Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Биография замятин евгений иванович


Евгений Замятин: биография и список книг писателя, о чём писал и лучшие произведения, фильмы по мотивам, награды, знаменитые цитаты и высказывания

Евгений Замятин родился в конце 19 века и творил в эпоху революций и Первой Мировой войны. Он не был плодовитым писателем, и большинство его произведений неизвестны широкой аудитории, но в истории он остался как автор романа «Мы« - первой антиутопии в ее современном понимании.

  • В 1929 г. Замятин вышел из Союза писателей. После этого его перестали публиковать на территории СССР. Замятин написал письмо Сталину, в котором кратко изложил причины, побудившие его эмигрировать, и попросил соответствующего разрешения. Прошение было удовлетворено.
  • В юношестве он заложил в ломбард свою золотую медаль, а выкупить не смог. Сумма заклада была по тем временам достаточно большой – 25 рублей.

Вкратце о юности и становлении Замятина как писателя. Его самые знаковые работы и наследие, которое он оставил.

Детство и юность

Евгений Иванович Замятин родился в 1884 г. в уездном тамбовском городе Лебедянь (ныне Липецкая область). Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником.

Лебедянь по переписи 1883 г. насчитывала 6678 жителей.

Вспоминая детство Замятин писал:

Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев...

Образование

С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. Как он сам пишет в своей автобиографии:

В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.

Институт он закончил в 1908 году.

Творческая деятельность и путь к известности

Самый первый рассказ был написан Замятиным в 1908 году, по окончанию института - это рассказ «Один». Следующая работа, рассказ «Девушка« вышла только спустя два года, пока Евгений преподавал и работал инженером.

Первая повесть была написана на фоне высылки в Лахту - это повесть «Уездное», в которой он с горечью изображает полный инертности мир русской провинции. Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького.

Его бунтарство и инакомыслие начало проявляться еще во время Первой мировой войны. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке, за что был привлечён к суду и сослан в Кемь.

Во время командировки в Англию он создаёт повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север», написанную на основе впечатлений северной ссылки и опубликованную в «Петербургском альманахе» З. И. Гржебина (Берлин, 1922). В 1918—1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».

Был активен в литературной жизни страны: входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей.

В 1920 году Замятин заканчивает работу над знаковым романом «Мы». В нем он описал свое видение развития военного коммунизма под впечатлением от промышленной революции в Англии.

Единственный роман не опубликовали на Родине

В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке.

Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. Впоследствии роман был напечатан как на английском, так и на французском и чешском языках, что очень сильно ударило по репутации Замятина в Советской России.

Личная жизнь

В это время Замятин увлекается социалистическим учением, вступает во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входит в боевую дружину Выборгского района и принимает активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи. Тогда же он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965).

Супруга пережила мужа почти на тридцать лет и была похоронена рядом с ним.

Последние годы жизни и смерть

На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.

Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького).

В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство.

Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Фотографии писателя

В юности

В молодые годы

За рабочим местом

1923 год, картина Кустодиева

Титулы, награды и премии

Лауреат

1994

Прометей / Prometheus Awards, 1994 // Зал славы → Мы (1924)

Номинации

1988

Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма → Мы (1924)

1989

Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Зал славы → Мы (1924)

1990

Прометей / Prometheus Awards, 1990 // Зал славы → Мы (1924)

Показать остальные 4 ↓

О чём писал, особенности

Свое писательское кредо Замятин очень четко обрисовал в статье «Я боюсь»:

Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики

Учитывая его близость к движению левых эсеров и постоянную острую критику большевистской политики, он говорил довольно искренне. И это очень ярко прослеживается в его произведениях. Например, «четвёртая революция», за которую борются повстанцы в романе «Мы«, отчётливо перекликается с концепцией «третьей революции» анархистов и левых эсеров.

Также достаточно большое влияние на него оказало пребывание в Англии и его инженерное образование - технократическая и промышленные революции в его понимании несли как положительный, так и отрицательный посыл. Михайлов О. Н. писал:

Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.

