Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Черепенников антон биография


«Это проклятие, когда хобби становится бизнесом»

Пять лет назад России на мировой карте киберспорта просто не было

— Учился я в Бауманке, поступил на бюджет, на защиту информации. Параллельно с учебой постоянно играл в компьютерные игры. Играл я на хорошем уровне, хоть и не было тогда больших турниров. В 2000 году стал чемпионом России. В 2002—2003 году, когда я поделил все свои доходы на 12 месяцев, понял, что зарабатываю меньше сотрудника «Макдональдса», и завязал с играми. Тогда денег в киберспорте совершенно не было.

Пока учился, создал и развивал небольшую ИТ-компанию. В 22 года полностью ушел в технологии, связанные с защитой информации. Я до сих пор управляю несколькими ИТ-холдингами совместно с партнерами. Но киберспорт всё время был в моей душе, хоть в России он совсем не развивался. В 2011 году появился хороший доход и я решил возродить увлечение — построить команду и начать играть.

— Нет. Американцы чуть отстали и только сейчас строят арену в Лас-Вегасе. Вообще, Корея всегда была Меккой киберспорта, там всё зародилось. В Европе и СНГ сильные сообщества. Одна из наших лидирующих команд состоит из трех русских и двух украинцев.

Штаты начали заходить в киберспорт в 2013 году, когда «Амазон» инвестировал в сервис прямых трансляций «Твич» миллиард долларов. С этого момента все начали говорить о геймерах. До этого геймеры были разобщены, а на «Твиче» одновременно сотни тысяч людей стали собираться смотреть лайвы игр. Даже традиционный спорт в интернете не собирает столько человек вместе. На чемпионаты мира по киберспорту люди покупали по 40 000 билетов и забивали арены полностью.

Киберспорт — это тренд. Неделю назад китайский «Тенсент» инвестировал в киберспорт 15 миллиардов долларов. Даже Уоррен Баффет вошел в эту тему, потому что продуктов и компаний в этой сфере еще очень мало.

— Опасно, когда создаются «мыльные пузыри» и некоторые не очень замечательные компании накачиваются деньгами. То, что происходит сейчас с «Убером», — это дань первых. Когда ты первый, всегда сложно. Зато те, кто шли следом, показывают успех.

За 2016 год мы сгенерировали 7 миллиардов минут просмотров

— Для мира это уже не большие деньги, но два года назад это было впечатляюще. Я изначально много работал в ИТ-сфере и телекоме. Так и попал к Алишеру Бурхановичу. Кто-то велосипедами болеет, а я киберспортом. Вот и создал из своего хобби одну из самых успешных в мире команд «Виртус-про». Оборот тогда был около 2 миллионов долларов.

— Объясню тебе на примере классического спорта. У нас есть организация «Виртус-про». Это как единый бренд «Спартак», который есть в хоккее, футболе и баскетболе. Наша организация тоже состоит из нескольких команд, каждая из которых играет в «Доту» или «Контр-страйк».

Например, в «Доте» призовые на чемпионате мира — 20 миллионов долларов. Если команда выигрывает, организация берет себе 10—20% от выигранных денег. Это не основной доход, но хорошие деньги.

Основной доход — это спонсоры, продажа билетов и монетизация просмотров в интернете. Ты можешь включить монетизацию и получать деньги за просмотры вашего канала на «Ютубе». За 2016 год мы сгенерировали 7 миллиардов минут просмотров. Сервисы покупают у нас контент. Сейчас мы на грани первого контракта с телевидением.

— Нельзя смотреть «Доту», если ты не играл в «Доту». Здесь по-другому устроена экосистема. В футболе 0,1% играет, остальные смотрят. В киберспорте 99% играют и смотрят на то, как играют кумиры.

