Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Директор эрмитажа михаил пиотровский биография


Пиотровский Михаил Борисович - Директор Государственного музея Эрмитаж

Государственные награды России:

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 декабря 2009 года) - за большой вклад в развитие музейного дела, сохранение культурного наследия России и укрепление мировых связей

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 декабря 2004 года) - за большой вклад в развитие музейного дела и многолетнюю творческую деятельность

Орден Александра Невского (5 декабря 2014 года) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры, телерадиовещания, печати, связи и многолетнюю плодотворную деятельность

Орден Почета (17 марта 1997 года) - за заслуги перед государством и большой вклад в развитие отечественного музейного дела

Орден Дружбы (4 июля 2016 года) - за особые заслуги в подготовке и проведения гуманитарных внешнеполитических акций, способствующих укреплению мира и дружбы между народами

Медаль Пушкина (4 июня 1999 года) - в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2004 год)

Медаль «В память 1000-летия Казани» (2005 год)

Государственные премии:

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2016 года (7 июня 2017 года) - за вклад в сохранение отечественного и мирового культурного наследия

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (13 февраля 2003 года)

Поощрения Президента Российской Федерации:

Почетная грамота Президента Российской Федерации (28 апреля 2012 года) - за активную благотворительную и общественную деятельность

Ведомственные награды:

Медаль Анатолия Кони (Министерство юстиции Российской Федерации, 2013 год)

Медаль «125 лет органам государственной охраны России» (ФСО России, 2006 год)

Медаль «За содружество во имя спасения» (МЧС России, 2014 год) - за личный вклад в развитие и совершенствование государственной противопожарной службы

Региональные награды:

Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2014 год)

Почетный гражданин Санкт-Петербурга (25 мая 2011 года)

Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (Кемеровская область, 2004 год).

Почетный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, 1 декабря 2004 года) - за выдающийся личный вклад в развитие культуры и в связи с 60-летием со дня рождения

Премия Правительства Санкт-Петербурга «За сохранение культурного наследия России» имени академика Д. С. Лихачева (2016 год)

Иностранные награды:

Кавалер ордена Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996 год)

Кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 1998 год)

Командор ордена Полярной звезды (Швеция, 1999 год)

Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 1 декабря 1999 года)

Орден Святого Месропа Маштоца (Армения, 2000 год)

Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 26 мая 2003 года) - за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетний плодотворный труд и общественную деятельность

Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 2004 год)

Командор ордена Заслуг (Польша, 2004 год)

Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 13 июля 2004 года)

Командор ордена Льва Финляндии (Финляндия, 2005 год)

Орден Восходящего солнца II степени с двойными лучами (Япония, 2007 год)

Командор ордена Короны (Бельгия, 2011 год)

Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 3 декабря 2014 года) - за значительный личный вклад в укрепление и развитие культурных связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией

Австрийский почетный крест «За науку и искусство» (2014 год)

Большой крест ордена Заслуг pro Merito Melitensi (Мальтийский орден, 28 сентября 2015 года)

Офицерский крест Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (Германия, 2018 год)

Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 9 декабря 2018 года)

Конфессиональные награды:

Орден Григория Просветителя (Армянская апостольская церковь)

Орден «Аль-Фахр» (орден Почета) (Совет Муфтиев России, 2005 год)

Награды научных и учебных заведений:

Золотая медаль Ереванского государственного университета (2006 год)

Награда имени Вудро Вильсона (Институт Кеннана при Центре Вудро Вильсона, США, 2009 год)

Почетная медаль Университета Феррары (Италия, 2007 год)

«Хрустальная улитка» от Европейского университета в Санкт-Петербурге (2018 год)

Общественные награды:

Золотая медаль имени Льва Николаева (2012 год) - «за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры»

Царскосельская художественная премия (2001 год)

Международная премия «Балтийская звезда» (2004 год)

Премия «Небесная линия» (2010 год) - за борьбу против посягательств на Дворцовую площадь

Премия «Золотой мост» (Италия, 2010 год) - за вклад в развитие итало-российских отношений

Международная премия Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2005 год) - за подвижнические труды по сохранению, развитию и преумножению национальной культуры

Премия «Инновация» (2014 год) - за поддержку современного искусства России

Международная премия имени Николая Рериха (2004 год)

Премия «Удиви меня!» фестиваля «Дягилев. Постскриптум» (2014 год)

Ученые звания Honoris causa:

Иностранный член НАН Армении

Почетный доктор Института истории им. Шагабутдина Марджани (Татарстан, 2005 год)

Почетный профессор Российско-Армянского (Славянского) государственного университета (2006 год) - за большой личный вклад в дело сохранения и преумножения сокровищ Эрмитажа - ценностей духовной и материальной культуры народов мира, за высокий профессионализм, проявленный на всех направлениях деятельности

Почетный доктор Казанского (Приволжского) федерального университета (2011 год)

Почетный член Академии наук Республики Татарстан

Почетный доктор Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (2010 год)

Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2011)

В 1997 году в честь отца и сына - Бориса Борисовича и Михаила Борисовича Пиотровских - Международный астрономический союз присвоил одной из открытых малых планет имя «Пиотровский»

ruspekh.ru

Пиотровский Михаил Борисович

Профессор, академик РАН, доктор исторических наук, декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Биография:

Михаил Борисович Пиотровский родился в Ереване в 1944 году. Его отец, Борис Борисович Пиотровский, выдающийся археолог, директор Государственного Эрмитажа с 1964 по 1990 год.