Наиболее популярной книгой Замятина остается роман «Мы», относимый к «классическим» антиутопиям, и на основе этого формата и идей, в него заложенных, впоследствии появились другие антиутопии, такие как «О дивный новый мир» и «1984». В нем сосредоточены все взгляды Замятина на государство, на технический прогресс, боязнь обесценения личности и уничтожения индивидуальности и человечности.

Самые популярные антиутопии по хорошей цене:

Библиография

Помимо «Мы» Замятин написал несколько повестей и ряд рассказов. В основном они основаны на его личном опыте - некоторые написаны в ссылке, некоторые в командировке в Англию, некоторые в эмиграции.

Предложения интернет-магазина:
1912

Уездное

1914

Алатырь

1914

На куличках

1917

Островитяне

1918

Север

1935

Бич божий

1968

Колумб

1908

Один

1911

Девушка

1912

Апрель

1913

Непутёвый

1913

Три дня

1913

Чрево

1914

Правда истинная

1914

Старшина

1914

Студенческий сынок

1916

Зверята

1916

На диване

Показать остальные 40 ↓
1915

Дрянь-мальчишка

1916

Картинки

1916

Петр Петрович

1916

Бог

1916

Дьячёк

Другие названия: Дьячок

1917

Вторая сказка про Фиту

1917

Первая сказка про Фиту

1917

Последняя сказка про Фиту

1917

Третья сказка про Фиту

1917

Халдей

1917

Херувимы

Показать остальные 13 ↓
1924

Буриме

1954

Волчок

Другие названия: басня

2002

Стихотворение, посвященное Я.П. Гребенщикову

1921

Епископ обезьянский

1921

Огни святого Доминика

1925

Общество Почетных Звонарей

1925

Блоха

1928

Атилла

1928

Пещера

1930

Африканский гость

1931

Рождение Ивана

1918

Скифы ли?

Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов

1918

Современная русская литература

Другие названия: Вступительная статья

1918

Беседы еретика

1918

Домашние и дикие

1918

Презентисты

Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов

1919

О языке

1919

Они правы

Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов

1919

Бунт капиталистов

Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов

1919

Последняя страница

Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов

1919

Великий Ассенизатор

Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов

1919

Фактура, рисунок

Показать остальные 53 ↓

Экранизации

«Мы» — немецкий научно-фантастический фильм 1982 года по сценарию Клауса Губалека, спродюсированный германским телевидением ZDF. Режиссёром выступил Войтех Ясны, в главной роли Дитер Лазер.

Фильм представляет мир гармонии и соответствия в рамках единого государства технократического прогрессивизма по мотивам романа «Мы» (1921) русского писателя Евгения Замятина.

Вклад в развитие научной фантастики

Роман «Мы» является одним из основоположников жанра антиутопии в ее современном виде. До него выходили произведения в этом жанре - одним из первых было сочинение английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», посвящённое проблемам государства. Элемента антиутопии можно встретить у Жюля Верна, Герберта Уэллса, Джека Лондона, Яна Вайсса и других.

Замятин заложил и оформил основную идею всех антиутопий — утопические идеи в руках государства извращаются и превращаются в инструмент подавления личности и тотального контроля.

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году, и созданный в 1948 году «1984» Оруэлла.

Также он одним из первых поднял тему опасности технического прогресса, который может привести к обесцениванию личности и человеческой жизни, превратив людей в простые винтики системы.

Цитаты и высказывания

Человек - как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать...

Цитата из книги «Мы»

Единственное оружие, достойное человека – завтрашнего человека – это слово.

Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы.

И математика, и смерть – никогда не ошибаются.

Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, – это вера.

Блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем.

Понравилась страница? Поделись с друзьями:

asimovonline.ru

Краткая биография Евгения Замятина

Замятин Евгений Иванович (1884— 1937), писатель.

Родился 1 февраля в 1884 г. в небольшом уездном городке Лебедянь Тамбовской губернии (ныне в Липецкой области) в семье священника.

В 1893—1896 гг. посещал Лебедянскую прогимназию. Затем продолжил образование в Воронеже, куда перебралась семья.

В 1902 г. поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехникума. Замятин оказался в среде демократически настроенной молодёжи, посещал митинги и демонстрации. Будучи студентом, вступил в РСДРП. За большевистскую агитацию среди рабочих в 1905 г. Замятина арестовали, но весной следующего года благодаря стараниям матери освободили. Ему было позволено продолжить образование.

