Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Бруно фрейндлих биография семья


Актер театра и кино Бруно Фрейндлих: биография, фильмография и интересные факты :

Актер Бруно Фрейндлих — это один из корифеев советской сцены и кино, который запомнился зрителям своими яркими ролями. Историю своей продолжительной карьеры на театральных подмостках он изложил в стихах. Его книга под названием «65 лет на сцене» сразу же стала библиографической редкостью, так как содержала интереснейшие подробности жизни и творчества многих известных советских актеров и актрис.

Происхождение

Около трех веков назад сам император Петр Первый пригласил из Германии известного стеклодува по фамилии Фрейндлих, который быстро освоился в России и остался жить в Санкт-Петербурге. Его потомки также не покинули Северную столицу и стали считать нашу страну своей родиной. Однако династия стеклодувов прекратилась в конце 19 века на Артуре Фрейндлихе. У мужчины были слабые легкие, и он был не в состоянии зарабатывать на жизнь ремеслом, которое передавалось в его роду из поколения в поколение. Его старший сын также не стал заниматься производством стекла, а младший - Фрейндлих Бруно Артурович, появившийся на свет 10 октября 1909 года, - впоследствии прославил свою фамилию, выбрав совсем другое поприще.

Детство

С юных лет Бруно проявлял тягу к сцене и с удовольствием выступал в школьных постановках. Именно поэтому никого не удивило его решение поступить в техникум сценических искусств Ленинграда. Это событие, которое произошло в 1931 году, предопределило не только всю его будущую жизнь, но и подарило российской сцене великую актрису Алису Фрейндлих.

По окончании техникума Бруно стал одним из организаторов колхозного ТРАМа, который позже был переименован в Театр имени обкома ВЛКСМ.

В годы ВОВ

За несколько месяцев до начала войны Бруно Фрейндлих уехал из Ленинграда вместе с ТЮЗом имени А. А. Брянцева, в котором служил на тот момент. Скорее всего, это спасло ему жизнь, так как сразу же после вторжения Германии на территорию Советского Союза начались аресты людей немецкой национальности. Среди тех, кто был взят под стражу, оказались брат и невестка актера. Позже их расстреляли, обвинив в пособничеству врагам.

Тем временем Бруно Артурович, которому ничего не было известно о судьбе близких, выступал на сцене Ташкентского театра Красной армии. Затем он сменил несколько сцен, пока снятие блокады Ленинграда не позволило ему вернуться в родной город.

Личная жизнь

В первые годы работы в ТРАМе Бруно Фрейндлих познакомился с юной актрисой Ксенией Федоровой. Молодые люди, увлеченные театром, полюбили друг друга и вскоре поженились. В декабре 1934 года у пары родилась дочь Алиса. Когда девочке было всего 7 лет, Бруно Артурович уехал на гастроли и был вынужден остаться в Средней Азии из-за начала войны. Его отсутствие в некоторой степени спасло Алису и ее маму, так как из-за отсутствия отца и мужа их не стали арестовывать, тем более что в графе «Национальность» у девочки по настоянию матери с рождения было написано «русская». Однако пока дочь и жена были вынуждены переносить тяготы жизни в осажденном городе, Бруно Фрейндлих нашел новую любовь. Вскоре женщина, которая стала его верной подругой до конца жизни, родила девочку Ирину. После возвращения в Ленинград актер не вернулся в первую семью. Однако Алиса тянулась к любимому папе, а ее мама, несмотря на обиду, нанесенную бывшим мужем, не препятствовала встречам отца и дочери. Совсем по-другому повела себя вторая жена Бруно Артуровича. Женщина была категорически против встреч супруга с Алисой, и им пришлось встречаться тайно.

После войны

В 1946 году Фрейндлих Бруно перешел на службу в Большой драмтеатр им. М. Горького, но проработал там лишь 2 года. После он стал актером Александринского театра (Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина) и остался верен ему в течение 50 лет. Там он сыграл свои лучшие роли, ставшие классикой советского драматического искусства. Не зря впоследствии его стали называть патриархом Александринского театра. Среди наиболее известных работ Фрейндлиха - роли Гаева в «Вишневом саду» А. Чехова, Барона в пьесе «На дне» Горького, Хлестакова в гоголевском «Ревизоре», а также шекспировского Гамлета. Две последние работы особенно запомнились зрителям, которые приходили в театр снов и снова, чтобы насладиться великолепной игрой любимого актера.

