Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Фото валентина серова биография личная жизнь


Биография Валентина Серова (вся жизнь художника)

Валентин Серов, 1905

Валентин Александрович Серов является известным русским портретистом и одним из самых крупных мастеров, творивших в 19 веке. Помимо достижений в живописи портретной, он сумел оставить огромное количество не менее значимых работ в таких жанрах, как: античная и историческая живопись, анималистика, книжные иллюстрации и русский пейзаж.

Являясь обладателем тихого и скромного характера, Серов сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи.

Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.

Содержание:

Детство

Александр Николаевич Серов

Родился в будущем знаменитый на весь мир художник 19 января 1865 года в городе Петербург в семье музыкального критика и композитора Александра Николаевича Серова. На тот момент Александр Николаевич являлся страстным почитателем и пропагандистом Вагнера.

В возрасте 43 года он взял в жены Валентину Семеновну Бергман, которая была его ученицей 17 возраста. Мальчик, которого назвали Валентин, стал их первым и единственным ребенком.

В доме Серовых всегда было весело и шумно, и в гости к семейной чете часто приходили представители развязного студенчества, интеллигенции и другая публика подобного рода.

Мать художника — Валентина Семеновна Бергман

Валентина Семеновна имела прогрессивные нигилистские взгляды и была приверженкой идей писателя и общественного деятеля Чернышевского, которые подразумевали свободу и равенство. Отрицая большинство установленных общественных норм, в том числе и надуманные правила этикета, она только с презрением усмехнулась во время одного из приемов, когда ей пытался уступить стул живописец Репин. Кроме Ильи Ефимовича, в гости к Серовым часто захаживали такие знаменитые личности, как Тургенев, скульптор Антокольский, художник Ге, который рисовал для юного Валентина разноцветных лошадей.

Нередкими были случаи, когда во время очередного приема в гостиной раздавались фрагменты новых произведений композитора (отца) Александра Николаевича, заглушаемые жаркими дебатами и либеральными спорами со стороны «лохматой» компании Валентины Семеновны.

Несмотря на то, что в доме Серовых всегда было многолюдно, Валентин отнюдь не был избалован вниманием родителей и зачастую оставался сам себе на попечение.

Серов в детстве. 1869–1871

Когда Валентину было 6 лет, его отец скончался, а мать, которая была охвачена любовью к музыке и общественной деятельности, убедившись в пристрастии сына к изобразительному искусству и увидев впечатляющие для маленького мальчика результаты, решила переехать вместе с ним жить в Париж.

Приехав во Францию, Валентин поступил в ученики к известному художнику Репину, который успел прославиться на тот момент, изобразив Бурлаков на Волге. Несмотря на занятия изобразительным искусством, которые приносили мальчику большую радость, он постоянно ощущал себя покинутым, поскольку Валентина Семеновна не могла усидеть на месте, и спустя некоторое время она вместе с сыном решила перебраться в Москву.

Когда в белокаменную вернулся и Репин, Валентин фактически поселился в доме мастера, копируя его холсты, а в свободное время рисуя с натуры и работая с гипсом.

Юность

В.А. Серов. 1880-е

В 1880 году Валентин успешно сдал экзамены и поступил в художественную Академию, однако спустя пять лет он решил ее покинуть и взял отпуск по причине проблем со здоровьем. Когда Серов поступал в это заведение, его целью являлось попасть в ту группу, которую курировал профессор Павел Чистяков, воспитавший таких признанных гениев, как Врубель, Репин, Поленов, Суриков и многих других.

Манера обучения у Чистякова была достаточно жесткой, и он мог зло насмехаться над малейшими ошибками своих учеников, подвергая каждый неверный штрих нещадной критике.

Чистяков оказал огромное влияние как на манеру рисования Серова, так и на всю его жизнь в целом. Профессор увидел талант в своем ученике, и смог заинтересовать его манеры исполнения великих старинных мастеров, ознакомив его со многими экспонатами Эрмитажа. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Однако, исходя из его собственного высказывания, по другому писать он не столько не умел, сколько попросту не любил.

Серов на скамейке в Абрамцеве, 1880-е годы.

Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Ему отлично давались не только комические роли, но и сценическое вживание в образ различных зверей вроде игрушечного зайчика иль льва. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.

Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел, и в частности керамики. Знаменитое блюдо, изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Врубель, который был одним из завсегдатаев клуба, организовал гончарную мастерскую, где он в дальнейшем и изваял свои самые известные скульптурные произведения. Валентин Серов успел оставить лишь одну подобную работу, а именно – вазу с изображением черта, вылезающего из корчаги.

Савва Мамонтов, давний друг семьи Серовых, обеспечил Валентина потоком постоянных заказов на портреты. Заказчиками выступали различные оперные знаменитости и другие известные люди того времени. Одна из таких картин была выставлена на одной из выставок, организованных Московским обществом любителей изобразительных искусств, где снискала всеобщее одобрение и была отмечена многими авторитетными критиками.

Первый успех

Серов за работой над портретом О.Ф. Томара. Фотография. 1892

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве. В кружок, организованный Мамонтовым, Врубеля впервые привел Серов, однако он долгое время не был по достоинству принят и оценен публикой, оставаясь немного непонятным и диковатым.

По свидетельствам современников, Мамонтов весьма жестоко обращался со многими молодыми малоизвестными художниками, в силу которых входили Коровин и Врубель. Несмотря на то, что ему удалось собрать вокруг собственной персоны большое количество талантливых мастеров, обходился он с ними не слишком уважительно, и часто не выполнял обещанного.

К примеру, за одно полотно Мамонтов расплатился с художником Коровиным, отдав ему недорогое пальто, а Врубелю за заказанное панно вместо 3000 рублей четвертак, который тот вынужден был взять, находясь не в самых лучших финансовых обстоятельствах.

Работы Серова, в свою очередь, были высоко оценены не только коллекционерами, но и самими художниками, что вывело его в число однозначных лидеров. Многие ожидали от него полотен со сходными сюжетами, которые так понравились широкой общественности, однако Валентин решил двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом, расширяя новые горизонты в творчестве. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло.

M.А. Врубель, В.Д. фон Дервиз, В.А. Серов. Санкт-Петербург. 1883–1884

Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера, и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Отличия тут не только в возрасте модели, ином темпе жизни, иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине.

Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.

