Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Екатерина васильева биография балерина


Екатерина Максимова

Екатерина Максимова – легенда российского балета, прима Большого театра, блиставшая на его подмостках 30 лет. Артистка академического направления, наследница принципов императорского балета, она прославилась виртуозностью и воздушной грацией. Екатерину Максимову называли «Мадам Нет». Она обладала твердым характером, настойчивостью и уверенностью, но если вопрос касался творчества, балерина отвечала неизменным: «Нет, я не смогу». Но рядом оказывались те, кто верил в нее больше, чем она сама.

Детство и юность

Будущая звезда балета родилась в столице в 1939 году в семье московских интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет – русский психолог и философ, теоретик искусства, в чьих жилах смешалась австро-венгерская кровь от отца и польская от матери. Екатерина родилась через два года после смерти знаменитого деда. Бабушка – Наталья Константиновна – дочь московского предпринимателя Константина Гучкова. Мама – журналистка.

Балерина Екатерина Максимова

Маленькая Катя не мечтала ни о сцене, ни об искусстве. Подвижная и непослушная девочка хотела стать кондуктором или пожарным. Первой «распознала» в Кате балерину мама. Она отвела подвижную девочку к соседке – балерине Екатерине Гельцер. Но та не жаловала шумную тезку и отказалась смотреть. Тогда за дело взялась бабушка Кати. Женщина показала внучку балетному «светиле» Василию Тихомирову. Тот, посмотрев маленькую Максимову, вынес утешительный вердикт.

Екатерина Максимова в детстве

В хореографическое училище Екатерина поступила в 10 лет, преодолев конкурс в 80 человек. Через полгода девочка вышла на сцену. Первые эпизодические роли в спектаклях «Золушка» (птичка в свите феи Весны) и «Щелкунчик» (партии снежинки, куклы, Маши-девочки) продемонстрировали, что у Кати Максимовой большое будущее. Роль Маши в «Щелкунчике» принесла юной балерине первую награду – премию Всесоюзного конкурса артистов балета.

Екатерина Максимова в молодости

Училась москвичка в классе Елизаветы Гердт, став ее любимой ученицей. Но в «Масика», как называла Елизавета Павловна взбалмошную девочку, педагог не раз запускала предметами, находящимися в руках. В 1958 году Максимова окончила училище. Ее вес при росте 157 см составлял 47 кг, но вскоре, после зачисления в труппу Большого театра, Катя весила 40 килограммов. Педагогом-репетитором юной балерины стала Галина Уланова.

Балет

В балетной труппе БТ Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 год. Талантливой балерине сразу доверили сольные партии, тогда как ее ровесницы прошли этап кордебалета. Пластичная, с филигранно отточенной техникой – Екатерина Максимова казалась прирожденной балериной классических спектаклей. Но доверив танцовщице современные партии, постановщики увидели, что Максимова – универсальна, и ее возможности безграничны.

Екатерина Максимова в молодости

В следующем году после поступления в БТ Максимова отправилась на гастроли в Америку и Канаду. Восхищенная публика назвала русскую танцовщицу «маленьким эльфом» за невероятную воздушность. В том же году балерине вручили золотую медаль на венском Всемирном фестивале молодежи. Последовали гастроли в Китай, затем в Данию, Норвегию и Финляндию.

Но новую ступень мастерства Екатерина Максимова поднялась, когда из Ленинграда в Москву пригласили молодого балетмейстера Юрия Григоровича. Он поставил балет «Каменный цветок», доверив Максимовой главную партию – Екатерины. Григорович требовал от танцовщиков и мастерства, и одушевленной актерской игры. Максимова с ролью справилась: в танце ее Екатерина трансформируется из лирической русской девушки в сильную женщину, которая борется за любовь.

Екатерина Максимова в балете «Каменный цветок»

В следующем году творческая биография Екатерины Максимовой обогатилась ролью в 11-ом вальсе «Шопенианы». В 1961-м артистка снялась в фильме для европейских и американских зрителей «СССР с открытым сердцем», где сыграла роль Жизели. Премьера состоялась в Париже. Партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» балерина получила «в наследство» от Улановой, ранее исполнявшей эту роль. Мария Екатерины Максимовой иная, не «улановская», но не менее яркая.

Творческий союз с Владимиром Васильевым – уверенным и талантливым артистом балета – сыграл большую роль в карьере Максимовой. Вместе они составили гармоничную пару, которая дополняла друг друга, не конкурируя в мастерстве.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев

В 1965 году танцовщица исполнила роль Китри в «Дон Кихоте». Премьера в БТ стала сенсацией года в культурной жизни столицы. Партия Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки «жете» сменялись мелкими шажками «па» и энергичными вращениями, как и задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зал замирал в восхищении и взрывался овациями.

Китри Максимовой отличалась от партий балетных звезд Майи Плисецкой и Суламифи Мессерер: в исполнении Екатерины героиня «Дон Кихота» – не темпераментная испанка, а бесшабашная русская. Московские поклонники балета не пропускали выступлений звезды, покупая билеты на несколько представлений сразу.

Екатерина Максимова в роли Китри

В 1968 году Юрий Григорович поставил на сцене БТ балет «Спартак», в котором партию Фригии доверил приме театра – Екатерине Максимовой. Драматическую партию балетмейстер создал специально для Максимовой. Сложнейший хореографический рисунок, акробатические элементы и поддержки танцовщица исполнила технично, наделив героиню характером, вдохнув душу.

Максимова и Васильев стали символами Большого театра 1970-80-х. Побывать в столице и не посмотреть балет с Екатериной Максимовой считалось моветоном. Казалось, триумфам не будет конца, но в середине 1970-х на репетиции «Ивана Грозного» балерина неудачно вышла из верхней поддержки и травмировала позвоночник.

Екатерина Максимова исполняет партию Жизель

Вскоре Екатерина Максимова возобновила выступления, хотя боль в спине не прекратилась. Звезда спешила, готовились съемки фильма «Спартак», где у нее была партия Фригии. Из-за поспешности балерина травмировала позвоночник снова. На этот раз последствия оказались трагичными: после месяцев неподвижности врачи называли чудом, если танцовщица встанет на ноги. Но спустя год Екатерина Максимова вышла на подмостки.

В марте 1976 года прима вышла на сцену БТ с сольной партией в «Жизели». Пережитые страдания наполнили образ героини Максимовой трагизмом и чувственностью. Прежняя «легкомысленность» Жизели сменилась мудростью и силой. В том же году балерина появилась на подмостках с партией Эолы в «Икаре» (дебют балетмейстера Владимира Васильева), затем в спектакле «Чаплиниада».

Екатерина Максимова в роли Анюты

Чтобы донести искусство балета до народа, популяризировать его – Максимова и Васильев прибегли к помощи телевидения. Роль Девочки в фильме-балете «Трапеция» принесла Екатерине Максимовой волну успеха. Затем последовали роли в фильмах «Галатея», «Моя прекрасная леди», «Старое танго» и «Гусарская баллада». В 1983 году зрители увидели звезду на экранах: российская балерина снялась в фильме «Травиата», поставленном Франко Дзеффирелли.