Роль Тургенева

В течение 23 лет Бруно Фрейндлих выходил на сцену в образе этого великого русского писателя. Его партнерша по спектаклю «Элегия», тогда еще совсем молодая Валентина Панина впоследствии признавалась, что сначала очень боялась сурового на вид актера. Однако позже она поняла, какой подарок ей сделала судьба. Оказалось, что Бруно Артурович - добрый и чуткий партнер, который всегда был готов поддержать девушку и подсказать ей правильное решение.

Работа в кино

На экране Бруно Фрейндлих дебютировал достаточно поздно, в возрасте 38 лет. Первой его киноролью стал образ Сергея Кострова в картине «Возвращение к жизни». Следом его пригласили сыграть известного изобретателя Маркони в фильме Г. Раппопорта «Александр Попов». Эта работа принесла актеру всесоюзную славу, Сталинскую премию и сделала его лицо узнаваемым на всей территории СССР.

С этого времени Фрейндлих Бруно не знал недостатка в предложениях от известных режиссеров. На протяжении десятилетий он много снимался, создавая самые разные образы, в том числе самые сложные и неоднозначные. Среди них наиболее запоминающимися стали шут Фесте из экранизации шекспировской комедии «Двенадцатая ночь» (1955), старик («Объяснение в любви»), Рощин («Разные судьбы»), Патрик Гордон («Россия молодая») и пр. Кроме того, по признанию кинокритиков, к числу его наиболее удавшихся работ следует отнести фильмы «Гамлет», «Бег» и «Меня это не касается». Вне зависимости от того, какой образ был создан актером, все его кинороли отличались благородством и интеллектуализмом.

Интересные факты

О самообладании великого актера ходили легенды. Так, рассказывают, что однажды, когда во время спектакля с Паниной в театре погас свет, Фрейндлих не ушел со сцены. Он продолжил монолог, пока к нему не вышла партнерша с керосиновой лампой в руках, что позволило им доиграть спектакль под овацию, устроенную ошеломленными зрителями.

В другой раз у актера, имевшего серьезные проблемы со слухом, отказал аппарат, вставленный в ухо. Тем не менее Бруно Артурович доиграл спектакль до конца и ни разу не ошибся в репликах!

Смерть

Скончался Бруно Фрейндлих, биография которого представлена в нашем обзоре, 7 июля 2002 года в родном Санкт-Петербурге, где с небольшим перерывом прожил боле 92 лет. Его прах похоронили на Литераторских мостках известного Волковского кладбища.

Награды

Кроме Сталинской премии, Бруно Фрейндлих неоднократно получал и другие свидетельства признания своих заслуг. В частности, в 1974 году ему было присвоено звание народного артиста Советского Союза. Кроме того, в разные годы он был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, «Почета», «Дружбы народов», «Трудового Красного Знамени», а также стал лауреатом премии «Золотой софит», которая была ему вручена за уникальный вклад в театральную культуру.

Алиса Фрейндлих

Рассказывая об этом артисте, нельзя не сказать несколько слов о его «главном шедевре». Как справедливо заметил Марк Захаров, «когда-то в Ленинграде был знаменитый артист, и у него была дочь, а сейчас мы Бруно Фрейндлиха воспринимаем как папу Алисы Фрейндлих».

Хотя девочку растила одна только мама, она унаследовала талант обоих родителей. После окончания школы Алиса не могла решить, что предпочесть - драматическую или оперную сцену. Сделать правильный выбор ей помог Бруно Фрейндлих, личная жизнь которого был омрачена отрицательным отношением супруги к его дочери от первого брака.

Вскоре девушка поступила в театральный вуз, а после его окончания стала успешной театральной актрисой. Кроме того, с начала 1970 годов, благодаря ролям в кино, она стала известна зрителям во всех уголках Советского Союза. Особенно удались ей работы в знаменитой комедии Э. Рязанова «Служебный роман» и в «Трех мушкетерах». Сегодня, несмотря на преклонные годы, Алиса Бруновна продолжает выходить на театральные подмостки и радовать поклонников своим искусством.

Кстати, актерская династия, созданная Френдлихом, не пресеклась и, будем надеяться, не пресечется еще много лет. Дело в том, что дочь Алисы Бруновны — Варвара — также стала актрисой. Кроме того, театральный вуз окончил и ее внук Никита.

