Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Дуглас сын александрова биография


Внук Григория Александрова Григорий: «После смерти Любови Орловой дед женился на моей матери»

ani_alНашла интервью внука Александрова, датированное 2005 годом. По-моему, интересно хотя бы тем, что это интервью перепечатывают и сейчас, но авторство приписывают другим источникам.

Таисия БАХАРЕВА «ФАКТЫ» (Париж-Киев)

29.12.2005

22 года назад умер знаменитый режиссер фильма «Веселые ребята»

«Назвать Орлову бабушкой мне не приходило в голову. Она была для меня божеством»

- Как случилось, что вы попали в Париж?

- Я никогда не планировал уезжать из России, хотя всегда имел такую возможность, — рассказывает Григорий Александров. — Моя мама часто бывала в Париже у своей подруги Ольги Алексеевой — внучки Станиславского и правнучки Льва Толстого. Как-то я поехал с мамой, хотел увидеть Париж таким, каким видел его Григорий Васильевич. В то время я уже чуть ли не наизусть знал дневники деда. Кстати, приехал на парижский Северный вокзал в тот же день, что и он, 29 августа, с разницей ровно в 60 лет. Тогда же познакомился здесь с моей будущей женой Милой. Это была любовь с первого взгляда. К тому времени Людмила уже несколько лет жила в Париже. Мы стали встречаться, потом я несколько раз приезжал к ней гости, затем остался во Франции навсегда.

- А что же со знаменитой дачей Александрова и Орловой во Внуково?

- Мы ее не продали. Раз в год я бываю в Москве и наведываюсь туда. Там все, как было во времена жизни деда и Любови Орловой.

- Вы не называли ее бабушкой?

- Нет, что вы! Мне такое даже в голову не приходило! Любовь Орлова — бабушка!.. Бабушка у меня была одна — мамина мама. Помню, впервые увидел Орлову в пятилетнем возрасте. Смотрел на нее, как на божество. Это было на даче во Внуково. Александровы жили очень обособленно: у них не устраивались шумные застолья, дед как будто все время пребывал в вымышленном мире. Любовь Орлова была великой труженицей — любила заниматься домом, рукодельничала. На даче до сих пор висят шторы, а на столах лежат скатерти, изготовленные ее руками. К тому же Любовь Петровна собирала цветное стекло и создавала из него всякие поделки. Никого к ним не подпускала.

- А кто вел хозяйство в их семье?

- Конечно, Любовь Петровна. Дед занимался творчеством, Орлова зарабатывала деньги. Снималась, ездила на гастроли, выступала с концертами. Знала, что надо купить в дом, где какую мебель расставить. Все, что было на даче, — дело рук Любови Петровны. Когда деду выделили этот участок земли (кстати, по личному распоряжению Сталина), он решил спроектировать дом как усадьбу в Калифорнии — только-только приехал из Голливуда и был под впечатлением от увиденного. Особой его гордостью стал огромный зал с камином. Редкие гости собирались за дубовым столом, сделанным по спецзаказу на «Мосфильме»…Любовь Орлова стала второй супругой Григория Александрова. Первой его женой была Ольга Иванова, выступавшая в ансамбле «Синяя блуза» — эдакой смеси пролетарского искусства и эксцентрики. На одном из представлений они и познакомились. Затем поженились, жили в двух комнатах общей квартиры на втором этаже особняка, принадлежавшего когда-то генералу Апраксину. В 1925 году у них родился сын Дуглас, названный в честь американской звезды немого кино Дугласа Фербенкса. Через 29 лет в этом же доме родился внук Александрова Григорий.

- Григорий Александров расстался с вашей бабушкой из-за Любови Орловой?

- Нет, когда они развелись, дед не был знаком с Орловой. Это случилось сразу же после его приезда из Голливуда. Еще в Америке, переписываясь с женой, дед почувствовал, что в их отношениях что-то изменилось. Когда вернулся в Советский Союз, узнал, что у Ольги Ивановой роман с актером Борисом Тениным…

«Гарбо подписала деду свою фотографию… губной помадой»

- Сложно представить, что в тридцатые годы кого-то вот так запросто могли отправить в длительную командировку в Америку. Как удалось это Александрову?

- Сначала в Голливуд пригласили знаменитого Сергея Эйзенштейна, как раз после того, как он снял «Броненосец «Потемкин». Затем приглашение получили ассистент режиссера Григорий Александров и кинооператор Эдуард Тиссе. Правда, официального разрешения на поездку им пришлось ждать четыре(!) года. Оно пришло летом 1929-го от наркома культуры Луначарского. Считалось, что группа едет перенимать опыт американского кинопроизводства. Сразу попасть в Америку не пришлось. Сначала был Берлин, где мой дед начал вести дневник, записывая туда все подробности заграничной жизни, затем переехали в Париж.

- Александров был дружен с Эйзенштейном?

- Конечно! Называл его Эйзеном. Это был потрясающе одаренный человек и в то же время сотканный из множества комплексов и противоречий. Дед рассказывал, что Эйзена часто преследовали страхи, а в нем, уверенном молодом человеке, он находил энергетическую подпитку. В самые сложные моменты Эйзен выставлял Александрова вперед, закрываясь им, как щитом.

- Помогало?

- Практически всегда. Дед рассказывал, как в 1927 году они готовились к премьере картины «Октябрь» в Большом театре. Вдруг раздался звонок, сообщили о том, что из Кремля едет Сталин. Эйзенштейн только это услышал, тут же скрылся, его нигде не могли найти. Пришлось деду одному встречать Великого Вождя. Сталин зашел в монтажную и попросил показать ему эпизоды, в которых есть Троцкий. Затем сказал: «Фильм с Троцким показывать нельзя». Дед вырезал три куска ленты. Когда много лет спустя он получал орден Красной Звезды из рук Сталина, тот, награждая его, подмигнул со словами: «За храбрость, товарищ Александров!»

- Кстати, Эйзенштейн тогда нашелся?

- Да, он пришел на премьеру ужасно напуганный и был счастлив, что все обошлось.