Последняя премьера Екатерины Максимовой на подмостках БТ состоялась в 1986-м. Балет «Анюта» поставил муж балерины. За месяц – крайне сжатый срок для подготовки спектакля – балетмейстер подготовил артистов. Премьера закончилась триумфом. Восхищенная мастерством Максимовой Раиса Горбачева передала звезде букет роз из своего сада.

Екатерина Максимова в последние годы

Но в 1988 году Юрий Григорович отправил 49-летнюю Екатерину Максимову на пенсию. Она, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и Нина Тимофеева покинули БТ. В приказе на увольнение значилось, что они не прошли по творческому конкурсу.

За 8 лет до увольнения артистка окончила театральный вуз, став дипломированным педагогом-балетмейстером. С 1982 года прима БТ преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 году Максимову позвали репетитором в Кремлевский дворец съездов. В 1998-ом занявший место Григоровича Владимир Васильев позвал супругу в БТ, где она стала балетмейстером-репетитором.

Личная жизнь

Тандем Максимовой и Владимира Васильева в творчестве перерос в личный. Пара познакомилась в училище, но после прихода в БТ у каждого жизнь пошла своей дорогой. Забытые чувства вернулись в середине 1960-х и в июне 1966-го артисты поженились.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев

Детей у пары не было. Беременности Максимовой заканчивались выкидышами, балерина переносила потери трагично. Узнав о минимальных шансах родить здорового ребенка, Екатерина отказалась от материнства.

Дочерью Максимовой называли ученицу, японскую артистку балета Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала ее крестной матерью, когда Юкари приняла православие. Детьми звезда считала всех своих учеников.

Смерть

Екатерина Максимова умерла на 71 году жизни в апреле 2009 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Умершую дочь обнаружила 94-летняя мама утром: звезда умерла во сне.

Могила Екатерины Максимовой

Похоронили знаменитость на Новодевичьем кладбище. Могила примы без намека на помпезность: небольшой неотесанный красный гранит с именем примы, датами рождения и кончины.

Партии

  • 1958 – «Жизель»
  • 1958 – «Лебединое озеро»
  • 1959 – «Каменный цветок»
  • 1960 – «Медный всадник»
  • 1960 – «Конек-горбунок»
  • 1961 – «Пламя Парижа»
  • 1962 – «Щелкунчик»
  • 1963 – «Спящая красавица»
  • 1964 – «Золушка»
  • 1965 – «Дон Кихот»
  • 1971 – «Икар»
  • 1979 – «Ромео и Юлия»
  • 1980 – «Гусарская баллада»
  • 1981 – «Повесть о Ромео и Джульетте»
  • 1989 – «Онегин»
  • 1991 – «Золушка»
  • 1994 – «Сотворение мира»
Page 2
Результатов: артист балета, балетмейстер Эрик Брун балерина Анастасия Винокур танцовщица, хореограф Полина Глен артист балета, актер, заслуженный артист Татарстана Олег Ивенко балерина Анна Павлова балерина, балетмейстер, актриса Наталия Макарова актриса, танцовщица, хореограф, заслуженная артистка РСФСР Татьяна Лейбель танцовщица, хореограф Татьяна Сиятвинда артист балета, актёр, балетмейстер, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев артистка балета, балетный педагог, профессор Марина Семенова танцовщик, хореограф, балетмейстер, народный артист СССР Вячеслав Гордеев балерина, Народная артистка России Ульяна Лопаткина балерина, педагог, народная артистка СССР Надежда Павлова танцовщик, модель, актер Назар Грабар балерина, актриса, режиссер Анна Плисецкая балерина Наталья Осипова балерина, педагог Наталия Бессмертнова артист балета, актер Сергей Полунин артист балета, балетмейстер, хореограф, народный артист СССР Игорь Моисеев балерина Анна Тихомирова

24smi.org

Екатерина Максимова: причина смерти

Причина смерти Екатерины Максимовой, известной советской и российской балерины, народной артистки СССР и лауреата Государственной премии СССР, волновала и до сих пор продолжает волновать множество неравнодушных к ее искусству людей. Для миллионов ценителей эта застенчивая, сдержанная и скромная в общении миниатюрная женщина навсегда осталась выдающейся личностью, величиной, с именем которой связан целый этап развития российского балета.

Максимова внесла огромный вклад в развитие балетного искусства и ее творческий дуэт с супругом – замечательным танцором Владимиром Васильевым, был одним из самых знаменитых на мировой сцене. Балету она посвятила полвека творческой деятельности, будучи выдающейся артисткой, а потом - талантливым педагогом.

На фото: Екатерина Максимова с мужем Владимиром Васильевым

Она получила свою первую высокую награду еще в 1957 г., будучи студенткой Московского хореографического училища и это была золотая медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве. Эта награда - лишь начало длинного списка других, среди которых только государственных премий было четыре.

После окончания учебы, Максимову приняли в балетную труппу Большого театра, где молодая балерина начинала трудовую деятельность под руководством педагога-репетитора Галины Улановой.

Она обладала не только отточенной танцевальной техникой, но и изумительным драматическим талантом и уже в самом начале карьеры сумела покорить американцев, когда выезжала на гастроли Большого театра в Америку.

За годы своей деятельности, Максимова побывала в США, Канаде, Дании, Финляндии. Норвегии, Австрии, многих странах Европы. Она блистала на сценах «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Гранд-опера» в Париже, «Ла Скала» в Милане, «Колон» в Буэнос Айресе и др.

Екатерина Сергеевна обладала целеустремленностью и характером настоящего бойца. Она сумела полностью восстановиться после тяжелой, как говорили врачи, - безнадежной для балерины травмы позвоночника и продолжать танцевать. В конце 70-х г.г. они с Васильевым выступали в прославленных зарубежных коллективах: в «Английском национальном балете», и театре «Сан-Карло», «Марсельском балете» и «Балете ХХ века» М. Бежара. Искушенная иностранная публика их обожала.

Екатерина Максимова

Под заботливой опекой Максимовой «выросла» целая плеяда артистов отечественного балета.

Брак Максимовой и Васильева тоже стал легендой: они прожили в семейном и творческом союзе почти 50 лет, познакомившись еще подростками, и для многих были символом вечной любви и преданности. В создании фильмов- балетов «Галатея», «Анюта», «Старое танго», «Травиата» Ф. Дзеффирелли и др., запечатлевших мастерство Максимовой, Васильев принимал самое активное участие как режиссер, хореограф и танцор.

Могила Екатерины Максимовой

В апреле 2009 г. прославленная балерина скончалась на 71 году жизни, во сне, и это обнаружила утром ее 94-летняя мать. Васильев в это время был в Неаполе. На вопрос, от чего умерла Екатерина Максимова, врачи дали ясный, исчерпывающий ответ: сердечная недостаточность.

ego-zhena.ru

Екатерина Максимова

Нина Касторф выходит на пенсию и решает навестить детей, живущих в столице.Режиссер и сценаристка о работе над своим дебютным фильмом «Люби их всех»Денис Нейманд приступил к съёмкам детектива, посвящённого сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации.Mamba Stories выполнен в screenlife-формате.Первые 13 эпизодов продолжения анимационного сериала будут произведены к апрелю 2020 года.История о темнокожей матери-одиночке, которая после гибели мужа растит малолетнего сына с суперспособностями.30 ноября и 1 декабря в «Приюте комедианта» состоится премьера спектакля Юрия Смекалова «Три товарища?».Документальный фильм о знаменитом футболисте Диего Марадоне.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.