Образование:

  • В 1967 году с отличием окончил Восточный факультет ЛГУ по кафедре арабской филологии;
  • в 1965-1966 годах стажировался в Каирском университете;
  • с 1967 по 1991 год работал в Ленинградском отделении Института востоковедения;
  • в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию;
  • в 1985 году защитил докторскую диссертацию.

Должности и звания:

  • профессор Санкт-Петербургского государственного университета;
  • декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Генеральный директор Государственного Эрмитажа;
  • академик Российской академии наук;
  • действительный член Российской Академии художеств;
  • член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству;
  • член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию,
  • президент Союза музеев России;
  • член попечительского совета Фонда «Русский мир»;
  • президент Всемирного клуба петербуржцев;
  • член-корреспондент Германского археологического института;
  • член Экспертного комитета по выставкам при Европейском совете;
  • член Президиума Российского Комитета ЮНЕСКО.

Основные вехи профессиональной и научной деятельности:

  • участвовал в археологических раскопках на Кавказе, в Центральной Азии и Йемене;
  • автор более 250 научных работ, среди которых ‒ каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии;
  • автор и ведущий телевизионной программы «Мой Эрмитаж» (в настоящий момент ‒ 225 серий);
  • главный редактор журнала «Христианский Восток».

Награды:

  • 2016 год ‒ Орден Дружбы, Премия «За сохранение культурного наследия России» им. Д. С. Лихачева;
  • 2014 год ‒ Орден Александра Невского;
  • 2012 год ‒ Почётная грамота Президента Российской Федерации;
  • 2011 год – Звание почетного гражданина Санкт-Петербурга;
  • 2009 год ‒ Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени;
  • 2005 год ‒ Медаль «В память 1000-летия Казани»;
  • 2004 год ‒ Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»;
  • 2004 год ‒ Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • 2003 год ‒ Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства;
  • 1999 год ‒ Медаль Пушкина;
  • 1997 год ‒ Орден Почёта.

Сфера научных интересов:

  • древняя и средневековая история Ближнего Востока,
  • история Аравийского полуострова, Саба, Химйар, Коран и ранняя история ислама,
  • древнеаравийские надписи, эпические предания арабов, арабская рукописная книга, мусульманское искусство.
  • Участвовал в археологических раскопках на Кавказе, в Центральной Азии и Йемене. С 1983 года работал в советско-йеменской комплексной исторической экспедиции, в 1981-1992 гг. начальником отряда, а в 1989-1990 годах ‒ начальник экспедиции (ранее её возглавлял П. А. Грязневич). Провёл полевые исследования древних торговых путей, участвовал в раскопках древних городов и храмов, в этнологических исследованиях. Им опубликована серия работ по йеменской археологии и эпиграфике. Особое внимание Пиотровским было здесь уделено изучению тех трансформаций, которые социально-политические системы Йемена испытали в конце доисламской эпохи и в раннеисламский период южноаравийской истории. Пиотровский приобрёл мировую известность как арабист.

Основные научные публикации:

  • серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии «Мифы народов мира»,
  • серия статей о пророке Мухаммаде и монографии – «Предание о химйаритском царе Асаде ал-Камиле» (М., 1977, арабские переводы ‒ Сана, Дамаск, Аден, 1978, 1979),
  • «Южная Аравия в раннем средневековье» (М., 1985),
  • «Йемен до ислама и в первые века хиджры» (Бейрут, 1987),
  • «Коранические сказания» (М., 1991),
  • «Ислам. Энциклопедический справочник» (М., 1991, в соавторстве),
  • «Эрмитаж. Собрания и собиратели» (СПб., 1997 в соавторстве),
  • «Земное Искусство ‒ Небесная красота. Искусство Ислама», (СПб., 2000),
  • «О мусульманском искусстве» (СПб., 2001),
  • «Великие коллекции великого музея. Эрмитаж» (СПб., 2003),
  • «Эрмитаж» в серии «Великие музеи мира» (М., 2003),
  • «Исторические предания Корана» (СПб., 2005),
  • «Мусульманское искусство. Между Китаем и Европой» (СПб., 2008),
  • «Взгляд из Эрмитажа» (СПб., 2009),
  • «Обретение двух святынь. Футух аль-харамайн» (СПб., 2011),
  • «Для музеев нет табу» (СПб., 2016).

