на предупреждения о важности духовной жизни отвечали: “Мне некогда об этом думать, мне работать надо, о семье заботиться! Вот состарюсь – тогда и буду молиться да в церковь ходить!” Состарились. И тут оказалось, что сил на духовную жизнь и не осталось. Молитву – не выучить, до храма не доползти, а придет батюшка – и не знают, что сказать. “Да я не готова исповедаться!” – это за всю жизнь так и не приготовилась, бедная. Или “Да вроде всем грешна… А никаких особых грехов нет!” Впрочем, мы и все этим грешны – всё норовим самое главное отложить на потом. А “нормальная жизнь” для нас – это семейные хлопоты да житейские заботы. Это еще в лучшем случае.

Но вы напрасно, Оля, думаете, что ничем помочь этим старушкам нельзя! Бог вас не напрасно и не случайно призвал к ним, и доброта и забота лечит и успокаивает даже невменяемых. И еще одна очень важная вещь: хотя психические больные и называются “душевнобольными”, на самом деле часто (а в старости особенно) именно душа-то и остается в них последним здоровым органом. И душа эта мается и тоскует о Боге. И здесь великое утешение и лечение имеют молитвы и Евангелие, которые вы можете для них читать. Хотя бы полчасика за посещение. Просто сядьте и читайте. И если старушка уснет под ваше чтение – не огорчайтесь: душа ее все равно слышит святые слова и укрепляется. Это труд – но это самый важный труд, которые вы можете им подарить. И молитесь за них. Подавайте в храме за них записки на Литургию.

А меня, грешную, простите за поучение!  Оправдаюсь тем, что не свои слова говорю, а делюсь тем, что сама вычитала и услышала от духовных людей.

Мы виноваты перед ушедшими, а они – перед нами

А что касается вашей “вины” – так что ж… Молитесь и просите у сестры прощенья, покайтесь на исповеди. Это обычное и очень правильное чувство: мы всегда в чем-то виноваты перед ушедшими… а они перед нами. Мы каемся здесь, а они – там. Если, конечно, не успели это сделать здесь и взаимно: некоторые счастливчики успевают. Но это обычно те, кто жил церковно и умер духовно, т.е. вымолил загодя у Бога “кончину православную, безболезненную, непостыдную и прежде смерти покаяние”. А нам, грешникам, приходится провожать ушедших чувством вины, покаяния. Помню, когда умер мой муж, я пошла на исповедь, встала перед аналоем и сказала батюшке: “Мне надо прямо сейчас, перед вами и перед Богом, попросить у мужа прощенья за все, в чем не успела покаяться!” Попросила, получила отпущение грехов – и сразу стало легче.

Вы были хорошей сестрой, вы сами это знаете. А вот возможности ваши были ограничены, причем не жадностью или нелюбовью, а обязанностями перед другими членами семьи. Для сестры вы сделали больше, чем могли. И прожить за нее ее жизнь вы бы все равно не смогли – она бы вывернулась из любых ваших благодеяний. Что ж делать, Жанна, даже такой непутевый человек, как ваша сестра – прежде всего, свободный человек и имел право на выбор. И другое я вам скажу, моя милая. Ваша бедная сестренка перед смертью страшно, чудовищно страдала. Конечно, вам бы хотелось облегчить ее страдания, вы считали это своим долгом, я понимаю. А вот для спасения ее души, скорее всего, были полезны вот эти запредельные страдания, к которым она сама себя привела. Вы не знаете, может быть, среди немыслимых ее страданий и в покинутости она успела обратиться за помощью к Богу, и Бог ответил ей. Он ведь всегда отвечает.

Не корите себя, а просто молитесь.

Вдовам – о любви, встрече и втором браке

Ох, и замудровались вы, дорогие мои вдовушки!