Page 2

Нина Касторф выходит на пенсию и решает навестить детей, живущих в столице.Режиссер и сценаристка о работе над своим дебютным фильмом «Люби их всех»Денис Нейманд приступил к съёмкам детектива, посвящённого сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации.Mamba Stories выполнен в screenlife-формате.Первые 13 эпизодов продолжения анимационного сериала будут произведены к апрелю 2020 года.История о темнокожей матери-одиночке, которая после гибели мужа растит малолетнего сына с суперспособностями.30 ноября и 1 декабря в «Приюте комедианта» состоится премьера спектакля Юрия Смекалова «Три товарища?».Документальный фильм о знаменитом футболисте Диего Марадоне.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.

Page 3

Нина Касторф выходит на пенсию и решает навестить детей, живущих в столице.Режиссер и сценаристка о работе над своим дебютным фильмом «Люби их всех»Денис Нейманд приступил к съёмкам детектива, посвящённого сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации.Mamba Stories выполнен в screenlife-формате.Первые 13 эпизодов продолжения анимационного сериала будут произведены к апрелю 2020 года.История о темнокожей матери-одиночке, которая после гибели мужа растит малолетнего сына с суперспособностями.30 ноября и 1 декабря в «Приюте комедианта» состоится премьера спектакля Юрия Смекалова «Три товарища?».Документальный фильм о знаменитом футболисте Диего Марадоне.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.

www.kino-teatr.ru

Испытания и большая любовь «Мадам Нет». История жизни Екатерины Максимовой

Для того, чтобы стать известным, часто одного таланта недостаточно, нужна уверенность в себе и настойчивость. Екатерина Максимова обладала этими качествами в жизни, но когда дело касалось танца, становилась абсолютно другим человеком. Любое предложение она первым делом встречала отказом: «Нет, я не смогу», — говорила артистка. Из-за этой черты характера фотограф Анри Лартиг даже прозвал ее в шутку «Мадам Нет». Балерине повезло, рядом с ней всегда были люди, которые верили в способности Максимовой больше ее самой. Именно они могли убедить танцовщицу в том, что она справится с поставленной задачей, и «Мадам Нет» всегда справлялась, часто выдавая даже больше, чем от нее ожидали. Кто помог Екатерине Максимовой стать звездой с мировым именем, рассказывает АиФ.ru.

Дисциплина? Нет, не слышала

Кем только не мечтала стать в детстве Екатерина Максимова: и пожарным, и дворником, и кондуктором. Но когда подружка по дому Аня Москвина поступила в хореографическое училище, глядя на нее, Максимова тоже захотела блистать на сцене.

Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у дочери, мама Кати решила показать ее соседке — некогда известной балерине Екатерине Гельцер. Однако Екатерина Васильевна не сильно жаловала активного и очень шумного ребенка, который вечно мешал ей отдыхать, и отказалась. Узнав об этом, бабушка Максимовой отвела внучку к другому артисту балета Василию Тихомирову. Мужчина осмотрел Катю и на радость родным подтвердил, что у нее действительно есть данные.

Когда будущая танцовщица пришла поступать в Московское хореографическое училище, конкурс на отборочных турах составлял 80 человек на место. Тем не менее, Екатерина смогла обойти конкуренток и была зачислена. Хотя экзаменаторов очень беспокоила разная длина ее первого и второго пальцев на ногах. Мария Кожухова была уверена, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но девочка встала. Правда, потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась — поэтому балерина часто танцевала, превозмогая не просто дискомфорт, а самую настоящую боль.

Дисциплина и послушание никогда не были коньком Екатерины. Своим взбалмошным поведением она умудрялась вывести из себя даже такого спокойного педагога, как Елизавета Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу то стул, то лейку, хотя на самом деле очень любила Катю, ласково называла ее Масик и всячески пыталась ненавязчиво воспитывать свою подопечную. Когда балерина начала курить, Герд тайком подкладывала вырезки из газет о вреде табака ей в сумочку или карманы одежды.

Последний год обучения стал для Максимовой самым тяжелым: предстояли экзамены не только по танцу, но и по общеобразовательным предметам. Балерина не смогла сдать историю. Когда шпаргалки у ее «сообщника» Владимира Васильева отобрали, девушка честно призналась, что ничего не знает и ушла. Из-за этого маленького недоразумения она чуть не лишила себя карьеры в Москве! Буквально на следующий день после инцидента ей поступило предложение работать в Новосибирске. На эмоциях Екатерина согласилась, ведь мысленно она уже попрощалась с Большим театром из-за несданного зачета. Благо от подписания контракта девушку отговорили сокурсники. Они же впоследствии договорились и о пересдаче. Когда все экзамены были позади, Максимову зачислили в труппу ГАБТ.

Близкие люди

Екатерине повезло, ее педагогом-репетитором стала сама Галина Уланова. После окончания карьеры она могла выбрать для работы любую именитую балерину, но почему-то остановила свой выбор именно на Кате. Галина Сергеевна не только помогла своей подопечной освоить множество ролей, педагог и ученица стали настоящими друзьями. Хотя позднее, когда в жизни Улановой появилась журналистка Татьяна Агафонова, их пути разошлись.

Практически после каждого выступления Максимовой Галина Сергеевна заходила к ней в гримерную и сначала чуть-чуть хвалила, а потом начинала долго перечислять те вещи, которые, как ей казалось, Катя могла исполнить намного лучше. С таким строгим и внимательным наставником «звездная болезнь» балерине явно не грозила.

Еще одним важным человеком в жизни девушки стал ее муж Владимир Васильев. Они познакомились еще при поступлении в хореографическое училище, в старших классах сблизились, а когда оба стали работать в Большом, разошлись. Каждый жил своей жизнью, заводил романы, влюблялся. Так продолжалось почти три года. Но однажды на какой-то общей вечеринке между ними вновь вспыхнули давно забытые чувства.

Галина Уланова, Екатерина Максимова и Владимир Васильев в зале Метрополитен-опера репетируют сцену из балета «Дон Кихот», 1963 г. Фото: РИА Новости/ С. Иванов

3 июня 1966 года пара расписалась, хотя в какой-то момент регистрация оказалась под угрозой срыва — невеста очень сильно опоздала в ЗАГС. Сначала балерина забыла паспорт, потом попала в жуткую пробку, которая образовалась из-за прощания с каким-то партийным лидером. После того, как Максимова и Васильев все же связали себя узами брака, оба помчались на репетицию, а уже через день полетели в Париж на премьеру фильма, в котором исполнили главные роли — «СССР с открытым сердцем». Французская пресса тогда пестрила заголовками: «известные артисты проводят в столице любви свой медовый месяц». И хотя для пары это была очередная добровольно-принудительная командировка, 5 дней в Париже все же стали их маленьким романтическим путешествием.

