Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Фадеев александр сергеевич биография цэнки


Лауреаты 2009 года

Заместитель генерального конструктора по науке ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения», доктор технических наук, профессор, академик РАКЦ, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный машиностроитель РФ, награжден орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов и медалями. A.M. Воробьев родился 20 марта 1935 г. в Ставропольском крае. В 1957 г. окончил Ленинградский Государственный Университет им. А.А. Жданова и начал работать в ЦКБ-34 (ОАО «КБ специального машиностроения»). A.M. Воробьев специалист в области гидрогазодинамики, тепломассообмена, динамики, системных исследований и оптимизации параметров сложных технических систем. Как заместитель генерального конструктора по науке непосредственно участвует в создании стартовых комплексов для РВСН, ВМФ и ПВО-ПРО. При его непосредственном участии созданы подводный комплекс Д-4 для ракеты Р-21, шахтные комплексы для МБР тяжелого класса 8К64 («Шексна»), 15А14, 15А18 для твердотопливной ракеты 8К98П, ЗРК ПВО С-125, С-200, С-300 и С-400. Им лично разработан целый ряд математических моделей, которые были использованы при создании стартовых комплексов различного назначения и используются при проектировании перспективных технических систем. В настоящее время основным направлением научной и проектной деятельности A.M. Воробьева является непосредственное участие в дальнейшем развитии стартовых комплексов для РВСН, создание ПУ для крылатых ракет ВМФ и перспективных ЗРК ПВО.

A.M. Воробьев – профессор кафедры «Высшая математика» ПГУПС. Под его научным руководством защищено более 10 кандидатских и докторских диссертаций. Он автор свыше 100 печатных трудов, имеет более 30 авторских свидетельств и патентов, автор двух монографий.

Габелко Игорь Николаевич

Заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Рособщемаш». Награждён орденом «Знак Почёта». Лауреат Государственной премии СССР. Родился 2 января 1945 г. в Москве. В 1968 г. окончил Московский лесотехнический институт, в 1992 г. – Высшую академию подготовки государственных служащих при правительстве Российской Федерации, в 1997 г. – Российско-американский университет. Кандидат технических наук, академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. В 1969 г. поступил на работу в НИИ измерительной техники (Калининград, Московская обл.), где прошел путь от инженера до заместителя главного инженера. С 1983 по 1992 г. работал в Министерстве общего машиностроения СССР в должностях: первый заместитель начальника – главный инженер Главного управления, секретарь парткома, начальник Главного управления кадров, член Коллегии Министерства общего машиностроения. С 1974 г. принимал непосредственное участие в испытаниях изделий ракетно-космической техники, руководил организацией авторского надзора за производством бортовых радиотехнических систем, неоднократно принимал участие в работе Советов главных конструкторов отрасли и отраслевых совещаниях. С 1992 г. – заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Рособщемаш».

И.Н. Габелко – автор 9 научных работ, имеет 12 авторских свидетельств на изобретения.

Мартыновский Аркадий Леонидович

Вице-президент РКК «Энергия» имени С.П. Королёва, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, Премии Правительства России, имеет звание «Заслуженный строитель РФ», в 1976 г. был награжден Орденом Трудового Красного знамени, в 1996 – Орденом Почёта. Мартыновский Аркадий Леонидович родился 17 ноября 1939 г. в Херсоне. В 1962 г. закончил Одесский инженерно-строительный институт, и с этого времени до 1973 г. работал в системе «Главмоспромстройматериалов». С 1973 по 1977 г. работал на предприятиях космической отрасли: НИИТ, НПО точных приборов в должности заместителя генерального директора по капитальному строительству. С 5 мая 1978 г. и по настоящее время работает в ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королёва в должности вице-президента. С августа 1994 г. по сентябрь 2004 г. работал в должности первого вице-президента Корпорации. За время работы под руководством А.Л. Мартыновского построена основная часть производственно-испытательной базы на территории Корпорации, в том числе, космодроме Байконур, обеспечивающая выполнение основных космических программ. Были построены такие сложнейшие сооружения, как вторая очередь контрольно-испытательного стенда, корпус объединенной двигательной установки, СБИЦ повышенной чистоты и т. д. На космодроме Байконур построены блок подготовки космонавтов к полетам, рабочие места для подготовки, испытаний и пуска грузовых и пилотируемых кораблей, помещение Госкомиссии, барокамера на технической площадке. Реконструированы практически все объекты наземной инфраструктуры. Были значительно улучшены условия проживания на космодроме.

С 1978 г. и по настоящее время А.Л. Мартыновский возглавляет Совет заместителей директоров предприятий космической отрасли г. Королёва. Он избран Почетным гражданином города Королёва.

Мащенко Александр Николаевич

Первый заместитель Генерального конструктора – первый заместитель Генерального директора Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля». За успехи в труде награжден медалью «За трудовую доблесть», орденом Почёта, орденом «За заслуги» III степени, лауреат Государственной премии Украины, лауреат премии Национальной академии наук Украины, академик Международной академии астронавтики. За большой вклад в укрепление российско-украинского сотрудничества в области разработки и освоения ракетно-космической техники награжден орденом Дружбы Российской Федерации. А.Н. Мащенко родился 27 октября 1952 г. в Ленкорани Азербайджанской ССР. В Конструкторском бюро «Южное» работает с 1976 г. после окончания Днепропетровского государственного университета. Прошел путь от инженера до первого заместителя Генерального конструктора – первого заместителя Генерального директора. Принимал непосредственное участие в разработке, экспериментальной отработке и летных испытаниях стратегических ракетных комплексов 15А18, 15А18М (SS-18), входящих в настоящее время в боевой состав Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации. Является руководителем работ по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов КБ «Южное», находящихся на боевом дежурстве в Российской Федерации. Обеспечивает техническое руководство подготовкой и проведением запусков космических аппаратов по программам Роскосмоса и Министерства обороны Российской Федерации ракетами-носителями «Зенит» и «Днепр».