Теперь вы знаете, какую жизнь прожил Бруно Фрейндлих, фильмы и роли которого снискали ему славу одного из самых талантливых актеров советского периода.

www.syl.ru

Бруно Фрейндлих (Bruno Freyndlikh): фильмография, фото, биография. Актер.

С войной в Ленинграде начались массовые репрессии немцев. Бруно Фрейндлиху повезло – в это время он был на гастролях вместе с театром в Ташкенте. Однако семье актёра не удалось избежать репрессии. Брат Бруно – Артур Фрейндлих вместе со своей женой были расстреляны, мать и других родственников выслали. Жену и дочь Бруно Фрейндлиха никто не тронул, они пережили блокаду в Ленинграде.

Во время войны театр юных зрителей им. Брянцева, в котором в то время работал Бруно Фрейндлих, был эвакуирован в город Березники на Урале. Там актёр выступал более двух лет на сцене местного драматического театра. Находясь в эвакуации вдали от дома, Бруно Фрейндлих встретил свою любовь Клавдию Николаевну Копчёнову. После эвакуации они вместе приехали в Ленинград. В 1944 Клавдия Копчёнова родила Бруно Фрейндлиху дочь Ирину. Однако Бруно Фрейндлих поддерживал связь со своей бывшей женой и старшей дочерью Алисой. Клавдия была категорически против этих встреч, поэтому отец и дочь встречались тайком.

В 1946 году Бруно Фрейндлих перешёл в Большой Драматический театр имени Горького. А в 1948 году он стал актёром Ленинградского театра драмы им. Пушкина (Александринский театр). На той сцене Бруно Артурович играл более полувека. Среди его работ можно выделить роли Гаева – в «Вишнёвом саду» по Чехову, Барона – в постановке «На дне» по произведению Горького, Хлестакова – в «Ревизоре», Гамлета – в «Гамлете». Одной из любимых ролей Бруно Артуровича был Тургенев, которого он сыграл в спектакле «Элегия». Более 23 лет Фрейндлих играл в этой постановке.

В кинематограф Бруно Фрейндлих пришёл в 38 лет. Он дебютировал в фильме «Возвращение к жизни» режиссёра Сергея Кострова. Актёр удостоился Сталинской премии за роль Маркони в кинофильме «Александр Попов» Герберта Раппопорта.

Среди фильмов с участием Бруно Фрейндлиха можно выделить следующие: «Двенадцатая ночь», «Дон Кихот», «Отцы и дети», «Бег», «Объяснение в любви», «Россия молодая», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Битва за Москву», «Сталинград».

Бруно Фрейндлих награждён многими премиями и орденами. В 1974 году он стал народным артистом СССР.

7 июля 2002 года актёр умер. Бруно Фрейндлих скончался на 93 году. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

www.ivi.ru

Бруно Фрейндлих: как сложилась жизнь талантливого актёра

?

Categories: Кадр из фильма «Римский-Корсаков», 1953 г.

Аристократичный красавец с точёными чертами лица, волевым подбородком, решительным взглядом… А главное – невероятно талантливый!

Бруно Фрейндлих умел увидеть главное в каждом образе и сделать его по-настоящему живым. Давайте вспомним, как сложилась жизнь замечательного актёра.

