Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Эмиль лотяну биография личная жизнь


Эмиль Лотяну: биография, личная жизнь, фильмы, фото

Говорят, что режиссура – это не просто профессия, а образ жизни. Это утверждение на сто процентов правильно в отношении Эмиля Лотяну. Биография, личная жизнь, фильмы, которые он снимал, будут проанализированы в этом коротком очерке.

Среди живших в Советском Союзе вряд ли найдется человек, который не видел работ великого режиссера. Это и «Табор уходит в небо», и «Мой ласковый и нежный зверь», и «Лаутары». Но Лотяну также писал сценарии ко всем своим фильмам, а к некоторым еще и стихи! Звезда режиссера сияла целых 15 лет.

Он был награжден многими призами кинематографа, а также удостоен звания народного артиста РСФСР. Лотяну прожил долгую и интересную жизнь, не лишенную трудностей. И с ее главными вехами приглашаем вас ознакомиться.

Эмиль Лотяну: биография. Ранние годы

В жилах режиссера текла украинская кровь. Настоящая фамилия его отца, сына мельника, который был родом из Буковины, - Лотоцкий. Эмиль был старшим ребенком в семье. Он родился в 1936 году 6 ноября в бессарабском селе Клокушна.

Сейчас этот населенный пункт входит в состав Молдавии, но тогда это была территория королевства Румынии. Родители будущего режиссера были учителями. Отец Владимир преподавал физику. Мать Татьяна была учительницей румынского языка.

Когда советские войска вошли в Буковину и Бессарабию, семья бежала в Бухарест. Но родители Эмиля вскоре расстались. Мальчик остался с отцом. Он окончил гимназию в Бухаресте и там же выпустил свой первый сборник стихов – «Современник». Еще в подростковом возрасте он посмотрел американский вестерн «Дилижанс» и с тех пор пристрастился к кинематографу.

Эмиль рано потерял отца. Поскольку родители расстались в очень плохих отношениях и не поддерживали связей друг с другом, мальчик не смог отыскать мать. Тогда в 1953 году он решился на переезд в СССР - сначала в Кишинев, а потом в Москву.

Профессиональное образование

Все в образе Эмиля Лотяну выдавало в нем «западного» человека. Он был модно одет, а главное, вел себя раскованно и свободно. Прежде всего он покорил новых знакомых своей поэзией. Но Лотяну бредил кинематографом.

Приехав в Москву, он тут же подал документы на актерский факультет школы-студии МХАТ. Каково же было его удивление, когда билет, который он вытащил на вступительном экзамене, был о фильме «Дилижанс». Эмиль усмотрел в этом знак свыше.

До того как поступить в школу-студию МХАТ (и иметь право на общежитие), Лотяну спал на складах и даже на улице. Но проучившись два года актерскому мастерству, Эмиль понял, что эта профессия не для него.

Он перевелся на факультет режиссуры во ВГИК. Его учителями были такие знаменитости, как Юрий Геника и Григорий Рошаль. В начале своего актерского образования Лотяну выступал на сцене драмтеатра имени Пушкина. В 1962 году он успешно окончил режиссерский факультет ВГИКа.

По распределению выпускника Эмиля Лотяну направили в Кишинев в студию «Молдова-фильм». Там молодой режиссер приступает к съемкам героико-патетической картины «Ждите нас на рассвете» (1963 год).

Сценарий о деятельности коммунистических революционеров был откровенно скучным, и фильму не помогло ни интересное режиссерское решение, ни интернациональная команда актеров (в съемках принимали участие В. Панарин, И. Гуцу, Д. Карачобану, И. Шкуря).

Но уже следующая работа Лотяну, «Красные поляны» (1966), вызвала интерес массового зрителя. Ведь на фоне социалистической действительности и колхозных трудодней разворачивалась любовная мелодрама.

Режиссер долго искал нужный типаж для главной героини – красавицы Йоанны. И неожиданно нашел его… на троллейбусной остановке. Светлана Андреевна Фомичева ждала машину, чтобы ехать подавать документы в Кишиневский университет на юрфак. Лотяну предложил ей сниматься в кино. Он специально поехал в Бельцы, где жили родители несовершеннолетней девушки, обаял их и уговорил дать согласие на то, чтоб их дочь стала актрисой. Так он дал дорогу в кино Светлане Тома (псевдоним Фомичевой).

«Лаутары»

«Красные поляны» были отмечены несколькими премиями советских республик. Но последующими своими фильмами Эмиль Лотяну перешагнул рубеж и вышел на международную арену кинематографа. В конце 60-х режиссер взялся за сложную тему, решив рассказать о судьбе молдавских бродячих музыкантов.

Фильм «Лаутары», вышедший на экраны в 1971 году, многие критики назвали кинопоэмой. И это не случайно. Лотяну одним из первых создал сначала фонограмму фильма, пригласив для этого молдавского композитора Евгения Догу.

Саундтрек писался специально под сценарий. Режиссер не побоялся излишней национальной самобытности (которая в ту пору легко могла быть переквалифицирована в национализм, как это случилось с Параджановым). Фильм «Лаутары» получил признание не только в СССР, но и за рубежом.

Он получил премии «Серебряная раковина», «Серебряная нимфа» в Неаполе, специальную награду жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне и диплом кинофестиваля в Орвието.

«Табор уходит в небо»

В то время перспективные «национальные кадры» тут же переезжали жить в столицу страны. Как только фото Эмиля Лотяну появились среди лауреатов международных кинофестивалей, режиссер получил приглашение работать на главной советской съемочной площадке – «Мосфильме».

Он переехал в столицу в 1973 году. Но и в Москве Лотяну не забыл свою бессарабскую родину. Он приступил к экранизации рассказа М. Горького «Макар Чудра» и создал потрясающий фильм «Табор уходит в небо», вошедший в золотой фонд советского кинематографа. В картине режиссеру удалось переплести любовную историю с нравами и бытом бессарабских ромов конца 19-го столетия.

Успехом фильм был обязан не только интересной теме, но и скрупулезности режиссера. Лотяну объездил весь Союз, чтобы набрать простых статистов-цыган. А для исполнения аутентичных песен ему пришлось добраться до Забайкалья, где жила семья ромов Бузылевых.

Для создания саундтрека Лотяну пригласил композитора Е. Догу, а на главную женскую роль – Светлану Тома. Вышедший в 1976 году фильм собрал 65 миллионов зрителей и принес режиссеру награды в Праге, Белграде и Сан-Себастьяне.

«Мой ласковый и нежный зверь»

За свою десятилетнюю работу на «Мосфильме» Лотяну снял немало картин, ставших знаменитыми. Сразу же после выхода в прокат «Табор уходит в небо» режиссер приступает к еще одной экранизации, на этот раз повести Чехова «Драма на охоте».

Для своего фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Лотяну хотел найти типаж, который был бы похож на звездную красавицу тех лет – фотомодель Одри Хепберн. Следуя этому заказу, помощница режиссера исколесила весь Союз, пока не нашла в хореографическом училище Воронежа требуемый образ.