Пять лет назад «Виртус-про» начинал с 2000 подписчиков во «Вконтакте» и ниже 50 места в мировом рейтинге. России на мировой карте киберспорта просто не было. Я понимал, что сначала мне нужно продать спонсору идею киберспорта, а потом продать нашу команду. У нас была аудитория, которую нужно было где-то аккумулировать. Я пошел в медийку и стал строить вокруг команды медиа-историю и контент-продакшн.

Мы начали делать контент, а через два года получили первый спонсорский контракт на 10 000 долларов в месяц от компании «Бенк». Я был счастлив, наконец-то нам платят деньги. В какой-то момент контракты превратились в стотысячные. Аудитория росла, а вокруг медиа мы начали делать еще и свои турниры — стали строить экосистему. Спонсоры стали платить больше денег, потому что я смог донести посыл.

От того, что на майке напишешь «Тинькофф», толку мало. Вопрос в том, насколько это эффективно с точки зрения бизнеса. Когда ты можешь делать конкретную рекламную кампанию и когда у тебя есть медиа и производство контента вокруг команды, тогда ты можешь донести тот или иной посыл аудитории.

Топовые игроки получают больше миллиона евро в год

— Он не спонсор, а партнер. А так у нас около 50 спонсоров клубов. Например «Виза», «Медиа-маркт», «Пепси».

— Два года назад, когда мы договаривались об инвестициях, у нас был один клуб с оборотом 2 миллиона долларов. Теперь у нас три клуба. В прошлом году выручка увеличилась до 12 миллионов долларов. Думаю, что в этом году мы пробьем планку в 30 миллионов долларов, закроемся в минусе, а в следующем уже выйдем на прибыль.

— У нас много затрат на большой штат в 500 человек, поддержку медиаканалов и на зарплату игрокам. Если два года назад с профессиональными игроками можно было договориться за 2000 евро в месяц, то сейчас уже за 20 000 евро не договориться. Топовые игроки получают больше миллиона евро в год.

— Я учился в Бауманке на защите информации, но хотел служить родине. Но из-за болезни карьера Джеймса Бонда у меня не сложилась. Поругался с деканом, окончил 4 курса и ушел на вечернее в строительный. Пошел работать обычным менеджером в подвальчик, продавать картриджи.

За пару месяцев дорос до начальника отдела продаж. Решил с парнями открыть свое дело. Инвестором стал наш клиент. Открыли небольшую компанию, стали продавать картриджи и серверы. Стали расти. Реальный бизнес начался, когда я уцепился за идею Блэкбери. Тогда это была очень непонятная штука: почта через телефон. Мы стали официальным партнером Блэкбери по техническому обслуживанию корпоративных клиентов. С этого начались крупные контракты в телекоме.

— Давай не будем спорить, я в этом разбираюсь, тут разные принципы. У Блэкбери было свое шифрование «Трипл-дэс», которое защищало данные от взлома лучше нынешних алгоритмов в Айфонах. Смартфон позиционировался как полностью защищенное устройство: их мессенджер был неотъемлемой частью устройства. Поэтому при ввозе в любую страну на него тебе нужны были дополнительные разрешения.

Блэкбери очень быстро взлетела и вдруг стала приносить миллиарды долларов. Но они вовремя не адаптировали бизнес-концепцию закрытой экосистемы, не захотели меняться и не справились с кризисом роста. В итоге все их идеи скопировали крупные корпорации, с которыми сложно конкурировать.

А «Телеграм» прекрасен тем, что его не нужно ввозить — пойди и скачай. Если бы мессенджер Блэкбери был отдельным приложением, то «Телеграм» появился бы намного раньше.

— У нас уже есть несколько предложений от сторонних инвесторов на десятки миллионов долларов. Моя мечта — стать компанией-единорогом с капитализацией в 1 миллиард долларов. А потом можно и 20 миллиардов.

Бизнес — это про людей. Если к тебе есть доверие, тогда люди будут с тобой работать

— Я никогда не размышлял над этим. Крутых бизнесменов очень много, но для меня важен результат. Есть большое количество долларовых миллиардеров, значит, они знают и понимают в бизнесе больше, чем я. Миллиардером так просто не стать, нужно быть уникальным человеком. Из известных крутых миллиардеров я общался с Алишером Бурхановичем. Это меня впечатляет. Я вижу, что он сильнее и мне есть чему поучиться.