Позднее Серов написал портрет Софьи Михайловны Лукомской (Драгомировой) и Серовой Ольги Федоровны. Сама она любила рассказывать историю встречи с Валентином, которая произошла в то время, когда она позировала Репину в народном костюме. Познакомившись с молодым художником, зашедшим в мастерскую к своему учителю, она стала позировать также и для него, а картина, вышедшая из под его пера, находилась на протяжении длительного времени в поместье, принадлежащем генералу Драгомирову, отцу Софьи.

Если поначалу, когда гости интересовались, кто является автором данного портрета, хозяева отвечали, что он принадлежит перу одного из учеников Репина, то вскоре имя Валентина Серова произносилось с гордостью. Еще через некоторое время многочисленные гости уже спешили полюбоваться на творение Серова, и только после этого переходили к просмотру полотен Репина.

Спустя примерно 10 лет Валентин Серов создал портрет при помощи акварельных красок, на котором была изображена Софья Лукомская. Дама, изображенная на картине, смотрит а зрителя немым отстраненным взглядом, наполненным грустью и печалью. Один невропатолог из Европы смог определить по данному портрету, что девушка в малорусском наряде явно пребывает в тяжелом душевном настроении.

Модели Валентина Серова

Серов за работой над портретом И. И. Левитана. 1893.

В 90х годах 19 века среди моделей, которые позировали Валентину Серову, насчитывается немалое количество знаменитых художников, писателей и актеров. Создавая очередной шедевр, художник задумывался о том, каким бы мог портрет конкретного человека, если бы его писал известный мастер прошлой эпохи. Поэтому итальянский певец Анджело Мазини, дававший гастроли в лучших столичных заведениях всего мира, изображен в стиле Веласкеса. Другой не менее известный оперный певец Франческо Таманьо написан как бы с положения зрителя, сидящего в театре перед сценой, на которой в данный момент выступает знаменитый тенор. На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет.

О.Ф. и В.А. Серовы. Рим. 1911

Картины, на которых изображены Таманьо и Мазини, представляют собой единый цикл различных вариаций на тему реализации артиста как в искусстве, так и в повседневной жизни. Портрет художника Константина Коровина выполнен в стиле, напоминающим творчество самого Кости. На самой картине Коровин предстает посреди мастерской, окруженный этюдами, развешенными по стенам и ящиками, в которых находятся всевозможные краски.

Когда Серову позировал Левитан, то художником была выбрана манера письма, повторяющая во многих моментах стиль, присущий Крамскому. Левитан отличался довольно замкнутым характером, был всегда немного грустным и как бы разочарованным. Суховатая живопись, насыщенная коричневыми тонами и с сумрачным фоном как нельзя лучше подходит для особенностей изображения этого человека.

Картины Серова, написанные им в конце девятнадцатого века, вызывали одобрение и восторг среди широкой публики. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины.

В.А. Серов и И.С. Остроухов. Абрамцево. 1887

Портрет Зинаиды Васильевны Мориц, чьей красотой восхищался Васнецов, сравнивая ее с Венерой Милосской, был написан Серовым в 1892 году. Мастер сумел таким образом запечатлеть особенности ее внешнего вида, создав сочетание сиреневого фона, на котором отчетливо выделяются белые перья накидки и смуглое лицо. Картина сразу после своего появления вызвала ажиотаж, а некоторые критики сумели разглядеть отдельные черты, присущие нервной даме и ассоциации с кокаином и морфием.

Примерно в это же время создавался портрет основателя Московского Исторического музея, археолога и историка Забелина Ивана Егоровича. По мнению многих специалистов и художников, этот почтенный старец стал обладателем по настоящему «былинного лица», а его фигура напоминала о старинных русских традиция семнадцатого века.

Валентин Серов и его «императорские заказы»

В 1892 году Валентин Александрович по протекции своего учителя Репина получил крупный заказ от харьковских дворян на написание портрета Александра III и его семьи во время торжественного вхождения в главный зал собрания дворян в Харькове. Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз, и то по чистой случайности. Александр III, впервые столкнувшись с Валентином Серовым, встретил его с некоторой долей враждебности, недоверия и страха. Однако когда царю объяснили о объяснили, кем является данный человек, то он сменил гнев на милость и уделил разговору с мастером несколько минут своего времени.

Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Известен такой случай: когда Серов работал над полотном, на котором был изображен император Николай II, царица решила указать художнику на недостаток профессионализма, выдумав мнимые недостатки. На это Серов предложил императрице самой взять в руки кисти и мольберт и изобразить царя так, как она считает нужным. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем, и инцидент был исчерпан.

Надя и Маша Симонович, Оля Трубникова. Санкт-Петербург. 1879.

После таких серьезных заказов появилось множество желающих запечатлеть свой облик на портрете, написанном именно Серовым. Мастер придумывал особые образы для представителей аристократии и буржуазии, заставляя их часами просиживать в неудобных позах. Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности.

Княгине Полине Щербатовой вообще не повезло, и во время позирования с закинутой назад рукой у нее воспалился нерв. Работу над портретом пришлось прервать по причине медицинского вмешательства в дело спасения поврежденной руки княгини.

Серову выпала честь работать над портретом Павла Александровича, великого князя, приходившегося дядей императору Николаю II. Князь был вполне доволен беззаботной светской жизнью и не претендовал на высокие должности, тем не менее он пользовался определенным авторитетом в аристократических кругах вниманием многочисленных женщин. На картине Павел Александрович изображен с конем, нетерпеливо переминающимся на месте по причине промедления хозяина.

Валентин Серов как художник-пейзажист

Дом В. А. Серова в Ино

Заработав славу одного из лучших портретистов своего времени, Валентин Александрович решил пойти на эксперимент, создав ряд картин в несколько непривычном для себя пейзажном стиле. Писал он их во время отдыха на своей финской даче либо находясь в гостях у друга в поместье, расположенном в Домотканове. В отличие от многих других художников, творящих в жанре русского пейзажа, картины Серова выглядят довольно мрачно и тоскливо. Осенние и зимние тропинки и дороги, изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.

Товарищество передвижных выставок

Заседание объединения «Мир искусства»

Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Во время организационных собраний Серов обыкновенно отмалчивался, будучи нелюдимым и малоразговорчивым, однако он мог иногда вставить меткое ядовитое замечание. Этому объединению удалось провести знаменитую выставку портретов, которая прошла в роскошных залах Петербургского Таврического дворца в 1905 году. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников.

Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн. Фотография из журнала. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Валентин Александрович познакомился с Идой Рубинштейн в 1909 году, работая над созданием театральных афиш для спектаклей и балетов, которые были известны как Русские сезоны в Париже. Ида была задействована в главных ролях этих балетов, а ее выступления имели просто грандиозный успех и вызывали настоящий шквал оваций.