Начинающая балерина Галина Беляева и не помышляла о карьере в кино. Но Лотяну со свойственным ему обаянием и настойчивостью принимается, как до этого со Светланой Тома, лепить из студентки звезду экрана. Она работает на одной площадке с такими знаменитостями, как Леонид Марков, Кирилл Лавров и Олег Янковский.

Евгений Догу прославляет фильм еще больше своим вальсом, который стал классикой современной симфонической музыки. Галина Беляева и Эмиль Лотяну на съемках этой картины стали любовниками, а потом поженились. «Мой ласковый и нежный зверь» стал хитом конца 70-х. В 1978 году он участвовал в конкурсе МКФ в Каннах.

Другие фильмы

Последней работой режиссера в Москве, получившей всеобщее признание, стала картина о великой русской балерине Анне Павловой. Главную роль, естественно, сыграла муза и жена Эмиля Лотяну Галина Беляева.

Композитор Евгений Догу специально для фильма переиначил различные произведения Сен-Санса. В 1984 году эта картина была удостоена специальной награды в Оксфорде.

Позже появился одноименный телевизионный байопик из пяти серий. В конце 80-х режиссер решил вернуться в Кишинев. На студии «Молдова-фильм» он экранизирует поэму известного поэта Михая Эминеску «Лучафэрул».

На той же площадке он снимает фильм «Скорлупа» (1993), где играет его сын Эмиль. Это последняя известная работа мастера. В ней он выражает протест против наступления новой эпохи.

Безжалостный город с его законами рынка наступает на старый квартал, населенный наивными художниками и прекраснодушными поэтами. Хрупкий парадиз был разрушен… Как и здоровье режиссера.

Конец жизни

Развал Советского Союза отрицательно сказался на состоянии молдавского кинематографа, да и на экономике независимой республики в целом. Фильмы больше не снимались, и Эмиль Лотяну, чтобы заработать на жизнь, преподавал в Кишиневском институте искусств для студентов - будущих театральных актеров.

В середине 90-х режиссер вновь перебирается в Москву. Там он пишет сценарий фильма «Яр» о знаменитом ресторане, где в начале ХХ века бывали знаменитые люди России той эпохи. Но государственных средств на постановку картины не было, а спонсоров эта тема не интересовала. Лотяну нервничал, что не прибавляло ему здоровья.

В 1998 году он решил перейти со съемочной площадки на театральные подмостки. В МХАТе им. М. Горького он ставит спектакль «Весь ваш, Антоша Чехонте» по двум рассказам Чехова «Свадьба» и «Медведь».

Смерть режиссера

Когда нашлись средства на съемки «Яра», Лотяну отправился в Болгарию искать натуру. Но в аэропорту Софии ему неожиданно стало плохо. В коматозном состоянии его доставили в одну из больниц Москвы.

Месяц медики безуспешно боролись за его жизнь. Но у Лотяну обнаружился рак в последней стадии. Умер знаменитый режиссер 18 апреля 2003 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Эмиль Лотяну: личная жизнь

Первой музой и спутницей жизни режиссера стала Светлана Тома. Она была младше мужа на 12 лет. Супруги жили в гражданском браке недолго. Вскоре Светлана ушла к молодому актеру О. Лачину.

Второй избранницей Лотяну стала Галина Беляева. Она подарила мужу сына, которого назвали в честь отца.

Друзья заметили, что все жены Эмиля Лотяну были намного младше его. Беляеву отделяли от возраста режиссера целых 25 лет. Но это был еще не предел. После того как актриса ушла от Лотяну, тот встретил свою третью – и последнюю – любовь.

Словацкая актриса Петра Фильчакова была младше его ровно на полвека. Лотяну пригласил ее на съемки «Яра». Но начавшаяся в начале 2003 работа над фильмом не была завершена.

fb.ru

Две женщины Эмиля Лотяну (Светлана ТОМА и Галина БЕЛЯЕВА)

Две женщины Эмиля Лотяну

(Светлана ТОМА и Галина БЕЛЯЕВА)

С. Тома (настоящая фамилия - Фомичева, а Тома - псевдоним от фамилии ее бабушки, которая имела румынско-французские корни) родилась 24 марта 1947 года в Кишиневе. После десятилетки она собиралась пойти по стопам своей тети, которая, закончив Сорбонну, стала профессором права. Однако в самый последний момент, когда Светлана уже собиралась подавать документы на юрфак Кишиневского университета, в ее судьбу вмешался случай. Она стояла на троллейбусной остановке, которая находилась рядом с киностудией «Молдова-фильм». Внезапно к ней подошел незнакомый молодой человек (как выяснилось потом, он был актером) и, восхищенный красотой Светланы, спросил: «Девушка, не хотите сниматься в кино?» Но та, расценив этот вопрос как попытку уличного знакомства, ответила отрицательно. Однако незнакомец и не думал уходить. Он представился актером с «Молдова-фильм» и сообщил, что некая съемочная группа ищет героиню на главную роль. И предложил Светлане попробоваться. Тома, сама не понимая, зачем она это делает, согласилась. В тот же час ее привели на студию и ввели в кабинет, в котором находился режиссер будущего фильма. Это был 29-летний Эмиль Лотяну.

Лотяну закончил ВГИК в 1964 году и в том же году добился на «Молдова-фильм» самостоятельной постановки - снял по собственному сценарию героико-революционную ленту «Ждите нас на рассвете». Фильм был тепло принят руководством студии, и через год Лотяну разрешили снять картину иного жанра - романтическую драму «Красные поляны». Сюжет фильма был незамысловат: после засухи чабаны решили перегнать стада овец на новое место - на Красные поляны - и за несколько дней, пока длился этот переход, в небольшом коллективе созрел классический любовный треугольник: красавицу Илуцэ полюбили два парня - чабан Савва и корреспондент Андрей. На роль Илуцэ и пригласили Светлану Тому.

Вспоминает Э. Лотяну: «Я помню, как ко мне пришла Света Тома. Ее нашли на остановке. Были сумерки, в комнату вошла девочка, никакая не актриса, не фотогеничная. Но, как только я ее увидел, понял, что из этого чудеснейшего материала можно лепить. Это все излучало ее тело, ее глаза. У нее была красивая грудь и, как потом оказалось, прекрасная попка. Всем хотелось хлопнуть по ней ладошкой...»

Участие Томы в фильме далось киношникам нелегко. Дело в том, что ее родители хотели видеть свою дочь только юристом, поэтому Светлана не могла дать полной гарантии, что ее отпустят сниматься. Однако Лотяну лично отправился к ее родителям (они жили в 140 километрах от Кишинева) и уговорил их отпустить дочь «в артистки».

Фильм вышел на широкий экран в 1967 году и был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе. К тому времени Тома уже навсегда распрощалась с мыслями о юриспруденции и стала студенткой Кишиневского института искусств имени Г. Музыческу. Там она влюбилась в своего однокурсника Олега Лачина и вскоре вышла за него замуж. В 1969 году они вместе попали в русский театр в Тирасполе, однако их совместная работа в нем и жизнь под одной крышей продлились недолго - несчастный случай оборвал жизнь Олега. Их дочери Ирине было в ту пору всего лишь восемь месяцев.