Один из организаторов и руководителей совместных с российскими предприятиями работ, обеспечивших реализацию международных проектов («Морской старт», «Наземный старт», «Днепр», «Сич» и другие); а также начало других перспективных проектов, осуществляемых с различными заграничными партнерами.

Нахов Сергей Федорович

Заместитель генерального директора ФГУП «НПЦАП», директор, главный конструктор филиала Федерального Государственного Унитарного предприятия «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» – «Производственное объединение «КОРПУС», Почетный машиностроитель Российской Федерации, член Президиума Федерации космонавтики России, награжден медалью «За заслуги». С.Ф. Нахов  родился 22 сентября 1956 г. в Горьковской области. В 1978 г. окончил Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. По распределению был направлен на работу в «Производственное объединение «Корпус», где с 1978 по 1983 г. прошел путь от рядового до ведущего инженера КБ. В 1988 г. окончил Ленинградский инженерно-экономический институт. В 1999 г. С.Ф. Нахова назначили заместителем главного инженера объединения, а в 2000 г. – заместителем генерального директора, начальником КБ и главным конструктором. В начале 2003 г. С.Ф. Нахову поручено возглавить предприятие в качестве директора. В 2004 г. С.Ф. Нахова назначили генеральным директором, главным конструктором ФГУП «ПО «Корпус». С.Ф. Нахов внес значительный вклад в создание приборов систем управления движением космических аппаратов «Союз-ТМА», «Прогресс-М», «Кобальт-М», спускаемого аппарата, а также РН «Протон-К» и БР «Тополь-М». В настоящее время ПО «Корпус» является одним из ведущих серийных изготовителей командных приборов для систем управления и навигации ракетно-космической техники.

С.Ф. Наховым внедрено более 40 рационализаторских предложений.

Рассказов Борис Егорович

Глава Красногорского района Московской области. Борис Егорович Рассказов родился 19 марта 1952 г. в Московской области. В 1974 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт, в 2000 г. – Российскую Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Свою трудовую деятельность Борис Егорович Рассказов начал в 1976 г. после службы в Вооруженных силах на Митинском заводе №31 инженером-технологом. С 1982 по 1996 г. трудовая деятельность Рассказова Б.Е. была связана с работой в Красногорском ГК КПСС, исполкоме Красногорского  городского Совета народных депутатов,  администрации Красногорского района Московской области. Б.Е. Рассказов четырежды избирался Главой Красногорского района: в 1996, 1999, 2003 и 2008 гг., что свидетельствует о заслуженном большом уважении, признании и доверии населения района. Под его непосредственным руководством район динамично развивается, о чем свидетельствуют достаточно высокие производственные и экономические показатели. Большое значение Б.Е. Рассказов уделяет инвестиционной политике в районе, непосредственно участвует в социально-экономическом развитии, как Красногорского района, так и Московской области.

На посту Главы Красногорского района много сил, энергии, знаний Б.Е. Рассказов вкладывает в оказание практической помощи командованию РВСН по поддержанию боевой готовности. Большая работа проводится среди молодежи по пропаганде достижений российских ученых в ракетно-космической отрасли, а также по увековечиванию памяти первопроходцев ракетостроения на полигоне в Нахабино, где был осуществлен первый в СССР пуск ракеты ГИРД-09 с гибридным ракетным двигателем конструкции Михаила Клавдиевича Тихонравова.

Сапожников Иларий Николаевич

Главный конструктор – заместитель директора филиала НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова ФГУП «ЦЭНКИ» (Москва). Доктор технических наук, профессор. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта», медалью «За трудовую доблесть». Лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки РФ. Иларий Николаевич родился 5 января 1929 г. в Ленинграде. Окончил в 1952 г. Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова (Ленина). С 1955 по 2006 г. работал в НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова, где прошел путь от инженера до главного конструктора – заместителя генерального директора по науке. С 2006 г. по настоящее время является главным конструктором – заместителем директора филиала НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова ФГУП «ЦЭНКИ» (Москва). Предприятие было основано в 1955 г. Основным направлением деятельности предприятия является создание гироскопических приборов и инерциальных систем для ракетно-космической техники научного и народно-хозяйственного назначения и для отечественной авиации. И.Н. Сапожников является в РФ ведущим специалистом в области гироскопических приборов и инерциальных систем.

При непосредственном участии Илария Николаевича Сапожникова создавались гироскопические приборы для системы управления ракеты-носителя Р-7 и космического аппарата «Восток» с человеком на борту, а также приборы для первых боевых ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-12. В этот период гироскопические приборы приобрели принципиально новые качества по точности и надежности.

Сильников Михаил Владимирович

Генеральный директор ЗАО «Научно-производственное объединение специальных материалов», академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Государственной премии России и премий Правительства России в области науки и техники, Лауреат премии Президента РФ в области образования, награжден орденом Почёта, медалями. М.В. Сильников родился 3 апреля 1961 г. в Ленинграде. В 1985 г. окончил Ленинградский политехнический институт им. Калинина и начал работать в Центральном научно-исследовательском институте материалов (ЦНИИМ) Министерства оборонной промышленности СССР. За время работы прошел путь от инженера до генерального директора объединения. В должности генерального директора ЗАО «Научно-производственное объединение специальных материалов» с 1991 г. Под руководством и при непосредственном участии М.В. Сильникова разработаны, аттестованы и приняты на вооружение МВД РФ, ФСБ РФ, МО РФ, ФСО РФ, МЧС РФ и других структур более 150 наименованией образцов специальной техники. М.В. Сильников — заведующий кафедрой «Взрывобезопасность и технические средства противодействия терроризму», член ученого и диссертационного совета Санкт-Петербурского университета ГПС МЧС России, член Президиума Научного совета МВД РФ, член Северо-Западного отделения Научного Совета по горению и взрыву при Президиуме РАН. Является главным редактором научно-технического журнала «Вопросы оборонной техники» (серия «Технические средства противодействия терроризму») и научного журнала «Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук», председателем редакционного совета журнала «Защита и безопасность».

