Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Дэйв брубек биография личная жизнь


Дэйв Брубек - Биография, факты, редкие фото

Американский джазовый пианист и композитор Дэйв Брубек (Dave Brubeck) был особенно известен нетрадиционными музыкальными размерами своих произведений.

Дэйв Брубек родился в Конкорде, штат Калифорния, 6 декабря 1920 года. Начинал он карьеру как сольный джазовый музыкант, позже в 1951 году основал The Dave Brubeck Quartet.

Луи Армстронг: джаз как образ жизни

Дэйв Брубек в детстве

Брубек начал играть на фортепиано, когда ему было 4 года. Первые его выступления были с калифорнийскими джаз-бэндами в ранние 1930-е годы. Окончив старшую школу в 1938 году, Брубек поступил в Тихоокеанский колледж в Калифорнии. Вскоре после этого он собрал свой первый ансамбль из 12 человек.

Во время Второй Мировой войны Брубек проходил службу под руководством генерала Джорджа Патона (George Patton). Сразу после войны он поступил в колледж Миллс, чтобы учиться музыкальной композиции. О своей страсти к игре на рояле Дэйв Брубек однажды сказал:

Для меня рояль сравним с целым оркестром

Первый ансамбль Дэйв Брубек собрал в студенческие годы

В 1946 году Дэйв Брубек и 7 его сокурсников в Миллс колледже, включая саксофониста Пола Дезмонда (Paul Desmond), трубача Дика Коллинса (Dick Collins) и кларнетиста Билла Смита (Bill Smith), организовали The Dave Brubeck Octet. Основанный в Сан-Франциско новоиспеченный джаз-бэнд выступал до 1949 года и даже выпустил несколько релизов, в числе которых The Way You Look Tonight, Love Walked In, September in the Rain, Fugue on Bop Themes, Let’s Fall in Love, I Hear a Rhapsody, Laura и What Is This Thing Called Love. Хотя широкой известности они так и не узнали в 1940-50-е годы, октет все же заслужил признание в последующие годы. Их записи были признанны новаторскими и опережающими свое время, даже некоторые джазовые стандарты той современности.

Индивидуальный музыкальный стиль

Использование нестандартных ритмических размеров в своих сочинениях поспособствовало тому, что все его творчество обрело небывалый успех у джазовых критиков и стало невероятно привлекательным для поклонников жанра. Самыми популярными из всех можно назвать Blue Rondo a la Turk, In Your Own Sweet Way и The Duke.

Вместе со своим квартетом Дэйв Брубек записал знаменитый альбом Time Out

После того как Квинтет Дэйва Брубека распался в 1949 году, пианист практически сразу же открыл The Dave Brubeck Trio. Группа стремительно набирала популярность в Сан-Франциско, и впоследствии превратилась в квартет – четвертым участником стал Пол Дезмонд. Играя вместе более 10 лет, только Дезмонд и Брубек были постоянными участниками ансамбля.

К середине пятидесятых Дэйв Брубек наконец приобрел международную известность. Пиком его популярности можно обозначить появление на обложке ноябрьского журнала Time в 1954 году.

В одном из интервью журналу The New York Times Брубек делился своими чувствами по поводу пришедшей к нему славы в пятидесятых и отметил, что Пол Дезмонд, его постоянный партнер на сцене, не мог достичь признания еще несколько лет спустя обретения мировой популярности Брубеком.

Было 7 утра, когда в дверь раздался стук. На пороге стоял Дюк Эллингтон (Duke Ellington) – он вручил мне журнал и сказал: «Дэйв, ты на обложке». Он был счастлив за меня, но я был разочарован, потому что он не мог повести себя иначе. Очередь дошла и до него пару лет спустя, но… это уже меня не касалось.

Легендарная Take Five, написанная партнером Брубека, долгое время сотрудничавшим с ним, саксофонистом Полом Дезмондом, стала первой инструментальной композицией, тиражи которой превысили 1 миллион копий. Написанная в 1959 году Take Five вошла в альбом Квартета Дэйва Брубека Time Out. Композиция стала настолько популярной, что сумела привлечь к себе внимание самого большого числа новых слушателей джаза в 1950-60-к годы.

Альбом Time Out возглавляет Лучшие кул-джаз альбомы

Семейный квартет

В 1954 году Дэйв Брубек попал на обложку журнала Time

The Dave Brubeck Quartet распался в 1967 году. 10 лет спустя умер Пол Дезмонд. Брубек сформировал другой квартет – со своими сыновьями – клавишником Дариусом Брубеком (Darius Brubeck), контрабасистом и тромбонистом Крисом Брубеком (Chris Brubeck) и барабанщиком Дэнни Брубеком (Danny Brubeck). В 1973 году они выпустили альбом с названием «Два поколения Брубеков» (Two Generations of Brubeck).

Дэйв Брубек продолжал записываться в 80-е и в 90-е годы. Среди его пластинок тех лет Blue Rondo (1986), Moscow Nights (1987), In Their Own Sweet Way (1994) and A Dave Brubeck Christmas (1996).

Дэйв Брубек скончался в Норуолке, штат Коннектикут, 5 декабря 2012 года от сердечного приступа в возрасте 91 года. Брубека запомнят как пианиста и музыкального экспериментатора. Он продолжает жить в своих композициях, и пока их слушают, его творчество будет цениться.

Рекомендуем: Самые известные джазовые композиторы

jazzpeople.ru

Брубек Дэйв Уоррен

Жизнь и творчество Дэйва Уоррена Брубека

В джазе прошли времена неграмотных негритянских самоучек, которые не знали нотной грамоты и полагались в основном на свой слух и джазовое чутье. Подошла очередь джазмена — образованного музыканта, искушенного всеми премудростями европейской классической и современной музыки. Одним из таких музыкантов и стал Дэйв Брубек. 

Известный советский исследователь джаза А. Баташев писал «Сейчас совершенно ясно, что Брубек был... провозвестником в джазе новых идей, первым, с кого началась история джаза как интернационального по сути искусства. Он первым взорвал ритмические стереотипы, ввел пятидольные, семидольные и девятидольные (при этом необыкновенно свингующие) метры, широко стал пользоваться полиритмией и полиметрией, а также полифонией и политональностью. Он первым ввел в джаз модальные, ладовые принципы импровизации и тем самым навел ранние мосты от прежнего джаза к другим музыкальным культурам Европы и Азии, в том числе и к музыке славянских народов». 

Дэвид Уоррен Брубек родился в 1920 году в известной музыкальной семье. Его мать была пианисткой. Старший брат — Генри получил известность как педагог музыки. Средний — Говард — сумел занять заметное место в мире симфонической музыки, стал автором оркестровых, камерных, хоровых и фортепианных произведений, отмеченных оригинальностью мысли и формы. Однако именно Дэйв — младший брат получил наибольшую известность. Он уже с четырех лет начал играть на фортепиано, а с девяти — еще и на виолончели. 