А все дело в том, что многие из вас уверены, что вы и через год, и через пять будете испытывать к ушедшим супругам те же самые чувства, что испытываете сейчас. А это вовсе не так. Даже те вдовы, которые остаются в одиночестве и никогда больше не выходят замуж, спустя годы относятся к своим мужьям уже совершенно не так, как относились перед смертью. Они продолжают их любить, но сама-то эта любовь уже другая. И уж тем более совсем другие отношения ожидают нас с близкими в будущем. Встретятся две души, долго бывшие в разлуке, и просияют взаимным светом от радости. А что потом? – А вот этого никто не знает. Может быть, останутся вместе, будут рядом существовать в вечности и расти в Богопознании. А возможно каждый пойдет своим путем, вот лично я и такое могу себе представить. Скрыто это будущее от нас, мы можем только догадываться, что для тех, кто встретится с мужем в Царствии Божьем, все будет устроено наилучшим и правильным образом, а как именно – вот это нам знать не дано. Ясно только, что не так, как это было на земле. И каким образом связанные супружескими узами на земле окажутся добровольно связанным и на небе – этого мы тоже не можем себе представить. А разве не хватит нам для утешения уже того, что мы там встретимся с любимыми супругами, будем рядом, сможем общаться?

А что будет при втором браке, спросите вы, как спрашивали фарисеи Христа о вдове семи братьев? – А не знаю. Знаю только, что очень часто разведенные супруги ненавидят друг друга, новый муж на дух не переносит старого мужа и т.д. Но вот же и на земле бывают случаи, когда разведенные супруги остаются близкими родственниками, помогают друг другу, детей воспитывают дружно и вообще семьями дружат. Даже на земле, где так остро развито телесное чувство собственничества, люди сохраняют душевную близость, не интересуясь больше близостью физической! И это, мне кажется, отражает райское состояние душ. И даже после воскресения тела наши будут совсем другими, а значит и телесные радости – тоже станут другими. А какими – вот этого мы сейчас угадать не можем. Не дано, не велено, да и не получится.

Люди все разные, судьбы у всех разные, как при жизни, так и после жизни. И самое умное, что мы с вами можем сделать, это со смирением принимать все, что Господь нам дает. Но это вы все и сами знаете.

И вот еще что: давайте беречь друг друга здесь, вот на этом форуме, давайте не обижать и не огорчать друг друга в спорах. Потому что если Богом строжайше запрещено обижать вдову, так не велено и самим вдовушкам обижать друг дружку. Правда ведь?

Главное – пережить самое горькое горе. Вот теперешнее горе. А уж потом Господь всем поможет устроить дальнейшую жизнь.

Спокойной ночи, мои хорошие!

Юлия Вознесенская

Поющее сердце не умеет не петь

Знаешь, с любовью – это как с музыкой. Кто одарен от Бога способностью любить глубоко и счастливо, вот как ты любила своего Диму, кто еще молод годами, тот просто не способен остановить свое сердце и никогда больше не любить. Трогательное воспоминание о первой счастливой любви останется навсегда, но придет и другая любовь. Не сразу, но придет. Потому что поющее сердце не умеет не петь. И будет у тебя и свадьба, и великая радость материнства. А пока потерпи, моя хорошая. Горе пришло, накрыло, надо его честно пережить – а потом жизнь возьмет свое. И твой Дима наверняка хочет, чтобы ты была еще счастлива на земле.

Котейка

Котейку жалко, конечно: безвинная тварь, а страдает… Но ему повезло – умер не на помойке в снегу, а в добрых теплых руках, имея “свой” дом.

А вы возьмите теперь чижика! Они такие веселые, шебутные! А на Благовещенье можно выпустить в честь Богородицы, по старинному русскому обычаю.

Верность и неверность

Девочки, милые, вы вспомните, как жили наши предки! Уж они-то вели чистую жизнь, они верили в Бога, но если молодая женщина вдруг теряла мужа, то ей, после известного срока траура, старались подыскать другого мужа, потому что мудро считали, что молодая женщина да еще с детьми не должна оставаться одна. А верную память о первом супруге хранили и в новом браке, но хранили в духовном плане: поминали за упокой, творили в их память дела милосердия, заказывали панихиды, ходили на кладбище. И были покойны и счастливы в новом браке, и никто их не осуждал. А кто собирался хранить верность первому мужу, те обычно шли в монастырь.

Недодали

А все-таки мы неблагодарные. Вместо того чтобы благодарить и благодарить ушедших за все, что они успели нам дать, мы упрекаем их за то, что они нам недодали. Забывая о том, что если люди ушли ТУДА, любя нас, так они и ТАМ любят нас.