— Мне 34, и впереди еще много подвигов. Главное, чтобы здоровья хватило. Киберспорт не основной мой бизнес, это моя любовь. Я захотел, чтобы в России это стало чем-то большим и значимым. Это проклятие, когда твое хобби становится бизнесом. Пять лет назад я просто смотрел, как играет моя команда, строчил комментарии, писал в твиттере. Сейчас вместо одной команды у меня 14 компаний, 50 юрлиц и 500 сотрудников. Это превратилось в бизнес-процесс и управление, как в ИТ-холдингах. Тезис о том, что хорошо, когда любимое дело приносит деньги, не всегда верный.

— Я всегда говорил одну вещь: чтобы бизнес был крупным, нужно вести себя честно и держать слово. Это не какой-то манифест. Весь бизнес — это про людей. Если к тебе есть обоснованное доверие, тогда люди будут с тобой работать. И очень важно держать купеческое слово. Если будете выбирать, держать слово или пожадничать и получить прибыль, всегда выбирайте держать слово.

journal.tinkoff.ru

Антон Черепенников: «TaZ убедил меня поверить именно в этот состав»

Я расскажу небольшую историю, как появился польский состав Virtus.pro. Впервые поляки выступили под знаменами Virtus.pro в 2014. Сейчас они являются одним из самых стабильных и титулованных составов в мире. Но когда мы начинали, все было совсем по-другому.

Предыстория

Бренд Virtus.pro был создан в 2003 году, а Counter-Strike всегда был его флагманской дисциплиной. Вплоть до 2014 года Virtus.pro представляли игроки из СНГ. Начало 2013-го было достаточно удачным для организации, тогда там играли ANGE1, Kucher, Dosia, AdreN и GuardiaN. Именно эти игроки (кроме GuardiaN'а) прервали победную серию NiP. Контракты в киберспорте тогда только появлялись, и, конечно же, чаще всего взаимоотношения между игроками и организациями держались на юридически ничего не стоящих документах.

Так получилось, что СНГ-игроки ушли из Virtus.pro, нарушив свое слово за несколько сотен долларов прибавки к зарплате и призрачных перспектив в Astana Dragons. У нас в составе остался один только GuardiaN. Мы думали закрыть состав полностью, после стольких сил и денег, вложенных в тот состав, просто не хотелось идти дальше.

Нужно учесть, что в 2013 году у CS:GO были туманные перспективы, было много претензий к игре от комьюнити, но не было заоблачных цифр на стримах, дропов сундуков и стикеров. Экономика киберспортивных организаций была очень слаба. 

У знаменитых Golden Five дела в 2013-м шли не очень хорошо. CS:GO в начале совсем не поддавался легендарным игрокам. От Golden Five осталось Golden 3, в какой-то момент TaZ и NEO даже пробовали себя в League of Legends, а pashaBiceps всерьез думал о завершении карьеры и обычной работе.

Полякам часто не везло с организациями, и в середине года они опять остались без поддержки. Уже достаточно долго взрослые парни не выигрывали призовые и зарплат им никто не платил. До сих пор не представляю, как они продержались до конца 2013 года, пока, наконец, не выиграли Starladder.

Начало

На самом деле Virtus.pro спас GuardiaN. Он остался в составе один, отказался переходить в Nа’Vi и сказал, что будет ждать, пока мы наберем ему новый состав. Целеустремленность и надежность этого игрока достойна уважения. Вместо закрытия я решил попробовать пригласить трех легендарных поляков и найти еще +1.

В тот момент мы сильно разошлись во мнениях с LeX, ведь он был в Virtus.pro с основания и всеми силами пытался вернуть предыдущий СНГ-состав. Да-да, Astana Dragons просуществовала недолго, игрокам перестали платить зарплаты, и в какой-то момент они попросились обратно.