В 1910 году мастер написал ее портрет в довольно странном стиле. Полотно была принято публикой весьма неоднозначно, и в адрес Серова посыпались многочисленные обвинения в отсутствии вкуса и подражании другим художником.

Сам Валентин Александрович (что было для него большой редкостью) своей работой гордился и был вполне доволен. Портрет выполнен в древнеегипетских и ассирийских мотивах, а Ида Рубинштейн изображена на нем в виде Венеры или Дианы, одетой «в костюм Евы».

Греческие мотивы в творчестве Серова

В 1907 году Валентин Александрович отправился на остров Крит, а компанию ему составил Лев Бакст. Поездка в Грецию была запланирована в связи с изучением артефактов, найденных английским археологом Эвансом, и с обнаруженными им руинами Кносского дворца, которые навсегда изменили сложившееся ранее представление об островной критской цивилизации. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».

В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Серов говорил о том, что работая над данным полотном он поставил себе четкую цель изобразить Навзикаю абсолютно не такой, какой ее обычно представляют, а настоящей и без малейшей фальши. Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками.

В.А. Серов пишет портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, в вестибюле дворца в Архангельском. 1903.

События и факты, повлиявшие на жизнь и творчество Валентина Серова

Когда Валентин был маленьким, в его семье часто ставились всевозможные любительские спектакли, концерты и чтения. Подобные вечера были тогда в моде, поэтому мальчик с раннего детства был окружен представителями богемных кругов, поэтами, писателями, художниками и общественными деятелями, что безусловно сказалось на всей его дальнейшей жизни. В 1869 году родители Валентина впервые взяли его с собой за границу, куда они поехали с целью посетить знаменитую оперу. Из этой поездки мальчику наиболее запомнилось посещение резиденции, в которой проживал Рихард Вагнер. Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора.

Из воспоминаний Игоря Грабаря, Репин, в учениках у которого долгое время был Валентин, считал четырнадцатилетнего Серова полноценным художником, доверяя ему серьезную и ответственную работу. В дальнейшем Серов сумел написать точнейший портрет, на котором изображен Репин с обаятельной улыбкой на лице, отражающий всю внутреннюю суть великого художника.

Серов в Архангельском пишет портрет князя Ф.Ф.Юсупова. 1909 год.

Серов зачастую писал сложнейшие полотна, даже не сделав предварительно карандашный набросок, сразу начиная работать при помощи акварельных красок. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. При этом отличительной особенностью живописца было то, что он никогда не останавливался на однажды найденном удачном методе или манере исполнения, постоянно пребывая в поиске новых решений.

Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Некоторые авторитетные критики и знатоки искусства считают, что Александр Валентинович смог превзойти своего знаменитого предшественника благодаря отличной передаче света, благородству тонов и изяществу красок. К тому же Серов имел славу крайне скрупулезного художника, который мог на протяжении многих часов работать над незначительными мелкими деталями полотна, поэтому во многом его картины отличаются неподражаемой игрой света и тени и подробнейшей проработкой всех элементов. Такому гению изобразительного искусства, как Серов, хорошо давались работы в том числе и в быстро набирающем популярность жанре нового реализма.

Валентин Александрович

Валентин Александрович, несмотря на некоторую замкнутость и отстраненность, был довольно активным общественным деятелем, и принимал непосредственное участие в организации передвижных выставок. На протяжении 4 лет (с 1900 по 1904 год) он являлся членом объединения «Мир искусства», успев за это время создать несколько полотен, на которых изображен великий царь-реформатор Петр Первый.

Серов также активно участвовал в работе над сатирическим изданием «Жупел», подготавливая для него карикатуры с политическим подтекстом. Много лет подряд художник создавал иллюстрации для детского издания басен Крылова. Стоит отметить, что этой работой Валентин Александрович гордился особо. Будучи лучшим портретистом своего времени, Серов сумел добиться значительных результатов в других разделах живописи, а его культурное наследие оказало неоценимое влияние на развитие следующих поколений.

Эпилог

Могила В. А. Серова на Новодевичьем кладбище.

Гениальный художник скончался при весьма неожиданных обстоятельствах. 22 ноября 1911 года он ехал в поместье, принадлежащее Щербатовым, где он должен был писать, у Валентина Александровича случился приступ стенокардии.

Из прожитых 46 лет он 30 посвятил изобразительному искусству, создав внушительное количество настоящих шедевров и увековечив свое имя в истории русской и мировой живописи. Серов постоянно очень много работал и развивался как художник, поэтому и на сегодняшний день его картины вдохновляют многих как начинающих, так и профессиональных художников.

Со слов Валерия Брюсова, известного поэта, который преклонялся перед выдающимися талантами мастера, Серов являлся невероятно проницательным человеком, который мог увидеть скрытый смысл жизни и отобразить ее сущность в своих произведениях.

valentin-serov.ru

Валентина Серова - биография, фото, личная жизнь, фильмы

Валя родилась в украинской семье в Харькове. Отца Василия Половикова, инженера-гидролога, репрессировали. Мама Клавдия Половикова была актрисой, на воспитание дочери не хватало времени, поэтому Валентина росла у бабушки с дедушкой.

Когда девочке исполнилось 6 лет, она вместе с мамой отправилась в столицу России. Клавдия Михайловна устроилась в один из московских театров. Валя познакомилась с очаровательной атмосферой театральной жизни и влюбилась в актерскую профессию. Однажды ей даже доверили воплотить на сцене образ мальчика Давида в спектакле «Настанет время» с мамой в главной роли.

В биографии Валентины Серовой значатся два года рождения - 1917-й и 1919-й. Дело в том, что юная Валя собралась постигать азы актерского мастерства в Центральном техникуме театрального искусства, но не проходила по возрасту. В учебное заведение принимали исключительно с 16 лет, пришлось немного подправить информацию в свидетельстве о рождении.

Карьеру Валентина Васильевна начала с театральной сцены, входила в состав труппы сегодняшнего Ленкома (раньше этот храм Мельпомены именовался как Центральный ТРАМ).

Фильмы

Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».

Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.

Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.

Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.

Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.

Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.

В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).

Личная жизнь

Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.

Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.

Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.

В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.

В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.

Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.

В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.

Смерть

Валентину Серову обнаружили мертвой в собственной квартире ночью 12 декабря 1975 года. Жилье было полностью разграблено, впрочем, это никого не удивило - актриса часто принимала маргинальных гостей, с которыми выпивала. Сама умерла Валентина Васильевна, или ей помогли, так и осталось тайной.