После яркого дебюта в «Красных полянах» Тома в течение двух лет не снималась в кино. И только в 1968 году вынужденный простой был прерван - она снялась сразу в двух фильмах. Первый был экранизацией классики - «Живой труп» по Л. Толстому. Снял его Владимир Венгеров, который 16 лет назад уже предпринимал попытку экранизировать это произведение. Та попытка увенчалась успехом - фильм занял 7-е место в прокате, собрав 27, 5 млн. зрителей. В конце 60-х Венгеров вновь взялся за эту пьесу, на этот раз решив сделать телевизионную версию. Тома в ней сыграла роль цыганки.

Вторым режиссером, пригласившим Тому сниматься, стал ее «крестный отец» в кино Эмиль Лотяну. На этот раз он снял картину «Это мгновение», посвященную участию молдавских антифашистов в интернациональных бригадах, боровшихся за свободу испанского народа. После этого фильма Лотяну из «крестного отца» превратился для Томы в гражданского мужа. Пока они были вместе, Тома сыграла еще в двух его картинах: «Лаутары» (1973) и «Табор уходит в небо» (1976).

В последнем фильме Тома вновь сыграла цыганку - Радду, в которую безумно влюбились сразу двое мужчин: конокрад Лойко Зобар и дворянин Силади. Роль потребовала от актрисы больших физических затрат. Играя чабаниху (а они уже в 6-летнем возрасте носят на голове огромные кувшины и не сгибаются), Тома должна была во всем соответствовать своему прототипу. Для того чтобы Светлана приобрела необходимую пластику, Лотяну заставлял ее перед съемками ходить с привязанным к ногам грузами по 20 килограммов каждый. Этот тренинг дал превосходные результаты - вскоре Тому нельзя было отличить от настоящей цыганки. И однажды это даже послужило поводом к ее аресту. Дело было так. Вместе с пятью актрисами, как и она, одетыми в цыганские платья, Тома в перерыве между съемками отправилась в кафе перекусить (часть фильма снималась в Вильнюсе). Однако едва они вошли в заведение, кто-то из обслуживающего персонала вызвал милицию и актрис задержали, обвинив... в краже пирожного. Причем за главную стражи порядка приняли Светлану Тому.

В Вильнюсе Тома едва не погибла во время съемок одного из эпизодов - когда угоняет лошадей графа Силади. Во время бешеной скачки у фаэтона внезапно оторвалось правое переднее колесо, и Томе грозило падение под колеса встречных автомобилей. Однако в последнюю секунду актер, игравший графа, сумел броситься к лошадям, натянул вожжи и придержал фаэтон. Именно этих секунд хватило Томе, чтобы выпрыгнуть из фаэтона и приземлиться.

В конце 1975 года работа над фильмом была завершена, и он оказался в Москве - у киношного начальства. И тут случился скандал. В одном из эпизодов Тома была снята с обнаженной грудью, что по тем временам считалось страшной крамолой. Эпизод приказали вырезать. Однако Лотяну категорически отказался это сделать, а когда на него стали давить, собрал вещи и уехал в Кишинев. И этот его поступок отрезвил чиновников. Ведь была уже объявлена точная дата премьеры, которую нельзя было проводить без создателя Картины. Короче, свои претензии к фильму чиновники вынуждены были снять.

Фильм вышел на широкий экран в 1976 году и имел грандиозный успех у публики - 1-е место, 64, 9 млн. зрителей. Он был награжден призами на фестивалях: в Сан-Себастьяне (1976), Белграде (1977), Париже (1979) (всего получил 30 призов), его закупили в 140 стран мира - от Франции до Буркина-Фасо.

«Табор» стал последней совместной работой Лотяну и Томы. В 1977 году, когда режиссер приступил к работе над очередным фильмом «Мой ласковый и нежный зверь», места для Светланы в нем не нашлось. И вызвано это было не только производственными причинами, но и личными - их гражданский брак завершился, и в жизни Лотяну появилась новая муза. Это была 16-летняя Галя Беляева.

Беляева родилась в семье, далекой от искусства. Ее мама работала энергетиком, а отца она не помнила - тот ушел из семьи до рождения дочери. Беляевы жили тогда в Воронеже, где Галина поступила в хореографическое училище. Однако балет так и не смог захватить ее целиком, потому что на первом месте у девочки всегда стояло кино. В 15 лет она отправила свою фотографию на «Мосфильм» в тайной надежде, что ее заметят. И чудо произошло - снимок попался на глаза Эмилю Лотяну, который больше месяца безуспешно искал исполнительницу на роль Оленьки Скворцовой в экранизации чеховской «Драмы на охоте». Режиссер вспоминает: «Среди прочих фотографий выскакивает маленькое черно-белое паспортное фото - сзади чернилами написано: «Мне пятнадцать лет». Я увидел эти косульи глаза, воскликнул: «Вот она!» Ее притащили из балетного училища в Воронеже. Пришла девочка, я три дня репетировал с ней, рассказывал. Никакой реакции. Я был в отчаянии. Сказал: «Сейчас придет Янковский, мы проведем пробу и потом отправим девочку в Воронеж». Мне показалось, что все бесполезно. Пришел Янковский, мы поставили камеру, свет... И вдруг после команды «мотор» из нее выперло все, что я три дня в нее вбивал, оказывается, все это собралось в пружину - и она выдала все с такой свежестью, с таким напором, что Олег Янковский опешил.

Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» вышел на широкий экран в 1978 году и в сравнении с «Табором» имел меньший успех - 16-е место, 26 млн. зрителей. Однако это тот случай, когда цифры ошибаются - к примеру, в числе фаворитов проката в том же году были фильмы: «Вооружен и очень опасен», «Фронт за линией фронта», художественные достоинства которых были гораздо ниже, чем у «Зверя». О чем говорить, если картина «Мимино» заняла в том же списке 17-е место!

В год выхода фильма на экран 42-летний Эмиль Лотяну женился на 18-летней Галине Беляевой. Это событие поразило многих, так как браки с такой большой разницей лет в те годы заключались редко, и это породило в киношной среде всевозможные кривотолки, которые не самым лучшим образом сказались на дальнейшей кинематографической карьере Беляевой. Во всяком случае, многие режиссеры игнорировали ее как актрису, откровенно заявляя, что никакого таланта у нее нет. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич в 1979 году доказал, что это неправда, - снял Беляеву в главной роли телевизионного мюзикла «Ах, водевиль, водевиль!», и фильм имел огромный успех у зрителей.

В 1980 году у Лотяну и Беляевой родился сын, которого назвали в честь отца Эмилем. А через год звездная чета приступила к новой совместной работе - фильму «Анна Павлова» (кстати, роль матери балерины в нем сыграла Светлана Тома). Фильм вышел на экран в 1983 году и был предан обструкции. Его не принял ни рядовой зритель, ни сановный. Дело дошло до того, что артисты Большого театра обратились с письмом в Госкино, где заявляли свой протест - как это, мол, какая-то юная актриса играет гордость национального балета! (Беляева сыграла Анну Павлову в возрасте от 16 до 50 лет.) Недоброжелатели Лотяну поняли, что пробил их час, и пошли в атаку. В итоге его выгнали из «Мосфильма», воспользовавшись тем, что на пенсию ушел его защитник, генеральный директор студии Н. Сизов.