TaZ понял, что с LeX что-то идет не так, и написал мне напрямую. Я решил, что принципиально не хочу работать с теми, кто подвел, и стал лично вести переговоры, хотя никогда не подбирал игровые составы Virtus.pro до этого, за это отвечал LeX. Оборачиваясь назад, я до сих пор не могу поверить, что нам получилось договориться.

Представьте, как было нелегко TaZ после всех предыдущих неудач с организациями поверить в организацию из СНГ. Как было сложно организации Virtus.pro, у которой все болельщики были из СНГ, весь менеджмент и медиаресурсы были русскоязычными, понять, как работать с зарубежным составом, когда свои же игроки подвели.

Но самый главный спор был в составе. pashaBiceps сомневался, будет ли он играть дальше, TaZ и NEO настаивали на национальной команде без изменений, а я хотел во что бы то ни стало оставить GuardiaN, и было очень рискованно брать молодых и неизвестных byali и Snax. Больше трех месяцев мы спорили с TaZ чуть ли не каждый день. Не помню, сколько раз мы расходились ни с чем, желали друг друг удачи, а потом каким-то образом опять пытались договориться.

В конце концов TaZ сказал: «Антон, я знаю, что ты тоже играл в Counter-Strike профессионально, но я много лет не просто играл, я выигрывал. Поверь мне, я знаю, как выигрывать, и я сделаю это, если ты мне поверишь. Мне нужен национальный состав, где мы говорим на одном языке, и за который я ручаюсь». Я долго думал, поговорил с GuardiaN, который ждал все эти три месяца и объяснил ему позицию TaZ. На что он спокойно сказал, что если ребята не хотят с ним играть, то он пойдет в Na’Vi и еще напомнит полякам о себе в будущем. Я поверил TaZ.

Наши дни

За последние три года было всякое, взлеты и падения. Внутренняя кухня команд CS:GO очень сложная, взаимоотношения игроков и организаций не регламентированы Valve, и поэтому каждый день это работа над поиском компромиссов. Без нормальных человеческих отношений никакие контракты тут не спасут. После договора с поляками я вернулся к менеджменту организации, виделся с игроками раз или два в год, когда мы договаривались о следующих контрактах.

Но на протяжении всего этого времени я общался с TaZ лично, иногда это были многочасовые разговоры и касались они только одного – удерживать состав без замен во чтобы то ни стало. На самом деле несколько раз ситуация была критическая.

Когда ты выигрываешь, победы забываются на следующий день, но когда ты проигрываешь, желание что-то изменить может преследовать тебя месяцами и кажется таким простым решением. Как следствие, большинство команд выбирает то, что проще.

В конце 2016 года речь зашла о четырехлетнем контракте, беспрецедентном для киберспорта. Я тогда спросил TaZ: «Ты не думаешь пойти работать в организацию, тебе уже 30? Ты уверен, что хочешь играть еще 4 года?».

Он ответил, что я рано списываю его со счетов и что мне просто нужно ему верить. После обидного поражения Astralis на последнем «мейджоре» он написал, что Virtus.pro обыграют их на следующем чемпионате — и опять был прав.

Про историю с «Мерседесом»

Виктор уже выбирает комплектацию. Я хочу сказать, что благодарен ему за его работу лидера. На самом деле это очень сложная ноша и труд. Это не подарок игроку Virtus.pro, они всегда были в равных условиях и я их одинаково ценю. Это мой личный подарок человеку, с которым я лично работал несколько лет, который убедил меня поверить именно в этот состав.

На слово этого человека  можно рассчитывать, а ведь это так редко бывает в современном киберспорте. Ну и самое важное, что в наших личных беседах он не просил для себя большего, а всегда просил, чтобы у всех игроков были одинаковые условия. Well deserved.

virtus.pro

События

Представляем вашему вниманию большое интервью CEO холдинга ESforce Антона Черепенникова, в котором он рассказывает о подробностях сделки с Mail.ru Group, выделяет основные успехи работы холдинга и делится своими киберспортивными мечтами.