У этого дуэта было не только много поклонников, но и завистников. Анонимные звонки с невероятными доносами, письма, раскрывающие всю «правду», то о балерине, то о ее муже — были частью их совместной жизни. Однако и Максимова и Васильев научились не воспринимать подобные нападки. Было у них и еще одно негласное правило: все споры о работе остаются в зале. Во время репетиций супруги могли разругаться в пух и прах, однако остыв и переодевшись, они как ни в чем не бывало шли вместе домой.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев, 1980 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Танцовщики долгое время мечтали о ребенке, но беременности Екатерины заканчивались выкидышами. Однажды плод умер уже в середине срока, на пятом месяце. Конечно, каждая такая потеря переносилась очень тяжело. Однако по признаниям самой балерины, когда она узнала от доктора о разных резусах крови с мужем и минимальных шансах родить здорового малыша, она внутренне успокоилась и отказалась от мысли родить.

Значительно позже Максимова все же стала «мамой» для одной из своих учениц — Юкари Сайто, с которой занималась во время визитов японской балерины в Москву. Когда Юкари решила принять православие, девушка попросила Екатерину Сергеевну стать ее крестной.

Испытание на прочность

В 1975 году в жизни артистки случилась настоящая трагедия. На репетиции балета «Иван Грозный» она получила сильную травму позвоночника. Врачи долго не могли поставить верный диагноз, зато в один голос утверждали, что Максимова должна забыть о сцене. Никто даже не мог дать гарантию, что танцовщица сможет ходить. К счастью, на ее пути появился доктор, который сумел понять суть проблемы и помог. Владимир Лучков поставил Екатерину на ноги, после этого она постепенно стала готовиться к возвращению на сцену. В жестком корсете, поддерживающем позвоночник, балерина заново училась танцевать «Жизель» под чутким руководством Улановой.

Екатерина Максимова исполняет партию Жизель, 1960 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Возвращение в Большой театр состоялось 10 марта 1976 года. Все, кто пришел тогда на тот концерт, понимали, что станут свидетелями либо настоящего чуда, либо трагичного финала карьеры Максимовой. К счастью, все прошло хорошо. Когда закончилось первое отделение, люди в антракте плакали и поздравляли друг друга. А после спектакля все артисты кордебалета выстроились живым коридором и аплодисментами проводили Екатерину до самой гримерки.

Большую часть своей карьеры Максимова танцевала в ГАБТ, когда там творил Юрий Григорович. Сначала балетмейстер очень активно сотрудничал с ней и Васильевым, можно сказать, баловал их главными партиями в своих легендарных постановках. Однако постепенно работы для балерины становилось все меньше и меньше. Последняя премьера с участием Екатерины на сцене Большого театра прошла в 1986 году. Эта была «Анюта», которую поставил ее супруг. Готовиться приходилось в жестких условиях: в запасе был всего месяц, время каждой репетиции ограничили 45 минутами, для кордебалета выделили тех артистов, которых отказались брать в другие спектакли. К счастью, все это не повлияло на успех постановки. Раиса Горбачева после увиденного на сцене прислала балерине охапку роз из собственного сада. Но даже симпатии со стороны власти не смогли уберечь супругов от громкого увольнения в 1988 году.

Расставание с Большим театром произошло с легкой руки Юрия Григоровича, который отправил на пенсию целую плеяду известных артистов, среди которых были не только Максимова и Васильев, но и Плисецкая, Тимофеева и другие. А формулировка была такая: «не прошедшие по творческому конкурсу». Хотя многие из них даже не присутствовали на этом самом конкурсе.

Екатерина Сергеевна как-то призналась, что в самом начале карьеры планировала оттанцевать 20 лет и уйти со сцены. Но всякий раз, когда она пыталась осуществить задуманное, появлялось очередное заманчивое предложение, и выход на покой откладывался на неопределенный срок. Одним из таких предложений стала работа в Театре балета Кремлевского Дворца съездов. В 1990 году танцовщик и балетмейстер Андрей Петров организовал эту труппу. Для постановки «Золушки» Сергея Прокофьева он пригласил Васильева, а в качестве репетитора — Максимову. Однако сделать эскизы и отшить костюмы для спектакля молодому театру было тогда практически не под силу, тем более страна переживала не самые легкие времена. Васильев попробовал решить проблему с эскизами и обратился за помощью к своему знакомому Жерару Пипару, который работал художником в Доме Нины Риччи. Тот загорелся идеей создать костюмы для «Золушки», однако поставил условие: в постановке должны принять участие Максимова и Васильев. Выполнение этого пункта гарантировало не только появление эскизов, но и полный пошив всех костюмов силами Дома Нины Риччи. Естественно, танцовщики и руководитель театра дали свое согласие. На премьере Васильев вышел на сцену в роли Мачехи, а Максимова исполнила партию Золушки. И все же основной работой Екатерины Сергеевны в «Кремлевском балете» стало репетиторство.

Екатерина Максимова в роли феи Весны в балете «Золушка», 1961 г. Фото: РИА Новости/ Борис Виленкин

Спустя несколько лет в жизни артистки произошло еще одно важное событие. Она вернулась в Большой. Это случилось после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина — Нина Ананиашвили, а во втором составе — выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина. На тот момент ей было всего 18 лет. Конечно, давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно. Она в любой момент могла, что называется, сойти с дистанции и подвести балетмейстеров-репетиторов. Чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной. Максимова согласилась, но первое время даже не числилась в театре, лишь позже ее возвращение в ГАБТ оформили официально.

В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене. После окончания карьеры ее часто спрашивали, не скучает ли она по тем временам, когда сама блистала на сцене. Екатерину Сергеевну подобные вопросы всегда удивляли. Как можно предаваться ностальгии, когда каждый день расписан по минутам? Выход на пенсию и «жизнь для себя» остались для нее несбыточной мечтой. 1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отпраздновала свой 70-летний юбилей. А спустя почти два месяца артистки не стало. Балерина скоропостижно скончалась во сне 28 апреля.

aif.ru

Екатерина Максимова и Владимир Васильев: «Они сошлись. Волна и камень…»

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. / Фото: www.vestima.ru В их общей судьбе было полвека любви и полвека балета. Екатерина Максимова и Владимир Васильев потрясали зрителя своим талантом и подкупали невероятной гармонией взаимоотношений. Несмотря на такие разные характеры и темпераменты, они всегда были единым целым - и в танце, и в жизни. И были всегда вместе, пока смерть не разлучила их.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. / Фото: www.myjulia.ru

Они познакомились в 1949 году, когда оказались в одном классе балетной школы. Именно в то время начала проявляться и их взаимная симпатия. Хотя любовью с первого взгляда назвать это было никак нельзя. Они очень долго присматривались друг к другу.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. / Фото: www.fenixclub.com

А потом он вдруг понял, что эта маленькая, хрупкая, очень симпатичная девочка заняла все его мысли. Он не мог думать ни о ком и ни о чем. Он стал провожать ее из школы домой и очень расстраивался, что дорога так коротка. Ему хотелось все время быть рядом с ней, смотреть в эти бездонные глаза, прикасаться к руке. А на занятиях он старательно отводил от нее взгляд, стараясь не выдавать чувств, что бушевали у него внутри.

“Щелкунчик”. Па де Труа. Катя Максимова, Володя Васильев и Алла Манкевич. 1951. / Фото: архив В.Васильева

После окончания Московского хореографического училища их обоих приняли в труппу Большого театра, где у Екатерины сразу же появились сольные партии. А он изо всех сил старался показать, что он не хуже, что он тоже талантлив.