М.В. Сильников – автор более 300 научных трудов, в том числе 10 монографий, 27 учебников и учебных пособий, 95 авторский свидетельств и патентов.

Фадеев Александр Сергеевич

Генеральный директор (с 1999 по 2013 гг.) федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП ЦЭНКИ), награжден Орденом Дружбы, медалью «В память 850-летия Москвы». А.С. Фадеев родился в 1949 г. в Москве. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана в 1974 г. С 1975 по 1995 г. работал в НИИ прикладной механики имени Академика В.И. Кузнецова, где прошел путь от конструктора 2 категории до заместителя директора – заместителя главного конструктора. За прошедший с момента основания в 1994 г. период ЦЭНКИ прошел через ряд структурных преобразований и изменений. В декабре 2005 г. к ЦЭНКИ в качестве филиала присоединено ФГУП «НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова». Самой значимой вехой в истории ЦЭНКИ стало присоединение к центру предприятий: ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностроения», ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», ФГУП «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения» (КБТХМ), ФГУП «Конструкторское бюро «Мотор», ФГУП «ОКБ «Вымпел», «Федеральный космический центр «Байконур» и Научно-производственная фирма «Космотранс». На базе КБОМ и КБТМ создан филиал ФГУП ЦЭНКИ «Научно-исследовательский институт стартовых комплексов имени В.П. Бармина».

Преобразование ЦЭНКИ в крупный холдинг существенно расширило спектр решаемых задач, направленных на создание, модернизацию, производство, эксплуатацию, утилизацию, автор-ский, гарантийный и технический надзор составных частей ракетно-космических комплексов отечественных космодромов.

utkin-fond.ru

Правительство заблокировало назначение нового директора космодромов

Роскосмос не смог назначить генеральным директором Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Александра Сироткина из-за несогласия Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в Федеральном космическом агентстве. В результате конкурс, проводившийся Роскосмосом за право занять вакантную должность главы ЦЭНКИ, признан несостоявшимся, а Сироткин назначен временно исполняющим обязанности гендиректора. В ЦЭНКИ «Известиям» эту информацию подтвердили.

— Новый, уже третий по счету, конкурс за должность гендиректора ЦЭНКИ планируется провести весной 2015 года, — пояснил собеседник в Роскосмосе.

6 ноября Роскосмос на своем сайте официально объявил о назначении Александра Сироткина руководителем ЦЭНКИ. Было указано, что Сироткин предложил наилучшую программу развития предприятия и одержал победу в конкурсе, получив подавляющее большинство голосов от членов конкурсной комиссии.

— На самом деле к моменту публикации сообщения уже было ясно, что кандидатура Сироткина не проходит, — говорит собеседник в Роскосмосе. — Невзирая на то, что большинству членов комиссии его программа понравилась, Николай Моисеев, член коллегии ВПК, участвовавший в работе конкурсной комиссии, кандидатуру Сироткина не поддержал. Затем в Роскосмос была направлена и письменная позиция правительства на этот счет.

В пресс-службе Роскосмоса отказались обсуждать обстоятельства появления на сайте агентства сообщения о якобы состоявшемся конкурсе в ЦЭНКИ и его победителе.

Александр Сироткин на момент участия в конкурсе работал заместителем гендиректора концерна ПВО «Алмаз-Антей». Участвовать в конкурсе его уговорил лично глава Роскосмоса Олег Остапенко, уточняют в Роскосмосе. На финальном этапе работы конкурсной комиссии, который проходил 30 октября, Сироткину противостоял заместитель гендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации Владимир Ковалев.

Источник в руководстве ЦЭНКИ высказал предположение, что сообщение о якобы состоявшемся конкурсе и выбранном на нем руководителе было инициировано Роскосмосом с целью несколько успокоить общественное мнение и отрегулировать ситуацию в коллективе ЦЭНКИ.

— Постоянного руководителя в компании нет уже почти год, дела идут далеко не блестяще, на Байконуре сейчас проблемы с отоплением, с подачей воды в жилые дома, есть множество вопросов, которые временным руководством не решаются, — констатирует собеседник «Известий». — Наверное, в этой ситуации начальство Роскосмоса решило подбодрить народ оптимистичным сообщением, что руководитель найден, у него есть хорошая программа развития предприятия. Наверняка тут расчет делался исключительно на PR-эффект, поскольку ясно, что ВРИО не будет реализовывать никакой программы развития.

До декабря 2013 года ЦЭНКИ возглавлял Александр Фадеев, руководивший предприятием на протяжении 12 лет. В прошлом году Фадеев после ссоры с Остапенко написал заявление об уходе. Временным исполняющим обязанности гендиректора был назначен Сергей Лазарев, считавшийся наиболее вероятным кандидатом на пост главы компании. К моменту проведения первого конкурса за кресло главы ЦЭНКИ (апрель этого года) у Лазарева тоже испортились отношения с Остапенко, в результате чего конкурс был отменен за несколько дней до объявления его итогов. Говоря о причинах отмены конкурса, Остапенко упоминал «производственную необходимость», не вдаваясь в дальнейшие подробности.

Обладатели iPhone 11 делают слоуфи

news.rambler.ru

Здесь будет начинаться космос

Интервью с генеральным директором Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») — Александром Сергеевичем Фадеевым

Здание РОСКОСМОСа

Визит на предприятие, бюджет которого (в том числе, строительный) уже несколько недель – предмет внимания прессы затянулся на полдня. Надо было осмотреть несколько зданий общей площадью 15 тысяч квадратных метров, рассчитанных на создание тысячи рабочих мест, с внушительных размеров парковкой и строгой пропускной системой. Даже для Москвы объект непростой.