В 1908 г. Замятин окончил политехникум, получив специальность морского инженера, и был оставлен при кафедре. В том же году состоялся литературный дебют писателя: в журнале «Образование» был опубликован рассказ «Один».

По состоянию здоровья Замятин в 1913 г. переехал в Николаев (Украина). Здесь он написал сатирическую повесть «На куличках» о царской армии. Решением Петербургского окружного суда номер журнала «Заветы» с повестью был арестован, а автор выслан в Сибирь.

По северным впечатлениям написаны повесть «Север» и рассказы «Африка», «Ёла».

Революция и последовавшие за ней годы Гражданской войны внесли изменения в творчество писателя. В его произведениях начинает звучать призыв к спасению человеческой личности от надвигающегося распада и «нивелирования».

В 20-х гг. Замятин много работал; наряду с рассказами и повестями создан ряд драматургических произведений: «Общество Почётных Звонарей», «Блоха», «Аттила».

Официальная советская критика не признавала творчество писателя, считая его противником власти большевиков. При этом особым нападкам подвергся роман-антиутопия «Мы» (1920 г.).

Заступничество крупных писателей, в том числе М. Горького, Замятину не помогло. В 1932 г. Евгений Иванович принял решение временно покинуть СССР. С февраля 1932 г. Замятин жил в Париже, не меняя советского гражданства. Он активно пропагандировал русскую литературу и искусство. Отношение к нему в СССР стало теплеть, в 1934 г. Замятина даже заочно приняли в Союз писателей.

Он принципиально не печатался в эмигрантских издательствах, лишь роман «Бич Божий» был посмертно издан в Париже в 1938 г.

Умер 10 марта 1937 г.; похоронен на кладбище в Тие — пригороде Парижа.

citaty.su

Евгений Иванович Замятин, краткая биография

Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии. Отец был священником, а мать - пианисткой. Мальчик рано научился читать и с 8 лет учился в Лебедянской гимназии, а потом в Воронежской, которую закончил в 18 лет с золотой медалью. Тяжелее всего юноше давалась математика. Дух противоречия и стремление к совершенству побудили его поступить в Петербургский политехникум на кораблестроительный факультет.

Бунт и революционная деятельность

Первую демонстрацию юноша увидел в 1903 г. В студенческие годы Замятин стал убеждённым социалистом и большевиком, вступил во фракцию большевиков РСДРП, стал членом боевой дружины социал-демократической партии. Он всегда любил идти по линии наибольшего сопротивления, а в те годы это значило – быть большевиком.

В 1905 г. Замятина дважды арестовывают. Летом Замятин отправился в путешествие практикантом на пароходе «Россия», который плавал из Одессы в Александрию, а на обратном пути наслаждался беспорядками в Одессе, связанными с восстанием на «Потёмкине», вскоре был арестован повторно и сослан в Лебедянь.

Ещё до ареста Замятин познакомился с будущей женой Людмилой. Ей в одиночке, где провёл несколько месяцев, посвящал стихи. С 1906 г. Замятин нелегально жил в Петербурге. Такое положение продолжалось до 1911 г., после чего будущий писатель за нелегальное проживание был сослан в рабочий посёлок Лахту под Санкт-Петербургом.

Начало литературной деятельности

В 1908 г. Замятин написал первый рассказ «Один», за который, по его словам, ему впоследствии было стыдно, и публикует его в журнале «Образование». При этом по окончании института он работает по специальности инженером и преподаёт на кораблестроительном факультете, числясь на кафедре корабельной архитектуры. В 1911 г. Замятин пишет рассказ «Девушка», а в Лахте – первую повесть «Уездное» о жизни русской провинции. Повесть была высоко оценена Горьким. Замятин сблизился с другими писателями - Пришвиным, Ремизовым, Ивановым-Разумником.

С 1913 г. Замятину разрешили вернуться в Петербург. Но из-за ухудшения здоровья он вынужден был оставить Петербург и переехать в Николаев. Там он работал как инженер, написал несколько рассказов и повесть «На куличках» (1914), которая была напечатана в журнале «Заветы». Повесть имела антивоенную направленность, описывала неприкрашенный быт военного отряда на Дальнем Востоке.