Звезду, ярко блиставшую на экранах 30-х годов, хоронили скромно. О смерти узнали только читатели газеты «Вечерняя Москва» из мизерного, незаметного некролога. Константин Симонов после развода не общался с бывшей супругой, но в день похорон прислал букет роз. Валентина Серова покоится в Москве на Головинском кладбище.

ussr-akter.ru

Валентин Серов

Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.

Портрет Валентина Серова

Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.

Детство и юность

Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.

Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.

Валентин Серов в молодости

Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.

Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.

Автопортрет Валентина Серова

Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.

Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».

Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.

Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.

В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.

Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.

Автопортрет Валентина Серова

Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.

Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.

Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.

Живопись

На художественные взгляды Валентина Серова повлияла жизнь в Абрамцево. В имении Мамонтова появился портрет дочери мецената – 12-летней Веры Мамонтовой, названный «Девочка с персиками». Вера позировала художнику полтора месяца.

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»

Валентин Серов, рисуя девочку, добился цели – «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Юная натурщица на полотне и правда сияет детской свежестью.

В работу «Девушка, освещенная солнцем» молодой мастер вложил еще больше труда. На картине изображена Мария Симонович, двоюродная сестра Серова. Главное на полотне – игра солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Художник мечтал о легкости восприятия нарисованного им. Ему претило, что «в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного».

Картина Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Перед Машей Валентин Серов поставил задачу: вспоминать о приятном. Глядя на полотно, зрители и вправду «тонут» в безмятежности натурщицы, чувствуя теплоту солнечных «зайчиков».

Обе картины ценители живописи впервые увидели в 1888 году на московской выставке передвижников. Импрессионисты оценили новаторство мастера, смело смешавшего жанры портрета, интерьера и пейзажа.

В Абрамцеве Серов создал портрет Ольги Трубниковой, невесты. В начале 1889 года пара обвенчалась и отправилась на выставку в Париж. Вернувшись через полгода в Россию, Валентин Серов путешествовал по стране и в основном трудился над портретами.

Картина Валентина Серова «Портрет Ольги Трубниковой»

Серова недаром называют портретистом царской семьи. В 1892-м дворяне Харьковской губернии в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении состава на станции Борки заказали картину. С Александром III Валентин Серов встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков – Ксении, Михаила и Ольги – рисовал с натуры.

Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе. Так в 1896-м появилась картина «Миропомазание Государя Императора».

Картина Валентина Серова «Миропомазание Государя Императора»

Позже Валентин Серов создал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Федоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке. Позже коллега Серова – Константин Коровин – заметил, что Серов первый, кто заметил и отобразил на полотне мягкость, интеллигентность и слабость императора.

Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века.

С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи. Учителем его назвали Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.

Картина Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Рисуя портреты, Валентин Серов полагал важнейшей задачей передать эмоции, чувства персонажей. Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели – «Портрет Мики Морозова», написанный в 1901 году и признанный современниками и потомками гениальным.

В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренером и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнаженной танцовщицы Иды Рубинштейн.

Картина Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Изображение танцовщицы удивило современников Серова. В конце творческого пути художник уходил от реализма передвижников в сторону модернизма. Деформированное тело Иды, лишенное плоти, с неестественно длинными руками и ногами Репин назвал «гальванизированным трупом».

Тогда же ценители искусства получили от мэтра картину «Похищение Европы», навеянную посещением в компании Льва Бакста острова Крит. В рисунке Валентин Серов использовал яркую гамму: рыжий бык на фоне фиолетово-синих волн. На полотне просматриваются первые намеки на абстракционизм.

Картина Валентина Серова «Похищение Европы»

Один из последних шедевров мэтра – портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Над полотном светской львицы живописец трудился с 1909 года, закончил работу после перерыва в 1911-м и был чрезвычайно доволен портретом, что для Серова не характерно.

Тонкие ценители искусства уловили в портрете Орловой насмешку художника над персонажем, некую пародию на даму.

Картина Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»

Знатные люди мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались, ведь живописец слыл отличным физиономистом. Он видел человека насквозь, изображая даже то, что натурщик пытался скрыть. Таков портрет юного Феликса Юсупова, самодовольного и капризного наследника миллионного состояния, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. Даже мопс Феликса подчеркивает своенравие хозяина.

О жизни и творчестве гениального портретиста снято несколько фильмов. В 2015 году вышла документальная лента «Валентин Серов. Биография и география – Абрамцево».

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.

В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.

О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».

Смерть

Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно. Супруга пережила любимого мужа на 11 лет.

Могила Валентина Серова

Смерть художника в России восприняли так же трагично, как смерть Александра Пушкина и Льва Толстого. Похоронили Валентина Серова на Донском кладбище, но позже перенесли прах на Новодевичье.

Произведения

  • 1875 – «Синяя ваза»
  • 1885 – «Автопортрет»
  • 1885 – «Портрет О. Ф. Трубниковой»
  • 1887 – «Девочка с персиками»
  • 1888 – «Девушка, освещенная солнцем»
  • 1889 – «Портрет П. А. Мамонтовой»
  • 1892 – «И. Е. Репин»
  • 1893 – «И. И. Левитан»
  • 1899 – «А. С. Пушкин»
  • 1899 – «Александр III»
  • 1900 – «Николай II»
  • 1901 – «Мика Морозов»
  • 1902 – «З. Н. Юсупова»
  • 1904 – «С. П. Дягилев»
  • 1909 – «Анна Павлова»
  • 1910 – «Похищение Европы»
  • 1910 – «Ида Рубинштейн»
  • 1911 – «Портрет О. К. Орловой»
Page 2

Марлен Хуциев

Режиссёр, сценарист, актёр, театральный педагог, народный артист СССР

24smi.org

Биография Валентина Серова

Серов Валентин Александрович (1865-1911) – русский художник, портретист, график.

Рождение и семья

Великий художник появился на свет 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге.

Его отец, Александр Николаевич Серов, был знаменитым русским композитором и музыкальным критиком.

Мама художника, Валентина Семёновна Серова, тоже музыкальный критик и композитор, родом была из еврейской семьи. Её родители Бергман Семён Яковлевич и Гудзон Августина Карловна в Москве держали небольшую лавку колониальных товаров. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Не поладив с директором учебного заведения, ушла и начала брать частные уроки у Александра Серова, за которого в скором времени вышла замуж, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.

Отцу было 43 года, когда он женился на своей 17-летней ученице Валентине Бергман. Прошло чуть больше года, и у них родился единственный сын, которого назвали Валентином.

Детство

Семья Серовых была очень открытой и гостеприимной, в их дом всегда приходило много гостей. Мама и папа сына ласково называли Тоша, мальчику было около четырёх лет, когда он уже впервые побывал с родителями за границей.