О том, как создавался холдинг ESforce

[…] История ESforce начиналась с Virtus.pro, и у меня была основная задача, моя любовь — построить киберспортивный клуб мирового уровня. Так уж совпало, что я развивал его на свои деньги, это было мое хобби, моя душа. В какой-то момент клуб даже вышел на самоокупаемость. Мы взяли поляков, начали выигрывать, все шло неплохо, но киберспорт становился все популярнее и популярнее, и в киберспорт начали заливать достаточно большое количество денег. Я понял, что сейчас я плачу полякам тысячу-полторы евро, а некоторые уже начинают платить пять. Значит, если я не создам экосистему вокруг команды, не смогу подписывать крупные контракты, то я просто либо стану фарм-клубом, либо вообще не выживу.

[…] Поэтому и появилась идея объединиться [с Na’Vi]. Для того, чтобы саккумулировать аудиторию двух клубов и получить более крупные контракты.

О результатах работы холдинга

[…] Когда люди пытаются судить ESforce, я люблю говорить о фактах. А факты следующие: мы построили холдинг без привлечения государственных денег. Собственными руками, за счет инвестиционных средств мы создали 500 рабочих мест в киберспорте, а это довольно много. Мы провели 4 турнира уровня чемпионата мира - EPICENTER. Выплатили миллионы долларов призовых. Выплатили зарплатами игрокам около 10 млн долларов, вложили много денег в оборудование и сделали RuHub принципиально другим. Построили медиапортал Cybersport.ru, которым я пользуюсь, и я доволен.  Мы построили огромную Yota Arena и отправили игроков уже тысячи раз в зарубежные поездки. И вот это всё факты. Этим всем я горжусь. Если вернуться назад, я бы оставил ту же стратегию, шел тем же путем, но многие вещи как менеджер я бы делал по-другому.

О сделке с Mail.ru Group

Как и раньше, я смотрю не на то, где мы находимся сейчас, а где мы будем через два года. Именно это волнует меня как управленца. […] Моя стратегия изначально была очень простой: когда есть конкретная экосистема, мы приходим к конкретным издателям игр — ведь киберспорт становится популярным — и предлагаем сразу готовую экосистему. Издателю не надо бегать по куче подрядчиков. Мы ему говорим: вот тебе и турниры, и команды, и медиа, и производство контента. В общем, полный цикл.

[…] Я очень долго пытался договориться с Wargaming, потому что это было логично. Вот у нас экосистема, вот вы хотите в киберспорт, поэтому давайте договоримся. Но Wargaming пошел и начал собирать свой киберспортивный отдел, чтобы построить свой киберспорт. Я не могу сказать, что у кого-то до сих пор, кроме CS:GO, Dota и League of Legends, это [войти в киберспорт] качественно получилось сделать.

[…] Естественно, мы пытались договориться с Mail.ru, о том, как мы будем работать с их играми. И в какой-то момент поняли, что есть возможность договориться по примеру MLG и  Blizzard. Мы сможем быть достаточно хорошей платформой для Mail.ru, чтобы развивать их киберспортивное направление, потому что мы умеем это делать. Для нас же Mail.ru — это крупнейшая компания в России, у которой есть VKontakte, Mail, очень большое количество трафика. Как бизнес-структура они более «взрослые», sales house и менеджмент у них мощнее. Вот по этой логике мы и пришли к сделке с ними.

О своей позиции после сделки с Mail.ru Group и изменениях в работе холдинга

[…] Я до сих пор СЕО ESforce, и это не меняется. Я до сих пор являюсь членом совета директоров ESforce. Я остаюсь на своей должности, и для меня принципиально важно, чтобы это все не сломалось [...], чтобы все осталось как есть, стало лучше.[…] Наш конкретный договор с Mail.ru был о том, что ESforce остается обособленной экосистемой. Холдинг в холдинге. […] С точки зрения нашей стратегии, то она никаким образом не изменилась. Она может просто дополниться.