Фильм «Анна Павлова» стал последней работой тандема Лотяну - Беляева; вскоре после его выхода на экран они развелись. Кто был инициатором развода, неизвестно, однако разошлись супруги без скандала. А уже через год в жизни Беляевой появился новый мужчина. Причем он был далек от мира искусства и работал врачом. Актриса полюбила его так сильно, что решилась родить ребенка, хотя официально они не были зарегистрированы. В 1985 году на свет появился мальчик, которого назвали Платоном. Однако рождение ребенка так и не смогло укрепить отношения между молодыми, и вскоре они расстались.

Прошло чуть больше двух лет, и в жизнь Беляевой вошла новая любовь. На этот раз в лице человека, который был на несколько лет моложе ее. Сергей был студентом одного из столичных вузов. За душой у него ничего не было, кроме безумной любви к Беляевой да стопки книг, с которой он пришел к ней в дом. Они поженились, а через несколько лет (в начале 90-х) на свет появилась девочка, которую назвали в честь одной из экранных героинь Беляевой Анной.

Так получилось, но две прекрасные актрисы - Светлана Тома и Галина Беляева, которых в разные годы судьба свела с режиссером Эмилем Лотяну, после расставания с ним так и не сумели достигнуть новых высот в творческой карьере. Тома за последние двадцать лет сыграла порядка двух десятков ролей в кино, однако ни одна из ее новых героинь так и не смогла приблизиться к цыганке Радде. Сегодня она практически не снимается в кино, предпочитая выступать с концертами - поет романсы. Недавно подписала контракт на серию концертов в Румынии (там Тома на уровне национальной героини). Кроме того, Тома играет одну из ролей в спектакле «Пер Гюнт» на музыку Грига в постановке Эдуарда Марцевича.

Дочь Светланы Томы - Ирина Лачина - пошла по стопам родителей - стала актрисой. В 1991 году состоялся ее дебют в кино - она сыграла главную роль (Рейлз) в фильме Всеволода Шиловского «Блуждающие звезды». Затем последовала роль в американском фильме «Симфония», роль у Романа Балаяна. Кроме этого, Ирина играет и в театре - на сцене любимовской Таганки она сыграла одну из ролей в мольеровской «Школе жен». В начале 90-х Ирина сделала свою мать бабушкой - родила дочку Машу (муж - актер Театра на Таганке).

Галина Беляева вот уже 15 лет работает в Театре имени Маяковского и на сегодняшний день занята в трех спектаклях. Прямо скажем, немного. Поэтому она использует любую возможность сыграть «на стороне» - у нее главная роль в спектакле «Избранник судьбы» по пьесе Б. Шоу в частной антрепризе Вадима Дубровицкого. Последняя работа Беляевой в кино - роль в комедии Анатолия Эйрамджана «Ночной визит».

Эмиль Лотяну после нескольких лет творческого молчания снял новый фильм - «Скорлупа». Однако на широкий экран в силу особенностей нынешнего проката он пока не вышел. Помимо него, Лотяну снял документальный фильм по заказу мэрии Москвы - о московских цыганах (всего на счету режиссера более десятка документальных картин, которые он снимает с 1960 года).

В 1997 году у Лотяну угнали автомобиль, а купить новый не хватает средств. За тиражирование его прошлых картин денег ему никто не платит. В конце года Лотяну перенес инфаркт, и его старший сын Эмиль Лотяну-младший на время болезни переехал к нему. В свое время он учился в музыкальной академии в Лос-Анджелесе, однако затем музыку бросил. Теперь учится на юридическом факультете МГУ.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Эмиль Лотяну – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография | Биографии

Эмиль Лотяну: биография

Эмиль Владимирович Лотяну – советский кинорежиссер, сценарист и поэт молдавского происхождения. Создатель фильмов «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь».

Эмиль родился 6 ноября 1936 года в деревне Клокушна, которая находится на территории Бессарабии недалеко от границы с Буковиной. Родители мальчика работали педагогами. Отец вел занятия по физике, мать преподавала родную речь. У деда по отцовской линии была собственная мельница. Предками Эмиля были румыны, поляки, русские и украинцы. Фамилия отца прежде звучала как Лотоцкие, позднее была переделана в Лотяну.

Режиссер Эмиль Лотяну

Школу Эмиль заканчивал в Бухаресте, там же начал писать стихи. Первый сборник юного поэта вышел в 1949 году и назывался «Современник». В Румынии юноша пристрастился к кинематографу, большое впечатление на Эмиля произвела американская приключенческая картина «Дилижанс». В подростковом возрасте потерял отца. В 1953 году Эмиль решился на переезд в Москву, где сразу же поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ на курс Василия Топоркова. В это же время начал работать в театре им. А. С. Пушкина.

Эмиль Лотяну в молодости

В 1955 году переводится на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерами курса, на котором учился Эмиль, были Григорий Рошаль и Юрий Геника. На вступительных экзаменах в институт кинематографии Лотяну вытянул билет с вопросом о фильме «Дилижанс», что посчитал знаком судьбы.

Фильмы

После окончания ВГИКа Лотяну возвращается в молдавскую ССР и приступает к работе над военным фильмом о борьбе красных революционеров «Ждите нас на рассвете». Для съемок режиссер приглашает интернациональную актерскую команду, в которую входят Илие Гуцу, Валерий Панарин, Ион Шкуря, Думитру Карачобану.

Эмиль Лотяну в фильме «Ждите нас на рассвете»

В 1966 году на экраны советских кинотеатров выходит вторая картина молодого режиссера «Красные поляны». Любовная мелодрама разворачивается на угодьях одного из молдавских колхозов, во время путешествия пастухов к прибрежной части Днестра. Эмиль долго искал претендентку на главную роль красавицы Иоанны и однажды встретил ее на одной из троллейбусных остановок.

Девушку звали Светлана Фомичева, она только поступила на юридический факультет университета. После долгой беседы с родителями начинающей актрисы Лотяну увез девушку в Карпаты на съемки. Через год работа Эмиля Владимировича была отмечена несколькими премиями советских республик.

Эмиль Лотяну на съемочной площадке

В конце 60-х Лотяну начинает работу над сценарием к новому фильму «Лаутары» о жизни, творчестве и любви бродячих молдавских музыкантов. Впервые в этой картине Эмиль привлекает к сотворчеству соотечественника композитора Евгения Догу. Лотяну стал одним из немногих режиссеров, который изначально работал под фонограмму фильма, музыка писалась заранее в соответствии со сценарием. В 1971 году фильм вышел на экраны. Кинокартина получила ряд наград в Сан-Себастьяне, в Сорренто, Неаполе и Орвието.