Гениальный дуэт. / Фото: www.senator.senat.org

Они всегда были очень разными. Владимир Васильев горячий, эмоциональный, а Екатерина Максимова спокойная, сдержанная, даже замкнутая. Ее называли главной молчуньей Большого театра, потому что она ни при каких обстоятельствах не участвовала в театральных интригах. В 1961 году они расписались. И после ЗАГСа отправились каждый к себе домой. Своего жилья у пары в то время еще не было. Позже им дадут комнату в общежитии, потом в коммунальной квартире.

Счастье на двоих. / Фото: www.dokonline.com

А пока они, влюбленные и счастливые, летят в Париж. На премьеру картины «СССР с открытым сердцем», которая рассказывала о творческом дуэте Кати и Володи. В фильме не была рассказана их настоящая история любви, но она явно читалась в их игре.По сути, это была заграничная командировка двух актеров, но они сами посчитали ее подаренным государством свадебным путешествием в самый романтичный город.

Они могли в танце передать любые эмоции и чувства. / Фото: www.livejournal.com

Их вообще не боялись отправлять в зарубежные турне. Их супружеская пара считалась одной из самых благонадежных. И секрет тут был совсем не в политических пристрастиях. Они за границей могли добиться невероятного успеха, но в Москве была вся их жизнь. Были друзья, родные, был любимый театр. Без всего этого они вряд ли могли бы прожить, а вот без высоких гонораров вполне жили.

Им рукоплескали в 120 странах мира. / Фото: www.userapi.com

Их дом всегда сиял чистотой и встречал их уютом благодаря маме Екатерины, Татьяне Густавовне. Она стала не только хранителем их теплого дома, а еще и помощником во всех делах. Она отвечала на телефонные звонки, разбирала почту, согласовывала встречи и распределяла приглашения на их спектакли.

Им не приходилось на сцене играть любовь, они просто любили. / Фото: www.aveclassics.net

Екатерина и Владимир постоянно были в театре или на гастролях. Они объездили 120 стран, неизменно собирая аншлаги на своих выступлениях. Королева Великобритании восхищалась этим непревзойденным дуэтом, ей вторили монархи других стран.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. / Фото: www.portal-kultura.ru

Они могли в танце передать все нюансы чувств, полутона эмоций. Мастерство и талант этой удивительной пары не переставали удивлять зрителей на протяжении всей их балетной карьеры. Еще они умели разграничивать работу и личные отношения. На репетициях Катя и Володя могли ссориться до хрипоты в поисках наиболее верного решения, кричать друг на друга, хлопать дверью, не сумев доказать своей правоты. Но с репетиции они неизменно уходили, держась за руки, оставляя споры для работы, а любовь – для жизни.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. / Фото: www.kremerphoto.ru

Когда Катя получила травму позвоночника, Володя не просто ухаживал за супругой. Когда она мучилась от страшных болей и не могла попасть на прием к хорошему специалисту, он оказался на приеме в Кремлевском дворце. В отчаянии он обратился к присутствующим не с заздравной речью, а с призывом о помощи. Уже на следующий день Екатерину определили в Кремлевскую больницу, где доктор Лучков совершил настоящее чудо, поставив актрису на ноги.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. / Фото: www.pomnipro.ru

В самом начале их совместной жизни Владимир нечасто признавался кате в любви. Казалось, что все и так понятно. Однако с годами он заметил, как расцветает его любимая, услышав слова признания. Он стал говорить ей о своих чувствах постоянно.

Он не уставал признаваться ей в любви. / Фото: www.rg.ru

Екатерина всегда и во всем чувствовала его надежность. Она была уверена в том, что он никогда не подведет, не предаст. Когда она впервые вышла на сцену после травмы, он весь спектакль танцевал в пол-оборота к ней. Чтобы все время держать ее в поле зрения и подхватить, поддержать, помочь в нужный момент. Впрочем, точно так же он и жил: чтобы успеть помочь.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. / Фото: www.rg.ru

Но он не смог удержать свою Катю, когда она ушла в вечность. Известие о кончине супруги застало его в Италии. Во сне у Кати остановилось сердце. Ему казалось, что жизнь закончилась с ее уходом. Спасла от безысходной тоски его работа. Он ставил вчера и исповедальные балеты в память о своей супруге. Она живет в его сердце, как и его любовь к ней.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев создали потрясающий творческий и семейный дуэт. Каждое их выступление было настоящей одой любви. Майя Плисецкая и Родион Щедрин предпочитали другой вид сотворчества: он сам писал оды любви.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Максимова Екатерина Сергеевна

Другие известные балерины

Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. Или, в самом крайнем случае, балериной. Эту девочку звали Катя Максимова, и нет сейчас культурного человека, который не знал бы имени прославленной балерины Екатерины Максимовой. Впрочем, Максимову нельзя назвать просто балериной, даже знаменитой — она в первую очередь актриса. Актриса, танцующая на пуантах с воздушной легкостью.

Максимова — женщина, в выражении лица которой сквозит грусть и одновременно чувствуется детская чистота и непосредственность. Именно эта «детскость» — неотъемлемая черта, свойственная балерине. Маленькая Катя очень любила балет, но совершенно не хотела заниматься «скучными» предметами. Сама она впоследствии говорила, что ей очень повезло с преподавателями, но вот им не повезло с такой своевольной ученицей. Однако зачастую именно самые непослушные и оказываются самыми талантливыми.

Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. Сыграл свою роль тот факт, что жили они в одном доме и были знакомы со знаменитой балериной Гельцер, которая отметила у девочки несомненные балетные данные. Действительно, сложена Катя была для балета — худенькая, легкая, пропорциональная, подвижная и грациозная.

В 1949 году Катя Максимова была принята в Московское хореографическое училище. Своим преподавателям она доставляла много хлопот, так как была самой способной, но и самой озорной и отнюдь не самой прилежной среди своих сверстниц. В силу своего живого характера она никак не могла заставить себя без конца повторять однообразные, скучные упражнения, необходимые каждому будущему артисту балета. К счастью, ее первым педагогом стала Л.И. Рафаилова, которая прекрасно сумела найти подход к своенравной ученице. Она сразу поняла, что Катю Максимову нельзя заставить что-либо сделать — ее можно только заинтересовать. Рафаилова отметила впечатлительность девочки и, обращая ее внимание на эмоциональную сторону музыки, сумела настроить Катю на серьезные занятия.

Катя радовалась, когда принимала участие в спектаклях Большого театра — операх и балетах, где были детские роли. Еще в первом классе, проучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра — ту сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной. Вначале она появлялась в детских эпизодических ролях в оперных спектаклях, а вскоре ей была доверена и балетная роль в «Золушке» — Катя была птичкой в свите феи Весны. Эти выступления очень нравились девочке, и она занималась со все большим старанием, начав понимать, что без упорных занятий стать настоящей балериной невозможно.

Очень понравилась ей роль Белки в сказке «Морозко», которую Катя Максимова получила, учась во втором классе. Она исполнила ее настолько успешно, с такой живостью и грациозностью, что была даже отмечена критиками.

В том же 1962 году она впервые участвовала в балете «Щелкунчик», который надолго вошел в ее жизнь. Она исполняла партии снежинки, куклы, Маши-девочки, танцевала па-де-труа со своей соученицей и Владимиром Васильевым, с которым впоследствии крепко свяжет ее судьба на сцене и в жизни.