Часы приема: четверг 16:00–17:00Санкт-Петербург, Университетская набережная, 11.

Page 2

Кафедра Древнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета является единственной в России и странах бывшего СССР, где обеспечивается регулярная подготовка студентов по двум основным направлениям древневосточных исследований — ассириологии и египтологии — в рамках обязательных министерских программ полного университетского курса: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Это одна из немногих в мире университетских кафедр, которая охватывает весь Древний Ближний Восток и изучает его как единое древнее цивилизационное пространство Земного шара.

В 2004 году совместными усилиями специалистов обоих отделений кафедры открыто комплексное отделение «Языки и культура Древнего Ближнего Востока», осуществляющее подготовку преподавателей языков, культуры и истории Месопотамии, Древнего Египта и Восточного Средиземноморья.

Уже более века обучение древневосточным дисциплинам осуществляется в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете его выпускниками, сохраняющими традиции преподавания, по специально разработанным и опубликованным курсам: истории Древнего Востока, грамматики древнеегипетского, аккадского и шумерского языков, палеографии древних текстов и древнейшей литературы.

Воспитанником университета был первый русский египтолог В. С. Голенищев (1856-1947), личная коллекция которого легла в основу египетской и древневосточной коллекций Государственного Эрмитажа в Петербурге и Пушкинского музея изобразительных искусств в Москве. Первый русский специалист по истории Древнего Востока академик Б. А. Тураев (1868-1920) возглавил организованную в 1919 году кафедру египтологии и заложил основы университетского преподавания египтологических дисциплин. В 1920-1930-х гг. на этой кафедре учились и преподавали такие крупнейшие специалисты по Древнему Египту, как Н. Д. Флиттнер, М. Э. Матье, Ю. Я. Перепелкин, И. С. Кацнельсон, а также ученые, ставшие в дальнейшем виднейшими специалистами в других областях истории и филологии: Н. А. Мещерский (Восточное христианство, славянская Библия), акад. Д. А. Ольдерогге (африканистика), акад. Б. Б. Пиотровский (древневосточная археология, урартология).

С введением в 1884 году Устава, воплощавшего «идею гармонического сочетания целей научных и практических», история Древнего Востока становится обязательной университетской дисциплиной. Два года спустя в журнале заседаний совета университета делается запись о том, что факультет восточных языков признает необходимым учреждение особых кафедр египтологии и ассириологии. На факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета впервые в России в 1887 году молодой египтолог О. Э. Лемм, получивший египтологическое и ассириологическое образование в Лейпциге и Берлине, начал преподавание древнеегипетского и коптского языков, а в 1891 году — ассиро-вавилонского языка (современное название: аккадский язык). На историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета был прочитан первый курс истории Древнего Востока. Отсюда вышли почти все крупнейшие отечественные египтологи и ассириологи.

У истоков русской ассириологической школы стоял специалист в области семитских языков академик П. К. Коковцов (1861-1942). Учениками П. К. Коковцова были В. К. Шилейко, А. П. Рифтин и В. В. Струве. Первым автором университетских курсов по шумерскому и хеттскому языкам был профессор В. К. Шилейко (1891-1930), первый в России профессиональный исследователь и переводчик произведений шумеро-аккадской литературы.

В 1933 году усилиями профессоров А. П. Рифтина (1900-1945) и Н. В. Юшманова (1896-1946) была создана самостоятельная кафедра семитских (позже семито-хамитских) языков, которая включала специальное ассириологическое отделение. Первыми выпускниками отделения стали крупнейший исследователь древней истории и языков 2-й половины ХХ века д.и.н. И. М. Дьяконов (1915-1999) и замечательный преподаватель аккадского и шумерского языков, автор первой отечественной хрестоматии и грамматики по аккадскому языку доц. Л. А. Липин (1908-1970).

Самостоятельная кафедра Древнего Востока учреждена в 1939 году. Ее выпускник проф. Н. С. Петровский (1923-1981) в ходе своей научно-педагогической деятельности смог сформировать университетскую египтологию как подлинно лингвистическую дисциплину. Начиная с 1952 года кафедра включала два отделения: ассириологическое и египтологическое. С 1952 по 1965 году ее возглавлял академик В. В. Струве (1889-1965), основоположник русской школы изучения социально-экономической истории древних цивилизаций. В 1950-е годы на кафедре учился выдающийся египтолог О. Д. Берлев (1933-2000). Далее кафедру возглавлял директор Государственного Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский (1908-1990). В период с 1990 по 1998 год руководство кафедрой осуществлял академик М. Н. Боголюбов. в 1998-2011 гг. кафедру возглавляла д.и.н., проф. Нэлли Владимировна Козырева. С декабря 2011 г. кафедру возглавил чл.-корр. РАН, директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Page 3

Кафедра Древнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета является единственной в России и странах бывшего СССР, где обеспечивается регулярная подготовка студентов по двум основным направлениям древневосточных исследований — ассириологии и египтологии — в рамках обязательных министерских программ полного университетского курса: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Это одна из немногих в мире университетских кафедр, которая охватывает весь Древний Ближний Восток и изучает его как единое древнее цивилизационное пространство Земного шара.