Дэвид Уоррен Брубек в 2005 году

Круг профессиональных интересов Брубека с самого начала был очень широк. Сильнейшие впечатления были связаны в молодые годы, как сам он позже признавался, с творчеством Прокофьева и Шостаковича. Его пристальное внимание привлекала французская музыка предвоенной поры, с ее тягой к экспериментам. 

В возрасте 21 года Брубек поступает на музыкальный факультет Тихоокеанского колледжа. Учебу прервала война, однако военные власти разрешили Брубеку продолжить занятия у Арнольда Шенберга. Дэйв, тем не менее, успел побыть руководителем военного оркестра в Европе и поработать там как аранжировщик и пианист. 

Сразу после возвращения домой Дэйв продолжил занятия с выдающимися музыкантами, жившими тогда в Калифорнии. «Мийо был первым «академическим» музыкантом, использовавшим язык джаза», — рассказывал он. — Потому-то его личность и оказалась столь привлекательной. В 1946 году, сразу после армии, мы с Биллом Смитом записались на курс композиции — Мийо его вел тогда в Мидлз-колледже, в Окленде, а Говард был у него ассистентом.

Первое, что сказал маэстро, войдя в класс, было «Желающие изучать джаз поднимите руки», А потом «Те, кто собирается изучать искусство фуги, контрапункта и композиции, не хотите ли написать что-либо для ваших коллег — джазовых музыкантов» Вот с этого и началась наша группа. А с Шенбергом у меня ничего не вышло. Я взял у него только два урока. 

Для меня он оказался слишком строгим педагогом требовал, чтобы композиции создавались с точным соблюдением всех правил. Мийо тоже был крайне строг, когда объяснял и проверял, хорошо ли мы его поняли. Контрапункт он преподавал «по Баху», очень любил Мендельсона, и нужно было скрупулезно следовать за ним, но когда дело доходило до композиции, он предоставлял нам абсолютную свободу. А таким и должен быть джаз». 

Именно в ту пору окончательно определилось направление будущих исканий Дэйва Брубека, целью которых стал именно этот «свободный джаз». Первым шагом на этом пути было создание экспериментального октета, составленного из его коллег-студентов. А в 1949 году он начинает играть в трио, к которому со временем подключается Пол Дезмонд — один из лучших альт-саксофонистов мира, автор популярнейшей пьесы «Take Five». Удивительное слияние двух выдающихся музыкантов, чувствовавших малейшие повороты в ведении мелодической линии при совместной импровизации, а в квартете Брубека часто использовались полифонические приемы, всегда поражало слушателей. 

«Сила квартета была в новых музыкальных идеях. «Сама атмосфера брубековских концертов была необычной, — пишет А. Е. Петров, — после горячей, экспрессивной музыки бопа с ее взрывчатой, нервной фразировкой и стремительными ритмами Брубек предлагал известное охлаждение и упорядочение структур. Он привнес в джаз полифонию и другие элементы классического мышления. 

Эта «классичность» сказывалась также в том, что Брубек играл некоторые эпизоды и вовсе без свинга, то есть без специфической для джаза упругости». 

В свое время это вызвало бурную полемику многие музыканты считали его недостаточно «джазовым» пианистом. Вот две прямо противоположные оценки «Он просто не умеет свинговать!» (Майлс Дэвис). «Мне нравится Брубек. Он дошел до такого совершенства, до которого я смог бы добраться, лишь приложив все мыслимые и немыслимые усилия» (Чарли Паркер). 

Как бы там ни было, в середине 1950-х годов этот квартет стал законодателем мод в американском импровизационном джазе. Стиль его, получивший название «кул», все более широко распространяется. 

У Брубека появляются единомышленники, последователи и подражатели. Во второй половине 1950-х слава его выходит за пределы узкого круга поклонников джаза в Америке благодаря гастролям по всему миру и десяткам записей. Знаменательным событием становятся концерты, в которых впервые исполняются сочинения Говарда Брубека. В 1956 году в Сан-Диего состоялось первое исполнение «Диалогов» для джаз-комбо и симфонического оркестра, позднее записанных Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна и прозвучавших также в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле. 

Одним из первых Брубек принял участие в создании «сплавов» джаза и симфонической музыки, исполнив в 1959 году произведение своего брата Говарда «Диалоги для джаз-ансамбля и симфонического оркестра». В 1961 году он написал балет «Джазовые пуанты». 

Другой приметой брубековского мышления становится интерес к неамериканским культурам — европейским, азиатским, африканским «Я пишу музыку в основном под влиянием визуальных ощущений. Альбом «Джазовые впечатления от Японии» был написан за неделю пребывания в этой стране. Я чувствовал вздохи и страдания большого города, видел Фудзияму, наблюдал за японцами, как художник наблюдает за натурой... На втором месте у меня слуховые ассоциации. Как-то в Стамбуле я услышал на улице ритм. Потом на этот ритм написал свою композицию... » 

История жизни Дэйва Уоррена Брубека

Вплоть до 1967 года Квартет Дэйва Брубека оставался одним из самых популярных джазовых коллективов мира. Наряду с самим Брубеком и Полом Дезмондом в его состав входили ударник Джо Морелло и контрабасист Джин Райт. Вместе они объездили США, выступали в Европе, сделали десятки записей, увековечив многие создания Брубека, в том числе такие, как «Неквадратный танец», «Голубое рондо в турецком стиле» и многие другие... 

Ю. Чугунов пишет «Брубек — экспериментатор и новатор. Музыка его не укладывается в традиционные схемы. Ее наиболее ценное качество, на мой взгляд, — это удивительное сочетание музыкального интеллекта, за которым стоит прочная база европейской музыкальной культуры и вдохновенной джазовой импровизации, пронизывающей любое его исполнение от начала и до конца. По мнению самого Брубека, импровизация в джазе является источником и причиной сосуществования его с камерно-симфонической музыкой. 

Джаз снова вызвал к жизни забытое искусство импровизации и оказался силой, оживившей классику благодаря своей стихийности и близости к человеческим переживаниям. Брубек имеет в виду сплав элементов классической и современной академической музыки с джазом; наиболее ярко выразилась эта тенденция в джазовых стилях «кул» и «третье течение» (позже — «фьюжн»). Он считает, что первыми музыкантами, пытавшимися слить воедино западноевропейскую музыку с музыкой американских негров, были первые новоорлеанские джазмены. 