Светлана Тома в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо»

В 1973 году Эмиля Лотяну приглашают на Мосфильм, и режиссер переезжает в Москву, где приступает к работе над новым фильмом «Табор уходит в небо». Вновь постановщик использует излюбленную народную тему. На этот раз в качестве основы сюжета Лотяну использует раннее творчество Максима Горького, рассказ «Макар Чудра». В фильме история о любви и ревности тесно переплетена с нравами бродячих цыган, живущих в Бессарабии в конце XIX столетия.

Эмиль Лотяну на съемках фильма «Табор уходит в небо»

Музыку вновь пишет Евгений Дога. Для того, чтобы собрать аутентичный музыкальный материал, композитору вместе с режиссером пришлось объездить весь СССР. И только в Забайкалье Евгений Дога нашел цыганскую семью Бузылевых, сохранившую вокальные традиции прошлого столетия.

Семья Бузылевых

Скрупулезность Лотяну касалась также состава массовки. На роли цыган в таборе режиссер искал исполнителей по разным городам Союза. Усилия постановщика оправдались: в 1976 году фильм становится лидером советского кинопроката, собрав в кинозалах 65 миллионов зрителей. Премии достаются Эмилю Лотяну на фестивалях в Сан-Себастьян, Белграде и Праге.

Эмиль Лотяну на кинофестивале в Баку

Вдохновленный успехом и новыми творческими идеями Лотяну приступает к экранизации чеховской повести «Драма на охоте», в которой сыграла начинающая актриса Галина Беляева. Девушку с чертами одновременно трех звезд кинематографа – Одри Хепберн, Татьяны Самойловой и Людмилы Савельевой – искала вся съемочная группа по хореографическим училищам СССР. И только в Воронеже помощник режиссера нашла балерину, отвечающую внешним параметрам героини.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Студентка Галина Беляева никогда не помышляла о творческой биографии в кино, но получилось иначе. Лотяну вновь берется лепить из молодой актрисы шедевр. В картине «Мой ласковый и нежный зверь» Галина становится на одну ступеньку со знаменитостями Олегом Янковским, Кириллом Лавровым, Леонидом Марковым. Но больше всего в фильме зрителям запомнилась музыка Евгения Доги, вальс которого стал одним из шедевров симфонической музыки XX века. Картина вошла в число номинантов кинофестиваля в Каннах.

Эмиль Лотяну и Олег Янковский на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Последней крупной работой в фильмографии Лотяну, снятой на студии «Мосфильм», стала музыкальная драма о судьбе великой балерины «Анна Павлова», которая вышла на экраны в 1983 году. Телеверсия, состоящая из 5 серий, появилась через три года. Главную роль исполнила муза режиссера – Галина Беляева. Композитор Евгений Дога для создания музыкального сопровождения фильма использовал темы из произведений Сен-Санса. В 1984 году фильм Лотяну получил специальный приз в Оксфорде.

Галина Беляева в фильме Эмиля Лотяну «Анна Павлова»

После ухода с Мосфильма Эмиль Лотяну возвратился на родину, где снял еще две киноленты – экранизацию поэмы М. Эминеску «Лучафэрул» и киноповесть «Скорлупа», в которой главную роль исполнил сын режиссера – Эмиль.

Начиная с середины 90-х годов новые сценарии и идеи Лотяну не находили поддержки среди руководителей киностудий. Режиссер начинает преподавать в Кишиневском институте кинематографии. В 1998 году в Горьковском МХАТе Эмиль Лотяну ставит спектакль по произведениям Чехова «Весь ваш, Антоша Чехонте».

Личная жизнь

Прирожденный художник Эмиль Лотяну нуждался во вдохновении и музе, которая дарила бы силы на создание новых произведений. Поэтому личная жизнь режиссера была тесно связана с творчеством. Первой гражданской супругой Эмиля стала Светлана Фомичева (Тома), которую Лотяну выбрал для съемок в фильме «Красные поляны». Недолго прожив с режиссером, Светлана уходит от него к молодому актеру Олегу Лачину.

Эмиль Лотяну и Светлана Тома

Второй раз связать себя серьезными отношениями Лотяну решился после съемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Избранницей Эмиля стала Галина Беляева, которая вскоре после свадьбы родила сына Эмиля. Позднее Эмиль Лотяну-младший выучился на юриста в МГУ и на продюсера во ВГИКе. Сейчас Эмиль живет в Лос-Анджелесе, работает адвокатом. После съемок «Анны Павловой» Галина Беляева приняла решение уйти от мужа. Разрыв Лотяну переживал очень остро.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева с сыном

Обе жены были намного младше режиссера: Светлана Тома на 12 лет, Галина Беляева – на 25. В 2003 году в Словении Лотяну встретил последнюю возлюбленную Петру Фильчакову, которая оказалась младше его на 50 лет. На этот раз чувства мастера носили платонической характер.

Эмиль Лотяну и Петра Фильчакова

Фото молодой девушки Лотяну постоянно держал при себе. Режиссер собирался снимать новую картину «Яр» с Петрой в главной роли, но уже не успел сделать ничего, кроме создания одного дубля.

Смерть

В марте 2003 года Эмиль Лотяну отправился в Болгарию, чтобы выбрать натуру для нового фильма «Яр», который поступил в производство. В аэропорту Софии режиссеру стало плохо, и он впал в коматозное состояние.

Могила Эмиля Лотяну

Лотяну доставили в Москву в одну из клинических больниц. Месяц врачи боролись за жизнь режиссера, но 18 апреля 2003 года сердце Лотяну остановилось. Причиной смерти стал рак 4 степени.

Фильмография

  • «Камень, время, песня» – 1961
  • «Ждите нас на рассвете» – 1963
  • «Красные поляны» – 1966
  • «Это мгновение» – 1968
  • «Лаутары» – 1971
  • «Табор уходит в небо» – 1976
  • «Мой ласковый и нежный зверь» – 1978
  • «Анна Павлова» – 1983
  • «Лучафэрул» – 1986
  • «Скорлупа» – 1993

Фото

biografii.net

Эмиль Лотяну: биография, личная жизнь, фильмы, фото

Искусство и развлечения 12 сентября 2018

Говорят, что режиссура – это не просто профессия, а образ жизни. Это утверждение на сто процентов правильно в отношении Эмиля Лотяну. Биография, личная жизнь, фильмы, которые он снимал, будут проанализированы в этом коротком очерке.

Среди живших в Советском Союзе вряд ли найдется человек, который не видел работ великого режиссера. Это и «Табор уходит в небо», и «Мой ласковый и нежный зверь», и «Лаутары». Но Лотяну также писал сценарии ко всем своим фильмам, а к некоторым еще и стихи! Звезда режиссера сияла целых 15 лет.

Он был награжден многими призами кинематографа, а также удостоен звания народного артиста РСФСР. Лотяну прожил долгую и интересную жизнь, не лишенную трудностей. И с ее главными вехами приглашаем вас ознакомиться.

Эмиль Лотяну: биография. Ранние годы

В жилах режиссера текла украинская кровь. Настоящая фамилия его отца, сына мельника, который был родом из Буковины, - Лотоцкий. Эмиль был старшим ребенком в семье. Он родился в 1936 году 6 ноября в бессарабском селе Клокушна.

