Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Евгения андреевна жигуленко биография


Герой Советского Союза Жигуленко Евгения Андреевна

Евгения Андреевна Жигуленко — жизненный путь, биография

Евгения Андреевна Жигуленко — Герой Советского Союза, командующая звеном 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Звание — гвардии майор. После войны прославилась как сценарист, режиссер и актриса.

Родилась в Краснодаре, в рабочей семье, 1 декабря 1920 года.

В городе Тихорецк (Краснодарский край) училась в железнодорожной средней школе No34, позже поступила на обучение в Дирижаблестроительный институт (Московский авиационно-технологический институт). Училась в школе летчиков, которая входила в состав Московского аэроклуба.

В октябре 1941-го года вступила в состав Красной Армии, в 1942 получила членство ВКП(б)/КПСС и успешно прошла обучение на курсах штурманов и усовершенствования летчиков при Военной авиационной школе. В мае того же года оказалась на фронте Великой Отечественной войны.

Ноябрь 1944 года для лейтенанта гвардии Евгении Андреевны Жигуленко, командира звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), ознаменовался 773 ночными боевыми вылетами. Благодаря Е.А. Жигуленко, противник ощутил значительные потери в рядах солдат и военной техники.

23 февраля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил гвардии лейтенанту Жигуленко звание Героя Советского Союза. «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Евгении Андреевне был вручен орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (No 4854).

Жигуленко не покинула Вооруженные Силы Советского союза и после войны — служила штурманом на Дальнем востоке.

1955 год ознаменовался для Евгении Андреевны окончанием заочного факультета Военно-политической академии имени В. И. Ленина и уходом в запас, а потом и отставкой из рядов ВС СССР, после которой Жигуленко переехала в г. Сочи. Деятельность того периода отмечена рядом должностей: лектор, депутат Горсовета, председатель Горкома профсоюзов государственных учреждений, начальник управления культуры города.

Евгения Андреевна внесла неоценимый вклад в развитие социальной и культурной сферы города Сочи. Благодаря неисчерпаемому запасу энергии Жигуленко в Сочи был открыт выставочный зал изобразительного искусства, а так же концертно-театральный зал «Фестивальный».

Жигуленко стояла у истоков сочинских «Праздников песни». Сводные хоры страны из числа лучших выступали на стадионах под управлением выдающихся хормейстеров.

Начало 1970-х годов было ознаменовано переездом Жигуленко в Москву и началом работы в минкульте РСФСР. Вела в 1975 году «Голубой огонек», приуроченный к тридцатилетию Великой Победы. Далее — окончание Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова и режиссерская работа на киностудии им. М. Горького (1976 г.). В 1981 году Евгения Андреевна подарила стране фильм фильм «В небе „ночные ведьмы“», посвящённый боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, а в 1984 году — киноленту «Без права на провал» военно-приключенческой тематики.

В Москве Жигуленко прожила до самой смерти — до 27 февраля 1994 года. Евгению Андреевну похоронили на Троекуровском кладбище.

К числу наград Е.А. Жигуенко относятся: медаль «Золотая Звезда» (No 4854), орден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени, два ордена Красной Звезды.

На счету Жигуленко три режиссерские работы: «Одни сутки из тысячи ста» (1976), «В небе «Ночные ведьмы» (1981), «Без права на провал» (1984).

В начале XXI века именем Жигуленко назвали новую улицу Тихорецка в юго-западной части города; в Прикубанском округе Краснодара между Ростовским шоссе и улицей Российской есть улица ее имени; имя Жигуленко носит небольшая улица в Геленджике, расположенная в районе «Тонкого мыса».

В Сочи установлен бюст в память о Евгении Андреевне, торжественное открытие которого состоялось 27 мая 2016 года в районе Художественного музея.

  • Митхун Чакроборти биография

oeru.ru

Евгения Жигуленко — командир кубанских ночных «амазонок» — Свет станиц

Евгения Жигуленко, будущая знаменитая летчица, родилась в городе Краснодаре 1-го декабря 1920 года. Отец Евгении, Азаров Михаил Афанасьевич родился в городе Жиздра ныне Калужской области. Воспитывался в детском приюте. До революции служил по найму у хозяина в Краснодаре. После революции — рабочий обувной фабрики в Армавире. В 1920 году, чтобы избежать мобилизации в белогвардейскую армию, купил паспорт на имя Жигуленко Андрея Ильича, негодного к службе. Впоследствии восстановил свою прежнюю фамилию. Мать же, Азарова Вера Фёдоровна родилась в Ставрополе и воспитывалась в детском приюте, поэтому данные о её происхождении (как и о девичьей фамилии) обрываются.

Таким образом мы можем лишь предполагать, были ли в роду Евгении казаки, а если и были, то скорее терские, чем кубанские. Однако Жигуленко навсегда останется героем края, командиром звена 46-го гвардейского Таманского авиаполка (в котором служили в том числе и вставшие на защиту Родины кубанские казаки и казачки), а также искусным режиссёром, прославившим свой полк в фильме «В небе «Ночные ведьмы». Поэтому об этой выдающийся женщине можно смело сказать, перефразировав слова известной песни: «Командир хороший, атаман удалый!». А народная любовь кубанцев к нашей героини выражается ещё и в том, что они считают её своей казачкой.