Журнал был конфискован цензурой, а редакция и автор привлечены к суду. Замятин был сослан в город Кемь в Карелии. Свою ссылку он описал в повести «Север», начатой в Англии.

В 1916 г. Замятин уехал строить российские ледоколы в Англию. Он был одним из проектировщиков знаменитого ледокола, названного после революции «Ленин». Там же Замятин писал сатирическую повесть «Островитяне», повесть «Ловец человеков». Осенью 1917 г. вернулся в Россию.

Деятельность времён революции и Гражданской войны

Зиму 1917-1918 гг. писатель называл весёлой и жуткой. Замятин перестал работать как инженер, только читал лекции в Политехническом институте. Но одновременно он читал курс новейшей русской литературы в Пединституте им. Герцена, рассказывал о технике художественной прозы в Доме Искусств, был членом редколлегии «Всемирной литературы», состоял в Правлении Всероссийского союза писателей, работал во многих издательствах и редактировал журналы.

Статьи Замятина, которые после революции 1917 г. он писал под псевдонимом Мих. Платонов, содержали критику действий большевиков времён Гражданкой войны. При этом Замятин не менял социалистических убеждений. В 1919 г. Замятина арестовали во время рабочих волнений, но выпустили без последствий.

Расцвет творчества и «высшая мера наказания»

В 1920 г. Замятин написал роман-антиутопию «Мы», который был напечатан в Америке на английском языке в 1925 г, затем на чешском и французском. Роман был опубликован на русском языке в Америке в 1952 г. и в журнале «Знамя» в 1988 г. Это роман-предвиденье, описывающий разрушительное влияние на личность тоталитарного государства.

В 1922 г. Замятин был арестован и включён в список на высылку из Советской России, но приговор был отменён.

С 1925 г. Замятин написал несколько пьес: «Блоха» была показаны во МХАТе, в Михайловском театре - «Общество почётных звонарей». Пьеса «Атилла» была закончена в 1928 г, но запрещена к постановке.

В 1929 г. стало выходить собрание сочинений писателя, но оно было приостановлено на четвёртом томе. Замятина не печатала ни одна газета, пьесы были сняты с репертуара. В 1929 г. он вышел из Союза писателей. В 1931 г. Замятин пишет письмо Сталину с просьбой о разрешении на выезд за границу. Для него невозможность печататься была высшей мерой наказания. В письме к Сталину Замятин прямо заявлял о своей «неудобной привычке» говорить не то, что выгодно, а то, во что сам верил, что считал правдой. Этой идеей правды проникнуто всё творчество писателя.

Жизнь вдали от родины

Просьба была удовлетворена по ходатайству Горького. Писатель уехал в Ригу, Берлин и остался в Париже.

В Париже Замятин печатал статьи, в том числе о русской литературе, в соавторстве написал сценарий для экранизации пьесы Горького «На дне».

До самой смерти в 1937 г. Замятин чувствовал себя русским писателем. В 1934 г. он был принят в Союз советских писателей, участвовал в антифашистском конгрессе как член советской делегации, сохранил советское гражданство.

По писателю: Замятин Евгений Иванович

goldlit.ru

Евгений Замятин. Подробная биография

Евгений Иванович Замятин – русский писатель, публицист, критик, киносценарист – родился 20 января (1 февраля) 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника.

Первое образование в биографии Евгения Замятина было получено в местной гимназии. Затем, стремясь повысить свой уровень, Евгений поступил в Воронежскую гимназию. Это учебное заведение в биографии Замятина было окончено с золотой медалью в 1902 году. Особенно интересовался Е. Замятин русским языком и литературой. С 1902 года учился в Санкт-Петербургском политехническом институте на кораблестроительном факультете. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим.

Осенью 1905 года арестован за революционную деятельность и выслан из Санкт-Петербурга, вернулся в 1906 году. В 1908 году Е. Замятин окончил институт со званием морского инженера. Печатался с 1908 года (рассказ «Один», написанный в манере Л.Н. Андреева). В 1911 году за нелегальное проживание писатель выслан из Санкт-Петербурга; жил в Сестрорецке, Лахте, где написал имевшую большой успех повесть «Уездность» (1913), в которой запечатлел костный провинциальный быт.