- Правда, что знаменитую Марлен Дитрих «открыл» Александров?

- Это случилось в Берлине, как раз когда Эйзенштейн, дед и Тиссе ожидали разрешения ехать в Америку. Вся троица была в Германии желанными гостями — успех «Броненосца «Потемкин» был оглушающим! Известный немецкий режиссер Джозеф фон Штернберг пригласил всех троих в мюзик-холл. В то время он как раз приступал к работе над картиной «Голубой ангел» и не мог найти актрису на главную роль. В шоу выступала девушка, которая очень понравилась Штернбергу. Она очаровательно пела куплеты, приплясывая в такт. Звали ее Марлен Дитрих. Штернберг, не обладая особым обаянием, попросил красавца Григория Александрова сходить за кулисы и пригласить молодую актрису к ним за столик. Деду долго упрашивать Марлен не пришлось.

- У них был роман?

- Дед был очень скрытен в интимных делах. Никогда не афишировал своих отношений с Марлен Дитрих, хотя общался с ней часто. Я знаю, что Орлова очень ревновала его к Марлен. Кстати, внешне женщины были похожи. Более того, со всех фотографий, на которых дед был снят вместе с немецкой актрисой, Орлова аккуратно вырезала Марлен. А вот родная сестра моего деда, Мария Васильевна, как-то прямо мне заявила: да, у Александрова с Дитрих был роман.

- Александрову приписывали роман и с Гретой Гарбо…

- Виной всему известная фотография актрисы, на которой она губной помадой оставила деду свой автограф. Они познакомились в Голливуде, на вечеринке, которую устраивал Чарли Чаплин. Затем часто обедали вместе, были дружны. Но был ли между ними роман? Не знаю. Деда обожали многие женщины. Как-то я поинтересовался у него по поводу той фотографии Гарбо. Он лишь многозначительно ответил: «Мы дружили… »

- Григорий Васильевич и Орлова ведь часто бывали в гостях у Чаплина в Швейцарии…

- Они действительно по-настоящему дружили. Дед многому научился у Чаплина. Первый раз встретились в Голливуде, где практически все свободное время проводили вместе: ходили по ресторанам, играли в теннис, катались на яхте. Затем Александров приезжал в гости к Чаплину в Швейцарию уже с Любовью Орловой. У комика был роскошный дом на берегу Женевского озера. Правда, говорят, Орлова недолюбливала жену Чаплина. По крайней мере, известна ее острота: «Каждый год езжу за границу с надеждой узнать, что там модно, и каждый раз не получается узнать о модных фасонах — опять жена Чарли беременна».

- Как познакомились ваш дед и Любовь Орлова?

- Это случилось, когда дед вернулся из Америки. Он был полон впечатлений от Голливуда и решил снять первую советскую музыкальную комедию. Занялся поиском главной героини. Один из знакомых художников посоветовал ему посмотреть в театре Немировича-Данченко музыкальный спектакль «Перикола», где играла актриса Люба Орлова. Ее партнером был тот самый будущий знаменитый «кукольник» Сергей Образцов.

- Орлова тогда уже была знаменита?

- Нет, что вы! Она даже мало походила на ту звезду советского кино, которую мы знаем. Любовь Петровна была невысокого роста, плотненькая, с волосами, выкрашенными стрептоцидом. Она уже была замужем за работником наркомата земледелия Андреем Берзиным. Затем он угодил за решетку, а Орлова стала встречаться с австрийским бизнесменом, раскатывала по Москве на роскошном «Мерседесе». Ей было 36 лет. В это время Александров и встретил актрису. Она ему понравилась, и решение о том, кто сыграет главную роль в «Веселых ребятах», тут же было принято. Картина вышла на экраны в 1934 году и имела колоссальный успех. Правда, в Советском Союзе ее приняли настороженно. До тех пор, пока сам Сталин не выразился по поводу премьеры: «Хорошо! Я как будто месяц был в отпуске».

- Правда, что Александров и Орлова всю жизнь называли друг друга на «вы»?

- Совершенно! Мне вообще кажется, что Сергей Образцов был единственным человеком, не считая родственников, с которым Орлова была на «ты». Кстати, их дачи стояли рядом. А к мужу Любовь Петровна обращалась только на «вы». Думаю, между ними существовал какой-то особый договор. Она хотела быть суперзвездой и он ее сделал такой. Орлова НИКОГДА не снималась у других режиссеров, а Александрову и в голову не могло прийти взять другую актрису. Они прожили вместе сорок лет! Хотя мне трудно сказать, была ли между ними страстная любовь. Оба не были эмоциональными людьми. Любовь Петровна заправляла всеми делами.

- Александрова это устраивало?

- Конечно. Он и понятия не имел о бытовых проблемах. К тому же Орлова зарабатывала больше него. У них служили два шофера, две домработницы, секретари. Любовь Петровна была очень требовательна к одежде, еде. Сама выбирала костюмы для Александрова, а он полностью полагался на ее вкус. Орлова много курила, причем только «Camel» без фильтра. Кстати, она никогда не отмечала день своего рождения. Возраст для нее был «больным» местом. Дед совершенно спокойно относился ко всем ее прихотям…Сын Григория Александрова Дуглас окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году Дугласа Александрова арестовали, год он провел в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. На самом деле, говорят, это была «месть» за поездку Григория Александрова в Голливуд. Сына заставляли признаться в том, что его отец — американский шпион. После выхода из тюрьмы у Дугласа случился первый инфаркт. Григорий-младший родился через год после освобождения Дугласа. Жена Дугласа, Галина Крылова, мама Григория, работала манекенщицей в московском Доме моделей. Затем увлеклась фотографией, делала снимки для Гостелерадио. Григорий-младший решил идти по стопам знаменитого деда — в кинематограф. Окончил операторский факультет ВГИКа. Когда ему исполнилось 24 года, от обширного инфаркта умер Дуглас Александров. Это случилось в 1978 году…

- Любовь Орлова умерла на три года раньше вашего отца…

- Да, в 1975 году от рака поджелудочной железы. До сих помню огромное количество людей, которые пришли к Театру Моссовета проститься с Орловой. Они стояли вереницей по всему Садовому кольцу.