Первые годы жизни провела в городе Армавир, затем с семьей переехала в Тихорецк. В Тихорецке она училась в местной средней школе и именно тогда, проходя курсы боевой подготовки, включавшие в себя прыжки с парашютом, она поняла, что хочет стать летчицей.

Следуя зову своего сердца, Евгения Жигуленко отправилась в Москву и поступила в Дирижаблестроительный институт (нынешний МАТИ, включенный в состав МАИ) в 1939 году, а немного позднее, в 1940 поступает в Московский авиационно-технологический институт. Обучение в институте идет параллельно с ее увлечением парашютным и самолетным спортом в центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова в Тушино.

Однако в один момент прерывается спокойная жизнь всей страны — начинается война. Вместе с подругами она попыталась записаться добровольцем на фронт, но ей было отказано. Однако в октябре 1941 её принимают в ряды Красной армии. В течении нескольких месяцев Евгения Жигуленко проходила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования летчиков. Впервые попала на фронт в мае 1942 года.

Евгения была назначена в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк (до 8 февраля 1943 года — 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк), который был сформирован под личным контролем Марины Расковой в октябре 1941 года. Авиаполк отличался от других формирований тем, что в полном составе был женский. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

Отдельно следует отметить самолеты, на которых воевала Е. Жигуленко и ее боевые товарищи. Полк был укомплектован самолетами По-2. К началу войны это был уже достаточно устаревший самолет, созданный в 1927 году на базе английского самолета-разведчика Авро-504, разработанного еще до Первой мировой войны. По-2 в итоге представляет из себя очень тихоходный и надежный самолет, лишенный, однако, всяческого бронирования. До войны он был основным учебным и сельскохозяйственным самолетом СССР. Подробнее об этих летучих конях, бороздивших небо под «седлом» кубанских ночных «амазонок» во главе с Евгенией Андреевной мы расскажем вам в одной из следующих статей.

Вместе со своим полком Жигуленко побывала на разных частях фронта. Воевала в боях за Кавказ, принимала участие в освобождении Кубани. Вместе с полком участвовала в Керченско-Эльтигенской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. В боях дошла практически до Берлина, где была ранена, но продолжила боевые вылеты. За годы войны Евгения Жигуленко дослужилась до звания гвардии лейтенанта и командира звена.

Очень показательны боевые заслуги Евгении Жигуленко: среди военных летчиков в СССР она имеет третье место по количеству боевых вылетов – 968 боевых вылета! Опережают её две других «ночных ведьмы» — Ирина Себрова, совершившая 1004 вылета, и Наталья Меклин с ее 980 боевыми вылетами. Была награждена многочисленными медалями, в том числе орденом Ленина и «Золотой Звездой». Так же ей указом от 23 февраля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Евгения Жигуленко продолжает службу в Военно-воздушных силах Советского Союза. Обучалась в Военном институте иностранных языков в 1945-1949 годах. В период с конца 1949 по 1954 служила на разных должностях, одновременно проходя заочно обучение в Военно-политической академии.

Свой боевой путь Жигуленко окончила в звании майора в сентябре 1955, именно в этот период в армии проводилась массовая демобилизация и многочисленные сокращения, связанные с масштабной реформой армии, проводимой Н.С.Хрущевым.

Долгое время Евгения Андреевна жила в городе Сочи, где была председателем горкома профсоюза работников госучреждений, затем начальником отдела культуры Сочинского горисполкома. С 70-х годов жила и работала в Москве, где и скончалась 27 февраля 1994 года. Похоронена на Троекуровском кладбище. В период своей жизни в Москве Евгения Андреевна сменила «род оружия», став теперь командиром информационного фронта — режиссёром. И первый свой фильм, вышедший в широкий прокат, сняла о своем женском авиаполке, но об этой части её жизненного пути мы расскажем вам в следующей статье.

90255 01.01.1982 Бывшая летчица 46-го Гвардейского Таманского авиаполка ночных бомбардировщиков, Герой Советского Союза кинорежиссер Евгения Жигуленко. РИА Новости/РИА Новости

Евгения Андреевна Жигуленко представляет прекрасный пример человека, прошедшего тяжелейшую войну, отдавшую все свои силы для защиты Родины в такое непростое время. Мы – потомки, должны помнить тех, кто подарил нам чистое небо над головой и путь в светлое Будущее.