Бруно Артурович Фрейндлих появился на свет в Санкт-Петербурге 10 октября 1909 года. Его отец принадлежал к славной династии немецких стеклодувов. Дальнего предка Фрейндлихов пригласил в Россию сам Пётр Первый.Но юный Бруно не испытывал тяги к фамильному ремеслу. Его привлекал загадочный мир искусства. Мальчик с радостью участвовал в самодеятельных спектаклях и удивлял всех своим ярким талантом.В старших классах он уже был уверен, что хочет стать профессиональным артистом. Поэтому Бруно поступил в Ленинградский техникум сценических искусств.Успешно окончив учёбу, юноша начал выступать на сцене Ленинградского колхозного ТРАМа. Он стал один из основателей театра. Затем Бруно перешёл работать в ТЮЗ имени Брянцева.Незадолго до начала Великой Отечественной молодой человек уехал с этим театром из родного города. Возможно, этим он спас себе жизнь, потому что вскоре начались массовые аресты выходцев из Германии. В их числе оказались и родственники Фрейндлихов.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь», 1955 г.Бруно выступал на сценах театров в Ташкенте, затем в Новгородской области. После освобождения Ленинграда Фрейндлих смог вернуться домой. Два года он проработал в БДТ имени Горького, а потом присоединился к труппе Ленинградского театра драмы имени Пушкина.Эта сцена стала для актёра родной на 50 лет. Бруно был настоящей легендой театра, его спектакли неизменно собирали аншлаги.Коллеги любили Фрейндлиха за доброту и мудрость, готовность поддержать в трудную минуту и поделиться опытом. А зрители снова и снова приходили, чтобы насладиться игрой блестящего артиста.Театр был главным делом жизни Фрейндлиха. Поэтому в кино он пришёл довольно поздно, почти в 40 лет. Дебютом артиста стала роль Сергея Кострова в фильме «Возвращение к жизни».Но всенародную известность Бруно принесла картина «Александр Попов», где он замечательно сыграл знаменитого изобретателя Маркони. Затем было много ярких работ в кино.Фрейндлиху доставались самые разноплановые образы, каждый из которых становился украшением фильма. Он прекрасно сыграл в таких лентах, как «Двенадцатая ночь», «Разные судьбы», «Гамлет», «Бег».Первой супругой Бруно стала актриса Ксения Фёдорова. Молодые люди познакомились во время работы в ТРАМе. Их сблизила страстная любовь к театру, из которой разгорелось яркое взаимное чувство.Молодые люди поженились, в семье появилась дочка Алиса. Но когда ей исполнилось 6 лет, Бруно уехал и не мог вернуться в родной город, в том числе и ради безопасности семьи.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь», 1955 г.Однако в годы разлуки артист встретил новую любовь, Клавдию Копчёнову. С ней Бруно счастливо жил до конца своих дней. Клавдия подарила ему вторую дочку Ирину.Семейную жизнь омрачало лишь одно: Бруно очень хотел общаться с Алисой. Первая супруга не препятствовала этому, зато Клавдия была против таких встреч. Поэтому Бруно виделся с дочерью втайне от жены.Алиса Фрейндлих унаследовала яркие артистические способности своих родителей. Девушка успешно окончила театральный вуз и стала знаменитой актрисой, одной из самых ярких звёзд российского театра и кинематографа. Внучка Бруно Варвара и его правнук Никита тоже продолжили актёрскую династию.Бруно Артурович прожил долгую жизнь. Он покинул этот мир 7 июля 2002 года в возрасте 92 лет. Но замечательный артист остался жить в сердцах многочисленных поклонников его таланта, которые с удовольствием пересматривают любимые фильмы. Tags: актёр, биография, кино

picturehistory.livejournal.com

Бруно Фрейндлих

10 октября 1909, Петербург — 7 июля 2002, Санкт-Петербург. Заслуженный артист РСФСР (24.01.1941). Народный артист РСФСР (22.06.1957). Народный артист СССР (1974). Учился в Ленинградском театральном техникуме (1931-1934), в Ленинградском институте повышения квалификации (1936-1938). В 1931-1941 годах — актёр театров Ленинграда, Ташкента, Боровичей, в 1941-1945 годах — актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1946-1948 годах — актёр БДТ имени Горького, с 1948 года — актёр Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр). В кино с 1947 года, первая роль — Сергей Костров в фильме «Возвращение к жизни». Искусство актёра отличает высочайшее мастерство, благородство, интеллектуализм. Фрейндлих много снимался, создавая самые разноплановые образы: шут Фесте «Двенадцатая ночь», Рощин («Разные судьбы»), старик («Объяснение в любви»), Патрик Гордон («Россия молодая»).

Похоронен актёр 11 июля 2002 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Гаев («Вишнёвый сад» А.П. Чехова) Барон («На дне» М. Горького, 1956) Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя) Гамлет («Гамлет» В. Шекспира) Федор Балясников («Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова, 1971) Мальволио («Двенадцатая ночь» В. Шекспира) Павка Корчагин («Как закалялась сталь» Н. Островского) Барон («Скупой рыцарь» А. Пушкина) Отец Серафим («Все остается людям» С. Алешина) И. С. Тургенев («Элегия» Павловского) Грацианский («Русский лес» Л. Леонова)

Луи Денейруз («Победители ночи» И. Штока, 1950)

Лауреат Сталинской премии (1951, роль Маркони в фильме «Александр Попов»). Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 октября 1999). Орден Почёта (11 ноября 1994). Орден Дружбы народов (1979). Орден Трудового Красного Знамени (1989). Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Ветеран труда» Медаль «В память 250-летия Ленинграда» Специальная премия «Золотой софит» («За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга», 1998)

Почётный гражданин города Березники (1984).