Именно с «Щелкунчика» к Максимовой пришел успех. Катя, ученица восьмого класса, получила роль Принцессы, которую всегда исполняли выпускники девятого класса. А через несколько месяцев она танцевала эту партию на Всесоюзном фестивале молодежи — и роль Маши-принцессы принесла ей золотую медаль и внимание ведущих балетмейстеров страны.

К этой партии Екатерина Максимова вернулась уже в составе балетной труппы Большого театра, в 1966 году. «Щелкунчик» обрел новую жизнь в постановке Юрия Григоровича, и теперь роль Маши-принцессы исполняла не девочка-подросток, а взрослая балерина. Роль Маши создавалась Юрием Григоровичем специально «под нее» — балетмейстер учитывал все данные танцовщицы.

Маша у Максимовой — девушка на тонкой грани между детством и юностью. Как писала критика, «Максимова обладает счастливой и уникальной способностью оставаться взрослой балериной, играя девочку, и сохранить черты детской непосредственности во «взрослой» части роли». Уже в столь юном возрасте ярко проявился артистизм, присущий этой молодой танцовщице. Средствами ее воплощения образа стали не только хореография и пластика, но и мимика — Максимова не просто танцевала свою партию, она создавала и хореографический, и драматический образ. Во многом Екатерина Максимова была обязана этим Е.П. Гердт, которая стала ее педагогом в старших классах хореографического училища. Именно Гердт сумела развить в своей ученице стремление в первую очередь раскрыть внутреннюю сущность изображаемого образа, найти верные психологические краски для его отражения. Многое дала ей Е.П. Гердт и в области хореографической техники — мягкость пластики, изысканность положений рук, чистоту и культуру исполнения.

Работа Максимовой в Большом театре после окончания в 1952 году хореографического училища началась с гастролей в Закавказье. Там она исполняла любимый фрагмент из «Щелкунчика» — па-де-де с Владимиром Васильевым.

После гастролей она исполняла вставное па-де-де в «Жизели», танцевала Лебедя в «Лебедином озере». Вскоре началась первая ее совместная работа с молодым балетмейстером Юрием Григоровичем, работавшим в то время в Ленинграде и приглашенным для постановки балета «Каменный цветок». Это было в 1958 году, когда театральной молодежи была предоставлена возможность экспериментировать, пробовать новые формы, искать новые пути в искусстве.

Работа над «Каменным цветком» имела свои особенности, связанные со сложившимися в Большом театре обстоятельствами. Дело в том, что попытка балетмейстера Лавровского поставить «Сказ о каменном цветке» была неудачной. Именно поэтому и был приглашен для этой постановки Григорович, успевший себя зарекомендовать как талантливый балетмейстер. Естественно, в такой ситуации работа над балетом «Каменный цветок» была особенно ответственной.

В соответствии с тенденциями времени и собственными представлениями о развитии балета Григорович в своей постановке постарался показать не отвлеченные образы уральского сказа, а живых, конкретных людей с их переживаниями и чувствами, достоинствами и недостатками. В его постановках всегда был очень силен драматургический элемент, и дарование Екатерины Максимовой как нельзя более соответствовало целям балетмейстера. Она сумела показать динамику развития характера Катерины, последовательно переходя от лирического образа русской девушки к характеру сильному, способному бороться за свою любовь.

В постановке «Каменного цветка» вначале предполагалось два состава исполнителей, и Григорович выбрал второй, в состав которого входили Максимова и Васильев. Он не стремился к показу обобщенных образов, воплощенных средствами идеальной хореографии — важнее для него были актерские способности исполнителей, помимо их хореографического мастерства. С его точки зрения, Максимова и Васильев выглядели на сцене живыми людьми. Им была чужда «парадность» исполнения, когда основной задачей танцовщика становится виртуозность и блеск.

Через год Екатерина Максимова получила одиннадцатый вальс в «Шопениане» — великолепном балете Фокина. Характер Максимовой, иное ее восприятие сделали эту роль совершенно не похожей на образы, созданные ее предшественницами. Она была более непосредственна, трепетна, переменчива, ее исполнение обладало более глубоким психологизмом. Отвлеченный образ превратился в исполнении Максимовой в самостоятельный характер — по-взрослому серьезный и по-детски непосредственный. «Шопениана» оказалась глубоко созвучной душе балерины, и через год она уже исполняла в ней Прелюд и Седьмой вальс.

Серьезным испытанием стала для молодой Екатерины Максимовой партия Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». До нее исполнительницей этой партии была Галина Уланова. Образ Марии неразрывно слился с характером знаменитой балерины, а ее пластика стала эталоном.

Максимова подошла к роли Марии, взяв за основу исполнение Галины Улановой, учась у нее. Однако при сохранении по большей части хореографического и пластического рисунка, Максимова создала несколько иной характер героини. Мария Улановой строга и сдержанна — Мария Максимовой более эмоциональна и доверчива. Сама балерина не была полностью удовлетворена своей работой, и со временем исполняла ее все реже и реже.

Еще одна роль, которую Екатерина Максимова исполняла после Галины Улановой, была Жизель. Она получила ее прямо «из рук» прославленной балерины. Уланова, подыскивая себе ученицу, остановилась на подающей большие надежды молодой танцовщице Максимовой. Жизель Максимовой, принесшая ей славу и успех, была более беспечной и наивной, чем та же роль в исполнении Галины Улановой, ее образ скорее лиричен, нежели трагичен.

Несмотря на то, что Жизель в исполнении Максимовой отличалась от замечательного исполнения этой партии Улановой, работа молодой балерины заслужила одобрение и публики, и критиков, которые отмечали прекрасные результаты совместной работы Улановой и ее ученицы, Екатерины Максимовой.

Высоко оценил Жизель Максимовой еще один ее учитель, выдающийся педагог Асаф Мессерер:

«Для многих выдающихся русских балерин Жизель была ролью особенной и как бы стояла особняком в репертуаре. Это была роль высших взлетов, роль — выплеск сокровенных чувств. Старая история обманутой любви — «любви сильнее смерти» — становилась откровением в исполнении Екатерины Максимовой. Танцовщице удается труднейшая задача: воссоединить в один образ Жизель первого действия — живую, любящую девушку, и Жизель второго действия — виллису, тень, дух. Для многих прекрасных танцовщиц эта задача так и остается невыполнимой. Оот танца этой Жизели, от легких этих крылышек, от их полета, искупившего все, и светло, и печально, и высоко на душе...»

Екатерина Максимова сразу обрела свое место на большой сцене. Ее чистота, детское восприятие мира, огромное обаяние, незаурядные актерские способности, необычные внешние данные позволили ей практически сразу после вступления в труппу Большого театра получать серьезные партии, о которых некоторые балерины мечтают в течение нескольких лет. Легкость, воздушность, изящество, своеобразная пластика в сочетании с необыкновенной искренностью в воплощении сценических образов сразу привлекли к ней внимание зрителей, критики и балетмейстеров. Она вкладывала в каждое свое выступление всю душу, и результатом был большой успех, пришедший к ней очень рано.

Уже в 1959 году, на следующий год после окончания училища, она отправилась на свои первые зарубежные гастроли в США и Канаду. Отзывы о ней были самыми восторженными: «Эта девочка способна растопить самые черствые сердца». После этой поездки за Екатериной Максимовой надолго закрепилось прозвание, данное ей прессой: «маленький эльф».