Данные о происхождении Евгении Андреевны собраны и предоставлены российским журналистом, писателем-историком, соавтором международного патриотического интернет-проекта «Герои страны», Андреем Анатольевичем Симоновым.

xn--80adjnyuchb7b.xn--p1ai

Евгения Жигуленко

Сценарист и продюсер нового комедийного сериала «Триада» о сексуальности, феминизме, изменах и «Изменах»Сара Хайленд получает приглашение на 15 свадеб за один год.Стивен Зейлян адаптирует для канала Showtime серию романов Патриции Хайсмит.4 октября выберут лучшие работы студентов сценарной школы.Следователь Генпрокуратуры Иван Оганесян вышел на след серийного убийцы.Актёр сыграет Никки Барнса в криминальной биографической ленте Netflix «Совет».Продолжение истории молодого талантливого врача с синдромом саванта Фредди Хаймора.28 сентября, 19:30, DisneyНеординарный дебют инвестора Дмитрия Фальковича

www.kino-teatr.ru

Евгения Андреевна Жигуленко - краткая биография, факты, личная жизнь

Евгения Андреевна Жигуленко (1 декабря 1920 — 27 февраля 1994) — командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии майор, позже — режиссёр, актриса, сценарист. Герой Советского Союза.

Родилась 1 декабря 1920 года в городе Краснодаре в семье рабочего. Русская.

Окончила железнодорожную среднюю школу № 34 имени В. И. Ленина в городе Тихорецке Краснодарского края, училась в Дирижаблестроительном институте (Московский авиационно-технологический институт). Окончила школу лётчиков при Московском аэроклубе.

В Красной Армии с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии лейтенант Е. А. Жигуленко к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии лейтенанту Жигуленко Евгении Андреевне «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4854).

После войны

После войны Е. А. Жигуленко продолжала службу в Вооружённых Силах СССР. Летала штурманом на Дальнем Востоке. В 1955 году она окончила заочный факультет Военно-политической академии имени В. И. Ленина. С 1955 года гвардии майор Жигуленко Е. А. — в запасе, а затем в отставке.

После увольнения жила в городе Сочи. Работала лектором, депутатом Горсовета, председателем Горкома профсоюзов государственных учреждений, начальником управления культуры города.

Жигуленко Е. А. оказывала помощь в решении многих проблем жителей г. Сочи. Благодаря её личному участию и энергии в г. Сочи был организован выставочный зал изобразительного искусства, концертно-театральный зал «Фестивальный». Жигуленко Е. А. стала зачинательницей «Праздников песни» в г. Сочи. На стадионах выступали лучшие сводные хоры страны, некоторые из которых насчитывали несколько сотен человек. Хорами управляли выдающиеся хормейстерыВ начале 1970-х переехала в г. Москву. Работала в Министерстве культуры РСФСР. В 1975 году была ведущей «Голубого огонька», приуроченного к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 1976 году окончила Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, работала режиссёром киностудии имени М. Горького. В 1981 году сняла фильм «В небе „ночные ведьмы“», посвящённый боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, а в 1984 году — военно-приключенческий фильм «Без права на провал».

Жила в Москве, где и скончалась 27 февраля 1994 года.

Похоронена в Москве, на Троекуровском кладбище.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (№ 4854).
  • Орден Ленина.
  • 2 ордена Красного Знамени
  • 2 ордена Отечественной войны 1-й степени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Медали.

Память

Жигуленко, Евгения Андреевна (неопр.). Сайт «Герои страны».

  • Крылатая гвардия — галерея изображений.

worldofaphorism.ru

Жигуленко

Жигуленко Евгения Андреевна — Герой Советского Союза,  командир звена 46-го гвардейского женского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии лейтенант.

Родилась Евгения Жигуленко 1-го декабря 1920-го года в Краснодаре.

Перед войной Евгения Андреевна училась в Дирижаблестроительном институте (ныне Московский авиационно-технологический институт) и окончила школу лётчиков при Московском аэроклубе.

В составе Красной Армии с октября 1941-го года. В 1942-м году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков в городе Энгельс, который находится рядом с Саратовом.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942-го года по май 1945-го года.

Я был лично знаком с Евгенией Андреевной и общался с ней в 1983-м и 1984-м годах. Себя она называла «лётчицей-налётчицей».

Обратите внимание, что на этой фотографии нет золотой звезды Героя Советского Союза.

Когда я спросил её, как она стала Героем Советского Союза, Евгения Андреевна ответила так: «Когда полк прибыл на фронт, командир полка Евдокия Бершанская не выпускала меня в боевые вылеты в качестве лётчицы, а только штурманом, она дала мне команду усиленно тренироваться в управлении самолётом.

Когда же начались мои боевые вылеты в качестве лётчицы, я стояла первой в строю, как самая высокая по росту, и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолёта и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие лётчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза»…

Оказывается, Евгения Андреевна по числу боевых вылетов — на третьем месте среди всех лётчиц полка. Вот данные из книги Ирины Ракобольской и Натальи Кравцовой (Меклин) «Нас называли ночными ведьмами»:

Себрова Ирина командир звена 1004 боевых вылета
Меклин Наталья летчик (сначала штурман) 980
Жигуленко Евгения летчик (сначала штурман) 968

Вот цитата из книги Ирины Вячеславовны Ракобольской и Натальи Федоровны Кравцовой «Нас называли ночными ведьмами»:

У нас весь состав полка был женский. Летчики уже имели опыт работы, инженеры, старшие техники и большинство механиков также, а штурманы и вооруженцы были из вновь обученных девушек, пришедших по призыву комсомола. Были созданы две авиаэскадрильи (АЭ). Всего полк состоял из 115 человек.

Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. (До войны на этих машинах летчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

С первых дней Отечественной войны По-2 начал приносить армии огромную пользу. На нем вывозили раненых, он служил для связи с партизанами в тылу противника, для разведки. Устойчивый в полете, легкий в управлении, наш По-2 не нуждался в специальных аэродромах и мог сесть на деревенской улице или на опушке леса.

Особенно успешным оказалось ночное бомбометание с этих маленьких машин по переднему краю противника. Конечно, днём воевать на нем было невозможно — он представлял собой отличную мишень, а вот ночью малая скорость позволяла поражать цели в ближнем тылу противника с точностью, недоступной для других самолетов того времени. С наступлением темноты и до рассвета По-2 непрерывно висели над целью, сменяя друг друга, методично, через каждые 2-3 минуты сбрасывая бомбы на врага. Поэтому во время войны на всех фронтах всегда участвовали несколько полков на самолетах По-2.

Однако — всегда есть свое «однако» — ночью без радио, без защиты и прикрытия, при полной маскировке на земле надо было точно выйти на цель и поразить ее; без приводных прожекторов найти свой аэродром, где посадочная полоса обозначалась чаще всего фонарями, открытыми лишь с одной стороны. Летчики говорили: «Надо сесть по папироске командира полка».

Вот ещё одна интересная цитата из этой книги:

После Восточной Пруссии к нам в полк впервые приехал командующий фронтом маршал К. К.  Рокоссовский. В феврале ещё девяти нашим девушкам было присвоено звание Героя Советского Союза.

И вот 8 марта, в женский день, Рокоссовский приехал, чтобы вручить Звезды Героев и другие ордена. Ну и, наверное, интересно было ему посмотреть на такое необычное явление, как авиаполк девчонок.

Я помню, как была потрясена, когда вошла в комнату, где находилось не менее десяти генералов (командующий приехал со своими заместителями и, конечно, с Вершининым), чтобы доложить Бершанской, что в зале всё готово.

Я вошла — Рокоссовский встал, и за ним встали все остальные командиры. «Товарищ маршал, разрешите обратиться к командиру полка», — доложила, стою, и все стоят… Рокоссовский предлагает мне сесть, и все садятся тоже…

До меня не сразу дошло — ведь это он встал передо мной, как перед женщиной!

То же повторилось, когда прибежала дежурная по части, кажется, это была Жигуленко. Так мы ещё женщины! И мужчины, даже если это маршал и генералы, встают, когда мы входим! Со мной такое случилось впервые за годы войны, мы так привыкли вытягиваться в струнку перед высшим командованием.

Может быть, читателям не очень понятно моё изумление, но, наверное, его хорошо поймут те, кто служил в армии, особенно в годы войны.

Выступая перед полком, Рокоссовский сказал: «Слыхал я легенды о вашем полку, ещё когда командовал Первым Белорусским фронтом. Мне это казалось сказкой. Теперь вижу, что это быль. Я вижу женский авиационный полк.

Говорят, что вы не хотите принимать к себе в полк мужчин. Это хорошо, вы и сами дойдёте до Берлина…» Да, мы дошли до Берлина, вернее, до Нойбранденбурга, расположенного немного севернее. Впереди было ещё два месяца боев…

Вот и ещё одна интересная и необычная цитата из этой книги:

В феврале 1945 года фронт подошёл к Восточной Пруссии. Мы вступали на землю врага…

На деревьях у границы висели плакаты: «Мы идём как мстители!» К мести призывали нас на митингах и собраниях. Солдаты несли в карманах адреса немцев, которые были в их домах во время оккупации…

Города горели, вдоль дорог валялись детские коляски, перинный пух покрывал деревья. Людей мы не видели, казалось, что все успели убежать. Запах горящего человеческого жилья был невыносим, он долго преследовал нас.

И мы вспоминали, как при отступлении на Тамани немцы поджигали поля и виноградники, как в Краснодаре мы впервые увидели оборудованные врагом машины-душегубки, в которых выхлопным газом убивали перевозимых людей. Столько лет прошло, но забыть этого нельзя!

Восточная Пруссия поразила нас благоустроенностью жилья, хуторами, где в домах стояла полированная мебель и никогда не виденные нами холодильники. Как правило, над двуспальной кроватью висела стандартная литография Богоматери с младенцем…

Стада чёрно-белых недоенных коров умирали на холмах, а около дворца Геринга всё ещё стоял вооруженный караул… А внутри — ковры, хрусталь и зеркала. На некоторых вещах я сама видела этикетки: «Сделано в СССР»…

После белорусских и польских деревень, когда в хату надо было проходить через овечий или коровий хлев, всё, что мы видели в Пруссии, потрясало нас.