- Говорят, ваш дед потом женился на вашей матери?

- После смерти Дугласа они действительно зарегистрировали свой брак. Многие восприняли этот шаг негативно. Но… деду жилось сложно после смерти Любови Петровны. Он привык, чтобы о нем кто-то заботился, опекал его. К тому же очень переживал по поводу того, чтобы все семейные реликвии, дневники не попали в чужие руки. Мама стала для него домохозяйкой, медсестрой, поваром, другом. Она потратила много сил и времени на то, чтобы привести в порядок его дневники. Именно ее дед сделал своей наследницей.Он умер в декабре 1983 года, в кремлевской больнице, куда его положили на обследование. Оказалось, инфекция в почках, дед сгорел очень быстро. Мама в это время ездила в командировку в Ташкент. Так что проститься с ним она, увы, не успела…
Page 2
Tags:

ani-al.livejournal.com

НАСЛЕДНИКИ КОМЕДИОГРАФА

23 января родился Григорий Александров (1903-1983), кинорежиссер, выпустивший в 1930-1940-ых годах такие хиты как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна». Вторая половина его жизни была ознаменована громадными творческими провалами. Об этом мы еще поговорим, а сегодня хочется поговорить не об Александрове даже, а о его сыне. Богатая темка…

АЛЕКСАНДРОВ С СЫНОМ И ВНУКОМ

Сын у Александрова был не от Любови Орловой, которая рожать не хотела категорически. Сына родила режиссеру первая жена, Ольга Иванова, тоже актриса. Она выступала в коллективе «Синяя блуза».

Дуглас Александров родился в 1925 году. Мальчика назвали в честь актера Фербенкса. К сожалению, имя не принесло удачи, - энергичным, веселым и свойским, как герой Фербенкса, Александров-младший не стал.

В начале тридцатых Александров надолго покинул семью, уехав вслед за соратником Сергеем Эйзенштейном на стажировку в Голливуд. Когда же он вернулся, то нашел на месте семейного очага руины. Жена вовсю крутила любовь с актером Борисом Тениным. Последовал развод.

Выйдя замуж за Тенина, мама не сильно заботилась о сыне, сплавив его в детский дом. Александров тоже не проявлял к ребенку внимания. Только когда мальчик подрос, со стороны отца начались какие-то подвижки. Он устроил чадо во ВГИК, где Дуглас приобрел профессию оператора. Во время войны снимал хронику на передовой, работая под началом Константина Симонова. 

В фильме «Встреча на Эльбе» Александров снял Дугласа в роли американского офицера.

Не ясно, какие отношения были у Дугласа со знаменитой женой отца изначально, но со временем они испортились. 

Любовь Орлова все же была небожительница и не терпела мезальянсов. А Дуглас именно мезальянс себе позволил, женившись на домработнице Галине. Орлова выдвинула ультиматум: «Хочешь жить с прислугой – живи! Но тогда со мной ты ничего общего иметь не будешь». Отец мачеху поддержал, отлучая сынка от хлебосольного дома. 

Эх, кабы знать, как дальше повернутся события… 

Впрочем, у дочки сестры Орловой Нонны Голиковой своя версия происшедшего:

«Некоторые обвиняют Любовь Петровну в том, что она указала пасынку на дверь из-за неправильного выбора жены. Но насколько я знаю, дело было вовсе не в этом. Любовь Петровна и вправду отказала Дугласу от дома, но произошло это после того, как тот, воспользовавшись отъездом отца с мачехой за границу, без разрешения устроил в доме разгульную вечеринку. Хотя давал слово гостей не звать! Конечно, молодые ребята испортили какую-то мебель, но больше всего Любовь Петровну возмутило именно то, что пасынок нарушил слово. Сама она, если что-то обещала, обязательно выполняла. Семья Дугласа потом долгие годы ненавидела Любу и мстила ей, как могла. Именно они, как только получили наследство, первым делом вынесли на помойку весь архив Любови Орловой вместе с мешками писем от поклонников, приходивших ей со всей страны…»

У Орловой нашлась еще одна веская причина держаться от пасынка подальше. В 1952 Дуглас сел в тюрьму. Год его продержали в «Бутырке», инкриминируя антисоветскую агитацию. Вышел он после смерти Сталина и тут же заработал первый инфаркт. В тюрьме, кстати, Дуглас сменил надоевшее космополитичное имя, став… Васей.

В 1954 Галина родила Василию сына, названного в честь деда Григорием. 

Тайком от Орловой Александров помог сыну, устроив его оператором в КГБ. В частности, именно Василий снимал обмен разведчика Конона Молодого.

В 1975 умерла Любовь, а через три года ее пасынок сгорел от инфаркта. 

Жизнелюб Александров настолько не впускал в себя отрицательные эмоции, что ничего слышать не хотел о болезни жены, а на похороны сына вообще не поехал. 

Всю кинематографическую тусовку поразил следующий факт: после смерти сына Александров… женился на его вдове Галине, которая, как мы помним, стала одной из причин долгой ссоры отца и сына. 

Хотя молодая была уже не молода (48 лет), режиссерский возраст подкатывал к восьмому десятку. 

Ни о какой любви речи, конечно, не шло, - новоиспеченных супругов заботила только процедура передачи наследства, для чего понадобилось бежать в ЗАГС. 

Единственный внук режиссера, Григорий, говорил:

«После смерти Дугласа они действительно зарегистрировали свой брак. Многие восприняли этот шаг негативно. Но… деду жилось сложно после смерти Любови Петровны. Он привык, чтобы о нем кто-то заботился, опекал его. К тому же очень переживал по поводу того, чтобы все семейные реликвии, дневники не попали в чужие руки. Мама стала для него домохозяйкой, медсестрой, поваром, другом. Она потратила много сил и времени на то, чтобы привести в порядок его дневники. Именно ее дед сделал своей наследницей».