Я вот представила себе два варианта своих посмертных отношений с моими сыновьями, невесткой, внучками. Вот я ушла и издали смотрю на них. Они печалятся, конечно, но говорят о том, как любила их мама и бабушка, что она им дала, вспоминают теплые и смешные истории из прошлой жизни и обещают друг другу никогда ее не забывать. “Спасибо, мама! Спасибо, бабушка! Нам было хорошо с тобой. Мы еще встретимся, и нам опять будет хорошо вместе”. А вот другая картина. Я ушла, а они плачут и рыдают: “Зачем ты нас оставила? Как ты могла уйти? Мы не можем и не хотим жить без тебя! Зачем Бог нас разлучил навеки?! За что?!?!?!!!!” Мне будет горько, больно за себя и за них. И я буду чувствовать себя виноватой перед оставшимися, неизвестно за что. Упаси меня Господь от такой памяти после моей смерти! Пусть память будет светлой и полной благодарности и любви.

Отгадайте с трех раз, какой вариант мне больше нравится?

Не удерживайте!

У меня был знакомый волонтер, ухаживавший за раковыми больными после Чернобыля, дивный человек и глубоко верующий, так он говорил их родным еще даже до смерти своих подопечных: “Не удерживайте их насильно! Раз Господь судил им перейти в новую жизнь, которая неизмеримо лучше здешней, так отпускайте их, как в старину отпускали птичек в Благовещенье. И не привязывайте им ниточки к лапкам, не дергайте за них! Перекликайтесь с ними в молитве – вот это им будет в радость, а не в муку”.

Ищи душу!

В первые дни после смерти мужа я все время сидела в его халате: куталась в него – и мне казалось, что он меня обнимает… Прошло сколько-то времени, уже не помню, сколько именно, и я вдруг почувствовала какой-то неприятный запах от этого халата, что-то чужое и ненужное в нем появилось. И мне казалось, что муж просит меня этого больше не делать, не надевать на себя то, в чем хранилась частичка его физического существования. Как будто он говорил мне: “Воспринимай меня как живого – душу мою, и не ищи ничего телесного! Тело мое в могиле – и пусть там остается до времени, не тревожь его!”

Я сразу же халат отложила, а потом отправила в стиральную машину. И вскоре отдала кому-то вместе со всеми вещами мужа.

Христос воскрес и сыночек ваш воскреснет!

Дорогая, чудесная мама Оксана! Примите все, что с Вами происходит без мистических страхов: это навязчивые мыслеобразы, вызванные сильнейшим психическим потрясением. Пройдет самая острота горя – угомонятся и они. Крик потрясенной души: “Бога нет!” – тоже не есть богохульство или отказ от Бога – это лишь свидетельство состояния богооставленности, которое переживал и Спаситель наш, вися на Кресте: “Или, Или! Лама савахвани!” (Матф. 27, 46.)

Вы человек Христа, Ваша душа уже принадлежит Ему, а потому не надо мучиться этим будто бы помутнением рассудка: это не безумие, а всего лишь болезненный бред. Да, такое тяжкое горе – это болезнь. Оно ненормально, вот и проявления его часто кажутся ненормальными. Смерть, болезнь – это все нарушение задуманного Господом порядка вещей, их не должно быть в человеческой природе, и потому реакция на них тоже часто выходит за рамки нашего нормального состояния. Просто старайтесь об этом не думать. Если уж очень мучительно станет – примите успокоительные. А от подступов депрессии помогает зверобой, чай, капсулы или таблетки. Христос воскрес – и сынок ваш воскреснет, и все мы. Вы еще обнимете друг друга и будете вместе. А пока помогайте ему изо всех сил молитвой и обязательно читайте Акафист о единоумершем. И обязательно откройте молитвенную тему о сыночке – мы будем молиться о нем вместе с Вами.

Помощи Божьей Вам!

Бабушки

Вот уж кого там хватает – так это бабушек!

Вы представляете, сколько у Вас предков? И все они, из тех, кто находится в Раю, конечно же, пришли встречать СВОЮ девочку, своего маленького потомка! Да они ее там, поди, забаловали!

А ведь есть еще ангелы и святые – и все-все любят детей. Сам Господь их любил больше, чем взрослых, и говорил людям: “Будьте как дети, не то не войдете в Царствие Небесное!” Отсюда легко понять, что Рай хорош для детей, что они там счастливы, ведь им-то вход туда открыт – в отличие от нас, бедных… “Нельзя знать наверняка”, пишете Вы?