Эту территорию генеральный  директор ФГУП ЦЭНКИ Александр Фадеев обходит каждый день, порой не один раз. ЦЭНКИ - это Центр эксплуатации наземных объектов космической инфраструктуры, одно из базовых предприятий Российского космического агентства, непосредственно отвечает за подготовку и осуществление всех запусков космических аппаратов любого назначения со всех стартовых комплексов, к которым имеет отношение РОСКОСМОС.

- Когда-то эта территория  принадлежала одному из предприятий,  вошедших со временем в ЦЭНКИ  - Конструкторскому бюро общего  машиностроения. Основные здания  были построены в середине  шестидесятых. Инженерные коммуникации  за прошедшие годы пришли в  негодность, сами строения полностью   обветшали, планировки помещений  утратили свою актуальность. Приступая  к ремонту, строители оставили  в буквальном смысле слова только внешние стены, да и то не везде. Все остальное переделали! Однако и этот комплекс, когда завершатся отделочные и монтажные работы, всех проблем с переводом сотрудников ЦЭНКИ на одну территорию в полной мере решить не сможет.

- Александр Сергеевич,  уточните, тут рабочие места для  всех сотрудников организации? 

- Сегодня у нас в  компании трудится более десяти  тысяч человек. Правда, больше  половины наших сотрудников работают  на космодроме Байконур, где непосредственно  занимаются эксплуатацией наземных  объектов, с которых или при  помощи которых уходят к звездам  различные космические аппараты. Но остальные пять тысяч надо где-то разместить, создав им для работы самые современные условия. Ведь это и есть те самые люди, которые проектируют, создают наземную инфраструктуру космической отрасли, следят за ее эксплуатацией, модернизируют созданное ранее.

- На что же выделяются 3 миллиарда?

-  Тут очевидно недопонимание  вопроса в общественном обсуждении. Хотя слухи о том, что на Бережковской набережной ведется строительство какого-то объекта, связанного с РОСКОСМОСом, ходили давно. Более того, в прессе успели сообщить, что само Агентство скоро переберется в район Киевского вокзала.

Имейте ввиду, все это просто слухи. РОСКОСМОС остался по прежнему адресу: улица Щепкина, 42. Хотя и здесь в ближайшее время ожидают строителей: ведь все 40 000 квадратных метров здания с момента сдачи в эксплуатацию к московской Олимпиаде восьмидесятого года ни разу серьезно не ремонтировались.

Специалисты, просчитывавшие предстоящие ремонтные работы (Проектно-конструкторское  бюро «Проект 1» - «Новая»), остановились на цифре примерно 2,8 млрд рублей. Если бы ремонт начался и завершился в этом году, на него ушло бы гораздо меньше средств – 1,9 млрд рублей. Но провести работы планируется за пять лет, с 2012-го по  2016-й. Поэтому окончательная смета работ обнародуется  с поправкой на изменение цен с учетом прогнозируемой инфляции.

Объем работ на этом объекте  предстоит выполнить колоссальный. Начиная с замены капитальных  конструкций, заканчивая полной перекладкой, а точнее – прокладкой и монтажом совершенно новых инженерных, информационно-технологических  и прочих дорогостоящих специальных  систем и сетей, без которых в  ближайшем будущем просто нельзя будет руководить  отраслью. Будет  полностью заменен весь фасад  здания: плитка, которой сегодня  облицовано здание Агентства, уже начала осыпаться. В текущем году мы должны были получить первые 150 млн. рублей. Заканчивается март, а Минфин пока ни копейки на реконструкцию главного космического дома России так и не дал. Несмотря на строку в бюджете.

Сегодня здание на улице Щепкина, 42, известно тем, что здесь  уживаются два ведомства - Минэнерго  и Российское космическое агентство. Все, что видело здание за прошедшие 32 года своей эксплуатационной жизни - это косметические ремонты. Хозяин здания, балансодержатель - РОСКОСМОС. Глава Агентства Владимир Александрович Поповкин, въехав одиннадцать месяцев назад в кабинет своего предшественника Анатолия Николаевича Перминова, даже косметического ремонта делать не стал.

Мы попросили отдельно показать кабинет, о ремонте которого столько слухов. Эту экскурсию  нам устроил помощник по хозяйственной  части Александр Быков.

- Новые тут только кресло и компьютер. Никаких других перемен в кабинете нет. Нам пока просто не до ремонтов – у Поповкина в ближайшее время паузы на строительную косметику нет. Да и сам по себе кабинет, по мнению Владимира Александровича вполне удобный, тратить бюджетные средства на его переоборудование он счел излишним. Или, по меньшей мере, преждевременным.

Головное здание ЦЭНКИ, зашитое уже процентов на девяносто в керамогранит, представляет собой стандартную свечку НИИ времен 60-70-х. Фадеев поясняет:

- Тут тоже пришлось  все буквально от стен до  стен выгребать, вычищать и  сносить, а затем приступать  к внутренним строительно-монтажным  и инженерным работам. Стремимся  к тому, чтобы это здание стало  украшением всего нашего комплекса. Все же мы на протяжении многих лет ведем активную внешне-экономическую деятельность, к нам на переговоры приезжают делегации со всего мира. И принимать их в тех условиях, в которых размещается нынче руководство ЦЭНКИ, включая и меня, конечно, почти уже неприлично.

Фадеев демонстрирует  еще не упрятанные во внутренние короба магистрали различных инженерных систем и устройств, благодаря наличию  которых в здании можно будет  создать, по его мнению, современный космический штаб.