С мирными жителями Германии мы встретились только в районе Данцига. В наших душах уже не было ненависти. Мы подкармливали голодных людей и не боялись выстрелов из-за угла.

Бомбовая нагрузка самолётов ПО-2 составляла от 200-т до 300-т кг., но за счёт множества боевых вылетов, совершаемых за одну ночь, с каждого ПО-2 за ночь сбрасывали больше бомб, чем за сутки со штурмовика ИЛ-2 или с полноценного боевого  бомбардировщика.

Получается, что за 968-мь боевых вылетов Евгения Андреевна сбросила на фашистов не менее 200-т тонн бомб, а сколько фашистов уничтожила даже невозможно себе представить!

После Победы мужественная лётчица продолжала службу в Вооружённых Силах СССР. В 1955 году она заочно  окончила Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. С 1955 года гвардии майор Жигуленко Е. А. — в запасе, а затем в отставке.

Вот выдержка из воспоминаний знаменитой Марины Чечневой:

После долгих лет разлуки мы сидели у неё в кабинете. Бывшая летчица, моя однополчанка Герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко была в тот период председателем профсоюза работников госучреждений, членом краевого Совета профсоюзов, депутатом Сочинского горсовета. Было это в 1963 году.

Непрерывно звонил телефон. Из разговоров, которые вела Женя Жигуленко, мне стало ясно, что нам пока не удастся побыть вместе: слишком многим людям одновременно была нужна моя боевая подруга, каждый час её времени был на строгом учёте. Поняв это, я испытала одновременно и радость, и волнение…

Ей было двадцать лет, когда началась война. Студентка второго курса Московского дирижаблестроительного института, она без отрыва от учебы отлично окончила Московский аэроклуб и к тому времени была летчицей-спортсменкой и парашютисткой.

В октябре 1941 года Женя Жигуленко пришла в здание академии имени Жуковского, где находился сборный пункт девушек, направлявшихся на формирование женской авиационной части.

Я с ней познакомилась в авиационном училище в Саратовской области и потянулась к женственной, обаятельной, остроумной девушке.

Когда наш полк перелетал на фронт, на одном из промежуточных аэродромов по пути к Сталинграду мы произвели посадку около деревни. У каждого экипажа был свой бортпаёк, и мы сбились в кружок, чтобы перекусить и отдохнуть.

Но бортпаек — это прежде всего сухомятка. И девчата шутили насчёт того, чем бы промочить горло.

Вдруг от группы отделилась Женя Жигуленко. Она чётко подошла к командиру эскадрильи Амосовой и попросила разрешения отлучиться на несколько минут в деревню. Комэск разрешила. Тогда Женя лукаво глянула на Полину Макагон, загадочно улыбнулась и исчезла.

«Куда? — недоумевали мы.— Что она задумала?»

Всё разъяснилось, как только мы увидели приближавшуюся подводу, а на ней двух девушек. В одной из них мы сразу узнали нашу Женьку. Добродушная улыбка разлилась по её лицу. Подъехав к самолетам, она легко соскочила с телеги и направилась к комэску.

— Товарищ командир,—доложила она,—получите бидон молока! Это их подарок,— кивнула Жигуленко на стоявшую рядом молодую колхозницу…

Первой летчицей, с которой Жигуленко летала на фронте, была Полина Макагон, по характеру полная её противоположность. Рассудительная, спокойная и вроде бы неторопливая Полина хорошо дополняла свою стремительно-неудержимую подругу. Летая штурманом, Женя одновременно выполняла обязанности и начальника связи эскадрильи.

Боевое крещение она приняла в июньскую ночь 1942 года, во время жестоких боев на реке Миус. Перед первым вылетом она передала комиссару эскадрильи Ксении Карпуниной свое заявление: «На выполнение боевого задания я желаю идти коммунисткой. Священное звание члена партии клянусь оправдать с честью. Буду до конца предана делу Коммунистической партии, буду защищать Родину, не щадя своих сил и самой жизни».

В эту ночь Жигуленко открыла личный счет мести врагу…

Фронтовая жизнь не огрубила её порывистой, нежной девичьей души. Женя очень любила природу. В редкие часы отдыха она отправлялась на рассохшейся лодке вверх по реке. Вымокшая, усталая, но счастливая и довольная, возвращалась с охапками водяных лилий в общежитие.

Её летчица Полина Макагон часто находила в своей кабине цветы, которые Женя успевала нарвать за несколько минут до старта. Ей хотелось порадовать подругу, с которой она направлялась на задание.

Полине Макагон шел двадцать второй год, но выглядела она старше своих лет. В полк пришла уже опытной лётчицей. Как и Женя, была влюблена в небо. Полина знала, что Женя мечтает тоже стать летчицей, и помогала ей до тонкости изучить машину…

В ночь на 14 августа 1942 года экипаж Макагон—Жигуленко вылетел на очередное задание. Тьма стояла кромешная, лишь в кабине летчицы чуть светились стрелки приборов.