С этого момента (то есть с начала века) джазовый музыкант открыл для себя сокровищницу классической музыки. И если бы ее не использовали, то нынешний джаз был бы очень убогим и ограниченным, просто превратился бы в музейный экспонат, хотя и весьма симпатичный (таковым фактически оказался сегодняшний диксиленд). 

Брубек одним из первых в джазе начинает создавать композиции в нечетных размерах 34, 54, 74, 98, 118 и так далее, с переменными размерами, открыв тем самым путь к полиритмическим экспериментам в джазе. Сразу приходит на память популярный вальс Черчилля «Настанет день, мой принц придет», сыгранный квартетом Брубека полиметрически — с одновременным сочетанием тактовых размеров 34 и 44, когда Брубек играет на 44, а ритм-группа на 34. 

После ритмических экспериментов Брубека джазмены перестали бояться нечетных размеров. Эпоха глобального господства четырехдольное™ в джазе сдала свои позиции, хотя следует признать, что четырехдольный размер продолжает оставаться основным в джазе». 

В конце 1960-х он создал новый ансамбль, получивший имя «Два поколения Брубеков»; в него вошли три сына музыканта — пианист-композитор Дариус, руководитель рок-ансамбля Крис и ударник Дэнни. Вскоре журнал «Тайм» назвал и этот коллектив «самым популярным в стране». Сам же глава семьи стал все больше времени посвящать композиции. Он написал оратории «Свет в пустыне», «Врата правосудия», «Мир миру», музыку для нескольких спектаклей и кинофильмов. 

Но позже выяснилось, что отход от активного музицирования был временным, и с 1982 года Брубек снова на эстраде — на сей раз с новым квартетом. Именно с ним он и посетил в 1987 году нашу страну. И советские слушатели своей реакцией подтвердили, что искусство Брубека не устарело, сохранило свою жизненность, безграничную фантазию, неотразимое обаяние. 

А. Е. Петров рассказывает об этих концертах «Конечно, осталось великолепное брубековское туше, фразировка, владение педалью, удивительная «оркестральность» клавиатуры — вот словно бы соло валторны, вот группа саксофонистов, вот труба... Но в целом звучание стало более «классическим» — особенно это было заметно на одном из ленинградских концертов. Утром Брубек посетил Ленинградскую филармонию и помузицировал на ее сцене перед пустым залом... Вечером все его импровизации были насыщены отзвуками этого утреннего впечатления — соло звучали «в красках» Рахманинова, Шопена, Чайковского. 

В своей «Джазовой энциклопедии» известный исследователь джаза Леонард Фезер писал о чрезвычайной гармонической сложности музыки Брубека, ее полифонии, полиритмии и политональности. Сейчас Брубек играет заметно проще. Многое из того, что мы услышали, воспринималось как инструментальные «песни без слов» — легкие, мечтательные, почти вокальные; импровизационной разработки было мало, все время выделялась и подчеркивалась именно мелодия. «Поздний» Брубек обрел античную ясность духа. Вместо живописца «бурь эпохи» мы увидели мудрого лирика, человека, о котором можно сказать «Для него все познаваемое — музыкально!» 

И в преклонном возрасте музыкант остался верен своим принципам, которые он формулирует так «Очень хорошее определение — современная музыка. Она должна быть просто продолжением вас самих. И нравиться вам — вот что самое главное. Если она нравится и другим — еще лучше, тогда это уже коммуникация, общение. Очень важно делиться с кем-то своими чувствами, сильными эмоциями. Ненавистью, гневом, но еще лучше — любовью.

Лишь бы вы что-то сильно чувствовали, и если вы артист, это всегда удается так или иначе передать. Одним нравится веселье, другим грусть, но в любом случае мы имеем дело с человеческими эмоциями. Их-то художник и должен выражать, будь он живописец, писатель или музыкант».

tunnel.ru

R.I.P. Dave Brubeck: все, что вам нужно знать о выдающемся джазмене

Вчера, 5 декабря 2012, не стало композитора и музыканта Дэйва Брубека, одного из ключевых деятелей джаза XX века. Сегодня знаменитому пианисту исполнилось бы 92 года.

Он хотел стать ветеринаром, но его всегда тянуло к музыке. Он боролся за права темнокожих, попал на обложку Time, стал автором первого джазового бестселлера. Дэйв Брубек в фактах, цитатах и лайвах — в трибьюте от Open.ua.

Первые уроки музыки Дэйву Брубеку давала его мать. Отец Дэйва был швейцарских кровей, зарабатывал на жизнь скотоводством, а мать — пианисткой с английской и немецкой родословной. С четырех лет будущий музыкальный мастер обучался игре на фортепиано, с девяти — на виолончели. Любимым композитором матери Дэйва был Шопен, так что его произведения звучали в доме Брубеков чаще остальных.

Из-за проблем со зрением, Брубек с детства плохо читал ноты, но отлично делал вид, что следует написанному. В общем, импровизировать на фортепиано он начал с малых лет.

Одна из бабушек Дэйва Брубека была родом из Беларуси. Об этом он признался в интервью Владимиру Познеру.

Дэйв Брубек давал публичные концерты с 13 лет. Сперва это были классические фортепианные произведения, позже — участие в группах, игравших дискиленд и свинг.

Дэйв утверждает, что никогда не стремился строить музыкальную карьеру. «Я никогда не хотел этого образа жизни», — из года в год повторял он в своих интервью. И еще: «Моей мечтой была стабильная работа. Не гастроли, а то существование, когда ты ходишь на работу как механик, или столяр, и знаешь, что эта работа будет у тебя и завтра».

Брубек собирался стать выдающимся ветеринаром и даже начал обучение в университете. Но и преподаватели по музыке, и преподаватели ветеринарной кафедры (где наш герой параллельно с обучением руководил местным студенческим ансамблем из 12 человек) убедили Дэйва, что его место — в консерватории.

Даже служба в армии не помешала музыкальным опытам Брубека. Призванный на службу в Европу, в 1944 году он собрал солдатскую группу The Wolfpack — первый мультирасовый музыкальный коллектив в истории армии США.

Именно в армии Брубек познакомился с саксофонистом Полом Дезмондом — будущим творческим соратником на долгие годы.

На Второй мировой войне солдат Брубек должен был участвовать в известной Арденнской операции, но был освобожден от боев, так как находчиво вызвался играть на фортепиано на мероприятиях Красного креста.

Вернувшись из армии после четырех лет службы, Дэйв Брубек впервые заинтересовался джазом. В 1948 году он основал экспериментальный ансамбль из восьми музыкантов. Позже состав сократился до четырех участников и получил название The Dave Brubeck Quartet.