последнее обновление информации: 21.09.19

История рода Фрейндлих в России началась несколько веков назад: Петр I пригласил из Германии стеклодува по фамилии Фрейндлих, и тот довольно успешно занялся в России своим ремеслом, оставшись жить в Петербурге. Бруно Артурович Фрейндлих родился 10 октября 1909 года в Петербурге. В 1931 году он поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМа). Здесь же Бруно Фрейндлих познакомился с начинающей актрисой Ксенией Федоровной Федоровой. Вскоре они расписались, а в декабре 1934 года у них родилась дочь Алиса. В 1941 году, перед войной, Бруно Фрейндлих вместе с театром уехал в Ташкент. Это и спасло актера. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и Фрейндлихи. Был арестован его родной брат Артур Фрейндлих со своей женой и другие близкие родственники. Своим отъездом он косвенно спас и Ксению Федоровну с Алисой, которые остались в Ленинграде и пережили жуткую блокаду. В эвакуации Бруно Фрейндлих нашел новую любовь. По окончании войны он вернулся в Ленинград с новой женой и дочкой Ириной. Однако связи со своей дочерью Бруно Артурович не терял, благо, что Ксения Федоровна не противилась этому, да и сама Алиса тянулась к отцу. Правда, эти встречи происходили тайком от его новой жены, которая была категорически против его связей с бывшей семьей. Дошло до того, что Ирина даже не знала о существовании своей сестры. Познакомились сестры спустя много лет, между прочим, стали близкими подругами. Однако вернемся в сороковые. В 1946 году Бруно Артурович перешел в Большой Драматический театр им. Горького, но проработал там не долго. Уже с 1948 года он стал актером Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр). «Александринка» Александринской сцене Бруно Артурович отдал более полувека. Не случайно его называли «патриархом Александринского театра». Здесь им было сыграно множество ролей. В своих лучших созданиях Бруно Фрейндлих открывал мощный человеческий масштаб своих героев, его игру отличал тонкий психологический рисунок характеров, безупречное владение театральной формой, широчайший исполнительский диапазон от трагедии до гротеска. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира) и многие другие. Принимаясь за роль Хлестакова в знаменитой постановке Григория Козинцева, Бруно Артурович сначала сомневался: «Какой я Хлестаков?». А после репетиций все оказалось иначе: «Вы представить себе не можете, с какой неожиданной легкостью далась мне эта роль. Я в ней порхал, как бабочка, и был совершенно счастлив». А вот роль Гамлета оказалась гораздо тяжелее. Фрейндлих с Козинцевым много спорили, но, как признается сам актер, режиссер оказался «главнее». Зато в итоге эти две роли стали одними из лучших в репертуаре актера. Одной из любимых ролей Фрейндлиха, с которой он не расставался многие годы, был писатель Иван Сергеевич Тургенев в спектакле «Элегия». В паре с Валентиной Паниной они играли этот спектакль в течение 23 трех лет. Постановка основывалась на письмах великого писателя к молодой актрисе. Валентина Панина вспоминает: «Бруно Артурович - человек довольно суровый, нелюдимый, придирчивый и капризный. Не душка совсем. И то, что он меня взял в партнерши в спектакль, делавшийся для него, - это была фантастика, настоящий подарок судьбы». Бруно Артурович всячески помогал своей партнерше, подсказывал, какие сцены она провела на сцене не правильно. Он полностью переработал текст, особенно это коснулось Валентины Паниной, – безжалостно вымарав ненужные, по его мнению, излишне длинные монологи героини. Панина рассказывает: «Я так переживала по этому поводу, стенку изгрызла в гримуборной. И в то же время, когда я сейчас это вспоминаю и анализирую, я понимаю, что этот его педантизм, строгость, суровость были гарантом меры вкуса и высоты». А каково было самообладание этого великого актера. Он не терял головы ни в каких критических ситуациях. Однажды прямо во время представления в зале погас свет. В это время Бруно Артурович находился посреди сцены в кресле. За кулисами началась паника, и только он один сохранял полное спокойствие. Валентина Панина, сориентировавшись, вышла к нему с лампой в руках, и сцена была доиграна.