Ранние детские годы Валентина прошли в артистическом мире, повсюду его окружало искусство. Среди друзей отца было много знаменитых и талантливых людей – Тургенев, Антокольский, Репин, Ге, последний к малышу был особенно ласков и часто рисовал ему в альбомах лошадок. Мама была одержимой нигилисткой и полностью поддерживала идеи Чернышевского. Её соратники часто собирались в доме Серовых и порой за спорами мешали маленькому Тоше слушать новые музыкальные произведения отца. Тем не менее мальчик любил такую суетность и шум. В эти минуты он получал возможность остаться наедине с собой, наблюдать за всеми, разглядывать, размышлять.

Но в январе 1871 года скоропостижно от сердечного приступа умер отец, и для маленького Валентина начались бесконечные скитания. После смерти Александра Николаевича его вдова решила написать оперу, но для этого нужно было дальше обучаться теории музыки и композиции, она уехала в Мюнхен.

А шестилетнего сына отправила в имение к своей подруге Н. Н. Друцкой-Соколинской на хутор Никольский в Смоленской губернии. Там мальчика определили в коммуну последователей Чернышевского.

Именно здесь был впервые замечен его талант к художеству. Но, в общем, от коммуны у ребёнка остались не самые лучшие воспоминания. За какую-то детскую проказу Друцкая порвала его рисунок. Но мальчик не смог этого простить и тайком порезал ножницами её любимое платье.

В 1872 году коммуна распалась, и маленького Валентина перевезли к матери в Мюнхен.

Детские годы за границей

Несмотря на своё страстное увлечение общественной деятельностью и музыкой, мама всё-таки обратила внимание на удивительные способности сына к рисованию. Хотя для неё было неожиданным, что талант ребёнка стал проявляться в направлении живописи, а не музыки. Валентина Семёновна стала развивать способности сына и в 1873 году отдала восьмилетнего ребёнка на обучение к немецкому гравёру Карлу Кёппингу.

Однажды рисунки мальчика увидел скульптор Антокольский. В детских художествах Серова уже тогда можно было заметить, что природа заложила в него дар к живописи. Антокольский посоветовал матери развивать у сына художественный талант и немедленно отдать его на обучение к Репину, который в то время проживал в Париже.

Осенью 1874 года Валентина Семёновна последовала советам Антокольского и перевезла сына в Париж. Она хорошо была знакома с художником И. Е. Репиным, который к тому времени уже успел прославиться своей картиной «Бурлаки на Волге». Художественные способности мальчика Репин оценил высоко и стал с удовольствием с ним заниматься. Учитель говорил о ребёнке: «Он настолько самозабвенно занимался рисованием, что иногда приходилось заставлять его бросить всё и отдохнуть».

Возвращение в Россию

В Париже Серовы пробыли чуть меньше года и в 1875 году вернулись в Россию. Они поселились в Абрамцево (Сергиево-Посадский район Московской области) в имении Мамонтовых. Здесь мать с сыном пробыли всё лето, и юный художник написал тогда свой первый натюрморт «Синяя ваза». К осени Серовы вернулись в Санкт-Петербург, и мальчик поступил на обучение в гимназию Карла Мая. Но здесь они тоже долго не задержались.

Мать познакомилась со студентом-нигилистом Василием Ивановичем Немчиновым, влюбилась, стала жить с ним гражданским браком, и вскоре они вместе отправились на Украину. Там поселились сначала в Киеве, позже переехали на принадлежавший Немчинову хутор Ахтырка в Харьковской губернии. Надо отдать должное, с маминым вторым мужем у ребёнка сложились хорошие отношения. Мужчина оказался прекрасным человеком, вместе с маленьким Валентином они ходили на охоту и рыбалку.

Пока жили в Киеве, Серов обучался в гимназии и посещал рисовальную школу Н. Н. Мурашко, которую рекомендовал ему Репин. В рисовальной школе талант Серова был отмечен малой серебряной медалью. В 1876 году у Валентина родился младший брат Александр.

Но вскоре на Украине началась эпидемия холеры. В конце 1878 года мать с детьми бежали в Москву, а Немчинов остался на хуторе, чтобы лечить крестьян. Если б он и захотел, всё равно не получилось бы уехать с Серовыми, Василий считался не благонадёжным в политическом смысле и находился под постоянным наблюдением полиции. Вскоре стало известно, что Немчинов сам заболел холерой и умер. Мать погоревала и принялась за работу над своей оперой.

Обучение

А Валентин продолжил в Москве свои занятия с Репиным, который к тому времени уже вернулся в Россию и поселился в Хамовниках. Также Серова определили на учёбу в третий класс первой московской прогимназии. Учиться парню не нравилось совсем, худшего ученика в классе вряд ли можно было отыскать, зато его рисунками восхищались все.

Когда уезжали с Украины, мама Валентина Семёновна оказалась беременной и в 1879 году родила дочь Надежду. Весной мать с младшими детьми уехала в Новгородскую губернию, а старшего Валентина оставила в Москве у своих родственников.

Но 14-летний юноша больше жил у Репина и под его руководством начал много и усердно работать. Репин писал портреты масляными красками, а Серов копировал их карандашом, так он учился передавать светотеневые эффекты. Юноше всё больше нравилось рисовать натюрморты, но уже в 1879 году он написал первые свои знаменитые портреты – мецената Саввы Ивановича Мамонтова и членов его семьи, а также своего учителя Репина.

Из гимназии Серова отчислили, и он с чистой совестью стал путешествовать с учителем Ильёй Ефимовичем. Репин много ездил, чтобы собрать материалы для своих работ, а Валентин всюду следовал за ним. Они проехали через всю Украину и Крым, побывали также в местах, связанных с Запорожской Сечью, а на лето уезжали в Абрамцево.

В 1880 году Репин направил Серова в Петербург, где парень поступил в Императорскую Академию Художеств. Как и советовал ему Илья Ефимович, Серов попал в класс П. П. Чистякова, который уже воспитал не одно поколение талантливых художников – Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля.

Валентин беспрекословно подчинялся Чистякову, порой его мнение было важнее для него, чем репинское. И Чистяков в свою очередь любил способного студента, гордился им и первым открыл юному художнику сокровища Эрмитажа. Он говорил о Серове, что «не встречал ещё в своей жизни человека, которому бы в такой полной мере природа отпустила талант в постижении художественного искусства. У него всё было превосходно: светотень и колорит, рисунок и характерность, композиция и чувство цельности».