- Александр Сергеевич, во сколько обошелся предприятию ремонт?

- Пока укладываемся в 400 миллионов рублей. Деньги для такого объекта, прямо скажем, невеликие. Да и те вложены в реконструкцию на протяжении ряда лет. Стройка идет не очень быстро, но в наших условиях по-другому и не получится. Ведь мы вкладывает сюда часть прибыли, полученной предприятием от результатов внешне-экономической и иной собственной деятельности. Конечно, хотелось бы достроить все побыстрее. Но, как говорится, гуляем на то, что можем себе позволить. Конечная цифра предположительно дойдет до миллиарда. Но точно пока неизвестна, она во многом будет зависеть от внутренней начинки, оборудования, которое еще не полностью закуплено.

При этом, провести реконструкцию с привлечением бюджетных средств вышестоящей организации - Российского космического агентства – невозможно в силу строжайшей финансовой дисциплины. Про бывших руководителей говорить не буду, а наш нынешний этого не допускает.

Обращаем внимание на огромные стекла верхних этажей одного из уже отремонтированных зданий с новой опалубкой и недавно вставленными стеклопакетами многочисленных окон.

- Создаем свой собственный  центр, благодаря которому будем  контролировать все, что связано  с запусками. Стартовых комплексов  у нас теперь хватает - от  Байконура до Куру. Скоро еще один прибавится - на востоке. Запуски происходят в среднем каждые 15-20 дней, а то и чаще.

За ходом подготовки к каждому старту, за самим запуском и дальнейшими событиями, его сопровождающими, в ЦЭНКИ следят с особым вниманием. Ответственность на предприятии колоссальная: ценник любой ракеты с космическим аппаратом зашкаливает за миллиарды рублей. Причем зашкаливает прилично. Раньше подобного центра у России не было.

Контроль, конечно, был всегда. Но как только этот объект будет пущен в эксплуатацию, на его громадных экранах в режиме реального времени можно будет узнать, в каком состоянии находится тот или иной космический аппарат с момента его доставки на космодром, когда ему на заправку разгонных блоков, когда вывоз изделий на старт и т.д., вплоть до прямой трансляции с запуска.

И космос для нас будет  начинаться практически в самом центре Москвы.

Справка «Новой»

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») — предприятие Роскосмоса.

ЦЭНКИ был создан при Российском космическом агентстве в 1994 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 1994 года № 996 «О мерах по обеспечению выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Об основных принципах и условиях использования космодрома „Байконур“ от 28 марта 1994 года».

В соответствии с этим постановлением Министерство обороны Российской Федерации приступило к передаче Российскому космическому агентству объектов космодрома «Байконур» в целях реализации Федеральной космической программы России.

Распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2000 года № 770-р ЦЭНКИ был преобразован в федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».

16 декабря 2008 года Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в форме присоединения КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ «Космотранс», ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур». Реорганизация осуществляется в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем. Таким образом, ЦЭНКИ станет одним из крупнейших предприятий российской космической отрасли (наряду с РКК «Энергия», ЦСКБ-Прогресс и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева).

В 2009 году к ЦЭНКИ присоединены КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ, ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур»; таким образом, численность байконурского филиала ЦЭНКИ («Космический центр „Южный“») выросла с 700 до 3500 человек. В 2010-2011 годах осуществлено присоединение ещё двух предприятий — КБТХМ и НПФ «Космотранс».

www.novayagazeta.ru

Александр Фадеев: «Космос должен давать экономическую выгоду»

Игорь Маринин (НК): Александр Сергеевич, расскажите о ЦЭНКИ: что это за структурная единица, чем она занимается, сколько людей у вас работает?

– ЦЭНКИ – довольная большая структура. Количественный состав у нас сейчас 1800 человек. Несмотря на свое «страшное» название, ЦЭНКИ предназначен в основном для поддержания и модернизации космодромов. Основной офис ЦЭНКИ расположен в Москве. Кроме того, есть семь филиалов.

Александр Сергеевич Фадеев – руководитель ФГУП ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры). Родился 9 августа 1949 г. в Москве, окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана. Работал в НИИ ПМ имени академика В.И.Кузнецова, где прошел путь до заместителя директора– заместителя главного конструктора. С 1995 г. по 1999 г. работал в Сбербанке. С 1999 г. возглавляет ЦЭНКИ.

Наш основной филиал – это космодром Байконур. Там около 450 человек следят за состоянием объектов НКИ на его территории, вместе с основной кооперацией проводят модернизацию стартовых и технических комплексов, инициируют и отслеживают их совершенствование и т.д.

Еще один крупный филиал – это НИИ ПМ имени академика Кузнецова, который занимается гироскопией (тоже 450 человек). Было время, когда он стоял на пороге банкротства. Честно сказать, для меня, а я там проработал много лет, было очень больно, что институт вот так взял и рухнул. Единственным вариантом его спасения было присоединение к ЦЭНКИ, что мы и сделали. В момент присоединения НИИ ПМ видимая часть «айсберга» представлялась как 90 млн рублей долга, но я хорошо себе представлял, что эта сумма будет значительно больше. И сегодня можно честно сказать, что у него было долгов на 300 млн рублей. После присоединения мы отремонтировали помещения, привели их в порядок. Сегодня мы занимаемся модернизацией испытательной базы и производства НИИ ПМ, выпускаем порядка 20–25 гироскопических приборов и бесплатформенных систем для наших спутников в год. Сейчас это живой, хорошо отлаженный «организм», который обеспечивает приборами спутники «Ресурс-ДК», «Экспрессы», «Ямалы», «Глонасс-К», а также спутники «Космос».

Еще есть у нас филиалы на космодроме Плесецк и под Тамбовом (там лежат на хранении уже не производящиеся 69-е ракеты – «Циклоны»).