В 2004 году совместными усилиями специалистов обоих отделений кафедры открыто комплексное отделение «Языки и культура Древнего Ближнего Востока», осуществляющее подготовку преподавателей языков, культуры и истории Месопотамии, Древнего Египта и Восточного Средиземноморья.

Уже более века обучение древневосточным дисциплинам осуществляется в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете его выпускниками, сохраняющими традиции преподавания, по специально разработанным и опубликованным курсам: истории Древнего Востока, грамматики древнеегипетского, аккадского и шумерского языков, палеографии древних текстов и древнейшей литературы.

Воспитанником университета был первый русский египтолог В. С. Голенищев (1856-1947), личная коллекция которого легла в основу египетской и древневосточной коллекций Государственного Эрмитажа в Петербурге и Пушкинского музея изобразительных искусств в Москве. Первый русский специалист по истории Древнего Востока академик Б. А. Тураев (1868-1920) возглавил организованную в 1919 году кафедру египтологии и заложил основы университетского преподавания египтологических дисциплин. В 1920-1930-х гг. на этой кафедре учились и преподавали такие крупнейшие специалисты по Древнему Египту, как Н. Д. Флиттнер, М. Э. Матье, Ю. Я. Перепелкин, И. С. Кацнельсон, а также ученые, ставшие в дальнейшем виднейшими специалистами в других областях истории и филологии: Н. А. Мещерский (Восточное христианство, славянская Библия), акад. Д. А. Ольдерогге (африканистика), акад. Б. Б. Пиотровский (древневосточная археология, урартология).

С введением в 1884 году Устава, воплощавшего «идею гармонического сочетания целей научных и практических», история Древнего Востока становится обязательной университетской дисциплиной. Два года спустя в журнале заседаний совета университета делается запись о том, что факультет восточных языков признает необходимым учреждение особых кафедр египтологии и ассириологии. На факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета впервые в России в 1887 году молодой египтолог О. Э. Лемм, получивший египтологическое и ассириологическое образование в Лейпциге и Берлине, начал преподавание древнеегипетского и коптского языков, а в 1891 году — ассиро-вавилонского языка (современное название: аккадский язык). На историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета был прочитан первый курс истории Древнего Востока. Отсюда вышли почти все крупнейшие отечественные египтологи и ассириологи.

У истоков русской ассириологической школы стоял специалист в области семитских языков академик П. К. Коковцов (1861-1942). Учениками П. К. Коковцова были В. К. Шилейко, А. П. Рифтин и В. В. Струве. Первым автором университетских курсов по шумерскому и хеттскому языкам был профессор В. К. Шилейко (1891-1930), первый в России профессиональный исследователь и переводчик произведений шумеро-аккадской литературы.

В 1933 году усилиями профессоров А. П. Рифтина (1900-1945) и Н. В. Юшманова (1896-1946) была создана самостоятельная кафедра семитских (позже семито-хамитских) языков, которая включала специальное ассириологическое отделение. Первыми выпускниками отделения стали крупнейший исследователь древней истории и языков 2-й половины ХХ века д.и.н. И. М. Дьяконов (1915-1999) и замечательный преподаватель аккадского и шумерского языков, автор первой отечественной хрестоматии и грамматики по аккадскому языку доц. Л. А. Липин (1908-1970).

Самостоятельная кафедра Древнего Востока учреждена в 1939 году. Ее выпускник проф. Н. С. Петровский (1923-1981) в ходе своей научно-педагогической деятельности смог сформировать университетскую египтологию как подлинно лингвистическую дисциплину. Начиная с 1952 года кафедра включала два отделения: ассириологическое и египтологическое. С 1952 по 1965 году ее возглавлял академик В. В. Струве (1889-1965), основоположник русской школы изучения социально-экономической истории древних цивилизаций. В 1950-е годы на кафедре учился выдающийся египтолог О. Д. Берлев (1933-2000). Далее кафедру возглавлял директор Государственного Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский (1908-1990). В период с 1990 по 1998 год руководство кафедрой осуществлял академик М. Н. Боголюбов. в 1998-2011 гг. кафедру возглавляла д.и.н., проф. Нэлли Владимировна Козырева. С декабря 2011 г. кафедру возглавил чл.-корр. РАН, директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