Брубек стал вторым джазовым музыкантом, попавшим на обложку журнала Time. Это случилось в ноябре 1954-го. Первым джазменом на обложке Time был Луи Армстронг в 49-ом.

Брубек боролся за права темнокожих и никогда не поступался принципами. В 1958 году к его квартету присоединился афроамериканец — контрабасист Юджин Райт по кличке «Сенатор». Владельцы многих клубов отказались выпускать мультирасовую группу на сцену, но Брубека это не волновало. Кроме того, Брубек отменил важное выступление своего квартета на ТВ, когда узнал, что телепродюсеры дали операторам установку не брать Райта в кадр.

Композиция The Dave Brubeck Quartet «Take Five» стала первым бестселлером в истории джаза. Пластинка вышла в 1959 году и стала первой джазовой инструменталкой, проданной тиражом более 1 миллиона копий. Запоминающаяся мелодия Дезмонда, диковинные по тем временам аккорды Брубека и ритмы Джо Морелло сделали свое дело. Название «Держи пять!» (фразеологизм, изначально означающий пятиминутный перерыв) объясняется экспериментальным размером сочинения — 5/4. Композиция вошла в один из обязательных альбомов в коллекции каждого любителя джаза — «Time Out».

Особое удовольствие Брубеку доставляли эксперименты с музыкальными размерами. Принято считать, что до Брубека джазовые музыканты придерживались традиционного размера 4/4, в то время, как наш герой сочинил композиции во всех размерах, которые только можно представить. К примеру, «Pick Up Sticks» написана в размере 6/4, «Unsquare Dance» в 7/4, «World's Fair» в 13/4, «Blue Rondo à la Turk» в 9/8.

Дэйв Брубек: «Каждая личность должна заниматься самовыражением. Будь то политик, министр или полицейский».

В начале 60-ых Дэйв и его супруга Айола сочинили джазовый мюзикл. Постановка «The Real Ambassadors» была посвящена Движению за гражданские права чернокожих в США, Холодной войне, шоу-бизнесу, природе Бога и другим темам. Мюзикл рассказывал о выдуманной африканской нации Талгалла, а ключевой персонаж был основан на Луи Армстронге, который тоже принимал участие в проекте.

Еще одним необычным опытом Брубека стала кантата «Врата правосудия» — симбиоз библейских фрагментов и цитат Мартина Лютера Кинга.

В 70-ые Брубек выступал с тремя своими сыновьями. Ансамбль назывался Two Generations Of Brubeck.

Четверо из шести детей Брубека — профессиональные музыканты. Старший Дариус — пианист, продюсер, исполнитель, преподаватель. Дэн — перкуссионист. Крис — мульти-инструменталист. Мэтью — виолончелист.

В 2000 году Дэйв и его супруга Айола основали Институт Брубека, который по сей день дает престижное джазовое образование.

Дэйв Брубек в 2002 году: «Я начинаю понимать себя. Но было бы лучше, если бы я мог понять себя в 20 лет, а не в 82».

В 2010 году Клинт Иствуд совместно с джазовым документалистом Брюсом Рикером представили фильм «Dave Brubeck: In His Own Sweet Way». Телепремьера состоялась в День 90-летия мэтра.

Помимо джаза, Брубек сочинял оркестровую музыку к операм и балетам, а также саундтреки для телепередач и мультсериалов, церковные произведения.

Брубек отвергал условности традиционного джаза, благодаря чему и стал основоположником звучания жанра в 50-ые и 60-ые годы. Своим творчеством он значительно расширил границы джаза и сделал многое для его популяризации.

Даже в последние годы жизни Дэйв Брубек продолжал гастролировать. В 2011 году 90-летний Брубек дал фееричную серию концертов в США и Канаде. Таким образом, джазовым мастер выходил на сцену на протяжении 77 лет.

Дэйв Брубек умер от сердечного приступа 5 декабря 2012 года по дороге на плановый прием к кардиологу.