О киберспортивных мечтах

[…] Для меня был вызов, мечта сделать крутой клуб, и я его сделал. Для меня был вызов сделать международный турнир в России, и я его тоже сделал. Моя личная цель как фаната, она уже выполнена. […] Если смотреть на VP, то мы, наверное, собрали все основные киберспортивные кубки. VP – это один из двух или трех клубов в мире, у кого есть два ESL-кубка за мейджоры. И по CS, и по Dota. International — это единственный кубок, который не стоит на полке, но в этом году опять есть шанс.

esforce.com

Антон Черепенников: «Деньги — это замечательно, но ESforce — мое детище»

i

Когда там следующая игра Virtus.pro по Dota 2? С адблоком этого не узнаешь. Всематчи

Антон Черепенников объяснил в интервью Cybersport.ru, почему все называют ESforce монополией и на что были потрачены инвестиции USM Holdings. Он также рассказал, чем выгодна сделка с Mail.Ru Group и как она отразится на работе подразделений холдинга.

О монополии ESforce

«Я не раз слышал это слово. Я, наверное, с ним в чем-то согласен, это была моя стратегия. А в чем-то я конкретно не согласен. Когда мы получили инвестицию, 100 млн долларов, то у всех вокруг наших маленьких конкурентов появилось четкое ощущение что вот оно, поперло. Они, значит, прибежали все в очередь и начали рассказывать: “Мы сейчас сделаем вам все красиво, вот счет”. И одному из старых, старейших киберспортивных порталов я говорю: “Слушайте, а почему мы должны платить деньги за анонс крупнейшего турнира в СНГ? Ну, допустим, EPICENTER?”

Ну, получается, что мы не стали давать денег всей братве. Естественно, она обиделась и начала бегать и кричать, что ай-ай-ай, монополия, денег не дают, ну значит плохие. У меня всегда был справедливый вопрос: слушайте, ну это же рост для индустрии, если мы получили такие большие инвестиции? С закрытыми глазами могу сказать, что у топовых клубов наших, следующих за Virtus.pro, или там турниров, чуть ли не на первой странице будет: “Почему киберспорт — круто? Потому что Алишер Усманов инвестировал туда 100 млн долларов”.

Хочешь больше? Работай лучше. Что мешает там пойти кому-то к Фридману или к Евтушенкову и получить 100 млн долларов? Что мешает поработать, найти себе инвесторов и построить то же самое? Нет, надо бегать и кричать что ESforce плохие».

О потраченных $60 млн

«ESforce в этом году — он будет прибыльный. Поэтому просто больше и не потребовалось, чем $60 млн, не вижу логичных инвестиций, что с этим можно сделать. Если посмотреть куда ушло, то основной кост — это Yota Arena. Считаю, что это важно в том числе и для индустрии. Как это происходит? Большинство людей, особенно 40+, слышали про киберспорт, но не представляют, что это. Когда они приходят в Yota Arena, они видят [и говорят:] “Ну это прям большое сооружение, а вот там ребята в компьютеры играют”. Так более-менее понятно для крупного бизнеса, [так что Yota Arena] выполняет функцию шоу-рума. И при этом еще понятно, как ее окупить.

Второй очень большой кост — это “Эпицентры”. Это такой инвестиционный проект, но они выйдут в плюс уже в этом году, хотя стоят по 2-3 миллиона долларов каждый. Natus Vincere, медиаправа, SK Gaming. Потом лаунжи. Мы достаточно много вложили в мерч.

Для того чтобы провести сделку с Mail.Ru нужен [был] профессиональный юридический отдел, финансовый, операционный. Для всего этого нужны топ-менеджеры. Соответственно, много денег уходит на высокооплачиваемых сотрудников. Плюс нужно учесть, что мы платим все налоги. Еще у нас есть разработки. Например, сейчас мы работаем над Looch.tv и еще над несколькими проектами, которые запустили полтора года назад, на это тоже уходят деньги. Собственно, совокупно мы достаточно потратили.