Желание Серова творить самостоятельно было слишком велико, и, не окончив курса, он покинул Академию. Своё дальнейшее художественное образование он получил в голландских и итальянских музеях, где изучал живопись Европы.

Творчество

Ранние произведения Серова относились к русскому импрессионизму.

Среди раннего творчества художника особенно хочется отметить картины:

  • 1885 – «Волы»;
  • 1886 – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве. Церковь», «Открытое окно. Сирень», «Пруд в Абрамцеве»;
  • 1887 – «Букет сирени в вазе»; «Площадь Святого Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»;
  • 1888 – «Заросший пруд. Домотканово».

На формирование его художественных взглядов особенное влияние оказала жизнь Серова в Домотканово в имении его хорошего друга Владимира Дервиза и в Абрамцеве в имении мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Художник боготворил природу средней полосы России с её рощами и полянами, перелесками и оврагами, он обожал русские деревни с околицами. И именно Абрамцево и Домотканово вдохновляли его на счастливые творческие успехи, в этих имениях он создал свои знаменитые полотна.

На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Девочка как будто на одно мгновение зашла в комнату, чтобы взять со стола персик, а художник увидел её в этот момент и запечатлел. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.

В Домотканово он нарисовал ещё одну картину-шедевр «Девушку, освещённую солнцем». На этом полотне художник изобразил свою двоюродную сестру Симонович Марию Яковлевну. Девушка сидит в саду под деревом, а сквозь ветви и листву пробивается солнечный свет, играет бликами на её одежде.

Обе эти картины просто дышали красотой и свежестью, светом и юностью. О них говорили, будто полотна сотканы из воздуха и солнца. Работы Серова высоко оценили не только живописцы, но и коллекционеры. Художник только начинал свой путь, а сразу же оказался в числе лидеров.

Серов стал востребованным живописцем. Тульские помещики Селезнёвы заказывали ему роспись плафона «Феб лучезарный», за что заплатили 1000 рублей. Валентин стал выставлять свои полотна на конкурсах. Его картина «Девушка, освещённая солнцем» была приобретена Третьяковым за 300 рублей, а «Девочка с персиками» в русском благотворительном обществе любителей художественного искусства получила единственную премию в 200 рублей в номинации «Портрет».

Его мастерство крепло, а тематика картин постепенно удалялась от пейзажа и натюрмортов, всё больше Серов стал писать портреты. Среди его натурщиков были как близкие и родные ему люди, так и многие знаменитости того времени:

  • Максим Горький и Фёдор Шаляпин;
  • Николай Лесков и Антон Чехов;
  • Константин Коровин и Пётр Кончаловский;
  • Исаак Левитан и Илья Репин;
  • Гликерия Федотова и Мария Ермолова.

Популярность и известность, конечно же, радовали Серова, но вместе с этим для него началась кабала художника-портретиста, в которой он оказался до самой своей смерти. Ему заказывали портреты представители буржуазного класса, высшая знать и даже члены царской семьи.

В 1897 году Серов написал с натуры портрет великого князя Павла Александровича. В 1900 году это полотно выставили в Париже на всемирной выставке, картина получила Гран-при. Валентин Александрович стал одним из лучших европейских портретистов конца 19 века.

В 1898 году умер Третьяков, Серова избрали членом совета Третьяковской галереи, эту должность он занимал до конца своих дней.

Семья и дети

В 1889 году Серов женился на Ольге Фёдоровне Трубниковой.

Девушку воспитали родственники Серова по материнской линии Симоновичи, в их семье и произошло знакомство художника с любовью всей его жизни. Яков Миронович Симонович лечил от туберкулёза маму Оли. Но женщина умерла, и тогда Симоновичи приняли решение взять Олю в свою семью и воспитали её, как родную дочь.

Долгие девять лет они ждали тот день, когда станут мужем и женой. Сотни написанных писем и сказанных тёплых слов, наполненных любовью и нежностью. Благодаря Третьякову, который купил картину «Девушка, освещённая солнцем», Серов, наконец-то, смог на заработанные деньги сыграть свадьбу с любимой женщиной.

29 января 1889 года они венчались в Санкт-Петербурге в Храме Пресвятой Богородицы, свидетелем был И. Е. Репин.

После свадьбы они вместе побывали в Париже на Всемирной художественной выставке, после чего вернулись в Россию и поселились в Москве. У Серовых родилось шестеро детей.

Старшая дочь Ольга родилась в 1890 году, после революции, когда власти конфисковали серовский домик, осталась жить в стране. Умерла в 1946 году, после смерти Ольги в 1947 году были напечатаны её воспоминания об отце.

Сын Александр, родился в 1892 году, окончил Петроградский политехнический институт. Уехал жить в Ливан, для этой страны он разработал ирригационную систему, картографию водоёмов и рек, создал первые правила уличного движения. Он прожил дольше всех детей Серовых, умер в 1959 году.

Юрий родился в 1894 году, эмигрировал во Францию, где выступал на сцене. Скончался в 1929 году в возрасте 35 лет.

В 1896 году родился сын Михаил, жил в Москве, умер в 1938 году в возрасте 42 лет.

Сын Антон, родился в 1900 году, как и брат Михаил, прожил 42 года, погиб во время блокады Ленинграда.

Самая младшенькая дочь Наталья родилась в 1908 году, она была любимицей в семье, особенно обожал её отец. Уехала из России, жила во Франции, умерла так же, как и два старших брата, в возрасте 42 лет.

Смерть

Рано утром 5 декабря 1911 года Валентин Александрович собирался к Щербатовым на портретный сеанс. Но внезапно у него случился приступ стенокардии, он упал и умер. В самом расцвете сил и творчества, ему было всего 46 лет. Жена Оля пережила его на 11 лет, умерла в 1927 году за границей.

Ещё ни разу смерть художника в России не воспринималась так трагично, уход Серова приравнивали к уходу Пушкина, Чехова или Толстого. Похоронили его сначала на Донском кладбище, позже останки перенесли на Новодевичье кладбище.

stories-of-success.ru

Символ любви и верности. Печальная история Валентины Серовой

РИА Новости

Валентина Половикова (да, такая прозаическая была у будущей звезды фамилия) родилась в 1919 году в Харькове, в семье известной в городе актрисы и инженера-гидролога. Отец Валентины был репрессирован, и до шести лет маленькая Валя воспитывалась на хуторе у дедушки и бабушки. Пока Клавдия Половикова, уехавшая покорять Москву, не вызвала дочку в столицу.