Сейчас этот населенный пункт входит в состав Молдавии, но тогда это была территория королевства Румынии. Родители будущего режиссера были учителями. Отец Владимир преподавал физику. Мать Татьяна была учительницей румынского языка.

Когда советские войска вошли в Буковину и Бессарабию, семья бежала в Бухарест. Но родители Эмиля вскоре расстались. Мальчик остался с отцом. Он окончил гимназию в Бухаресте и там же выпустил свой первый сборник стихов – «Современник». Еще в подростковом возрасте он посмотрел американский вестерн «Дилижанс» и с тех пор пристрастился к кинематографу.

Эмиль рано потерял отца. Поскольку родители расстались в очень плохих отношениях и не поддерживали связей друг с другом, мальчик не смог отыскать мать. Тогда в 1953 году он решился на переезд в СССР - сначала в Кишинев, а потом в Москву.

Профессиональное образование

Все в образе Эмиля Лотяну выдавало в нем «западного» человека. Он был модно одет, а главное, вел себя раскованно и свободно. Прежде всего он покорил новых знакомых своей поэзией. Но Лотяну бредил кинематографом.

Приехав в Москву, он тут же подал документы на актерский факультет школы-студии МХАТ. Каково же было его удивление, когда билет, который он вытащил на вступительном экзамене, был о фильме «Дилижанс». Эмиль усмотрел в этом знак свыше.

До того как поступить в школу-студию МХАТ (и иметь право на общежитие), Лотяну спал на складах и даже на улице. Но проучившись два года актерскому мастерству, Эмиль понял, что эта профессия не для него.

Он перевелся на факультет режиссуры во ВГИК. Его учителями были такие знаменитости, как Юрий Геника и Григорий Рошаль. В начале своего актерского образования Лотяну выступал на сцене драмтеатра имени Пушкина. В 1962 году он успешно окончил режиссерский факультет ВГИКа.

Начало профессиональной деятельности

По распределению выпускника Эмиля Лотяну направили в Кишинев в студию «Молдова-фильм». Там молодой режиссер приступает к съемкам героико-патетической картины «Ждите нас на рассвете» (1963 год).

Сценарий о деятельности коммунистических революционеров был откровенно скучным, и фильму не помогло ни интересное режиссерское решение, ни интернациональная команда актеров (в съемках принимали участие В. Панарин, И. Гуцу, Д. Карачобану, И. Шкуря).

Но уже следующая работа Лотяну, «Красные поляны» (1966), вызвала интерес массового зрителя. Ведь на фоне социалистической действительности и колхозных трудодней разворачивалась любовная мелодрама.

Режиссер долго искал нужный типаж для главной героини – красавицы Йоанны. И неожиданно нашел его… на троллейбусной остановке. Светлана Андреевна Фомичева ждала машину, чтобы ехать подавать документы в Кишиневский университет на юрфак. Лотяну предложил ей сниматься в кино. Он специально поехал в Бельцы, где жили родители несовершеннолетней девушки, обаял их и уговорил дать согласие на то, чтоб их дочь стала актрисой. Так он дал дорогу в кино Светлане Тома (псевдоним Фомичевой).

«Лаутары»

«Красные поляны» были отмечены несколькими премиями советских республик. Но последующими своими фильмами Эмиль Лотяну перешагнул рубеж и вышел на международную арену кинематографа. В конце 60-х режиссер взялся за сложную тему, решив рассказать о судьбе молдавских бродячих музыкантов.

Фильм «Лаутары», вышедший на экраны в 1971 году, многие критики назвали кинопоэмой. И это не случайно. Лотяну одним из первых создал сначала фонограмму фильма, пригласив для этого молдавского композитора Евгения Догу.

Саундтрек писался специально под сценарий. Режиссер не побоялся излишней национальной самобытности (которая в ту пору легко могла быть переквалифицирована в национализм, как это случилось с Параджановым). Фильм «Лаутары» получил признание не только в СССР, но и за рубежом.

Он получил премии «Серебряная раковина», «Серебряная нимфа» в Неаполе, специальную награду жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне и диплом кинофестиваля в Орвието.

«Табор уходит в небо»

В то время перспективные «национальные кадры» тут же переезжали жить в столицу страны. Как только фото Эмиля Лотяну появились среди лауреатов международных кинофестивалей, режиссер получил приглашение работать на главной советской съемочной площадке – «Мосфильме».

Он переехал в столицу в 1973 году. Но и в Москве Лотяну не забыл свою бессарабскую родину. Он приступил к экранизации рассказа М. Горького «Макар Чудра» и создал потрясающий фильм «Табор уходит в небо», вошедший в золотой фонд советского кинематографа. В картине режиссеру удалось переплести любовную историю с нравами и бытом бессарабских ромов конца 19-го столетия.

Успехом фильм был обязан не только интересной теме, но и скрупулезности режиссера. Лотяну объездил весь Союз, чтобы набрать простых статистов-цыган. А для исполнения аутентичных песен ему пришлось добраться до Забайкалья, где жила семья ромов Бузылевых.

Для создания саундтрека Лотяну пригласил композитора Е. Догу, а на главную женскую роль – Светлану Тома. Вышедший в 1976 году фильм собрал 65 миллионов зрителей и принес режиссеру награды в Праге, Белграде и Сан-Себастьяне.

«Мой ласковый и нежный зверь»

За свою десятилетнюю работу на «Мосфильме» Лотяну снял немало картин, ставших знаменитыми. Сразу же после выхода в прокат «Табор уходит в небо» режиссер приступает к еще одной экранизации, на этот раз повести Чехова «Драма на охоте».

Для своего фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Лотяну хотел найти типаж, который был бы похож на звездную красавицу тех лет – фотомодель Одри Хепберн. Следуя этому заказу, помощница режиссера исколесила весь Союз, пока не нашла в хореографическом училище Воронежа требуемый образ.

Начинающая балерина Галина Беляева и не помышляла о карьере в кино. Но Лотяну со свойственным ему обаянием и настойчивостью принимается, как до этого со Светланой Тома, лепить из студентки звезду экрана. Она работает на одной площадке с такими знаменитостями, как Леонид Марков, Кирилл Лавров и Олег Янковский.

Евгений Догу прославляет фильм еще больше своим вальсом, который стал классикой современной симфонической музыки. Галина Беляева и Эмиль Лотяну на съемках этой картины стали любовниками, а потом поженились. «Мой ласковый и нежный зверь» стал хитом конца 70-х. В 1978 году он участвовал в конкурсе МКФ в Каннах.

Другие фильмы

Последней работой режиссера в Москве, получившей всеобщее признание, стала картина о великой русской балерине Анне Павловой. Главную роль, естественно, сыграла муза и жена Эмиля Лотяну Галина Беляева.

Композитор Евгений Догу специально для фильма переиначил различные произведения Сен-Санса. В 1984 году эта картина была удостоена специальной награды в Оксфорде.