В другой раз у Бруно Артуровича отказал слуховой аппарат – сначала один, а во втором действии и второй. (В те годы у актера были серьезные проблемы со слухом). Ни кому не сказав, Бруно Артурович доиграл спектакль до конца, при этом не ошибившись в репликах ни разу! Лишь после спектакля он поинтересовался у Валентины Паниной – не заметила ли она чего?

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.Будем очень признательны за помощь.

17 июня 2015

10 фильмов о советских пионерах

1 мая 2015

35 лет первому показу фантастической картины «Приключения Электроника»

19 июля 2013

www.kino-teatr.ru

Биография Бруно Фрейндлих

27.12.2006

«Когда-то в Ленинграде был знаменитый артист Бруно Фрейндлих, и у него была, по-моему, невзрачная дочь. А сейчас мы Бруно Фрейндлиха воспринимаем как папу великой Алисы Фрейндлих. Все в нашем мире меняется», - сказал как-то об этом великом актере Марк Захаров

Реклама:

Бруно Артуровича часто в статьях представляли, как отца Алисы Фрейндлих. Но он никогда не обижался, а, наоборот, гордился этим. «За свою долгую жизнь сыграл я на сцене множество разных отцов семейств, но уж поверьте мне, роль отца в жизни не сравнится ни с одной самой гениальной ролью…». Мы же расскажем каким он был Актером.

Бруно Фрейндлих фотография
Личная жизнь

История рода Фрейндлих в России началась несколько веков назад: Петр I пригласил из Германии стеклодува по фамилии Фрейндлих, и тот довольно успешно занялся в России своим ремеслом, оставшись жить в Петербурге.

Бруно Артурович Фрейндлих родился 10 октября 1909 года в Петербурге. В 1931 году он поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМа). Здесь же Бруно Фрейндлих познакомился с начинающей актрисой Ксенией Федоровной Федоровой. Вскоре они расписались, а в декабре 1934 года у них родилась дочь Алиса.

В 1941 году, перед войной, Бруно Фрейндлих вместе с театром уехал в Ташкент. Это и спасло актера. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и Фрейндлихи. Был арестован его родной брат Артур Фрейндлих со своей женой и другие близкие родственники. Своим отъездом он косвенно спас и Ксению Федоровну с Алисой, которые остались в Ленинграде и пережили жуткую блокаду.

В эвакуации Бруно Фрейндлих нашел новую любовь. По окончании войны он вернулся в Ленинград с новой женой и дочкой Ириной. Однако связи со своей дочерью Бруно Артурович не терял, благо, что Ксения Федоровна не противилась этому, да и сама Алиса тянулась к отцу. Правда, эти встречи происходили тайком от его новой жены, которая была категорически против его связей с бывшей семьей. Дошло до того, что Ирина даже не знала о существовании своей сестры. Познакомились сестры спустя много лет, и, между прочим, стали близкими подругами.

Однако вернемся в сороковые. В 1946 году Бруно Артурович перешел в Большой Драматический театр им. Горького, но проработал там не долго. Уже с 1948 года он стал актером Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр).

«Александринка»

Александринской сцене Бруно Артурович отдал более полувека. Не случайно его называли «патриархом Александринского театра». Здесь им было сыграно множество ролей. В своих лучших созданиях Бруно Фрейндлих открывал мощный человеческий масштаб своих героев, его игру отличал тонкий психологический рисунок характеров, безупречное владение театральной формой, широчайший исполнительский диапазон от трагедии до гротеска. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира) и многие другие.

Принимаясь за роль Хлестакова в знаменитой постановке Григория Козинцева, Бруно Артурович сначала сомневался: «Какой я Хлестаков?». А после репетиций все оказалось иначе: «Вы представить себе не можете, с какой неожиданной легкостью далась мне эта роль. Я в ней порхал, как бабочка, и был совершенно счастлив».

А вот роль Гамлета оказалась гораздо тяжелее. Фрейндлих с Козинцевым много спорили, но, как признается сам актер, режиссер оказался «главнее». Зато в итоге эти две роли стали одними из лучших в репертуаре актера.

Одной из любимых ролей Фрейндлиха, с которой он не расставался многие годы, был писатель Иван Сергеевич Тургенев в спектакле «Элегия». В паре с Валентиной Паниной они играли этот спектакль в течение 23 трех лет. Постановка основывалась на письмах великого писателя к молодой актрисе.

Валентина Панина вспоминает: «Бруно Артурович - человек довольно суровый, нелюдимый, придирчивый и капризный. Не душка совсем. И то, что он меня взял в партнерши в спектакль, делавшийся для него, - это была фантастика, настоящий подарок судьбы».