Маму актрисы впоследствии называли женщиной со стальным характером. Воспитанная в крестьянской семье, прямолинейная и властная, она не колеблясь заберет у лишенной родительских прав Валентины внучку и на каждом суде будет убедительно рассказывать, что матери ребенка доверять нельзя. Но это будет уже после череды трагических событий, произошедших в жизни Серовой.

Как многие дети актеров, Валентина росла при театре. Впервые она вышла на сцену в восемь лет, в роли мальчика, сына главной героини, которую играла мать — Клавдия Половикова. С этого момента Валентина не могла думать ни о чем, кроме театра. В 14 лет, поправив метрику и прибавив себе два года, Валентина успешно поступила в Центральный техникум театрального искусства (ныне ГИТИС-РАТИ), а в 17 уже сыграла свою первую роль в кино — в драме Абрама Роома «Строгий юноша».

Признание в театральной среде к красивой и талантливой студентке тоже пришло очень скоро. Окончив вуз, она была зачислена в Театр рабочей молодежи, сегодня Ленком, и почти сразу введена на главные роли в нескольких спектаклях.

Дебюты юной актрисы прошли под ее девичьей фамилией, а вот настоящая слава пришла уже к Валентине Серовой. В 1938 году белокурая красавица счастливо вышла замуж за летчика-испытателя, героя гражданской войны в Испании, «сталинского сокола» Анатолия Серова.

Они познакомились на вечеринке, где Серов, уже легендарная личность, пригласил симпатичную девушку на танец. Впоследствии актриса говорила, что в тот момент почувствовала, будто отрывается от земли и летит. Молодые люди мгновенно влюбились друг в друга.

Будущий муж, ухаживая за Валентиной, совершал невероятные поступки. Например, провожал ее на гастроли из Москвы в Ленинград, сажал на поезд, тут же ехал в аэропорт и утром встречал на ленинградском перроне с букетом цветов. Мог «завернуть» в столицу с учений — повидаться с красавицей женой. Однажды на своем самолете он «написал» над домом слова «Валя» и «люблю».

Спустя год после свадьбы хорошенькая актриса стала знаменитой на всю страну: в 1939 году вышла «Девушка с характером», в котором Валентина ярко сыграла главную роль. Муж любимой гордился, она была счастлива, в семье царили мир и согласие.

Трагедия

Строгий юноша (1935)

После свадьбы Серовым подарили пятикомнатные хоромы на Лубянке, куда семейство въехало, готовясь к пополнению — Валентина была беременна. Но однажды на пороге появился незнакомый мужчина в военной форме. Он принес трагическую весть: Серова больше нет, летчик-испытатель разбился, испытывая по просьбе Сталина новый истребитель.

Валентина тяжело переживала смерть любимого. Родившегося через четыре месяца сына она назвала в честь отца — Анатолием.

Теперь на приемах Валентина занимала почетное место рядом с вождем и имела возможность попросить Сталина о чем угодно. Когда Валентина заговорила о новой квартире, все вокруг были поражены: пятикомнатный дворец, чего ей еще надо?! Но молодая вдова хотела жить скромнее и подальше от прежнего адреса. Место, где она испытала любовь и счастье, теперь, опустев, казалось невыносимым.

Желание исполнили. Валентина с маленьким Толиком переехали в двушку на Никитской улице. От горя актриса пыталась уйти в работу, без остатка растрачивая все силы и энергию на сцене.

Поэт

Девушка с характером (1939)

Роль в новом спектакле не удавалась. Актриса пыталась концентрироваться, снова и снова проигрывала диалоги в голове, репетировала дома, но, выходя на сцену, чувствовала себя скованно. Режиссер попросил назвать или попробовать вместе найти причину. Немного подумав, Валентина ответила: все дело в одном и том же человеке, который не пропускает ни одного спектакля, всегда сидит в первом ряду и не сводит с нее пристального взгляда.

Удивительного поклонника быстро разоблачили: им оказался набирающий популярность поэт, 24-летний Константин Симонов, безумно влюбленный в свою музу, которой впоследствии подарит самые известные свои стихи.

Валентина принимала ухаживания поэта, не скрывая, что ее сердце по‑прежнему несвободно. Она тосковала по мужу.Симонов, не выговаривающий «л» и «р», звал любимую Васькой, светился от счастья, когда она находилась рядом и, если они разлучались, ежедневно писал длинные лиричные письма.

Когда началась война, отлучки поэта стали частыми. В тот период роман уже знаменитого Симонова и популярной актрисы стал достоянием общественности. Они были красивой парой, вдохновляющей многих. Стихотворение «Жди меня», посвященное Валентине Серовой, поддерживало миллионы советских солдат и их семей. И только сам поэт и актриса знали, что та, которая ждет, неверна.

Маршал

Весенний поток (1940)

Актриса выступала в составе концертных бригад перед ранеными. Однажды в госпитале она встретила генерала Рокоссовского — и поняла, что влюбилась. Будущий маршал был женат, но жена с дочкой пропали без вести, и мужчина с головой окунулся в новый роман.

Они любили, позабыв обо всем на свете и не стеснялись чужих глаз. Страстный роман стремительно развивался целый год, пока в 1943-м влюбленный в Серову Симонов не сделал ей предложения. Будто предчувствовав скорое расставание с Рокоссовским, она дала согласие.

Хотела спокойствия и мечтала об отце для сына, была покорена глубокими признаниями поэта… По иронии судьбы, почти сразу после того, как Валентина начала готовиться к свадьбе, объявилась и семья Рокоссовского. Их роман закончился так же внезапно, как и начался.

Драма

Сердца четырёх (1941)

Поженившись, влюбленная пара для многих стала примером правильной советской семьи. Казалось, они и правда преданы друг другу. Пишут письма о любви, вместе ездят в командировки, представляя страну. Красивая актриса и талантливый поэт, переживший войну и пронесший сквозь нее истинную любовь.

Они жили в новой огромной квартире, одна гостиная в которой была 60 квадратных метров. В престижном Переделкино у семьи была дача, где для Валентины построили один из первых в стране частных бассейнов. Она продолжала усердно работать. В 1946 году вышел фильм «Глинка», за главную роль в котором Валентина получила Сталинскую премию…

Вот только о том, что маленький Толик был вынужден, по желанию Симонова, жить отдельно от матери, попал в плохую компанию, еще подростком стал выпивать и скоро оказался в колонии для несовершеннолетних, никто не рассказывал.

Проблемы с алкоголем рано начались и у актрисы, так и не оправившейся от гибели мужа. Ей было 29, когда в одном из писем Симонова к жене впервые проскользнули горькие слова о ее зависимости: «У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…»

Через год у них родится общая дочь Маша, а еще через семь лет поэт уйдет к другой женщине, пожелав спивающейся супруге счастья.