Здесь абсолютно все было открыто, когда мы подходили к сделке, там было много независимых аудиторов, нас вывернули наизнанку полностью. Когда я посмотрел отчет — ни за что не было стыдно».

О сделке с Mail.Ru

«Mail.Ru был не единственный инвестор, который мог бы у нас быть. Учитывая текущую геополитическую ситуацию, не то, чтобы очередь из иностранных инвесторов [за нами стояла], тем более что здесь инвестиции крупные. Это не вложить 200 тысяч в стартап и “посмотрим на авось”, это уже достаточно крупный бизнес. Найти зарубежных партнеров не так просто.

Что смущало тех же потенциальных американских инвесторов? Что это российский менеджмент, российская компания. Было много предложений, но с одним но: ну вы переезжаете, и тогда все OK, будет совершенно другой разговор. Но я все-таки строил это здесь. Изначально моя мотивация была построить российский клуб. Так уж получилось, что я построил российский холдинг. И мотивации переезжать вместе с менеджментом [не было].

А второй пункт, как получить инвестиции, и рост — смещать центр силы из СНГ на два более мощных рынка — либо Китай, либо США. Мы там присутствуем, но для качественного роста, я имею в виду, на порядок [нужно переехать]. То есть выручку нам насчитают $20 млн долларов, а чтобы выручка стала $200 млн, нужен либо глобальный паблишер, либо смещение центра силы в тот или иной регион. Если честно, я к этому просто не готов. Поэтому пошел к СНГ-шной интернет-компании, которая является достаточно мощным игроком, и мы в итоге договорились.

Был конкретный договор наш о том, что ESforce остается обособленной экосистемой [в Mail.Ru]. Холдинг в холдинге. Я не вижу, что что-то поменяется для обычных наших потребителей, фанатов команд или зрителей “Эпицентра”. Добавится ли что-то новое в синергию относительно продуктов Mail.Ru? Но это и так могло быть без этой сделки. Весь менеджмент остается. Финализируя: я считаю, что сделка с Mail.Ru — это очень полезно для ESforce, это шанс развиваться холдингу. Это очень полезно для отрасли в целом».

О новых дисциплинах

«Если взять экосистему ESforce, то у нас есть две основные игры — Dota и CS. Может ли пойти здесь третьим Warface? Ну да, я бы все равно это искал. Это нужно для развития холдинга. Можем ли мы из Warface сделать качественно другой киберспорт? Да, можем. Над этим нужно поработать.

Я не думаю, что это коснется как-то действующих дисциплин, Dota и CS. Есть вопрос, что добавится нового в этой синергии с новым партнером, который является производителем игр. Но я не вижу чего-то такого критического. Наша стратегия никаким образом не изменилась. Она может просто дополниться. И все равно это будет детально решаться в ближайшие несколько месяцев, потому что мы сейчас только на этапе закрытия сделки. Еще очень много всяких формальностей, процедур. И это большой разговор уже с топ-менеджментом Mail.Ru, как все будет структурироваться. Деньги — это, конечно, все замечательно, но ESforce — мое детище. И отдать его на растерзание не стоит денег».

О затратах

«Мы построили холдинг без всяких там государственных денег. На частные инвестиционные, нашими руками, которые дают 500 рабочих мест в киберспорте. А это очень немало, на самом деле. Мы провели 4 турнира уровня ЧМ — “Эпицентры”. Выплатили миллионы долларов призовых. Выплатили, я думаю, уже более $10 млн зарплатами игрокам, вложили кучу денег в оборудование и сделали RuHub принципиально другим. Построили медиапортал, Cybersport.ru — каким он был и какой он сейчас! Я им пользуюсь и я доволен, если честно.