Но фактически наследником стал Григорий, принявшийся наследство разбазаривать. Какое-то время, он носился с идеей сделать дом-музей Александрова и Орловой, но запала ему хватило на чуть.

Один из его друзей рассказывал:

«…все эти уникальные материалы бесследно исчезли. Многое из этого Гриша отдавал за бутылку коньяка или водки. Он нигде не работал, никогда. А зарабатывал деньги своеобразным способом. Когда на доме открыли мемориальную доску, к зданию привозили туристов. Что делал Гриша? Он с каждого собирал по трояку и приводил их в квартиру. Десять туристов - 30 рублей. И в ресторан - отмечать»

В конце концов, дачу и остатки архива приобрел у Григория адвокат Александр Добровинский. 

Будем надеяться, что там таки будет музей. 

ygashae-zvezdu.livejournal.com

Любовь Орлова и Григорий Александров в кадре и за кадром: Что скрывалось за фасадом идеального брака

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

23 января исполняется 116 лет со дня рождения знаменитого советского кинорежиссера, сценариста, актера, народного артиста СССР Григория Александрова. Его фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» стали классикой советского кинематографа, благодаря ему зажглась звезда Любови Орловой, которая всю жизнь была его женой и музой. Их называли идеальной парой, хотя было ли это так на самом деле?

Режиссера и актрису называли идеальной парой | Фото: kino-teatr.ru

Свой первый фильм в качестве режиссера Григорий Александров снял в 1933 г. Это была музыкальная комедия «Веселые ребята». С главным героем проблем не было – режиссер изначально знал, что его сыграет Леонид Утесов. А вот героиню долго не могли найти. Его ассистент пригласил на пробы Любовь Орлову. Александров при первой встрече даже не обратил на нее внимания, а она запомнила этот момент навсегда: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено». Ему было 30 лет, ей – 31. Оба на тот момент уже успели побывать в браке и развестись.

Любовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934 | Фото: kino-teatr.ru

Кто-то посоветовал режиссеру посетить музыкальный театр при МХАТе, и актриса, на которую он не обратил внимания на кинопробах, поразила его на сцене театра – на тот момент Орлова блистала в спектакле «Перикола». В тот же вечер они познакомились, и Александров определился с выбором главной героини «Веселых ребят». Правда, его выбор не всем был понятен – 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Говорят, увидев ее, Утесов спросил: «Где ты нашел эту старую калошу?» А режиссер уменьшил количество эпизодов с Утесовым и изменил сценарий в пользу актрисы. С тех пор Орлова и Утесов друг друга недолюбливали. Во время съемок фильма начался ее роман с Александровым, а после окончания работы они поженились. Многие считали, что для Орловой это был брак по расчету – она понимала, что режиссер сделает ее звездой.

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Режиссер и актриса на съемках | Фото: wday.ru

Как режиссер Александров окружил Орлову невероятным вниманием – он ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определил точки, с которых камеры не должны были к ней приближаться – чтобы в кадре она представала в самых выгодных ракурсах. Многие ставили ему это в укор. Сергей Эйзенштейн долго не относился всерьез к творчеству своего ученика Александрова, и после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками». Во всех фильмах мужа она действительно не только исполняла главные роли, но еще и пела и танцевала.

Супруги в 1937 г. | Фото: 24smi.org

Супруги на подмосковной даче, 1941 | Фото: kino-teatr.ru

В 1947 г. на Венецианском кинофестивале Любовь Орлова получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Весна». В те времена это было большой редкостью. Орлову и Александрова называли единственной советской супружеской парой, которая могла свободно выезжать за границу – очевидно, руководство полагалось на то, что именно они могут улучшить имидж страны за рубежом. Орлова свободно говорила на французском и немецком языках, умела себя вести на светских раутах и официальных приемах и ни в чем не уступала зарубежным кинозвездам.

Кадр из фильма *Встреча на Эльбе*, 1949 | Фото: kino-teatr.ru

Любовь Орлова и Григорий Александров были самой известной парой советского кинематографа 1930-1940-х гг. Они всегда приковывали к себе внимание, им завидовали, их успех раздражал, что порождало множество сплетен. Говорили, что режиссер позволял себе романы «на стороне», хотя эти слухи не нашли подтверждения. Ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, когда он бывал за границей еще до встречи с женой. Говорили также, что режиссер «лепил» из брюнетки Орловой ослепительную блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом.

Любовь Орлова и Марлен Дитрих | Фото: 24smi.org

Супруги в 1950 г. | Фото: dubikvit.livejournal.com

Но большинство биографов уверено: единственным в их жизни был далеко не любовный треугольник – Орлова стала любимой актрисой Сталина, а Александров не пользовался его благосклонностью, хотя тот и покровительствовал его творчеству. Ходила легенда, очевидно, имевшая под собой реальные основания: однажды Сталин как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он обидит Орлову и с ее головы упадет хоть один волосок – обидчика расстреляют. В середине 1952 г. был арестован сын режиссера от первого брака Дуглас (названный так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фербенкса). Но в 1953 г. Сталин скончался, и вскоре после этого Дугласа освободили.

Орлова и Александров в 1953 г. | Фото: kino-teatr.ru

Когда у Орловой ее родственница однажды спросила, почему она почти не снималась у других режиссеров, актриса ответила: «Ну представь себе: подготовительный период, потом экспедиция, озвучание – это получается целый год, а то и более без Гришеньки! Нет, это невозможно!» Она всю жизнь хранила все его записки, даже такие как «Буду в 6». Каждый Новый год они встречали вдвоем на даче во Внуково – это стало многолетней традицией.

Супруги на подмосковной даче, 1955 | Фото: aif.ru

Супруги в Вене, 1962 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Многие удивлялись, почему у этой красивой и крепкой пары не было детей. Александров объяснял это тем, что супруга сначала не хотела, а потом – не могла. Орлова отшучивалась, что у нее уже есть сын – это ее Гришечка. Многих поражало то, что супруги спали в разных спальнях, называли друг друга на «вы», что Орлова появлялась перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем. Это породило слухи о том, что их брак – фиктивный, хотя на самом деле это было не так.