orient.spbu.ru

Биография | Михаил Борисович ПИОТРОВСКИЙ

Михаил Борисович Пиотровский родился в Ереване в 1944 году. Его отец, Борис Борисович Пиотровский, - выдающийся археолог, директор Государственного Эрмитажа с 1964 по 1990 год. В 1967 году М.Б. Пиотровский с отличием окончил Восточный факультет Государственного Университета по кафедре Арабской филологии, в 1965-1966 годах стажировался в Каирском Университете. С 1967 по 1991 год Михаил Борисович работал в Ленинградском отделении Института востоковедения, защитил кандидатскую (1973) и докторскую (1985) диссертации. В 1991 году был приглашен в Эрмитаж заместителем директора музея по научной работе. В июле 1992 года постановлением Правительства России Михаил Борисович Пиотровский был назначен директором Государственного Эрмитажа. М. Б. Пиотровский участвовал в археологических раскопках на Кавказе, в Центральной Азии и Йемене. Он является автором более 250 научных работ, среди которых – каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии. Среди них – серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии «Мифы народов мира», серия статей о пророке Мухаммаде и монографии - «Предание о химйаритском царе Асаде ал-Камиле» (М., 1977, арабские переводы – Сана, Дамаск, Аден, 1978, 1979), «Основы арабского исламского искусства» (1984), «Южная Аравия в раннее средневековье» (М., 1985), «Йемен до ислама и в первые века хиджры» (Бейрут, 1987), «Коранические сказания» (М., 1991), «Ислам. Энциклопедический справочник» (М., 1991, в соавторстве), «Эрмитаж. Собрания и собиратели» (СПб., 1997 в соавторстве), «Земное Искусство - Небесная красота. Искусство Ислама», (СПб., 2000), «О мусульманском искусстве» (СПб., 2001), «Великие коллекции великого музея. Эрмитаж» (СПб., 2003), «Эрмитаж» в серии «Великие музеи мира» (М., 2003), «Исторические предания Корана» (СПб., 2005), «Мусульманское искусство. Между Китаем и Европой» (СПб., 2008), «Взгляд из Эрмитажа» (СПб., 2009), «Обретение двух святынь. Футух аль-харамайн» (СПб., 2011). М.Б. Пиотровский – автор и ведущий телевизионной программы «Мой Эрмитаж» (250 серий).

Михаил Борисович женат, имеет сына и дочь.

www.piotrovsky.org

СПРАВКА - Биография Михаила Пиотровского

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает во вторник 70-летие.

Ниже РИА Новости приводит биографическую справку.

Директор Государственного Эрмитажа, советский и российский историк-востоковед Михаил Борисович Пиотровский родился 9 декабря 1944 года в Ереване (Армения). Является потомком русского дворянского рода с польскими корнями, старшие поколения которого были военными. Его отец, Борис Пиотровский (1908-1990), был выдающимся археологом, автором раскопок древней урартской крепости Тейшебаини около Еревана, директором Государственного Эрмитажа в 1964–1990 годах.

В 1967 году Михаил Пиотровский с отличием окончил восточный факультет Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета. С 1965 по 1966 год стажировался в Каирском университете. Доктор исторических наук (1985).

В 1967–1991 годах работал в Ленинградском отделении Института востоковедения Академии наук СССР, пройдя все должности от лаборанта до ведущего научного сотрудника. В 1973–1976 годах был переводчиком и преподавателем йеменской истории в Высшей школе общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен. Участвовал в археологических раскопках на Кавказе, в Центральной Азии, с 1983 года работал в советско-йеменской комплексной исторической экспедиции начальником отряда, а с 1989 по 1990 год — начальником экспедиции.

В 1991 году Пиотровский был приглашен в Государственный Эрмитаж заместителем директора музея по научной работе.

В июле 1992 года постановлением правительства России Михаил Пиотровский был назначен директором Государственного Эрмитажа.

С 1997 года — член-корреспондент Российской академии наук (РАН).

С 2013 года — член президиума РАН.

Пиотровский также является членом Российской академии художеств.

В Санкт-Петербургском государственном университете Пиотровский совмещает несколько должностей. Он является профессором, заведующим кафедрой музейного дела и охраны памятников философского факультета, а также деканом восточного факультета, профессором, заведующим кафедрой Древнего Востока.

Пиотровский входит в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству. Является доверенным лицом Владимира Путина.

Михаил Пиотровский написал около 250 научных работ, среди которых — работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии, каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей. Среди них — серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии «Мифы народов мира», серия статей о пророке Мухаммаде, «Ислам. Энциклопедический справочник», «Эрмитаж. Собрания и собиратели», «Эрмитаж» в серии «Великие музеи мира», «Исторические предания Корана».

Пиотровский — президент Союза музеев России, президент Всемирного клуба петербуржцев, председатель Попечительского совета Европейского Университета.

Является членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

Входит в состав консультативной группы Совета Европы по выставочной деятельности.

Председатель петербургского отделения Императорского Православного палестинского общества, член-корреспондент Германского археологического института, главный редактор журнала «Христианский Восток».