Ну, вот Вам маленькое свидетельство. У моей племянницы родился недоношенный мальчик с недоразвитыми легкими. Бедняжка переселилась в больницу и пять месяцев сидела над ним почти безвыходно, как птичка над птенчиком. Там, в больнице, и крестила Лёнечку. И незадолго до его смерти, когда она была уже вконец измучена, ей снится ее покойная мама и говорит: “Ты очень устала, но я тебе помогу: теперь я буду нянчить Лёнечку”.

Как утешить?

Проявить настоящее искреннее сочувствие, разделить горе… А вот как?

Когда умер мой муж, и я затем вышла на работу, мне все выражали сочувствие, естественно, предлагали помощь, и это даже немного помогало. Но вот я как-то шла по коридору, а навстречу мне шел коллега, друживший с моим мужем. Увидев меня, он переменился в лице и заспешил ко мне с протянутыми руками. И я тоже как-то рванулась к нему навстречу. Он крепко-крепко обнял меня и не отпускал с минуту, не говоря ни слова. И потом мы разошлись – но он часть моей боли снял с меня и унес. И все это без единого слова!

До сих пор помню это, и благодарна ему, хотя мы после этого почти никогда и не общались.

О погоде и прогулках

А прогулки-то, девочки? Прогулки – это такая радостная часть жизни, особенно если любишь почти всякую погоду.

У К. С. Льюиса герои в одном романе так и говорят: “Мы любим погоду!” – т.е. любую погоду.

Мне трудно себя вывести за порог, лени во мне много, но спасает врожденное чувство долга: “Надо – значит встань и иди!” – и я изобретаю себе какую-нибудь очень важную цель – например, срочно купить новый горшочек для азалии.

А по дороге сворачиваю в парк!

Сейчас такая благодать – пошуршать осенними листьями. А кленовые собрать, чтобы заваривать чай для растворения солевых отложений. Возьмите на заметку! Заварить три листика клена и пить в течение дня.А рукоделье под музыку? Лучшее седативное средство! Тихонечко звучит классическая музыка или монастырское пение, иголка путешествует по канве… А мысли плавают, как листья в осеннем пруду… Хорошо!

Как говорил все тот же любимый мною Льюис, Господь вовсе не обещал человеку счастья на земле, но Он и на земле приготовил для него много радостей. Надо только не лениться ими пользоваться, правда?

О том, что останется после нас

Еще зима в разгаре, но вот такая мысль пришла в голову. Дорогие наши люди уходят, остаются их могилки, их добрые дела, память о них в наших сердцах. Но мы уйдем – и что же, на этом все?

А вот если посадить дерево в каком-то памятном для нас месте, причем такое дерево, которое живет долго – дуб, липу, например, – такое дерево переживет нас и наших внуков. Можно под ним поставить скамеечку, прикрепить на него дощечку с надписью “Это дерево посажено в память… ” Люди будут отдыхать в его тени и благодарить того, кто подарил им эту тень. А верующие и сами догадаются помянуть усопшего в молитве. А для детей это будет “папино дерево”. Я думаю, потому старинные наши кладбища и превращались в рощи. Теперь наши кладбища для этого не годятся, но есть памятные для каждой семьи места прогулок, отдыха, просто дорога домой…

Я и сама посажу два дерева в память о моих папе и маме по дороге на нашу дачу – рядышком, чтобы росли дружно всю жизнь, как мои родители жили.

Вот весна придет, земля оттает – и за работу! А пока можно подумать о том, какое дерево выбрать.

О прощении

Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу. Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин – по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми. Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.

Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах. Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом. Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду. Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания! Так часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека. На самом же деле прощение нужно именно нам самим.

О старушках в храме

Лена, вы не обижайтесь на “злых” старушек в храме! Они не злые. Они в основном нищие, измученные, недолеченные, недокормленные (качественный голод – крупа, хлеб, картошка) и зачастую совершенно лишенные понимания со стороны своих близких. Вы можете себе представить, что нищета не всем благоприятствует к духовности, но бывшим советским старушкам – особенно. Но этими старушками держалась Церковь в годы гонений, и вы можете в этом убедиться, придя на утренние службы вот сейчас, во время поста – в храме одни старушки. Они устают, изнемогают, но уйти со службы никогда не посмеют. Вот и срываются под благовидным предлогом “попечения о храмовом благолепии”.

Уж простите нас! И Бог простит и нас, и вас.