open.ua

Биография Дейва Уоррена Брубека

Ссылки для упрощенного доступа

ДС:- В 92 году, во время европейских гастролей, семидесятидвухлетний пианист Дейв Брубек был дважды госпитализирован с серьезной сердечной недостаточностью. Консилиум врачей решил, что, скорее всего здоровье Брубека было ослаблено затяжной простудой. За несколько лет до гастролей Дейв Брубек перенес тяжелую операцию по аортокоронарному шунтированию сердца. Что типично для Брубека, он наотрез отказался прервать гастроли и позволил себе лишь несколько дней отдыха. Для того чтобы понять не только этого великого джазмена, но, что, быть может, покажется странным некоторым нашим слушателям, суть самой Америки, нужно заглянуть в биографию Дейва Уоррена Брубека, в его детские и юношеские годы. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий; на частотах всепроникающей «Свободы» «Время джаза». Сегодня – время Брубека:Dave Brubeck - It's Deja Vu All Over AgainДС: - «It's Deja Vu All Over Again», «Это уже было: много-много раз…», композиция Дейва Брубека, он же за роялем. Бобби Милителло, занявший место Пола Дезмонда, альт-саксофон; Джак Сикс – контрабас; Ренди Джоунс – ударные. Запись была сделана для фирмы «Тил’арк» в 97 году. В шестнадцать лет он был худым долговязым юношей, крепким парнем и настоящим ковбоем. Однако в том 36 году его посещали вовсе не ковбойские мечты. «В 30 километрах от нашего ранчо был танцевальный клуб. Я думал о том, как однажды автобус с оркестром Бенни Гудмена будет катить по дороге мимо нашего ранчо к клубу. И я, Дейв Брубек, выгоню огромное стадо прямо на шоссе и перегорожу дорогу так, что автобус вынужден будет остановиться. Затем, я спрыгну с коня, войду в автобус и там, прямо как в голливудском фильме категории «Б», будет стоять пианино, за которое я и сяду и потрясу всех своей игрой. Так и состоится мое – открытие…. Эта сцена крутилась у меня в голове каждый божий день…» Дейв Брубек родился в Конкорде, Калифорния, шестого декабря 1920 года. В те годы Конкорд находился в 48 километрах к востоку от Сан-Франциско. Городок был небольшой – 26 тысяч обитателей. В послевоенные годы Конкорд был поглощен разросшимся пригородом Сан-Франциско, Bay Area, и стал домом фирмы звукозаписи Карла Джеферсона «Concord Jazz». Когда в городе был объявлен первый джазовый фестиваль, послушать игру Дейва пришло в три раза больше народу, чем было в городке жителей, когда Дейв появился на свет.Dave Brubeck - Things Ain't What They Used to Be ДС: - «Things Ain't What They Used to Be», «Нынче не то, что в прежние времена», пьеска Мерсера Эллингтона. Сольный альбом Брубека «One Alone», записанный в 2000-м году… Дейв - младший из трех сыновей Хоуарда «Пита» Брубека, профессионального ковбоя и многократного чемпиона штата по метанию лассо. Мать Дейва, Бесси, была дочерью владельца платной конюшни (нечто вроде современной фирмы «rent-a-car», автомобиль напрокат). Пит Брубек был отправлен отцом, так же профессиональным фермером-скотоводом, на заработки в 14 лет и пришел пешком к отцу Бесси. Он настолько ему понравился, что тот не только взял Пита на работу, но и пригласил в тот же день ужинать. Судьба, видимо, так же сидела за семейным столом: Бесси и Пит не могли отвести друг от друга глаз.«Coup de foudre», как говорят французы, «удар молнии», любовь с первого взгляда… 89 лет только что исполнилось легендарному пианисту и композитору джаза Дейву Уоррену Брубеку… В мае этого года фирма «Сони» отметила пятидесятилетие выхода легендарного винила классического квартета Брубека «Time Out» - тройным альбом, в который входят: первый Си-Ди с обновленной (ремастеринг) версией «Time Out», второй Си-Ди с концертом квартета на нью-портском фестивале 61 года. Эта запись, вернее эти бобины с пленками, были обнаружены совсем недавно. И, наконец, в альбом добавлен ДВД с тридцатиминутным интервью Брубека, в котором он рассказывает подробности записи винила «Time Out». Добавлю лишь, что в сентябре этого года BBC WORLD выпустило документальный фильм: «Дейв Брубек – легенда джаза». А теперь назад, к нашим ковбоям и под звуки «Time Out» - с напоминанием: это «Время Джаза» на частотах и с сайта «Свободы», svobodanews.ru. У микрофона в черном от дождей, как крышка рояля, Париже – ваш ДС…The Dave Brubeck Quartet - Kathy's Waltz ДС: - «Kathy's Waltz», «Катин Вальс» Дейва Брубека с легендарного диска 59 года «Time Out». Пол Дезмонд – альт-саксофон; Дейв – рояль; Юджин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Вальс начинается не с классического для вальса счета 3 на 4, с четырех на четыре, а далее идет ускорение темпа. Катя (точнее –Kathy) – дочь Дейва. «Time Out» был записан между 25 июня и 18 августа 59 года в Нью-Йорке на 30 стрит в Студии дома звукозаписи «Коламбия». И вот теперь несколько слов об Америке. Дочь владельца конюшни и жена молодого скотовода-фермера, Бесси, мать Дейва, могла себе позволить в довоенные годы отправиться учиться в Лондон у знаменитого преподавателя и композитора Тобиаса Огюстаса Матэя. Вторым учителем, учительницей Бесси была - Dame Майра Хасс. Бесси взяла в Лондон с собой старшего брата Дейва – Хэнри. Вернувшись в Калифорнию, Бесси Брубек продолжила учебу в государственном университете Сан-Хозе, затем в университете Айдахо и в Бёркли. Когда Дейву было 12 лет, отец его получил работу у богатых землевладельцев Моффэтов (у них было гигантское ранчо возле Айон-сити в 45 тысяч акров…). Бесси перевезла в новый семейный дом, на ранчо Аройо-Секо, одно простое пианино и два концертных рояля. Все три сына уже были пианистами. Младшему она запрещала бросать лассо, чтобы он не повредил пальцы. Сын был послушным во всем, кроме одного. Он играл не классику, а джаз.Dave Brubeck - It's a Raggy Waltz ДС: - «It's a Raggy Waltz», «Это вальсик в рэгтайме» или «Синкопированный Вальс», Дейва Брубека. Карнеги Холл, 21 февраля 63 года. Классический квартет с Дезмондом, Брубеком, Райтом и Морелло. В обязанности молодого Дейва на ранчо Аройо-Секо, входила дойка коров утром и вечером. Он так же должен был заготавливать и носить на кухню дрова. Печь, на которой готовили еду для всех работников фермы, разжигали в четыре утра, и топить ее нужно было до и после ужина. Летом он так же носил воду для всей фермы, вверх по холму, из долины. Позже Дейв говорил, что дрова и вода превратили его в крепкого парня – лучше, чем штанга и гири… Летом он получал за работу по доллару в день и деньги копил. Он так же продавал яблоки в Конкорде и развозил газеты по утрам с крошечного вокзала по городу.Все это приучило его к тяжелой работе и научило экономить деньги, так что, когда он женился и стал отцом, все эти навыки ему пригодились. Он так же привык доводить до конца любую работу. Отсюда и категорический отказ оборвать гастроли в 92 году, когда врачи выписали его из госпиталя. Судя по всему Дейв Брубек, который по словам Дмитрия Булычева из «Джаз.