Михаил Пиотровский награжден российскими орденами Почета (1997), «За заслуги перед Отечеством» IV (2004) и III степени (2009). Имеет зарубежные награды: орден Королевского дома Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996), орден Почетного легиона (Франция, 1998, 2004), орден Полярной звезды (Швеция, 1999), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2000, 2004), орден Ярослава Мудрого (Украина, 2003), орден «За заслуги» (Польша, 2004), орден Льва Финляндии (Финляндия, 2005), орден Восходящего солнца, Золотая и Серебряная звезда (Япония, 2007), орден Короны (Бельгия, 2011) и др. Удостоен награды Международного научного центра Вудро Вильсона (США, 2009), ежегодной общественной премии «Золотой мост» (Италия, 2010).

В 2012 году стал обладателем золотой медали имени Льва Николаева.

Он также был награжден орденом Святого Месропа (Армянская апостольская церковь, 2000), орденом «Аль-Фахр» Совета муфтиев России (2005).

В 2003 году Пиотровскому была присуждена Премия президента РФ в области литературы и искусства.

В 2011 году ему было присвоено звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

В 1997 году в честь отца и сына Бориса и Михаила Пиотровских Международный астрономический союз присвоил одной из открытых малых планет имя «Пиотровский».

Михаил Пиотровский женат. Его супруга Ирина — кандидат наук, специалист по международным финансовым отношениям. У них есть дочь Мария и сын Борис.

Page 2

Президент Ирана прибудет в Ереван 30 сентября на саммит ЕАЭС

Экс-посол США предложил Кардашян открыть производство в Карабахе

Армения является важным партнером для Сингапура в ЕАЭС - Ли Сянь Лун

Пашинян встретился с премьером Сингапура

Глава МИД Сирии осудил действия США и Турции в республике

Page 3

Самая неинтересная за всю историю Третьей республики предвыборная кампания по выборам президента перешагнула символический «экватор». Совершенно очевидно, что исход выборов ясен, это подтверждают и «независимые опросы».

О том, что курды должны иметь собственное государство, говорится уже давно, особенно со стороны ряда кругов США, видящих в создании независимого Курдистана противовес Турции, которая все бо

Риторика сторон Карабахского конфликта всё больше свидетельствует о нарастающей подготовки Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана к ново

9 января 2018 г. исполняется 100 лет со дня одного из омерзительнейших преступлений в истории России. Оно получило свое название как Шамхорская резня. Это преступление является чудовищным фактом массового уничтожения людей: зверская расправа над возвращавшимися с Кавказского фронта русскими офицерами и солдатами в Шамхоре в январе 1918 г., совершенная вооруженными азербайджанскими бандами. В результате подлого нападения, по разным данным было вырезано свыше 5000 русских солдат. Об этих событиях в Азербайджане, естественно, предпочитают не вспоминать.

Представляем вниманию читателей интервью лидера Движения за возрождение Талыша, известного политолога, общественного деятеля Фахраддина Абосзода.

От редакции. Грузино-армянские отношения представляют самой важную составляющую кавказской политической динамики. Несомненно, парламентские выборы в Грузии привнесли в диалог между Ереваном и Тбилиси некоторые новые грани.

russia-armenia.info

Издатель Борис Пиотровский о любви к книгам, детстве в Эрмитаже и родителях

Созданное как партнер Государственного Эрмитажа, издательство «Арка» стало главным в городе поставщиком интеллектуальных бестселлеров, а идеолог проекта Борис Пиотровский — пионером виртуальной реальности в музейном деле.

  • Сорочка Ann Demeulemeester, бомбер  Damir Doma (все —ДЛТ)

Как вы пришли к созданию издательства, выпускающего книги по искусству? Это детская любовь к чтению дала о себе знать или что-то другое?

Мои взаимоотношения с книгами очень сложные. Дело в том, что мой отец (Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. — Прим. ред.) очень любит книги, но эта любовь уже больше похожа на форму зависимости. У нас всегда был очень закрытый дом, но те, кто попадали в родительскую квартиру, обращали внимание, что фолианты занимают больше половины ее пространства. Фактически, человеку там выделены только небольшие проходы между томами, чтобы добраться до места, где поесть или поспать. Когда книжная пыль уже стала сказываться на состоянии здоровья, мы пытались вывезти часть литературы из дома и куда-то ее передать. Но сделать это удавалось только втихаря, пока Михаил Борисович находился в командировке. Однако толку от этого не было никакого, потому что на месте ушедших в кратчайшие сроки появлялись другие издания. Так что к моменту, когда я окончил университет и выбирал, чем заниматься дальше, книги я любил, но старался держать их в стороне от себя — сказались долгие годы борьбы.

Но все-таки книги победили?