Успех сопутствовал ей постоянно. В том же году Максимова завоевала золотую медаль на конкурсе классического танца на Всемирном фестивале молодежи в Вене. И вновь гастроли — Китай, а в последующие два года — Дания, Норвегия, Финляндия.

В 1960 году состоялась первая работа Екатерины Максимовой в кино — она снялась в фильме-балете «Золушка», где танцевала фею Весны. Следующий год был ознаменован для молодой балерины тем, что она стала своеобразным лицом нашего балета за рубежом, снявшись в роли Жизели в фильме «СССР с открытым сердцем», предназначенном для показа на Западе. Премьера фильма состоялась в Париже, и этот визит во Францию принес танцовщице еще одну радость — он стал своеобразной свадебной поездкой Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.

Однако успех не вскружил голову балерине. Она прекрасно осознавала необходимость продолжения серьезной работы под руководством признанных мастеров. Таким педагогом, в полной мере оценившим своеобразность дарования танцовщицы и ее постоянного партнера, был Асаф Михайлович Мессерер. Много труда потребовала их совместная работа над партией Китри из балета «Дон-Кихот», однако результат был блестящим. Дебютировавшая в этой партии в 1965 году Екатерина Максимова, казалось, полностью слилась с образом шаловливой девушки, искрящейся радостью и счастьем.

Асаф Мессерер писал:

«Когда Максимова и Васильев танцевали в «Дон-Кихоте», веяло свежестью, молодостью, счастьем. В сверхсложные вариации, прыжки и вращения они вливали свое собственное душевное здоровье, свой смех, юмор, упоение жизнью. Оба купались в удовольствии, в этой вакхической игре, в этих летающих танцах, радуясь и приглашая к радости зал, чтобы мы не забывали, сколько хорошего отпущено судьбой или, по крайней мере, какими мы могли бы быть счастливыми...»

На зарубежных гастролях она исполняла именно эту партию, приводя в восторг западную публику и критику. Много писали о волшебной улыбке Максимовой, грациозности, радости и задоре ее исполнения.

Казалось бы, сама судьба предназначила для этой балерины исполнение ролей наивных девушек — печальных или радостных, но всегда с долей детского отношения к жизни. Однако и сама Екатерина Максимова, и Владимир Васильев, и балетмейстер Юрий Григорович понимали, что талант балерины далеко не исчерпывается этим амплуа. Творческие силы Максимовой, ее артистические способности и собственное восприятие искусства были намного шире. Со временем пришло время не только драматических, но и трагических ролей, создания сильных, волевых характеров, которым было, однако, присуще то же обаяние, что и ранним ее образам.

История жизни Екатерины Сергеевны Максимовой

В 1968 году Григорович ставит балет «Спартак», в котором партию Фригии, подруги Спартака, он создает специально для Екатерины Максимовой. Новизна этой партии состояла не только в ее трагическом характере, но и в ее хореографическом рисунке. Григорович вводит множество сложных поддержек и почти акробатических элементов. Но этот новый для Максимовой образ был столь же органичен, сколь и все созданные ею характеры.

Продолжением той же тенденции в развитии творчества балерины стала роль Девушки в балете «Икар». Работа была первым балетмейстерским опытом Владимира Васильева. Естественно, что партию Девушки он создавал для своей постоянной партнерши и фактически в соавторстве с ней. Ее танец состоит из излюбленных Максимовой и очень подходящих ее пластике струящихся мягких линий, причудливых, неожиданных и гибких.

Шестидесятые — годы творческого поиска и новаторства. Васильев и Максимова были «шестидесятниками» на балетной сцене. Полностью в духе своего времени были образы Икара, стремящегося к неведомым вершинам в своем полете, и его верной подруги, вдохновляющей своего любимого на подвиги и одновременно стремящейся оберегать его от опасности. Отказ от личных мотивов ради огромной, общечеловеческой цели — основной мотив этого балета, балета эпохи освоения космоса, эпохи прекрасных мечтаний молодежи и ее пламенных порывов.

Особое место занимает в творчестве Екатерины Максимовой образ главной героини в балете «Ромео и Джульетта». Он как бы синтезирует в себе две ипостаси балерины — наивной девочки и женщины, способной на самоотречение, на сильный поступок. Очень интересным и органичным был переход, созданный Максимовой в этом образе, от нежной влюбленной девочки к решительному женскому характеру, цельному и твердому. Джульетта Максимовой — не просто обвинение миру зла. Здесь примечательна попытка создать образ человека, отстаивающего свой внутренний мир от натиска злых сил. Это был рубеж, быть может, еще более значительный, чем могла тогда предполагать актриса.

Успех следовал за успехом, творческие силы росли одновременно с опытом, и казалось, что удачам не будет конца. Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева стал не только символом Большого театра тех лет, но и воплощением радостного, свободного танца, красоты человеческих тел и движений. Эта «звездная пара» объездила весь мир, прославляя искусство балета. Много гастролировали они и в нашей стране, не отказываясь ни от каких приглашений. И в лучших театрах мира, и в маленьких городах нашей страны они танцевали одинаково прекрасно.

Однако этот непрерывный взлет резко оборвался. В жизни Екатерины Максимовой произошла трагедия — в 1975 году в результате тяжелой травмы она оказалась прикованной к больничной постели. Сначала травма казалась не столь серьезной, и балерина стремилась скорее возобновить работу. Готовились съемки фильма-балета «Спартак», в котором она должна была исполнять столь удавшуюся ей роль Фригии. Но такая поспешность привела к еще более страшным последствиям. Екатерина Максимова возобновила репетиции и даже начала участвовать в съемках, но в результате вновь оказалась в больнице с серьезной травмой позвоночника. Балерина была обречена на месяцы полной неподвижности. Она не представляла своей жизни без танца, но врачи утверждали, что большим счастьем для Максимовой будет даже простая возможность ходить — даже это было под большим сомнением.

Лечение продолжалось более года. Танцовщица не хотела и не могла поверить в приговор врачей, и, как только окончилось ее пребывание на вытяжении позвоночника, начала интенсивно заниматься восстановлением двигательных функций. На счастье, она нашла поддержку лечащего врача, который разработал для нее специальную программу. Но одних врачебных усилий, конечно, было бы недостаточно, если бы не воля самой балерины. Преодолевая боль и бессилие, она упорно продолжала тренировки, день за днем достигая маленьких успехов.

Пережитые Екатериной Максимовой страдания, конечно, не могли не отразиться на ее восприятии мира, заставили переосмыслить многое в творчестве. Ее героини потеряли часть своей легкомысленности, приобретя взамен мудрость, силу и терпение, наивность сменилась глубиной чувств.

После травмы она появилась на сцене Большого театра в роли Жизели, преодолев болезнь, страх и боль. Партию Жизели она танцевала и в самом начале своего творческого пути. Но теперь ее Жизель была совсем другой — она выражала прощание с иллюзиями и боль от встречи с жестокой реальностью, с темной стороной жизни; наивность была утеряна, но появилось предчувствие трагедии.

В том же 1976 году Максимова вновь танцевала главную партию в балете «Икар». Изменилась внутренне балерина, изменился и балет. Васильев решил несколько развить, углубить характеры главных персонажей, сделать их живыми людьми вместо носителей отвлеченных идей, дополнить их психологическую характеристику. Работа в этом направлении привела к тому, что героиня Максимовой теперь не просто сопереживает Икару, но как бы является продолжательницей его дела, а не просто возлюбленной.