Самолет шёл ровно, лишь изредка проваливаясь вниз. Потом девушки ненадолго попали в восходящие и нисходящие потоки воздуха. И наконец пересекли Сунженский хребет. Скоро должен был появиться населенный пункт Павлодольская на Тереке. Проверив расчёты, штурман убедилась, что они идут точно по курсу.

И вдруг самолет сильно тряхнуло. Одновременно где-то невдалеке ослепительно сверкнула змейка молнии. Громовой раскат заглушил гул мотора. Началась гроза.

Гроза в воздухе была для По-2 страшнее любого, самого сильного вражеского обстрела. Однажды в нашей дивизии от грозы сгорело в воздухе сразу несколько машин.

Новая вспышка молнии осветила клубящийся хаос грозовых туч и потоки воды, низвергавшиеся на землю. Тучи становились всё плотнее. Сквозь них невозможно было «нащупать» цель. Пришлось снизить заданную высоту бомбометания. Но под кромкой облаков их стало трепать ещё сильней. Летчица с великим трудом удерживала самолет.

Посоветовавшись, решили обойти грозу. Штурман изменила курс, засекла время. Летчица строго выполнила все команды. Вокруг была всё та же темень. Только молнии теперь сверкали не слева, а справа. Машину по-прежнему бросало из стороны в сторону. Полина напрягала последние силы.

Наконец их По-2 вынырнул рядом с заданным пунктом. Альтиметр показывал 800 метров. Жигуленко с помощью САБ осветила цель, внимательно осмотрелась и сбросила бомбы.

На земле вспыхнуло три пожара. Убедившись в этом, летчица развернула самолет на обратный курс.

Немцы, видимо, не ждали налёта в такую погоду. Словно спохватившись, рванулись вверх прожекторные лучи и стали шарить по небу, рассекая его на тёмные четырехугольники. Ударили зенитки. Но экипаж был уже вне досягаемости огня и шёл на свой аэродром.

Гроза не унималась. Самолёт словно плыл в сплошном ливне. Чёрное от грозовых туч небо сливалось с чёрным провалом земли. Сориентироваться в такой обстановке весьма сложно. Но штурман с честью вышла из положения и вывела самолет точно к своему аэродрому…

А бывали испытания и потрудней. Например, в районе Грозного, когда самолет Макагон—Жигуленко, имевший на борту бомбовую нагрузку, наткнулся при взлете на неожиданное препятствие (взлетная площадка была весьма неудобной). Летчица не растерялась, быстро выключила мотор и посадила машину. Для штурмана же эта посадка была неожиданностью, и Женя сильно ударилась о приборную доску. На мгновение она даже потеряла сознание.

К великому счастью, бомбы не взорвались. Летчица и штурман отделались испугом, если не считать ушибов и незначительных травм. Отказавшись от лечения, они уже через два дня снова вылетели на задание.

Мысль о том, чтобы стать летчицей, не покидала Женю ни на минуту и, когда Полину Макагон назначили командиром эскадрильи, Жигуленко добилась своего…

Ноябрь 1943 года выдался в Крыму холодным и ветреным. День за днем метеосводка заканчивалась двумя лаконичными словами: «Погода нелётная».

В ту ночь ветер бушевал с какой-то особой силой. Он приносил эхо выстрелов и запах гари: на Эльтингене шли беспрерывные бои.

В течение двадцати шести ночей совершали мы отчаянные рейсы к десантникам.

И вот однажды я вылетела вслед за Евгенией Жигуленко. Штурманом у неё была Полина Ульянова.

Я видела, как при подходе к цели их самолет плотным кольцом схватили прожекторы. Видела, как самолет Жигуленко заметался из стороны в сторону, уклоняясь от разрывов зенитных снарядов. Видела, как мастерски Женя вышла из-под обстрела и вновь взяла курс на цель. Долго её самолет не мог выйти из перекрестных лучей прожекторов. Прошло ещё несколько томительных секунд. И вдруг маленький По-2 начал быстро снижаться.

Сердце сжалось от боли: неужели сбили?

Гитлеровцы, видно, решили, что самолет обречён, и перестали его обстреливать. А машина, чуть было не коснувшись земли, вдруг приняла горизонтальное положение и над головами растерявшихся фашистов понеслась к морю. Израненный, искалеченный самолет набрал над морем нужную высоту и вновь вернулся к Эльтингену, чтобы выполнить задание. Груз был сброшен точно в цель…

Только на аэродроме, увидев её искореженную машину, мы поняли, какой подвиг совершила наша скромная Женя.

Вслед за отступавшим под натиском советских войск противником наш полк продвигался на запад. 10 июля 1944 года Жигуленко со штурманом Ниной Даниловой получила задание уничтожить группировку фашистов в районе Гнесичей в Белоруссии. Впервые за время войны в этот раз мы вылетали днём. Женя зашла на цель на высоте 400 метров вместо заданных 700. Штурман Данилова сбросила бомбы на головы гитлеровцев. Несмотря на то, что противник обстреливал их машину из пулемётов, девушки строго выдержали заданный курс и отбомбились точно. Позднее в районе, где они сбросили бомбы, было обнаружено около двадцати убитых немецких солдат.