Режиссер и актриса в домашней обстановке, 1960-е гг. | Фото: aif.ru

Конечно, многие сомневались в том, что их брак был таким же образцово-показательным, каким выглядел со стороны. Были и те, кто утверждал, что обоим был просто выгоден этот союз в карьерном плане. Ее обвиняли в том, что она была любовницей Сталина, его подозревали в нетрадиционной ориентации – каких только домыслов не порождал этот союз! Но все сложные периоды в жизни они помогали друг другу преодолеть – так, в конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотреблять алкоголем, но Александрову удалось спасти ее от этой пагубной привычки – он пригрозил ей окончанием кинокарьеры.

Супруги в 1967 г. | Фото: kino-teatr.ru

В середине 1950-х гг. в жизни пары начался еще один сложный период. Обоим уже было за 50, у обоих времена невероятной популярности остались позади. Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Его новые работы были далеки от успеха фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и «Волга-Волга». Возраст брал свое, и постепенно роли Орловой в театре начали отдавать молодым актрисам. Ее последней попыткой напомнить о себе зрителю стал фильм Александрова «Скворец и Лира», который злые языки тут же переименовали в «Склероз и климакс» – 70-летняя Орлова в нем играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно. Но и в этот период они поддержали друг друга.

Кадр из фильма *Русский сувенир*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru

В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась – у нее был рак поджелудочной железы. Супруг пережил ее почти на 9 лет. Вместе они провели 42 года – может, их брак не был идеальным, но вряд ли фиктивный союз продержался бы так долго. Через некоторое время после ухода актрисы умер сын Александрова Дуглас, а вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на его вдове Галине. Но на самом деле она стала для него медсестрой и помощницей по хозяйству, а режиссер позаботился о том, чтобы у него остался законный наследник.

Кадр из фильма *Скворец и Лира*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Много интересных моментов осталось за кадром фильма «Цирк» – поражает то, насколько Любовь Орлова была предана своей профессии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой

​«После того как первого мужа Орловой вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», — рассказал «АиФ» адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.

Подвиг женщины

Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?

— Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александ­рова, тоже Гришу. Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел — и ужаснулся: дача буквально разваливалась на глазах. Посреди этой разрухи сидел мой бедный друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал, что продал почти все участ­ки, рядом с дачей оставалось совсем немного земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти. Денег заплатил много, но Гриша — парень гулящий, всё спустил. Через какое-то время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства. Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал обладателем дачи и архива.

Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев  

— Говорят, прошлые хозяева называли эту дачу виллой.

— Вообще-то Александров, будучи в конце 20-х гг. за границей, засматривался на виллу Чарли Чаплина в Голливуде, поэтому свою дачу они строили по этому образцу. Там было много недоступного простому советскому человеку: настоящий камин, висящая терраса, ванна, утопленная в пол. Дачу действительно называли «виллой Орловой», но на самом деле это был подарок Сталина не ей, а Александрову.

— Про Сталина вы нашли что-нибудь в её дневниках? Говорят, что она его очень не любила.

— Она не то что его не любила — она его ненавидела. Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, — это её первый муж Андрей Берзин. Во время ареста его в прямом смысле штыками вынули из их супружеской кровати. После этой трагедии у Орловой развилась патологическая ненависть к Сталину. Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблён в неё. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил её на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг.

Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год. Фото: РИА Новости

— Говорите, единственный человек, которого она любила, — первый муж. А как же Александров?

— К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения — вообще отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.

Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной. Фото: Из личного архива

— Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.

— Не думаю, что это был фиктивный брак. Я видел их личные, можно сказать, интимные фотографии, которые люди, не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали. С Александровым Орлова знала, на что шла. У неё до него в 1932 г. случился безумный роман с военным атташе Германии. Понятно, что после такого она не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила Александрова. Да и у самого Александрова до неё были бурные романы, один из них — с режиссёром Сергеем Эйзен­штейном.

— А после свадьбы были верны друг другу?

— На 100%. Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своём прошлом.

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год. Фото: РИА Новости

— Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то — что не могла родить.

— Абсолютно уверен: она не хотела детей. Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции поставила спираль или что-то вроде этого.

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год. Фото: РИА Новости

— Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?

— Дугласа Любовь Петровна не очень любила по многим причинам — отчасти и потому, что он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже... Васей.

— А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?

— В те времена в молодой России, как ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.

Были миллионерами

— Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?

— Это правда. Много людей об этом знало и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек, поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было сделано для того, чтобы уберечь имущество — ведь Орлова и Александров в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.

— Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?

— Последние годы Орлова тянула семью на себе — содержала дом, давала концерты, работала в театре. Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира», который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася, который часто выпивал. Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины. Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье. Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже довольно быстро ушла... Так у меня на руках остался этот Гриша, крест на всю жизнь.

— Вы упомянули последний фильм Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был такой символичный жест прощания?

— Не совсем так. Если вы по­смотрите все фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят» и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах. Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова не показалась бы перед зрителем. И вдруг выяснилось: единственное, чего никогда не было в картинах с Орловой, — траурного платья с вуалью. И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.

Любовь Орлова в роли разведчицы в фильме кинорежиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». 1973 год.

— В фильме она в 70 играла молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластиче­ских операций, которые ей приписывали?