Есть небольшой филиал в Санкт-Петербурге, всего около 60 человек. Это электронщики, которые работают с космическими аппаратами. У них нестандартные подходы к проектированию, и они все делают – разработку, документацию, макеты, приборы и др. Также там работают специалисты, которые осуществляют взаимодействие с Академией Можайского.

Кроме того, в задачи ЦЭНКИ входит организация пусковых услуг с Байконура по федеральной пилотируемой программе («Прогрессы» и «Союзы») и для Министерства обороны (РН «Протон-М», «Союз-ФГ» и «Зенит»). Недавно нам доверили часть пусков и с Плесецка. Также у нас был коммерческий проект Orbcomm по запускам с космодрома Капустин Яр этих аппаратов на РН «Космос-3М».

И плюс еще сотрудничество по коммерческим запускам с Центром Хруничева. Они заключают большой контракт, изготавливают ракету, разгонный блок, головной обтекатель и адаптируют КА к РН. А пусковая услуга, т.е. организация запуска, – это уже функция ЦЭНКИ. А если мы рассмотрим проект «Наземный старт», то здесь уже ЦЭНКИ исполняет головную роль: мы полностью заказываем ракету, разгонный блок, обтекатель, систему управления к разгонному блоку и все остальное. Также мы исполняли головную роль и при модернизации стартового комплекса «Зенит».

У нас дружная кооперация: в нее входят КБОМ, КБТМ, КБТХМ, ФКЦ «Байконур», ОКБ «Вымпел», НПФ «Космотранс», ОКБ «Мотор».

Кроме пусковых услуг мы осуществляем построение всей кооперации на Байконуре: это связь, поставка ракетного топлива, проверка электромагнитной совместимости, метеообеспечение, все проблемы, связанные с полями падения, страхование космических рисков и др.

Первое, что мы взяли в свои руки на Байконуре, – это связь. Мы обеспечиваем всю связь на космодроме: это шлемофонка на стартовой позиции, связь внутри космодрома, связь космодрома с Москвой, связь предприятий космодрома с подразделениями и т.д. Мы пошли дальше – Красноярск, Самара. Мы пошли на Плесецк, обеспечили связью и его.

ЦЭНКИ занимается всеми видами топлива для проведения всех запусков и испытаний. И это не просто поставки топлива – это организация производства, закупок, доставки, проверки этого топлива. У нас очень дорогое топливо. Например, на заправку перекисью всеми любимого нами «Союза» уходит 6 млн рублей. А цена заправки «Протона» гептилом вообще составляет 60 млн. И каждый год цены на топливо вырастают на 20–30%. Поэтому мы организовали следующую схему: первое – мы стали закупать не готовое топливо, а исходное сырье. Например, сырье, которое мы закупаем на Урале, позволяет иметь запасы перекиси в полном объеме на год вперед. И второе – это организация параллельного производства.

Сейчас мы также занимаемся топливом для заправки космических аппаратов. Потому что оказалось, что в России больше нет исходного сырья для гидразина. Осталось очень ограниченное количество… Встал вопрос: что делать? Выход нашли. На топливе экономить ни в коем случае нельзя. Сам я ракетчик и прекрасно понимаю, что авария двигателя при выведении очень дорого стоит. Лучше мы проверим двигатель на испытаниях, потратим столько же топлива, что и при реальном пуске, но чтобы было все нормально. В будущем мы хотим все топливо производить в России.

Мы отвечаем за все поля падения. Заключаем договоры с областями, где падают отработавшие ступени, взаимодействуем с ними по очистке территорий. Некоторые из областей постоянно «воюют» с нами: например, Алтайский край. С ними все непросто. Но с другой стороны, понять их можно. Поэтому мы стали заниматься этим более серьезно: лучше очищать районы падения и вывозить все полностью. Но проблемы становятся более глубокими. Например, если падает ступень «Союза», мы ее вывозим целиком, распиливаем на части и сортируем на черные и цветные металлы. А вот со ступенями «Протона» стало сложно: они стали падать кусками. С каждым годом на орбиту надо выводить все большую полезную нагрузку, поэтому ступени стали делать тоньше, и они теперь разрушаются на куски после отделения. А чтобы получить прибавку в грузоподъемности, «Протоны» вообще перестали красить. Экономят и на этом.

Страхование космических рисков – одно из наших приоритетных направлений. Все запуски, которые были у нас с 1999 г., застрахованы. Все возмещения на международном рынке были выплачены. Это трудоемкий процесс, непростые отношения с международными заказчиками, но мы нашли с ними общий язык и вместе со страховыми компаниями вплотную этим занимаемся. На международном рынке нас хорошо знают и доверяют нам. Например, чтобы защитить свои интересы, мы страхуем не только стартовый комплекс, но и другие рисковые операции, т.е. берем в учет тот чистый экономический ущерб, который может понести предприятие. Например, перенос запуска на два месяца равносилен затратам не меньше 40 млн рублей. А где их взять, если это коммерческий проект? Поэтому на помощь приходят страховщики. Был случай, когда перед запуском КА Amos мы пускали «Целину», и это была такая своеобразная «тренировка». Но она нам очень дорого обошлась, потому что был сухой вывоз, и во время него мы кое-что на стартовом комплексе повредили. За поставку запчастей и ремонт пришлось платить Украине. Поэтому мы получили от страховщиков 15 млн, а заплатили премию 4.5 млн… Также мы рождаем новые виды страхования, например, начали брать и «Страхование экологической ответственности». Это очень важный момент. Вот вкратце о том, чем мы в ЦЭНКИ занимаемся.