Однажды во время срочного перебазирования полка Женя Жигуленко попали в автомобильную катастрофу. Очнулась она в госпитале, в большой залитой солнцем комнате, на постели с белоснежным бельем. Ощупала себя — руки и ноги на месте. Пошевелилась — всё вроде в порядке. «И в таком состоянии вылёживаться в госпитале? Не бывать этому!»—решила она.

Деликатно, но твёрдо начала просить врачей о выписке — ничего не выходит. Попыталась хитростью получить свою одежду со склада — убедилась, что всё напрасно. Но не такой человек Женя, чтобы отказаться от задуманного.

Плотно закутавшись в госпитальный халат, расстроенная, вышла она во двор, потом выглянула на улицу, попыталась остановить машину. И удача улыбнулась ей. Так в госпитальном халате прикатила на грузовике в деревушку, где стоял полк.

Поздно вечером за беглянкой приехали из госпиталя и под охраной увезли её. В этот раз отсутствовала она всего один день. После консилиума врачи выписали её, при условии, что в течение нескольких суток она будет отдыхать в части. Слово Женя дала. Но разве усидишь, когда подруги уходят на задание и кругом столько дел!

На следующий день Жигуленко снова включилась в боевую работу…

8 октября 1944 года Женю назначили на должность командира звена. А 23 февраля 1945 года она узнала ошеломившую её новость. В этот день в полку был оглашен Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о присвоении девяти девушкам высокого звания Героя Советского Союза. Среди них была и гвардии лейтенант Евгения Жигуленко.

В её летной книжке было записано 968 боевых вылетов в качестве штурмана и летчика.

После окончания войны Женя ещё десять лет прослужила в Советских Вооруженных Силах. Она летала штурманом на Дальнем Востоке, одновременно училась на заочном факультете Военно-политической академии имени В. И. Ленина, успешно окончила её.

Уволившись из армии, Жигуленко уехала в Сочи, но не отдыхать, а работать. И здесь, в Сочи, мы встретились спустя много-много лет.

Ещё в первые минуты нашей встречи я заметила груду писем у неё на столе. Пока Женя вела прием, я, с её разрешения, стала читать их. В одном жители Тоннельной улицы благодарили своего депутата за оказанную помощь. Теперь их улица оделась в асфальт, а в дома проведены водопровод и канализация. В другом письме у Евгении Андреевны просили совета молодожены, в третьем—пожилая женщина жаловалась на задержку пенсии…

— Женя, а что связано с этим письмом? Расскажи, если не секрет.— И я прочитала вслух следующие строки: «Спасибо Вам и поклон большой, Евгения Андреевна! Я теперь имею свою цель в жизни. Это такое счастье — приобрести знания и применять их для блага народа».

Женя взглянула на письмо, и глаза ее потеплели.

— Это действительно интересно. Письмо связано с судьбой одного паренька… —сказала она. — Коротенько расскажу. Пишет мне Николай Зырянов. Юноша этот работал на стройке подсобным рабочим и мечтал приобрести специальность… Я помогла ему поступить в Новочеркасское училище механизации. Зырянов будет специалистом. Вот и вся история, Марина…

Время летит, и его не остановишь. Теперь я чаще вижу Женю Жигуленко — она работает в Москве, в Министерстве культуры РСФСР. Дел у неё великое множество, но Женя всё так же приветлива, проста, человечна. И нет для неё ничего дороже, чем дело, которому она служит. О таких людях принято говорить, что вместе с сердцем им подарен природой «вечный» двигатель… Моя боевая подруга Евгения Андреевна Жигуленко принадлежит, несомненно, именно к таким щедрым и неутомимым людям. И я горжусь этим.

В 1976 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, работала режиссёром киностудии имени А. М. Горького. Создала два фильма, которые получили признание: «В небе ночные ведьмы» и «Без права на провал».

Профессию кинорежиссёра Евгения Андреевна выбрала целенаправленно: чтобы увековечить память об участии уникального женского гвардейского полка ночных бомбардировщиков в борьбе с фашистами. Она окончила режиссёрский факультет  Всесоюзного государственного института кинематографии в возрасте 56-ти лет и в том же  1976-м году сняла фильм «Одни сутки из тысячи ста», в котором выступила и сценаристом, и режиссёром. Этот мало кому известный фильм рассказывает о первом вылете юных лётчицы и штурмана на вражеский объект.

А уже в 1981-м году на экраны всего Советского Союза вышел главный её фильм «В небе ночные ведьмы». Вот несколько кадров из этого фильма:

Фильм правдиво показывает жизнь полка во время боев и передышек. Так как действующие лица — в основном, молодые девушки, а не серьёзные дяденьки с автоматами, в смертельно опасных условиях находится время для милых развлечений.

Но война есть война…

Благодаря фильму «В небе ночные ведьмы» о подвигах боевых подруг Евгении Андреевны узнали многие жители нашей страны, да и не только нашей… Этот фильм даже переведен на английский язык! Его показывали по шведскому телевидению.