— Очень переживала. Ей было легче играть в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар — из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше. Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка — считала, это разглаживает морщины.

aif.ru

Орлова отомстила за измену мужа

Эффектная пара Любовь Орлова и режиссер Григорий Александров считалась самой идеальной во всем Советском Союзе. Они встретились в 1933 году и прожили вместе почти полвека. Кто бы мог подумать, что это закончится в сущности предательством…

Преданность Григория Александрова Орловой – это притча во языцех. Повсюду они были вместе. Любовь Петровна была благодарна мужу, ведь именно с него началась ее карьера киноактрисы. Увидев Орлову на спектакле во МХАТе, он тут же с ней познакомился и пригласил на роль Анюты в фильме «Веселые ребята». С тех пор он снимал ее во всех своих фильмах – «Волга-Волга», «Весна»… Снимал вплоть до 1974 года, пока не пришлось остановиться из-за возраста актрисы. Внезапная болезнь актрисы и диагноз рак стали большим горем для Александрова. Сама Орлова в свою болезнь не верила, до последнего надеялась вернуться на сцену театра… Свою супругу Александров пережил на восемь лет. Снял фильм-воспоминание о жене под названием «Любовь, любовь…» А вскоре в дом, опустевший после смерти Любови Петровны, приехал сын Александрова Дуглас с женой. Тогда никто и подумать не мог, какую роль в их истории сыграет эта женщина…

Дуглас был сыном Александрова от его раннего брака с актрисой Ольгой Ивановой, который быстро распался. Судьба у Дугласа драматическая. Ни матери, ни отцу он оказался не нужен, его воспитывала тетка. Потом он стал общаться с отцом, получил актерское образование. Но в 1952 году на него был написан донос и он попал в тюрьму. Год он провел в Бутырской тюрьме, перенося допросы и избиения,  – хотели, чтобы он оклеветал своего отца. У 26-летнего человека случился инфаркт. Спасла его смерть Сталина в 1953 году…

И вот второй инфаркт унес жизнь сына Александрова в 53 года. Это случилось, когда он уже жил с отцом, после смерти Орловой… Сам Александров уже к тому времени находился в таком состоянии, что просто не в силах был осознать новую потерю.

– Где Дуглас? – спрашивал он невестку через несколько дней.

– Он пошел за хлебом… – отвечала она.

И больше о Дугласе разговоров не было…

А Григорий Александров через какое-то время… женится на невестке! Женщина по имени Галина Крылова стала полновластной хозяйкой в квартире легендарной кинозвезды. Все свои дела режиссер стал согласовывать с ней, не принимая самостоятельных решений. Люди из близкого окружения режиссера говорили, что Галина давно добивалась внимания Александрова и только из-за этого стала женой его сына. Как бы то ни было, но память об Орловой она не только не сохраняла, а старалась уничтожить. Памятные, уникальные вещи раздаривались, разбазаривались… А когда в 1983 году Александров скончался, Галина не дала похоронить его в одной могиле с Орловой. Их памятники на Новодевичьем кладбище установили рядом. Галина тоже не зажилась после этих событий. Внук Александрова, Григорий, продолжил разбазаривать наследие Орловой. Говорили, правда, что он не внук, а сын – от Галины. Григорий выбросил архивы великой актрисы, дом продал, а сам уехал жить за границу. Так что сейчас нет ничего, что бы напоминало нам о великой актрисе. Ничего, кроме фильмов, конечно…

Кирилл Песков.

sobesednik.ru

Галина Корягина: «После смерти Любови Орловой Александров женился на своей невестке»

«Комсомольская правда». — 5 июня 1998.

Тайны самой загадочной звездной пары раскрывают племянницы прославленного кинорежиссера ... В ЭТУ КВАРТИРУ я попала почти случайно — как попадают по ошибке телефонистки в другой город и чужую страну. Зашла по мимолетному делу — и не смогла оторвать взгляд от необычной обстановки квартиры: старинная мебель, много «киношных» фотографий на стене, и почти на всех — одни и те же известные всей стране лица...

Две женщины, мать и дочь, перехватили мой взгляд: «Вы хотите спросить, что в этом доме делают фото Александрова и Орловой? Мы обе знаем их с детства. Я — его родная племянница, а это — внучатая».

Стоит ли говорить, что ушла из этой квартиры я не скоро...

Эти снимки, а также факты, которые рассказали мне Галина и Татьяна Корягины, никогда и нигде раньше не публиковались.

— Правда ли, что Александров — псевдоним, а настоящая фамилия вашего дяди вовсе даже Мормоненко?

— Мормоненко был дед, он приехал в Екатеринбург с Украины, открыл там ресторан и гостиницу, а однажды, вернувшись с охоты, упал со стула и скончался от кровоизлияния в мозг. Почему дед сменил фамилию, никто не знает, возможно, потому, что они приехали с большими деньгами и это скрывали. Потом наступила революция, и бабушка с детьми — Гришей и моей мамой Машей, он ее называл Бумажкой, — уехали жить в Москву уже как Александровы. В Екатеринбурге у них некоторое время жил знаменитый кинорежиссер Иван Пырьев, который голодал, — время было тяжелое, и они его кормили. Поначалу Александров и Пырьев очень дружили, потом поссорились их жены — Марина Ладынина и Любовь Орлова, из-за этого взаимоотношения были подпорчены.

— Из-за чего поссорились?

— По-видимому, из-за того, что обе были звездами.

— Как вы называли своих знаменитых родственников?

— Ее — только Любовь Петровна, а его — дядя Гриша. А он меня звал де Галль — по аналогии с де Голлем и, когда я к нему приезжала в гости, всегда говорил: «Ну вот — де Галль приехал!».

— Любовь Орлова была ведь второй женой Григория Александрова?

— У него была совершенно очаровательная первая жена, его однофамилица Ольга Александрова.

Она родила ему прекрасного сына, которого назвали Дуглас — в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. В то время Фэрбенкс с Мэри Пикфорд как раз приезжали в Москву, а Григорий Васильевич был на них помешан. Когда он вернулся из Америки — он был там с Сергеем Эйзенштейном, — узнал, что жена ему изменила. Говорят, она была любовницей известнейшего актера Бориса Тенина — забеременела от него и умерла во время родов. И мой брат Дуглас остался один.

Воспитывала его тетка, сестра Ольги Александровой. Он был очень добрый, потрясающий человек. Однажды он эту свою тетку нес на руках из больницы, ему сделалось плохо, и он за секунду умер от разрыва сердца, в 43 года.