С родной матерью уже сильно пьющая Серова встретится в суде: та потребует лишить Валентину родительских прав, безжалостно припоминая, как дочь «упустила» Толика. Злые языки скажут, что Клавдия Михайловна претендовала на солидные алименты от знаменитого зятя, потому и билась до конца, пытаясь оставить внучку у себя. Сторонники же бабушки будут поддерживать Половикову, надеясь, что хотя бы второго ребенка непутевой Серовой можно будет выручить. В результате суда Машу Валентине не вернули.

Окончание

Жди меня (1943)

Серова страшно пила еще десяток лет. Ни о каком кино речи быть не могло. Жила на копейки, которые ей платили в Театре киноактера, где актриса числилась, но давно не выходила на сцену. Каждый раз, являясь за зарплатой, Валентина Васильевна неизменно интересовалась новыми ролями. Но для нее никогда ничего не было. Поначалу она еще боролась: писала руководству страны, что готова работать, чтобы выйти из этого порочного замкнутого круга. Просила помощи. Но давно потерявшая доверие власти актриса не получала ответов.

Шел 1975 год. В очередной раз отправившись за зарплатой в театр, она услышала за спиной: «Это что, Серова?! А я думала, она умерла!»Говорят, именно эта фраза окончательно перекрыла Валентине Васильевне кислород. А может, это просто красивая выдумка журналистов. Только на следующий день изуродованное тело женщины нашли в ее полупустой ограбленной квартире в Москве. Обстоятельства, при которых умерла актриса, до сих пор остаются нераскрытыми.

Симонов, которому сообщили о смерти бывшей жены на отдыхе в Кисловодске, не поехал прощаться. Но прислал на ее могилу 58 алых гвоздик — по числу лет актрисы. Позднее он попросит дочь привезти ему всю переписку с Валентиной и будет перечитывать исполненные любовью письма ночь напролет. А утром признается Маше: какой бы Валентина ни была, именно с ней он испытывал такое счастье, которого никто и никогда не испытывал.

Бессмертный гарнизон (1956)

Глинка (1946)

Дети Ванюшина (1973)

Заговор обречённых (1950)

Кремлёвские куранты (1970)

www.goodhouse.ru

Валентина Серова. Легка ли судьба актрисы?

Валентина Половикова родилась на Украине, ее мать была актрисой. Валя росла и красавицей, и умницей. С детства у нее не было сомнений, кем быть — только актрисой, как мама. История актрисы началась в техникуме театрального искусства —она училась мастерству и одновременно выходила на сцену, исполняя роли детей главных героев спектаклей.

Встреча молодой, красивой и пока неизвестной актрисы с молодым Героем Советского Союза, знаменитым летчиком-асом переросла в любовь и привела к браку в мае 1938 года. А в мае 1939 года Валентина овдовела, когда в одном из испытательных полетов ее муж трагически погиб. Через несколько месяцев она родила сына. С первым мужем Анатолием СеровымФото: ru.wikipedia.org

Молодую вдову начали снимать в кино. Ее партнерами по фильмам были многие знаменитые актеры того времени: Целиковская, Астангов, Свердлин, Чирков, Кадочников. Работая в театре, она играла роли в очередь с Любовью Орловой.

А вот в остальном… Ну, сериал про Валентину Серову по ТВ уже прошел. Вот только там все было показано красиво. А в жизни все было — как в жизни.

Была слава. Слава одной из лучших актрис СССР. Была любовь. И к Анатолию Серову, отцу ее сына. И спустя годы, уже в войну, к Константину Симонову, отцу ее дочери (с которой, по приговору суда, ей было запрещено встречаться). На фронтовых дорогах. Валентина Серова и Константин Симонов, 1944 г.Фото: ru.wikipedia.org

Говорят, была еще и любовь к Константину Рокоссовскому. Ну, тут одни слухи в стиле «ну, вы же понимаете…», «актрисы — они такие…», «…а Рокоссовский — такой мужик был в те годы!» В общем, слухи и только слухи, базирующиеся на том общепринятом, что «все актрисы — такие».

Мне довелось видеть киноактрису в начале 60-х. Уже много времени спустя мне сказали, кто была эта старая женщина со страшно испитым лицом. Про ее сына, водителя не то грузовика, не то бульдозера, приезжавшего к матери, жившей в дачном доме возле нашего городка, говорили, что он не то от Симонова, не то еще от кого-то. А то, что он сын одного из первых Героев Советского Союза, я узнал только сейчас.

Живя в дачном доме, Валентина Серова тогда еще не перестала быть интересной личностью. Она собрала детей, живших на соседних дачах, создала из них «театральную труппу», и они сыграли спектакль. Для родителей. Про волшебство, про принца и принцессу, про злодея-пирата и про счастье влюбленных. Кадр из к/ф «Кремлёвские куранты», 1970 г.Фото: Источник

В конце 70-х, при переезде, я все это про спектакль и узнал — мама начала разбирать и сортировать старые фотографии и отложила в сторону те, что были сделаны папой на том спектакле. Она сказала, указывая на ту старушку, что создала этот спектакль: «Ты, кстати, знаешь, кто это? Это та самая знаменитая Валентина Серова!» А я, к моему стыду, никакой Серовой тогда еще не знал, а кто она такая, я узнал позже.

Я был уверен, что она умерла уже тогда, в начале 60-х, и с удивлением прочитал в Википедии, что она умерла аж в 1975 году. Ее убили при ограблении ее квартиры. Ее сын умер на год раньше.

Отчего она начала пить? Были ли в этом виноваты ее отношения с Константином Симоновым, или ее творческие неудачи в начале 50-х годов? Или вообще — что-то еще?

Почему ей тогда, в начале 50-х, никто не помог, а наоборот — только потоптались толпой, выгнав из театра, прославив как конченую алкоголичку? Из зависти к уже отгоревшей звезде? Из-за ее ролей в театре?

…А те дачные домики в начале 60-х доживали свои последние годы. Очень скоро те дачи снесли, а на их месте построили типовые многоквартирные дома. Кадр из к/ф «Глинка», 1946 г.Фото: Источник

И осталось от нее только:

Жди меня и я вернусь.Только очень жди…

А еще:

Я помню зал для репетицийИ свет, зажженный, как на грех.И шепот твой — что не годится

Так делать на виду у всех.

Спасибо ей и вечная память…

shkolazhizni.ru


Смотрите также