Выходит, что так. «Арка» появилась двенадцать лет назад. В тот момент в Эрмитаже был книжный магазин, для которого подбирали книги по всему миру. Но собственные издания до уровня других главных мировых музеев — Лувра, Метрополитен, Прадо — немного недотягивали. И тогда мы вместе с группой учредителей — профессионалов издательского дела решили попробовать развить это направление. Мы стали делать необычные книги. Начали с детских изданий: «Эрмитажную азбуку» готовили года полтора, и по сей день она остается хитом продаж. За двенадцать лет она была выпущена в больших и малых форматах на десятках языков, недавно вышла на иврите. Вообще, издательство принимало разные векторы развития — и научные, и развлекательные. Это позволило сформировать широкий ассортимент и открыть прекрасные магазины в Зимнем дворце, Главном штабе и самый большой — в универмаге Au Pont Rouge, где представлено более 3500 наименований книг.

Мы всегда много сотрудничали с западными издательствами, покупали права на их книги и печатали в переводе здесь. Скажу честно: ни одна из них не принесла финансового успеха, но зато мы научились выпускать продукцию на самом высоком уровне. И теперь уже ведущие иностранные компании издают наши вещи за рубежом. Например, книгу «Мой Эрмитаж» на мировом рынке мы выпускаем совместно со знаменитым американским издательством Rizzoli.

Эта книга Михаила Борисовича действительно стала событием в музейном мире. Он сложный в работе автор?

Обычно, когда мы говорим с ним о работе, то я во всем виноват, так что это процесс не очень продуктивный. (Смеется.) Но у нас есть замечательные редакторы — Полина Ермакова и Неля Даниловна Михалева, которая с давних пор является еще и близким другом нашей семьи, она редактировала книги моей бабушки о Борисе Борисовиче (директор Государственного Эрмитажа в 1964–1990 годах, дед Бориса Пиотровского. — Прим. ред.). Часто им помогает Мария Халтунен, секретарь Михаила Борисовича и главный хранитель всего, что связано с эрмитажными кошками, она же — соавтор всех посвященных им книг.

Вам не позавидуешь — с одной стороны, груз ответственности за фамилию, с другой — люди, которые говорят: «Конечно, он же сын Пиотровского». Как вы с этим справляетесь?

Спокойно. Вообще, для меня этот вопрос — из разряда: «У вас две руки. Как вам живется со второй?» Это просто часть меня. Мое счастье и мое обязательство. С возрастом я стал примерно представлять, как должен вести себя, чтобы не сильно опозорить родителей. (Смеется.) У нас армянские корни, поэтому делать все с радостью и удовольствием у нас в крови. Вот и я стараюсь восхищаться родителями весело и получать от этого удовольствие. По-моему, Михаилу Борисовичу это нравится. Мы уже сделали его книги «Мой Эрмитаж», «Для музеев нет табу», а сейчас вместе готовим сборник его предисловий к выставкам, который, надеюсь, выйдет до конца года.

В детстве, когда все хотели быть космонавтами и пожарными, вы мечтали стать директором Эрмитажа?

В моей вселенной директором Эрмитажа всегда был либо дедушка, либо папа, как я мог об этом мечтать? Не мог даже думать о том, чтобы занять их место. У меня всегда была мысль о том, что я хочу быть успешным человеком. И пойти на экономический факультет было абсолютно осознанным решением, после окончания университета я ненадолго ушел в науку и защитил диссертацию об эффективном управлении предприятиями малого бизнеса. Я не хотел быть ни историком, ни искусствоведом, хотя впоследствии был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. Сегодня меня знают не только как сына своего отца и внука своего дедушки, но и как достаточно состоявшегося человека.

  • Сорочка и брюки Ann Demeulemeester, бомбер  Damir Doma (все —ДЛТ), обувь Geox (Geox)

Каким было ваше детство?

Конечно, оно было прочно связано с Эрмитажем. Случалось и так, что меня не с кем было оставить, и говорили: «Иди в залы, посмотри что-нибудь». Первое осознанное воспоминание — это статуя Зевса. Она поразила меня своими масштабами в мои четыре года. Еще хорошо помню визит Билла Клинтона. Представьте: лимузины с американскими флагами подъезжают к атлантам, выходит президент США. Это было очень яркое впечатление.

Вам нравилось учиться в школе?

Я не ходил в детский сад и класса до пятого был крайне замкнутым ребенком. А потом что-то изменилось во мне, я стал активным учеником, у меня появились друзья. В восемнадцать лет Михаил Борисович отправил меня на все лето в Америку заниматься подготовкой мероприятий в Музее современного искусства в штате Массачусетс, фактически это была работа грузчика. Трижды в неделю нам надо было построить сцену, расставить пятьсот стульев, ценные вещи мне, конечно, никто не доверял. Я отказался от выходного, потому что знакомых там у меня не было и некуда было пойти: в городке был один супермаркет и один ресторан, который я не мог себе позволить — стейк там стоил двадцать долларов, а мы в неделю зарабатывали сто. И еще я не знал ни слова по-английски, но надо было общаться, и я довольно быстро начал говорить. Со стороны это выглядело чудовищно, я просто составлял разные слова в одно предложение и интонацией давал понять, о будущем или о прошлом идет речь. Потом, уже когда вернулся, решил, что было бы неплохо подучить кое-какие времена. Эта поездка была очень важным опытом. На следующий год я поехал стажироваться в отдел по работе с детьми Музея Гуггенхейма, а потом — в отдел Sotheby’s по продаже антикварита.