Ру», нынче «лучше играет, чем ходит», в декабре не выступает. Последний концерт квартета состоялся в Чикаго 26 июня этого года. Я отсылаю вас к Дмитрию Булычеву, который написал прекрасный отчет об этом концерте. Мы же с вами пока что все еще на ранчо Аройо-Секо, где молодой ковбой никак не может сделать выбор между отцом и матерью, между галопом в прериях и игрой на фортепьяно. Само ранчо Аройо-Секо было построено когда-то для гарнизона мексиканской кавалерии. Мексиканские и индейские ритмы всё еще звучали в долине, как и ковбойские песни. Сам же Дейв был в курсе того, что кровь его представляет собой взрывоопасную смесь русских, английских, индейских и немецких предков. Добавим к этому внутреннему пейзажу, пейзаж внешний плюс цокот подков коня. Дариус ли Мийо повлиял на Дейва, композитора и пианиста Третьего Течения? Или же юность пятнадцатилетнего ковбоя, джем-сешенс и игра с приятелями на танцах, которая требовала не только таланта, но и изобретательности, а главное - выносливости. Первый сет джазмены комбо молодого Брубека дотягивали до полночи, потом был ужин, а затем второй сет. – Мы валились с ног,- рассказывал Дейв, но договариваться о последнем танце нужно было с самими танцующими, а это были крутые ребята: фермеры, ковбои и шахтеры. Так что обычно мы просто молчали.» Когда Дейв под утро возвращался с танцев, его поджидал отец. – Одевайся, - говорил он, - пора работать… Напомню, однако, что ваши приемники настроены на разновеликие частоты «Свободы». В эфире «Время Джаза» и ваш ДС…Dave Brubeck - St. Louis Blues ДС: - «St. Louis Blues», Уильяма Хенди. Классический квартет с классическим стандартом, 61 год. Дейв с детства страдал косоглазием и это одна из причин, по которой он не научился нотной грамоте. Но на слух он играл, что угодно. Все, что играли ученики матери, он мог идеально повторить. В более поздние годы он освоил нотную грамоту, да и с глазами ситуация исправилась. Однако мы все помним портреты молодого Брубека в больших тяжелых очках в роговой оправе. Итак, критический момент все же наступил. Старшие братья давно не жили на ранчо. Хэнри был ударником в оркестре Гила Эванса. Хоуард преподавал искусство игры на органе в пресвитерианской церкви в Конкорде. Отец недвусмысленно давал понять, что он хотел бы, чтобы Дейв стал наследником семейной традиции – ковбоем-скотоводом и фермером. К 1937 году перспективы музыкальной карьеры Дейва были весьма расплывчатыми. В итоге, он согласился отправиться учиться на ветеринара в колледж, чтобы по окончанию вернуться на ранчо и стать главным помощником отца. Если бы этот проект осуществился, Дейв Брубек никогда бы не познакомился с Айолой Уитлок, и на свет не появились бы: Дариус, Майкл, Кэтрин, Крис, Дэниэл и Мэтью. Не было бы никакого «классического квартета» и международной славы. Но был бы широко распахнутый горизонт, луга в цвету, звяканье колокольчиков, привычная рысь или галоп и этот, раз и навсегда въедающийся в кожу загар, от которого нельзя избавиться даже за шесть месяцев полярной ночи.Dave Brubeck - Lili MarleneДС: - Lili Marlene, Норбертра Щульце и Ханса Лайпа. Песня двух войн: первой и второй мировой. Эту импровизацию я нашел на двойном компакте «Рядовой Брубек вспоминает». Первый Си-Ди – это 14 сольных импровизаций Дейва; второй – его интервью одному из самых известных американских радио-и-теле журналистов, Уолтэру Кронкайту. «Рядовой Брубек вспоминает..» переносит нас в 42 год, когда выпускник консерватории Дейв Брубек был призван под знамена и стал рядовым Третьей Армии Джорджа Смита Патона. Но я всё же вернусь на лужайку Тихоокеанского Университета в Стоктоне, которая была зеленым барьером между ветеринарным факультетом и – Консерваторией. В прошлом году на торжественной церемонии 10 декабря губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер ввел Дейва Брубека в Калифорнийский Hall of Fame, Зал Славы. 20 сентября этого года на монтерейском джазовом фестивале Дейв Брубек был удостоен докторской степени honoris causa университета Бёркли. В это воскресенье Дейва Брубека объявили почетным членом Центра Исполнительских Искусств имени Кеннеди. Финишная прямая «Времени Джаза». У микрофона – Дмитрий Савицкий. Напомню, что вы можете так же слушать нас с сайта радиостанции svobodanews.ru. Там же вы можете оставить и ваш комментарий, в конце текста очередной передачи. Ваше мнение и ваши пожелания всегда для нас важны.Leonard Bernstein - Dialogues for Jazz Combo and Orchestra II. Andante – Ballad Мы должны быть безмерно благодарны профессору зоологии Тихоокеанского Университета Стоктона, доктору Арнолду, который однажды сказал Дейву: - Брубек, ваши мысли витают не здесь, не под нашей крышей. Они там, за университетской лужайкой, в Консерватории. Будьте добры, отправляйтесь-ка туда. Не тратьте зря мое да и ваше собственное время…» Leonard Bernstein - Dialogues for Jazz Combo and Orchestra II. Andante – Ballad ДС: - Вторая часть (анданте, баллада) из «Диалогов джазового комбо и оркестра». Оркестр этот - оркестр нью-йоркской филармонии под управлением Леонарда Бернстайна. Комбо – это квартет Дейва Брубека. Музыку написал его брат – Хоуард Брубек. Запись была сделана 30 января 1960 года. Компакт, который я рекомендовал бы тем из наших слушателей, которые серьезно увлеклись джазом и изучают джаз. В первой части этой записи Леонард Бернстайн рассказывает, что такое джаз. Это настоящая лекция с музыкальными иллюстрациями. Затем оркестр исполняет все ту же классику: «St. Louis Blues» Уильяма Хенди, превращенный Бернстайном в Concerto Grosso (кончерто гроссо), причем на трубе солирует Сатчмо. Это запись 56 года. После чего и идут знаменитые «Диалоги»…Учеба в консерватории закончилась скандалом. Выяснилось, что Дейв не читает с листа. Это обозначало позорное изгнание. Но для многих профессоров великолепное владение Брубеком основами контрапункта и гармонии, уравновешивало грех нотной безграмотности. В итоге диплом он получил, но должен был поклясться, что никогда не будет преподавателем музыки. Dave Brubeck - Variations on Brother, Can You Spare a DimeМежду дипломом и призывом в армию был все же зазор. Дейв встретил свою будущую жену Айолу, которая так же была студенткой Тихоокеанского Университета однажды, когда он готовился к выступлению по университетскому радио: он снял ботинки и вынимал из карманов ключи и мелочь, чтобы, не дай бог, они не сыграли партию бубенцов. Именно в этот момент в студию вошла Айола. – Никогда в жизни,- вспоминала она, - я не видела пианиста, который разувался бы прежде чем сесть играть…Вскоре однако на Дейве были армейские бутсы. В декабре 44 года (он не был отправлен на передовую и не стал участником знаменитой битвы, «Bataille des Ardennes» - против контрнаступления немецких войск, которое закончилось сокрушительным поражением) только потому, что его послали на концерт «Красного Креста». Успех рядового Брубека был столь грандиозным, что ему было приказано немедленно собрать военный оркестр… Вот здесь, в Европе, за которую он сражался и которую так любит, мы его и оставим. Оставим в компании Айолы Брубек, которой он посвятил компакт 94 года «Лишь ты да я»:Dave Brubeck - Variations on Brother, Can You Spare a Dime ДС: - Brother, Can You Spare a Dime, «Браток, одари четвертаком…» Знаменитая песня времен Великой Депрессии - Джея Горни (музыка) и Йопа Харбурга (слова). Песня была написана в 1932 году и, в исполнении Бинга Крозби, разошлась миллионным тиражом. Дейв Брубек, его сольный диск 94 года «Just you, just me..». На этом мы с Дейвом и расстанемся. Долгих ему лет и здоровья. Я же буду вновь в вашей компании через неделю. Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на сайте «Свободы» - svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай. * * * * * * * *PS: LINKS:

BBC: DAVE BRUBECK “A JAZZ LEGEND: http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/world_news_america/8247489.stm

Статья Дмитрия Булычева: http://www.jazz.ru/mag/433/brubeck.htm

www.svoboda.org

Пианист Дейв Брубек (1920-2012): прощание с мастером

реклама

5 декабря в больнице города Норуок в штате Коннектикут скончался от сердечного приступа пианист Дейв Брубек. День спустя — сегодня, 6 декабря 2012 — ему должно было исполниться 92 года.

Дейв жил в соседнем с Норуоком поселении Уилтон, на самой границе штатов Коннектикут и Нью-Йорк. Как сообщил прессе его менеджер и продюсер его записей Расселл Глойд, Дейв приехал в больницу сам — перед намеченным на 6 декабря концертом в честь его дня рождения у него был назначен осмотр у кардиолога, но по приезду в больницу музыканту внезапно стало плохо с сердцем. Концерт, назначенный в городе Уотербери на сегодня, всё же состоится, но теперь в форме посвящения памяти прославленному джазмену.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы

Интернет полнится шаблонными восклицаниями печали: как жаль! какая трагедия! как грустно! Да, грустно. Но давайте вдумаемся: почему «какая трагедия»?

Какая жизнь!

Ушёл музыкант, которому сегодня должно было исполниться девяносто два года. И до последних дней жизни он не просто жил: он выступал, писал музыку, жил музыкой.

Dave Brubeck, 2005 (photo: Ludwigshafen Jazz Festival)

Дейв Брубек был, наверное, самым популярным джазовым пианистом рубежа 50-х и 60-х годов, первым белым джазовым музыкантом, чей портрет появился на обложке Time, самого авторитетного американского еженедельного журнала XX века, да и вообще всего вторым джазменом на обложке «Тайм»: первым на семь лет раньше был Луи Армстронг. И при этом в годы своей массовой популярности Дейв Брубек был настоящим жупелом для «правого крыла» джазового мира — апологетов исключительного права афроамериканцев на «подлинность» в джазе: даже через сорок лет после шумного успеха Брубека многие продолжали гневаться, в качестве главного аргумента утверждая, что Брубек «не свингует» (см. например, интервью братьев Хит журналу DownBeat в 2001 г.).

Шаблонный свинг на 4/4 действительно не был главным типом музыкального движения для квартета Дейва Брубека, ансамбля, с которым он проработал долгие годы и который сыграл в его успехе решающую роль. Но нельзя сказать, что ансамбль не умел свинговать на четыре четверти: просто их интересы лежали в другой плоскости — им гораздо интереснее было свинговать в более сложных ритмических моделях. Вместе они разрабатывали идеи полиритмии, то есть одновременного развития нескольких накладывающихся друг на друга ритмических рисунков, и исследовали самые экзотические музыкальные размеры: 3/4, 5/4, 6/4, 7/4, 11/4, 13/4 или, скажем, 9/8. Одно из обозначений музыкального размера в английском языке — слово «время», «time»: неудивительно, что это слово всё время обыгрывалось в названиях пластинок квартета. Самый известный и популярный альбом квартета Дейва Брубека назывался «Time Out», он вышел в 1959 году: только одна из семи пьес на альбоме была в обычном размере 4/4, все остальные представляли собой эксперименты с так называемыми нечётными музыкальными размерами.

Классический состав Dave Brubeck Quartet: Пол Дезмонд, Юджин Райт, Дейв Брубек, Джо Морелло (1963)

ДАЛЕЕ: продолжение истории Дейва Брубека — его легендарный квартет, поздние ансамбли, сочинения крупной формы, католическая месса, выступления в России и многое другое…

Президент лейбла Columbia Годдард Либерсон согласился на выпуск этого альбома именно как экспериментальной работы и был очень удивлён, когда «Time Out» стремительно взлетел на вершины джазовых хит-парадов, затем появился в хит-параде альбомов поп-музыки и добрался в нём аж до второго места, а продажи пластинки достигли умопомрачительной цифры в один миллион экземпляров. Более того, через два года, в 1961-м, сокращённая версия одного из треков альбома — а именно пьесы саксофониста квартета Пола Дезмонда «Take Five» в размере 5/4 — была выпущена на сингле (маленькой пластинке на 45 об/мин., по одной пьесе на сторону), а ведь синглы были в те годы форматом выпуска поп-музыки, а вовсе не джаза, полностью перешедшего на альбомный формат ещё в 50-е. Увы, из сингловой версии «Take Five» пропало то, ради чего эта пьеса изначально затевалась, а именно фантастическое соло на пять четверей в исполнении барабанщика Джо Морелло, но зато этот джазовый сингл поднялся в хит-параде поп-музыки на 25 место, а в категории «лёгкая музыка», easy listening — на 5-е, что для джазовой записи в те годы было совершенно невероятным результатом.

Пиком популярности квартета Дейва Брубека стал их концерт в Карнеги-Холле в феврале 1963 года. Мало того, что легендарный нью-йоркский зал был полностью распродан и публика с невероятным энтузиазмом встречала игру Брубека, Дезмонда, Морелло и единственного афроамериканского члена квартета, контрабасиста Юджина Райта. Запись этого концерта была выпущена всего через несколько месяцев и стала первым в истории концертом в Карнеги-Холле, опубликованным полностью, без купюр и монтажа, для чего его пришлось выпустить в редком для тех лет формате двойного альбома (2LP).

Но и после окончания истории квартета Дейва Брубека, завершившейся в 1967 году, звезда Брубека не закатилась. Конечно, он больше не попадал в хит-парады, но и не стремился к этому, сосредоточившись на композиторской деятельности. Он умеренно много гастролировал, в том числе с ансамблем, в котором играли его сыновья, тоже сплошь музыканты: пианист Дариус Брубек, тромбонист (и бас-гитарист!) Крис Брубек, виолончелист Мэтт Брубек и барабанщик Дэн Брубек.

Растить детей музыкантами у Брубеков — семейная традиция. Мать Дейва Брубека была классической пианисткой, и два его старших брата — Генри и Ховард — стали академическими музыкантами и композиторами. Мать, Бесси Брубек, заронила в детях и страсть к сочинению музыки: она запрещала им слушать радио (в доме даже не было радиоприёмника), говоря им: «Хотите музыки? Сделайте её сами». Сам Брубек говорил, что не представляет, как встретились и поженились его родители: мать — пианистка и отец — ковбой. Да-да, настоящий ковбой, мастер бросать лассо, клеймить коров и загонять стадо в корраль: именно этим занимался в жизни отец будущего джазмена — Пит Брубек (его фамилия — швейцарского происхождения: европейские предки писали её «Бродбек»).