Мы построили огромную Yota Arena, мы тысячи раз отправили игроков на зарубежные поездки. Тысячи раз, сделав тысячи виз. Тем, что создано, я горжусь. Если вернуться назад, я бы оставил ту же стратегию, шел бы тем же путем, но многие бы вещи делал по-другому».

О руководстве ESforce

«Я до сих пор являюсь членом совета директоров ESforce. Я остаюсь на своей должности. Для меня принципиально важно, чтобы это все не сломалось и людей не повыгоняли. Чтобы все осталось как есть, чтобы стало лучше.

Конечно, это будет какая-то серия компромиссов. Это будет обсуждение. Где новые возможности для ESforce? Как его сохранить и развить с Mail.Ru, я вижу. Объединения двух огромных машин — это всегда шероховатости, процесс обсуждения, создание новых процедур. Я не видел еще ни одних покупок одной компании другой, чтобы это все “а, ну да, это все классно, завтра поехали”».

О командах и результатах

«Максим Залилов сказал в каком-то интервью:— Какая задача у Moscow Five?

— Ну, мы хотим быть топ-3 мира!

Но топ-3 мира там совсем не пахло, в российском киберспорте это превратилось в мем. Тогда все команды с трудом доползали до топ-16, и комьюнити [говорило]: “А, ну это топ-3 мира, понятно”. В какой-то момент в 2016-м — это было недолго, но — я открываю рейтинг HLTV. Первое место — SK Gaming, где основной акционер — ESforce, второе место — VP. Или даже наоборот. Да, первое место было у VP в какой-то момент, SK на втором месте, а на третьем были NaVi. Пусть [у нас были только] медиаправа, но все равно. И для себя поставил галочку, что мы не в топ-3 мира, мы и есть топ-3.

Правда, просуществовало это счастье недолго. Пару месяцев это держалось, и сейчас придется немножко поработать над VP по CS. Вечное издевательство надо мной. Не может так случиться, что и CS и Dota одновременно выигрывают все. Как только у меня CS все выигрывает — случается полнейший ахтунг с «Дотой». Только «Дота» выигрывает — попадет в тир-1, выигрывает все и вся, или входит в топ турниров, начинается полный разлад в CS. И я никак не могу победить этот момент».

Другое Индустрия Интервью Не забудь поделиться с друзьями:

www.cybersport.ru

Антон Черепенников заявил об уходе из киберспорта

Антон Черепенников заявил об уходе из киберспорта

15 января 2019, 15:43 Киберспорт / Другие игры 0

Сооснователь холдинга ESforce прекратит работать в киберспорте. Об этом стало известно из заявления, опубликованного по случаю продажи пакета акций SK Gaming концерну Daimler и ФК «Кёльн».

«Более двух лет назад мы выступили финансовыми партнёрами этого легендарного клуба. В его развитие было вложено немало средств и сил. Под эгидой ESforce SK Gaming занимала лидирующие позиции и на протяжении двух лет (2016-2017) считалась лучшей командой мира по CS:GO по версии рейтинга HLTV.org.

Сегодняшняя сделка по продаже SK Gaming производителю автомобилей Mercedes стала знаковой не только для рынка, но и для меня. Ею я планирую завершить более чем 20-летний этап своих отношений с киберспортом», — прокомментировал сделку сооснователь ESforce Антон Черепенников.

Бизнесмен начал свою деятельность в 2011 года — Черепенников возродил киберспортивную организацию Virtus.pro. В 2015-м он выступил сооснователем холдинга ESforce. Структура Алишера Усманова USM Holdings намеревалась инвестировать в компанию более $ 100 млн.

Сейчас Черепенников владеет холдингом «Цитадель». Он основан в начале 2017 года. В его состав входят семь структур, которые отвечают за информационную безопасность и производство систем технических средств для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Компания помогает с реализацией «закона Яровой».

ESforce продал ФК «Кёльн» и Daimler акции киберспортивной организации SK Gaming

Комментарии (0)

www.championat.com


Смотрите также