О радости жизни

Господь дал нам тела, чтобы мы через них тоже радовались жизни. И еще более совершенные тела мы приобретем после Всеобщего воскресения, когда наша душа воссоединится с воскресшим телом. Только тело это уже не будет знать ни мучений, ни болезней.

И вообще, как сказал апостол Павел, “нам и на ум не всходило, что Господь приготовил для любящих Его!” Господь дал человеку многие радости еще на земле, но в будущей жизни их будет намного больше, уж поверьте… Наши земные радости – это только слабые, смутные отражения радостей небесных. Даже цветы на земле, самые прекрасные из всех земных созданий, кроме детей, – это только слабые копии райских цветов.

Учитесь понемножку радоваться за мужа, ведь он там, “идеже несть ни печаль, ни болезнь, ни воздыхание”. Ему легко и хорошо. Любимая женушка немножко печалит, но он знает, что это горе пройдет, и останется тихая светлая печаль и радостное ожидание встречи.

По материалам memoriam.ru

www.pravmir.ru

Вознесенская Юлия Николаевна - Православная художественная литература

Отец Николай Лагутин, исповедуя паству свою после всенощной, нет-нет, да и поглядывал на скамеечку за канунным столиком, где уединенно и как-то даже потаенно, сидела учительница русского языка и литературы в местной школе Зинаида Петровна Бодрова.

Перед вами первая книга сказочной трилогии известной писательницы Юлии Вознесенской «Юлианна». Две девочки-близняшки Юля и Аня переживают опасные приключения, случившиеся с ними по вине их мачехи-ведьмы. Оказывается, мир полон темных сил, которые во что бы то ни стало стремятся заставить людей совершать злые поступки. Но вера в Бога и заступничество Ангелов-Хранителей помогают девочкам преодолеть все…

Перед вами — продолжение новой сказочной трилогии известной писательницы Ю. Вознесенской. «Юлианна, или Опасные игры» повествует о том, как две девочки-близняшки Юля и Аня попадают в школу волшебства, расположенную в далекой Ирландии. Но вера в Бога и заступничество Ангелов Хранителей помогают девочкам преодолеть все опасности и победить зло.

Перед вами долгожданное продолжение приключений двух сестер, Юли и Ани. В третьей книге мачеха Жанна объявляет падчерицам настоящую войну, любой ценой пытаясь сжить девочек со свету и добраться до денег их отца, она решается прибегнуть к помощи своих коллег  — «целительницы» Агафьи Тиховны Пуповзоровой, экстрасенса Жоры Магилиани и ведьмы Ахинеи.

Это – книга о нашем времени; её герои – бизнесмены и бомжи, эмигранты и студенты, мужчины и женщины – живут так же трудно, как все, но есть у них одно общее качество – они хотят и умеют радоваться. Особняком в сборнике стоит притча о Рождестве Христовом, где действие происходит в Палестине холодной зимой более двух…

Эта история началась за сто дней до Потопа, как гласит название книги, а закончилась с началом Потопа. Она о Дине – подруге детства Ноева сына Сима. Дина – последний человек, которого Ной через своего сына надеется уговорить войти в спасительный ковчег. Спасительный Ноев ковчег посреди обезумевшего, развратившегося мира допотопных людей является образом Церкви Христовой на…

Произведение адресовано всем, перед кем так или иначе встаёт вопрос о собственной старости. Увлекательная, смешная и трогательная история о приключениях трех старушек-подружек помогает разобраться в себе и обрести надежду. Автор убедительно показывает, что народная мудрость «старость – не радость» не верна, если сердца чисты, а вера горяча.

Этот сборник рассказов Юлии Николаевны Вознесенской объединяет одна общая тема – тема человеческого горя. И хотя каждый несчастный несчастен по-своему, но справиться с горем можно только одним способом – обратиться за помощью к Богу.

«Сын Вождя» — это удивительная история о незаконнорожденном сыне В.И. Ленина, полжизни проведшем в тюрьмах и психлечебницах, а вторую половину – под надзором кэгэбэшников. В юности Господь дал ему шанс стать монахом и отмолить своего отца, но Георгий поверил новому вождю, Сталину, а не старцу, зовущему его в скит, и обрёк себя на заточение.

«Паломничество Ланселота» – продолжение романа «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». Ланселот, а точнее Ларс Кристенсен вместе со своей невестой Дженни и осликом Патти отправляются в трудное морское путешествие к острову Иерусалим, где Ланс надеется получить от Месса исцеление – молодой человек с детства не может ходить.

«Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» – футуристический роман-антиутопия, повествующий о временах господства на земле Антихриста-Лжемессии. Главная героиня книги, девушка Кассандра, возрожденная для настоящей жизни великим чудом любви, преодолевает множество трудностей и находит свой путь к Богу.

Действие романа-притчи «Мои посмертные приключения» начинается… со смерти главной героини. Множество испытаний ожидает её по ту сторону жизни. Что это – странствия в аду в поисках спасения от вечных мук? Только ад уж больно похож на нашу обыденную жизнь…

В третьем романе про графиню Апраксину Юлия Николаевна показывает, к чему может привести «горькое вино блуда». Главные герой – русский эмигрант, художник, человек, привыкший существовать за счёт женщин. Меняя жён, он пытается сделать себе карьеру, но если взглянуть на его жизнь со стороны, видно, что он не поднимается в гору, а скатывается в пропасть.

Русская красавица мечтала завоевать Европу, и ей повезло — в Европу она попала. Но попала — как «русалка в бассейн»! Ее бездыханное тело обнаружено в садовом пруду. Что это — несчастный случай, самоубийство или убийство? Случайно оказавшись на месте трагедии, графиня Апраксина берется помочь мюнхенской полиции расследовать это дело.

Роман «Асти Спуманте» православной писательницы Ю. Н. Вознесенской — первый в серии «Русские дела графини Апраксиной». Подобно мисс Марпл, Елизавета Николаевна Апраксина помогает мюнхенской полиции распутать невероятное преступление, совершенное русскими эмигрантами. Но для этого ей нужно проникнуть в тайну загадочной русской души!

azbyka.ru

Писательница Юлия Вознесенская скончалась сегодня в Берлине - Православный журнал "Фома"

20 февраля 2015 года в Берлине в 2 часа ночи скончалась известная православная писательница Юлия Вознесенская – номинант патриаршей литературной премии им. св.Кирилла и Мефодия, автор 14  книг, в том числе «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры», «Сто дней до потопа», «Утоли моя печали».

Похороны Юлии Вознесенской состоятся на православном кладбище в Тегеле 22 февраля в 15.30.

В ноябре 2011 года в интервью журналу «Фома» Юлия Вознесенская назвала смерть «потрясающим приключением»: «Страх смерти знаком и христианину, особенно страх предсмертия. Тело смертно — телу предстоит умирать, а мы все же с ним сроднились, оно нам не чужое. А душа — она, естественно, трепещет при мысли о встрече с ангелами, с Богом, но она еще и радуется, и надеется на лучшее! И ждет встречи с теми, кого  любила при жизни. А сколько неизвестного впереди откроется… И в этом смысле смерть — потрясающее приключение».

В Леснинской обители

Главный редактор издательства «Лепта», в котором издавались книги Юлии Вознесенской, Ольга Голосова выразила свои соболезнования в связи с ее кончиной: «Для меня Юлия Николаевна была прежде всего другом, а потом писателем. Ее добрые, лиричные, полные мягкого юмора и любви книги дарили людям надежду. В больницах, в хосписах, в храмах – всюду можно было встретить тех, кому она помогала своим творчеством, а скольким она помогала щедрой милостынью, утешала, помогала справиться с неурядицами! В моем сердце сейчас много переживаний, но наверное светлая печаль – главное из них! Я верю и надеюсь, что ее душа упокоится в Господе и обретет вечное блаженство там, где несть плача и воздыхания! Я знаю, что она навсегда останется с нами в своих книгах. Да сотворит ей Господь вечную память!»

 Юлия Николаевна Вознесенская

Родилась в 1940 г. в Ленинграде, училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино. В 1966 году начала печататься (стихи, самиздат), проводила в своей комнате в коммуналке литературные вечера, выставки художников-нонконформистов. В 1974 году приняла святое крещение.В 1976 была приговорена к 5 годам ссылки в Воркуту за «антисоветскую пропаганду». За побег в Петербург (на судебный процесс художников Ю.Рыбакова и О.Волкова) отправлена на 2 года в женскую колонию, неподалеку от оз. Байкал. В 1980 году вместе с двумя сыновьями принуждена к эмиграции в Германию. Там написала книги «Женский декамерон», «Звезда Чернобыль», «Письма о любви», работала на радиостанции «Свобода».