В 1915 году за гротескную повесть «На куличках» (1914), в которой цензура усмотрела клевету на русскую армию, Е. Замятин был привлечён к суду и выслан на Север, в Кемь. Ссылка дала материал для рассказов и повестей, объединенных в лирико-драматическую трилогию: «Африка» (1916), «Север» (1918), «Ёла» (1928).

В марте 1916 года командирован в Великобританию для наблюдения за строительством судов по русским заказам; английские впечатления отразились в повестях: «Островитяне» (1918), «Ловец человеков» (1921). В сентябре 1917 года вернулся в Россию. Читал курсы новейшей литературы в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Петрограде (1920-1921), работал в редколлегии издательства «Всемирная литература», в правлении Всероссийского союза писателей, выпустил с группой писателей альманах «Дом искусств» (1921); редактировал журналы «Русский современник» и «Современный Запад»; вёл литературную студию при Доме искусств.

Орнаментальный стиль Е. Замятина оказал влияние на многих прозаиков, в т.ч. на членов литературного объединения «Серапионовы братья». В публицистических работах - «Я боюсь» (1921), статьях «Рай» (1921), «Новая русская проза» (1923), «О сегодняшнем и современном» (1924) – Замятин неоднократно выступал против «литературного раболепства», заслужив репутацию бунтаря, «внутреннего эмигранта».

Наиболее значительное сочинение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы» (создан в 1920 году, впервые опубликован на английском языке в 1924, на чешском в 1927, на французском в 1929, на русском языке (полный вариант) в 1952, в СССР – в 1988 году) – гротескное описание тоталитарной системы, подавляющей все проявления человеческой индивидуальности. Роман вобрал в себя различные литературные традиции (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый, Дж. Свифт, Г. Уэллс и др.) и оказал сильное воздействие на Дж Оруэлла и О. Хаксли. Резкая критика в адрес романа привела к тому, что после 1929 года Евгений Замятин в СССР не печатался. В 1931 году при поддержке М. Горького покинул Россию; с февраля 1932 года жил в Париже, сохранив советский паспорт.

Среди других сочинений Е. Замятина – рассказы («Мамай», 1921; «Пещера», 1922 и др.), пьесы («Огни святого Доминика», 1922; «Блоха», 1925, по мотивам сказа Н.С. Лескова; историческая трагедия «Атилла», 1928, опубл. 1950 и др.); сказки; киносценарии, в т.ч. фильм «На дне» по пьесе Горького.

Евгений Замятин умер 10 марта 1937 года в Париже.

Биография

Произведения

  • Апрель
  • Правда истинная
  • Часы

Критика

Ключевые слова: Евгений Замятин,биография Евгения Замятина,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 века,русские писатели 20 века,жизнь и творчество Евгения Замятина

md-eksperiment.org

Евгений Замятин - Биография

Перейти на Википедию

Евге́ний Ива́нович Замя́тин (20 января (1 февраля) 1884, Лебедянь Тамбовской губернии — 10 марта 1937, Париж, Франция) — русский писатель, критик и публицист.