Бруно Артурович всячески помогал своей партнерше, подсказывал, какие сцены она провела на сцене не правильно. Он полностью переработал текст, особенно это коснулось Валентины Паниной, – безжалостно вымарав ненужные, по его мнению, излишне длинные монологи героини. Панина рассказывает: «Я так переживала по этому поводу, стенку изгрызла в гримуборной. И в то же время, когда я сейчас это вспоминаю и анализирую, я понимаю, что этот его педантизм, строгость, суровость были гарантом меры вкуса и высоты».

А каково было самообладание этого великого актера. Он не терял головы ни в каких критических ситуациях. Однажды прямо во время представления в зале погас свет. В это время Бруно Артурович находился посреди сцены в кресле. За кулисами началась паника, и только он один сохранял полное спокойствие. Валентина Панина, сориентировавшись, вышла к нему с лампой в руках, и сцена была доиграна.

В другой раз у Бруно Артуровича отказал слуховой аппарат – сначала один, а во втором действии и второй. (В те годы у актера были серьезные проблемы со слухом). Ни кому не сказав, Бруно Артурович доиграл спектакль до конца, при этом не ошибившись в репликах ни разу! Лишь после спектакля он поинтересовался у Валентины Паниной – не заметила ли она чего?

Кино

В кино Бруно Фрейндлих начал сниматься уже достаточно поздно – в 38 лет. Он дебютировал ролью Сергея Кострова в фильме «Возвращение к жизни». Затем последовала роль Маркони в историко-биографическом фильме Герберта Раппопорта «Александр Попов», за которую актер был удостоен Станинской премии.

Бруно Артурович много снимался, создавая на протяжении четырех десятилетий самые разноплановые образы: шут Фесте («Двенадцатая ночь» - 1955), Рощин («Разные судьбы» - 1956), старик («Объяснение в любви» - 1977), Патрик Гордон («Россия молодая» - 1981). Заметные роли были им сыграны в картинах: «Гамлет», «Меня это не касается», «Бег». Искусство актера отличало высочайшее мастерство, благородство, интеллектуализм.

Уникальный Мастер

Бруно Артурович скончался в возрасте 93 лет. Отечественное искусство потеряло действительно уникального Мастера, уникальную индивидуальность. Телеведущая Галина Мшанская так отозвалась на смерть этого замечательного актера: «У Бруно Артуровича была уникальная стать. Трудно говорить, когда уходят из жизни такие люди, неважно, какого возраста. Это всегда огромная потеря. Главная история – то, что он родил Алису. Великий актер. Неповторимый голос. Фигура. Сейчас мы видим на экранах в основном – в бандитских сериалах – людей со стертыми лицами. А у Бруно Артуровича была уникальная стать. Последний представитель императорского Александринского театра».

Антон КравсПосетило:1281 Смерть беременной невесты в день свадьбыПосетило:371 Екатерина ШумаковаПосетило:335

www.peoples.ru

«Ты мелкая, иди в театр». Как Бруно Фрейндлих уговорил дочь стать актрисой

Народный артист СССР, основатель знаменитой актерской династии Бруно Артурович Фрейндлих появился на свет в Петербурге 107 лет назад - 10 октября 1909 года.

За долгую жизнь ему удалось стать одним из любимейших советских актеров, воплотить на сцене Александринского театра более 50 ролей и подарить миллионам зрителей страны очаровательную и обожаемую Алису Бруновну Фрейндлих.

SPB.AIF.RU рассказывает, как Бруно Артурович стал одним из самых значимых артистов Ленинграда и почему отговаривал свою  дочь от поступления в консерваторию.

Две сестры

Род Фрейндлих в России стал известен несколько столетий назад, когда император Петр I пригласил из Германии стеклодува, а тот успешно занялся ремеслом, а после остался жить в городе на Неве вместе с семьей.

В начале XX века в Петербурге родился Бруно Артурович. Ближе к 1930-м годам Фрейндлих увлекся самодеятельностью – сцена и аплодисменты зрителей настолько пленили его, что отказаться от этого артист был уже не в силах. Удивительно, но не смотря на воплощение на сцене Александринского театра десятков образов, Бруно Артурович никогда не получал специального образования. Однако в ходе жизни он всегда имел возможность учиться у признанных мастеров.