Продолжение статьи читайте на страницах нашего журнала

novosti-kosmonavtiki.ru

Александр Фадеев покидает Роскосмос после 14 летней активной деятельности | ITERANET.RU

05.12.2013 начальником «ЦЭНКИ» Центра эксплуатации космической, а также наземной инфраструктуры Александром Фадеевым было подписано заявление, касательно своего увольнения. Александр Фадеев начал возглавлять центр ещё в 1999 году. Свою деятельность он осуществлял при четырех различных руководителях космических ведомств Российской Федерации.

В процессе своей деятельности, Фадеев сделал ЦЭНКИ ключевой структурой отрасли. После того, как просьба об увольнении будет удовлетворена Олегом Остапенко, являющимся руководителем Федерального космического агентства (Роскосмос), будет проведён конкурс на данную вакансию.

Решение, касательно ухода со своего поста, было принято Фадеевым в среду вечером. О данном решении он сообщил Олегу Остапенко, который в свою очередь не отговаривал директора ЦЭНКИ о пересмотре своей позиции. 05.12.2013 данное заявление было подано на подпись главе Роскосмоса. В процессе этого не было причин не удовлетворить просьбу Александра Фадеева. Данное решение было принято самостоятельно, и к нему отнеслись уважительно.

От некоторых источников была преподнесена информация, что данное решение было принято в связи с тем, что Фадеев не мог сработаться с новым руководящим составом Роскосмоса. Лично господин Фадеев подтвердил свои действия, касательно заявления об увольнении, однако отказался комментировать причины своего ухода. Стоит напомнить, что на этой недели был уволен заместитель Фадеева Николай Ваганов. Причина увольнения Ваганова была предстоящая реформа центра обеспечения реализации программ, который ему подчинялся.

Родился Александр Фадеев в Москве 9 августа 1949 года. Им было окончено Московское высшее техническое училище, которое сейчас именуется МГТУ им. Баумана. Является специалистом в области гироскопических приборов. Работал в НИИ прикладной механики. Там он прошёл путь до заместителя директора — заместителя главного конструктора. В период 1995–1999 годов осуществлял свою деятельность в роли начальника отдела в Сбербанке. Начиная с 1999 года, возглавляет ЦЭНКИ, который был в 2000 году преобразован во ФГУП. Является кандидатом технических наук. Входит в состав членов Российской академии космонавтики. Является лауреатом премии правительства Российской Федерации в области техники и науки 2012 года, а также лауреатом премии «Человек года-2009».

Структура ЦЭНКИ существует девятнадцать лет, из которых четырнадцать лет её возглавлял Александр Фадеев. Стоит отметить, что данное количество времени пребывания на руководящем посту для космической отрасли является своеобразным рекордом. Фадеев получил должность в 1999 году при существовавшем в то время Российском авиакосмическом агентстве, которое возглавлял Юрий Коптев. В процессе, Фадеев успел осуществить свою деятельность при трех руководителях Роскосмоса, которыми были Анатолий Перминов, Владимир Поповкин и Олег Остапенко.

Необходимо отметить, что именно при Фадееве осуществлялись основные реформы ЦЭНКИ. Таким образом, при его содействии в 2005 году к ЦЭНКИ был присоединён НИИ прикладной механики имени академика Кузнецова. Благодаря этому, данный институт был спасён от разорения. По словам коллег, Фадеев был инициатором модернизации испытательной базы института, направленной на налаживание выпуска гироскопических приборов, предназначенных для ракетно-космической промышленности, а также на поправление бедственного положения института.

В 2006 году началась поэтапная передача объектов комплекса Байконур Роскосмосу. Уже в 2008 году данный процесс был завершен. Именно с этого момента ЦЭНКИ стал отвечать за состояние инфраструктуры всего комплекса Байконур. До 2001 года, к центру были подключены еще 12 предприятий, при этом численность персонала составила более 12 тысяч человек. В период активной деятельности Фадеева, Центр эксплуатации космической, а также наземной инфраструктуры стал самым крупным предприятием космической отрасли России.

Временно исполнять обязанности, с момента увольнения Фадеева и до периода нового гендиректора, будет Валерий Крехтунов, являющийся его первым заместителем.

Похожее

Понравилась статья? Подпишитесь на электронную подписку - это абсолютно бесплатно! Все самые свежие ИТ Новости и интересные материалы будут приходить вам на почту, вы сможете читать новости с экрана компьютера, планшета или телефона.

iteranet.ru

Александр Фадеев: «Не можем передать Казахстану ракетные технологии»

Что будет с российскими специалистами после вывода Байконура из российской аренды, будут ли китайцы строить космодром Восточный и какой вред наносят природе ракеты «Протон»? На эти вопросы корреспонденту «Известий» Ивану Чеберко ответил генеральный директор ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) Александр Фадеев.

— Александр Сергеевич, статус Байконура вскоре изменится — договор об аренде до 2050 года будет пересмотрен. Строите ли вы в связи с этим планы по выводу людей, техники из Казахстана?

— Мы с Байконура уходить не хотели бы. Географическое расположение этого космодрома лучше, чем имеющийся в нашем распоряжении Плесецк, и даже немного лучше, чем наш перспективный космодром Восточный. На Байконуре у нас пять работающих стартовых площадок. Еще не скоро у нас на Восточном будет столько же построено. А чем больше площадок на космодроме, тем ниже затраты на единицу инфраструктуры, тем дешевле операции по запуску. 

— У вас есть план по выводу с Байконура невостребованных специалистов после вывода космодрома из аренды? 

— Тема носит несколько иной характер. Невостребованных специалистов на Байконуре нет, и в обозримом будущем нам нужно количество специалистов там только наращивать. Военные оттуда ушли, кроме того, идет смена поколений. Можем говорить о некотором дефиците специалистов, а не об их избытке. 

— Если вывод Байконура из аренды освободит российских специалистов, они смогут переехать на Восточный? 