В 1996—2000 г.г., после смерти мужа, жила трудницей в Леснинской женской обители во Франции, где и написала первую книгу в жанре «христианского фэнтези». С 2002 годажила в Берлине.

фотографии — из архива Юлии Вознесенской

Смотрите также:

Юлия Вознесенская. Жила-была старушка
(8 votes, average: 3,75 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Юлия Вознесенская (Шарикова): фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Юлия Вознесенская — российская актриса театра и кино.

Биография Юлии Вознесенской

Юлия Вячеславовна Вознесенская (Шарикова) родилась в Ленинграде 18 октября 1978 года. Актерское образование получила в Москве, в Школе-студии МХАТ, в мастерской Олега Табакова.

В 2002 году молодую актрису пригласили в труппу МХТ. С 2006 года она работала в театре на Малой Бронной.

Творческий путь Юлии Вознесенской

На сцене Вознесенская дебютировала ролью Гермии в комедии «Сон в летнюю ночь». Также в театре под управлением Табакова она играла в спектакле «Опасные связи».

Кинодебют Юлии состоялся в 1996 году в трагикомедии Сергея Снежкина «Цветы календулы». В этом фильме Вознесенская играла с Эрой Зиганшиной, Мариной Солопченко, Сергеем Дрейденом.

В 2002 году актриса получила главную роль в сериале «Дружная семейка», где вместе с нею снимались Марина Дюжева, Антон Колесников и Алексей Агопьян. В следующем году Вознесенская попала в фильм «Танцор». Ее партнером в «Танцоре», а затем и в жизни стал Борис Хвошнянский. Свидетели романа — снимавшиеся вместе с Юлией и Борисом Анна Банщикова и Юрий Гальцев.

Далее были роли в проектах «Студенты», «Персона нон грата», «Час Волкова», «Зверобой», «Улики», «Химик». В 2012 году Вознесенская появилась в социальной драме «Аварийное состояние». Тогда же ее пригласили в сериал «Салам, Масква!» о буднях спецотдела полиции, занимающегося мигрантами.

Осенью 2015 года вышел телесериал «Чума», в котором Юлия снималась с Юрием Беляевым, Сергеем Жарковым, Екатериной Климовой, Борисом Щербаковым. Через полгода зрители увидели «Кости»: здесь с Юлией снимались Наталья Высочанская и Константин Соловьев.

Личная жизнь Юлии Вознесенской

С 2002 года Юлия не расстается с Борисом Хвошнянским («Слово женщине», «Брачный контракт», «Амазонки», «Небесный суд», «Анна-детективъ»). Пара не зарегистрировала отношения, несмотря на рождение двоих детей: дочери Софьи и сына Арсения.

Фильмография Юлии Вознесенской

  • Наследники (2017), Ольга
  • Чума (2015), актриса Женя
  • Кости (2013-2014), Сарычева
  • Шаман-2 (2013), Валентина
  • Салам, Масква (2012)
  • Зверобой-3 (2011), Лиза Рубцова
  • Дикий-2 (2011), Майя, подруга Богдана
  • Девичья охота (2011), буфетчица
  • Ася (2011), жена Доронина
  • Аварийное состояние (2011)
  • Химик (2010)
  • Улики (2010), Коваленко
  • Зверобой-2 (2010), Лиза Рубцова
  • Час Волкова-2 (2008), Юля Сиваш
  • Зверобой (2008), Лиза Рубцова
  • Час Волкова (2007), Анна Конюкова
  • Закон и порядок: Отдел оперативных расследований-2 (2007), Ирина Лунева
  • Угон (2006)
  • Старосветские помещики (2006)
  • Прииск-2. Золотая лихорадка (2006), Анна
  • Хиромант (2005), подруга Ирмы
  • Студенты (2005)
  • Солдаты-5 (2005)
  • Персона нон грата (2005)
  • Эшелон (2005), Нина
  • Аэропорт (2005), невеста
  • Случай с доктором Лекриным (2004)
  • Дальнобойщики-2 (2004), Натка
  • Танцор (2003)
  • Дружная семейка (2002-2003), Юля
  • Дальнобойщики (2001), Ната
  • Цветы календулы (1998), дочь Серафимы

www.vokrug.tv


Смотрите также