А вот афиша третьего фильма Евгении Андреевны:

Из воспоминаний актёра Станислава Садальского, сыгравшего роль бродячего артиста в этом фильме:

Сегодня вспомнил… Снимали картину в Ялте. Утром должна быть съёмка мамы и (Василька), мальчика-героя, и чего-то  задерживается… меня просят зайти к режиссеру, в «Украину». Иду в гостиницу, Жигуленко  нервничает… - Стас, а как  ты отнесёшься, если я сыграю маму героя?! - …………………………….. - У меня никого родных, умер сын, муж бросил, а кино — это мой ребенок, пусть останется что-то после… моё изображение и голос… - …………..А почему… нет?! Евгения Андреевна?! Мне нравится Ваша идея! А то,что Вы старая, это даже хорошо, может, Вы за войну постарели!! - Мартынова боюсь, одно его слово и вылечу, он член Ленинского комитета… хотела взять на Лозового Кайдановского, а мне худсовет студии Горького категорически:

- «Либо Мартынов, либо никто!!»

Через час мы уже снимались в Бахчисарае. С Андреем мы учились вместе в ГИТИСе, я ему просто  по-дружески сказал: - Сиди и не пи*ди!

Фильм  остался. Его несколько раз в год демонстрируют по ТВ, а когда показывают эпизод с мамой, я светло вспоминаю Жигуленко… посмотрите этот фрагмент  с 57 минуты.

Евгения Андреевна была членом Комитета советских женщин.

Евгения Андреевна имела 20-ть правительственных наград, в том числе восемь орденов.

Евгения Андреевна Жигуленко прожила до 2-го марта 1994-года, похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.

В 1995-м году в северо-восточной части города Краснодара появилась улица имени Евгении Жигуленко. Есть улицы её имени и ещё в нескольких городах СНГ.

Вечная память героической, умной и красивой женщине! Пусть жители России и стран СНГ никогда её не забывают!

ep-z.ru

Жигуленко Евгения Андреевна

Герой Советского Союза Жигуленко Евгения Андреевна

Жигуленко Евгения Андреевна — командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. Родилась 1 декабря 1920 года в городе Краснодаре в семье рабочего. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончила среднюю школу в городе Тихорецке Краснодарского края, училась в Дирижаблестроительном институте (Московский авиационно-технологический институт). Окончила школу лётчиков при Московском аэроклубе. В Красной Армии с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии лейтенант Жигуленко Е.А. к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Жигуленко Евгении Андреевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4854).

Всего за годы войны совершила 968 боевых вылетов. После Победы мужественная лётчица продолжала службу в Вооружённых Силах СССР. В 1955 году она окончила Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. С 1955 года гвардии майор Жигуленко Е.А. — в запасе, а затем в отставке. В 1976 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, работала режиссёром киностудии имени А.М. Горького. Создала два фильма, которые получили признание: «В небе ночные ведьмы» и «Без права на провал». Евгения Жигуленко собрала огромный фото- и киноархив документальных материалов который передала музею Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Жила в городе-герое Москве, где и скончалась 2 марта 1994 года. Похоронена в Москве, на Троекуровском кладбище (участок 3).

Награждена орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, югославским орденом.

Архивы Выберите месяц Сентябрь 2019  (1) Август 2019  (4) Июль 2019  (1) Февраль 2019  (1) Ноябрь 2018  (1) Октябрь 2018  (1) Сентябрь 2018  (4) Июль 2018  (1) Июнь 2018  (1) Март 2018  (3) Февраль 2018  (1) Январь 2018  (2) Декабрь 2017  (2) Ноябрь 2017  (2) Август 2017  (1) Июль 2017  (2) Май 2017  (1) Январь 2017  (2) Декабрь 2016  (2) Ноябрь 2016  (1) Октябрь 2016  (3) Сентябрь 2016  (2) Август 2016  (3) Июль 2016  (4) Июнь 2016  (2) Май 2016  (6) Апрель 2016  (6) Март 2016  (2) Февраль 2016  (3) Январь 2016  (5) Декабрь 2015  (7) Ноябрь 2015  (13) Октябрь 2015  (19) Сентябрь 2015  (3) Август 2015  (20) Июль 2015  (8) Июнь 2015  (16) Май 2015  (28) Апрель 2015  (2) Март 2015  (15) Февраль 2015  (7) Январь 2015  (17) Декабрь 2014  (12) Ноябрь 2014  (21) Октябрь 2014  (27) Сентябрь 2014  (18) Август 2014  (27) Июль 2014  (25) Июнь 2014  (28) Май 2014  (30) Апрель 2014  (35) Март 2014  (4) Февраль 2014  (17) Январь 2014  (45) Декабрь 2013  (18) Ноябрь 2013  (16) Август 2013  (17) Июль 2013  (52) Июнь 2013  (32) Май 2013  (12)

Сентябрь 2019 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

planetavvs.ru


Смотрите также