— Мы целенаправленно никого переселять с Байконура не планируем. Потому что там ничего не закрывается и запуски не прекращаются. И для обеспечения запусков необязательно постоянно жить рядом со стартовым комплексом. К примеру, как мы запускаем «Союзы» с Куру (космодром Европейского космического агентства во Французской Гвиане). Туда выезжают 300 человек на полтора месяца, проводят запуск и уезжают обратно. На запуск с платформы «Морского старта» от ЦЭНКИ выезжает бригада из 30 человек. На начальном периоде эта практика применима и для Восточного.

Кроме того, для обслуживания дальневосточного космодрома мы планируем привлекать специалистов из числа местного населения. Обучение по нужным специальностям, целевой набор в вузы начинается уже сейчас. Если потребуется, для осуществления первых запусков мы привезем специалистов с Байконура, из Москвы, Самары. 

— Восточный строится на границе с Китаем. На строительстве могут быть задействованы китайские рабочие? Планируете ли вы покупать что-то для космодрома в Китае? 

— По поводу рабочей силы, это вопросы к Спецстрою. Сейчас они вполне обходятся силами специалистов, которых привлекли из Сибири. Солдат-строителей там нет. Строительство при этом ведется на высоком уровне, быт строителей обеспечен не хуже, чем, к примеру, это делают французы. Что касается технологического оборудования, то его мы будем закупать точно в соответствии с технологическими характеристиками. А будет оно российское или импортное, определит конкурс.

— При выводе стартовых площадок Байконура из аренды на казахстанских партнеров ляжет необходимость их содержать. О каких деньгах идет речь? Сколько, к примеру, стоит содержание стартовой позиции для ракет «Зенит», которую Россия с Казахстаном договорились вывести из аренды в первую очередь? 

— О конкретных суммах говорить рано — мы до этих вопросов в наших переговорах еще не дошли. Там много есть вопросов более сложных. Казахстан хочет стать космической державой, и мы готовы этому стремлению способствовать всецело. Но есть некоторые темы, в которые мы при всем желании не можем их посвятить. Например, это те, которые связаны с передачей ракетных технологий третьим странам и подпадают под действие международных соглашений. Этот процесс непростой и не очень быстрый. 

— Как в таком случае будет функционировать стартовый комплекс после вывода из аренды? 

— Мы готовы создать совместное казахстанско-российское предприятие для управления стартовой площадкой. При этом Казахстан и Россия будут иметь приоритет при осуществлении запусков с нее. Коммерческие запуски тоже будут, но приоритет будет у запусков по госпрограммам. 

— Начавшийся диалог с Казахстаном поспособствовал разрешению вопроса о количестве запусков «Протонов». Основная претензия к этим носителям — наносимый ими вред экологии из-за используемого в качестве топлива гептила. Насколько этот вред существенен, по вашему мнению? 

— Это по большей части спекуляции. «Протоны» летают всего 10–12 раз в год. Да, гептил — это токсичное топливо, но он разрушается от контакта с кислородом. Когда отработавшая первая ступень «Протона» падает на землю, гептила в ней практически уже нет. Так что о каком-то значимом вреде тут говорить не приходится. Вред от «Протонов» — не более чем аргумент в дискуссии. 

— Чем вызваны трудности с оформлением в аренду полей падения для частей ракет, выводящих спутники на солнечно-синхронную орбиту? 

— Бюрократическими проволочками, ничем больше. Принципиально мы с Казахстаном договорились, документ согласовали, теперь его должны подписать первые вице-премьеры России и Казахстана. 

— Первый пилотируемый запуск с Восточного намечен на 2018 год. Он будет осуществлен на какой ракете? 

— На ракете-носителе «Ангара». Это будет тяжелый вариант — «Ангара-5», адаптированный под пилотируемые запуски. Мы планируем построить стартовую позицию для нее на Восточном к 2018 году. Площадку для строительства уже выбрали. Полагаю, работы на ней стартуют в этом году. 

— В Советском Союзе для контроля за выведением космических аппаратов использовались специальные суда — «Космонавт Юрий Гагарин» и другие. В связи с тем, что трасса выведения с космодрома Восточный будет проходить над океаном, не планируется ли возрождение космического флота? 

— Это вопрос интересный, но, на мой взгляд, никакой флотилии не нужно. Даже если космонавты будут приводняться, нам главное знать, насколько точно и куда именно они сядут. Спасательную операцию можно организовать и без собственного флота. 

— Как идет строительство стартовой позиции для «Ангары» на космодроме Плесецк? 

— Строительство выполняется в соответствии с генеральным графиком. Осенью этого года все должно быть готово для запуска легкой «Ангары». В конце года должна быть запущена тяжелая «Ангара». 

— Сейчас решается судьба проекта «Морской старт». Как вы можете оценить его перспективы? 

— Большой объем накопленной долговой нагрузки и малое количество заказов на запуски портят экономику этого проекта. Пока долги будут гасить, пройдет время и будет масса трудностей.  

— Сможет ли Россия удержать свою долю в 40% мирового рынка пусковых услуг, когда перестанут летать «Протоны»? 

— «Протоны» будут летать еще продолжительное время. Но к тому времени у нас уже будет «Ангара». 

— «Ангара» принципиально дороже «Протона»... 

— Сегодня я не вижу снижения цен на пусковые услуги на глобальном рынке. И потом, сейчас «Ангара» — это штучный товар. Когда их начнут выпускать серийно, как «Протоны», по 12 штук в год, цена будет другой. Все носители сначала стоят дороже, чем те, что давно используются, это естественно. Но это не значит, что нужно продолжать использовать ракеты, которые разработаны 50 лет назад, только потому, что они дешевые. Стоимость — не единственный параметр носителя. 

«Ангара» — это принципиально более современная машина, и нам не нужно бояться за свои позиции на мировом рынке. Мы понимаем, что у нас есть чем заменить «Протон».

iz.ru


Смотрите также