На похоронах было море людей, его все любили, а Григорий Васильевич, он был совершенно спокоен. Спустился, как всегда, со второго этажа, ел свою любимую еду, пил кофе и вообще вел себя так, как будто ничего не произошло. Вообще он умел здорово выключаться — как из штепселя, — если ему что-то было неприятно. Однажды мы с друзьями пытались пригласить на дачу Высоцкого. Я просила: «Дядя Гриша, ну давай его позовем, я так Высоцкого люблю!». Он сказал гениальную фразу: «Галочка, зачем нам это надо, это так тревожно...». И так и не пригласил. Дача во Внукове, к слову, была роскошная, эскизы планировки рисовал сам Григорий Васильевич, все было сделано с большим вкусом.

— Это правда, что там был оборудован кинозал?

— Никакого кинозала не было! Но в самой большой комнате в стене был сделан большой белый экран из камня — Григорий Васильевич мечтал, чтобы художник нарисовал сюжет «Похищение Европы»: бык, и на нем восседала бы Любовь Петровна. Вот потому этот кусок чистым и хранили, а его все принимали за экран.

— Вы помните, как Орлова вошла в жизнь вашей семьи?

— Поженились они во время съемок «Веселых ребят». Мы жили на Бауманской, и, когда она к нам приезжала, у подъезда всегда стояла толпа. Она сердилась и говорила: «Это Галка, наверное, наболтала!». Квартира у нас была коммунальная, и однажды Любовь Петровна вдруг пошла на общую кухню мыть посуду.

Все соседи выбежали брать у нее автографы.

— Какая она была — фантастическая?

— Она преображалась на экране, а в жизни была совсем другой. Маленького роста, худощавая, невзрачная даже — но он так умел ее снимать, что она казалась выше. Если она была без грима, то выглядела неважно — у нее был не очень хороший цвет лица. Красавицей ее сделал Григорий Васильевич: заставил вставить великолепные фарфоровые зубы и покрасил в белый цвет волосы. Когда он был в Америке, он был влюблен в Марлен Дитрих и, когда вернулся в Москву, искал актрису, из которой можно было бы вылепить Марлен.

— История их знакомства обросла легендами.

— Она работала в Театре Немировича-Данченко вместе с Сергеем Образцовым, и Григорий Васильевич его однажды спросил: нет ли у тебя актрисы, которая и поет, и танцует? Он ответил: есть. Непосредственно же их познакомили художники Кукрыниксы — они устроили ужин с коньяком, и их пригласили. Григорию Васильевичу очень понравилось, что в Орловой что-то такое игривое было и озорное — как раз то, что он искал для своей Анюты.

— И как с этим озорством сочеталось их легендарное «Вы», которому они не изменили все 40 лет супружества?

— С мещанской точки зрения это странно, на самом же деле — совершенно заурядная история. Они были товарищами по общему делу, и друг друга в этом смысле очень устраивали. Григорий Васильевич не имел никаких интрижек — об этом даже смешно говорить (Марлен Дитрих — это совсем другое, а с актрисками он никогда не путался). Любовь Петровна тоже была довольно холодный человек — такая же, как он. Это были два деловых партнера, которые любили кино. Он сделал ее такой знаменитой, что, когда однажды с ней проходил на самолет, им сказали: «Проходите, товарищ Орлова. Проходите, товарищ Орлов!»... Она хотела быть звездой, он для нее делал фильмы, в этом была суть их отношений — я бы даже сказала, не русского, а американского плана. А в том, что они были на «Вы», ничего странного нет, я сама первые семь лет со своим мужем была на «Вы». Однажды, после того как у нас наступила первая близость, он спросил, уходя: «Когда тебе завтра позвонить?».

Я на него посмотрела спокойно и сказала: «Почему «ты?». Он исправился: «Простите, «Вы»...». И семь лет мы были с ним на «Вы», хотя у нас уже росла дочь Татьяна. В отношениях между мужчиной и женщиной нельзя переступать некоторые границы. Чем дальше, тем ближе.

— Каким образом Любовь Орлову миновала участь стать любовницей Берия? Говорят, через это пришлось пройти почти всем более или менее известным актрисам?

— Она была любимой актрисой товарища Сталина.

— Это, вероятно, и есть ответ на мой вопрос...

— Сталин всегда смотрел все фильмы с ее участием и однажды даже сделал Григорию Васильевичу замечание: почему моя любимая артистка так плохо выглядит — похудела вроде. Любовь Петровна пошутила: «Да вот, Григорий Васильевич замучил — съемки да съемки». «Ну, — сказал тогда Сталин, — если вы так будете мучить такую актрису, как Любовь Петровна, мы вас расстреляем». Шутка такая. Любимый фильм у него был «Волга-Волга».

— Какие же эмоции в семье Александрова вызвала смерть Сталина?

— Они с Орловой были его любимцами и растерялись: что будет дальше? Единственное, что было радостным, — моментально выпустили из тюрьмы сына Дугласа.

— Дугласа? Из тюрьмы?

— Он сидел! За то, что покупал журнал «Америка» и слушал западное радио, когда совсем еще мальчишкой был. Мой папа, кинорежиссер Александр Усольцев, позвонил Любови Петровне и сказал: «Надо что-то делать!». Она ему ответила: «Саша! Раз посадили — значит, так надо!». А когда Дуглас вышел из тюрьмы — без денег, без работы, — мой отец давал ему деньги и, когда встречал, с иронией спрашивал: «Ну как там папа с мамой живут?».

— Почему у них не было своих детей?

— Она была нездорова. Но я преклоняюсь перед ней: эта женщина умела в доме делать все, как будто не Григорий Васильевич, а она была мужчиной. И я видела своими глазами после ее смерти тетрадку с записями, сделанными ее рукой: сколько кто зарабатывает в семье. Там было написано: Григорий Васильевич за статью в газете получил 20 тысяч, Любовь Петровна за концерт во Владивостоке — 300 тысяч (в старых деньгах, естественно).

И однажды она сказала мне, притворно окая: «Все пою-пою, то уголь надо купить, то забор на даче сделать...».

После смерти Любови Орловой я жила на Малой Бронной, квартира пустовала, и дядя Гриша попросил меня в ней немного пожить.