Позже появился одноименный телевизионный байопик из пяти серий. В конце 80-х режиссер решил вернуться в Кишинев. На студии «Молдова-фильм» он экранизирует поэму известного поэта Михая Эминеску «Лучафэрул».

На той же площадке он снимает фильм «Скорлупа» (1993), где играет его сын Эмиль. Это последняя известная работа мастера. В ней он выражает протест против наступления новой эпохи.

Безжалостный город с его законами рынка наступает на старый квартал, населенный наивными художниками и прекраснодушными поэтами. Хрупкий парадиз был разрушен… Как и здоровье режиссера.

Конец жизни

Развал Советского Союза отрицательно сказался на состоянии молдавского кинематографа, да и на экономике независимой республики в целом. Фильмы больше не снимались, и Эмиль Лотяну, чтобы заработать на жизнь, преподавал в Кишиневском институте искусств для студентов - будущих театральных актеров.

В середине 90-х режиссер вновь перебирается в Москву. Там он пишет сценарий фильма «Яр» о знаменитом ресторане, где в начале ХХ века бывали знаменитые люди России той эпохи. Но государственных средств на постановку картины не было, а спонсоров эта тема не интересовала. Лотяну нервничал, что не прибавляло ему здоровья.

В 1998 году он решил перейти со съемочной площадки на театральные подмостки. В МХАТе им. М. Горького он ставит спектакль «Весь ваш, Антоша Чехонте» по двум рассказам Чехова «Свадьба» и «Медведь».

Смерть режиссера

Когда нашлись средства на съемки «Яра», Лотяну отправился в Болгарию искать натуру. Но в аэропорту Софии ему неожиданно стало плохо. В коматозном состоянии его доставили в одну из больниц Москвы.

Месяц медики безуспешно боролись за его жизнь. Но у Лотяну обнаружился рак в последней стадии. Умер знаменитый режиссер 18 апреля 2003 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Эмиль Лотяну: личная жизнь

Первой музой и спутницей жизни режиссера стала Светлана Тома. Она была младше мужа на 12 лет. Супруги жили в гражданском браке недолго. Вскоре Светлана ушла к молодому актеру О. Лачину.

Второй избранницей Лотяну стала Галина Беляева. Она подарила мужу сына, которого назвали в честь отца.

Друзья заметили, что все жены Эмиля Лотяну были намного младше его. Беляеву отделяли от возраста режиссера целых 25 лет. Но это был еще не предел. После того как актриса ушла от Лотяну, тот встретил свою третью – и последнюю – любовь.

Словацкая актриса Петра Фильчакова была младше его ровно на полвека. Лотяну пригласил ее на съемки «Яра». Но начавшаяся в начале 2003 работа над фильмом не была завершена.

Источник: fb.ru

monateka.com

ЛОТЯНУ ЭМИЛЬ

ЛОТЯНУ ЭМИЛЬ (кинорежиссер: «Ждите нас на рассвете» (1964), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Анна Павлова» (1984); скончался 18 апреля 2003 года на 67-м году жизни).

У Лотяну был рак. Однако он об этом не знал – ни врачи, ни близкие не говорили ему об этом. Поэтому в последнее время режиссер был полон новых планов. Он собирался снимать новый фильм – «Яр». В начале 2003 года он слетал в Кишинев, где утряс вопрос о будущих съемках. Вернулся в Москву, где жил, и в начале апреля улетел в Софию. Однако пробыл он там недолго. В Софии ему стало так плохо, что в самолет его сажали таможенники. По прилете в Москву (12 апреля), Лотяну сразу доставили в реанимацию Красногорского Военного госпиталя имени Вишневского. Врачи тут же оповестили родных и друзей режиссера, что его дни сочтены. Последнюю неделю с ним неотлучно были его бывшая жена Галина Беляева и его сын Эмиль Лотяну-младший. Развязка наступила 18 апреля.

Гражданская панихида по Э. Лотяну состоялась 21 апреля в столичном Доме кино. С. Хрусталева в «Комсомольской правде» писала: «Светлана Тома, актриса из фильма „Табор уходит в небо“, тонкая, с длинной красивой шеей, так была похожа на черную лебедь.

На панихиде в Доме кино она не сразу поднялась на сцену к гробу. Будто не решаясь перешагнуть страшную черту. А потом… метнулась, припала к Лотяну и что-то жарко шептала. Что-то свое. Слезы неудержимо лились по щекам.

Тихая и печальная стояла у гроба Галина Беляева, актриса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», последняя жена Эмиля Лотяну. Они расстались уже давно. У актрисы другая семья, но сын Эмиль объединял их с Лотяну до последнего мгновения. Сын, высокий и крепкий, очень похожий на отца, поддерживал мать под руку. Старался на людях держаться. Лишь иногда украдкой смахивал слезы платком. Ему еще приходилось отдавать распоряжения по ходу похорон…

Коллеги говорили, что Лотяну сгорел, потому что ему не давали работать. Двенадцать лет он пробивал право снять очередной фильм. И умер в тот самый момент… когда Госкино наконец нашло деньги на его картину «Яр». Лотяну успел лишь подобрать актеров на главные роли и записать музыку.

Глядя на десятки красивых венков, Светлана Тома горько обронила:

– Если бы при жизни Эмилю досталась хоть частица этой роскоши!

Галя Беляева подошла и обняла ее. Так они стояли, обнявшись, и плакали у могилы мужчины, который сделал их знаменитыми».

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Эмиль Лотяну: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Народный артист РСФСР (1980), советский, молдавский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт.

Эмиль Лотяну. Биография

Эмиль Лотяну родился 6 ноября 1936 года в румынском селе Клокушна (ныне Окницкий район Молдавии) на границе Бессарабии и Буковины в семье учителей. Его отец преподавал физику, а мать — филологию. Род Лотяну имел украинское происхождение, изначальная фамилия — Лотоцкие. Его предки по отцовской линии — выходцы из Буковины. После присоединения Бессарабии к СССР они переехали в Бухарест. 

Там и прошло отрочество Лотяну. В Бухаресте он окончил гимназию и, будучи 13-летним подростком, впервые напечатал свои стихи в газете «Контемпоранул» («Современник»), а заодно увлекся кинематографом. 

Эмиль Лотяну. Творческий путь

Тяга к русской литературе и желание учиться у прославленных мастеров здешней сцены привели юного Эмиля в Москву. Его приняли в училище МХАТ, в мастерскую Василия Топоркова, но отучившись здесь два курса, он перешёл во ВГИК. 

С 1953 по 1955 годы учился на актёрском факультете Школы-студии имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе, в 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Григория Рошаля и Юрия Геники). В 1952-1954 годах служил актёром в драмтеатре имени А. С. Пушкина. В 1962-1973 годах — режиссёром на киностудии «Молдова-фильм», дебютировав там с героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете» (1963) с Сергеем Головановым.

В 1966-м Лотяну поставил картину о молдавских чабанах «Красные поляны», где в качестве актрисы дебютировала Светлана Тома («Ждите связного», «Благочестивая Марта», «Фонограмма страсти» и др.) . В 1971 году в кинопоэме «Лаутары», отмеченной впоследствии призом кинофестиваля в Сан-Себастьяне, режиссёр рассказал о судьбе народных музыкантов. 