Дейв Брубек вырос в сельских районах Калифорнии (теперь это пригороды Сан-Франциско) и с детства не представлял себе жизни без музыки: у них дома было три рояля! — но в то же время обожал скакать на лошади, умел делать всю ковбойскую работу и быстро стал надёжным помощником отца, который был управляющим на ранчо с восемью тысячами голов скота. Дейв и учиться-то пошёл на ветеринара, с обещанием после колледжа вернуться на ранчо, но декан колледжа быстро раскусил студента, просиживавшего всё своё свободное время за роялем. «Вон там, через площадь, здание консерватории, — сказал он Брубеку. — Идите туда, молодой человек, и не тратьте зря ни своё время, ни моё». И, как оказалось, он был прав.

Дейв Брубек был ветераном Второй мировой войны; он воевал в Европе после открытия второго фронта в 1944 году, руководил армейским оркестром в Третьей армии генерала Паттона — кстати говоря, одним из первых в американской армии «интегрированных» оркестров, то есть коллективом, в который входили и белые, и чёрные музыканты. (Его военные воспоминания изложены им в уникальном альбоме «Private Brubeck Remembers», 2004 — «Рядовой Брубек вспоминает» — на первом диске которого Дейв играет на рояле соло, а второй диск представляет собой часовое интервью Дейва, данное им ветерану американского информационного телевещания, легендарному Уолтеру Кронкайту). По возвращению из армии (где Дейв провёл четыре года — с 1942 по 1946) он продолжил учиться, на сей раз изучая классическую композицию и оркестровку у Дариюса Мийо в Миллс-Колледже в Сан-Франциско. Вскоре после окончания колледжа в 1949 г. первые записи джазовых ансамблей Дейва Брубека легли в основу каталога одного из самых успешных в истории независимых джазовых лейблов, Fantasy, а в 1954 году квартет Брубека, созданный им в 1951-м вместе с армейским приятелем — альт-саксофонистом Полом Дезмондом, перешёл на крупнейший лейбл тех времён, Columbia, и с этого момента началась всемирная слава квартета.

Дейв Брубек дважды приезжал в нашу страну: в 1987 и 97 году, причём во второй раз мы познакомились с ним уже как с «серьёзным» композитором: в поздние годы Брубек стал ревностным католиком и в России представлял свою авторскую католическую мессу («To Hope! A Celebration»). Точнее, последовательность событий была обратной: он написал мессу, и продолжающиеся размышления о ней привели к тому, что он присоединился к Римской католической церкви. Впрочем, среди его сочинений крупной формы есть и оратория «Врата справедливости», написанная в 1993 г. по заказу нью-йоркских раввинов для исполнения в синагогах как скрещение иудейской литургической музыки, джаза и спиричуэлс.

Надо сказать, Брубек всегда внимательно следил за русской музыкой и благожелательно напутствовал русских джазменов, приезжавших во второй половине 2000-х на стажировку по программе «Открытый мир» в Институт Дейва Брубека, которым стал тот самый музыкальный факультет Тихоокеанского университета в Стоктоне, Калифорния, где Дейв учился в конце 30-х годов прошлого века. Дейв хорошо знал русскую классику и на концертах в России охотно цитировал в своих импровизациях Рахманинова, Глазунова и Бородина. Впрочем, он вообще здорово знал музыку, ведь классика звучала в его доме с раннего детства, её он знал насквозь и буквально дышал ей, а джазом овладел во всей его широте путём упорных занятий. Может быть, здесь и лежит причина недоверия адептов мэйнстрима к джазу Брубека: он делал в джазе то, что многим недоступно — так же легко, как смешивал и накладывал свои знаменитые полиритмы, он соединял традиции, стили, направления и века развития музыки, зачастую — в одном небольшом произведении. Так, в изящной пьесе 1962 года «Bossa Nova U.S.A.» звучало тонкое смешение джаза и модной в те годы бразильской босса-новы, а для одного из самых популярных номеров с альбома «Time Out» (1959) — пьесы «Blue Rondo à la Turk» — Брубек использовал сложный составной средиземноморский ритм, подслушанный им у турецких уличных музыкантов во время гастролей по линии Госдепартамента США (у Брубека он обрёл формулу 9/8+4/4).

Dave Brubeck, 2009 (фото: Дмитрий Булычев)

Дейв Брубек продолжал выступать до последних месяцев жизни и до самого конца сохранял серьёзную пианистическую форму. В 2009 г., побывав на выступлении Дейва в Чикаго, об этом в 433 выпуске «Полного джаза» писал наш постоянный автор — петербуржец Дмитрий Булычев:

…Парадоксально, но чем старше становился Брубек, тем горячее становились его концерты. Впрочем, кое-что остаётся неизменным — например, его фирменный приём игры «на два» в размере 3/4, когда аккордовое соло фортепиано с чётким двухдольным метром накладывается на трёхдольный аккомпанемент ритм-секции, отчего слушателям начинает казаться, что под ними разъезжаются стулья…

В дискографии Дейва Брубека есть и «русская» строчка: в 1987 г. фирма «Мелодия» выпустила две виниловые пластинки, запечатлевшие концерт Брубека в Москве. На обложках пластинок был размещён текст Алексея Баташёва. Часть этого текста вошла и в буклет переиздания 1999 года, выполненного (в формате CD) московским лейблом Boheme Music. Для перездания Баташёв, сыгравший важную роль в приезде Брубека в «перестроечную» Москву, значительно расширил свою статью, поделившись в ней воспоминаниями о первом визите легендарного пианиста в СССР. В России этот альбом давно превратился в фонографическую редкость, но всё ещё доступен через Amazon (причём теперь и в цифровой версии).

www.jazz.ru

Дэвид Уоррен Брубек

Президент стремится привлечь западных кинематографистов в УкраинуЭнн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Известная светская дама рушит семью Александры Власовой.Премьера фильма «Люби их всех»Отрывок из фильма «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел-2».Открывающая сцена нового фильма.Предыдущий глава студии Сергей Зеров покинул пост по собственному желанию.Названы победители фестиваля студенческих короткометражекЭмма Робертс устраивается на работу в летний лагерь «Рэдвуд», где орудует убийца.Автор и режиссер анимационного фильма «Эверест» о творческом пути, любви к животным и работе в коллективеВыиграй билеты на премьеру в Москве

Page 2

Президент стремится привлечь западных кинематографистов в УкраинуЭнн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Известная светская дама рушит семью Александры Власовой.Премьера фильма «Люби их всех»Отрывок из фильма «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел-2».Открывающая сцена нового фильма.Предыдущий глава студии Сергей Зеров покинул пост по собственному желанию.Названы победители фестиваля студенческих короткометражекЭмма Робертс устраивается на работу в летний лагерь «Рэдвуд», где орудует убийца.Автор и режиссер анимационного фильма «Эверест» о творческом пути, любви к животным и работе в коллективеВыиграй билеты на премьеру в Москве

www.kino-teatr.ru


Смотрите также