    ЗАМЯТИН Евгений Иванович [20 января (1 февраля) 1884, Лебедянь Тамбовской губернии — 10 марта 1937, Париж], русский писатель, одна из самых заметных фигур в литературном процессе 1920-х гг., вошел в историю отечественной словесности в основном как автор знаменитого романа-антиутопии «Мы».      Родился в патриархальной семье священника и дочери священника, одаренной пианистки, привившей сыну любовь к музыке. Окончив с золотой медалью воронежскую гимназию, Замятин в 1902 поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института, хотя уже тогда явно обозначился его интерес к литературе. В студенческие годы много путешествовал по России. Накануне событий 1905 был вовлечен в революционную деятельность, вступил в Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) и боевую дружину Выборгского района. Как сам он объяснял в автобиографии (1928), быть в те годы большевиком для него значило «идти по линии наибольшего сопротивления». И в литературе он также остался «еретиком», постоянно отступая от генеральной идеологической линии и творя в согласии с собственным пониманием.      В 1905 арестован и после нескольких месяцев заключения в одиночной камере выслан в родную Лебедянь под особый надзор полиции. В 1906 надзор был снят, но ему было запрещено жить в Петербурге. Несмотря на это, он вернулся в столицу и сумел завершить свое образование (1908) со званием морского инженера. Для продолжения научной карьеры его оставили при кафедре корабельной архитектуры.      В 1908 увидел свет первый рассказ Замятина «Один», в котором еще чувствуется сильное влияние Л. Н. Андреева. Профессиональным литератором Замятин стал благодаря, по его словам, Петербургскому Охранному отделению, которое, обнаружив, что он в проживает в Петербурге нелегально, вновь выслало его в 1911 из столицы, на этот раз в Лахту на берегу Финского залива, где он написал повесть «Уездное» (1913), ставшую его подлинным дебютом в литературе.      Повесть была высоко оценена многими современниками. Как позднее восторженно отозвался о Замятине К. И. Чуковский, «новый Гоголь явился». Любовь Замятина к Гоголю отразилась на его собственных произведениях «склонностью к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности». Среди писателей, творчество которых так или иначе повлияло на Замятина: Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, Федор Сологуб с их символическим гротеском, Алексей Ремизов с его любовью к самовитому слову и сказительством.      В «Уездном» Замятин создал рельефный и во многом сатирический образ русского провинциального быта, тягучего, косного, патриархально-добродушного и в то же время свирепого. Олицетворение этого быта стал герой повести Анфим Барыба, выбивающийся из любовников богатенькой вдовы, через воровство и лжесвидетельство, в местные урядники. Сказ (установка на устное, звучащее слово), которым искусно пользуется в повести Замятин, становится, как и стилизация, его излюбленным приемом.      Еще ярче предстает гротескное начало в повести Замятина об армейском быте «На куличках» (1914), вызвавшей скандал и навлекшей на себя гнев цензуры как клевета на русскую армию. Номер журнала «Заветы» с повестью был конфискован и уничтожен, а сам автор и редакция привлечены к суду.      Ни в «Уездном», ни в чуть более поздних «Островитянах» (1918), посвященных тому же «уездному» быту, однако уже на английской почве, нет фантастики, однако сам быт в этих вещах фантастичен — такова особенность художественного видения Замятина, писателя острых граней и углов, смещенных плоскостей, резкого и неожиданного чередования теней и ярких, слепящих, разбегающихся пятен.      Реальность у Замятина — сатирически сдвинута, остранена, мозаична и экспрессивна, деталь выдвинута на передний план, шаржированно замещая портрет. В жизни и в людях Замятин не принимал механистичности, что означало для него замкнутость, косность и тупость. Писатель словно играл словами, бликами, пятнами, с легкостью разрывал ткань повествования, стремясь насытить его не только сюжетной, но и образной, языковой (критика сразу обратила внимание на виртуозный синтаксис его прозы) динамикой и экспрессией. Именно последние противопоставляются у него обывательской затхлости, жестко поставленной на рельсы и катящейся по своему неизменному распорядку обыденности.      Иронию Замятин считал одним из важнейших составных своего «неореализма» или, пользуясь другим его термином, «синтетизма», сочетающих традиционный реализм с символизмом, фантастику с бытом. Она — в основе многих его произведений, как дореволюционных, так и послереволюционных: и в озорных сказках-притчах («Большим детям сказки», 1922), и в рассказах о первых послереволюционных годах («Дракон», 1921; «Мамай», 1921; «Пещера», 1922 и др.), рисующих удручающую картину распада цивилизованной жизни, жестокость, голод и холод. Вместе с тем сарказм слит у Замятина с сочувствием обыкновенному человеку, раздавленному и лишенному самого насущного.      