В 1977 году в жизни Екатерины Максимовой произошла встреча, которая через год принесла ей, по ее собственным словам, «большое творческое счастье». Она вновь вернулась к образу Джульетты, исполнив партию Юлии в балете Бежара «Ромео и Юлия». На гастролях во Флоренции Васильев и Максимова обсуждали необходимость постановки нового концертного номера. И тут им очень кстати сообщили, что у всемирно известного балетмейстера Мориса Бежара, руководителя труппы «Балет ХХ века», есть очень хорошо поставленное адажио Ромео и Джульетты.

Осенью этого же года состоялась поездка дуэта в Брюссель — Бежар ставил спектакль «Петрушка» с участием Владимира Васильева. Здесь же и был решен вопрос о совместной работе Екатерины Максимовой с «Балетом ХХ века», и она начала репетировать с солистом труппы Бежара адажио из «Ромео и Юлии». Морис Бежар специально ради ее участия возобновил спектакль, который не шел в репертуаре его труппы уже несколько лет.

В 1978 году состоялась премьера с участием Екатерины Максимовой. Работа над этой ролью была крайне интересной для балерины не только потому, что она вновь вернулась к глубоко прочувствованному ею образу Джульетты. Творческое сотрудничество с чужой труппой, работающей по несколько иным принципам, с иной пластикой и иной хореографией было не только своеобразной проверкой мастерства Екатерины Максимовой, но и давало ей нечто новое, расширяло ее творческие горизонты. Как отмечали критики, в результате произошло не упрямое противостояние двух эстетических систем и не их непримиримый спор, а диалог, проясняющий некоторые черты обеих сторон. Творческое общение Максимовой и Бежара было плодотворным и дало возможность увидеть в обоих нечто такое, что могло остаться незамеченным без этой встречи. И произошло это не только благодаря таланту балерины и незаурядности такого явления, как хореография Бежара. Максимова сыграла роль своего рода посредника между двумя эстетическими системами.

Творческий путь Екатерины Максимовой постоянно ведет ее к расширению рамок своей деятельности, к неустанному поиску новых, еще неизведанных возможностей самореализации. Несмотря на напряженную работу в театре, она всегда стремилась сделать еще больше, найти себя в новых образах. Кроме того, Владимир Васильев и Екатерина Максимова всегда считали своим гражданским долгом донести искусство балета до максимально широких кругов. Все эти мотивы побудили их обратиться к телевидению и кино. У балерины уже был опыт съемок в кинофильмах начала 60-х годов. Теперь ее творческие замыслы нашли свое воплощение на телевидении. «Ведь именно здесь я могу танцевать партии из спектаклей, которые не идут в нашем театре, или выступать в балетах, специально созданных для телевидения», — отзывалась об этой стороне своей работы сама танцовщица.

Первой работой Максимовой на телевидении стал фильм-балет на музыку Прокофьева «Трапеция», где балерина исполняет роль Девочки, выступающей в бродячем цирке. Телевидение дало артистке возможность проявить свой дар тонкого юмора, эксцентрики, гротеска. Она смогла раскрыть талант комедийной и драматической актрисы.

В 1972 году был снят фильм «Дуэт» о творчестве Максимовой и Васильева. В этот фильм вошло несколько фрагментов их работ: хореографический номер «Матч» в постановке Томаса Шиллинга, несколько классических хореографических номеров. Екатерина Максимова получила возможность показать и эксцентрическую роль, и свое искусство классического танца. Однако в целом «Дуэт» не принес ей удовлетворения. Она считала, что создатели фильма злоупотребили съемочными эффектами, что только помешало зрительскому восприятию.

Другим фильмом, сразу после выхода на экран завоевавшим сердца зрителей, которые имели теперь возможность увидеть любимую балерину во всем блеске ее хореографического, драматического и комедийного таланта, был фильм-балет «Галатея» (балетмейстер Брянцев), в котором она играла в партнерстве с Марисом Лиепой. В этом фильме-балете, поставленном в 1978 году по мотивам пьесы Бернарда Шоу и мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди», Екатерина Максимова сыграла главную роль — роль уличной цветочницы Элизы Дулитл, которую буквально подобрал на улице преподаватель хореографии Хиггинс (в исполнении Мариса Лиепы) и старательно обучает основам хореографии, хорошим манерам — словом, старается сделать леди из маленькой егозы. В фильме очень удачно были показаны наиболее сильные стороны Екатерины Максимовой как танцовщицы и актрисы, а также ее незаурядное лирическое и комедийное дарование.

Немало трудностей таила эта роль в плане хореографии. Ведь Екатерине Максимовой пришлось танцевать сначала озорной, бесшабашный танец уличной девчонки, затем показывать все стадии обучения ее хореографии, демонстрировать все ступени освоения этих сложностей и наконец уже танцевать так, как танцевала бы сама балерина Максимова, а не только Элиза Дулитл. Максимовой удалось очень точно передать очаровательное сочетание грации и неуклюжести, присущее созданному ей образу. Работа Максимовой оказалась успешной, и фильм принес радость и зрителям, и самой балерине.

Следующим фильмом с ее участием стал фильм-балет «Старое танго», где Екатерина Максимова исполняла роль травести. Фильм был снят по мотивам известной в свое время кинокомедии «Петер». В основе сюжета лежат приключения влюбленной девушки, которая переодевается юношей. И вновь перед Максимовой стоят новые задачи и в пластике, и в хореографии, граничащей в этом фильме с акробатикой, и в самой актерской игре. Она очень точно сумела отразить всю гамму переживаний «маленького человека» в большом мире, ориентируясь при этом на тональность фильмов Чарли Чаплина.

Через год Екатерине Максимовой довелось вновь вернуться к амплуа травести — на этот раз уже на театральной сцене, в балете «Гусарская баллада» в постановке Брянцева. Правда, здесь ей пришлось создавать совершенно другой характер — вспыльчивой и озорной Шуры Азаровой, девушки-гусара. В 1979 году на экране появился телефильм «Жиголо и Жиголетта», в котором Екатерина Максимова сыграла роль Стеллы, а годом позже — фильм-балет «Эти чарующие звуки».

Великолепен фильм-балет Гаврилина «Анюта» и одноименный спектакль, поставленный по мотивам произведения А.П. Чехова «Анна на шее». Вновь хореографическое и актерское мастерство Екатерины Максимовой вызвали восторг зрителей и телезрителей.

После окончания исполнительской деятельности Максимова становится педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. Екатерина Максимова не помышляет о расставании с балетом, который был и остается делом всей ее жизни. Очень примечательно и точно ее собственное высказывание о том, что такое для нее балет:

«Иногда я его ненавижу и думаю: «Господи, зачем я стала балериной! Сколько прекрасных профессий на земле...» Мучений балет доставляет гораздо больше, чем радостей... И все же это — моя профессия. Конечно, я не променяю балет ни на что другое: я — балерина, и от этого мне уже никуда не деться. Но балет — не только моя профессия, это еще и моя жизнь».

Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве, она умерла во сне в собственной квартире. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы

tunnel.ru


Смотрите также