С 1973 года Эмиль Лотяну трудился на киностудии «Мосфильм», где создал три величайшие картины, принесшие ему особую популярность. Это драма «Табор уходит в небо», основанная на ранних новеллах Максима Горького, главным образом на цыганской истории «Макар Чудра» о трагической любви конокрада Лойко Зобара и цыганки Рады. В фильме, заниимающем по посещаемости 13-е место в истории советского проката (более 64 миллионов зрителей), сыграли Светлана Тома, Григоре Григориу, Борислав Брондуков, Ляля Черная, др.

Второе творение — лента «Мой ласковый и нежный зверь». В интерпретации самого объемного произведения Антона Чехова «Драма на охоте», собравшей в кинотеатрах 26 миллионов зрителей, были задействованы такие актеры, как Галина Беляева, Олег Янковский, Кирилл Лавров, Леонид Марков, Светлана Тома, др. 

Почти полгода Лотяну не мог найти кандидатуру на главную роль в этом фильме, пока его ассистентка не познакомилась в Воронеже с молоденькой балериной Галиной Беляевой. Роль Оленьки Скворцовой мгновенно принесла ей известность.

Из воспоминаний Лотяну: Галина Беляева была единственным «непрофессионалом» в группе, её окружали очень крупные актёры. На съемочной площадке очень робела, стеснялась своей неопытности. Однако скоро мы убедились, что она работает с полной отдачей и как-то так искренно, что и другие заражались этим чувством. «С тобой солгать невозможно, всё вылезает», — сказал юной актрисе Янковский. Репетиции становились всё интереснее… А потом пошли съёмки, где Гале предстояло научиться плакать, скакать на лошади, овладеть всеми теми премудростями, которыми обязан владеть актёр...

Затем последовала и крупномасштабная кинобиография известной русской балерины рубежа веков — «Анна Павлова». Фильм снимался в сотрудничестве с Великобританией, ГДР, Кубой и Францией. Главные роли в нем исполнили Галина Беляева, Сергей Шакуров, Игорь Скляр, Всеволод Ларионов, а также культовый режиссер Мартин Скорсезе («Волк с Уолл-стрит», «Банды Нью-Йорка», «Отступники», др.) и классик английского кино Джеймс Фокс («Чистая кожа», «Принц и я», «Чарли и шоколадная фабрика», др.). Продюсером же проекта выступил выдающийся режиссер Майкл Пауэлл («Багдадский вор»). 

К слову, на создание этого шедевра Эмиля Лотяну подтолкнула ставшая на тот момент его супругой Галина Беляева. Несмотря на успех в актерском ремесле, ее не покидали мысли о балете. Муж принялся за работу над картиной, где она сыграла главную роль и исполнила самостоятельно большинство балетных партий. После премьеры на съемочную группу посыпалась критика представителей Большого театра — мол, никто с ними не советовался, работая над фильмом, но зрители полюбили «Анну Павлову».

Галина Беляева: Мне безумно хотелось сыграть эту роль. Анна Павлова даже снилась мне по ночам. Она ведь действительно легендарная балерина. Критики того времени в один голос называли ее божественной… К съемкам готовились основательно. Мы связались с «Обществом Анны Павловой» в Лондоне (она жила там в эмиграции), которое очень помогло нам с материалами. Я целыми днями смотрела съемки ее выступлений, читала воспоминания современников о ней, сутками репетировала… После показа фильма, когда я шла со сцены по зрительному залу, люди целовали мне руки, надевали кольца, вручали какие-то подарки. Так что пусть оценивают этот фильм как угодно, но сегодня, спустя годы, понимаешь: так уже никто не снимает.

В конце 1980-х Лотяну вернулся на «Молдова-фильм», работал на ТВ и экранизировал поэму М. Эминеску «Лучафэрул». В 1987-1992 годах был президентом Союза Кинематографистов Молдовы. Вел курсы для актёров театра в Кишинёвском институте искусств. В 1998 году поставил во МХАТе имени Горького спектакль «Страсти по Антоше».

Эмиль Лотяну автор нескольких поэтических сборников и рассказов, сценариев всех своих фильмов, а также стихов к ленте «Восьмое чудо света» (1981). 

1967 год, «Красные поляны» — специальный диплом кинофестиваля в Кишинёве. 1969 год, «Это мгновение» — премия кинофестиваля в Минске. 1970 год — вторая премия за лучший историко-революционный фильм Всесоюзного кинофестиваля в Минске. 1972 год, «Лаутары» — вторая премия (Серебряная раковина) международного фестиваля в Сан-Себастьяне. 1972 год — Серебряная Нимфа международного кинофестиваля в Неаполе. 1972 год — специальный диплом международного кинофестиваля в Орвиенто. 1976 год, «Табор уходит в небо» — Золотая Раковина международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. 1977 — диплом за лучшую режиссуру международного кинофестиваля Fest-77 в Белграде. 1977 год — диплом за лучший фильм международного фестиваля в Праге. 1978, «Мой ласковый и нежный зверь» — участие в основном конкурсе МКФ в Канне. 1984 год, «Анна Павлова» — премия за лучший иностранный фильм на международном кинофестивале в Оксфорде. 1984 год — диплом за особые заслуги в развитии кинематографа на международном кинофестивале в Оксфорде. 1988 год, «Лучафэрул» — национальная премия.

Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1969). Народный артист РСФСР (1980).

Режиссер стал первым законным мужем актрисы Галины Беляевой, с которой у него завязались романтические отношения на съемках картины «Мой ласковый и нежный зверь». В браке у пары родился сын Эмиль Лотяну-младший. Через 5 лет Галина и Эмиль развелись.

Эмиля Лотяну не стало 18 апреля 2003 года. Великого режиссера похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Эмиль Лотяну. Фильмография

Режиссер: Солнечный день (2009) Скорлупа (1993) Лучафэрул (ТВ, 1987)

Анна Павлова (мини-сериал, 1986)

Анна Павлова (1983) Мой ласковый и нежный зверь (1978) Табор уходит в небо (1976) Эхо горячей долины (1974) Лаутары (1971) Академик Тарасевич (1970) Это мгновение (1968) Фреска на белом (1967) Красные поляны (1966) Ждите нас на рассвете (1964) Жил-был мальчик (1960) Большая гора (1959)

Сценарист:

Скорлупа (1993) Вдвоем на грани времени (1989) Лучафэрул (ТВ, 1987)

Анна Павлова (мини-сериал, 1986)

Анна Павлова (1983) Мой ласковый и нежный зверь (1978) Табор уходит в небо (1976) Эхо горячей долины (1974) Лаутары (1971) Академик Тарасевич (1970) Это мгновение (1968) Красные поляны (1966) Ждите нас на рассвете (1964) Жил-был мальчик (1960)

Композитор:

Скорлупа (1993)

Играет самого себя:

Как уходили кумиры (сериал, 2005 – 2007) Чтобы помнили (сериал, 1993 – 2003)

www.vokrug.tv


Смотрите также