А не было желания уехать из Петербурга или из России?

Нет, никогда. Мне здесь очень комфортно. У меня есть определенный круг общения — для меня вообще нет ничего интереснее бесед с умными людьми, это мое главное увлечение. Мне сложно перечислить всех, с кем я дружу, но это, например, Сергей Минаев — талантливый писатель и журналист, Таш Саркисян — один из основателей Comedy Club, Семен Михайловский, ректор Академии художеств. В последнее время мы часто общаемся с Сергеем Шнуровым — готовим один интересный проект, который вскоре сможем анонсировать. Кстати, невероятное удовольствие я получил от общения с Константином Хабенским. Он, конечно, человек близкий к гениальности. Константин оказал нам честь своим согласием участвовать в проекте «Эрмитаж VR. Погружение в историю».

Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.

Мы представили его в конце мая на фестивале «Интермузей», а скоро его можно будет увидеть и на специальной площадке во дворе Главного штаба. Посетителям будут выдавать 3D-очки, чтобы вместе с Константином Хабенским в роли проводника они пронеслись за десять минут сквозь века, познакомились с Екатериной II, Николаем I и современным директором музея, роль которого любезно согласился исполнить Михаил Борисович. В фильме он показывает фондохранилище в Зимнем дворце. Мы снимали «Эрмитаж VR. Погружение в историю» четыре дня, а готовились целый год. Участие Константина Хабенского — большая удача, во многом благодаря ему этот проект, который начинался просто как VR, в итоге стал фильмом, близким к художественному.

В сюжетной линии есть пересечения с посвященным Эрмитажу «Русским ковчегом» Сокурова?

«Русский ковчег» — это большая игровая картина, настоящее произведение искусства, которое признано во всем мире. У нас перекликаются только исторический сюжет и идея проводника. А в остальном это абсолютно разные проекты. Мы делали экспериментальный фильм в формате 360 градусов с технически сложным процессом производства, который Александру Николаевичу не был нужен для его художественного высказывания.

Вы планируете продолжать этот проект?

У нас есть огромное желание развивать это направление. Следующая идея, которую мы собираемся реализовать, — небольшой VR-фильм — путешествие по крышам Эрмитажа.

У вас обширная сфера интересов — от издания книг до проектов по созданию виртуальной реальности. Над чем еще вы работаете?

Сфера моих интересов лежит в области информационно-инновацион­ных проектов. С двенадцати лет я в той или иной степени участвовал в создании музейного сайта и образовательного центра. Позже уже сам инициировал ряд проектов. Например, запуск всех социальных сетей Эрмитажа, которые существуют и успешно функционируют. Очень долго я «продавливал» идею завести инстаграм, сложно было объяснить ценность публикации «бездумных картинок», но теперь, когда его ведет Юра Молодковец, все согласились с тем, что это без преувеличения лучший музейный фотоблог. Работа над мобильными приложениями порой захватывала уже и реальное выставочное пространство. Например, когда мы снимали фильм про часы «Павлин», пришла в голову идея поставить в Павильонном зале Малого Эрмитажа экран, где в хорошем качестве показано, как функционируют часы, и посетителям больше не нужно ждать определенного времени, чтобы это увидеть. Теперь около экрана собираются толпы посетителей. Сейчас ждем, как люди отреагируют на наш VR-проект. А я пока что пытаюсь внедрить блокчейн, ИТ-термин, который никто не может доступно объяснить. С этим все еще есть определенные сложности, но я работаю в этом направлении и стараюсь почаще повторять это слово здесь, в Эрмитаже, чтобы музейщики к нему привыкали.

МЕСТО СЪЕМКИ

Зимняя канавка наб. Зимней канавки

Арка и переход между зданиями Большого Эрмитажа и зданием Дирекции императорских театров над Зимней канавкой были построены в 1770-е годы Юрием Фельтеном. В 1783–1787 годах архитектор Джакомо Кваренги возвел на месте Зимнего дворца Петра I театр для придворных представлений, и переходная галерея превратилась в театральное фойе. Нынешний интерьер в стиле рококо создан в 1904 году Леонтием Бенуа.

Текст: Екатерина Петухова

Фото: Валентин Блох

Стиль: Джейн Сытенко.

www.sobaka.ru


Смотрите также