Бруно Фрейндлих расстался женой Ксенией Федоровой после ВОВ. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1931 году актер поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ). Здесь состоялось его знакомство с начинающей актрисой Ксенией Федоровой. Вскоре пара расписалась, а в декабре 1934 года появилась на свет дочь Алиса. До начала Великой Отечественной войны Фрейндлих много работал, в том числе, и артистом Ленинградского колхозного ТРАМа.

Перед самой ВОВ судьба подарила артисту шанс уцелеть и помочь выжить самым близким ему людям. В 1941-м Бруно Артурович вместе с театром уехал в Ташкент. С началом войны в Ленинграде начались репрессии против потомственных немцев. Не все Фрейндлихи избежали страшной участи. Так, был арестован родной брат актера Артур со своей супругой, а также другие родственники актера. Ксения Федорова и Алиса Фрейндлих, в том числе, благодаря отъезду Бруно Артуровича, смогли пережить годы блокады.

В войну брак Ксении Федоровой и Бруно Фрейндлих распался. По окончании ВОВ артист возвратился в Ленинград с новой супругой и дочкой Ириной. Бруно Артурович постарался сделать все, чтобы не терять связь с Алисой, порой встречаясь с ней тайком от новой жены – она была против связи с бывшей семьей. Именно поэтому дочери Фрейндлих Ирина и Алиса долгое время вовсе не были знакомы. Актер организовал их встречу спустя много лет и сестры смогли стать друг для друга близкими людьми.

«Элегия» и глухота

После возвращения в Ленинград Бруно Артурович попал в БДТ им. Горького, но там он служил недолго. Спустя два года он оказался в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (Александринский театр). Этой сцене он отдал несколько десятилетий. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира).

Режиссер Григорий Козинцев, воплотивший Гамлета на экране в середине 1960-х годов, про игру шекспировской пьесы в исполнении Фрейндлих писал: «Мне кажется он актер своеобразный и интересный. Он абсолютно лишен актерской пошлости».

Фрейндлиху удавалось передавать тонкий психологический рисунок характеров. Артист обладал широчайшим исполнительским диапазоном, сумев навсегда вписать свое имя в историю Александринского театра. Однако самой любимой его ролью стал писатель Иван Тургенев в спектакле «Элегия», где он сыграл в паре с Валентиной Паниной. Вместе они исполняли его в течение 23 лет.

Позднее из-за болезни у Бруно Артуровича развилась глухота. Слуховой аппарат порой отключался прямо во время спектакля, но даже тогда профессионализм артиста позволял ему доиграть до конца. Проблемы со слухом в дальнейшем привели Фрейндлих к вынужденной отчужденности от многих – простое общение по телефону было осложнено тем, что артист просто не слышал, что ему говорят.

«Без «пыльных» комплексов»

Еще одну значимую роль Бруно Фрейндлих сыграл не на сцене, а в реальной жизни, когда направил свою дочь Алису в театр.  В детстве она хотела стать балериной, а уже позднее задумалась и о карьере оперной певицы. Алиса Бруновна раздумывала над поступлением и в консерваторию, и в театральный. Бруно Артурович сказал тогда: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы».

Сама Алиса Фрейндлих впоследствии вспоминала, что отец всегда осознавал себя мастером.

«Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких «пыльных» комплексов», - говорила Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих всегда уважала отца как наставника. Фото: www.globallookpress.com

Что же касается кинематографа, то здесь Бруно Артурович появился лишь в 38 лет. В «Возвращении к жизни» он отметился ролью Кострова,  а затем был герой Маркони в историко-биографической ленте «Александр Попов». За нее Фрейндлих вручили Сталинскую премию. Затем были известные образы шута Фесте из «Двенадцатой ночи» и Рощина из «Разных судеб».

«Повторить жизнь»

Бруно Артурович ушел из жизни в возрасте 92 лет. Актер долго боролся с недугом, однако болезнь победила его в июле 2002 года. Артиста похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а спустя пару лет открыли на его могиле памятник – скульптурный портрет на плите был создан еще за несколько десятилетий до смерти актера. Деньги же на монумент собирал благотворительный культурный фонд имени Бруно Фрейндлиха, созданные его любимыми дочерьми – Ириной и Алисой.

В конце 80-годов прошлого столетия актер признался, что одним из главных в его жизни, помимо семьи, был зритель. «Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно – как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несет к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь», - признался Бруно Фрейндлих.

spb.aif.ru


Смотрите также