— Ее дух не витал там?

— Витал. Однажды я стала убираться и, когда вытирала зеркало, вдруг начала петь: «Я вся горю, не пойму, отчего», как она в «Веселых ребятах»... А на даче мне все время казалось, что она сейчас спустится сверху в шикарном платье и что уже ступеньки скрипят... Наверное, потому, что я спала в ее кровати, ходила в ее пеньюарах и платьях.

— Что значит в ЕЕ кровати? У них были разные спальни?

— Они спали в разных кроватях и встречались, когда были близки. У нее была шикарная спальня, причем все было сделано ее руками. Она сама сшила занавески, подобрала покрывало и обтянула мебель — очень любила зеленые листочки и розовые цветочки на белом фоне, все было обито этой тканью. Она даже туфли себе набивала сама!

— Деньги экономила, что ли?

— Ей не нравилось то, что ей предлагали костюмеры, — она покупала парчу, устраивалась на диване, брала маленькие гвоздики и стучала молоточком — я сама видела эти туфли. Она и шляпки делала сама — каркас ей предоставляли, а она сверху нашивала, что ей хотелось. И делала это с удовольствием.

— Что Григорий Васильевич дарил ей на день рождения? Духи? Драгоценности?

— Она все покупала сама, распоряжалась всеми деньгами, Григорий Васильевич мог только подарить ей цветы, сделать красивую улыбку и помочь накрыть стол. Новый год они встречали всегда вдвоем — выходили на улицу, около дачи стояла огромная украшенная елка. Там они поздравляли друг друга, пили в 12 часов шампанское, гуляли и возвращались в теплую дачу. Это была традиция, и никаких гостей быть там не могло.

— А Григория Васильевича устраивало, что всем в доме заправляла Любовь Петровна?

— Он не любил заниматься этими делами, он вообще смотрел на жизнь сквозь розовые очки. А она была женщиной с абсолютно мужским характером.

— Но вы хоть раз видели ее плачущей?

— Может, она и плакала в подушку, но внешне она была человек совершенно светский. Светские люди не плачут при посторонних.

— А если бы, например, он взял и заболел гриппом — она бы за ним ухаживала?

— Я это представляю с трудом. В душе, возможно, она к нему и была расположена, но, чтобы быть сиделкой, как многие преданные жены, нет, она сохраняла дистанцию.

— Говорят, она однажды заявила: «Мне всегда будет 39 лет и ни на один день больше!».

— Это сказала героиня Бернарда Шоу — Любовь Петровна играла эту роль в Театра Моссовета, но слова эти все время повторяла, так они ей понравились.

— И что, действительно смогла обмануть возраст?

— Выглядела она просто здорово. Даже когда давала последнее свое интервью из больницы — она была очень худенькая, по-видимому, на ней был парик, знала уже, что это ее последняя съемка, но держалась изо всех сил.

— Говорили, что, когда она умирала, он к ней даже в больницу не приходил...

— Ему, наверное, было очень тяжело ее ТАКОЙ видеть. Он неприятности страшно не любил, он делал вид, что их не существует.

Он приезжал к ней накануне вечером. Она нашла в себе силы встать, проводила его, вышла из палаты, они распрощались, а ночью она умерла. То есть держалась на одной воле — чтобы только его не расстраивать.

— Вы, тогда совсем девочка, наверное, смотрели на эту пару другими глазами?

— Они были для меня, как фея и принц из сказки. Она всегда красиво одевалась, приезжала к нам в изумительных платьях с люрексом или с блестками, он — в шикарном костюме. Она всегда что-то привозила в подарок — туфельки, платьице ну и сладости, конечно. Она, между прочим, была ужасной сластеной, любила мучное, но, поскольку должна была себя держать в форме, многого себе не позволяла.

— Кто унаследовал все ее драгоценности и платья?

— Платья я перешила своей дочери Татьяне, я же — художник по костюму, и она довольно долго еще выступала в них на льду, когда была фигуристкой. Украшения? Вы не поверите, но Любовь Петровна, как опереточная певичка, обожала бижутерию.

Оказалось, у нее были только две маленькие бриллиантовые сережки и еще две из жемчуга, все остальное — фальшивка. Что же касается наследства — то это совсем другая история, ведь Григорий Васильевич женился потом на Гале Александровой, вдове своего сына Дугласа.

— Вот это да! Просто древнегреческая трагедия какая-то!

— Когда Любовь Петровна умерла, Дуглас вместе со своей женой Галей приехали на дачу, чтобы ухаживать за Григорием Васильевичем. Галя готовила, мыла, была и близким другом, и домработницей. Потрясающе красивая женщина, фотокорреспондент. А потом, после смерти Дугласа, Григорий Васильевич на ней женился, и она стала его официальной наследницей, что вызвало страшное неодобрение всего «Мосфильма». Но она все, что могла, для него сделала — до самого его конца. И тоже вскоре умерла от рака — как и Любовь Петровна. Теперь дача принадлежит Григорию Александрову — внуку, сыну Дугласа и Гали. Он женился на француженке, живет в Париже, снимает научно- популярные фильмы, иногда приезжает в Москву их печатать, потому что стоит дешевле.

— Какой самый яркий эпизод вы бы вспомнили, если бы память позволила вам на секунду вернуться в их время?

— Как они сидят в кабинете и разбирают какой-нибудь сценарий. Они просто на глазах менялись! Они при посторонних держались более официально, а когда работали вместе — у них были другие совершенно, одухотворенные лица. Это их настолько объединяло, что их личные взаимоотношения уходили на второй план. А самое трогательное воспоминание о них — туалетный столик, который стоял сначала в ее спальне на Малой Бронной, а потом его увезли на дачу. Кругленький такой столик со специальной выемкой для косметики и овальное зеркало, где всегда стояла фотография, на которой был запечатлен уголок спальни и ее рукой было написано: «С каким нетерпением, Гришечка, я жду вас в своем углу. Люба».

www.lubov-orlova.ru


Смотрите также