В 1916 Замятин был командирован в Англиюл наблюдать за постройкой кораблей для русского флота. Но с началом революции в России (1917) возвратился на родину. Революция была им воспринята романтически — как нарушение и разрушение установленного порядка, как взрыв вековой косности, как возможность новой, живой жизни в противовес жизни мертвенной.      Это было скорее эстетическое, нежели социальное приятие революции — блоковское, скифское, бунтарское. Не случайно Замятин одно время был близок с группой писателей, объединившихся вокруг журнала «Заветы», возглавлявшейся другом Блока критиком Ивановым-Разумником. Однако скифство (и революция) понималось им более радикально — как сродненность со стихией, как вечное движение и поиск, как бесконечный творческий процесс.      Его энтузиазм однако не был продолжительным. Революция с первых же дней показала, что в ее пламени легко сгорают те ценности, которые были для Замятина первостепенными — личность и свобода. Поэтому и отношения писателя с большевистской властью скоро разладились. Дважды он был арестован: сначала в 1919 по делу «левых эсеров» (вместе с Блоком, Ремизовым и Ивановым Разумником), затем в 1922, едва не оказавшись на «философском корабле» вместе с другими известнейшими деятелями русской культуры, высланными из России.      Роман-антиутопия Замятина «Мы» написан в 1920 и положил начало целому ряду антиутопий в мировой литературе («О, дивный новый мир!» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла и др.). Замятин пытался напечатать его на родине, но безуспешно. Тем не менее о романе знали, упоминали в критических статьях, так как писатель неоднократно устраивал его публичные чтения. Откликнувшийся на него Ю. Н. Тынянов в известной статье «Литературное сегодня» оценил роман как удачу, а исток замятинской фантастики увидел в его стиле, принцип которого, по словам критика, «экономный образ вместо вещи», «вместо трех измерений — два». Были и отзывы отрицательные (в связи с политической подоплекой романа).      Роман, написанный под свежими впечатлениями «строгой» эпохи военного коммунизма с его чрезвычайными мерами, был одним из первых художественных опытов социальной диагностики, выявившей в тогдашней политической реальности и общественных умонастроениях тревожные тенденции, которые получат свое развитие в сталинской внутренней политике. Вместе с тем это было произведение о будущем, которым массово грезили в те годы, принося ему на алтарь настоящее и неповторимую человеческую жизнь.      В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью. В этом государстве прозрачных стен, розовых талонов на любовь, механической музыки и «оседланной стихии» поэзии, в этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек — не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля (что-то вроде модернизированной гильотины). Не случайно роман так и не был пропущен советской цензурой. Первоначально он был опубликован в 1924 за границей (в переводе на английский), а в России только в 1988.      Много внимания Замятин уделял проблемам художественного мастерства (в 1920-21 он читал курс новейшей литературы в питерском Педагогическом институте, технику писательства в Доме искусств). В образовавшемся вокруг него литературном кружке «Серапионовы братья» к нему относились как к метру. Выступал он и с литературно-критическими статьями, где страстно отстаивал свободу творчества и предостерегал писателей против «все поглощающего единомыслия» (статьи «Я боюсь», 1921; «Рай», 1921; «О литературе, революции, энтропии и прочем», 1924 и др.). Как редактор, он активно участвовал и в издании журналов «Дом искусств», «Современный Запад», «Русский современник», в работе издательства «Всемирная литература» и других.      Во второй половине 1920-х гг. нападки идеологически ортодоксальной критики на писателя усилились. А после 1929, когда «Мы» в сильно сокращенном виде появились на русском языке в пражском журнале «Воля России», он почти полностью был отлучен от печати. В знак протеста Замятин вышел из Союза писателей и попросил разрешения уехать за границу, в чем ему было отказано. И только после письма Сталину в 1931 разрешение неожиданно было получено, в ноябре 1931 Замятин выехал с женой сначала в Берлин, затем в 1932 перебрался в Париж.. 

    Он надеялся, что временно (за ним сохранилось гражданство), и даже участвовал в антифашистском Конгрессе писателейв защиту культуры (1935) как член советской делегации (в 1934 был принят в Союз писателей СССР). С антисоветскими выступлениями он не выступал, и потому эмиграцией не был принят. Он продолжал работать над романом из эпохи заката Римской империи «Бич божий», писал воспоминания о Чехове, Кустодиеве и др. Снятый по его сценарию фильм «На дне» с Ж. Габеном был признан лучшим французским фильмом 1936 года. Ему так и не удалось вернуться в Россию. Он умер в Париже от разрыва сердца.

libaid.ru


Смотрите также